Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)
24 мая 2006 г., № 99 (22727) ЛИПЕЦКАЯ га з е т а Да не порвется связь времен ... Растим патриотов ^ Остановиться, оглянуться «Недлявойны «Спасибо за ТО, рождаются солдаты...» в минувшее воскресенье город русской славы и Щ есенинского «березового ситца» Рязань стал местом встречи людей разных поколений Здесь сосалось более двух с половиной тысяч призывников, представителей всех регаонов Центрального федерального округа, а также почти такое же количество ветеранов Великой Отечественной войны, военной службы, участников боевых действий в Афганистане и Чеченской Республике. Липецкую делегацию во главе с начальником управления административных органов • администрации области Виталием Шикиным представляли учащиеся кадетских классов, призывники, изъявившие желание поступать в « военные вузы, в том числе в рязанские. Вместе с молодежью на форум прибыли липецкие ветераны: заместитель председателя совета ветеранов войны, труда. Вооруженных Сил и правоохранительных органов города Липецка, участник Великой Отечественной войны, полковник в X отставке Николай Щербаков, ветераны военной службы Герой Советского Союза полковник запаса Юрий Чурилов, воин-афганец, возглавляющий липецкое региональное отделение общероссийской общественной организации воинов- интернационалистов «Боевое братство», полковник запаса Валентин Сонин, заместитель военного комиссара области полковник Александр Кузнецов и др. Встреча поколений, точнее социально-культур ная акция «В армии служить почетно!», началась на площади перед ледовым Дворцом спорта «Олимпийский», где для показа была развернута современная военная техника, и воины местного гарнизона, курсанты военных училищ под звуки сводного оркестра Рязанского гарнизона блестя ще продемонстрировали строевую выучку, уме ние обращаться с оружием. Затем мероприятия переместились в просторный, на тысячи мест, зал. Здесь к собравшимся с приветственным словом обратились заместитель председателя Государ ственной Думы Владимир Катренко, председатель комитета ГД по обороне Виктор Заварзин, зам. министра обороны РФ генерал армии Николай Панков, заместитель полномочного представите ля Президента в Центральном федеральном ок руге Александр Громов. Проникновенным было выступление губерна тора Рязанской области генерал-полковника Ге оргия Шпака, сказавшего, что армия призвана за щищать свою страну, а государство — беречь сво их сыновей. Бурными аплодисментами было встречено по явление на сцене известной в Рязани военной ди настии Толстовых — фронтовика полковника в от ставке Виталия Сергеевича Толстова, подполков ника запаса Юрия Витальевича Толстова, коман дира взвода курсантов Рязанского высшего воен ного воздушно-десантного командного училища им. (Генерала армии В. Маргелова, старшего лейтенанта В ^ и м а Толстова и курсанта Рязанского высшего военного командного училища связи Виталия Тол стова. Их общий служебный стаж насчитывает бо лее 70 лет. В выступлениях они заявили, что тра диция служения Отечеству в их семье продолжа ется и они надеются, что со временем семейный военно-служебный стаж перевалит за 100 лет... Для тех, кто нынче находится в строю защит ников Отечества, прозвучали стихи: «...Чтоб кто-то нес в руках цветы, В своих руках мы держим автоматы. Не для войны рождаются солдаты, А для того, чтоб не было войны...» Интересно, увлекательно рассказывали вои ны-интернационалисты о том, как они выполняли воинский долг в составе ограниченного контин гента советских войск в Афганистане, в других «горячих точках» планеты, как испытывали новую боевую технику и оружие, в том числе ядерное, как даже в критических ситуациях благодаря от личному знанию этого оружия и самообладанию справлялись с решением боевых задач. Мать солдата Татьяна Анатольевна Кулешова обратилась к тем, кому вскоре предстоит заме нить в строю ее сына Вадима (он служит в Прези дентском полку), с призывом быть настоящими мужчинами, верной опорой семье. Родине. Тут же она узнала, что сын ее за безупречное выполне ние воинского долга поощрен командованием краткосрочным отпуском и скоро встретится с род ными, друзьями и любимой девушкой... Выступали и призывники. В жизни каждого молодого человека, говорили они, наступает пе релом, когда они начинают осознавать, что спо собны защищать свой дом, своих близких. Роди ну. И не просто защищать, но, если потребуется, то и совершить во имя них подвиг... Впечатлила концертная программа, предло женная участникам форума. Звучали песни воен ных лет: «На безымянной высоте», «Шла пехота» — и современные композиции: «Ветеран Афгани стана», «Боевое братство». Брали за душу массо вые сцены в исполнении профессиональных ар тистов, членов танцевальных, хореографических коллективов, спортивных школ, курсантов воен ных вузов города Рязани. * * * По пути в Липецк члены делегации активно обменивались впечатлениями о проведенном в Рязани несомненно важном патриотическом ме роприятии. Неожиданно кто-то заметил: «Нет, вы только посмотрите, что пишет рязанская вечерка?!» Открыв вторую страницу «Вечерней Рязани», я про читал заметку без подписи «Это чудовищно!», в которой утверждается, что, мол, власти, недопла чивая простым людям до прожиточного миниму ма, сэкономленные деньги пускают на забавы бо гатым, оплачивая проекты типа музтеатра, иппо дрома, ледового дворца. Мне ничего неизвестно о музтеатре и ипподроме. Что касается акции, про шедшей в ледовом Дворце «Олимпийский» и на прилегающей к нему территории, то здесь вряд ли можно согласиться с безымянным автором. Забав лялись там, если следовать его логике, вовсе не богатые. В этот воскресный день Дворец полнос тью был отдан в распоряжение детей рабочих и крестьян, которым предстоит служба в армии, а также тем, кто в ней отслужил, служат или гото вятся стать профессиональными военными, защит никами Родины. Обидно стало за коллег. С такими подходами нам никогда не воспитать в молодых чувство истинного патриотизма... Владимир ОСИПОВ. Липецк — Рязань — Липецк. ЧТОмывашидети, внуки, правнуки» Учиться творить и созидать мы должны у наших предков. Тогда и духовность к нам вернется Тревога о духовном нашем обнищании становится все острее. Дошло до того, что редакторы глянцевых журналов и владельцы модных модельных агентств не могут найти «героинь» и «героев» для обложек и подиумов. Приходят на кастинги сотни юношей и девушек, эффектных, красивых, нарядно одетых, а выбрать некого. Лягушки никак не хотят превращаться в принцесс и принцев: в глазах лишь холодный расчёт и пустота. Нет «изюминки», нет индивидуальности! Раньше, в советские времена, были «люди-винтики», теперь — сплошные «люди-функции», усреднённые, стандартные. Одно не лучше другого. На этом фоне школа выглядит островком, где все-таки живут уцелевшие чудом представления о добре, товариществе, взаимопомощи. Сохранять эти ценности всё труднее, ведь «воспитанием» сейчас занимаются все, к о щ не лень: реклама, ток- шоу, различные «фабрики». «Фабриканты» везде —на эстраде, в бизнесе, образовании и здравоохранении. Они нацелены на добывание денег, на успех любой ценой, их ничем не удивишь и не смутишь! Однако время их проходит. Почти прошло. Сейчас нужны не просто активные люди, но мыслящие творчески, способные принимать ответственные и нестандартные решения, думающие о завтрашнем дне. Личности! Наша задача —создать в школьных стенах обстановку, атмосферу для обретения подлинности и ценностей, которые выхолащиваются без осмысления, без личностного понимания их значимости. Существует много способов достичь этого. В последнее время педагоги все увереннее обращаются к проектным работам. Проект предполагает практический результат в итоге. Проектирование развивает исследовательские и творческие способности, воспитывает ответственность, самодисциплину. В нашей школе желающих участвовать в проектах оказалось немало. Спектр интересов ребят очень широк. Например, ученицы Катя Трубицина и Ирина Бородина выбрали тему «История моей семьи в истории страны». Думаю, это не случайно. Исследования последнего десятилетия показывают: подростки ставят семью на третье место в иерархии ведущих ценностей. Формирование представлений о себе, своих родителях, бабушках и дедушках как о наследниках предшествующих поколений крайне важно. Люди предшествующих эпох, со своими достоинствами и недостатками, бедами и радостями, поражениями и победами, достойны нашего внимания и уважения. А во многом —и подражания! Знакомство с семейными архивами, реликвиями, альбомами позволило школьницам признать: связь времен не чья-то выдумка, она существует. Хватит слушать бесконечные советы астрологов, гадалок и «светских львиц», как нам жить. Давайте оглянемся назад, в наше историческое прошлое, да поучимся жить, созидать, творить у собственных предков. Тогда и духовность к нам обязательно'вернётся. Галина ИВАНОВА, учительница истории и обществознания липецкой средней школы № 3 им. К.А. Москаленко Александр КЛОКОВ, ученик 10класса Жизнь каждого человека — это неотъемлемая часть огром ной, великой истории рода чело веческого. Любой человек знает хоть немного о своих корнях. Хочу рассказать о своих, хоть и не великих, но вполне уважае мых предках. Мои родители, представители семей Клоковых и Чеботарёвых, сошлись, на ж и з ненном пути, и в результате по явился я. Сначала о Кло ковы х . Мой прадед по этой линии был пред седателем колхоза. Он был важ ным и уважаемым человеком. Из- за увечья его не взяли на войну. Вот и думай теперь: к счастью или к сожалению. Ведь если бы он пошёл на войну, то мог вер нуться героем. А мог бы не вер нуться совсем, и тогда на свет не появился бы мой дед Саша. А значит, и мой отец. Дед Саша был лётчиком в зва нии капитана. Я никогда его не видел, он умер задолго до моего появления на свет. Именно в его честь меня назвали Александром. Бабушка Нина живёт и здрав ствует, даже работает вместе с моим отцом. Родственники гово рят, что я — копия отца. Посмот рите на меня, прибавьте жизнен ного опыта и упорства, получит ся мой папка. Мои предки по линии Чебота рёвых — очень гордые и достой ные люди, хоть и не благородных кровей. Прадед Егор прошёл всю войну и пришёл живым, но с ос колком снаряда в позвоночнике. Умер он в 1951 году, оставив тро их детей и жену. Удивительно, но факт: дедушка и бабушка в годы бедствий, несчастий, голода были счастливыми людьми. Моя бабушка Таня — это про сто герой нашего времени. Она оказала на меня колоссальное влияние. Её любовь ко мне ни с чем не может сравниться. Мне кажется, что если на её глазах на меня накинется огромный дядька в маске и с автоматом в руках, то она вцепится в него и разорвёт на части. Дед Витя, ворчливый и доб рый, — классный и замечатель ный. Я его уважаю. Мои мама и папа — самые близкие и дорогие мне люди. Любовь к ним с самого детства пронизывает каждую клетку мо его организма и будет жить в моём сердце вечно. Я часто ду маю, что если бы они не встрети лись, то не было бы меня. Меня — лодыря и разгильдяя, хама и симпатяги, умного и красивого. Я благодарен родителям за то, что я русский, за то, что россиянин. За то, что липчанин и живу на Соколе. Я счастлив быть самим собой! Мой прадед Егорка родился в конце X IX века, я — в конце XX . Эти строчки я пишу в X X I веке. Быть может, мой прапра внук будет писать в X X I I веке сочинение про меня. Он напи шет, что я жил в эпохе, полной разочарований и потерь. А по том добавит: «Он был бедный, но счастливый!» Екатерина ТРУБИЦИНА, ученица 11 класса Сегодня далеко не каждый может похвастаться тем, что зна ет свою родословную. Большин ство с трудом вспомнит имена прабабушек и прадедушек. Это, по правде говоря, очень грустно. Люди, не знающие своих корней, живут на свете, ка к квартиранты в чужой квартире. Я сужу об этом так уверенно потому, что в моей семье всё по-другому. В нашем семейном архиве сохранились све дения о предках, живших ещё в конце X V I I I века. До сих пор су ществуют материальные памятни ки их жизни и деятельности. Например, в Ельце на одной из центральных улиц города на ходится двухэтажный особняк, где жила моя прабабушка Ната лья Митрофановна из знаменито го купеческого рода Заусайловых. Её родному дяде, купцу-мецена- ту Александру Николаевичу За- усайлову, установлен памятник возле Великокняжеской церкви, которую он построил на собствен ные деньги. Не передать тех чувств, кото рые нахлынули на меня, когда я вхо^цила в Успенский собор горо да Задонска. Именно здесь крес тили, венчали, отпевали моих предков из рода Трубициных. Сюда приходили они по будням и в праздники, чтобы помолить ся Богу. А ещё раньше здесь жил святой Тихон Задонский. Может быть, именно в его честь нарек ли Тихоном моего прапрадеда? Мать моей прабабушки расска зывала, что в их доме хранилось родовое древо Жаворонковых, ве дущее начало со времён Ивана 1^озного. Для' купеческой семьи — случай нетипичный, редкий. В нашем роду даже крестьяне зна ли свою родословную, хоть ника ких специальных записей не вели, через устное предание сохраняли важнейшие сведения. Знать родословную — это наша семейная традиция. Так же, ка к чувство родства, стремление помочь ближнему, уважение к старшим. Всё это было в нашем роду 50, 100 и 200 лет тому на зад. Традиции, передающиеся из поколения в поколение, сохраня ются в нашей семье сегодня. Я благодарна судьбе за то, что моё детство было согрето теплом моих бабушки и дедушки Алек сандра Григорьевича и Клавдии Ивановны Колбаса, живших вме сте с нами. Они пробуждали в нас добрые чувства и любовь — к родному дому, к родному краю, к Родине. Честность, порядочность, бла городство — это основы, на кото рых строили свою жизнь предста вители того поколения. История моей семьи учит, как важно в жизни уметь выбрать нужную дорогу, ка к выживать в труднейших условиях, оставаясь Человеком. Я понимаю, чувствую, что многое во мне — оттуда, из глу бины веков. Я не могу снизить планку, жить серо, скучно, не принося людям пользы. Со старых фотографий смот рят на меня далёкие предки, на которых я так похожа... А в на шем доме по-прежнему горит лампадка возле икон... Ирина БОРОДИНА, ^еница 11 класса Великая Отечественная война оставила след в каждом доме на шей огромной страны. Не обошла стороной и нас. Семья, в которой родился мой дедушка, была большой, только детей пятеро: четыре бра та и одна сестричка. Мой дедушка Сергей Фурсов был самым младшим в семье, его на фронт не взяли. Десятилет ним мальчишкой, от «горшка два вершка», он сутками стоял у станка, делая снаряды для фронта. Один из братьев — Михар>л — служил в инженерных войс ках , строил оборонительные у к репления, мосты, дороги. Изве стие о Победе застало его в Нор вегии. Другой брат — Павел — слу жил в войсках связи, участво вал в великом танковом сраже нии под Курском , награждён орденом Отечественной войны I I степени. Он погиб в 1944 году, ему было всего 23 года. Единственная девчонка в се мье — Валентина — ушла на фронт в 17 лет. Прибавила себе лишние месяцы и стала санитар кой. На фронте она встретила свою судьбу — лейтенанта Рти щева Михаила. Вокруг война, пули свистят, неизвестно, что будет завтра, а тут любовь! За ко н чил и войну в Берлине и жили счастливо вместе много лет. Я, ка к и мои ровесники, не знаю и не хочу войны. По ведь её не хотели и те, кто погибал тогда в свои неполные 20... Смот рю на их фотографии и понимаю, что без них, погибших и выжив ших, моя жизнь была бы другой. Это от них у нас уважение к стар шим членам семьи, трепетное и бережное — к младшим. Они были дружной семьёй, несмотря ни на какие житейские и воен ные трудности. И мы у них это му тоже учимся. Сейчас по крохам, с чужих слов, по письмам мы с моими братьями восстанавливаем исто рию нашей семьи. Нельзя быть расточительными, всё немногое, что сохранилось, хранить нужно ка к драгоценности. Мальчишки и девчонки, получавшие трудо вые кн иж ки раньше, чем паспор та, могут быть примером для нас, сегодняшних. Понятия Родина и патриотизм для них были не пу стым звуком. В отличие от многих живу щих сегодня. ^Театральное обозрение Сюрпризы столиц и провинции Липецкие театралы с головой окунулись в «Провинциальные дела» в Липецком драматическом театре (ДК «Сокол») был показан спектакль Тамбовского государственного театра «Женитьба Фигаро» Бомарше, поставленный, однако, художественным руководителем липчан Геннадием Балабаевым. Атака на публику шла по нескольким направлениям. Старательно танцевала, обрамляла действие массовка — слуги, крестьяне. На полную мощь из динамиков неслась музыка Россини и Глинки. Использовались шумовые и ды мовые эффекты. А зрители с удовольствием «запутывались» в нескончаемых хитросплетениях, недоразумениях, интри гах, возникавших на сцене и благодаря, и вопреки Фигаро. Его исполнитель Сергей Ильин в чем-то не смог избежать влияния Андрея Миронова. Вместе с тем тамбовский цирюль ник не столь амбициозен и неотразим, ка к его столичные предшественники. Такая простота, «обыкновенность» нра вов и характеров и стала особенностью постановки. Вот и граф Альмавива — Валерий Голобородов отнюдь не отлича ется врожденно-аристократическим благородством и лоском. У тамбовчан он чуть ли не мужлан, пытающийся скрыть свою неотесанность хотя бы сменой нарядов. И тем вернее оказывающийся в дураках. Дебют в Тамбовском театре Г. Балабаева следует признать удавшимся, как ни трудно было ему конкурировать с недав ними, но уже классическими постановками Бомарше. Без афиш Под конец минувшей недели настоящий сюрприз препод несли липецким меломанам. Без единой афиши (кто каким- то образом узнал, тот и попал) в Академическом театре дра мы выступил секстет солистов оркестра «Виртуозы Моск вы». Правда, без маэстро Спивакова. Почти два часа звучала изысканная, практически неизвестная широкому кругу слу шателей музыка. Сыгранность, ансамблевость, понимание с полувзгляда, полужеста участников секстета были эталон ными. Плюс — своеобразная драматургия, когда изящная, легкая сюита Россини парадоксально усиливалась минорной срединной частью, а вариации на темы оперы «Фаворитка» Доницетти превратились в увлекательно-нескончаемый «мо нолог» между лучшим гобоистом России Григорием Кова левским и остальными участниками ансамбля. Искусство и валюта в Липецке и в Ельце прошел V Международный фести валь-лаборатория любительских драматических коллективов «Театральная провинция». Впрочем,, несмотря на «провин циальное» название, на фестиваль приехала и столичная груп па «ТОТ», исповедующая передовые, предельно экспрессив ные методы польского режиссера Ежи Гротовского. Да и лучшие любительские театры утверждают свое право на экс перимент и потому отличаются далеко не провинциальным мышлением. Что не исключает присутствие у многих из них серьезных, если не сказать — хронических проблем. Они, по мнению председателя фестивального жюри Александра Фе дорова, заслуженного артиста России, главного режиссера Московского музыкального театра юного актера, председа теля кафедры ЮНЕСКО в Российской академии театрально го. искусства (ГИТИСе), связаны с «вкусовщиной» в выборе репертуара, с недостаточным опытом и навязчивым желани ем «самовыразиться» во что бы то ни стало. Так что А. Федо ров ратует все-таки за искусство искреннее, по его собствен ному выражению, «невыпендрежное», ставящее серьезные, честные, важные вопросы. На фестивале, и в этом его достоинство, не раздаются награды. Смысл работы жюри заключен в вынесении откро венных оценок каждому из спектаклей при их «лаборатор ном» обсуждении. Жюри единодушно одобрило три работы. «Зиму» Е. Гришковца (театр «(Зад», город Похвистево Са марской области) — за чистоту и безыскусность воплощения авторского замысла. «С тобой... навсегда и никогда» (театр «Паяц» Липецкой школы-интерната для слабовидящих де тей) — за творческое и человеческое «бесстрашие» исполни телей. «Et cetera, et cetera...» по A.C. Пушкину, М. Зощен ко, В. Ш укшину (театр-студия «Новая сцена», город Влади мир) — за парадоксальное и убедительное выражение сквоз ной темы любви. А мне, кроме того, хотелось бы отметить Кристину Линеву и Александра Кукина в комедии В. Сига- рева «Любовь у сливного бачка*» (театр «Предел», город Ско пин Рязанской области). Они разыграли анекдот об абсурд но-фатальном несовпадении во взаимоотношениях поэтессы и сантехника просто блестяще. Напоследок, в качестве экзотического подарка, нам по казали «Провинциальные дела» (согласно программке — «пасторальная мыльная опера») театра «Хуглейкур» из сто лицы Исландии Рейкьявика. Динамичное, почти трюковое действо игралось, однако, по правилам не телесериалов, а мелодраматического фарса. Любовь, недоразумения, обиды, претензии, коими полна жизнь на двух семейных фермах, перемешаны с мизерной толикой коварства и злодейства. Персонажи забавно простодушны и постоянно вызывают зри тельский смех «поверх» нюансов текста. Артисты «Хуглей- кура» сумели сочинить «безошибочный» некоммерческий интернациональный проект. Помимо России, он имел успех на фестивалях в Вильянди (Эстония) и Монако. Думаю, гости из страны ледников, фьордов и вулканов преподнесли нашим добрым молодцам-любителям наглядный урок, ка к вроде бы сугубо местные, провинциальные исто рии «конвертировать» в театральную «валюту», имеющую хождение далеко за пределами твоей «провинции». Константин КЛЮТКИН. ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА На снимке: сцена нз спектакля «Провинциальные дела».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz