Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

IV____Q J Q 3 Беларусь—Россия. 25 МАЯ 2006 ЧЕТВЕРГ № 19 (263) Слышать друг друга М еждународный м узы кальны й фестиваль имени И. Соллертинско го стал культурной традицией Витебска традиции Елена Лисова ВИТЕБСК — САНКТ -ПЕТЕРБУРГ ВЫДАЮЩИЙСЯ музыковед пер­ вой половины XX века, близкий друг Дмитрия Шостаковича, про­ фессор Санкт-Петербургской кон­ серватории, пропагандист клас­ сического музыкального насле­ дия Иван Соллертинский — один из известных уроженцев Витеб­ ска. Другой музыкант-витебчанин, ныне художественный руководи­ тель минского ансамбля солистов «Классик-авангард» Владимир Байдов, стал идейным вдохнови­ телем фестиваля, концерты кото­ рого из года в год собирают пол­ ные залы. Состав участников, став отражением культурных па- ргтлелей жизни самого Соллер­ тинского, очерчивает географи­ ческий радиус Беларусь— Санкт- Петербург. На нынешнем XVIII Междуна­ родном музыкальном фестивале имени И. Соллертинского ан­ самбль «Классик-авангард» вы­ ступил с программой, посвящен­ ной 100-летию со дня рождения Д. Шостаковича. Артисты бело­ русской оперы, исполнившие «Ре­ квием» Моцарта, посвятили свое выступление 250-летнему юби­ лею выдающегося композитора и 20-летию чернобыльской траге­ дии. Огромный хор, оркестр и че­ тыре великолепных солиста— Ни­ на Шарубина, Оксана Волкова, Сергей Франковский и Олег Мель­ ников — поставили одну из куль­ минационных точек фестиваля. Неизменный участник всех фе­ стивалей — внук знаменитого му­ зыканта Дмитрий Соллертинский. Его жизненная дорога отчасти по­ вторяет судьбу знаменитого деда: также музыковед-историк, также большую часть жизни он посвятил Петербургской филармонии. Ны­ не Дмитрий Иванович является председателем общественного Фонда Д. Шостаковича, помогает молодым музыкантам-инстру- менталистам, организует гаст­ рольные выступления петербург­ ских музыкантов. В этот раз он привез в Витебск солиста Воро­ нежской оперы Александра Наза­ рова и Концертный хор Смольного собора из Санкт-Петербурга с изысканной программой: русская духовная классика, революцион­ ные хоры Шостаковича и свири- довский «Пушкинский венок». Со­ стоялась и научно-практическая конференция. — Я очень рад, — сказал по окончании фестиваля Дмитрий Соллертинский, — что этот фес­ тиваль живет полноценно и кра­ сочно. Что после долгого ремонта в Витебске заработал замеча­ тельный филармонический зал, в котором в скором времени поя­ вится орган. Мне никогда не было стыдно за ребят, которых я приво­ зил, — всегда это были «честные» концерты, на которые приезжали только лучшие российские испол­ нители и коллективы. Сегодня в Петербурге огромное количество симфонических и камерных кол­ лективов, невероятное изобилие разнообразных концертов, и этим обилием хочется поделиться. Хо­ чу предложить белорусским ис­ полнителям участвовать в хоро­ ших российских проектах. Наме­ чается идея фестиваля «Витебск — Смоленск», продолжающего идею обмена. В Смоленске отлич­ ная филармония, расположенная в зале бывшего Дворянского соб­ рания, ее стены помнят самого Глинку. Было бы приятно услы­ шать белорусских музыкантов на концертам в Михайловском, где директором заповедника «Пуш- киногорье» является «минчанин в пятом поколении», как он сам се­ бя называет, Георгий Василевич. Петербург, по словам Дмитрия Соллертинского, украшают бело­ русские фамилии. В Мариинском театре поют белорусы Ирина Гор­ дей, Владимир Мороз, Екатерина Семенчук. «Правая рука» Вале­ рия Гергиева в Мариинке — бело­ русский дирижер Михаил Синке- вич. В Академии молодых певцов Мариинского театра сейчас бли­ стают бас Алексей Тановицкий, баритон из Молодечно Сулим- ский. Уровень белорусских исполни­ телей, убежден Дмитрий Ивано­ вич, очень высок, что в очередной раз доказали концерты в Витеб­ ске. А главное — мы должны друг друга видеть и слышать. Кино прирастает провинцией Сценарии кинодрам а тур га из белорусско го райцентра охотно печатаю т в престижном м ос ков с ком ж урнале Сейчас сценарий находится на рассмотрении экспертной комис­ сии агентства. В комиссии работа­ ют очень серьезные и известные мастера кино. Например, драма­ тург Эдуард Володарский и ре­ жиссер Игорь Масленников. Если комиссия даст «добро», то Феде­ ральное агентство выделит необ­ ходимую сумму— 70 процентов от бюджета будущей картины. творчество Александр Карлю кевич СЛУЦК__________________________________ в СОСТАВ Союза писателей Бе­ ларуси, который возглавил из­ вестный прозаик и политик Нико­ лай Чергинец, вошли многие ли­ тераторы, которые живут в не­ больших провинциальных город­ ках. Но это ни в коей мере не гово­ рит о провинциальном характере их творчества. С одним из таких писателей я повстречался в Слуц- ке. Олег Буркин родился в Красно­ дарском крае, но вот уже почти 20 лет живет в Беларуси. Офицер за­ паса. Его поэтические произведе­ ния публиковались в журнале «Молодгш гвардия», «Комсомоль­ ской правде». Увидели свет две книги — повесть «В поход на чу­ жую страну собирался король» и сборник стихотворений «Свой путь пройдя до середины». А в по­ следние несколько лет Олег за­ нялся кинодраматургией. — Недавно два вашш сценария были опубликованы в московском журна­ ле «Синопсис и сценарий». Тяжело прокладывать дорогу на страницы престижного издания? — Редакция журнала получает ежемесячно сотни рукописей, а выходит он только раз в три меся­ ца. Попасть на страницы этого из­ дания стремятся все пишущие на русском языке сценаристы, пото­ му что «Синопсис...» распростра­ няется не только в розничной сети и по подписке. Часть тиража рас­ сылается бесплатно в российские гильдии кинорежиссеров и кино­ продюсеров. То есть именно тем людям, заинтересовать которых своим творением мечтает любой сценарист. В редакцию журнала я отправил четыре свои работы, опубликованы были две — «Хуже войны» и «Служим Отечеству». Остальные мои киноработы раз­ мещены в Интернете среди произ­ ведений других начинающих ки­ нодраматургов. — На все сценарии пишутся с целью воплощения в жизнь кинофильмов... — Одной из моих работ — «Господа юнкера, кем вы были вчера»— серьезно заинтересова­ лась российская кинокомпания «Славия». К сожалению, пока не хватает денег, чтобы самостоя­ тельно снять фильм. Поэтому ру­ ководство кинокомпании обрати­ лось за финансовой поддержкой в российское Федеральное агентст­ во по культуре и кинематографии. — Сегодня все телеканалы «захва­ чены» сериалами. Готовы ли писать сценарии под зти проекты? — Почему бы и нет. Сериал се­ риалу рознь. Есть «мыльные опе­ ры» для домохозяек, а есть и пре­ красные фильмы... К числу тако­ вых я отношу, например, телеви­ зионные фильмы «Идиот», «Кур­ санты», «Красная капелла»... Да я уже и написал один сценарий ми­ ни-сериала — 4-серийного теле­ визионного фильма «Спросите вы у матерей». Работа — о воин­ ском и христианском подвиге рос­ сийского солдата, перенесшего все ужасы чеченского плена и принявшего мученическую смерть за веру и Отечество. А так­ же о подвиге матери, которая ра­ зыскивала в Чечне своего сына... —- За плечами— определенный жиз­ ненный опыт, служба в армии, в том числе и Афганистане. Определяетли зге тематические пристрастия? 0 чем будут ваши завтрашние работы? — Безусловно, определяет. Все написанные мною сценарии об армии, которой я отдал десять лет своей жизни и которую не только знаю, но и люблю. Но, разу­ меется, ограничиваться в своем творчестве лишь армейской те­ мой я не собираюсь. Недавно при­ ступил к написанию сценария ли­ рической комедии о соотечест­ венниках, которые в поисках ра­ боты уезжают за границу. Приз­ наться, и сам несколько лет рабо­ тал гастарбайтером, так что мне есть о чем сказать... — Сточки зрения молодого сценари­ ста, чего в главном не хватает наше­ му кино, но только белорусскому, но в целом постсоветском)^ — Финансовой поддержки. Большинство российских кино- компаний производят сегодня преимущественно боевики, пото­ му что получают от проката таких картин колоссальные прибыли. Настоящее, некоммерческое ки­ но больших денег сегодня принес­ ти не может, а поэтому нуждается в бюджетном финансировании. «Лявониха» из города Шагала Знаменитому ансамблю танца— полвека Сергей Голесник ВИТЕБСК К НАЧАЛУ 80-х годов витебский ансамбль танца «Лявониха» зна­ ли далеко за пределами Белару­ си. Самодеятельные артисты га­ стролировали по России, Грузии, Латвии, Польше, ГДР. В 1984-м руководил коллективом заслу­ женный работник культуры Бе­ ларуси Леонид Бородулько, ко­ торого приглашали и в молдав­ ский «Жок», и в Краснознамен­ ный ансамбль Александрова. Пришел как-то Леонид Степано­ вич на репетицию и говорит: «Впервые Советский Союз соби­ рается отправить представите­ лей на III Международный фольк­ лорный фестиваль, который пройдет в капиталистической Канаде. Эту поездку предлагают нам». И действительно, выбор чиновников Министерства куль­ туры СССР пап именно на «Ляво­ ниху». — Мы завершали программу открытия, — вспоминает участ­ ница тех гастролей в Драммон- двилле Людмила Самсонова. — Когда с верхнего уровня двухъя­ русной сцены ледового дворца «Марсель Дион» в бешеном темпе мы пошли вниз, люди вскочили с мест, заревели, за­ свистели, стали мелькать вспышки фотоаппаратов... Нас­ только всех поразил белорус­ ский танец! Стоит ли говорить, что рус­ ская «Калинка», которая к тому времени являлась признанным культурным брендом Советско­ го Союза, в исполнении витеб- чан также воспринималась на ура. Белорусский танцевальный коллектив видели и россияне, даже те, кто никогда не проявлял интереса к хореографии. Помни­ те 1980 год, закрытие москов­ ской Олимпиады? Среди танцо­ ров в русских народных костю­ мах, сопровождавших огромного олимпийского мишку, были и ви- тебчане. — В Москву тогда около 300 белорусских артистов ездили, — рассказывает Инна Сеген. — Сводный ансамбль под руковод­ ством балетмейстера Николая Дудченко почти год разучивал народный танец «Крутуха». Пе­ ред открытием Игр репетирова­ ли ночью, при свете прожекто­ ров, работали столько, что ноги из 36-го размера вырастали до 40-го. Но никто не жаловался. После репетиции приходили в общежитие, на полчаса забира­ лись под холодную воду и бежа­ ли... на дискотеку! В Москве, когда ««Лявониха» уже сидела «на чемоданах» и ждала отъезда домой, Бородуль­ ко неожиданно сообщил: «Оста­ емся на закрытие!» Оказалось, для массовости к красноярскому ■ «Лявониха» — не профессио­ нальный ансамбль. Но кто по­ верит? ансамблю решили подключить белорусов, украинцев и молда­ ван. Пока две недели шли сорев­ нования, танцоры разучивали свои партии. «Теперь, когда ви­ дим кадры хроники, — говорят они, — ищем себя рядом с олим­ пийским мишкой». Еще не однажды витебчане становились участниками круп­ ных культурных мероприятий, проводившихся в Москве, приез­ жали в Смоленск и Обнинск. «Лявониха», созданная при Витебском доме культуры, суще­ ствует уже более полувека. И уровень мастерства год от года растет. Зрители, глядя выступ­ ления ансамбля, отказываются верить, что имеют дело не с про­ фессионалами, а с обыкновен­ ными рабочими и служащими, студентами и учащимися. Калита русского зарубежья судьбы Александр Щуплов МОСКВА — МИНСК и м я Михаила Юппа известно многим библиографам, знато­ кам русской поэзии зарубежья. Поэт живет в США уже более 20 лет. В богатейшей библиотеке Михаила Юппа, переехавшей вслед за своим владельцем — библиофилом из Ленинграда в Филадельфию, хранится множе­ ство редких изданий. За сорок два года жизни в Советском Со­ юзе Михаилу Юппу не удалось напечатать ни одного стихотво­ рения, а в его письменном столе к тому времени уже лежали руко­ писи нескольких тысяч стихов и поэм. В эмиграции писателю удалось выпустить семь книг, три из них издал и проиллюстри­ ровал Михаил Шемякин, сборник «Ипостась» — петербургский фотограф Анатолий Пронин. Его «Роспись книг поэзии Россий­ ского Зарубежья XX века» — уникальное явление в нашей культуре. Михаил Юпп — человек с не­ русским именем ,но с подлинно русской душой. Он известен не только как поэт. Его уникальная библиотека сегодня насчитыва­ ет более 20 тысяч томов на рус­ ском языке, изданных в разное время в России и за рубежом. Кроме книг он обладает внуши­ тельным собранием русских поч­ товых марок. Михаил ведет об­ ширную международную пере­ писку, и это в свою очередь спо­ собствовало созданию уникаль­ ного эпистолярного собрания. Сегодня у него хранятся письма М. Алданова, А. Бенуа, Р. Бере­ зова, М. Добужинского, И. Елаги­ на, Б. Зайцева, Д. Кленовского, Б. Пантелеймонова, А. Ремизо­ ва, М. Чехова и многих деятелей русской зарубежной культуры. Не случайно друзья дали ему прозвище «Иван Калита русско­ го зарубежья»... В собрание Михаила Юппа входит довольно объемный пласт поэтов из Беларуси. — Михаил, кто из поэтов Беларуси вошел в ваш уникальный свод? — Назову Григория Анатолье­ вича Блоха: он родился в Моги­ леве на Днепре, отец его был до­ ктором медицины, состоял орди­ натором Могилевской тюремной больницы. Большой поклонник классического образования,он с детства воспитал в сыне любовь к классике. Григорий Блох стал настоящим знатоком греческой и римской литературы, в течение своей жизни уделял часть своего досуга чтению древних авторов, публиковался под псевдонимом «Тюрсев Г.». Среднее образова­ ние он получил в Вильнюсской гимназии, затем переехал в Пе­ тербург. Печатался в гимнасти­ ческих новостях, был критиком в музыкальных изданиях, а впос­ ледствии редактором. Правда, после выхода нескольких публи­ каций он стал отходить от лите­ ратуры, увлекся деятельностью в области крупной промышлен­ ности. Революция прервала ки ­ пучую деятельность Блоха, он оказался изгнанником. Скончал­ ся 21 января 1927 года в Ницце. Смерть прервала его работу по переводу Шекспира... — Михаил, как вьг дошли до хсизни такой— посв51Тить жизнь книгам? — В конце 50-х годов прошло­ го века судьба свела меня с Ни­ колаем Рубцовым. Я познако­ мился с ним в 1961 году. Наши баржи на реке Свири в Сясь- строе встали рядом. Кто-то крик­ нул: «Колька, прочти что-нибудь душещипательное!» Тот поднял­ ся и прочел. Я был огорошен. За­ хотел прочитать что-то свое. Мои стихи, правда, моряки не поняли — ведь я тогда был аван­ гардист. Зато ко мне подошел Рубцов и сказал: «Слушай, да ты поэт!» Мы удалились в какой-то дальний угол и стали читать друг другу по очереди. Он прочтет стихотворение, я ему: «Гениаль­ но!» И он мне тоже: «Гениаль­ но!» В 1964 году мы с Рубцовым вновь встретились в Питере. Ему было негде жить. Полгода он жил у меня. — Вы учили в Литературном институ­ те в Москве... — В Литинституте судьба ме­ ня свела с поэтами-диссидента- ми: Михаилом Капланом, Апол­ лоном Шутом, ныне покойным Юрием Галанским. В те годы в общежитии Литинститута жила Новелла Матвеева. К ней меня однажды и привели. Она мои стихи послушала и сказала: «Ка­ кие страшные городские стихи! У вас все в стихах скрежещет. Мне очень страшно за вас...» В один из приездов из Питера в Москву меня вызвал к себе Па­ вел Антокольский и предложил Михаил Юпп: Вознесенский называл меня поэтом «своего уровня». стать его литературным секре­ тарем. Этому приглашению по­ могли рассказы моих знакомых поэтов, видевших тот образцо­ вый порядок в моей домашней библиотеке. Дача Антокольско­ го находилась в Красной Пахре под Москвой. С ним по соседст­ ву расположились дачи Кон­ стантина Симонова и Александ­ ра Твардовского. По субботам и воскресеньям к Антокольскому приезжала из Москвы литера­ турная молодежь. В Красной Пахре я познакомился с Беллой Ахмадулиной и Андреем Возне­ сенским. Вознесенский пришел в восторг от моих ритмических стихов. Однажды он признался мне: «Слушай, ты мой брат по крови!» Мне он написал реко­ мендательное письмо в отдел поэзии «Литературной газеты», который возглавлял тогда Ро­ берт Рождественский. Тот через неделю заявил: «Ваши стихи не пройдут. Пусть их и рекомендо­ вал Вознесенский. Нам доста­ точно одного авангардиста из Ленинграда Виктора Сосно- ры...» Вознесенский, узнав об этом, только руками развел. Но Вознесенский в пику всем стал брать меня на все свои выступ­ ления. Он называл меня «поэ­ том своего уровня». — В мае 1980 года вы эмигрировали за границу. Трудно ли было вам в первые годы на Западе? — Сначала мне сильно недос­ тавало России. Я понял, на Запа­ де жить удобнее, но не так инте­ ресно, как на Родине. В 1984 го­ ду, через три года после переез­ да из Вены в Филадельфию, у меня была издана первая книга стихотворений и поэм «Срезы». Книга составлена из стихов, на­ писанных в России, Австрии, США. Деньги на книгу собрали мои старые друзья из России. Вторая книга «Пространство» была проиллюстрирована Миха­ илом Шемякиным и издана за его счет в Италии тиражом 400 экземпляров, из которых 100 — в твердом переплете с золотым тиснением. В 1988 году к моему 50-летию Шемякин выпустил в собственном издательстве «Аполлон-Фондзйшен» мою тре­ тью книгу «Зов». Аз есмь свет миру День славянской письменности и культуры отмечаю т в наших странах-соседях праздник Валерий Коробейников ПРОРЕКТОР МЕЖДУНАРОДНОГО СЛАВЯНСКОГО ИНСТИТУТА, ДО К ­ ТОР ФИЛОСОФСКИХ НАУК, ПРО­ ФЕССОР_______________________________ МОСКВА ВЧЕРА в России и Беларуси тор­ жественно отмечали один из са­ мых древних и почитаемых празд­ ников — День славянской пись­ менности и культуры, посвящен­ ный памяти великих просветите­ лей святых равноапостольных Ки­ рилла и Мефодия. В Петрозавод­ ске они проходят при содействии общества белорусской культуры «Криница» и украинского общест­ ва «КсШина». Этот праздник в на­ ших странс 1 х по традиции отмеча­ ется не в один день, а охватывает две-три -недели. В России глав­ ным центром Дней славянской письменности и культуры в ны­ нешнем году сташ Ханты-Ман­ сийск. Приветствие участникам торжества направил председа­ тель Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, спикер Госдумы РФ Борис Грызлов. Когда говорят о Кирилле и Ме- фодии, то в первую очередь, как правило, обращают внимание на просветительскую составляю­ щую их многогранной деятельно­ сти. И это вполне справедливо. Однако в наше время бурных де­ батов в обществе о свободе, неза­ висимости и нравственности в первую очередь уместно вспом­ нить о некоторых общих принци­ пах жизни общества и государст­ ва, основы которых были заложе­ ны нашими великими просветите­ лями. Произошло это так. Славян­ ский князь Ростислав, возглав­ лявший в IX веке Великоморав­ ское княжество, решил избавить­ ся от засилья немецких еписко­ пов, которые вели церковные службы на чуждом народу языке. Он обратился к византийскому двору с просьбой прислать в Мо­ равию проповедников, которые могли бы учить на славянском языке, вести на нем церковные службы, перевести на родной язык священные и богослужеб­ ные книги. Именно эту миссию и выполнили Кирилл и Мефодий. Их деятельность по времени сов­ пала с основанием Русского госу­ дарства, которому по преимуще­ ству и суждено было воспользо­ ваться делом святых братьев. Как подметил выдающийся русский историк Сергей Соловь­ ев, автор классического труда «История России с древнейших времен», опьп первоучителей на­ глядно показсш: если общество и государство неисодятся под ино­ странным духовным прессом, до­ пускают засилье чужеземного языка, то человек не может бьпъ свободен, а государство —• неза­ висимым. Этот вывод актуален и для на­ шего времени. Сейчас часто гово- рят о том, что свобода является высшей ценностью человека. Но ее нельзя свести лишь к участию выборах и других д е м о кр а т и ч е н ^ ских процедурах, своеобразию индивидуального поведения, вы­ ражению многообразных мнений. Современный грахеданин славян­ ской страны не может чувствовать себя подлинно свободным, если его фактически принуждают пи­ таться заокеанской духовной пи­ щей, сводить родную речь к набо­ ру англицизмов. А государство, которое допускает такое положе­ ние, не является по существу не­ зависимым. Истинная свобода и независимость всегда опираются на собственную духовную основу. И одним из главных ее источников и в России, и в Беларуси, других славянских странах являются письменность и культура, тради­ ции которых заложили Кирилл и Мефодий. Однако в новых истори- ческих современных условиях эти ^ 1 традиции требуют, конечно, сов­ ременной интерпретации. По м н е ^ ^ нию академика Сергея Л и х а ч е в а ^ ^ культура как материальная и ду­ ховная средаобитания людей свя­ зана с процессами создания и распространения норм и ценно­ стей, способствующих возвыше­ нию человека и гуманизации об­ щества. Сегодня традиционными ста­ ли открытые уроки для учащихся ч. школ, средних специальных и вы­ сших учебных заведений. Напри­ мер, в Международном славян­ ском институте (Москва) откры­ лись ежегодные «Кирилло-Ме- фодиевские чтения» на тему: «Славянское просвещение: от Кирилла и Мефодия» до наших дней». А через несколько дней в институте откроется первая в Мо­ скве домовсш церковь Кирилла и Мефодия. В России и Беларуси День сла­ вянской письменности и культуры отмечается как государственно­ церковный праздник. 24 мая во всех храмах наших стран отслу­ жили божественную литургию в честь святых равноапостольных Кирилла и Ме4юдия. •г» Эти ДНИ В прежние годы к а л е н д а р ь 25 мая 300 лет назад Петр I издал указ «о постройке за Яузой ре­ кой, против Немецкой слободы, в пристойном месте для лечения болящих людей госпиталя». Ны­ не это Главный военный клини­ ческий госпиталь имени Н. Бур­ денко, первое государственное лечебное учреждение России. В 1933 году в Минске открыл­ ся Белорусский государствен­ ный театр оперы и балета. 70 лет назад на экраны Совет­ ского Союза вышла кинокоме­ дия Г. Александрова «Цирк». 26 мая в 1945 году в этот день приня­ то постановление ГКО «О меро­ приятиях по перестройке про­ мышленности в связи с сокраще­ нием производства вооруже­ ний». В тот день с конвейера Уральского танкового завода в Нижнем Тагиле сошел 35-тысяч­ ный танк Т-34. 27 мая Всероссийский день библио­ тек. В 1905 году в корейском про­ ливе у островов Цусима про­ изошло морское сражение меж­ ду 2-й Тихоокеанской эскадрой России и японским флотом, став­ шее ключевым моментом в исхо­ де Русско-японской войны. 110 лет назад в Москве про­ изошла Ходынская трагедия. Во время раздачи по случаю коро­ нации Николая II царских подар­ ков (оловянная кружка, пряники и еще какая-то мелочь), в давке, по официальным данным, погиб­ ли 1389 человек. 28 мая День пограничника. В России и в Беларуси в этот день отмеча­ ется профессиональный празд­ ник работников химической от­ расли — День химика. 35 лет назад в Советском Сою­ зе запущена автоматическая межпланетная станция «Марс-3», спустя полгода была осуществле­ на мягкая посадка на поверх­ ность планеты ее спускаемого ап­ парата и передача радиосигна­ лов с Марса на Землю. 29 мая Международный день миро­ творцев ООН. Исполняется 115 лет со дня рождения К. Арцеулова — одно­ го из первых летчиков России, конструктора планеров. Еще в годы Первой мировой войны он свершил 200 боевых вылетов. ■ Пантелеймон Пономаренко. одержал 18 побед в воздушных боях. Ему первому из советских планеристов присвоено звание «Пилот-паритель». В 1910 ГОДУ/ в Санкт-Петер­ бурге была организована первая учебная автомобильная рота, ставшая прообразом всей буду­ щей организации автомобиль­ ной службы и системы автотех- нического обеспечения Воору­ женных сил РФ. Эта дата отмеча­ ется в России как День военного автомобилиста. 175 лет назад открылась пер­ вая промышленная выставка в Москве. 60 лет назад началось строи­ тельство Минского тракторного завода. Ныне это производст­ венное объединение «Минский тракторный завод» — один из крупнейших производителей сельскохозяйственной техники. 30 мая в Беларуси День памяти по­ гибших в подземном переходе на станции метро «Немига». В 1942 году при ставке Вер­ ховного Главнокомандующего был создан Центральный штаб партизанского движения. На­ чальником штаба назначен пер­ вый секретарь ЦК КП (б) Бело­ руссии Пантелеймон Понома­ ренко. 31 мая Всемирный день без табака. 115 лет назад во Владивосто­ ке в присутствии цесаревича Ни­ колая Александровича состоя­ лась торжественная закладка Владивостокского железнодо­ рожного вокзала. Началась ук ­ ладка Транссибирской железно­ дорожной магистрали — самой протяженной в мире железной дороги, соединяющей Сибирь и Дальний Восток с центральными районами России. Рубрику ведет Владимир ПОТАПЕНКО. «СОЮЗ. Б е л а р у с ь -Р о с с и я » Периодическое издание Совета М и н и а р о в Сою зного государства Газвта зарегистрирована в Министерствв по делам печати, телерадиовещания и средств мас совы х коммуникаций Ро с сийской Федерации 10 марта 2000 года. Ре гистрационный N«77-1860. Тираж по РФ : 285 364 Тираж по РБ: 4 8 8 1 4 7 Тираж « СОЮ З а . Беларусь — Рос сия» в Р Ф и РБ: 773 511 А д ре с редакции г азеты «Советская Белоруссия»: Издател ьство : ЗАО «Инф орм ационно -изда тел ьский концерн «Ро ссий ская газета» ОТПЕЧАТАНО в 0 0 0 «Объединенный издательский д ом Ра спро страняется по всем подп исным индексам: ] П о графику: 16.00 Ш еф -р едак тор А .И. Б аты гин (М о сква ) П ервый заме ститель ш еф -редак тора А .М .Т ар ан да (М и н с к ) Адрес редакции «СОЮЗа. Беларусь — Россия»: Москеа, А-40, ТСП -3 125993, улица Правды, 24. Телефон: 257-5787 Факс: 257-5787 Е - mail: Егтакохавгд .ги Ре спублика Беларусь, 220013 , М ин ск , улица Б. Хм ельницко го , 10а. Тел. и факс: 232 -1432 Адрес: Москва , А -40 , Г С П - 3 125993, ул. Правды , 24. Теп. 257 -53-62 . И зд а тел ь с тво «Советской Белоруссии» : Белор ус ский Д ом печати, КИПУП «Сож». «Медиа -Пресса» . Адрес: 125865 , ГСП, М о скв а -137 , ул. Правды , 24. «Р о с сий ск ой газеты»: 5 02 0 2 ,3 2 1 8 4 ,4 0 9 4 2 ,4 0 9 1 3 ,4 0 9 2 4 , 4 0 9 4 5 ,3 8 2 8 6 ,4 1 5 9 1 .«Советская Белоруссия»: 63889 . Н ом ер подписан: 16.00. •СОЮЗ. Беларусь - Россия» печатается в Архангельске, Владивостоке, Волгограде, Воронеже, Екатеринбурге, Иркутске, Казани, Калининграде, Кемерове, Краснодаре, Красноярске, Минеральных Водах, Москве, Мурманске, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Омске, Оренбурге, Пензе, Перми, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге, Самаре, Саратове, Тюмени, Ульяновске, Уфе, Чебоксарах, Челябинске. «Советская Белоруссия» печатается в г. Минске, Гомеле.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz