Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)
IV_____ Q Q [Q 3 Беларусь— Россия, 19 ЯНВАРЯ 2006 ЧЕТВЕРГ № 2 (246) Бокс — Втеатре В Орле состоялся международный турнир по боксу «Россия — Беларусь» турниры Николай Киреев ОРЕЛ ДВЕНАДЦАТЬ спортсменов вы шли на ринг, установленный на сцене Орловского академиче ского театра имени И.С. Тургене ва. Было проведено шесть увле кательных боев, каждый из них длился четыре раунда по три ми нуты. Основные надежды на победу местные болельщики возлагали на своего земляка мастера спор та Эдуарда Аспидова, сына из вестного орловского тренера по боксу Ивана Аспидова, и не ошиблись. Эдуард вышел побе дителем в весовой категории до 68 килограммов, выиграв бой у неоднократного призера между народных соревнований, чемпи она первенства Европы среди юниоров белоруса Дмитрия Ас тахова. Его успех разделили партнеры по российской коман де Магомед Масуев и Максим Журкин. В своих весовых категориях вышли победителями белорус ские боксеры Виктор Горбачев, Денис Перепечаев и Александр Калеев. Им аплодировал пере полненный зал, вмещающий 500 зрителей. Таким образом, в не официальном зачете команды разошлись миром: по три побе ды с каждой стороны. Под лед с «подвохами» Готов спуститься наш корреспондент в креиденские морозы увлечения Владимир Ефанов МИНСК ЮРИЙ КОЗЛОВЦ ЕВ считает: в январе лучше, чем подо льдом, не бывает. И не важно — здесь, в Беларуси, или в средней поло се России: везде снега, снега... В одну из поездок со знамени тым белорусским «подвохом » отправился корреспондент «союза». «Подвохами» называют себя подводные охотники. Водоем, ку да мы долго пробивались по об леденелому шоссе, один из не многих в Беларуси, который не замерзает даже зимой. Так что «под ле д » — сказано сильно. Но и не совсем: температура воздуха сегодня — минус двенадцать, во ды — около четырех... Озеро, скованное по краям толстым сло ем льда, выглядит черно и непри глядно. С востока, пронизывая до костей, тянет ветер. Однако он Юрия не пугает. Он бросает на снег брезент и раскладывает сна ряжение. Гидрокостюм, ласты, маска, трубка, пояс, ружье, нож, кукан... На поясе — не меньше пуда свинца. Чтобы было удобнее нырять. А вот как выныривать? Заранее приготовленный в по лиэтиленовой бутылке горячий раствор с шампунем Юрий зали вает в комбинезон гидрокостюма — тщательно, чтобы запенилось, встряхивает его, остатки вылива ет в куртку. Затем решительно сбрасывает с себя одежду и, на гишом с «причмоком», как гово рят пловцы, пулей влетает в пен ное тело неопрена. Из-под капю шона валит пар, но капли воды на глазс 1 х становятся льдинками. «Подвохи» — совсем не то, что их ближайшие «собратья по лас т а м »— дайверы .Те— созерца тели, плавают с аквалангами, где потеплее, и сравнительно корот кое время. Правилами использо вание аквалангов для подводной охоты запрещено категорически. Для человека с ружьем это вар варство, охота с трубкой — спорт. Ныряют охотники часами — и зи мой, и летом, поэтому и гидрокос тюм у них принципиально отлича ется от тех, в которых наслажда ются в Красном море акваланги сты-любители. По «сухому», без шампуня, в такой костюм не влезть, да и надевать его надо ис ключительно на голое тело. Облачившись в тяжелый, де вятимиллиметровый неопрен, Юрий осторожно пробирается по льду к чистой воде и плюхается в черную воду. Начинаются томи тельные минуты ожидания. Часа через три вдоль кромки льда вижу медленно движущееся темное пятно, которое можно принять за утку. Если бы не рыба, болтающаяся на кукане. Улов от менный — две, граммов на семь сот, щучки и сазан килограмма на три. Но Юрий уловом недоволен — не трофей, как говорится. О д нажды он подстрелил рыбину, по тянувшую на пятнадцать кило граммов. Но это — большая уда ча. А рыбы, рассказывает Коз- ловцев, высвобождаясь из костю ма и докрасна растираясь поло тенцем, сегодня в озере много. Дело в том, что профессионал ни когда не позволит себе убивать под водой все, что ни попадя. Главная его цель — трофейный экземпляр. Подстрелил, скажем, сома на 37 килограммов — те перь есть что рассказать друзьям у рыбацкого костра. Правда, если у счастливчика спросят, где под стрелил, он ответит: на ветке си дел, сыр ел... Такие они, «подво хи», индивидуалисты. Юрий Козловцев большего всего любит понырять с Андреем Макаревичем. Бессменный ли дер группы «Машина Времени», музыкант и артист, известный своим увлечением дайвингом, еще и заядлый подводный охот ник. Когда он приезжает в Бела русь по делам, то, как правило, обязательно свяжется с Козлов- цевым: махнем на охоту! Для Козловцева подводное плавание не просто хобби, а рабо та. Подводное оружие он начал конструировать сразу после того, как мальчишкой увидел щуку, па сущую мелкую рыбешку. Выско чив из воды, молодой Кулибин вырезал из орешника длинную пику, приладил к ней обыкновен ную кухонную вилку и бросился в погоню за хищником. Хищник улизнул, но память о нем оста лась, С тех пор, а точнее, сколько себя помнит, Юрий конструирует подводные ружья. Дошло до того, что однажды он, майор МВД, ос тавил службу всего за год до вы хода на пенсию и, заняв денег, от крыл собственное дело. И небез успешно. Ружье его конструкции получило золотую медаль на Брюссельской выставке, оно за патентовано в восьми странах мира. Потом появились «фонарь от Козловцева», «грузы от Коз ловцева», «кукан от Козловцева, «трезубец от Козловцева»,кото рые также отмечены патентами. Производство подводного снаря жения — бизнес рискованный, в нем участвуют десятки крупней ших мировых фирм, и найти т у т свою нишу довольно трудно. Коз ловцев, судя по всему, нашел. Ко му, как не ему, пловцу с тридцати летним стажем, знать, что нужно человеку под водой. После отменной, прямо на сне гу, ухи мы возвращаемся домой. Глаза Юрия светятся детством. А вот мой спуск под воду отклады вается до приобретения снаряже ния. Первый спуск — дома, в ван ной с ледяной водой. Холода, к великой радости, ядаже не почув ствовал, хотя сын старательно окачивал меня ведрами ледяной воды. Теперь — на водоем, под воду. В крещенские морозы... ■ Юрий Козловцев не зря нырял в ледяную воду. Елена Местергази: В XX веке литература вышла из привычных берегов персона Александр Щуплов МОСКВА— МИНСК ЕЛЕН А М ЕС ТЕР ГАЗИ принад лежит к представителям нового поколения отечественного ли тературоведения и тем немно гочисленным молодым теорети кам литературы Института ми ровой литературы РАН. Она — старший научный сотрудник О т дела теории и методологии л и тературы и искусствоведения, кандидат филологических наук. В сфере ее научных интересов — проблемы взаимодействия искусства и действительности , документальное начало в ли те ратуре, а также биография пи сателя как историко -культур ный феномен. Особый интерес вызывает ее исследование воз никшей в последние годы « л и тературы без писателя», « ли те ратуры человеческого докумен та » — тех книг, повествований, воспоминаний о жизни, которые пишутся самим народом... — В XX веке право голоса, — рассказывает Елена Местерга зи, — получили не только люди, в той или иной степени принад лежащие элите — правящей, во енной, артистической и пр., как это было раньше, но и просто обыватели. Предельное расши рение социальной сферы автор ства привело к появлению авто биографических и мемуарных свидетельств людей, почти сов сем не владеющих практикой письма, — впервые заговорили те, кто традиционно «безмолст- вовал». Последнее, по-видимо му, следуе т понимать как собы тийное в литературе и культуре в целом. Литература вышла из привычных берегов. Например, в рамках уникаль ного российско-белорусского проекта недавно в Беларуси бы ла издана книга «Мы помним о вас (Пишут внуки партизан Ве ликой Отечественной)». Это не мемуары в классическом своем варианте, но некий новый жанр — запись воспоминаний дедов, пропущенных через соз нание внуков, осмысленных ими и как бы по-новому пережитых. Цель такого рода публикаций — перекинуть мостик духовной преемственности от одного по коления к другому, сохранить па мять о подвиге народа... Но совершенно по-особому звучит голос самого очевидца войны, рядового бойца или ко мандира, в окопах на передовой, урвавшего время от сна, чтобы записать пережитое, увиденное, чтобы высказать свою мысль о войне: «Незадолго до войны из полка (и не из одного нашего полка) была командирована большая группа красноармей цев на границу, на строительст во укреплений, — читаем в «Со лда тски х воспоминаниях Н.Ф.Шульгина, вышедших в се рии «Народные мемуары» в Ом ском госуниверситете. — Но бойцам дали оружия ровно столько, сколько требовалось для вооружения караула, — все остальные бойцы отправлялись невооруженные! Грянула война.. Красноармейцы ринулись в Гродно, в свои части. Бежали, чтобы не быть плененными!.. Бе жали подчас в одном нижнем бе лье, дабы прибыть в свою часть, получить оружие и бить фаши стов. Вот уж поистине фашисты, нападая на нашу страну, такого поведения воинов не учли!» Автору этих воспоминаний довелось воевать в Беларуси, и его строки несут обжигающую правду документа: «Разведка донесла, что наши войска ведут оборонительные бои непосред ственно в Минске. Мы видели десятки трупов безвинно пав ших. Видели и такие кошмарные сцены, когда, видимо, живой еще младенец заползал на грудь мертвой уже матери и тут , на ма теринской груди, был застрелен. Да и такие случаи были: живая еще мать прижимала к своей груди застреленного, с раздроб- письмо» занимает умы скорее литературоведов, чем простых читателей. Причем первыми к феномену «наивного письма» обратились историки ,социоло ги и философы. — о «наивном письме», наверное, нужно действительно рассказать подробнее, тем более что и термин этот новый и само явление читате лю пока мало знакомо. — Термин «наивное письмо» был введен в научный обиход со циологами, сегодня им пользу ются и литературоведы для обо значения особого рода произве дений, созданных людьми из ма локультурных слоев общества, для которого сама практика письма не является обязатель ной ни в профессиональной, ни в обыденной жизни. Как литера турный феномен «наивное пись мо» вошло в культуру в конце 1980— 1990-х годов. В 1990 году впервые была предпринята по- Совершенно по-особомузвучит голос самого очевидца войны, рядового бойца или командира, вокопах напередовой, урвавшего времяот сна,чтобызаписать пережитое, увиденное. ленной головкой, на материн ской груди умирающего младен ца... Немного километров фаши сты прогремели стальной лави ной по нашей земле, да и време ни еще немного прошло, но бед принесли столько, что вовек не забудутся». — Несмотря на нынешний повы шенный интерес к разного рода ме муарам, воспоминаниям, мне ка жется, рядовому читателю по- прежнему хочется что-то узнать о жизни известных людей. Не кажет ся ли вам, что у простого человека, повествующего о своей жизни, поч ти нет шансов быть услышанным? — Конечно, вы правы, суще ствует целый ряд объективных причин, по которым «ли тер а ту ра человеческого документа», или, скажем, «наивное письмо», о котором я еще скажу несколь ко слов, не могут пробиться к широким читательским массам — это и ничтожные тиражи, и от сутствие рекламы и т. п. Но есть и причины субъективные — та кие как, например, снобизм, «э с те тс тв о » , весьма распро страненные в интеллектуальной среде, не позволяющие «о п ус каться» до чтения произведе ний, созданных крестьянами или работницами фабрик. В ос новном такую литературу чита ют специалисты .И это законо мерно. Подобно тому, как «на ивная живопись» обычно не привлекает к себе внимания в пределах создавщей ее социо культурной среды и выходит к широкой публике как бы из рук ученых, удостоверяющих ее «полноценность», «наивное пытка создания негосударст венного архива — Центра доку ментации «Народный архив» (ЦДНА) в Москве, целью которо го был сбор записок и иных ма териалов (писем, обращений в прессу, на радио и телевидение, справок и пр.), оставленных ни чем не знаменитыми простыми советскими гражданами. В про тивоположность архивам госу дарственным, ЦДНА брал прак тически все, что люди приносили и присылали. — Историческая ценность таких свидетельств не вызывает сомне ний, но можно ли говорить об их эс тетической силе? — Меня этот вопрос также занимает, я попыталась на него ответить в статье, которую по святила исследованию.феноме- на «наивного письма» на мате риале романа А. Чистяковой «Н е много ли для одной?» Про стая советская женщина, 1923 года рождения, много ле т про работавшая дежурной на же лезнодорожной станции в Сиби ри, становится автором романа- исповеди, произведения, кото рое трудно вписать в «нормаль ный» литературный ряд. Чистя кова со своим романом, как «не ведома зверюшка», попадает в культурное пространство о тку да -то извне, из какого-то жиз ненного хаоса. Поэтому при всех разговорах о жанре, пове ствовательной структуре и пр. измерить как-то глубину литера турной памяти в этом произве дении не представляется воз можным. Ее нет. Александра Чи стякова — представитель « го - ■ Елена Местергази изучает феномен «наивного письма». ло й » действительности. То, что она создает, есть как бы слепок с этой действительности. С тре лочницы раньше не писали ро манов. Литература на протяже нии своей истории фиксировала взгляд на жизнь глазами писа теля . Теперь же мы имеем дело с голосом и взглядом на себя и на мир человека, который рань ше мог стать в лучшем случае героем литературы, но никак не ее создателем. «Наивное пись мо» располагается где -то за границей того, что понимается под художественной ли тера ту рой, и даже за границей того, что названо «литературой чело веческого документа». — Когда читатель сможет познако миться с вашими исследованиями по этому вопросу? — Статья вошла в коллектив ный тр уд «Литература и реаль ность в XX в . » . Надеюсь, что в ближайшие месяцы том пойдет в печать в издательстве «Н а у ка». Проблематика, связанная с взаимоотношениями ли тера ту ры и действительности в XX ве ке, относится к коренным перво начальным вопросам теории ли тературы. Как главный редак тор и автор этого труда , наде юсь, что он будет интересен не только специалистам, но и ши рокому кругу читателей. — Сейчас,когда на пороге нового века происходит затянувшееся прощание с воком ушедшим, оста вившим нам в литературе насле дие очень пестрое и неравноценное по своему составу. Настает пора осмысления и подведения некото рых итогов. Чем, на ваш взгляд, литература XX века принципиально отличалась от ей предшествую щей? — Существует точка зрения, согласно которой литература XX века по преимуществу пара зитировала на достижениях предыдущих эпох в области х у дожественности, а также о тли чалась особой склонностью к разного рода фальсификациям, часто возводя на пьедестал ни чтожное, если не низменное. И это во многом справедливо. Но вместе с тем, на мой взгляд, в литературе XX века был свой прорыв в еще неизведанное, и он прежде всего связан с тем, что впервые факт обрел само стоятельное эстетическое зна чение. Литература с главенству ющим документальным нача лом — подлинное открытие XX века, его вклад в культуру. О д ним из первооткрывателей этой проблематики в нашей науке был Петр Васильевич Палиев- ский. Его работы 70-х годов и по сей день не утратили своего значения. Как теоретик он впер вые рассмотрел художествен ную природу документального образа и наметил пути дальней шего его изучения. Будуццая война «Молотить солому» прош лых поколений войн — бесполезное занятие оборона Аркадий Медведев МОСКВА «Е С Т Ь люди, которые говорят нам каждый день, что сейчас уг роз для России нет. Угроз нет, нам никто не угрожает, мы сами себе только угрожаем. О т чего зависит, есть угроза или нет? Это зависит от того, какую поли тику вы проводите. Если вы про водите политику независимую и самостоятельную, эта политика всегда может вступить в проти воречия с политикой других стран. Тогда могут быть и обост рения, могут быть и угрозы, мо жет быть и нападение. Если вы все сдаете, не отстаиваете свои национальные интересы — пра вильно, никаких угроз нет», — подчеркивает легендарный гене рал армии, участник освобожде ния Беларуси от немецко-фаши стских захватчиков, доктор исто рических и доктор военных наук, президент Академии военных наук России Махмут Гареев в книге «Будущая война». В эту книгу включены ле к ции, прочитанные в московском литературном клубе «B ilingua » в рамках проекта «Публичные лекции Полит, р у » двумя из вестными военными специали стами — генералом армии Мах- мутом Гареевым и генерал-май ором Владимиром Слипченко, а также материалы дискуссий по этим лекциям. Главный вопрос: к какой войне нужно быть гото вой России. Участники обсуждения еди ны во мнении: крупномасштаб ная ядерная война, к которой мы готовились несколько деся тилетий назад, становится ма ловероятной. Войны вообще меняются и развиваются вме сте с развитием человеческой цивилизации. В. Слипченко, оценивая войны как неизбеж ный спутник человеческой ис тории, выделяет пять поколе ний войн. Сейчас появляется новое шестое поколение — бес контактно-дистанционные вы сокотехнологические войны. Прообразом этих войн стали действия вооруженных сил США против Югославии и Ира ка. По мнению генерал-майора, Россия должна готовиться к войнам будущего, а не прошло го. Между тем, по его словам, официальная военная наука не занимается этим серьезно, а «м оло ти т солому прошлых по колений войн, которые состоя лись в мире или в России». М. Гареев, в свою очередь, подчеркивает также ,что наряду с новейшими вооружениями нам необходимо накапливать нравственную силу , укреплять моральный дух . Он категориче ски не согласен с тезисом, что советская, российская военная школа была похоронена в Ира ке. «М о гу т все что угодно гово рить, но вы сами подумайте, ка кую нашу школу в Ираке к т о -н и ^ ^ будь применил? Вспомните, к а ^ А Ленинград, Москву, С т а л и н г р а ^ ^ обороняли, баррикады, заграж дения, окопы, за каждый дом дрались лю ди » , — отмечает М.Гареев. Прославленный гене рал вспоминает героическую оборону Брестской крепости. «В е дь там так случилось , что воинских частей для обороны вообще не предусматривалось оставить — они ушли на свои рубежи. Но там остались люди, вернувшиеся из отпуска, боль ные, семьи военнослужащих. Они сразу же собрались и нача ли оборонять крепость. Уже немцы под Минском, а они сра жаются». Нельзя сегодня забы вать, каким путем, при каких об стоятельствах было достигнуто такое воспитание нашей армии и народа. «Теперь посмотрите, — про до лжае т М. Гареев, — у нас г о ^ ^ ворят, что трудно служить , п о э ^ ^ тому призыв надо отменить и все свести к контрактной с луж бе. Но наши же ребята, из на шей страны, где так тяжело слу жить, уезжают в Израиль и три года там, где служба еще более сурова, чем здесь, с удовольст вием служат. Все зависит от то го, как человек к своей стране относится. Об этом не надо за бывать». По мнению генерала, комп лектование армии должно соче тать контрактную систему и службу по призыву, при этом со кращая срок такой службы. И в XXI столетии нужна связь наро да с армией: чтобы военнослу жащий не отрывался от своего народа, от своих родственни ков, от своей земли, — убежден ’ М. Гареев. Эти дни в прежние годы календарь 19 января в Беларуси— День спасателя. 13 ле т назад, 19 января. Вер ховный Совет Белоруссии принял закон «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Бе ларусь». 20 января В 1714 году Петр I издал уни кальный в российской истории указ, согласно которому дворя нину, не постигшему основ зна ний, необходимых для службы, запрещалось жениться. Дво рянские дети отправлялись за счет государства за границу обучаться различным специ альностям. В этот день 1944 года части Красной армии освободили Нов город от немецко-фашистских за хватчиков. 15 лет назад вступил в строй тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Со юза Н. Кузнецов». На крейсере был поднят военно-морской флаг России. 21 января День Инженерных войск в Рос сии. 100 ле т исполняется Игорю Моисееву, российскому артисту балета, балетмейстеру, народ ному артисту СССР , Герою Соци алистического Труда. Без мало го 70 ле т назад Игорь Моисеев стал организатором и с тех пор остается художественным руко водителем Государственного академического ансамбля на родного танца. 1919 года в этот день в Бело руссии создан чрезвычайный ор ган власти — Военно-революци онный Совет республики (ВРС Бе лорусской ССР), в1939 году в Минске основана Государствен ная картинная галерея БССР, а в 1965 году здесь же открылся пер вый в Беларуси Дворец бракосо четаний. 22 января В 1942 году приказом наркома обороны СССР была образована авиация ПВО как род войск. Ныне эта дата отмечается как День авиации Противовоздушных войск. В 1722 году Петр I утвердил Табель о рангах всех чинов Рос сийской империи. Чинов было че тырнадцать: самый высший — го сударственный секретарь, а сре ди военных генерал-фельдмар шал и генерал-адмирал; самый низший — коллежский регистра- И. Моисеев. тор. Вводился и ти тул обраще ния, исходя из табели чинов: от высокопревосходительство, пре восходительство — для высших чинов, до просто благородие — для низших. 23 января 150лет назад родился П. Бело усов, тульский санитарный врач, доктор медицины, общественный деятель. По его инициативе вТуле был сооружен водопровод, зало жен центральный городской парк, ныне носящий его имя. 175 ле т назад, в этот день, Александр Пушкин снял второй этаж дома на Арбате в Москве, куда привез после венчания свою молодую жену Наталью Гончарову. В 1986 году в этом доме открыт мемориальный му зей поэта. 24 января в 1918 году Совет Народных Комиссаров утвердил Декрет о введении в Российской Республи ке западноевропейского календа ря. Россиянам ложившимся спать вечером 31 января, предстояло проснуться... 14февраля. 101 год назад в Минске введе на в действие первая в Белорус сии электростанция. 25 января Указом Президента год назад в ознаменование 250-летия осно вания Московского университета этот день объявлен Днем россий ского студенчества. В 1972 году, 25 января, Минск стал одиннадцатым в Советском Союзе городом с населением бо лее миллиона человек. Рубрику ведет Владимир ПОТАПЕНКО. «СОЮЗ.Беларусь-Россия» Периодическое издание СоветаМинистров Союзного государства Шеф-редактор А.И. Батыгин (Москва) Первый заместитель шеф-редактора А.М.Таранда (Минск) Адресредакции «СОЮЗа. Беларусь— Россия»: Москва, А-40. ГСП-3125993, улицаПравды, 24. Телефон: 257-5787Факс:257-5787 Е- mail: Ermakova@rg.ru Газетзаарегистрирована вМинистерстве поделамлечати, телерадиовещания и средств массовык коммуникаций Российской Федерации 10 марта 2000 года. Регистрационный Na77-1860. Тиражпо РФ: 276056 Тиражпо РБ: 502 300 _____________________ Адрес редакции газеты «Советская Белоруссия»: Т Издательство: ЗАО«Информационно-издательский концерн «Российская газета» ОТПЕЧАТАНО в000 «Обьединенный издательский дом Распространяется по всемподписным индексам: Республика Беларусь, 220013, Минск, улица Адрес: Москва, А-40, ГСП-3125993, ул. Правды, 24. Тел.257-53-62. «Медиа-Пресса». Адрес: 125865, ГСП. «Российскойгазеты»:50202,32184,40942,40913,40924, Б.Хмельницкого, 10а.Тел.ифакс: 232-1432 Издательство «Советской Белоруссии»: Белорусский Домлечати, КИПУП «Сож». Москва-137, ул. Правды, 24. 40945,38286,41591. «Советская Белоруссия»: 63889. Тираж «союза. Беларусь— Россия» вРФиРБ:778356 По графику: 16.00 Номер подписан: 16.00. «СОЮЗ.Беларусь- Россия>’ печатаетсявАрхангельске, Владивостоке,Волгограде, Воронеже, Екатеринбурге, Иркутске, Казани, Калининграде,Кемероее,Краснодаре.Красноярске.МинеральныхВодах. Моске, Мурманске, НижнемНоегороде, Ноеосибирске,Омске,Оренбурге. Пензе, Перми, Ростове-на-Дону,Санкт-Петербурге,Самаре.Саратове.Тюмени,Ульяноеске,Уфе, Чебоксарах,Челябинске. «СоветскаяБелоруссия»печатаетсявг,Минске,Гомеле.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz