Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

4 МАЯ 2006 ЧЕТВЕРГ № 16 (260) С о Ю 3 Беларусь —Россия____ Ш Х О Р О Ш А Я Н О В О С Т Ь Фейерверки в калининградском небе в к а л и н и н г р а д с к о й области открылся Международный фес­ тиваль фейерверков. Показать свое искусство в Россию приеха­ ли лучшие европейские пиротех­ ники. Над сценарием шоу-програм­ мы авторы работали почти пол­ года — такого уровня междуна­ родный фестиваль фейерверков впервые проводится в России. (Для участия в девятидневной шоу-программе на побережье Балтийского моря приехали луч­ шие команды европейских стран. Жюри должно оценить не только красочность и технику ис­ полнения фейерверка, но и ори­ гинальный подход в выборе ком­ позиции, цветовой гаммы и даже громкости выстрелов. Празднич­ ный парад огней завершится 9 Мая грандиозным панорамным фейерверком с участием всех ко­ манд. Организаторы рассчитыва­ ют, что в будущем калининград­ ский фестиваль получит статус одного из престижных и значи­ мых международных фестива­ лей, и привлечет в регион ино­ странных и российских туристов. Кому подушка— подружка в КОСТРОМЕ в выставочном за­ ле «Автограф» областного Дома народного творчества открылась выставка художественной вы­ шивки «Подушка-подружка» Раи­ сы Рыжовой из города Галича Ко­ стромской области и ее учениц, сообщила директор выставочно­ го зала Любовь Михайленко. Как рассказала Л. Михайлен­ ко, на основу экспозиции состав­ ляют около 30 подушек, а также представлены вышитые в самых разных техниках картины, панно, салфетки, полотенца. В 1995 году Раиса Рыжова от­ крыла кружок «Рукодельница». Самой молодой ее ученице 7 лет. Вышитые картины мастерицы вручаются в качестве приза на кинофестивале документальных фильмов «Семья России», кото­ рый проводится в родном городе Рыжовой Галиче. Нашествие викингов на Липецк м е ж д у н а р о д н ы й фестиваль исторической реконструкции «Русборг» пройдет 6— 10 мая в Задонском районе Липецкой об­ ласти. Фестиваль в районе Камен­ ского городища уже в третий раз проводят елецкий военно-исто­ рический клуб «Копье» и липец­ кая городская научно-общест­ венная организация «Археолог». Члены военно-исторических клубов из России, Беларуси, Ук­ раины и Польши на территории комплекса археологических па­ мятников воспроизведут исто­ рическую эпоху IX—XI веков, по­ строят лагерь викингов, прове­ дут штурм укрепления и моста. Участники фестиваля проде­ монстрируют свои умения в ре­ меслах, кухне,градостроитель­ ном и осадном искусстве. Ожи­ дается, что праздник соберет более двух тысяч участников и зрителей. Посадят свой сад в подарок ПЕТЕРБУРГСКИЕ бездомные посадят плодово-ягодный сад во дворе перед зданием ночлежки на Боровой улйце, 112. Бездомные, волонтеры и ра­ ботники ночлежки в рамках ак ­ ции «Среда обитания» высадят около 20 кустов шиповника и вишневых деревьев, сообщили в благотворительной организации «Ночлежка». «Идея облагородить террито­ рию перед ночлежкой была наве­ яна приходом в Петербург весны. Сад «Среда обитания» — свое­ образный подарок городу от пи­ терских бездомных. Для будуще­ го сада выбрано одно из люби­ мых бездомными мест — пло­ щадка перед зданием ночлеж­ ки», — рассказали в организа­ ции. Дон покоряют ГОНЩИКИ в Ростове-на-Дону прошел первый этап Кубка России по водно­ моторному спорту в классе «Акеабайк». Майский водопад ВСЛЕД за аттракционами в го­ родских парках Минска ожили фонтаны. Открыл сезон водных фейерверков самый известный в белорусской столице фонтан «Мальчик с лебедем». Эту уни­ кальную архитектурную компози­ цию возвели в центральном скве­ ре города более 130 лет назад— через год после открытия первого водопровода. До революции здесь собирались физкультурные общества. И каждое утро начина­ лось с коллективной зарядки. Перстни для чемпионов НА ГОМЕЛЬСКОМ заводе «Юве­ лир» к июню нынешнего года по заказу Белорусской федерации хоккея будет изготовлено 32 имен­ ных золотых перстня. Они предна­ значены для награждения чемпио­ нов республики по хоккею — чле­ нов команды клуба «Юность». На перстнях будут выгравированы имена и фамилии победителей. Вес золотого подарка — около 20 граммов, а для трехкратных чем­ пионов из числа игроков и руко­ водства команды клуба заказаны перстни с драгоценными камнями весом около 40 граммов. Дипломы из Москвы БЕЛОРУССКИЕ артисты приня­ ли участие в VIII Международном фестивале армейской песни «Виват, Победа» в Москве. Во­ оруженные силы страны пред­ ставляли лауреаты телевизион­ ного фестиваля солдатской пес­ ни — Сергей Макей, Владимир Данченко, Юрий Каршакевич, а также дипломант международ­ ного фестиваля «Афганистан бо­ лит в душе моей...» вокально-ин­ струментальный ансамбль «Фо- люш» из Гродно. Подготовили Виктория АВЕРБУХ (Москва) и Алексей КЛЕВИТСКИЙ (Минск) Николай Басков: Чтобы стать интересным надо быть разным персона Александр Щуплов МОСКВА — МИНСК ЕГО НАЗЫВАЮТ «Золотым го­ лосом России». О нем пишут и спорят. Им восторгаются и его критикуют. Создаются фан-клу­ бы в честь Николая Баскова. И встречают полными залами. — Николай, вам доводилось высту­ пать в Беларуси? — С Беларусью у меня особые отношения. Неоднократно бывал в Минске и с концертами, и просто для души. У меня там есть фан- клуб, который к каждому моему приезду готовит мне сюрприз. Скоро вновь поеду туда с концер­ тами. — В каксм жанре вы все-таки рабо­ таете? То в вашем репертуаре появ­ ляется «Мурка», то исполняете классическую арию Ленского... — Чтобы оставаться интерес­ ным, надо всегда быть разным. Вот и стараюсь. Например, для клипа «Отпусти меня» я полно­ стью сменил имидж. Поклонники, которые привыкли меня видеть во фраке с бабочкой, до сих пор при­ нимают валидол, когда смотрят это видео, где я в джинсах и с не­ дельной щетиной. — Как вам удается совмещать эст­ раду и оперу? Ведь в этом — вы, ка­ жется, на отечественной сцене единственный. За что одни вас хва­ лят, другие — порицают... — Никто не может запретить артистам работать на стыке жан­ ров того или иного искусства. Опе­ ра как канонический жанр опти­ мально сохраняет идеи и задумки композитора. Никто не рискнул еще переделать «Аиду» Верди или «Норму» Беллини. Исполняя клас­ сического композитора, нахо­ дишься во власти тех художествен­ ных границ, которые он обозначил. Но та же опера как альма-матер породила много жанров в музыке. Жанр в музыке стал категорией ус­ ловной. Да и вообще неважно, в каком жанре ты работаешь, важно j — как ты это делаешь. Только ис­ тория и зритель может рассудить, интересно ты работаешь или нет. Кстати, великий тенор Хосе Карре­ рас, у которого в Испании я зани­ мался в мастерской, мне ска- зал:«Я начинал с классической му­ зыки, а заканчиваю эстрадной. Ты можешь сделать наоборот— тебе это не повредит». — С вашим именем связано возро­ ждение определенного музыкаль­ ного фономена: в прежнио годы публика разделялась на «козлови- стпк» и «лемешисток», поклонниц Магомаева и Кобзона, Пугачевой и Ротару... Разница разво что в том, что Баскову никого не противопос­ тавляют, но споры о нем среди его коллег и публики не прекращаются по сей день... — Мои критики обычно ссыла­ ются на то, что было, судят о про­ шедшем, забывая о том, что в ис­ кусстве нередко по прошествии времени хвалили именно за то, за что раньше ругали. Любой ху­ дожник смотрит вдаль и живет будущим, планами. Я живу твор­ чеством и для меня главное в жизни — только творчество. Ник­ то еще из профессиональных ху­ лителей моего творчества не ска­ зал, что у меня нет голоса — для этого нет никаких оснований. Не­ редко доводы критиков сводятся к моему возрасту. Я сам иногда не верю, что в свои 29 лет смог достичь такой высокой планки — спел с певицами очень высокого, мирового уровня — Любовью Ка­ зарновской, Ларисой Рудаковой, Монтсеррат Кабалье, Мариной Мещеряковой, которая поет в «Ла Скала» и «Метрополитен опера». Общение с моими парт­ нерами и партнершами воодуше­ вляет на новые проекты. Конеч­ но, я несу часть вины за то, что мой послужной список в 29 лет ломает некоторые традиции и стереотипы нашей оперы. Но кто сказал, что художник не должен ломать стереотипы?! Как гово­ рил Франко Дзефирелли, когда артист выходит на сцену, публика либо его принимает, либо нет. Главное, чтобы зал не остался равнодушным. Я выхожу на сце­ ну словно в последний раз, но ос­ тавляю за собой право возвра­ щаться на нее снова и снова. — Говорят, вы брали у Кабальв уро­ ки вокала. Каков розультат? — В числе ее учеников и собст­ венная дочь, и Хосе Каррерас. Во время репетиций замечаний, со­ ветов, критики получаю в полной мере, но тем ценнее ее похвала! Зато после концертов Монтсеррат не делает замечаний. Она счита­ ет, что, если выступление уже со­ стоялось, нечего о нем говорить, недодумать о будущем. Кабалье очень эмоциональна, импульсив­ на, может закричать, затопать но­ гами, даже из класса выгнать. Но на пользу дела! — Кого вы считаете своим учителем е вокале? — Однажды в консерватории на концерте классической музыки я услышсш выступление Лилианы Сергеевны Шеховой. Ее голос ме­ ня буквально заворожил. Я подо­ шел к ней и попросил прослушать меня. И она согласилась зани­ маться со мной, за что я ей безум­ но благодарен. Каждый день я слышал от нее слова: «Коля, ни на кого не обращай внимания. При­ дет время — люди будут слушать твое пение и плакать». Как и мои родители, Лилиана Сергеевна ми­ рилась с моим фанатизмом — ведь я всю свою комнату обклеил фотографиями Марио Ланца, слу­ шая Паваротти, засыпал с плее­ ром в ушах, пил в огромных коли­ чествах сырые яйца... — Одно время вы заявляли о своем намерении войти в труппу нижего­ родской опоры. Недавно стали со­ листом в театра Йошкар-Олы. Фига­ ро там, Фигаро тут? — Дело в том, что контракт с Театром оперы и балета имени ■ Певец в свои 29 лет ломает традиции и стереотипы оперы. Пушкина в Нижнем Новгороде был заключен мною ровно на год. Все обязательства по нему я вы­ полнил. И решил не продолжать. Пока молод, полон сил и энергии, хочется попробовать себя на раз­ ных сценах, расширить круг слу­ шателей. Поэтому заключил конт­ ракт с Марийским театром оперы и балета им. Сапаева. Там я имею право сам выбирать партии, коли­ чество спектаклей, даты приез­ дов-отъездов. А в остальном усло­ вия договора самые обычные. В том числе и зарплата. Получать буду по 16-му разряду единой та­ рифной сетки плюс два разряда за звание заслуженного артиста России и за мой 17-летний сцени­ ческий стаж — выходит 3120 руб­ лей в месяц. Это на 400 рублей больше, чем было в Нижнем Нов­ городе! Видите, расту! — На Пасхальной неделе у вас ро­ дился сын. Наши поздраалания! Ра­ ды наследнику? — Я безгранично благодарен жене и Богу за такой подарок! Я даже отменил ближайшие вы­ ступления, чтобы побольше вре­ мени проводить с сынишкой и су­ пругой. Б а й к а л и Б е л о в е ж с к а я П у щ а На выставке «Заповедное дело» впервые представлена история охраны природы в Беларуси и России ЭКОЛОГИЯ Аркадий Михайлов МОСКВА СЕГОДНЯ в российской столице в Выставочном зале федеральных архивов (улица Большая Пирогов­ ская, 17, корп.1) открывается ис­ торико-документальная выставка <<Заповедное дело в России и Рес­ публике Беларусь. Конец XIX — начало XX! века». Впервые для широкого обозрения в докумен­ тах, фотографиях и музейных экс­ понатах будут представлены ос­ новные вехи развития заповедно­ го дела Беларуси и России, исто­ рия природоохранной деятельно­ сти с первых законодательных ак­ тов и первых заповедников до формирования экологической по­ литики наших дней. По словам Льва Толстого, са­ мая чистая радость — радость природы. Наш мир невозможно представить без Байкала и Бело­ вежской Пущи, без сказочной Са­ янской тайги и неповторимого бе­ лорусского Полесья, без уникаль­ ных Ильменских гор и таинствен­ ных ледниковых валунов Белару­ си. Не случайно заповедные мес­ та часто называют земным раем. Яркий, волшебный мир живой природы наполнен мудростью и гармонией, простотой и естест­ венностью. Однако смогут ли на­ сладиться прелестью ее красоты и наши дети — зависит сегодня от каждого из нас. Выставка, по мнению экспер­ тов, поможет понять и переоценить многое в истории взаимоотноше­ ний человека и природы. Посети­ тели смогут узнать, как создава­ лись природные заповедники, как выживали в трудные периоды ис­ тории, как нередко страдали от не­ дальновидных решений полити­ ков, как энтузиасты ученые и крае­ веды спасали заповедники от уничтожения. Показателен факт: первый государственный заповед­ ник появился 90 лет назад в очень нелегкий для России период Пер­ вой мировой войны. Сегодняшняя выставка— дань памяти людям, посвятившим себя познанию загадочного мира при­ роды и сохранению его первоздан- ности. Посетители выставки смо­ гут увидеть скульптурный портрет Василия Докучаева, дипломы, письма, грамоты, фотографии и другие документы известных уче­ ных Владимира Комарова, Нико­ лая Кулагина, Владимира Сукаче­ ва, Феликса Штильмарка и других. Среди экспонатов также докумен­ ты белорусских архивов об охране зубров в Беловежской Пуще в XIX веке, декрет 1921 года «Об охране памятников природы, садов и пар­ ков», печально известные поста­ новления правительств СССР и со­ юзных республик 1951 года, в ре­ зультате которых в Советском Со­ юзе был ликвидирован целый ряд заповедников. Среди законода­ тельных актов последних лет пред­ ставлены: законы России и Бела­ руси «Об особо охраняемых терри­ ториях», российский Закон «Об ох­ ране окружающей среды» 2002 го- ■да, характеризующие развитие за­ поведного дела на современном этапе. Особый интерес у посетителей, без сомнения, вызовут многочис­ ленныефотографии. На них— ред­ кие животные, уникальные жемчу­ жины природы и люди, создавав­ шие заповедники и отстаивавшие их право на существование. Кра­ сочные плакаты, карты, детские ри­ сунки, прекрасно выполненные зоологические экспонаты и флори­ стические композиции наглядно демонстрируют богатство и разно­ образие природной среды. Организаторами выставки яв­ ляются Комитет по архивам и де­ лопроизводству при Совете Ми­ нистров Республики Беларусь и Федеральное архивное агентство Министерства культуры и массо­ вых коммуникаций Российской Федерации. Выставка работает с 5 мая по 4 июня с 12.00 до 18.00. Выходные дни — понедельник, вторник. На открытии выставки ожидается присутствие руководи­ телей архивных ведомств России и Беларуси, Федеральной службы по надзору в сфере природополь­ зования, представителей Посоль­ ства Республики Беларусь в Рос­ сии, ученых, видных политиче­ ских, государственных и общест­ венных деятелей. По завершении работы выставки в Москве экспо­ зиция будет передана в Березин­ ский биосферный заповедник. Холст, масло, вдохновение В российской столице оценили творчество юного белорусского художника фестиваль Ольга Кисляк БОБРУЙСК — МОСКВА ПРОИЗВЕДЕНИЯ юных худож­ ников из бобруйской изостудии «Радуга» были представлены на московском Всероссийском фес­ тивале юных художников, посвя­ щенном творчеству Михаила Врубеля. В конкурсе приняли участие около 3 тысяч ребят из стран СНГ и дальнего зарубе­ жья. По итогам выставки 200 лучших работ вошли в каталог, обложку которого украсила кар­ тина «Демон XX! века» 15-летне­ го бобруйчанина Андрея Дёмы. Он стал лауреатом и дипломан­ том конкурса. Воспитанники изостудии «Радуга» сотрудничают с Меж­ дународной детской художест­ венной галереей не первый год и всегда возвращаются из Моск­ вы с наградами. В 2005-м юные таланты из Бобруйска стали ди­ пломантами и лауреатами меж­ дународной выставки «Дети против войны и террора». В рам­ ках международного проекта «Мир без границ» коллекция творческих работ «Мой Пуш­ кин» два года колесила по вы­ ставочным залам Москвы и Мо­ сковской области. — С последнего фестиваля дети вернулись вдохновленны­ ми, — рассказал корреспонден­ ту « с о ю з а » руководитель «Ра­ дуги», — не только с победой. Мы побывали в Третьяковской Гсшерее, посетили мастер-клас­ сы по рисованию в Московской специализированной школе ак ­ варели имени художника Сер­ гея Андрияки. Теперь хотим по­ радовать земляков. В конце мая в Бобруйской библиотеке име­ ни Пушкина будет открыта э кс ­ позиция детских работ «Мой Пушкин», их в Беларуси еще ни­ кто не видел. Решено, что на выставке будут представлены творения не только наших вос­ питанников, но и лучшие карти­ ны юных российских художни­ ков, посвященные творчеству великого поэта. Разбужена память Освенцима Предложение Польши изменить название концлагеря Аушвитц встречено в мире неоднозначно есть вопрос Анатолий Шаповалов ВАРШАВА ПОЛЬСКОЕ правительство об­ ратилось в ЮНЕСКО с просьбой изменить название Освенцим­ ского концлагеря. С 1979 года в списке мирового наследия он значится «Концентрационный лагерь Аушвитц». Варшава в лице министра иностранных дел Стефана Меллера взамен предложила: «Бывший нацист­ ско-немецкий концлагерь Ауш- витц-Биркенау». В Аушвитце, напомним, гитлеровцы истреби­ ли в 1940— 1945 годы 1,1 мил­ лиона человек, главным обра­ зом евреев, русских, белору­ сов, поляков, цыган, представи­ телей других народов. Заместитель министра куль­ туры Томаш Мерта, которому поручено в течение полугода согласовать данный вопрос с ЮНЕСКО, считает, что старое название утратило свою выра­ зительность и информационное содержание, особенно для мо­ лодого поколения. Новое назва­ ние более точно указывало бы на принадлежность «фабрики смерти» к нацистскому режиму в Германии. «Я не ожидаю, — сказал Томаш Мерта, — в связи с этим негативной реакции. Гер­ мания сегодня государство, ко­ торое не боится взять на себя ответственность за историче­ ское прошлое». По мнению Вар­ шавы, изменение названия должно стать одной из мер про­ тиводействия попыткам ряда зарубежных СМИ «подпра­ вить», точнее говоря, фальси­ фицировать историю. Особенно этим грешат в Германии. На днях журнал «Шпигель» опуб­ ликовал статью, в которой речь идет «о польском концентраци­ онном лагере». На интернетов­ ской странице, предваряющей выход книги «Исчезнувший след» о немецком художнике Отто Фроендлихе, говорится: «В начале 1943 года французы депортировали его из Парижа в польский концентрационный лагерь Люблин-Майданек, где он и был убит в газовой каме­ ре». В другом материале, по­ священном еврейской семье Цукерманнов, указывается, что Софу Цукерманн депортирова­ ли вместе с 745 евреями в поль­ ский концлагерь Аушвитц. Советник-посланник Респуб­ лики Польша в Берлине Войцех Венчковский вручил немецкой стороне ноту, в которой подчер­ кивается: «Такого рода форму­ лировки подталкивают к фаль­ шивым и даже опасным выво­ дам, которые не имеют ничего общего с исторической правдой и порочат поляков». Сейчас польские власти рас­ сматривают вопрос, как быть с другими концлагерями, напри­ мер, с Майданеком, которые на­ ходятся в распоряжении мест­ ных самоуправлений. Сейму ре­ комендовано разработать за­ кон об их статусе. Уже признано необходимым, чтобы государст­ во взяло под свою опеку все бывшие концлагеря и урегули­ ровало вопрос об их названии. Тем временем грянул гром. Инициативу польского прави­ тельства встретил в штыки Все­ мирный еврейский конгресс. «Официальная Варшава, — за­ явил заместитель генерального секретаря конгресса Марам Штерн. — хотела бы с помощью изменения названия концлаге­ ря «поправить» историю. Конц­ лагерь действительно был по­ строен и управлялся гитлеров­ ской Германией, однако все в околице знали, что рабочих на «фабрику смерти» рекрутиро­ вали из ближайших польских деревень. Правительство, ви­ димо, стремится дистанциро­ ваться от той истории и дать яс- но понять, что Польша не была причастна к преступлениям в концлагере». Польша испытала настоя­ щий шок. «Еврейский комитет США, напомнила авторитетная «Газета выборча», занял совер­ шенно другую позицию. Прини­ мая недавно в Вашингтоне пре­ зидента Леха Качиньского, он однозначно поддержал протест поляков против использования рядом зарубежных СМИ опре­ деления «польские лагеря смерти». И хотя Всемирный ев­ рейский конгресс является од­ ной из влиятельных организа­ ций, представляющих интересы еврейской диаспоры в мире, его голос все же не решающий. Од­ нако не секрет, он может ослож­ нить прохождение в ЮНЕСКО вопроса об изменении названия концлагеря». «О существовании Аушвитца знало не только население близлежащих селений, но и весь мир, — заявил представи­ тель по печати государственно­ го музея Аушвитц-Биркенау Ярослав Менсфельд, — Знало благодаря работавшим в конц­ лагере по принуждению поля­ кам, которые с самого начала информировали округу о том, что творилось за воротами «фа­ брики смерти». Более того — рабочие приносили узникам ле­ карства, продукты, сигареты, порой расплачиваясь за это своей жизнью . Если следовать логике господина Штерна, то можно обнаружить и то, что действующая в гетто еврейская полиция помогала гитлеровцам отправлять людей в концлаге­ ря. Однако это свидетельствует лишь о невежественном незна­ нии существа дела того траги­ ческого периода истории». «Я лишь хотел сказать, — оп­ равдывался в интервью «Газете выборчей» Марам Штерн, — что начинать дискуссию на эту тому преждевременно. Возможно, я подхожу к данной проблеме очень лично: мои родители вы­ жили в Аушвитц. Они еще живы и не хотят, чтобы последующие поколения вовлекались в дис­ куссию относительно измене­ ния названия концлагеря. Эти раны слишком болезненные. На эт^ тему, по-моему мнению, не следует дискутировать, пока живы последние евреи, пере­ жившие Холокост». Официальная Варшава од­ нако продолжает настаивать на своем. Происходящее, как счи­ тает заместитель министра культуры Томаш Мерта, — убе­ дительное свидетельство того, что название концлагеря следу­ ет непременно изменить. Тем самым будет подчеркнуто глав­ ное — «фабрика смерти» была преступным делом исключи­ тельно национал-социалисти­ ческого нацистского режима Германии. Польша должна бо­ роться до конца за правду Ауш­ витца. Между тем На момент подписания в печать номера «СОЮЗа» министр культуры Польши Казимож Уяздовский сообщил, что официальные власти Израиля поддержали польское обращение в ЮНЕСКО. Об этом министра проинформировал посол Израиля в Варшаве Давид Палег. Ожидается, что вопрос об изменении названия концлагеря будет рассмотрен в июле нынешнего года на заседании ЮНЕСКО в Вильнюсе.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz