Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ г а з е т а 28 апреля 2006 г., № 82-83 (22710-22711) ^Культура «Питер FM»: настройся на весеннюю волну Д ва года назад у липчан появилась во зм ож ность см о тре ть все кино прем ьеры в кино теа трах с со врем енным качеством зву ка и и зображ ения . А на днях ком пания «Киномир», первая в городе откры вш ая в кино теа тре «Октябрь» кино зал со з в у ком си с тем ы «Долой», ш и р о ко и торж ественно о тм етила свой день рождения . Именинников тепло поздравили и пожелали им новых успехов председатель департамента экономики Липецка Вла димир Мигита, председатель городского департамента куль туры Виктор Долгих, друзья, коллеги и просто благодарные зрители. Среди обладателей карточек киноклуба «Ночной кот» состоялся розыгрыш призов. Учредитель компании «Киномир» Игорь Федоров пора довал любителей кино приятной новостью. Скоро в Быхано- вом саду откроется многозальный кино-развлекательный комплекс под названием «Солярис». А завершился вечер премьерой отечественной молодежной комедии «Питер FM». Этот фильм — отличный весенний подарок для всех роман тиков и влюбленных. Маша (Катя Федулова) — ди-джей на модной радиостанции — теряет свой мобильник. Его нахо дит Максим (Евгений Цыганов), талантливый архитектор, через три дня собирающийся уехать на работу в Германию. Случайное знакомство молодых людей перерастает в нечто большее... Свежие актерские лица, отличная музыка, «звезды» — Владимир Машков, Андрей Краско, Александр Баширов в смешных эпизодах делгиот «Питер ЕМ» почти идеальной кар тиной для романтического просмотра вдвоем. Читателям о читателях Помочь узнать имена л и п е ц ки х мастеров , о зн а ком и ть читателей с их творчеством , о ткры ть им э то т незабы ваемый м и р р укотворной красоты — та кую цель по ставили перед собой биб лио те кари Центральной го ро д с ко й биб лио те ки , ор гани зо ва в ц и кл вы ставок творчес ки х работ свои х ж е читателей под названием «Таланты зем л и липецкой» . Первая экспозиция была посвящена творчеству Юрия Гусева, человека разносторонних дарований и таланта, тури ста, мастера академической гребли, спортсмена, певца, му зыканта, танцора, фотохудожника, дизайнера. Автор смог не только увидеть в обыкновенных корешках или искривленных невзрачных сучках прекрасное, но и с помощью умелых рук, таланта, фантазии превратил их в нео быкновенные фигурки. «Музыка, запечатленная в дереве», «лучик радости в су масшедшем мире» — так оценили эту выставку посетители, читатели городской библиотеки. В настоящее время здесь экспонируется выставка работ выпускницы гимназии № 12 г. Липецка Александры Махо вой — поделки из керамики, бисера, мягкая игрушка, вы шивка, графика. А в конце мая на смену ей придут новые мастера. Библиотекари призывают не «закапывать свой та лант в землю», а, напротив, показывать землякам свои творческие способности. Тербунский ветеран на рязанской сцене В Рязани прош ел ш естой межре гиональны й фестиваль п а трио тиче с кой пе сни «Салют, Победа !» , в ко тор ом приняли участие творче с кие колле ктивы и отдельные соли с ты и з м но ги х г ^ о д о в и ре гионов страны , а о т Л и пе ц ко й обла сти — ж и тель Тербунов , по д п ол ко в ни к в о тста в ке Ни колай С уховер . Он вы ступил в ко н кур сн о й пр о гр ам м е и га л а -ко нц е р те , исполнив песни «Сынки, бере ги те Россию» и «Где ж е вы тепер ь , друзья -однополчане?» Авторитетное жюри по достоинству оценило исполнитель ское мастерство тербунского ветерана. Он был награжден дипломом и благодарственным письмом от рязанского реги онального общественного фонда содействия патриотическо му воспитанию граждан «Служу Отечеству» и памятным по дарком. Надо отметить, что Николай Викторович был на фестива ле единственным представителем от сельчан, и тем более та кого почтенного возраста. В «юридической клинике» лечатся бесплатно В областной юношеской библиотеке прошел семинар «Повышение правовой культуры молодежи» . Здесь накопили интересный опыт тгисой работы. Десять лет при библиотеке существует университет правовых зна ний, есть публичный центр правовой информации для насе ления и бесплатная «юридическая клиника». В семинаре уча ствовали руководители из городов и районов, юристы, пра возащитники, лидеры общественных организаций, специа листы. БДТ есть не только в столицах Свой де ся тил е тн и й ю билей отм ечае т образцовы й д е т с ки й театральный ко л л е к ти в «Маленький БДТ» села Борино Л и п е ц ко го района . Он был со здан р еж и с сер ом областно го Д о м а народно го творчества Ниной З ал ом о в ой . Гром кое название «Маленький БДТ» на сам ом деле расш иф ровы вае тся п ро с то — «Маленький Б о ри н с ки й д е т с ки й театр». За десять лет к искусству сцены здесь приобщились три поколения. Первой постановкой стал спектакль «Волшебный чемоданчик». А затем «Маленький БДТ» подготовил еще десять спектаклей и тридцать программ. Юные актеры 350 раз выступили на различных площадках Липецкой и Воро нежской областей. Коллектив завоевал шестнадцать наград, участвовал в двадцати фестивалях и конкурсах, где трижды становился дипломантом и лауреатом. К своему празднику ребята подготовили постановку по пьесе Л. Устинова «Мудрость доброты». (Соб. инф.) ^ С п о р т «Золото» в команде, «серебро»лично в древней столице Дании — Виборге — прошел чемпионат мира по ашихара-карате, в котором приняла участие сборная нашей стра ны. Отлично выступили российские спортсмены, занявшие первое место в командном зачете. Вместе с товарищами по сборной Рос сии золотую медаль получил и Алексей Котуков. Кроме этого, за донский спортсмен завоевал «серебро» в личных соревнованиях спортсменов. ФК «Елец» победил воронежское «Динамо» в стартовой игре сезона в 1 /5 12 финала на Кубок России ФК «Елец» принимал динамовцев Воронежа. Уже на пятой минуте хозя ева поля открыли счет: пройдя по флангу, Александр Кутьин удачно навесил мяч на ворота соперника, и Михаил Носиков головой забил гол. После перерыва «Динамо» попыталось переломить ход игры. Однако нехватка опыта и мастерства не позволила гостям сделать зто. К тому же воронежцы часто нарушали правила, что вылилось в пенальти, назначенный за игру рукой на 71-й минуте. Штрафной четко реализовал Антон С ^ е д а . Победив со счетом 2:0, ФК «Елец» вышел в следующий этап соревнований, где встретится с липецким «Металлургом». (Соб. инф.) _^^Национадьные проекты: «Образование» В маленькой школе нет «маленьких» педагогов Наш р а с с ка з о начальной ш коле деревни Ка зин ка . Нет, не о той гр я зи н с кой Ка зи н ке , где обустраивается особая экономическая зона . Речь об одноим енном ел ец ком селении , что рядом с городом , на вы со ком холме , о ткуда Елец виден ка к ладони . Казалось бы, ну что обще го между этими Казинками? А общее все-таки есть. Дети!.. Будущее России. Те самые кадры, которым завтра реа лизовывать нынешние боль шие и малые проекты Рос сии. Вот вам, если хотите, и связь между экономическим и педагогическим, образова тельным пространством, ко торое, что бы там ни говори ли, начинается не со школы вообще, а со школы началь ной. Громкие слова?.. А где, скажите,'ребенок формирует ся как ученик, причем как ученик на все по жизни вре мена? Где при этом больше всего внимания нужно уде лить воспитанию, здоровью ребенка?.. Разве не в млад ших классах? В старших — ох как уже поздно бывает... На все эти темы мы и бе седовали с директором Ка- зинской начальной школы Галиной Трубицыной, канди датом педагогических наук. Ее диссертация посвящена новой методике обучения ор фографии в младших клас сах. А еще Галина Дмитри евна — в числе претендентов на президентский грант луч шему учителю России. Те перь судите о потенциале сельского учительства!.. Маленькая деревенская школа в районе на хорошем счету и по уровню образова ния, и по материальному ос нащению. Сказать, что она малокомплектная и неперс пективная — язык не пово рачивается. Учатся в ней со рок человечков, хотя были, рассказывают, времена, ког да в классах насчитывалось более сотни младшеклассни ков. Но Казинка, как уже упомянуто, •— не елецкая глубинка. Здесь крупный по селок, много молодых семей. Демографическая ситуация — далеко не критическая. Уже в следующем учебном году за парту сядет семь пер воклассников, а в сентябре 2007 — пятнадцать... — А может, и не нужно больше, может, это и есть тот идеальный в педагогике слу чай, когда лучше меньше, да ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА лучше — больше учителю простора в индивидуальной работе с учеником? — спра шиваю у Галины Дмитриев ны. Возражений не последова ло. А что возразит професси онал-практик. Маленькая школа еще не факт того, что школа эта несостоятельна. Скорее, наоборот. Небольшие и компактные сельские шко лы куда комфортнее для де тей по сравнению с город скими. — Но даже в маленькой школе не должно быть «ма леньких» педагогов, —убеж дена директор. — На мой взгляд, учитель младших классов — учитель с душой ребенка. Но это от Бога. И за своих коллег я рада — они педагоги не просто по профес сии... Галина Дмитриевна со глашается, что идеальный вариант — вообще выделить начальное образование из средней или неполной школ. Такая автономия имеет ре зон. Хотя бы уже потому, что школьная среда обитания не может быть универсальной для недавнего детсадовца и уже усатого, под метр восемь десят , д есятиклассника . Впрочем, это тема, заслужи вающая отдельного разгово ра... Начгшьной же Казинской школе объективно суждено быть автономной. Другой на этой сельской территории просто нет. И это единствен ное место среди центральных усадеб Елецкого района, где процесс образования конча ется на начальной его стадии. А дальше ребятам за знани ями — в девятилетку сосед него села Лавы. Или в шко лы Ельца. Когда-то собира лись, было, и в Казинке стро ить среднюю школу, и уже проект ее имелся, да насту пило после августа 91-го по литическое и экономическое лихолетье... Так и осталась на деревен ском пригорке в гордом пе дагогическом одиночестве старинная школа, помнящая времена елецких революци онных маевок, которые, по свидетельству краеведов. проходили именно здесь — в Казинке. Отсюда, к слову, и назвгшие местного сельхозко оператива, и его поселка, где должна была по плану сто ять новая школа, —Маевка. Крепкое приземистое зда ние вековой «альма-матер» много раз перестраивалось, подстраивалось, но старани ями районной и сельской власти не выглядит сегодня древним. Внутри —уют. Сте ны расписаны красочными картинками из сказок. Со хранившаяся с церковно приходских времен изразцо вая печь — единственный отголосок столетнего про шлого — превращена в ком позицию. На печи «восседа ет» смешной и разухабистый декоративный Емеля. А ря дом в нарядной столовой сту лья, столики — все по росту младшеклассников. И это, заметим, весьма характер-^^ ный штрих к «портрету*^В школы. Ведь глгшн£ 1 я ее «изюмин ка» — в охране здоровья маленьких питомцев. Педа гогический контроль осанки детей, гимнастика до заня тий, уроки здоровья — здесь повседневная практика. Опыт работы учителей обобщался на районном уров не, они участвовали в област ном конкурсе здоровьесбере гающих технологий (вот уж новый термин — и не выго воришь!). А в позапрошлом году коллектив стал победи телем Всероссийского кон курса «Школа — территория здоровья», организованного Министерством образования РФ. После этой победы при шлось потесниться — «оз доровительный» министерс кий подарок из разнообраз ных тренажеров, приборов коррекции зрения, очистки воздуха занял самый боль шой класс . Пока такой школьный зал здоровья в Елецком районе единствен ный. И он никогда не пусту ет, чему мы стали свидетеля- . ми. Тгшое бы оборудование — ► позавидуешь — да в каждую школу! В коридоре нам встрети лась хлопотливая и слово охочая бабушка младшек лассника. Хвалила учителей за внимание к школьникам, за заботу о здоровье ребят, за интересные кружки... А у директора школы но вые планы и задумки, к ко торым подвигло ее участие во Всероссийском форуме «Об разование и здоровое разви тие учащихся». Вывод того представительного собрания, на котором присутствовали ведущие отечественные спе циалисты по начальной шко ле, таков — роль подобной школы и учителя в ней на данном этапе принижена. Как принижена и забота о здоровье ребят на начгшьной стадии образования. Так что Ггшине Дмитриевне, ее мно гочисленным коллегам да и чиновникгии от образования еще немало предстоит пора ботать над темой. ...Помните у Пушкина? «В начале жизни школу по мню я...» Сегодня точнее бу дет сказать —школу началь ную. С нее все начинается. Да и первую учительницу за быть невозможно. Александр ДЕМЕНТЬЕВ, соб. корр. «Липецкой газеты». Елецкий район. Ночь. Улица. Фонарь. Подросток... Они крали не и з -за голода и нужды . Так они развлекались и самоутверждались Сер гея , Ви ктора , еще од но го Ви ктора при говорили к трем годам лиш ения свободы . Николая — к д в ум . На с уд е их называли по им ени -о тче с тву . И на казали сурово . По- в зр о сл ом у . А м еж д у тем им в се го -то по пятнадцать—сем надцать ле т . К а к все подро с т ки : с о ттопы ренным и уш ам и , угловаты е . М ож ет быть, только на сторож енным и , недоверчивыми в з глядам и отличаю тся о т д р у ги х с вер с тни ко в . По крайней мере , увидев их , н и кто бы не подумал , что они заним аю тся воровством . ...Росли в семьях благо получных, если иметь в виду материальный достаток. Раз ве что у Николая было не все ладно — до десяти лет его воспитывала одна мать. Но тгш или иначе уже в началь ных классах все четверо по пали в разряд «трудных». Непослушные, дерзкие, про пускали у р о ки .. . Таких школьников сейчас немало. В области только в милиции на учете 4326 человек, 303 вообще не учатся. В прошлом году 308 подростков, в основ ном из тех самых, «труд ных», были осуждены. Впро чем, педагоги знают: если усилия семьи и школы объе динить, то далеко не всякий «трудный» становится право нарушителем, тем более пре ступником. Но этим четверым взрос лые скорее попустительство вали, чем пытались их спас ти. Мальчишки начали рано курить — все обошлось без наказанно. В поисках денег на сигареты обшаривали кар маны сверстников в раздевал ках — вроде бы наказывали. Но эти семейные наказания не приносили эффекта, пото му что пацанов не воспиты вали, их просто пытались запугать. Они научились обманы вать старших, ловчить. Тем более что те благодушно счи тали, что дети у них не са мые плохие, и вскоре «доб рели». Нельзя сказать, что роди тели пили. Но факт остается фактом: в первый раз каж дый из «трудных» попробо вал вино, когда оставался дома без присмотра после праздничных застолий. Сер гей и Виктор П. делали это еще в третьем классе, другой Виктор Н. «запоздал» и при губил стопку лишь в шес том... У одного из Викторов эти «опыты» едва не закончились трагически. Его угостили водкой взрослые в располо женном поблизости гараже. Он опьянел и свалился в га раже, только утром пришел в себя... В семьях заботились боль ше о материальном обеспече нии своих чад. Никому из ро дителей и в голову не прихо дило попросить сына порабо тать на огороде, даче, помочь по дому. Обходились без них. Отцы, судя по рассказам и самих ребят, и педагогов, авторитетом у мальчиков не пользовались. Авторитеты находились на улице, в сво ей компании. Красть им нравилось. Привлекал сам процесс, «ос трые ощущения» — с бег ством, укрытием. Сначала воровали из школьных раз девалок, потом из киосков, мгггазинов. А дома продолжа ли жить в неведении. «В чем выражались эти кражи, я не знаю, — сказала потом мать Сергея. — Лично я в то вре мя штрафов не платила». Как будто только штрафы имеют значение! А если сын что-то там стянул, так это вроде бы баловство. Недаром родители после приговора удивлялись, за что же так строго наказали. Около трех лет назад этих ребят за воровство уже направляли в специальное закрытое училище для труд новоспитуемых — они тогда еще не достигли четырнадца ти лет. Сейчас, в поздний след, можно, пожалуй, усом ниться, стоило ли это делать. Не мудрее было бы как-то иначе нейтрализовать груп пу? Например, перевести кого-то в другую школу, ра зобщить, установить конт роль за поведением каждого. Но об этом легко рассуждать задним числом. Тем более что серьезной озабоченности ро дителей тогда не чувствова лось. Они махнули рукой, предпочтя путь наименьше го сопротивления. В спецучилище условия, конечно, пожестче, чем дома. И ребята, оторванные от близких, еще более сплоти лись друг с другом. Накап ливалась и общая обида на родителей, на педагогов. Спустя два года все они вернулись из спецучилища — двое раньше, двое позже... Интересно, что Николай после наказания стал лучше учиться и вести себя. Но с появлением старых друзей все пошло по-прежнему: они убежали из дома и соверши ли несколько крупных краж из магазинов и квартир. Так и оказались на скамье под судимых. Заметьте: после спецучи лища подростки были взяты на учет инспекцией по делам несовершеннолетних, пона чалу вниманием их не обде ляли. Да и родители какое- то время вечерами не выпус кали из дома. Но все действовали, пожа луй, слишком прямолиней но, даже формально. Это наша общая беда: не умеем мы говорить с такими деть ми, впадаем в нравоучения, не знаем, как завоевать до верие. Понятно, ребята лишь еще больше замыкались в себе, старались избавиться от опеки взрослых, оградить свою «свободу», ждали мо мента, когда от них отвяжут ся. И он настал. Родители во время суда плакали, упрекали школу, милицию... В своих прома хах, однако, не каялись. Впрочем, то, как с ребя тами обходились педагоги, тоже сыграло свою роль. Мальчишки очень ргшо услы шали, что они «отпетые», «неисправимые». «Вам не место в школе», — раздра женно говорили им. И уже они сами стали считать себя чужими, сторонились одно классников. Разорвать этот круг мож но было, предложив им вза мен уголовной «романтики» что-то по-настоящему инте ресное, помогая найти заня тие по душе... Ведь когда мы говорим о детской преступ ности, то прежде всего вспо минаем о проблеме свободно го времени, которого у под ростков в избытке. Хорошо было бы, если бы родители вовремя задумывались, чем занять своих детей. Есть ли обязанности у парня в семье, есть ли увлечения? Не мно говато ли он тусуется на ули це, с кем дружит? Все вроде бы очевидно. Но чаще всего эти обстоятельства и не при влекают внимания отцов и матерей. Главное, чтобы дети не докучали... Между прочим, кражи из киосков, магазинов, гара жей, угон автомобилей от домов происходят ночью. Почему детей в это время нет дома? Как могут родители спать, если пятнадцатилет ний сын неизвестно где? Когда-то подвыпившую компанию несовершеннолет них, слоняющихся за пол ночь, могли хотя бы остано вить дружинники. Но вот уже более десяти лет, как общественных дружин не стало. Может, пора их воз родить? У нас в области есть разные молодежные органи- згщии. У них большие поли тические амбиции. А надо бы не о политике хлопотать, а о тех же подростках. К приме ру, создать дружины целе вого назначения, предупреж дающие правонарушения не- сов^шеннолетних... Я знаю в Липецке не сколько семей, которые вос питали пять-восемь-десять детей. И выросли из ребят хорошие люди. Как это уда лось родителям? Почему бы им не рассказывать почаще о своих «секретах» по радио, телевидению? Думаю, их со веты, проверенные жизнью, пригодились бы многим ро дителям. И еще. Десятилетиями мы вели и ведем разговор о трудовом воспитании. Но это именно разговоры . Один школьный урок труда в не делю — что он может дать? Вот в Китае не болтали, а делали. В школах тгш созда ли мастерские и цеха, где есть станки, оборудование, сырье. Каждый день после занятий учащиеся по не скольку часов работают. Их продукция реализуется, а труд оплачивается. Зато вре мени на «балдеж» не остает ся. Отчего бы в Липецке для начала хотя бы в одной или двух школах не опробовать китайский опыт? Максим Горький писал: ♦Детей любить — это и ку рица умеет, а вот уметь вос питать их — это великое го сударственное дело, требую щее таланта и большого зна ния жизни*. Видите — он повседневное воспитание де тей возводил до уровня госу дарственной задачи. Я часто думал, почему в некоторых странах Восточ ной Европы существует уго ловная ответственность роди телей, чьи дети совершили тяжкие преступления. А у нас из-за пьянства отца дети убегают из дома, становятся бомжами, но родители вроде бы как ни при чем... ...Сергей, два Виктора, Николай... Их чуть ли не с начальных классов зачисли ли в «трудные», «неподдаю- щиеся», «отпетые». И одним этим уже признали чужими. Отдали улице, ночи, в кото рой они искали и нашли свою «романтику*. А потом их судили. Только их одних, а не тех, кто не смог, не сумел, не захотел удержать мальчи шек в круге света... Николай УСИК, заслуженный юрист России, Почетный гражданин города Липецка.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz