Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

ЛИПЕЦКАЯ газета 28 апреля 2006 г., № 82-83 (22710-22711) Возможности И ПОЛНОМОЧИЯ власти... (Окончание. Начало на 1-й стр.) Встает вопрос — обеспечит ли наши потребности такой рост? Дополнительная нагрузка на бюджет года составляет б млрд, рублей (30 процентов от бюджета 2005 года), что говорит — собранных средств хватит лишь на покрытие инфляционных издержек. А потому темп роста налоговых поступлений дол­ жен составить не менее 30 процентов... Способны ли мы это сделать? Вывод, прозвучавший на Совете, — да, способны! За счет чего? Не только за счет улуч­ шения положения дел в реальном секторе экономики, но и большей эффективности налогового администрирования, ко­ ординации усилий как всех властных структур области, так и федеральных, имеющих отношение к собираемости и йолноте налоговых отчислений. Уплата налогов — конституционная обязанность. И если она не выполняется, свое слово должны сказать правоохранительные структуры. Что, как это ни гру­ стно признавать, еще не имело прецедента в нашей области... * * * Коротко о динамике платежей в территориальный бюд­ жет. Семь районов роста поступлений за квартал не обеспечи­ ли. Объем недопоступлений составил 17 млн. рублей. Струк­ тура налоговых поступлений такова. Налог на прибыль — на 467 млн. рублей больше (темп роста — 112 процентов). Но тринадцать районов не обеспечи­ ли увеличение его поступлений — также на сумму более 17 млн. рублей. Велика и недоимка — около 47 млн. рублей, в том числе в областной бюджет — почти половину. Это один из неиспользованных резервов пополнения бюджета. За квар­ тал число прибыльных территсщий возросло, но тринадцать районов — ^ыточны. Сумма убытков достигла 71 млн. руб­ лей (двухкратный рост). Вывод здесь таков: необходимо провести ревизию налого­ плательщиков территорий и э^ективности их деятельности. То, что эта мера административного контроля назрела — оче­ видно. Примеры, озвученные по некоторым предприятиям Липецка^, просто удручающи: падение объемов налоговых от­ числений в текущем году у них кратное, в разы! Поступления от налога на доходы физических лиц также увеличились на 236 млн. рублей (128 процентов). В чем его особое значение? В плане консолидированного бюджета на этот год он составляет 26 процентов, а по отдельным районам доля его доходит до 70 процентов. То есть сбор этого налога особенно важен для бюджетов территорий. Надо отметить — темпы роста здесь соответствуют темпам роста заработной платы. Но в тринадцати районах наметились диспропорции, то есть зарплата растет, а сбор налога падает. Кто виноват? При упорядочении сбора налога на доходы физических лиц можно дополнительно получить почти 36 млн. рублей. Кроме того, висит недоимка (без предприятий-банкротов) — 114 млн. рублей. А если снизить еще и задолженность по зарпла­ те, то получаем еще 4 млн. рублей. То есть лишь один вид налога позволяет пополнить бюд­ жет на сумму в 154 млн. рублей! Но этих денег в казне терри­ торий нет. Бюджеты, таким образом, кредитуют... налогопла­ тельщиков! Парадокс, но это так. Положение явно'ненормаль­ ное и незаконное, его надо незамедлительно исправить. Налог на имущество физических лиц. Его поступило все­ го 3 млн. рублей. Но и тут велика многолетняя недоимка — 22 млн. рублей, что говорит о слабой исковой работе фискаль­ ных органов. Собираемость его также низка — 83 процента. Не установлены в ряде территорий и оптимальные ставки по собираемости этого налога. То есть неиспользуемые резервы есть и по этой статье до­ ходных поступлений. Налог на имущество организаций. Собираемость его со­ ставила 85 процентов. Недоимка по нему — 23 млн. рублей. Девять районов плгшового задания не выполнили. Отмечены также недоработки с транспортным и земель­ ным налогами. Земельный налог сегодня наиболее сложный,- и в первом квартале его практически не собирали. В прошлом же году размер сборов его составил более 120 млн. рублей. Проблема заключается в четкой организации учета налого­ плательщиков: их в два раза больше, чем зарегистрировано в налоговых орг£шах. Особое внимание было уделено анализу развития малого бизнеса на территориях. О перспективности и важности это­ го сегмента экономики территорий говорилось не раз, но до сих nopTJtf,' по ббльпГей чЬст®’', '?5Ь'#5Ьтся как щик в тени... Мы не случайно так подробно остгшовились на анализе поступлений налоговых платежей в территориальный бюд­ жет. Он говорит: сегодня есть реальная возможность допол­ нительно увеличить доходную часть областной казны, при­ чем без пени и штрафов, на 1,2 млрд, рублей! При этом день­ ги можно получить только организационными мерами. Имен­ но это и обеспечит необходимый 30-процентный рост налого­ вых поступлений. В связи с этим глава администрации области Олег Коро­ лев поручил организовать выездную работу по «разбору поле­ тов» в районах с тем, чтобы детальнейшим образом проана­ лизировать причины негативных процессов, наблюдающиеся в экономике. Как получилось, что, например, один из наибо­ лее благополучных районов области по ряду показателей (сбор налогов, задолженность по зарплате и так далее) сравнялся с одним из менее благополучных? —Один из выводов напрашивается очевидный, — подчер­ кнул Олег Петрович. — Инертность власти там, где ее быть не должно. А это — серьезная «мина» под экономику терри­ торий. Значит, такую власть надо или менять, или застав­ лять работать по-новому. С ожиданием помощи из областного бюджета пора расставаться. Ресурсы укрепить экономику в каждом районе есть, их надо использовать в полной мере. А это — задача органов местного самоуправления... Он также подчеркнул, что быть регионом-донором, како­ вым является область, становится все труднее. Фактически федеральный центр продолжает вести порочную финансовую политику, пытаясь выровнять все регионы в бедности, а не подтянуть на уровень наиболее богатых. Но пока ситуация не созрела, надо рассчитывать на те ресурсы, на тот потенциал, что имеется. И вот здесь особая надежда на отрезвляющие действия закона о местном самоуправлении. — 131-й закон труден в исполнении, но и полезен, — счи­ тает глава администрации области, — поскольку заставляет понять власть на местах: народ будет жить так, как она суме­ ет организовать работу! И насколько власть соответствует вы­ зовам времени. Если нет, честнее уйти с занимаемой должно­ сти, уступить место тем, кто способен построить работу так, как требует закон. Приходит время новых управленческих кадров. Что вовсе не означает замену действующих: опыт, их звания сегодня особенно важны, нужно лишь строго спраши­ вать с самих себя — в первую очередь! А * * Говоря об исполнении бюджета в первом квартале, губер­ натор подчеркнул, что ситуация сложилась нелепая. При су­ ществующих темпах пополнения казны область выходит по году на более чем двухмиллиардный дефицит. Но все обяза­ тельства будут выполнены, мы идем на такой риск — в уве­ ренности, что дополнительные финансовые средства будут получены в каждом районе. — Риск велик, — добавила Татьяна Глуховкина, — по­ скольку доля защищенных расходов бюджетной сферы состав­ ляет более 70 процентов. Нам нельзя недополучить необходи­ мых сумм, а собрать их и выполнить обязательства по рас­ ходной части... — Чтобы сохранить инвестиционный ритм развития, — продолжил Олег Королев, — особенно по программе жилищ­ ного строительства, к концу года потребуется еще 800 мил­ лионов рублей. Резервы первого квартала — полмиллиарда. По году они могут составить 1,2 миллиарда рублей. Другими словами — 2 миллиарда рублей можно получить, лишь упо­ рядочив работу всех структур власти и финансовых органов. Их просто надо поднять с земли... Да, идти на риски надо: это предложение главы админис­ трации поддержали все члены Совета администрации. Но для этого следует ускорять темпы работ, видеть и использовать рез^вы , которые до сих пор не востребованы. В завершение заседания с обобщающими выводами, оцен­ кой перспектив работы в текущем году выступил Олег Коро­ лев. — Суть происходящих событий в том, что время револю­ ционных ломок завершилось. Настало время созидать. А для этого нам всем надо научиться работать по-новому — в новых условиях. Опасность в том, что кривая народных ожиданий опережает кривую возможности их удовлетворений. Но, как бы ни было трудно, власть должна решить эту тяжелейшую задачу — сблизить ожидания и возможности. Иначе мы по­ дойдем к экономической и социальной катастрофе... Губернатор вновь выразил уверенность в дееспособности и таланте всего управленческого корпуса области, в прочном ее экономическом и кадровом потенциале. Эта уверенность и дает силы работать на успех, на преодоление всех трудностей и достижение поставленных целей. Владимир ПЕТРОВ. Николай БОРЦОВ, депутат Государственной Думы: «Будущее - за малыми российскими городами» Опы тный хо зяй ственни к , в недале ком прош лом руководи тель и зве с тно го в стране и за ее пределам и гиганта перерабаты вающ ей индустрии ОАО «Лебедянский» , Николай Борцов более двух лет является депутатом Государственной Д ум ы . Оставив прои зводство заботам молоды х талантливы х менедж еров , он взвалил на себя более тяжелый груз ответственно сти — отстаивать интересы своих зем л я ко в в вы сш ем за конодательном собрании страны . Вы ходец и з народа , он хорош о знает и понимает проблемы про с то го челове ка . И до ступен для всех : встречается с лю дьм и регулярно , а не так , ка к это делаю т некоторы е выборные чины — накануне предстоящ их поли тиче с ки х кам паний . Он со зд ал бла готворительный фонд , помо гает лю дям , о каза вш им ся в трудны х ж и тей с ки х си туациях , поддерж ивает спорт , культуру , о б ра зование ... Общение с избирателями дает ем у во зм ож ность видеть реальные проблемы и помо га ть своим зем ля кам . О том , что надо делать власти , чтобы ж и знь россиян менялась к лучш ем у , — наша беседа с депутатом по 1 02 -м у Елец ком у о кр у гу Николаем БОРЦОВЫМ . — Николай Иванович, в Госдуме вы входите в Коми­ тет по сельскому хозяйству. Большинство ваших избира­ телей —жители сельской ме­ стности. И как человека, свя­ занного с селом, вас не мо­ жет не волновать тяжелое положение сельхозпроизво­ дителей, страдающих много лет от таких перекосов в рос­ сийской экономике, как дис­ паритет цен. Так что же уда­ лось сделать депутатам-агра- риям, и какую помощь уже в ближайшее время может ждать село? — Не только я, практи­ чески все члены нашего ко­ митета непосредственно свя­ заны с селом. К примеру, его председатель Кулик — экс­ министр сельского хозяйства, Кондратенко — бывший ди­ ректор совхоза и губернатор Краснодарского края... Люди весьма опытные и неравно­ душные. Мы прекрасно пони­ маем, что проблемы АПК се- I гйдця требуют, незамедлител^- , ногр решения. . рг ЛомощЪтбо стороны,госу-,, дарства селу понадобится в больших объемах, чем когда бы то ни было. Год складыва­ ется очень тяжело. Из-за не­ бывалых морозов в большей части регионов России погиб­ ло около трети озимых куль­ тур и значительная часть пло­ дово-ягодных насаждений. Потребуется пересев зерновых и многолетних трав на пло­ щади порядка четырех мил­ лионов гектаров, на что по­ надобятся дополнительные средства. По нашим подсче­ там — порядка 18 миллиар­ дов рублей да на ГСМ — 10 миллиардов... Правительство пообеща­ ло помощь, но только в поло­ винном объеме. Другую поло­ вину региональным бюдже­ там придется изыскивать са­ мим. Однако если Липецкая область благополучная, то другие с этой задачей могут не справиться. Хозяйства по­ тратились на посевную, на­ бреши кредиты под будущий урожай и остались без средств. Выделенных прави­ тельством пяти миллиардов рублей на ГСМ будет явно недостаточно. Мы добиваем­ ся выделения хотя бы еще 10 миллиардов. Проблемы села волнуют не только наш профильный комитет. В марте состоялось экстренное заседание Высше­ го совета политической партии «Единая Россия», в работе которого принимал участие и я, по реализации национального проекта «Раз­ витие АПК». Приняли ряд важных решении. В первую очередь мы предлагаем пра­ вительству в кратчайшие сро­ ки обеспечить стабилизацию цен на дизельное топливо. Ведь только за счет опережа­ ющего роста цен на это горю­ чее в нынешнем году допол­ нительные потери сельского хозяйства при существующем уровне компенсации превы­ сят объемы государственного финансирования этого проек­ та и составят около 20 мил­ лиардов рублей. Кстати, на­ конец-то этот законопроект, над которым мы, депутаты, бились два года, подписал премьер Фрадков. В ближай­ шее время намечаем рассмот­ реть его в Думе и, конечно, внести поправки. В частно­ сти, будем устанавливать оп­ ределенные ценовые лимиты. Так, пшеница третьего клас­ су ре .дрлжпа (стоизсь.дешевле 3,5 тысячи рублей за тонну. ИтВ следующем тоду будем возвращаться к этому вопро­ су, чтобы не повторять горь­ кий опыт прошлых лет, ког­ да селянам приходилось от­ давать хлеб практически за бесценок. Намерены до рас­ смотрения бюджета 2007 года доработать и принять закон «О развитии сельского хозяй­ ства». Проблемы сельского хо­ зяйства отчасти связаны и с увеличением импорта, особен­ но п^дукции животновод­ ства. В прошлом году, напри­ мер, его рост составил 25 про­ центов. Зачастую эта продук­ ция сомнительного качества, однако дешевая. По этой при­ чине наши товары становят­ ся неконкурентоспособны и вытесняются с рынка. Увы, отечественный сельхозпроиз­ водитель теряет стимул не только развивать производ­ ство, но и вообще им зани­ маться, в частности животно­ водством. А возьмите удобрения. Килограмм стоит 6-8 рублей, а зерно — всего два рубля. Поэтому вносить удобрений стали меньше, снижается уро­ жайность. Наш комитет на­ стаивает на возвращении к дотациям. Государственный национальный проект по под­ держке сельского хозяйства предусматоивает выплаты с 1 января 2007 года из федераль­ ного бюджета на возмещение части затрат, связанных с приобретением семян, мине­ ральных удобрений, ветери­ нарных препаратов и проче­ го, из расчета 350 рублей на гектар пашни и 50 рублей — на гектар естественных сено­ косов. Хотя понятно, что это­ го недостаточно. В то же время основным инвестиционным источником для развития села остаются кредитные ресурсы финансо­ вых организаций. Поэтому важно не только увеличивать их объем, но и сделать доступ­ ными. Существующий поря­ док предоставления товаро­ производителям субсидий из федерального бюджета для возмещения двух третьих за­ трат на уплату процентов по договорам кредита (если он используется для покупки се­ мян, кормов, ГСМ, скота и так далее) должен быть сохранен. — Получается, депутаты, заинтересованные в дина­ мичном развитии' АПК,' 'ВСЯ'-' кий раз вынуждены убеж­ дать в этом правительство. А Кабинет министров не спе­ шит помочь отечественному товаропроизводителю. Хотя и министрам должно быть ясно, что нужна не единовре­ менная и мизерная, а самая серьезная поддержка со сто­ роны государства, как сель­ скому хозяйству, так и про­ мышленности! — Конечно, я не очень доволен позицией экономи­ ческого блока Кабинета ми­ нистров. Мы, депутаты, кри­ тикуем его работу, подсказы­ ваем. Два года тянется разра­ ботка закона о сельском хо­ зяйстве. Уже и президент вы­ нужден был вмешаться. Те­ перь дело сдвинулось с мерт­ вой точки. Во всем мире, в отличие от России, промышленность и сельское хозяйство являют­ ся объектами продуманной государственной стратегии. Во многих странах, даже в африканских, дотации сельс­ кохозяйственной отрасли вполне ощутимые — до 10 процентов от бюджета. Да что далеко ходить, у наших сосе­ дей по СНГ — на Украине, в Казахстане — они составля­ ют порядка 20 процентов. У нас же — менее трех! Почему, спрашивается, не закладывались в бюджет сред­ ства на многолетние сады? Это теперь, после жутких морозов, обещана помощь — не было бы счастья, да несча­ стье помогло. А ведь фрукто­ вого сырья в стране не хвата­ ет. Наш «Лебедянский» в про­ шлом году переработал по­ ловину всех яблок, выращен­ ных в стране. Но этого недо­ статочно. Мы вынуждены за­ купать полуфабрикат за гра­ ницей — в Украине, Польше, Китае, Германии и так да­ лее. Во время перестройки много садов было запущено и загублено. Что делать? Да воз­ рождать собственное садовод­ ство! Иначе государство будет ущербным. Поэтому здесь нужна государственная под­ держка и на перспективу. Увы, в правительственном проекте закона о сельском хозяйстве она не предусмот­ рена, а в нашем, депутатском, проекте она есть. Впереди у нас самые серьезные споры по этому поводу с Минэконом­ развития и Минфином. — Никцлай'Ивавовйц; ’ кроме профильцого вы при­ нимаете участие в в работе других комитетов. Какие проблемы сегодня вас осо­ бенно волнуют? — Прежде всего, необхо­ димо наращивать экономичес­ кий потенцигш страны путем технического перевооруже­ ния промышленности. И главная забота опять-таки должна исходить со стороны государства. Предприятия, которые расширяют произ­ водство и создают новые ра­ бочие места, надо поддержи­ вать. Пока же ситуация — с точностью до наоборот. Мало того, что современное дорого­ стоящее оборудование произ­ водитель закупает за деньги, с которых уплачен налог на прибыль, так с этой же сум­ мы приходится платить НДС, таможенную пошлину. Разви­ вающиеся предприятия надо освобождать от налога, давать лизинги, льготные кредиты. Наш консервный завод за десятилетие в десять раз уве­ личил производство и во столько же —численность ра­ ботающих, по налогам стал вторым в области. Практичес­ ки вся прибыль направляет­ ся на развитие производства. А как же начинающие бизнес­ мены? Им-то откуда взять деньги? Хорошо, что нашего производителя поддерживает область, предоставляя льготы на новые виды продукции. Так разве не резонно было бы Помогать тем, кто работает (Окончание. Начало на 1-й стр.) В Липецкой области, кроме того, все труднее применять «серые» схемы выплаты заработной пла­ ты. Одним словом, вклад налога на доходы физических лиц в «бюджетную копилку» региона год от года будет только расти. Неплохие перспективы просмат­ риваются и по единому сельско­ хозяйственному налогу, что свя­ зано, прежде всего, с динамич­ ным развитием аграрного секто­ ра, внедрением передовых тех­ нологий возделывания зерновых и технических культур, строитель­ ством крупных животноводческих комплексов. Сказанное совсем не означает, что доходы рекой по­ текут в муниципальную казну. «Камень», о который легко спот­ кнуться, — все тот же налог на доходы физических лиц. Стоит только местной власти «упустить» его, сразу образуется многомил­ лионная недоимка, когда пред­ приятие заработную плату выда­ ло, 13 процентов с нее удержа­ ло, но деньги не торопится пере­ числять в бюджет. Как бороться с этой «болез­ нью»? Лучшее «лекарство» — За­ кон «О нормативах отчислений в местные бюджеты...», о котором уже шла речь. Идеология его пре­ дельно ясна: городским округам и муниципальным районам дота­ ция отдана не деньгами, а нало­ гами, подлежащими зачислению в региональную казну. Нормати­ вы отчислений установлены на три года. А это — возможность видеть перспективу и, кроме того, мощнейший стимул увеличивать налоговый потенциал террито­ рии. Ведь все сверхплановые доходы, полученные за указанный срок, останутся в распоряжении муниципалитетов. Так вот, в большинстве слу­ чаев налог на доходы физичес­ ких лиц поступает в распоряже­ ние муниципалитетов (90 процен­ тов получают районы, 10 — посе­ ления). У них, таким образом, не остается иного выбора: либо тру­ диться, искать дополнительные резервы, чтобы жить хорошо, либо сидеть на голодном пайке. В отношении поселений ска­ занные слова вдвойне справед­ ливы. Трудность, о которой шла речь, — пожалуй, не самая глав­ ная. Собрать в полном объеме два местных налога (земельный и на имущество физических лиц) — задача посложнее будет. В от­ дельных районах велика еще доля «бесхозных» земель, которые ни­ как не «работают» на местные бюджеты. Или другая проблема — жилые дома, которые числят­ ся недостроенными, а значит, их владельцы не платят налог на имущество физических лиц. Одним словом, администра­ циям поселений предстоит серь­ езная работа по инвентаризации земельных участков, построен­ ных, но не зарегистрированных домов, иных строений... — Вячеслав Михайлович, в любом деле рассматривают, как правило, два сценария — успешный и менее благопри ­ ятны й . Понятно , что с ре д и более чем трехсот поселений наверняка найдутся и такие, которые не смо гут в полном объеме собрать местные на­ логи . Им, стало быть, придет­ ся до лучших времен заморо ­ зить все свои планы, отказав ­ шись в том числе от благоус­ тройства подведом ственной территории? . — Не спорю: перед поселе­ ниями стоят трудоемкие задачи. Но, во-первых, никто не собира­ ется сельских глав оставлять с трудностями один на один. В мас­ штабах региона, в частности, про­ ведена кадастровая оценка зе­ мель, а вся необходимая инфор­ мация доведена до каждого му­ ниципалитета. Или другой при­ мер — до Нового года всем по­ селениям следовало утвердить бюджет-2006 и ряд сопутствую­ щих документов, но раньше ни­ чего подобного делать им не при­ ходилось, поэтому областная ад­ министрация взяла на себя часть забот, разработав, в частности, типовое положение о бюджетном процессе, ряд других документов. Я уже не говорю о том, что по каждому поселению приходилось по несколько раз проверять и пе­ репроверять основные парамет­ ры бюджета. А во-вторых, в составе реги­ онального бюджета создан фонд финансовой поддержки поселе­ ний, объем которого в 2006 году составит 683 миллиона рублей — это в несколько раз больше, чем собственные доходы нижнего му­ ниципального звена. Распреде­ ляться он будет по подушевому принципу. Иными словами, чем больше липчан проживает на тер­ ритории поселения, тем больше денег оно получит. Это принци­ пиально новый подход, продик­ тованный логикой реформы. До недавнего времени финансовую поддержку муниципалитеты полу­ чали в зависимости от потребно­ стей бюджетной сети, находя­ щейся в их ведении. Преимуще- Оксклюзив « л г » освободить его от налога на прибыль, что идет на разви­ тие производства? Государ­ ство вполне сумеет отличить приобретение разливочного автомата или стерилизатора для завода от покупки «Мер­ седеса» или дачи на Канарах. Мы предлагали в Думе такой законопроект. Пока прави­ тельство не идет навстречу. Ставили и вопрос о снижении НДС до 13 процентов с тем, чтобы дополнительные день­ ги направить на производ­ ство. Пока понимания не най­ дено. Что касается других на­ правлений... Принимаю м а ­ етна в работе Комитета Гос­ думы по гражданскому, уго­ ловному, арбитражному и процессуальному законода­ тельству. Например,земляки меня просили поддержать за­ конопроект об увеличении числа судей. Он был пришгг. ‘■Сей'ЦДс' рассматркваетс}:^ if принят в первом чтении за- 1»кохюнрввкт об ответственно­ сти чиновников (вплоть до ос­ вобождения от должности) за волокиту и бюрократизм, а то и полное отсутствие реакции на обращения граждан. Час­ то бывает так, что народ оби­ вает пороги учреждений, не получая при этом в ответ ни «да», ни «нет». Это вызывает у людей неприязнь к власти и апатию — нежелание хо­ дить на выборы, и в целом — недоверие к власти как тако­ вой. Много интересного узнаю на встречах с избирателями. Например, недавно мне сооб­ щили, что льготные кредиты, выделяемые селянам, каким- то образом достаются и «чел­ нокам», которые под видом закупки сельхозпродукции приобретают товар на пере­ продажу. Будем проверять. Все помнят, сколько разгово­ ров было о 122-м законе. Мало кто знает, что когда он еще не был принят, льготни­ кам предусматривалось толь­ ко 37 миллиардов, но было выделено почти 5()0 милли­ ардов. Значит, народу стало лучше. Причем горожане и селяне уравнялись в правах. А ведь в не такие уж далекие времена сельский житель был обделен почти во всем. —Николай Иванович, вам ведь еще приходится решать вопрос о выделении допол- ни'тельных средств для нашей области по наказам избирате­ лей. Многого ли удалось до­ биться? — Не все так просто. Ко­ нечно, не трлько я, другие депутаты тоже заботятся о благополучии своих регионов. Здесь необходимо совпадение трех интересов: кроме моего (теперь решение принимает политическая фракция), необ­ ходимо решение руководства области и «добро» правитель­ ства. Удалось помочь Елецко­ му госуниверситету (13 мил­ лионов), Липецкому техни­ ческому университету (22 миллиона), областному ОГУП «Свой дом» (10 миллионов), школе в Усманском районе и так далее. Сейчас решается вопрос о строительстве шко­ лы в Лебедяни и ряд других. — С 1 января начал дей­ ствовать 131-й закон, новый закон по местному самоуп­ равлению, по которому горо­ ду и селу даны большие пол­ номочия. Сумеют ли поселе­ ния заработать на свои нуж­ ды, ведь далеко не каждое из них самодостаточно, а со вре­ менем государственные дота­ ции иссякнут? — Закон этот плох лишь в одном — не хватает денег. Но кто, кроме сельского схо­ да, лучше знает: пруд надо чи­ стить или копать колодец? Мы посещали Германию, учи­ лись там организации местно­ го самоуправления. Так вот, в одном из поселений, объе­ диняющем три деревни (три тысячи населения), кроме «обычного набора» инфра­ структуры есть трехэтажная гостиница с плавательным бассейном и рестораном, кон­ но-спортивная школа, строит­ ся второй детский сад. Бюд­ жет у поселения — пять мил­ лионов евро. А забот у бур­ гомистра — разве ч'го о чис­ тоте да бесперебойной работе коммуникаций. Остальное — строительство школ, дорог и других объектов — забота го­ сударства. Конечно, то благо­ получная Европа... У России это в будущем. Пока же надо 'Использовать имеющиеся ре­ сурсы и резервы. Основной вид дохода на селе — земля. Со временем будет доведено до конца распределение земель­ ных участков. По копеечке, по копеечке — и бюджет со­ берется. Конечно, будет и пе­ рераспределение казны. Все новое всегда идет трудно, по­ этому и растянули реализа­ цию закона на три года. Од­ нако добровольная работа все­ гда лучше, чем из-под пал­ ки. — Николай Иванович, вас-то самого не прельстила столица, а то избиратели бео покоятся: вдруг там «пропи­ шетесь» навсегда?.. — Я каждый выходной стремлюсь домой. По поне­ дельникам, когда мне нет осо­ бой необходимости быть в Думе, провожу приемы граж­ дан в Лебедяни или выезжаю в районы. Свое будущее свя­ зываю со своей малой роди­ ной, с Липецкой областью. Оставаться в столице не собираюсь. Хотя многие мои коллеги уже решают там свои квартирные вопросы. Жизнь в Москве — не по мне. Да сегодня и деловая Москва устремляется в провинцию. Примеров тому по нашей Ли­ пецкой области много. Я убежден: будущее —за малы­ ми российскими городами. Интервью взяла Марина ПЕРЕВЕРЗЕВА, соб. корр. «Липецкой газеты». ства в итоге были у тех террито­ рий, где больше других построе­ но Домов культуры, участковых больниц, библиотек... Теперь же все оказалось в равных услови­ ях. Так вот, поселения ежемесяч­ но получают одну двенадцатую суммы, предусмотренной в фон­ де финансовой поддержки. Сред­ ства вначале передаются райо­ нам, а затем уже в течение трех дней перечисляются нижестоя­ щему муниципальному звену. Фонд финансовой поддержки, таким образом, гарантирует по­ селениям необходимый минимум возможностей. Если же городс­ кой или сельский глава намере­ вается добиться серьезного про­ рыва в сфере благоустройства, то не только местными налогами ему придется вплотную зани­ маться, но и деньги из внебюд­ жетных источников привлекать, — А последняя забота ему зачем? — Так это же чрезвычайно выгодно! В Липецкой области уже сложилась традиция, когда на каждый «внебюджетный» рубль, привлеченный на благоустрой­ ство, региональная казна добав­ ляет еще рубль. Но в нынешнем году появился еще более мощ­ ный стимул. Если поселение при­ влечет из внебюджетных источ­ ников свыше 600 рублей на каж­ дого жителя, то получит из реги­ ональной казны еще 1400 рублей на человека! Поддерживать тех, кто работает —вот главный прин­ цип, которым руководствуется администрация области, прово­ дя муниципальную реформу. Рискну предположить, что уже через несколько лет те по­ селения, где выбраны неравно­ душные, грамотные руководите­ ли, превратятся в цветущие «оазисы». И с каждым годом та­ ких «оазисов» на липецкой зем­ ле будет становиться все боль­ ше. — Вячеслав Михайлович, но не ударит ли подушевой принцип финансирования по поселениям с небольшим чис­ лом жителей? — Такую опасность обладми­ нистрация тоже учла. В составе регионального бюджета создан фонд сбалансированности , объем которого —93,4 миллиона рублей. Основное его назначение — поддержать поселения, число жителей которых не превышает тысячу человек. Беседовал Сергей КИБАЛЬНИЧЕНКО.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz