Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

25 МАЯ 2006 ЧЕТВЕРГ № 19 (263) С О Ю З Беларусь —Россия Ш Кто же нуждается в истине? Телеканал «СПАС» создает свое культурное поле Оксана Головко МИНСК — МОСКВА «НА СЕГОДНЯ имеем письмен­ ное предложение от админист­ рации Президента Беларуси вы­ ходить в республике на метро­ вом канале», — сказал гендире­ ктор первого общественного православного телеканала ^СПАС » Александр Батанов. " Как правило, разговор о ве­ ре в современном информаци­ онном пространстве ведется весьма агрессивно. С одной стороны, мы слышим заявления о чуть ли не насУупившем конце света, о том, что вокруг царит разврат и безверие. Человек, читающий, слушающий и смот­ рящий подобное, словно оказы ­ вается в ловушке: ему говорят — все вокруг плохо, а выхода не предлагают. С другой стороны, тому же человеку советуют ос ­ тавить вопросам веры самую маленькую часть собственного существования. Причем вопро­ сы эти никоим образом не долж­ ны мешать индивиду жить пол­ ноценной жизнью современно­ го человека со всеми ее этиче­ скими и нравственными ком ­ промиссами. Но, оказывается, ^ в этом самом информацион­ н о м пространстве найти вменя­ емую «золотую середину» воз­ можно. Программа «Русский час с журналом «Фома» на канале «СПАС» — тому пример. Жанр передачи — столь популярное сейчас ток-шоу. Да, здесь гово­ рят о вере, но никто не пытается навязать зрителям особое мне­ ние. В студию приходят гости и вместе с ведущим размышляют над той или иной проблемой, причем она может быть не обя­ зательно религиозного характе­ ра. Тема одного из выпусков программы — «Многодет­ ность». Я слышала передачу, затрагивающую подобный воп­ рос на одном из популярных ра­ диоканалов, в которой участво­ вали три разновозрастные да­ мы, хором утверждавшие, что сначала женщине нужно сде­ лать карьеру, а уж потом, годам к сорока, рожать ребенка. В сту­ дию «Русского часа» пришли две гостьи одного возраста, со­ циального положения и матери­ ального достатка. Причем одна — мама пятерых детей, а другая — бездетная. Соответственно, имел место диалог. Если разго­ вор в программе ведется о Боге, то в нем обязательно принима­ ют участие верующий и ате­ ист... Гостям, среди которых были председатель Совета Федера­ ции Сергей Миронов, польский режиссер Кшиштоф Занусси, российский журналист Михаил Леонтьев, литератор, телеведу­ щий, профессор МГИМО Юрий Вяземский, телеведущий, дра­ матург, писатель Андрей Мак­ симов, приходится отвечать не только на нередко провокаци­ онные вопросы ведущего Вла­ димира Легойды, но и с честью выходить из-под словесного об­ стрела зрителей в студии. Это, как правило, студенты МГИМО, духовной семинарии и сотруд­ ники журнала «Фома». К приме­ ру, бойкая девуш ка в передаче под названием «Семинаристы», участниками которой были бу­ дущие священники, спросила: не поступают ли в семинарию молодые люди потому, что у них проблемы с карьерой и неудачи в отношениях с девушками?.. — «Русский час с журналом «Фома» — продолжение куль­ турного поля журнала», — гово­ рит ведущий программы и глав­ ный редактор журнала, выходя­ щего при содействии МГИМО, Владимир Легойда. Он и создал «Фому» вместе со своим нынешним заместите­ лем Владимиром Гурболико- вым. Десять лет назад, когда они встретились и поняли, что будут делать журнал, дело оста­ валось, как обычно, за малым — за деньгами. Те, кто видел макет, ограничивались лишь восхищением относительно идеи будущего издания. Пока однажды не пришли к одному священнику, который без дол­ гих разговоров вынул нужную сумму из сейфа. Сейчас журнал читают и в России, и в Белару­ си, где есть его представитель­ ство. — Изначально, когда мы только создавались, у нас была установка показать красоту православия, — говорит Влади­ мир Легойда. — Главное содер­ жание «Фомы» — рассказ о том, что нас объединяет, о том, что вера — зто радость, любовь. Х О Р О Ш А Я Н О В О С Т Ь Информация под «замком» ЗАЩИТА от считывания инфор­ мации с персонального компью­ тера теперь будет доступна лю ­ бому пользователю. На Мин­ ском приборостроительном за ­ воде внедрена в производство уникальная разработка столич­ ного научно-исследовательско­ го унитарного предприятия ЦНИИТУ. Это первое серийно выпускаемое в стране устройст- ^ во, которое обеспечивает пол­ ную защиту от утечки информа­ ции по каналам побочных элект­ ромагнитных излучений и наво­ док компьютеров в соответст­ вии с требованиями Государст­ венного центра безопасности информации при Президенте Беларуси. Иначе говоря, любые попытки «взломать» компьютер либо внести в его работу помехи теперь закончатся для хакера неудачей. Загляни в деревню кукол ДЕРЕВНЯ кукол появилась под Минском к празднику музеев, ко­ торый отмечался на днях. Выс­ тавку «Анти-Барби» презенто­ вал Белорусский государствен­ ный музей народной архитекту­ ры и быта. На выставке — более сотни кукол всех форм и разме­ ров. Они одеты в парадные наци­ ональные костюмы, украшены разноцветными лентами, расши­ ты орнаментом. В куклы играли еще 40 тысяч лет назад. Сотруд­ ники музея и минские школьники попытались воссоздать и образ первой белорусской игрушки. Музей О Л И М П И Й С К О Й славы НАЦИОНАЛЬНЫЙ олимпийский комитет Беларуси принял в дар спортивные реликвии. Трех­ кратный олимпийский чемпион Александр Медведь передал Музею олимпийской славы па­ мятные сувениры и призы. Неко­ торые из них поистине бесцен­ ны: в частности, серебряный ор­ ден МОК, которых в Беларуси только два. Займет достойное место в экспозиции музея и фа­ кел, с помощью которого в чаше минского стадиона «Динамо» был за)(<жен олимпийский огонь московских Игр 1980 года. Так­ же в музей отправится и приз ЮНЕСКО за благородство в спорте. В свое время Александр Медведь был первым спортсме­ ном из Советского Союза, полу­ чившим эту награду. Открытие музея запланировано на июнь. Ожидается, что к тому моменту многие белорусские олимпийцы последуют примеру Александра Медведя и передадут в дар му­ зею свои спортивные трофеи. Соло на саксе ■ Известный российский саксоф онист Игорь Бутман во время концерта в рамках фестиваля искусств «Черешневый лес» на сцене Большого зала Московской консерватории. Подготовил Алексей КЛЕВИТСКИИ (Минск) Любить актера! О классике отечественного кинематограс|)а Сергее Герасимове его ученики и соратники персона Валерия Горелова МОСКВА ЗА ШЕСТЬ десятилетий его жиз­ ни в кинематографе менялось многое — вожди, идеология, са­ ма некогда общая наша страна. И, конечно, менялось кино. Тут следует добавить: «Но не менял­ ся он, Сергей Герасимов». В ка­ ком-то смысле это так. Он лишь обрастал регалиями, становился все более сановитым, вальяж­ ным. Еще в юности женившись на одной из самых красивых кино­ актрис Тамаре Макаровой, он прожил с ней всю жизнь. С года­ ми впечатление благополучия усиливалось: он — орденоносец, обласканный советской властью, депутат, лауреат; она — его Акт­ риса, гранд-дама с царственной осанкой и безукоризненно свет­ скими манерами. Из их мастер­ ской во ВГИКе вышли Сергей Бондарчук, Инна Макарова, Ни­ колай Рыбников, Клара Лучко — список можно продолжать, полу­ чится почти половина нашего ки­ нематографа. Добавьте к этому фильм Герасимова с символиче­ ским названием «Молодая гвар­ дия»: с одной стороны, это карти­ на о молодых героях-краснодон- цах, с другой — путевка в жизнь для молодой гвардии актеров, будущих звезд советского кино. Сергей Герасимов и сам начи­ нал актером. Парень из ураль­ ского села, успевший поработать на заводах Красноярска и Сверд­ ловска, он поступил в Ленинград­ ский институт сценических ис­ кусств и сразу оказался в эпицен­ тре авангардных поисков — зна­ менитой тогда ФЭКС (Фабрика эксцентрического актера). Как истинный фэксовец, мог играть спиной, едва заметным жестом, выразительным взглядом. Актер гротеска, в режиссуре он избрал принципиально иной путь. Там свой стиль он обрел, ко­ гда в кинематографе утвердился звук. Ведь главным выразитель­ ным средством для Герасимова были актеры. Главным, в чем проявлялись у него актеры, был диалог. А основным в диалоге — непринужденность, живые инто­ нации, «бытовой говорок». Если согласиться, что произведение, прошедшее проверку временем и оставшееся живым, есть клас­ сика, то «Семеро смелых», безу­ словно, классический фильм. Возникший из газетной заметки о комсомольской зимовке, он проникнут пафосом 30-х годов с их героикой освоения Крайнего Севера, борьбой, подвигами. Од­ нако большую часть экранного времени режиссер щедро отдал быту зимовщиков, их необяза­ тельным разговорам с шуточка­ ми, случайными репликами, на­ смешливой и дружелюбной пики­ ровкой. Герасимова раз и навсег­ да нарекли режиссером-реали- стом. Тогда как на самом деле он был неисправимым романтиком. Разве реалист экранизировал лермонтовский «Маскарад» — с поэтической Ниной, поющей свой последний романс, с гор­ дым Арбениным, одиноко прохо­ дящим сквозь кружащийся вихрь масок? Разве в фильме «Семеро смелых» взгляд реалиста подни­ мался на головокружительную высоту, чтобы увидеть людей как крохотные черные точки на бес­ крайних просторах белого без­ молвия? Похожим приемом Гера­ симов много лет спустя начнет картину «У озера», кстати, тоже возникшую из газетных статей, на этот раз — о защите Байкала. Люди беседуют в вагоне-ресто­ ране, а за окном поезда про­ мелькнет, удаляясь, крохотная фигурка. Взгляд камеры прово­ дит ее, постепенно приблизит. И окажется, что это и есть героиня, от лица которой пойдет рассказ о Байкале, об отце, всю жизнь за­ щищавшем это уникальное озе­ ро. И о любви, конечно же, роман­ тической, обреченной. Проведя большую часть жиз ­ ни в Ленинграде и Москве, став представителем столичного бо­ монда, Сергей Герасимов в глу­ бине души остался человеком провинции. Паренек с Урала за­ воевал Москву, но в чем-то глав­ ном не стал здесь своим. Как не вспомнить Жюльена Сореля из фильма Герасимова «Красное и черное»? Не в пример Сорелю Герасимов оказался крепче, без­ думных и гибельных поступков не совершал. Однако он не изба­ вился, да, по-видимому, и не хо­ тел избавляться ни от своего уральского говорка, ни от своей коренной, нерасторжимой связи С провинцией. Поэтому ему так удавались деревенский быт в «Учителе», варварская простота нравов казачьей станицы в «Ти­ хом Доне», сонные будни ураль­ ского поселка в «Журналисте». Когда же режиссер изображал быт столичной интеллигенции — Валентина Теличкина, АКТРИСА: В ТОМ же «Журналисте», в филь­ мах «Любить человека» или «Дочки-матери», получалось ма­ нерно, искусственно, даже фаль­ шиво. Иногда Герасимов делал это намеренно, но зачастую так получалось само собой. К сожалению, Сергей Аполли- нариевич не оставил ни дневни­ ков, ни мемуаров. О его внутрен­ ней жизни остается догадывать­ ся. Что мучило его, когда он оста­ вался один? Какая у него была бессонница? О последнем можно догадываться по его итоговой картине «Лев Толстой», одна из серий которой так и называлась признание Ш Сергей Герасимов: Можно все, кроме контрреволюции и порнографии. — «Бессонница». Люди, близкие к режиссеру, в частности его уче­ ники, утверждают, что фильм о последних днях Великого Старца был для режиссера не просто вы­ ношенным, а очень личным. Во всяком случае здесь Герасимов- актер сыграл свою последнюю роль. По актерским поверьям, иг­ рать смерть — плохая примета. Сергей Герасимов умер несколь­ ко месяцев спустя после выхода «Льва Толстого». — Герасимов пришел к нам на последний тур приемных экзаменов. Как раз решалась моя судь­ ба, поступлю или нет. Тряслась я ужасно. А Гераси­ мов просто поинтересовался, не приезжая ли я, сказал, что для студентов есть общежитие. И этим разговором помог мне избавиться от чудовищного волнения. Позже я снималась у него в фильмах «Журналист» и «У озера», играла нелепую журна­ листку Валю. У него был особый тип режиссуры — неназойли­ вый, незаметный. Казалось, он принимает без по­ правок все, что делает актер. Создавалось такое ощущение, будто мы все сами придумали, сами на­ шли. Он умел фиксировать какие-то вещи, вроде бы случайные, в разговоре произнесенные, и, если это было интересно, брал в фильм. Допустим, я вместо «смешной» сказала «юморной». Он тут же: «Это чудное слово! Так и говори во всех дублях». А во время репетиционной читки предлагал: «А ну-ка оставьте сценарий и говорите как вам бог на душу положит». И все становились естественней. Я уже стала известной артисткой, а своего угла не было. Временная прописка закончилась, в квар­ тиру, где я комнату снимала, явилась милиция — в двадцать четыре часа покинуть Москву! Я пришла на студию заплаканная, хотя старалась делать вид, что все хорошо. Герасимов, конечно, заметил, рас­ спросил. «Да что ж ты, моя дорогая! — говорит. — Так и будешь биться как рыба об лед?» Позвонил кому-то: «Вы мне вчера говорили, какая Теличкина дивная в «Журналисте». А ее выгоняют из Моск­ вы». И через два дня я получила прописку. По-мое­ му, Герасимов только тем и занимался, что помо­ гал людям, хотя никогда этого не афишировал. Юрий Мороз, РЕЖИССЕР, ПРОДЮСЕР: — Вы будете смеяться, но меня приглашали на роль Петра!. Ассистент Герасимова пришел к нам в театральный институт и выбрал меня и Митю Зо­ лотухина. В результате, конечно, Петр мне не дос­ тался, я сыграл Алешу Бровкина. Тогда начинаю­ щему артисту попасть в фильм Сергея Герасимо­ ва было таким же великим счастьем, как сейчас, например, к Спилбергу. Потом, когда я поступил в актерско-режиссерскую мастерскую Герасимова и Макаровой во ВГИКе, еще больше убедился, ка­ кой это великий, мудрый человек. Как педагог он давал свободу. Даже если чья-то студенческая ра­ бота была не в его вкусе, говорил: «Ну что ж, мож­ но и так». Его знаменитая присказка: «Можно все, кроме контрреволюции и порнографии». И еще по­ стоянно твердил: «Актеров нужно любить! В кино главный человек — актер». И сам был прекрасным актером. Ему ничего не стоило мгновенно перево­ плотиться хоть в женский образ. Достаточно было движения пальца, одной интонации. А уж как он показывал всякие народные говорки, которых знал великое множество! Мы часто собирались у него дома, разговаривали, ели его знаменитые уральские пельмени, выпивали стопочку-другую. Могли и денег у него занять — это воспринималось им как само собой разумеющееся, все же бедные студенты! Безумно жаль, что он так рано ушел. Я становлюсь на крыло Студенты Орла и Могилева об учебе и планах на будущее в у з ы с о ю з а Николай Киреев ОРЕЛ — МОГИЛЕВ В ОРЛЕ в рамках Международ­ ной ярмарки инициатив общест­ венных молодежных и детских организаций состоялось заседа­ ние «круглого стола» «Молодеж­ ная политика Российской Феде­ рации и Республики Беларусь». Братскую страну представля­ ла делегация Могилевского отде­ ления Белорусского Республи­ канского Союза Молодежи (БРСМ) и Могилевского универ­ ситета продовольствия. В роли хозяев выступали лидеры регио­ нальных молодежных общест­ венных организаций, органов студенческого самоуправления, представители вузовских проф­ комов. — Цель мероприятия, — пояс­ нил председатель орловской об­ ластной молодежной организа­ ции «Межвузовское студенче­ ское «Содружество» Евгений Щеголев, — определить возмож­ ности сотрудничества между мо­ лодежными структурами н аш и \ стран, перенять накопленный опыт. В России действуют много­ численные общественные орга­ низации по интересам, однако их разобщенность ведет к распыле­ нию ресурсов, выделяемых госу­ дарством на молодежную поли­ тику. Влияние же, которое спо­ собны оказывать небольшие по численности объединения на ре­ шение социальных и политиче­ ских проблем, весьма незначи­ тельно. Секретарь организации БРСМ Могилевского универси­ тета продовольствия Кирилл Аб­ рамов считает, что молодежная политика, проводимая в его стране, дает возможность юно­ шам и девушкам уверенно всту­ пать во взрослую жизнь, строить планы на будущее и реализовы­ вать их. Хозяева «круглогостола», жи­ во обсуждавшие проблемы обра­ зования, жилья, трудоустройст­ ва, с удивлением для себя узна­ ли, что во время обучения бело­ русские студенты (даже двоечни­ ки) имеют право на минимальную социальную стипендию, равную примерно полутора тысячам рос­ сийских рублей. Успешно сдаю­ щие сессии получают от двух до пяти тысяч. Государство предос­ тавляет выпускнику вуза первое рабочее место, он имеет право на получение беспроцентного кре­ дита для покупки жилья с рас­ срочкой платежа до 30 лет. Участники встречи договори­ лись о постоянном информаци­ онном обмене. Заключен дого­ вор о научном и гуманитарном сотрудничестве между Орлов­ ским государственным аграрным университетом и Могилевским университетом продовольствия. Беларусь в Прибайкалье С ибирские белорусы помнят свои корни и культуру н а с л е д и е Лариса Бережкова МИНСК — ИРКУТСК в ИРКУТСКОЙ области началась Неделя белорусской культуры. Ее открыла выставка «Белорусы в Прибайкалье», главными темами кото?рой являются белорусское ремесло и история переселения сюда белорусов. Сибирь — многонациональ­ ный регион. На улицах Иркутска часто слышна и бурятская, и ар­ мянская, и корейская, и белорус­ ская речь. Смешение языков, культур, национальных традиций — привычное дело для всех живу­ щих здесь людей. Иркутяне с удо­ вольствием едят бурятские позы и белорусские драники, армянские шашлыки и корейские салаты. И любое меролриятие, посвящен­ ное традициям и обычаям другого народа, воспринимают с огром­ ным интересом. Именно поэтому 23 мая на от­ крытие Недели белорусской куль­ туры в областном Центре народ­ ного творчества пришло множест­ во иркутян. Организатором про­ ведения выставки, как и всей «Не­ дели белорусской культуры», ста­ ла общественная организация «Иркутское товарищество бело­ русской культуры имени Яна Чер­ ского». Сибирские белорусы встречали гостей выставки с ис­ тинно славянским радушием. Руководитель Товарищества Олег Рудаков рассказал, что мно­ гие экспонаты выставки — это уникальные старинные вещи. На­ пример, искусно вышитому руш­ нику, найденному в одной из дере­ вень области, уже 150 лет! Есть и более поздние работы, изготов­ ленные руками современных мас­ теров, но при этом столь же краси­ вые, выполненные в соответствии с традиционными белорусскими канонами рукоделия. — Специально изучала всю бе­ лорусскую символику, сама хоте­ ла вышить себе чехол для мобиль­ ного телефона, — улыбается мо­ лодая рукодельница Анюта, дер­ жа в руках небольшой и изящно украшенный вышивкой мешочек. — По-моему, получилось неплохо. — Что означает вышивка? — спрашиваю ее. — Это такое зашифрованное послание, — отвечает она, — о том, что на мой телефон теперь будут поступать звонки только от хороших людей, все разговоры будут о любви, а каждая новость окажется приятной. Конечно, при­ шлось потрудиться над изучением всех белорусских символов, зато теперь такое украшение в Иркут­ ске есть только у меня. Первое небольшое белорус­ ское поселение появилось на ир­ кутской земле в 1680 году. С тех пор сибирских белорусов стало гораздо больше, но свою историю и традиции они помнят и переда­ ют из поколения в поколение сек­ реты национальных ремесел. Уни­ кальная посуда, самобытная ме­ бель, рушники и фартуки, укра­ шенные национальной вышивкой, — все это могут рассмотреть и по­ трогать гости выставки. К слову, могу засвидетельст­ вовать: национальный белорус­ ский костюм вызвал настолько живой интерес, что примерить его выстроилась очередь. Кухня бе­ лорусского народа, многие блюда которой давно стали любимыми для сибиряков, тоже прижилась на сибирской зе|/ле. Хозяйки тол­ пились у столика с яствами, при­ готовленными по старинным бе­ лорусским рецептам,пробовали и старались постичь все тонкости их приготовления. — Конечно, главная цель вы­ ставки — рассказать людям, жи­ вущим на иркутской земле, о на­ ших традициях и корнях, — ска­ зал мне один из организаторов выставки Василь Тихонов. — Мы белорусы, но живем здесь, в Си­ бири, и нашим народам нужно лучше знать и понимать друг дру­ га. В ходе Недели белорусской культуры у нас появилась воз­ можность встретиться всем вме­ сте, пообщаться, окунуться в ат­ мосферу нашей культуры и род­ ного языка. А сегодня, 25 мая, в рамках фе­ стиваля открывается фотовы­ ставка, посвященная десятиле­ тию Товарищества белорусской культуры имени Яна Черского. 1 о лет — целая эпоха в жизни, и наиболее памятные ее моменты посетители выставки увидят бла­ годаря работам иркутских фото­ художников. Йозеф к Каролю с поклоном Бенедикт XVI по собственной инициативе прие зжае т на родину свое го предш ественника о ч е м г о в о р я т Анатолий Шаповалов ВАРШАВА ВСЯ ПОЛЬША в ожидании Папы Римского Бенедикта XV!, чей ви­ зит продлится с 25 по 28 мая. В по­ рядок приводятся здания, аэро­ порты, вокзалы, улицы, площади и даже дорожные знаки и освети­ тельные фонари. Особый мара­ фет наводится в шести городах— Варшаве, Кракове, Ченстохове, Вадовице, Кальварии Жебжедов- ской и Освенциме, которые посе­ тит в течение четырех дней понти­ фик. Ватиканисты обращают вни­ мание на то, что предстоящая по­ ездка за рубеж Бенедикта XV! — вторая. Первую на фестиваль ка­ толической молодежи в Германии он предпринял по воле своего лредшественника Иоанна Павла I!. Посетить Польшу, где в Вадови­ це родился Кароль Войтыла, став­ ший Папой Римским, он пожелал отдельным пунктом в программе визита: Бенедикт XV! намерен прилюдно отдать почести своему уважаемому предшественнику. Наибольший интерес вызыва­ ет и посещение понтификом Ос­ венцима. «Побывать там, пояснил апостольский нунций в Польше Архиепископ Юзеф Ковальчик, — Папа считает своим моральным долгом, чтобы почтить память жертв гитлеровского концлаге­ ря». Бенедикт XV! войдет в ворота с надписью: «Арбайт махт фрай», возложит цветы и помолится у Стены смерти, посетит блок N^ 11, где логиб в результате голодовки ВОЛЬСКИЙ ксендз Максимилиан Кольбе. Затем состоится месса во имя мира. Но в поведении понтификов много и существенных отличий. Бенедикт XV! не хочет быть копи­ ей Иоанна Павла !1. Он меньше путешествует: за год понтифика­ та — одна поездка в Германию, тогда как предшественник совер­ шил шесть зарубежных визитов. Бенедикт XV! не повторяет жес­ тов Иоанна Павла!!: даже будучи на родине, не бросился целовать немецкую землю. Он избегает спонтанных диалогов, которые были «специальностью» предше­ ственника. Толпа была естест­ венной средой Иоанна Павла I!. Бенедикт XV!, если бы мог, разго­ варивал с каждым только в «че­ тыре глаза». Около 80 лроцентов того, что провозгласил Иоанн Па­ вел I!, было результатом работы его соратников: он лишь контро­ лировал подготовку документов. В определенном смысле Иоанн Павел I! хотел высказаться обо всем. Бенедикт XV! то, что про­ возглашает, пишет сам на своем рабочем столе. Двуглавые орлы на царской дороге Теперь они сопровождаю т гостей Национально го пар ка «Беловежская пуща> история Валентина Козлович БРЕСТСКАЯ ОБЛАСТЬ В АВГУСТЕ 1903 года с участи­ ем императора Николая II и им­ ператрицы Александры Федо­ ровны была открыта дорога Пру- жаны — Бельск, соединившая императорский дворец в Бело- веже (теперь это территория Польши) с железнодорожными станциями. При прокладке доро­ ги на территории Беловежской пущи пришлось построить 10 мостиков. Они были украше­ ны шишками, указывающими направление, и императорскими орлами. «Отлито в Ченстохове. 1903 год». Такие надлиси на перилах могли видеть не только участни­ ки двух последних царских охот в пуще, но и современные тури­ сты — символы Российской им­ перии бесследно исчезли за две воины, а вот мостики сохрани­ лись и по сей день. Да и царская дорога в лесу не затерялась. Она получила статус республи­ канской, так как связывает бело­ русскую и польскую части пущи, упираясь в туристический погра­ ничный пункт упрощенного про­ пуска «Переров — Беловежа». Это и побудило администрацию Национального парка вернуть мостикам былой вид. Заместитель гендиректора парка Владимир Царик расска­ зал корреспонденту «СОЮЗа», что поправить перила не соста­ вило особого труда, а вот орлов на гомельском заводе «Центро- лит» восстанавливали по сохра­ нившимся в архивах фотогра­ фиям. Крепили уже сами: на ка­ ждый мостик по два орла. Оста­ лось покрасить в другой цвет царские вензеля, и можно будет говорить, что двуглавые орлы, правда, чугунные, навсегда вер­ нулись в Беловежскую пущу.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz