Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)
19 мая 2006 г., № 96 (22724) ЛИПЕЦКАЯ газета Юбразование Без табуретки космос не покорить... Кресло Тутанхамона, связанная крючком объемная модель храма, солнечный насос, деревянные игрушки-конструкторы — все это и ещ е многое другое можно было увидеть на конференции по технологическому обучению и техническому творчеству, на факультете I технологии и предпринимательства ЛГПУ . В ней ” участвовало около 120 преподавателей вуза и школ области, студенты, школьники. Такие конференции здесь проходят восьмой год. По словам декана факультета Михаила Никонова, это попытка сплотить единомышленников, энтузиастов своего дела. — Повысить качество технологического образования мож но только силами заинтересованных педагогов, а их у нас не так уж и мало, — говорит Никонов. — В последнее время мы предложили ряд новшеств, чтобы овладение ремеслом стало настоящим творческим делом. Хочется, чтобы ученик не пхю- сто, предположим, сверлил отверстие, но и придумывал, ка ким способом можно это сделать лучше. О том, каких результатов можно достичь, развивая не толь ко умение, но и мышление подростков, гости судили по пред ставленным на конференции работам. Нгшример, сортировщик картофеля — запатентованное изобретение одиннадцатикласс ника липецкой школы № 46 Вячеслава Тигрова. Вячеслав стал в этом году победителем Всероссийской олимпиады по техно логии. Теперь для него открылись двери любого технического или технологического вуза страны. Изобретение Любови Карташовой, студентки третьего кур са факультета технологии и предпринимательства, также при влекает внимание. Ее мягкая игрушка-конструктор оказалась ■намного симпатичнее и полезнее тех «шедевров» китайских мастеров, ко'горыми завалены сейчас полки наших магазинов. Но вот проблема: а есть ли будущее у этих идей? — Конечно, в развитии технологического обучения долж ны быть заинтересованы, прежде всего, производственники, предприниматели, — замечает Михаил Никонов. — К сожале нию, далеко не все они понимают, что за таким подходом к делу — будущее. Пока нас поддерживает одна компания. Ее генеральный директор, кстати, наш выпускник. На ее базе мы основали своеобразное конструкторское бюро. Участники группы — школьники, студенты, преподаватели.— работают над теми проектами, которые можно реально воплотить на производстве. Нам есть что предложить: от светопрозрачных конструкций до сельского хозяйства. И добавляет уже с улыбкой: изобретений столько, что если все патентовать, то мы на одних пошлинах разоримся. Между тем технологическое образование сейчас пережива ет кризис. В школах ему уделяют все меньше внимания. Кое- кто уверяет, что вообще оно не должно быть обязательным для всех. Другая проблема: выпускники факультета с неохотой идут работать в школы или училища — слишком невыгодные там условия для молодого специалиста. Поэтому в классе не редко оказываются далеко не лучшие педагоги, они не умеют заинтересовать ребят. — В любом случае систему технологического образования необходимо сохранять и развивать. Без этого технический, эко номический прогресс невозможен. Сразу космические корабли не строятся. Нужно начинать с чего-то попроще, например с табуретки, — настаивает Михаил Никонов. Софья ВОБЛИКОВА. ^Необычный концерт Можноли сделать «звезду» нафабрике? Если и можно, то только фальшивую. В чем убедится каждый, посмотрев неутомимое по части изготовления мыльных пузырей ТВ. А вот кто хотел увидеть настоящих «звездочек», тот не пропустил замечательный отчетный концерт, которым областная специальная школа для одаренных детей отметила свой двенадцатый день рождения. Впрочем, в этой школе пустые телеигры в «звездочек» и «звезд» не жалуют. Во всяком случае, директор ее Влади мир Ларьков и многие педагоги предпочитают называть сво их учеников питомцами. Я думаю — не случайно. Потому что здесь действительно питомник юных дарований, кото рых ищут, бережно растят и пестуют. В большое искусство на фабричном конвейере не въедешь. У таланта особая, не механическая природа. А что в школе в самом деле талантливы все — и ученики, и педагоги, — убеждает множество побед ее воспитанников на российских и международных конкурсах. С некоторыми из лауреатов и дипломантов я познакомилась еще до концерта. Сгпссофонистка Светлана Иванова добилась недавно успеха на региональном открытом конкурсе духовых инструментов в Воронеже. Двенадцатилетний балалаечник Дима Мещеряков прекрасно выступил уже на одиннадцати крупных конкурсах и удостоен президентской стипендии. Аккордеонист Сергей Крутских тоже отличный музыкант. Ну а остальных лауреатов, дипломантов и тех, кому, не сомневаюсь, еще предстоит получать награды за мастерство, я увидела и услышала уже на сцене. Русская балалайка и скрип ка, фогот и фортепиано, труба, гитара, баян, домра... Порази тельно, на каких только инструментах не играют ребята. А ведь когда школа открылась, там было лишь три отделения. Но главное, конечно, как эти музыканты играют. Сколько сил, терпения, упорства понадобилось им вместе с наставника ми, чтчйы добиться такого звучания, а нередко и виртуозности. Точка зрения дирек'гора Владимира Ларькова: «В искусстве нет скидок на возраст. Мжсимализм в творчестве — это закон. И наши ребята его усвоили. Они в каждом произведении, пасса же стараются разобраться глубже, тоньше его почувствовать». Разобраться. Почувствовать. Преодолеть себя. Добиться. Быть достойными той великой музыки, которую исполняешь... Иного пути просто нет. Если тебя, конечно, растят в питомни ке, а не изготовляют на какой-нибудь «Фабрике звезд». Татьяна ФЕДОТОВА. зеркале прессы Главные новости - экономические Практически все последние публикации из Липецкой области в московских изданиях связаны с экономикой, они свидетельствуют о динамичном развитии региона. Публикуем очередную выборочную их библиографию. Города с видом на будущее. (О целях, задачах, этапах реализации город, про граммы «Липецк — наш общ ий дом» шла речь за «круглым столом» в администрации г. Липецка). Рос. газ. 28 апр. К арабутТ . «Аврора» выстрелит рапсом . (ОАО «Агропромышл. объе динение «Аврора» совм естно с а в сщ и й с ко й компанией Neckerman на мерено построить завод по перерабо тке рапса). Коммерсантъ . 28 апр. От каркасов до сэндвичей . (В пос. Тербуны состоялась церемония закладки первого камня на месте будуще го завода строит, металло конструкций ). Рос. газ. 28 апр. Плещанова О. ВАС признал землю НЛМК вечной ценностью . (Вы с ший арбитраж , суд опубликовал постановление президиума по делу о приватизации земли Новолипецк. комбината). Коммерсантъ . 28 апр. Старооскольцев Н. Возвращение «Каменного гостя». (О Всерос . вы ставке «Скульптура-2006» в Л ипецке ). Лит. газ. 5 -1 6 мая (№18). ФАС тянет с решением по «ВИЗ-стали». (Федер . антимонопол. служ ба не определила свою по зицию в отношении ходатайства ОАО «НЛМК» о приобретении «ВИЗ-стали» (Екатеринбург). Коммерсантъ . 6 мая. Подготовила Наталья ПЕНДЮРИНА, i l l главный областной научной библиограф Липецкой библиотеки. 1 |гЕлец Влицах Листаястраницы... памяти в древнем городе живет очевидец многих легендарных событий XX века Русский ученый Дмитрий Лихачев мудро заметил: память — это преодоление времени, преодоление смерти. Александр Николаевич Яцунов на своем веку — а это не просто удачная метафора: в этом году ему исполнилось 92 года — запомнил много событий, которые нынешним поколениям покажутся не иначе как легендами, припорошенными серой поземкой памяти ... в небольшой городок в центре России семья Яцуно- вых перебралась, когда их сыну — маленькому Саше — исполнилось три года. В Ель це мальчик пошел в школу и там стал одним из первых пи онеров. Потом учился на от делении “Гражданские соору жения” в строительном техни куме путей сообщения. После него путь молодого специали ста лежал вЛенинград, в трест “Сев-Запстройпуть”. Парню исполнилось 23 года, предсто яло возглавить крупное стро ительство... Война ворвалась в мирную жизнь пламенем по жарищ и грохотом канонад... Яц^ов прошел войну с ав густа 1941-го до декабря побед ного 1945-го. Воевал на Вол ховском и Карельском фрон тах. Был награжден многочис ленными наградами, среди них орден Славы Ш степени и ор ден Великой Отечественной войны I степени... Но самой дорогой фронтовик считает медаль “За отвагу”. Ею он был награжден в 1943-м, когда слу жил в полковой разведке. — Наши части стояли не далеко отфинской границы, — вспоминает Александр Нико лаевич. — Немцы с финнами долбят из минометов по пози циям. Прибьш командир пол ка с начальником штаба. Ото брали девять человек, среди них — я. Построили и поста вили задачу: убрать минометы! И вот мы ночью, в маскха латах, у каждого на поясе по 12 гранат и финский нож, по ползли по озеру, за которым находился враг. Добрались до их землянки, длинная такая, с выходами на обе стороны. Посредрше торчит труба от печ ки железной. Я залез на кры шу землянки и кинул в эту трубу термитный шар и пару гранат Ф-1. Шума наделал... И тут по нам начали бить мино меты. Мы — отступать. В небе одна осветительная ракета, вто рая, третья. В снег вжался и ползу, ползу к своим... Чув ствую, окоченеваю... Сколько пролежал, не знаю. Услышал голоса, идут двое наших, вы тащили меня — и в санчасть. Там натерли спиртом, отогре ли. А потом уже медаль при шла — “За отвагу”. После демобилизации Яцу нов получил направление в Вильнюс, но сначала заехал в Елец повидаться с матерью. Заодно зашел в горком партии заплатить взносы. И тут пер вый секретарь горкома Алек сей Родионов пригласил его к себе: “Нам надо город восста навливать. Нужны люди”. Возражения не последовало. Согласовали перевод, и с тех пор Яцунов окончательно стал ельчанином. Верой и правдой служил древнему городу и ушел с этой службы, когда ему исполнилось 84 года. Разрушенный Елец нуж дался в помощи. В первую очередь требовалось восстано вить депо и мастерские. Рабо чей силы не хватало, зато в Ельце находился целый бата льон пленных немцев. Их-то и отрядили под начало Яцу- нова на пол'гора года. Налади ли выпуск столярных изделий и шлакоблоков — по 500 штук в день, приступили к строи тельству нового здания желез нодорожного техникума, дру гих объектов железной доро ги. И выросли как грибы пос ле дождя стройдвор и котель ная, локомотивное и вгигонное депо, поликлиника. Затем на чалось строительство столовой и нового здания для железно дорожного техникума. И тут неожиданное пред ложение. Приезжает второй секретарь горкома Илья Заха ров и с места — в карьер: “Тебе, — говорит Яцунову, — рабочих не хватало. Так вот, сам готовь кадры. Поехали, покажу, чем будешь занимать ся”. Подъехали к старому зда нию. Зашли. Среди голых стен ребятишки сидят, очистки картофельные жуют. Оборван ные. Голодные. Захаров им: “Вот ваш директор”. Для самого Яцунова но вость о назначении директо ром еще не существовавшего тогдаФЗО№ 14 была как гром средь ясного неба. Но когда он увидел блестящие глазенки этих беспризорников, отка заться не смог. А вскоре его перевели директором специ ального ремесленного учили ща на улице (Мира. Кстати, в том училище образовался за мечательный духовой оркестр благодаря тому, что появились там инструменты, которые по мог Яцунову приобрести друг- фронтовик. ...Почти восемь'лет прора ботал Яцунов в системе проф образования и был удостоен награды “Отличншс государ ственных трудовых резервов”. А вот какая история слу чилась у Александра Никола евича с Вознесенским собором, как раз паводок тогда случил ся — вода под самую паперть подошла. Яцунов работал тог да начальником отдела комму нального хозяйства, к нему-то и обратились за помощью свя щеннослужители. Однако в горкоме дали понять, что цер ковь, мол, отделена от государ ства... Смотри, наживешь себе неприятностей. Но Яцунов партийных товарищей не стал слушать: дал людей, технику. И воду, разрушавшую святы ню города, пустили в сторону. Но главное его детище — елецкие куранты. Дело было так. В середине XIX века в Ельце построили водонапор ную башню. Вплоть до 1933 года служила она бльчанам верой и правдой, подавая воду по деревянному водопроводу. Но со временем трубы обвет шали, а во время войны и вов се верхняя часть башни была разрушена снарядом... Таким “осколком” и простояла она вплоть до 1974 года. В апреле того же года на чальник коммунального хо зяйства Ельца Александр Яцунов побывал в Грязях на областном семинаре, где по казали гостям местную дос топримечательность — на фа саде административного зда ния часы с боем. Решил ель- чанин: что ж и нам такие не сделать? Узнал, что спроек тировал часы мастер-желез нодорожник Михаил Гребен кин. Встретились. Яцунов рассказал о своем замысле, и уже через три дня Михаил Иванович приехал. Внима тельно осмо'грел’ объект: “Можно попробовать, — ре шил мастер, — только вос становите здание”. Елецкие куранты соору жали всем миром. Для клад ки коллектив кирпичного за вода изготовил 3,5 тысячи штук кирпича по довоенно му образцу, вставили окна, сделали ворота. Завод меди цинского оборудования сде лал циферблаты из четырех миллиметрового железа, ма шиностроительный выточил четыре редуктора для враще ния вала. И еще одно из ярких дел Яцунова — монумент в память о погибших в Великой Отече ственной войне, воздв 1 пнутый к тридцатилетию Победы на месте братской могилы, что на старом кладбище. У командира воинской ча сти, базировавшейся в Крас ных казармах, Бориса Вири- гина был альбом с разнооб разными проектами памятни ков. Просмотрев, решили воз двигнуть у себя Т 0 ЧЕ 1 УЮкопию монумента в Минске. Обсуди ли финансовые вопросы, рас пределили обязанности. Запси- пела работа и спорилась до тех пор, пока не дошло дело до об лицовки. Возник вопрос, где взять такую, чтобы придала монументу величественный вид. Как всегда, подсказка возникла неожиданно. В очередной командиров ке в Москве Яцунов встретил своего однополчанина — быв шего командира роты Павла Лебедева. Он работал на Ук раине руководителем Ямполь ского карьера. Обменялись телефонами. И скоро Лебедев предложил ельчанам плиты черного гранита, оставшиеся от заготовок для мавзолея Хо- Ши-Мина. Так и был облицо ван памятник на братской мОгиле, часть плй'г пошла еще н на облицовку постамента па мятника у Вечного огня. ...Семь лет назад у Яцуно ва умерла жена. С тех пор он живет один. Старается нико го не обременять — сил пока хватает. Ходит за продуктами, готовит нехитрую еду... А по том, застыв у окна, вновь и вновь листает страницы свое го прошлого, мысленно про бегая глазами знакомые строч ки из давно минувших дней... И тогда в тишине пустых ком нат начинает звучать голос памяти. Милада ФЕДЮКИНА. P.S. Автор благодарит за помошь в сборе матери ала младшего научного со трудника художественно го отдела Елецкого крае ведческого м узея Любовь Демину. ^Концертная жизнь Есть у гитары душа Вряд ли есть в России другой музыкальный инструмент, способный по своей популярности 110 Спорить с гитарой. Практически каждый хоть раз пробовал извлечь из нее хотя бы пресловутые «три аккорда». И в то же время как мало настоящих мастеров, в чьих руках этот инструмент раскрывает всю красоту своей души. Но в один из недавних вечеров в концертном зале «Чайка» все же безраздельно царила прекрасная гитарная музыка. Концерт лауреатов всероссийских и международных конкурсов Анастасии Бредис и Эдуарда Коновалова подарила публике Липецкая филармония. Свою землячку Анастасию Бредис хорошо знают не только липецкие поклонники гитарного искусства. Несколько лет на зад этой девушке удалось покорить даже самую гитарную стра ну мира — Испанию. Именно там одержала она одну из своих главных творческих побед. Сегодня Анастасия — студентка второго курса Государственной академии классического искус ства имени Маймонида. Ее учитель Александр Фраучи — один из самых известных исполнителей и педагогов нашей страны. — В Москве очень много хороших гитаристов. Там есть возможность слушать и вдохновляться, — говорит Анастасия. Однако самой поиграть на московской сцене ей пока до велось всего один раз. И виной тому не нехватка таланта или мастерства, а рыночные отношения: получить бесплатную концертную площадку в столице практически невозможно. — Единственный вариант был в прошлом году. Эдик тоже принимал участие в том концерте. Мы просто сами скину лись, собрали деньги и арендовали зал, потому что нам ник то, в общем-то, такую возможность не предоставит. И гита ристы с именами точно так же залы арендуют — все только за деньги, — рассказывала девушка. И после такого невольно приходят в голову отнюдь не ра достные мысли: для чего все эти ежедневные многочасовые занятия на инструменте, если нет возможности поделиться своим искусством со слушателями? И в какой еще стране мира, кроме России, профессиональным музыкантам нужно выкла дывать за это деньги? А между тем на том самом «загниваю щем и разлагающемся» Западе виртуозы получают за свои концерты солидные гонорары. У нас же занятия серьезной музыкой сродни аскетическому подвижничеству... Но хватит о грустном. Впереди у Анастасии еще несколь ко лет учебы, но тем не менее уже сегодня можно сказать: эта молодая гитаристка — полностью сформировавшийся му зыкант. На этот раз она представила землякам в основном современную музыку. Прозвучали и терпкие пряные гармо нии, и прихотливые латиноамериканские ритмы Лео Брауэ ра, и третья соната Мануэля Понсе, и одно из любимых про изведений самой Анастасии Бредис «Фатум» Константина Васильева, в основе которого — трагедийно переосмыслен ная тема русской народной песни «То не ветер ветку кло нит». По словам гитаристки, сложный образный мир совре менной музыки ей сегодня наиболее интересен. Что касается однокурсника Анастасии, Эдуарда Конова лова, липчане оценили его уже в прошлом году. По оконча нии Ульяновского музыкального .училища он тоже выбрал академию Маймонида — сегодня это единственный вуз Рос сии, где есть отдельная кафедра гитары. Среди любимых композиторов Эдуарда — тот же Лео Брауэр, Роланд Дьенс и Фернандо Сор. Произведения этих авторов исполнил он и на липецком концерте. А «изюминкой» вечера стал гитар ный дуэт: в финале Анастасия Бредис и Эдуард Коновалов сыграли в ансамбле «Польку» Фернандо Сора и танго Асто- ра Пьяццоллы. Фёдор КУЧУМОВ. ^Спорткурьер Липецкие ветераны по-прежнему на плаву в Сочи прошла отчетно-выборная конференция Всероссийской ассоциации клубов ветеранов плавания. Ее президентом большинством голосов вновь избран Владимир Дементьев — начальник управления физкультуры, спорта и туризма администрации Липецкой области, возглавляющий ассоциацию с момента основания. Кроме того , в АКВСП были приняты новые члены — клубы «Арена» (Краснодарский край), «Бригантина» (Ростовская область) и «Касатка» (Казань), продолжающие развитие ветеранско го клубно го движения . Отчетная конф еренция проходила в дни очередно го первенства страны , с ко торо го липец кие спор тсмены приве зли медали ра зно го достоинства . Чемпионами России среди ветеранов стали Мар гарита Кун, Оксана Леликова , Лев Авраш ков , Юрий Д ен и со в , Дм и тр и й Авва кумов , Сергей Молодин, Людмила Кош кина , Жанна Кузнецова и Тать яна Борисова (последние трое — в составе эстафетной команды ). (Соб. инф.) Негромкая дата Жизнь в «Талисмане» - счастливая жизнь Образцовому ансамблю современного эстрадного танца «Талисман» завтра исполняется 15 лет. Завтра в городском Доме творчества учащихся им. Сталя Шмакова состоится большой концерт, соберутся выпускники, некоторые даже будут смотреть, как в родном ансамбле выступают их детки. Завтра будут сотни поздравлений, встречи, цветы, воспоминания. А сегодня у артистов допоздна генеральные репетиции. Сегодня проверяются последние стежки на костюмах и последние шажки проходов, хотя все уже идеально сшито, выучено, отрепетировано. Но Оксана Буева, художественный руководитель и основатель «Талисмана», все равно ночью будет ворочаться без сна: туда ли повернется Катя, вовремя ли выйдет на сцену Женя , на своем ли месте станцует С ережа ... В танцклассе тридцать де тей, все сосредоточенно, но улыбаясь, глядят в зеркала. Музыки нет, а они танцуют. — Раз-два-три’-четыре... — Оксана Буева отсчитывает ритм, успевая делить заме чания: — Юля, носки тяни — пять-щесть-семь-восемь — работаем головой! А еще на репетициях Буе ва рассказывает о культуре народа, танец которого ее вос питанники разучивают, или предысторию танца. Когда ставили танец «Жди меня», девчонки, слушая душеразди рающие истории военных лет, плакали. — Вот здесь — кулиса, — Буева показывает, где вооб ражаемый занавес. — А ты стоишь хмурый. Раз-два — улыбка! Улыбаться, как бы труд но, тяжело ни было, нужно даже за кулисами, считает Оксана: теле ее учили, а теперь ■томуже учит она. Будучи пер воклассницей, Буева записа лась в танцевальный кружок сама. На репетиции ходила каждый день по два раза — до школы и после. Была в ее жизни и спортивная гимнас тика, стала кандидатом в ма стера спорта. А по первому образованию педагог по совре менной хореографии Буева — учитель истории и права. Лю бимые журналы этой женщи ны — нет, не моды: «Балет», «Хореография»... Она живет работой и буквально живет на работе: «Домой хожу толь ко ночевать». — Не зевай , Наташа, спишь! — три-четыре... В пяти группах ансамбля, неоднократного победителя и обладателя Гран-при город ских и областных конкурсов и межрегиональных фестива лей, занимаются около 120 детей. В «Талисман» дети просятся сами, но чаще все- таки их записывают сюда ро дители: от знакомой знако мых слышали про лучшую в городе растяжку — «талис- мановскую». Требования, по секрету го ворят мне родители, ожида ющие за дверью танцкласса своих артистов, здесь выше, чем в других коллективах. Но дети готовы работать и рабо тать, а их родственники-фа наты согласны три раза в не делю в любую погоду — иног да через весь город — возить сюда юных Барышниковых и Улановых. И костюмы для своих звездочек тоже согласны шить сами, то есть за свой счет заказывать портнихам. А счет за однотанцевый кос тюмчик порой составляет около тысячи рублей. Но, не смотря на это, в «Талисмане» занимаются даже по двое де тей из одной семьи, как, на пример, сестра и брат Мамон товы, Юля (12 лет) и Женя (9 лет). Как раз в минутную пау зу Оксана Буева объясняет папе Мамон’гову, как перепод- шить дочкину юбочку. Тот вдумчиво кивает. А потом, кивая на своего сынишку, интересуется: — Поведение как у него? — Уже лучше... Оксана Красникова как учитель математики и завуч в 14-й школе утверждает (со знанием дела, разумеется), что юные танцоры и учатся гораздо лучше сверстников: среди них в основном отлич ники. А как мама Даши (9 лет), солистки коллектива. ФОТО ИЗ АРХИВА «ТАЛИСМАНА» она рада, что чертами харак тера ее дочки стали собран ность, организованность, це леустремленность (и, конеч но, пластика, осанка). — ...пять-шесть — где ха рактер?! Талант — это не черта ха рактера, уверена Оксана Буе ва. На 90 процентов, считает она, — это труд (слезы, пот, синяки) и, бесспорно, «пля совое» желание, одержимость даже. Ведь нередко дети с «танцевальными» данными бросают занятия. Но чаще все-таки танцуют всю жизнь. К примеру, Антон Новиков, пятикурсник пединститута, в «Талисмане» 14 лет! А Елена Лемак, выпускница этого коллектива, работает в управ лении социальной защиты, а по вечерам ведет занятия с младшими группами. Кстати, в «Талисмане» Елена встре тила свою любовь, солиста Александра. — Молодцы — семь-во семь! — Ну ка-а-айф! — с по следним счетом останавлива ется, вбирая в легкие поболь ше воздуха и жестом делая «йес», Аким Слободенюк (9 лет). Разве лучше него ска жешь?! ...Танец — это раз-два- три-четыре, улыбки и слезы, ссоры и хвала, обиды и уста лость, взлеты и падения, это труд, это — любовь. Согласи тесь, танец — это жизнь. — А если в жизни есть «Талисман» — это счастливая жизнь, — улыбается Оксана Буева. Евгения ЗИМИНА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz