Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

^ЛИПЕЦКАЯ газе та ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 20 января 2006 г., № 10-11 (22638-22639) Областная программа «Модернизация и реформирование жилищно-коммунального комплекса Липецкой области на ^005 -2010 годы» Паспорт программы Наименование Программы Областная программа аМодернизация и реформирова­ ние жилищно-коммунального комплекса Липецкой облас­ ти на 2005-2010 годы» (далее -Программа) Заказчик Про­ граммы Администрация Липецкой области (далее - администра­ ция области) Основные разра­ ботчики Про­ граммы Открытое акционерное общество «Институт экономики жилищно-коммунального хозяйства» (ОАО «ИЗ ЖКХ»). Департамент топливно-энергетического комплекса и реформирования жилищно-коммунального хозяйства администрации Липецкой области (далее - Департамент ТЭК и реформирования ЖКХ администрации области) Исполнители ^ Программы Департамент ТЭК и реформирования ЖКХ администра­ ции области; управление экономики администрации области; управление финансов администрации области; органы местного самоуправления (по согласованию) Цели Программы О сновным и целями Программы я в ляю тс я : - повышение качества условий проживания и коммуналь­ ного обслуживания потребителей Липецкой области по уровню надежности и ресурсной эффективности; - создание условий привлечения частного бизнеса и внебюджетных инвестиций для модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства области (далее - ЖКХ); - развитие коммунальной инфраструктуры области, выравнивание параметров обслуживания во всех муни­ ципальных образованиях Липецкой области Задачи Програм­ мы Д л я реализации Программы необходимо решение с ле дую щ и х задач : - создание рыночно ориентированной системы управле­ ния. обеспеченной правовой и методической базой, соответствующими структурными решениями, преобра­ зование субъектов хозяйствования; • радикальное изменение системы финансирования с ориентацией на оплату услуг по их реальной стоимости, обеспечивающей расширенное воспроизводство инфра­ структуры области, ликвидацию дотирования и перекре­ стного субсидирования; - установление тарифной политики, обеспечивающей сбалансированность качества услуг и платежеспособ­ ность потребителей; • внедрение индикативного планирования текущей дея­ тельности и развития ЖКХ; - объективная оценка инвестиционных потребностей и обоснование источников финансирования развития ЖКХ. определение объемов и источников внебюджетных средств, перераспределение использования бюджетных средств в пользу инвестиционных затрат; • обеспечение и реализация бизнес-проектов в комму­ нальном секторе области Объемы и источ­ ники финансиро­ вания Програм­ мы Объем финансирования программы в 2005-2010 годах. Всего • 20356,1 млн. руб. в том числе; - средства областного бюджета • 5663,1 млн. руб. - иные средства • 1469S млн. руб. Ожидаемые конечные резуль­ таты реализации Программы В результате реализации Программы будет обеспечено повышение надежности и устойчивости коммунального обслуживания, повышение ресурсной эффективности производства услуг, привлечение частного бизнеса и кредитных ресурсов в этот сектор экономики, оптимиза­ ция тарифной политики с учетом платежеспособности потребителей Система органи­ зации и контроля за исполнением Программы Программа реализуется от отдельных проектов, право­ вых и экономических аспектов к комплексному охвату проблем ЖКХ и всех типов поселений. Департамент ТЭК и реформирования ЖКХ администрации Липецкой облас­ ти обобщает и анализирует ход выполнения мероприя­ тий Программы, ежегодно представляет доклад о ходе реализации Программы в администрацию Липецкой области и Липецкий областной Совет депутатов Сроки и этапы реализации Программы Этапы осуществления Программы: Первый этап - 2005-2006 годы Второй этап - 2007-2008 годы Третий этап - 2009-2010 годы Перечень реализуемых областных программ в сфере модерни­ зации ЖКХ «Государственная поддержка обеспечения населения Липецкой области питьевой водой на 2004-2010 годы» «Оказание государственной поддержки в завершении газификации Липецкой области в 2005-2010 годах» «Оказание государственной поддержки в модернизации коммунального теплоснабжения Липецкой области на 2005-2010 годы» «Оказание государственной поддержки в модернизации электроснабжения Липецкой области на 2005-2010 годы» «Переселение граждан Липецкой области из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2003-2010 годы» П о с т а н о в л е н и е с о р о к о в о й с е с с и и Л и п е ц к о г о о б л а с т н о г о С о в е т а д е п у т а т о в т р е т ь е г о с о з ы в а № 1 0 8 9 - п с о т 2 2 . 1 2 . 2 0 0 5 г . Обобластнойпрограмме«Модернизация иреформированиежилищно-коммунального комплексаЛипецкойобластина2005-120годы» Рассмотрев проект областной программы «Модернизация и ре­ формирование жилищно-коммунального комплекса Липецкой об­ ласти на 2005-2010 годы», представленный главой администрации области, руководствуясь пунктом 3 статьи 30 Устава Липецкой об­ ласти Российской Федерации и учитывая решение комитета облас­ тного Совета депутатов по экономике, областной Совет депутатов постановляет: 1. Утвердить областную программу «Модернизация и рефор­ мирование жилищно-коммунального комплекса Липецкой области на 2005-2010 годы» (прилагается). 2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его офици­ ального опубликования. Председатель областного Совета депутатов П. ПУТИЛИН 1. ВВЕДЕНИЕ Программа определяет комплекс мероприятий по улучшению ус­ ловий проживания в муниципальных образованиях Липецкой области, повышению надежности функционирования коммунальных систем жиз­ необеспечения, перехода к рыночным формам хозяйствования, при­ влечению частного бизнеса в коммунальную сферу. Программа предусматривает решение задач ликвидации сверхнор­ мативного износа основных фондов, внедрение ресурсосберегающих технологий, разработку и широкое внедрение мер по стимулированию эффективного и рационального хозяйствования жилищно-коммуналь­ ных предприятий для решения задач надежного и устойчивого обслу­ живания потребителей. Реализация указанных мероприятий имеет стратегическое значе­ ние, создавая предпосылки превращения жилищно-коммунального ком­ плекса в финансово самодостаточный бизнес, обеспечивающий жиз­ недеятельность населенных пунктов Липецкой области с минимально необходимым участием бюджета. 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМ И НЕОБХОДИМОСТЬ ИХ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМ МЕТОДОМ В последние годы произошел подъем экономики Липецкой облас­ ти, годовой рост внутреннего областного продукта превысил средне­ российский уровень. На этом фоне очевидно отставание развития жи­ лищно-коммунального комплекса Липецкой области, что определяет необходимость принятия и реализации ресурсно обеспеченной Про­ граммы модернизации этого сектора экономики. Признаком кризисного состояния коммунальной инфраструктуры является значительное снижение надёжности функционирования жи­ лищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения. Количество аварийных ситуаций и повреждений превышает 1,5 аварии на один километр сетей при максимально допустимых 0 ,1-0,2. Более половины аварий и повреждений водопроводных и тепловых сетей происходит по причине их ветхости: износ сетей составляет 65%. Ущерб, наноси­ мый авариями, значительно превышает затраты на плановую замену основных фондов и предотвращение аварий. При этом планово-пре­ дупредительный ремонт практически уступил место аварийно-восста­ новительным работам. Потери и утечки воды и тепловой энергии, значительно превыша­ ющие допустимый уровень, на предприятиях не контролируются, их снижение не стимулируется. Величина потерь или списываемых на них объемов реализации продолжает нарастать, составляя в водоснабже­ нии не менее 25%, в теплоснабжении — 30%. Предприятия ЖКХ не имеют ощутимых стимулов оптимизации зат­ рат, повышения ресурсной эффективности. В результате затраты элек­ троэнергии на производство и транспортировку 1 м^ воды и сточной жидкости на 15-25% выше рационального уровня: на 10-15% завышен расход топлива на выработку 1 Гкал тепла; до 2,7 раза превышена рациональная численность персонала в расчете на 1000 обслуживае­ мых жителей. Интересы населения и бюджетов нарушаются посредством предъяв­ ления к оплате фактически не потребленных объемов воды, тепла и других материальных носителей услуги через завышенные нормативы потребления. Удельное нормативное водопотребление в большинстве муници­ пальных образований на 30-50% превышает рациональный уровень. Норматив потребления горячей воды и тепловой энергии на ее подо­ грев завышен в среднем на 10%. Низкий уровень платежей и расчеты по нормативам не обеспечивают ценовой чувствительности к нерацио­ нальному водопотреблению, не стимулируют население к установке приборов учета. Низкий уровень внешних и внутренних инвестиций (инвестицион­ ный потенциал тарифа не более 8%) не обеспечивает своевременного выполнения капитального ремонта основных фондов организаций жи­ лищно-коммунального хозяйства и приводит к дальнейшему снижению надежности работы коммунальных систем. В результате нарастает не только количество аварий и повреждений на один километр сетей, что является негативным социальным фактором, но и затраты на восста­ новление основных фондов. Для выхода отрасли из кризисного состояния требуется замена до 8% сетей в год вместо фактически заменяемых 2-3%, как правило, в аварийном режиме, что значительно дороже и хуже по качеству. Ука­ занный объем замены сетей не может быть обеспечен за счет бюджет­ ных средств и собственных ресурсов организаций жилищно-коммуналь­ ного хозяйства (при сложившейся структуре состава затрат), необхо­ димо привлечение внутренних и внешних инвестиций, в том числе кре­ дитных ресурсов, с последующим их возвратом за счет инвестицион­ ной составляющей в тарифах. Кроме того, привлечение кредитных ресурсов в жилищно-комму­ нальное хозяйство требует решения ряда проблем, связанных с повы­ шением привлекательности этой сферы для финансовых институтов и инвесторов. Для этого необходимо совершенствование тарифной по­ литики в части доведения инвестиционной составляющей в тарифах (амортизации, ремонтного фонда, направляемого на замену изношен­ ных фондов, прибыли на капитализацию) не менее чем до 25-30%. Жилищный фонд области составляет 26,6 млн. м^ общей полезной площади, из которых 12,5 млн.м^ находится на обслуживании муници­ пальных предприятий. Физический износ жилищного фонда составля­ ет 45,5%. На обслуживании муниципалитетов находится 136,1 тыс.м' ветхого и аварийного жилья с количеством проживающих 8 тыс. чело­ век. Из-за систематического ежегодного недоремонта жилищного фонда количество ветхого и аварийного жилья из года в год увеличивается. Для обеспечения бесперебойной эксплуатации жилищного фонда и нормального проживания жителей области необходимо ежегодно ком­ плексно ремонтировать 4% жилья в год. Из-за недостатка средств в основном производится выборочный ремонт взамен комплексного. При нормативной потребности в средствах на проведение комплексного капитального ремонта в 2004 году в сумме 670 млн.руб. фактически выполнено работ на сумму 216,0 млн.руб, что составляет 32%. В муниципальных образованиях области практически не проводит­ ся реконструкция и модернизация жилых домов с целью повышения их благоустройства, комфортности жилища, его теплозащиты, а также решения других проблем, направленных на улучшение потребительс­ ких качеств жилищного фонда. Требует совершенствования система управления жилищно-комму­ нальным хозяйством в муниципальных образованиях области. Финан­ сирование организаций жилищно-коммунального комплекса осуществ­ ляется по остаточному принципу без учета их реальных затрат. Как правило, в муниципальных образованиях отсутствует муниципальный заказ как форма развития конкурентной среды и управления жилищно- коммунальным обслуживанием. Имеющийся в ряде муниципальных образований области муниципальный заказ отражает лишь выделение из местных бюджетов средств на текущую деятельность организаций жилищно-коммунального хозяйства и развитие жилищно-коммуналь­ ного комплекса без установления соответствующих требований к каче­ ству обслуживания. В действующих договорах, как правило, недоста­ точно четко определены роль и ответственность хозяйствующих субъек­ тов и органов управления и отражена организация взимания платежей, права и обязанности сторон. Существующая система тарифного регулирования сформирована без учета заинтересованности потребителей в качестве предоставляе­ мых услуг и оценки их платежеспособности, вследствие чего искусст­ венно занижаются тарифы, что создает реальную угрозу нарушения работы систем жизнеобеспечения населения. Серьезным недостатком существующей тарифной политики явля­ ется то, что она делает практически невозможным привлечение част­ ных инвестиций в модернизацию и развитие коммунальной инфраструк­ туры муниципальных образований области, в то время как большин­ ство инвестиционных проектов в этой сфере являются коммерчески выгодными. Одной из причин тяжелого финансового состояния организаций жилищно-коммунального хозяйства является накопление кредиторской задолженности, что стало следствием задолженности потребителей и бюджетов всех уровней, а также возникновение убытков у организаций жилищно-коммунального хозяйства. Существование кредиторской за­ долженности, сопоставимой с полугодовым объемом реализации ус­ луг, дестабилизирует экономику отрасли и наряду с существующей та­ рифной политикой является одним из главных препятствий для при­ влечения в отрасль внутренних и внешних инвестиций. Проблема технического оснащения и перевооружения организа­ ций жилищно-коммунального хозяйства является в настоящее время одной из главных. Парк специальных автомобилей коммунального на­ значения катастрофически стареет. Более 40% коммунальной техники полностью амортизированы, значительно сократились объемы восста­ новления изношенных деталей, ощущается острый недостаток в запас­ ных частях. Необеспеченность специальной техникой приводит к ухуд­ шению качества оказываемых населению коммунальных услуг, сани­ тарно-эпидемиологической обстановки на территории области. Для технического оснащения и перевооружения организаций жи­ лищно-коммунального хозяйства области требуются значительные фи­ нансовые ресурсы, которых отрасль не имеет. Низкие показатели фи­ нансово-хозяйственной деятельности организаций жилищно-коммуналь­ ного хозяйства не позволяют решать вопросы привлечения кредитных ресурсов. В сложившейся ситуации решить проблему финансирования техни­ ческого переоснащения организаций жилищно-коммунального хозяйства области без государственной поддержки практически невозможно. Кризисное состояние жилищно-коммунального комплекса (далее —ЖКК), низкая надежность, нерациональное использование матери­ альных и трудовых ресурсов в значительной мере обусловлены ориен­ тацией на исключительно эксплуатационную деятельность, а также от­ сутствием предпринимательских стимулов, конкуренции и блокирова­ нием развития рыночных отношений в ЖКК, организацией финансиро­ вания «от факта». Для оценки задач развития ЖКХ муниципальных образований об­ ласти, оптимизации источников финансирования, повышения ресурс­ ной эффективности, определения приоритетов инвестиционных проек­ тов проведена классификация поселений области по ряду ключевых параметров: размеру поселения (численности населения), его эконо­ мическому потенциалу (объему промышленной продукции на душу на­ селения); уровню удельной бюджетной обеспеченности; уровню благо­ устройства жилищного фонда: I тип поселений представляет город Липецк, имеющий числен­ ность населения 504,4 тыс. человек, экономический потенциал (удель­ ный объем промышленного производства) около 200 тыс. руб на 1 человека в год и бюджетную обеспеченность ЖКХ 2,4 тыс. руб. на 1 человека в год (вдвое выше среднероссийской), что определяется раз­ витием градообразующей базы города. Уровень комплексного благо­ устройства жилищного фонда в г. Липецке - 89%. Собираемость платежей в г. Липецке составляет 95%. Инвестици­ онная составляющая в коммунальном тарифе не превышает 10%. Ава­ рийность - до 1,0 аварии на 1 км сетей. При этом полнота учитывае­ мых аварий вызывает сомнения. Замена сетей составляет 2-3 % от их общей протяженности при нормативной потребности 4-5% (без учета переизноса). Ветхий жилищный фонд составляет 0,1%. Ко II типу поселений отнесены города с численностью населения от 10 до 50 тыс. человек (исключение составляет г. Елец, где прожива­ ет 115,5 тыс. человек). Экономический потенциал —от 3 до 50 тыс. рублей на человека в год (исключение составляет г. Лебедянь с объемом промышленного производства 395 тыс. руб. на человека а год). Уровень бюджетной обеспеченности ЖКХ от 0,7 до 2,0 тыс. руб. на человека, уровень ком­ плексного благоустройства жилищного фонда от 40 до 75%. К этим поселениям относятся города Елец, Грязи, Лебедянь, Данков, Задонск, Усмань, Чаплыгин. Собираемость платежей от 84% до 90% (с учетом погашения за­ долженности потребителей за предыдущие периоды - 102%). В боль­ шинстве муниципальных образований количество аварий и поврежде­ ний систем жизнеобеспечения не учитывается. Однако, по данным вы­ борочных обследований, аварийность можно оценить на уровне 1,5 аварии на 1 км сети. Ветхий жилищный фонд в поселениях 2 типа со­ ставляет от 0,4 до 1,6%. К III типу поселений относятся сельские поселения. Эти поселе­ ния имеют низкий экономический потенциал - объем промышленного производства на 1 жителя меньше 3 тысяч рублей в год. Среднедуше­ вой доход населения не превышает 1 тысячи рублей в год. Очевидно, необходимо учесть и доходы в сельскохозяйственном секторе и неуч­ тенный «теневой» доход (составляющий в целом по области около 40%, но сконцентрированный, в основном, в городах I и II типов). В поселениях III типа преобладает неблагоустроенный индивиду­ альный жилищный фонд, почти повсеместное отсутствие коммуналь­ ной инфраструктуры, ограниченные возможности ее развития из-за более низкого, чем в других типах поселений, уровня финансирования ЖКХ и платежеспособности потребителей. Бюджетное финансирование ЖКХ, как правило, не выше 0,3-0,5 тыс. руб. на человека в год. Уровень комплексного благоустройства жилищного фонда не превышает 40%. Эффективность комплексного решения организационных, эконо­ мических и правовых проблем обеспечивается применением программ­ но-целевого метода. 3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Целями Программы являются обеспечение надежности функциони­ рования жилищно-коммунального комплекса и повышение качества жи­ лищно-коммунальных услуг, предоставляемых населению Липецкой об­ ласти, преобразование жилищно-коммунального комплекса области в финансово и юридически самодостаточную отрасль, обеспечивающую эксплуатацию и развитие жилищного фонда и инфраструктуры в рамках, устанавливаемых органами власти социально-экономических условий и правил. Для этого необходимо решение следующих задач: обеспечение финансовой стабилизации организаций жилищно-ком­ мунального хозяйства: проведение реструктуризации и ликвидации дебиторской задолжен­ ности и кредиторской задолженности жилищно-коммунальных органи­ заций: формирование тарифной политики, направленной на оптимизацию затрат на производство жилищно-коммунальных услуг, приведение по­ рядка формирования тарифов в соответствие с федеральным законода­ тельством; установление прозрачных процедур формирования коммунальных тарифов, обеспечивающих сбалансированность финансовых потребнос­ тей ЖКХ с доступностью услуг для потребителей; формирование «бизнес-площадок» в муниципальных образованиях и населенных пунктах области для реализации пилотных проектов по внедрению новых технологий и финансовому оздоровлению организа­ ций ЖКХ; обеспечение рационального использования материальных, трудо­ вых и финансовых ресурсов; создание рыночно ориентированной системы управления жилищно- коммунальным комплексом и нормативного обеспечения правоотноше­ ний хозяйствующих субъектов; определение форм и методов участия потребителей в формирова­ нии требований к качеству услуг и цен на них; создание условий для привлечения инвестиций в жилищно-комму­ нальный комплекс области; достижение единого уровня параметров качества жилищно-комму­ нального обслуживания во всех населенных пунктах; подготовка квалифицированных специалистов для жилищно-комму­ нального комплекса области. 4. СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Программа будет выполняться поэтапно в течение 2005-2010 го­ дов. На первом этапе в 2005-2006 годах предусматривается осуществить первоочередные антикризисные мероприятия, в том числе: — инвентаризацию, реструктуризацию и ликвидацию задолженно­ сти бюджетных организаций и других потребителей услуг, в том числе населения, перед организациями жилищно-коммунального хозяйства, а также осуществление взаимозачета долгов по межбюджетным отно­ шениям; — совершенствование нормативно-методической базы в сфере жилищно-коммунального хозяйства; — построение договорных отношений в соответствии с законода­ тельством Российской Федерации; — совершенствование системы сбора платежей за жилищно-ком­ мунальные услуги; (Продолжение на 9 -й с тр . )

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz