Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

1 января 2006 г., № 1-2 (22629-22630) ЛИПЕЦКАЯ газе та Юрий Никулин, я и все-все-все ^Байки от Дурова Кадры из фильмов «Не бойся, я с тобой!», «Д'Артаньян и три мушкетера», «Не валяй дурака», «Я шагаю по Москве», «Туфли с золотыми пряжками», «34-й скорый», «Зачем человеку крылья», «Семнадцать мгновении весны», сцены из телеспектакля «Борис Годунов». Он не нуждается в рекомендациях. Снявшись почти в двух сотнях фильмов, Дуров — неизменный любимец публики. Без его персонажей, таких как, скажем, отважный борец за справедливость Сан Саныч из картины «Не бойся, я с тобой!» или колоритный капитан Де Тревиль из «Трех мушкетеров», просто невозможно представить отечественное кино. В рамках кинофестиваля «Липецкий выбор» народный артист Советского Союза, художественный руководитель театра на Малой Бронной Лев ДУРОВ встретился со зрителями. Как оказалось, Лев Константинович не просто замечательный артист, но еще и великолепный рассказчик актерских баек, по сравнению с которым вся аншлаговская тусовка выглядит бледно. Никто не мог и предположить, что через каких-то три дня Дуров будет госпитализирован с сердечным приступом. Мы все желаем Льву Константиновичу скорейшего выздоровления. Дебют Никулина Много лет назад я пришел на общественный просмотр новой программы Московского цирка. Свой номер отработали туркмен­ ские наездники, и клоун по тра­ диции приглашает на арену пуб­ лику из зала: мол, кто хочет стать артистом? Все, естественно, оста­ ются на местах: кому охота сра­ миться при народе? Вдруг из зала буквально вытаскивают непонят­ ного типа — в замызганном буш­ лате, рваной тельняшке — видок у него такой, что жуть просто. Его пытается удержать соседка, свар­ ливая женщина с авоськой, а он от нее отмахивается и шепотом энергично посылает. Причем, куда посылает, по губам понятно всем. Лицо у него такое, что от хохота невозможно удержаться. К нему подводят лошадь, он пыта­ ется сесть в седло, падает, встает и снова падает. Садится в отчая­ нии на манеЖ, берет опилки и ...начинает их жевать. А та его сварливая спутница кричит в это время: «Ешь, ешь, на них лошад­ ки топтались!* Тут с залом слу­ чается истерика. В директорской ложе сидел Михаил Жаров. Он оказался необычайно смешливым человеком. Вскакивал, показывал пальцем на манеж и заливался громким хохотом. Вдруг на секун­ ду в цирке воцарилась тишина, и все услышали трагический шепот Жарова: «Ой, я описался!» Выходили из цирка все, дер­ жась за животы. Я потом, навер­ ное, неделю нормально двигать­ ся не мог, все болело от хохота. Как оказалось, мы все стали сви­ детелями едва ли не первого вы­ хода на манеж Юрия Никулина. Как я снялся в Голливуде и получил орден Как-то приезжаю в театр, а директор мне вручает красивый конверт, с марками и иностран­ ными печатями. Открываю, там по-английски написано: предла­ гаем вам поучаствовать в между­ народном проекте студии «Пара- маунт* — от России вы с Нику­ линым, от Голливуда — Дастин Хоффман, Аль Пачино и Пол Ньюман. Ну, думаю, компания приличная, почему бы не снять­ ся. Приезжаю к Никулину, инте­ ресуюсь, приходило ли приглаше­ ние ему, он заглядывает в почто­ вый ящик и достает такой же конверт на его имя. Я говорю: «Ну что ж, поедем, поучим аме­ риканцев работать». Жду неделю, никто не звонит, две — ничего не происходит. Потом приносят та­ кой же конверт, а там записка: «Счастливого пути в Америку. Твой Никулин». А однажды раздался в квар­ тире звонок — вы награждаетесь орденом и для этого должны при­ ехать в Белый дом. Я шею помыл, галстук повязал. Приезжаю, а часовые спрашивают: что, мол, хотите, Дуров? «Давайте орден», — говорю. А они: «Сегодня не­ наградной день». А я ничего не понимаю, громко возмущаюсь: «Как же так?» В наградном от­ деле, похоже, перевернули все списки на полгода вперед, меня там нет. Спускаюсь расстроенный из Белого дома по ступенькам. Внизу машина, рядом стоит Ни­ кулин: «Все-таки приехал, дура­ чок?» Я: «Какой негодяй мне зво­ нил?». «Так это же был я, — отвечает Никулин, — только ка­ стрюлю на голову надел, чтобы голос не узнал*. Я пытался его ногой достать, беггши долго вок­ руг машины. Но потом обнялись, вместе поехали выпивать. Но Никулину я все-таки ото­ мстил. Позвонил и в стакан ска­ зал, что тот утвержден на роль отца трех шведских близнецов в фильм «Вишня*. Необходимо срочно приехать на пробы в Пи­ тер. Никулин, ничего не подозре­ вая, собрался и пришел на «Лен- фильм*, там, естественно, о кар­ тине «Вишня* и шведских близ­ нецах никто не слыхал. Никулин сразу догадывается, что за всем этим стою я, звонит и говорит мне много «теплых* слов в трубу. Но все это по-доброму, конечно. Внимание, черепахи! Снимаем фильм «Ко мне, Мух­ тар!* Ночь, мороз под тридцать, собаки из уголовного розыска воют от холода. Мы лежим впо­ валку в тулупах, пытаясь со­ греться. Все раздражены, настро­ ения никакого. Вдруг Никулин ни с того ни с сего говорит: «А сейчас в цирке артист Семушкин готовит новый номер. Он выхо­ дит в белом жабо, бьет бичом, на манеж выползают восемь ги­ гантских черепах. Они делают круг, потом Семушкин говорит «Ап!», и черепахи встают на зад­ ние лапы». Через паузу Никулин дополнил: «Восемь часов идет номер». Тут у нас от смеха начи­ нается истерия, и сразу становит­ ся как-то легче. Охотничьи истории В картине «Серые волки» я играл Микояна. Поначалу я хо­ тел отказаться, но режиссер убе­ дил, что с помощью гримера из меня выйдет самый микоянистый Микоян. И действительно, пошел я как-то с внуком на кладбище показать могилку дедушки Дуро­ ва. «Ну ты, деда, прямо один в один похож», — говорит он и по­ казывает на памятник... Анаста­ су Микояну. Ну так вот, чтобы снять сце­ ну охоты на волков, мы отпра­ вились в заповедник «Завидово» под Москвой, раньше там чле­ ны Политбюро охотились. Ник­ то, конечно, в кино волков не убивал, просто усыпляли и об­ ливали красной краской. И пока идут съемки, подходит ко мне загорелый, подтянутый мужик и представляется главным еге­ рем Политбюро, показывает в доказательство трудовую книж­ ку. «Вы, — говорит, — кино про Хрущева снимаете, а знае­ те, что он мне чуть всю жизнь не искалечил?». И рассказыва­ ет такую историю. Звонит как-то мне начгильство — готовься, к тебе Хрущев едет поохотиться на зайцев с главой ГДР Хоннекером. А у нас зайцев сроду не водилось. Но мы ко все­ му привыкли. Поехали с егерем в соседнее хозяйство, на водку выменяли зайцев, посадили их на ночь в клетку. А зайцы хитрыми оказались, умудрились открыть ее и сбежать. Утром мне мужики говорят: так и так, мол, зайцев нет. А тут уже сирены воют, едут в заповедник с мигалками «чле- новозы». Никита вылезает из ма­ шины, я к нему. Поздоровался и говорю: извините, но сейчас не сезон и зайцев в заповеднике нет. Тот побагровел, затопал ногами: «На Руси нет зайцев? Да я тебя сгною! У тебя дети хлеба попро­ сят, а знаешь, что ты им дашь?» И Хрущев делает выразительный жест рукой. Орал он, орал, а по­ том ушел с Хоннекером в охот­ ничий домик пить водку. И тут меня осенила идея. В баньке ви­ сели кроличьи шкурки, я послал ребят на помойку, там они пой­ мали кота, мы аккуратненько его зашили в шкуру, и все, заяц го­ тов. Захожу в домик, Хрущев с Хоннекером уже «хороши*. «Ни­ кита Сергеевич, — говорю, — зай­ цы появились!* «Ну вот, другое дело*. Хватают они ружья, вы­ скакивают на крыльцо и видят, на них ползет это чудовище — кото-заяц. Вскидывают стволы — бабах! А заяц вдруг «мяу!» — и вверх на сосну. Хоннекер от этой сцены сразу в обморок упал, его в больницу увезли. А Никита еще три дня пил в домике. Потом мне премию выписал. Рассказывал, что когда поехал проведать Хон- некера в больницу, тот говорил: «Какой же дурак Гитлер был, что пошел войной на страну, где зай­ цы цо соснам лазят». И еще вспомнилась одна охот­ ничья история. Мы снимали дом в Остапово, а в то место ежегодно приезжали иностранцы охотить­ ся на медведей. Солидные плати­ ли деньги — тысячу долларов за лицензию и еще тысячу за убито­ го зверя. И вот приехал как-то немец. Живет в гостинице, ждет, пока ему найдут медведя в бер­ логе. Срок лицензии истекает, медведя все нет, кругленькая сум­ ма вот-вот накроется медным тазом. И тут кто-то вспомнил, что в соседнем городе в цирке реши­ ли усыпить больного старого мед­ ведя. Поехали туда, за бутылку забрали зверя, привезли, сообщи­ ли немцу. Тот залег в овсах с ру­ жьем, ждет. С медведя сняли на­ мордник, тот подумал, что пред­ ставление начинается, встал на задние лапы и пошел. А рядом по тропинке дачница на велоси­ педе ехала. Увидела медведя, бро­ сила велосипед, запустила авось­ ку с продуктами в зверя — и бе­ жать. А медведь по цирковой привычке сел на велосипед и по­ ехал. Немец потом два месяца с инфарктом в остаповской боль­ нице лежал. Надолго запомнилась ему эта охота. Как я дрался с каратистом По молодости я интересовал­ ся единоборствами, ходил на тре­ нировки, так что когда Юлий Гусман позвал сниматься в глав­ ной роли в приключенческой кар­ тине «Не бойся, я с тобой», я сра­ зу же согласился. Перед съемка­ ми устроили тренировку с кара­ тистами. Их предупредили, что­ бы полегче с артистом. Но один все-таки провел жесткий боевой прием. Я не растерялся, встал в боевую стойку и со всего размаха ударил его в челюсть. Тот так и сел. Потом, когда отошел, гово­ рит: «А ты, Дуров, парень не про­ мах!» Словом, каратисты после этого меня зауважали. Не сердите пиротехника! Поскольку я много снимался в остросюжетных картинах, не раз на съемках приходилось рис­ ковать жизнью. Так, когда сни­ мали «34-й скорый», я с партне­ рами едва не сгорел в запертом по ошибке пылающем вагоне. Хо­ рошо, что мы сумели вовремя вы­ бить окно. Порой жизнь артиста напря­ мую зависит от настроения пи­ ротехника. Был на «Мосфильме» один взрывник — настоящий фа­ нат своего дела, у него на руках несколько пальцев недоставало, а он все равно продолжал рабо­ тать. Как-то снимали кино про войну. Съемочная группа выеха­ ла на место, разместилась в гос­ тинице. А весь арсенал оружия, необходимого для съемок, навер­ ное из экономии, сложили в но­ мере пиротехника. Человек он был тихий, застенчивый, интел­ лигентный, но очень любил вы­ пить. Каждый вечер после съе­ мок возвращался в номер, дер­ жась за стенку. А администра­ тором в гостинице была очень вредная тетка . Каждый раз, видя нетрезвого пиротехника, она начинала кричать: «Как не стыдно, все вы, артисты, пьянь настоящая!». Раз, другой, тре­ тий. В конце концов тишай­ ший пиротехник вышел из себя. Бежит в номер, хватает пулемет «Максим» с лентой холостых патронов, тащит его в холл и с криком: «Получай, стерва!»- от­ крывает огонь. Тетка тут же па­ дает в обморок. На стрельбу при­ бегает наряд милиции, а пиро­ техник в запале палит и палит. В конце концов у него кончились патроны, и милиционеры, хоро­ шенько отмутузив, забрали его в КПЗ. Выручать его пошли мы с актером Стекловым, грозили в суд подать на милицию за побои, в итоге удалось уладить дело ми­ ром. Взрывника выпустили. Продолжаем съемки, снима­ ем эпизод артобстрела. Взрыв­ ник что-то там колдует, вда­ леке грохает, оператор с краси­ вой грузинской фамилией гово­ рит: «Это фигня, а не взрыв». Пиротехник опять копается с взрывчаткой и проводами. Сно­ ва взрыв, и опять оператор не­ доволен. «Ладно, — скрипит зу­ бами пиротехник, — сейчас по­ кажу настоящий взрыв*. Я уже предчувствую нехорошее. «Слу­ шай, — говорю Стеклову, — да­ вай отползем от греха подаль­ ше». «Трусы!» — кричит нам вслед оператор. Тут землю со­ трясает ужасающий грохот, в небо взмывает столб дыма и огня, похожий на ядерный гриб. Когда дым рассеялся, видим, оператора нет. В кустарнике ши­ рокая просека, идем по ней на запах паленой шерсти (оператор, как и все кавказцы, обладал гу­ стой шевелюрой на теле). Нако­ нец находим его в совершенно неузнаваемом виде — густые во­ лосы на голом торсе полностью обгорели. Оператор сразу поху­ дел визуально раза в два. Мы со Стекловым говорим: «Юра, тебя надо спасать от ожога на­ родным средством — мочеви­ ной». Тот: «Да вы что, я же грузинский князь». Но в конце концов согласился. Помочь при­ бежала почти вся съемочная группа. А врач в больнице по­ том нас благодарил, потому что все могло быть гораздо хуже. Записал Сергей МАЛЮКОВ. ^Поэтическая эстафета Таланты и поклонники, или Не «Кривым зеркалом» жив человек... Говорят, художественное слово становится все менее востребованным в обществе. Литературу, искусство вытесняет масс-культура, воспитывающая на комиксах разного рода человека потребляющего, а не разумного и не чувствующего. И все же река творчества, полно 1 фовное живое слово на Руси не иссякают. Потребность в поэзии, литературе у народа по-прежнему велика, а ему предлагают сомнительное чтиво или вечно «Кривое зеркало» на телеэкране. Подумать только, 31 декабря на первом канале телевидения «потешные» передачи — с Петросяном, Галкиным, Веркой Сердючкой и так далее — занимают 10 часов (I), в течение которых со зрителем общаются на языке пошлых жестов и жаргоне. Диву даешься, как это вообще у нас еще кто-то пишет стихи, а кто-то их читает и слушает. Отрадно, но факт: творческие встречи с читателями, прошедшие в 2005 году по инициативе областной органиэации Союза писателей России во главе с Борисом Шальневым, собирали большое количество поклонников поэзии во всех районах области. Вернее, почти во всех: липецкие поэты не побывали только в Лебедянском районе, но поэтическую эстафету решено продолжить в следующем году — а значит, все еще будет... Череда творческих встреч началась в январе с Ельца: год 60-летия Победы в Великой Отечественной войне обязывал отдать должное в первую очередь этому городу, воинскую славу которого возвестили елец­ кие ратоборцы своим знаменитым «Мы из Ельца!» на стенах рейхстага. Затем липецкие поэты читали стихи и общались с ценителями своего творчества в Воловском, Тербунском, Становлянском, Долго­ руковском и других районах, выступали в школах, библиотеках, до­ мах культуры области — и везде как-то особенно звучала тема памя­ ти, Победы, подвига советского солдата. На днях поэтическая эстафета завершилась творческой встречей в селе Борино, организации которой немало поспособствовали началь­ ник отдела культуры Липецкого района Юрий Белякин и директор местной библиотеки Мария Голошубова. Правда, районные сочините­ ли не посмели почитать свои стихи при именитых гостях, как это было в других местах. Зато в Борино завязался заинтересованный разговор участников встречи о судьбе России, родного края, об искус­ стве и культуре, о книгах и средствах массовой информации, где ли­ тературе, поэзии уделяется непростительно мало внимания и места. Однако общение липецких поэтов — членов Союза писателей Рос­ сии — а это сам Борис Шальнев, Александра Тамбовская, Владимир Коротеев, Сергей Жеребятьев, Виктор Осколков, Алла Линева и дру­ гие — не исчерпывается творческими встречами в районах, а проис­ ходит еще и через радиопередачи, телеэфиры, в том числе и откры­ тые. Кроме того, на средства из областного бюджета у нас издается много книг. Поэтому писательская аудитория в области насчитывает тысячи и тысячи любителей художественного слова, высокой поэзии, в которую вовлекаются все новые и новые таланты и поклонники. В эпоху безвременья это очень важно: наладить такое творческое общение поэтов с публикой, с местными авторами, взращивать в лю­ дях любовь к родному языку, к культуре. Поэтическая эстафета будет продолжаться и в наступившем году, и пройдет она под знаком 40- летия областной организации Союза писателей России. Эмма МЕНЬШИКОВА, член Союза писателей России. зеркале прессы ВМоскве тоже подводят липецкие итоги Декабрь вновь подтвердил повышенный интерес московских СМИ к Липецкой области. Это свяэано с рядом важных событий, в частности с тем, что у нас создается особая экономическая зона. Предлагаем выборочную библиографию публикаций последнего времени. Новгородские химики запаслись сыром в Липецкой области. (ОАО «Акром» из Великого Новгорода увеличило долю в ЗАО «Задонский сыр» с 51% до 100%) Коммерсантъ. 2005, 17 дек. Петрова Г. Лобби из утробы: губернатор прослезился, услышав нерожденного ребенка. (Социально значимая акция «Мама, подари мне жизнь!», направленная против абортов, проводилась в рамках 5-го обл. съезда женщин в Липецке). Рос. газ. 2005, 13 дек. Скуратова М. Виртуальная «районка». (У дет. библиотеки г. За- донска Липец, обл. открылся свой сайт в Интернете). Гудок. 2005, 9 дек.) Алексей Работский: «Мне всего 90». (О пенсионере, спортсмене, 90-летнем липчанине А. Работском). Физкультура и спорт. 2005, № 12 . Варфоломеев П. Кто красивей в зоопарке. (Конкурс красоты среди животных прошел в Липец, зоопарке). Труд. 2005, 14 дек. Владимир Лисин стал богаче на 609 млн. (7% акций ОАО «НЛМК» были успешно проданы на Лондон, фондовой бирже). Известия, 2005, 13 дек. Красовский В. Липецк в зоне экономических предпочтений. (Об особой эконом, зоне в Липец, обл.). Рос. газ. 2005. Подготовила Наталья ПЕНДЮРИНА^ главный библиограф Липецкой областной научной библиотеки. Новогоднее Уже поля и рощи отзвучали И в летаргическом застыли странном сне... Давай, Россия, встретим без печали Наш Новый год с тобой наедине! Мы помним все. От века и доныне Не очень-то нам весело жилось. И злые ветры с горечью полыни. Бывало, продували нас насквозь. Ковши за счастье осушали предки — Оно ж плутало где-то в стороне, А ворог — гость незваный и нередкий Врывался на коне и на броне. Что было, то прошло. Все это наше. Былого не исправишь, не вернешь. Как в горем переполненную чашу Уже отравы новой не вольешь. Так пусть же нас минуют все напасти. Да не погаснут вера и запал. С тобою, Русь, мы выстрадали счастье И за него поднимем мы бокал! Виктор ОСКОЛКОВ. ^Самые короткие тосты Кто будет сильнее кусаться • Под Новый год многие елки и сосны меняют постоянную прописку на временную... • В Новом году вопрос о том, где собака зарыта, приобретает исклю­ чительную актуальность. • Истинный джентльмен — это тот, кто 2006 год называет не годом Собаки, а годом друга человека, и Снежную бабу — Снежной да­ мой!.. • Астрологический прогноз: в новом году многие цены будут кусать­ ся значительно сильнее, чем собаки... Алексей ДЕДОВ. г. Липецк.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz