Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

IV_____ Q Q JQ 3 Беларусь—Россия. 13АПРЕЛЯ 2006 ЧЕТВЕРГ №13 (257) «Белые росы» в гостях у «Сябров» Сибиряков сравнивают с прославленным белорусским ансамблем Татьяна Коньякова НОВОСИБИРСК—МИНСК____________ НОВОСИБИРСКИЙ ансамбль «Белые росы» вернулся из гаст­ рольного тура по Беларуси. По­ ездка была приурочена к 10-ле- тию Союза. В рамках этой акции Дни новосибирской культуры прошли в Минской области. Му­ зыканты выступали с концерта­ ми в Дзержинске, Молодечно, Старых Дорогах и Смолевичах. Беларусь поразила сибиряков прехзде всего поддержкой наци- онсшьной культуры. — Приезжаешь в обычный районный Дом культуры, — рас­ сказывает художественный ру­ ководитель ансамбля «Белые росы» Александр Фершалов, — и видишь настоящий концертный зал, поражающий своей осна­ щенностью и ухоженностью. Жизнь в ДК кипит до одиннадца­ ти часов вечера — кружки , сек­ ции, народные хоры... В концертную программу, которую «Сибирские песняры», как называют ансамбль в Сиби­ ри, приготовили для белорус­ ской стороны, вошли русские народные, казачьи, авторские песни. В заключение концертов обязательно звучала белорус­ ская музыка. Последние музы ­ кальные номера «Пацалунок» и «Вальс дружбы» Игоря Лученка воспринимались с особой бла­ годарностью . «После концер­ тов — корзины цветов», — вспоминают о белорусском гос­ теприимстве новосибирские артисты. «Белым росам» в Беларуси сделали комплимент, сказав, что на белорусском языке они поют как на родном. Белорусские ме­ лодии действительно звучат в исполнении музыкантов «без ак­ цента». Трудно поверить, что ис­ полняют их не этнические бело­ русы. Мало того, белорусская музыка в репертуаре коллектива появилась не так давно. — Произошло это после лич­ ного знакомства с ансамблем «Сябры», — говорит А. Ферша­ лов. — «Сябры» приезжали в Но­ восибирск в 2002 году, когда го­ род стал столицей празднования Дней славянской письменности и культуры. Тогда же возникла идея сделать совместную про­ грамму: у белорусов — имя, сла­ ва, сибиряки по старым филар­ моническим традициям были со­ гласны работать «на разогреве». Однако, когда на следующий год оба ансамбля отправились в сов­ местный тур по городам Сибири, уже на первых концертах после первого отделения музыканты «Сябров» шутили: «Ну, ребята, нам после вас уже и выходить не­ удобно». С тех пор коллективы дружат. Вместе со звездами отечест­ венной эстрады сибиряки участ­ вовали в праздновании тридца­ тилетнего юбилея «Сябров». По­ том белорусы лриезжали в Ново­ сибирск с ответным визитом вместе с композитором Олегом Ивановым. В начале нынешнего года музыканты совместно при­ нимали участие в праздничной программе в концертном зале «Россия» в Москве по случаю за­ кладки Звезды ансамбля «Сяб­ ры» на Аллее звезд. «Белые росы» активно сот­ рудничают с белорусской диас­ порой в Новосибирской области. Она насчитывает около 30 тысяч человек, в Новосибирске сегод­ ня проживают 6 тысяч белору­ сов. Пути, по которым белорусы попали в Сибирь, самые разные. В Кыштовском районе Новоси­ бирской области, например, есть деревня с «вкусным» названием Колбаса, практически все жите­ ли ее — потомки белорусских пе­ реселенцев столыпинских вре­ мен. В деревне сохраняют тради­ ционную белорусскую культуру, обычаи и причем говорят на бе­ лорусском языке начала XX ве­ ка. Белорусский культурно-про­ светительский центр возглавля­ ет Иван Панасюк. Белорус, уро­ женец деревни Леликово Коб- ринского района, в Новосибирск приехал более 10 лет назад, за­ нялся бизнесом. Когда понял, что Сибирь стала его второй ро­ диной, проникся идеей создать вокруг себя «маленькую Бела­ русь». С группой единомышлен­ ников И. Панасюк взялся за соз­ дание центра. — Как бы хорошо ни жилось в Сибири белорусу, ему всегда бу­ дет не хватать родной речи, тра­ диций, наконец, общения с зем­ ляками, — говорит он. — Центр должен был восполнить этот де­ фицит, и он это сделал. И еще. В 2002 году в Новоси­ бирске воздвигли храм в честь белорусской святой Евфросинии Полоцкой. Красивая церковь, выполненная в старославянском стиле, стала центром церковной жизни православных белорусов Сибири. Белорусский культурно­ просветительский центр носит имя просветительницы Беларуси Евфросинии... Проведение в 2004 году Года культуры Беларуси в России, а в 2005-м — Года России в Бела­ руси открыло новые возможно­ сти для реализации многих культурных проектов. Нынеш­ ний год, как год десятилетия об­ разования Союза, тоже обеща­ ет быть насыщенным. Первые шаги уже сделаны. В январе по приглашению Брестской фи­ лармонии на Брестщине вы­ ступил ансамбль «Играй, гар­ монь» Российского центра име­ ни Геннадия Заволокина. 16 ап­ реля в Новосибирске пройдет традиционный фестиваль рос­ сийско-белорусской дружбы, на лето запланирован большой фестиваль белорусской музы ­ ки. Сейчас .коллектив готовит большой совместный проект с «Сябрами» — «Шаги навстре­ чу». Среди многочисленных на­ град музыкантов — несколько дипломов за содействие укреп­ лению дружбы славянских наро­ дов. В июле артисты собираются поехать на «Славянский базар» в Витебске». Мой персонаж Моцарт Отец певца строил БАМ, а тетя живет в Жодино Татьяна Хорошилова В МОСКВЕ проходит,театраль­ ный фестиваль «Золотая мас­ ка». Среди номинантов — спек­ такль Большого театра «Дети Розенталя», где солист Большо­ го театра Роман Муравицкий ис­ полняет главную партию. Его родных в Беларуси разбро­ сала война, Роман вырос на бере­ гу Байкала. Были здесь рыбоза­ вод да лесозаготовительные предприятия. Здесь, в далеком Северобайкгшьске, Рома Мура­ вицкий вместе со школьными пре­ мудростями постигал секреты иг­ ры на баяне. После армии с по­ хвальными грамотами «отцов-ко- мандиров» поступил на музы­ кальный факультет Иркутского пединститута. «Стать бы нашему герою прилежным преподавате­ лем музыки в одной из общеобра­ зовательных школ, но учительни­ ца увидела в Роме «искру Бо­ жию». Ее настойчивые рекомен­ дации и сыграли решающую роль втом, что он стал вокалистом». За год до выпускных экзаме­ нов в консерватории Муравицко- го приметили, он получил при­ глашение в Московский театр имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. Се­ годня в его репертуаре партии в «Турандот», Германа в «Пиковой даме». Самозванца в «Борисе Годунове», в «Летучем голланд­ це» и другие. Пение Романа Му- равицкого отличает энергетика, романтический флер. — У вас музыкальные корни в роду были? — Нет. Я первооткрыватель. Может, сыновья по моим стопам пойдут... У меня папа белорус, он из-под Минска, из деревуш ­ ки Холопиничи. Отец родился в Беларуси, потерял родителей, рос в детском доме. Это был 1942 год, у него в метриках на ­ писано: дата рождения — вто­ рая половина сорок второго го­ да, точно не могли установить дату рождения. После оконча­ ния ФЗУ отец отправился в Си­ бирь на практику. Строил БАМ, а его брат отыскался в Тынде. Сестру нашел на родине, в Бе­ ларуси, в Жодино. Она до сих пор там живет. Я гостил у нее, мне очень в Бе­ ларуси понравилось. — Кто вам симпатичви из ваших ге­ роев? — Пьер Безухов. Что-то есть во мне от него. Он рассеянный человек, но я бы про себя не ска­ зал, что я такой же. Пьер — доб­ рый, самый человечный человек во всей опере. Для меня важно, чтобы от человека исходила по­ ложительная энергия, он сочув­ ствует всем. Это я и хотел пока­ зать. — В Большом театре до реконструк­ ции была самая лучшая в мире сце­ на... — Главное для нас, чтобы сце­ на не потеряла акустику, ту, что была до реконструкции. — Что вам ближе в театре? — Мой персонаж — компози­ тор Моцарт. Капитан Клосс к заданию готов Известный польский актер Станислав Микульский не теряет надежду, что сериал «Ставка больше, чем жизнь» увенчается фильмом о судьбе «польского Штирлица» персона Анатолий Шаповалов В А РШ А В А — М О С К В А — МИНС К ЕЩЕ ОДНА ладонь прибавилась на Аллее польских звезд в Менд- зыстрое. Ее отпечаток оставил Станислав Микульский, при­ знанный лучшим актером в исто­ рии польского кино. Представлять пана Станисла­ ва, пожалуй, не стоит: сыгран­ ный им разведчик капитан Ганс Клосс был кумиром российских, белорусских, вообще советских девушек. Приключенческий се­ риал «Ставка больше, чем жизнь», чьи съемки начались со­ рок лет назад, по сей день самый популярный в бывших соцстра- нах. Не зря же к первоначально запланированным шести сериям вскоре пришлось добавить еще 12. Только на польском телеви­ дении он демонстрировался око­ ло 30 раз. Не грех жаловаться на забвение капитану Клоссу и в России, и в Беларуси, где, без преувеличения, очень полюбил­ ся отважный разведчик. И все-таки каждый раз, гото­ вясь к беседе со Станиславом Микульским, я испытывал некий дискомфорт. И не только потому, что капитан Клосс не любит да­ вать интервью, частенько, гово­ ря языком разведчиков, «шиф­ руется». Время, да и сегодняш­ няя Польша, не секрет, сделали ставку на других героев. — Если бы ты знал, чего я только не наслушался и не начи- тгшся, — признается пан Стани­ слав. — Микульский, мол, брал только своей фактурностью, внешностью. Не случайно им не интересовалось серьезное кино «польской школы». Ну а факты того, что Анджей Вайда пригла­ сил меня сниматься в знамени­ том «Канале», разумеется, умал­ чивались. А тот фильм получил в 1958 году специальную премию на Каннском фестивале. — Пан Станислав, как вам живется сегодня? — Встаю: вижу солнце, чувст­ вую, что ничего не болит, — вот те- бе''"и огромная радость. Я без штатной работы, на вольных хле­ бах, что сегодня, как говорят, очень модно. Разумеется, есть и «но». После вступления Польши в Евросоюз здорово повысились цены. Впрочем, я не строил иллю­ зий. Понимаю, что причаливание к лону свободы и рынка обернется подгонкой цен к единому евросо- юзовскому стандарту. В общем, денег, как у всех и как везде, ко­ нечно, не хватает. На пенсию не проживешь, поэтому подрабаты­ ваю и на радио, и на телевидении. Раньше актер, вышедший на пен­ сию, мог несколько раз выступить в своем театре. Сейчас число теа­ тров, да и театральных трупп со­ кратилось, а размеры госдотаций уменьшились в четыре раза. Пе­ рестал существовать и мой род­ ной Национальный театр, по­ скольку здание сгорело, средств на его восстановление не на­ шлось, а труппу распустили. — В ваших словах чувствувтся нос­ тальгия по прошлому. —я не сторонник того, что до 1989 года все было плохо, а сего­ дня, напротив, все хорошо. На мой взгляд, из прошлого надо от­ брасывать плохое, но одновре­ менно следует ценить хорошее. В первую очередь то, что у людей была работа. Слов нет, до 1989 года далеко не все ездили на ав­ томобилях, но на сносную жизнь хватало всем. Было терпимо, скромно, но все же было. А глав­ ное — не было такой преступно­ сти. По вечерам и даже ночью не страшно было возвращаться до­ мой. — Не уговаривали ли вас, имея в виду ваш имидж и позицию, занять­ ся политической деятельностью? — К такой деятельности я не стремился. Но не скрываю того, что имел и имею собственные взгляды. Их можно назвать неза­ висимыми. — Говорят, вам досталось и за под­ держку генерала Ярузельского? — Я ценил и ценю генерала. — Разумеется. До сих пор по­ мню детали съемок «Европей­ ской истории», где был занят вместе с Вячеславом Тихоно­ вым, Беатой Тышкевич. Спасибо россиянам — недавно они задей­ ствовали меня в сериале «Ди­ версант». Роль рядовая, но я и этому был рад. Я с удовольстви­ ем вспоминаю свою работу в Мо­ скве, где в 1988— 1990 годы ру­ ководил Центром информации и культуры, популяризируя поль­ ское кино, театр и музыку. Неод­ нократно бывал в Беларуси, объ­ ехал Сибирь, центр, другие реги­ оны России. В 1990 году отозва­ ли в Варшаву: в Польше нача- Спасибо россиянам—недавно они задействовали менявсериале «Диверсант». Рольрядовая, нояиэтому был рад Он спас Польшу от братоубийст­ венной войны. Не будь введено военное положение в декабре 1981 года, события в стране мог­ ли бы быть страшными. В этой связи не понимаю тех, кто сейчас судами донимает Ярузельского, которому за восемьдесят лет. Уж кто-кто, а он заслужил покой. — Снимают ли вас сегодня в кино? — Редко, молодые режиссе­ ры отдают предпочтение своим сверстникам актерам, что есте­ ственно. Коммерческие съемки мне не нравятся, жду серьезных предложений. — Иот российских, белорусских ре­ жиссеров? лись изменения. Дома меня на­ чали обвинять в том, что я рабо­ тал на советскую разведку. Пе­ ред трансляцией каждой серии «Ставки», как правило, высту­ пал критик, который вовсю разо­ блачат «польского Штирлица», равно как и сюжетные неточно­ сти. — Как обстоят сегодня дела со «Ставкой больше, чем жизнь»? Я в курсе того, что и этому сериалу, и фильму «Четыре танкиста и соба­ ка» ныне не очень-то везет в прока­ те. — Да, было выдвинуто требо­ вание запретить их показ по те­ левидению. Обосновывали это тем, что ленты, дескать, «живо отображают недавнюю историю, чрезмерно восхваляют совет­ скую оккупацию». Без пояснений тут не обойтись. Дело в том, что Польша стала членом НАТО. Это бросило, разумеется, тень на прежних киногероев. Краков ­ ская ветеранская организация, в составе которой представители ранее, быть может, недооценен­ ной Армии Крайовой (прежде восхвалялось главным образом Войско Польское, освобождав­ шее отчизну с востока) потребо­ вало запрета тех сериалов на том основании, что они являются «продуктом коммунистической пропаганды, особенно непри­ глядно представляют немцев, с которыми-де у нас сегодня нор­ мальные отношения». Ветераны указгши, что и «Ставку больше, чем жизнь» надо переделать. А для этого необходимо переснять ряд сцен. Я ответил отказом, мо­ тивировав его тем, что актер, ко­ торому уже за 70, не может иг­ рать 35-летнего офицера-раз- ведчика: он годится капитану Клоссу в деды. Мои объяснения приняли вроде бы в расчет, хотя от идеи пересъемки ряда сцен не отказались. Тем временем по­ ступило и разумное предложе­ ние — снять фильм о том, что произошло с героями «Ставки больше, чем жизнь» спустя двад­ цать лет после войны. Тут я готов был поучаствовать. Прочитал даже сценарий «Со мной это не пройдет». Согласно ему капитан Клосс, живущий на пенсии, включился, имея ряд докумен­ тов, в поиски сокровищ рейха. Причем начал сотрудничать да­ же с Бруннером, с которым в «Ставке» был во враждебных от­ ношениях... Дело уперлось в ■ Станислав Микульский; Я с удовольствием вспоминаю о Москве... спонсора, который мог бы вло­ жить в производство фильма со­ лидные деньги, и застопорилось. — Знаю, вы не любите говорить о сооей личной жизни. Ивсе-таки... — Сразу должен заявить: у ме­ ня никогда не было, как это утвер­ ждали досужие языки, восьми жен. Супруга даже не обращала внимания на эти сплетни. У нас есть сын, а также внук и внучка. Не переношу участия в тусовках, малополезных встречах, конфе­ ренциях, фестивалях и т.д. Стара­ юсь почаще вырываться на дачу. Она у нас в чудесных местах — на Мазурах, в 240 километрах от Варшавы. Там небольшой уча­ сток и дом со всеми удобствами. — Что бы вы хотели пожелать в но­ вом году россиянам,белорусам,ко­ торые высоко ценят ваше актерское мастерство? — Жив, здоров, чего желаю всем без исключения. Кланяюсь тем, кто обо мне помнит. Родите­ лей прошу: если ваши дети про­ гуляют уроки ради сериалов, о которых мы говорили, не наказы­ вайте их строго. Они должны знать правду о роли Красной Ар­ мии и Войска Польского в раз­ громе гитлеровского фашизма. Дезинформации относительно этого и причин исхода Второй мировой войны сегодня хоть от­ бавляй. Ведь немало тех, кто же­ лал бы оправдать свои нынеш­ ние неудачи искажением нашей истории. И это только начало Российский художник устроил в Беларуси свою выставку проект Алексей Шалаев, Елена Михайлова МИНСК — МОСКВА ■ Алексей Шалаев привез свою первую выставку в Беларусь десять лет назад. ТЕПЛЫЕ, искренние картины российского художника Алексея Шалаева, в течение месяца экс­ понировавшиеся в Националь­ ном художественном музее Бе­ ларуси, увидели более трех ты­ сяч человек. Теперь его полотна отправятся в Гродно, позже — в Брест. А. Шалаева в Беларуси знают и ценят еще со времени его пер­ вой персональной выставки в Минске 1о лет назад. Живописец отвечает публике взаимностью, последняя его выставка так и на­ зывалась — «Беларуси и России с любовью». Накануне под таким же названием при поддержке Постоянного Комитета Союзно­ го государства был издан и жи ­ вописный альбом художника. За время своих визитов в Минск Алексей Васильевич близко поз­ накомился с белорусскими живо­ писцами так называемой «ста­ рой школы», многие из которых, к слову, получили образование в России, изучил запасники бело­ русского художественного музея (сделав вывод, что его фонды не уступают знаменитой Третьяков­ ке) и подарил музею шесть своих новых работ. По словам директо­ ра Национального художествен­ ного музея Беларуси Владимира Прокопцова, «этот проект — только начало масштабной се­ рии наших совместных акций», ближайшей из которых станет выставка живописных полотен из музейных фондов российских и украинских городов, располо­ женных в белорусском приграни­ чье. Глеб Втрех шагах от Кубка Сможет ли белорусский футболист повторить подвиг Аленичева Юрий Ярыгин МИНСК — ЛОНДОН 19 АПРЕЛЯ лондонский «Арсе­ нал» на поле знаменитого стадио­ на «Хайбери» проведет первый полуфинальный матч Лиги чемпи­ онов с испанским «Вильярреа­ лом». Ответная встреча состоится 25 апреля. Если «канониры» смо­ гут пробиться в финал самого пре­ стижного турнира для футбольных клубов Европы, то у белорусского полузащитника Александра Глеба появится реальный шанс повто-. рить подвиг своего российского' визави Дмитрия Аленичева. Напомним, 26 мая 2004 года в немецком Гельзенкирхене Але­ ничев, выступавший тогда за португальский «Порту», поста­ вил победную точку в финаль­ ном матче с «Монако». До повто­ рения подвига «Аленя» белорус­ скому полузащитнику Глебу ос­ талось сделать три шага. 24-летний Глеб внес немалый вклад в победу своей команды над грозным туринским «Ювен­ тусом» в четвертьфинале Лиги. Лучший футболист Беларуси 2005 года сыграл в обоих матчах со «Старой сеньорой» и был весьма заметной фигурой. Если не случится ничего непредвиден­ ного, то мы наверняка увидим Глеба в полуфинале Лиги чемпи­ онов. А там, глядишь, и в фина­ ле. Чем черт не шутит! На берегах Темзы карьера та­ лантливого, но своенравного бе­ лорусского футболиста склады­ валась не просто. — Я не мог понять, почему по­ сле успешной игры с «Реалом» меня не выпустили в основе на матч с «Блэкберном», — сказал Глеб. — Я играю то слева, то спра­ ва, и мне приходится намного больше отрабатывать в обороне... Но в последнее время Глеб все чаще и чаще стал появляться в ос­ нове «канониров». Он набрал хо­ рошую форму, что сразу же было отмечено английскими СМИ. В марте Александр Глеб был при­ знан лучшим футболистом стран Содружества и Балтии. Эти дни в прежние годы календарь 13апреля 295 лет назад в Луцке во вре­ мя войны России с Турцией мол­ давский господарь Дмитрий Кан­ темир заключил с Петром I дого­ вор о добровольном вхождении Молдавии в состав России на правах автономии. 14апреля 45 лет назад указом Президи­ ума Верховного Совета СССР учреждено звание «Летчик-кос­ монавт СССР». 15апреля в 1904 году при обороне Порт- Артура впервые были примене­ ны радиопомехи. Была подавле­ на связь корректировщиков о г­ ня. Ныне этот день отмечается как День специалиста радио­ электронной борьбы. 16апреля в этот день в 1945 году нача­ лась Берлинская операция войск 1-го, 2-го Белорусских фронтов, завершившаяся Великой Побе­ дой. 17апреля в 1932 году в Минске органи­ зован Центральный ботаниче­ ский сад Академии наук БССР. 175 лет назад в чрезвычай­ ном публичном заседании были провозглашены премии, учреж­ денные русским промышленни­ ком П. Н. Демидовым «за ориги­ нальные напечатанные в России и на русском языке сочинения по всем отраслям человеческих по­ знаний или приложения оных к потребностям житейским». 18апреля Международный день памят­ ников и исторических мест. Пять лет назад в этот день в Смоленске состоялась учреди­ тельная конференция Междуна­ родного союза ветеранских объ­ единений Беларуси и России. 19апреля 223 года назад императрица Екатерина Великая подписала указ о принятии «полуострова Крымского, полуострова Тамани и всей Кубанской стороны под державу Великорусскую». Комедия Н. В. Гоголя «Реви­ зор» впервые была показана на сцене Александрийского театра в Петербурге 170 лет назад. В 1927 году в этот день в Мин­ ске создан Государственный симфонический академический оркестр Белоруссии. Рубрику ведет Владимир ПОТАПЕНКО «СОЮ.ЗБеларусь-Россия» ПериодическоеизданиеСоветаМинистровСоюзного государства _________________________________________ГазетазарегистрированавМинистерствеподелампечатит,елерадиовещанияисредствмассовыхкоммуникацийРоссийскойФедерации 10марта2000 года. еРгистрационный Na77-1880. Тиражпо РФ: 283856 ТиражпоРБ: 502823 Тираж«СОЮЗа.Беларусь— Россия» вРФиРБ:786679 Адрес редацкии «союза. Беларусь— Россия»: Адрес редакциигазеты«Советская Белоруссия»: Издательство: ЗАО «Информационно-издательский концерн «Российская газета» ОТПЕЧАТАНО в000 «Объединенный издательскийдом Распространяетсяпо всемподписныминдексам: Пографику: 16.00 Москва,А-40, ГСП-3125993,улицаПравды,24. РеспубликаБеларусь, 220013, Минск, улица Адрес: Москва, А-40, ГСП-3125993, ул. Правды, 24. Тол. 257-53-62. «Медиа-Просса».Адрес: 125865, ГСП, «Российской газеты»: 50202,32184,40942,40913,40924, Номерподписан: 16.00. Телефон:257-5787Факс: 257-5787Е- mall:Ermakova®rg.ru Б.Хмельницкого, 10а.Тел.ифакс: 232-1432 Издательство «СоветскойБелоруссии»: БелорусскийДом печати,КИПУП «Сож», Москва-137, ул. Правды, 24. 40945,38286,41591. «СоветскаяБелоруссия»: 63889. Шеф-редактор А.И. Батыгин (Москва) Первыйзамеаитель шеф-редактора А.М. Таранда(Минск) «СОЮЗБеларусь- Россия»печатается вАрхангельске,Владивостоке,Волгограде,Воронеже,Екатеринбурге,Иркутске,Казани,Калининграде,Кемерове,Краснодаре,Красноярске,МинеральныхВодах,Москве,Мурманске,НижнемНовгороде,Новосибирске,Омске,Оренбурге,Пензе,Перми,Ростове-на-Дону,Санкт-Петербурге,Самаре,Саратове,Тюмени,Ульяновске,Уфе,Чебоксарах,Челябинске. ■СоветскаяБелоруссия»печатаетсяа г.Минске,Гомеле.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz