Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)
I V Q ОЮ 3 Беларусь—Россия. 4 МАЯ 2006 ЧЕТВЕРГ № 16 (260) «Старый мастер» остался в Могилеве Заслуженный художник России презентовал свои картины музею вернисаж Ольга К исл я к МОГИЛЕВ ВЫСТАВКА «Универсум», на ко торой представлены ранее не выставлявшиеся творения Пав ла Масленикова из фондов Мо гилевского художественного му зея, а также работы минских ис кусствоведов и критиков, будет работать до середины мая. Но часть «приезжих» картин оста нется в городе на Днепре и по окончании выставки. Несколько работ в дар музею передал на днях заслуженный художник России Алексей Шалаев. — В числе подаренных работ — «Автопортрет», портреты ста рика и старого мастера, — рас- сказсша корреспонденту «СОЮ- За» заместитель директора Мо гилевского художественного му зея имени П. Масленикова Свет лана Строгина. — Это не первый подобный презент. Прежде свои картины, даже целые выставки дарили нам и другие известные художники. Более 60 полотен пе редал живописец из Витебска Владимир Напреенко, примерно столько же — могилевчанин Эраст Карпович. Около 80 пей- зшкей, натюрмортов и портретов достались музею от художника из Аргентины, уроженца Могиле ва Николая Гедды. Благодаря этим тгшантливым и щедрым лю дям теперь посетители музея мо гут увидеть, каким был наш го род до Великой Отечественной войны, в начале 60-х или конце 70-х годов, полюбоваться ста- риннь!ми двориками и зданиями, многие из которых живы лишь на полотнах да в воспоминаниях. Ворота в Европу Брестский железнодорожный вокзал готовится к 120-летнему юбилею Валентина Козлович БРЕСТ__________________________________ «ПОСЛЕ молебствия, сего числа с 2 часов дня последовала пере мена движения на новые пути и открытие для публики пассажир ского здания Брестской цент ральной станции». Телеграмма с таким текстом до сих пор хранит ся в музее Брестского железно дорожного вокзала. 120 лет на зад, 28 мая 1886 года, от имени начальника службы ремонта пу тей и зданий К. Лямина телегра фистка уведомила члена прав ления Московско-Брестской же лезной дороги Н. Петерса о столь знаменательном событии. С того дня принято отсчитывать исто рию одного из красивейших ис торических зданий пригранично го Бреста, «западных ворот» Бе ларуси, а сегодня и Союзного го сударства. Брестский вокзал всегда впе чатлял современников. Он был похож на крепость, расположен ную на острове. В 1888 году впер вые в истории железнодорожного транспорта России на вокзале по явилось электричество. 160 элек тролампочек мощностью по 20 свечей каждая установили в за лах ожидания и в служебных по мещениях, а на перронах — 12 фонарей по 50 свечей. Автор ка лендаря-справочника «Брест за 1913 год» был уверен, что не сколько первых лет своего суще ствования Брестский вокзал «по праву считался единственным в России по изяществу и удобству». В годы Великой Отечествен ной вокзальные строения, к сча стью, пострадали не сильно. Правда, после освобождения Бреста саперам около двух не дель пришлось их разминиро вать. А потом начались активные ремонтные работы. Очередная реконструкция пришлась на 1953— 1957 годы. Построили но вое, так называемое здание сер жантского и рядового состава с агитпунктом на третьем этаже и билетными кассами на первом, появилась пристройка к главно му зданию — таможенный зал и зал для интуристов. — Одну из проблем, которые тогда стояли перед проектиров щиками, решил знаменитый скульптор Евгений Вучетич, ав тор «Воина-освободителя» в берлинском Трептов-парке. Он был на вокзале проездом, — вспоминает директор музея Бре стского железнодорожного во кзала Савва Шпудейко. — Скульптор предложил убрать тя жи, скреплявшие стены вокзала, а взамен по всему периметру сделать пояс из армированного бетона. Благодаря такой пере делке центральный зал ожида ния стал просторнее и красивее. Во время этой реконструкции использовались самые разные горные породы — гранит, грано- диорит, мрамор с месторожде ний Грузии, Карелии, Урала, Ук раины. Цветовая гамма настоль ко разнообразна, что холлы и за лы вокзала можно рассматри вать как необычный музей мра мора... Вокзал был свидетелем не только важных исторических со бытий, но и людей повидал нема ло. Вскоре после открытия зда ния, 29 августа 1886 года, импе ратор Александр III и его сын Ни колай встречали на вокзале на следника германского престола принца Вильгельма. В 1900 году на вокзсше по дороге в Германию останавливался Владимир Ле нин. Бывали здесь Климент Во рошилов, Никита Хрущев, Алек сей Косыгин, Петр Машеров, Сергей Смирнов, Валентина Те решкова... Высокопоставленные персо ны доверяли кухне вокзального ресторана. В депутатском зале потчевали Хрущева и Брежнева, президент Франции Жорж Пом- пиду с удовольствием отведал кулинарные творения местных поваров. В музее вокзала сохранились не только исторические снимки. В огромном альбоме на каждой странице — автограф знамени тости. Вот Александра Пахмуто ва оставляет запись, а здесь Ми хаил Ульянов поздравляет кол лектив с 115-летием вокзала, Людмила Зыкина, Петр Климук и Юрий Лужков желают добра и долгих лет... Для многих направляющихся на Запад по «железке» Брест ский вокзЕш по-прежнему оста ется воротами в Европу, а для въезжающих в Беларусь — ви зитной карточкой страны. В не далеком будущем почти вдвое сократится время пребывания в Бресте транзитных пассажир ских поездов, но этот час, по верьте, не стоит сидеть в вагоне: пройдитесь по вокзалу, почувст вуйте гармонию, красоту и удоб ство — все для вас! Александра Пахмутова оставляет свой автограф в почетном альбоме вокзала. Б а х И Б е т х о в е н д л я Е в р о п ы Совместное турне российских и белорусских музыкантов по Старому Свету творчество Радик Амиров МОСКВА — МИНСК НАРОДНЫЙ артист России и Республики Татарстан, прослав ленный дирижер Большого теат ра Фуат Мансуров отправляется в большое европейское турне с известным коллективом — Бело русским государственным сим фоническим оркестром. В тече ние первых двух недель мая га стролеры выступят в столицах ведущих европейских держав — Риме, Мадриде, Цюрихе. Кроме того, организаторами турне за планировано несколько концер тов в Милане, Неаполе, Вален сии, Барселоне и Берне. В репер туаре российско-белорусских мэтров — классические произ ведения Бетховена, Дебюсси, Глинки, Бизе и других. — Я уверен, после наших кон цертов въедливые европейские знатоки творчества великих ком позиторов, да и простые поклон ники не останутся равнодушны ми, — рассказал корреспонденту « с о ю з а » Фуат Мансуров.— Да, в Европе достаточно своих про фессиональных коллективов, ис полняющих классическую музы ку на самом высоком уровне. И все же пусть лишний раз там убе дятся, что и мы, россияне и бело русы, когда беремся за дело, ни чуть не хуже. Острый на язык дирижер Боль шого театра добавил: «Мы рабо таем тоньше, так что Европа уди вится нашему исполнению!» На вопрос, не трудно ли находить об щий язык с Белорусским государ ственным симфоническим орке стром, Фуат Мансуров ответил: «Я знаком с ними, знаю их хорошо. Это трудолюбивый, вдумчивый и достигающий цели оркестр. Очень рад, что у нашей доброй страны-соседки есть такой мощ ный по своему составу и сыгран- ■ Фуат Мансуров: Белорусским симфоническим оркестром по праву может гордиться любая страна. ности дружный коллектив: про фессионалы и отзывчивые люди. Таким оркестром по праву может гордиться любая страна». По мнению Фуата Мансурова, совместное турне россиян и бе лорусов по Старому Свету — на глядный пример единения и дружбы наших государств. «Пос мотрите, как у нас развивается экономика, культура, духовная жизнь. Всякий может позавидо вать! »— добавил дирижер. Звание «колхозник» в Израиле звучит гордо «Островки коммунизма», именуемые кибуцами, переживают трудные времена а ка к у них? Захар Гельман МИНСК — ИЕРУСАЛИМ БОЛЬШИНСТВО современной израильской молодежи относит ся к кибуцам с иронией. И это не смотря на очевидную уникаль ность подобных хозяйственных образований в современной ис тории. Хотя, с другой стороны, в летние каникулы многие старше классники и студенты не прочь отдохнуть и одновременно под заработать именно в кибуцах. Мои старшие дети, дочь и сын, в этом году трудятся в кибуце «Бреннер», в окрестностях горо да Реховот.Этот кибуц в конце 20-х годов прошлого века осно вали выходцы из Западной Бела- руси.Старожиль: «Бреннера» ут верждают, что среди основате лей этого кибуца были родствен ники виднейшего израильского политического деятеля, лауреа та Нобелевской премии мира Шимона Переса. Когда мы с женой решили на вестить наших чад, то поначалу их просто не узнали. В опрятных рабочих комбинезонах они были похожи на пилотов гоночных ма шин, правда, уже завершивших соревнования, ибо на их головах не было шлемов безопасности и водительских очков. Тем не ме нее наши отпрыски трудились в поте лица, став на какое-то вре мя птичниками. Местное началь ство не возражешо, чтобы мы ро дительским глазом оценили вклад детей в развитие израиль ского сельского хозяйства в це лом и непосредственно в обеспе чение населения страны кури ным мясом и яйцами. В кибуце поразило нас мно гое. Во-первых, чистота и поря док. В птичнике специфический запах отсутствовал благодаря покрытию, которое впитывало помет, а потом использовалось в качестве удобрений на полях. Во-вторых, наши дети трудились с видимым удовольствием и без контроля старших товарищей. Отсюда мы сделали вывод, что обучение они прошли и профес сией птичников овладели. Отведать кибуцные блюда нас пригласили в столовую. Там тоже многое приятно удивило. Например, показавшееся мне и жене безмерным количество со ков, салатов и других блюд. Дол жен заметить, что в израильских ресторанах порции в принципе превосходят среднероссийские не менее чем едва раза. Ну а что касается кибуцных столовых, то тамошние порции просто астро номические. Понятно, что сель- хозтруд аппетиту способствует. И все-таки желающим поддер- ного пирога». А они слишком большими не бывают. По этой причине к коммунистическому «распределению по потребно стям» допускают только прове ренных людей. Чтобы стать пол ноправным кибуцником,необхо димо два года проработать ста жером, то есть опять-таки наем ным работником. Кибуцник заработную плату не получает, хотя у него имеется «личный бюджет», размеры ко торого определяются ежегодно на общем собрании. Оно — выс ший орган кибуца. Повседневны ми делами управляет секретарь. Строжайшим образом соблюда- Кибуц— это несовсем колхоз, типичный для советскойдеревни. Кибуц— скорее коммуна, ибо степень обобществления доведенадо крайних пределов. живать форму настоятельно ре комендую обходить кибуцные столовые стороной. Правда, мои дети особенно на кибуцных хле бах не растолстели, потому что почти все свободное время про водили на спортплощадках и в бассейне. Ну а о вечерней диско теке, которую мы с женой тоже не обошли стороной, могу сказать так: «Это место встречи, которое изменить нельзя». По моим наблюдениям, кибуц — это не совсем колхоз, типич ный для советской деревни. Ки буц — скорее коммуна, ибо сте пень обобществления доведена до крайних пределов. Мне пока залось, что кроме жены и детей там все общее. Первые кибуцы на территории Палестины появи лись в 1909 году. Разумеется, на сильно в них никого не загоняли, но еще пару десятков лет назад от желающих отбоя не было. И в самом деле, жить в кибуце-ком муне совсем неплохо. Ведь в них властвует принцип почти комму нистический: от каждого по спо собностям, и каждому равную долю от «общественного кибуц- ется 8-часовой рабочий день. Трудные и грязные работы, а так же дежурства в выходные и праздничные дни выполняются по очереди. В данном случае действует вполне демократиче ский принцип: сегодня ты — на чальник, а завтра — скотник. Труд — важнейшая часть школьной программы в кибуцных школах. В большинстве кибуцев у детей имеется собственное хо зяйство, о котором они заботят ся. Нынешнее поколение изра ильтян считает кибуцы рассадни ком примитивной коммунистиче ской идеологии, того «пещерного равенства», которое противоре чит человеческой сущности. На сегодняшний день в Изра иле существует около трехсот хо зяйств кибуцного типа. В них тру дятся примерно 300 тысяч чело век, что составляет около 5 про центов населения Израиля. Правда, кибуцники обрабатыва ют почти 40 процентов сельско хозяйственных угодий и произ водят 41 процент сельскохозяй ственной продукции страны. В ряде отраслей на кибуцы прихо дится большая часть продукции. Так, в кибуцах производят 81 процент хлопка, 73 процента ба нанов, 67 процентов картофеля, 60 процентов молока, 100 про центов рыбы. Значительна роль подобного рода хозяйств в про изводстве яиц, в цветоводстве и в овощеводстве. Для полноты картины важно подчеркнуть, что кибуцы производят не только сельскохозяйственную продук цию. Например, на долю кибуцев в основном городского типа при ходится 50 процентов от всей консервной продукции Израиля. Кибуцники также производят ме бель и потребительские товары. В Израиле представлены не только колхозы-кибуцы, но и вполне капиталистические сель скохозяйственные фермы, кото рые здесь зовутся мошавами. Тех, кто в них работает, называ ют мошавниками. Бывшие советские граждане, которые в Израиле поголовно именуются «русскими», поре 1 жа- ются цветущим израильским де ревням. Более всего «русских» изумляют «простые» израиль ские землепашцы и скотоводы, образ жизни которых в плане комфорта и удобств ничем не от личается от городского. И тем не менее этот рай большинство «русских» отвергают напрочь. Отдельные любители сельских идиллий с просторов бывшего СССР скорее станут мошавника ми, то есть фермерами, а значит, типичными капиталистами, чем кибуцниками-коммунарами. Да и нынешнее поколение урожден ных израильтян, которых здесь называют сабрами, в большин стве своем кибуцы обходят сто роной. Только школьники и сту денты в каникулярное время не лрочь подработать и подышать свежим воздухом. Для них кибуц нечто вроде российского студен ческого отряда или бригады ша башников. Кибуцы продемонст рировали непреложный факт — людям не нравится быть просто массой. Золотая клетка остается всего лишь клеткой. Создай свой голос! Книга-пособие для политиков и бизнесменов обучение Александр Щуплов МОСКВА — МИНСК ИЗВЕСТНО, что умение общать ся с людьми, находить с ними об щий язык, преодолевать барье ры — та тектоническая плита, на которой зиждятся человеческие отношения. Лариса Соловьева выпустила уникальную книгу — «Говори свободно. Создавая собственный голос». С деятель ностью автора и ее методикой хорошо знакомы политики, жур налисты, представители бизне са. Она обучила более 6000 че ловек. В той же Беларуси, где русский язык сегодня занимает Вскжнейшее место в жизни обще ства, Лариса Соловьева со сво им тренингом «Говори свобод но» всегда была почетным и по лезным гостем. Немало солид ных государственных мужей из Минска прошли через ее речего лосовой тренинг, обогащая свои ораторские приемы. Ее пригла- шгши работать с парламентария ми и бизнесменами в Минск и Ки ев, Алма-Ату и Санкт-Петербург, в нефтяные и газовые столицы Сибири. Не раз Лариса делилась своими научными и практически ми разработками в странах даль него зарубежья. Три года она проработала в лучших речеголо совых центрах мира в Бостоне и Нью-Йорке и получила в США по ка единственный в России почет ный диплом с правом преподава ния новейших речеголосовых технологий. Лариса Соловьева считается одним из лучших в России рече вых педагогов. Профессиональ ная область ее изысканий заклю чается в разработке авторского тренинга, позволяющего своим голосом — настолько, чтобы он стал продолжением вашей непо вторимой личности и помог вам, — реализовать свой творческий потенциал. «Есть голоса, от кото рых вздрагивает сердце, голоса, способные растопить самую чер ствую душу. Они — редки,— счи тает автор. — Но именно так дол жен звучать голос каждого из нас. Ведь мысль, не воллощен- ная в выразительной речи, в ярко звучащем, ясном слове, бес сильна. Освобождая голос — ос вобождаешь личность1» Автор книги лринадлежит к тем людям, которые знают пред мет разговора. Три десятка лет она работала на сцене МХАТа и в ГИТИСе педагогом, ее тренинг прошли эстрадные звезды, теле ведущие, радиожурналисты, ад вокаты, преподаватели. Сейчас потянулись солидные бизнесме ны, почувствовав необходимость в свободном владении своим г о ^ ^ лосом. Свою книгу автор з а д у м а л а ^ когда преподавала сценическую речь в Российский академии теа трального искусства. Старая си стема обучения голосовой техни ке, опирающаяся на использова ние анатомо-физиологических особенностей органов голосооб- разования, на точность знания деталей речевого механизма, ло мнению автора, сегодня уходит в лрошлое и в Америке, и в Евро- ле. XX век принес новые откры тия теоретической и эксперимен тальной психологии, физиологии эмоций, биоакустики. Но в Рос сию нельзя эпигонски перено сить ни экономические доктри ны, действующие в США и За падной Европе, ни преподава тельские программы. В нашем Отечестве другой язык, другие характеры, другой менталитет, другой стиль общения. ПОЭТО !^^ автору книги пришлось по -но в1 ^ г му осмыслить все разработки в этой области, сделанные учены ми и педагогами Запада, взять на вооружение разработки по психотехнике замечательного русского актера и режиссера, племянника Антона Чехова — Михаила Чехова, создавшего «теорию имитации». Высокую оценку книге, дали .. представители артистического цеха. «На моей актерской памя ти таких продуманных практиче ских пособий по технике речи не встречалось с шестидесятых го дов, — говорит народный артист России Николай Пеньков. — Много занимательных и реклам ных книжек, много полезных со ветов, книг по риторике и красно речию нынче выходит на любой вкус, и слова-то в них все пра вильные написаны, но от этого твоему голосу легче не станет... Книга рассчитана на самосто ятельные занятия, что позволяет каждому учащемуся стать твор цом самого себя. Эти дни в нашей истории календарь 4 мая 150 лет назад в Петербурге состоялось первое представле ние оперы А. Даргомыжского «Русалка». 11о лет назад в этот день «Си нематограф братьев Люмьер» был показан в Санкт-Петербурге в увеселительном саду «Аквари ум». Кино пришло в Российскую империю. 115 лет назад в Нью-Йорке от крылся концертный зал Карнеги- холл — один из самых знамени тых в мире. В честь этого собы тия пошел музыкальный фести- вгть, участвовать в котором был приглашен великий русский ком позитор П. Чайковский. 5 мая День печати в Беларуси. 425 лет назад в Остроге, имевшем славу «вольных Афин», вышел календарь Ивана Федорова. Каждый месяц сопро вождался стихами-виршами бе лорусского поэта Андрея Рым- ши. С этого дня ведут счет все наши календари. ■ Иван Федоров. 6 мая Международный день астро номии. 120 лет назад в Севастополе был спущен на воду первый рус ский броненосец «Чесма». 20 лет назад в Советском Со юзе впервые в мировой практике был совершен переход из одной орбитальной станции («Мир») на другую («Салют-7»). 15 лет назад состоялось пер вое выступление на самолетах МиГ-29 авиационной группы вы сшего пилотажа «Стрижи», соз данной в составе ВВС РФ. 7 мая в этот день 1895 года русский ученый Александр Попов на эа- ■ Семен Челюскин. седании физического отделения Русского физико-химического общества сделсш доклад «Об от ношении металлических порош ков к электрическим колебани ям». В память об этом событии в России отмечается День радио и День работников радио, телеви дения и связи в Беларуси. 40 лет назад в Минске состоя лось открьппе Дворца спорта. 8 мая Всемирный день Красного Креста и Красного Полумесяца. В 1965 году Брестской крепо сти присвоено звание «Кре пость-герой». В этот день 1712 года Петр Первый перенес столицу России из Москвы в Петербург. 9 мая 1945 год. Советский народ одержал всемирно-историче скую победу над фашистской Германией в Великой Отечест венной войне. Указом Президиу ма Верховного Совета СССР 9 мая объявлен Днем Победы. От мечается в странах СНГ. В 1742 году Семен Челюскин, пройдя со своим отрядом более 6 тысяч километров при 40— 50- градусных морозах на собачьих упряжках по Таймыру, достиг са мой северной точки Евразии и России — мыса, носящего ныне его имя. 10 мая в этот день 1945 года морской десант моряков Балтийского флота разгромил 12-тысячный гарнизон военно-морской базы гитлеровцев на острове Борн хольм (Дания). Был ликвидиро ван последний крупный очаг со противления фашистов после окончания Второй мировой вой ны. Рубрику ведет Владимир ПОТАПЕНКО •СОЮЗ.Беларусь-Россия» ПериодическоеизданиеСоеетаМинистровСоюзногогосударства ГазетазарегистрированавМинистерствеподелампечати, телерадиовещанияисредствмассовыхкоммуникацийРоссийскойФедерации10марта2000года. Регистрационный Ма77-1880. Тиражпо РФ: 285364 Адресредакциигазеты«СоветскаяБелоруссия»: | Издательство: ЗАО«Информационно-издательскийконцерн «Российскаягазета» | ОТПЕЧАТАНОе000 «Объединенныйиздательскийдом ТиражпоРБ: 502823 Тираж«СОЮЗа. Беларусь— Россия»вРФиРБ: 786187 Распространяетсяповсемподписныминдексам: Пографику: 16.00 «Российскойгазеты»;50202,32184,40942,40913.40924, Номерподписан: 16,00. 40945,38286,41591. «СоветскаяБелоруссия»: 63889. Шеф-редактор А.И. Батыгин(Москва) Первыйзаместитель шеф-редактораА.М. Таранда(Минск) Адресредакции«СОЮЗа.Беларусь—Россия»: Москва, А-40, ГСП-3125993.улицаПравды, 24. Телефон: 257-5787Факс: 257-5787Е-mall: Ermakova®rg.ru РеспубликаБеларусь, 220013, Минск, улица Б. Хмельницкого, 10а. Тел. ифакс: 232-1432 Адрес: Москва, А-40, ГСП-3125993, ул. Правды, 24. Тел. 257-53-62. Издательство «СооетскойБелоруссии»: БелорусскийДомпечати, КИПУП«Сож». «Медиа-Пресса». Адрес: 125865, ГСП, Москва-137, ул. Правды, 24. «СОЮЗБеларусь- Россия»печатаетсявАрхангельске,Владивостоке,Волгограде,Воронеже,Екатеринбурге,Иркутске,Казани,Калининграде,Кемерове,Краснодаре.Красноярске,МинеральныхВодах,Москве,Мурманске.НижнемНовгороде,Новосибирске,Омске,Оренбурге,Пензе,Перми,Ростове-иа-Дону,Санкт-Петербурге,Самаре,Саратове,Тюмени,Ульяновске,Уфе,Чебоксарах,Челябинске. «СоветскаяБелоруссия»печатаетсявг.Минске,Гомеле.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz