Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)
IV____Q J Q 3 Беларусь—Россия. 25 МАЯ 2006 ЧЕТВЕРГ № 19 (263) Слышать друг друга М еждународный м узы кальны й фестиваль имени И. Соллертинско го стал культурной традицией Витебска традиции Елена Лисова ВИТЕБСК — САНКТ -ПЕТЕРБУРГ ВЫДАЮЩИЙСЯ музыковед пер вой половины XX века, близкий друг Дмитрия Шостаковича, про фессор Санкт-Петербургской кон серватории, пропагандист клас сического музыкального насле дия Иван Соллертинский — один из известных уроженцев Витеб ска. Другой музыкант-витебчанин, ныне художественный руководи тель минского ансамбля солистов «Классик-авангард» Владимир Байдов, стал идейным вдохнови телем фестиваля, концерты кото рого из года в год собирают пол ные залы. Состав участников, став отражением культурных па- ргтлелей жизни самого Соллер тинского, очерчивает географи ческий радиус Беларусь— Санкт- Петербург. На нынешнем XVIII Междуна родном музыкальном фестивале имени И. Соллертинского ан самбль «Классик-авангард» вы ступил с программой, посвящен ной 100-летию со дня рождения Д. Шостаковича. Артисты бело русской оперы, исполнившие «Ре квием» Моцарта, посвятили свое выступление 250-летнему юби лею выдающегося композитора и 20-летию чернобыльской траге дии. Огромный хор, оркестр и че тыре великолепных солиста— Ни на Шарубина, Оксана Волкова, Сергей Франковский и Олег Мель ников — поставили одну из куль минационных точек фестиваля. Неизменный участник всех фе стивалей — внук знаменитого му зыканта Дмитрий Соллертинский. Его жизненная дорога отчасти по вторяет судьбу знаменитого деда: также музыковед-историк, также большую часть жизни он посвятил Петербургской филармонии. Ны не Дмитрий Иванович является председателем общественного Фонда Д. Шостаковича, помогает молодым музыкантам-инстру- менталистам, организует гаст рольные выступления петербург ских музыкантов. В этот раз он привез в Витебск солиста Воро нежской оперы Александра Наза рова и Концертный хор Смольного собора из Санкт-Петербурга с изысканной программой: русская духовная классика, революцион ные хоры Шостаковича и свири- довский «Пушкинский венок». Со стоялась и научно-практическая конференция. — Я очень рад, — сказал по окончании фестиваля Дмитрий Соллертинский, — что этот фес тиваль живет полноценно и кра сочно. Что после долгого ремонта в Витебске заработал замеча тельный филармонический зал, в котором в скором времени поя вится орган. Мне никогда не было стыдно за ребят, которых я приво зил, — всегда это были «честные» концерты, на которые приезжали только лучшие российские испол нители и коллективы. Сегодня в Петербурге огромное количество симфонических и камерных кол лективов, невероятное изобилие разнообразных концертов, и этим обилием хочется поделиться. Хо чу предложить белорусским ис полнителям участвовать в хоро ших российских проектах. Наме чается идея фестиваля «Витебск — Смоленск», продолжающего идею обмена. В Смоленске отлич ная филармония, расположенная в зале бывшего Дворянского соб рания, ее стены помнят самого Глинку. Было бы приятно услы шать белорусских музыкантов на концертам в Михайловском, где директором заповедника «Пуш- киногорье» является «минчанин в пятом поколении», как он сам се бя называет, Георгий Василевич. Петербург, по словам Дмитрия Соллертинского, украшают бело русские фамилии. В Мариинском театре поют белорусы Ирина Гор дей, Владимир Мороз, Екатерина Семенчук. «Правая рука» Вале рия Гергиева в Мариинке — бело русский дирижер Михаил Синке- вич. В Академии молодых певцов Мариинского театра сейчас бли стают бас Алексей Тановицкий, баритон из Молодечно Сулим- ский. Уровень белорусских исполни телей, убежден Дмитрий Ивано вич, очень высок, что в очередной раз доказали концерты в Витеб ске. А главное — мы должны друг друга видеть и слышать. Кино прирастает провинцией Сценарии кинодрам а тур га из белорусско го райцентра охотно печатаю т в престижном м ос ков с ком ж урнале Сейчас сценарий находится на рассмотрении экспертной комис сии агентства. В комиссии работа ют очень серьезные и известные мастера кино. Например, драма тург Эдуард Володарский и ре жиссер Игорь Масленников. Если комиссия даст «добро», то Феде ральное агентство выделит необ ходимую сумму— 70 процентов от бюджета будущей картины. творчество Александр Карлю кевич СЛУЦК__________________________________ в СОСТАВ Союза писателей Бе ларуси, который возглавил из вестный прозаик и политик Нико лай Чергинец, вошли многие ли тераторы, которые живут в не больших провинциальных город ках. Но это ни в коей мере не гово рит о провинциальном характере их творчества. С одним из таких писателей я повстречался в Слуц- ке. Олег Буркин родился в Красно дарском крае, но вот уже почти 20 лет живет в Беларуси. Офицер за паса. Его поэтические произведе ния публиковались в журнале «Молодгш гвардия», «Комсомоль ской правде». Увидели свет две книги — повесть «В поход на чу жую страну собирался король» и сборник стихотворений «Свой путь пройдя до середины». А в по следние несколько лет Олег за нялся кинодраматургией. — Недавно два вашш сценария были опубликованы в московском журна ле «Синопсис и сценарий». Тяжело прокладывать дорогу на страницы престижного издания? — Редакция журнала получает ежемесячно сотни рукописей, а выходит он только раз в три меся ца. Попасть на страницы этого из дания стремятся все пишущие на русском языке сценаристы, пото му что «Синопсис...» распростра няется не только в розничной сети и по подписке. Часть тиража рас сылается бесплатно в российские гильдии кинорежиссеров и кино продюсеров. То есть именно тем людям, заинтересовать которых своим творением мечтает любой сценарист. В редакцию журнала я отправил четыре свои работы, опубликованы были две — «Хуже войны» и «Служим Отечеству». Остальные мои киноработы раз мещены в Интернете среди произ ведений других начинающих ки нодраматургов. — На все сценарии пишутся с целью воплощения в жизнь кинофильмов... — Одной из моих работ — «Господа юнкера, кем вы были вчера»— серьезно заинтересова лась российская кинокомпания «Славия». К сожалению, пока не хватает денег, чтобы самостоя тельно снять фильм. Поэтому ру ководство кинокомпании обрати лось за финансовой поддержкой в российское Федеральное агентст во по культуре и кинематографии. — Сегодня все телеканалы «захва чены» сериалами. Готовы ли писать сценарии под зти проекты? — Почему бы и нет. Сериал се риалу рознь. Есть «мыльные опе ры» для домохозяек, а есть и пре красные фильмы... К числу тако вых я отношу, например, телеви зионные фильмы «Идиот», «Кур санты», «Красная капелла»... Да я уже и написал один сценарий ми ни-сериала — 4-серийного теле визионного фильма «Спросите вы у матерей». Работа — о воин ском и христианском подвиге рос сийского солдата, перенесшего все ужасы чеченского плена и принявшего мученическую смерть за веру и Отечество. А так же о подвиге матери, которая ра зыскивала в Чечне своего сына... —- За плечами— определенный жиз ненный опыт, служба в армии, в том числе и Афганистане. Определяетли зге тематические пристрастия? 0 чем будут ваши завтрашние работы? — Безусловно, определяет. Все написанные мною сценарии об армии, которой я отдал десять лет своей жизни и которую не только знаю, но и люблю. Но, разу меется, ограничиваться в своем творчестве лишь армейской те мой я не собираюсь. Недавно при ступил к написанию сценария ли рической комедии о соотечест венниках, которые в поисках ра боты уезжают за границу. Приз наться, и сам несколько лет рабо тал гастарбайтером, так что мне есть о чем сказать... — Сточки зрения молодого сценари ста, чего в главном не хватает наше му кино, но только белорусскому, но в целом постсоветском)^ — Финансовой поддержки. Большинство российских кино- компаний производят сегодня преимущественно боевики, пото му что получают от проката таких картин колоссальные прибыли. Настоящее, некоммерческое ки но больших денег сегодня принес ти не может, а поэтому нуждается в бюджетном финансировании. «Лявониха» из города Шагала Знаменитому ансамблю танца— полвека Сергей Голесник ВИТЕБСК К НАЧАЛУ 80-х годов витебский ансамбль танца «Лявониха» зна ли далеко за пределами Белару си. Самодеятельные артисты га стролировали по России, Грузии, Латвии, Польше, ГДР. В 1984-м руководил коллективом заслу женный работник культуры Бе ларуси Леонид Бородулько, ко торого приглашали и в молдав ский «Жок», и в Краснознамен ный ансамбль Александрова. Пришел как-то Леонид Степано вич на репетицию и говорит: «Впервые Советский Союз соби рается отправить представите лей на III Международный фольк лорный фестиваль, который пройдет в капиталистической Канаде. Эту поездку предлагают нам». И действительно, выбор чиновников Министерства куль туры СССР пап именно на «Ляво ниху». — Мы завершали программу открытия, — вспоминает участ ница тех гастролей в Драммон- двилле Людмила Самсонова. — Когда с верхнего уровня двухъя русной сцены ледового дворца «Марсель Дион» в бешеном темпе мы пошли вниз, люди вскочили с мест, заревели, за свистели, стали мелькать вспышки фотоаппаратов... Нас только всех поразил белорус ский танец! Стоит ли говорить, что рус ская «Калинка», которая к тому времени являлась признанным культурным брендом Советско го Союза, в исполнении витеб- чан также воспринималась на ура. Белорусский танцевальный коллектив видели и россияне, даже те, кто никогда не проявлял интереса к хореографии. Помни те 1980 год, закрытие москов ской Олимпиады? Среди танцо ров в русских народных костю мах, сопровождавших огромного олимпийского мишку, были и ви- тебчане. — В Москву тогда около 300 белорусских артистов ездили, — рассказывает Инна Сеген. — Сводный ансамбль под руковод ством балетмейстера Николая Дудченко почти год разучивал народный танец «Крутуха». Пе ред открытием Игр репетирова ли ночью, при свете прожекто ров, работали столько, что ноги из 36-го размера вырастали до 40-го. Но никто не жаловался. После репетиции приходили в общежитие, на полчаса забира лись под холодную воду и бежа ли... на дискотеку! В Москве, когда ««Лявониха» уже сидела «на чемоданах» и ждала отъезда домой, Бородуль ко неожиданно сообщил: «Оста емся на закрытие!» Оказалось, для массовости к красноярскому ■ «Лявониха» — не профессио нальный ансамбль. Но кто по верит? ансамблю решили подключить белорусов, украинцев и молда ван. Пока две недели шли сорев нования, танцоры разучивали свои партии. «Теперь, когда ви дим кадры хроники, — говорят они, — ищем себя рядом с олим пийским мишкой». Еще не однажды витебчане становились участниками круп ных культурных мероприятий, проводившихся в Москве, приез жали в Смоленск и Обнинск. «Лявониха», созданная при Витебском доме культуры, суще ствует уже более полувека. И уровень мастерства год от года растет. Зрители, глядя выступ ления ансамбля, отказываются верить, что имеют дело не с про фессионалами, а с обыкновен ными рабочими и служащими, студентами и учащимися. Калита русского зарубежья судьбы Александр Щуплов МОСКВА — МИНСК и м я Михаила Юппа известно многим библиографам, знато кам русской поэзии зарубежья. Поэт живет в США уже более 20 лет. В богатейшей библиотеке Михаила Юппа, переехавшей вслед за своим владельцем — библиофилом из Ленинграда в Филадельфию, хранится множе ство редких изданий. За сорок два года жизни в Советском Со юзе Михаилу Юппу не удалось напечатать ни одного стихотво рения, а в его письменном столе к тому времени уже лежали руко писи нескольких тысяч стихов и поэм. В эмиграции писателю удалось выпустить семь книг, три из них издал и проиллюстри ровал Михаил Шемякин, сборник «Ипостась» — петербургский фотограф Анатолий Пронин. Его «Роспись книг поэзии Россий ского Зарубежья XX века» — уникальное явление в нашей культуре. Михаил Юпп — человек с не русским именем ,но с подлинно русской душой. Он известен не только как поэт. Его уникальная библиотека сегодня насчитыва ет более 20 тысяч томов на рус ском языке, изданных в разное время в России и за рубежом. Кроме книг он обладает внуши тельным собранием русских поч товых марок. Михаил ведет об ширную международную пере писку, и это в свою очередь спо собствовало созданию уникаль ного эпистолярного собрания. Сегодня у него хранятся письма М. Алданова, А. Бенуа, Р. Бере зова, М. Добужинского, И. Елаги на, Б. Зайцева, Д. Кленовского, Б. Пантелеймонова, А. Ремизо ва, М. Чехова и многих деятелей русской зарубежной культуры. Не случайно друзья дали ему прозвище «Иван Калита русско го зарубежья»... В собрание Михаила Юппа входит довольно объемный пласт поэтов из Беларуси. — Михаил, кто из поэтов Беларуси вошел в ваш уникальный свод? — Назову Григория Анатолье вича Блоха: он родился в Моги леве на Днепре, отец его был до ктором медицины, состоял орди натором Могилевской тюремной больницы. Большой поклонник классического образования,он с детства воспитал в сыне любовь к классике. Григорий Блох стал настоящим знатоком греческой и римской литературы, в течение своей жизни уделял часть своего досуга чтению древних авторов, публиковался под псевдонимом «Тюрсев Г.». Среднее образова ние он получил в Вильнюсской гимназии, затем переехал в Пе тербург. Печатался в гимнасти ческих новостях, был критиком в музыкальных изданиях, а впос ледствии редактором. Правда, после выхода нескольких публи каций он стал отходить от лите ратуры, увлекся деятельностью в области крупной промышлен ности. Революция прервала ки пучую деятельность Блоха, он оказался изгнанником. Скончал ся 21 января 1927 года в Ницце. Смерть прервала его работу по переводу Шекспира... — Михаил, как вьг дошли до хсизни такой— посв51Тить жизнь книгам? — В конце 50-х годов прошло го века судьба свела меня с Ни колаем Рубцовым. Я познако мился с ним в 1961 году. Наши баржи на реке Свири в Сясь- строе встали рядом. Кто-то крик нул: «Колька, прочти что-нибудь душещипательное!» Тот поднял ся и прочел. Я был огорошен. За хотел прочитать что-то свое. Мои стихи, правда, моряки не поняли — ведь я тогда был аван гардист. Зато ко мне подошел Рубцов и сказал: «Слушай, да ты поэт!» Мы удалились в какой-то дальний угол и стали читать друг другу по очереди. Он прочтет стихотворение, я ему: «Гениаль но!» И он мне тоже: «Гениаль но!» В 1964 году мы с Рубцовым вновь встретились в Питере. Ему было негде жить. Полгода он жил у меня. — Вы учили в Литературном институ те в Москве... — В Литинституте судьба ме ня свела с поэтами-диссидента- ми: Михаилом Капланом, Апол лоном Шутом, ныне покойным Юрием Галанским. В те годы в общежитии Литинститута жила Новелла Матвеева. К ней меня однажды и привели. Она мои стихи послушала и сказала: «Ка кие страшные городские стихи! У вас все в стихах скрежещет. Мне очень страшно за вас...» В один из приездов из Питера в Москву меня вызвал к себе Па вел Антокольский и предложил Михаил Юпп: Вознесенский называл меня поэтом «своего уровня». стать его литературным секре тарем. Этому приглашению по могли рассказы моих знакомых поэтов, видевших тот образцо вый порядок в моей домашней библиотеке. Дача Антокольско го находилась в Красной Пахре под Москвой. С ним по соседст ву расположились дачи Кон стантина Симонова и Александ ра Твардовского. По субботам и воскресеньям к Антокольскому приезжала из Москвы литера турная молодежь. В Красной Пахре я познакомился с Беллой Ахмадулиной и Андреем Возне сенским. Вознесенский пришел в восторг от моих ритмических стихов. Однажды он признался мне: «Слушай, ты мой брат по крови!» Мне он написал реко мендательное письмо в отдел поэзии «Литературной газеты», который возглавлял тогда Ро берт Рождественский. Тот через неделю заявил: «Ваши стихи не пройдут. Пусть их и рекомендо вал Вознесенский. Нам доста точно одного авангардиста из Ленинграда Виктора Сосно- ры...» Вознесенский, узнав об этом, только руками развел. Но Вознесенский в пику всем стал брать меня на все свои выступ ления. Он называл меня «поэ том своего уровня». — В мае 1980 года вы эмигрировали за границу. Трудно ли было вам в первые годы на Западе? — Сначала мне сильно недос тавало России. Я понял, на Запа де жить удобнее, но не так инте ресно, как на Родине. В 1984 го ду, через три года после переез да из Вены в Филадельфию, у меня была издана первая книга стихотворений и поэм «Срезы». Книга составлена из стихов, на писанных в России, Австрии, США. Деньги на книгу собрали мои старые друзья из России. Вторая книга «Пространство» была проиллюстрирована Миха илом Шемякиным и издана за его счет в Италии тиражом 400 экземпляров, из которых 100 — в твердом переплете с золотым тиснением. В 1988 году к моему 50-летию Шемякин выпустил в собственном издательстве «Аполлон-Фондзйшен» мою тре тью книгу «Зов». Аз есмь свет миру День славянской письменности и культуры отмечаю т в наших странах-соседях праздник Валерий Коробейников ПРОРЕКТОР МЕЖДУНАРОДНОГО СЛАВЯНСКОГО ИНСТИТУТА, ДО К ТОР ФИЛОСОФСКИХ НАУК, ПРО ФЕССОР_______________________________ МОСКВА ВЧЕРА в России и Беларуси тор жественно отмечали один из са мых древних и почитаемых празд ников — День славянской пись менности и культуры, посвящен ный памяти великих просветите лей святых равноапостольных Ки рилла и Мефодия. В Петрозавод ске они проходят при содействии общества белорусской культуры «Криница» и украинского общест ва «КсШина». Этот праздник в на ших странс 1 х по традиции отмеча ется не в один день, а охватывает две-три -недели. В России глав ным центром Дней славянской письменности и культуры в ны нешнем году сташ Ханты-Ман сийск. Приветствие участникам торжества направил председа тель Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, спикер Госдумы РФ Борис Грызлов. Когда говорят о Кирилле и Ме- фодии, то в первую очередь, как правило, обращают внимание на просветительскую составляю щую их многогранной деятельно сти. И это вполне справедливо. Однако в наше время бурных де батов в обществе о свободе, неза висимости и нравственности в первую очередь уместно вспом нить о некоторых общих принци пах жизни общества и государст ва, основы которых были заложе ны нашими великими просветите лями. Произошло это так. Славян ский князь Ростислав, возглав лявший в IX веке Великоморав ское княжество, решил избавить ся от засилья немецких еписко пов, которые вели церковные службы на чуждом народу языке. Он обратился к византийскому двору с просьбой прислать в Мо равию проповедников, которые могли бы учить на славянском языке, вести на нем церковные службы, перевести на родной язык священные и богослужеб ные книги. Именно эту миссию и выполнили Кирилл и Мефодий. Их деятельность по времени сов пала с основанием Русского госу дарства, которому по преимуще ству и суждено было воспользо ваться делом святых братьев. Как подметил выдающийся русский историк Сергей Соловь ев, автор классического труда «История России с древнейших времен», опьп первоучителей на глядно показсш: если общество и государство неисодятся под ино странным духовным прессом, до пускают засилье чужеземного языка, то человек не может бьпъ свободен, а государство —• неза висимым. Этот вывод актуален и для на шего времени. Сейчас часто гово- рят о том, что свобода является высшей ценностью человека. Но ее нельзя свести лишь к участию выборах и других д е м о кр а т и ч е н ^ ских процедурах, своеобразию индивидуального поведения, вы ражению многообразных мнений. Современный грахеданин славян ской страны не может чувствовать себя подлинно свободным, если его фактически принуждают пи таться заокеанской духовной пи щей, сводить родную речь к набо ру англицизмов. А государство, которое допускает такое положе ние, не является по существу не зависимым. Истинная свобода и независимость всегда опираются на собственную духовную основу. И одним из главных ее источников и в России, и в Беларуси, других славянских странах являются письменность и культура, тради ции которых заложили Кирилл и Мефодий. Однако в новых истори- ческих современных условиях эти ^ 1 традиции требуют, конечно, сов ременной интерпретации. По м н е ^ ^ нию академика Сергея Л и х а ч е в а ^ ^ культура как материальная и ду ховная средаобитания людей свя зана с процессами создания и распространения норм и ценно стей, способствующих возвыше нию человека и гуманизации об щества. Сегодня традиционными ста ли открытые уроки для учащихся ч. школ, средних специальных и вы сших учебных заведений. Напри мер, в Международном славян ском институте (Москва) откры лись ежегодные «Кирилло-Ме- фодиевские чтения» на тему: «Славянское просвещение: от Кирилла и Мефодия» до наших дней». А через несколько дней в институте откроется первая в Мо скве домовсш церковь Кирилла и Мефодия. В России и Беларуси День сла вянской письменности и культуры отмечается как государственно церковный праздник. 24 мая во всех храмах наших стран отслу жили божественную литургию в честь святых равноапостольных Кирилла и Ме4юдия. •г» Эти ДНИ В прежние годы к а л е н д а р ь 25 мая 300 лет назад Петр I издал указ «о постройке за Яузой ре кой, против Немецкой слободы, в пристойном месте для лечения болящих людей госпиталя». Ны не это Главный военный клини ческий госпиталь имени Н. Бур денко, первое государственное лечебное учреждение России. В 1933 году в Минске открыл ся Белорусский государствен ный театр оперы и балета. 70 лет назад на экраны Совет ского Союза вышла кинокоме дия Г. Александрова «Цирк». 26 мая в 1945 году в этот день приня то постановление ГКО «О меро приятиях по перестройке про мышленности в связи с сокраще нием производства вооруже ний». В тот день с конвейера Уральского танкового завода в Нижнем Тагиле сошел 35-тысяч ный танк Т-34. 27 мая Всероссийский день библио тек. В 1905 году в корейском про ливе у островов Цусима про изошло морское сражение меж ду 2-й Тихоокеанской эскадрой России и японским флотом, став шее ключевым моментом в исхо де Русско-японской войны. 110 лет назад в Москве про изошла Ходынская трагедия. Во время раздачи по случаю коро нации Николая II царских подар ков (оловянная кружка, пряники и еще какая-то мелочь), в давке, по официальным данным, погиб ли 1389 человек. 28 мая День пограничника. В России и в Беларуси в этот день отмеча ется профессиональный празд ник работников химической от расли — День химика. 35 лет назад в Советском Сою зе запущена автоматическая межпланетная станция «Марс-3», спустя полгода была осуществле на мягкая посадка на поверх ность планеты ее спускаемого ап парата и передача радиосигна лов с Марса на Землю. 29 мая Международный день миро творцев ООН. Исполняется 115 лет со дня рождения К. Арцеулова — одно го из первых летчиков России, конструктора планеров. Еще в годы Первой мировой войны он свершил 200 боевых вылетов. ■ Пантелеймон Пономаренко. одержал 18 побед в воздушных боях. Ему первому из советских планеристов присвоено звание «Пилот-паритель». В 1910 ГОДУ/ в Санкт-Петер бурге была организована первая учебная автомобильная рота, ставшая прообразом всей буду щей организации автомобиль ной службы и системы автотех- нического обеспечения Воору женных сил РФ. Эта дата отмеча ется в России как День военного автомобилиста. 175 лет назад открылась пер вая промышленная выставка в Москве. 60 лет назад началось строи тельство Минского тракторного завода. Ныне это производст венное объединение «Минский тракторный завод» — один из крупнейших производителей сельскохозяйственной техники. 30 мая в Беларуси День памяти по гибших в подземном переходе на станции метро «Немига». В 1942 году при ставке Вер ховного Главнокомандующего был создан Центральный штаб партизанского движения. На чальником штаба назначен пер вый секретарь ЦК КП (б) Бело руссии Пантелеймон Понома ренко. 31 мая Всемирный день без табака. 115 лет назад во Владивосто ке в присутствии цесаревича Ни колая Александровича состоя лась торжественная закладка Владивостокского железнодо рожного вокзала. Началась ук ладка Транссибирской железно дорожной магистрали — самой протяженной в мире железной дороги, соединяющей Сибирь и Дальний Восток с центральными районами России. Рубрику ведет Владимир ПОТАПЕНКО. «СОЮЗ. Б е л а р у с ь -Р о с с и я » Периодическое издание Совета М и н и а р о в Сою зного государства Газвта зарегистрирована в Министерствв по делам печати, телерадиовещания и средств мас совы х коммуникаций Ро с сийской Федерации 10 марта 2000 года. Ре гистрационный N«77-1860. Тираж по РФ : 285 364 Тираж по РБ: 4 8 8 1 4 7 Тираж « СОЮ З а . Беларусь — Рос сия» в Р Ф и РБ: 773 511 А д ре с редакции г азеты «Советская Белоруссия»: Издател ьство : ЗАО «Инф орм ационно -изда тел ьский концерн «Ро ссий ская газета» ОТПЕЧАТАНО в 0 0 0 «Объединенный издательский д ом Ра спро страняется по всем подп исным индексам: ] П о графику: 16.00 Ш еф -р едак тор А .И. Б аты гин (М о сква ) П ервый заме ститель ш еф -редак тора А .М .Т ар ан да (М и н с к ) Адрес редакции «СОЮЗа. Беларусь — Россия»: Москеа, А-40, ТСП -3 125993, улица Правды, 24. Телефон: 257-5787 Факс: 257-5787 Е - mail: Егтакохавгд .ги Ре спублика Беларусь, 220013 , М ин ск , улица Б. Хм ельницко го , 10а. Тел. и факс: 232 -1432 Адрес: Москва , А -40 , Г С П - 3 125993, ул. Правды , 24. Теп. 257 -53-62 . И зд а тел ь с тво «Советской Белоруссии» : Белор ус ский Д ом печати, КИПУП «Сож». «Медиа -Пресса» . Адрес: 125865 , ГСП, М о скв а -137 , ул. Правды , 24. «Р о с сий ск ой газеты»: 5 02 0 2 ,3 2 1 8 4 ,4 0 9 4 2 ,4 0 9 1 3 ,4 0 9 2 4 , 4 0 9 4 5 ,3 8 2 8 6 ,4 1 5 9 1 .«Советская Белоруссия»: 63889 . Н ом ер подписан: 16.00. •СОЮЗ. Беларусь - Россия» печатается в Архангельске, Владивостоке, Волгограде, Воронеже, Екатеринбурге, Иркутске, Казани, Калининграде, Кемерове, Краснодаре, Красноярске, Минеральных Водах, Москве, Мурманске, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Омске, Оренбурге, Пензе, Перми, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге, Самаре, Саратове, Тюмени, Ульяновске, Уфе, Чебоксарах, Челябинске. «Советская Белоруссия» печатается в г. Минске, Гомеле.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz