Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ газе та ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 20 января 2006 г., № 10-11 (22638-22639) Областная целевая программа «Государственная поддержка развития строительного комплекса Липецкой области в 2006-2010 годах» (Продолжение. Начало на 1-й стр.) Учитывая, что средний срок службы основных строитель ных машин составляет 8-10 лет, то следует ожидать, что в течение ближайших лет большая часть выработавших ресурс машин должна быть обновлена, но большинство организаций пока не имеет для этого финансовых возможностей. Проведенный анализ потребности строительных органи заций в башенных кранах показал, что только для выполнения намеченных планов по вводу жилья в 2005-2006 гг. потребу ется 86 башенных кранов. В настоящее время из 71 башенно го крана, находящегося на балансе строительных организа ций, 65 (91%) имеют срок службы, превышающий норматив ный (данные госстатистики). Уже в 2006 году строительный рынок может столкнуться с проблемой отсутствия кранов для возведения многоэтажных домов. Для своевременного обнов ления техники строительным организациям необходимо еже годно приобретать не менее 15 башенных кранов, 20 мобиль ных кранов, 20 экскаваторов, 5 комплектов опалубки, что се годня невозможно из-за отсутствия оборотных средств. Для ускорения и удешевления строительства жилья и со циально значимых объектов строительным организациям не обходимо больше применять прогрессивные технологии, та кие как монолитное домостроение. Достоинства этой техно логии заключаются в возможностях новых планировочных ре шений, экономии строительных материалов, снижении рас хода тепла на обогрев помещений, увеличении срока эксплу атации. В Липецкой области только 10% возводимого много квартирного жилья возводится по этой технологии, что также сдерживается ограниченностью финансовых средств (к при меру, комплект опалубки для монолитного домостроения имеет стоимость от 3 до 5 млн. руб. в зависимости от комплектнос ти). Субсидирование процентной ставки по кредитам и части затрат по лизинговым платежам предприятиям, участвующим в областных строительных программах, на приобретение до рогостоящей техники и оборудования будет стимулировать строительные организации привлекать кредитные и заемные средства для приобретения и взятия в аренду по договорам лизинга новой высокопроизводительной техники, оборудова ния для монолитного домостроения. 1 .3 . Состояние рынка жилья Основной проблемой в достижении главной цели госу дарственной жилищной политики — доступность жилья для населения — является отсутствие достаточного количества финансовых ресурсов, обеспечивающих динамичное разви тие рынка доступного жилья. Существующий дефицит финан совых средств на жилищном рынке не позволяет достичь тре буемых объемов строительства, поскольку приход в эту сфе ру крупных инвесторов и банков сдерживается нехваткой ин женерно-оснащенных земельных участков под строительство и значительными рисками, возникающими при строительстве жилья. Для банков, которые потенциально могли бы кредито вать застройщиков, необходимы гарантии возврата кредита в оговоренных в кредитном договоре объемах и сроках. Эти гарантии могут быть обеспечены, с одной стороны — залогом земельных участков с инженерным оснащением и активов застройщика, а с другой — наличием реальных покупателей на построенное жилье (в том числе тех, кому банки готовы выдать ипотечный кредит на его приобретение), В связи с тем, что застройщики, как правило, не имеют залога в виде земли, находящейся в их собственности или долгосрочной аренде, получили широкое распространение так называемые «долевые схемы», при которых строительство финансируется напрямую населением. Эти схемы являются весьма рискованными и дорогими для населения. Будущие владельцы квартир должны внести значительный первоначальный взнос, а также взять на себя риск не получить квартиру в собственность из-за непрозрач ной схемы договорных отношений с застройщиком. В резуль тате застройщик пользуется бесплатным финансовым ресур сом, не неся при этом практически никакой ответственности за его использование. Вступивший в силу 01.04.2005 г. Федеральный закон от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строитель стве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», полностью защищающий права ин весторов и в малой мере права застройщиков, приведет к уходу с рынка жилья небольших компаний. В результате ожи дается снижение объемов жилищного строительства и рост стоимости жилья. Одним из путей решения этой проблемы может быть субсидирование процентной ставки по кредитам, привлеченным на строительство жилья по областным програм мам («Свой дом», «Социальное развитие села до 2010 года», «О государственной поддержке в обеспечении жильем моло дых семей до 2010 года», «Программа ипотечного жилищного кредитования Липецкой области»), что позволит значительно увеличить объемы жилищного строительства за счет привле чения на рынок жилья большего количества застройщиков и, как следствие, — финансовых средств. 2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Основными целями Программы являются: — улучшение качества жизни населения Липецкой облас ти за счет увеличения объемов ввода в эксплуатацию жилья, объектов соцкультбыта и повышения занятости; — привлечение инвестиций, необходимых для устойчивой и эффективной работы предприятий по обеспечению возрас тающих потребностей строительства в качественных строи тельных материалах, высокопроизводительной технике; — реализация перспективных технико-экономических на правлений развития предприятий промышленности строитель ных материалов, строительной индустрии и производствен ных баз строительных организаций с целью повышения кон курентоспособности предприятий. Указанные цели предполагают решение комплекса задач: — привлечение заинтересованных предприятий, органи заций и инвесторов; — создание благоприятных условий и эффективных сти мулов за счет предоставления налоговых льгот, государствен ных гарантий, субсидирования процентной ставки по привле каемым кредитам для реализации инвестиционных проектов, направленных на увеличение объемов и повышение экономи ческой эффективности производства, развитие конкуренто способной продукции, ликвидацию дефицита отдельных ви дов строительных материалов; — ориентация предприятий на поиск нестандартных ре шений для преодоления технико-технологического отстава ния, в том числе за счет перепрофилирования производства; — повышение уровня осведомленности инвесторов, науч ных и проектных организации, органов власти и управления, организаций и предприятий строительного комплекса. 3. ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОГРАММЫ 3 .1 . Основные приоритеты Приоритетными направлениями в развитии строительно го комплекса Липецкой области являются: — обеспечение роста объемов жилищного строителъства; — снижение себестоимости и стоимости строительства жилья и социально значимых объектов; — увеличение объемов производства тех строительных материалов, изделий и конст(эукций, дефицит которых будет сдерживать выполнение Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы (цемент, стеновые материалы, сборные бетонные и железобетонные конструкции); — ликвидация за счет местной сырьевой базы дефицита отдельных видов строительных материалов, не производи мых в области (высококачественный облицовочный керами ческий кирпич, листовое оконное стекло, высокоэффектив ные теплоизоляционные материалы, фасадная и облицовоч ная плитки, облегченные гипсоволокнистые и гипсокартон ные плиты, быстротвердеющие пластики, линолеум и ковро лин на экологически чистых основах, кровельные материалы, керамическая и цементно-песчаная черепицы, экологически чистые изделия для строительства и отделки жилья в резуль тате глубокой переработки древесины и др.); — совершенствование номенклатуры выпускаемых желе зобетонных изделий; — повышение качества продукции за счет совершенство вания существующих и организации новых вспомогательных производств, приближенных к строительной площадке, с це лью снижения издержек на транспортных расходах; — техническое оснащение строительного комплекса Ли пецкой области строительными машинами, механизмами, средствами малой механизации и грузовым автотранспортом. 3 .2 . Основные направления деятельности Программы 1. На основе проведенного анализа существующей про изводственной и сырьевой баз выработка основных положе ний технической политики в строительстве и производстве строительной продукции с учетом прогнозных объемов стро ительно-монтажных работ, создание информационной базы для принятия решений по развитию производственных баз в Липецкой области. 2. Предоставление налоговых льгот и государственных гарантий по займам и кредитам, направляемым на реализа цию инвестиционных проектов, направленных на увеличение объемов и повышение экономической эффективности произ водства, развитие конкурентоспособной продукции. Средства будут выделяться в рамках исполнения Закона Липецкой области от 30.12.2004 г. № 162-03 «О предостав лении государственных гарантий области по инвестиционным проектам». 3. Субсидирование процентной ставки по привлекаемым кредитам предприятиям строительного комплекса, для реа лизации инвестиционных проектов, направленных на увели чение объемов и повышение экономической эффективности производства, развитие конкурентоспособной продукции, лик видацию дефицита отдельных видов строительных материа лов, прошедших конкурсный отбор. Основные условия предоставления государственной под держки: — субсидирование процентной ставки по кредитам, при влеченным в кредитных организациях, производится в раз мере процентной ставки, установленной в кредитном догово ре, но не выше ставки рефинансирования ЦБ РФ на момент заключения кредитного договора с даты получения кредита без учета пролонгации до даты фактического погашения, но не более трех лет; — в случае привлечения кредита в иностранной валюте субсидии предоставляются исходя из среднего курса рубля по отношению к иностранной валюте, установленному ЦБ РФ на дату заключения кредитного договора и дату уплаты про центов по кредитам; — кредитные договоры должны быть заключены в теку щем финансовом году, в котором проводится конкурс. 4. Субсидирование процентной ставки по кредитам, при влеченным в кредитных организациях, и части затрат по ли зинговым платежам российских лизинговых компаний по до говорам лизинга на приобретение строительной техники (обо рудования), предприятиям, участвующим в областных строи тельных программах («Свой дом», «Социальное развитие села до 2010 года», «О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей до 2010 года», «Программа ипотечно го жилищного кредитования Липецкой области», инвестици онная программа государственной поддержки строительства, реконструкции и ремонта социально значимых объектов), про шедших конкурсный отбор. Основные условия предоставления государственной под держки; — субсидирование процентной ставки по кредитам, при влеченным в кредитных организациях, и части затрат по ли зинговым платежам на приобретение строительной техники (оборудования) производится в размере процентной ставки, установленной в кредитном договоре, и части затрат лизин говой компании на уплату процентов по кредитам, привле каемым лизинговой компанией, но не выше ставки рефи нансирования ЦБ РФ на момент заключения кредитного до говора; — субсидирование части затрат по лизинговым платежам при отсутствии затрат лизинговой компании на уплату про центов по кредитам, привлекаемым на приобретение строи тельной техники (оборудования), производится в размере лизинговых платежей (без учета выкупаемой стоимости пред мета лизинга), но не выше 1/2 ставки рефинансирования ЦБ РФ на момент заключения договора лизинга; — в случае привлечения кредита в иностранной валюте субсидии предоставляются исходя из среднего курса рубля по отношению к иностранной валюте, установленному ЦБ РФ на дату заключения кредитного договора и дату уплаты про центов по кредитам; на дату получения техники и дату уплаты лизинговых платежей; — кредитные договоры и договоры лизинга должны быть заключены в текущем финансовом году, в котором проводит ся конкурс. Субсидирование процентной ставки по кредитам, привле ченным в кредитных организациях, и части затрат по лизин говым платежам производится: — по кредитным договорам — с даты получения кредита, без учета пролонгации, до даты фактического погашения, но не более трех лет; — по договорам лизинга — с даты фактического получе ния строительной техники по акту приема-передачи до даты полного погашения платежей по договору лизинга, но не бо лее трех лет; — компенсация части затрат по лизинговым платежам производится только по договорам, в которых право собствен ности на предмет лизинга по истечении срока договора ли зинга переходит к лизингополучателю; — соответствие техники (оборудования) следующему пе речню: краны башенные; опалубка стен, колонн, перекрытий для монолитного домостроения; мобильная грузоподъемная техника (автокраны, самоходные пневмоколесные и гусенич ные краны); землеройная техника (экскаваторы, бульдозеры); бетононасосы стационарные и мобильные; грузовая техника для перевозок строительных грузов (автобетоносмесители, панелевозы); установки для производства строительных ма териалов (бетоносмесительные установки, растворосмешива ющие машины); — предприятие, получающее государственную поддерж ку, обязано использовать приобретенную технику (оборудо вание) не менее пяти лет. Субсидирование процентной ставки по кредитам и части затрат по лизинговым платежам по договорам, по которым осуществлялось субсидирование в 2004 - 2005 гг., произво дится Главным управлением строительства и архитектуры администрации области (далее — Главное управление) в со ответствии с распоряжениями администрации области. 5. Субсидирование процентной ставки по кредитам, при влеченным в кредитных организациях, предприятиям-застрой- щикам всех форм собственности на строительство жилья по областным жилищным программам («Свой дом», «Социаль ное развитие села до 2010 года», «О государственной под держке в обеспечении жильем молодых семей до 2010 года», «Программа ипотечного жилищного кредитования Липецкой области»), прошедших конкурсный отбор. Основные условия предоставления государственной под держки: — субсидирование процентной ставки по кредитам, при влеченным в кредитных организациях, производится в раз мере процентной ставки, установленной в кредитном догово ре, но не выше ставки рефинансирования ЦБ Российской Федерации на момент заключения кредитного договора, с даты получения кредита, без учета пролонгации, до даты факти ческого погашения, но не более 1 года; — в случае привлечения кредита в иностранной валюте субсидии предоставляются исходя из среднего курса рубля по отношению к иностранной валюте, установленному ЦБ РФ на дату заключения кредитного договора и дату уплаты про центов по кредитам; — кредитные договоры должны быть заключены в теку щем финансовом году, в котором проводится конкурс. Конкурсный отбор инвестиционных предложений предпри ятий, порядок предоставления государственной поддержки победителям осуществляется в порядке и на условиях, опре деляемых государственным заказчиком. При рассмотрении инвестиционных предложений конкур сной комиссией в обязательном порядке учитываются; — экономическая и социальная значимость предложений для области; — участие претендента в областных строительных про граммах; — объем инвестируемых средств; — обеспеченность возврата кредита, деловая репутация претендента, платежеспособность, в том числе налоговых сборов. Контроль за целевым использованием средств областно го бюджета, полученных предприятиями, осуществляется Глав ным управлением совместно с управлением финансов адми нистрации области: — в случае нецелевого использования средств, необосно ванного прекращения реализации инвестиционных предло жений финансирование за счет средств областного бюджета прекращается. Главное управление совместно с управлением финансов администрации области по ранее выплаченным средствам в соответствии с законодательством осуществля ет мероприятия по их изъятию в областной бюджет, при этом получателе средств обязан уплатите неустойку в размере 3% от суммы перечисленных средств; — не предоставляются средства областного бюджета на возмещение процентов, начисленных по просроченной ссуд ной задолженности и пени; — в случае подтверждения фактов уклонения от налогооб ложения финансирование за счет средств областного бюд жета приостанавливается. По результатам конкурсного отбора среди претендентов на государственную поддержку Главное управление готовит проект распоряжения администрации области о субсидиро вании процентной ставки за счет средств областного бюдже та. 4 . МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 4 .1 . Управление реализацией Программы Управление реализацией Программы осуществляется Го сударственным заказчиком Программы. Государственный заказчик Программы; — осуществляет общее руководство реализацией Програм мы; — проводит ежегодный мониторинг использования средств, выделенных из областного бюджета, и соблюдения соответ ствующих процедур при выполнении предложений предприя тий, на реализацию которых были выделены указанные сред ства. Оперативное управление ходом реализации мероприятий Программы осуществляется Главным управлением. Главное управление составляет отчеты об использовании средств, направленных на реализацию Программы. В отчет должна включаться информация о процедуре и результатах проведения конк^са инвестиционных предложений предпри ятий, сведения об объеме направленных на реализацию Про граммы средств и резулътатах мониторинга принятых к фи нансированию предложений. Предлагаемый подход к управлению реализацией Про граммы позволит: — проводить единую политику поддержки предприятий; — стимулировать привлечение внебюджетных источников финансирования; — создать открытую процедуру принятия решений отно сительно финансовой поддержки предприятий; — создать систему мониторинга реализации Программы. (Окончание на 3 -й стр .)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz