Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)
6 июня 2006 г., № 108 (22736) ЛИПЕЦКАЯ газета ^Н аш Пушкин Ты, солнце святое, гори! Корреспондент «Липецкой газеты» побывал на месте последнего земного успокоения великого русского поэта — А у монастыря будете жить?! — услышала я голос Владимира Шульца, организатора очередных, уже традиционных для многих участников Пушкинских встреч на псковской земле. «Это судьба», — мелькнуло в уставшей голове, и я тут же встрепенулась: — Будем, будем!.. Сорвалась с диванчика в фойе турбазы и ринулась вслед за строптивыми подругами: нашей липецкой поэтессой Аллой Линевой и молодой журналисткой и стихотворицей Наталией Пушкиной из Великого Новгорода, наотрез отказавшихся переплачивать за комфортные, но весьма обременительные для кошельков бедных русских интеллигенток номера. И то сказать: планировали обойтись парой сотен рублей за койку в сутки, а надо выкладывать чуть ли не вдвое больше. Спасибо родной редакции, снабдившей меня командировочными, а моим попутчицам оплатили — и то хорошо! — только дорогу к А.С. Пушкину, потому-то они и пошли искать жилье подешевле... Но организаторы встречи, чувствуя свою ответственность за гостей, прибывших из разных городов России — Калининграда, Перми, Смоленска, Твери, Великих и так далее, — быстро сориентировались и определили нас троих — позже к нам присоединился псковский поэт Игорь Исаев — в частн^ гостиницу. Так мы оказались в доме Николая Масалова и прохсили целых три дня буквально под стенами Святогорского монастыря: у места последнего земного успокоения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Корни в свое время я бывала гораздо ближе к Пушкиного- рью, чем сейчас: и когда дев чонкой ездила с мамой в от пуск из Литвы на ее родину — станцию Новосокольники тогда Великолукской, а по том Псковской области, и когда училась в Риге в уни верситете, а фольклорную и диалектологическую практи ки отрабатывала в Себежс- ком районе Псковщины, и когда жила в эстонском го роде Тарту, от которого до Пскова рукой подать... А вот понадобилось великое пост перестроечное переселение народов, чтобы переехать и пустить новые корни совсем в другой земле — Липецкой, в Добровском районе, отку да есть пошло пушкинское родовое древо (причем и ма теринская, и отцовская вет ви), к которому по воле рока когда-то был привит и ган- нибаловский побег... И лишь проникнувшись пушкинской щжродиной, оку нувшись в историю и поэзию нашего лиричного, песенного края, на щютяжении полуто ра веков питавшего род Пуш киных, удалось мне пс^ывать и в ганнибаловских поместь ях, ставших для поэта «при чалом спокойствия, трудов и вдохновения», а потом и тем «милым пределом», где бы ему «хотелось почивать...» Кстати, о липецкой пра родине в Пушкинских Горах знают, но не придают этому большого значения: свое-то роднее, ближе. Для участни ков встречи из других горо дов мое выступление с крат ким экскурсом в пушкинс кую родословную было насто ящим откровением... Святогорье Монастырь здесь, на Си- ничьей горе, устроили по по велению Ивана Грозного в 1569 году. Был он форпостом на пути немецких, литовс ких, польских завоевателей, славился чудотворными ико нами, крестными ходами и до 1675 года числился в «старших» обителях на Руси. Постепенно сошел в третье классные, но на Псковщине пользовался особой славой и почитанием. Соборный, са мый древний в монастыре храм — во имя Успения Пре святой Богородицы — nO C T j роен на вершине Святой горы, где когда-то и явилась чудотворная икона. Наперснику царя Петра I — Абраму Петровичу грамо та на владение Михайловс кой губой Псковского наме стничества (а это было пять тысяч десятин земли и 41 деревня с 569 крестьянами) досталась в 1746 г. от импе ратрицы Елизаветы Петров ны, с которой они были дружны с детства. После его кончины в 1771 году земли были разделены между сыновьями: Петром, Иваном, Осипом и Исааком. Осип Ганнибал стал владеть Михайловским, построил здесь новый дом и усадьбу, разбил парк с цветниками. Здесь он провел безвыездно последние годы своей жизни, а в 1806 году откупил у вос точной стены Святогорского монастыря место для родово го кладбища, где и был по хоронен. В 1818 году рядом, в че тырех шагах от Успенского собора, похоронили и его суп ругу, Марию Алексеевну, родившуюся в наших краях. В 1836 году здесь обрела свой последний приют и их дочь, Надежда Осиповна. Тогда же Александр Пушкин велел похоронить и себя рядом с предками. Близкое и далекое Пушкин любил бывать в монастыре в годы своей ссыл ки в Михайловском. От со бора, подворья, монастырско го уклада веяло такой стари ной... Гордостью здешней были 14 колоколов, один из которых подарил когда-то монастырю царь Иван Гроз ный. Другой колокол отли чался тем, что был сплошь из серебра, ибо во время его отливки случилась на заводе ревизия — и все утаенное ранее серебро мастерам при шлось бросить в уже приго товленный сплав... Привлекал монастырь Пушкина и богатой библио текой, и архивами, и беседа ми с игуменом Ионой: здесь он познавал быт и нравы мо нахов. Кстати сказать, братия тогда не отличалась строгос тью поведения, ибо многие ссылались сюда за проступки из других монастырей, на ис правление. «Выпьет, поворо тит и в донышко поколотит!» — это об одном из здешних монахов... Святогорские впе чатления затем удачно впле тались в пушкинские строки. Входил Пушкин в монас тырь всегда в восточные — Анастасьевские — ворота, у которых мы волею судьбы и жили в Пушкинских Горах. Поднимались к собору и к могиле Пушкина мы по тем же камням крутой лестницы, по которым ходил и сам поэт: восторг от близости к нему и горечь сожаления по поводу быстротечности и трагично сти жизни испытывала я в эти минуты... Надо же, каких-то 170 лет назад поэт бродил по здешней широкой ярмарке, которые на протяжении ве ков традиционно устраива лись монастырем, и удивлял соседских помещиков «странною своею одеждой»: ситцевой красной рубахой, опоясанной голубой лентой, соломенной шляпой на голо ве и знаменитой «железною» тростью, которая по сию пору стоит у печки в родовом доме поэта в Михайловском... Сегодня бывшие Святые Горы —это поселок Пушкин ские Горы, центр района, знаменитого самым большим в мире литературным запо ведником, руководит кото рым Геннадий Василевич. Но собственно в Михайловское мы попали только в послед ний день своего пребывания в этих святых для каждого русского человека местах. А до этого бродили по мо настырю, вокруг да около па мятника Пушкину, что непо далеку, а также по окрестным лесам, побывали в Петровс ком и Тригорском, читали друг другу стихи, дышали каким-то необыкновенным святогорским воздухом и слу шали, слушали, слушали бли стательного экскурсовода — лучшего в заповеднике! — Александра Буковского, рабо тавшего когда-то с самим Сер геем Довлатовым, не обошед шим в своем творчестве эти уникальные места и их оби тателей. Уголок земли... и вот дорога в Михайлов ское. Идем под проливным дождем несколько километ ров и умудряемся не расте рять сокровенного чувства причастности к гению поэта, к тому, что ему было близко и дорого. Причем даже не в «избе», как он называл дом в Михай ловском, и не в других пост ройках дело. И не в горбатых мостиках и скамейках, сти лизованных и окрашенных, а в том особом, таинственном и завораживающем духе, вита ющем между вековых сосен (а иные действительно помнят Пушкина) и лип, над извили стой Соротью, живописными озерами и прудами, рощами и лесом, у едва виднеющейся вдали мельницы и в высоком, как нигде больше, радужном небе... Правда, самому Пушкину — впервые побывавшему в Михайловском в 1817 году (оно досталось бабушке и ма тери поэта уже после смерти деда Осипа Абрамовича), а потом за вольнолюбие и дер зость сосланному сюда царем на целых два года, с августа 1824-го до сентября 1826-го, — небо в этих чместах каза лось «вечно сивым», а луна ФОТО АВТОРА — «как репа»! Конечно, он очень тяготился насильствен ным заточением в такой глу ши, однако его спасали твор чество и природа, а еще няня, Арина Родионовна: Но здесь меня таинственным щитом Святое провиденье осенило. Поэзия, как ангел- утешитель. Спасла меня, и я воскрес душой... Он очень много написал здесь: более 130 произведе ний, большую часть «Евге ния Онегина». Прочитал 12 телег книг, присланных из столиц! Приобрел друзей в близлежащем красивейшем Тригорском в лице членов близкой ему по духу семьи Осиповых-Вульф, подружил ся с Анной Керн... Впрочем, обо всем не рас скажешь: лучше один раз уви деть пушкинские места свои ми глазами и послушать экс курсоводов. Вот Александр Буковский изображает, как Пушкин по дороге в Тригорс- кое радуется жизни или на писанным стихам, что-то на певает, бормочет, жестикули рует, а наблюдающий за ним со стороны крестьянин потом оценит это примерно так: «Ба рин у нас добрый, ласковый, только немного тронувши... Руками машет, палку подбра сывает, громко говорит...» А вот П ^ к и н прислал к помещице Прасковье Алек сандровне Арину Родионовну: передать, что прийти не смо жет, ибо прибыл фельдъегадь с приказом царя ехать в Пе тербург. .. — Ах, а успел ли Алек сандр Сергеевич что-нибудь уничтожить?! — пугается за поэта добрая соседка. — Нет, — отвечает няня, — не уничтожил. А я унич тожила: этот сыр немецкий, дух у него скверный... Поднялись мы и на Сав- кину горку, где с 1513 года стоит каменный крест, по ставленный попом Саввой русским воинам, погибшим в борьбе с завоевателями зем ли псковской. Здесь Пушкин хотел построить себе хижи ну, перевезти свои книги и проводить подле добрых дру зей несколько месяцев в году. Этой мечте не суждено было осуществиться... Милый предел 5 февраля 1837 года, ког да гроб с телом Пушкина привезли в Святые Горы, сто ял сильный мороз. Отпевали его в Успенском соборе мо настыря и предавали земле — вернее, льду и снегу — несколько человек, среди которых не было родных. Могилу отметили деревян ным крестом. Весной поэта похоронили как следует, а в 1841 году установили на мо гиле памятник в виде пира миды из белого мрамора. В 1848 году умер отец поэта, тоже упокоившийся рядом с сыном и женой. С тех пор памятники не сколько раз реставрировались, поправлялись. Большие рабо ты по благоустройству родово го кладбища Пушкиных были проведены накануне столетия со дня рождения поэта. В 1902 году могилу Пушкина вскры вали: склеп и гроб были тогда еще в хорошем состоянии, ис тлел только позумент. А вот в 1953 году, когда могилу реставрировали пос ледний раз, Семен Гейченко, добрый дух заповедника и бессменный, в течение деся тилетий, его директор, руко водивший тогда работами, отмечал, что склеп деформи ровался, верхняя крышка дубового гроба осела так, что видны были останки... Прах сильно истлел, свидетель ствовал Гейченко, нетленны ми остались только волосы... Тогда он отрезал для му зея прядь волос поэта и от ломил щепочку от гробовой доски: все это хранится в за пасниках музея. ...Сейчас здесь тишь и бла годать. У могилы Пушкина даже не перешептывгпотся — слушают шелест деревьев, щебетанье птиц. Удивительное место это Святогорье: видно далеко ввысь и вперед, слов но и вправду какой-то симво лический благодатный крест осеняет пушкинскую землю. Перед самым отъездом мы еще раз посетили могилу поэта, объединяющую всех нас, русских, а также липец кую землю, из которой он произрос, и псковское небо, под которым он нашел веч ный и мирный покой. Забежали и в книжную лавку, где восседал настоя тель монастыря. Из его рук приняла я кассету с церков ными песнопениями братско го хора Свято-Успенского Святогорского монастыря и... бутылочку настоящего церковного кагора. Сегодня, в день рождения поэта, обя зательно причащусь и вспом ню всех, с кем свела судьба на Пушкинской земле: Да здравствуют музы, да здравствует разум! Ты, солнце святое, гори! Нет, солнце русской по эзии не закатилось... Эмма МЕНЬШИКОВА^ член Союза писателен России. Липецк — Псков — Пушкинские Горы — Липецк. Кораблик плыл из Липецка в Москву... Проведенная в мае минувшего года художественная акция студии Липецкой областной картинной галереи «Памяти бумажного кораблика» была замечена не только в регионе. Липчан пригласили для участия в первом Всероссийском конкурсе детских музейных программ в Санкт- Петербурге. Наша программа была отмечена жюри конкурса и получила диплом лауреата. А в мае «кораблик» уви дели в Москве в Музее деко ративно-прикладного и на родного искусства, где про ходил IX Всероссийский дет ский фестиваль «Мастера». Он был приурочен к 200-ле- тию Государственной Ору жейной палаты и к 25-летию самого музея. На сеи раз проект липец ких гостей назывался «От Москва-реки дальше в 1 фу- госветное путешествие». Для «кругосветного путеш е ствия » нам представили один из залов музея. Его атмосфе ра была наполнена духом ро мантики, приключений и игры. Занавес из созданных детьми трехметровых кар тин-карт позволял заглянуть как бы «внутрь» экспозиции. Зрители узнавали на ребячь их рисунках русских царей и цариц, путешественников, знаменитые экспонаты из коллекции Оружейной пада- ты. А центром всего стала ин сталляция: подсвеченный го лубыми огоньками океан поднимал на застывших вол нах корабли и пароходы. От важные и красивые путеше ственники на борту уплыва ли — каждый за своей меч той. В день закрытия фести валя группа юных липецких художников от четырех до тринадцати лет приехала в Москву. Они успели осмот реть экспозицию самого му зея, соприкоснувшись с не повторимой красотой народ ного искусства, с удоволь ствием —и с успехом — уча ствовали в мастер-классах коллег из Нижнего Новгоро да (роспись по ткани, тря пичная кукла). А потом при гласили желающих уже на свой мастер-класс, где учи ли сверстников делать ко раблики, щедро раздаривали свои живописные «плавсред ства». Организация выезда в столицу на престижный дет ский форум была делом не простым. Спонсорами высту пили региональное отделение партии «Единая Россия», а также родители ребят. Орга низаторы приглашали наших земляков приезжать на сле- Д УЮ 1ЦИЙ год с новым проек том. Вот только бы удалось опять найти для этого сред ства в нашем небедном горо де металлургов... Ольга БУЕВА, научный сотрудник Липецкой областной картинной галереи. Ритм нашей жизни: в МИРЕ Ющенко требует выдворить протестующих иностранцев В Крыму проходят массовые акции протеста против присутствия на полуострове военнослужащих НАТО, вызванные прибытием туда американских военных. В связи с этим президент Украины Виктор Ющенко обвинил власти Крыма в превышении полномочий при введении ими запрета на проведение многонациональных военных учений и потребовал выдворить всех иностранцев, участвующих в акциях протеста. Как сообщила пресс-служба президента Украины, Ющенко в суб боту подписал указ, которым ввел в действие решение Совета нац- безопасности и обороны «О подготовке к проведению многонацио нальных военных учений «Си Бриз-2006» и «Тугой узел-2006». В указе «обращено внимание Феодосийского, Николаевского городских Советов и других органов местного самоуправления на недопустимость превышения определенных для них законом полно мочий, что проявилось в принятии ими решений о запрете проведе ния многонациональных учений». Ющенко предложил прокуратуре безотлагательно дать право вую оценку этим решениям. Львица загрызла азербайджанца Как сообщили в Центре общественных связей УМВД Украины в Киеве, в воскресенье около 18.45 по местному времени 45-летний мухсчина подошел к ограждению вольера под названием «Остров животных», привязал к нему со стороны служебного входа длинную веревку и спустился вниз, оказавшись, таким образом, среди хищников. По словам сотрудников ЦОС, возможно, если бы мужчина не делал резких движений, с ним ничего не произошло бы. Однако мужчина вел себя резко, из-за чего рассвирепевшая львица схвати ла его за горло, передает forUm со ссылкой на агентство «Униан». Свидетели трагедии в зоопарке стали бросать в вольер палки, камни, бутылки, чтобы отвлечь зверей, но было уже поздно. Как уста новил судмедэксперт, смерть наступила практически мгновенно. Установлено, что погибший был уроженцем Азербайджана и имел гражданство Украины. Причины, побудившие его к этому поступку, устанавливаются. Долгожители любят смеяться и радоваться жизни Западные ученые, занимающиеся изучением феномена долголетия, выработали «заповеди» долгой и счастливой человеческой жизни. Их список опубликовал известный британский научный журнал New Scientist. На первом месте в нем стоит активный образ жизни, включая регулярные физические и психологические нагрузки. Кроме того, как установили ученые, короткий стресс, голодание и определенные лишения ведут к активизации жизненных сил человека и увеличива ют продолжительность жизни. Другой важнейший элемент долголетия — активная социальная жизнь и в первую очередь брак. Так, по статистике, семейные узы способны увеличить на 7 лет продолжительность жизни современ ного мужчины, а женщины — на два года. Смена обстановки и даже места жительства также является при чиной долголетия. Ученые советуют и умеренное употребление ал коголя, и даже азартные игры, но без излишеств. Следует также постоянно давать своему мозгу работу — отгадывать кроссворды, заниматься коллекционированием, а также совершать пешие про гулки. Не следует избегать визитов к доктору. И последняя заповедь ученых: чувствуйте себя всегда счастли выми и улыбайтесь миру. «Долгожители бывают разные, однако у них есть нечто общее — они любят посмеяться», — пишет научный журнал. По информации электронных СМИ. жПамять Душа как песня, песня как душа Вот уже пять лет как нет с нами заслуженной артистки России Валентины Владимировой. Но жива память о ней в сердцах любителей музыки, и живо главное детище ее жизни — Липецкий муниципальный ансамбль русской песни «Зень», носящий ее имя. Что и было убедительно, безоговорочно засвидетельствовано на посвященном Владимировой вечере в областном Дворце культуры. ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА Статная, красивая, энергичная женщина словно олицет воряла собой величие и неповторимость России, которую выпускница Московского института культуры и участница столичного ансамбля «Карагод» воспевала в своих песнях и затем в руководимом ею «Зене*. Необходимо отметить: «Зень» поначалу выступал от Костромской филармонии и лишь бли же к концу 90-х получил статус липецкого муниципального, а это оказалось сделать совсем не просто. Мне помнится бе седа в Валентиной Николаевной в одном из скромных заль чиков ДК тракторостроителей года примерно за два до ее кончины. Та встреча была практически сплошным моноло гом Владимировой. Она страстно говорила о далеко идущих плавах «Зеня», о желании придать ансамблю современный вокально-танцевальный настрой, не поступаясь самой сутью, очарованием русской песни. На вечере зрители увидели именно такой «Зень», но, увы, без той, кто упорно направлял коллектив к намеченным це лям. А до появления «Зеня» на сцене предстала целая рос сыпь исполнителей, работающих в русском жанре. Традиции народной песни неисчерпаемы, и каждое ис полнение подчеркивало: традиции эти еще и многообраз ны, личностны, то есть воплощаются каждым из исполните лей согласно его возможностям, пристрастиям, характеру. Что и продемонстрировали ансамбль «Воскресение», артис ты Липецкой филармонии Валентина Игнатьева, Светлана Софронова вместе с трио баянистов, студенческий хор Ли пецкого педуниверситета — одним из его вокалистов был сын Владимировой Артем. Вечер памяти замечательной артистки был отмечен весь ма достойно — аншлагом в зале, многочисленными букета ми в честь Валентины Николаевны, прочувствованными сло вами о ней. Зрители, вероятно, никогда и не видевшие Вла димирову, прекрасно поняли, какой артисткой, каким чело веком она была и навсегда осталась в памяти знавших ее, общавшихся с ней. Константин КЛЮТКИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz