Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

4 18 АПРЕЛЯ 2006 ГОДА ДОБРЫЕ ЛИЦА ВКАРТИНАХ ОТЦА ИСЫНА - МОСКВА. КОТОРУЮМЫНЕ ВИДЕЛИСДЕТСТВА Евгений и Антон Куманьковы. Фото из семейного архива. Мастерская Куманьковых - под самой крышей. Выше только птицы и облака. Из окна видна Москва-река, а на том берегу - Нескучный сад. Втени его склонов кое-где белеет последний снег, но на припеках, тусклых и жухлых от прошлогоднего лиаа, земля уже набухла молодой зеленью. Вот- вот юная трава распрямится, хра­ бро проклюнутся на крутых хол­ мах огоньки мать-и-мачехи - будто цыплята разбегутся. Евгений Иванович вглядыва­ ется в тот берег сквозь заросли цветов на подоконнике. «Ты цве­ ты не забыл полить?» - тихо спрашивает сына. Антон момен­ тально приносит кувшин с во­ дой. Они понимают друг друга с одного взгляда, с полуслова, с еле приметного движения губ. В том, что они - и отец, и сын - ху­ дожники, наверное, нет ничего особенного. Талантливый сын талантливого отца - это вовсе не исключение. Но чаао именно аихия таланта разводит сына с отцом. И в искусаве, и в кино, и в литературе работы сыновей порой начиао отрицают ценно- а и отцов. И этот бунт кажется нам неизбежным. У Куманьковых - иначе. При всей разноаи поколений, техни­ ки и жанров в работах отца и сы­ на - глубокое созвучие. Кажется, что задумчивые и доверчивые герои портретов Антона могут жить только в таких ааромос- ковских домиках и маленьких усадьбах, какие всю жизнь ри­ сует Евгений Иванович. В уютных переулках на планете Куманько­ вых всегда ранняя весна, глаза прохожих чиаы и полны любви, а окна после дождя светятся нежной груаью. И, конечно, без женского бе­ режного пригляда этой планете невозможно было бы уаоять. Имени Марианны Владимиров­ ны нет на афишах выаавок мужа и сына, но внимательный зри­ тель угадает ее тихое присута- вие во многих и многих карти­ нах. Своему альбому «Воспоми­ нания» Евгений Иванович пред­ послал такие ароки: «Любимой, единавенной, без которой ни­ чего бы в моей жизни не состоя­ лось. Моей жене - Марианне Ка­ чаловой». Рассказывает Евгений Ивано­ вич КУМАНЬКОВ: - Явные художеавенныеспо- соб ноаи у Антона открылись где-то в четвертом классе. Каж­ дое утро мы мотались в мастер­ скую, она была на другом краю Москвы. Ходили пешком через парк Победы.... Д о сих пор не мо­ гу понять, как могла подняться на него рука! Парк уничтожили, заковали землю в бетон и гра­ нит... А я еще помню, как после войны москвичи целыми рай ­ онами приходили сюда на суб­ ботники и мягкие покатые холмы засаживали рощицами: березо­ выми, липовыми, кленовыми, ивовыми, буковыми... Скоро на бывших пустырях и неудобьях вырос молодой лес - нааоящее чудо посреди смрадного города. Как хорошо там было весенней порой: лазурь, свежие аволы берез и аа и ки серых и красно­ грудых снегирей. Мы непремен­ но останавливались возле них и здоровались. Со аороны это бы­ ло забавно: стоят взрослый д у ­ ралей и маленький мальчик и низко кланяются: «Здрававуйте, наши снегирюшки...» ФФ* Вернувшись домой, я до глу­ бокой ночи не мог расааться с альбомом Евгения Ивановича, узнавая Москву своих детских снов - ту, которую увидел почти сорок лет назад вмеае с дедуш­ кой. Когда в печально памятном 1993-м меня перевели в Москву по работе, я уже не нашел ника­ ких следов того дружелюбного города с большими зелеными дворами... Долго любовался я и на книжку, проиллюарирован- ную Антоном и только что вы­ шедшую в Москве. В нее вошли «Рассказы о всякой живноаи» Василия Белова и аихи Николая Рубцова. (Антон с отличием окончил графический факультет Суриковского инаитуга, аажи- ровался в мааерской Ореста Ве­ рейского и стал замечательным книжным графиком.) На рисун­ ках Антона с чудесными подроб­ ностями предстает русская де­ ревня: вислоухие собаки, ло­ шадки-трудяги, дурашливый козлик, зайцы на опушке леса... А мне вдруг вспомнились ...муравьи-теплоносы. Это те му­ раши, которые в апреле первы­ ми в муравейниках просыпают­ ся. Биологи говорят, что они за­ бираются на верхушку муравей­ ника, греются на весеннем солн­ це, вбирая в себя тепло, а потом спускаются вниз и отдают тепло собратьям, которые никак не мо­ гут очнуться от зимней спячки. Потом вновь выползают на солн­ це и снова возвращаются к за­ мерзшим братьям... -Это немножко смешное срав­ нение, но мне кажется, что в ны­ нешней жизни, так часто скован­ ной холодом расчета, семья Ку­ маньковых, как те мураши-теп- лоносы, послана нам откуда-то с солнечных вершин, чтобы пода­ рить людям уже почти забытое ими тепло. Рассказывает Антон КУМАНЬ­ КОВ: - Меня часто спрашивают, по­ чему я рисую только детей. Я от­ вечаю: нет, я рисую и взрослых. Но каждый раз, взявшись за портрет взрослого человека или рисунки к взрослой книге, я д у ­ маю о том, много ли в этой книге или во взрослом человеке, пози­ рующем для портрета, оаалось отдетава. И если много - работа идет быстро и весело... ФФФ В 1941-м двадцатилетний сту­ дент художественного факульте­ та ВГИКа Женя Куманьков ухо­ дил в московское ополчение, прощался с мамой... Е.И.: - Яоаался последним из нашего выпуска. Как это ни гру­ стно понимать, но я - замыкаю­ щий... ! июля !941-го мы уже то­ пали по Ленинградскому шоссе, а потом перемотали портянки и пошли на Запад. Нас какой-то ангел хранил, и мы дошли под бомбежками д о Дорогобужа. Командовал нами смышленый парнишка, только закончил учи­ лище. Он учил нас, ароил , а мы над ним подсмеивались, тогда он кричал: «Студент! Это тебе не алгебра, здесь думать надо!» Потом вышел приказ нас вер­ нуть, поняли, что бессмысленно бросать необученных студентов против танков. Те, кого не ото­ звали, рассказывали, что во вре­ мя атаки наш командир первый выскочил на бруавер и сразу по­ гиб... День Победы зааал меня на ночном дежураве на «Мос- ильме». Ничего подобного не ыло и уже не будет - такого единава людей, такой распахну­ той радоаи... Это нахлынуло, за- хлеануло как цунами. После де- журства побежал к маме, потом на Красную площадь. Вся М оск­ ва вышла наружу. Все любили другдруга... О той Москве, где в конце 50-х появился на свет Антон, напоми­ нает картина Евгения Ивановича - «Последние дома Дорогомилов- ки». На краюзаснеженного оврага сгрудились деревянные домиш­ ки: они будто спасаются от навис­ ших над ними каменных громад. Такие тесно стоявшие домики бы­ ли и на нашей улице в Вологде. Кажется, еще вчера не толь­ ко у маленьких северных горо­ дов, но и у Москвы была вовсе не каменная, а теплая деревян­ ная душа... Е.Й.: - Москва?.. Сейчас ее нет. Как художеавенного образа и понятия Москвы нет. Явпервые увидел ее в 1928 году, мне было восемь лет. Я хорошо помню Страстной монастырь, уютней­ шее Зарядье, Арбат и самое мое любимое м еао в Москве - Ни­ кольские ворота. Это был город- праздник - веселый, щедрый, наполненный светом, цветом, звоном трамваев, цоканьем под­ ков по моаовой. Москва была для меня, как Троицын день в березовом шуме, как Пасха на первой зелени. Через десять лет, в 1938-м, я аал москвичом на­ всегда. Д о этого мы жили в Смо­ ленске, но в том арашном году у меня на глазах увели из дома и вскоре расареляли моего отца, прекрасного, тихого человека. Потом пятнадцать лет я не ездил в Смоленск. Я физически не мог его видеть... Почти во всех городских пей­ зажах Евгения Ивановича есть ощущение затаенной щемящей тревоги и ожидания, что вот-вот в переулке появится кто-то очень родной и близкий. Беспокойно прочерчивают весеннюю голу­ бизну ветви берез, тополей и лип. Под ними на мокром ас­ фальте дрожат отражения окон... Е.И.: - Москва была прекрас­ на не только памятниками архи- те кт^ы , но более всего - ан­ самблями маленьких улочек, ко ­ торые и создавали атмосферу города. И вот ничего не о а а ­ лось, недавно все доломали. Слов нет, ком ок подступает к горлу... Вся эта ааромосковская цивилизация кончилась. Москва сейчас повторяет жалкую учааь Афин. Что таков Афины сегодня? Груда коробок в Богом данном меае. В музеях одни обломки, все вывезли. Тоже самое будет с Москвой. Как Москве не повезло, что она аолица ! Мне так и не уда­ лось ничего защитить. Я понял, что мое дело не бороться, а ри ­ совать. Но и туг я все время опаз­ дывал, преобразователи опере­ жали меня. Я не мог так быаро рисовать, как они ломали. Нааал день, когда мне пока­ залось, что рисовать нечего. Но исчезнувшая Москва впечата­ лась в меня так отчетливо, что я начал серию «Москва, которой не будет». Цветаева будто в на- путавие писала: «Будет твой че­ ред...//Передашь М оскву / / С нежной горечью...» Вот и я пере­ даю сыну Москву с горечью... Это неизбежно. Дай Бог, чтобы го ­ речь оаавалась нежной... Я ни­ когда серьезно не занимался портретом и от Антона никак не ожидал, что он аанет портрети- аом . Этому научиться нельзя - это от Бога. Это свыше опускает­ ся на плечи, на голову - вот тебе, неси... Какая-то маленькая птаха се­ ла у окна, юркнула по подокон­ нику, глянула на нас удивленно и комочком скорого материнского счастья улетела в сторону Нес­ кучного сада. Дмитрий ШЕВАРОВ. СЮЖЕТЫ МИРОВАЯ ПОД ПРИСМОТРОМ Пытаясь доказать свою пра­ воту с помощью кулаков, муж причинил благоверной серьез­ ные телесные повреждения, после чего пострадавшая пода­ ла на обидчика в суд. Однако к назначенному сроку рассмот­ рения дела ни истица, ни ответ­ чик не явились. Тогда судья приняла решение о принуди­ тельном приводе участников процесса на заседание. Каково же было удивление судебного пристава Флоры Сабировой, когда, зайдя в квартиру, она увидела богато сервированный стол, в средине которого кра­ совался большой букет роз, а рядом стояла бутылка шампан­ ского. «Какой еще суд! - вос­ кликнула пострадавшая. - У нас мировое соглашение». Тем не менее помирившимся супру­ гам пришлось последовать в суд, где раскрасневшаяся от выпитого вина пара и заключи­ ла по всем правилам мировую, скрепив соглашение крепким поцелуем. Юрий МАХРИН. ТВЕРЬ. РАСПЛАТА ЗА ТЕРРОР Почти в 27 тысяч рублей обошелся родителям звонок шаловливого сына в милицию о якобы заложенной в его школе бомбе. Взрывное устройство в тот день обнаружить не уда­ лось, а вот «террориста» вычис­ лили достаточно легко. Правда, вместо него отвечать перед за­ коном пришлось родителям. Впрочем, наказан и виновник инцидента - ведь выплаченные деньги отец с мамой копили на компьютер отпрыску. Елена КОМАРОВА. САРАТОВ. ЛЮДИ и ЗВЕРИ ' СОКОЛЫ ВОЛКОВА - птицы ВОЛЬНЫЕ птиц для ЦАРСКОЙ охоты БЫВШИЙХИМИК-ТЕХНОЛОГ РАЗВОДИТ, ЧТОБЫВЫПУСТИТЬ НАСВОБОДУ Его дом в селе Кудиново, что в пяти километрах от станции Элек­ троугли, виден издалека. Собаки встречают московского гостя звонким лаем. А хозяин, успокаи­ вая псов, улыбается: «Между про­ чим - актеры. Снимались во мно­ гих фильмах, в том числе в теле­ сериале «Любовь как любовь». Не смотрели?» Как рассказал Петр Евгенье­ вич, хорошими киноартистами слывут и пернатые соколиной породы, обитающие на подво­ рье: кречеты, беркуты, ястребы, сапсаны, балабаны... Сову же с ушами-локаторами и огромны­ ми глазищами чаще всего просят для рекламных роликов. Подходим к ряду вольеров. В том, в котором живут соколы- балабаны, - тихо, что объясняет­ ся просто: самки сели на яйца. В соседних же стоит настоящий ор: это поют сапсаны и беркуты, у которых продолжаются брачные игры. По словам Волкова, это са­ мые сильные охотники: берут не только лису, но и косулю, сайга­ ка и даже волка. Беркутчиху подобрали земля­ ки, жи^щие в Магадане, и при­ везли Петру в подарок. Ослаб­ ленного младенца пришлось долго лечить медом и фруктами, кормить деликатесами - голубя­ ми и крысами. Зато дрессиро­ вать ловчую птицу было одно удовольствие. Беркут, впрочем, тоже из слу­ чайных. Видит Волков однажды: какие-то люди несут его в руках. Оказалось, подобрали прихвор­ нувшего птенца, из которого те­ перь хотят сделать чучело, дабы украсить особняк. Петр Евгенье­ вич показал пришельцам тоску­ ющую самку, и они вняли просьбе не губить «аса поднебе­ сья». Так появилась в вольере семейная пара. Сейчас в вольере зимуют два десятка хищных пернатых. По весне, как всегда, будет большое пополнение - люди станут нести к «доктору Волкову», химику- технологе, птиц, выпавших из гнезд и брошенных отцами-ма- терями, подранков. Петр будет накладывать на сломанные кры­ лья шины, лечить, выхаживать. А как окрепнут незваные гости- иждивенцы - станет выпускать их на волю. А я-то грешным де­ лом думал, что для Волкова пти­ цы - доходный бизнес. Ведь со­ колы в большой цене не только за рубежом, но и в нынешней России. - Какой там бизнес?! - смеется Волков. - Закон «О природе» не дает мне продавать даже самую малую птаху, пока не получу в вольерах третье потомство. Вот беркуты вздумали, нако­ нец, гнездиться. Выведут (если выведут) двух мальцов. Их надо вырастить, пять лет ждать ново­ го приплода, потом еще одного. Пятнадцать лет должно минуть, прежде чем наш птицевод полу­ чит свидетельство на продажу соколов. Пять лет назад, когда у Волко­ ва впервые появилась беркутчи- ха, он даже оставил работу по специальности, чтобы целиком посвятить себя любимому про­ мыслу. Надо кормить-поить со­ колиную стаю, выпускать поле­ тать, по два часа в день дресси­ ровать, используя кожаный му­ ляж с перьями кряквы, рябчика или сизаря. Ловчая птица не лю­ бит сидеть сиднем - любит рабо­ тать в поте лица. Таков он - русский доброхот- альтруист 33-летний Волков. Ра­ стит птиц, чтобы, как только ок­ репнут, выпустить на волю. Чтоб не иссякала родная природа, чтоб не полнилась Красная книга ни беркутами, ни кречетами, ни белохвостыми орланами... Не од­ на сотня пернатых, спасенных Волковым, обитает сейчас в ле­ сах и полях России, работая са­ нитарами последних. К Петру Евгеньевичу едут за наукой начинающие сокольни­ ки. Он всех принимает, никому не отказывает. Дает советы, по­ казывает, как надо натаскивать ловчих. Пробовал брать на выучку чу­ жих дерзких перепелятников, те­ теревятников. Потратит месяц, уйдет счастливый сокольник с натасканной птицей, и глядь, птица бросила его, родного, вер­ нулась к учителю. Столько по­ преков выслушал! Царская - соколиная охота возрождается. В Москве даже со­ здана Ассоциация любителей охоты с ловчими птицами. Те счи- «Ас поднебесья» к охоте готов. тают Волкова учителем. На заня­ тия, слеты чаще всего приезжают к нему в село, благо поле, лес, пруд начинаются сразу за огоро­ дом. И сам Петр время от време­ ни отправляется в столицу с ка­ ким-нибудь соколом на руке. В Белокаменной в парках и скве­ рах, на водоемах начинающие соколятники наблюдают, как учи­ тель охотится на крякв, голубей и пернатых волков (как окрестил ворон главный санитарный врач Г.Онищенко). В общем, вносит бывший химик-технолог свой вклад в борьбу с разносчиками птичьего гриппа. - Дух захватывает, когда ви­ дишь, как выученный тобой орел мчится со скоростью 70 км в час и бьет на лету добычу, - го^^ ворит Волков. - Как тут не п с^ В нять, почему соколиная охот^^ была любимой забавой русских царей?! ‘ Юрий МАХРИН. Московская область. Фото автора. ВСТРЕЧИ «БУДУЩЕЕ ВАЖНЕЕ НАСТОЯЩЕГО» ОБ ИСКУССТВЕ ФОТОГРАФИИ ИМЕСТЕ ФОТОГРАФИИ ВИСКУССТВЕ РАЗМЫШЛЯЕТ ОЛЬГА СВИБЛОВА В этом году Московский Дом фотографии отмечает сразу два громких юбилея - собственное де­ сятилетие и десятилетие проведе­ ния международного месяца фо­ тографии в Москве: «Фотобиен­ нале-2006». Об этом и других со­ бытиях, связанных с МДФ, расска­ зывает его бессменный директор Ольга СВИБЛОВА. - Кто на юбилейной выставке определяет имидж русского сов­ ременного искусства? - Российская часть фестиваля - это выставки Аристарха Черны­ шева, Владимира Дуоосарского, Сергея Браткова, проект АЕС+Ф. Представлены мэтры русской фотографии Александр Слюса- рев, Игорь Мухин, Сергей Чили- ков, Владимир Мишуков и сов­ сем молодые фотографы, кото­ рым нет и 25 - Юля Бочкова, Ти­ мофей Парщиков, Павловская Наталья и другие, которые вы­ росли и сформировались в но­ вой, несоветской России. - Насколько задача «потреб­ лять искусство» является творче­ ской? - Задача зрителя во все вре­ мена - своим восприятием «ожи­ вить» произведения искусства. Любая вещь, поставь перед нами шедевры Веласкеса, Венеру Ми­ лосскую, Джоконду или работы современного фотохудожника Олега Кулика, мертва до тех пор, пока с ней не вступит в контакт наше внутреннее «я», наша твор­ ческая активность, пока мы не поймем и не нагрузим это произ­ ведение смыслами. Потребление искусства - очень творческий процесс. Мы можем выплеснуть свои эмоции, чувства, мысли. Это благодатная задача, которая нам необходима, как хлеб на­ сущный. Лично для меня буду­ щее всегда важнее, чем настоя­ щее. - По статистике, в месяц МДФ посещает в среднем 30 тысяч че­ ловек, это самый большой рейтинг по Москве. Как вам удается конку­ рировать с сотнями известных му­ зеев? - А я не думаю о конкуренции. Если не ставишь идиотских воп­ росов, кто первый, а кто послед­ ний, какое-то время все получа­ ется. Но гарантий успеха тебе ни­ кто не даст. Надо жить в процес­ се, делая свое дело. Яделаю его с любовью и большой ответствен­ ностью, как весь наш коллектив. Десять лет назад в своей комнате коммунальной квартиры я начи­ нала создавать Музеи с двумя единомышленниками. Сегодня штат Музея более 80 человек. Мы исходим из того, что рабо­ тать с искусством - это счастье (ведь ты всегда напитан витами­ нами искусства) и колоссальная привилегия, за которую надо платить. Не ждать, что тебя кто- то поблагодарит. Надеемся, лю­ бовь, которую мы испытываем к своим проектам, так или иначе транслируется нашим зрителям. Главное для каждого сотрудника Музея фотографии - от директо­ ра, зам. директоров до рабочих, чтобы художник, делающий у нас выставку, был счастлив, а зрите­ ли шли к нам как на праздник. Мы единственный музей, кото­ рый работает до 21 часа. Но если человек придет к нам к 9 вечера, никто не скажет, что касса закры­ та. Никто из хранителей - пожи­ лых людей! - не посетует, что ему пора домой. Зритель посмотрит выставку, как ему хочется. Эта идеология была изначально: от каждого зависит все. Здесь про­ сто не работают люди, которые могут задать вопрос о нормиро- ванности рабочего дня или лиш­ ней прибавке к зарплате. - Сложно возглавлять такой популярный муаей? И есть ли се­ годня проблемы в пропаганде фо­ тографии? - Никаких проблем в пропа­ ганде фотографии у меня нет. Вообще не люблю, когда начина­ ют жаловаться, ныть, «мне не да­ ли то-то», надо - делай... Понятие «музей» когда-то для меня было что-то такое: «пыль­ ное», «куда не ходят люди». В крайнем случае школы водят, без особого желания самих учащих­ ся. А мне хотелось, чтобы музей был живым организмом, в котором клубится жизнь и музей все время что-то новое произво­ дит. Не только имеет и хранит коллекцию, хотя это важнейшая функция музея. Сегодня у нас бо­ лее 80 тысяч единиц хранения. И при этом мы очень живой инсти- т^, притягивающий к себе зрите­ лей и художников. В 1995 году делегация Коми­ тета по культуре Москвы приеха­ ла в Париж подписывать первый протокол о культурном сотруд­ ничестве. Я знала кого-то из этих людей, и, встретив меня случай­ но на улице в Париже, где я в тот момент жила, они меня попроси­ ли помочь с переводом. На сле­ дующий день, по иронии судь­ бы, французы с гордостью реши­ ли показать нашей делегации строящийся в Париже Европей­ ский дом фотографии, который Жан Ширак начал строить как мэр, а открывал уже как прези­ дент Франции. Мне этот дом страшно понравился. И я поняла: именно это надо делать у нас. Факторы «революционной ситу­ ации» были, и я их довольно твердо анализировала. Совре­ менное искусство, которое в те годы в России пришло в состоя­ ние крайнего упадка, в тот мо­ мент проще и дешевле было раз­ вивать через фотографию. Я убедила мэрию Москвы поддержать создание Фотоби­ еннале в Москве. Правительство города дало карт-бланш: «Пос­ мотрим, что получится». Хотя здесь никто не понимал, что из этого получится. «Фотобиенна­ ле-1996» оказалась очень успеш­ ной. Стало очевидно, что такая За одну съемку Ольга Львовна тратит до 20 пленок сразу. большая страна с ее богатой культурой и историей не может дальше существовать без музея, специализирующегося на фото­ графии. Это было бы просто не­ лепо и нецивилизованно. Я на­ писала письмо в мэрию Москвы. И уехала в отпуск. Вернулась уже директором на Остоженку. Мы въехали в 20 квадратных метров полуразрушенного здания. Ког­ да в октябре прошлого года уез­ жали на реконструкцию, было 3,5 тысячи кв.м, но в остро ава­ рийном состоянии. Сейчас мы располагаемся в центральном выставочном комплексе «Ма­ неж». Реставрацию на Остожен­ ке обещают закончить в этом го­ ду. Если все будет хорошо, пло­ щадь Московского Дома фото­ графии составит уже 6,5 тысячи квадратных метров. - За свою 150-летнюю историю техника фотосъемки фантастиче­ ски изменилась. Сегодня доста­ точно авторучки или мобильного телефона, чтобы сделать снимок. Искусство фотографии не теряет от этих современных методов? - Конечно, не теряет, только приобретает. Другое дело, что ностальгический флер - это все­ гда очень важный фактор, овева­ ющий обаянием дела давно ушедших дней. Саморазвитие техники фото­ графии, печати само по себе ув­ лекательнейшее путешествие. Это отдельная эстетика - воз­ можность рассматривать первые фотографические дегеротипы, отпечатки, сделанные на соленой бумаге, смотреть, как появилась бромсеребристая печать. В мо­ мент возникновения фотографии ею занимались художники. В 1853 году сделаны первые воен­ ные фоторепортажи, для этого английская королева отправила на войну художника Фэнтона. Его съемки имели колоссальный ус­ пех. Французский король не мог этого стерпеть. И отправил фото­ графировать войну другого зна­ менитого художника... Когда Фэнтон приехал сни­ мать в Крым, за ним следовал корабль точно такой же, как гру­ женый вооружением. Корабль пушек и фотоаппарат с техноло­ гией, необходимой тогда для производства одного снимка, за­ нимали приблизительно равное количество места. И без помощи ассистентов художникам было не обойтись: стеклянные пластины, на которые наносилась эмуль­ сия, представляли собой огром­ ные камеры. - Ольга Львовна, а как у вас лично возник интерес к фотогра­ фии? - Я пришла в фотографию в б лет. Почему-то мы с моими ро­ дителями пришли на выставку про Никиту Сергеевича Хрущева. Уже много-много десятилетий спустя я поняла, что это была вы­ ставка Бальтерманц, чьи ретро­ спективы Московский Дом фото­ графии делал в Москве, Париже, Вене. В детстве я любила Никиту Сергеевича Хрущева. Я любила его за эту фотовыставку, где на снимках он был фантастически живой человек. С 6 лет я пре­ красно помню те фотографии: вот Хрущев едет в бричке по Вен­ грии, машет кукурузой, а вот иг­ рает на гармошке, пляшет. Фото­ графии передавали его челове­ ческую энергию, обаяние. На бу­ дущий год в рамках фестиваля «Мода и стиль в фотографии» мы обязательно будем исследо­ вать тему-процесс «что такое стать звездой». Политический лидер тоже звезда. Его образ ле­ пится, и фотография здесь игра­ ет огромную роль. - Последняя ваша фотосъемка? - Это было прошедшей зи­ мой, во Франции, когда я позд­ равляла своих зайцев, птиц, выдр с Новым годом и традици­ онно выкладывала из разных вкусных вещей - морковки, лука, салата, апельсинов и так далее - поздравление на земле перед своим домом и бассейном «С Новым годом!» на трех языках. Английском, русском и фран­ цузском. Потом я снимаю, как звери и птицы эти поздравления поедают. У меня пленочный фо­ тоаппарат. За одну съемку я тра­ чу 10-20 пленок сразу. В момент съемки у меня идет дикий спор с моим мужем и моим ребенком. Они считают, что я должна вы­ страивать кадр, просчитывать и т.д. - делать все по всем законам фотографии. А я отвечаю, что за­ работала себе эти 10 - 20 пленок и могу ими распорядиться так, как мне хочется! Щелкаю и полу­ чаю удовольствие, не думая больше ни о чем. - А собственную фотовыставку вы делали? - Никогда. И не собираюсь. - Почему? - Потому что есть некие пра­ вила приличия. А я хорошо вос­ питана... Татьяна НАУМОВА. I Ml Учредитель и издатель: Информационно-аналитическое агентство «Деловой вторник». Издание зарегест^ровано Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Per. ПИ№77-7161. Распространяется в качестве приложения к газетам: Генеральный директор Ф.Сизый Шеф-редактор Л.Арих Адрес редакции: 127137, Москва, а/я №34. Телефон/факс: (495) 257-37-83,257-59-17. Номер подписан в 15.00. По графику в 15.00. Общий тираж 1.950.630 экз. Цена - бесплатно. «Деловой вторник». Перепечатка без согласования с редакцией недопускается. Приобретение прав на перепечатку и использование материалов тел./факс (495) 257-59-17. Труд», «Евро-Экспресс* (Германия), «Архангельск» (Архангельск), «Комсомолец Каспия» (Аарахань), «Белгородская правда» :пресс»(Герк правда» (Волгоград). «На смену!» (Майкоп), «Гаароном» (Минск), Новгород), «Новая газета» (Новосибирск), «Забайкальский рабочий» (Чита), «Пярну( вда» (Калининград), «Кубань ( огилевские ведомости» (Могилевская J. _ зстник ■■ .ахалинск), (Белгород), «Брянский рабочий» (Брянск), «Вечерний Бобруйск» (Бобруйск), «Курьер ^ сегодня» (1^аснодар), «Курская правда» (Курск), «Красноярский рабочий» (Краснов .... --------------------- область), «П--------------— ..........' -----------— ................................ .............. *— родовольственный рынок» с (Минск), «и из Борисова» (Борисов), «Северная Осетия» (Владикавказ), «Волгоградская ...... I...... ..... ' гг:---- г.- воими глазами» (Мозырь), оярск)'«Кузбасс» (Кемерово), «Липецкая газета» (Липецк), «Новая Адыгея» » | рь , «Правра Севера» (Новый Уренгой), «Нижегородские нoвoaи»JHижний Ж Веа -Наша Пенза» (Пенза), «Вечерняя Пермь» (Пермь), «Курьер Карелии» (Петрозаводск), «Наше время» (Роаов-на-Дону), «Волжская коммуна» (Самара), «Земское обозрение» (Саратов), ......... ■' -Вторник» (Якутск).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz