Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

« л г» , 2 7 мая 2 0 0 6 г ., № 102 (22730 ) 7 ПРАВОВОЕ ПОЛЕ ИНТЕРВЬЮ В СЛ УЖ ЕБНОМ КАБИ НЕ ТЕ Евгения АРТАМОНОВА: «Небрежность в работе порождает нарушение закона» КазановЭ) ИЛИ скусство жизни Недавно прокуратура области провела проверку исполне­ ния законов о защите прав субъектов предпринимательской деятельности. Об ее итогах корреспондент «Юрфака» беседу­ етсо старшим прокурором по надзору за соблюдением феде- ьрального законодательства прокуратуры области, советником f юстиции Евгенией Артамоновой. к — Евгения Васильевна, Ргем была вызвана данная проверка? — С августа прошлого года действует приказ Гене­ ральной прокуратуры Рос­ сии, направленный на усиле­ ние прокурорского надзора по защите субъектов пред­ принимательской деятельно­ сти. Речь, прежде всего, идет о надзоре за соблюдением за­ конности при проведении контролирующими органами проверок в отношении пред­ ставителей ^еднего и мало­ го бизнеса. Федеральным за­ коном «О защите прав юри­ дических лиц и индивиду­ альных предпринимателей при проведении государ­ ственного контроля» уста­ новлен порядок проведения подобных «ревизии»: их сро­ ки, обоснованность, круг клиц, на которых возложены ^--------З а к о н о ----------- творче с тво Федеральное законодательство Увековечить память 9 мая Президентом Рос­ сии был подписан закон, согласно которому горо­ дам, где в ходе ожесточен­ ных сражений защитники Отечества проявили муже­ ство, стойкость и массовый героизм, будет присваи­ ваться почетное звание «Город воинской славы». Законом определены правовые основы присвое­ ния городам этого почетно­ го звешия. Установлено, что звание может присваивать­ ся также и городам-героям. С ходатайствами о присвое­ нии городу звания «Город воинской славы» могут вы­ ступать органы местного са­ моуправления, обществен­ ные объединения и просто граждане. Соответственно, у такого города будет осо­ бое правовое положение. (Федеральный закон о т 09.05.2006 М 68- ФЗ «О почетном зва­ нии Российской Феде­ рации «Город воинс­ кой славы», «Россий­ ская газета», № 97, 11.05.2006, «Парла­ ментская газета», М 72,12.05.2006г.) Законодательство Липецкой области Омитинге - уведоми в обеспечение федераль­ ного закона принят облас­ тной закон, определяющий порядок, ответственных лиц, сроки подачи уведом­ ления о проведении пуб­ личного мероприятия (ми­ тинга, пикета и пр.). Уведомление о проведе­ нии п>юличного мероприя­ тия (за исключением собра­ ния и пикетирования, про­ водимого одним участни­ ком) должно быть подано в органы исполнительной вла­ сти (в администрахщю) обла­ сти или города в письмен­ ной форме в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мерогщиятия. (При проведе­ нии пикетирования группой лиц уведомление о проведе­ нии публичного мероприя­ тия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения). Уведомление о проведе­ нии публичного мероприя­ тия подается его организа­ тором или лицами, уполно­ моченными организатором публичного мероприятия выполнять распорядитель­ ные функции по его орга­ низации и проведению. (Закон Липецкой об­ ласти о т 02.052006 М 283-03 «О порядке подачи уведомления о проведении публично­ го мероприятия на территории Липец­ кой области», «Ли­ пецкая газета», М 87-88, 05.05.2006 г.) Будьте здоровы! Приказом управления здравоохранения Липецкой области с целью планомер­ ного и эффективного обеспе­ чения лечебно-профилакти­ ческих учреждений Липец­ кой области современным медицинским оборудовани­ ем, а также для повышения доступности, качества оказа­ ния высокотехнологичных видов медишшской помощи был создан Совет по внедре­ нию новых медицинских технологий. Соответственно, утверждены и Положение о Совете, и его состав. (Приказ управления здравоохранения Ли­ пецкой области о т 27.04.2006 № 218 «О создании Совета по внедрению новых ме­ дицинских техноло­ гий» (вместе с «По­ ложением» ) ) С нормативно-правовыми актами знакомил Леонтий КОЛЕЧКО контрольные функции. Про­ куратура как раз и гуовери- ла законность их действий. — Какие структуры по­ пали под прокурорское око? — Мы не ставили задачи акцентировать на ком-либо особое внимание. В резуль­ тате обычной выборки было решено проверить Роспотреб­ надзор, органы внутренних дел и пожарную службу. — Иногда приходится слышать от предпринимате­ лей слова недовольства большим количеством про­ верок со стороны правоох­ ранительных и контролиру­ ющих органов. Как вы счи­ таете, эти упреки справедли­ вы? — Законом установлено проведение конкретного ко­ личества плановых конт­ рольных мероприятий в от­ ношении одного юридичес­ кого лица или индивидуаль­ ного предпринимателя — не чаще чем один раз в два года, причем первая проверка раз­ решена только спустя три года со дня регистрации субъекта предприниматель­ ской деятельности. Конечно, не исключены и внеплано­ вые мероприятия. Они так­ же оговорены законом и, как правило, связаны с провер­ ками при возникновении уг­ розы для жизни и здоровья населения. Например, в слу­ чае выявления некачествен­ ных продуктов питания или, скажем, при существовании пожарной опасности. Иная же трактовка действующего законодательства — проти­ возаконна и должна расцени­ ваться как отступление от буквы закона. — Много ли было выяв­ лено нарушений, и каков их характер? — К сожалению, откло­ нений от установленного по­ рядка проведения государ­ ственного контроля хватает. Нельзя сказать, что они но­ сят характер злого умысла, но, тем не менее, не способ­ ствуют созданию атмосферы доверия и создают между контролирующими органами и предпринимателями не­ нужное напряжение. Так, сотрудники мили­ ции нередко приходили на проверки без соответствую­ щих распоряжений. По ре­ зультатам ряда проведенных мероприятий не составля­ лись акты. Имели место слу­ чаи внеплановых проверок на основании устной инфор­ мации граждан, что недопу­ стимо. Нарушения выявлены и в работе отделений надзора пожарной службы. К приме­ ру, при издании приказов о проведении мероприятий по контролю органами пожар­ ного надзора не всегда ука­ зывались цели и задачи про­ верки, ее правовые основа­ ния, даты начала и оконча­ ния. Допускались наруше­ ния в части периодичности проведения плановых меро­ приятий, не всегда осуществ­ лялся надлежащий контроль за устранением выявленных недостатков. Аналогичные нарушения имели место и в деятельности подразделении Роспотр — вы говорите о нару­ шениях, которых, наверное, можно вполне избежать. Разве трудно подготовить соответствующее распоря­ жение или своевременно указать сроки проведения проверки? Если это не пред­ намеренное действие, то что тогда? Непрофессионализм? — Скорее всего — не­ брежность в работе, отсут­ ствие аккуратности и четко­ сти в оформлении необходи­ мой документации. А иног­ да, видимо, незнание элемен­ тарных основ законодатель­ ства. — Предприниматели к вам часто обращаются с жа­ лобами на контролирующие органы? — Нельзя сказать, что подобные обращения носят массовый характер, но они бывают. В таких случаях прокуратура старается отре­ агировать на заявление неза­ медлительно. Например, не­ давно прокуратура Правобе­ режного района занималась рассмотрением жалобы о на­ рушении прав предпринима­ телей, торгующих на терри­ тории Сокольского района. Правда, бывает и по-друго­ му, когда контролирующим органам самим приходится жаловаться на представите­ лей бизнеса, не соблюдаю­ щих законы. Совсем свежий пример — история с одним из липецких магазинов на кольце трубного завода, ко­ торый был открыт с наруше­ нием существующих норма­ тивно-правовых актов и без разрешения целого ряда ин­ спекций. — По итогам прокурор­ ской пров^ки кто-то понес наказание? — Горрайпрокурорами внесено 19 представлений об устранении выявленных на­ рушений и объявлено два предостережения должност­ ным лицам. Какой будет ре­ акция нарушивших згисон — посмотрим. В месячный срок они обязаны рассмотреть прокурорские представле­ ния. Беседовал Владимир МИРОШНИК ПРАВА И О БЯ ЗАННО С ТИ О рекламе и ее особенностях, или Все гда ли «двигатель то р го в л и » отвечает требованиям за ко на в современном мире человек постоянно оказывается пе ­ ред выбором; куда пойти, что и где купить. И поскольку каж­ дый стремится потратить время и деньги с максимальной пользой, очень важно обладать полной и достоверной инфор­ мацией о продуктах и услугах, их стоимости и качестве. В та­ ких случаях мы привыкли полагаться на рекламу, которая вро­ д е бы должна подсказать и помочь. Но всегда ли она выступа­ ет в роли надежного советчика? Арбитражным судом Ли­ пецкой области довольно ча­ сто рассматриваются дела, связанные с рекламой в сфе­ ре предпринимательской де­ ятельности. На некоторые из них стоит обратить внимание. К примеру, всем знакомо последнее веяние — рекла­ ма товарного знака или ка­ кого-либо товара (минераль­ ной воды, журнала, аудио­ продукции), внешнее офор­ мление которых как две кап­ ли воды напоминает этикет­ ку водки или другого напит­ ка и демонстрирование кото­ рых в теле- и радиопрограмм; мах запрещено в период с 'Г до 22 часов. Таким нехит­ рым способом рекламируют­ ся журнал «Мягков», пить­ евая вода «Парламент». На первый взгляд, в этом нет ничего предосудительного — показывается товар, рекла­ мирование которого законом не ограничено. Но у челове­ ка при просмотре рекламно­ го ролика возникает устой­ чивая ассоциация с алко­ гольным напитком. При этом подобный спо­ соб рекламы используется и на широкоформатных щи­ тах, устгшавливаемых в го­ роде и вдоль автострад. В частности. Арбитражным судом рассматривалось заяв­ ление общества «Анстор» о признании незаконными и отмене постановлений управ­ ления Федеральной антимо­ нопольной службы РФ по Липецкой области о наложе­ ний административных штрафов за нарушение зако­ нодательства о рекламе. В рамках разбирательства суд установил, что на рекламных щитах была размещена рек­ лама продукта со следую­ щим содержанием: «РАЗГУ­ ЛЯЙ. ВЕСЕЛОЕ СЛОВО РОССИИ. Сборник застоль­ ных баек и анекдотов в ис­ полнении Шуры Каретного». При этом суд пришел к вы­ воду о том, что рекламный знак тождественен этикетке одноименной, широко рас­ пространенной водки и вы­ зывает интерес воспринима­ ющего рекламу именно к водке, рекламирование кото­ рой допускается только в организациях, осуществляю­ щих деятельность по произ­ водству и обороту алкоголь­ ной продукции. Подобная реклама является недобросо­ вестной, а также содержит элементы скрытой рекламы, что запрещено законом. С приближением лета на улицах Липецка все чаще можно встретить ярко-жел­ тый лоток, на котором про­ дается квас, с надписью «ПРИЯТЕЛЬ». При этом крупно изо^аженный товар­ ный знак «ПРИЯТЕЛЬ» вне зависимости от того, чем тор­ гует лоточник, безусловно, ассоциируется с популярны­ ми на территории города и области сортами пива анало­ гичного наименования. То есть подобные лотки вызы­ вают интерес именно к пиву. За расположение подобного лотка ближе 100 метров от образовательного учрежде­ ния (что в отношении рекла­ мы пива запрещено) распро­ странителю правомерно вы­ дано предписание устранить нарушение закона. Тема продвижения про­ изводителями и распростра­ нителями пива своей продук­ ции и соблюдения ими при этом законодательства о рек­ ламе поистине обширна. К примеру, совсем недавно Арбитражным судом Липец­ кой области рассматривались дела, связанные с привлече­ нием к административной ответственности производи­ телей и распространителей рекламы пива «Балтика», и в частности ООО «Рекламное агентство «СтандАрт». В рас­ сматриваемых случаях в крупных магазинах города состоялись рекламные акции известного пенного напитка, в проведении которых при­ нимали участие девушки, одетые в специальную уни­ форму либо новогодние кос­ тюмы. Девушки предлагали посетителям магазинов ку­ пить пиво, что давало право участвовать в розыгрыше призов. Ъ соответствии с за­ коном распространяемая любыми способами реклама пива и напитков, изготавли­ ваемых на его основе, не дол­ жна использовать образы людей и животных. Таким образом, указанная выше реклама пива посредством действий промоутеров (не­ посредственных распростра­ нителей — людей) была про­ тивозаконна. В соответствии с законом недостоверной является рек­ лама, в которой присутству­ ют не соответствующие дей­ ствительности сведения в от­ ношении таких характерис­ тик товара, как природа, со­ став, способ и дата изготовле­ ния, назначение, потребитель­ ские свойства, условия при­ менения, наличие сертифика­ та соответствия сертификаци­ онных знаков и знаков соот­ ветствия государственным стандартам, количество, мес­ то происхождения, а также в отношении результатов иссле­ дований и испытаний. ООО «Компания «Шин- торг» обратилось в Арбит­ ражный суд с заявлением об оспаривании постановления управления Федеральной антимонопольной службы РФ по Липецкой рбласти о наложении штрафа за недо­ стоверную рекламу товара. В частности, в нескольких га­ зетах были напечатаны све­ дения о том, что из каждой партии автомасел компании отбираются контрольные об­ разцы канистр и нахшавля- ются на анализ в ЗАО «Ли- пецк-Терминал М». Более того, из текста статей следо­ вало, что все реализуемые в магазинах «Шинторг» авто­ масла проходят дополни­ тельное исследование на со­ ответствие ГОСТу. В ходе рассмотрения спора компа­ ния «Шинторг» не смогла представить доказательства данных утверждений, а ЗАО «Липецк-Терминал М» ука­ зало, что проводило для ком-■ пании ййаЗхЙЙ'йреДст'абАенйб- го объема масла пяти видов (несколько канистр) и для Сравнения использовало дан­ ные этикетки канистр. Дока­ зательств соответствия авто­ масел компании «Шинторг» ГОСТам суду представлено не было, в связи с чем суд счел наложение штрафа пра­ вомерным и обоснованным. : К а 1 к оказалось, реклама не всегда является добрым помощником и порой лука­ вит и даже противоречит тре­ бованиям закона . Хотелось бы напомнить, что законом предусмотрены требования к реклгхме, несоб­ людение которых влечет привлечение нарушителя к ответственности. Нарушение рекламодателем, рекламо­ производителем или рекла­ мораспространителем зако­ нодательства влечет наложе­ ние административного штрафа на должностных лип и предпринимателей — от сорока до двухсот минималь­ ных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от четырехсот до пяти тысяч минимальных размеров оп­ латы труда (применительно к размеру административно­ го штрафа МРОТ равен 100 рублям). В ч а с тн о с ти . Законом «Орекламе» предусмотрено, ч то рекламная информация должна бы ть распознаваема без специальных знаний , только на русском языке и по усмотрению рекламода­ телей дополнительно на го­ сударственных языках рес­ публик и родных языках на­ родов Российской Федерации. Реклама не должна по­ буж да ть граждан к наси­ лию, агрессии, возбуждать панику, а т а кж е побуждать к опасным действиям, спо­ собным нанести вред здоро­ вью физических лиц или уг­ рожающим их безопасности. Реклама не должна по-\ буждать к действиям, нару­ шающим природоохранное' законодательство. Распространяемая лю­ быми способами реклама пива и напитков, изготав­ ливаемых на его основе, не должна распространяться в детских , образовательных, медицинских, санаторно-ку­ рортных, оздоровительных, спортивных организациях, организациях культуры , а т а к ж е ближе 100 метров о т них. Реклама , безусловно , нужна и важна как для раз­ вития бизнеса, так и для нас, рядовых потребителей това­ ров и услуг. Но при этом в рекламе, как и в любом доу- гом деле, нужна мера. При соблюдении установленных законом рамок верная и по­ лезная информация поможет сделать нашу жизнь лучше. Максим БАТРАКОВ, помощник судьи Арбитражного суда Липецкой области ПРЕСТУПЛЕНИЕ И Н А КА ЗАНИ Е Похититель сотовых телефонов Ж ертвами мошенника стали б олее 2 0 липчан Хищения сотовых телефонов сегодня бьют все рекорды по сравнению с другими видами преступлений. И один из самых распространенных способов завладения чужим мобильником — мошенничество. Надо признать, что изобретательности прохо­ димцам разных мастей не занимать. В простейших жизненных ситуациях они умудряются обвести вокруг пальца не одного и не двух потерявших бдительность граждан. К такого рода лов­ качам можно отнестинекоего Дмитрия, чье уголовное дело рас­ смотрел Левобережный суд Липецка. Трудно поверить, но мо­ лодой человек обвинялся ни много ни мало по семнадцати (I) эпизодам мошенничества, пятнадцать из которых квалифици­ ровались как причинение значительного ущерба гражданам. Нигде не работающий, со средним образованием лип­ чанин, явно обладающий криминальным талантом, нашел для себя элементар­ ный и не «пыльный» способ добычи денег — хищение со­ товых телефонов путем обма­ на. Действовал Дмитрий не­ затейливо, порой примитив­ но, но это нисколько не ме­ шало аферисту без труда ду­ рить окружающих. Вот лишь несколько эпизодов из по- хоищений мошенника. В июле 2005 года Дмит­ рий прочитал в рекламной газете объявление о съеме квартиры и договорился встретиться с девушкой, дав­ шей объявление, на Петров­ ском рынке. Девушка наме- евалась посмотреть паспорт 'митрия. Заметив у нее в ру­ ках сотовый телефон и дей­ ствуя уже по заранее наме- Д: ченному плану, Дмитрий предложил ей проехать к ма­ газину «Талисман». Девуш­ ка взяла с собой знакомую, и втроем они на такси подъе­ хали к «Талисману». Дмит­ рий зашел внутрь магазина и спустя некоторое время, вый­ дя, попросил у своей попут­ чицы сотовый телефон, яко­ бы позвонить. Получив его, Дмитрий быстро зашел в ма­ газин, а затем, как оказалось, через черный ход вышел на другой улице, сел в такси и уехал в центр Липецка. По­ хищенный мобильник он про­ дал незнакомому мужчине. Спустя два дня мошенник решил повторить аферу. На этот раз жертвой Дмитрия стал липчанин К., разместив­ ший объявление о продаже сотового телефона все в той же газете. Встретившись с продавцом, Дмитрий пояснил ему, что необходимо проехать к магазину «Талисман», где работает его мама, и согласо­ вать с ней покупку. А дальше произошло то же самое, что в случае с девушкой: пока па­ рень ждал покупателя у ма­ газина, тот через известный ему черный ход скрылся. Рекламные газеты были не единственным источни­ ком информации для Дмит­ рия. Войдя во вкус, он иног­ да искал своих жертв щ)ямо на улицах Липецка. Благо праздношатающейся молоде­ жи в городе хватает. Однаж­ ды он увидел трех парней, сидящих на лавочке, и пред­ ложил им заработать денег, раскладывая диски в киос­ ке. Во время разговора заме­ тил у одного из них сотовый телефон. Попросил его с просьбой позвонить якобы хозяину киоска. Взяв мо­ бильник, сделал вид, что зво­ нит, и, отойдя к отъезжаю­ щему автобусу, заскочил в него. Похищенный телефон, как и все другие, тут же был продан. За три с небольшим месяца мошенник сумел об- мащть более 20 человек. На суде Дмитрий полно­ стью признал себя винов­ ным, как оказалось, ранее он уже привлекался к уголов­ ной ответственности за ана­ логичные преступления . Учитывая это, суд пригово­ рил его к наказанию в виде шести лет лишения свободы с отбыванием срока в испра­ вительной колонии строгого режима. Кроме того, судом удовлетворены гражданские иски потерпевших. Общая сумма взысканного матери­ ального усцерба составила 94 тысячи 240 рублей. Ольга ВИНОКУРОВА, помощник судьи Левобе­ режного суда г. Липецка Ударил милиционера — получил срок Хорошо известно, что неподчинение сотруднику милиции, а тем более применение по отношению к нему физической силы чревато серьезными последствиями для нарушителя з а ­ кона. Знал ли об этом житель Липецка Григорий Прохоров, когда поднял руку на блюстителя порядка? А история получилась такая. Однажды утром Прохоров (фами­ лия изменена) проснулся с тяже­ лой головой; сказывались по­ следствия вечерней бурной гу­ лянки. Надо было идти на рабо­ ту, и страдающий Прохоров ре­ шил немного «подлечиться». Уже находясь на автобусной останов­ ке, Григорий захотел купить вод­ ки и попросил, чтобы его обслу­ жили без очереди. Граждане про­ игнорировали просьбу Прохоро­ ва, и тогда он стал выражаться нецензурной бранью. Для сведе­ ния; Кодексом об администра­ тивных правонарушениях РФ это расценивается как мелкое хули­ ганство и появление в обще­ ственных местах в состоянии опь­ янения. Тем временем по улице мимо проходили сотрудники пат­ рульно-постовой службы, кото­ рые сделали Прохорову замеча­ ние и попросили его предъявить документы. Но Прохоров на сло­ ва милиционеров не отреагиро­ вал. Тогда стражи порядка при­ няли решение доставить наруши­ теля в отдел милиции для состав­ ления административного прото­ кола и предложили ему просле­ довать вместе с ними в ОВД Ле­ вобережного округа. Дальше со­ бытия развивались следующим образом. Пройдя несколько мет­ ров вместе с постовыми, Прохо­ ров неожиданно нанес удар ку­ лаком одному из них и стал его избивать. На помощь пострадав­ шему бросился второй патруль­ ный, и Прохорова все-таки дос­ тавили в отдел милиции, где на него был составлен протокол об административном правонаруше­ нии, а позже заведено уголовное дело, так как в результате дей­ ствий Прохорова сотрудник ми­ лиции получил закрытую череп­ но-мозговую травму. А затем состоялся суд. Про­ хоров признал себя виновным. Ему назначено наказание в виде 5 лет лишения свободы условно Из Уголовного кодекса Применение насилия в отношении пр ^стави теля власти в свя­ зи с исполнением им своих обязанностей наказывается штрафом с испытательным сроком 3 года и штраф в размере 3000 рублей в доход государства. Елена ЖИХОРЕВА, помощник судьи Левобережного районного суда г. Липецка в размере до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо аре­ стом на срок от 3 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок свободы на срок от 5 до 10 лет. Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного орга­ на в целях воспрепятствования законной деятельности по охране общественного порядка... наказывается лишением свободы на срок от 12 до 20 лет, либо пожизненным лишением свободы, либо смер­ тной казнью. Из века в век то там, то здесь возникают, казалось бы, из ниоткуда яркие, колоритные фигуры людей, называе­ мых великими авантюристами. И с кого же начать, как не с Казановы, чье имя уже давным-давно стало нарицатель­ ным? Р одился Казанова 2 апреля 1725 года в Светлейшей Республике Венеция и при крещении был наречен именами Джакомо Джироламо. Трудно сказать, кем в действительности был он по происхождению — это первая из бесчисленных загадок, сопровождающих всю его жизнь. С точки зрения закона, родителями Джакомо являлась чета актеров (ремесло, надо сказать, по тем временам не слишком почтенное) — Гаэтано Джузеппе Джакомо Казанова и его супруга Занетта, урожденная Фарусси. Отец семейства то ли впрямь был отпрыском испанских грандов, которого превратности судьбы вынудили пойти на подмостки, то ли приписывал себе благородных предков — Бог весть. Его роль в этой истории вообще исключительно мала — он умер, когда юному Джакомо едва сравнялось восемь. Есть, впрочем, основания полагать, что подлинным отцом Казановы был венецианский патриций Микеле Гримани. Занетта гастролировала то в Петербурге, при дворе Анны Иоанновны (на которую, увы, итальянская комедия дель арте впечатления не произвела), то в Лондоне, где у нее даже завязался роман с принцем Уэльским и родился третий ребенок. В связи с этим ходили упорные слухи, что младший брат Джакомо Франческо — незаконнорожденный отпрыск принца, вскоре взошедшего на престол под именем короля Георга III. При всем том, надо сказать, дети четы Казанова оказались далеко не бездарными. Франческо, например, стал художником-баталистом — это ему Екатерина II заказала полотно «Битва при Очакове», которым и сейчас можно полюбоваться в Эрмитаже. Другой брат, Джованни, также избрал стезю живописца и закончил карьеру директором Академии художеств в Дрездене. Третий, Гаэтано, посвятил себя церкви. Наконец, сестра Мария Магдалина снискала славу лучшей танцовщицы Дрезденской оперы. Речь, впрочем, не о них. Перечисляя поприща, на которых подвизался Казанова, энциклопедия «Британика» пишет; «Проповедник, писатель, воин, шпион и дипломат». Можно добавить; математик, историк, масон, финансист, музыкант, наконец, библиотекарь — именно в этой должности он провел последние тринадцать лет жизни в принадлежащем графу Вальдштейну замке Дуке, что близ современного чешского города Духцов. Казалось бы, как может соединиться в одном человеке столько интересов и дарований, а ведь соединялось же, и соединялось органично... Где только не побывал он и чем только не занимался за полвека, что отделяют падуанского студента от пожилого библиотекаря из Дукса! Венеция и Рим, Франция и Голландия, Испания, Австрия и Россия, Швейцария, Пруссия и Польша... Казановисты (а это целое — и многочисленное! — сообщество ученых, посвятивших себя изучению деяний и наследия Казановы) посчитали, что за эти годы он исколесил по дорогам Европы 184 000 км — то же самое, что четыре с половиной раза обогнуть Земной шар по экватору. И это в эпоху, не знавшую «боингов» и «мерседесов»! Он был знаком едва ли не со всеми великими современниками — будь то Жан-Жак Руссо или Вольтер, Моцарт, граф Сен-Жермен или братья графы Орловы; его знали короли и министры, кардиналы и папы... За оказанные Дипломатические услуги папа Климент XIII награждает его орденом Золотой шпоры, а венецианская инквизиция за чернокнижие приговаривает к пяти годам заключения в тюрьме Пьомби, что скрыта под свинцовой крышей Палаццо Дожей. Причем узнику даже не говорят, какой именно срок предстоит ему томиться; неизвестность — еще одна, психологическая, кара. Хотя Палаццо Дожей — не крепость на острове, вроде нашего Шлиссельбурга или французского замка Иф, а дворец, расположенный в центре Венеции, за всю историю .тюрьмы Пьомби из нее не было совершено ни одного noge i^. Это.рчиталось совершенно невозможным. Для кого'уб(з1хно^~г6ШкЕ не для Казановы; он бежал, еще и прихватив с собой товарища по несчастью из соседней камеры. На службе у Людовика XV Казанова по поручению де Берни, бывшего французского посла в Венеции и сотоварища по кутежам, а теперь кардинала и министра иностранных дел, выполняет деликатную миссию — проводит тайную инспекцию военно-морского флота. Затем он организует лотерею в пользу Военного училища (математическое обоснование проекта проверяли выдающиеся деятели эпохи Просвещения — д'Аламбер и Дени Дидро). Неизвестно, сколько выручила казна, но Казанова заработал на этом миллион ливров. Для министерства финансов он ведет (и с успехом) переговоры с голландскими банкирами; открывает в Париже мануфактуру для раскраски шелковых тканей рисунками с китайскими мотивами... Правда, предприятие это обанкротилось, и Казанова — не в первый и не в последний раз — лишился состояния. В Испании по поручению двора он работает над проектами заселения Сьерра-Морены швейцарскими и баварскими крестьянами, а также строительства табачной мануфактуры. Самодержице всероссийской Екатерине II он предлагает программу разведения под Саратовом шелковичных червей, «План колонизации Поволжья и Сибири», наконец, проект аграрной реформы — столь смелый для крепостной страны, что за подобного рода начинание лишь полутора веками позже дерзнул взяться Столыпин... Увы, все эти проекты и прожекты не приблизили Казанову к цели — высокому положению при каком-либо европейском дворе. Всюду он бывал хорошо принят (не в последнюю очередь благодаря масонским связям и славе алхимика и каббалиста, неудержимо влекшей аристократов всех мастей). Но закрепиться нигде не удалось. И все-таки в первую очередь Казанова известен не как дипломат, разведчик-аналитик, экономист или финансист. При звуках его имени на память сразу же приходят легендарные амурные похождения. Их и впрямь было немало. Те же казановисты (или, вернее, казановистки — этой стороной его жизни женщины почему-то интересуются интенсивнее) скрупулезно подсчитали; в мемуарах упоминаются ровным счетом 144 дамы. Существует, впрочем, мнение, что здесь венецианец поскромничал; в одном из писем он признается, что на самом деле их было раза в три больше. Но даже если принять максимальное число, около пятисот, но при этом разделить его на сорок пять лет любовных похождений, то окажется, что в среднем у Казановы было одиннадцать романов в год. Это, конечно, внушительно, однако — да простят суровые однолюбы! — многие наши современники и соотечественники, утверждает статистика, оставили Казанову далеко за флагом. Но разве в числе дело? Не этим вошел в легенду славный шевалье де Сенгальт, а тем, что всякий раз действительно любил — восторженно, преданно и нежно. Ни об одной из женщин он не отзывался плохо — ни в мемуарах, ни в письмах, — храня о каждой лишь благодарную память. Благодарную судьбе за дарование пусть самого быстротечного и краткоживущего, но все-таки чуда истинной любви. К женщинам Казанова был щедр — во всех отношениях. Он не жалел для них денег, заработанных праведно или — чего греха таить! — неправедно (в 1767 году, например, его выслали из Вены за шулерство), мог остаться без гроша, но при этом исполнить любую прихоть очередной дамы сердца. Он не жалел для них времени, всегда готовый поступиться ради любви даже самыми важными делами, и не в последнюю очередь в этом причина, по которой на житейском поприще Казанова не слишком преуспел. Он не жалел для женщин себя, посвящая им все силы ума и души. Его алхимические опыты и магические сеансы, при помощи коих он нередко зарабатывал на жизнь, были откровенным жульничеством. Казанова-алхимик не нашел ни философского камня, ни приворотного зелья. Но Казанова- влюбленный, Казанова-любовник владел тайной любовного напитка, ибо волшебный источник бил в его собственной душе. Именно поэтому сегодня иные женщины признаются, что подпадают под властное обаяние Казановы, которого уже двести лет нет в живых, подпадают, просто читая его «Историю моей жизни». Именно поэтому по сей день жива легенда, будто на тихом кладбище в Духцове, где в июне 1798 года был погребен Казанова, ни одна женщина не может миновать его могилы, не зацепившись подолом за простой железный крест... В дословном переводе «авантюрист» означает «искатель приключений». Но приключение каждый понимает по-своему и ищет чего-то своего. Казанова искал не богатства, славы или власти (вернее, искал, конечно, но далеко не в первую очередь), а полноты ощущений; он жаждал овладеть тем, что древние называли ars vivendl — искусство жизни. И в том преуспел. Сергей ЮРЕНЕВ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz