Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)
25 МАЯ 2006 ЧЕТВЕРГ № 19 (263) С О Ю З Беларусь —Россия Ш Кто же нуждается в истине? Телеканал «СПАС» создает свое культурное поле Оксана Головко МИНСК — МОСКВА «НА СЕГОДНЯ имеем письмен ное предложение от админист рации Президента Беларуси вы ходить в республике на метро вом канале», — сказал гендире ктор первого общественного православного телеканала ^СПАС » Александр Батанов. " Как правило, разговор о ве ре в современном информаци онном пространстве ведется весьма агрессивно. С одной стороны, мы слышим заявления о чуть ли не насУупившем конце света, о том, что вокруг царит разврат и безверие. Человек, читающий, слушающий и смот рящий подобное, словно оказы вается в ловушке: ему говорят — все вокруг плохо, а выхода не предлагают. С другой стороны, тому же человеку советуют ос тавить вопросам веры самую маленькую часть собственного существования. Причем вопро сы эти никоим образом не долж ны мешать индивиду жить пол ноценной жизнью современно го человека со всеми ее этиче скими и нравственными ком промиссами. Но, оказывается, ^ в этом самом информацион н о м пространстве найти вменя емую «золотую середину» воз можно. Программа «Русский час с журналом «Фома» на канале «СПАС» — тому пример. Жанр передачи — столь популярное сейчас ток-шоу. Да, здесь гово рят о вере, но никто не пытается навязать зрителям особое мне ние. В студию приходят гости и вместе с ведущим размышляют над той или иной проблемой, причем она может быть не обя зательно религиозного характе ра. Тема одного из выпусков программы — «Многодет ность». Я слышала передачу, затрагивающую подобный воп рос на одном из популярных ра диоканалов, в которой участво вали три разновозрастные да мы, хором утверждавшие, что сначала женщине нужно сде лать карьеру, а уж потом, годам к сорока, рожать ребенка. В сту дию «Русского часа» пришли две гостьи одного возраста, со циального положения и матери ального достатка. Причем одна — мама пятерых детей, а другая — бездетная. Соответственно, имел место диалог. Если разго вор в программе ведется о Боге, то в нем обязательно принима ют участие верующий и ате ист... Гостям, среди которых были председатель Совета Федера ции Сергей Миронов, польский режиссер Кшиштоф Занусси, российский журналист Михаил Леонтьев, литератор, телеведу щий, профессор МГИМО Юрий Вяземский, телеведущий, дра матург, писатель Андрей Мак симов, приходится отвечать не только на нередко провокаци онные вопросы ведущего Вла димира Легойды, но и с честью выходить из-под словесного об стрела зрителей в студии. Это, как правило, студенты МГИМО, духовной семинарии и сотруд ники журнала «Фома». К приме ру, бойкая девуш ка в передаче под названием «Семинаристы», участниками которой были бу дущие священники, спросила: не поступают ли в семинарию молодые люди потому, что у них проблемы с карьерой и неудачи в отношениях с девушками?.. — «Русский час с журналом «Фома» — продолжение куль турного поля журнала», — гово рит ведущий программы и глав ный редактор журнала, выходя щего при содействии МГИМО, Владимир Легойда. Он и создал «Фому» вместе со своим нынешним заместите лем Владимиром Гурболико- вым. Десять лет назад, когда они встретились и поняли, что будут делать журнал, дело оста валось, как обычно, за малым — за деньгами. Те, кто видел макет, ограничивались лишь восхищением относительно идеи будущего издания. Пока однажды не пришли к одному священнику, который без дол гих разговоров вынул нужную сумму из сейфа. Сейчас журнал читают и в России, и в Белару си, где есть его представитель ство. — Изначально, когда мы только создавались, у нас была установка показать красоту православия, — говорит Влади мир Легойда. — Главное содер жание «Фомы» — рассказ о том, что нас объединяет, о том, что вера — зто радость, любовь. Х О Р О Ш А Я Н О В О С Т Ь Информация под «замком» ЗАЩИТА от считывания инфор мации с персонального компью тера теперь будет доступна лю бому пользователю. На Мин ском приборостроительном за воде внедрена в производство уникальная разработка столич ного научно-исследовательско го унитарного предприятия ЦНИИТУ. Это первое серийно выпускаемое в стране устройст- ^ во, которое обеспечивает пол ную защиту от утечки информа ции по каналам побочных элект ромагнитных излучений и наво док компьютеров в соответст вии с требованиями Государст венного центра безопасности информации при Президенте Беларуси. Иначе говоря, любые попытки «взломать» компьютер либо внести в его работу помехи теперь закончатся для хакера неудачей. Загляни в деревню кукол ДЕРЕВНЯ кукол появилась под Минском к празднику музеев, ко торый отмечался на днях. Выс тавку «Анти-Барби» презенто вал Белорусский государствен ный музей народной архитекту ры и быта. На выставке — более сотни кукол всех форм и разме ров. Они одеты в парадные наци ональные костюмы, украшены разноцветными лентами, расши ты орнаментом. В куклы играли еще 40 тысяч лет назад. Сотруд ники музея и минские школьники попытались воссоздать и образ первой белорусской игрушки. Музей О Л И М П И Й С К О Й славы НАЦИОНАЛЬНЫЙ олимпийский комитет Беларуси принял в дар спортивные реликвии. Трех кратный олимпийский чемпион Александр Медведь передал Музею олимпийской славы па мятные сувениры и призы. Неко торые из них поистине бесцен ны: в частности, серебряный ор ден МОК, которых в Беларуси только два. Займет достойное место в экспозиции музея и фа кел, с помощью которого в чаше минского стадиона «Динамо» был за)(<жен олимпийский огонь московских Игр 1980 года. Так же в музей отправится и приз ЮНЕСКО за благородство в спорте. В свое время Александр Медведь был первым спортсме ном из Советского Союза, полу чившим эту награду. Открытие музея запланировано на июнь. Ожидается, что к тому моменту многие белорусские олимпийцы последуют примеру Александра Медведя и передадут в дар му зею свои спортивные трофеи. Соло на саксе ■ Известный российский саксоф онист Игорь Бутман во время концерта в рамках фестиваля искусств «Черешневый лес» на сцене Большого зала Московской консерватории. Подготовил Алексей КЛЕВИТСКИИ (Минск) Любить актера! О классике отечественного кинематограс|)а Сергее Герасимове его ученики и соратники персона Валерия Горелова МОСКВА ЗА ШЕСТЬ десятилетий его жиз ни в кинематографе менялось многое — вожди, идеология, са ма некогда общая наша страна. И, конечно, менялось кино. Тут следует добавить: «Но не менял ся он, Сергей Герасимов». В ка ком-то смысле это так. Он лишь обрастал регалиями, становился все более сановитым, вальяж ным. Еще в юности женившись на одной из самых красивых кино актрис Тамаре Макаровой, он прожил с ней всю жизнь. С года ми впечатление благополучия усиливалось: он — орденоносец, обласканный советской властью, депутат, лауреат; она — его Акт риса, гранд-дама с царственной осанкой и безукоризненно свет скими манерами. Из их мастер ской во ВГИКе вышли Сергей Бондарчук, Инна Макарова, Ни колай Рыбников, Клара Лучко — список можно продолжать, полу чится почти половина нашего ки нематографа. Добавьте к этому фильм Герасимова с символиче ским названием «Молодая гвар дия»: с одной стороны, это карти на о молодых героях-краснодон- цах, с другой — путевка в жизнь для молодой гвардии актеров, будущих звезд советского кино. Сергей Герасимов и сам начи нал актером. Парень из ураль ского села, успевший поработать на заводах Красноярска и Сверд ловска, он поступил в Ленинград ский институт сценических ис кусств и сразу оказался в эпицен тре авангардных поисков — зна менитой тогда ФЭКС (Фабрика эксцентрического актера). Как истинный фэксовец, мог играть спиной, едва заметным жестом, выразительным взглядом. Актер гротеска, в режиссуре он избрал принципиально иной путь. Там свой стиль он обрел, ко гда в кинематографе утвердился звук. Ведь главным выразитель ным средством для Герасимова были актеры. Главным, в чем проявлялись у него актеры, был диалог. А основным в диалоге — непринужденность, живые инто нации, «бытовой говорок». Если согласиться, что произведение, прошедшее проверку временем и оставшееся живым, есть клас сика, то «Семеро смелых», безу словно, классический фильм. Возникший из газетной заметки о комсомольской зимовке, он проникнут пафосом 30-х годов с их героикой освоения Крайнего Севера, борьбой, подвигами. Од нако большую часть экранного времени режиссер щедро отдал быту зимовщиков, их необяза тельным разговорам с шуточка ми, случайными репликами, на смешливой и дружелюбной пики ровкой. Герасимова раз и навсег да нарекли режиссером-реали- стом. Тогда как на самом деле он был неисправимым романтиком. Разве реалист экранизировал лермонтовский «Маскарад» — с поэтической Ниной, поющей свой последний романс, с гор дым Арбениным, одиноко прохо дящим сквозь кружащийся вихрь масок? Разве в фильме «Семеро смелых» взгляд реалиста подни мался на головокружительную высоту, чтобы увидеть людей как крохотные черные точки на бес крайних просторах белого без молвия? Похожим приемом Гера симов много лет спустя начнет картину «У озера», кстати, тоже возникшую из газетных статей, на этот раз — о защите Байкала. Люди беседуют в вагоне-ресто ране, а за окном поезда про мелькнет, удаляясь, крохотная фигурка. Взгляд камеры прово дит ее, постепенно приблизит. И окажется, что это и есть героиня, от лица которой пойдет рассказ о Байкале, об отце, всю жизнь за щищавшем это уникальное озе ро. И о любви, конечно же, роман тической, обреченной. Проведя большую часть жиз ни в Ленинграде и Москве, став представителем столичного бо монда, Сергей Герасимов в глу бине души остался человеком провинции. Паренек с Урала за воевал Москву, но в чем-то глав ном не стал здесь своим. Как не вспомнить Жюльена Сореля из фильма Герасимова «Красное и черное»? Не в пример Сорелю Герасимов оказался крепче, без думных и гибельных поступков не совершал. Однако он не изба вился, да, по-видимому, и не хо тел избавляться ни от своего уральского говорка, ни от своей коренной, нерасторжимой связи С провинцией. Поэтому ему так удавались деревенский быт в «Учителе», варварская простота нравов казачьей станицы в «Ти хом Доне», сонные будни ураль ского поселка в «Журналисте». Когда же режиссер изображал быт столичной интеллигенции — Валентина Теличкина, АКТРИСА: В ТОМ же «Журналисте», в филь мах «Любить человека» или «Дочки-матери», получалось ма нерно, искусственно, даже фаль шиво. Иногда Герасимов делал это намеренно, но зачастую так получалось само собой. К сожалению, Сергей Аполли- нариевич не оставил ни дневни ков, ни мемуаров. О его внутрен ней жизни остается догадывать ся. Что мучило его, когда он оста вался один? Какая у него была бессонница? О последнем можно догадываться по его итоговой картине «Лев Толстой», одна из серий которой так и называлась признание Ш Сергей Герасимов: Можно все, кроме контрреволюции и порнографии. — «Бессонница». Люди, близкие к режиссеру, в частности его уче ники, утверждают, что фильм о последних днях Великого Старца был для режиссера не просто вы ношенным, а очень личным. Во всяком случае здесь Герасимов- актер сыграл свою последнюю роль. По актерским поверьям, иг рать смерть — плохая примета. Сергей Герасимов умер несколь ко месяцев спустя после выхода «Льва Толстого». — Герасимов пришел к нам на последний тур приемных экзаменов. Как раз решалась моя судь ба, поступлю или нет. Тряслась я ужасно. А Гераси мов просто поинтересовался, не приезжая ли я, сказал, что для студентов есть общежитие. И этим разговором помог мне избавиться от чудовищного волнения. Позже я снималась у него в фильмах «Журналист» и «У озера», играла нелепую журна листку Валю. У него был особый тип режиссуры — неназойли вый, незаметный. Казалось, он принимает без по правок все, что делает актер. Создавалось такое ощущение, будто мы все сами придумали, сами на шли. Он умел фиксировать какие-то вещи, вроде бы случайные, в разговоре произнесенные, и, если это было интересно, брал в фильм. Допустим, я вместо «смешной» сказала «юморной». Он тут же: «Это чудное слово! Так и говори во всех дублях». А во время репетиционной читки предлагал: «А ну-ка оставьте сценарий и говорите как вам бог на душу положит». И все становились естественней. Я уже стала известной артисткой, а своего угла не было. Временная прописка закончилась, в квар тиру, где я комнату снимала, явилась милиция — в двадцать четыре часа покинуть Москву! Я пришла на студию заплаканная, хотя старалась делать вид, что все хорошо. Герасимов, конечно, заметил, рас спросил. «Да что ж ты, моя дорогая! — говорит. — Так и будешь биться как рыба об лед?» Позвонил кому-то: «Вы мне вчера говорили, какая Теличкина дивная в «Журналисте». А ее выгоняют из Моск вы». И через два дня я получила прописку. По-мое му, Герасимов только тем и занимался, что помо гал людям, хотя никогда этого не афишировал. Юрий Мороз, РЕЖИССЕР, ПРОДЮСЕР: — Вы будете смеяться, но меня приглашали на роль Петра!. Ассистент Герасимова пришел к нам в театральный институт и выбрал меня и Митю Зо лотухина. В результате, конечно, Петр мне не дос тался, я сыграл Алешу Бровкина. Тогда начинаю щему артисту попасть в фильм Сергея Герасимо ва было таким же великим счастьем, как сейчас, например, к Спилбергу. Потом, когда я поступил в актерско-режиссерскую мастерскую Герасимова и Макаровой во ВГИКе, еще больше убедился, ка кой это великий, мудрый человек. Как педагог он давал свободу. Даже если чья-то студенческая ра бота была не в его вкусе, говорил: «Ну что ж, мож но и так». Его знаменитая присказка: «Можно все, кроме контрреволюции и порнографии». И еще по стоянно твердил: «Актеров нужно любить! В кино главный человек — актер». И сам был прекрасным актером. Ему ничего не стоило мгновенно перево плотиться хоть в женский образ. Достаточно было движения пальца, одной интонации. А уж как он показывал всякие народные говорки, которых знал великое множество! Мы часто собирались у него дома, разговаривали, ели его знаменитые уральские пельмени, выпивали стопочку-другую. Могли и денег у него занять — это воспринималось им как само собой разумеющееся, все же бедные студенты! Безумно жаль, что он так рано ушел. Я становлюсь на крыло Студенты Орла и Могилева об учебе и планах на будущее в у з ы с о ю з а Николай Киреев ОРЕЛ — МОГИЛЕВ В ОРЛЕ в рамках Международ ной ярмарки инициатив общест венных молодежных и детских организаций состоялось заседа ние «круглого стола» «Молодеж ная политика Российской Феде рации и Республики Беларусь». Братскую страну представля ла делегация Могилевского отде ления Белорусского Республи канского Союза Молодежи (БРСМ) и Могилевского универ ситета продовольствия. В роли хозяев выступали лидеры регио нальных молодежных общест венных организаций, органов студенческого самоуправления, представители вузовских проф комов. — Цель мероприятия, — пояс нил председатель орловской об ластной молодежной организа ции «Межвузовское студенче ское «Содружество» Евгений Щеголев, — определить возмож ности сотрудничества между мо лодежными структурами н аш и \ стран, перенять накопленный опыт. В России действуют много численные общественные орга низации по интересам, однако их разобщенность ведет к распыле нию ресурсов, выделяемых госу дарством на молодежную поли тику. Влияние же, которое спо собны оказывать небольшие по численности объединения на ре шение социальных и политиче ских проблем, весьма незначи тельно. Секретарь организации БРСМ Могилевского универси тета продовольствия Кирилл Аб рамов считает, что молодежная политика, проводимая в его стране, дает возможность юно шам и девушкам уверенно всту пать во взрослую жизнь, строить планы на будущее и реализовы вать их. Хозяева «круглогостола», жи во обсуждавшие проблемы обра зования, жилья, трудоустройст ва, с удивлением для себя узна ли, что во время обучения бело русские студенты (даже двоечни ки) имеют право на минимальную социальную стипендию, равную примерно полутора тысячам рос сийских рублей. Успешно сдаю щие сессии получают от двух до пяти тысяч. Государство предос тавляет выпускнику вуза первое рабочее место, он имеет право на получение беспроцентного кре дита для покупки жилья с рас срочкой платежа до 30 лет. Участники встречи договори лись о постоянном информаци онном обмене. Заключен дого вор о научном и гуманитарном сотрудничестве между Орлов ским государственным аграрным университетом и Могилевским университетом продовольствия. Беларусь в Прибайкалье С ибирские белорусы помнят свои корни и культуру н а с л е д и е Лариса Бережкова МИНСК — ИРКУТСК в ИРКУТСКОЙ области началась Неделя белорусской культуры. Ее открыла выставка «Белорусы в Прибайкалье», главными темами кото?рой являются белорусское ремесло и история переселения сюда белорусов. Сибирь — многонациональ ный регион. На улицах Иркутска часто слышна и бурятская, и ар мянская, и корейская, и белорус ская речь. Смешение языков, культур, национальных традиций — привычное дело для всех живу щих здесь людей. Иркутяне с удо вольствием едят бурятские позы и белорусские драники, армянские шашлыки и корейские салаты. И любое меролриятие, посвящен ное традициям и обычаям другого народа, воспринимают с огром ным интересом. Именно поэтому 23 мая на от крытие Недели белорусской куль туры в областном Центре народ ного творчества пришло множест во иркутян. Организатором про ведения выставки, как и всей «Не дели белорусской культуры», ста ла общественная организация «Иркутское товарищество бело русской культуры имени Яна Чер ского». Сибирские белорусы встречали гостей выставки с ис тинно славянским радушием. Руководитель Товарищества Олег Рудаков рассказал, что мно гие экспонаты выставки — это уникальные старинные вещи. На пример, искусно вышитому руш нику, найденному в одной из дере вень области, уже 150 лет! Есть и более поздние работы, изготов ленные руками современных мас теров, но при этом столь же краси вые, выполненные в соответствии с традиционными белорусскими канонами рукоделия. — Специально изучала всю бе лорусскую символику, сама хоте ла вышить себе чехол для мобиль ного телефона, — улыбается мо лодая рукодельница Анюта, дер жа в руках небольшой и изящно украшенный вышивкой мешочек. — По-моему, получилось неплохо. — Что означает вышивка? — спрашиваю ее. — Это такое зашифрованное послание, — отвечает она, — о том, что на мой телефон теперь будут поступать звонки только от хороших людей, все разговоры будут о любви, а каждая новость окажется приятной. Конечно, при шлось потрудиться над изучением всех белорусских символов, зато теперь такое украшение в Иркут ске есть только у меня. Первое небольшое белорус ское поселение появилось на ир кутской земле в 1680 году. С тех пор сибирских белорусов стало гораздо больше, но свою историю и традиции они помнят и переда ют из поколения в поколение сек реты национальных ремесел. Уни кальная посуда, самобытная ме бель, рушники и фартуки, укра шенные национальной вышивкой, — все это могут рассмотреть и по трогать гости выставки. К слову, могу засвидетельст вовать: национальный белорус ский костюм вызвал настолько живой интерес, что примерить его выстроилась очередь. Кухня бе лорусского народа, многие блюда которой давно стали любимыми для сибиряков, тоже прижилась на сибирской зе|/ле. Хозяйки тол пились у столика с яствами, при готовленными по старинным бе лорусским рецептам,пробовали и старались постичь все тонкости их приготовления. — Конечно, главная цель вы ставки — рассказать людям, жи вущим на иркутской земле, о на ших традициях и корнях, — ска зал мне один из организаторов выставки Василь Тихонов. — Мы белорусы, но живем здесь, в Си бири, и нашим народам нужно лучше знать и понимать друг дру га. В ходе Недели белорусской культуры у нас появилась воз можность встретиться всем вме сте, пообщаться, окунуться в ат мосферу нашей культуры и род ного языка. А сегодня, 25 мая, в рамках фе стиваля открывается фотовы ставка, посвященная десятиле тию Товарищества белорусской культуры имени Яна Черского. 1 о лет — целая эпоха в жизни, и наиболее памятные ее моменты посетители выставки увидят бла годаря работам иркутских фото художников. Йозеф к Каролю с поклоном Бенедикт XVI по собственной инициативе прие зжае т на родину свое го предш ественника о ч е м г о в о р я т Анатолий Шаповалов ВАРШАВА ВСЯ ПОЛЬША в ожидании Папы Римского Бенедикта XV!, чей ви зит продлится с 25 по 28 мая. В по рядок приводятся здания, аэро порты, вокзалы, улицы, площади и даже дорожные знаки и освети тельные фонари. Особый мара фет наводится в шести городах— Варшаве, Кракове, Ченстохове, Вадовице, Кальварии Жебжедов- ской и Освенциме, которые посе тит в течение четырех дней понти фик. Ватиканисты обращают вни мание на то, что предстоящая по ездка за рубеж Бенедикта XV! — вторая. Первую на фестиваль ка толической молодежи в Германии он предпринял по воле своего лредшественника Иоанна Павла I!. Посетить Польшу, где в Вадови це родился Кароль Войтыла, став ший Папой Римским, он пожелал отдельным пунктом в программе визита: Бенедикт XV! намерен прилюдно отдать почести своему уважаемому предшественнику. Наибольший интерес вызыва ет и посещение понтификом Ос венцима. «Побывать там, пояснил апостольский нунций в Польше Архиепископ Юзеф Ковальчик, — Папа считает своим моральным долгом, чтобы почтить память жертв гитлеровского концлаге ря». Бенедикт XV! войдет в ворота с надписью: «Арбайт махт фрай», возложит цветы и помолится у Стены смерти, посетит блок N^ 11, где логиб в результате голодовки ВОЛЬСКИЙ ксендз Максимилиан Кольбе. Затем состоится месса во имя мира. Но в поведении понтификов много и существенных отличий. Бенедикт XV! не хочет быть копи ей Иоанна Павла !1. Он меньше путешествует: за год понтифика та — одна поездка в Германию, тогда как предшественник совер шил шесть зарубежных визитов. Бенедикт XV! не повторяет жес тов Иоанна Павла!!: даже будучи на родине, не бросился целовать немецкую землю. Он избегает спонтанных диалогов, которые были «специальностью» предше ственника. Толпа была естест венной средой Иоанна Павла I!. Бенедикт XV!, если бы мог, разго варивал с каждым только в «че тыре глаза». Около 80 лроцентов того, что провозгласил Иоанн Па вел I!, было результатом работы его соратников: он лишь контро лировал подготовку документов. В определенном смысле Иоанн Павел I! хотел высказаться обо всем. Бенедикт XV! то, что про возглашает, пишет сам на своем рабочем столе. Двуглавые орлы на царской дороге Теперь они сопровождаю т гостей Национально го пар ка «Беловежская пуща> история Валентина Козлович БРЕСТСКАЯ ОБЛАСТЬ В АВГУСТЕ 1903 года с участи ем императора Николая II и им ператрицы Александры Федо ровны была открыта дорога Пру- жаны — Бельск, соединившая императорский дворец в Бело- веже (теперь это территория Польши) с железнодорожными станциями. При прокладке доро ги на территории Беловежской пущи пришлось построить 10 мостиков. Они были украше ны шишками, указывающими направление, и императорскими орлами. «Отлито в Ченстохове. 1903 год». Такие надлиси на перилах могли видеть не только участни ки двух последних царских охот в пуще, но и современные тури сты — символы Российской им перии бесследно исчезли за две воины, а вот мостики сохрани лись и по сей день. Да и царская дорога в лесу не затерялась. Она получила статус республи канской, так как связывает бело русскую и польскую части пущи, упираясь в туристический погра ничный пункт упрощенного про пуска «Переров — Беловежа». Это и побудило администрацию Национального парка вернуть мостикам былой вид. Заместитель гендиректора парка Владимир Царик расска зал корреспонденту «СОЮЗа», что поправить перила не соста вило особого труда, а вот орлов на гомельском заводе «Центро- лит» восстанавливали по сохра нившимся в архивах фотогра фиям. Крепили уже сами: на ка ждый мостик по два орла. Оста лось покрасить в другой цвет царские вензеля, и можно будет говорить, что двуглавые орлы, правда, чугунные, навсегда вер нулись в Беловежскую пущу.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz