Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

20 января 2006 г., № 10-11 (22638-22639) ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ ЛИПЕЦКАЯ. Областная программа «Развитие образования Липецкой области (2006-2008 годы)» ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Наименование Областная программа «Развитие Программы образования Лирецкой области (2006— 2008 годы)» (далее — Программа) Основание Щ 1 я разработки Программы Закон Липецкой области от 22.12.2004 г. № 147-03 «О Программе социально-экономического развития Липецкой области на 2О0б год и на период до 2008 года» Государственный Администрация Липецкой области заказчик (далее — администрация области) Разработчик Программы Департамент образования и науки администрации области Цель и задачи Программы Основной целью Программы является создание оптимальных условий и дополнительных механизмов для обеспечения доступного, качественного, безопасного и конкурентоспособного образования для всех слоев населения области вне зависимости от места жительства и доходов. Программа предусматривает решение основных задач: — удовлетворение различных образовательных потребностей детей и молодежи в рамках дошкольного, общего (включая коррекционное), профессионального и дополнительного образования; — укрепление статуса образования как фактора социально-культурного и экономического развития области; — укрепление материально-техни­ ческой базы и ресурсного обеспечения системы образования; — сохранение и укрепление здоровья обучающихся на основе совершенствования образовательного процесса; — усиление воспитательных функций образования; — создание условий для повышения качества образования и воспитания в образовательных учреждениях; — повышение эффективности экономической и управленческой деятельности в системе образования; — совершенствование системы кадрового обеспечения отрасли; — усиление ориентации деятельно­ сти учреждений профессионального образования на потребности рынка труда области Сроки реализации 2006—2008 годы Программы Основные исполнители Департамент образования и науки мероприятий Программы администрации области; управление культуры и искусства администрации области; управление финансов администрации области; управление здравоохранения администрации области; управление экономики администрации области; управление делами администрации области; архивный отдел администрации области Объемы и источники финансирования Ожидаемые конечные результаты реализации Программы Организация контроля за исполнением Программы Постановление тридцать девятой сессии Липецкого областного Совета депутатов третьего созыва Л/в 1073-псот 15.12.2005 г. Об областной программе «Развитие образования Липецкой области (2006-2008 годы)» Рассмотрев представленный главой администрации обла­ сти проект областной программы «Развитие образования Ли ­ пецкой области (2006— 2008 годы)», принимая во внимание не­ обходимость создания условий для обеспечения доступного и качественного образования для всех слоев населения на тер­ ритории Липецкой области, руководствуясь статьей 30 Устава Липецкой области Российской Федерации, учитывая решение комитета областного Совета депутатов по науке, образованию, культуре, спорту, делам семьи и молодежи, областной Совет депутатов постановляет: 1. Утвердить областную программу «Развитие образова­ ния Липецкой области (2006—2008 годы)» (прилагается). 2. Рекомендовать органам местного самоуправления горо­ дов и районов области разработать аналогичные программы, предусмотрев их финансирование из местных бюджетов. 3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его офи­ циального опубликования. Председатель областного Совета депутатов П. ПУТИЛИН Прогнозируемый объем финансирования из областного бюджета составит 663461 тыс. рублей. Объемы расходов на выполнение мероприятий (Программы ежегодно уточняются в процессе исполнения областного бюджета и при формировании бюджета на очередной финансовый год 1. Устойчивое, поступательное развитие системы образования на основе более полного удовлетворения различных о^азовательных потребностей детей и молодежи в рамках дошкольного, общего (включая коррекционное), профессионального и дополнительного образования. 2. Достижение нового качественного уровня в ресурсном обеспечении образовательного процесса. 3. (Зоз/\ание здоровых и безопасных условии обучения и воспитания. 4. Расширение возможностей для выявления и развития способностей и интересов детей. 5. Многоуровневая поддержка воспитания и социализации детей. 6. Формирование у детей и молодежи патриотизма и гражданственности, основных социальных навыков, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, здорового образа жизни. 7. Противодействие негативным социальным процессам. 8. Создание условий для перехода общеобразовательных учреждений на профильное обучение. 9. Структурно-содержательная модернизация сети учреждений профессионального образования областного подчинения. 10. Повышение эффективности использования бюджетных средств и расширение возможностей для привлечения в сферу образования внебюджетных средств. 11. Обеспечение гарантий социальной поддержки учащимся и студентам образовательных учреждений, повышение их социальной защищенности. Общий контроль за исполнением Программы осуществляет администрация области. Департамент образования и науки администрации области представляет ежегодный отчет об исполнении Программы в администрацию области. ВВЕДЕНИЕ Сфера образования оказывает всё более активное влияние на развитие общества в условиях происходящих в нём техноло­ гических и информационных преобразований, когда от исполь­ зования инновационного потенциала зависит будущее области, страны. Переход от локальных изменений к системным преобра­ зованиям делает образование наиболее динамичной сферой. В этом проявляется её важнейшая опережающая функция, позво­ ляющая соответствовать долговременным объективным потреб­ ностям общества и усиливать действенность всех остальных, в том числе и экономических, составляющих общественного про­ гресса. Для успешной реализации этой функции требуется качествен­ ное обновление традиционных подходов к образованию. Гаран- тией социальной стабильности, культурного и зкономического раз­ вития области станет преобладание среди ее жителей людей, прошедших в системе образования процесс личностного, граж­ данского, культурного и профессионального становления. Таким образом, влияние образования на область носит стратегичес­ кий характер. Под системой образования в соответствии со ст. 8 Закона Российской Федерации «Об образовании» понимается совокуп­ ность взаимодействующих преемственных образовательных про­ грамм и государственных образовательных стандартов различ­ ного уровня и направленности; сети реализующих их образова­ тельных учреждений независимо от их организационно-право­ вых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций; объединений юридических лиц, общественных и государственно-обществен­ ных объединений, осуществляющих деятельность в области об­ разования. Сложившаяся в области система образования обеспечивает непрерывность, доступность и качество всех ступеней и уровней образования. За годы своего существования она сохранила и приумножила лучшие традиции отечественного образования, реализовала стабильное и надежное функционирование своих компонентов, предоставила широкие возможности всем жителям области реализовать право на образование, обеспечила кадро­ вый потенциал области и страны. Нормативная правовая база позволяет в целом успешно ре­ шать многие возникающие в деятельности системы образова­ ния проблемы. Комплексное и эффективное развитие образова­ ния области требует принятия многоуровневой и межведомствен­ ной программы. Среди проблем, требующих первоочередного внимания, находятся следующие: • недостаточное материально-техническое оснащение обра­ зовательного процесса во всех типах учреждений; • несовершенство или отсутствие федеральных правовых и организационно-экономических механизмов осуществления об­ разовательной политики; • недостаточная концентрация потенциала системы обра­ зования на ключевых направлениях развития. Решению названных вопросов будет способствовать област­ ная программа «Развитие образования Липецкой области (2006— 2008 годы)» (далее — Программа), представляющая собой ана­ лиз современного состояния образования в области, определе­ ние потребностей областных, муниципальных и федеральных уч­ реждений образования по конкретным направлениям развития, определение цели и задач развития образования, прогнозный план на среднесрочную перспективу, комплекс мероприятий по достижению намеченных результатов. Основными принципами, лежащими в основе Программы как инструмента, обеспечивающего развитие социально значимой отрасли области, являются; • доступность качественного офазования; • целостность и системность образования; • вариативность учреждений и программ; • непрерывность и преемственность образования; • ресурсная обеспеченность развития образования. В ходе реализации Программы должна быть обеспечена га­ рантия доступности и качества конкурентоспособного образова­ ния для всех слоев населения области вне зависимости от места жительства и доходов на основе создания для этого оптималь­ ных условий и дополнительных механизмов. Значение государственного масштаба имеет ориентация всей системы образования на воспитание здорового, грамотного граж­ данина России, имеющего достаточные навыки для обеспечения собственного благополучия и процветания области и страны. В качестве основных направлений образовательной полити­ ки области, на достижение которых направлено содержание про­ граммных мероприятий, рассматриваются: • поддержание основных показателей, достигнутых в сфе­ ре непрерывного образования; • обеспечение их соответствия потребностям развития об­ ласти; • максимальная поддержка и активизация творческого по­ тенциала обучающих и обучаемых на основе традиционных куль­ турных ценностей, современного содержания образования и эф­ фективных педагогических технологий; • обеспечение комплексных безопасных условий учебно-вос­ питательной деятельности. 1. СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ В последние годы образовательная система области, пре­ терпев некоторые изменения, в целом сохранила, а по многим аспектам и расширила спектр предоставляемых услуг и возмож­ ностей. В настоящее время в области функционируют 1202 образо­ вательных учреждения всех типов и видов с контингентом обуча­ ющихся и воспитанников 234020 человек и количеством педаго­ гических работников 30763 человека. Затраты на образование составляют пятую часть объема рас­ ходов бюджета области. В 2005 году они выросли до 5337 млн. руб. против 3676 млн. руб. в 2004 году. В целом по области рост составил 1661 млн. руб. (45%). Освоение капиталовложений по строительств объектов об­ разования за 2004 год составило 223,8 млн. руб., из них доля областного бюджета — 139,7 млн. руб. Воадастающие требования к системе образования вызыва­ ют необходимость наращивания ее ресурсного потенциала. Уве­ личения объемов затрат по-прежнему недостаточно для удовлет­ ворения потребностей образовательных учреждений в матери­ ально-техническом оснащении. В последние годы наиболее существенные количественные и качественные изменения произошли в системе дошкольного об­ разования. Сеть дошкольных образовательных учреждений со­ кратилась по сравнению с началом 90-х годов на 43% в связи с закрытием детских садов по экономическим причинам и умень­ шением рождаемости детей. В настоящее время контингент детей дошкольного возраста увеличивается. Очередь на получение места в дошкольных обра­ зовательных учреждениях превысила 5 тысяч детей, переуплот- нённость групп в городских детских садах доходит до 35%. Учи­ тывая это, администрация области и органы местного самоуп­ равления приняли меры по восстановлению сети дошкольных образовательных учреждений и созданию групп кратковремен­ ного пребывания детей. Только в 2004— 2005 учебном году восстановлено 3 дошколь­ ных образовательных учреждения (в с. Синявка Грязинского рай­ она; с.Борисовка Добровского района; с. Берёзовка Становлянс- кого района), открыт филиал дошкольного образовательного уч­ реждения детского сада № 6 г. Липецка на 4 группы. Это позво­ лило за последние 3 года увеличить охват детей дошкольным образованием с 52% до 56% (свыше 31 тысячи детей получают дошкольное образование и воспитание). Созданы и функциони­ руют свыше 50 групп кратковременного пребывания детей с ох­ ватом около 500 человек, что дает реальную возможность боль­ шему количеству детей получать дошкольное образование, не нарушается «единый старт» при поступлении их в школу. Основными задачами дошкольного уровня образования об­ ласти являются создание условий для увеличения охвата детей в возрасте до 6 лет разными формами дошкольного образования, сохранение и укрепление их здоровья. Реализация этих задач потребует: — развития вариативных форм организации дошкольного образования; — дальнейшего укрепления материально-технической базы дошкольных учреждений; — улучшения учебно-методического оснащения образователь­ но-воспитательного процесса. Базовым звеном системы образования является основное общее образование. Именно здесь должны произойти значитель­ ные перемены. В последние годы успешно решена задача обеспечения ста­ бильности функционирования сферы среднего (полного) общего образования, сохраняется его престижность (до 70% выпускни­ ков основной школы продолжают обучение в 10-11 классах). Уменьшение на 20% по сравнению с 2000 годом числа обуча­ емых в школах области не привело к существенному сокращению сети этих учреждений, которая полностью удовлетворяет обра­ зовательные потребности населения. С 2003 года липецкие школьники и абитуриенты участвуют в эксперименте по введению Единого государственного экзамена, показывая высокие результаты по сдаваемым дисциплинам в сравнении с другими регионами. 16% детей школьного возраста учатся в инновационных об­ разовательных учреждениях, продолжается процесс их создания (в 2004— 2005 учебном году статус инновационных получили 1У10У N9 47 г. Липецка с углубленным изучением отдельных предметов, лицей с. Долгоруково). В образовательных учреждениях области открыто 180 классов с углубленным изучением предметов, в 129 школах созданы профильные классы. Сохранена сеть вечерних (сменных) школ, специализированных учебных заведений для детей с отклонениями в здоровье, общеобразовательных школ- интернатов. Конкурентоспособное образование есть образование каче­ ственное, которое предполагает поддержку наиболее одаренных и высокомотивированных детей. В последние годы эта работа приобретает более системный характер, создаются условия для развития и поддержки учреждений, работающих с одаренными детьми, осуществляется социальная поддержка одаренных де ­ тей. Одним из основных направлений работы с одаренными и высокомотивированными школьниками являются школьные, рай­ онные (городские), областные, всероссийские предметные олим­ пиады. сформирована система олимпиад всех уровней, включая олимпиады вузов. Олимпиады проводятся по предметам есте­ ственно-математического и гуманитарного циклов, за последние десять лет число этих предметов возросло с 6 до 20. На муници­ пальном уровне в них принимает участие каждый третий ученик 9-11 классов, на областной этап выходят более 80() школьников (3% от их общего числа). Ежегодно от 4 до 7 липецких школьни­ ков становятся призерами всероссийских олимпиад. Для творчески одаренной молодежи проводятся различные спортивные соревнования, творческие конкурсы, конкурсы про­ фессионального мастерства. Традиционными стали профильные смены юных умников и умниц, участие в программе «Шаг в буду­ щее». В прошлом учебном году впервые была проведена олимпи­ ада среди учащихся учреждений начального профессионального образования по предметам «Основы экономики» и «Черчение». Липецкие школьники участвуют в финальных всероссийских и международных конкурсах и соревнованиях. Остаются проблемы, связанные с оптимизацией сети учреж­ дений общего образования, обновлением учебно-лабораторного оборудования, переподготовкой кадров, разработкой и созда­ нием муниципальной системы управления качеством образова­ ния. Произошли существенные изменения в финансово-матери­ альном обеспечении общего образования. Осуществлен переход на нормативное финансирование из областного и местных бюджетов. Расходы областного бюджета на реализацию государственных гарантий прав граждан на по­ лучение общедоступного и бесплатного общего образования за 2004— 2005 годы составили 2871 млн. руб. Для материально-технического обеспечения учебного процесса общеобразовательных школ в 2004— 2005 гг. приобретено обору­ дования и инвентаря за счет средств областного бюджета на сум­ му 104 млн. 094 тыс. руб. В расчете на одного учащегося это со­ ставило 0,8 тыс. руб. В ходе реализации областных комплексных программ по улуч­ шению положения детей в основном решены вопросы оснащения школ компьютерной техникой, спортивным оборудованием и ин- (Продолжение на 14-й стр .)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz