Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

9 июня 2006 г., № 111 (22739) ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ ЛИПЕЦКАЯ газета ЗАКОН ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ О выборах глав муниципальных образований в Липецкой области A r p i Щв. Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона Настоящий Закон устанавливает порядок назначения, подготовки и проведения выборов глав муниципальных образований в Липецкой о15ласти (далее — области) и определяет гарантии реали­ зации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах глав муниципальных образований. Статья 2. Основные термины и понятия, используемые в настоящем Законе 1. Применяемые термины и понятия в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме "таждан Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «Об основных гарантиях избира- 1 льных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации») означают: 1) агитационные материалы — печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыбфной агитации и предназначенные для массового распространения, обнародо­ вания в период избирательной кампании: 2) агитационный период — период, в течение которого разрешается проводить предвыборную агитацию; 3) агитация предвыборная (предвыборная агитация) — деятельность, осуществляемая в пери­ од избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосо­ ванию за кандидата, кандидатов или против него (них); 4) адрес места жительства — адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Рос­ сийской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граж­ дан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации; 5) выборное должностное лицо — Президент Российской Федерации, а также избираемый непосредственно гражданами Российской Федерации, проживающими на территории муниципаль­ ного образования, глава муниципального образования: 6) выборы — форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Кон­ ституцией Российской Федерации, федеральными законами. Уставом Липецкой области Российс­ кой Федерации (далее — Устав области), законами области, настоящим Законом, уставами муни­ ципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица; 7) выдвижение кандидата — самовыдвижение кандидата, инициатива избирательного объеди­ нения в определении кандидата в выборный орган, на выборную государственную или муниципаль­ ную должность; 8) гарантии избирательных прав — установленные Конституцией Российской Федерации, зако­ ном, иным нормативным правовым актом условия, правила и процедуры, обеспечивающие реали­ зацию избирательных прав граждан Российской Федерации: 9) ГАС «Выборы» — государственная автоматизированная система Российской Федерации «Вы­ боры»; 10) глава муниципального образования — высшее должностное лицо муниципального образо- 1 НИЯ, наделенное уставом муниципального образования в соответствии с федеральным законом бственными полномочиями по решению вопросов местного значения; 11) государственная система регистрации (учета) избирателей, участников референдума — комплекс обеспечивающих гарантии и реализацию избирательных прав и права на участие в рефе­ рендуме граждан Российской Федерации мер по сбору, систематизации и использованию сведе­ ний об избирателях, участниках рефмендума; 12) депутат — лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в пред­ ставительный орган государственной власти или в представительный орган муниципального обра­ зования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании; 13) добровольное пожертвование гражданина — безвозмездное внесение граходанином Рос­ сийской Федерации собственных денежных средств на специальный избирательный счет кандида­ та; 14) добровольное пожертвование юридического лица — безвозмездное перечисление юриди­ ческим лицом денежных средств со своего расчетного счета на специальный избирательный счет кандидата: 15) документ, заменяющий паспорт гражданина, — документ, удостоверяющий личность граж­ данина, выданный уполномоченным государственным органом. На территории Российской Феде­ рации для граждан Российской Федерации такими документами являются: военный билет, временное удостоверение, выдаваемое взамен военного билета, или удостове­ рение личности (для лиц, которые проходят военную службу): временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на пери­ од оформления паспорта в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации; паспорт моряка (удостоверение личности моряка); справка установленной формы, выдаваемая гражданам Российской Федерации, находящимся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, в порядке, утвержденном Прави­ тельством Российской Федерации. Для иностранных граждан, указанных в части 7 статьи 5 настоящего Закона, — документ, удо­ стоверяющий право иностранного гражданина на постоянное проживание Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, регулирующим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации: 16) закон — федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон области; 17) избиратель — гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом; 18) избирательная кампания — деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществ­ ляемая в период со дня официального опубликования (публикации) решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении вы(^ров до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расхо­ довании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов; 19) избирательная кампания кандидата — деятельность, направленная на достижение опреде­ ленного результата на выборах и осуществляемая в период со дня выдвижения кандидата до дня представления итогового финансового отчета кандидатом, а также уполномоченными им лицами; 20) избирательная комиссия — коллегиальный орган, формируемый в порядке и сроки, кото­ рые установлены законом, организующий и обеспечивающий подготовку и п)эоведение выборов: 21) избирательная комиссия вышестоящая (вышестоящая избирательная комиссия) — опреде­ ленная в качестве токовой настоящим Законом избирательная комиссия, ор|;аниаующая и обеспе­ чивающая подготовку и проведение выборов, по отношению к иным изби|;1ательным комиссиям, организующим и обеспечивающим подготовку и- пееведение этих же выборе; 22) избирательная комиссия нижертоящая (нижестоящая избирательная комиссия) — опреде­ ленная в качестве таковой настоящим Законом избирательная комиссия, организующая и обеспе­ чивающая подготовку и проведение выборов, по отношению к иным избирательным комиссиям, организующим и обеспечивающим подготовку и проведение этих же выборов: 23) избирательная комиссия, организующая выборы (организующая выборы избирательная комиссия) — избирательная комиссия, на которую настоящим Законом возложено руководство деятельностью всех избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов; 4 24) избирательное объединение — политическая партия, имеющая в соответствии с федераль­ ным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющие в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах местного уровня, а также иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и которое создано в форме общественной организации либо общественного движения и зарегистрировано в соответствии с законом на местном уровне или на более высоком уровне. При этом указанное общественное объединение либо внесенные в его устав изменения и дополнения, предусматривающие участие в выборах, должны бьп-ь зарегистри­ рованы не позднее чем за один год до дня голосования, а в случае назначения выборов главы муниципального образования в связи с досрочным прекращением его полномочий — не позднее чем за шесть месяцев до дня голосования. Указанные сроки не распространяются на иные измене­ ния и дополнения, вносимые в устав общественного объединения; 25) избирательное право активное (активное избирательное право) — право граждан Российс­ кой Федерации избирать главу муниципального образования; 26) избирательное право пассивное (пассивное избирательное право) — право граждан Рос­ сийской Федерации быть избранными главой муниципального образования; 27) избирательные права граждан — конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправле­ ния, а также право )^аствовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая ус­ тановление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных дей­ ствиях в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, федеральными законами. Уставом области, настоящим Законом, иными законами области; 28) избирательный округ — территория муниципального образования, от которой непосред­ ственно гражданами избирается глава муниципального образования; 29) кандидат — лицо, выдвинутое в установленном законом «Об основных гарантиях избира­ тельных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», настоящим Законом порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность главы муниципального образования либо зарегистрированное избирательной комиссией муници­ пального образования в качестве кандидата; 30) кандидат зарегистрированный (зарегистрированный кандидат) — лицо, зарегистрирован­ ное соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата; 31) наблюдатель — гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблю­ дение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью избирательной ко­ миссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, включая деятельность избирательной комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов; 32) недействительная подпись — подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей и (или) оформления подписного листа; 33) недостоверная подпись — подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом; 34) организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, — организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и редакции периодических печатных изданий; 35) представитель средства массовой информации — лицо, имеющее редакционное удостове­ рение или иной документ, удостоверяющий его полномочия представителя организации, осуще­ ствляющей выпуск средств массовой информации; 36) регистр избирателей — информационный ресурс ГАС «Выборы», содержащий совокупность персональных данных об избирателях: 37) род занятий — документально подтвержденная деятельность кандидата, приносящая ему доход, а также статус неработающего кандидата: пенсионер, безработный, учащийся (с указанием наименования учебного заведения), домохозяйка, временно неработающий; 38) сведения о судимостях кандидата — сведения о неснятых и непогашенных судимостях с указанием номера (номеров) и наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, а также статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных респ^лик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации. 2. Слова «местный» и «муниципальный» и образованные на их основе слова и словосочетания применяются в одном значении в отношении органов местного,самоуправления, а также находя­ щихся в муниципальной собственности организаций, объектов, в иных случаях, указанных в насто­ ящем Законе. Статья 3. Правовая основа подготовки и проведения выборов главы муниципального образования Правовую основу назначения, подготовки и проведения выборов главы муниципального обра­ зования составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российс­ кой Федерации», Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), иные федеральные законы. Устав области, настоящий Закон, иные законы области, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации. Статья 4. Обязательность проведения выборов В случае, если глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, выборы главы муниципального образования являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение срока полномочий главы муниципального образования. Статья 5. Избирательные права граждан 1. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, имеет право избирать главу муниципального образования, а по достижении во:юаста 21 года может быть из­ бран главой муниципального образования. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных настоящим Законом и проводимых законными методами других избирательных действиях. 2. Гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объедине­ ниям, а также других обстоятельств. 3. Не имеют права избирать, быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. 4. Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого располо­ жено в пределах избирательного округа. 5. При наличии в отношении гражданина вступившего в силу решения суда о лишении его права занимать государственные и (или) муниципальные должности в течение определенного сро­ ка этот гражданин не может быть зарегистрирован в качестве кандидата, если голосование на Постановление сорок четвертой сессии Липецкого областного Совета депутатов третьего созыва № 1262-пс от30.05.2006 г. опроектезаконаЛипецкойобласти«Овыб^ахглав муниципальныхобразованийвЛипецкойооласти» Рассмотрев принятый в первом чтении проект закона Липецкой области «О выборах глав муниципальных образований в Липецкой области», в соответствии со статьей 30 Устава Ли­ пецкой области Российской Федерации, учитывая решение комитета областного Совета депу­ татов по государственному устройству и местному самоуправлению, областной Совет депута­ тов постановляет: 1. Принять Закон Липецкой области «О выборах глав муниципальных образований в Ли­ пецкой области». 2. Направить указанный Закон Липецкой области в соответствии с пунктом 3 статьи 32 Устава Липецкой области Российской Федерации главе администрации области для подписа­ ния и опубликования. 3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия. Председатель областного Совета депутатов П.ПУТИЛИН выборах состоится до истечения указанного срока. 6. Глава муниципального образования не вправе заниматься предпринимательской деятельно­ стью, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Глава муниципального образования не может быть депутатом Госу­ дарственной Думы и членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Рос­ сийской Федерации, замещать иные государственные должности Российской Федерации, госу­ дарственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданс­ кой службы и муниципальные должности муниципальной службы. 7. На основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установлен­ ном настоящим Законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответ­ ствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными главой муни­ ципального образования, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации. 8. Иностранные граждане, за исключением случая, указанного в части 7 настоящей статьи, лица без грахаданства, иностранные организации не вправе осуществлять деятельность, способ­ ствующую либо препятствующую выдвижению кандидатов, избранию зарегистрированных канди­ датов, достижению определенного результата на выборах. Статья 6. Равное избирательное право Граждане Российской Федерации участвуют в выборах главы муниципального образования на равных основаниях. Статья 7. Прямое избирательное право Гражданин Российской Федерации голосует на выборах главы муниципального образования соответственно за кандидата или против всех кандидатов непосредственно. Статья 8. Тайное голосование Голосование на выборах главы муниципального образования является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина. Статья 9. Срок полномочий главы муниципального образования 1. Срок полномочий главы муниципального образования устанавливается уставом муниципаль­ ного образования в соответствии с положениями настоящей статьи и не может составлять более пяти лет. Срок полномочий главы муниципального образования исчисляется со дня его вступления в должность. Срок, на который избирается глава муниципального образования, равен сроку полно­ мочий главы муниципального образования и исчисляется со дня избрания главы муниципального образования. Полномочия главы муниципального образования начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного главы муниципально­ го образования. 2. Днем окончания срока, на который избирается глава муниципального образования, является второе воскресенье марта года, в котором истекает установленный уставом муниципального обра­ зования срок полномочий указанного главы муниципального образования, за исключением случа­ ев, указанных в частях 3^4, 5 настоящей статьи. 3. Если после вступления в силу настоящего Закона выбшы главы муниципального образова­ ния в соответствии со статьей 81,1 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» проводятся в иной, чем второе воскресенье марта, день, уставом муниципального образования может быть предусмотре­ но, что днем окончания срока, на который избирается глава муниципального образования, являет­ ся второе воскресенье октября года, в котором истекает срок полномочий главы муниципального образования, за исключением случаев, указанных в частях 4 и 5 настоящей статьи. 4. Если после вступления в силу настоящего Закона выб№ы главы муниципального образова­ ния в соответствии со статьей 81.1 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» проводятся в иной, чем второе воскресенье марта, день, а срок полномочий главы муниципального образования истекает в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва, уставом муниципального образования может быть предусмотрено, что днем окончания срока, на который избирается глава муниципального образования, является день голосования на указанных выборах. 5. Если второе воскресенье марта или второе воскресенье октября года, в котором истекает срок полномочий главы муниципального образования, совпадает с не|забочим праздничным днем, или предшествующим ему днем, или днем, следующим за н^абочим праздничным днем, либо втфое воскресенье марта или второе воскресенье октября объявлено в установленном порядке рабочим днем, днем окончания срока, на который избирается глава муниципального образования, является соответственно первое воскресенье ммта, первое воскресенье октября. 6. Установление’ уставом муниципального образования срока полномочий главы муниципаль­ ного образдаэния це.дрлжно приводить к совмещению дня голосования на выборах главы муници­ пального образования с днем голосования на иных выборах, в результате которого избиратель будет иметь возможность проголосовать одновременно более чем по четырем избирательным бюллетеням, за исключением избирательных бюллетеней, выданных в связи с проведением дос­ рочных, повторных или дополнительных выборов. 7. Изменение (продление или сокращение) срока полномочий действующего главы муници­ пального образования, установленного уставом муниципального образования, не допускается, за исключением случая, установленного пунктом 9 статьи 81.1 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федера­ ции». В иных случаях норма об изменении (продлении или сокращении) установленного уставом муниципального образования срока, на который избтается глава муниципального образования, может применяться только к главе муниципального образования, избранному на выборах, назна­ ченных после вступления в силу такой нормы. 8. Если срок полномочий действующего главы муниципального образования истекает в период действия чрезвычайного или военного положения, то указанный глава муниципального образова­ ния исполняет свои полномочия до прекращения действия чрезвычайного или военного положения и избрания нового главы муниципального образования. Статья 10. Назначение выборов 1. Выборы главы муниципального образования назначаются представительным органом муни­ ципального образования. 2. Днем голосования на выборах главы муниципального образования является установленный в соответствии со статьей 9 настоящего Закона день окончания срока, на который избирался предыдущий глава муниципального образования, за исключением случая, предусмотренного час­ тью 3 настоящей статьи. 3. В случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования досроч­ ные выборы главы муниципального образования должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий. При этом голосование на выборах главы муниципального образования может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на нерабочий праздничный день, на предшествующий ему день, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. 4. Решение о назначении выборов главы муниципального образования должно быть принято не ранее чем за 90 и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Указанное решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. При назначении досрочных выборов срок, указанный в настоящей части, а также сроки осуществления иных избирательных действий, предусмотренные настоящим Законом, могут быть сокращены, но не более чем на одну треть, 5. Если представительный орган муниципального образования не назначит выборы в срок, установленный частью 4 настоящей статьи, а также если представительный орган муниципального образования отсутствует или находится в неправомочном составе, выборы главы муниципального образования назначаются избирательной комиссией муниципального образования не позднее чем за 70 дней до дня голосования. Решение избирательной комиссии о назначении выборов публику­ ется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного частью 4 настоящей статьи срока официального опубликования решения о назначении выборов. 6. В соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», если избирательная комиссия муниципального образования не назначит в установленные частью 5 настоящей статьи сроки выбо­ ры главы муниципального образования либо если такая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в порядке, предусмотренном законом, соответствующий суд общей юрисдикции по заявлениям избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора может определить срок, не позднее которо­ го представительный орган муниципального образования, а в случае его отсутствия или нахожде­ ния в неправомочном составе — избирательная комиссия муниципального образования, должны назначить выборы главы муниципального образования. При этом суд также вправе возложить на избирательную комиссию области обязанность сформировать в десятидневный срок со дня вступ­ ления в силу решения суда временную избирательную комиссию муниципального образования в количестве не более 15 членов избирательной комиссии с соблюдением требований к составу избирательной комиссии, установленных законом, а при отсутствии или нахождении в неправомоч­ ном составе представительного органа муниципального образования — также установить срок, в течение которого временная избирательная комиссия муниципального образования обязана на­ значить выборы главы муниципального образования. Срок полномочий и количество членов вре­ менной избирательной комиссии муниципального образования с правом решающего голоса уста­ навливается избирательной комиссией области. Статья 11. Порядок исчисления сроков 1. Если какое-либо действие может (должно) осуществляться со дня наступления какого-либо события, то первым днем, в который это действие может (должно) быть осуществлено, является календарная дата наступления соответствующего события, но не ранее времени наступления этого события. 2. Если какое-либо действие может (должно) осуществляться не позднее чем за определенное количество дней или за определенное количество дней до дня наступления какого-либо события, то соответственно последним днем или днем, когда данное действие может (должно) быть осуще­ ствлено, является день, после которого остается указанное в настоящем Законе количество дней до дня наступления соответствующего события. 3. Если какое-либо действие может (должно) осуществляться не ранее чем за определенное количество дней до дня наступления какого-либо события, то первым днем, когда данное действие может (должно) быть осуществлено, является день, после которого остается указанное в настоя­ щем Законе количество дней до дня наступления соответствующего события. 4. Если какое-либо действие может (должно) осуществляться не позднее чем через определен­ ное количество дней после дня наступления какого-либо события, то данное действие может (дол­ жно) быть осуществлено в течение указанного в настоящем Законе количества дней. При этом первым днем считается день, следующий после календарной даты наступления этого события, а последним — день, следующий за днем, в который истекает указанное количество дней. Глава 2. РЕГИСТРАЦИЯ (УЧЕТ) ИЗБИРАТЕЛЕЙ, СОСТАВЛЕНИЕ СПИСКОВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ, ОБРАЗОВАНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ Статья 12. Регистрация (учет) избирателей 1. Регистрации (учету) подлежат все избиратели, 2. Регистрация (учет) избирателей осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российс­ кой Федерации». Статья 13. Список избирателей и порядок его составления 1. В целях реализации прав избирателей соответствующими избирательными комиссиями со­ ставляются списки избирателей на основании сведений, полученных с использованием государ­ ственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума и представляемых в соответствии с частью 6 настоящей статьи. 2. В списки избирателей на избирательных участках включаются граждане, обладающие на день голосования активным избирательным правом. 3. Если на основании международного договора Российской Федерации иностранные гражда­ не имеют право на участие в выборах в органы местного самоуправления и местном референдуме. то в список избирателей при проведении выборов главы муниципального образования в соответ­ ствии с настоящим Законом включаются иностранные граждане, достигшие на день голосования возраста 18 лет и не подпадающие под действие части 3 статьи 5 настоящего Закона, постоянно проживающие на территории муниципального образования, в котором проводятся выборы. 4. Основанием для включения гражданина в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», настоящим Законом, — факт временного пребывания гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного изби­ рательного права). Факт нахождения места жительства либо временного пребывания гражданина на территории определенного избирательного участка устанавливается органами регистрационно­ го учета грахедан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», настоящим Законом, — другими уполно­ моченными на то органами, организациями и должностными лицами. 5. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных орга­ низациях и учреждениях, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, если место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу не было расположено на территории этого муниципального образования, не включаются в списки избира­ телей и не учитываются при определении числа избирателей на выборах главы муниципального образования. 6. Сведения об избирателях формирует и уточняет глава местной администрации муниципаль­ ного района, городского округа. Сведения об избирателях-военнослужащих, находящихся в воинс­ кой части, членах их семей и о других избирателях, если они проживают на территории расположе­ ния воинской части либо зарегистрированы в установленном порядке при воинской части по месту их службы, формирует и уточняет командир воинской части. Указанные сведения направляются уполномоченным должностным лицом в соответствующие избирательные комиссии сразу после назначения дня голосования или после образования этих избирательных комиссий. 7. Список избирателей составляется соответствующей избирательной комиссией, в том числе с использованием ГАС «Выборы», отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, представляемых по установленной форме уполномоченным на то органом или уполно­ моченным должностным лицом. 8. Лица, представляющие сведения об избирателях, несут ответственность за достоверность и полноту этих сведений, а также за своевременность их представления. 9. Гражданин включается в список избирателей только на одном избирательном участке. При выявлении избирательной комиссией факта включения гражданина в списки избирателей на раз­ ных избирательных участках на одних и тех же выборах соответствующая избирательная комиссия до передачи списков избирателей в участковые избирательные комиссии проводит работу по уст­ ранению ошибки или неточности в указанных списках. 10. Список избирателей составляется в двух экземплярах. Сведения об избирателях, включае­ мые в список избирателей, располагаются в алфавитном или ином порядке (по населенным пунк­ там, улицам, домам, квартирам). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет — дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства избирателя, В списке избирателей должны быть предусмотрены места для проставления избирателем подписи за кахсдый полученный им избирательный бюллетень, серии и номера своего паспорта или доку­ мента, заменяющего паспорт грахсданина, а также для внесения суммарных данных по каждому виду выборов и для проставления подписи члена участковой избирательной комиссии, выдавшего избирательный бюллетень (избирательные бюллетени) избирателю. 11. Первый экземпляр списка избирателей подписывают председатель и секретарь избира­ тельной комиссии, составившей список. Список избирателей заверяется печатями соответствую­ щей избирательной комиссии и (или) участковой избирательной комиссии. Порядок и сроки изго­ товления, использования второго экземпляра списка избирателей, его передачи соответствующей участковой избирательной комиссии, заверения и уточнения определяются избирательной комис­ сией муниципального образования. 12. Соответствующая избирательная комиссия, составившая список избирателей, передает по акту участковым избирательным комиссиям первый экземпляр списка избирателей конкретного избирательного участка не позднее чем за 20 дней до дня голосования. Участковая избирательная комиссия вправе разделить первый экземпляр списка избирателей на отдельные книги. Каждая такая книга не позднее дня, предшествующего дню голосования, должна быть сброшюрована (про­ шита), что подтверждается печатью соответствующей участковой избирательной комиссии и под­ писью ее председателя. 13. Участковая избирательная комиссия уточняет список избирателей в соответствии с уста­ новленным порядком организации взаимодействия избирательных комиссий с органами местного самоуправления, учреждениями и организациями, осуществляющими регистрацию (учет) избира­ телей. Выверенный и уточненный список избирателей не позднее дня, предшествующего дню го­ лосования, подписывается председателем и секретарем участковой избирательной комиссии и заверяется печатью участковой избирательной комиссии. 14. Участковая избирательная комиссия за 20 дней до дня голосования представляет список избирателей для ознакомления избирателей и его дополнительного уточнения. 15. Гражданин Российской Федерг|ции, обладающий активным избирательным правом, вправе обратиться в участковую избирательную комиссию с заявлением о включении его в список избира­ телей, о любой ошибке или неточности в сведениях о нем, внесенных в список избирателей. В течение 24 часов, а в день голосования — в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая избирательная комиссия обязана проверить сообщенные заявителем сведения и представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо принять решение об, отклонении заявления с указанием причин такого отклоне­ ния, вручив заверенную копию этого решения заявителю. В соответствии с федеральным законом решение участковой избирательной комиссии об отклонении заявления о включении гражданина Российской Федерации в список избирателей может быть обжаловано в вышестоящую избира­ тельную комиссию или в суд (по месту нахождения участковой избирательной комиссии), которые обязаны рассмотреть жалобу (заявление) в трехдневный Срок, а за три и менее дня до дня голосо­ вания и в день голосования — немедленно. В случае, если принято решение об удовлетворении жалобы (заявления), исправление в списке избирателей производится участковой избирательной комиссией немедленно. Исключение гражданина Российской Федерации из списка избирателей после его подписания председателями и секретарями соответствующих избирательных комиссий и заверения его печатями этих избирательных комиссий в порядке, предусмотренном частью 11 настоящей статьи, производится только на основании официальных д о 1 ^ментов, в том числе сооб­ щения вышестоящей избирательной комиссии о включении, избирателя в список избирателей на другом избирательном участке. При этом в списке избирателей, а также в базе данных ГАС «Выбо­ ры» указывается дата исключения гражданина Российской Федерации из списка, а также причина такого исключения. Запись в списке избирателей заверяется подписью председателя участковой избирательной комиссии. Каждый гражданин Российской Федерации вправе сообщить в участко­ вую избирательную комиссию об изменении сведений об избирателях, включенных в список изби­ рателей, на соответствующем участке; 16. Избиратели, находящиеся в местах временного пребывания, работающие на предприятиях с непрерывным циклом работы и занятые на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), а также избиратели из числа военнослужащих, находящихся вне места расположения воинской части, решением участковой избирательной комиссии могут быть включены в список избирателей на избирательном участке по месту их временного пребыва­ ния по личному письменному заявлению, поданному в участковую избирательную комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования. Информация об этом передается в участковую изби­ рательную комиссию, где данный избиратель включен в список избирателей по месту жительства, через соответствующую избирательную комиссию. Участковая избирательная комиссия в графе «Особые отметки» списка избирателей делает отметку: «Включен в список избирателей на избира­ тельном участке №» с указанием номера избирательного участка. 17. Вносить какие-либо изменения в списки избирателей после окончания голосования и нача­ ла подсчета голосов избирателей запрещается. 18. После официального опубликования результатов выборов информация об избирателях, содержащаяся в списках избирателей, может использоваться для уточнения сведений об избира­ телях в регистре избирателей. Статья 14. Образование избирательных участков 1. Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки. 2. Избирательные участки образуются по согласованию с избирательной комиссией муници­ пального образования главой местной администрации муниципального образования либо избира­ тельной комиссией муниципального образования в порядке, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, на основании данных о числе избирателей, зарегистрированных на территории избира­ тельного участка, из расчета не более чем три тысячи избирателей на каждом участке. Избиратель­ ные участки образуются не позднее чем за 45 дней до дня голосования. 3. В местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха, мес­ тах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и других местах временного пребыва­ ния) избирательные участки могут образовываться в срок, установленный частью 2 настоящей ’статьи, а в исключительных случаях — не позднее чем за три дня до голосования. 4. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. 5. Списки избирательных ^астков с указанием их границ и номеров, мест нахождения участко­ вых избирательных комиссий и помещений для голосования должны быть опубликованы главой местной администрации муниципального образования не позднее чем за 40 дней до дня голосова­ ния, а информация об избирательных участках, образованных в соответствии с частью 3 настоя­ щей статьи позднее срока указанного в части 2 настоящей статьи, должна быть опубликована (обнародована) не позднее чем через два дня после их образования. Глава 3. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ Статья 15. Система и статус избирательных комиссий 1. Подготовку и проведение выборов главы муниципального образования осуществляют изби­ рательные комиссии, созданные и действующие в соответствии с Федергшьным законом «Об ос­ новных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», настоящим Законом, иными законами области на территории муниципального обра­ зования. 2. Систему избирательных комиссий по выборам главы муниципального образования состав­ ляют следующие комиссии, перечисленные в порядке от вышестоящих к нижестоящим: избирательная комиссия муниципального образования; территориальные избирательные комиссии в случае, если в пределах муниципального образо­ вания с большим числом избирателей сформированы несколько территориальных избирательных комиссий; участковые избирательные комиссии. 3. Избирательная комиссия области участвует в подготовке и проведении выборов глав муни­ ципальных образований в пределах полномочий, установленных федеральными законами, настоя­ щим Законом, иными законами области. 4. Избирательные комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступив­ шие к ним в период избирательной кампании обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, — немедленно. Если факты, содер­ жащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не по­ зднее чем в десятидневный срок. Если обращение указывает на нарушение закона кандидатом, избирательным объединением, эти кандидат, избирательное объединение или его уполномочен­ ные представители должны быть незамедлительно оповещены о поступившем обращении и вправе давать объяснения по существу обращения, 5. В случае нарушения кандидатом, избирательным объединением Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» соответствующая избирательная комиссия вправе вынести этим кандидату, избира­ тельному объединению предупреждение, которое доводится до сведения избирателей через сред­ ства массовой информации либо иным способом. 6. Избирательные комиссии вправе, в том числе в связи с обращениями, указанными в части 4 настоящей статьи, обращаться с представлениями о проведении соответствующих проверок и пресечении нарушений закона в правоохранительные органы, органы исполнительной власти. В соответствии с федеральным законом указанные органы обязаны в пятидневный срок, если пред­ ставление получено за пять и менее дней до дня голосования, — не позднее дня, предшествующего дню голосования, а если в день голосования или в день, следующий за днем голосования, — немедленно принять меры по пресечению этих нарушений и незамедлительно проинформировать о результатах обратившуюся избирательную комиссию. Если факты, содержащиеся в представле­ нии, требуют дополнительной проверки, указанные меры принимаются не позднее чем в десяти­ дневный срок. 7. Избирательные комиссии обеспечивают инфшзмирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, о ходе избирательной кампании, а также о кандидатах, избирательных объединениях, выдвинувших кандидатов. 8. В соответствии с федеральным законом совмещение избирательными комиссиями полно­ мочий по подготовке и проведению выборов, референдумов различных уровней возможно по ре­ шению комиссии, организующей выборы, референдум на определенной территории, которое при­ нято на основании обращения комиссии, организующей выборы, референдум на части этой терри­ тории, Совмещение избирательными комиссиями полномочии по подготовке и проведению выбо­ ров, референдумов одного и того же уровня производится по решению комиссии, организующей выборы, референдумы. 9. Решения вышестоящей избирательной комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих избирательных комиссий, (Продолжение на 6-й стр.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz