Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

25 апреля 2006 г., № 79 (22707) ЛИПЕЦКАЯ газета Р а к у р с В объективе - малая родина Ф О Т О АВ ТО РА . Алексей Каторчу доволен: «Теперь мои снимки будут еще интереснее». Фотовыставкой «Культурное наследие Липецкого края» отметила Международный день охраны памятников и исторических мест государственная » дирекция по охране культурного наследия Липецкой области. Открывшаяся в здании областной администрации фото­ выставка подводит итоги областного конкурса фотографий памятников археологии, истории, архитектуры и воинской славы липецкой земли. Участвовали в ней 75 авторов — фо­ толюбители и профессиональные фотографы из городов и районов области. Всего в оргкомитет конкурса поступило 523 цветные и черно-белые фотоработы. Их по достоинству оце- нилб компетентное жюри, 50 лучших снимков представле­ ны сейчас в экспозиции. Абсолютным победителем фотоконкурса стал оператор областной телерадиокомпании «Липецкое время» Сергей Белых, представивший на суд общественности обширную кол­ лекцию своих работ. Среди них «Церковь Дмитрия Солунс- кого» (с. Березовка Данковского района) и «Древнеуспенс­ кая церковь» (г. Липецк) — фотографии, признанные луч­ шими и принесшие заслуженную победу их автору. Облада­ телями второй и третьей премий стали лебедянец Владимир Акимов и липчанин Станислав Павлов. Примечателен тот факт, что данный фотоконкурс вызвал большой интерес среди общественных организаций и пред­ ставителей бизнеса. Так специальный приз (цифровой фото­ аппарат) от Торговой марки «Липецкий бювет», учрежден­ ный ОАО «Лебедянский», был вручен автору из Ельца Алек­ сею Каторчу. Генеральным же спонсором проекта стал Тор­ говый дом «Слобода». Фотографиями можно будет любоваться в течение меся­ ца. После закрытия выставки в областной администрации работы будут экспонироваться в других залах Липецка и об­ ласти. Ольга БЕЛЯКОВА. ЗВОН (Окончание. Начало на 1-й стр.) На самой звоннице тесно так, что буквально негде ногой ступить. Все смешалось под этими веревками: бородатые иноки, счастливые дети и их напряженные мамы-папы-де- душки... Никто никому уже ничего сказать не может, обща­ ются только жестами. Но вот что меня сразило — посреди этого неумолчного грома, суеты и страшных метров высоты, притулившись к железному каркасу, спала немолодая уже женщина. Я ее сразу узнал — это была матушка Анна, она торгует от монастыря литературой. Честное слово, она спа­ ла: или так наморилась, или ее убаюкала небесная музыка. Разбудил ее не звон, а кто-то, нечаянно задев локтем... Кстати о матушках. Их здесь было несколько — молодых и не очень. Все они совсем по-девчоночьи дергали за верев­ ки, пытаясь солировать главному вечевому колоколу, язы­ ком которого “управлял” звонарь. Выпросить лишнюю ве­ ревку у матушек в тгпсую минуту было, пожалуй, невозмож­ но, и мы дергали всякую подвернувшуюся под руку. Уже спускаясь, на половине пути, повстречали двух старых мо­ нахинь, которые обычно еле-еле передвигаются по монас­ тырскому двору. Они тоже поднимались звонить, “потрудить­ ся для души”! Дивны дела Твои, Господи! Как никогда, в этот день много христарадничающих. Пасха милосердна. Она — для доброделания. Это сегодня модно собирать за широким столом купцов-олигархов, бояр- чинотворцев и внушать им всем, строго, по-президентски, глядя в глаза, давно забытое: помогать надо бедным, сирым да убогим, отраслям народного хо,зяйства, помогать от дос­ татка, от пуза своего — небось, рука дающего не оскудеет. А ведь было время, когда после царя-государя, по его личному примеру все бояре раздавали на Светлый Праздник щедрую милостыню, а также посылали всякую снедь “разговеться” в тюрьмы, больницы, богадельни. Вот летописец — про царя Алексея Михайловича: “Изволил великий государь идти на Земский двор и в больницу к расслабленному, что на дворе священника Никиты, и на Тюремный двор, и жаловал своим государевым жалованием-милостынею ж всем колодникам и убогим...” И вообще все русские люди старались по мере сил и возможностей следовать правилу пасхального поучения: “Своя домашняя без печали сотвори, нищая и бедная поми­ луй!” Столы для нищей братии устраивались в каждом при­ личном йоме, начиная с палат царских! Одних яищ посчи­ тал летописец, царь Иван Васильевич на пасхальной седми­ це раздавал до 37 000 штук! А обычай христосоваться? В троекратном поцелуе — вся ё адость праздника, и любовь, и всепрощение. Вот у Ивана [1мелева — про одного приказчика: “Выберет плотника или землекопа, всплеснет руками, словно лететь собрался, и об­ лапит: “Ва-ся! Что ж не христосуешься с Василь Василичем? Старого я не помню... ну?” А как точно сказано Ахматовой: Я всем прощение дарую И в Воскресение Христа Меня предавших в лоб целую, А не предавшего — в уста... Последний русский государь император Николай II в nacj- хальное Воскресение целовал не только всех^членов своей многочисленной семьи, но и сотни посетителей, которых он принимал в воскресное утро. Царь даже целовал каждого часового в своем дворце, мимо которых проходил! Есть днев­ никовая запись, сделанная им в 1904 году о том, что он об­ менялся пасхальными приветствиями с 280 лицами во вре­ мя ночной церковной службы, а затем, в пасхальное утро, — с 730 военными. Потом, правда, те, с кем сердечно христосо­ вался государь, откажутся от него, но это уже будет другая история — многажды повторяющаяся в мире, — о преда­ тельстве и иудином поцелуе. Но в этот день не будем о грустном... Пасха — один из немногих праздников, которые нас по-настоящему объеди­ няют. Не только друг с другом, но и с прошлым, и с буду^ щим. Если Господь пошлет нам и в следующий раз Свой знак — Благодатный огонь, значит. Он снова милостиво даст нам время “исправить стези свои”... “Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав...” * * * Вчера в Задонском Рождество-Богородицком мужском мо­ настыре состоялась архиерейская служба — праздничную ли­ тургию совершил епископ Липецкий и Елецкий Цикон. Пос­ ле службы состоялся праздничный концерт, подготовленный воспитанниками воскресной школы при монастыре. В этот же день в Задонске побывал глава администрации области Олег Королев. Александр КОСЯКИН. «Женское счастье: были бдочки рядом... '^Планета людей ^Огни рампы Склассиками надружеской ноге » Эти слова, не задумываясь ни на секунду, выпаливает 34-летняя Валерия Смирнова, с недавних пор жительница села Еропкино Данковского района. Фраза имеет негласное, но логичное продолжение: был бы бывший милый далеко... Мы сидим в местном ма­ газине и разговариваем «за жизнь». Покупатели, при­ слушиваясь, недоуменно по­ глядывают на приезжую. Многие из них не могут взять в толк, что можно, а иногда и нужно вдруг однаж­ ды отказаться от внешне бла­ гополучной жизни и бежать из пятикомнатного особняка в съемный двухкомнатный домишко в самой деревенс­ кой глубинке, лишь бы по­ дальше от мужа. Зарабаты­ вал он по сто тысяч рублей в месяц, не пил, не Щ 1 л, но... Так неуважительно и грубо обращался с женой и детьми, что она, когда он был в ко­ мандировке, всего за два дня заказала контейнер для пе­ ревозки кое-какой мебели и — куда глаза глядят! ...На Валерии — поношен­ ная куртка, растянутые шта­ ны, №зиновые сапоги до ко­ лен. Говорит, старшие дочки Пб-летняя Настя и 14-летняя Валя) так не одеваются, ще­ голяют в красивых сапогах. А первоклассница Алена тоже ходит в резиновых. Привлекательная, осани­ стая, сдержанная и в то же время удивительно простая, открытая и разговорчивая, Валерия почему-то напря­ женно держит руки в карма­ нах. Прошу показать, что прячет в кулаках. Валерия, вздыхая, расслабляет белые нежные ручки, _переворачи­ вая их ладошками вверх: жуткие мозоли... — Раньше ногти были с маникюром, — она, добро­ душно улыбаясь, пристально изучает свои руки, будто до этого ей некогда было их рас­ смотреть. — Зато сбылась мечта мужа, он ведь так и по­ желал на разводе в суде: чтоб тебе, съехидничал, дояркой работать... Как в воду глядел. Городская женщина, цве­ товод-декоратор с высшим образованием, работает здесь дояркой. Получает тысячи полторы в месяц — на четы- рех-то женщин. В хозяйстве ' «горб5кайок» толькб собгпса и кошка, а холодильник моро­ зит «картошку да макарош- ки», а еще соленья, которые Валерия успела закрыть, приехав сюда летом. Фотографий от той жиз­ ни практически не осталось: муж их забрал. О плохом они с детьми стараются не вспо­ минать: наслаждаются поко­ ем в семье, ладом... — Жалею только о цве­ тах, — безмятежно рассказы­ вает Валерия. — Я собирала их по всей России. За уни­ кальными сортами ездила специально в Москву, Барна­ ул... Какие там остались ли­ лии, хризантемы, розы! Правда, уже и здесь у нее появился большой цветник: дочки приносят от новых подружек местные цветы — — в основном это фиалки да кактусы. Я искренне (зная немно­ го больше, чем вправе сейчас рассказать) говорю молодой женщине, не побоявшейся отказаться от постылого мужа, который жизни ей не давал, и с тремя детьми ри­ нуться счастье искать: «Мо­ лодец!» Она, застенчиво сму­ щаясь, говорит, что сделать первый шаг было действи­ тельно страшно, она понима­ ет терпеливых, покорных женщин. Но она также пони­ мает, что по-настоящему дети будут счастливы, если будут счастливы их родители. —Мне тут нравится! - ве­ село говомт непоседливая Алена. — Тут красиво! — Тут спокойно... — шеп­ чет мама. После развода Валерия боялась за дочек: бывший муж мог запросто посадить их в свой «Митсубиси» и уве­ сти к свекрови, занимающей приличныи пост в покинутом городе. И не увидела бы мама своих девочек никогда! Кстати, в суде их папа, бравируя, подписал докумен­ ты, что ежемесячно будет платить каждой минимум по тысяче рублей. Однако али­ ментов девочки не видели ни разу. Мало того, у Валерии уже целая папка переписки: она обращалась и в службу судеб­ ных приставов, и к мирово­ му судье, и в прокуратуру Омска, чтобы они выслали хотя бы копию исполнитель­ ного листа. Чтобы подать в суд за неуплату алиментов или хотя бы официально от­ казаться от них в надежде на помощь государства. Ответ отовсюду один: ваша жалоба подана на рассмотрение. В результате Валерия не может оформить ни детских посо­ бий, ни адресной помощи, ни ”субсидии. Вот и выживают четыре решительные женщи­ ны на полторы тысячи. Не­ понятно, почему ей не пла­ тят пособия на детей, поло­ женные в тех случаях, когда папы разыскиваются или уклоняются от алиментов? В конце концов, у них много­ детная семья! С какой сторо­ ны ни подойди, а поддержку оказать ей можно и нужно. Или районная социальная служба считает иначе? — Девчонки хорошо по­ нимают: требовать нечего, и потому все терпеливо сносят. Они — моя поддержка, — ра­ дуется Валерия. Ф О Т О АН АС Т АСИ И М ЕН ЬШ И КО ВО Й Именно они, когда мама собрала их на совет, настоя­ ли: уходить, убегать, уез-^ жать. Мама зовет их «девчон­ ки» и говорит 6 них не кк’к о’' беспомощных дочках, а как о своих взрослых, уже само­ стоятельных подругах, сове­ том и мнением которых до­ рожит. Настя учится в 10 классе, имеет второй разряд по лыжам. Увлекалась ком­ пьютером и английским, те­ перь... ни того, ни другого в деревне нет. Здесь даже шко­ лы-то нет: ездят в соседнее село. Семиклассница Валя — отличница. «Все, что входит в понятие «отличница», — удовлетворенно говорит гор­ дая мама, — это про нашу Валю». В Данковском районе у них никого нет. Ближайшие родственники живут в Герма­ нии“Ж слову, в Германии се- стра Валерии получает детр-^^^^ 'кие пособия — 24О0 евро на ребенка в месяц. Часть этих денег и кое-какую одежду она присылает своим трем племянницам в Россию и зо­ вет их к себе. Но Валерия не хочет уезжать. Да и не вые­ хать им из страны, потому как на это нужно письмен­ ное разрешение отца, в обмен за которое он запросил с Ва­ лерии откуп — новый раста­ моженный автомобиль «Митсубиси Голланд»...) Все это похоже на кино, так любимое селянами. Толь­ ко для Валерии это — реаль­ ная жизнь. Может быть, по­ этому она не смотрит сериа­ лы: ей жизненных впечатле­ ний хватает. Очень часто в разговоре она произносит слова «по­ кой», «спокойствие», харак­ теризующие нынешнее со­ стояние ее души впервые за 16 лет. А оно дорогого сто­ ит. Да, выглядит она немно­ го уставшей и измотанной. Но чувствуется: ни о чем не жалеет и наконец-то счаст­ лива. Даже при тех обстоя­ тельствах, в которых оказа­ лась. Она уходит, я смотрю ей вслед: молодая, смелая, силь­ ная, уверенно шагает, руки в карманах, голова высоко поднята. У нее, у них все бу­ дет хорошо... Евгения ЗИМИНА. Визитная карточка надежды Одно за другим в культурной жизни региона происходят события, которые сделали бь 1 честь и Москве, и Санкт-Петербургу. Конкурс имени Игумнова. Фольклорный фестиваль имени Андрея Мистюкова. Праздник оркестров русских народных инструментов. Конкурс-фестиваль имени Обуховой, только что триумфально завершившийся и буквально поразивший своим уровнем поклонников вокального пения. Все это, как выразился один из членов его жюри, победы, одержанные подлинной культурой над антикультурой. В этой череде свое особое место занял и фестиваль народного танца «В гостях у «Родничка». Читатели «ЛГ» знают, как он проходил, сколько гостей собрал. Но после великолепных выступлений детских коллективов, после общения юных танцоров и их наставников остаются еще и, так сказать, послевкусие, наблюдения, дающие повод для размышлений, — нет, не о празднике, а о судьбе народного искусства. Причем не слишком радостные. Ими и делятся с журналистом «ЛГ» хозяева фестиваля — руководители хореографических ансамблей «Родничок» и «Раздолье» Галина и Валерий ШЕЛЯКИНЫ. В самом начале разговора Галина Павловна призналась: — Помню, вернулись мы с Валерием после работы чуть живые. Уже поздно, ночь, а надо просмотреть кассеты с записями танцев участников отборочного тура. Вдруг, не сговариваясь, глянули друг на друга, засмеялись и одновременно сказали: «Слушай, ну зачем нам это надо?» Но я понимала: этот усталый вопрос людей, около сорока лет возглавляющих два замечательных ансамбля, — риторический. Им — надо. Они не умеют жить иначе, потому что бесконечно влюблены в родной фольклор, в искусство народного танца, которые не должны иссякнуть, обескровиться. Сам факт, что двадцать с лишним коллективов приехали именно в гости к «Родничку», говорит о многом. Это признание лидерства липчан... — Мы в первый день по­ казали концерт всех возрас­ тных групп «родничат», а затем выступило «Раздолье». Потом гости рассказывали, что после этого они не ложи­ лись спать, а полночи репе­ тировали. Для них концерт стал как бы мастер-классом, заставившим на ходу что-то изменить в своих програм­ мах. Сегодня ведь целая про­ блема — посмотреть профес­ сиональное исполнение на­ родного танца. Часто ли рос­ сийское телевидение транс­ лирует вечера ансамбля Иго­ ря Моисеева? Да только по юбилейным датам! Зато сплошь и рядом можно уви­ деть вихляющихся девиц, задирающих голые ноги. — У меня вообще такое ощущение, что вместе с за­ падной моделью экономики мы перенимаем и западную культуру, но — в худших ее образцах... — А вместе с народным искусством мы теряем и на­ циональную самобытность. Знаете, что продемонстриро­ вал фестиваль? Постепенное размывание фольклорных особенностей разных регио­ нов, усредненность. Ведь у каждой области, будь то Ор­ ловская, Воронежская, Ли­ пецкая, есть свой богатейший фольклор. И вот он-то утра­ чивается! Сейчас все больше появляется танцев «а-ля рюс». Музычка вроде бы на­ поминает народную, костю­ мы в русском стиле, движе­ ния стилизованные под рус­ ский танец. А вот как раз русского-то танца и нет! От­ сутствуют образ, рисунок, часто хореография не соот­ ветствует музыке. Нам было необычайно важно, чтобы гости поняли; фольклорное достояние родного края надо изучать и оберегать. И толь­ ко тогда танец получится по- настоящему народным, если он будет не просто русским, но орловским, воронежским, липецким... — Но почему эти особен­ ности теряются? — Прежде всего, из-за падения интереса к народно­ му творчеству, к тому же танцевальному искусству. В России оно сегодня не востре­ бовано. Идет повальная вес­ тернизация. Буквально все руководители коллективов говорили одно и то же: «На нас никто не обращает вни­ мания, мы никому не нуж­ ны!» И в такой обстановке кто-то рассуждает о выработ­ ке какой-то национальной идеи, о патоиотическом вос­ питании! Мъ 1 все сошлись во мнении, что нам нужно не столько учиться друг у дру­ га, сколько объединяться. Чтобы выжить и сохранить жизнь народному танцу. — И тем не менее пробле­ ма профессионализма ведь тоже стоит весьма остро? —Да, это звучит парадок­ сально: ведь речь идет о са­ модеятельных, непрофессио­ нальных коллективах. Но без профессионализма мы непре­ менно скатимся в ту самую усредненность... Хуже того: скатимся в «балаган», кото- р^ый теперь процветает и на ТВ, и на многих клубных сценах. Поэтому я убеждена: руководители народных хо­ реографических ансамблей должны предъявлять очень высокие требования и к себе, и к танцорам. И не только когда исполняются русские композиции. Ведь что такое в нынешнем представлении модные латиноамериканские танцы? Извиняюсь, баналь­ ное виляние задом. А вот когда Валкий Серафимович ставил с «Раздольем» «Мек­ сиканскую сюиту», он изу­ чил гору литературы по мек­ сиканскому танцевальному фольклору, чтобы вникнуть во все нюансы, характерные особенности. Вы видели, по­ лучилась удивительно краси­ вая постановка. Вот это и называется профессиональ­ ным подходом к народному творчеству. Нельзя идти на поводу у того зрителя, кото­ рому достаточно на сцене виляющих и максимально обнаженных девочек. Публи­ ку необходимо воспитывать. Как мы воспитываем детей, которые к нам приходят. — Скажите, а у детских коллективов есть какие-то свои, особенные щюблемы? — Главная проблема одна на всех: отсутствие нормаль­ ного финансирования. Вот почему многие ансамбли были вынуждены пойти по пути коммерциализации, сде­ лали занятия для детей плат­ ными. Скажите, а всем ли родителям это под силу? У меня такое впечатление, что сегодня в стране никого не интересует статистика, сколь­ ко детей занимается в круж­ ках и творческих коллекти­ вах. Хотя это чуть ли не един­ ственная возможность увести детей с улицы, от экранов те­ левизоров, от оболваниваю­ щих компьютерных игр. А если говорить о детских фоль­ клорных коллективах, так это и есть то самое патриоти­ ческое воспитание с младых ногтей, которое у нас наконец решили «внедрять». В принципе, процесс вос­ питания в таком творческом коллективе, как наш, наблю­ дать очень поучительно. Сей­ час они приходят очень раз­ ные: сразу видно, кто из обес­ печенной семьи, а у кого мама с папой еле-еле концы с кон­ цами сводят. Поначалу пер­ вые явно задирают нос. Но через год все равны, все вка­ лывают одинаково. Уже по­ няли: оцениваться будут их личные способности, их труд, а не богатство родителей. Вот недавно один малыш подошел ко мне и спросил: «Мы сегодня даем платный концерт. А нам за это запла­ тят? » Десять лет назад нико­ му из детей и в голову не пришло бы такое спросить. Ну объяснила ему, что мы с ним зарабатываем деньги на костюмы, на оформление танцев. И, конечно, напом­ нила: дарить со сцены ра­ дость — самая большая на­ града артисту. Со временем им всего этого уже растолко­ вывать не надо. Они сами по­ чувствуют, какое это счастье — творчество. Вот почему в «Раздолье» продолжают за­ ниматься бывшие «роднича- та», теперь уже студенты, рабочие, учителя. Мы с Ва- Художественный руководитель, режиссер академического театра драмы имени Льва Толстого, лауреат Государственной премии, народный артист России Владимир Пахомов не раз заявлял о тлетворном влиянии современной массовой культуры на молодежь. «Аудитория современных кинотеатров состоит на треть из придурков и на две трети из американизированных дебилов» — так недавно оценил он культурный уровень «поколения next». Воспитывать заблудшие души главный режиссер те­ атра предлагает проверенным временем рецептом — клас­ сикой. На малой сцене теат­ ра драмы состоялась премье­ ра спектакля «С Пушкиным на дружеской ноге». Влади­ мир Пахомов предложил мо­ лодым зрителям, вопреки ожиданиям, не сухое нргшо- учительное зрелище, а лег­ кий, веселый калейдоскоп фрагментов популярных классических произведений Мольера, Островского, Гого­ ля, Чехова, Катаева. В спек­ такле заняты 16 молодых ак­ теров труппы и третьекурс­ ников местного отделения РАТИ-ГИТИС, которые при­ ятно удивили заметно вырос­ шим актерским мастерством. Живая, эмоциональная, подчас намеренно эксцент­ ричная игра молодежи не раз вызывала у публики взрывы хохота. Слов похвалы особен­ но заслуживают Максим Зав- рин, отлично справившийся с ролью Хлестакова в сцене из «Ревизора» Гоголя, и сыг­ равший в нескольких сценах Андрей Гончаров. Его Абрам- чик из катаевской «Квадра­ туры круга» просто сразил публику своими уморитель­ ными выходками. Впрочем, и остальные ребята были на высоте, стараясь даже в эпи­ зодах выложиться по пол­ ной. Универсальный минима­ лизм декораций столичных художников Ольги Твардовс­ кой и Владимира Макушенко — стол, стулья, офисная тум­ ба — идеально вписывался в любую сцену из разных эпох. Впереди у молодых арти­ стов серьезное испытание. 5 мая спектакль «СПушкиным на дружеской ноге» будет по­ казан театральным критикам и литературоведам, приехав­ шим на традиционные «Ли­ пецкие театральные встречи». Сергей ИВАНОВ. После праздника лерием Серафимовичем хо­ тим, чтобы на первом месте всегда было творчество, а не деньги. Творчество и друж­ ба. Умение жить в коллекти­ ве. Кстати, была у нас такая традиция: проводить вместе летние каникулы в загородном лагере. Сегодня это стало, к сожалению, невозможным. Все лагеря теперь ведомствен­ ные, путевки родители долж­ ны оплачивать по полной сто­ имости, а такое и не самым бедным не по карману. — Давайте все-таки вспомним о тех радостных минутах, которые вы пере­ жили на фестивале.» — Самой высокой оцен­ кой для нас была реакция председателя жюри, народно­ го артиста России Игоря Шаповалова. Он, без преуве­ личения, был в восторге, за­ явил, что в Липецке необхо­ димо открывать всероссийс­ кую школу народного танца. Конечно, для нас это очень лестно. Боюсь, правда, его идею м я д ли удастся вопло­ тить. Это слишком хорошо, чтобы быть правдой. Зато насчет третьего фестиваля уже никто не сомневается. Безусловно, гости были поражены и самой организа­ цией фестиваля, для чего очень много сделали липец­ кий Дом народного творче­ ства и областной Дворец культуры. А без средств, ко­ торые выделила областная администрация, ничего бы просто не состоялось. Ну а при расставании все говори­ ли друг другу: «До встречи!» Мы были очень тронуты сло­ вами: «Теперь мы знаем, куда поедем через два года. И начнем готовиться прямо с завтрашнего дня!» Мы мечта­ ем, чтобы фестиваль стал тра­ диционным, и у нашей обла­ сти появилась еще одна «ви­ зитная карточка» надежды. Беседовала Елена БРЕДИС .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz