Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)
«ЛГ», 15 апреля 2006 г., № 73 (22701) 7 ПРАВОВОЕ ПОЛЕ РАЗБОР ПОЛЕТОВ Бюджетный процесс Прокурорскими проверками по-прежнему выявляются многочисленные нарушения бюджетного законодательства органами местного самоуправления с е Любой закон должен исполняться. Тем более, если речь идет о соблюдении бюджетного законодательства. Надзор в данной сфере — одно из приоритетных направлений в дея тельности прокуратуры области. При этом основное внимание сконцентрировано на законности издания правовых актов орга нами государственной власти области и местного самоуправ ления, исполнении законов о собственности, приватизации, налогах, законности использования средств федерального бюд жета и бюджетов других уровней. В прошлом году по фак там нарушений бюджетного законодательства прокурора ми было опротестовано 22 незаконных правовых акта, изданных органами местно го самоуправления, внесено 45 представлений и объявле- р 23 предостережения. По окурорским представлени ям к дисциплинарной ответ ственности привлечены 20 должностных лиц. К сожалению , как и прежде, наибольшее количе ство нарушений бюджетного законодательства выявляет ся в деятельности органов местного самоуправления. Особенно этим грешат при принятии и исполнении бюд жетов, а также при издании правовых актов о налогооб ложении. Настоящей ахил лесовой пятой для муници палитетов в бюджетной сфе ре остаются нарушение по рядка разграничения бюд жетных полномочий между их представительными и ис полнительными органами, несоблюдение принципа гласности, введение в мест ные бюджеты налоговых до ходов, не предусмотренных федеральным законодатель ством о налогах и сборах, не соблюдение требований зако нодательства, регламентиру ющего порядок закупок то- -( Законотворчество У Федеральное законодательство Проиндексировали с 1 апреля 2006 года проиндексирована базовая и страховая части трудовой пенсии. Для базовой части установлен коэффици ент в размере 1,085; для страховой части трудовой пенсии — в размере 1,063, (Постановление Правительства РФ от 24.03.2006 № 165 «Об утверждении коэффициента индексации с 1 апреля 2006 г. базовой части трудовой пенсии и коэффициента дополнительного увеличения с 1 апреля 2006 г. размера страховой части трудовой пенсии», «Российская газета», № 64, 30.03.2006 г.) Предъявите уши, лапы, хвост Постановлением Правительства определено: при ввозе на тамо женную территорию России живых животных и продукции животного происхождения таможенным службам надлежит руководствоваться действующими в Российской Федерации ветеринарными требова ниями в части, не противоречащей Санитарному кодексу наземных животных Международного эпизоотического бюро Всемирной орга низации здравоохранения животных. Иными словами, хомяков, кро кодилов и прочую живность следует ввозить в Россию в соответ ствии с международными стандартами в области ветеринарии. (Постановление Правительства РФ от 24.03.2006 г. № 159 «Оприменении ветеринарных мер при ввозе живых живот ных и продукции животного происхождения на таможен ную территорию Российской Федерации», «Собрание за конодательства РФ», 27.03.2006 г., № 13, ст. 1410, «Рос сийская газета», № 62, 28.03.2006 г.) Гордое имя - Росися Шесть министерств и антимонопольная служба России приня ли совместный приказ, которым образована Межведомственная комиссия по вопросам использования наименований «Россия», («Российская Федерация» и образованных на их основе слов и сло восочетаний в названиях организаций. (Приказ Минюста РФ № 39, Минздравсоцразвития № 112, Минкультуры РФ № 73, Минобрнауки РФ № 29, Минфина РФ № 39н, Минэкономразвития РФ № 42, ФАС РФ № 39 от 10.03.2006 г. «О Межведомственной комиссии по воп росам использования наименований «Россия», «Российс кая Федерация» и образованных на их основе слов и сло восочетаний в названиях организаций») Письмецо в конверте Если вам интересно, как скоро должна дойти до адресата кор респонденция, почитайте новые нормативы частоты сбора из по чтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной кор респонденции, а также контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции. Так, выемка из почтовых ящиков письменной корреспонден ции должна осуществляться: а) из почтовых ящиков, расположенных вне объектов почтовой связи; на внутригородской территории городов федерального значе ния, на территории административных центров субъектов Россий ской Федерации — 5 дней в неделю,не менее 2 раз в день, а в оставшиеся 2 дня — не менее 1 раза в день; на территории административных центров муниципальных рай онов — не реже 5 дней в неделю, не менее 1 раза в день; на территории иных поселений — не реже 3 дней в неделю, 1 раз в день; б) из почтовых ящиков, расположенных внутри объектов по чтовой связи, — по рабочим дням не менее 1 раза в день. Доставлять же почту должны: а) на внутригородской территории городов федерального зна чения, на территории административных центров субъектов Рос сийской Федерации — ежедневно не менее 1 раза в день; б) на территории административных центров муниципальных районов — не реже 5 дней в неделю, не менее 1 раза в день. Указанные правила вводятся в действие с 1 июля 2006 года. (Постановление Правительства РФ от 24.03.2006 г. № 160 «Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной кор респонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции») Законолательство Липецкой области Поехали! По состоянию на 1 января 2006 года определена маршрутная сеть города Липецка с перечнем транспортных организаций, кото рые осуществляют регулярные перевозки пассажиров транспор том общего пользования. (Распоряжение главы администрации г. Липецка от 21.03.2006 г. № 1389-р «О маршрутной сети г. Липецка») С 1 апреля 2006 года вступили в силу новые Правила пользо вания трамваями, троллейбусами и автобусами в городе Липецке. В них определены права и обязанности водителей, кондукторов и пассажиров городского пассажирского транспорта. (Постановление главы администрации г. Липецка от 27.03.2006 г. № 6 «О Правилах пользования трамваями, троллейбусами и автобусами в городе Липецке» (вместе с «Правилами») Ребенок просится в дестад в середине 90-х годов прошлого века, когда рождаемость была ниже нуля, власти Липецка, видимо, поверили, что в лучшую жизнь нам уже не выкарабкаться, а потому добрую половину помещений детских садов отдали под другие учреждения: бывшие садики пе рестроили и отдали под нужды милиции, здравоохранения. Но жизнь немного наладилась, и детей снова стали рожать. Только отдать их в дошкольные образовательные учреждения се годня стало глобальной проблемой. Тысячи детей в Липецке стоят на очереди (!) в детский сад. Исправляя ошибки прошлого, депу таты Липецкого городского Совета и администрация города Ли пецка обратились к главе администрации области и председателю областного Совета депутатов с просьбой ускорить принятие обла стной целевой программы «Восстановление и расширение сети дошкольных образовательных учреждений Липецкой области (на 2006—2008 годы)». Воистину: ломать — не строить... (Решение Липецкого городского Совета депутатов от 21.03.2006 г. № 266 «Об обращении Липецкого городско го Совета депутатов и администрации города Липецка к главе администрации Липецкой области О.П. Королеву и председателю Липецкого областного Советадепутатов П.И. Путилину» (вместе с «Обращением»), «Липецкая газета», № 58, 29.03.2006 г.) С нормативно -правовыми актами знакомил Леонтий КОЛЕЧКО. варов для муниципальных нужд и т.д. Все это свиде тельствует не только о недо статочном уровне правового обеспечения нормотворчес кого процесса на местах, но и нежелании некоторых ру ководителей следовать бук ве закона. Как показала недавняя проверка, основными причи нами, влияющими на закон ность и правопорядок в сфе ре бюджетных правоотноше ний, являются недостаточ ная законодательная регла ментация на уровне муници пальных образований вопро сов бюджетного процесса, налоговых правоотношений, порядка использования му ниципальной собственности, контроля за целевым исполь зованием финансовых ресур сов. Существенно влияет на законность использования средств местных бюджетов отсутствие самостоятельных финансовых контрольных органов. Закрепленные Бюд жетным кодексом РФ полно мочия по созданию органов муниципального финансово го контроля, как свидетель ствует практика, на местах используются крайне неэф фективно. На сегодняшний день только в нескольких муниципальных образовани ях созданы самостоятельные контрольно-счётные комис сии. По-прежнему имеют ме сто закупки товаров, выпол нение работ и оказание ус луг для муниципальных нужд вопреки требованиям действующего законодатель ства. В нарушение требований ст. ст. 71-73 БК РФ в ряде районов не созданы конкур сные комиссии, ненадлежа щим образом ведутся реест ры закупок товаров, работ и услуг для муниципальных нужд, заключенные муници пальные контракты не отве чают предъявляемым требо ваниям. До недавнего времени за конодательство Российской Федерации о закупках для государственных и муници пальных нужд не имело еди ной системы. Отношения по закупкам регламентирова лись целым рядом федераль ных законов и подзаконных нормативных правовых ак тов, содержащих значитель ное количество противоречи вых норм. На уровне субъек тов Федерации и муници пальных образований сфор мировалась отдельная систе ма законодательства о закуп ках. ■С целью установления единого порядка размеще ния государственных и му ниципальных заказов, 21 июля 2005 года был принят Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполне ние работ, оказание услуг для государственных и му ниципальных нужд», всту пивший в силу с 1 января текущего года. Данный закон направлен на решение таких задач, как обеспечение прозрачности механизма осуществления закупок продукции для го сударственных и муници пальных нужд, стимулиро вание добросовестной конку ренции и увеличение эконо мии бюджетных средств, ус транение возможностей зло употреблений и коррупции посредством четкой регла ментации процедур осуще ствления закупок. И поло жения данного закона под лежат неукоснительному ис полнению. Соблюдение уста новленных требований по зволит значительно эконо мить бюджетные средства и снизит уровень злоупотреб лений со стороны должнос тных лиц. Вадим ЧБРНИКОВ, прокурор отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства облпрокуратуры. С ДРУГОЙ точки ЗРЕНИЯ Правовой закон и право на судебную защиту Действующая Конституция провозглашает Российскую Федерацию демократическим правовым государством, пра вовая система которого ориентирована на понимании права как общеобязательной формы равенства, свободы и справед ливости, где критерием выступает сам человек, его права и свободы, которые и должны определять смысл, содержание и применение законов, а также деятельность всех органов госу дарственной власти, в том числе и суда. Актуальность академической, кабинетной проблемы права и закона обусловлена тем, что су ществуют законы, соответствую щие правовым критериям, кото рые следует считать правовыми. Здесь право и закон совпадают. Есть и законы, не всегда адек ватно выражающие право, не от вечающие правовым критериям. В связи с чем от правовых необ ходимо отличать неправовые за коны, которые законодателем не должны приниматься, а судами — применяться. Как очевидно, в со ответствии с этим, в ч .2 ст. 55 Конституции РФ указывается, что «в Российской Федерации не должны издаваться законы, отме няющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина». Это значит, что законы должны быть правовыми, и только вер ховенство и соблюдение таких законов создает соответствую щий требованиям правового го сударства режим законности. Одним из распространенных аргументов против использова ния в теории и практике понятий «правовой закон» и «неправовой закон» служит суждение о том, что это ослабляет регулятивную роль закона, создает препятствия государству и его институтам в выполнении правоохранительной функции, формирует нигилисти ческое отношение к закону и пра ву. Однако согласиться с подоб ными выводами нельзя, и преж де всего потому, что при разли чении права и закона как раз и становится очевидной регулятив ная роль не закона как такового, а именно права, которое закон должен выражать адекватно. Про тиворечащий праву закон не дол жен быть источником правового регулирования, а использование государством для регулирования общественных отношений непра вовых законов находится в пря мом противоречии с его право охранительной функцией. В главе 1 Конституции РФ закрепляются верховенство Кон ституции в системе нормативно правовых актов и особый поря док внесения изменений и допол нений в положения этой главы. С учетом значимости основ консти туционного строя они могут быть отменены, изменены или допол нены в том же порядке, в каком была принята Конституция, — самим народом в ходе референ дума либо Конституционным со бранием (ст. 153 Конституции РФ). Но необходимо прежде пояс нить, что, вопреки расхожему мнению о верховенстве закона как принципе правового государ ства, в Конституции нет никакого принципа верховенства закона. В ч. 2 ст. 4 Конституции РФ (ст. 4 раскрывает суверенитет Россий ской Федерации, т.е. в первом приближении объясняет соотно шение полномочий государствен ной власти Федерации и субъек тов Федерации) говорится, что федеральная Конституция и фе деральные законы (все законы, принимаемые на федеральном уровне, включая федеральные конституционные законы) имеют верховенство на всей территории России. (В СТ.76 Конституции это принципиальное положение кон кретизируется с учетом разгра ничения предметов ведения меж ду Федерацией и субъектами Федерации.) В ч. 2 ст. 15 Конституции РФ говорится о всеобщей обязанно сти соблюдать (1) Конституцию РФ и (2) законы. Верховенством по отношению к законам обла дает не только Конституция, но и постановления Конституционного Суда РФ, так как законы, при знанные Конституционным Судом ■РФнеконституционными, утрачи вают силу (ч. 6 ст. 125 Конститу ции). Перечень подобных приме ров неверховенства закона в пра вовом государстве можно про должить. К сожалению, принятие не правовых законов, особенно в субъектах Федерации, носит рас пространенный характер, что не только мешает осуществлению и защите гарантированных Консти туцией РФ прав и свобод, но и создает реальную угрозу един ству страны, порождает несогла сованность действий институтов власти, негативно сказывается на реализации любых функций госу дарства. Юридической обще ственности по решениям Консти туционного Суда РФ и других су дов, а также публика- циям в печати хорошо известны огрехи фе дерального и регио нального законода тельства. В частности, широко освещались случаи вводимых в регионах ограничений на выбор места жи тельства, приобретение права собственности, на перемещение товаров и услуг и т.п. В стране действительно су ществует проблема правового нигилизма, но она во многом свя зана с несовершенством законо дательства, традиционно отожде ствляемого с правом. Оценка законов при их при нятии и применении на предмет соответствия праву как раз и на правлена на повышение качества законодательной базы, что будет способствовать формированию уважительного отношения к пра ву и преодолению правового ни гилизма. Кроме того, юридичес кое правопонимание вовсе не предполагает, что оценка законов с выбором соответствующего ва рианта поведения должна быть отдана на усмотрение любых субъектов правоотношений. Офи циальное решение по вопросу о том, противоречит ли тот или иной нормативный акт в системе законодательства праву или нет, уполномочены принимать суды, которым в силу специфики их де ятельности без соответствующей оценки законов в большинстве случаев будет просто невозмож но осуществить реализацию це лей правосудия, основной из ко торых является защита прав и свобод. Согласно Конституции РФ и Федеральному конституци онному закону «О судебной сис теме Российской Федерации», органами правосудия являются конституционные (уставные) суды, арбитражные суды и суды общей юрисдикции, которые осу ществляют судебную власть са мостоятельно и независимо от чьей бы то ни было воли, вклю чая законодательную и исполни тельную власти, подчиняясь толь ко Конституции РФ и правовому закону. Так, часть 2 ст. 120 Консти туции РФ закрепляет положение о том, что суд, установив при рас смотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает реше ние в соответствии с законом. В частности, установив, что право вой акт не соответствует закону, суд не применяет его, а прини мает решение, руководствуясь законом. Это положение распро страняется на любые подзакон ные акты, включая указы Прези дента РФ, постановления палат Федерального Собрания и т.д. Установив несоответствие зако ну одного из названных актов, суд своим определением (постанов лением) обращает внимание органа или должностного лица, его издавшего, на необходимость приведения такого акта в соот ветствие с законом либо его от мены. В таких действиях суда проявляется его контрольная функция. Формы судебного контроля различны. Часть 2 ст. 120 Кон ституции РФ предусматривает одну из них. Требование к суду принимать решение в соответ ствии с законом, если при рас смотрении дела будет установле но несоответствие ему акта го сударственного или иного орга на, означает, что суд, принимая решение по существу, одновре менно осуществляет контроль за содержанием подзаконных актов. Подзаконные нормативные акты (приказы, распоряжения, инст рукции) принимаются на основе Законы должны быть правовыми, и только верховенство и соблюдение таких законов создают соответству ющий требованиям правового государства режим законности и во исполнение конкретных за конов и должны им соответство вать. Иными словами, основным и непосредственным критерием должны выступать конституцион ные положения, и федеральный закон будет правовым, если он соответствует Конституции РФ, Федеральному конституционному закону. Для законов субъектов Федерации дополнительным кри терием могут выступать феде ральные законы, а также консти туции (уставы) этих субъектов, не противоречащие Конституции РФ и федеральным законам. Разуме ется, должны применяться и пра вила, позволяющие преодолевать противоречия в законах в зави симости от времени их принятия и соотношения с некоторыми за конодательными актами, имею щими определяющее значение при регулировании специфичес ких общественных отношений, как это предусмотрено, напри мер, в ст. 3 Гражданского кодек са РФ. Обнаружить текстуальное не совпадение в нормативных актах, регулирующих конкретную факти ческую ситуацию, не так уж слож но. Гораздо сложнее сделать вы вод об их соответствии самому смыслу, содержанию и принци пам права. Для отказа в применении не правового закона ввиду его не соответствия Конституции РФ не требуется в обязательном поряд ке постановления Конституцион ного Суда РФ. Суд, рассматри вающий дело, при наличии убеж дения о противоречии федераль ного закона Конституции РФ обя зан сам применить непосред ственно конституционные поло жения. Поскольку официальная дис квалификация федерального за кона возможна лишь по решению Конституционного Суда РФ, цель приведенных нормативных поло жений вполне очевидна и заклю чается в создании условий для оперативного устранения из си стемы законодательства непра вового закона. Однако эта цель вступает в противоречие с основ ной целью правосудия,которой, согласно ст. 18 Конституции РФ, является защита прав и свобод. Для ее непосредственного дос тижения необходимо не только правильно, но и своевременно разрешить дело, а приостанов ление производства по делу в связи с направлением запроса в Конституционный Суд РФ при условии, что суд сам мог приме нить непосредственно конститу ционные положения, значитель но отодвигает реализацию пра ва на судебную защиту. Иногда отсрочка в реализации такого права равнозначна отказу в пра восудии, как это нередко быва ло по делам о защите избира тельных прав, где само суще ствование спорных отношений скоротечно. Кроме того, возложение на суд обязанности до разрешения дела по существу сформулиро вать вывод о неконституционно- сти закона, регулирующего спор ные отношения, ставит его в сложное положение по отноше нию к равноправным сторонам в состязательном процессе, по скольку у них могут возникнуть обоснованные сомнения в бес пристрастности суда при продол жении разбирательства дела после утраты оснований для его приостановления. Следует заме тить, что Конституционный Суд РФ в постановлении от 16 июня 1998 г. по делу о толковании от дельных положений ст. ст. 125, 126 и 127 Конституции РФ при знал правомочие других судов в подобной ситуации непосред ственно применять конституци онные положения. Он лишь ука зал на необходимость после вы несения решения по такому делу направлять запрос в Конституци онный Суд РФ для официально го подтверждения неконституци- онности закона, который суд от казался применить. Это вполне соответствует целевой направ ленности правосудия, поскольку его факультативными целями яв ляются укрепление законности и правопорядка, формирование уважительного отношения к пра ву и суду, что, несомненно, тре бует официальной дисквалифи кации закона, который в реше нии суда признан не подлежащим применению из-за его противо речия Конституции РФ. Таким образом, в современ ной России имеется существен ное противоречие между консти туционными идеалами и реаль ностью. Вместе с тем Конститу ция содержит необходимые формально-юридические гаран тии свободы и собственности, установлена определенная сис тема разделения властей «по го ризонтали» и «по вертикали». Это уже принципиально иная правовая ситуация, в которой возможно конституционное раз витие в направлении правовой государственности. Связанность законодателя конституционным строем, в соответствии со смыс лом современной правовой док трины, означает не только то, что законодатель должен руковод ствоваться его смыслом и со держанием при издании зако нов, но и то, что эти законы дол жны соответствовать Конститу ции, то есть являться правовы ми. Нелли ГРИДЧИНА, адвокат коллегии адвокатов «Петровская» г. Липец ка , кандидат ю ридических наук. ГП ВЕСТИНГ — права работников на полу- , чение разнообразных выплат из фондов, создаваемых в основном за счет взносов работодателей (напр., пенсионных); пре доставляются лицам, проработавшим в данной фирме в течение определенного срока. ГП ГРАЖДАНСТВА ЦЕНЗ — установленное '—* конституцией или избирательным законом требование, согласно которому избира тель или кандидат на выборную должность должен обладать гражданством данного государства. Г.ц. является одним из самых распрост- ЮРИДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ раненных избирательных цензов и при меняется практически во всем мире. Лишь в некоторых государствах допуска ется участие в выборах в органы местно го самоуправления лиц, не являющихся их гражданами. I I МИНОРАТ— (от лат. minor— меньший) — — 1) преимущественное (а иногда исключи тельное) наследование имущества млад шим родственником семьи. Принцип М. был закреплен средневековым европей ским правом. В отличие от майората М. получил распространение главным обра зом в крестьянской среде. В русском до революционном обычном праве младший сын, если он оставался при отце, полу чал в наследство двор, а иногда и другое имущество; 2) само наследственное имущество, пе реходящее младшему в роде. СМЯГЧЕНИЕ НАКАЗАНИЯ — наказание ниже низшего предела, предусмотренно го законом за данное преступление. По уголовному праву РФ допускается, если обстоятельства дела и личность виновного свидетельствуют о незначительной степени общественной опасности, о наличии фак тов, особо смягчающих ответственность. Ё о > Военный спецназ в стадии реформирования Минобороны провело реформу Гпавного разведыватель ного управления Генштаба — одной из самых закрытых служб в силовых ведомствах России. Судя по информа ции, которая появилась в российской прессе, руководство Минобороны решилось на перестройку структуры ГРУ, ко торая оставалась неизменной с советских времен. н □ .ачальник Генштаба генерал армии Юрий Ба луевский, объявляя о структурных измене ниях в разведуправлении, заявил: «Цель ре формы — совершенствование системы воен ной разведки в целом при сохранении за ви дами Вооруженных Сил функций и задач раз ведки, оснащение разведывательных подраз делений, находящихся в видах Вооруженных Сил, при жесткой централизации и планиро вании Генеральным штабом». Согласно инфор мации, опубликованной в российских газетах, суть реформы такова. Разведывательные уп равления Сухопутных войск, Военно-Морско го Флота и Военно-Воздушных Сил будут уп разднены, а вместо них появятся отделы, под чиняющиеся непосредственно ГРУ. Это, в ча стности, отразится на их кадровом составе. Ранее в управлениях служили более 20 офи церов в чине от майора и выше. Начальника ми управлений были генерал-лейтенанты. В новых отделах будут служить не более шести старших офицеров во главе с полковниками. Сокращению также подлежат разведотделы родов войск (воздушно-десантных, ракетных войск стратегического назначения и космичес ких). По данньи! «Независимой газеты», штат ная численность каждой из этих структур состав ляет в настоящее время до восьми офгщеров. Как отмечают эксперты «Агентуры.Ру», разведывательные управления видов Воору женных Сил, сохранившие структуру со вре мен СССР, фактически находились в двойном подчинении. Начальники разведуправлений флота, ВВС или сухопутных сил являлись одновременно и заместителями штаба видов ВС, и подчиненными ГРУ Генштаба. На са мом деле они в большей степени координиро вали свои действия со своим непосредствен ным начальством в штабе, а не с Генштабом. Это не устраивает Минобороны, учитывая важность службы, которую считают одной из самых эффективных в структуре силовых ве домств России. Как полагают эксйерты «Аген туры», фактически в России (СССР) существо вали несколько почти автономных разведы вательных служб, действовавших в интере сах различных видов ВС. Генштабу они под чинялись лишь формально. Возможно, дополнительные опасения возник ли в Минобсданы после истории с покушением на главу РА(5 «ЕЭС» Анатолия Чубайса, в кото ром, по данным следствия, участвовал полков ник ГРУ в отставке Владимгф Квачков. Дело в том, что разведуправления не просто занимались ведением разведки, но и командовали соответ ствующими подразделениями специального на значения. По мнению большинства военных эк спертов, спецслужбы ГРУ являются одними из самых боеспособных и обученных в России, а уж мириться с существованием нескольких спец назов, не подчиненных единому центру в Крем ле, точно долго не смогли бы. Глава Генштаба объяснил это необходимо стью улучшения процесса обучения спецна зовцев: «Существующая сегодня система под готовки разведывательных подразделений видов Вооруженных Сил — это вчерашний день. В рамках совершенствования системы подготовки частей и подразделений разведки товодятся соответствующие мероприятия». До сих пор, правда, на уровень подготовки спецназа никто не жаловался. Реформа спецназа имеет и другое объясне ние, и эксперты также отметили эту тенден цию. Как уже сообщалось, Минобороны в на стоящее время проводит глубокие структурные изменения. В частности, планируется ликви дировать военные округа, введя вместо них ре гиональные командования, а также упразднить главкоматы видов Вооруженных Сил и коман дования родов войск, заменив их на соответ ствующие подразделения в региональных ко мандованиях. Эта реформа в целом реоргани зует российские Воостженные Силы по прин ципу американских. В будущем ГРУ также по своей структуре станет более «американским». Стоит отметить, что ГРУ уже пытались ре формировать после развала C( j CP, однако, судя по всему, это сделать не удалось. Последняя по пытка бьша ггоедпринята в 2(Ю1 году после при хода Сергея Иванова на пост министра обороны. Тогда министр попытался подчинить ГРУ поли тическому руководству страны, поставив на ряд ключевых постов людей, лояльных руководству Минобороны. Чем закончилась эта попытка, не известно, однако в настоящее' втемя, как отмеча ют компетентные эксперты, ГРУ щюдолжает ос таваться структурой, независимой от Кремля. В одном из наиболее полных на сегодняш ний день исследований деятельности развед ки Генштаба — книге политолога и историка Александра Колпакиди «Империя Г Р ^ — автор, анализируя состояние этой структуры, отмечает, что она переживает, мягко говоря, не лучшие времена. В пер^ю очередь это касается финанси рования. Служба, которая в СССР работала в масштабах всего мира, теперь сокращает свою деятельность до регионального уровня. Из нее после перестройки ушло множество специа листов, за рубежом остались базы спецназа и другие объекты. Развал Советского Союза так же привел к разрушению структуры ГРУ, что также привело войсковые управления к из лишней «самостоятельности». Наконец, эта служба менее всех осталь ных связана с политическим руководством страны. Ее руководитель Валентин Корабель- ников регулярно общается лишь с министром обороны, тогда как представители ФСБ и (JBP передают свои доклады лично президенту. Насколько оправданна реформа структуры ГРУ, сказать сложно. В любом случае жест кое подчинение Генштабу «независимые» раз ведчики встретят скорее всего с недовольством. Скажется ли изменение структуры разведуп равления Генштаба на эффективности его ра боты, также сказать сложно. Единственный по зитивный момент в этой реформе для ГРУ может быть лишь в области финансирования. Ведь близость к политической власти может не только лишить управление определенной свободы, но и дать определенные привилегии. Павел АКСЕНОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz