Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

«ЛГ», 15 апреля 2006 г., № 73 (22701) 7 ПРАВОВОЕ ПОЛЕ РАЗБОР ПОЛЕТОВ Бюджетный процесс Прокурорскими проверками по-прежнему выявляются многочисленные нарушения бюджетного законодательства органами местного самоуправления с е Любой закон должен исполняться. Тем более, если речь идет о соблюдении бюджетного законодательства. Надзор в данной сфере — одно из приоритетных направлений в дея­ тельности прокуратуры области. При этом основное внимание сконцентрировано на законности издания правовых актов орга­ нами государственной власти области и местного самоуправ­ ления, исполнении законов о собственности, приватизации, налогах, законности использования средств федерального бюд­ жета и бюджетов других уровней. В прошлом году по фак­ там нарушений бюджетного законодательства прокурора­ ми было опротестовано 22 незаконных правовых акта, изданных органами местно­ го самоуправления, внесено 45 представлений и объявле- р 23 предостережения. По окурорским представлени­ ям к дисциплинарной ответ­ ственности привлечены 20 должностных лиц. К сожалению , как и прежде, наибольшее количе­ ство нарушений бюджетного законодательства выявляет­ ся в деятельности органов местного самоуправления. Особенно этим грешат при принятии и исполнении бюд­ жетов, а также при издании правовых актов о налогооб­ ложении. Настоящей ахил­ лесовой пятой для муници­ палитетов в бюджетной сфе­ ре остаются нарушение по­ рядка разграничения бюд­ жетных полномочий между их представительными и ис­ полнительными органами, несоблюдение принципа гласности, введение в мест­ ные бюджеты налоговых до­ ходов, не предусмотренных федеральным законодатель­ ством о налогах и сборах, не­ соблюдение требований зако­ нодательства, регламентиру­ ющего порядок закупок то- -( Законотворчество У Федеральное законодательство Проиндексировали с 1 апреля 2006 года проиндексирована базовая и страховая части трудовой пенсии. Для базовой части установлен коэффици­ ент в размере 1,085; для страховой части трудовой пенсии — в размере 1,063, (Постановление Правительства РФ от 24.03.2006 № 165 «Об утверждении коэффициента индексации с 1 апреля 2006 г. базовой части трудовой пенсии и коэффициента дополнительного увеличения с 1 апреля 2006 г. размера страховой части трудовой пенсии», «Российская газета», № 64, 30.03.2006 г.) Предъявите уши, лапы, хвост Постановлением Правительства определено: при ввозе на тамо­ женную территорию России живых животных и продукции животного происхождения таможенным службам надлежит руководствоваться действующими в Российской Федерации ветеринарными требова­ ниями в части, не противоречащей Санитарному кодексу наземных животных Международного эпизоотического бюро Всемирной орга­ низации здравоохранения животных. Иными словами, хомяков, кро­ кодилов и прочую живность следует ввозить в Россию в соответ­ ствии с международными стандартами в области ветеринарии. (Постановление Правительства РФ от 24.03.2006 г. № 159 «Оприменении ветеринарных мер при ввозе живых живот­ ных и продукции животного происхождения на таможен­ ную территорию Российской Федерации», «Собрание за­ конодательства РФ», 27.03.2006 г., № 13, ст. 1410, «Рос­ сийская газета», № 62, 28.03.2006 г.) Гордое имя - Росися Шесть министерств и антимонопольная служба России приня­ ли совместный приказ, которым образована Межведомственная комиссия по вопросам использования наименований «Россия», («Российская Федерация» и образованных на их основе слов и сло­ восочетаний в названиях организаций. (Приказ Минюста РФ № 39, Минздравсоцразвития № 112, Минкультуры РФ № 73, Минобрнауки РФ № 29, Минфина РФ № 39н, Минэкономразвития РФ № 42, ФАС РФ № 39 от 10.03.2006 г. «О Межведомственной комиссии по воп­ росам использования наименований «Россия», «Российс­ кая Федерация» и образованных на их основе слов и сло­ восочетаний в названиях организаций») Письмецо в конверте Если вам интересно, как скоро должна дойти до адресата кор­ респонденция, почитайте новые нормативы частоты сбора из по­ чтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной кор­ респонденции, а также контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции. Так, выемка из почтовых ящиков письменной корреспонден­ ции должна осуществляться: а) из почтовых ящиков, расположенных вне объектов почтовой связи; на внутригородской территории городов федерального значе­ ния, на территории административных центров субъектов Россий­ ской Федерации — 5 дней в неделю,не менее 2 раз в день, а в оставшиеся 2 дня — не менее 1 раза в день; на территории административных центров муниципальных рай­ онов — не реже 5 дней в неделю, не менее 1 раза в день; на территории иных поселений — не реже 3 дней в неделю, 1 раз в день; б) из почтовых ящиков, расположенных внутри объектов по­ чтовой связи, — по рабочим дням не менее 1 раза в день. Доставлять же почту должны: а) на внутригородской территории городов федерального зна­ чения, на территории административных центров субъектов Рос­ сийской Федерации — ежедневно не менее 1 раза в день; б) на территории административных центров муниципальных районов — не реже 5 дней в неделю, не менее 1 раза в день. Указанные правила вводятся в действие с 1 июля 2006 года. (Постановление Правительства РФ от 24.03.2006 г. № 160 «Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной кор­ респонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции») Законолательство Липецкой области Поехали! По состоянию на 1 января 2006 года определена маршрутная сеть города Липецка с перечнем транспортных организаций, кото­ рые осуществляют регулярные перевозки пассажиров транспор­ том общего пользования. (Распоряжение главы администрации г. Липецка от 21.03.2006 г. № 1389-р «О маршрутной сети г. Липецка») С 1 апреля 2006 года вступили в силу новые Правила пользо­ вания трамваями, троллейбусами и автобусами в городе Липецке. В них определены права и обязанности водителей, кондукторов и пассажиров городского пассажирского транспорта. (Постановление главы администрации г. Липецка от 27.03.2006 г. № 6 «О Правилах пользования трамваями, троллейбусами и автобусами в городе Липецке» (вместе с «Правилами») Ребенок просится в дестад в середине 90-х годов прошлого века, когда рождаемость была ниже нуля, власти Липецка, видимо, поверили, что в лучшую жизнь нам уже не выкарабкаться, а потому добрую половину помещений детских садов отдали под другие учреждения: бывшие садики пе­ рестроили и отдали под нужды милиции, здравоохранения. Но жизнь немного наладилась, и детей снова стали рожать. Только отдать их в дошкольные образовательные учреждения се­ годня стало глобальной проблемой. Тысячи детей в Липецке стоят на очереди (!) в детский сад. Исправляя ошибки прошлого, депу­ таты Липецкого городского Совета и администрация города Ли­ пецка обратились к главе администрации области и председателю областного Совета депутатов с просьбой ускорить принятие обла­ стной целевой программы «Восстановление и расширение сети дошкольных образовательных учреждений Липецкой области (на 2006—2008 годы)». Воистину: ломать — не строить... (Решение Липецкого городского Совета депутатов от 21.03.2006 г. № 266 «Об обращении Липецкого городско­ го Совета депутатов и администрации города Липецка к главе администрации Липецкой области О.П. Королеву и председателю Липецкого областного Советадепутатов П.И. Путилину» (вместе с «Обращением»), «Липецкая газета», № 58, 29.03.2006 г.) С нормативно -правовыми актами знакомил Леонтий КОЛЕЧКО. варов для муниципальных нужд и т.д. Все это свиде­ тельствует не только о недо­ статочном уровне правового обеспечения нормотворчес­ кого процесса на местах, но и нежелании некоторых ру­ ководителей следовать бук­ ве закона. Как показала недавняя проверка, основными причи­ нами, влияющими на закон­ ность и правопорядок в сфе­ ре бюджетных правоотноше­ ний, являются недостаточ­ ная законодательная регла­ ментация на уровне муници­ пальных образований вопро­ сов бюджетного процесса, налоговых правоотношений, порядка использования му­ ниципальной собственности, контроля за целевым исполь­ зованием финансовых ресур­ сов. Существенно влияет на законность использования средств местных бюджетов отсутствие самостоятельных финансовых контрольных органов. Закрепленные Бюд­ жетным кодексом РФ полно­ мочия по созданию органов муниципального финансово­ го контроля, как свидетель­ ствует практика, на местах используются крайне неэф­ фективно. На сегодняшний день только в нескольких муниципальных образовани­ ях созданы самостоятельные контрольно-счётные комис­ сии. По-прежнему имеют ме­ сто закупки товаров, выпол­ нение работ и оказание ус­ луг для муниципальных нужд вопреки требованиям действующего законодатель­ ства. В нарушение требований ст. ст. 71-73 БК РФ в ряде районов не созданы конкур­ сные комиссии, ненадлежа­ щим образом ведутся реест­ ры закупок товаров, работ и услуг для муниципальных нужд, заключенные муници­ пальные контракты не отве­ чают предъявляемым требо­ ваниям. До недавнего времени за­ конодательство Российской Федерации о закупках для государственных и муници­ пальных нужд не имело еди­ ной системы. Отношения по закупкам регламентирова­ лись целым рядом федераль­ ных законов и подзаконных нормативных правовых ак­ тов, содержащих значитель­ ное количество противоречи­ вых норм. На уровне субъек­ тов Федерации и муници­ пальных образований сфор­ мировалась отдельная систе­ ма законодательства о закуп­ ках. ■С целью установления единого порядка размеще­ ния государственных и му­ ниципальных заказов, 21 июля 2005 года был принят Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполне­ ние работ, оказание услуг для государственных и му­ ниципальных нужд», всту­ пивший в силу с 1 января текущего года. Данный закон направлен на решение таких задач, как обеспечение прозрачности механизма осуществления закупок продукции для го­ сударственных и муници­ пальных нужд, стимулиро­ вание добросовестной конку­ ренции и увеличение эконо­ мии бюджетных средств, ус­ транение возможностей зло­ употреблений и коррупции посредством четкой регла­ ментации процедур осуще­ ствления закупок. И поло­ жения данного закона под­ лежат неукоснительному ис­ полнению. Соблюдение уста­ новленных требований по­ зволит значительно эконо­ мить бюджетные средства и снизит уровень злоупотреб­ лений со стороны должнос­ тных лиц. Вадим ЧБРНИКОВ, прокурор отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства облпрокуратуры. С ДРУГОЙ точки ЗРЕНИЯ Правовой закон и право на судебную защиту Действующая Конституция провозглашает Российскую Федерацию демократическим правовым государством, пра­ вовая система которого ориентирована на понимании права как общеобязательной формы равенства, свободы и справед­ ливости, где критерием выступает сам человек, его права и свободы, которые и должны определять смысл, содержание и применение законов, а также деятельность всех органов госу­ дарственной власти, в том числе и суда. Актуальность академической, кабинетной проблемы права и закона обусловлена тем, что су­ ществуют законы, соответствую­ щие правовым критериям, кото­ рые следует считать правовыми. Здесь право и закон совпадают. Есть и законы, не всегда адек­ ватно выражающие право, не от­ вечающие правовым критериям. В связи с чем от правовых необ­ ходимо отличать неправовые за­ коны, которые законодателем не должны приниматься, а судами — применяться. Как очевидно, в со­ ответствии с этим, в ч .2 ст. 55 Конституции РФ указывается, что «в Российской Федерации не должны издаваться законы, отме­ няющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина». Это значит, что законы должны быть правовыми, и только вер­ ховенство и соблюдение таких законов создает соответствую­ щий требованиям правового го­ сударства режим законности. Одним из распространенных аргументов против использова­ ния в теории и практике понятий «правовой закон» и «неправовой закон» служит суждение о том, что это ослабляет регулятивную роль закона, создает препятствия государству и его институтам в выполнении правоохранительной функции, формирует нигилисти­ ческое отношение к закону и пра­ ву. Однако согласиться с подоб­ ными выводами нельзя, и преж­ де всего потому, что при разли­ чении права и закона как раз и становится очевидной регулятив­ ная роль не закона как такового, а именно права, которое закон должен выражать адекватно. Про­ тиворечащий праву закон не дол­ жен быть источником правового регулирования, а использование государством для регулирования общественных отношений непра­ вовых законов находится в пря­ мом противоречии с его право­ охранительной функцией. В главе 1 Конституции РФ закрепляются верховенство Кон­ ституции в системе нормативно­ правовых актов и особый поря­ док внесения изменений и допол­ нений в положения этой главы. С учетом значимости основ консти­ туционного строя они могут быть отменены, изменены или допол­ нены в том же порядке, в каком была принята Конституция, — самим народом в ходе референ­ дума либо Конституционным со­ бранием (ст. 153 Конституции РФ). Но необходимо прежде пояс­ нить, что, вопреки расхожему мнению о верховенстве закона как принципе правового государ­ ства, в Конституции нет никакого принципа верховенства закона. В ч. 2 ст. 4 Конституции РФ (ст. 4 раскрывает суверенитет Россий­ ской Федерации, т.е. в первом приближении объясняет соотно­ шение полномочий государствен­ ной власти Федерации и субъек­ тов Федерации) говорится, что федеральная Конституция и фе­ деральные законы (все законы, принимаемые на федеральном уровне, включая федеральные конституционные законы) имеют верховенство на всей территории России. (В СТ.76 Конституции это принципиальное положение кон­ кретизируется с учетом разгра­ ничения предметов ведения меж­ ду Федерацией и субъектами Федерации.) В ч. 2 ст. 15 Конституции РФ говорится о всеобщей обязанно­ сти соблюдать (1) Конституцию РФ и (2) законы. Верховенством по отношению к законам обла­ дает не только Конституция, но и постановления Конституционного Суда РФ, так как законы, при­ знанные Конституционным Судом ■РФнеконституционными, утрачи­ вают силу (ч. 6 ст. 125 Конститу­ ции). Перечень подобных приме­ ров неверховенства закона в пра­ вовом государстве можно про­ должить. К сожалению, принятие не­ правовых законов, особенно в субъектах Федерации, носит рас­ пространенный характер, что не только мешает осуществлению и защите гарантированных Консти­ туцией РФ прав и свобод, но и создает реальную угрозу един­ ству страны, порождает несогла­ сованность действий институтов власти, негативно сказывается на реализации любых функций госу­ дарства. Юридической обще­ ственности по решениям Консти­ туционного Суда РФ и других су­ дов, а также публика- циям в печати хорошо известны огрехи фе­ дерального и регио­ нального законода­ тельства. В частности, широко освещались случаи вводимых в регионах ограничений на выбор места жи­ тельства, приобретение права собственности, на перемещение товаров и услуг и т.п. В стране действительно су­ ществует проблема правового нигилизма, но она во многом свя­ зана с несовершенством законо­ дательства, традиционно отожде­ ствляемого с правом. Оценка законов при их при­ нятии и применении на предмет соответствия праву как раз и на­ правлена на повышение качества законодательной базы, что будет способствовать формированию уважительного отношения к пра­ ву и преодолению правового ни­ гилизма. Кроме того, юридичес­ кое правопонимание вовсе не предполагает, что оценка законов с выбором соответствующего ва­ рианта поведения должна быть отдана на усмотрение любых субъектов правоотношений. Офи­ циальное решение по вопросу о том, противоречит ли тот или иной нормативный акт в системе законодательства праву или нет, уполномочены принимать суды, которым в силу специфики их де­ ятельности без соответствующей оценки законов в большинстве случаев будет просто невозмож­ но осуществить реализацию це­ лей правосудия, основной из ко­ торых является защита прав и свобод. Согласно Конституции РФ и Федеральному конституци­ онному закону «О судебной сис­ теме Российской Федерации», органами правосудия являются конституционные (уставные) суды, арбитражные суды и суды общей юрисдикции, которые осу­ ществляют судебную власть са­ мостоятельно и независимо от чьей бы то ни было воли, вклю­ чая законодательную и исполни­ тельную власти, подчиняясь толь­ ко Конституции РФ и правовому закону. Так, часть 2 ст. 120 Консти­ туции РФ закрепляет положение о том, что суд, установив при рас­ смотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает реше­ ние в соответствии с законом. В частности, установив, что право­ вой акт не соответствует закону, суд не применяет его, а прини­ мает решение, руководствуясь законом. Это положение распро­ страняется на любые подзакон­ ные акты, включая указы Прези­ дента РФ, постановления палат Федерального Собрания и т.д. Установив несоответствие зако­ ну одного из названных актов, суд своим определением (постанов­ лением) обращает внимание органа или должностного лица, его издавшего, на необходимость приведения такого акта в соот­ ветствие с законом либо его от­ мены. В таких действиях суда проявляется его контрольная функция. Формы судебного контроля различны. Часть 2 ст. 120 Кон­ ституции РФ предусматривает одну из них. Требование к суду принимать решение в соответ­ ствии с законом, если при рас­ смотрении дела будет установле­ но несоответствие ему акта го­ сударственного или иного орга­ на, означает, что суд, принимая решение по существу, одновре­ менно осуществляет контроль за содержанием подзаконных актов. Подзаконные нормативные акты (приказы, распоряжения, инст­ рукции) принимаются на основе Законы должны быть правовыми, и только верховенство и соблюдение таких законов создают соответству­ ющий требованиям правового государства режим законности и во исполнение конкретных за­ конов и должны им соответство­ вать. Иными словами, основным и непосредственным критерием должны выступать конституцион­ ные положения, и федеральный закон будет правовым, если он соответствует Конституции РФ, Федеральному конституционному закону. Для законов субъектов Федерации дополнительным кри­ терием могут выступать феде­ ральные законы, а также консти­ туции (уставы) этих субъектов, не противоречащие Конституции РФ и федеральным законам. Разуме­ ется, должны применяться и пра­ вила, позволяющие преодолевать противоречия в законах в зави­ симости от времени их принятия и соотношения с некоторыми за­ конодательными актами, имею­ щими определяющее значение при регулировании специфичес­ ких общественных отношений, как это предусмотрено, напри­ мер, в ст. 3 Гражданского кодек­ са РФ. Обнаружить текстуальное не­ совпадение в нормативных актах, регулирующих конкретную факти­ ческую ситуацию, не так уж слож­ но. Гораздо сложнее сделать вы­ вод об их соответствии самому смыслу, содержанию и принци­ пам права. Для отказа в применении не­ правового закона ввиду его не­ соответствия Конституции РФ не требуется в обязательном поряд­ ке постановления Конституцион­ ного Суда РФ. Суд, рассматри­ вающий дело, при наличии убеж­ дения о противоречии федераль­ ного закона Конституции РФ обя­ зан сам применить непосред­ ственно конституционные поло­ жения. Поскольку официальная дис­ квалификация федерального за­ кона возможна лишь по решению Конституционного Суда РФ, цель приведенных нормативных поло­ жений вполне очевидна и заклю­ чается в создании условий для оперативного устранения из си­ стемы законодательства непра­ вового закона. Однако эта цель вступает в противоречие с основ­ ной целью правосудия,которой, согласно ст. 18 Конституции РФ, является защита прав и свобод. Для ее непосредственного дос­ тижения необходимо не только правильно, но и своевременно разрешить дело, а приостанов­ ление производства по делу в связи с направлением запроса в Конституционный Суд РФ при условии, что суд сам мог приме­ нить непосредственно конститу­ ционные положения, значитель­ но отодвигает реализацию пра­ ва на судебную защиту. Иногда отсрочка в реализации такого права равнозначна отказу в пра­ восудии, как это нередко быва­ ло по делам о защите избира­ тельных прав, где само суще­ ствование спорных отношений скоротечно. Кроме того, возложение на суд обязанности до разрешения дела по существу сформулиро­ вать вывод о неконституционно- сти закона, регулирующего спор­ ные отношения, ставит его в сложное положение по отноше­ нию к равноправным сторонам в состязательном процессе, по­ скольку у них могут возникнуть обоснованные сомнения в бес­ пристрастности суда при продол­ жении разбирательства дела после утраты оснований для его приостановления. Следует заме­ тить, что Конституционный Суд РФ в постановлении от 16 июня 1998 г. по делу о толковании от­ дельных положений ст. ст. 125, 126 и 127 Конституции РФ при­ знал правомочие других судов в подобной ситуации непосред­ ственно применять конституци­ онные положения. Он лишь ука­ зал на необходимость после вы­ несения решения по такому делу направлять запрос в Конституци­ онный Суд РФ для официально­ го подтверждения неконституци- онности закона, который суд от­ казался применить. Это вполне соответствует целевой направ­ ленности правосудия, поскольку его факультативными целями яв­ ляются укрепление законности и правопорядка, формирование уважительного отношения к пра­ ву и суду, что, несомненно, тре­ бует официальной дисквалифи­ кации закона, который в реше­ нии суда признан не подлежащим применению из-за его противо­ речия Конституции РФ. Таким образом, в современ­ ной России имеется существен­ ное противоречие между консти­ туционными идеалами и реаль­ ностью. Вместе с тем Конститу­ ция содержит необходимые формально-юридические гаран­ тии свободы и собственности, установлена определенная сис­ тема разделения властей «по го­ ризонтали» и «по вертикали». Это уже принципиально иная правовая ситуация, в которой возможно конституционное раз­ витие в направлении правовой государственности. Связанность законодателя конституционным строем, в соответствии со смыс­ лом современной правовой док­ трины, означает не только то, что законодатель должен руковод­ ствоваться его смыслом и со­ держанием при издании зако­ нов, но и то, что эти законы дол­ жны соответствовать Конститу­ ции, то есть являться правовы­ ми. Нелли ГРИДЧИНА, адвокат коллегии адвокатов «Петровская» г. Липец ка , кандидат ю ридических наук. ГП ВЕСТИНГ — права работников на полу- , чение разнообразных выплат из фондов, создаваемых в основном за счет взносов работодателей (напр., пенсионных); пре­ доставляются лицам, проработавшим в данной фирме в течение определенного срока. ГП ГРАЖДАНСТВА ЦЕНЗ — установленное '—* конституцией или избирательным законом требование, согласно которому избира­ тель или кандидат на выборную должность должен обладать гражданством данного государства. Г.ц. является одним из самых распрост- ЮРИДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ раненных избирательных цензов и при­ меняется практически во всем мире. Лишь в некоторых государствах допуска­ ется участие в выборах в органы местно­ го самоуправления лиц, не являющихся их гражданами. I I МИНОРАТ— (от лат. minor— меньший) — — 1) преимущественное (а иногда исключи­ тельное) наследование имущества млад­ шим родственником семьи. Принцип М. был закреплен средневековым европей­ ским правом. В отличие от майората М. получил распространение главным обра­ зом в крестьянской среде. В русском до­ революционном обычном праве младший сын, если он оставался при отце, полу­ чал в наследство двор, а иногда и другое имущество; 2) само наследственное имущество, пе­ реходящее младшему в роде. СМЯГЧЕНИЕ НАКАЗАНИЯ — наказание ниже низшего предела, предусмотренно­ го законом за данное преступление. По уголовному праву РФ допускается, если обстоятельства дела и личность виновного свидетельствуют о незначительной степени общественной опасности, о наличии фак­ тов, особо смягчающих ответственность. Ё о > Военный спецназ в стадии реформирования Минобороны провело реформу Гпавного разведыватель­ ного управления Генштаба — одной из самых закрытых служб в силовых ведомствах России. Судя по информа­ ции, которая появилась в российской прессе, руководство Минобороны решилось на перестройку структуры ГРУ, ко­ торая оставалась неизменной с советских времен. н □ .ачальник Генштаба генерал армии Юрий Ба­ луевский, объявляя о структурных измене­ ниях в разведуправлении, заявил: «Цель ре­ формы — совершенствование системы воен­ ной разведки в целом при сохранении за ви­ дами Вооруженных Сил функций и задач раз­ ведки, оснащение разведывательных подраз­ делений, находящихся в видах Вооруженных Сил, при жесткой централизации и планиро­ вании Генеральным штабом». Согласно инфор­ мации, опубликованной в российских газетах, суть реформы такова. Разведывательные уп­ равления Сухопутных войск, Военно-Морско­ го Флота и Военно-Воздушных Сил будут уп­ разднены, а вместо них появятся отделы, под­ чиняющиеся непосредственно ГРУ. Это, в ча­ стности, отразится на их кадровом составе. Ранее в управлениях служили более 20 офи­ церов в чине от майора и выше. Начальника­ ми управлений были генерал-лейтенанты. В новых отделах будут служить не более шести старших офицеров во главе с полковниками. Сокращению также подлежат разведотделы родов войск (воздушно-десантных, ракетных войск стратегического назначения и космичес­ ких). По данньи! «Независимой газеты», штат­ ная численность каждой из этих структур состав­ ляет в настоящее время до восьми офгщеров. Как отмечают эксперты «Агентуры.Ру», разведывательные управления видов Воору­ женных Сил, сохранившие структуру со вре­ мен СССР, фактически находились в двойном подчинении. Начальники разведуправлений флота, ВВС или сухопутных сил являлись одновременно и заместителями штаба видов ВС, и подчиненными ГРУ Генштаба. На са­ мом деле они в большей степени координиро­ вали свои действия со своим непосредствен­ ным начальством в штабе, а не с Генштабом. Это не устраивает Минобороны, учитывая важность службы, которую считают одной из самых эффективных в структуре силовых ве­ домств России. Как полагают эксйерты «Аген­ туры», фактически в России (СССР) существо­ вали несколько почти автономных разведы­ вательных служб, действовавших в интере­ сах различных видов ВС. Генштабу они под­ чинялись лишь формально. Возможно, дополнительные опасения возник­ ли в Минобсданы после истории с покушением на главу РА(5 «ЕЭС» Анатолия Чубайса, в кото­ ром, по данным следствия, участвовал полков­ ник ГРУ в отставке Владимгф Квачков. Дело в том, что разведуправления не просто занимались ведением разведки, но и командовали соответ­ ствующими подразделениями специального на­ значения. По мнению большинства военных эк­ спертов, спецслужбы ГРУ являются одними из самых боеспособных и обученных в России, а уж мириться с существованием нескольких спец­ назов, не подчиненных единому центру в Крем­ ле, точно долго не смогли бы. Глава Генштаба объяснил это необходимо­ стью улучшения процесса обучения спецна­ зовцев: «Существующая сегодня система под­ готовки разведывательных подразделений видов Вооруженных Сил — это вчерашний день. В рамках совершенствования системы подготовки частей и подразделений разведки товодятся соответствующие мероприятия». До сих пор, правда, на уровень подготовки спецназа никто не жаловался. Реформа спецназа имеет и другое объясне­ ние, и эксперты также отметили эту тенден­ цию. Как уже сообщалось, Минобороны в на­ стоящее время проводит глубокие структурные изменения. В частности, планируется ликви­ дировать военные округа, введя вместо них ре­ гиональные командования, а также упразднить главкоматы видов Вооруженных Сил и коман­ дования родов войск, заменив их на соответ­ ствующие подразделения в региональных ко­ мандованиях. Эта реформа в целом реоргани­ зует российские Воостженные Силы по прин­ ципу американских. В будущем ГРУ также по своей структуре станет более «американским». Стоит отметить, что ГРУ уже пытались ре­ формировать после развала C( j CP, однако, судя по всему, это сделать не удалось. Последняя по­ пытка бьша ггоедпринята в 2(Ю1 году после при­ хода Сергея Иванова на пост министра обороны. Тогда министр попытался подчинить ГРУ поли­ тическому руководству страны, поставив на ряд ключевых постов людей, лояльных руководству Минобороны. Чем закончилась эта попытка, не известно, однако в настоящее' втемя, как отмеча­ ют компетентные эксперты, ГРУ щюдолжает ос­ таваться структурой, независимой от Кремля. В одном из наиболее полных на сегодняш­ ний день исследований деятельности развед­ ки Генштаба — книге политолога и историка Александра Колпакиди «Империя Г Р ^ — автор, анализируя состояние этой структуры, отмечает, что она переживает, мягко говоря, не лучшие времена. В пер^ю очередь это касается финанси­ рования. Служба, которая в СССР работала в масштабах всего мира, теперь сокращает свою деятельность до регионального уровня. Из нее после перестройки ушло множество специа­ листов, за рубежом остались базы спецназа и другие объекты. Развал Советского Союза так­ же привел к разрушению структуры ГРУ, что также привело войсковые управления к из­ лишней «самостоятельности». Наконец, эта служба менее всех осталь­ ных связана с политическим руководством страны. Ее руководитель Валентин Корабель- ников регулярно общается лишь с министром обороны, тогда как представители ФСБ и (JBP передают свои доклады лично президенту. Насколько оправданна реформа структуры ГРУ, сказать сложно. В любом случае жест­ кое подчинение Генштабу «независимые» раз­ ведчики встретят скорее всего с недовольством. Скажется ли изменение структуры разведуп­ равления Генштаба на эффективности его ра­ боты, также сказать сложно. Единственный по­ зитивный момент в этой реформе для ГРУ может быть лишь в области финансирования. Ведь близость к политической власти может не только лишить управление определенной свободы, но и дать определенные привилегии. Павел АКСЕНОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz