Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)
20 января 2006 г., № 10-11 (22638-22639) ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ ЛИПЕЦКАЯ. Областная программа «Развитие образования Липецкой области (2006-2008 годы)» ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Наименование Областная программа «Развитие Программы образования Лирецкой области (2006— 2008 годы)» (далее — Программа) Основание Щ 1 я разработки Программы Закон Липецкой области от 22.12.2004 г. № 147-03 «О Программе социально-экономического развития Липецкой области на 2О0б год и на период до 2008 года» Государственный Администрация Липецкой области заказчик (далее — администрация области) Разработчик Программы Департамент образования и науки администрации области Цель и задачи Программы Основной целью Программы является создание оптимальных условий и дополнительных механизмов для обеспечения доступного, качественного, безопасного и конкурентоспособного образования для всех слоев населения области вне зависимости от места жительства и доходов. Программа предусматривает решение основных задач: — удовлетворение различных образовательных потребностей детей и молодежи в рамках дошкольного, общего (включая коррекционное), профессионального и дополнительного образования; — укрепление статуса образования как фактора социально-культурного и экономического развития области; — укрепление материально-техни ческой базы и ресурсного обеспечения системы образования; — сохранение и укрепление здоровья обучающихся на основе совершенствования образовательного процесса; — усиление воспитательных функций образования; — создание условий для повышения качества образования и воспитания в образовательных учреждениях; — повышение эффективности экономической и управленческой деятельности в системе образования; — совершенствование системы кадрового обеспечения отрасли; — усиление ориентации деятельно сти учреждений профессионального образования на потребности рынка труда области Сроки реализации 2006—2008 годы Программы Основные исполнители Департамент образования и науки мероприятий Программы администрации области; управление культуры и искусства администрации области; управление финансов администрации области; управление здравоохранения администрации области; управление экономики администрации области; управление делами администрации области; архивный отдел администрации области Объемы и источники финансирования Ожидаемые конечные результаты реализации Программы Организация контроля за исполнением Программы Постановление тридцать девятой сессии Липецкого областного Совета депутатов третьего созыва Л/в 1073-псот 15.12.2005 г. Об областной программе «Развитие образования Липецкой области (2006-2008 годы)» Рассмотрев представленный главой администрации обла сти проект областной программы «Развитие образования Ли пецкой области (2006— 2008 годы)», принимая во внимание не обходимость создания условий для обеспечения доступного и качественного образования для всех слоев населения на тер ритории Липецкой области, руководствуясь статьей 30 Устава Липецкой области Российской Федерации, учитывая решение комитета областного Совета депутатов по науке, образованию, культуре, спорту, делам семьи и молодежи, областной Совет депутатов постановляет: 1. Утвердить областную программу «Развитие образова ния Липецкой области (2006—2008 годы)» (прилагается). 2. Рекомендовать органам местного самоуправления горо дов и районов области разработать аналогичные программы, предусмотрев их финансирование из местных бюджетов. 3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его офи циального опубликования. Председатель областного Совета депутатов П. ПУТИЛИН Прогнозируемый объем финансирования из областного бюджета составит 663461 тыс. рублей. Объемы расходов на выполнение мероприятий (Программы ежегодно уточняются в процессе исполнения областного бюджета и при формировании бюджета на очередной финансовый год 1. Устойчивое, поступательное развитие системы образования на основе более полного удовлетворения различных о^азовательных потребностей детей и молодежи в рамках дошкольного, общего (включая коррекционное), профессионального и дополнительного образования. 2. Достижение нового качественного уровня в ресурсном обеспечении образовательного процесса. 3. (Зоз/\ание здоровых и безопасных условии обучения и воспитания. 4. Расширение возможностей для выявления и развития способностей и интересов детей. 5. Многоуровневая поддержка воспитания и социализации детей. 6. Формирование у детей и молодежи патриотизма и гражданственности, основных социальных навыков, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, здорового образа жизни. 7. Противодействие негативным социальным процессам. 8. Создание условий для перехода общеобразовательных учреждений на профильное обучение. 9. Структурно-содержательная модернизация сети учреждений профессионального образования областного подчинения. 10. Повышение эффективности использования бюджетных средств и расширение возможностей для привлечения в сферу образования внебюджетных средств. 11. Обеспечение гарантий социальной поддержки учащимся и студентам образовательных учреждений, повышение их социальной защищенности. Общий контроль за исполнением Программы осуществляет администрация области. Департамент образования и науки администрации области представляет ежегодный отчет об исполнении Программы в администрацию области. ВВЕДЕНИЕ Сфера образования оказывает всё более активное влияние на развитие общества в условиях происходящих в нём техноло гических и информационных преобразований, когда от исполь зования инновационного потенциала зависит будущее области, страны. Переход от локальных изменений к системным преобра зованиям делает образование наиболее динамичной сферой. В этом проявляется её важнейшая опережающая функция, позво ляющая соответствовать долговременным объективным потреб ностям общества и усиливать действенность всех остальных, в том числе и экономических, составляющих общественного про гресса. Для успешной реализации этой функции требуется качествен ное обновление традиционных подходов к образованию. Гаран- тией социальной стабильности, культурного и зкономического раз вития области станет преобладание среди ее жителей людей, прошедших в системе образования процесс личностного, граж данского, культурного и профессионального становления. Таким образом, влияние образования на область носит стратегичес кий характер. Под системой образования в соответствии со ст. 8 Закона Российской Федерации «Об образовании» понимается совокуп ность взаимодействующих преемственных образовательных про грамм и государственных образовательных стандартов различ ного уровня и направленности; сети реализующих их образова тельных учреждений независимо от их организационно-право вых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций; объединений юридических лиц, общественных и государственно-обществен ных объединений, осуществляющих деятельность в области об разования. Сложившаяся в области система образования обеспечивает непрерывность, доступность и качество всех ступеней и уровней образования. За годы своего существования она сохранила и приумножила лучшие традиции отечественного образования, реализовала стабильное и надежное функционирование своих компонентов, предоставила широкие возможности всем жителям области реализовать право на образование, обеспечила кадро вый потенциал области и страны. Нормативная правовая база позволяет в целом успешно ре шать многие возникающие в деятельности системы образова ния проблемы. Комплексное и эффективное развитие образова ния области требует принятия многоуровневой и межведомствен ной программы. Среди проблем, требующих первоочередного внимания, находятся следующие: • недостаточное материально-техническое оснащение обра зовательного процесса во всех типах учреждений; • несовершенство или отсутствие федеральных правовых и организационно-экономических механизмов осуществления об разовательной политики; • недостаточная концентрация потенциала системы обра зования на ключевых направлениях развития. Решению названных вопросов будет способствовать област ная программа «Развитие образования Липецкой области (2006— 2008 годы)» (далее — Программа), представляющая собой ана лиз современного состояния образования в области, определе ние потребностей областных, муниципальных и федеральных уч реждений образования по конкретным направлениям развития, определение цели и задач развития образования, прогнозный план на среднесрочную перспективу, комплекс мероприятий по достижению намеченных результатов. Основными принципами, лежащими в основе Программы как инструмента, обеспечивающего развитие социально значимой отрасли области, являются; • доступность качественного офазования; • целостность и системность образования; • вариативность учреждений и программ; • непрерывность и преемственность образования; • ресурсная обеспеченность развития образования. В ходе реализации Программы должна быть обеспечена га рантия доступности и качества конкурентоспособного образова ния для всех слоев населения области вне зависимости от места жительства и доходов на основе создания для этого оптималь ных условий и дополнительных механизмов. Значение государственного масштаба имеет ориентация всей системы образования на воспитание здорового, грамотного граж данина России, имеющего достаточные навыки для обеспечения собственного благополучия и процветания области и страны. В качестве основных направлений образовательной полити ки области, на достижение которых направлено содержание про граммных мероприятий, рассматриваются: • поддержание основных показателей, достигнутых в сфе ре непрерывного образования; • обеспечение их соответствия потребностям развития об ласти; • максимальная поддержка и активизация творческого по тенциала обучающих и обучаемых на основе традиционных куль турных ценностей, современного содержания образования и эф фективных педагогических технологий; • обеспечение комплексных безопасных условий учебно-вос питательной деятельности. 1. СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ В последние годы образовательная система области, пре терпев некоторые изменения, в целом сохранила, а по многим аспектам и расширила спектр предоставляемых услуг и возмож ностей. В настоящее время в области функционируют 1202 образо вательных учреждения всех типов и видов с контингентом обуча ющихся и воспитанников 234020 человек и количеством педаго гических работников 30763 человека. Затраты на образование составляют пятую часть объема рас ходов бюджета области. В 2005 году они выросли до 5337 млн. руб. против 3676 млн. руб. в 2004 году. В целом по области рост составил 1661 млн. руб. (45%). Освоение капиталовложений по строительств объектов об разования за 2004 год составило 223,8 млн. руб., из них доля областного бюджета — 139,7 млн. руб. Воадастающие требования к системе образования вызыва ют необходимость наращивания ее ресурсного потенциала. Уве личения объемов затрат по-прежнему недостаточно для удовлет ворения потребностей образовательных учреждений в матери ально-техническом оснащении. В последние годы наиболее существенные количественные и качественные изменения произошли в системе дошкольного об разования. Сеть дошкольных образовательных учреждений со кратилась по сравнению с началом 90-х годов на 43% в связи с закрытием детских садов по экономическим причинам и умень шением рождаемости детей. В настоящее время контингент детей дошкольного возраста увеличивается. Очередь на получение места в дошкольных обра зовательных учреждениях превысила 5 тысяч детей, переуплот- нённость групп в городских детских садах доходит до 35%. Учи тывая это, администрация области и органы местного самоуп равления приняли меры по восстановлению сети дошкольных образовательных учреждений и созданию групп кратковремен ного пребывания детей. Только в 2004— 2005 учебном году восстановлено 3 дошколь ных образовательных учреждения (в с. Синявка Грязинского рай она; с.Борисовка Добровского района; с. Берёзовка Становлянс- кого района), открыт филиал дошкольного образовательного уч реждения детского сада № 6 г. Липецка на 4 группы. Это позво лило за последние 3 года увеличить охват детей дошкольным образованием с 52% до 56% (свыше 31 тысячи детей получают дошкольное образование и воспитание). Созданы и функциони руют свыше 50 групп кратковременного пребывания детей с ох ватом около 500 человек, что дает реальную возможность боль шему количеству детей получать дошкольное образование, не нарушается «единый старт» при поступлении их в школу. Основными задачами дошкольного уровня образования об ласти являются создание условий для увеличения охвата детей в возрасте до 6 лет разными формами дошкольного образования, сохранение и укрепление их здоровья. Реализация этих задач потребует: — развития вариативных форм организации дошкольного образования; — дальнейшего укрепления материально-технической базы дошкольных учреждений; — улучшения учебно-методического оснащения образователь но-воспитательного процесса. Базовым звеном системы образования является основное общее образование. Именно здесь должны произойти значитель ные перемены. В последние годы успешно решена задача обеспечения ста бильности функционирования сферы среднего (полного) общего образования, сохраняется его престижность (до 70% выпускни ков основной школы продолжают обучение в 10-11 классах). Уменьшение на 20% по сравнению с 2000 годом числа обуча емых в школах области не привело к существенному сокращению сети этих учреждений, которая полностью удовлетворяет обра зовательные потребности населения. С 2003 года липецкие школьники и абитуриенты участвуют в эксперименте по введению Единого государственного экзамена, показывая высокие результаты по сдаваемым дисциплинам в сравнении с другими регионами. 16% детей школьного возраста учатся в инновационных об разовательных учреждениях, продолжается процесс их создания (в 2004— 2005 учебном году статус инновационных получили 1У10У N9 47 г. Липецка с углубленным изучением отдельных предметов, лицей с. Долгоруково). В образовательных учреждениях области открыто 180 классов с углубленным изучением предметов, в 129 школах созданы профильные классы. Сохранена сеть вечерних (сменных) школ, специализированных учебных заведений для детей с отклонениями в здоровье, общеобразовательных школ- интернатов. Конкурентоспособное образование есть образование каче ственное, которое предполагает поддержку наиболее одаренных и высокомотивированных детей. В последние годы эта работа приобретает более системный характер, создаются условия для развития и поддержки учреждений, работающих с одаренными детьми, осуществляется социальная поддержка одаренных де тей. Одним из основных направлений работы с одаренными и высокомотивированными школьниками являются школьные, рай онные (городские), областные, всероссийские предметные олим пиады. сформирована система олимпиад всех уровней, включая олимпиады вузов. Олимпиады проводятся по предметам есте ственно-математического и гуманитарного циклов, за последние десять лет число этих предметов возросло с 6 до 20. На муници пальном уровне в них принимает участие каждый третий ученик 9-11 классов, на областной этап выходят более 80() школьников (3% от их общего числа). Ежегодно от 4 до 7 липецких школьни ков становятся призерами всероссийских олимпиад. Для творчески одаренной молодежи проводятся различные спортивные соревнования, творческие конкурсы, конкурсы про фессионального мастерства. Традиционными стали профильные смены юных умников и умниц, участие в программе «Шаг в буду щее». В прошлом учебном году впервые была проведена олимпи ада среди учащихся учреждений начального профессионального образования по предметам «Основы экономики» и «Черчение». Липецкие школьники участвуют в финальных всероссийских и международных конкурсах и соревнованиях. Остаются проблемы, связанные с оптимизацией сети учреж дений общего образования, обновлением учебно-лабораторного оборудования, переподготовкой кадров, разработкой и созда нием муниципальной системы управления качеством образова ния. Произошли существенные изменения в финансово-матери альном обеспечении общего образования. Осуществлен переход на нормативное финансирование из областного и местных бюджетов. Расходы областного бюджета на реализацию государственных гарантий прав граждан на по лучение общедоступного и бесплатного общего образования за 2004— 2005 годы составили 2871 млн. руб. Для материально-технического обеспечения учебного процесса общеобразовательных школ в 2004— 2005 гг. приобретено обору дования и инвентаря за счет средств областного бюджета на сум му 104 млн. 094 тыс. руб. В расчете на одного учащегося это со ставило 0,8 тыс. руб. В ходе реализации областных комплексных программ по улуч шению положения детей в основном решены вопросы оснащения школ компьютерной техникой, спортивным оборудованием и ин- (Продолжение на 14-й стр .)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz