Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)
^ЛИПЕЦКАЯ г а з е т а ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 20 января 2006 г., № 10-1 1 (22638-22639) Областная программа «Модернизация и реформирование жилищно-коммунального комплекса Липецкой области на 2005-2010 годы » (Продолжение. Начало на 8 -9 -й стр .) Финансово-экономические показатели, характериэую 1 цие эффективность работы предприятий Стоимость осноаных фондов (млн. ру6./1000 обслуживаемых жителей); теплоснабжение; 1.2-2,4 водоснабжение и 3,6-4,8 водоотведение; электроснабжение. 0,2-0,5 (млн. руб./единицу материального носителя услуги): теплоснабжение 0,3-0,6 (млн. руб./тыс. Гкал); водоснабжение и 24-30 водоотведение (млн. руб7млн. м^); электроснабжение 0,3-0,5 (млн. руб./млн. кВтч). Средняя норма амортизационных отчислений (% от балансовой стоимости основных фондов); теплоснабжение; 3-4.5 водоснабжение и 2,5-3 водоотведение; электроснабжение. 3,3-4 Нормативы отчислений в ремонтный фонд (% от балансовой стоимости основных фондов); теплоснабжение; 4-6 водоснабжение и 1,5-2,5 водоотведение; электроснабжение 1,0 Инвестиции в: - замену изношенных фондов 470 руб./чел/год модернизацию 660 руб7чел/год коммунальной инфраструктуры строительство 290 руб./чел/год коммунальных объектов Б ю дж е тн ое финансирование ЖКХ Бюджетная обеспеченность ЖКК (тыс. руб. на человека в год); -1 тип поселений: 1,5-1,9 ■ II тип поселений; 1,9-2,5 • III тип поселений. 3.0-3.5 О х в а т приборным у ч е т о м на вводах в здания: - систем водоснабжения; 100% • систем теплоснабжения с тепловой нагрузкой: - менее 0.1 Гкал/ч; нецелесообразно - до 0,25 ГкалА< по результатам анализа затрат и эффекта от установки - свыше 0,25 Гкал/ч 100% 5 .2 . Финансовое оздоровление отрасли жилищно-коммунального хозяйства Мероприятиями этого направления предусматривается достиже ние финансовой стабилизации организа 1 Д 1 й жилищно-коммунального хозяйства путем предотвращения роста задолженности, проведения инвентаризации, реструктуризации и частичного списания просрочен ной задолженности. Структура долгов предприятий ЖКХ Липецкой области говорит о существенно меньшей, чем в целом по ЖКХ России (таблица 2), задол женности бюджета и бюджетофинансируемых организаций предприяти ям ЖКХ, а соответственно, и задолженности предприятий ЖКХ по нало гам и сборам. Несколько выше среднероссийских доля долгов по услу гам. в том числе — друг другу (т.е. имеет место повторный счет долгов), что устраняется более корректным планированием и точным контролем. Доля в дебиторской задолженности долгов населения — 21%, в том числе доля безнадежных долгов составляет 3,5%. Суммарный ежеме сячный объем безнадежной задолженности населения не должен пре вышать 1,5-2% общего объема платежей. Для этого необходимо как планировать обоснованный уровень тарифов с учетом реальной плате жеспособности, так и обеспечивать собираемость платежей. Решение проблем финансовой стабилизации жилищно-коммуналь ного комплекса требует: • проведения постоянного мониторинга, реструктуризации и час тичного списания просроченной задолженности (оперативные антикри зисные меры); • предотвращения аккумулирования задолженности (стратегичес кое совершенствование системы финансирования). Таблица 2 Структура долгов предприятий ЖКК Кредиторская задолженность предприятий ЖКК - 1.2 млрд. руб. Дебиторская задолженность предприятий ЖКК - 1,1 млрд. руб. Убытки жилищно- коммунальных предприятий - 18,7 млн. руб. Долги предприятий ЖКХ поставщикам ресурсов - 32% Долги бюджетов всех уровней -18% Долги бюджетофинацрируемых организаций - 6 % Бюджетное недофинансирование 39% Долги бюджету по налогам и сборам - 16% Долги населения - 21%, в том числе - 8% просроченные, безнадежные — 3,5%. Несбалансированность тарифной политики - 35 % Долги предприятий ЖКК за услуги Другим предприятиям и друг другу - 52 % Долги предприятий ЖКХ друг другу - 33% Неэффективная деятельность предприятий - 26 % Долги промышленных и прочих потребителей - 22 % Для подготовки и проведения мер по ликвидации кредиторской и дебиторской задолженности прошлых лет необходимо: — провести на каждом предприятии ЖКХ уточняющую инвентари зацию накопленной дебиторской и кредиторской задолженности, вы явить конкретные суммы текущей, просроченной и безнадежной за долженности по всем контрагентам предприятий. По итогам уточняю щей инвентаризации необходимо составить акты сверки, провести пе реговоры с кредиторами, согласовать графики погашения задолжен ности. В бюджета)^ необходимо предусматривать покрытие накоплен ных безнадежных долгов населения, долгов самого бюджета и бюдже тофинансируемых организаций. При составлении плана реструктури зации задолженности следует также предусмотреть взаимное погаше ние внутриотраслевых долгов, то есть долгов предприятий ЖКХ друг другу, а также задолженности предприятий ЖКХ бюджетам, а бюдже тов — предприятиям ЖКХ. Требуется тщательный анализ для выявле ния повторного счета задолженности между предприятиями ЖКХ; — определить источники погашения долговых обязательств пред приятий; — признать долги бюджета и бюджетофинансируемых организа ций, составить график их погашения; — оценить безнадежную задолженность населения, проанализиро вать возможность ее снижения путем повышения собираемости плате жей до 97-98%. Для предотвращения накопления кредиторской задолженности, стабильного финансирования жилищно-коммунальной сферы требует ся реализовать следующие меры: — перейти к индикативному планированию минимально допусти мого финансирования (в том числе бюджетного) ЖКХ муниципальных образований области при установленном регламенте работ и надеж ности услуг; — контролировать включение в сметы расходов бюджетофинанси руемых организаций затрат на оплату коммунальных услуг и выполне ние этих бюджетных обязательств; — рассчитывать реальную стоимость жилищно-коммунальных ус луг, сбалансированную с требуемым качеством и инвестициями, а так же платежеспособностью потребителей и возможностями бюджета; — оперативно сформировать систему персонифицирюванных сче тов, своевременно начислять льготы и субсидии, предотвращая непла тежи малообеспеченными семьями, информировать население об ус ловиях субсидирования; — создать базы данных и информационную систему, обеспечива ющую анализ и учет неплательщиков и малообеспеченных семей, не пользующихся субсидиями, реализовать механизм персонифицирован ных социальных счетов; — стимулировать ресурсосбережение, сокращение нерациональ ного потребления и введение приборного учета объема услуг путем перехода к системе даухкомпонентных тари(}Ю8 с выделением абонент ской платы, отражающей условно постоянные затраты на обеспечение надежности обслуживания, а также платы за фактически потребленные ресурсы (воду, тепло); — обеспечить реальную возможность оплаты услуг бюджетофинан сируемыми организациями путем повышения ресурсной эффективно сти работы предприятий ЖКХ. Должны также использоваться нормати вы рационального удельного потребления и показания приборов учета на вводах во все здания. Для оперативной реструктуризации задолженности целесообраз но рассмотреть и утвердить график реструктуризации задолженнос тей. 5.3. Совершенствование ценообразования в жилищно-ком мунальном хозяйстве Липецкой области Тарифная политика является наиболее болезненно воспринимае мым населением ключевым звеном реформы ЖКХ. обеспечивая осно ву финансового оздоровления ЖКК, привлечение и возвратность кре дитов и в итоге — надежное коммунальное обслуживание. Тарифы на жилиидю-коммунальные услуги должны соответство вать реальной стоимости услуг, отражать доступность услуг для насе ления и качество предоставляемых услуг с финансовыми возможнос тями поселения. Основными направлениями совершенствования ценообразо вания в рамках Программы являются: — отражение в тарифе реальной стоимости услуги — объективно необходимых текущих расходов и инвестиционных за 1 рат; — обязательность при расчете тарифа реструктуризации себесто имости — снижения операционных затрат (основываясь на оценке их рациональности по нормативам-индикаторам) и увеличения инвести ционной составляющей тарифов (для решения задач развития); — переход к двухкомпонентным (мультиставочным) тарифам для стимулирования ресурсосбережения, сокращения нерационального потребления услуг, стабильного финансирования замены изношенных фондов, обеспечения надежности услуг; — формирование инвестиционной составляющей тарифа на осно ве объективной оценки необходимых масштабов и стоимости замены изношенных основных фондов, их модернизации и строительс 1 ва но вых коммунальных объектов, определения доли бюджетного финанси рования; — оптимизация тарифной политики с учетом реальной платеже способности населения и бюджетов, возможности оплачивать услуги для предотвращения роста неплатежей, чрезмерного увеличения чис ла субсидируемых семей, а также нагрузки на бюджет для выплаты субсидий; — корректировка себестоимости и прибыли на основе экспертизы обоснованности затрат на производство и предоставление услуг с при менением нормативов-индикаторов. Объективность определения плановых затрат может проверяться с использованием нормативов-индикаторов. В практике расчета тари фов применяются три группы таких индикаторов: — ресурсной эффективности, позволяющие оценить эффектив ность трудовых ресурсов (численность работающих на 1000 обслужи ваемых жителей, удельный расход топлива на выработку тепловой энер гии, удельный расход электроэнергии и др.); — объективных условий работы предприятия (климатических и градострюительных, в том числе плотность населения, бюджетную обеспеченность на 1 жителя и т.д.) и состояния объектов коммуналь ной инфраструктуры (аварийность, фондовооруженность, рациональ ный уровень централизации обслуживания); ~ социальных результатов деятельности предприятия (каче ство материального носителя услуги (воды, теплоты и др.), допустимая надежность— снижение аварийности, обеспечение бесперебойного пре доставления услуг), а также социальных ограничений уровня платежей, исходя из рациональной структуры потрюбительского бюджета. В таблице 3 приведена оценка возможных резервов снижения за трат, с учетом которых может проводиться рюструктуризация себесто имости и увеличение доли и объемов инвестиционных затрат. Таблица 3 Основные резервы снижения затрат и включения в себестоимость дополнительных инвестиционных затрат в период 2005— 2010 гг. Статьи затрат Резервы снижения затрат, дополни тельные инвестици онные затраты, % Мероприятия В о д оп р ов о д н о -кан а ли за ц и о нн о е х о з я й с т в о Резервы снихсения затрат 1. Оплата труда 20-25% Оптимизация соотношения нормативной и фактической численности работающих при одновременном росте средней заработной платы. Использование для расчета численности не среднестатистических нормативов (как правило, не учитывающих уровень состояния основных фондов, организационно-производственного процесса и технологии), а реального штатного расписания и нормативов- индикаторов. " т З т р а т ы н а электроэнергию ------- 30-35%------- Снижение потерь и неучтенных расходов воды на 15-20%, расходов воды на собственные нужды - на 25- 30%, сокращение аварийности до 0,1 аварий и повреждений на 1 км сети в год, диспетчеризация и автоматизация (предусмотрено инвестиционными проектами) и тд . 3. Цеховые и общеэксллуата- ционные расходы 15-25% Совершенствование управления предприятием 4. Нормативы потребления услуг до 50% Сокращение нормативов потребления путем введения приборного учета, стимулирования ресурсосбережения Увеличение инвестиционных затрат 5. Амортизация 1,5-2 раза Оценка основных фондов по реальной рыночной стоимости. Приведение норм амортизационных отчислений в соответствие со сроком службы основных фондов 6. Ремонтный (резервный) фонд 50-70% Включение в себестоимость услуг затрат по статье ремонтный (резервный) фонд и их накопление. Определение затрат по этой статье себестоимости в размере, достаточном для замены изношенных сетей и оборудования Т е п л о э н е р г е ти ч е с к о е х о з я й с т в о Резервы снижения затрат 1. Оплата труда 10-15% Оптимизация соотношения нормативной и фактической численности работающих при одновременном росте средней заработной платы. Использование для расчета численности не среднестатистических нормативов, а реальных задач и нормативов- индикаторов. 2. Затраты на топливо 10-15% Совершенствование технологии производства тепловой энергии, повышение КПД котлов; оптимизация процессов горения на котлах, сокращение потерь и утечек горячей воды, сокращение аварийности до 0,1 аварий и повреждений на км сетей в год (предусмотрено инвестиционными проектами) 3. Затраты на электроэнергию 15-20% Сокращение потерь материального носителя услуги (горячей воды и тепловой энергии) на каждом этапе его производства и доведения до потребителя, использование в населенных пунктах с малой плотностью населения (III группа поселений) локальных источников (предусмотрено инвестиционными проектами) 4. Цеховые и общеэксплуата ционные расходы 10-20% Совершенствование управления предприятием 5. Нормативы потребления услуг теплоснабжения; 10^30% 20-30% Сокращение нормативов потребления путем введения приборного учета, стимулирования ресурсосбережения, проведение модернизации жилищного фонда с целью снижения удельных затрат тепловой энергии на отопление зданий - на отопление - на горячее водоснабжение Увеличение инвестиционных затрат 6. Амортизация 1,3-1,7 раза Оценка основных фондов по реальной рыночной стоимости Приведение нормы амортизационных отчислений в соответствие со сроком службы основных фондов 7. Ремонтный (резервный) 4юнд 20-30% Включение в себестоимость услуг затрат по статье ремонтный (резервный) фонд и их накопление. Определение затрат по этой статье себестоимости в размере, достаточном для замены изношенных сетей и оборудование Ж и л ищ н о е х о з я й с т в о Резервы снижения затрат 1. Оплата труда 20-25% Оптимизация соотношения нормативной и фактической численности работающих при одновременном росте средней заработной платы. Использование для расчета численности нормативов- индикаторов. 2. Общеэксплуата ционные расходы 15-20% Совершенствование системы управления, исключение не свойственных ремонтной жилищно- эксплуатационной организации функций (начисление и сбор платежей за жилищно-коммунальные у сл ут , пасгюртный учет и др.) 3. Услуги сторонних организаций 12-17% Более четкая специализация жилищно- эксплуатационных и субподрядных организаций на работах по ремонту и обслуживанию жилищного фонда, определение предельного уровня цен на услуги сторонних организаций, проведение их конкурсного отбора Тариф, сформирюванный с учетом зафиксированных параметров ка чества, является ценой потребления. хар)актеризующей стоимость едини цы услуги определенных потребительских свойств, то есть представляет собой экономически обоснованный тариф, обеспечивающий коммуналь ному предприятию нормальные условия функционирювания. Для создания финансовых возможностей и стимулов замены изно шенных фондов и их модернизации, сокрещения потерь и утечек возмо жен переход на принципиально новую систему тарифов, состоящих из двух частей: — абонентской платы (цены услуги) — стоимости права на обслужи вание, которая определяется реальным урювнем надежности и затратами на его поддержание (руб./мес. на м^ жилья за отопление и руб./мес. на человека за остальнье услуги); — платы за фактическое потребление материального носителя услу ги — цены ресуреа (руб. за м^ холодной и горячей воды, за Гкал тепла). Допустимые затраты на услуги составляют в бюджете средней семьи различных муниципальных образований области от 6,5 до 12%. Факти ческие затреты на жилищно-коммунальные услуги в настоящее время в среднем равны 6% семейного бюджета. К 2010 году в соответствии с более высокими доходами населения и ростом качества услуг допусти мые затраты определяются в диапазоне 8-12%. ^ Социально-экономические последствия тарифной политики являют ся допустимыми, если они (при поддержке малообеспеченных греждан через систему субсидий) не приводят к нарушению рациональной струк тура потр)ебительских расходов. (Окончание на 11 -й стр .)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz