Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)
4 МАЯ 2006 ЧЕТВЕРГ № 16 (260) С о Ю 3 Беларусь —Россия____ Ш Х О Р О Ш А Я Н О В О С Т Ь Фейерверки в калининградском небе в к а л и н и н г р а д с к о й области открылся Международный фес тиваль фейерверков. Показать свое искусство в Россию приеха ли лучшие европейские пиротех ники. Над сценарием шоу-програм мы авторы работали почти пол года — такого уровня междуна родный фестиваль фейерверков впервые проводится в России. (Для участия в девятидневной шоу-программе на побережье Балтийского моря приехали луч шие команды европейских стран. Жюри должно оценить не только красочность и технику ис полнения фейерверка, но и ори гинальный подход в выборе ком позиции, цветовой гаммы и даже громкости выстрелов. Празднич ный парад огней завершится 9 Мая грандиозным панорамным фейерверком с участием всех ко манд. Организаторы рассчитыва ют, что в будущем калининград ский фестиваль получит статус одного из престижных и значи мых международных фестива лей, и привлечет в регион ино странных и российских туристов. Кому подушка— подружка в КОСТРОМЕ в выставочном за ле «Автограф» областного Дома народного творчества открылась выставка художественной вы шивки «Подушка-подружка» Раи сы Рыжовой из города Галича Ко стромской области и ее учениц, сообщила директор выставочно го зала Любовь Михайленко. Как рассказала Л. Михайлен ко, на основу экспозиции состав ляют около 30 подушек, а также представлены вышитые в самых разных техниках картины, панно, салфетки, полотенца. В 1995 году Раиса Рыжова от крыла кружок «Рукодельница». Самой молодой ее ученице 7 лет. Вышитые картины мастерицы вручаются в качестве приза на кинофестивале документальных фильмов «Семья России», кото рый проводится в родном городе Рыжовой Галиче. Нашествие викингов на Липецк м е ж д у н а р о д н ы й фестиваль исторической реконструкции «Русборг» пройдет 6— 10 мая в Задонском районе Липецкой об ласти. Фестиваль в районе Камен ского городища уже в третий раз проводят елецкий военно-исто рический клуб «Копье» и липец кая городская научно-общест венная организация «Археолог». Члены военно-исторических клубов из России, Беларуси, Ук раины и Польши на территории комплекса археологических па мятников воспроизведут исто рическую эпоху IX—XI веков, по строят лагерь викингов, прове дут штурм укрепления и моста. Участники фестиваля проде монстрируют свои умения в ре меслах, кухне,градостроитель ном и осадном искусстве. Ожи дается, что праздник соберет более двух тысяч участников и зрителей. Посадят свой сад в подарок ПЕТЕРБУРГСКИЕ бездомные посадят плодово-ягодный сад во дворе перед зданием ночлежки на Боровой улйце, 112. Бездомные, волонтеры и ра ботники ночлежки в рамках ак ции «Среда обитания» высадят около 20 кустов шиповника и вишневых деревьев, сообщили в благотворительной организации «Ночлежка». «Идея облагородить террито рию перед ночлежкой была наве яна приходом в Петербург весны. Сад «Среда обитания» — свое образный подарок городу от пи терских бездомных. Для будуще го сада выбрано одно из люби мых бездомными мест — пло щадка перед зданием ночлеж ки», — рассказали в организа ции. Дон покоряют ГОНЩИКИ в Ростове-на-Дону прошел первый этап Кубка России по водно моторному спорту в классе «Акеабайк». Майский водопад ВСЛЕД за аттракционами в го родских парках Минска ожили фонтаны. Открыл сезон водных фейерверков самый известный в белорусской столице фонтан «Мальчик с лебедем». Эту уни кальную архитектурную компози цию возвели в центральном скве ре города более 130 лет назад— через год после открытия первого водопровода. До революции здесь собирались физкультурные общества. И каждое утро начина лось с коллективной зарядки. Перстни для чемпионов НА ГОМЕЛЬСКОМ заводе «Юве лир» к июню нынешнего года по заказу Белорусской федерации хоккея будет изготовлено 32 имен ных золотых перстня. Они предна значены для награждения чемпио нов республики по хоккею — чле нов команды клуба «Юность». На перстнях будут выгравированы имена и фамилии победителей. Вес золотого подарка — около 20 граммов, а для трехкратных чем пионов из числа игроков и руко водства команды клуба заказаны перстни с драгоценными камнями весом около 40 граммов. Дипломы из Москвы БЕЛОРУССКИЕ артисты приня ли участие в VIII Международном фестивале армейской песни «Виват, Победа» в Москве. Во оруженные силы страны пред ставляли лауреаты телевизион ного фестиваля солдатской пес ни — Сергей Макей, Владимир Данченко, Юрий Каршакевич, а также дипломант международ ного фестиваля «Афганистан бо лит в душе моей...» вокально-ин струментальный ансамбль «Фо- люш» из Гродно. Подготовили Виктория АВЕРБУХ (Москва) и Алексей КЛЕВИТСКИЙ (Минск) Николай Басков: Чтобы стать интересным надо быть разным персона Александр Щуплов МОСКВА — МИНСК ЕГО НАЗЫВАЮТ «Золотым го лосом России». О нем пишут и спорят. Им восторгаются и его критикуют. Создаются фан-клу бы в честь Николая Баскова. И встречают полными залами. — Николай, вам доводилось высту пать в Беларуси? — С Беларусью у меня особые отношения. Неоднократно бывал в Минске и с концертами, и просто для души. У меня там есть фан- клуб, который к каждому моему приезду готовит мне сюрприз. Скоро вновь поеду туда с концер тами. — В каксм жанре вы все-таки рабо таете? То в вашем репертуаре появ ляется «Мурка», то исполняете классическую арию Ленского... — Чтобы оставаться интерес ным, надо всегда быть разным. Вот и стараюсь. Например, для клипа «Отпусти меня» я полно стью сменил имидж. Поклонники, которые привыкли меня видеть во фраке с бабочкой, до сих пор при нимают валидол, когда смотрят это видео, где я в джинсах и с не дельной щетиной. — Как вам удается совмещать эст раду и оперу? Ведь в этом — вы, ка жется, на отечественной сцене единственный. За что одни вас хва лят, другие — порицают... — Никто не может запретить артистам работать на стыке жан ров того или иного искусства. Опе ра как канонический жанр опти мально сохраняет идеи и задумки композитора. Никто не рискнул еще переделать «Аиду» Верди или «Норму» Беллини. Исполняя клас сического композитора, нахо дишься во власти тех художествен ных границ, которые он обозначил. Но та же опера как альма-матер породила много жанров в музыке. Жанр в музыке стал категорией ус ловной. Да и вообще неважно, в каком жанре ты работаешь, важно j — как ты это делаешь. Только ис тория и зритель может рассудить, интересно ты работаешь или нет. Кстати, великий тенор Хосе Карре рас, у которого в Испании я зани мался в мастерской, мне ска- зал:«Я начинал с классической му зыки, а заканчиваю эстрадной. Ты можешь сделать наоборот— тебе это не повредит». — С вашим именем связано возро ждение определенного музыкаль ного фономена: в прежнио годы публика разделялась на «козлови- стпк» и «лемешисток», поклонниц Магомаева и Кобзона, Пугачевой и Ротару... Разница разво что в том, что Баскову никого не противопос тавляют, но споры о нем среди его коллег и публики не прекращаются по сей день... — Мои критики обычно ссыла ются на то, что было, судят о про шедшем, забывая о том, что в ис кусстве нередко по прошествии времени хвалили именно за то, за что раньше ругали. Любой ху дожник смотрит вдаль и живет будущим, планами. Я живу твор чеством и для меня главное в жизни — только творчество. Ник то еще из профессиональных ху лителей моего творчества не ска зал, что у меня нет голоса — для этого нет никаких оснований. Не редко доводы критиков сводятся к моему возрасту. Я сам иногда не верю, что в свои 29 лет смог достичь такой высокой планки — спел с певицами очень высокого, мирового уровня — Любовью Ка зарновской, Ларисой Рудаковой, Монтсеррат Кабалье, Мариной Мещеряковой, которая поет в «Ла Скала» и «Метрополитен опера». Общение с моими парт нерами и партнершами воодуше вляет на новые проекты. Конеч но, я несу часть вины за то, что мой послужной список в 29 лет ломает некоторые традиции и стереотипы нашей оперы. Но кто сказал, что художник не должен ломать стереотипы?! Как гово рил Франко Дзефирелли, когда артист выходит на сцену, публика либо его принимает, либо нет. Главное, чтобы зал не остался равнодушным. Я выхожу на сце ну словно в последний раз, но ос тавляю за собой право возвра щаться на нее снова и снова. — Говорят, вы брали у Кабальв уро ки вокала. Каков розультат? — В числе ее учеников и собст венная дочь, и Хосе Каррерас. Во время репетиций замечаний, со ветов, критики получаю в полной мере, но тем ценнее ее похвала! Зато после концертов Монтсеррат не делает замечаний. Она счита ет, что, если выступление уже со стоялось, нечего о нем говорить, недодумать о будущем. Кабалье очень эмоциональна, импульсив на, может закричать, затопать но гами, даже из класса выгнать. Но на пользу дела! — Кого вы считаете своим учителем е вокале? — Однажды в консерватории на концерте классической музыки я услышсш выступление Лилианы Сергеевны Шеховой. Ее голос ме ня буквально заворожил. Я подо шел к ней и попросил прослушать меня. И она согласилась зани маться со мной, за что я ей безум но благодарен. Каждый день я слышал от нее слова: «Коля, ни на кого не обращай внимания. При дет время — люди будут слушать твое пение и плакать». Как и мои родители, Лилиана Сергеевна ми рилась с моим фанатизмом — ведь я всю свою комнату обклеил фотографиями Марио Ланца, слу шая Паваротти, засыпал с плее ром в ушах, пил в огромных коли чествах сырые яйца... — Одно время вы заявляли о своем намерении войти в труппу нижего родской опоры. Недавно стали со листом в театра Йошкар-Олы. Фига ро там, Фигаро тут? — Дело в том, что контракт с Театром оперы и балета имени ■ Певец в свои 29 лет ломает традиции и стереотипы оперы. Пушкина в Нижнем Новгороде был заключен мною ровно на год. Все обязательства по нему я вы полнил. И решил не продолжать. Пока молод, полон сил и энергии, хочется попробовать себя на раз ных сценах, расширить круг слу шателей. Поэтому заключил конт ракт с Марийским театром оперы и балета им. Сапаева. Там я имею право сам выбирать партии, коли чество спектаклей, даты приез дов-отъездов. А в остальном усло вия договора самые обычные. В том числе и зарплата. Получать буду по 16-му разряду единой та рифной сетки плюс два разряда за звание заслуженного артиста России и за мой 17-летний сцени ческий стаж — выходит 3120 руб лей в месяц. Это на 400 рублей больше, чем было в Нижнем Нов городе! Видите, расту! — На Пасхальной неделе у вас ро дился сын. Наши поздраалания! Ра ды наследнику? — Я безгранично благодарен жене и Богу за такой подарок! Я даже отменил ближайшие вы ступления, чтобы побольше вре мени проводить с сынишкой и су пругой. Б а й к а л и Б е л о в е ж с к а я П у щ а На выставке «Заповедное дело» впервые представлена история охраны природы в Беларуси и России ЭКОЛОГИЯ Аркадий Михайлов МОСКВА СЕГОДНЯ в российской столице в Выставочном зале федеральных архивов (улица Большая Пирогов ская, 17, корп.1) открывается ис торико-документальная выставка <<Заповедное дело в России и Рес публике Беларусь. Конец XIX — начало XX! века». Впервые для широкого обозрения в докумен тах, фотографиях и музейных экс понатах будут представлены ос новные вехи развития заповедно го дела Беларуси и России, исто рия природоохранной деятельно сти с первых законодательных ак тов и первых заповедников до формирования экологической по литики наших дней. По словам Льва Толстого, са мая чистая радость — радость природы. Наш мир невозможно представить без Байкала и Бело вежской Пущи, без сказочной Са янской тайги и неповторимого бе лорусского Полесья, без уникаль ных Ильменских гор и таинствен ных ледниковых валунов Белару си. Не случайно заповедные мес та часто называют земным раем. Яркий, волшебный мир живой природы наполнен мудростью и гармонией, простотой и естест венностью. Однако смогут ли на сладиться прелестью ее красоты и наши дети — зависит сегодня от каждого из нас. Выставка, по мнению экспер тов, поможет понять и переоценить многое в истории взаимоотноше ний человека и природы. Посети тели смогут узнать, как создава лись природные заповедники, как выживали в трудные периоды ис тории, как нередко страдали от не дальновидных решений полити ков, как энтузиасты ученые и крае веды спасали заповедники от уничтожения. Показателен факт: первый государственный заповед ник появился 90 лет назад в очень нелегкий для России период Пер вой мировой войны. Сегодняшняя выставка— дань памяти людям, посвятившим себя познанию загадочного мира при роды и сохранению его первоздан- ности. Посетители выставки смо гут увидеть скульптурный портрет Василия Докучаева, дипломы, письма, грамоты, фотографии и другие документы известных уче ных Владимира Комарова, Нико лая Кулагина, Владимира Сукаче ва, Феликса Штильмарка и других. Среди экспонатов также докумен ты белорусских архивов об охране зубров в Беловежской Пуще в XIX веке, декрет 1921 года «Об охране памятников природы, садов и пар ков», печально известные поста новления правительств СССР и со юзных республик 1951 года, в ре зультате которых в Советском Со юзе был ликвидирован целый ряд заповедников. Среди законода тельных актов последних лет пред ставлены: законы России и Бела руси «Об особо охраняемых терри ториях», российский Закон «Об ох ране окружающей среды» 2002 го- ■да, характеризующие развитие за поведного дела на современном этапе. Особый интерес у посетителей, без сомнения, вызовут многочис ленныефотографии. На них— ред кие животные, уникальные жемчу жины природы и люди, создавав шие заповедники и отстаивавшие их право на существование. Кра сочные плакаты, карты, детские ри сунки, прекрасно выполненные зоологические экспонаты и флори стические композиции наглядно демонстрируют богатство и разно образие природной среды. Организаторами выставки яв ляются Комитет по архивам и де лопроизводству при Совете Ми нистров Республики Беларусь и Федеральное архивное агентство Министерства культуры и массо вых коммуникаций Российской Федерации. Выставка работает с 5 мая по 4 июня с 12.00 до 18.00. Выходные дни — понедельник, вторник. На открытии выставки ожидается присутствие руководи телей архивных ведомств России и Беларуси, Федеральной службы по надзору в сфере природополь зования, представителей Посоль ства Республики Беларусь в Рос сии, ученых, видных политиче ских, государственных и общест венных деятелей. По завершении работы выставки в Москве экспо зиция будет передана в Березин ский биосферный заповедник. Холст, масло, вдохновение В российской столице оценили творчество юного белорусского художника фестиваль Ольга Кисляк БОБРУЙСК — МОСКВА ПРОИЗВЕДЕНИЯ юных худож ников из бобруйской изостудии «Радуга» были представлены на московском Всероссийском фес тивале юных художников, посвя щенном творчеству Михаила Врубеля. В конкурсе приняли участие около 3 тысяч ребят из стран СНГ и дальнего зарубе жья. По итогам выставки 200 лучших работ вошли в каталог, обложку которого украсила кар тина «Демон XX! века» 15-летне го бобруйчанина Андрея Дёмы. Он стал лауреатом и дипломан том конкурса. Воспитанники изостудии «Радуга» сотрудничают с Меж дународной детской художест венной галереей не первый год и всегда возвращаются из Моск вы с наградами. В 2005-м юные таланты из Бобруйска стали ди пломантами и лауреатами меж дународной выставки «Дети против войны и террора». В рам ках международного проекта «Мир без границ» коллекция творческих работ «Мой Пуш кин» два года колесила по вы ставочным залам Москвы и Мо сковской области. — С последнего фестиваля дети вернулись вдохновленны ми, — рассказал корреспонден ту « с о ю з а » руководитель «Ра дуги», — не только с победой. Мы побывали в Третьяковской Гсшерее, посетили мастер-клас сы по рисованию в Московской специализированной школе ак варели имени художника Сер гея Андрияки. Теперь хотим по радовать земляков. В конце мая в Бобруйской библиотеке име ни Пушкина будет открыта э кс позиция детских работ «Мой Пушкин», их в Беларуси еще ни кто не видел. Решено, что на выставке будут представлены творения не только наших вос питанников, но и лучшие карти ны юных российских художни ков, посвященные творчеству великого поэта. Разбужена память Освенцима Предложение Польши изменить название концлагеря Аушвитц встречено в мире неоднозначно есть вопрос Анатолий Шаповалов ВАРШАВА ПОЛЬСКОЕ правительство об ратилось в ЮНЕСКО с просьбой изменить название Освенцим ского концлагеря. С 1979 года в списке мирового наследия он значится «Концентрационный лагерь Аушвитц». Варшава в лице министра иностранных дел Стефана Меллера взамен предложила: «Бывший нацист ско-немецкий концлагерь Ауш- витц-Биркенау». В Аушвитце, напомним, гитлеровцы истреби ли в 1940— 1945 годы 1,1 мил лиона человек, главным обра зом евреев, русских, белору сов, поляков, цыган, представи телей других народов. Заместитель министра куль туры Томаш Мерта, которому поручено в течение полугода согласовать данный вопрос с ЮНЕСКО, считает, что старое название утратило свою выра зительность и информационное содержание, особенно для мо лодого поколения. Новое назва ние более точно указывало бы на принадлежность «фабрики смерти» к нацистскому режиму в Германии. «Я не ожидаю, — сказал Томаш Мерта, — в связи с этим негативной реакции. Гер мания сегодня государство, ко торое не боится взять на себя ответственность за историче ское прошлое». По мнению Вар шавы, изменение названия должно стать одной из мер про тиводействия попыткам ряда зарубежных СМИ «подпра вить», точнее говоря, фальси фицировать историю. Особенно этим грешат в Германии. На днях журнал «Шпигель» опуб ликовал статью, в которой речь идет «о польском концентраци онном лагере». На интернетов ской странице, предваряющей выход книги «Исчезнувший след» о немецком художнике Отто Фроендлихе, говорится: «В начале 1943 года французы депортировали его из Парижа в польский концентрационный лагерь Люблин-Майданек, где он и был убит в газовой каме ре». В другом материале, по священном еврейской семье Цукерманнов, указывается, что Софу Цукерманн депортирова ли вместе с 745 евреями в поль ский концлагерь Аушвитц. Советник-посланник Респуб лики Польша в Берлине Войцех Венчковский вручил немецкой стороне ноту, в которой подчер кивается: «Такого рода форму лировки подталкивают к фаль шивым и даже опасным выво дам, которые не имеют ничего общего с исторической правдой и порочат поляков». Сейчас польские власти рас сматривают вопрос, как быть с другими концлагерями, напри мер, с Майданеком, которые на ходятся в распоряжении мест ных самоуправлений. Сейму ре комендовано разработать за кон об их статусе. Уже признано необходимым, чтобы государст во взяло под свою опеку все бывшие концлагеря и урегули ровало вопрос об их названии. Тем временем грянул гром. Инициативу польского прави тельства встретил в штыки Все мирный еврейский конгресс. «Официальная Варшава, — за явил заместитель генерального секретаря конгресса Марам Штерн. — хотела бы с помощью изменения названия концлаге ря «поправить» историю. Конц лагерь действительно был по строен и управлялся гитлеров ской Германией, однако все в околице знали, что рабочих на «фабрику смерти» рекрутиро вали из ближайших польских деревень. Правительство, ви димо, стремится дистанциро ваться от той истории и дать яс- но понять, что Польша не была причастна к преступлениям в концлагере». Польша испытала настоя щий шок. «Еврейский комитет США, напомнила авторитетная «Газета выборча», занял совер шенно другую позицию. Прини мая недавно в Вашингтоне пре зидента Леха Качиньского, он однозначно поддержал протест поляков против использования рядом зарубежных СМИ опре деления «польские лагеря смерти». И хотя Всемирный ев рейский конгресс является од ной из влиятельных организа ций, представляющих интересы еврейской диаспоры в мире, его голос все же не решающий. Од нако не секрет, он может ослож нить прохождение в ЮНЕСКО вопроса об изменении названия концлагеря». «О существовании Аушвитца знало не только население близлежащих селений, но и весь мир, — заявил представи тель по печати государственно го музея Аушвитц-Биркенау Ярослав Менсфельд, — Знало благодаря работавшим в конц лагере по принуждению поля кам, которые с самого начала информировали округу о том, что творилось за воротами «фа брики смерти». Более того — рабочие приносили узникам ле карства, продукты, сигареты, порой расплачиваясь за это своей жизнью . Если следовать логике господина Штерна, то можно обнаружить и то, что действующая в гетто еврейская полиция помогала гитлеровцам отправлять людей в концлаге ря. Однако это свидетельствует лишь о невежественном незна нии существа дела того траги ческого периода истории». «Я лишь хотел сказать, — оп равдывался в интервью «Газете выборчей» Марам Штерн, — что начинать дискуссию на эту тому преждевременно. Возможно, я подхожу к данной проблеме очень лично: мои родители вы жили в Аушвитц. Они еще живы и не хотят, чтобы последующие поколения вовлекались в дис куссию относительно измене ния названия концлагеря. Эти раны слишком болезненные. На эт^ тему, по-моему мнению, не следует дискутировать, пока живы последние евреи, пере жившие Холокост». Официальная Варшава од нако продолжает настаивать на своем. Происходящее, как счи тает заместитель министра культуры Томаш Мерта, — убе дительное свидетельство того, что название концлагеря следу ет непременно изменить. Тем самым будет подчеркнуто глав ное — «фабрика смерти» была преступным делом исключи тельно национал-социалисти ческого нацистского режима Германии. Польша должна бо роться до конца за правду Ауш витца. Между тем На момент подписания в печать номера «СОЮЗа» министр культуры Польши Казимож Уяздовский сообщил, что официальные власти Израиля поддержали польское обращение в ЮНЕСКО. Об этом министра проинформировал посол Израиля в Варшаве Давид Палег. Ожидается, что вопрос об изменении названия концлагеря будет рассмотрен в июле нынешнего года на заседании ЮНЕСКО в Вильнюсе.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz