Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)
25 апреля 2006 г., № 79 (22707) ЛИПЕЦКАЯ газета Р а к у р с В объективе - малая родина Ф О Т О АВ ТО РА . Алексей Каторчу доволен: «Теперь мои снимки будут еще интереснее». Фотовыставкой «Культурное наследие Липецкого края» отметила Международный день охраны памятников и исторических мест государственная » дирекция по охране культурного наследия Липецкой области. Открывшаяся в здании областной администрации фото выставка подводит итоги областного конкурса фотографий памятников археологии, истории, архитектуры и воинской славы липецкой земли. Участвовали в ней 75 авторов — фо толюбители и профессиональные фотографы из городов и районов области. Всего в оргкомитет конкурса поступило 523 цветные и черно-белые фотоработы. Их по достоинству оце- нилб компетентное жюри, 50 лучших снимков представле ны сейчас в экспозиции. Абсолютным победителем фотоконкурса стал оператор областной телерадиокомпании «Липецкое время» Сергей Белых, представивший на суд общественности обширную кол лекцию своих работ. Среди них «Церковь Дмитрия Солунс- кого» (с. Березовка Данковского района) и «Древнеуспенс кая церковь» (г. Липецк) — фотографии, признанные луч шими и принесшие заслуженную победу их автору. Облада телями второй и третьей премий стали лебедянец Владимир Акимов и липчанин Станислав Павлов. Примечателен тот факт, что данный фотоконкурс вызвал большой интерес среди общественных организаций и пред ставителей бизнеса. Так специальный приз (цифровой фото аппарат) от Торговой марки «Липецкий бювет», учрежден ный ОАО «Лебедянский», был вручен автору из Ельца Алек сею Каторчу. Генеральным же спонсором проекта стал Тор говый дом «Слобода». Фотографиями можно будет любоваться в течение меся ца. После закрытия выставки в областной администрации работы будут экспонироваться в других залах Липецка и об ласти. Ольга БЕЛЯКОВА. ЗВОН (Окончание. Начало на 1-й стр.) На самой звоннице тесно так, что буквально негде ногой ступить. Все смешалось под этими веревками: бородатые иноки, счастливые дети и их напряженные мамы-папы-де- душки... Никто никому уже ничего сказать не может, обща ются только жестами. Но вот что меня сразило — посреди этого неумолчного грома, суеты и страшных метров высоты, притулившись к железному каркасу, спала немолодая уже женщина. Я ее сразу узнал — это была матушка Анна, она торгует от монастыря литературой. Честное слово, она спа ла: или так наморилась, или ее убаюкала небесная музыка. Разбудил ее не звон, а кто-то, нечаянно задев локтем... Кстати о матушках. Их здесь было несколько — молодых и не очень. Все они совсем по-девчоночьи дергали за верев ки, пытаясь солировать главному вечевому колоколу, язы ком которого “управлял” звонарь. Выпросить лишнюю ве ревку у матушек в тгпсую минуту было, пожалуй, невозмож но, и мы дергали всякую подвернувшуюся под руку. Уже спускаясь, на половине пути, повстречали двух старых мо нахинь, которые обычно еле-еле передвигаются по монас тырскому двору. Они тоже поднимались звонить, “потрудить ся для души”! Дивны дела Твои, Господи! Как никогда, в этот день много христарадничающих. Пасха милосердна. Она — для доброделания. Это сегодня модно собирать за широким столом купцов-олигархов, бояр- чинотворцев и внушать им всем, строго, по-президентски, глядя в глаза, давно забытое: помогать надо бедным, сирым да убогим, отраслям народного хо,зяйства, помогать от дос татка, от пуза своего — небось, рука дающего не оскудеет. А ведь было время, когда после царя-государя, по его личному примеру все бояре раздавали на Светлый Праздник щедрую милостыню, а также посылали всякую снедь “разговеться” в тюрьмы, больницы, богадельни. Вот летописец — про царя Алексея Михайловича: “Изволил великий государь идти на Земский двор и в больницу к расслабленному, что на дворе священника Никиты, и на Тюремный двор, и жаловал своим государевым жалованием-милостынею ж всем колодникам и убогим...” И вообще все русские люди старались по мере сил и возможностей следовать правилу пасхального поучения: “Своя домашняя без печали сотвори, нищая и бедная поми луй!” Столы для нищей братии устраивались в каждом при личном йоме, начиная с палат царских! Одних яищ посчи тал летописец, царь Иван Васильевич на пасхальной седми це раздавал до 37 000 штук! А обычай христосоваться? В троекратном поцелуе — вся ё адость праздника, и любовь, и всепрощение. Вот у Ивана [1мелева — про одного приказчика: “Выберет плотника или землекопа, всплеснет руками, словно лететь собрался, и об лапит: “Ва-ся! Что ж не христосуешься с Василь Василичем? Старого я не помню... ну?” А как точно сказано Ахматовой: Я всем прощение дарую И в Воскресение Христа Меня предавших в лоб целую, А не предавшего — в уста... Последний русский государь император Николай II в nacj- хальное Воскресение целовал не только всех^членов своей многочисленной семьи, но и сотни посетителей, которых он принимал в воскресное утро. Царь даже целовал каждого часового в своем дворце, мимо которых проходил! Есть днев никовая запись, сделанная им в 1904 году о том, что он об менялся пасхальными приветствиями с 280 лицами во вре мя ночной церковной службы, а затем, в пасхальное утро, — с 730 военными. Потом, правда, те, с кем сердечно христосо вался государь, откажутся от него, но это уже будет другая история — многажды повторяющаяся в мире, — о преда тельстве и иудином поцелуе. Но в этот день не будем о грустном... Пасха — один из немногих праздников, которые нас по-настоящему объеди няют. Не только друг с другом, но и с прошлым, и с буду^ щим. Если Господь пошлет нам и в следующий раз Свой знак — Благодатный огонь, значит. Он снова милостиво даст нам время “исправить стези свои”... “Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав...” * * * Вчера в Задонском Рождество-Богородицком мужском мо настыре состоялась архиерейская служба — праздничную ли тургию совершил епископ Липецкий и Елецкий Цикон. Пос ле службы состоялся праздничный концерт, подготовленный воспитанниками воскресной школы при монастыре. В этот же день в Задонске побывал глава администрации области Олег Королев. Александр КОСЯКИН. «Женское счастье: были бдочки рядом... '^Планета людей ^Огни рампы Склассиками надружеской ноге » Эти слова, не задумываясь ни на секунду, выпаливает 34-летняя Валерия Смирнова, с недавних пор жительница села Еропкино Данковского района. Фраза имеет негласное, но логичное продолжение: был бы бывший милый далеко... Мы сидим в местном ма газине и разговариваем «за жизнь». Покупатели, при слушиваясь, недоуменно по глядывают на приезжую. Многие из них не могут взять в толк, что можно, а иногда и нужно вдруг однаж ды отказаться от внешне бла гополучной жизни и бежать из пятикомнатного особняка в съемный двухкомнатный домишко в самой деревенс кой глубинке, лишь бы по дальше от мужа. Зарабаты вал он по сто тысяч рублей в месяц, не пил, не Щ 1 л, но... Так неуважительно и грубо обращался с женой и детьми, что она, когда он был в ко мандировке, всего за два дня заказала контейнер для пе ревозки кое-какой мебели и — куда глаза глядят! ...На Валерии — поношен ная куртка, растянутые шта ны, №зиновые сапоги до ко лен. Говорит, старшие дочки Пб-летняя Настя и 14-летняя Валя) так не одеваются, ще голяют в красивых сапогах. А первоклассница Алена тоже ходит в резиновых. Привлекательная, осани стая, сдержанная и в то же время удивительно простая, открытая и разговорчивая, Валерия почему-то напря женно держит руки в карма нах. Прошу показать, что прячет в кулаках. Валерия, вздыхая, расслабляет белые нежные ручки, _переворачи вая их ладошками вверх: жуткие мозоли... — Раньше ногти были с маникюром, — она, добро душно улыбаясь, пристально изучает свои руки, будто до этого ей некогда было их рас смотреть. — Зато сбылась мечта мужа, он ведь так и по желал на разводе в суде: чтоб тебе, съехидничал, дояркой работать... Как в воду глядел. Городская женщина, цве товод-декоратор с высшим образованием, работает здесь дояркой. Получает тысячи полторы в месяц — на четы- рех-то женщин. В хозяйстве ' «горб5кайок» толькб собгпса и кошка, а холодильник моро зит «картошку да макарош- ки», а еще соленья, которые Валерия успела закрыть, приехав сюда летом. Фотографий от той жиз ни практически не осталось: муж их забрал. О плохом они с детьми стараются не вспо минать: наслаждаются поко ем в семье, ладом... — Жалею только о цве тах, — безмятежно рассказы вает Валерия. — Я собирала их по всей России. За уни кальными сортами ездила специально в Москву, Барна ул... Какие там остались ли лии, хризантемы, розы! Правда, уже и здесь у нее появился большой цветник: дочки приносят от новых подружек местные цветы — — в основном это фиалки да кактусы. Я искренне (зная немно го больше, чем вправе сейчас рассказать) говорю молодой женщине, не побоявшейся отказаться от постылого мужа, который жизни ей не давал, и с тремя детьми ри нуться счастье искать: «Мо лодец!» Она, застенчиво сму щаясь, говорит, что сделать первый шаг было действи тельно страшно, она понима ет терпеливых, покорных женщин. Но она также пони мает, что по-настоящему дети будут счастливы, если будут счастливы их родители. —Мне тут нравится! - ве село говомт непоседливая Алена. — Тут красиво! — Тут спокойно... — шеп чет мама. После развода Валерия боялась за дочек: бывший муж мог запросто посадить их в свой «Митсубиси» и уве сти к свекрови, занимающей приличныи пост в покинутом городе. И не увидела бы мама своих девочек никогда! Кстати, в суде их папа, бравируя, подписал докумен ты, что ежемесячно будет платить каждой минимум по тысяче рублей. Однако али ментов девочки не видели ни разу. Мало того, у Валерии уже целая папка переписки: она обращалась и в службу судеб ных приставов, и к мирово му судье, и в прокуратуру Омска, чтобы они выслали хотя бы копию исполнитель ного листа. Чтобы подать в суд за неуплату алиментов или хотя бы официально от казаться от них в надежде на помощь государства. Ответ отовсюду один: ваша жалоба подана на рассмотрение. В результате Валерия не может оформить ни детских посо бий, ни адресной помощи, ни ”субсидии. Вот и выживают четыре решительные женщи ны на полторы тысячи. Не понятно, почему ей не пла тят пособия на детей, поло женные в тех случаях, когда папы разыскиваются или уклоняются от алиментов? В конце концов, у них много детная семья! С какой сторо ны ни подойди, а поддержку оказать ей можно и нужно. Или районная социальная служба считает иначе? — Девчонки хорошо по нимают: требовать нечего, и потому все терпеливо сносят. Они — моя поддержка, — ра дуется Валерия. Ф О Т О АН АС Т АСИ И М ЕН ЬШ И КО ВО Й Именно они, когда мама собрала их на совет, настоя ли: уходить, убегать, уез-^ жать. Мама зовет их «девчон ки» и говорит 6 них не кк’к о’' беспомощных дочках, а как о своих взрослых, уже само стоятельных подругах, сове том и мнением которых до рожит. Настя учится в 10 классе, имеет второй разряд по лыжам. Увлекалась ком пьютером и английским, те перь... ни того, ни другого в деревне нет. Здесь даже шко лы-то нет: ездят в соседнее село. Семиклассница Валя — отличница. «Все, что входит в понятие «отличница», — удовлетворенно говорит гор дая мама, — это про нашу Валю». В Данковском районе у них никого нет. Ближайшие родственники живут в Герма нии“Ж слову, в Германии се- стра Валерии получает детр-^^^^ 'кие пособия — 24О0 евро на ребенка в месяц. Часть этих денег и кое-какую одежду она присылает своим трем племянницам в Россию и зо вет их к себе. Но Валерия не хочет уезжать. Да и не вые хать им из страны, потому как на это нужно письмен ное разрешение отца, в обмен за которое он запросил с Ва лерии откуп — новый раста моженный автомобиль «Митсубиси Голланд»...) Все это похоже на кино, так любимое селянами. Толь ко для Валерии это — реаль ная жизнь. Может быть, по этому она не смотрит сериа лы: ей жизненных впечатле ний хватает. Очень часто в разговоре она произносит слова «по кой», «спокойствие», харак теризующие нынешнее со стояние ее души впервые за 16 лет. А оно дорогого сто ит. Да, выглядит она немно го уставшей и измотанной. Но чувствуется: ни о чем не жалеет и наконец-то счаст лива. Даже при тех обстоя тельствах, в которых оказа лась. Она уходит, я смотрю ей вслед: молодая, смелая, силь ная, уверенно шагает, руки в карманах, голова высоко поднята. У нее, у них все бу дет хорошо... Евгения ЗИМИНА. Визитная карточка надежды Одно за другим в культурной жизни региона происходят события, которые сделали бь 1 честь и Москве, и Санкт-Петербургу. Конкурс имени Игумнова. Фольклорный фестиваль имени Андрея Мистюкова. Праздник оркестров русских народных инструментов. Конкурс-фестиваль имени Обуховой, только что триумфально завершившийся и буквально поразивший своим уровнем поклонников вокального пения. Все это, как выразился один из членов его жюри, победы, одержанные подлинной культурой над антикультурой. В этой череде свое особое место занял и фестиваль народного танца «В гостях у «Родничка». Читатели «ЛГ» знают, как он проходил, сколько гостей собрал. Но после великолепных выступлений детских коллективов, после общения юных танцоров и их наставников остаются еще и, так сказать, послевкусие, наблюдения, дающие повод для размышлений, — нет, не о празднике, а о судьбе народного искусства. Причем не слишком радостные. Ими и делятся с журналистом «ЛГ» хозяева фестиваля — руководители хореографических ансамблей «Родничок» и «Раздолье» Галина и Валерий ШЕЛЯКИНЫ. В самом начале разговора Галина Павловна призналась: — Помню, вернулись мы с Валерием после работы чуть живые. Уже поздно, ночь, а надо просмотреть кассеты с записями танцев участников отборочного тура. Вдруг, не сговариваясь, глянули друг на друга, засмеялись и одновременно сказали: «Слушай, ну зачем нам это надо?» Но я понимала: этот усталый вопрос людей, около сорока лет возглавляющих два замечательных ансамбля, — риторический. Им — надо. Они не умеют жить иначе, потому что бесконечно влюблены в родной фольклор, в искусство народного танца, которые не должны иссякнуть, обескровиться. Сам факт, что двадцать с лишним коллективов приехали именно в гости к «Родничку», говорит о многом. Это признание лидерства липчан... — Мы в первый день по казали концерт всех возрас тных групп «родничат», а затем выступило «Раздолье». Потом гости рассказывали, что после этого они не ложи лись спать, а полночи репе тировали. Для них концерт стал как бы мастер-классом, заставившим на ходу что-то изменить в своих програм мах. Сегодня ведь целая про блема — посмотреть профес сиональное исполнение на родного танца. Часто ли рос сийское телевидение транс лирует вечера ансамбля Иго ря Моисеева? Да только по юбилейным датам! Зато сплошь и рядом можно уви деть вихляющихся девиц, задирающих голые ноги. — У меня вообще такое ощущение, что вместе с за падной моделью экономики мы перенимаем и западную культуру, но — в худших ее образцах... — А вместе с народным искусством мы теряем и на циональную самобытность. Знаете, что продемонстриро вал фестиваль? Постепенное размывание фольклорных особенностей разных регио нов, усредненность. Ведь у каждой области, будь то Ор ловская, Воронежская, Ли пецкая, есть свой богатейший фольклор. И вот он-то утра чивается! Сейчас все больше появляется танцев «а-ля рюс». Музычка вроде бы на поминает народную, костю мы в русском стиле, движе ния стилизованные под рус ский танец. А вот как раз русского-то танца и нет! От сутствуют образ, рисунок, часто хореография не соот ветствует музыке. Нам было необычайно важно, чтобы гости поняли; фольклорное достояние родного края надо изучать и оберегать. И толь ко тогда танец получится по- настоящему народным, если он будет не просто русским, но орловским, воронежским, липецким... — Но почему эти особен ности теряются? — Прежде всего, из-за падения интереса к народно му творчеству, к тому же танцевальному искусству. В России оно сегодня не востре бовано. Идет повальная вес тернизация. Буквально все руководители коллективов говорили одно и то же: «На нас никто не обращает вни мания, мы никому не нуж ны!» И в такой обстановке кто-то рассуждает о выработ ке какой-то национальной идеи, о патоиотическом вос питании! Мъ 1 все сошлись во мнении, что нам нужно не столько учиться друг у дру га, сколько объединяться. Чтобы выжить и сохранить жизнь народному танцу. — И тем не менее пробле ма профессионализма ведь тоже стоит весьма остро? —Да, это звучит парадок сально: ведь речь идет о са модеятельных, непрофессио нальных коллективах. Но без профессионализма мы непре менно скатимся в ту самую усредненность... Хуже того: скатимся в «балаган», кото- р^ый теперь процветает и на ТВ, и на многих клубных сценах. Поэтому я убеждена: руководители народных хо реографических ансамблей должны предъявлять очень высокие требования и к себе, и к танцорам. И не только когда исполняются русские композиции. Ведь что такое в нынешнем представлении модные латиноамериканские танцы? Извиняюсь, баналь ное виляние задом. А вот когда Валкий Серафимович ставил с «Раздольем» «Мек сиканскую сюиту», он изу чил гору литературы по мек сиканскому танцевальному фольклору, чтобы вникнуть во все нюансы, характерные особенности. Вы видели, по лучилась удивительно краси вая постановка. Вот это и называется профессиональ ным подходом к народному творчеству. Нельзя идти на поводу у того зрителя, кото рому достаточно на сцене виляющих и максимально обнаженных девочек. Публи ку необходимо воспитывать. Как мы воспитываем детей, которые к нам приходят. — Скажите, а у детских коллективов есть какие-то свои, особенные щюблемы? — Главная проблема одна на всех: отсутствие нормаль ного финансирования. Вот почему многие ансамбли были вынуждены пойти по пути коммерциализации, сде лали занятия для детей плат ными. Скажите, а всем ли родителям это под силу? У меня такое впечатление, что сегодня в стране никого не интересует статистика, сколь ко детей занимается в круж ках и творческих коллекти вах. Хотя это чуть ли не един ственная возможность увести детей с улицы, от экранов те левизоров, от оболваниваю щих компьютерных игр. А если говорить о детских фоль клорных коллективах, так это и есть то самое патриоти ческое воспитание с младых ногтей, которое у нас наконец решили «внедрять». В принципе, процесс вос питания в таком творческом коллективе, как наш, наблю дать очень поучительно. Сей час они приходят очень раз ные: сразу видно, кто из обес печенной семьи, а у кого мама с папой еле-еле концы с кон цами сводят. Поначалу пер вые явно задирают нос. Но через год все равны, все вка лывают одинаково. Уже по няли: оцениваться будут их личные способности, их труд, а не богатство родителей. Вот недавно один малыш подошел ко мне и спросил: «Мы сегодня даем платный концерт. А нам за это запла тят? » Десять лет назад нико му из детей и в голову не пришло бы такое спросить. Ну объяснила ему, что мы с ним зарабатываем деньги на костюмы, на оформление танцев. И, конечно, напом нила: дарить со сцены ра дость — самая большая на града артисту. Со временем им всего этого уже растолко вывать не надо. Они сами по чувствуют, какое это счастье — творчество. Вот почему в «Раздолье» продолжают за ниматься бывшие «роднича- та», теперь уже студенты, рабочие, учителя. Мы с Ва- Художественный руководитель, режиссер академического театра драмы имени Льва Толстого, лауреат Государственной премии, народный артист России Владимир Пахомов не раз заявлял о тлетворном влиянии современной массовой культуры на молодежь. «Аудитория современных кинотеатров состоит на треть из придурков и на две трети из американизированных дебилов» — так недавно оценил он культурный уровень «поколения next». Воспитывать заблудшие души главный режиссер те атра предлагает проверенным временем рецептом — клас сикой. На малой сцене теат ра драмы состоялась премье ра спектакля «С Пушкиным на дружеской ноге». Влади мир Пахомов предложил мо лодым зрителям, вопреки ожиданиям, не сухое нргшо- учительное зрелище, а лег кий, веселый калейдоскоп фрагментов популярных классических произведений Мольера, Островского, Гого ля, Чехова, Катаева. В спек такле заняты 16 молодых ак теров труппы и третьекурс ников местного отделения РАТИ-ГИТИС, которые при ятно удивили заметно вырос шим актерским мастерством. Живая, эмоциональная, подчас намеренно эксцент ричная игра молодежи не раз вызывала у публики взрывы хохота. Слов похвалы особен но заслуживают Максим Зав- рин, отлично справившийся с ролью Хлестакова в сцене из «Ревизора» Гоголя, и сыг равший в нескольких сценах Андрей Гончаров. Его Абрам- чик из катаевской «Квадра туры круга» просто сразил публику своими уморитель ными выходками. Впрочем, и остальные ребята были на высоте, стараясь даже в эпи зодах выложиться по пол ной. Универсальный минима лизм декораций столичных художников Ольги Твардовс кой и Владимира Макушенко — стол, стулья, офисная тум ба — идеально вписывался в любую сцену из разных эпох. Впереди у молодых арти стов серьезное испытание. 5 мая спектакль «СПушкиным на дружеской ноге» будет по казан театральным критикам и литературоведам, приехав шим на традиционные «Ли пецкие театральные встречи». Сергей ИВАНОВ. После праздника лерием Серафимовичем хо тим, чтобы на первом месте всегда было творчество, а не деньги. Творчество и друж ба. Умение жить в коллекти ве. Кстати, была у нас такая традиция: проводить вместе летние каникулы в загородном лагере. Сегодня это стало, к сожалению, невозможным. Все лагеря теперь ведомствен ные, путевки родители долж ны оплачивать по полной сто имости, а такое и не самым бедным не по карману. — Давайте все-таки вспомним о тех радостных минутах, которые вы пере жили на фестивале.» — Самой высокой оцен кой для нас была реакция председателя жюри, народно го артиста России Игоря Шаповалова. Он, без преуве личения, был в восторге, за явил, что в Липецке необхо димо открывать всероссийс кую школу народного танца. Конечно, для нас это очень лестно. Боюсь, правда, его идею м я д ли удастся вопло тить. Это слишком хорошо, чтобы быть правдой. Зато насчет третьего фестиваля уже никто не сомневается. Безусловно, гости были поражены и самой организа цией фестиваля, для чего очень много сделали липец кий Дом народного творче ства и областной Дворец культуры. А без средств, ко торые выделила областная администрация, ничего бы просто не состоялось. Ну а при расставании все говори ли друг другу: «До встречи!» Мы были очень тронуты сло вами: «Теперь мы знаем, куда поедем через два года. И начнем готовиться прямо с завтрашнего дня!» Мы мечта ем, чтобы фестиваль стал тра диционным, и у нашей обла сти появилась еще одна «ви зитная карточка» надежды. Беседовала Елена БРЕДИС .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz