Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)
^ЛИПЕЦКАЯ газе та ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 20 января 2006 г., № 10-11 (22638-22639) Областная программа «Модернизация и реформирование жилищно-коммунального комплекса Липецкой области на ^005 -2010 годы» Паспорт программы Наименование Программы Областная программа аМодернизация и реформирова ние жилищно-коммунального комплекса Липецкой облас ти на 2005-2010 годы» (далее -Программа) Заказчик Про граммы Администрация Липецкой области (далее - администра ция области) Основные разра ботчики Про граммы Открытое акционерное общество «Институт экономики жилищно-коммунального хозяйства» (ОАО «ИЗ ЖКХ»). Департамент топливно-энергетического комплекса и реформирования жилищно-коммунального хозяйства администрации Липецкой области (далее - Департамент ТЭК и реформирования ЖКХ администрации области) Исполнители ^ Программы Департамент ТЭК и реформирования ЖКХ администра ции области; управление экономики администрации области; управление финансов администрации области; органы местного самоуправления (по согласованию) Цели Программы О сновным и целями Программы я в ляю тс я : - повышение качества условий проживания и коммуналь ного обслуживания потребителей Липецкой области по уровню надежности и ресурсной эффективности; - создание условий привлечения частного бизнеса и внебюджетных инвестиций для модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства области (далее - ЖКХ); - развитие коммунальной инфраструктуры области, выравнивание параметров обслуживания во всех муни ципальных образованиях Липецкой области Задачи Програм мы Д л я реализации Программы необходимо решение с ле дую щ и х задач : - создание рыночно ориентированной системы управле ния. обеспеченной правовой и методической базой, соответствующими структурными решениями, преобра зование субъектов хозяйствования; • радикальное изменение системы финансирования с ориентацией на оплату услуг по их реальной стоимости, обеспечивающей расширенное воспроизводство инфра структуры области, ликвидацию дотирования и перекре стного субсидирования; - установление тарифной политики, обеспечивающей сбалансированность качества услуг и платежеспособ ность потребителей; • внедрение индикативного планирования текущей дея тельности и развития ЖКХ; - объективная оценка инвестиционных потребностей и обоснование источников финансирования развития ЖКХ. определение объемов и источников внебюджетных средств, перераспределение использования бюджетных средств в пользу инвестиционных затрат; • обеспечение и реализация бизнес-проектов в комму нальном секторе области Объемы и источ ники финансиро вания Програм мы Объем финансирования программы в 2005-2010 годах. Всего • 20356,1 млн. руб. в том числе; - средства областного бюджета • 5663,1 млн. руб. - иные средства • 1469S млн. руб. Ожидаемые конечные резуль таты реализации Программы В результате реализации Программы будет обеспечено повышение надежности и устойчивости коммунального обслуживания, повышение ресурсной эффективности производства услуг, привлечение частного бизнеса и кредитных ресурсов в этот сектор экономики, оптимиза ция тарифной политики с учетом платежеспособности потребителей Система органи зации и контроля за исполнением Программы Программа реализуется от отдельных проектов, право вых и экономических аспектов к комплексному охвату проблем ЖКХ и всех типов поселений. Департамент ТЭК и реформирования ЖКХ администрации Липецкой облас ти обобщает и анализирует ход выполнения мероприя тий Программы, ежегодно представляет доклад о ходе реализации Программы в администрацию Липецкой области и Липецкий областной Совет депутатов Сроки и этапы реализации Программы Этапы осуществления Программы: Первый этап - 2005-2006 годы Второй этап - 2007-2008 годы Третий этап - 2009-2010 годы Перечень реализуемых областных программ в сфере модерни зации ЖКХ «Государственная поддержка обеспечения населения Липецкой области питьевой водой на 2004-2010 годы» «Оказание государственной поддержки в завершении газификации Липецкой области в 2005-2010 годах» «Оказание государственной поддержки в модернизации коммунального теплоснабжения Липецкой области на 2005-2010 годы» «Оказание государственной поддержки в модернизации электроснабжения Липецкой области на 2005-2010 годы» «Переселение граждан Липецкой области из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2003-2010 годы» П о с т а н о в л е н и е с о р о к о в о й с е с с и и Л и п е ц к о г о о б л а с т н о г о С о в е т а д е п у т а т о в т р е т ь е г о с о з ы в а № 1 0 8 9 - п с о т 2 2 . 1 2 . 2 0 0 5 г . Обобластнойпрограмме«Модернизация иреформированиежилищно-коммунального комплексаЛипецкойобластина2005-120годы» Рассмотрев проект областной программы «Модернизация и ре формирование жилищно-коммунального комплекса Липецкой об ласти на 2005-2010 годы», представленный главой администрации области, руководствуясь пунктом 3 статьи 30 Устава Липецкой об ласти Российской Федерации и учитывая решение комитета облас тного Совета депутатов по экономике, областной Совет депутатов постановляет: 1. Утвердить областную программу «Модернизация и рефор мирование жилищно-коммунального комплекса Липецкой области на 2005-2010 годы» (прилагается). 2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его офици ального опубликования. Председатель областного Совета депутатов П. ПУТИЛИН 1. ВВЕДЕНИЕ Программа определяет комплекс мероприятий по улучшению ус ловий проживания в муниципальных образованиях Липецкой области, повышению надежности функционирования коммунальных систем жиз необеспечения, перехода к рыночным формам хозяйствования, при влечению частного бизнеса в коммунальную сферу. Программа предусматривает решение задач ликвидации сверхнор мативного износа основных фондов, внедрение ресурсосберегающих технологий, разработку и широкое внедрение мер по стимулированию эффективного и рационального хозяйствования жилищно-коммуналь ных предприятий для решения задач надежного и устойчивого обслу живания потребителей. Реализация указанных мероприятий имеет стратегическое значе ние, создавая предпосылки превращения жилищно-коммунального ком плекса в финансово самодостаточный бизнес, обеспечивающий жиз недеятельность населенных пунктов Липецкой области с минимально необходимым участием бюджета. 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМ И НЕОБХОДИМОСТЬ ИХ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМ МЕТОДОМ В последние годы произошел подъем экономики Липецкой облас ти, годовой рост внутреннего областного продукта превысил средне российский уровень. На этом фоне очевидно отставание развития жи лищно-коммунального комплекса Липецкой области, что определяет необходимость принятия и реализации ресурсно обеспеченной Про граммы модернизации этого сектора экономики. Признаком кризисного состояния коммунальной инфраструктуры является значительное снижение надёжности функционирования жи лищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения. Количество аварийных ситуаций и повреждений превышает 1,5 аварии на один километр сетей при максимально допустимых 0 ,1-0,2. Более половины аварий и повреждений водопроводных и тепловых сетей происходит по причине их ветхости: износ сетей составляет 65%. Ущерб, наноси мый авариями, значительно превышает затраты на плановую замену основных фондов и предотвращение аварий. При этом планово-пре дупредительный ремонт практически уступил место аварийно-восста новительным работам. Потери и утечки воды и тепловой энергии, значительно превыша ющие допустимый уровень, на предприятиях не контролируются, их снижение не стимулируется. Величина потерь или списываемых на них объемов реализации продолжает нарастать, составляя в водоснабже нии не менее 25%, в теплоснабжении — 30%. Предприятия ЖКХ не имеют ощутимых стимулов оптимизации зат рат, повышения ресурсной эффективности. В результате затраты элек троэнергии на производство и транспортировку 1 м^ воды и сточной жидкости на 15-25% выше рационального уровня: на 10-15% завышен расход топлива на выработку 1 Гкал тепла; до 2,7 раза превышена рациональная численность персонала в расчете на 1000 обслуживае мых жителей. Интересы населения и бюджетов нарушаются посредством предъяв ления к оплате фактически не потребленных объемов воды, тепла и других материальных носителей услуги через завышенные нормативы потребления. Удельное нормативное водопотребление в большинстве муници пальных образований на 30-50% превышает рациональный уровень. Норматив потребления горячей воды и тепловой энергии на ее подо грев завышен в среднем на 10%. Низкий уровень платежей и расчеты по нормативам не обеспечивают ценовой чувствительности к нерацио нальному водопотреблению, не стимулируют население к установке приборов учета. Низкий уровень внешних и внутренних инвестиций (инвестицион ный потенциал тарифа не более 8%) не обеспечивает своевременного выполнения капитального ремонта основных фондов организаций жи лищно-коммунального хозяйства и приводит к дальнейшему снижению надежности работы коммунальных систем. В результате нарастает не только количество аварий и повреждений на один километр сетей, что является негативным социальным фактором, но и затраты на восста новление основных фондов. Для выхода отрасли из кризисного состояния требуется замена до 8% сетей в год вместо фактически заменяемых 2-3%, как правило, в аварийном режиме, что значительно дороже и хуже по качеству. Ука занный объем замены сетей не может быть обеспечен за счет бюджет ных средств и собственных ресурсов организаций жилищно-коммуналь ного хозяйства (при сложившейся структуре состава затрат), необхо димо привлечение внутренних и внешних инвестиций, в том числе кре дитных ресурсов, с последующим их возвратом за счет инвестицион ной составляющей в тарифах. Кроме того, привлечение кредитных ресурсов в жилищно-комму нальное хозяйство требует решения ряда проблем, связанных с повы шением привлекательности этой сферы для финансовых институтов и инвесторов. Для этого необходимо совершенствование тарифной по литики в части доведения инвестиционной составляющей в тарифах (амортизации, ремонтного фонда, направляемого на замену изношен ных фондов, прибыли на капитализацию) не менее чем до 25-30%. Жилищный фонд области составляет 26,6 млн. м^ общей полезной площади, из которых 12,5 млн.м^ находится на обслуживании муници пальных предприятий. Физический износ жилищного фонда составля ет 45,5%. На обслуживании муниципалитетов находится 136,1 тыс.м' ветхого и аварийного жилья с количеством проживающих 8 тыс. чело век. Из-за систематического ежегодного недоремонта жилищного фонда количество ветхого и аварийного жилья из года в год увеличивается. Для обеспечения бесперебойной эксплуатации жилищного фонда и нормального проживания жителей области необходимо ежегодно ком плексно ремонтировать 4% жилья в год. Из-за недостатка средств в основном производится выборочный ремонт взамен комплексного. При нормативной потребности в средствах на проведение комплексного капитального ремонта в 2004 году в сумме 670 млн.руб. фактически выполнено работ на сумму 216,0 млн.руб, что составляет 32%. В муниципальных образованиях области практически не проводит ся реконструкция и модернизация жилых домов с целью повышения их благоустройства, комфортности жилища, его теплозащиты, а также решения других проблем, направленных на улучшение потребительс ких качеств жилищного фонда. Требует совершенствования система управления жилищно-комму нальным хозяйством в муниципальных образованиях области. Финан сирование организаций жилищно-коммунального комплекса осуществ ляется по остаточному принципу без учета их реальных затрат. Как правило, в муниципальных образованиях отсутствует муниципальный заказ как форма развития конкурентной среды и управления жилищно- коммунальным обслуживанием. Имеющийся в ряде муниципальных образований области муниципальный заказ отражает лишь выделение из местных бюджетов средств на текущую деятельность организаций жилищно-коммунального хозяйства и развитие жилищно-коммуналь ного комплекса без установления соответствующих требований к каче ству обслуживания. В действующих договорах, как правило, недоста точно четко определены роль и ответственность хозяйствующих субъек тов и органов управления и отражена организация взимания платежей, права и обязанности сторон. Существующая система тарифного регулирования сформирована без учета заинтересованности потребителей в качестве предоставляе мых услуг и оценки их платежеспособности, вследствие чего искусст венно занижаются тарифы, что создает реальную угрозу нарушения работы систем жизнеобеспечения населения. Серьезным недостатком существующей тарифной политики явля ется то, что она делает практически невозможным привлечение част ных инвестиций в модернизацию и развитие коммунальной инфраструк туры муниципальных образований области, в то время как большин ство инвестиционных проектов в этой сфере являются коммерчески выгодными. Одной из причин тяжелого финансового состояния организаций жилищно-коммунального хозяйства является накопление кредиторской задолженности, что стало следствием задолженности потребителей и бюджетов всех уровней, а также возникновение убытков у организаций жилищно-коммунального хозяйства. Существование кредиторской за долженности, сопоставимой с полугодовым объемом реализации ус луг, дестабилизирует экономику отрасли и наряду с существующей та рифной политикой является одним из главных препятствий для при влечения в отрасль внутренних и внешних инвестиций. Проблема технического оснащения и перевооружения организа ций жилищно-коммунального хозяйства является в настоящее время одной из главных. Парк специальных автомобилей коммунального на значения катастрофически стареет. Более 40% коммунальной техники полностью амортизированы, значительно сократились объемы восста новления изношенных деталей, ощущается острый недостаток в запас ных частях. Необеспеченность специальной техникой приводит к ухуд шению качества оказываемых населению коммунальных услуг, сани тарно-эпидемиологической обстановки на территории области. Для технического оснащения и перевооружения организаций жи лищно-коммунального хозяйства области требуются значительные фи нансовые ресурсы, которых отрасль не имеет. Низкие показатели фи нансово-хозяйственной деятельности организаций жилищно-коммуналь ного хозяйства не позволяют решать вопросы привлечения кредитных ресурсов. В сложившейся ситуации решить проблему финансирования техни ческого переоснащения организаций жилищно-коммунального хозяйства области без государственной поддержки практически невозможно. Кризисное состояние жилищно-коммунального комплекса (далее —ЖКК), низкая надежность, нерациональное использование матери альных и трудовых ресурсов в значительной мере обусловлены ориен тацией на исключительно эксплуатационную деятельность, а также от сутствием предпринимательских стимулов, конкуренции и блокирова нием развития рыночных отношений в ЖКК, организацией финансиро вания «от факта». Для оценки задач развития ЖКХ муниципальных образований об ласти, оптимизации источников финансирования, повышения ресурс ной эффективности, определения приоритетов инвестиционных проек тов проведена классификация поселений области по ряду ключевых параметров: размеру поселения (численности населения), его эконо мическому потенциалу (объему промышленной продукции на душу на селения); уровню удельной бюджетной обеспеченности; уровню благо устройства жилищного фонда: I тип поселений представляет город Липецк, имеющий числен ность населения 504,4 тыс. человек, экономический потенциал (удель ный объем промышленного производства) около 200 тыс. руб на 1 человека в год и бюджетную обеспеченность ЖКХ 2,4 тыс. руб. на 1 человека в год (вдвое выше среднероссийской), что определяется раз витием градообразующей базы города. Уровень комплексного благо устройства жилищного фонда в г. Липецке - 89%. Собираемость платежей в г. Липецке составляет 95%. Инвестици онная составляющая в коммунальном тарифе не превышает 10%. Ава рийность - до 1,0 аварии на 1 км сетей. При этом полнота учитывае мых аварий вызывает сомнения. Замена сетей составляет 2-3 % от их общей протяженности при нормативной потребности 4-5% (без учета переизноса). Ветхий жилищный фонд составляет 0,1%. Ко II типу поселений отнесены города с численностью населения от 10 до 50 тыс. человек (исключение составляет г. Елец, где прожива ет 115,5 тыс. человек). Экономический потенциал —от 3 до 50 тыс. рублей на человека в год (исключение составляет г. Лебедянь с объемом промышленного производства 395 тыс. руб. на человека а год). Уровень бюджетной обеспеченности ЖКХ от 0,7 до 2,0 тыс. руб. на человека, уровень ком плексного благоустройства жилищного фонда от 40 до 75%. К этим поселениям относятся города Елец, Грязи, Лебедянь, Данков, Задонск, Усмань, Чаплыгин. Собираемость платежей от 84% до 90% (с учетом погашения за долженности потребителей за предыдущие периоды - 102%). В боль шинстве муниципальных образований количество аварий и поврежде ний систем жизнеобеспечения не учитывается. Однако, по данным вы борочных обследований, аварийность можно оценить на уровне 1,5 аварии на 1 км сети. Ветхий жилищный фонд в поселениях 2 типа со ставляет от 0,4 до 1,6%. К III типу поселений относятся сельские поселения. Эти поселе ния имеют низкий экономический потенциал - объем промышленного производства на 1 жителя меньше 3 тысяч рублей в год. Среднедуше вой доход населения не превышает 1 тысячи рублей в год. Очевидно, необходимо учесть и доходы в сельскохозяйственном секторе и неуч тенный «теневой» доход (составляющий в целом по области около 40%, но сконцентрированный, в основном, в городах I и II типов). В поселениях III типа преобладает неблагоустроенный индивиду альный жилищный фонд, почти повсеместное отсутствие коммуналь ной инфраструктуры, ограниченные возможности ее развития из-за более низкого, чем в других типах поселений, уровня финансирования ЖКХ и платежеспособности потребителей. Бюджетное финансирование ЖКХ, как правило, не выше 0,3-0,5 тыс. руб. на человека в год. Уровень комплексного благоустройства жилищного фонда не превышает 40%. Эффективность комплексного решения организационных, эконо мических и правовых проблем обеспечивается применением программ но-целевого метода. 3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Целями Программы являются обеспечение надежности функциони рования жилищно-коммунального комплекса и повышение качества жи лищно-коммунальных услуг, предоставляемых населению Липецкой об ласти, преобразование жилищно-коммунального комплекса области в финансово и юридически самодостаточную отрасль, обеспечивающую эксплуатацию и развитие жилищного фонда и инфраструктуры в рамках, устанавливаемых органами власти социально-экономических условий и правил. Для этого необходимо решение следующих задач: обеспечение финансовой стабилизации организаций жилищно-ком мунального хозяйства: проведение реструктуризации и ликвидации дебиторской задолжен ности и кредиторской задолженности жилищно-коммунальных органи заций: формирование тарифной политики, направленной на оптимизацию затрат на производство жилищно-коммунальных услуг, приведение по рядка формирования тарифов в соответствие с федеральным законода тельством; установление прозрачных процедур формирования коммунальных тарифов, обеспечивающих сбалансированность финансовых потребнос тей ЖКХ с доступностью услуг для потребителей; формирование «бизнес-площадок» в муниципальных образованиях и населенных пунктах области для реализации пилотных проектов по внедрению новых технологий и финансовому оздоровлению организа ций ЖКХ; обеспечение рационального использования материальных, трудо вых и финансовых ресурсов; создание рыночно ориентированной системы управления жилищно- коммунальным комплексом и нормативного обеспечения правоотноше ний хозяйствующих субъектов; определение форм и методов участия потребителей в формирова нии требований к качеству услуг и цен на них; создание условий для привлечения инвестиций в жилищно-комму нальный комплекс области; достижение единого уровня параметров качества жилищно-комму нального обслуживания во всех населенных пунктах; подготовка квалифицированных специалистов для жилищно-комму нального комплекса области. 4. СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Программа будет выполняться поэтапно в течение 2005-2010 го дов. На первом этапе в 2005-2006 годах предусматривается осуществить первоочередные антикризисные мероприятия, в том числе: — инвентаризацию, реструктуризацию и ликвидацию задолженно сти бюджетных организаций и других потребителей услуг, в том числе населения, перед организациями жилищно-коммунального хозяйства, а также осуществление взаимозачета долгов по межбюджетным отно шениям; — совершенствование нормативно-методической базы в сфере жилищно-коммунального хозяйства; — построение договорных отношений в соответствии с законода тельством Российской Федерации; — совершенствование системы сбора платежей за жилищно-ком мунальные услуги; (Продолжение на 9 -й с тр . )
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz