Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)
IV Q ОЮ 3 Беларусь—Россия. 27 АПРЕЛЯ 2006 ЧЕТВЕРГ № 15 (259) Минское «танго» на Красной площади устроили модельеры наших стран Татьяна Хорошилова МОСКВА_____________________________ В МОСКВЕ, на Васильевском спу ске, прошла Российская неделя моды. Проект, рожденный при поддержке Министерства культу ры и массовых коммуникаций РФ, заслужил высокую оценку запад ных СМИ. «В Москве использует ся такой же формат и профессио- нгшьные стандарты как на неде лях моды в Милане и Лондоне», — так пишут о главном модном по диуме России. Показы посетило около 50 ты сяч гостей. Устроители поставили цель — создание единого модно го пространства на постсоветской территории. Российская неделя моды строится не на трех именах, а собирает десятки талантливых, интересных и перспективных ди зайнеров. Беларусь на модном проекте представляли два модельера — Ольга Самощенко и Елена Цоко- ленко. Последняя показала кол лекцию женской одежды «Танго», передав атмосферу 40—50-х го дов. — Я окончила Институт совре менных знаний, — рассказывает Елена Цоколенко, — потом рабо тала художником-модельером в Белорусском центре моды, теперь у меня своя студия. — Ваша коллекция создана а стиле 50-х годов? — Даже 40-х. Я хотела на звать коллекцию «Марлен Дит рих», посвятив ее великой актри се. — Кто ваши клиенты? — Представительницы сред него класса в Минске и Москве. — Чем занимаются ваши родители? — Они работают в кожевен ном производстве. — ВМоскве одеваются лучше? — Люди в Москве согласны тратить деньги. Минчане скорее будут одеваться за границей, по скольку в наших бутиках прода ются старые коллекции. — Долго работаете над коллекци ей? — Месяца два. Но денег это особо не приносит. В Москве мо да развивается бурно, поэтому сюда часто ездим. — Ввашей новой коллекции чувст вуются национальные мотивы... — Это под влиянием фольк лора, поэзии Янки Купала. А перед сном — «Голос Америки» «ЖЗЛ» против миров, слухов и легенд судьбы Александр Щуплов МОСКВА ЮРИИ Андропов по-прежнему остается загадкой для истори ков. Налицо противоречие: если историки всего мира в списки и перечни наиболее примечатель ных политиков прошедшего сто летия включают от России и СССР только Ленина и Сталина (реже Горбачева и Ельцина), то простые граждане в этом с ними кардинально расходятся: наи большее число положительных оценок в 1998—2002 годах неиз менно получал именно Юрий Ан дропов. Новая книга Роя Медведева, вышедшая в популярной серии «ЖЗЛ» (издательство «Моло дая гвардия»), представляет диаметрально противополож ные портреты Андропова. Под пером некоторых (в том числе и западных исследователей) он предстает как интеллектуал, чи тающий в подлинниках амери канские детективы и английские романы, коллекционирующий пластинки американской дж а зовой музыки и картины совет ских художников-абстракциони- стов, любитель встречаться с известными интеллигентами, слушающий перед сном сводку последних новостей по «Голосу Америки»... С других портретов на читателя глядит Андропов- карьерист, недоучка с комплек сом провинциала, ведущий тай ную слежку за членами Полит бюро... Автор книги пытается разо браться в судьбе одного из пос ледних генсеков , стоявшего почти 15 лет по главе Комитета государственной безопасно сти. Коротков правление Анд ропова показало : в советском обществе уживались ка к с тре мление к демократии, к защите прав и свобод человека (что на шло свое отражение в движе нии диссидентов), так и не ме нее сильное стремление к «сильной руке». Последнее объясняет тот факт, почему не малая часть населения заинте ресованно приветствовала приход Андропова к власти и его первые мероприятия по на ведению порядка в стране. И хотя к концу 90-х годов лич ность и деятельность Андропо ва постепенно переставала быть предметом мифов, слухов и легенд, в одном из опросов 1989 года о политиках, общест венных деятелях и служителях культуры он был поставлен на 13-е место — вслед за генера лом Лебедем и Владимиром Высоцким. Еще одна примечательная биография вышла в той же мо лодогвардейской серии из-под пера Владимира Булатова — «Адмирал Кузнецов». Стре мясь восстановить историче скую справедливость, автор со здал жизнеописание адмирала Кузнецова, чье имя стоит в ряду тех, кто ковал Великую Победу — Ж укова, Рокоссовского, Ва силевского, Исакова, Голов ко... Он пришел на военно-мор скую службу пятнадцатилетним юношей и на всю жизнь остался верен выбору. Уже в 26 лет Куз нецов стал командиром крейсе ра, в 33 года — командующим Тихоокеанским флотом, в 34 — наркомом Военно-морского флота. Кузнецов первым из мо ряков был удостоен звания ад мирал флота Советского Союза и с запозданием получил мар шальскую звезду. Его жизнь — страницы советской истории, включающие службу в Испании в качестве главного военно- морского советника и участив в крупнейших стратегических на ступательных операциях совет ских войск и флотов (здесь одна из самых ярких — легендарная оборона Севастополя), работу в качестве члена делегаций Со ветского Союза на междуна родных конференциях и в со ставе дипломатических миссий, в том числе и участие в Крым ской и Постдамской конферен циях... В многолетней военно-мор ской службе адмирала не обош лось без ошибок и просчетов. Но даже сейчас, спустя полве ка, никто, по мнению автора книги, не может объяснить, ка кая причина привела к расправе с адмиралом, его опале. Но это не сломило Николая Кузнецова. По мнению автора книги, в со- ветско |1 истории адмирал К уз нецов является величиной об щенационального масштаба, занявшей свое достойное мес то в истории в одном ряду с ве ликими русскими флотоводца ми — Ушаковым, Нахимовым, Макаровым. ю п о в жизнь '>АМеНА !:ЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ жизнь ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫX ЛЮДЕЙ Новые издания «Молодой гвардии» на пути к читателю. Анатолий Алай: К КИНОбольше привязан, чем к семье персона Ирина Завадская МИНСК ПОКА я собиралась встретиться с известным белорусским кино документалистом Анатолием Алаем и поговорить о его пос леднем белорусско-российском проекте «Встреча на Эльбе» (фильм был смонтирован месяц назад), как узнала, что у Анато лия Ивановича «созрела» еще одна новая картина... — Действительно, только что мы закончили свой «Чернобыль ский крест», — подтвердил ре жиссер. — Наконец-то... Я давно хотел снять такой фильм. Потому что слишком хорошо помню вес ну 86-го, первые дни после роко вого 26 апреля, когда вместе с четверкой своих коллег уехал в чернобыльскую зону на съемки. Сегодня никого из тех моих на парников уже нет в живых... «Будни тревожной зоны» стали первым фильмом о ката строфе, — продолжает А. Алай. — Приезжаем — страшно, неиз вестно все... И я, тогда еще опе ратор, предложил сделать ре портаж — как можно правдивее. Все согласились, мы начали сни мать... Помню, когда привез на «Беларусьфильм» первый кино материал оттуда, девочки, обра батывающие пленку, долго не соглашались даже прикоснуться к ней — боялись облучиться. А мы уехали на съемки снова... На конец смонтировали фильм, по везли в ЦК КПБ, там его посмот рели — и забраковали. Сказали — слишком мрачно, недостает социального оптимизма. Группу расформировали, меня отстра нили от съемок, высчитали из зарплаты за 350 метров исполь зованной пленки, назначили дру гого оператора и направили его в Хойники снимать свадьбу. Фильм вышел. Честно говоря, я его до сих пор так и не посмот рел. Во-первых, был обижен тог да сильно, а во-вторых... Я уже знал, что не покажут всего, что мы тогда видели. А там была масса людей, которые проводи ли дезактивацию без респирато ров. Даже если у них и были рес пираторы, стояла такая жара, что многие решили обойтись без них. Масштаба опасности толком ведь никто не представлял. Ну или почти никто. Ученые — да, представляли, но все равно шли туда, осознанно рисковали со бой. Академику Иосифу Богде- вичу, одному из героев моего фильма, например, вырезали щитовидку (хотя он сам об этом и не рассказывает)... Понимаете, я не ставил цели определить пра вых и виноватых, это невозмож но, черное от белого уже неотде лимо. Я лично много общался с учеными, чьи судьбы перепле лись с Чернобылем, это очень порядочные люди, которые ре ально пытались сделать все, что могли, но время было неодно значное, обстоятельства непро стые. Поэтому я и даю им воз можность высказаться в своей картине — ведь откровениями этих людей часто пренебрегали. К сожалению, архивными кадра ми пришлось воспользоваться чужими — все то, что я снимгш в 86-м своей камерой, сожгли. — Ив тот же год вы сняли «Не плачьте обо мне»— фильм-вызов о художникв-«антисоввтчикв»... — У меня до сих пор хранится масса катушек с магнитофон ной записью Александра Исаче- ва. Вы не представляете, на сколько «не нашим» был тогда этот художник, выставки его за прещались, в определенной степени наша съемочная группа рисковала, встречаясь с ним. ровать... Даже к семье своей я не испытываю такой привязан ности, как к кино... — А в чем секрет вашего устойчиво го тандема с российским продюсе ром Олегом Могучееым? Всотруд ничестве с ним вы выпустили, если не ошибаюсь, уже 8 картин? «Гас телло», «Солдаты Италии», «Крас ный дьявол», «Вдвух шагах от Гильотины»— кинорасследования о неизвестном летчике, вошедшем в историю под чужим именем, о неве роятной любви белорусской дееуш- ки и военнопленного итальянца, о командире летного штрафбата Ива не Федорове, об одной из самых та инственных спецслужб ГРУ... Иэто только часть ваших знаменитых фильмов, возвращающих из забве ния яркие имена и получивших мас су наград на всевозможных кино фестивалях. — Несколько лет назад Мини стерство культуры Беларуси и Федеральный фонд поддержки Сейчас продюсер заказал мне два новых сценария. 0 человеке, спасшем во время войны сокровища Дрезденской галереи. Он в Минске живет. Но я не сомневался, что призна ние Исачева — вопрос времени, с расчетом на это и выбргш тему для своего режиссерского де бюта. В то время среди режиссе ров огромная конкуренция ведь была, а у меня какая биогра фия? Пришел на студию рабо чим в осветительный цех — па рень из села, только что окончил белорусскоязычную школу. Но киностудии нужны были креп кие ребята — некоторые освети тельные приборы могли весить до 80 килограммов. А у меня бы ла неплохая подготовка — как- никак участвовал в соревнова ниях по поднятию тяжестей. И рисовать еще любил — однаж ды нарисовал начальнику осве тительного цеха Марину Влади, других популярных актрис, они потом долго стены его кабинета украшали... В общем, так и тру дился, пока к нам в цех не загля нул Владимир Цеслюк (операто ры часто нас, осветителей, на вещали) и предложил побыть у него ассистентом. Конечно, я с огромной радостью согласился! Мой первый в жизни самостоя тельно снятый кадр (снимал в аэропорту встречу двух сестер, которых разлучила война) во шел в фильм, худсовет его отме тил... Потом в качестве операто ра я снял больше сотни до ку ментальных фильмов. Все сни мал, абсолютно. Для меня съем ка — как бы это вам сформули- российской кинематографии подписгши договор о совмест ном кинопроизводстве. После чего российский продюсер про смотрел тематический план зая вок на «Беларусьфильме» и вы брал «Андрея Громыко» — мою заявку. Абсолютно случайно, мы не были знакомы, — видимо, идея показалась россиянам лю бопытной. Сделали с Могучевым один фильм — вроде удачно, второй... В общем, сложилось у нас. Сейчас продюсер заказал мне два новых сценария. О чело веке, спасшем во время войны сокровища Дрезденской гале реи. Он в Минске живет. А второй фильм хочу сделать о нашем ге рое, преподававшем в немецкой разведшколе «Сатурн», базиро вавшейся в годы войны Борисо ве. Это он, Александр Козлов, стал прототипом разведчика из популярных фильмов «Путь в «Сатурн» и «Конец «Сатурна». — Неужели песле этих фильмов еще осталось что-то неизвестное? •— Вот именно! Помните, чем заканчивается «Конец «Сатур на»? Немцы отступают, и вместе с ними, забрав документы раз ведшколы, уходит Крамер-Коз лов. Что стало с этим человеком дальше — неизвестно. А он по пал в плен к американцам, отси дел в советских лагерях... Я со звонился с ним. Сейчас Алек- ■ Анатолий Алай; Все то, что я снимал в 86-м, сожгли... сандр Иванович живет в Горячем Ключе Краснодарского края. — Иногда у меня создается впечат ление, что вы буквально живете в архивах. Раскрыли столько неиз вестных судеб... Может быть, нако нец, узнали что-нибудь и о своем от це, пропавшем без вести в годы войны? — Нигде, ничего... Но недав но мне позвонил один человек, говорит, услышал по радио, что вы разыскиваете отца, хочу с ва ми встретиться. Оказывается, перед самой войной он был зна ком с моими родителями, маль чишкой встречался с ними в Но- вобыхове — «носил доктору мо локо» (мои родители были вра чами). Даже держал на руках ме ня, малолетнего. Мы встрети лись. И, оказывается, мой визи тер Степан Степанович прохо дил службу на Тоцком полигоне в 50-е — как раз в те годы, когда там испытывали атомную бомбу. Я давно собирался делать фильм «Атомные солдаты», но не смог найти нужных мне лю дей... — Атут герой будущего фильма к вам сам пришел. — Судьба сводит! Отчасти по хожая история вышла и со съем ками «Встречи на Эльбе». Сюжет о том, как в победном 45-м встре тились русский и американский солдаты, хорошо известен, фото графия этого события давно ста ла хрестоматийной. Но это только одна сторона медали. Когда я ока зался дома у одного из героев это го фото, моим земляком Алексан дром Сильвашко, он показал мне бумаги, которые ему присылали на запросы о судьбе однополчан. Какие же трагические у всех судь бы!.. Их встреча была несанкцио нированной — навстречу двига лись две армии, маршала Конева и американского генергша. С обе их сторон был дан приказ не встречаться, планировалась большая помпа. С участием Ста лина, Рузвельта. Прибыло 400 корреспондентов... А тут «высуну лись», встретились. Пятерых на ших солдатиков американцы при гласили к себе в штаб. А потом их начали таскать в Особый отдел, обвинили в шпионаже, исключили из партии. Сильвашко чудом уце лел... Сейчас ему 80 лет, «красно му дьяволу» Федорову — 93 года, многие герои моих фильмов — люди на склоне лет. И многие только теперь решаются открыть ся. Я счастлив, что судьба позво лила мне встретиться с ними, стать посредником, продлить их достойную жизнь... Нам толмачи ни к чему! Так утверждают российские и белорусские борцы на поясах турнир Радик Амиров МОСКВА — МИНСК — КАЗАНЬ В МОСКВЕ прошел междуна родный турнир по борьбе на по ясах имени Олимпийского чем пиона Шазама Сафина. Вместе с более чем полутора десятком стран традиционно на состяза ниях приняла участие и сборная Беларуси, оставившая о себе самое лучшее впечатление. — Главная команда Белару си с завидным постоянством от кликается на любые турниры, организуемые Международной Федерацией борьбы на поясах , ' — подчеркнул неоднократный призер Олимпийских игр, чем пион мира по греко-римской борьбе, главный судья соревно ваний Фархад Мустафин. — Бе лорусская дружина очень спло ченна и упорно идет к постав ленной цели. У сборной есть спортивный настрой. Значит, в самом скором времени у наших соседей непременно появятся в копилке медали разных досто инств. В подтверждение можно при вести яркие схватки с участием белорусов Николая Петрова, Андрея Лихача, Александра Просецкого и других. Ребятам, приехавшим из Минска, чуть- чуть не повезло: остались без медалей. Однако, как отметил один из специалистов, жребий свел дружину сборной Беларуси с очень сильными соперниками. Например, в открытой весовой категории Николаю Петрову до стался Давид Барамиа из Гру зии, известный своими технич ными бросками. А Андрей Лихач споткнулся на чемпионе мира, Европы и Российской Федера ции Шамиля Садриева из Татар стана. А ведь татарстанец уве ренно дошел до финала! — Белорус Андрей Лихач — своеобразный борец: я это сра зу почувствовал, как он взялся за мой пояс, — сказал Шамиль Садриев. — Ему бы немного тех ники и выдержки, вот тогда и бу дет результат! А вообще с бело русскими ребятами мы в самых хороших отношениях, поскольку очень часто выезжаем на сов местные турниры и очень хоро шо знаем друг друга. Свою оценку сборной Бела руси дал и президент Междуна родной Федерации борьбы на поясах Риф Гайнанов: — Я не понаслышке знаю, что такое белорусская школа бор цов: сильная, мощная. С ребята ми из Минска, Витебска и других городов тогда еще советской республики мне не раз приходи- i лось бывать на сборах главной" дружины СССР. Рад, что и ны нешняя команда Беларуси не теряет бойцовских качеств. Между тем члены сборной Беларуси отметили все нараста ющий уровень состязаний борь бы на поясах. По их словам, в России подготовка и качество проведения международных турниров улучшается из года в год. «Мы приезжаем в Россию с большим удовольствием, ведь всегда находим дружеское вза имопонимание, — сказал борец белорусской сборной Алек сандр Просецкий. — С ребятами из России наши хлопцы находят общий язык без проблем. Поче му? Так ведь разговариваем на родном и для нас языке — рус ском. Уж кому-кому, а нам тол мачи не нужны!» — Вот это настоящая правда! — вмешался в наш разговор | знаменитый артист Алексей Ва- ’ НИН, сыгравший в «Калине крас ной», «Джентльменах удачи» и других лентах. — Между Росси ей и Беларусью не может быть никаких границ. Очень люблю Беларусь, белорусский народ! А что бы наша дружба крепла и дальше, нужно бороться!-Не ме жду собой, а вместе! Ну, если и бороться, то только на коврах. Я, борец, неоднократный чемпион Москвы и СССР, уверен: если у нас была общая история, такой она и должна быть в будущем. С Алексеем Ваниным нельзя не согласиться. ■ Взялся за пояс — не говори, что не дюж! Эти ДНИ Впрежние годы календарь 27 апреля Сто лет назад в Таврическом дворце Санкт-Петербурга откры лось первое заседание Первой Го сударственной Думы — первого представительного законосове щательного учреждения России. 28 апреля в России — День химической безопасности. В этот день 1954 года Белорус ская ССР вступила в Международ ную организацию труда (МОТ). 10 лет назад вышел в свет первый том «Беларускай энцык- лапеды!». 29 апреля Международный день танца. Ш В.Татищев Исполняется 320 лет со дня рождения Василия Татищева, русского государственного дея теля, историка, географа, одно го из основателей Екатеринбур га, первого исследователя при роды Урала. Татищев составил первый русский энциклопедиче ский словарь — «Лексикон Рос сийский», написал первый обоб щающий труд «История Россий ская с самых древнейших вре мен». 30 апреля Всемирный день породнен ных городов. В 1649 году царь Алексей Ми хайлович утвердил «Наказ о градском благочинии», ставший первым правовым актом, содер жащим основные принципы соз дания на Руси профессионсшь- ной охраны. 1 мая День международной соли дарности трудящихся. С 1992 го да отмечается в России как праздник Весны и Труда. В 1692 году спущен на воду первый военный корабль на Ру си. Он построен трудами самого Петра I и шестнадцати солдат Преображенского полка. В 1969 году в Гомеле открыл ся университет (ныне Гомель ский государственный универси тет имени Франциска Скорины). 85 лет назад по решению со ветского правительства была от крыта первая в РСФСР почтово пассажирская линия по маршру ту Москва — Орел — Харьков на самолетах «Илья Муромец». 2 мая 75 лет назад в Минске начала выпускать продукцию кондитер ская фабрика «Коммунарка». Ныне это крупнейшее предпри ятие кондитерской промышлен ности Беларуси. Змая Всемирный день свободы пе чати. 300 лет назад в Санкт-Петер бурге заложена Петропавлов ская крепость. 30 лет назад в Советском Со юзе принята на вооружение уни фицированная ракета-носитель «Союз-V». Она вывела в космос корабль «Союз-19» для последу ющей стыковки на орбите с аме риканским космическим кораб лем «Аполлон». Рубрику ведет Владимир ПОТАПЕНКО «СОЮЗ.Беларусь-Россия» ПериодическоеизданиеСоветаМинистровСоюзногогосударава ГазетазарегистрированавМинистерствоподелампечати, телерадиовещанияисредствмассовыхкоммуникацийРоссийскойФедерации10марта2000года. Регистрационный Ne77-1880. Тиражпо РФ: 283856 ТиражпоРБ: 502823 Тираж«СОЮЗа.Беларусь— Россия»вРФиРБ: 786679 Шеф-редактор А.И. Батыгин (Москва) Первыйзаместитель шеф-редактора А.М. Таранда(Минск) Адресредакции«СОЮЗз. Беларусь-Россия»: Адресредакциигазеты«СоветскаяБелоруссия»: Москва, А-40, ГСП-3125993, улицаПравды, 24. РеспубликаБеларусь, 220013, Минск, улица Телефон: 257-6787Факс: 257-5787Е-mall: Ermakova®rg.ru Б. Хмельницкого, 10а. Тел, ифакс: 232-1432 Издательства: ЗАО«Информационно-издательскийконцерн «Российская газета» Адрес: Москва, А-40, ГСП-3125993, ул. Правды, 24. Тел. 257-53-62. Издательства«СоветскойБелоруссии»: БелорусскийДомпечати, КИПУП«Сож». ОТПЕЧАТАНО в000 «Объединенныйиздательскийдом Распространяетсяповсемподписныминдексам: Пографику: 16.00 «Медиа-Пресса». Адрес: 125865, ГСП, «Российскойгазеты»: 50202,32184,40942,40913,40924, Номерподписан: 16.00. Москва-137, ул. Правды. 24. 40945,38286,41591. «СоветскаяБелоруссия»: 63889. ШОЮЗ.Беларусь- Россия»печатаетсявАрхангельске,Владивостоке,Волгограде,Воронеже,Екатеринбурге,Иркутске,Казани,Калининграде,Кемерове,Краснодаре,Красноярске,МинеральныхВодах,Москве,Мурманске,НижнемНовгороде,Новосибирске,Омске,Оренбурге,Пензе,Перми,Ростове-на-Дону,Санкт-Петербурге,Самаре,Саратове,Тюмени,Ульяновске,Уфе,Чебоксарах,Челябинске, СоветскаяБелоруссия»печатаетсяяг.Минске.Гомеле.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz