Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)
21 апреля 2006 г., № 77 (22705) ЛИПЕЦКАЯ г а з е т а Ведущая рубрики —Галина КАЙДАШКО. ^ Э к с л и б р и с « л г » Берег левый, берег правый... Представьте: деревня, разделенная рекой на две части. По правую сторону обитают сосредоточенные, деловые, справные мужики. По левую — балаболки, чудики, праздные созерцатели, алканы. За лопаты они берутся не огород копать, а раскапывать зарытую между засохшей яблоней и уборной канистру с двадцатью литрами бражки. А потом, пока языки еще не совсем заплетаются, собеседуют о судьбе и о жизни, каковая есть тайна, покрытая мраком. В сущности, горький шукшинский сюжет. Но в давнем рассказе талантливого прозаика Вячеслава Пьецуха анекдот про пьянчужек вдруг оборачивается лукавым парадоксом. Конечно, I эпически рассуждает автор, «на левой стороне и живут дольше, и собирают без малого канадские урожаи, а между тем левая сторона дала России одного лирического поэта и одного видного изобретателя, который замучил одиннадцать министерств». Р а з ум е е т с я , Пьецух не прочь подразнить тех чи тателей и собрать ев по перу, что обо жают благоговей но-торжественную патриотическую декламацию. Но вообще-то он, по хоже, без всякой иронии верует в особое творческое плодородие почвы на левом берегу. И эта упорная идея сквозит не только в его рассказах и повестях, но и в книжке «Русская тема», составлен ной из двух десят ков эссе о нашей жизни и литерату ре и выпущенной и зд а т ел ь ств ом «Глобулус-ЭНАС». Как будто кате горически не одоб ряя азиатчину в российском про шлом, раздерганность и неустроенность настоящего, писа тель невольно и грустно подозревает: а вдруг лишь на таком перегное, именно из него и могла прорасти великая отече ственная словесность? Точь-в-точь, как у изысканного Брю сова: «Быть может, все в мире лишь средство для сладко певучих стихов...» А коли иных средств для толстовской «Войны и мира» или чеховских рассказов не отыскалось, значит, чего уж роптать. Оно того стоило... По крайней мере, с точки зрения Пьецуха. Автор «Русской темы» блестящ, остроумен, дерзок, субъективен, часто несправедлив к героям-сочинителям, еще чаще — тонок, точен, проницателен. Его несет по волнам русского отчаяния, а он, уже нахлебавшись грязной води цы, не отводит взора от пленительных прибрежных пейза жей. Пессимизм у Пьецуха уживается с верой в Россию. Из тютчевской строки «В Россию можно только верить» ему хочется убрать глагол «можно». При чем тут «можно»? Нам же ничего иного не остается. Отечество — конфессия для русских. Оно «вне логики, синтеза, анализа...» «В России и с Россией все возможно...» То ли навсегда удрученный, то ли навсегда заворожен ный вековечным зрелищем российской бедности, пьянства, российского «правления обормотов» в соседстве с восхити тельными полетами духа, Пьецух дивится этому соседству, этому взаимопроникновению и связи. На творцов, тем не менее, он смотрит трезво, без хресто матийного пиетета. Небожители-то они небожители, но как мелочно мстителен был Лермонтов, как желчно нелюдим Лесков, какие «закидоны» числятся за Куприным или Есе ниным. Однако опять-таки это еще и повод замереть перед чудом преображения, когда носители бесчисленных слабос тей и пороков, противоречивой национальной психологии создают гениальные тексты, очеловечивающие, очищаю щие столь же несовершенных читателей. Если Россия — конфессия, то ее литература уж точно — алтарь. К коему Вячеслав Пьецух пускает по собственному усмотрению и с большим разбором. Послаблений не делает ся ни для кого. Каждому свое. Достоевского или Чехова он почтительно поддерживает под локоть. Зато Тургеневу с его идеологической тенденциозностью или Горькому, чей худо жественный дар для Пьецуха не слишком очевиден,- а сле пой идеализм и политическая ангажированность не вызыва ют сомнений, в алтарь подняться не позволено. А уж Шоло хову с Леоновым и подавно. О них в книге, напомню, под заглавием «Русская тема», пара строк, небрежных и недо брожелательных. Они в представлении строгого автора вне темы и, видимо, почти вне великой литературы. С чем лич но мне, мягко выражаясь, согласиться трудно. Зато нежданно-негаданно титул гения получают Нико лай Успенский (заметьте, не Глеб) и Василий Шукшин. Гла ва о Шукшине, заключающая книгу, так и названа: «После дний гений». Пристрастность Пьецуха нелепо ставится ему в укор. Он не академический исследователь. Его книжка не годится в качестве шпаргалки для выпускных сочинений в школе. И писана не ради формального и элементарного просветитель ства. Зато у нее та же редкая группа крови, что и у прозы Пьецуха, смешной, печальной, провоцирующей, талантли вой, раздражающей... Он, кстати, уже давно пробовгш сократить разрыв между художественными произведениями и публицистикой, эссеи- стикой. Когда-то, например, издал рассказ с огромными под строчными примечаниями, комментируя, что и зачем в не хитрой деревенской сценке выдумано, а что взято из реаль ности, каким образом готовится неожиданная развязка, на какие мысли автор намерен навести читателя. Короче, сочи нял и одновременно наблюдал и объяснял, как он сочиняет. Так вот, в том рассказе среди прочих примечаний «по поводу» брошено семечко, из которого позже, по-моему, и выросла «Русская тема»: «Жизнь на Руси фантастическая, и народ наш занятный, но беспорядочный и дурной. На чем, собственно, и стоит вся наша литература». Немножко обидно? Ну а если Пьецух угадал? Если без дурного, чудного населения левого берега у нас бы в самом деле не возникло ни «Мертвых душ», ни «Братьев Карама зовых»? И еще: а может, в том, что они появились, ёсть какое-то обещание и надежда? Скажем, даже на какой-ни какой мост между двумя берегами? Кто знает... И. НЕВЕРОВ . ^Житейский сюжет Безправанасвидание Взрослые не могут уетроить свою личную жизнь, а страдают при этом дети... — Да поймите же, мне нужны мои дети. Я люблю их. Почему у меня не на бумаге, а в реальности нет на это права? И почему в заявлении в милицию ни слова о том, что бывшая моя жена, не обращая внимания на решение суда, постоянно отказывает мне в свидании с детьми? Да, я сделал так, как сделал. Меня к этому вынудили. Я всю жизнь служил Родине. И как можно не позволять мне чувствовать себя отцом? Вот сколько вопросов, волнуясь, задает мой собеседник, подполковник запаса, летчик высшей категории... Его сыну одиннадцать, дочери — де вять. Когда он расстался с женой, суд действительно постановил, что он может еженедельно в течение двух часов ви деться с ними. Но их мама, а особенно бабушка, сразу восстали против этого. Дедушка, правда, ему сочувствует, но, кажется, в семье он лишен голоса. Отец звонил бывшей супруге, пробо вал договориться о встрече с детьми, но на том конце провода бросали трубку. Так продолжалось долго. Кстати, сама эта ситуация не какое-то исключе ние из правил. Подобное случается сплошь да рядом. Самое печальное, что матери частенько даже не интересуют ся, а что думают, чего хотят дети, кото рые становятся заложниками вражды. А ведь они могут тосковать по отцу, испытывать боль из-за бесконечности раз луки с ним. Признаюсь: когда-то я сгша такое пережила. Мама после развода с отцом уехала со мной в другой город. Я не гс)рорила ей о своей боли и обиде. Толь ко недавно, уже вырастив собственных сыновей, решилась на упрек. Но доскажу историю летчика. Од нажды он все-таки настоял на своем, и ему милостиво позволили взять на два часа сына и дочь. Сначала ходили по городу, посидели в кафе. Потом он при вел их к себе домой. И почувствовал, что не в силах расстаться с ними. Отец оставил детей у себя. На юри дическом языке это называется — ук рыл. Дальше все происходило весьма странно. Ни вечером того же дня, ни на вторые, третьи, четвттые, пятые сутки мать не позвонила. Тишина. Ему слов но ловушку расставили и хотели, чтобы он получше в ней запутался. Наконец в квартиру явился участко вый. По заявлению о пропаже детей. Он обошел все помещения. В ванной увидел настиранные детские вещи, в прихожей — начищенную обувь, в по стелях — искупанных и сладко спящих мальчика и девочку. Похоже, человек вмилицейской фор ме о многом догадался. Спросил, какое воинское звание у отца. Помолчал. И вдруг сказал: —Ладно, полковник. Давай условим ся: я у тебя не был, ничего не видел, ты меня не знаешь. И ушел. Скорее всего, он понимал, что ему еще придется сюда вернуться. Но решил дать отцу возможность по дольше побыть с детьми. Уж сколько полнится — еще день, два... Получилось — четыре. Зато потом милиционер пришел с матерью и бабуш кой. Те, естественно, с шумным благо родным негодованием забрали сына и дочь. ...Еще одно невольное отступление. О другом отце. Его дочь от одного бра ка —в Канаде, от другого —в Липецке. Вторая уже сама стала мамой. Так вот, он сам признался, что к до черям его никогда не тянуло. Его впол не устраивало, что обе бывшие жены не требовали, чтобы он платил алименты. Такая вот счастливая разлука. Но, может быть, только для него одного? Может быть, в отличие от супруги пол ковника, две его женщины не были бы против какого-то внимания к их доче рям? А как росли без отца девочки? Возникали или нет у них комплексы, горечь, ощущение, что они чем-то обде лены? Не знаю. А отца это, похоже, никог да не интересовало. ...Что же до полковника, которому было так необходимо хоть раз в неделю общаться с сыном и дочерью, то тут про блема, конечно, есть. Даже не проблема — тупик. Как с нею быть? Что делать? При первом же удобном случае я задала эти вопросы специалисту «по душам» —ли пецкому психологу Юрию Солошенко. Может быть, его мнение облегчит ношу и обиду не только летчику, лишенному детей? —Безусловно, отец —достойный че ловек. И вряд ли разумно и полезно не позволять ему видеться с детьми. По- моему, такие встречи были бы, прежде всего, в их интересах. Согласен: долж но работать законодательство. Но мы не на Западе, где соответстщтощие механиз мы давно отработаны. При вступлении в брак супруги подписывают контракт, где оговорено, как они будут вести себя в критических обстоятельствах, в част ности в случае развода. И эти обязатель ства, как правило, выполняются. Но мы то в России. И вот идут суды, выносят ся решения, нередко почему-то ущем ляющие права отцов. Но это рано или поздно должно измениться. — Но пока для конкретного челове ка и его детей все обстоит так, как об стоит. Что им сейчас-то делать? — Знаете, как психолог вынужден сказать: пока дети еще маленькие, а мать занимает такую непримиримую пози цию, отец должен смириться. — Как? Ради чего? — Да, да, надо подчиниться реше нию матери. Пусть она и не права. —Но естьже все-таки решение суда... — Есть. Но с нашим типом семей ных отношений и это решение, и попыт ки отца разумно договориться редко дают результат. Затеять войну с женщи ной, занявшей круговую оборону? Но дети будут первыми и самыми беззащит ными жертвами этих боев между взрос лыми. Девочку и мальчика нужно вы вести с «поля сражения». Иначе — не рвные срывы, душевные недуги, кото рые могут преследовать уже выросших детей и в будущем. Я не раз наблюдал такое. Один муж чина полтора десятка лет стучался во все дв^и, добивался своей правды и права. И добился. Мать вынуждена была отступить и, так сказать, «уступить» сына, когда тому уже исполнилось сем надцать. Но эта долгая борьба искале чила подростка. Он психически болен. И отец угрюмо, с чувством вины при знает: лучше бы он терпел, ■молчал и ждал. Тогда бы сын, повзрослев, сам к нему пришел, но здоровым, полноцен ным человеком. —И все-такц объясните, Юрий Нико лаевич, отчего с мальчиком это стряслось? —Не дай Бог никому пытаться «раз венчивать» в глазах ребенка мать. Ка кой бы она ни была. С матерью у него особая связь. Это, говоря научным язы ком, базовый объект в душе ребенка. Главная опора. Центр. Так что я бы не советовал вашему полковнику продол жать «боевые действия». — Но если он отойдет в сторону, что подумают о нем дети? Вдруг решат, буд то они ему просто не нужны? — С ними необходимо объясниться. Это бесспорно. Хотя быпо телефону, если нет иной возможности. Сказать, что он их любит, в любую минуту готов прийти на помощь. Но раз мама пока против встреч, то нехорошо ее волновать и бес покоить. Он маму обидел, она на него сердита. Пройдет время — простит. А до того нужно терпеть и ждать. — Позвольте, а с какой стати он должен еще и брать вину за развод на себя? А если виноват не он? — Да поймите, душевное равновесие ребенка важнее многих слов. Правда, полуправда, неправда — в таких случа ях это не так существенно. Главное — облегчить состояние детей. Любой ценой. Иного не дано. — Выходит, когда я оказалась без мужа, то правильно делала, когда на воп росы пятилетних близнецов о папе отве чала: «Я вам и папа, и мама. Так быва ет». А в четырнадцатилетием возрасте уже сказала им часть правды: да, у вас' есть отец, но, кроме выплаты алиментов по суду, он нам ничем не помогает. Но обижаться на него не стоит. Каждый сво боден в своем выборе. И лишь с восем надцатилетними поделилась тем, как он поступил, буквально сбежав, без едино го слова бросив все и всех... —Да, это было правильно. Взрослым нельзя терять голову, жить обидой и на вязывать это состояние детям... ...Так закончился наш разговор с пси хологом. За дверями кабинета Юрия Николаевича в первой городской боль нице ждали два пациента — подростка... Вера КОРЧАГИНА. P.S. Когда я писала эти заметки, то, грешна, еще не знала, что областной Со вет депутатов объявил 2006 год Годом отца. Это мудро. Пора всерьез задумать ся о роли отца в семье, в судьбе ребен ка. Может быть, тогда и драматических историй вроде той, о которой я расска зала, в жизни будет меньше... ^П р и сд уш ай т есь к совету Все цвета, да не все краски.. ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА Воскресение Христово — главный христианский праэдник в году. Центральное место в пасхальной обрядности занимает окрашенное яйцо. Согласно преданию, одна из учениц Христа, святая Мария Магдалина, с проповедью веры пришла в Рим и, попав во дворец императора Тиверия, стала рассказывать ему о Воскресении Христовом. В те времена было принято, посещая императора, приносить ему что-либо в дар; святая Мария была бедна и принесла правителю Римского государства обычное куриное яйцо. Выслушав её, император не поверил святой и сказал: «Как может кто-то воскреснуть из мёртвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо вдруг стало красным». И тут же на глазах императора свершилось чудо: яйцо само по себе сменило цвет на красный, свидетельствуя истинность Христова Воскресения. С тех пор христиане стали на Пасху окрашивать яйца и дарить их друг другу со словами пасхального приветствия: «Христос воскресе!» Красное окрашенное яйцо символизи рует собой мир, обагрённый кровью Христа и через это воз рождающийся к новой жизни. В дореволюционной России яйца вытачивали из дерева и кости, делали из фарфора, стек ла, камня, драгоценных металлов. Особенно прославились пасхальные сюрпризы известного петербургского ювелира Карла Фаберже, изготовлявшиеся в подарок императорской семье. Яйца из золота и серебра богато декорировались, а внутри их в качестве сюрприза помещались миниатюрные золотые копии крейсера, яхты, медальоны с портретами чле нов царской семьи, фигурки птиц, музыкальные шкатулки. Раньше считалось, что пасхгшьным яйцом можно поту шить пожар, если бросить его в огонь. Им гладили скотину, чтобы она не болела. В пору посевной в кадку с зёрнами пшеницы зарывали пасхальное яйцо и берегли зерно до сева. Пасхальными яйцами. приходили благословлять жениха и невесту, умывались водой, в которую опускали пасхальное яйцо, чтобы быть здоровыми и красивыми. Но это всё — использование пасхальных яиц для непищевых целей. В настоящее время пасхальные яйца используются пра вославными христианами как часть обрядовой еды (вместе с куличами и пасхами из творога). Яйца едят за пасхальным столом, дают родным, соседям, пришедшим поздравить, бе рут с собой, когда идут в гости. На Руси существовало и существует' сейчас много спосо бов окрЕппивания яиц. Однако не все из известных способов окраски яиц можно считать приемлемыми. К допустимым способам можно отнести следующие. 1. Окрашивание луковой шелухой. Для этого отварива ют в течение 30 минут луковую шелуху в достаточном коли честве воды, процеживают, кладут в отвар предварительно обезжиренные питьевой содой и сваренные вкрутую яйца и держат их на маленьком огне до получения нужного цвета. Чтобы яйца не лопнули при варке, их надо около часа подер жать в тепле или при комнатной температуре; при варке в воду можно добавить столовую ложку соли. 2. Окрашивание яиц «в крапинку». Мокрые яйца обва ливают в сухом рисе , згшорачивают в марлю (концы марли следует плотно зашить, чтобы рис прилип к яйцу), после чего варят в луковой шелухе обычным способом. 3. Окрашивание пищевыми красителями. Производит ся аналогично окраске в луковой шелухе. При этом следует убедиться, что краситель действительно является пищевым. Согласно действующим в Российской Федерации санитарно- эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.3.2.1293-03 «Гигиенические требования по применению пищевых добавок» для окраски пасхальных яиц разреша ются красители пищевые со следующими обозначениями на этикетках: Е122, Е163, Е110, Е104, Е142, Е132, Е120, Е160, Е181, Е124, Е133, Е131, Е102. Окрашенные вышеуказанными способами яйца вытира ют насухо, а затем для блеска протирают пропитанной рас тительным маслом тряпочкой. Недопустимые способы окраски яиц: — окрашивание неизвестными красителями, купленны ми, как правило, на рынках «с рук» (зачастую это непище вые, опасные для здоровья красители); — окрашивание с помощью линяющих ниток и цветных линяющих лоскутов тканей (т.к. нитки и ткани окрашива ются непищевыми красителями); — окрашивание непищевыми красителями и красками. Готовясь к Дню Светлого Христова Воскресения и при ступая к окраске пасхальных яиц, помните, что яйца — это пищевые продукты, а использование непищевых и неизвест ных красителей может привести к отравлению и другим непредсказуемым последствиям для вашего организма. Татьяна Ш АМ АРДИНА , главный специалист отдела санитарного надзора ТУ Роспотребнадзора по Липецкой области У;гыбка б е зп о в о д а ? «Офис по человеческому измерению...» в недалеком прошлом введение визового режима в Грузии казалось какой-то нелепой ошибкой, которую вот-вот исправят. Увы, теперь даже выехать в гости из некогда братской республики проблематично (хотя в представлении простых людей она таковой и осталась). Думается, народ переживет — справится и с этой напастью. Вспоминая, как героичес ки преодолевгши тбилисцы всю мерзость быта в годы об ретения независимости, пони маешь, что без доли иронии и грустного юмора можно было «съехать с катушек». Достаточно было сделать экскурсию по так называе мым «базробам» —продукто вым и вещевым толкучкам Тбилиси, чтобы получить пор цию адреналина. Вот на пути квартирная биржа-толкучка. Все близлежащие к ней стол бы и деревья залеплены «про дажными» объявлениями. С великим и могучим русским языком обращаются доволь но фривольно. «Раён, паркэт, гораж, пянино, квартыра» уже примелькались, вызывая легкую усмешку. Но взгляд все же упирается в бирку — надпись «оявление», висящей на груди продающего. По виду русак, рекламирует свою квартиру «ческово» (чешско го) проекта, но фору в орфо графии даст любому кавказ цу. Натолкнешься и на пред ложение о продаже мебели, куда входит «стенка, кухня, ружье». Нестандартный, од нако, комплект. Замозолило глаза расклеенное в разных районах столицы объявление, настойчиво предлагающее «серванд из чистой орехы». Обогатить лексикон мож но и на сантехнической баз- робе. Там, где разные «эма- льерованиые» чудеса, почер пнешь для себя, что изолято ры бывает «файфуровые». Именно их пытался всучить хитрыи продавец одной из покупательниц (не сразу дош ло, что альтернативы «фарфо ровым» не предусматрива лось). И пусть вас не пугают перебои со светом и газом, ведь согласно вывеске «Ре монт всех видов керосинков» вам обеспечен. Стоит пройтись для разви тия воображения и по рядам одного из многочисленных «блошиных» рынков —такой смеси барахла и антикварно го магазина. Встретишь и древний немецкий «боян- акордион» и машинку «Зен- гер». А вот и фонарик с руко писной инструкцией, где по ясняется, что он нужен «для освещения дорожки в саду, чтобы не спотыкнуться». На земле в рулонах «оббои», в длинном списке ассортимента есть «капительник» и «акв- рюм для рыбок». Для прого лодавшихся к услугам «Быс тро» (в смысле кафе-бистро), где есть кофе, который «мо лим бесплатно». «Пельмени жариные» — очевидно фир менное чудо-блюдо заведения. Да-а-а, таким изыскам по со временному русскому нас в альма-матер не потчевали. Отовариваться по полной можно на любом базаре. Тут тебе и «чорный чорный пе рец» и «м(. 1 ло обтови» (здесь еще можно догадаться). А вот с отгадкой ярлыка «пива штатски» можно и прогадать. С ходу подумаешь, что пивко заокеанское продается, да нет, это... о сигаретах. Как пояснил заплетающимся язы ком красномордый продаю щий. А сейчас лучше посто рониться. Словно рассекаю щий толпу ледокол двигает ся маленький продавец-коро бейник. Не иначе как удачным PR- овским ходом назовешь и кра сочные афиши в честь Крис тины Орбакайте «Горькая пахмелия». Ведь запомни лись же, даже больше чем певице, хотя прошло несколь ко лет. Неисповедимы тайни ки души. Все ее укромные уголки, равно как и парамет ры, очевидно, исследуют в центре грузинской столицы. А называется он просто. «Офис по человеческому из мерению». Между прочим, под эгидой ОБСЕ, это вам не хухры-мухры. Если у вас от такого нерусского русского волосы встанут дубом — не отчаивайтесь. К вашим услу гам «Парикмах-ерская» с та кой симпатичной вывеской на переносе слова. Ну а если все вышенаписанное у читателя не вызвало даже легкой улыб ки, то пусть, как сказала по местному TV беженка, «его глотает совесть». В Липецке тоже увидел немало «мудрых» объявле ний. «Куплю косу, женскую. Волосы длиной не ниже по яса». Какую косу и какого роста человек, чтоб не ниже, можно гадать и гадать. Дру гой вариант: «Массажер (не массажист) работает с клиен тами по договоренности. Уби раю целлюлит и прочее...». Далее — телефоны. И подобных примеров не мало, хотя русский язык в Липецке знают неплохо. К примеру, «сосиска из теста». Ничего, народ покупал, весе ло комментировал: «Так это ж хорошо, честно написали». Хотя, опять же, сосиска была запечена в тесте. Удивили, остановили сло ва, написанные очень крупно, краской, на стене одной из котельной и на заборе, огоро дившем стройку. Они одного содержания: «С добрым ут ром, любимая!» Знаки препи нания на месте, ошибок нет. И для сердца любимой навер няка это «мальчишество» многое значит, и для автора. Равно как и для других, по лагаю. Зададите вопрос «Поче му?» Даже с наступлением весны и наведением порядка везде и всюду никто к этим словам ничего не подписал, не закрасил краской. Святое в них что-то. Чистое. Без пре тензий на заработок или рек ламу. Вот так и живем, глядя на мир, удивляясь ему. Владимир КУЛИК. Тбилиси — Липецк.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz