Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)
и » 23 МАЯ 2006 ГОДА Р ЕПО Р Т АЖ ИЗ К Р Ы М А = ПАРТЕНИТСКИИ РУБЕЖ ТРОЕ СУТОК КРОХОТНЫЙ КУРОРТНЫЙ ПОСЕЛОК СДЕРЖИВАЛ НАТИСК ТАТАРСКИХ «ПРОТЕСТАНТОВ» Дикая, озверелая матерная брань. Южная ночь, аромат цве тущего миндаля - и перекошен ные ненавиаью лица. Трое суток отчаянного противоаояния пе режил крохотный Партенит, ку рортный поселок на воаочном склоне Медведь-горы. В получасе езды, по другую ^ ^ о о н у знаменитого Аю-Дага - т|Рскии комплекс «Артек». Вожа тые начинали забаррикадировать корпуса и готовились к эвакуации детей. Сам Партенит защищала тысяча человек. Против них выароились 800 машин меджлиса. Еаь такая не законная, нигде не зарегиариро- ванная организация, которая на самом деле подчинила себе жизнь крымско-татарских об щин. В каждой машине сидели как минимум три бойца, в основ ном молодежь, взвинченная до предела. Нетрудно подсчитать, что у татар был троекратный пе ревес сил. Они требовали бес платных земельных учааков на Южном берегу Крыма. Поселок понимал - если этот так называемый «автопробег протеста» прорвется к побере жью, русским здесь действитель но больше не жить. Вчас ночи на • то противостояния прибыл ер меджлиса Муаафа Дже милев. Он отказался от предло жения, чтобы через Партенит проследовали несколько десят ков машин «протестного автопро бега» в сопровождении милиции. Им нужно было обрушиться всей ордой. Потом слова Джемилева пра ктически слово в слово повторит оранжевый министр МВД пан Луценко. Мол, местные жители ~^не должны загораживать проезд и тем более уаанавливать за граждения - потому как никто не смеет ограничивать право граждан Украины на свободу передвижения. Когда Луценко и Джемилев говорят о правах «граждан Украины» - имеется в виду права захватчиков из меджлиса. Похоже, остальные крымчане никаких прав здесь не имеют. Рядом Алушта, Гурзуф, мно- жеаво других курортных жемчу жин. Но все-таки - почему удари ли именно на Партенит? От трас сы Симферополь - Ялта, главной магистрали полуострова, до это го поселка ведет лишь одна гор ная дорога. Если ее перекрывают, на стратегической автотрассе не- Митинги протеста против «крымского беспредела» стали обычным явлением на полуострове. минуемо образуется гигантская пробка. Знали об опасной акции пред ставители президента Украины. Но ничего не сделали для ее пре дотвращения. Им был нужен откровенный вызов. Оранжевый депутат Верхов ной Рады пан М.Поживанов от крытым текстом заявляет о наме рении руководства страны ото брать у Крыма статус автономии. КЗщенковский назначенец, экс премьер Крыма Анатолий Матви енко, а ныне один из руководите лей аппарата президента, снова говорит о «возвращении Крыма Украине». На мартовских выборах в пар ламент и местные советы главная сила Виктора Ющенко - партия «Наша Украина» потерпела здесь сокрушительное поражение. А на следующий день после выборов крымские татары начали незаконные захваты земель в разных районах Симферополя, вплоть до территории военных частей. Палатки, костры, огром ные казаны с пловом - прямо на глазах крымская столица превра тилась в кишлак. Главное стой бище было развернуто на цент ральной площади города, прямо под окнами республиканского Совмина. Сам Виктор Ющенко демонст ративно не вмешивается в кон фликт. Словно хочет, чтобы на побережье разразилась настоя-' щая гражданская война. В конце апреля крымский прокурор, гла ва Службы безопасности и на чальник милицейского управле ния лично встречались с прези дентом Украины. Вернувшись в Симферополь, npoiwpop подчер кивал, что «все мы были пораже ны осведомленностью Виктора Андреевича о положении дел на полуострове». То есть он знает о татарских бесчинствах, однако считает ситуацию вполне нор мальной. Незадолго до встречи украин ского президента и крымских си ловиков в Стамбуле прошла IV ассамблея некоего Всемирного движения за демократию. Учреж дена и финансируется эта почтен ная организация американским фондом «Национальный вклад в демократию». Во время стам бульского рандеву американские хозяева вручили активному члену движения Мустафе Джемилеву награду «Демократия и мужест во». Он удостоился такой чести за «демократические изменения в независимой Украине». При этом особо подчеркнута «роль медж лиса крымско-татарского народа в сохранении стабильности и ми ра в Крыму». Таких миротворцев не позво лят даже пальцем тронуть. За по следние месяцы меджлис провел полторы тысячи самозахватов. В акциях приняли участие тридцать тысяч татар - в десять раз больше, чем в прошлом году. Внутренние войска и спецназ МВД Крыма го товы быстро ликвидировать про блему самозахватов. Но офици альный Киев запретил проводить любые силовые операции против активистов меджлиса. Когда ночью на трассе у Пар- тенита славяне и татары были го товы схлестнуться в кровавом ме сиве, наконец-то прибыли воору женные бойцы милицейского от ряда «Беркут». Немыслимо, одна ко поначалу люди в масках на правили автоматы на жителей по селка. Втот же день меджлис сорвал установку памятника Андрею Первозванному в Феодосии. Та тары буквально повисли на подъ емном кране и не давали рабо тать. Пикетчики объявили, что выступают против установки па мятника, так как «апостол держит в руке крест». По рекомендации Крымского митрополита Лазаря открытие памятника перенесено на конец мая - когда на полуост рове закончатся мероприятия, посвященные очередной годов щине депортации крымских та тар. Феодосийский мэр В.Шайде- ров обещал, что монумент обяза тельно воздвигнут на запланиро ванном месте. Министерство курортов Кры ма презентовало программу раз вития событийного туризма на нынешний курортный сезон. Предлагают посетить фестиваль хризантем в Никитском ботани ческом саду, зовут на праздник массандровского вина и рыцар ский турнир в Генуэзской крепо сти Судака. Там же можно посе тить останки санатория, сожжен ного татарскими захватчиками этой весной. Вот и нынешним ле том меджлис гарантирует курстзт- никам множество горячих собы тий. Рядом с сообщениями об оче редных татарских самозахватах симферопольские газеты пере печатывают отрывки из недавне го интервью А.Солженицына. Как заклинание, «...Россия ни в какой форме не смеет предать много миллионное русское население, насильно втиснутое в состав ны нешнего украинского государст ва». Вмайские праздники у мыса Фиолент собрались несколько сотен молодых севастопольцев, чтобы водрузить на 50-метровую скалу российский триколор. Крым откровенно не хочет быть украинским. За это ему устраива ют татарский террор. Пока на маевке в Севастополе размахивали российским фла гом, президент США объявил о новом американском после в Ук раине. Уильям Тейлор - военный дипломат, спец по палестино-из раильскому конфликту, Ираку и Афганистану. Возглавлял анали тическое бюро при правительст ве США, среди прочего отвечая за вопросы готовности к чрезвычай ным ситуациям. Когда прошлым летом мор ская пехота США проводила тре нировки на крымских полигонах, в легенде учений не было даже намека на борьбу с каким-то ме ждународным терроризмом. Гос ти сказали откровенно: амери канские войска действуют в чрез вычайной ситуации зоны межна ционального конфликта. То есть они уже готовы к горящему Кры му. Сергей ЗЛАТОВ. Республика Крым. СОСЕДИ РИСКУЯ жизнью При выполнении задания на истребителе МиГ-29 командир эскадрильи украинских ВВС подполковник Сергей Василь ев, рискуя жизнью, сумел отве сти загоревшийся самолет от Ивано-Франковска и посадить его на одном двигателе. Возго рание произошло в ночное время, когда боевая машина находилась на высоте всего 800 метров над городом. Юрий КИРИЛЛОВ. ИВАНО-ФРАНКОВСК. ШКОЛЬНИКОВ ПЕРЕОДЕНУТ Показ моделей новой школьной формы прошел в од ной из тбилисских школ. По мнению модельеров, форма отвечает европейским стан дартам, является удобной и со временной. Всего на конкурс были представлены четыре мо дели. Автор лучшей из них бу дет определен в течение не скольких дней. Михаил АЙДИНОВ. ТБИЛИСИ. ХРУЩЕВКИ ИДУТ ПОД снос к 2010 году в Тбилиси не ос танется построенных в бО-е го ды прошлого века так называе мых хрущевок. «Все они будут снесены, а на их месте появятся многоэтажные дома современ ного типа», - пообещал мэр грузинской столицы Ге(^гии Угулава. Новые дома будут строить частные компании. Михаил АЙДИНОВ. ТБИЛИСИ. НЕ М Е Л О Ч И = СТАРЫЙ «КОНЬ» ДОРО ГИ НЕ ПОРТИТ р е й т и н г мы НЕ СЕЕМ И НЕ ПАШЕМ По данным Росстата, число чиновников в России выросло на 10процентов и достигло 1,46 млн. человек. Это примерно 1процент населения. Но, оказывается, у России еще есть резервы. А как в других странах? 2 4 6 8 10 12 I ШВЕЦИЯ ГЕРМАНИЯ I КИТАИ I БРАЗИЛИЯ I РОССИЯ Шведский автомо бильный концерн «Воль во» отправил на доработку 250 000 автомашин трех новейших модификаций марок S40, V50 и Х90. Все они были признаны нена дежными с точки зрения безопасности в случае ДТП. К такому выводу пришли эксперты из шведского стра хового общества «FOLK- SAM», проводившие испы тания различных марок ав томобилей с целью выясне ния их прочности при столк новениях в аварийных ситуациях. Все началось с того, что швед ским страховщикам надоело вы плачивать громадные компенса ции своим клиентам, пострадав шим в результате различных ДТП. Они решили проверить, по чему владельцы новых совре менных автомашин так часто ста новятся жертвами дорожных аварий. На специальном полиго не под городом Енчепингом они провели серию экспериментов, в ходе которых проверили на прочность автомобили различ ных марок, выпускавшихся в разное время. В качестве «маль чиков для битья» были выбраны «FORD-SIERRA», произведенный в 70-е годы, «OPEL-VEKTRA» вы пуска 80-х годов и «VOLVO-S 40», сошедшее с конвейера в уже в XXI веке. Результаты испытаний оказа лись, прямо скажем, обескура живающими. Выяснилось, что в случае столкновения при ДТП больше шансов остаться в живых имеет водитель допотопного «FORD-SIERRA», а не более сов ременных «OPEL-VEKTRA» и «VOLVO» . Как это ни парадок сально, но с точки зрения безо пасности новые машины зачас тую хуже старых. Чтобы убедиться в этом до подлинно, шведские страховщи ки из «FOLKSAM» не пожалели времени и денег. Во время испы таний они вдребезги разбили десятки машин. Подопытные ав томобили мчались навстречу друг другу на скорости свыше 100 километров в час. Визжали тормоза, брызгали стекла, коре жился метал. После сокруши тельных столкновений корпуса элегантных «VOLVO» и «OPEL» сжимались, как гармошки, в то время как искореженные старич- KH-«FORD» на их фоне выгляде ли молодцами. Это неудиви тельно, так как в 70-е годы кор пуса автомобилей делались из более прочного металла, чем се годня. Врезультате современные машины стали быстрее ездить, но чаще биться. Не случайно, что смертность в результате автодорожных столк новений увеличивается год от года даже в такой законопос лушной стране, как LUBepnn. По статистике от ДТП здесь погибает больше людей, чем от инфаркта, рака или СПИДа. Особенно остро почувствова ли это на собственной шкуре шведские страховщики. Вто вре мя как автомобилестроительные компании повышали свои при были в результате улучшения дизайна новых моделей машин, страховые компании были выну ждены возмещать из собствен ного кармана погрешности в их прочности и надежности. Чтобы избежать разорения, «FOLK- SAM» вступил в открытое проти воборство с концерном «VOLVO». Казалось, силы были неравны, однако страховщикам удалось выйти победителем из этого поединка. «FOLKSAM» не только добился отправки на до работку новейших «VOLVO», но также во всеуслышание объя вил, что старые модели этой марки являются более прочны ми, чем новые. По мнению экс пертов, «на ту же ногу» хромают не только шведские, но также все остальные автомобили, вы пущенные в последнее десятиле тие в Европе, США, Японии и Юго-Восточной Азии. Мировое автомобилестроение в начале XXI века оказалось перед дилем мой, как впредь увеличивать скорость машины, не жертвуя при этом безопасностью людей. Возможно, что ради решения этой проблемы конструкторы сделают автомобиль будущего не столь элегантным, как сегод ня, но зато таким же прочным и надежным, каким он был вчера. Светлана ПАНКРАТОВА. СТОКГОЛЬМ. и .г 1 ■Ф А К Т И К О М М Е Н Т А Р И Й = л ■ *<' «ТЕПЕРЬ ЦЕРКОВЬ В РОССИИ ВЗМАХНЕТ КРЫЛАМИ...» КАКОЙ БУДЕТ РОССИЯ ПОСЛЕ ВОССОЕДИНЕНИЯ ДВУХ ВЕТВЕЙ РУССКОГО ПРАВОСЛАВИЯ? ОБ ЭТОМ РАЗМЫШЛЯЮТ ОБОЗРЕВАТЕЛЬ «ДВ» И УЧАСТНИКИ ВСЕЗАРУБЕЖНОГО СОБОРА За последние годы мы так привыкли к бесконечным разделениям, к распаду всего и вся, что весть о воссоединении кажется при ветом из какой-то другой жизни. Вот и весть из Сан-Франциско о скором воссоединении Русской 1Деркви встречена одними с расте рянностью, другими с недоверием, а многи ми и вовсе с равнодушием. Это, мол, дела религиозные, от нас далекие. Но в том-то и грандиозность события, что закончившийся на прошлой неделе в Сан-Франциско Всеза- рубежный Собор выходит за рамки и внут- рицерковного устройства, и политики. Ведь речь идет о воссоединении того многонаци онального народа, который во всем мире зо вут русским. Об обретении им цельности церковной, общественной и культурной жизни. Вто время когда в Америке проходил Со бор Русской Православной Церкви за грани цей, в Москве умер выдающийся философ Александр Зиновьев. Всвоем последнем ин тервью (показанном на днях по каналу ТВЦ) он с горечью говорил: русские люди до того раздроблены, что уже не представляют со бой цельного народа, а у молодых в России нет даже чувства принадлежности к русским. Именно поэтому, говорил философ, «с рус скими безжалостно расправляются - их вы брасывают из мировой истории, вычеркива ют все их изобретения и победы...». И вот в такой момент мы получаем под держку, которой уже и не ждали, - от нашей эмиг|эации, от Православной Церкви за гра ницей, о существовании которой многие из нас лишь «что-то слышали», но доподлинно ничего не знали. Конечно, обидно, что шаги к примире нию двух русских церквей были сделаны лишь сейчас, а не в начале 90-х годов, ко гда в России и наивный народ, и неопытное священство были брошены в море катаст рофических социальных реформ без вся кой помощи, без всяких ориентиров. Не пе ресекая никаких границ, мы оказались в жесточайшей эмиграции. Люди гибли в бандитских «капиталистических джунглях», ничего не зная об опыте выживания наших эмигрантов на Западе. При этом чудесным образом возобновлялась служба в тысячах храмов, остро не хватало священников. Молодых романтиков, часто и семинарско го курса не окончивщих, спешно рукопола гали и, как вспоминает один из них, «втал кивали в алтарь». Они мечтали о духовном возрождении, а им приходилось в переры вах между отпеваниями латать крышу да вытаскивать из полуразрушенного храма забытые колхозом удобрения. Юные ба тюшки, у которых и б^ородки-то порой толь ко пробивались, были брошены на произ вол судьбы. Вот в каких условиях протянутая братская рука была бы пожата со слезами благодар ности! Вот когда опыт, знания и настоенная на непрерывавшихся традициях мудрость нашей православной эмиграции были так остро, так жизненно необходимы!.. Но, вид но, сильно еще там, в далекой эмиграции, опасались нас, бывших советских, а на свя щенников Московской Патриархии смотре ли как на агентов Кремля. Мы же, в свою оче- Этот колокол, отлитый на деньги членов королевской фамилии, британский принц Майкл Кентский на днях передал в дар Троицкому собору Ипатьевского монастыря. редь, считали эмигрантов уже и не вполне русскими, а заевшимися западниками, кото рые могут лишь поучать нас или требовать покаяния за «грехи сергианства и экумениз ма». Неудивительно, что противники право славия на Западе надеялись, что «эти рус ские» никогда между собой не договорятся. Ушаты грязи были вылиты на РПЦ в ино странных и российских СМИ. Но неожиданно для многих сторонних на блюдателей две ветви одной Матери-Церкви и одного народа решили больше не бросать друг на друга тень, не смущать паству взаим ными обвинениями. Пусть хотя бы и на пос леднем краю, но было решено поставить ду ховный предел вековой смуте, трагическому рассеянию по миру русских умов и духовно му отчуждению их от Родины. 12 мая Собор Русской Православной Церкви за границей (в нем участвовали 11 архиереев и около 150 клириков и мирян РПЦЗ, представляющих все 14 епархий Зарубежной Церкви, разные страны и континенты ■ Европу, Северную и Южную Америку, Австралию и страны СНГ) принял наконец-то резолюцию по установле нию нормальных отношений с Московским Патриархатом. Май 2006 года войдет в учебники отече ственной истории как светлая дата после че реды дат черных и безотрадных, как новая точка отсчета, как долгожданная победа над затянувшимся безволием и унынием. Соеди нение двух частей русского священства и русского народа после векового раздора и разномыслия не может быть простым и лег ким. Это потребует огромного труда, терпе ния и национальной солидарности, которая, будучи дурно понятой, выражалась у нас в последнее время лишь отвратительным бах вальством маргинальных политиков, скин- хедской уголовщиной да пьяными криками футбольных фанатов. Для компрометации русской идеи было сделано все мыслимое и немыслимое. Всякое истинное творческое и духовное делание было задвинуто подальше от общественного внимания. И можно поду мать, что его вовсе нет. Но обретение и впи тывание традиции, к счастью, теплилось и теплится - в семье, в храме, в келье, в право славных детских лагерях, в кадетских корпу сах и училищах сестер милосердия... Представители РПЦ и РПЦЗ объясняют сейчас самым нетерпеливым, что воссоеди нение должно быть осторожным и постепен ным, что Церковь - институт консерватив ный. Но время-то в XXI веке течет иначе, чем в XVII. И пока согласительные комиссии бу дут в лупу рассматривать каждую запятую, глобализация может захватить наших детей так, что до них уже ни с какого амвона не до кричишься. Чтобы передать детям веру, тра дицию, нравственные начала, у нас каждый час на счету. Послушаем голоса тех, кто выступал на Всезарубежном Соборе Русской Православ ной Церкви за воссоединение, и тех, кто так ждет его в России. Их переживания и мысли о России должны, мне кажется, всем нам придать бодрости и решительности. Мы должны вериться к самим себе и стать наро дом, а не «вымирающим электоратом». Дмитрий ШЕВАРОВ. Протоиерей Николай КАРЫ- ПОВ (Австралия); - При правильном руководст ве Церковь в России взмахнет крылами и полетит. Нам же на За паде понадобятся большие уси лия, чтобы изжить дебелость плоти и подняться над землей. Первые поколения Русской Зару бежной Церкви видели себя представителями «Святой Руси». Россия при всех ее грехах, при ведших к революциям, имела как общество нечто, что было давно похоронено на «милом кладбище Европы»... Зарубежная Церковь прилагала напряженные усилия, чтобы осмыслить и сохранить принципы Святой Руси, дабы воз вратить их будущей России как некий драгоценный залог. Этот залог - ценности духовные и нравственные, а также ориенти ры для устроения национальной жизни вокруг Православия.... Что же нам остается делать теперь?.. Может быть, мы сможем еще быть нужными для Церкви в Рос сии, если найдем в себе мужест во говорить честно, не свысока, не теряя покаянного духа... Мы стоим на пороге возможности ве ликих событий. Борис ЙОРДАН, внук полков ника Добровольческой армии, банкир и предприниматель, ро дился в CLLIA, последние 15 лет живет в России; - Убехсден, что в этот перелом ный для нашего Отечества момент русское зарубежье не должно по- фарисейски требовать от тех, кто родился в советское время и пе режил страшные годы безбожия, в один момент изменить свои взгляды и усвоить традиционное русское мировоззрение. Если мы осознаем, что нам вверен бесцен ный дар православной веры, рус ского предания и традиций, мы должны щедро делиться им с на шими соотечественниками в Рос сии, особенно с молодежью. Ина че в скором времени делиться бу дет уже не с кем: вместе с русским мировоззрением, русской иден тичностью сойдет с арены миро вой истории и Россия как великая держава. На ее месте появится территория, населенная русского- ворящими людьми, численность которых год от года будет лишь уменьшаться.... К великому сожа лению, до сих пор в умах и душах русских людей продолжается гра жданская война. По-прежнему в русском обществе присутствует разделение на своих и чужих, бе лых и красных. На мой взгляд, се годня важно, чтобы Русская Пра вославная Церковь примером объединения двух своих частей навсегда поставила точку в этих бессмысленных и бесплодных спорах... Если этого не будет сей час, то, по моему глубочайшему убеждению, может быть совер шена великая историческая ошибка, которая может стать ро ковой не только для Церкви, но и для всего русского на_рода. Схиигумен ИЛИИ, духовник Свято-Введенской Оптиной пус тыни; - В сентябре 2005-го наша группа в количестве пяти человек находилась в Америке, в частно сти для поклонения мощам святи теля Иоанна, Шанхайского и Сан- Францисского Чудотворца. Это было наше первое посещение континента Америки. Н1епривыч- ный, необычный для нас образ жизни американцев с их усвоен ным менталитетом по-человече ски вызвал у нас многие эмоции и чувства. Но все это оказалось не столь впечатлительным и важ ным, когда мы встречались лицом к лицу с нашими родными сооте чественниками, и мы даже стали забывать, что мы находимся не в своем отечестве, а в штатах Аме рики. Православная душа, рус ский темперамент да и ментали тет русского православного чело века нас окружали, как будто мы были не в Америке, а в Калуж ской, Московской, Орловской или другой области. Мы нисколь ко не заметили неприязни к Рос сии и к народу, населяющему ее, от ныне живущих за рубежом лю_- дей, а почувствовали от них одно желание духовного нашего обще ния, общения близкого и челове ческого. Мы будем усердно мо литься о том, чтобы мы вскоре были вместе. Валентин КУРБАТОВ, литера турный критик (Псков); - Новость о воссоединении - великая и ободряющая. Не только для Церкви. Мы действительно вступили в новый век, как всегда, расходясь с календарными грани цами. По самой своей профессии мне приходится много читать, и я с удивлением отмечаю, как скоро для героев нашей прозы размы лись границы мира. У кого дети за границей, кто сам летает взад- вперед с естественностью птицы. И авторы уже подписывают свои книги разными концами мира, начиная рукопись в одной части Земли и кончая в другой, - и не всегда дома. А ведь это русские люди, русские дети с наследован ной или только-только прижив ленной христианской закваской. Теперь, сходясь у общей Чаши, они острее будут чувствовать сло во «причастие», потому что это будет еще и причастие Родины, лучше будут слышать ее сердце и хранящуюся в Церкви глубину до машнего кровообращения. Да и многое из того, что нажито в раз делении самой Церковью (опас ливые оглядки друг на друга и со ревнование в консерватизме) при разности светского и историче ского опыта той и другой Церкви, будет обдумываться и бережнее, и вместе смелее. От вызовов вре мени не укроешься, и решение Собора - есть первый мужествен ный ответ этому времени и прояв ление заботы о своей стремитель но и неизбежно меняющейся па стве. Наталья НАРОЧНИЦКАЯ, за меститель председателя комите та Госдумы по международным делам; - Объединение Русской Право славной Церкви (РПЦ) и Русской Православной Церкви за рубе жом (РПЦЗ) - это величайшее со бытие. Русские люди оказались на высоте того исторического шанса, который им представился. Мы сделали то духовное усилие, без которого России нельзя дальше существовать. Я с оптимизмом смотрю на этот процесс объеди нения Церкви, верю, что окрепнет внутренний стержень, без которо го государство - просто террито рия с полезными ископаемыми, а нация - это просто народонаселе ние. Вера превращает народона селение в нацию. А В ЭТО ВРЕМЯ .. ............ .. .... «Диалогу между Православной Церко вью и либеральными силами - быть!» - именно такой довольно неожиданный для многих вывод можно сделать из открытой переписки заместителя председателя Фе дерального политсовета СПС Леонида Гоз- мана и митрополита Смоленского и Кали нинградского Кирилла. Православная Церковь, очень часто по вторявшая, что она есть «один из ключевых институтов гражданского общества», нако нец согласилась на взаимодействие и с дру гими его институтами, которые нередко иные церковные (и околоцерковные) деятели об виняли во всех смертных грехах. Непростая, острая, но вместе с тем живая дискуссия, возникшая между Леонидом Гозманом и ми трополитом Кириллом в эпистолярном жан ре после Всемирного Русского Собора назре ла давно. Правые заявляют, что свобода вероисповеда ния - один из базовых принципов «Союза правых сил». Вместе стем нельзя забывать, что правосла виенапротяжениимногихвековявлялосьосновой русской культуры и государственности. Людей, так илииначеотносящихсйя к православию, вРоссии по-прежнемуочень много, многоих исредисамих либералов - примеромтому можетслужитьлидер СПСНикита Белых, соблюдающий пост и регуляр но посещающий храм. «Мировой опыт показывает, как велика роль Церкви, когда она сохраняет независи мость от государственной власти, и как быст ро она деградирует, начиная выполнять не свойственные ей в современном мире госу дарственные функции. Выступая за светский характер государства, за отделение Церкви от государственных институтов, мы тем са мым защищаем и саму Церковь от повторе ния той нравственной трагедии, которую она пережила при советской власти» - так фор мулирует роль современной Русской Право славной Церкви в своем письме митрополи ту Кириллу Леонид Гозман. Без осознания того, что идеалы свободы и демократии являются ключевыми для Рос сии, не может обойтись и Церковь. В то же время правые заявляют, что они ни коим об разом не хотят противопоставлять себя ни православию вообще, ни Русской Право славно Церкви в частности. Они лишь счита ют, что намечающийся диалог между Церко вью и демократическими партиями одинако во важен для обеих сторон. Продолжением открытой переписки ми трополита Кирилла и Леонида Гозмана дол жен стать «круглый стол», на котором пред ставители ■демократических партий и цер ковные сановники обсудят, как должны стро иться взаимоотношения Церкви и общества. Очень хочется верить, что диалог получится, тем более сам факт ответа церковного ие рарха представителю политической партии уже означает очень многое.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz