Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

ЛИПЕЦКАЯ г а з е т а 28 апреля 2006 г., № 82-83 (22710-22711) ^Культура «Питер FM»: настройся на весеннюю волну Д ва года назад у липчан появилась во зм ож ность см о тре ть все кино прем ьеры в кино теа трах с со врем енным качеством зву ка и и зображ ения . А на днях ком пания «Киномир», первая в городе откры вш ая в кино теа тре «Октябрь» кино зал со з в у ком си с тем ы «Долой», ш и р о ко и торж ественно о тм етила свой день рождения . Именинников тепло поздравили и пожелали им новых успехов председатель департамента экономики Липецка Вла­ димир Мигита, председатель городского департамента куль­ туры Виктор Долгих, друзья, коллеги и просто благодарные зрители. Среди обладателей карточек киноклуба «Ночной кот» состоялся розыгрыш призов. Учредитель компании «Киномир» Игорь Федоров пора­ довал любителей кино приятной новостью. Скоро в Быхано- вом саду откроется многозальный кино-развлекательный комплекс под названием «Солярис». А завершился вечер премьерой отечественной молодежной комедии «Питер FM». Этот фильм — отличный весенний подарок для всех роман­ тиков и влюбленных. Маша (Катя Федулова) — ди-джей на модной радиостанции — теряет свой мобильник. Его нахо­ дит Максим (Евгений Цыганов), талантливый архитектор, через три дня собирающийся уехать на работу в Германию. Случайное знакомство молодых людей перерастает в нечто большее... Свежие актерские лица, отличная музыка, «звезды» — Владимир Машков, Андрей Краско, Александр Баширов в смешных эпизодах делгиот «Питер ЕМ» почти идеальной кар­ тиной для романтического просмотра вдвоем. Читателям о читателях Помочь узнать имена л и п е ц ки х мастеров , о зн а ком и ть читателей с их творчеством , о ткры ть им э то т незабы ваемый м и р р укотворной красоты — та кую цель по ставили перед собой биб лио те кари Центральной го ро д с ко й биб лио те ки , ор гани зо ва в ц и кл вы ставок творчес ки х работ свои х ж е читателей под названием «Таланты зем л и липецкой» . Первая экспозиция была посвящена творчеству Юрия Гусева, человека разносторонних дарований и таланта, тури­ ста, мастера академической гребли, спортсмена, певца, му­ зыканта, танцора, фотохудожника, дизайнера. Автор смог не только увидеть в обыкновенных корешках или искривленных невзрачных сучках прекрасное, но и с помощью умелых рук, таланта, фантазии превратил их в нео­ быкновенные фигурки. «Музыка, запечатленная в дереве», «лучик радости в су­ масшедшем мире» — так оценили эту выставку посетители, читатели городской библиотеки. В настоящее время здесь экспонируется выставка работ выпускницы гимназии № 12 г. Липецка Александры Махо­ вой — поделки из керамики, бисера, мягкая игрушка, вы­ шивка, графика. А в конце мая на смену ей придут новые мастера. Библиотекари призывают не «закапывать свой та­ лант в землю», а, напротив, показывать землякам свои творческие способности. Тербунский ветеран на рязанской сцене В Рязани прош ел ш естой межре гиональны й фестиваль п а трио тиче с кой пе сни «Салют, Победа !» , в ко тор ом приняли участие творче с кие колле ктивы и отдельные соли с ты и з м но ги х г ^ о д о в и ре гионов страны , а о т Л и пе ц ко й обла сти — ж и тель Тербунов , по д п ол ко в ни к в о тста в ке Ни колай С уховер . Он вы ступил в ко н кур сн о й пр о гр ам м е и га л а -ко нц е р те , исполнив песни «Сынки, бере ги те Россию» и «Где ж е вы тепер ь , друзья -однополчане?» Авторитетное жюри по достоинству оценило исполнитель­ ское мастерство тербунского ветерана. Он был награжден дипломом и благодарственным письмом от рязанского реги­ онального общественного фонда содействия патриотическо­ му воспитанию граждан «Служу Отечеству» и памятным по­ дарком. Надо отметить, что Николай Викторович был на фестива­ ле единственным представителем от сельчан, и тем более та­ кого почтенного возраста. В «юридической клинике» лечатся бесплатно В областной юношеской библиотеке прошел семинар «Повышение правовой культуры молодежи» . Здесь накопили интересный опыт тгисой работы. Десять лет при библиотеке существует университет правовых зна­ ний, есть публичный центр правовой информации для насе­ ления и бесплатная «юридическая клиника». В семинаре уча­ ствовали руководители из городов и районов, юристы, пра­ возащитники, лидеры общественных организаций, специа­ листы. БДТ есть не только в столицах Свой де ся тил е тн и й ю билей отм ечае т образцовы й д е т с ки й театральный ко л л е к ти в «Маленький БДТ» села Борино Л и п е ц ко го района . Он был со здан р еж и с сер ом областно го Д о м а народно го творчества Ниной З ал ом о в ой . Гром кое название «Маленький БДТ» на сам ом деле расш иф ровы вае тся п ро с то — «Маленький Б о ри н с ки й д е т с ки й театр». За десять лет к искусству сцены здесь приобщились три поколения. Первой постановкой стал спектакль «Волшебный чемоданчик». А затем «Маленький БДТ» подготовил еще десять спектаклей и тридцать программ. Юные актеры 350 раз выступили на различных площадках Липецкой и Воро­ нежской областей. Коллектив завоевал шестнадцать наград, участвовал в двадцати фестивалях и конкурсах, где трижды становился дипломантом и лауреатом. К своему празднику ребята подготовили постановку по пьесе Л. Устинова «Мудрость доброты». (Соб. инф.) ^ С п о р т «Золото» в команде, «серебро»лично в древней столице Дании — Виборге — прошел чемпионат мира по ашихара-карате, в котором приняла участие сборная нашей стра­ ны. Отлично выступили российские спортсмены, занявшие первое место в командном зачете. Вместе с товарищами по сборной Рос­ сии золотую медаль получил и Алексей Котуков. Кроме этого, за­ донский спортсмен завоевал «серебро» в личных соревнованиях спортсменов. ФК «Елец» победил воронежское «Динамо» в стартовой игре сезона в 1 /5 12 финала на Кубок России ФК «Елец» принимал динамовцев Воронежа. Уже на пятой минуте хозя­ ева поля открыли счет: пройдя по флангу, Александр Кутьин удачно навесил мяч на ворота соперника, и Михаил Носиков головой забил гол. После перерыва «Динамо» попыталось переломить ход игры. Однако нехватка опыта и мастерства не позволила гостям сделать зто. К тому же воронежцы часто нарушали правила, что вылилось в пенальти, назначенный за игру рукой на 71-й минуте. Штрафной четко реализовал Антон С ^ е д а . Победив со счетом 2:0, ФК «Елец» вышел в следующий этап соревнований, где встретится с липецким «Металлургом». (Соб. инф.) _^^Национадьные проекты: «Образование» В маленькой школе нет «маленьких» педагогов Наш р а с с ка з о начальной ш коле деревни Ка зин ка . Нет, не о той гр я зи н с кой Ка зи н ке , где обустраивается особая экономическая зона . Речь об одноим енном ел ец ком селении , что рядом с городом , на вы со ком холме , о ткуда Елец виден ка к ладони . Казалось бы, ну что обще­ го между этими Казинками? А общее все-таки есть. Дети!.. Будущее России. Те самые кадры, которым завтра реа­ лизовывать нынешние боль­ шие и малые проекты Рос­ сии. Вот вам, если хотите, и связь между экономическим и педагогическим, образова­ тельным пространством, ко­ торое, что бы там ни говори­ ли, начинается не со школы вообще, а со школы началь­ ной. Громкие слова?.. А где, скажите,'ребенок формирует­ ся как ученик, причем как ученик на все по жизни вре­ мена? Где при этом больше всего внимания нужно уде­ лить воспитанию, здоровью ребенка?.. Разве не в млад­ ших классах? В старших — ох как уже поздно бывает... На все эти темы мы и бе­ седовали с директором Ка- зинской начальной школы Галиной Трубицыной, канди­ датом педагогических наук. Ее диссертация посвящена новой методике обучения ор­ фографии в младших клас­ сах. А еще Галина Дмитри­ евна — в числе претендентов на президентский грант луч­ шему учителю России. Те­ перь судите о потенциале сельского учительства!.. Маленькая деревенская школа в районе на хорошем счету и по уровню образова­ ния, и по материальному ос­ нащению. Сказать, что она малокомплектная и неперс­ пективная — язык не пово­ рачивается. Учатся в ней со­ рок человечков, хотя были, рассказывают, времена, ког­ да в классах насчитывалось более сотни младшеклассни­ ков. Но Казинка, как уже упомянуто, •— не елецкая глубинка. Здесь крупный по­ селок, много молодых семей. Демографическая ситуация — далеко не критическая. Уже в следующем учебном году за парту сядет семь пер­ воклассников, а в сентябре 2007 — пятнадцать... — А может, и не нужно больше, может, это и есть тот идеальный в педагогике слу­ чай, когда лучше меньше, да ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА лучше — больше учителю простора в индивидуальной работе с учеником? — спра­ шиваю у Галины Дмитриев­ ны. Возражений не последова­ ло. А что возразит професси­ онал-практик. Маленькая школа еще не факт того, что школа эта несостоятельна. Скорее, наоборот. Небольшие и компактные сельские шко­ лы куда комфортнее для де­ тей по сравнению с город­ скими. — Но даже в маленькой школе не должно быть «ма­ леньких» педагогов, —убеж­ дена директор. — На мой взгляд, учитель младших классов — учитель с душой ребенка. Но это от Бога. И за своих коллег я рада — они педагоги не просто по профес­ сии... Галина Дмитриевна со­ глашается, что идеальный вариант — вообще выделить начальное образование из средней или неполной школ. Такая автономия имеет ре­ зон. Хотя бы уже потому, что школьная среда обитания не может быть универсальной для недавнего детсадовца и уже усатого, под метр восемь­ десят , д есятиклассника . Впрочем, это тема, заслужи­ вающая отдельного разгово­ ра... Начгшьной же Казинской школе объективно суждено быть автономной. Другой на этой сельской территории просто нет. И это единствен­ ное место среди центральных усадеб Елецкого района, где процесс образования конча­ ется на начальной его стадии. А дальше ребятам за знани­ ями — в девятилетку сосед­ него села Лавы. Или в шко­ лы Ельца. Когда-то собира­ лись, было, и в Казинке стро­ ить среднюю школу, и уже проект ее имелся, да насту­ пило после августа 91-го по­ литическое и экономическое лихолетье... Так и осталась на деревен­ ском пригорке в гордом пе­ дагогическом одиночестве старинная школа, помнящая времена елецких революци­ онных маевок, которые, по свидетельству краеведов. проходили именно здесь — в Казинке. Отсюда, к слову, и назвгшие местного сельхозко­ оператива, и его поселка, где должна была по плану сто­ ять новая школа, —Маевка. Крепкое приземистое зда­ ние вековой «альма-матер» много раз перестраивалось, подстраивалось, но старани­ ями районной и сельской власти не выглядит сегодня древним. Внутри —уют. Сте­ ны расписаны красочными картинками из сказок. Со­ хранившаяся с церковно­ приходских времен изразцо­ вая печь — единственный отголосок столетнего про­ шлого — превращена в ком­ позицию. На печи «восседа­ ет» смешной и разухабистый декоративный Емеля. А ря­ дом в нарядной столовой сту­ лья, столики — все по росту младшеклассников. И это, заметим, весьма характер-^^ ный штрих к «портрету*^В школы. Ведь глгшн£ 1 я ее «изюмин­ ка» — в охране здоровья маленьких питомцев. Педа­ гогический контроль осанки детей, гимнастика до заня­ тий, уроки здоровья — здесь повседневная практика. Опыт работы учителей обобщался на районном уров­ не, они участвовали в област­ ном конкурсе здоровьесбере­ гающих технологий (вот уж новый термин — и не выго­ воришь!). А в позапрошлом году коллектив стал победи­ телем Всероссийского кон­ курса «Школа — территория здоровья», организованного Министерством образования РФ. После этой победы при­ шлось потесниться — «оз­ доровительный» министерс­ кий подарок из разнообраз­ ных тренажеров, приборов коррекции зрения, очистки воздуха занял самый боль­ шой класс . Пока такой школьный зал здоровья в Елецком районе единствен­ ный. И он никогда не пусту­ ет, чему мы стали свидетеля- . ми. Тгшое бы оборудование — ► позавидуешь — да в каждую школу! В коридоре нам встрети­ лась хлопотливая и слово­ охочая бабушка младшек­ лассника. Хвалила учителей за внимание к школьникам, за заботу о здоровье ребят, за интересные кружки... А у директора школы но­ вые планы и задумки, к ко­ торым подвигло ее участие во Всероссийском форуме «Об­ разование и здоровое разви­ тие учащихся». Вывод того представительного собрания, на котором присутствовали ведущие отечественные спе­ циалисты по начальной шко­ ле, таков — роль подобной школы и учителя в ней на данном этапе принижена. Как принижена и забота о здоровье ребят на начгшьной стадии образования. Так что Ггшине Дмитриевне, ее мно­ гочисленным коллегам да и чиновникгии от образования еще немало предстоит пора­ ботать над темой. ...Помните у Пушкина? «В начале жизни школу по­ мню я...» Сегодня точнее бу­ дет сказать —школу началь­ ную. С нее все начинается. Да и первую учительницу за­ быть невозможно. Александр ДЕМЕНТЬЕВ, соб. корр. «Липецкой газеты». Елецкий район. Ночь. Улица. Фонарь. Подросток... Они крали не и з -за голода и нужды . Так они развлекались и самоутверждались Сер гея , Ви ктора , еще од но го Ви ктора при говорили к трем годам лиш ения свободы . Николая — к д в ум . На с уд е их называли по им ени -о тче с тву . И на казали сурово . По- в зр о сл ом у . А м еж д у тем им в се го -то по пятнадцать—сем надцать ле т . К а к все подро с т ки : с о ттопы ренным и уш ам и , угловаты е . М ож ет быть, только на сторож енным и , недоверчивыми в з глядам и отличаю тся о т д р у ги х с вер с тни ко в . По крайней мере , увидев их , н и кто бы не подумал , что они заним аю тся воровством . ...Росли в семьях благо­ получных, если иметь в виду материальный достаток. Раз­ ве что у Николая было не все ладно — до десяти лет его воспитывала одна мать. Но тгш или иначе уже в началь­ ных классах все четверо по­ пали в разряд «трудных». Непослушные, дерзкие, про­ пускали у р о ки .. . Таких школьников сейчас немало. В области только в милиции на учете 4326 человек, 303 вообще не учатся. В прошлом году 308 подростков, в основ­ ном из тех самых, «труд­ ных», были осуждены. Впро­ чем, педагоги знают: если усилия семьи и школы объе­ динить, то далеко не всякий «трудный» становится право­ нарушителем, тем более пре­ ступником. Но этим четверым взрос­ лые скорее попустительство­ вали, чем пытались их спас­ ти. Мальчишки начали рано курить — все обошлось без­ наказанно. В поисках денег на сигареты обшаривали кар­ маны сверстников в раздевал­ ках — вроде бы наказывали. Но эти семейные наказания не приносили эффекта, пото­ му что пацанов не воспиты­ вали, их просто пытались запугать. Они научились обманы­ вать старших, ловчить. Тем более что те благодушно счи­ тали, что дети у них не са­ мые плохие, и вскоре «доб­ рели». Нельзя сказать, что роди­ тели пили. Но факт остается фактом: в первый раз каж­ дый из «трудных» попробо­ вал вино, когда оставался дома без присмотра после праздничных застолий. Сер­ гей и Виктор П. делали это еще в третьем классе, другой Виктор Н. «запоздал» и при­ губил стопку лишь в шес­ том... У одного из Викторов эти «опыты» едва не закончились трагически. Его угостили водкой взрослые в располо­ женном поблизости гараже. Он опьянел и свалился в га­ раже, только утром пришел в себя... В семьях заботились боль­ ше о материальном обеспече­ нии своих чад. Никому из ро­ дителей и в голову не прихо­ дило попросить сына порабо­ тать на огороде, даче, помочь по дому. Обходились без них. Отцы, судя по рассказам и самих ребят, и педагогов, авторитетом у мальчиков не пользовались. Авторитеты находились на улице, в сво­ ей компании. Красть им нравилось. Привлекал сам процесс, «ос­ трые ощущения» — с бег­ ством, укрытием. Сначала воровали из школьных раз­ девалок, потом из киосков, мгггазинов. А дома продолжа­ ли жить в неведении. «В чем выражались эти кражи, я не знаю, — сказала потом мать Сергея. — Лично я в то вре­ мя штрафов не платила». Как будто только штрафы имеют значение! А если сын что-то там стянул, так это вроде бы баловство. Недаром родители после приговора удивлялись, за что же так строго наказали. Около трех лет назад этих ребят за воровство уже направляли в специальное закрытое училище для труд­ новоспитуемых — они тогда еще не достигли четырнадца­ ти лет. Сейчас, в поздний след, можно, пожалуй, усом­ ниться, стоило ли это делать. Не мудрее было бы как-то иначе нейтрализовать груп­ пу? Например, перевести кого-то в другую школу, ра­ зобщить, установить конт­ роль за поведением каждого. Но об этом легко рассуждать задним числом. Тем более что серьезной озабоченности ро­ дителей тогда не чувствова­ лось. Они махнули рукой, предпочтя путь наименьше­ го сопротивления. В спецучилище условия, конечно, пожестче, чем дома. И ребята, оторванные от близких, еще более сплоти­ лись друг с другом. Накап­ ливалась и общая обида на родителей, на педагогов. Спустя два года все они вернулись из спецучилища — двое раньше, двое позже... Интересно, что Николай после наказания стал лучше учиться и вести себя. Но с появлением старых друзей все пошло по-прежнему: они убежали из дома и соверши­ ли несколько крупных краж из магазинов и квартир. Так и оказались на скамье под­ судимых. Заметьте: после спецучи­ лища подростки были взяты на учет инспекцией по делам несовершеннолетних, пона­ чалу вниманием их не обде­ ляли. Да и родители какое- то время вечерами не выпус­ кали из дома. Но все действовали, пожа­ луй, слишком прямолиней­ но, даже формально. Это наша общая беда: не умеем мы говорить с такими деть­ ми, впадаем в нравоучения, не знаем, как завоевать до­ верие. Понятно, ребята лишь еще больше замыкались в себе, старались избавиться от опеки взрослых, оградить свою «свободу», ждали мо­ мента, когда от них отвяжут­ ся. И он настал. Родители во время суда плакали, упрекали школу, милицию... В своих прома­ хах, однако, не каялись. Впрочем, то, как с ребя­ тами обходились педагоги, тоже сыграло свою роль. Мальчишки очень ргшо услы­ шали, что они «отпетые», «неисправимые». «Вам не место в школе», — раздра­ женно говорили им. И уже они сами стали считать себя чужими, сторонились одно­ классников. Разорвать этот круг мож­ но было, предложив им вза­ мен уголовной «романтики» что-то по-настоящему инте­ ресное, помогая найти заня­ тие по душе... Ведь когда мы говорим о детской преступ­ ности, то прежде всего вспо­ минаем о проблеме свободно­ го времени, которого у под­ ростков в избытке. Хорошо было бы, если бы родители вовремя задумывались, чем занять своих детей. Есть ли обязанности у парня в семье, есть ли увлечения? Не мно­ говато ли он тусуется на ули­ це, с кем дружит? Все вроде бы очевидно. Но чаще всего эти обстоятельства и не при­ влекают внимания отцов и матерей. Главное, чтобы дети не докучали... Между прочим, кражи из киосков, магазинов, гара­ жей, угон автомобилей от домов происходят ночью. Почему детей в это время нет дома? Как могут родители спать, если пятнадцатилет­ ний сын неизвестно где? Когда-то подвыпившую компанию несовершеннолет­ них, слоняющихся за пол­ ночь, могли хотя бы остано­ вить дружинники. Но вот уже более десяти лет, как общественных дружин не стало. Может, пора их воз­ родить? У нас в области есть разные молодежные органи- згщии. У них большие поли­ тические амбиции. А надо бы не о политике хлопотать, а о тех же подростках. К приме­ ру, создать дружины целе­ вого назначения, предупреж­ дающие правонарушения не- сов^шеннолетних... Я знаю в Липецке не­ сколько семей, которые вос­ питали пять-восемь-десять детей. И выросли из ребят хорошие люди. Как это уда­ лось родителям? Почему бы им не рассказывать почаще о своих «секретах» по радио, телевидению? Думаю, их со­ веты, проверенные жизнью, пригодились бы многим ро­ дителям. И еще. Десятилетиями мы вели и ведем разговор о трудовом воспитании. Но это именно разговоры . Один школьный урок труда в не­ делю — что он может дать? Вот в Китае не болтали, а делали. В школах тгш созда­ ли мастерские и цеха, где есть станки, оборудование, сырье. Каждый день после занятий учащиеся по не­ скольку часов работают. Их продукция реализуется, а труд оплачивается. Зато вре­ мени на «балдеж» не остает­ ся. Отчего бы в Липецке для начала хотя бы в одной или двух школах не опробовать китайский опыт? Максим Горький писал: ♦Детей любить — это и ку­ рица умеет, а вот уметь вос­ питать их — это великое го­ сударственное дело, требую­ щее таланта и большого зна­ ния жизни*. Видите — он повседневное воспитание де­ тей возводил до уровня госу­ дарственной задачи. Я часто думал, почему в некоторых странах Восточ­ ной Европы существует уго­ ловная ответственность роди­ телей, чьи дети совершили тяжкие преступления. А у нас из-за пьянства отца дети убегают из дома, становятся бомжами, но родители вроде бы как ни при чем... ...Сергей, два Виктора, Николай... Их чуть ли не с начальных классов зачисли­ ли в «трудные», «неподдаю- щиеся», «отпетые». И одним этим уже признали чужими. Отдали улице, ночи, в кото­ рой они искали и нашли свою «романтику*. А потом их судили. Только их одних, а не тех, кто не смог, не сумел, не захотел удержать мальчи­ шек в круге света... Николай УСИК, заслуженный юрист России, Почетный гражданин города Липецка.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz