Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)
w 20 января 2006 г., № 10-11 (22638-22639) ОФИЦИАЛЬНЫМОТДЕЛ ЛИПЕЦКАЯ газе та Областная программа «Модернизация и реформирование жилищно-коммунального комплекса Липецкой области на 2005-2010 годы » (Продолжение. Начало на 8 -й стр .) — создание «бизнес-площадок» для реализации пилотных проек тов по внедрению новых технологий и финансовому оздоровлению орга низаций жилищно-коммунального комплекса; — формирование рынка жилищных и коммунальных услуг. На этом этапе формируется система снижения рисков, а также совершенствуется экономическая база для привлечения инвестиций. Начинается процесс замены изношенных основных фондов, внедрение новых технологий и обновление парка коммунальной техники и обору дования в организациях жили 1 дно-коммунального хозяйства. На втором этапе (2007-2008 годы) планируется: — привлечение внутренних и внешних инвестиций, направляемых на восстановление инженерных сетей и коммунальных объектов, их модернизацию и строительство для повышения качества работы жи лищно-коммунального хозяйства; — замена 10-12% изношенных основных фондов (в первую оче редь сетей). обеспечиваю 1 Щ 1 х повышение надежности функционирова ния систем жизнеобеспечения населения; — осуществление мер по повышению эффективности используе мых ресурсов, снижению непроизводительных издержек в организаци ях жилищно-коммунального хозяйства и повышению инвестиционной привлекательности жилищно-коммунальной сферы путем доведения доли инвестиционной составляющей в тарифах на услуги тепло- и во доснабжения до 25-30% за счет оптимизации структуры тарифов; — обеспечение работы организаций жилищно-коммунального хо зяйства с минимальным необходимым участием бюджетных средств. На этом этапе в целях повышения эффективности деятельности, привлечения инвестиций получает распространение процесс реорга низации предприятий жилищно-коммунального хозяйства, внедрения корпоративных форм управления, в том числе с участием управляю щих организаций. На третьем этапе (2007-2010 годы) планируется: — завершение формирования рыночных экономических отноше ний в отрасли, широкое развитие конкурентных процессов на рынке (и за рынок) жилищно-коммунальных услуг. — осуществление мер по снижению кредитных’ рисков для созда ния механизма гарантий инвесторам; — стабильный уровень (4-5% в год) замены изношенных основных фондов и увеличение в 3-4 раза объемов модернизации; — расширение строительства новых коммунальных объектов в 2-3 раза для повышения уровня благоустройства жилья в малых поселени ях и сельской местности до 80%. 5. МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ Программа включает мероприятия по созданию механизмов, обес печивающих стабильную работу жилищно-коммунального комплекса, мероприятия государственной поддержки процессов восстановления основных фондов, реализации новых технологических решений в про цессе модернизации и реконструкщ 1 и объектов жилищно-коммуналь ного хозяйства, строительству объектов инженерной инфраструктуры с целью повышения благоустройства жилищного фонда. 5 .1 . Финансовое обеспечение организаций жилищно- коммунального хозяйства По мере изменения механизма хозяйствования в жилищно-комму нальной сфере Липецкой области, перехода от дотационности к рыноч ному финансированию, должно происходить как снижение доли бюд жетного финансирования, так и реструктуризация направлений его ис пользования в пользу инвестиционных затрат для финансирования по вышения качества услуг и уровня благоустройства жилищного фонда. Основными направлениями Программы в части финансирования ЖКХ области являются: — изменение структуры источников финансирования путем сокра щения доли бюджетных средств (полного исключения дотаций на теку щую деятельность), ликвидации перекрестного субсидирования; — скорейший переход от преимущественно бюджетного финанси рования текущей деятельности к оплате услуг потребителями, направ ление бюджетных средств на финансирование инвестиций в замену изношенных сетей, модернизацию и развитие коммунальной инфра структуры; — ликвидация дотационной схемы финансирования и переход к целевой финансовой поддержке малообеспеченных семей; ~ оптимизация тарифной политики, реструктуризация себестои мости, увеличение доли инвестиционных затрат; — прогнозирование минимально допустимого уровня финансиро вания из всех источников с учетом, с одной стороны, предотвращения критического переизноса основных фондов, а с другой — платежеспо собности населения и возможностей бюджета; — разработка мер по стимулированию привлечения инвестиций. Основными направлениями Программы в части финансирова ния ЖКХ области являются: • изменение структуры источников финансирования путем сокра щения доли бюджетных средств (полного исключения дотаций на теку щую деятельность), ликвидации перекрестного субсидирования; • скорейший переход от преимущественно бюджетного финанси рования текущей деятельности к оплате услуг потребителями, направ ление бюджетных средств на финансирование инвестиций в замену изношенных сетей, модернизацию и развитие коммунальной инфра структуры; • ликвидация дотационной схемы финансирования и переход к целевой финансовой поддержке малообеспеченных семей; • оптимизация тарифной политики, реструктуризация себестои мости. увеличение доли инвестиционных затрат; • прогнозирование минимально допустимого уровня финансиро вания из всех источников с учетом, с одной стороны, предотвращения критического переизноса основных фондов, а с другой — платежеспо собности населения и предельных возможностей бюджета; • разработка мер по стимулированию привлечения инвестиций. Во исполнение основных направлений совершенствования финан сирования ЖКХ области по этапам реализации программы предпола гается: 1 этап: — завершение реструктуризации, покрытия и списания задолжен ности прошлых лет; — предотвращение накопления кредиторской задолженности: • внедрение процедуры индикативного планирования минималь но допустимого финансирования ЖКХ (в том числе бюджетного); • формирование двух компонентных тарифов, состоящих из або нентской платы и платы за фактическое потребление материального носителя услуги; • доведение уровня собираемости платежей до 95%; • переход к учету потребления и расчету платежей по показаниям приборов и нормативам при комбинированной системе их установки; — увеличение доли и использование инвестиционной составляю щей тарифа на замену и модернизацию изношенных фондов (началь ный этап); ~ совершенствование механизма учета реальных доходов при на числении субсидий, переход к системе персонифи 1 ^рованных счетов, подготовка к денежной форме компенсации льгот (начальный этап); ~ создание механизма стимулирования привлечения инвестици онных проектов. 2 этап: — упорядочение ценообразования, реструктуризация себестоимо сти услуг (исключение непроизводительных затрат, увеличение инвес тиционной составляющей); — повышение собираемости платежей до 96%; — индикативное планирование финансирования отрасли; — привлечение частного капитала к финансированию пилотных про ектов; — реализация схем залоговых и бюджетных гарантий привлечения кредитных ресурсов; — использование инвестиционной составляющей тарифа для пря мого финансирования проектов и возврата кредитных ресурсов (вклю чая ремонтный фонд); — совершенствование механизма поддержки малоимущих семей с персонифицированными счетами, денежной формой субсидий и ком пенсации льгот (заключительный этап); — оптимизация соотношения тарифов и нормативов потребления; — привлечение внебюджетных источников финансирования инвес тиционных проектов. 3 этап: — привлечение частного капитала и использование кредитных ре сурсов во всех видах услуг; — доведение инвестиционной составляющей тарифа до 25% и ее использование для замены, модернизации сетей и оборудования, воз врат кредитов, а также частично на новое строительство (расширенное воспроизводство); — завершение перехода к платежам потребителей с рациональ ным соотношением нормативов и тарифов; — завершение перехода к индикативному планированию текущей деятельности и развития, применение системы нормативов-индикато ров, учитывающих уровень развития и задачи ЖКХ каждого типа посе лений; — переход от бюджетного финансирования предприятий к бюд жетным гарантиям кредитов и частичному их погашению для проектов модернизации жилищного фонда; — расширение масштабов привлечения инвестиций в жилищную и коммунальную сферу. Итогами процесса совершенствования системы финансирования ЖКХ области будут: • оптимизация структуры источников финансирования: сокраще ние доли фактически выделяемых бюджетных средств на текущую де ятельность ЖКХ (на дотации, льготы и субсидии) с 35% от общей сум мы доходов предприятий в 2003 г. (или 40% потребности) до 10,2% в 2010 г. (только на компенсацию льгот и субсидий)'; • расширенное воспроизводство коммунальной инфраструктуры (включая замену изношенных фондов, их модернизацию и новое стро ительство) путем увеличения средств предприятий и бюджета, направ ляемых на развитие с 0,16 млрд. руб. до 1,25 млрд. руб. в год; • финансирование капитального ремонта и реконструкции жилья с 0,26 млрд. руб. до 0,85 млрд. руб. за счет бюджетных средств. Не менее 1,1-1,5 млрд. руб. будет направлено на капитальный ремонт жилья собственниками жилищного фонда, в т.ч. товариществами собствен ников жилья; • рациональную организацию расчетов с потребителями и постав щиками услуг, повышение собираемости платежей до 95-97 % в посе лениях i и II типа и 90% — в поселениях III типа. По прогнозной оценке в 2010 году доля бюджетного финансирова ния ЖКХ не превысит 12,5 - 13% в общих расходах бюджета области. Абсолютная величина бюджетного финансирования ЖКХ снижать ся не должна и в перспективе. Задача — перераспределить направле ния использования бюджетных ресурсов. Уже начиная с первого этапа реализации Программы, предполагается изменение системы финан сирования отрасли путем постепенного сокращения доли бюджетных средств (при росте их абсолютных величин) и наращивание объемов и доли собственных средств предприятий, а также более широкого при влечения внебюджетных кредитных ресурсов. В результате оптимизации тарифной политики, реструктуризации себестоимости, перехода к арендным платежам-инвестициям доля соб ственных средств предприятий в финансировании ЖКК увеличится с 60% до 89 %. При этом с 5 % до 14 % в совокупном тарифе за все услуги (включая оплату жилья, где инвестиционная составляющая от сутствует) увеличится доля инвестиционных составляющих-. В тарифах на коммунальные услуги - с 8% до 25 %. Объем средств, направляе мых на замену изношенных фондов, модернизацию объектов комму нальной инфраструктуры и возврат кредитных ресурсов на эти цели, за счет использования инвестиционных средств предприятий увеличится с 0,25 млрд. руб. до 1,5 млрд. руб. Потребность в бюджетном финансировании снизится с 45% до 30% в доходах предприятий ЖКХ. При этом финансирование текущей дея тельности в бюджетных расходах на ЖКХ сократится с 79 % до 34 % за счет ликвидации дотационной схемы финансирования. Доля средств, направляемых на финансирование модернизации, реконструкции и стро ительства новых объектов ЖКК, должна увеличиться с 8% до 39% бюд жетного финансирования ЖКХ, а капитального ремонта и реконструк ции жилья — с 13% до 27% в затратах бюджета на ЖКХ. На рис. 1. представлены планируемые результаты оптимизации тарифной политики в жилищно-коммунальном комплексе с 2004 г. по 2010 г. в ходе реализации Программы. На рис. 2. показана динамика за период 2004-2010 гг. изменения источников финансирования жилищно-коммунального комплекса. Тарифная политика 45.1 Финансирование Средневзве шенный по муниципаль ным образованиям суммарный тариф, ру6/м^ 19,3 Средневзвешен ный по муниципальным образованиям с у м м ^ н ы й тариф, руб/м^ Оплата потребителя ми, % 60 Оплата потребителями, % Среднедуше вой доход населения, тыс. руб. на человека в месяц 4,2 Среднедушевой доход населения, тыс. руб. на человека в месяц Доля платежей за жилищно- коммуналь ные услуги в доходах семей, % 5.7 Доля платежей за Ж И Л И 1 Ц Н О - ком 1 иунальные услуги в доходах семей, % Доля семей, нуждаю 1 Щ 1 хся в субсидиях, % 10,7 Доля семей, нуждающихся в субсидиях, % Бюджетное финансирова ние ЖКХ. тыс . руб. на человека в год 1,7 Бюджетное финансирование ЖКХ. тыс . руб. на человека в год 9,2 11,2 11,4 2,6 2004 год 1. Плановые доходы предприятий от ока зания услуг населе нию , млрд. руб. 4,6 тыс. руб. на человека 8 год 3,77 - за счет платежей потребителей, млрд, руб. 3.4 тыс. руб. на человека в год 2,79 - за счет бюджета, млрд. руб. V тыс. руб. на человека в год 0,98 II. Бюджетное финан сирование, млрд. руб. 2,02 тыс. руб. на человека в год i.7 В том числе: на текущую деятель ность. млрд. руб. 1,6 (79%) тыс. руб. на человека в год 1,31 Из них: на дота ции. млрд. руб. л а тыс. руб. на человека в год 0.98 на льго ты и субсидии , млрд. руб. 0,4 тыс. руб. на человека в год 0.32 капитальный ремонт жилья. МЛРД. руб. 0,26 (13%) тыс. руб. на человека в год 0,21 на развитие, млрд. руб. 0,16 (8%) тыс. руб. на человека в год 0.13 III. Расходы предпри ятий Операционные (теку щие). млрд. руб. 4,35 (95%) тыс. руб. на человека в год 3.56 Инвестиционные, млрд. руб. 0,25 (5%) тыс. руб. на человека e ro f l__________________ 0.21 2010 ГОД - 1. Плановые д оходы предприятий от оказания услуг населению, млрд, руб. 10,7 тыс. руб. на человека в год 8.8 - за счет платежей по требителей, млрд. руб. 9,6 тыс. руб. на человека в год 7.9 - за счет бюджета, млрд , руб. 1.1 тыс. руб. на человека в год 0,9 II. Бюджетное финанси рование. МЛРД. руб. 2.2 тыс. руб. на человека в год 2.6 в том числе: на текущую деятель ность. млрд. руб. 1,1 тыс. руб. на человека в год 0.9 Из них: на дотации, млрд, руб. 0 тыс. руб. на человека в год 0 на льго ты и субсидии , млрд. руб. 1,1 тыс. руб. на человека в год 0.9 капитальный ремонт жилья, млрд. руб. 0,85 (39%) тыс. руб. на че ловека в год 0.7 на развитие, млрд. руб. 0,25 (11%) тыс. руб. на человека в год 1.0 III. Расходы предприятий Операционные (теку щие), млрд. руб. 9.2 (86%) тыс. руб. на человека в год 7.5 Инвестиционные, млрд. руб. 1.5 (14%) тыс. руб. на человека в год 1.3 Рис. 2. Динамика финансирования ЖКХ Липецкой области с 2004 по 2010 гг. Существующая система, когда происходит рост бюджетного фи нансирования при росте экономического потенциала поселений, тре бует изменения сложившейся ситуации: в поселениях III типа, где соб ственные бюджетные возможности финансирования ЖКХ не превыша ют 0,25-0,5 тыс. руб. на человека в год потребности в бюджетной под держке должны увеличиться до 3-3,5 тыс. руб. на человека в год в силу более низкого уровня развития ЖКХ и низкой платежеспособнос ти населения. Бюджетное финансирование ЖКХ а городах I и Л типов стабилизировано на уровне 2,0-2,4 тыс. руб. на человека а год и уже не снижается по мере роста экономического потенциала. Иначе говоря, совершенствование системы финансирования ЖКХдолжно базироваться на принципах использования более высоких доходов населения для оплаты жилищно-коммунальных услуг, а не бюджетных возможностей. Процедура планирования финансового обеспечения текущей дея тельности, модернизации и развития жилищно-коммунального комплек са населенных пунктов Липецкой области предполагает переход от пе ренесения фактически сложившихся затрат на новый период регулиро вания к обоснованию объемов финансирования производственной и инвестиционной программам хозяйствующих субъектов. Плановые па раметры объемов производства, модернизации и развития коммуналь ных объектов и жилищного фонда определяются соответствием финан совых потребностей и возможностей конкретных поселений. При этом как предприятие, так и регулирующий орган должны оценивать возмож ности повышения ресурсной эффективности предприятий в плановом периоде до минимально допустимого уровня и необходимые для этого инвестиции. Оценка как ресурсной эффективности, так и затрат опреде ляется сравнением с прошлым периодом и с нормативами-индикатора ми. При существенном разрыве факта и норматива предлагается для обоснования плановых параметров исходить из достаточно плавного перехода (не допуская скачков и изломов траектории развития). Основным принципом планирования финансового обеспечения ЖКХ является сбалансированность затрат на текущую деятельность, замену изношенных фондов, их модернизацию, новое строительство с сум марными возможностями всех источников финансирования ЖКХ. Тре буемые затраты определяются плановыми параметрами качества и надежности обслуживания. Достаточность источников финансирования определяется возможностями потребителей и местных бюджетов с уче том удельных затрат предприятий ЖКК, необходимых для достижения установленных стандартов и нормативов. Задачей планирования финансового обеспечения является посте пенное доведение как самого минимально необходимого регламента работ, так и характеристик надежности, устойчивости и экологической безопасности, которые он обеспечивает, до минимально допустимого уровня с реальным финансированием за счет увеличения средств ком мунальных предприятий в структуре источников финансирования. Как анализ, так и планирование текущей деятельности, развития, ресурсной эффективности и финансового обеспечения ЖКХ осуществ ляется на основе сопоставления фактических и рациональных значе ний, отражаемых в системе нормативов-индикаторов. Нормативы-индикаторы отражают диапазон рациональных значе ний показателей, по которым можно судить о ресурсной эффективнос ти производства жилищно-коммунальных услуг, надежности инфраструк туры, качества обслуживания потребителей, финансово-экономичес ких и правовых характеристик ( таблица 1). Таблица 1 Нормативы-индикаторы для анализа и планирования обеспечения ЖКХ Рис. 1. Результаты оптимизации тарифной политики в Ли пецкой области с 2004 по 2010 гг. ’ З де сь и д а л е е д а н о сравнение 2 0 0 3 г. и 2 0 1 0 г. --------НбРМДТЙВБГ™ ИНДИКАТОРЫ (допустимые пределы) Технические показатели Аварийность систем (количество аварий на 1 км сети): теплоснабжение; 0.2-0.3 водоснабжение и 0,1-0,2 водоотведение; электроснабжение. 0,08-0,09 Доля ежегодно заменяемых сетей (% от их общей 4-5 протяженности) Средняя стоимость замены 1 км сетей (млн. руб.): тепловых (в 2.1 двухтрубном исчислении); водопроводных и 1.2 канализационных; электросетей. 0.5 (Продолжение на 10-й стр .)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz