Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

^ЛИПЕЦКАЯ г а з е т а ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 20 января 2006 г., № 10-1 1 (22638-22639) Областная программа «Модернизация и реформирование жилищно-коммунального комплекса Липецкой области на 2005-2010 годы » (Продолжение. Начало на 8 -9 -й стр .) Финансово-экономические показатели, характериэую 1 цие эффективность работы предприятий Стоимость осноаных фондов (млн. ру6./1000 обслуживаемых жителей); теплоснабжение; 1.2-2,4 водоснабжение и 3,6-4,8 водоотведение; электроснабжение. 0,2-0,5 (млн. руб./единицу материального носителя услуги): теплоснабжение 0,3-0,6 (млн. руб./тыс. Гкал); водоснабжение и 24-30 водоотведение (млн. руб7млн. м^); электроснабжение 0,3-0,5 (млн. руб./млн. кВтч). Средняя норма амортизационных отчислений (% от балансовой стоимости основных фондов); теплоснабжение; 3-4.5 водоснабжение и 2,5-3 водоотведение; электроснабжение. 3,3-4 Нормативы отчислений в ремонтный фонд (% от балансовой стоимости основных фондов); теплоснабжение; 4-6 водоснабжение и 1,5-2,5 водоотведение; электроснабжение 1,0 Инвестиции в: - замену изношенных фондов 470 руб./чел/год модернизацию 660 руб7чел/год коммунальной инфраструктуры строительство 290 руб./чел/год коммунальных объектов Б ю дж е тн ое финансирование ЖКХ Бюджетная обеспеченность ЖКК (тыс. руб. на человека в год); -1 тип поселений: 1,5-1,9 ■ II тип поселений; 1,9-2,5 • III тип поселений. 3.0-3.5 О х в а т приборным у ч е т о м на вводах в здания: - систем водоснабжения; 100% • систем теплоснабжения с тепловой нагрузкой: - менее 0.1 Гкал/ч; нецелесообразно - до 0,25 ГкалА< по результатам анализа затрат и эффекта от установки - свыше 0,25 Гкал/ч 100% 5 .2 . Финансовое оздоровление отрасли жилищно-коммунального хозяйства Мероприятиями этого направления предусматривается достиже­ ние финансовой стабилизации организа 1 Д 1 й жилищно-коммунального хозяйства путем предотвращения роста задолженности, проведения инвентаризации, реструктуризации и частичного списания просрочен­ ной задолженности. Структура долгов предприятий ЖКХ Липецкой области говорит о существенно меньшей, чем в целом по ЖКХ России (таблица 2), задол­ женности бюджета и бюджетофинансируемых организаций предприяти­ ям ЖКХ, а соответственно, и задолженности предприятий ЖКХ по нало­ гам и сборам. Несколько выше среднероссийских доля долгов по услу­ гам. в том числе — друг другу (т.е. имеет место повторный счет долгов), что устраняется более корректным планированием и точным контролем. Доля в дебиторской задолженности долгов населения — 21%, в том числе доля безнадежных долгов составляет 3,5%. Суммарный ежеме­ сячный объем безнадежной задолженности населения не должен пре­ вышать 1,5-2% общего объема платежей. Для этого необходимо как планировать обоснованный уровень тарифов с учетом реальной плате­ жеспособности, так и обеспечивать собираемость платежей. Решение проблем финансовой стабилизации жилищно-коммуналь­ ного комплекса требует: • проведения постоянного мониторинга, реструктуризации и час­ тичного списания просроченной задолженности (оперативные антикри­ зисные меры); • предотвращения аккумулирования задолженности (стратегичес­ кое совершенствование системы финансирования). Таблица 2 Структура долгов предприятий ЖКК Кредиторская задолженность предприятий ЖКК - 1.2 млрд. руб. Дебиторская задолженность предприятий ЖКК - 1,1 млрд. руб. Убытки жилищно- коммунальных предприятий - 18,7 млн. руб. Долги предприятий ЖКХ поставщикам ресурсов - 32% Долги бюджетов всех уровней -18% Долги бюджетофинацрируемых организаций - 6 % Бюджетное недофинансирование 39% Долги бюджету по налогам и сборам - 16% Долги населения - 21%, в том числе - 8% просроченные, безнадежные — 3,5%. Несбалансированность тарифной политики - 35 % Долги предприятий ЖКК за услуги Другим предприятиям и друг другу - 52 % Долги предприятий ЖКХ друг другу - 33% Неэффективная деятельность предприятий - 26 % Долги промышленных и прочих потребителей - 22 % Для подготовки и проведения мер по ликвидации кредиторской и дебиторской задолженности прошлых лет необходимо: — провести на каждом предприятии ЖКХ уточняющую инвентари­ зацию накопленной дебиторской и кредиторской задолженности, вы­ явить конкретные суммы текущей, просроченной и безнадежной за­ долженности по всем контрагентам предприятий. По итогам уточняю­ щей инвентаризации необходимо составить акты сверки, провести пе­ реговоры с кредиторами, согласовать графики погашения задолжен­ ности. В бюджета)^ необходимо предусматривать покрытие накоплен­ ных безнадежных долгов населения, долгов самого бюджета и бюдже­ тофинансируемых организаций. При составлении плана реструктури­ зации задолженности следует также предусмотреть взаимное погаше­ ние внутриотраслевых долгов, то есть долгов предприятий ЖКХ друг другу, а также задолженности предприятий ЖКХ бюджетам, а бюдже­ тов — предприятиям ЖКХ. Требуется тщательный анализ для выявле­ ния повторного счета задолженности между предприятиями ЖКХ; — определить источники погашения долговых обязательств пред­ приятий; — признать долги бюджета и бюджетофинансируемых организа­ ций, составить график их погашения; — оценить безнадежную задолженность населения, проанализиро­ вать возможность ее снижения путем повышения собираемости плате­ жей до 97-98%. Для предотвращения накопления кредиторской задолженности, стабильного финансирования жилищно-коммунальной сферы требует­ ся реализовать следующие меры: — перейти к индикативному планированию минимально допусти­ мого финансирования (в том числе бюджетного) ЖКХ муниципальных образований области при установленном регламенте работ и надеж­ ности услуг; — контролировать включение в сметы расходов бюджетофинанси­ руемых организаций затрат на оплату коммунальных услуг и выполне­ ние этих бюджетных обязательств; — рассчитывать реальную стоимость жилищно-коммунальных ус­ луг, сбалансированную с требуемым качеством и инвестициями, а так­ же платежеспособностью потребителей и возможностями бюджета; — оперативно сформировать систему персонифицирюванных сче­ тов, своевременно начислять льготы и субсидии, предотвращая непла­ тежи малообеспеченными семьями, информировать население об ус­ ловиях субсидирования; — создать базы данных и информационную систему, обеспечива­ ющую анализ и учет неплательщиков и малообеспеченных семей, не пользующихся субсидиями, реализовать механизм персонифицирован­ ных социальных счетов; — стимулировать ресурсосбережение, сокращение нерациональ­ ного потребления и введение приборного учета объема услуг путем перехода к системе даухкомпонентных тари(}Ю8 с выделением абонент­ ской платы, отражающей условно постоянные затраты на обеспечение надежности обслуживания, а также платы за фактически потребленные ресурсы (воду, тепло); — обеспечить реальную возможность оплаты услуг бюджетофинан­ сируемыми организациями путем повышения ресурсной эффективно­ сти работы предприятий ЖКХ. Должны также использоваться нормати­ вы рационального удельного потребления и показания приборов учета на вводах во все здания. Для оперативной реструктуризации задолженности целесообраз­ но рассмотреть и утвердить график реструктуризации задолженнос­ тей. 5.3. Совершенствование ценообразования в жилищно-ком­ мунальном хозяйстве Липецкой области Тарифная политика является наиболее болезненно воспринимае­ мым населением ключевым звеном реформы ЖКХ. обеспечивая осно­ ву финансового оздоровления ЖКК, привлечение и возвратность кре­ дитов и в итоге — надежное коммунальное обслуживание. Тарифы на жилиидю-коммунальные услуги должны соответство­ вать реальной стоимости услуг, отражать доступность услуг для насе­ ления и качество предоставляемых услуг с финансовыми возможнос­ тями поселения. Основными направлениями совершенствования ценообразо­ вания в рамках Программы являются: — отражение в тарифе реальной стоимости услуги — объективно необходимых текущих расходов и инвестиционных за 1 рат; — обязательность при расчете тарифа реструктуризации себесто­ имости — снижения операционных затрат (основываясь на оценке их рациональности по нормативам-индикаторам) и увеличения инвести­ ционной составляющей тарифов (для решения задач развития); — переход к двухкомпонентным (мультиставочным) тарифам для стимулирования ресурсосбережения, сокращения нерационального потребления услуг, стабильного финансирования замены изношенных фондов, обеспечения надежности услуг; — формирование инвестиционной составляющей тарифа на осно­ ве объективной оценки необходимых масштабов и стоимости замены изношенных основных фондов, их модернизации и строительс 1 ва но­ вых коммунальных объектов, определения доли бюджетного финанси­ рования; — оптимизация тарифной политики с учетом реальной платеже­ способности населения и бюджетов, возможности оплачивать услуги для предотвращения роста неплатежей, чрезмерного увеличения чис­ ла субсидируемых семей, а также нагрузки на бюджет для выплаты субсидий; — корректировка себестоимости и прибыли на основе экспертизы обоснованности затрат на производство и предоставление услуг с при­ менением нормативов-индикаторов. Объективность определения плановых затрат может проверяться с использованием нормативов-индикаторов. В практике расчета тари­ фов применяются три группы таких индикаторов: — ресурсной эффективности, позволяющие оценить эффектив­ ность трудовых ресурсов (численность работающих на 1000 обслужи­ ваемых жителей, удельный расход топлива на выработку тепловой энер­ гии, удельный расход электроэнергии и др.); — объективных условий работы предприятия (климатических и градострюительных, в том числе плотность населения, бюджетную обеспеченность на 1 жителя и т.д.) и состояния объектов коммуналь­ ной инфраструктуры (аварийность, фондовооруженность, рациональ­ ный уровень централизации обслуживания); ~ социальных результатов деятельности предприятия (каче­ ство материального носителя услуги (воды, теплоты и др.), допустимая надежность— снижение аварийности, обеспечение бесперебойного пре­ доставления услуг), а также социальных ограничений уровня платежей, исходя из рациональной структуры потрюбительского бюджета. В таблице 3 приведена оценка возможных резервов снижения за­ трат, с учетом которых может проводиться рюструктуризация себесто­ имости и увеличение доли и объемов инвестиционных затрат. Таблица 3 Основные резервы снижения затрат и включения в себестоимость дополнительных инвестиционных затрат в период 2005— 2010 гг. Статьи затрат Резервы снижения затрат, дополни ­ тельные инвестици­ онные затраты, % Мероприятия В о д оп р ов о д н о -кан а ли за ц и о нн о е х о з я й с т в о Резервы снихсения затрат 1. Оплата труда 20-25% Оптимизация соотношения нормативной и фактической численности работающих при одновременном росте средней заработной платы. Использование для расчета численности не среднестатистических нормативов (как правило, не учитывающих уровень состояния основных фондов, организационно-производственного процесса и технологии), а реального штатного расписания и нормативов- индикаторов. " т З т р а т ы н а электроэнергию ------- 30-35%------- Снижение потерь и неучтенных расходов воды на 15-20%, расходов воды на собственные нужды - на 25- 30%, сокращение аварийности до 0,1 аварий и повреждений на 1 км сети в год, диспетчеризация и автоматизация (предусмотрено инвестиционными проектами) и тд . 3. Цеховые и общеэксллуата- ционные расходы 15-25% Совершенствование управления предприятием 4. Нормативы потребления услуг до 50% Сокращение нормативов потребления путем введения приборного учета, стимулирования ресурсосбережения Увеличение инвестиционных затрат 5. Амортизация 1,5-2 раза Оценка основных фондов по реальной рыночной стоимости. Приведение норм амортизационных отчислений в соответствие со сроком службы основных фондов 6. Ремонтный (резервный) фонд 50-70% Включение в себестоимость услуг затрат по статье ремонтный (резервный) фонд и их накопление. Определение затрат по этой статье себестоимости в размере, достаточном для замены изношенных сетей и оборудования Т е п л о э н е р г е ти ч е с к о е х о з я й с т в о Резервы снижения затрат 1. Оплата труда 10-15% Оптимизация соотношения нормативной и фактической численности работающих при одновременном росте средней заработной платы. Использование для расчета численности не среднестатистических нормативов, а реальных задач и нормативов- индикаторов. 2. Затраты на топливо 10-15% Совершенствование технологии производства тепловой энергии, повышение КПД котлов; оптимизация процессов горения на котлах, сокращение потерь и утечек горячей воды, сокращение аварийности до 0,1 аварий и повреждений на км сетей в год (предусмотрено инвестиционными проектами) 3. Затраты на электроэнергию 15-20% Сокращение потерь материального носителя услуги (горячей воды и тепловой энергии) на каждом этапе его производства и доведения до потребителя, использование в населенных пунктах с малой плотностью населения (III группа поселений) локальных источников (предусмотрено инвестиционными проектами) 4. Цеховые и общеэксплуата­ ционные расходы 10-20% Совершенствование управления предприятием 5. Нормативы потребления услуг теплоснабжения; 10^30% 20-30% Сокращение нормативов потребления путем введения приборного учета, стимулирования ресурсосбережения, проведение модернизации жилищного фонда с целью снижения удельных затрат тепловой энергии на отопление зданий - на отопление - на горячее водоснабжение Увеличение инвестиционных затрат 6. Амортизация 1,3-1,7 раза Оценка основных фондов по реальной рыночной стоимости Приведение нормы амортизационных отчислений в соответствие со сроком службы основных фондов 7. Ремонтный (резервный) 4юнд 20-30% Включение в себестоимость услуг затрат по статье ремонтный (резервный) фонд и их накопление. Определение затрат по этой статье себестоимости в размере, достаточном для замены изношенных сетей и оборудование Ж и л ищ н о е х о з я й с т в о Резервы снижения затрат 1. Оплата труда 20-25% Оптимизация соотношения нормативной и фактической численности работающих при одновременном росте средней заработной платы. Использование для расчета численности нормативов- индикаторов. 2. Общеэксплуата­ ционные расходы 15-20% Совершенствование системы управления, исключение не свойственных ремонтной жилищно- эксплуатационной организации функций (начисление и сбор платежей за жилищно-коммунальные у сл ут , пасгюртный учет и др.) 3. Услуги сторонних организаций 12-17% Более четкая специализация жилищно- эксплуатационных и субподрядных организаций на работах по ремонту и обслуживанию жилищного фонда, определение предельного уровня цен на услуги сторонних организаций, проведение их конкурсного отбора Тариф, сформирюванный с учетом зафиксированных параметров ка­ чества, является ценой потребления. хар)актеризующей стоимость едини­ цы услуги определенных потребительских свойств, то есть представляет собой экономически обоснованный тариф, обеспечивающий коммуналь­ ному предприятию нормальные условия функционирювания. Для создания финансовых возможностей и стимулов замены изно­ шенных фондов и их модернизации, сокрещения потерь и утечек возмо­ жен переход на принципиально новую систему тарифов, состоящих из двух частей: — абонентской платы (цены услуги) — стоимости права на обслужи­ вание, которая определяется реальным урювнем надежности и затратами на его поддержание (руб./мес. на м^ жилья за отопление и руб./мес. на человека за остальнье услуги); — платы за фактическое потребление материального носителя услу­ ги — цены ресуреа (руб. за м^ холодной и горячей воды, за Гкал тепла). Допустимые затраты на услуги составляют в бюджете средней семьи различных муниципальных образований области от 6,5 до 12%. Факти­ ческие затреты на жилищно-коммунальные услуги в настоящее время в среднем равны 6% семейного бюджета. К 2010 году в соответствии с более высокими доходами населения и ростом качества услуг допусти­ мые затраты определяются в диапазоне 8-12%. ^ Социально-экономические последствия тарифной политики являют­ ся допустимыми, если они (при поддержке малообеспеченных греждан через систему субсидий) не приводят к нарушению рациональной струк­ тура потр)ебительских расходов. (Окончание на 11 -й стр .)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz