Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)
щ ЛИПЕЦКАЯ газе та ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 9 июня 2006 г., № 111 (22739) о выборах глав муниципальных образований в Липецкой области (Продолжение. Начало на 5-й стр.) 10. Решение избирательной комиссии, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией или су дом. При этом вышестоящая избирательная комиссия вправе принять решение по существу вопро са или направить нижестоящей избирательной комиссии, решение которой было отменено, соот ветствующие материалы на повторное рассмотрение. В случае, если нижестоящая избирательная комиссия повторно не рассмотрит вопрос, решение по существу данного вопроса вправе принять вышестоящая избирательная комиссия. 11. Избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов государ ственной властп и органов местного самоуправления. Вмешательство в деятельность избирательных комиссий со стороны законодательных (пред ставительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправле ния, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается. Решения и иные акты избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, обяза тельны для органов исполнительной власти области, государственных учреждений, органов мест ного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, орга низаций, должностных лиц, избирателей. Решения и иные акты комиссий не подлежат государ ственной регистрации. 12. Органы местного самоуправления, муниципальные учреждения, их должностные лица обя заны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности на безвозмездной основе предоставлять необходимые помещения, в том числе для хранения из бирательной документации до передачи ее в архив либо уничтожения по истечении сроков хране ния, установленных настоящим Законом, обеспечивать охрану этих помещений и указанной доку ментации, а также предоставлять на безвозмездной основе транспортные средства, средства свя зи, техническое оборудование, обеспечивать их поддержание в исправном состоянии. Организа ции, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) муниципального образования превы- щает 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначения вы боров главы муниципального образования, их должностные лица обязаны оказывать избиратель ным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности предоставлять транспорт ные средства, средства связи, техническое оборудование, помещения. Необходимое содействие избирательным комиссиям оказывается также государственными органами, организациями, в ус тавном (складочном) капитале которых доля (вклад) Российской Федерации, субъекта Российской Федерации превышает 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначения выборов, и их должностными лицами. 13. В период избирательной кампании по выборам главы муниципального образования муни ципальные организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание (далее — организации те лерадиовещания), безвозмездно предоставляют избирательной комиссии муниципального обра зования не менее 15 минут эфирного времени еженедельно на каждом из своих каналов для разъяс нения законодательства о выборах, информирования избирателей о сроках и порядке осуществле ния избирательных действий, о кандидатах, об избирательных объединениях, о ходе избиратель ной кампании, для ответов на вопросы. Редакции муниципальных периодических печатных изданий, выходящих не реже одного раза в неделю, в период избирательной кампании по выборам главы муниципального образования без возмездно предоставляют избирательной комиссии муниципального образования не менее одной пятидесятой от еженедельного объема печатной площади. Указанная избирательная комиссия ис пользует указанную печатную площадь для разъяснения законодательства о выборах, информиро вания избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, о кандидатах, об избирательных объединениях, о ходе избирательной кампании, для ответов на вопросы избирате лей. При этом расходы организаций телерадиовещания и редакций периодических печатных изда ний относятся на результаты деятельности этих организаций и редакций. 14. Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации всех форм собственности, в том числе организации телерадиовещания, редакции периодических печатных изданий, а также должностные лица указанных органов и организаций обязаны предоставлять избирательным комиссиям необходимые сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в пятидневный срок, если обращение получено за пять и менее дней до дня голосования — не позднее дня, предшествующего дню голосования, а если в день голосования или в день, следующий за днем голосования, — немедленно. Указанные сведения и материалы предоставляются избирательным комиссиям бесплатно. Статья 16. Общие условия формирования избирательных комиссий 1. Избирательные комиссии формируются на основе предложений политических партий, выд винувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального (Собрания Российской Федерации, Липецком областном Совете депутатов, иных общественных объединений. 2. Избирательные комиссии по выборам главы муниципального образования формируются на основе предложений, указанных в части 1 настоящей статьи, а также предложений избирательных объединений, выдвинувщих списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских манда тов в представительном органе муниципального образования. 3. В случае досрочного прекращения полномочий Государственной Думы Федерального Со брания Российской Федерации, Липецкого областного (Зовета депутатов, представительного орга на муниципального образования право внесения предложений по кандидаткам в составы избира тельных комиссий сохраняется за избирательными объединениями, вьщвинувшими списки канди датов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерально го Собрания Российской Федерации, Липецком областном Совете депутатов, представительном органе соответствующего муниципального образования последнего созыва. При этом указанные предложения подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». 4. В случае досрочного прекращения полномочий члена избирательной комиссии, назначенно го по представлению политической партии, список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, либо в Липецком областном (Совете депутатов, либо в представительном органе муниципального образования созыва, действующего на момент досрочного прекращения полномочий, в соответ ствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», вакантное место замещается по представлению той же политической партии, если соответствующая кандидатура ею представлена не позднее чем за три дня до истечения сроков, указанных в части 8 статьи 22 настоящего Закона. 5. В избирательную комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждой политической партии, от каждого избирательного объединения, иного общественного объедине ния. Политическая партия, избирательное объединение, иное общественное объединение не впра ве предлагать одновременно несколько кандидатур для назначения в состав одной избирательной комиссии. ' ' 'ЧС 6. Государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной второй от общего числа членов избирательной комиссии. 7. Орган, назначающий в состав избирательной комиссии гражданина Российской Федерации, выдвинутого в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «Об основ ных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Феде рации», обязан полнить письменное согласие указанного гражданина на вхождение в состав этой избирательной комиссии. 8. Если представительный орган муниципального образования, избирательная комиссия не назначат состав или часть состава избирательной комиссии в срок, установленный настоящим Законом, либо если на соответствующей территории отсутствует указанный представительный орган муниципального образования, либо если соответствующая избирательная комиссия не сфор мирована, состав или часть состава избирательной комиссии муниципального района, городского округа назначается избирательной комиссией области, избирательной комиссии поселения — из бирательной комиссией муниципального района, иной избирательной комиссии — вышестоящей избирательной комиссией с соблюдением установленных Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федера ции», настоящим Законом требований. Статья 17. Порядок формирования и полномочия избирательной комиссии муници пального образования 1. Избирательная комиссия муниципального образования является избирательной комиссией, организующей подготовку и проведение выборов главы муниципального образования. 2. Формирование избирательной комиссии муниципального образования осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на ;^астие в референдуме граждан Российской Федерации», Законом Липецкой области от 13 мая 2004 года № 112-03 «Об избирательной комиссии муниципального образования в Липец кой области» (далее — Закон Липецкой области «Об избирательной комиссии муниципального образования в Липецкой области»), настоящим Законом. 3. Полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению избира тельной комиссии области, принятому на основании обращения представительного органа мест ного самоуправления этого муниципального образования, могут быть возложены на территориаль ную избирательную комиссию. 4. Избирательная комиссия муниципального образования: руководит деятельностью нижестоящих избирательных комиссий, осуществляющих подготовку и проведение выборов главы муниципального образования: обеспечивает на территории муниципального образования реализацию мероприятий, связан ных с подготовкой и проведением выборов главы муниципального образования, изданием необхо димой печатной продукции; осуществляет на территории муниципального образования контроль за соблюдением избира тельных прав граждан при проведении выборов главы муниципального образования; назначает выборы главы муниципального образования в случае, предусмотренном частью 5 статьи 10 настоящего Закона; осуществляет формирование участковых избирательных комиссий (в случав отсутствия терри ториальных избирательных комиссий); заслушивает сообщения органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подго товкой и проведением выборов главы муниципального образования; осуществляет на территории муниципального образования меры по обеспечению соблюдения единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрирован ными кандидатами для проведения предвыборной агитации; осуществляет на территории муниципального образования меры по обеспечению соблюдения единого порядка установления итогов голосования, определения результатов выборов; осуществляет на территории муниципального образования меры по обеспечению соблюдения единого порядка опубликования итогов голосования и результатов выборов; устанавливает единую нумерацию избирательных участков; осуществляет на территории муниципального образования меры по организации финансиро вания подготовки и проведения выборов, распределяет денежные средства между территориаль ными (а в случае их отсутствия — между участковыми) избирательными комиссиями, выделенные на организацию и проведение выборов главы муниципального образования, контролирует целевое использование этих средств; осуществляет контроль за поступлением и расходованием средств избирательных фондов; регистрирует кандидатов и их доверенных лиц, выдает им удостоверение установленного об разца; утверждает форму и текст избирательного бюллетеня, форму списка избирателей, актов при ема-сдачи избирательных бюллетеней; устанавливает общее число избирательных бюллетеней, обеспечивает их изготовление и снаб жение ими территориальных и участковых избирательных комиссий (в случае отсутствия террито риальных комиссий); устанавливает результаты выборов главы муниципального образования и сообщает их сред ствам массовой информации; организует досрочное голосование (в случае отсутствия территориальных комиссий); организует повторные выборы; обеспечивает передачу в архив документов, связанных с подготовкой и проведением выборов главы муниципального образования; рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих изби рательных комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения; осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральным законом «Об основных гаран тиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Законом Липецкой области «Об избирательной комиссии муниципального образования в Липец кой области», настоящим Законом и ^тавом муниципального образования. Статья 18. Полномочия территориальной избирательной комиссии 1. Полномочия территориальных избирательных комиссий по выборам глав муниципальных образований осуществляют территориальные избирательные комиссии, сформированные в соот ветствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». 2. Территориальная избирательная комиссия: осуществляет контроль за организацией выборов на соответствующей территории; обеспечивает на соответствующей территории соблюдение нормативов технологического обо рудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых избирательных ко миссий: осуществляет на соответствующей территории меры по соблюдению единого порядка установ ления итогов голосования; осуществляет на соответствующей территории формирование участковых избирательных ко миссии, оказывает им методическую и организационно-техническую помощь; составляет списки избирателей; распоряжается денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение выборов, распределяет часть этих средств между участковыми избирательными комиссиями, обеспечивает контроль за их целевым использованием; решает вопросы материально-технического обеспечения подготовки и проведения выборов на соответствующей территории; заслушивает сообщения органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подго товкой и проведением выборов; организует досрочное голосование в помещении территориальной комиссии; обеспечивает хранение и передачу избирательной документации; устанавливает итоги голосования на соответствующей территории; рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих изби рательных комиссий, принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения; осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральным законом «Об основных гаран тиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», настоящим Законом. Статья 19. Порядок формирования и полномочия участковых избирательных комис сий 1. Участковые избирательные комиссии формируются в период избирательной кампании для обеспечения процесса голосования избирателей и подсчета голосов избирателей. Полномочия участковой избирательной комиссии могут быть возложены на иную избирательную комиссию, действующую в границах избирательного участка. 2. Формирование участковой избирательной комиссии осуществляется избирательной комис сией муниципального образования, а при проведении выборов главы города Липецка — террито риальной избирательной комиссией, не ранее чем за 30 и не позднее чем за 23 дня до дня голосо вания на основе предложений, указанных в части 2 статьи 16 настоящего Закона, предложений представительного органа муниципального образования, собраний избирателей по месту житель ства, работы, службы, учебы в составе следующего числа членов избирательной комиссии с пра вом решающего голоса в зависимости от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка: 1) до 1000 избирателей — 5 — 7 членов избирательной комиссии; 2) от 1001 до 2000 избирателей — 7 — 11 членов избирательной комиссии; 3) более 20ОО избирателей — 10 — 15 членов избирательной комиссии. 3. В случае совмещения с днем голосования на выборах главы муниципального образования дня голосования на выборах депутатов Липецкого областного Совета депутатов, в органы местного самоуправления, дня голосования на областном референдуме, местном референдуме максималь ное количество членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, указан ное в части 2 настоящей статьи, может быть увеличено, но не более чем на четыре члена избира тельной комиссии. При этом дополнительная оплата труда (вознаграждение) данных членов изби рательной комиссии, а также выплата им компенсации за период, в течение которого они были освобождены от основной работы, производится за счет средств соответствующего бюджета. 4. Избирательнзя комиссия, формирующая участковую избирательную комиссию, обязана на значить не менее одной второй от общего числа членов участковой избирательной комиссии на основе поступивших предложений: 1) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распре делению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Фе дерации; 2) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депу татских мандатов в Липецкий областной Совет депутатов; 3) избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределе нию депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования. 5. Период, в который принимаются предложения по составу участковой избирательной комис сии, должен составлять не менее 10 дней. 6. Участковая избирательная комиссия: информирует население об адресе и о номере телефона участковой избирательной комиссии, времени ее работы, а также о дне, времени и месте голосования: уточняет список избирателей, производит ознакомление избирателей с данным списком, рас сматривает заявления об ошибках и о неточностях в данном списке и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений; обеспечивает подготовку помещений для голосования, ящиков для голосования и другого обо рудования, определяет количество переносных ящиков для голосования; обеспечивает информирование избирателей о зарегистрированных кандидатах на основе све дений, полученных из избирательной комиссии муниципального образования; контролирует соблюдение на территории избирательного участка порядка проведения предвы борной агитации: организует на избирательном участке голосование в день голосования, а также досрочное голосование: проводит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования на избирательном участке, со ставляет протокол об итогах голосования и передает его в вышестоящую избирательную комис сию; объявляет итоги голосования на избирательном участке и выдает заверенные копии протокола об итогах голосования лицам, осуществлявшим наблюдение за ходом голосования; рассматривает в пределах своих полномочий жалобы (заявления) на нарушение закона и при нимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения; обеспечивает хранение и передачу в вышестоящие избирательные комиссии документов, свя занных с подготовкой и проведением выборов: осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральным законом «Об основных гаран тиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», настоящим Законом. 7. Срок полномочий участковой избирательной комиссии истекает через десять дней со дня официального опубликования результатов выборов, если в вышестоящую избирательную комис сию не поступили жалобы (заявления) на действия (бездействие) данной избирательной комиссии, в результате которых были нарушены порядок голосования и (или) порядок подсчета голосов, либо если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случав обжалования итогов голо сования на соответствующем избирательном участке полномочия участковой избирательной ко миссии прекращаются со дня принятия вышестоящей избирательной комиссией решения либо со дня вступления в законную силу судебного решения по жалобе (заявлению). Статья 20. Полномочия избирательной комиссии области Избирательная комиссия области: оказывает правовую, организационно-техническую, методическую и иную помощь избиратель ным комиссиям, издает инструкции и иные нормативные акты по вопросам применения настояще го Закона: назначает состав или часть избирательной комиссии муниципального образования в случае неназначения ее представительным органом муниципального образования; вносит в соответствующий представительный орган муниципального образования предложе ния о назначении не менее двух членов избирательной комиссии муниципального образования: предлагает кандидатуру председателя избирательной комиссии муниципального образования; формирует временные избирательные комиссии в случаях, предусмотренных настоящим Зако ном; обобщает результаты выборов; рассматривает жалобы на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий муни ципальных районов, городских округов и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан при проведении выборов глав муниципальных образований в соответствии с пунктом 7 статьи 75 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на ^астие в референдуме граждан Российской Федерации»; осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральным законом «Об основных гаран тиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», настоящим Законом и иными законами области. Статья 21. Организация деятельности избирательных комиссий 1. Деятельность избирательных комиссий осуществляется коллегиально. 2. Избирательная комиссия правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного состава. 3. Председатели участковых избирательных комиссий назначаются на должность из числа их членов с правом решающего голоса и освобождаются от должности сформировавшими их выше стоящими избирательными комиссиями. 4. Заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии избираются тайным голо сованием на ее первом заседании из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. 5. Заседания избирательной комиссии созываются ее председателем по мере необходимости. Заседание также обязательно проводится по требованию не менее одной трети от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. 6. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех заседаниях избирательной комиссии. 7. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если на нем присутствует боль шинство от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. 8. Избирательная комиссия по требованию любого ее члена, а также любого присутствующего на заседании члена вышестоящей избирательной комиссии обязана проводить голосование по любым вопросам, входящим в ее компетенцию и рассматриваемым избирательной комиссией на заседании в соответствии с утвержденной повесткой дня. 9. Решения избирательной комиссии об избрании, о назначении на должность либо об осво бождении от должности председателя, заместителя председателя, секретаря избирательной ко миссии, а также о внесении предложений по кандидатурам на указанные должности, о финансовом обеспечении подготовки и проведения выборов, о регистрации кандидатов и об обращении в суд с заявлением об отмене их регистрации, об итогах голосования или о результатах выборов, о признании выборов несостоявшимися или недействительными, о проведении повторных выборов, об отмене решения нижестоящей избирательной комиссии принимаются на заседании избира тельной комиссии большинством голосов от установленного числа членов избирательной комис сии с правом решающего голоса. Решения об освобождении от должности председателя, замести теля председателя, секретаря избирательной комиссии, замещающих указанные должности в ре зультате избрания, принимаются тайным голосованием (за исключением случая освобождения от должности по птнощ заявлению), при этом избрание новых председателя, заместителя предсе дателя, секретаря изФ 1 рательной комиссии осуществляется в порядке, предусмотренном частью 4 настоящей статьи. 10. Решения избирательной комиссии по иным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. 11. При принятии избирательной комиссией решения в случае равного числа голосов членов избирательной комиссии с правом решающего голоса, поданных «за» и «против», голос председа теля избирательной комиссии (председательствующего на заседании) является решающим. 12. Решения избирательной комиссии подписываются председателем и секретарем избира тельной комиссии (председательствующим на заседании и секретарем заседания). 13. Члены избирательной комиссии с правом решающего голоса, несогласные с решением избирательной комиссии, вправе изложить в письменной форме особое мнение, отражаемое в протоколе избирательной комиссии и прилагаемое к ее решению, в связи с которым зто мнение изложено. 14. Избирательные комиссии могут привлекать граждан к выполнению работ, связанных с подготовкой и проведением выборов, а также с обеспечением полномочий избирательных комис сий, по гражданско-правовым договорам. Статья 22. Статус членов избирательных комиссий 1. Членами избирательных комиссий с правом решающего голоса не могут быть: 1) лица, не имеющие гражданства Российской Федерации; 2) граждане Российской Федерации, признанные решением суда, вступившим в законную силу, недееспособными, ограниченно дееспособными; 3) граждане Российской Федерации, не достигшие возраста 18 лет; 4) депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления; 5) выборные должностные лица, а также высшие должностные лица субъектов Российской Федерации руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций: 6) судьи, прокуроры: 7) на выборах главы муниципального образования — кандидаты, их уполномоченные предста вители и доверенные лица, уполномоченные представители и доверенные лица избирательных объединений, вьщвинувших кандидатов; 8) на выборах главы муниципального образования — члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса; 9) на выборах главы муниципального образования — супруги и близкие родственники кандида тов, близкие родственники супругов кандидатов; 10) лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов; 11) лица, выведенные из состава избирательных комиссий по решению суда, а также лица, утратившие свои полномочия членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в ре зультате расформирования избирательной комиссии (за исключением лиц, в отношении которых судом было установлено отсутствие вины за допущенные избирательной комиссией нарушения), — в течение пяти лет со дня вступления в законную силу соответствующего решения суда; 12) лица, имеющие неснятую и непогашенную судимость, а также лица, подвергнутые в судеб ном порядке административному наказанию за нарушение законодательства о выборах, — в тече ние одного года со дня вступления в законную силу решения (постановления) суда о назначении административного наказания. 2. Под непосредственным подчинением в настоящем Законе понимаются служебные отноше ния между руководителем и подчиненным, при которых руководитель обладает в отношении подчи ненного властно-распорядительными полномочиями, то есть имеет право приема на работу и уволь нения подчиненного или в пределах должностных полномочий вправе отдавать ему приказы, рас поряжения и указания, обязательные для исполнения, поощрять и применять дисциплинарные взыскания. 3. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса не может быть на одних и тех же выборах одновременно членом иной избирательной комиссии с правом решающего голоса. 4. Срок полномочий членов избирательной комиссии с правом решающего голоса истекает одновременно с прекращением полномочий избирательной комиссии, в состав которой они вхо дят. 5. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса освобождается от обязанностей члена комиссии до истечения срока своих полномочий по решению органа, его назначившего, в случае; 1) подачи членом комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий. Указанное заявление не может быть подано в период, начинающийся за десять дней до дня голо сования и заканчивающийся в день установления итогов голосования, определения результатов выборов, за исключением случаи, когда оно подается в связи с вынуждающими к тому обстоятель ствами: тяжелой болезнью, стойким расстройством здоровья члена комиссии, его близких род ственников: 2) появления оснований, предусмотренных частями 1 и 3 настоящей статьи, за исключением случаев приостановления полномочий члена избирательной комиссии, предусмотренных пунктами 1, 2 и 12 части 1 настоящей статьи. 6. Полномочия члена избирательной комиссии с правом решающего голоса прекращаются немедленно в случае: 1) утраты членом избирательной комиссии гражданства Российской Федерации; 2) вступления в законную силу в отношении члена избирательной комиссии обвинительного приговора суда либо решения (постановления) суда о назначении административного наказания за нарушение законодательства о выборах; 3) признания члена избирательной комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестио отсутствующим или умершим; 4) смерти члена избирательной комиссии: 5) признания члена избирательной комиссии решением суда, вступившим в законную силу, на основании заявления соответствующей комиссии систематически не выполняюидим свои обязан- ности; ^ 6) вступления в законную силу решения суда о расформировании избирательной комиссии в соответствии со статьей 31 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». 7. Если орган, назначивший члена избирательной комиссии, не примет решение о досрочном прекращении полномочий члена избирательной комиссии в течение одного месяца, а в период избирательной кампании — в течение десяти дней со дня поступления в указанный орган заявле ния члена избирательной комиссии в письменной форме о сложении своих полномочий либо появ ления иных оснований, не позволяющих ему выполнять свои обязанности, решение о прекращении полномочий этого члена избирательной комиссии принимается избирательной комиссией, в со став которой он входит, в течение трех дней со дня истечения указанного срока. 8. Орган, назначивший члена избирательной комиссии, обязан назначить нового члена избира тельной комиссии вместо выбывшего по обстоятельствам, указанным в частях 5 и 6 настоящей статьи не позднее чем в месячный срок, а в период избирательной кампании — не позднее чем через десять дней со дня его выбытия в соответствии с требованиями, установленными Федераль ным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». , 9. В соответствии с федеральным законом член избирательной комиссии с правом решающего голоса до окончания срока своих полномочий, член избирательной комиссии с правом совеща тельного голоса в период избирательной кампании не могут быть уволены с работы по инициативе работодателя или без их согласия переведены на другую работу. 10. Кандидат со дня представления в избирательную комиссию документов для регистрации кандидата вправе назначить одного члена этой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, а в случае регистрации кандидата — по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса в каждую нижестоящую избирательную комиссию. 11. Членами избирательной комиссии с правом совещательного голоса не могут быть назначе ны лица, указанные в пунктах 1 ,3 — 6 части 1 настоящей статьи, граждане, признанные решением суда, вступившим в законную силу, недееспособными, члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, работники аппаратов комиссий, доверенные лица кандидатов, избирательных объединений, а также лица, замещающие командные должности в воинских частях, военных организациях и учреждениях. 12. Члень! избирательных комиссий с правом решающего голоса, уполномоченные на то с о о т - ^ ^ ветствующиМи избирательными комиссиями, составляют протоколы об административных право нарушениях В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонару шениях. 13. Член избирательной комиссии с правом совещательного голоса обладает равными права ми с членом избирательной комиссии с правом решающего голоса по вопросам подготовки и проведения выборов главы муниципального образования, за исключением права: 1) выдавать и подписывать избирательные бюллетени: 2) участвовать в сортировке, подсчете и погашении избирательных бюллетеней; 3) составлять протокол об итогах голосования, о результатах выборов; 4) участвовать в голосовании при принятии решения по вопросу, отнесенному к компетенции соответствующей избирательной комиссии, и подписывать решения избирательной комиссии: 5) составлять протоколы об административных правонарушениях. Положения настоящей части не могут служить основанием для отказа члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса присутствовать при совершении указанных в настоя щей части действий. 14. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса и член избирательной комис сии с правом совещательного голоса: 1) заблаговременно извещаются о заседаниях соответствующей избирательной комиссии; 2) вправе выступать на заседании избирательной комиссии, вносить предложения по вопро сам, отнесенным к компетенции соответствующей избирательной комиссии, и требовать проведе ния по данным вопросам голосования; 3) вправе задавать другим участникам заседания избирательной комиссии вопросы в соответ ствии с повеЬткой дня и получать на них ответы по существу; 4) вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательными бюллетенями), непос редственно связанными с выборами, включая документы и материалы, находящиеся на машиночи таемых носителях, соответств^щей и нижестоящих избирательных комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением избирательных бюллетеней, списков избирателей, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения ука занных копий; 5) вправе удостовериться в правильности подсчета по спискам избирателей числа лиц, при нявших участие в голосовании, в правильности сортировки бюллетеней по кандидатам; 6) вправе обжаловать действия (бездействие) избирательной комиссии в соответствующую вышестоящую избирателен^ комиссию или в суд. 15. Полномочия членов избирательных комиссий, действующих не на постоянной основе, с правом совещательного голоса прекращаются одновременно с прекращением полномочий этих избирательных комиссий. Если кандидату отказано в регистрации либо регистрация кандидата аннулирована или отменена, полномочия членов избирательной комиссии с правом совещательно го голоса, назначенных таким кандидатом, прекращаются соответственно со дня отказа в регист рации, ее аннулирования или отмены, а если решение об отказе в регистрации обжаловано в суд, — со дня вступления в силу решения суда о законности отказа в регистрации. 16. Член избирательной комиссии с правом совещательного голоса в период, на который распространяются его полномочия, обладает установленными настоящей статьей правами, свя- занйВ(МИ'С поДготРвкой й дроредением всех выбЬ[зов, в проведении которых рринимает участие данная избирательная комиссия. ' 17. Полномочия члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса могут бьсь прекращены по решению лица или органа, назначивших данного члена избирательной комиссии, и переданы другому лицу. Статья 1^3. Гласность в деятельности комиссий 1. На всех заседаниях любой избирательной комиссии, а также при подсчете голосов избира телей и осуществлении участковой, территориальной избирательными комиссиями работы со спис- > ками избирателей, с избирательными бюллетенями, протоколами об итогах голосования вправе' присутствовать члены вышестоящих избирательных комиссий и работники их аппаратов, зарегис трированный кандидат или его доверенное лицо. Для присутствия на заседаниях избирательной комиссии и при осуществлении ею работы с указанными избирательными документами указанным лицам не требуется дополнительное разрешение. Избирательная комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на свои заседания и в помещение, в котором проводится подсчет голосов избирателей и осуществляется работа с перечисленными избирательными документами. На всех заседаниях избирательной комиссии и при осуществлении ею работы С' указанными избирательными документами, а также при подсчете голосов избирате лей также вправе присутствовать представители средств массовой информации. 2. Решения избирательных комиссий, непосредственно связанные с подготовкой и проведени ем выборов главы муниципального образования, гг^ликуются в государственных или муниципаль ных периодических печатных изданиях либо доводятся до сведения избирателей иным путем, а также передаются в иные средства массовой информации в объеме и в сроки, которые установле ны настоящим Законом. 3. С момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования, а равно при повторном подсчете голосов избирателей на избирательных участках вправе присутствовать лица, указанные в части 1 настоящей статьи, а также наблюдатели. 4. Наблюдатель может быть назначен зарегистрированным кандидатом, избирательным объе динением, выдвинувшим зарегистрированного кандидата. Наблюдателями не могут быть назначе ны выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской (фе дерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Рос сийской (федерации), главы местных администраций, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, судьи, прокуроры, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса. 5. Доступ в помещение участковой избирательной комиссии, ссформированной на избиратель ном участке,'образованном в больнице, санатории, доме отдыха, местах содержания под стражей подозревае(иых и обвиняемых, а также в помещение для голосования на этом избирательном участке должен бьоь обеспечен всем членам участковой избирательной комиссии, лицам, указан ным в части '1 настоящей статьи, наблюдателям. 6. Наблюдатели вправе присутствовать в иных избирательных комиссиях при проведении ими досрочного голосования, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, составлении соответствующих протоколов об итогах голосования, о результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов избирателей. 7. Полно|иочия наблюдателя должны быть удостоверены в направлении в письменной форме, выданном зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, избирательным объеди нением, интересы которых представляет данный наблюдатель. В направлении указываются (фами лия, имя, отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наи менование избирательной комиссии, куда наблюдатель направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных частью 4 настоящей статьи. Указание каких-либо до полнительных сведений о наблюдателе, а в случае направления наблюдателя кандидатом, его доверенным лицом и проставление печати не требуются. Направление действительно при предъяв лении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется. 8. Документ, указанный в части 7 настоящей статьи, может быть предъявлен в участковую избирательную комиссию в период, указанный в части 3 настоящей статьи, в иную избирательную комиссию — в период с начала голосования на избирательных участках до окончания составления итогового протокола на соответствующей территории. При этом не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одного зарегистрирован ного кандидата, избирательного объединения. Не допускается установление каких-либо иных, кро ме установленных Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав права на участие в ресферендуме граждан Российской (Федерации», настоящим Законом, ограничений, каса ющихся присутствия наблюдателей в помещении для голосования, наблюдения за проведением голосования, подсчетом голосов избирателей, составлением протоколов об итогах гол(хювания, а также выдачи копий протоколов об итогах голосования. 9. Наблюдатели вправе: 1) знакомиться со списками избирателей, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования; 2) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования в любое время в период, указанный в части 3 настоящей статьи; 3) наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям: 4) присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования; 5) наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней: наблюуаать за под счетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечиваю щих им обозримость содержащихся в избирательных бюллетенях отметок избирателей; знако миться с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем при подсчете голо сов избирателей; наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голо сования и иных документов в период, указанный в части 3 настоящей статьи; 6) обращаться к председателю участковой избирательной комиссии, а в случав его отсутствия — к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосова ния; 7) знакомиться с протоколами соответствующей избирательной комиссии, нижестоящих изби рательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборюв и приложенными к ним доку ментами, получать от соответствующей избирательной комиссии заверенные копии указанных про токолов; 8) носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих (фамилии, имени и отчества, а также (фамилии, имени и отчества зарегистрированного кандидата или наименования избирательного объединения, направивших наблюдетеля в избирательную комиссию; 9) обжаловать действия (бездействие) комиссии в порядке, установленном статьей 75 (Феде рального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в ре(ферендуме граждан Российской (федерации»; 10) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих избира тельных комиссиях. 10. Наблюдатель не вправе: 1) выдавать избирателям избирательные бюллетени; 2) расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательных бюллетеней; 3) заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательные бюллетени; 4) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования; (Продолжение на 7-й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz