Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

IV Q ОЮ 3 Беларусь—Россия. 27 АПРЕЛЯ 2006 ЧЕТВЕРГ № 15 (259) Минское «танго» на Красной площади устроили модельеры наших стран Татьяна Хорошилова МОСКВА_____________________________ В МОСКВЕ, на Васильевском спу­ ске, прошла Российская неделя моды. Проект, рожденный при поддержке Министерства культу­ ры и массовых коммуникаций РФ, заслужил высокую оценку запад­ ных СМИ. «В Москве использует­ ся такой же формат и профессио- нгшьные стандарты как на неде­ лях моды в Милане и Лондоне», — так пишут о главном модном по­ диуме России. Показы посетило около 50 ты­ сяч гостей. Устроители поставили цель — создание единого модно­ го пространства на постсоветской территории. Российская неделя моды строится не на трех именах, а собирает десятки талантливых, интересных и перспективных ди­ зайнеров. Беларусь на модном проекте представляли два модельера — Ольга Самощенко и Елена Цоко- ленко. Последняя показала кол­ лекцию женской одежды «Танго», передав атмосферу 40—50-х го­ дов. — Я окончила Институт совре­ менных знаний, — рассказывает Елена Цоколенко, — потом рабо­ тала художником-модельером в Белорусском центре моды, теперь у меня своя студия. — Ваша коллекция создана а стиле 50-х годов? — Даже 40-х. Я хотела на­ звать коллекцию «Марлен Дит­ рих», посвятив ее великой актри­ се. — Кто ваши клиенты? — Представительницы сред­ него класса в Минске и Москве. — Чем занимаются ваши родители? — Они работают в кожевен­ ном производстве. — ВМоскве одеваются лучше? — Люди в Москве согласны тратить деньги. Минчане скорее будут одеваться за границей, по­ скольку в наших бутиках прода­ ются старые коллекции. — Долго работаете над коллекци­ ей? — Месяца два. Но денег это особо не приносит. В Москве мо­ да развивается бурно, поэтому сюда часто ездим. — Ввашей новой коллекции чувст­ вуются национальные мотивы... — Это под влиянием фольк­ лора, поэзии Янки Купала. А перед сном — «Голос Америки» «ЖЗЛ» против миров, слухов и легенд судьбы Александр Щуплов МОСКВА ЮРИИ Андропов по-прежнему остается загадкой для истори­ ков. Налицо противоречие: если историки всего мира в списки и перечни наиболее примечатель­ ных политиков прошедшего сто­ летия включают от России и СССР только Ленина и Сталина (реже Горбачева и Ельцина), то простые граждане в этом с ними кардинально расходятся: наи­ большее число положительных оценок в 1998—2002 годах неиз­ менно получал именно Юрий Ан­ дропов. Новая книга Роя Медведева, вышедшая в популярной серии «ЖЗЛ» (издательство «Моло­ дая гвардия»), представляет диаметрально противополож­ ные портреты Андропова. Под пером некоторых (в том числе и западных исследователей) он предстает как интеллектуал, чи­ тающий в подлинниках амери­ канские детективы и английские романы, коллекционирующий пластинки американской дж а ­ зовой музыки и картины совет­ ских художников-абстракциони- стов, любитель встречаться с известными интеллигентами, слушающий перед сном сводку последних новостей по «Голосу Америки»... С других портретов на читателя глядит Андропов- карьерист, недоучка с комплек­ сом провинциала, ведущий тай­ ную слежку за членами Полит­ бюро... Автор книги пытается разо­ браться в судьбе одного из пос­ ледних генсеков , стоявшего почти 15 лет по главе Комитета государственной безопасно­ сти. Коротков правление Анд­ ропова показало : в советском обществе уживались ка к с тре­ мление к демократии, к защите прав и свобод человека (что на­ шло свое отражение в движе ­ нии диссидентов), так и не ме­ нее сильное стремление к «сильной руке». Последнее объясняет тот факт, почему не­ малая часть населения заинте­ ресованно приветствовала приход Андропова к власти и его первые мероприятия по на­ ведению порядка в стране. И хотя к концу 90-х годов лич ­ ность и деятельность Андропо­ ва постепенно переставала быть предметом мифов, слухов и легенд, в одном из опросов 1989 года о политиках, общест­ венных деятелях и служителях культуры он был поставлен на 13-е место — вслед за генера­ лом Лебедем и Владимиром Высоцким. Еще одна примечательная биография вышла в той же мо­ лодогвардейской серии из-под пера Владимира Булатова — «Адмирал Кузнецов». Стре­ мясь восстановить историче­ скую справедливость, автор со­ здал жизнеописание адмирала Кузнецова, чье имя стоит в ряду тех, кто ковал Великую Победу — Ж укова, Рокоссовского, Ва­ силевского, Исакова, Голов­ ко... Он пришел на военно-мор­ скую службу пятнадцатилетним юношей и на всю жизнь остался верен выбору. Уже в 26 лет Куз­ нецов стал командиром крейсе­ ра, в 33 года — командующим Тихоокеанским флотом, в 34 — наркомом Военно-морского флота. Кузнецов первым из мо­ ряков был удостоен звания ад­ мирал флота Советского Союза и с запозданием получил мар­ шальскую звезду. Его жизнь — страницы советской истории, включающие службу в Испании в качестве главного военно- морского советника и участив в крупнейших стратегических на­ ступательных операциях совет­ ских войск и флотов (здесь одна из самых ярких — легендарная оборона Севастополя), работу в качестве члена делегаций Со­ ветского Союза на междуна­ родных конференциях и в со­ ставе дипломатических миссий, в том числе и участие в Крым ­ ской и Постдамской конферен­ циях... В многолетней военно-мор­ ской службе адмирала не обош­ лось без ошибок и просчетов. Но даже сейчас, спустя полве­ ка, никто, по мнению автора книги, не может объяснить, ка ­ кая причина привела к расправе с адмиралом, его опале. Но это не сломило Николая Кузнецова. По мнению автора книги, в со- ветско |1 истории адмирал К уз ­ нецов является величиной об­ щенационального масштаба, занявшей свое достойное мес­ то в истории в одном ряду с ве­ ликими русскими флотоводца­ ми — Ушаковым, Нахимовым, Макаровым. ю п о в жизнь '>АМеНА !:ЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ жизнь ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫX ЛЮДЕЙ Новые издания «Молодой гвардии» на пути к читателю. Анатолий Алай: К КИНОбольше привязан, чем к семье персона Ирина Завадская МИНСК ПОКА я собиралась встретиться с известным белорусским кино­ документалистом Анатолием Алаем и поговорить о его пос­ леднем белорусско-российском проекте «Встреча на Эльбе» (фильм был смонтирован месяц назад), как узнала, что у Анато­ лия Ивановича «созрела» еще одна новая картина... — Действительно, только что мы закончили свой «Чернобыль­ ский крест», — подтвердил ре­ жиссер. — Наконец-то... Я давно хотел снять такой фильм. Потому что слишком хорошо помню вес­ ну 86-го, первые дни после роко­ вого 26 апреля, когда вместе с четверкой своих коллег уехал в чернобыльскую зону на съемки. Сегодня никого из тех моих на­ парников уже нет в живых... «Будни тревожной зоны» стали первым фильмом о ката­ строфе, — продолжает А. Алай. — Приезжаем — страшно, неиз­ вестно все... И я, тогда еще опе­ ратор, предложил сделать ре­ портаж — как можно правдивее. Все согласились, мы начали сни­ мать... Помню, когда привез на «Беларусьфильм» первый кино­ материал оттуда, девочки, обра­ батывающие пленку, долго не соглашались даже прикоснуться к ней — боялись облучиться. А мы уехали на съемки снова... На­ конец смонтировали фильм, по­ везли в ЦК КПБ, там его посмот­ рели — и забраковали. Сказали — слишком мрачно, недостает социального оптимизма. Группу расформировали, меня отстра­ нили от съемок, высчитали из зарплаты за 350 метров исполь­ зованной пленки, назначили дру­ гого оператора и направили его в Хойники снимать свадьбу. Фильм вышел. Честно говоря, я его до сих пор так и не посмот­ рел. Во-первых, был обижен тог­ да сильно, а во-вторых... Я уже знал, что не покажут всего, что мы тогда видели. А там была масса людей, которые проводи­ ли дезактивацию без респирато­ ров. Даже если у них и были рес­ пираторы, стояла такая жара, что многие решили обойтись без них. Масштаба опасности толком ведь никто не представлял. Ну или почти никто. Ученые — да, представляли, но все равно шли туда, осознанно рисковали со­ бой. Академику Иосифу Богде- вичу, одному из героев моего фильма, например, вырезали щитовидку (хотя он сам об этом и не рассказывает)... Понимаете, я не ставил цели определить пра­ вых и виноватых, это невозмож­ но, черное от белого уже неотде­ лимо. Я лично много общался с учеными, чьи судьбы перепле­ лись с Чернобылем, это очень порядочные люди, которые ре­ ально пытались сделать все, что могли, но время было неодно­ значное, обстоятельства непро­ стые. Поэтому я и даю им воз­ можность высказаться в своей картине — ведь откровениями этих людей часто пренебрегали. К сожалению, архивными кадра­ ми пришлось воспользоваться чужими — все то, что я снимгш в 86-м своей камерой, сожгли. — Ив тот же год вы сняли «Не плачьте обо мне»— фильм-вызов о художникв-«антисоввтчикв»... — У меня до сих пор хранится масса катушек с магнитофон­ ной записью Александра Исаче- ва. Вы не представляете, на­ сколько «не нашим» был тогда этот художник, выставки его за­ прещались, в определенной степени наша съемочная группа рисковала, встречаясь с ним. ровать... Даже к семье своей я не испытываю такой привязан­ ности, как к кино... — А в чем секрет вашего устойчиво­ го тандема с российским продюсе­ ром Олегом Могучееым? Всотруд­ ничестве с ним вы выпустили, если не ошибаюсь, уже 8 картин? «Гас­ телло», «Солдаты Италии», «Крас­ ный дьявол», «Вдвух шагах от Гильотины»— кинорасследования о неизвестном летчике, вошедшем в историю под чужим именем, о неве­ роятной любви белорусской дееуш- ки и военнопленного итальянца, о командире летного штрафбата Ива­ не Федорове, об одной из самых та­ инственных спецслужб ГРУ... Иэто только часть ваших знаменитых фильмов, возвращающих из забве­ ния яркие имена и получивших мас­ су наград на всевозможных кино­ фестивалях. — Несколько лет назад Мини­ стерство культуры Беларуси и Федеральный фонд поддержки Сейчас продюсер заказал мне два новых сценария. 0 человеке, спасшем во время войны сокровища Дрезденской галереи. Он в Минске живет. Но я не сомневался, что призна­ ние Исачева — вопрос времени, с расчетом на это и выбргш тему для своего режиссерского де ­ бюта. В то время среди режиссе­ ров огромная конкуренция ведь была, а у меня какая биогра­ фия? Пришел на студию рабо­ чим в осветительный цех — па­ рень из села, только что окончил белорусскоязычную школу. Но киностудии нужны были креп­ кие ребята — некоторые освети­ тельные приборы могли весить до 80 килограммов. А у меня бы­ ла неплохая подготовка — как- никак участвовал в соревнова­ ниях по поднятию тяжестей. И рисовать еще любил — однаж­ ды нарисовал начальнику осве­ тительного цеха Марину Влади, других популярных актрис, они потом долго стены его кабинета украшали... В общем, так и тру­ дился, пока к нам в цех не загля­ нул Владимир Цеслюк (операто­ ры часто нас, осветителей, на­ вещали) и предложил побыть у него ассистентом. Конечно, я с огромной радостью согласился! Мой первый в жизни самостоя­ тельно снятый кадр (снимал в аэропорту встречу двух сестер, которых разлучила война) во­ шел в фильм, худсовет его отме­ тил... Потом в качестве операто­ ра я снял больше сотни до ку ­ ментальных фильмов. Все сни­ мал, абсолютно. Для меня съем­ ка — как бы это вам сформули- российской кинематографии подписгши договор о совмест­ ном кинопроизводстве. После чего российский продюсер про­ смотрел тематический план зая­ вок на «Беларусьфильме» и вы­ брал «Андрея Громыко» — мою заявку. Абсолютно случайно, мы не были знакомы, — видимо, идея показалась россиянам лю­ бопытной. Сделали с Могучевым один фильм — вроде удачно, второй... В общем, сложилось у нас. Сейчас продюсер заказал мне два новых сценария. О чело­ веке, спасшем во время войны сокровища Дрезденской гале­ реи. Он в Минске живет. А второй фильм хочу сделать о нашем ге­ рое, преподававшем в немецкой разведшколе «Сатурн», базиро­ вавшейся в годы войны Борисо­ ве. Это он, Александр Козлов, стал прототипом разведчика из популярных фильмов «Путь в «Сатурн» и «Конец «Сатурна». — Неужели песле этих фильмов еще осталось что-то неизвестное? •— Вот именно! Помните, чем заканчивается «Конец «Сатур­ на»? Немцы отступают, и вместе с ними, забрав документы раз­ ведшколы, уходит Крамер-Коз­ лов. Что стало с этим человеком дальше — неизвестно. А он по­ пал в плен к американцам, отси­ дел в советских лагерях... Я со­ звонился с ним. Сейчас Алек- ■ Анатолий Алай; Все то, что я снимал в 86-м, сожгли... сандр Иванович живет в Горячем Ключе Краснодарского края. — Иногда у меня создается впечат­ ление, что вы буквально живете в архивах. Раскрыли столько неиз­ вестных судеб... Может быть, нако­ нец, узнали что-нибудь и о своем от­ це, пропавшем без вести в годы войны? — Нигде, ничего... Но недав­ но мне позвонил один человек, говорит, услышал по радио, что вы разыскиваете отца, хочу с ва­ ми встретиться. Оказывается, перед самой войной он был зна­ ком с моими родителями, маль­ чишкой встречался с ними в Но- вобыхове — «носил доктору мо­ локо» (мои родители были вра­ чами). Даже держал на руках ме­ ня, малолетнего. Мы встрети­ лись. И, оказывается, мой визи­ тер Степан Степанович прохо­ дил службу на Тоцком полигоне в 50-е — как раз в те годы, когда там испытывали атомную бомбу. Я давно собирался делать фильм «Атомные солдаты», но не смог найти нужных мне лю­ дей... — Атут герой будущего фильма к вам сам пришел. — Судьба сводит! Отчасти по­ хожая история вышла и со съем­ ками «Встречи на Эльбе». Сюжет о том, как в победном 45-м встре­ тились русский и американский солдаты, хорошо известен, фото­ графия этого события давно ста­ ла хрестоматийной. Но это только одна сторона медали. Когда я ока­ зался дома у одного из героев это­ го фото, моим земляком Алексан­ дром Сильвашко, он показал мне бумаги, которые ему присылали на запросы о судьбе однополчан. Какие же трагические у всех судь­ бы!.. Их встреча была несанкцио­ нированной — навстречу двига­ лись две армии, маршала Конева и американского генергша. С обе­ их сторон был дан приказ не встречаться, планировалась большая помпа. С участием Ста­ лина, Рузвельта. Прибыло 400 корреспондентов... А тут «высуну­ лись», встретились. Пятерых на­ ших солдатиков американцы при­ гласили к себе в штаб. А потом их начали таскать в Особый отдел, обвинили в шпионаже, исключили из партии. Сильвашко чудом уце­ лел... Сейчас ему 80 лет, «красно­ му дьяволу» Федорову — 93 года, многие герои моих фильмов — люди на склоне лет. И многие только теперь решаются открыть­ ся. Я счастлив, что судьба позво­ лила мне встретиться с ними, стать посредником, продлить их достойную жизнь... Нам толмачи ни к чему! Так утверждают российские и белорусские борцы на поясах турнир Радик Амиров МОСКВА — МИНСК — КАЗАНЬ В МОСКВЕ прошел междуна­ родный турнир по борьбе на по­ ясах имени Олимпийского чем­ пиона Шазама Сафина. Вместе с более чем полутора десятком стран традиционно на состяза­ ниях приняла участие и сборная Беларуси, оставившая о себе самое лучшее впечатление. — Главная команда Белару­ си с завидным постоянством от­ кликается на любые турниры, организуемые Международной Федерацией борьбы на поясах , ' — подчеркнул неоднократный призер Олимпийских игр, чем­ пион мира по греко-римской борьбе, главный судья соревно­ ваний Фархад Мустафин. — Бе­ лорусская дружина очень спло­ ченна и упорно идет к постав­ ленной цели. У сборной есть спортивный настрой. Значит, в самом скором времени у наших соседей непременно появятся в копилке медали разных досто­ инств. В подтверждение можно при­ вести яркие схватки с участием белорусов Николая Петрова, Андрея Лихача, Александра Просецкого и других. Ребятам, приехавшим из Минска, чуть- чуть не повезло: остались без медалей. Однако, как отметил один из специалистов, жребий свел дружину сборной Беларуси с очень сильными соперниками. Например, в открытой весовой категории Николаю Петрову до­ стался Давид Барамиа из Гру­ зии, известный своими технич­ ными бросками. А Андрей Лихач споткнулся на чемпионе мира, Европы и Российской Федера­ ции Шамиля Садриева из Татар­ стана. А ведь татарстанец уве­ ренно дошел до финала! — Белорус Андрей Лихач — своеобразный борец: я это сра­ зу почувствовал, как он взялся за мой пояс, — сказал Шамиль Садриев. — Ему бы немного тех­ ники и выдержки, вот тогда и бу­ дет результат! А вообще с бело­ русскими ребятами мы в самых хороших отношениях, поскольку очень часто выезжаем на сов­ местные турниры и очень хоро­ шо знаем друг друга. Свою оценку сборной Бела­ руси дал и президент Междуна­ родной Федерации борьбы на поясах Риф Гайнанов: — Я не понаслышке знаю, что такое белорусская школа бор­ цов: сильная, мощная. С ребята­ ми из Минска, Витебска и других городов тогда еще советской республики мне не раз приходи- i лось бывать на сборах главной" дружины СССР. Рад, что и ны­ нешняя команда Беларуси не теряет бойцовских качеств. Между тем члены сборной Беларуси отметили все нараста­ ющий уровень состязаний борь­ бы на поясах. По их словам, в России подготовка и качество проведения международных турниров улучшается из года в год. «Мы приезжаем в Россию с большим удовольствием, ведь всегда находим дружеское вза­ имопонимание, — сказал борец белорусской сборной Алек­ сандр Просецкий. — С ребятами из России наши хлопцы находят общий язык без проблем. Поче­ му? Так ведь разговариваем на родном и для нас языке — рус­ ском. Уж кому-кому, а нам тол­ мачи не нужны!» — Вот это настоящая правда! — вмешался в наш разговор | знаменитый артист Алексей Ва- ’ НИН, сыгравший в «Калине крас­ ной», «Джентльменах удачи» и других лентах. — Между Росси­ ей и Беларусью не может быть никаких границ. Очень люблю Беларусь, белорусский народ! А что бы наша дружба крепла и дальше, нужно бороться!-Не ме­ жду собой, а вместе! Ну, если и бороться, то только на коврах. Я, борец, неоднократный чемпион Москвы и СССР, уверен: если у нас была общая история, такой она и должна быть в будущем. С Алексеем Ваниным нельзя не согласиться. ■ Взялся за пояс — не говори, что не дюж! Эти ДНИ Впрежние годы календарь 27 апреля Сто лет назад в Таврическом дворце Санкт-Петербурга откры­ лось первое заседание Первой Го­ сударственной Думы — первого представительного законосове­ щательного учреждения России. 28 апреля в России — День химической безопасности. В этот день 1954 года Белорус­ ская ССР вступила в Международ­ ную организацию труда (МОТ). 10 лет назад вышел в свет первый том «Беларускай энцык- лапеды!». 29 апреля Международный день танца. Ш В.Татищев Исполняется 320 лет со дня рождения Василия Татищева, русского государственного дея­ теля, историка, географа, одно­ го из основателей Екатеринбур­ га, первого исследователя при­ роды Урала. Татищев составил первый русский энциклопедиче­ ский словарь — «Лексикон Рос­ сийский», написал первый обоб­ щающий труд «История Россий­ ская с самых древнейших вре­ мен». 30 апреля Всемирный день породнен­ ных городов. В 1649 году царь Алексей Ми­ хайлович утвердил «Наказ о градском благочинии», ставший первым правовым актом, содер­ жащим основные принципы соз­ дания на Руси профессионсшь- ной охраны. 1 мая День международной соли­ дарности трудящихся. С 1992 го­ да отмечается в России как праздник Весны и Труда. В 1692 году спущен на воду первый военный корабль на Ру­ си. Он построен трудами самого Петра I и шестнадцати солдат Преображенского полка. В 1969 году в Гомеле открыл­ ся университет (ныне Гомель­ ский государственный универси­ тет имени Франциска Скорины). 85 лет назад по решению со­ ветского правительства была от­ крыта первая в РСФСР почтово­ пассажирская линия по маршру­ ту Москва — Орел — Харьков на самолетах «Илья Муромец». 2 мая 75 лет назад в Минске начала выпускать продукцию кондитер­ ская фабрика «Коммунарка». Ныне это крупнейшее предпри­ ятие кондитерской промышлен­ ности Беларуси. Змая Всемирный день свободы пе­ чати. 300 лет назад в Санкт-Петер­ бурге заложена Петропавлов­ ская крепость. 30 лет назад в Советском Со­ юзе принята на вооружение уни­ фицированная ракета-носитель «Союз-V». Она вывела в космос корабль «Союз-19» для последу­ ющей стыковки на орбите с аме­ риканским космическим кораб­ лем «Аполлон». Рубрику ведет Владимир ПОТАПЕНКО «СОЮЗ.Беларусь-Россия» ПериодическоеизданиеСоветаМинистровСоюзногогосударава ГазетазарегистрированавМинистерствоподелампечати, телерадиовещанияисредствмассовыхкоммуникацийРоссийскойФедерации10марта2000года. Регистрационный Ne77-1880. Тиражпо РФ: 283856 ТиражпоРБ: 502823 Тираж«СОЮЗа.Беларусь— Россия»вРФиРБ: 786679 Шеф-редактор А.И. Батыгин (Москва) Первыйзаместитель шеф-редактора А.М. Таранда(Минск) Адресредакции«СОЮЗз. Беларусь-Россия»: Адресредакциигазеты«СоветскаяБелоруссия»: Москва, А-40, ГСП-3125993, улицаПравды, 24. РеспубликаБеларусь, 220013, Минск, улица Телефон: 257-6787Факс: 257-5787Е-mall: Ermakova®rg.ru Б. Хмельницкого, 10а. Тел, ифакс: 232-1432 Издательства: ЗАО«Информационно-издательскийконцерн «Российская газета» Адрес: Москва, А-40, ГСП-3125993, ул. Правды, 24. Тел. 257-53-62. Издательства«СоветскойБелоруссии»: БелорусскийДомпечати, КИПУП«Сож». ОТПЕЧАТАНО в000 «Объединенныйиздательскийдом Распространяетсяповсемподписныминдексам: Пографику: 16.00 «Медиа-Пресса». Адрес: 125865, ГСП, «Российскойгазеты»: 50202,32184,40942,40913,40924, Номерподписан: 16.00. Москва-137, ул. Правды. 24. 40945,38286,41591. «СоветскаяБелоруссия»: 63889. ШОЮЗ.Беларусь- Россия»печатаетсявАрхангельске,Владивостоке,Волгограде,Воронеже,Екатеринбурге,Иркутске,Казани,Калининграде,Кемерове,Краснодаре,Красноярске,МинеральныхВодах,Москве,Мурманске,НижнемНовгороде,Новосибирске,Омске,Оренбурге,Пензе,Перми,Ростове-на-Дону,Санкт-Петербурге,Самаре,Саратове,Тюмени,Ульяновске,Уфе,Чебоксарах,Челябинске, СоветскаяБелоруссия»печатаетсяяг.Минске.Гомеле.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz