Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

21 апреля 2006 г., № 77 (22705) ЛИПЕЦКАЯ г а з е т а Ведущая рубрики —Галина КАЙДАШКО. ^ Э к с л и б р и с « л г » Берег левый, берег правый... Представьте: деревня, разделенная рекой на две части. По правую сторону обитают сосредоточенные, деловые, справные мужики. По левую — балаболки, чудики, праздные созерцатели, алканы. За лопаты они берутся не огород копать, а раскапывать зарытую между засохшей яблоней и уборной канистру с двадцатью литрами бражки. А потом, пока языки еще не совсем заплетаются, собеседуют о судьбе и о жизни, каковая есть тайна, покрытая мраком. В сущности, горький шукшинский сюжет. Но в давнем рассказе талантливого прозаика Вячеслава Пьецуха анекдот про пьянчужек вдруг оборачивается лукавым парадоксом. Конечно, I эпически рассуждает автор, «на левой стороне и живут дольше, и собирают без малого канадские урожаи, а между тем левая сторона дала России одного лирического поэта и одного видного изобретателя, который замучил одиннадцать министерств». Р а з ум е е т с я , Пьецух не прочь подразнить тех чи­ тателей и собрать­ ев по перу, что обо­ жают благоговей­ но-торжественную патриотическую декламацию. Но вообще-то он, по­ хоже, без всякой иронии верует в особое творческое плодородие почвы на левом берегу. И эта упорная идея сквозит не только в его рассказах и повестях, но и в книжке «Русская тема», составлен­ ной из двух десят­ ков эссе о нашей жизни и литерату­ ре и выпущенной и зд а т ел ь ств ом «Глобулус-ЭНАС». Как будто кате­ горически не одоб­ ряя азиатчину в российском про­ шлом, раздерганность и неустроенность настоящего, писа­ тель невольно и грустно подозревает: а вдруг лишь на таком перегное, именно из него и могла прорасти великая отече­ ственная словесность? Точь-в-точь, как у изысканного Брю­ сова: «Быть может, все в мире лишь средство для сладко­ певучих стихов...» А коли иных средств для толстовской «Войны и мира» или чеховских рассказов не отыскалось, значит, чего уж роптать. Оно того стоило... По крайней мере, с точки зрения Пьецуха. Автор «Русской темы» блестящ, остроумен, дерзок, субъективен, часто несправедлив к героям-сочинителям, еще чаще — тонок, точен, проницателен. Его несет по волнам русского отчаяния, а он, уже нахлебавшись грязной води­ цы, не отводит взора от пленительных прибрежных пейза­ жей. Пессимизм у Пьецуха уживается с верой в Россию. Из тютчевской строки «В Россию можно только верить» ему хочется убрать глагол «можно». При чем тут «можно»? Нам же ничего иного не остается. Отечество — конфессия для русских. Оно «вне логики, синтеза, анализа...» «В России и с Россией все возможно...» То ли навсегда удрученный, то ли навсегда заворожен­ ный вековечным зрелищем российской бедности, пьянства, российского «правления обормотов» в соседстве с восхити­ тельными полетами духа, Пьецух дивится этому соседству, этому взаимопроникновению и связи. На творцов, тем не менее, он смотрит трезво, без хресто­ матийного пиетета. Небожители-то они небожители, но как мелочно мстителен был Лермонтов, как желчно нелюдим Лесков, какие «закидоны» числятся за Куприным или Есе­ ниным. Однако опять-таки это еще и повод замереть перед чудом преображения, когда носители бесчисленных слабос­ тей и пороков, противоречивой национальной психологии создают гениальные тексты, очеловечивающие, очищаю­ щие столь же несовершенных читателей. Если Россия — конфессия, то ее литература уж точно — алтарь. К коему Вячеслав Пьецух пускает по собственному усмотрению и с большим разбором. Послаблений не делает­ ся ни для кого. Каждому свое. Достоевского или Чехова он почтительно поддерживает под локоть. Зато Тургеневу с его идеологической тенденциозностью или Горькому, чей худо­ жественный дар для Пьецуха не слишком очевиден,- а сле­ пой идеализм и политическая ангажированность не вызыва­ ют сомнений, в алтарь подняться не позволено. А уж Шоло­ хову с Леоновым и подавно. О них в книге, напомню, под заглавием «Русская тема», пара строк, небрежных и недо­ брожелательных. Они в представлении строгого автора вне темы и, видимо, почти вне великой литературы. С чем лич­ но мне, мягко выражаясь, согласиться трудно. Зато нежданно-негаданно титул гения получают Нико­ лай Успенский (заметьте, не Глеб) и Василий Шукшин. Гла­ ва о Шукшине, заключающая книгу, так и названа: «После­ дний гений». Пристрастность Пьецуха нелепо ставится ему в укор. Он не академический исследователь. Его книжка не годится в качестве шпаргалки для выпускных сочинений в школе. И писана не ради формального и элементарного просветитель­ ства. Зато у нее та же редкая группа крови, что и у прозы Пьецуха, смешной, печальной, провоцирующей, талантли­ вой, раздражающей... Он, кстати, уже давно пробовгш сократить разрыв между художественными произведениями и публицистикой, эссеи- стикой. Когда-то, например, издал рассказ с огромными под­ строчными примечаниями, комментируя, что и зачем в не­ хитрой деревенской сценке выдумано, а что взято из реаль­ ности, каким образом готовится неожиданная развязка, на какие мысли автор намерен навести читателя. Короче, сочи­ нял и одновременно наблюдал и объяснял, как он сочиняет. Так вот, в том рассказе среди прочих примечаний «по поводу» брошено семечко, из которого позже, по-моему, и выросла «Русская тема»: «Жизнь на Руси фантастическая, и народ наш занятный, но беспорядочный и дурной. На чем, собственно, и стоит вся наша литература». Немножко обидно? Ну а если Пьецух угадал? Если без дурного, чудного населения левого берега у нас бы в самом деле не возникло ни «Мертвых душ», ни «Братьев Карама­ зовых»? И еще: а может, в том, что они появились, ёсть какое-то обещание и надежда? Скажем, даже на какой-ни­ какой мост между двумя берегами? Кто знает... И. НЕВЕРОВ . ^Житейский сюжет Безправанасвидание Взрослые не могут уетроить свою личную жизнь, а страдают при этом дети... — Да поймите же, мне нужны мои дети. Я люблю их. Почему у меня не на бумаге, а в реальности нет на это права? И почему в заявлении в милицию ни слова о том, что бывшая моя жена, не обращая внимания на решение суда, постоянно отказывает мне в свидании с детьми? Да, я сделал так, как сделал. Меня к этому вынудили. Я всю жизнь служил Родине. И как можно не позволять мне чувствовать себя отцом? Вот сколько вопросов, волнуясь, задает мой собеседник, подполковник запаса, летчик высшей категории... Его сыну одиннадцать, дочери — де­ вять. Когда он расстался с женой, суд действительно постановил, что он может еженедельно в течение двух часов ви­ деться с ними. Но их мама, а особенно бабушка, сразу восстали против этого. Дедушка, правда, ему сочувствует, но, кажется, в семье он лишен голоса. Отец звонил бывшей супруге, пробо­ вал договориться о встрече с детьми, но на том конце провода бросали трубку. Так продолжалось долго. Кстати, сама эта ситуация не какое-то исключе­ ние из правил. Подобное случается сплошь да рядом. Самое печальное, что матери частенько даже не интересуют­ ся, а что думают, чего хотят дети, кото­ рые становятся заложниками вражды. А ведь они могут тосковать по отцу, испытывать боль из-за бесконечности раз­ луки с ним. Признаюсь: когда-то я сгша такое пережила. Мама после развода с отцом уехала со мной в другой город. Я не гс)рорила ей о своей боли и обиде. Толь­ ко недавно, уже вырастив собственных сыновей, решилась на упрек. Но доскажу историю летчика. Од­ нажды он все-таки настоял на своем, и ему милостиво позволили взять на два часа сына и дочь. Сначала ходили по городу, посидели в кафе. Потом он при­ вел их к себе домой. И почувствовал, что не в силах расстаться с ними. Отец оставил детей у себя. На юри­ дическом языке это называется — ук­ рыл. Дальше все происходило весьма странно. Ни вечером того же дня, ни на вторые, третьи, четвттые, пятые сутки мать не позвонила. Тишина. Ему слов­ но ловушку расставили и хотели, чтобы он получше в ней запутался. Наконец в квартиру явился участко­ вый. По заявлению о пропаже детей. Он обошел все помещения. В ванной увидел настиранные детские вещи, в прихожей — начищенную обувь, в по­ стелях — искупанных и сладко спящих мальчика и девочку. Похоже, человек вмилицейской фор­ ме о многом догадался. Спросил, какое воинское звание у отца. Помолчал. И вдруг сказал: —Ладно, полковник. Давай условим­ ся: я у тебя не был, ничего не видел, ты меня не знаешь. И ушел. Скорее всего, он понимал, что ему еще придется сюда вернуться. Но решил дать отцу возможность по­ дольше побыть с детьми. Уж сколько полнится — еще день, два... Получилось — четыре. Зато потом милиционер пришел с матерью и бабуш­ кой. Те, естественно, с шумным благо­ родным негодованием забрали сына и дочь. ...Еще одно невольное отступление. О другом отце. Его дочь от одного бра­ ка —в Канаде, от другого —в Липецке. Вторая уже сама стала мамой. Так вот, он сам признался, что к до­ черям его никогда не тянуло. Его впол­ не устраивало, что обе бывшие жены не требовали, чтобы он платил алименты. Такая вот счастливая разлука. Но, может быть, только для него одного? Может быть, в отличие от супруги пол­ ковника, две его женщины не были бы против какого-то внимания к их доче­ рям? А как росли без отца девочки? Возникали или нет у них комплексы, горечь, ощущение, что они чем-то обде­ лены? Не знаю. А отца это, похоже, никог­ да не интересовало. ...Что же до полковника, которому было так необходимо хоть раз в неделю общаться с сыном и дочерью, то тут про­ блема, конечно, есть. Даже не проблема — тупик. Как с нею быть? Что делать? При первом же удобном случае я задала эти вопросы специалисту «по душам» —ли­ пецкому психологу Юрию Солошенко. Может быть, его мнение облегчит ношу и обиду не только летчику, лишенному детей? —Безусловно, отец —достойный че­ ловек. И вряд ли разумно и полезно не позволять ему видеться с детьми. По- моему, такие встречи были бы, прежде всего, в их интересах. Согласен: долж­ но работать законодательство. Но мы не на Западе, где соответстщтощие механиз­ мы давно отработаны. При вступлении в брак супруги подписывают контракт, где оговорено, как они будут вести себя в критических обстоятельствах, в част­ ности в случае развода. И эти обязатель­ ства, как правило, выполняются. Но мы­ то в России. И вот идут суды, выносят­ ся решения, нередко почему-то ущем­ ляющие права отцов. Но это рано или поздно должно измениться. — Но пока для конкретного челове­ ка и его детей все обстоит так, как об­ стоит. Что им сейчас-то делать? — Знаете, как психолог вынужден сказать: пока дети еще маленькие, а мать занимает такую непримиримую пози­ цию, отец должен смириться. — Как? Ради чего? — Да, да, надо подчиниться реше­ нию матери. Пусть она и не права. —Но естьже все-таки решение суда... — Есть. Но с нашим типом семей­ ных отношений и это решение, и попыт­ ки отца разумно договориться редко дают результат. Затеять войну с женщи­ ной, занявшей круговую оборону? Но дети будут первыми и самыми беззащит­ ными жертвами этих боев между взрос­ лыми. Девочку и мальчика нужно вы­ вести с «поля сражения». Иначе — не­ рвные срывы, душевные недуги, кото­ рые могут преследовать уже выросших детей и в будущем. Я не раз наблюдал такое. Один муж­ чина полтора десятка лет стучался во все дв^и, добивался своей правды и права. И добился. Мать вынуждена была отступить и, так сказать, «уступить» сына, когда тому уже исполнилось сем­ надцать. Но эта долгая борьба искале­ чила подростка. Он психически болен. И отец угрюмо, с чувством вины при­ знает: лучше бы он терпел, ■молчал и ждал. Тогда бы сын, повзрослев, сам к нему пришел, но здоровым, полноцен­ ным человеком. —И все-такц объясните, Юрий Нико­ лаевич, отчего с мальчиком это стряслось? —Не дай Бог никому пытаться «раз­ венчивать» в глазах ребенка мать. Ка­ кой бы она ни была. С матерью у него особая связь. Это, говоря научным язы­ ком, базовый объект в душе ребенка. Главная опора. Центр. Так что я бы не советовал вашему полковнику продол­ жать «боевые действия». — Но если он отойдет в сторону, что подумают о нем дети? Вдруг решат, буд­ то они ему просто не нужны? — С ними необходимо объясниться. Это бесспорно. Хотя быпо телефону, если нет иной возможности. Сказать, что он их любит, в любую минуту готов прийти на помощь. Но раз мама пока против встреч, то нехорошо ее волновать и бес­ покоить. Он маму обидел, она на него сердита. Пройдет время — простит. А до того нужно терпеть и ждать. — Позвольте, а с какой стати он должен еще и брать вину за развод на себя? А если виноват не он? — Да поймите, душевное равновесие ребенка важнее многих слов. Правда, полуправда, неправда — в таких случа­ ях это не так существенно. Главное — облегчить состояние детей. Любой ценой. Иного не дано. — Выходит, когда я оказалась без мужа, то правильно делала, когда на воп­ росы пятилетних близнецов о папе отве­ чала: «Я вам и папа, и мама. Так быва­ ет». А в четырнадцатилетием возрасте уже сказала им часть правды: да, у вас' есть отец, но, кроме выплаты алиментов по суду, он нам ничем не помогает. Но обижаться на него не стоит. Каждый сво­ боден в своем выборе. И лишь с восем­ надцатилетними поделилась тем, как он поступил, буквально сбежав, без едино­ го слова бросив все и всех... —Да, это было правильно. Взрослым нельзя терять голову, жить обидой и на­ вязывать это состояние детям... ...Так закончился наш разговор с пси­ хологом. За дверями кабинета Юрия Николаевича в первой городской боль­ нице ждали два пациента — подростка... Вера КОРЧАГИНА. P.S. Когда я писала эти заметки, то, грешна, еще не знала, что областной Со­ вет депутатов объявил 2006 год Годом отца. Это мудро. Пора всерьез задумать­ ся о роли отца в семье, в судьбе ребен­ ка. Может быть, тогда и драматических историй вроде той, о которой я расска­ зала, в жизни будет меньше... ^П р и сд уш ай т есь к совету Все цвета, да не все краски.. ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА Воскресение Христово — главный христианский праэдник в году. Центральное место в пасхальной обрядности занимает окрашенное яйцо. Согласно преданию, одна из учениц Христа, святая Мария Магдалина, с проповедью веры пришла в Рим и, попав во дворец императора Тиверия, стала рассказывать ему о Воскресении Христовом. В те времена было принято, посещая императора, приносить ему что-либо в дар; святая Мария была бедна и принесла правителю Римского государства обычное куриное яйцо. Выслушав её, император не поверил святой и сказал: «Как может кто-то воскреснуть из мёртвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо вдруг стало красным». И тут же на глазах императора свершилось чудо: яйцо само по себе сменило цвет на красный, свидетельствуя истинность Христова Воскресения. С тех пор христиане стали на Пасху окрашивать яйца и дарить их друг другу со словами пасхального приветствия: «Христос воскресе!» Красное окрашенное яйцо символизи­ рует собой мир, обагрённый кровью Христа и через это воз­ рождающийся к новой жизни. В дореволюционной России яйца вытачивали из дерева и кости, делали из фарфора, стек­ ла, камня, драгоценных металлов. Особенно прославились пасхальные сюрпризы известного петербургского ювелира Карла Фаберже, изготовлявшиеся в подарок императорской семье. Яйца из золота и серебра богато декорировались, а внутри их в качестве сюрприза помещались миниатюрные золотые копии крейсера, яхты, медальоны с портретами чле­ нов царской семьи, фигурки птиц, музыкальные шкатулки. Раньше считалось, что пасхгшьным яйцом можно поту­ шить пожар, если бросить его в огонь. Им гладили скотину, чтобы она не болела. В пору посевной в кадку с зёрнами пшеницы зарывали пасхальное яйцо и берегли зерно до сева. Пасхальными яйцами. приходили благословлять жениха и невесту, умывались водой, в которую опускали пасхальное яйцо, чтобы быть здоровыми и красивыми. Но это всё — использование пасхальных яиц для непищевых целей. В настоящее время пасхальные яйца используются пра­ вославными христианами как часть обрядовой еды (вместе с куличами и пасхами из творога). Яйца едят за пасхальным столом, дают родным, соседям, пришедшим поздравить, бе­ рут с собой, когда идут в гости. На Руси существовало и существует' сейчас много спосо­ бов окрЕппивания яиц. Однако не все из известных способов окраски яиц можно считать приемлемыми. К допустимым способам можно отнести следующие. 1. Окрашивание луковой шелухой. Для этого отварива­ ют в течение 30 минут луковую шелуху в достаточном коли­ честве воды, процеживают, кладут в отвар предварительно обезжиренные питьевой содой и сваренные вкрутую яйца и держат их на маленьком огне до получения нужного цвета. Чтобы яйца не лопнули при варке, их надо около часа подер­ жать в тепле или при комнатной температуре; при варке в воду можно добавить столовую ложку соли. 2. Окрашивание яиц «в крапинку». Мокрые яйца обва­ ливают в сухом рисе , згшорачивают в марлю (концы марли следует плотно зашить, чтобы рис прилип к яйцу), после чего варят в луковой шелухе обычным способом. 3. Окрашивание пищевыми красителями. Производит­ ся аналогично окраске в луковой шелухе. При этом следует убедиться, что краситель действительно является пищевым. Согласно действующим в Российской Федерации санитарно- эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.3.2.1293-03 «Гигиенические требования по применению пищевых добавок» для окраски пасхальных яиц разреша­ ются красители пищевые со следующими обозначениями на этикетках: Е122, Е163, Е110, Е104, Е142, Е132, Е120, Е160, Е181, Е124, Е133, Е131, Е102. Окрашенные вышеуказанными способами яйца вытира­ ют насухо, а затем для блеска протирают пропитанной рас­ тительным маслом тряпочкой. Недопустимые способы окраски яиц: — окрашивание неизвестными красителями, купленны­ ми, как правило, на рынках «с рук» (зачастую это непище­ вые, опасные для здоровья красители); — окрашивание с помощью линяющих ниток и цветных линяющих лоскутов тканей (т.к. нитки и ткани окрашива­ ются непищевыми красителями); — окрашивание непищевыми красителями и красками. Готовясь к Дню Светлого Христова Воскресения и при­ ступая к окраске пасхальных яиц, помните, что яйца — это пищевые продукты, а использование непищевых и неизвест­ ных красителей может привести к отравлению и другим непредсказуемым последствиям для вашего организма. Татьяна Ш АМ АРДИНА , главный специалист отдела санитарного надзора ТУ Роспотребнадзора по Липецкой области У;гыбка б е зп о в о д а ? «Офис по человеческому измерению...» в недалеком прошлом введение визового режима в Грузии казалось какой-то нелепой ошибкой, которую вот-вот исправят. Увы, теперь даже выехать в гости из некогда братской республики проблематично (хотя в представлении простых людей она таковой и осталась). Думается, народ переживет — справится и с этой напастью. Вспоминая, как героичес­ ки преодолевгши тбилисцы всю мерзость быта в годы об­ ретения независимости, пони­ маешь, что без доли иронии и грустного юмора можно было «съехать с катушек». Достаточно было сделать экскурсию по так называе­ мым «базробам» —продукто­ вым и вещевым толкучкам Тбилиси, чтобы получить пор­ цию адреналина. Вот на пути квартирная биржа-толкучка. Все близлежащие к ней стол­ бы и деревья залеплены «про­ дажными» объявлениями. С великим и могучим русским языком обращаются доволь­ но фривольно. «Раён, паркэт, гораж, пянино, квартыра» уже примелькались, вызывая легкую усмешку. Но взгляд все же упирается в бирку — надпись «оявление», висящей на груди продающего. По виду русак, рекламирует свою квартиру «ческово» (чешско­ го) проекта, но фору в орфо­ графии даст любому кавказ­ цу. Натолкнешься и на пред­ ложение о продаже мебели, куда входит «стенка, кухня, ружье». Нестандартный, од­ нако, комплект. Замозолило глаза расклеенное в разных районах столицы объявление, настойчиво предлагающее «серванд из чистой орехы». Обогатить лексикон мож­ но и на сантехнической баз- робе. Там, где разные «эма- льерованиые» чудеса, почер­ пнешь для себя, что изолято­ ры бывает «файфуровые». Именно их пытался всучить хитрыи продавец одной из покупательниц (не сразу дош­ ло, что альтернативы «фарфо­ ровым» не предусматрива­ лось). И пусть вас не пугают перебои со светом и газом, ведь согласно вывеске «Ре­ монт всех видов керосинков» вам обеспечен. Стоит пройтись для разви­ тия воображения и по рядам одного из многочисленных «блошиных» рынков —такой смеси барахла и антикварно­ го магазина. Встретишь и древний немецкий «боян- акордион» и машинку «Зен- гер». А вот и фонарик с руко­ писной инструкцией, где по­ ясняется, что он нужен «для освещения дорожки в саду, чтобы не спотыкнуться». На земле в рулонах «оббои», в длинном списке ассортимента есть «капительник» и «акв- рюм для рыбок». Для прого­ лодавшихся к услугам «Быс­ тро» (в смысле кафе-бистро), где есть кофе, который «мо­ лим бесплатно». «Пельмени жариные» — очевидно фир­ менное чудо-блюдо заведения. Да-а-а, таким изыскам по со­ временному русскому нас в альма-матер не потчевали. Отовариваться по полной можно на любом базаре. Тут тебе и «чорный чорный пе­ рец» и «м(. 1 ло обтови» (здесь еще можно догадаться). А вот с отгадкой ярлыка «пива штатски» можно и прогадать. С ходу подумаешь, что пивко заокеанское продается, да нет, это... о сигаретах. Как пояснил заплетающимся язы­ ком красномордый продаю­ щий. А сейчас лучше посто­ рониться. Словно рассекаю­ щий толпу ледокол двигает­ ся маленький продавец-коро­ бейник. Не иначе как удачным PR- овским ходом назовешь и кра­ сочные афиши в честь Крис­ тины Орбакайте «Горькая пахмелия». Ведь запомни­ лись же, даже больше чем певице, хотя прошло несколь­ ко лет. Неисповедимы тайни­ ки души. Все ее укромные уголки, равно как и парамет­ ры, очевидно, исследуют в центре грузинской столицы. А называется он просто. «Офис по человеческому из­ мерению». Между прочим, под эгидой ОБСЕ, это вам не хухры-мухры. Если у вас от такого нерусского русского волосы встанут дубом — не отчаивайтесь. К вашим услу­ гам «Парикмах-ерская» с та­ кой симпатичной вывеской на переносе слова. Ну а если все вышенаписанное у читателя не вызвало даже легкой улыб­ ки, то пусть, как сказала по местному TV беженка, «его глотает совесть». В Липецке тоже увидел немало «мудрых» объявле­ ний. «Куплю косу, женскую. Волосы длиной не ниже по­ яса». Какую косу и какого роста человек, чтоб не ниже, можно гадать и гадать. Дру­ гой вариант: «Массажер (не массажист) работает с клиен­ тами по договоренности. Уби­ раю целлюлит и прочее...». Далее — телефоны. И подобных примеров не­ мало, хотя русский язык в Липецке знают неплохо. К примеру, «сосиска из теста». Ничего, народ покупал, весе­ ло комментировал: «Так это ж хорошо, честно написали». Хотя, опять же, сосиска была запечена в тесте. Удивили, остановили сло­ ва, написанные очень крупно, краской, на стене одной из котельной и на заборе, огоро­ дившем стройку. Они одного содержания: «С добрым ут­ ром, любимая!» Знаки препи­ нания на месте, ошибок нет. И для сердца любимой навер­ няка это «мальчишество» многое значит, и для автора. Равно как и для других, по­ лагаю. Зададите вопрос «Поче­ му?» Даже с наступлением весны и наведением порядка везде и всюду никто к этим словам ничего не подписал, не закрасил краской. Святое в них что-то. Чистое. Без пре­ тензий на заработок или рек­ ламу. Вот так и живем, глядя на мир, удивляясь ему. Владимир КУЛИК. Тбилиси — Липецк.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz