Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ газета ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 9 июня 2006 г., № 111 (22739) о выборах глав муниципальных образований в Липецкой области (Продолжение. Начало на 5-9-й стр.) 2. Кандидаты представляют в избирательную комиссию муниципального образования свои финансовые отчеты со следующей периодичностью: 1) первый финансовый отчет — одновременно с представлением документов для регистра ции; в отчет включаются сведения по состоянию на дату, которая не более чем на 5 дней предше ствует дате сдачи отчета; 2) итоговый финансовый отчет — не позднее чем через 30 дней со дня официального опубли кования результатов выборов, К итоговому финансовому отчету прилагаются первичные финан совые документы, подтверждающие поступление и расходование средств избирательного фон да, справка об оставшихся средствах и (или) о закрытии указанного счета, а также материалы, предусмотренные частью 4 статьи 45 настоящего Закона. Перечень финансовых документов, прилагаемых к итоговому финансовому отчету, определяется избирательной комиссией муници пального образования. 3. Если кандидат утратил свой статус, обязанность сдачи финансового отчета возлагается на гражданина, являвшегося кандидатом. 4. Копии финансовых отчетов кандидатов передаются избирательной комиссией муници пального образования в средства массовой информации в течение пяти дней со дня их получе ния для опубликования. 5. Избирательная комиссия муниципального образования до дня голосования на выборах главы муниципального образования периодически направляет информацию о поступлении и рас ходовании средств избирательных фондов в средства массовой информации для опубликования по формам, установленным избирательной комиссией области. Избирательная комиссия муни ципального образования знакомит кандидатов, зарегистрированных кандидатов, а также сред ства массовой информации по их официальным запросам со сведениями кредитных организа ций о поступлении и расходовании средств избирательных фондов. Кредитная организация по представлению избирательной комиссии муниципального образования, а по избирательному фонду — также по требованию кандидата обязана в трехдневный срок, а за три дня до дня голосования — немедленно представить заверенные копии первичных финансовых документов, подтверждаю щих поступление и расходование средств избирательных фондов. 6. Муниципальные периодические печатные издания обязаны публиковать переданные им избирательной комиссией муниципального образования сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов в течение трех дней со дня получения. Обязательному опублико ванию подлежат сведения: 1) о финансовой операции по расходованию средств из избирательного фонда, в случав если ее размер превышает 50 тысяч рублей для кандидата: 2) об общей сумме средств, поступивших в избирательный фонд, и об общей сумме средств, израсходованных из него. 7. В соответствии с федеральным законом органы регистрационного учета граждан Россий ской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, уполномоченные органы исполнительной власти, осуществляющие государственную регистра цию юридических лиц, в пятидневный срок со дня поступления к ним представления избиратель ной комиссии муниципального образования обязаны на безвозмездной основе проверить сведе ния, указанные гражданами и юридическими лицами при внесении или перечислении пожертво ваний в избирательные фонды, и сообщить о результатах проверки в избирательную комиссию муниципального образования. Избирательная комиссия муниципального образования знакомит кандидатов незамедлительно по их запросам с имеющейся у нее на день поступления соответ ствующего запроса информацией. При поступлении в распоряжение избирательной комиссии информации о перечислении пожертвований с нарушением части 5 статьи 48 настоящего Закона указанная информация незамедлительно сообщается соответствующим кандидатам. Статья 53. Контрольно-ревизионная служба 1. Для осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, выделенных избирательным комиссиям на подготовку и проведение выборов главы муниципального образова ния, а также за источниками поступления, правильным учетом и использованием денежных средств избирательных фондов, для проверки финансовых отчетов кандидатов, для организации проверок достоверности представленных кандидатами в соответствии с частью 4 статьи 26 настоящего За кона сведений об имуществе, о доходах и об их источниках при избирательной комиссии городс кого округа, городского поселения и муниципального района создается, а при избирательной ко миссии сельского поселения — может создаваться контрольно-ревизионная служба. 2. Контрольно-ревизионная служба создается с привлечением руководителей и специалис тов из государственных и иных органов и учреждений, включая главное управление Центрального банка Российской Федерации в Липецкой области. Указанные органы и учреждения по запросу избирательной комиссии муниципального образования не позднее чем через один месяц со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов главы муниципально го образования обязаны откомандировать специалистов в распоряжение избирательной комис сии. При этом в распоряжение избирательной комиссии муниципального образования специали сты откомандировываются на срок не менее двух месяцев. 3. На срок работы в контрольно-ревизионных службах специалисты, указанные в части 2 настоящей статьи, освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы, установленные должностные оклады и иные выплаты по основному месту работы, им также мо жет выплачиваться вознаграждение за счет средств, выделенных на подготовку и проведение выборов главы муниципального образования. 4. Положение о контрольно-ревизионной службе утверждается избирательной комиссией му ниципального образования. Организационное, правовое и материально-техническое обеспече ние деятельности контрольно-ревизионной службы осуществляется избирательной комиссией муниципального образования. 5. При проведении выборов главы муниципального образования контрольно-ревизионная служ ба по поручению избирательной комиссии муниципального образования: 1) проверяет финансовые отчеты кандидатов, создавших избирательные фонды, нижестоя щих избирательных комиссий; 2) организует проверку достоверности сведений о доходах и об имуществе кандидатов, ис точниках этих доходов, о денежных вкладах и ценных бумагах кандидатов, в том числе Об акциях, и об ином участии кандидатов в капитале коммерческих организаций, об имуществе кандидатов, находящемся за пределами территории Российской Федерации, в том числе переданном в дове рительное управление; '3) контролирует соблюдение установленного порядка финансирования кандидатами прове дения предвыборной агитации, осуществления иных мероприятий, непосредственно связанных с выборами главы муниципального образования; 4) запрашивает и получает от кандидатов, а также от избирательных комиссий информацию по всем вопросам, входящим в ее компетенцию; 5) обращается в органы исполнительной власти, иные государственные органы, организации независимо от формы собственности, а также к гражданам по ворррсам, .рходящим в компетен цию контрольно-ревизионной службы, запрашивает необходимые сведения и материалы, свя занные с финансовым обеспечением .выборов. Ответы на. обращения контрольнотревизионной службы и запрашиваемые ею материалы представляются в десятидневный срок, а за пять и менее дней до дня голосования и в день голосования — немедленно; 6) составляет документы о нарушениях, допущенных при финансировании выборов; 7) ставит перед соответствующей избирательной комиссией вопрос о применении мер от ветственности к кандидатам, а также к гражданам и юридическим лицам за нарушения, допущен ные ими при финансировании соответствующих избирательных кампаний; 8) привлекает экспертов к проведению проверок, подготовке заключений и экспертных оценок. 6. При осуществлении своих полномочий контрольно-ревизионная служба может использо вать ГАС «Выборы». Глава 8. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ГОЛОСОВАНИЯ, ПОДСЧЕТ ГОЛОСОВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ, УСТАНОВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ И ИХ ОПУБЛИКОВАНИЕ Статья 54. Помещение для голосования 1. Помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой избирательной комиссии главой местной администрации соответствующего муниципального об разования. 2. В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, оснащенные системой освещения и снабженные письменными принадлежностями, за исключением карандашей. 3. В помещении для голосования либо непосредственно перед указанным помещением уча стковая избирательная комиссия оборудует информационный стенд, на котором размещает сле дующую информацию обо всех кандидатах, внесенных в избирательный бюллетень: 1) биографические данные кандидатов в объеме, установленном избирательной комиссией муниципального образования, но не меньшем, чем объем биографических данных, внесенных в избирательный бюллетень; 2) если кандидат выдвинут избирательным объединением — слова «выдвинут избирательным объединением» с указанием наименования этого избирательного объединения; 3) если кандидат сам выдвинул свою кандидатуру — слово «самовыдвижение»; 4) сведения об основаниях регистрации кандидатов (подписи избирателей, избирательный залог, иные основания), при этом в случае, предусмотренном частью 20 статьи 30 настоящего Закона, данные сведения указывать не требуется; 5) сведения о доходах и об имуществе кандидатов в объеме, установленном избирательной комиссией муниципального образования; 6) информацию о фактах представления кандидатами недостоверных сведений, предусмот ренных частями 2 и 4 статьи 26 настоящего Закона (если такая информация имеется). 4. В случае наличия у зарегистрированного кандидата неснятой и непогашенной судимости на информационном стенде размещаются сведения о судимостях кандидата. 5. В случае наличия у зарегистрированного кандидата гражданства иностранного государ ства эти сведения размещаются на информационном стенде с указанием наименования соответ ствующего иностранного государства. 6. Сведения о зарегистрированных кандидатах размещаются в информационных материалах в той же последовательности, которая была определена при утверждении формы и текста изби рательного бюллетеня. 7. Размещаемые на информационном стенде материалы не должны содержать признаки пред выборной агитации. 8. На информационном стенде размещается образец заполненного избирательного бюлле теня, который не должен содержать фамилии зарегистрированных кандидатов, в котором долж ны быть приведены варианты заполнения избирательного бюллетеня. 9. В помещении для голосования должна находиться увеличенная форма протокола об итогах голосования, предназначенная для занесения в нее данных об итогах голосования по мере их установления, увеличенная форма протокола об итогах голосования вывешивается до начала голосования и должна находиться в поле зрения участковой избирательной комиссии, наблюда телей и на расстоянии, необходимом для восприятия содержащейся в ней информации. 10. В помещении для голосования размещаются стационарные ящики для голосования. 11. Помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места вы дачи избирательных бюллетеней, места для тайного голосования и ящики для голосования одно временно находились в поле зрения членов участковой избирательной комиссии, наблюдателей. Статья 55. Избирательный бюллетень 1. Для участия в голосовании на выборах главы муниципального образования избиратель получает избирательный бюллетень. 2. Избирательные бюллетени изготовляются исключительно по решению избирательной ко миссии муниципального образования. Нумерация избирательных бюллетеней не допускается. Число изготовленных избирательных бюллетеней не должно более чем на 1,5 процента превы шать число зарегистрированных избирателей. 3. При изготовлении избирательных бюллетеней используется бумага с нанесенными типо графским способом цветным фоном или надписью микрошрифтом и (или) защитной сеткой. 4. Форма и текст избирательного бюллетеня, число избирательных бюллетеней, а также порядок осуществления контроля за изготовлением избирательных бюллетеней этверждаются избирательной комиссией муниципального образования не позднее чем за 20 дней до дня голо сования. Текст избирательного бюллетеня должен быть размещен только на одной его стороне. 5. Фамилии зарегистрированных кандидатов размещаются в избирательном бюллетене в алфавитном порядке, при этом избирательный бюллетень содержит следующие сведения о каж дом из зарегистрированных кандидатов: 1) фамилия, имя, отчество; 2) год рождения: 3) наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пунк та, где находится место жительства кандидата; 4) основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основно го места работы или службы — род занятий); 5) если кандидат является депутатом, но работает на непостоянной основе, — сведения об этом одновременно с указанием наименования представительного органа; 6) если кандидат выдвинут избирательным объединением — слова «выдвинут избирательным объединением» с указанием краткого наименования этого избирательного объединения; 7) если кандидат сам выдвинул свою кандидатуру — слово «самовыдвижение»; 8) сведения об основаниях регистрации (подписи избирателей, избирательный залог, иные основания), при этом в случае, предусмотренном частью 20 статьи 30 настоящего Закона, дан ные сведения указывать не требуется. Если зарегистрированный кандидат в соответствии с частью 2 статьи 26 настоящего Закона указал в заявлении о согласии баллотироваться свою принадлежность к политической партии, иному общественному объединению, в избирательном бюллетене указываются краткое наимено вание соответствующей политической партии, иного общественного объединения и статус заре гистрированного кандидата в этой политической партии, ином общественном объединении. о. В случав наличия у зарегистрированного кандидата, внесенного в избирательный бюлле тень, неснятой и непогашенной судимости в избирательном бюллетене должны указываться све дения о его судимостях, В случав наличия у зарегистрированного кандидата, внесенного в изби рательный бюллетень, гражданства иностр>анного государства этот факт отражается в избира тельном бюллетене с указанием наименования соответствующего иностранного государства. 7. Справа от указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи сведений о каждом зарегистрирован ном кандидате помещается пустой квадрат. В конце перечня зарегистрированных кандидатов по мещается строка «Против всех кандидатов» с расположенным справа от нее пустым квадратом. 8. Избирательные бюллетени печатаются на русском языке. Каждый избирательный бюлле тень должен содержать разъяснения о порядке его заполнения. 9. Изготовленные полиграфической организацией избирательные бюллетени передаются чле нам избирательной комиссии муниципального образования с правом решающего голоса по акту, в котором указываются дата и время его составления, а также количество передаваемых избира тельных бюллетеней. После передачи упакованных в пачки избирательных бюллетеней в количе стве, соответствующем заказу, работники полиграфической организации уничтожают лишние избирательные бюллетени (при их выявлении), о чем составляется акт. Избирательная комиссия муниципального образования, разместившая заказ на изготовле ние избирательных бюллетеней, обязана не позднее чем за два дня до получения ею избиратель ных бюллетеней от соответствующей полиграфической организации принять решение о месте и времени передачи избирательных бюллетеней членам этой избирательной комиссии, уничтоже ния избирательных бюллетеней. Любой член данной избирательной комиссии, любой кандидат, фамилия которого внесена в избирательный бюллетень, либо представитель такого кандидата вправе подписать акты, указанные в настоящей части. 10. Избирательная комиссия муниципального образования, получившая избирательные бюл летени из типографии, на основании своего решения о распределении избирательных бюллете ней передает их по акту участковым избирательным комиссиям, а в городе Липецке — террито риальным избирательным комиссиям. Территориальные избирательные комиссии передают из бирательные бюллетени участковым избирательным комиссиям в таком же порядке. О передаче избирательных бюллетеней вышестоящей избирательной комиссией нижестоящей избиратель ной комиссии составляется в двух экземплярах акт, в котором указываются дата и время его составления, а также число передаваемых избирательных бюллетеней. 11. Ответственность за передачу и сохранность избирательных бюллетеней несут председа тели избирательных комиссий, осуществляющих передачу, получение и хранение избирательных бюллетеней, 12. Передача избирательных бюллетеней территориальным и участковым избирательным ко миссиям осуществляется не позднее чем за один день до дня голосования (в том числе досроч ного голосования). По каждому избирательному участку количество передаваемых избиратель ных бюллетеней не может превышать более чем на 0,5 процента (но не менее чем на два избира тельных бюллетеня) число избирателей, зарегистрированных на данном избирательном участке, и составлять менее 70 процентов от числа избирателей, включенных в списки избирателей на соответст^ющем избирательном участке на день передачи избирательных бюллетеней. При пе редаче избирательных бюллетеней участковым избирательным комиссиям производятся их по штучный пересчет и выбраковка, при этом выбракованные избирательные бюллетени (при их выявлении) уничтожаются членами избирательной комиссии, осуществляющей передачу избира тельных бюллетеней, о чем составляется акт. 13. При передаче избирательных бюллетеней вышестоящей избирательной комиссией ниже стоящей избирательной комиссии, их выбраковке и уничтожении вправе присутствовать члены этих избирательных комиссий, кандидаты, указанные в части 9 настоящей статьи, или их пред ставители. Оповещение перечисленных лиц о месте и времени передачи избирательных бюлле теней осуществляется избирательной комиссией, которая также обязана предоставить возмож ность каждому указанному в части 9 настоящей статьи кандидату или не менее чем одному его представителю присутствовать при передаче избирательных бюллетеней. При этом любое из перечисленных лиц вправе подписать акты, составляемые при передаче избирательных бюлле теней, а также при их выбраковке и уничтожении (если таковые производятся). 14. На лицевой стороне всех избирательных бюллетеней, полученных участковой избира тельной комиссией, в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой избира тельной комиссии, которые заверяются печатью участковой избирательной комиссии. 15. В случае отмены или аннулирования регистрации кандидата после изготовления избира тельных бюллетеней территориальные и цветковые избирательные комиссии по указанию изби рательной комиссии муниципального образования вычеркивают в избирательных бюллетенях данные о таких кандидатах. При необходимости внесения в изготовленный избирательный бюл летень изменений, касающихся сведений о кандидате, эти изменения по решению избиратель ной комиссии муниципального образования могут быть внесены членами избирательной комис сии от руки либо с использованием технических средств. 16. В случае принятия в соответствии с настоящим Законом менее чем за десять дней до дня голосования решений о регистрации кандидатов избирательная комиссия муниципального обра зования вправе принять решение о внесении в изготовленные избирательные бюллетени данных об указанном зарегистрированном кандидате от руки или с использованием технических средств. 17. В день голосования после окончания времени голосования неиспользованные избира тельные бюллетени, находящиеся в избирательных комиссиях, подсчитываются и погашаются, В участковых избирательных комиссиях эта процедура осуществляется в соответствии с частью 3 статьи 60 настоящего Закона. В иных избирательных комиссиях при погашении неиспользован ных бюллетеней составляется акт, в котором указывается число погашенных избирательных бюл летеней. При погашении избирательных бюллетеней вправе присутствовать лица, указанные в части 3 статьи 23 настоящего Закона. Эти избирательные бюллетени хранятся секретарем изби рательной комиссии вместе с другой документацией избирательной комиссии. Статья 56. Порядок голосования 1. Голосование проводится с 8 до 20 часов по местному времени. 2. О времени и месте голосования территориальные и участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом, а при проведении досрочного голосования не по зднее чем за пять дней до дня голосования. 3. В день голосования перед началом голосования председатель участковой избирательной комиссии предъявляет к осмотру членам участковой избирательной комиссии, присутствующим избирателям, лицам, указанным в части 3 статьи 23 настоящего Закона, пустые ящики для голо сования, которые вслед за этим опечатываются печатью участковой избирательной комиссии. 4. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не допускается. 5. Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Каждый избиратель име ет право получить один избирательный бюллетень, за исключением случаев, предусмотренных час тью 9 настоящей статьи. Перед выдачей избирательного бюллетеня член участковой изошательной комиссии обязан удостовериться в том, что письменное заявление (устное обращение) избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования не зарегистриро вано в реестре, указанном в части 2 статьи 58 настоящего Закона, и к нему не направлены члены участковой избирательной комиссии для проведения голосования вне помещения для голосования. 6. При получении избирательного бюллетеня избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. С согласия избирателя либо по его просьбе указанные сведения могут быть внесены в список избирателей членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается в соответствующей графе списка избира телей в получений йзоирс 1 тельногб' бюллетеня. В случае провёдейия I'oliocoBaHH# бднб'в'беменно по нескольким бюллетеням избиратель расписывается за каждый избирательный бюллетень. Член участковой избирательной комиссии, выдавший избирателю избирательный бюллетень, также расписывается в соответствующей графе списка избирателей. 7. Избирательный бюллетень заполняется избирателем в специально оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте, где не допускается присутствие других лиц, за исключе нием случая, указанного в части 10 настоящей статьи. 8. Голосование проводится путем нанесения избирателем в избирательном бюллетене любо го знака в одном из квадратов, относящих к кандидату, в пользу которого сделан выбор, либо к позиции «Против всех кандидатов». 9. Если избиратель считает, что гюи заполнении избирательного бюллетеня допустил ошиб ку, он вправе обратиться к члену изб№ательной комиссии, выдавшему избирательный бюлле тень, с просьбой выдать ему новый избирательный бюллетень взамен испшзченного. Член учас тковой избирательной комиссии выдает избирателю новый избирательный бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списке избирателей против фамилии данного избирателя. Ис порченный избирательный бюллетень, на котором член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса делает соответствующую запись и заверяет ее своей подписью, заве ряется также подписью секретаря участковой избирательной комиссии, после чего такой изби рательный бюллетень незамедлительно погашается. 10. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно расписаться в получении избира тельного бюллетеня или заполнить избирательный бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, не являющегося членом избирательной комиссии, зарегистриро ванным кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, доверен ным лицом кандидата, наблюдателем. В таком случае избиратель устно извещает избирательную комиссию о своем намерении воспользоваться помощью для заполнения избирательного бюлле теня. При этом в соответствующей (соответствующих) графе (графах) списка избирателей указы ваются фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт, лица, оказывающего помощь избирателю. 11. Заполненный избирательный бюллетень опускается избирателем в опечатанный (оплом бированный) ящик для голосования. 12. Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее рабо те, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают законодательство Российской Федерации о выборах. Мотивированное решение об этом прини мается участковой или вышестоящей избирательной комиссией в письменной форме. В соответ ствии с федеральным законодательством правоохранительные органы обеспечивают исполне ние указанного решения и принимают меры по привлечению отстраненного члена участковой избирательной комиссии, а также удаленного наблюдателя и иных лиц к ответственности, пре дусмотренной федеральным законом. 13. Зарегистрированным кандидатам и их доверенным лицам, уполномоченным представите лям избирательных объединений, а также организациям, учредителями, собственниками, вла дельцами и (или) членами органов управления или органов контроля которых являются указан ные лица и организации, иным физическим и юридическим лицам, действующим по просьбе или по поручению указанных лиц и организаций, запрещается предпринимать действия, направлен ные на обеспечение доставки избирателей для участия в голосовании. Статья 57. Порядок досрочного голосования 1. Избирателю, который в день голосования по уважительной причине (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязан ностей, состояние здоровья) будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет при быть в помещение для голосования на избирательном участке, на котором он включен в список избирателей, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно путем заполне ния избирательного бюллетеня в помещении территориальной избирательной комиссии, а в слу чае ее отсутствия — избирательной комиссии муниципального образования (за 15 — 4 дня до дня голосования) или участковой избирательной комиссии (не ранее чем за три дня до дня голосова ния). Избиратель, голосующий досрочно, подает в соответствуюц^ю избирательную комиссию заявление, в котором указывает причину досрочного голосования. Это заявление приобщается к списку досрочно проголосовавших избирателей. Избирательная комиссия обязана при этом обес печить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, обес печить сохранность избирательного бюллетеня и учет голоса избирателя при установлении ито гов голосования. Избирательная комиссия вправе проверить указанную в заявлении избирателя причину досрочного голосования и в случав ее неподтверждения обязана отказать в выдаче избирательного бюллетеня для досрочного голосования. 2. Если избиратель голосует в помещении территориальной избирательной комиссии, избира тельной комиссии муниципального образования, то на лицевой стороне выдаваемого ему избира тельного бюллетеня в правом верхнем ^лу ставятся подписи двух членов этой избирательной комис сии, которые заверяются ее печатью. Территориальная избирательная комиссия, избирательная ко миссия муниципального образования составляет список досрочно проголосовавших избирателей. Участковая избирательная комиссия продолжает составление поступившего из вышестоящей изби рательной комиссии списка избирателей, проголосовавших досрочно, по соответствующему участку. 3. Избирательный бюллетень, заполненный проголосовавшим досрочно избирателем, вкла дывается избирателем в конверт, который заклеивается. На месте склейки на конверте ставятся подписи двух членов соответственно территориальной избирательной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования или участковой избирательной комиссии с правом реша ющего голоса, а также членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблю дателей (по их желанию). Указанные подписи заверяются печатью соответствующей избиратель ной комиссии, а также подписью избирателя, проголосовавшего досрочно. 4. Запечатанный конверт с избирательными бюллетенями хранится у секретаря соответству ющей избирательной комиссии: в помещении территориальной избирательной комиссии, изби рательной комиссии муниципального образования — до момента передачи всех избирательных бюллетеней в участковую избирательную комиссию, в помещении участковой избирательной комиссии — до дня голосования. 5. В день голосования председатель участковой избирательной комиссии после официально го открытия помещения для голосования в присутствии членов участковой избирательной комис сии, наблюдателей, иных лиц, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Закона, перед началом голосования сообщает об общем количестве избирателей, проголосовавших досрочно, в том числе в помещении территориальной избирательной комиссии, избирательной комиссии муни ципального образования, предъявляет для визуального ознакомления запечатанные конверты с избирательными бюллетенями и список избирателей, проголосовавших досрочно. После этого председатель участковой избирательной комиссии вскрывает поочередно каждый конверт. 6. Если число досрочно проголосовавших избирателей составляет более одного процента от числа избирателей, внесенных в список избирателей на избирательном участке (но не менее десяти избирателей), на оборотной стороне избирательных бюллетеней, извлеченных из конвер тов досрочно проголосовавших избирателей, непосредственно после извлечения избирательных бюллетеней из конвертов проставляется печать участковой избирательной комиссии. 7. После совершения действий, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, председатель участковой избирательной комиссии, соблюдая тайну волеизъявления избирателя, опускает из бирательные бюллетени в стационарный ящик для голосования. Если на конверте отсутствуют реквизиты, предусмотренные частью 3 настоящей статьи, либо из конверта извлечено более одного избирательного бюллетеня установленной формы, все извлеченные из данного конверта избирательные бюллетени признаются недействительными, о чем составляется акт. На лицевую сторону каждого из этих избирательных бюллетеней, на квадратах, расположенных справа от данных баллотирующихся кандидатов, позиций «Против всех кандидатов», вносится запись о причине признания избирательного бюллетеня недействительным, которая подтверждается под писями двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и заверя ется печатью участковой избирательной комиссии. 8. В списке избирателей напротив фамилий избирателей, проголосовавших досрочно, дела ется отметка: «Проголосовал досрочно». Статья 58. Порядок голосования избирателей вне помещения для голосования 1. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить возможность участия в голосова нии избирателям, которые внесены в список избирателей на данном избирательном участке и не могут самостоятельно по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности) при быть в помещение для голосования. Участковая избирательная комиссия также обеспечивает возможность участия в голосовании избирателям, которые внесены в список избирателей на данном избирательном участке и находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых. 2. Голосование вне помещения для голосования проводится только в день голосования и только на основании письменного заявления или устного обращения (в том числе переданного при содействии других лиц) избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. Участковая избирательная комиссия регистрирует все поданные заявления (устные обращения) в специальном реестре, который по окончании голосования хра- нится вместе со списком избирателей. 3. При регистрации устного обращения в реестре, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, указываются время поступления данного обращения, фамилия, имя, отчество избирате ля, заявившего о своем желании проголосовать вне помещения для голосования, адрес его ме ста жительства, а также подпись члена участковой избирательной комиссии, принявшего обра щение. Если обращение передано при содействии другого лица, в реестре также указываются фамилия, имя, отчество и адрес места жительства этого лица. По прибытии членов избиратель ной комиссии к избирателю данное обращение подтверждается письменным заявлением. 4. В заявлении (устном обращении) о предоставлении возможности проголосовать вне поме щения для голосования должна быть указана причина, по которой избиратель не может прибыть в помещение для голосования. В указанном заявлении должны содержаться фамилия, имя, отче ство избирателя, адрес его места жительства. 5. Заявления (устные обращения), указанные в части 4 настоящей статьи, могут быть поданы в участковую избирательную комиссию не позднее чем за 4 часа до окончания времени голосования. 6. Председатель участковой избирательной комиссии обязан объявить о том, что члены участ ковой избирательной комиссии будут проводить голосование вне помещения для голосования, не позднее чем за 30 минут до предстоящего выезда (выхода) для проведения такого голосования. 7. Участковая избирательная комиссия вправе признать неуважительной причину, по которой избиратель не может самостоятельно прибыть в помещение для голосования, и на этом основа нии отказать избирателю в проведении голосования вне помещения для голосования.' О приня том решении об отказе в проведении такого голосования участковая избирательная комиссия немедленно извещает избирателя. 8. Участковая избирательная комиссия должна располагать необходимым количеством перенос ных ящиков для голосования вне помещения для голосования, которое определяется ее решением. 9. Члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям (устным обращени ям), получают избирательные бюллетени и расписываются в их получении. Голосование вне помеще ния для голосования проводят не менее двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, которые должны иметь при себе,предварительно опечатанный (опломбирован ный) в участковой избирательной комиссии переносной ящик для голосования, необходимое количе ство избирательных бюллетеней установленной формы, предусмотренный частью 2 настоящей ста тьи реестр либо заверенную выписку из него, содержащую необходимые данные об избирателе и о поступившем заявлении (устном обргащении) о предоставлении возможности проголосовать вне по- мещения для голосования, поступившие заявления избирателей о предоставлении возможности про- голосовать вне помещения для голосования, а также необходимые письменные принадлежности (за исключением карандашей) для заполнения избирателем избирательного бюллетеня. Если при про ведении голосования вне помещения для голосования присутствует не менее двух лиц из лиц, занных в части 14 настоящей статьи, голосование вне помещения для голосования может проводить один член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. 10. Голосование вне помещения для голосования проводится с соблюдением требований, предусмотренных в статье 56 настоящего Закона. 11. На заявлении о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосо вания избиратель проставляет серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, и своей подписью удостоверяет получение избирательного бюллетеня. С согласия избирателя либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или доку мента, заменяющего паспорт гражданина, могут быть внесены в указанное заявление членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Члены участковой избира тельной комиссии с правом решающего голоса своими подписями на заявлении удостоверяют факт выдачи избирательного бюллетеня. В заявлении также делаются отметки о получении ново го избирательного бюллетеня взамен испорченного, а в случае получения избирателем двух и более избирательных бюллетеней (с учетом вида выборов и совмещения выборов) — об общем количестве полученных избирательных бюллетеней. 12. Члены участковой избирательной комиссии, выехавшие по заявлениям (устным обращениям) избирателей, вправе выдать избирательные бюллетени только тем избирателям, заявления (устные обращения) которых зарегистрированы в реестре в соответствии с частью 2 настоящей статьи. 13. Серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт избирателя, проголосо вавшего вне помещения для голосования, вносятся в список избирателей членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, выезжавшими по заявлениям (устным обращениям) изб^ателей. Одновременно в соответствующей графе (графах) списка избирате лей делается особая отметка: «Голосовал вне помещения для голосования», а также ставятся подписи указанных членов избирательной комиссии. 14. При проведении голосования вне помещения для голосования вправе присутствовать члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели. При этом учас тковая избирательная комиссия должна обеспечить равные с выезжающими для проведения го лосования членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса возможно сти прибытия к месту проведения голосования не менее чем двум членам избирательной комис сии с правом совещательного голоса, наблюдателям, назначенным разными кандидатами, изби рательными объединениями. При этом лицами, назначенными разными зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, не признаются наблюдатели, назначенные кан дидатом, выдвинутым избирательным объединением, и наблюдатели, назначенные этим избира тельным объединением. 15. Организация голосования вне помещения для голосования должна исключать возмож ность нарушения избирательных прав избирателя, а также возможность искажения волеизъявле ния избирателя. 16. Если избиратель, от которого поступило заявление (устное обращение) о предоставле нии ему возможности проголосовать вне помещения для голосования, прибыл в помещение для голосования после направления к нему членов участковой избирательной комиссии для проведе ния голосования вне помещения для голосования, соответствующий член участковой избира тельной комиссии не вправе выдать данному избирателю в помещении для голосования избира тельный бюллетень до возвращения членов избирательной комиссии, выезжавших по заявлению (устному обращению) данного избирателя, и установления факта, что указанный избиратель не проголосовал вне помещения для голосования. 17. По окончании голосования с использованием каждого переносного ящика для голосова ния участковая избирательная комиссия составляет акт, в котором указываются количество из бирательных бюллетеней, выданных членам участковой избирательной комиссии с правом реша ющего голоса, проводившим голосование вне помещения для голосования, количество письмен ных заявлений избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования, количество выданных избирателям и возвращенных (неиспользованных, испорченных избирателями) избирательных бюллетеней, а также сведения о членах участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, проводивших голосование вне помещения для голосова ния, членах участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса и наблюдате лях, присутствовавших при проведении голосования вне помещения для голосования. Статья 59. Протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования 1. Участковая избирательная комиссия оформляет свое решение об итогах голосования про токолом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке. 2. Протокол об итогах голосования должен быть составлен на одном листе. В исключитель ных случаях он может быть составлен более чем на одном листе, при этом каждый лист должен быть пронумерован, подписан всеми присутствующими членами участковой избирательной ко миссии с правом решающего голоса и заверен печатью участковой избирательной комиссии. Протокол об итогах голосования должен содержать: а) номер экземпляра; б) название выборов, дату голосования; в) слово «Протокол»; г) адрес помещения для голосования с указанием номера избирательного участка; д) строки протокола в следующей последовательности; строка 1: число избирателей, внесенных в список на момент окончания голосования; строка 2: число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией; строка 3: число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим до срочно, в том числе отдельной строкой 4 — в помещении территориальной избирательной ко миссии, избирательной комиссии муниципального образования; строка 5: число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голо сования в день голосования; строка 6: число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования; строка 7: число погашенных избирательных бюллетеней; строка 8: число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосо вания; строка 9: число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голо сования; строка 10: число недействительных избирательных бюллетеней; строка 11: число действительных избирательных бюллетеней; строка 12: число утраченных избирательных бюллетеней; строка 13: число избирательных бюллетеней, не учтенных при получении; строка 14 и последующие строки: сведения в соответствии с частью 3 настоящей статьи; е) сведения о количестве поступивших в участковую избирательную комиссию в день голосова ния и до окончания подсчета голосов избирателей жалоб (заявлений), прилагаемых к протоколу; ж) фамилии и инициалы председателя, заместителя председателя, секретаря и других чле нов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и их подписи; з) дату и время подписания протокола; и) печать участковой избирательной комиссии. 3. В строку 14 и последующие строки протокола об итогах голосования дополнительно вно сятся: в алфавитном порядке фамилии, имена, отчества, а при их совпадении — иные данные о внесенных в избирательный бюллетень зарегистрированных кандидатах и число голосов избира телей, поданных за каждого зарегистрированного кандидата; число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов. 4. Числа, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, вносятся в протокол об итогах голосо вания цифрами и прописью. Статья 60. Порядок подсчета голосоа избирателей и состааления протокола об ито гах голосования участковой избирательной комиссией ^ 1. Подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответ ствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последователь но всех результатов выполняемых действий по подсчету избирательных бюллетеней и голосов избирателей членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. 2. Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извеще ны все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели. В случав совмещения выборов разных уровней в первую очередь осуществляется подсчет голосов по выборам в феде ральные органы государственной власти, затем — в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, затем — в органы местного самоуправления. 3. После окончания времени голосования члены участковой избирательной комиссии с пра вом решающего голоса в присутствии наблюдателей, иных лиц, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Закона, подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные избирательные бюллетени, затем оглашают и вносят число погашенных неиспользованных изби рательных бюллетеней, а также избирательных бюллетеней, испорченных избирателями при про ведении голосования, в строку 7 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы, находящейся в помещении для голосования. 4. Председатель, заместитель председателя или секретарь участковой избирательной ко миссии уточняет, оглашает и вносит в строку 2 протокола об итогах голосования и его увеличен ной формы число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией (данные об избирательных бюллетенях, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших в помещении территориальной избирательной комиссии, избирательной комиссии муниципально го образования избирателей, в указанное число не входят). 5. Перед непосредственным подсчетом голосов избирателей члены участковой избиратель ной комиссии с правом решающего голоса вносят в каждую страницу списка избирателей следу ющие суммарные данные по этой странице: а) число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования (без учета числа выбывших избирателей): б) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования (устанавливается по числу подписей избирателей в списке избирателей); в) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помеще ния для голосования в день голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей): г) число избирательных бюллетеней, выданных досрочно проголосовавшим избирателям (ус танавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей и проверяется по списку досрочно проголосовавших избирателей). (Продолжение на 11-й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz