Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)
4 4 АПРЕЛЯ 2006 ГОДА ДЕЛОВОЙ из ПЕРВЫХ РУК = НЕИЗВЕСТНЫЕ ПОДРОБНОСТИ О ФИЛЬМЕ СЕРГЕЯ БОНДАРЧУКА, КОТОРЫЙ ЕЩЕ НИКТО НЕ ВИДЕЛ Пятнадцать лет назад великий режиссер Сергей Бондарчук снял эпопею «Тихий Дон», о которой мечтал всю жизнь, но которую не суждено было увидеть кинозри телю. Весь отснятый материал за терялся в Италии. Недавно карти на вернулась на родину, а за ее монтаж и подготовку к показу на телевидении взялся сын знаме нитого режиссера - Федор Бон дарчук. Извеаный киновед, первый замеаитель генерального дире ктора Госфильмофонда Влади мир Дмитриев - один из немно гих, кому удалось посмотреть чааь материала. - Бондарчуку удалось при ступить к съемкам «Тихого До на» лишь в 89-м году, - расска зывает Дмитриев. - Варане де нег на такую масштабную эпо пею не нашлось, поэтому субси дировать фильм вызвался итальянский продюсер Энцо Рисполи, взявший под картину банковский кредит. А дальше начался настоящий детектив. Когда спуая два года съемки «Тихого Дона» были завершены и фильм оставалось только смонтировать, выяснилось: про дюсер разорился, в результате чего картину ареаовали в Ита лии за долги перед банком-кре- дитором. Чааь материала про дюсер вывез в Лондон, чааь ос талась в Риме на студии «Чини- чита». Начался очень долгий и тяжелый процесс возвращения фильма на родину его создате ля. Сейчас фильм, слава Богу, выкупили, он находится в собст- венноаи Первого канала, кото рый готовит его к показу, а весь материал собран на «Мосфиль ме». Вовращена также кассета с черновым монтажом фильма, который сделал сам Сергей Фе дорович. Если говорить откровенно, то как западный продукт картина, вероятно, не получилась. Об этом же говорили мне итальян- Перещеголяют ли Бондарчуки «Тихий Дон» Сергея Герасимова? ские коллеги, имея в виду преж де всего коммерческий интерес, которого фильм как раз и не предаавляет. По этой причине материал и лежал все эти годы мертвым грузом, пока к нему не проявила интерес Россия. Что вполне понятно. Это ведь наш Шолохов, наш Сергей Бондар чук! Я действительно один из не многих, кому удалось посмот реть черновой вариант «Тихого Дона», и могу сказать исключи тельно о личных впечатлениях. Хорошо, по-моему, смотрят ся массовые сцены Первой ми ровой войны - здесь мастерство Бондарчука особенно чувствует ся. А вот с актерами, на мой взгляд, явные проблемы. Я по нимаю, что многие из них, в том числе играющие главные роли, были Бондарчуку предложены, а может быть, даже навязаны. В противном случае, как я пола гаю, Сергей Федорович вряд ли взял бы того же Рупера Эверета на роль Григория или Дэльфин Форрест на роль Аксиньи. На мой взгляд, роман Шолохова - это роман о арасти. Она прохо дит по всему произведению, вы жигая героев изнутри. (При всем уважении к версии «Тихого кадти Дона» Сергея Герасимова там страаи нет. Понятно, что в кон це 50-х такой арасти, а я имею в виду сексуальную страсть, на эк ране не могло быть.) У Бондарчука эта страсть присутавует. Но очень дозиро- ванно и скорее... несмело. Осо бенно если рассматривать при- сутавующие сексуальные сцены через призму дней сегодняш- :тро стареет. Очень хотелось, чтобы при монтаже картина, насколько это возможно технически, была осовременена и не выглядела бы неким архаизмом. А вообще мы должны только радоваться, что «Тихий Дон» возвращается в русскую культуру. Татьяна ХАРЧЕНКО. Из русских актеров в «Тихом Доне» снимались дочь и жена Сергея Бондарчука - Елена Бондарчук и Ирина Скобцева, а также Андрей Руденский и Борис Щербаков. При этом все они играли на английском языке. Сергей Бондарчук снял 10серий по 50 минут - 440 банок готового материала. В августе 96-го года вдова режиссера смогла показать только трехминут ный рекламный ролик фильма. До этого Ирина Кон стантиновна была связана обетоммолчания, который нарушила лишь в 1994 году - в год смерти Сергея Фе доровича. В 95-м Италия предложила России выку пить «ТихийДон» за 4,5 миллиона долларов, но Рос сия отказалась, сославшись на высокую цену. Тогдаза дело взялись Ирина Скобцева с сыном. Они связались с Николо Рокетти, одним из известных итальянских адвокатовв областикино, которыйзанималсяделами Феллини, Антониони и Кончаловского. В итоге - итальянская аорона снизила сумму выкупа. Тем не менее судебная тяжба продолжалась еще несколько лет. Окончательная сумма выкупа неразглашается. СЮЖЕТЫ СХРОН НАИТИ НЕ ПОЛЕ ПЕРЕЙТИ Сотрудники УБОП ГУВД Московской облааи, предаа- вившись сибиряками, купили у организованной преступной группы несколько гранат Ф-1. При этом спросили: «А пятьде сят килограммов тротила дос тать слабо?» «Раз плюнуть!» - ответили торговцы боеприпа сами и пригласили покупате лей приехать ночью на окраи ну одного из сел под Волоко ламском. Сумму затребовали крупную. Встретив «сибиря ков» в урочный час и в услов ленном месте, «коробейники» тут же начали разгребать при свете фар снег - считай, поло вину поля перепахали, пока нашли схрон. Протянули ус тавшие' руки за деньгами, а на них оказались наручники. Юрий МАХРИН. Московская облааь. ПРИДАНОЕ - ПОЖАРНАЯ МАШИНА Руководитель доброволь ного пожарного общеава го родка Оберндорф земли Ниж няя Саксония Гайнц Тальвег, приехав к своим будущим сва там в житомирский поселок Емильчино, попросил пока зать ему меаную пожарную чааь. Его поразило, что у кол лег для обслуживания целого района еаь лишь 4 аарень- кие машины. Выдав дочь замуж за укра инского парня (молодожены познакомились во время тури- аической поездки житомиря- нина в Германию), немецкий огнеборец пообещал своему новому родственнику - на чальнику Емильчинской по жарной чааи Федору Вернад скому привезти хоть и с запо зданием своеобразное прида ное. Вскоре в полесский рай центр он доаавил новый по жарный автомобиль, четыре комплекта боевой одежды и несколько аппаратов для за щиты органов дыхания. Юрий КИРИЛЛОВ. ЖИТОМИР. — ------------------ -------------- Д Е Б Ю Т Ы ^ ТЕПЛЫЙ ВЕТЕР С БЕЛОЙ РЕКИ ОТ ЭТОЙ КНИГИ ВЕЕТ ВЕСНОЙ И ДЕТСТВОМ Имя Гузель Агишевой хорошо известно читателям «Делового вторника». Те же, кто читал в на чале 90-х «Комсомолку», помнят умные, тонкие и всегда добрые аатьи собкора газеты в Уфе Г.Агишевой. Сегодня мне радоа- но сообщить, что в Уфе у Гузель вышла первая книга. Она называ ется «...И птицы никуда не уле- тяр>. Гуля посвятила ее своемуде душке, извеаному башкирскому писателю Сагиту Агишу. Его 100- летие отмечалось в Башкирии в прошлом году. Но эта книга - не разбор творчества и не материалы к биографии классика башкир ской литературы, а удивительно нежная, пронзительная повеаь о дружбе дедушки и маленькой внучки. Эту повесть соаавили воспоминания Гули и дневник Сагита Агиша, который он аал веаи в те дни, когда двухлетняя внучка попала в больницу. Гуля вспоминает, как в конце 60-х их в Москве почти везде пропускали без очереди - де душку принимали за ааренького вьетнамца. «К вьетнамцам отно шение было особенным, очень почтительным - там же шла вой на. А деда, субсильного, очень подвижного, с золотиао-смуг- лым лицом, в белых парусино вых брюках, берете и с хошеми- новской белоснежной бородой в Москве чаао принимали за вьетнамца...» Счааье писать о детстве. Это счааье озаряет пишущего, он за бывает быть глубокомысленным или оароумным. Он без всяких специальных усилий аановится лучшим вариантом самого себя. И каждая написанная сегодня книга о детаве аановится в тот высокий ряд, на ту заветную пол ку, где уже аоят «Детские годы Багрова-внука» и «Последний поклон», где всем хватит меаа. Именно с такими книгами в нашу словесноаь возвращаются нрав- авенный смысл и главные темы - Родины и семьи. Из дневника Сагита Агиша: «10 апреля 1966 года. Пасха. Вспомнил в связи с этим нашего Даут бабая. Все бывало, сидит возле своего окошка, смотрит на улицу. Там русские соседи наря женные идут, кто в церковь, кто из церкви, и все ему: «Хриаос Воскресе!» А он не знает, что от вечать. В очередной раз кто-то ему сказал «Хриаос Воскресе!», а Даут бабай в ответ: «Вот моло дец!..» , Сейчас, когда православных! пугают мусульманами, а мусуль ман ожесточают против всего мира, как важно помнить тот уникальный опыт добрососеда- ва, что вмеае с домашними пре даниями издавна хранится во многих семьях. Вот Гуля вспоми нает о своем прадедушке, кото рый «был царским офицером, а потом принял духовный сан, аал муллой... Дружил с русским свя щенником. По вечерам они вме ае ходили в баню, а после по мывки еще долго играли на ман долине и губной гармошке...». В послесловии Гуля не про щается с дедушкой. Она, талант ливая художница, рисует для нас те дни, которые начинались летним утром у реки Белой и обещали никогда не закончить ся. «...Я рисую. Просто так, от полноты чував: так лучше дума ется, лучше вспоминается... Штрихую шероховатую бумагу и ( опять думаю о тебе, дедушка. Вижу, как ты аоишь, щтоясь от солнца, и крошишь хлеб на эт- рамбованный, пахнущий арбу зами и весной снег. Потом под нимаешь палку к небу и с удо вольствием цитируешь Тукая. Что-то насчет птиц, которые, ко нечно, никуда не улетят, оаа- нутся здесь, с нами...» Дмитрий ШЕВАРОВ. ЛЮДИ и ЗВЕРИ: убо й ны й бизнес кто и КАК НАЖИВАЕТСЯ НА БРАТЬЯХ МЕНЬШИХ о дальнейшей судьбе этого щенка можно только гадать. Пятиэтажное аварийное зда ние на Обводном канале. На аене у подъезда - сделанная от руки и шокирующая надпись: «Колбас ный морг». Сюда-то и явились со трудники одного из городских приютов для бездомных живот ных по звонку доброжелателя, со общившего, что из здания доно сятся аранные аенания. - Мы увидели нааоящую фа брику смерти, - рассказывает одна из сотрудниц приюта, Оль га Старцева. - На всех пяти эта жах валяются трупы котят и щен ков. Как минимум три-четыре сотни... Жители соседних домов, слы шавшие визг и лай, звонили в администрацию Центрального района, жилищное агентство, обращались в милицию. Но к од ним было не прорваться, другие куда-то отсылали. В общем, как обычно. А аранного вида люди продолжали каждый вечер неаи сюда коробки. Особенно аара- лась Анна лет 28, давно смекнувшая, на чем, вернее, на ком, можно заработать. Анна аала подбирать котят и щенков на Кондратьевском птичьем рынке и «выаавлять» их на Невском под видом сбора средств на прокорм. Копошащи еся комки вызывали жалоаь, в банку сыпались звонкие рубли ки. После «трудового дня» живо дерка относила зверят в «дом смерти». А утром подхватывала оаавшихся в живых и вновь во локла на проспект. Возможно, все эти трупы - на ее совеаи. Хо тя вряд ли. Кладбище животных уже давно облюбовала так назы ваемая «собачья мафия». Пятиэтажка, снизу доверху набитая трупами, - верный ис точник эпидемий. Но это, как видно, никого не волнует. В то же время влааи усиленно бо рются со аихийными кладбища ми животных, которые, по сути, никому не мешают - над акку ратными могилками возведены памятники или плиты с трога тельными надписями: «Люби мой Муське», «Незабвенному Бобику». А недавно эпидемиологи приступили к очередной дерати зации, надеясь иаребить грызу нов. Сезон охоты на крыс про длится аж до мая, на работу вы делили 32 миллиона рублей из городского бюджета. На подходе - активная борьба с птичьим гриппом, в ходе которой будет истреблено рекордное число во рон и чаек. Это тоже потребует немалых средав. Но неужели не найдется хоть немного денег, чтобы разобрать «завалы» и за бить, наконец, двери злополуч ного дома? Ответов нет. А пока в город ской админиарации отмалчива ются, Ольга Старцева из того са мого приюта слезно просит: - Никогда не подавайте денег владельцам картонных ящиков! Котята и щенки погибнут мед ленной, мучительной смертью. Если не можете пройти мимо, лучше приносите с собой паке тик корма. Рита ЖУКОВА. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. ВСТРЕЧИ СВЕЖЕЕ ДЫХАНИЕ «РУССКИХ СЕЗОНОВ» О ФЕСТИВАЛЕ, ПОСВЯЩЕННОМ 100-ЛЕТИЮ ДЯГИЛЕВСКОГО НАСЛЕДИЯ, О СЕБЕ И ОБ ОТЦЕ РАССКАЗАЛ «ДВ» АНДРИС ЛИЕПА ВМоскве завершился феаиваль, по священный 100-летию знаменитых «Рус ских сезонов» Сергея Дягилева. Два спектакля - «Тамар» и «Жар-птица», ко торые в свое время аавил Михаил Фо кин, возобновлены аараниями Андри са Лиепы, балетмейстера и руководите ля Фонда имени Мариса Лиепы. С 22 марта они - в репертуаре Государавен- ного Кремлевского балета. Сегодня сын прославленного танцовщика - в гоаях у «ДВ». - Андрис, не зря говорят, что «в карете прошлого далеко не уедешь». Видимо, и былую славу «Русских сезонов» вернуть невозможно. Так, может, лучше проао двигаться дальше, создавая новые во всех отношениях балеты? - Все вернуть невозможно хотя бы потому, что гениальная и неповторимая хореография Михаила Фокина утраче на. Оаались свидетельава, воспомина ния, отдельные сценические коаюмы. Но та плааика, те движения, та лексика Серебряного века ушли безвозвратно вмеае с Вацлавом Нижинским, Тама рой Карсавиной, Анной Павловой, Оль гой Спесивцевой и другими великими артиаами. Вы знаете, как мечтала Анна Павлова, чтобы Михаил Фокин поаа- вил для нее хотя бы один спектакль, но время оказалось безжалоаным... «Та мар» - великий балет, создававшийся на пределе человеческих возможноаей. Композитор Милий Блакирев написал музыку к стихотворению Лермонтова «Тамара» в очень трудный для себя пе риод. Вот почему это небольшое произ ведение ~ всего-то 20 минут! - получи лось таким сильным и арааным. Да и вообще, из всех 200 спектаклей дяги- левских сезонов балет «Тамар», пожа луй, самый успешный. - Мне кажется, публика шла на Тама ру Карсавину, которая была не только блеаящей балериной, но и божественно прекрасной женщиной. Каати, почему на роль Тамар вы пригласили звезду Мари инского театра Ирму Ниорадзе? - Готовясь возобновить «Тамар» (а я мечтал об этом давно), я очень хотел пригласить на роль коварной грузин ской царицы свою любимую партнершу Нину Ананиашвили. Ведь чтобы понять характер Тамар, 1 ^ж но быть дочерью древней Грузии. Ибо, как я считаю, жен щиной с таким чувавом доаоинава, с такой преданноаью и с такой способно- аью любить может быть только грузин ка. Доааточно вспомнить жену Алек сандра Грибоедова Нину Чавчавадзе, которая осталась верна своему несчаа- ному мужу до конца своих дней. Так вот с Нинои по разным причинам не полу чилось (Ананиашвили сейчас живет в Грузии. - Ред.), и я предложил аанце- вать Тамар Ирму Ниорадзе. И по одной проаой причине: кроме того, что Ирма грузинка, она еще училась у того же пе дагога, у которого учились Нина Ананиашвили и моя сеара Илзе Лиепа. Что же касается красоты, то, по воспо минаниям очевидцев, «Русские сезоны» как раз ею и отличались. Что, впрочем, и немудрено: ведь над их созданием ра ботали лучшие русские художники й хо реографы, а также лучший импресарио, каким был Сергей Дягилев, открывший русское искусаво просвещенной Евро пе и всему миру. - Многим современным продюсерам и импресарио не мешало бы поучиться у Дягилева организаторскому таланту и умению пропагандировать русское ис 1 ^ с - аво. Не так ли? - О преданноаи Дягилева делу гово рит такой факт: после своей смерти он не оаавил ни денег, ни недвижимоаи (Дягилев поаоянно жил в гоаиницах) - только спектакли. Да еще коллекцию ав тографов и рукописей знаменитых со отечественников - в чааноаи, письма Пушкина к Натали Гончаровой и четыре письма Лермонтова. Страаью к коллек ционированию Сергей Павлович зара зил даже великого танцовщика Сергея Лифаря, который после кончины Дяги лева выкупил большую чааь его кол лекции (поскольку Дягилев не оаавил завещания, то все его имущеаво пере ходило в казну Франции). Позднее Сер гей Лифарь намеревался передать дра гоценную коллекцию России, но по раз личным причинам так и не сделал этого. По сей день вся коллекция Дягилева- Лифаря оаается за рубежом, у чааных коллекционеров. - Андрис, любовь к «Русским сезонам» передалась вам по наследству? - Мой отец, Марис Лиепа, очень ин тересовался «Русскими сезонами», мно го работал в архивах, пытаясь найти ма териалы о детище Дягилева, общался с зарубежными коллекционерами. Втече ние шести лет он занимался восстанов лением фокинского балета «Видение розы», премьера которого состоялась в 1966 году на Кубе. Кстати, во время гаст ролей в Ньй-Иорке, где отец также да вал «Видение розы», к нему после спек такля пришел сын Фокина - Виталий Михайлович, которому версия отца очень понравилась. Я же, работая в труппе Михаила Барышникова в Амери ке, подружился с внучкой Фокина - Изабель. Вот так мне и Илзе и переда лась любовь к «Русским сезонам». Очень посильную помощь в поиске материалов оказал известный коллек ционер Никита Лобанов-Ростовский, с которым папа крепко подружился. Од нако из 200 спектаклей «Русских сезо нов» до нас дошли всего десять. Восста новлены балеты «Видение розы», «Си ний Бог» с Николаем Цискаридзе, «Жар- птица», «Тамар». В ближайшее время думаем приступить к возрождению «Шехеразады» и «Золотого петушка». Работая над спектаклями «Русских сезо нов», мы открываем для себя нового Дя гилева. Оказывается, он досконально разбирался не только в хореографии, но и в музыке, живописи, литературе. И при этом его начинаниями двигала лю бовь к России, к русскому искусству, фа натом которого он оставался до конца своей жизни. - Такой преданностью отличался и ваш отец, Марис Лиепа. Мог ведь уехать из страны и работать в любом театре ми ра, но он верой и правдой служил Боль шому. - Западные театры не имели столь сильного влияния на человеческие серд ца, как это было в СССР. И потом - если в СССР артист театра был богом, куми ром, то на Западе - в лучшем случае од ной из звезд. Отец вообще был «зацик лен» на Большом театре. Помню, он все время твердил мне: «Только не бросай Большой, только не бросай Большой». Но я, видно, принадлежу к другому вре мени. Уже тогда я понимал, что на Боль шом театре жизнь не заканчивается. Бо лее того, такого рода однолюбство неда ет художнику развернуться по-настояще му. Мне кажется, отец пострадал именно потому, что не смог ощутить себя востре бованным везде. Он же мог спокойно уе хать в Новосибирский театр, где ему предлагали стать главным балетмейсте ром, однако отец посчитал это предложе ние ниже своего достоинства. Впрочем, я не берусь судить о его поступках, потому что попал в другую эпоху. - Простите, а разве не имя вашего отца помогло вам сделать серьезную карьеру в балете? - Сдетства я видел, что такое театр, по какой схеме он работает и какие страсти в нем кипят. Поэтому я шел в ба лет вполне зрелым человеком. Я рабо тал во многих театрах мира, причем ра ботал годами (в Большом театре - 8 лет, в Мариинском - семь), и с каждым че ловеком большой команды выстраивал - именно выстраивал личные отноше ния. Никакие заслуги отца в этой слож ной дипломатии человеческого взаимо понимания помочь мне не могли. Ведь артиста принимают как работника, как профессионала, а не как носителя гром- ■ кой фамилии. И чем больше ты доказы ваешь свою работоспособность, свое творческое начало, тем больше у тебя возможностей попасть в хорошую ком панию. За заслуги отца места под солн цем никто тебе недаст - а его надо заво евать, а потом доказать, что оно твое по праву. Конечно, мне безумно приятно слышать, когда люди говорят, что са мым сильным впечатлением в их жизни были спектакли с Марисом Лиепой - «Спартак», «Жизель», «Легенды о люб ви». - Чтобы не повторить ошибок своего отца, вам пришлось провести большую ту, мировоззрению? - Довольно рано я стал задумывать ся: что мне следует унаследовать от от ца, а от чего - избавиться. Папа был че ловеком удивительной работоспособ ности и уникальной преданности искус ству. Благодаря этим достоинствам ему удалось добиться тех вершин, на кото рые он поднялся. Пожалуй, эти два ка чества я развивал в себе особенно тща тельно. Но я по-другому выстраивал от ношения с людьми. Мне казалось, что иногда отец бывал чересчур резок и не терпим к чужой слабости и глупости. И хотя почти всегда отец поступал абсо лютно верно, я был уверен, что то же са мое можно было сделать чуть-чуть де ликатнее, тоньше, аккуратнее. Хочется нам того или нет, но надо себя сдержи вать и не давать волю эмоциям. Думаю, во мне в равной мере соединились две крови: папина - латышская и мамина - русская. - Андрис, и все-таки жизнь вашего от ца была трагичной. Его сердце в прямом Ирма Ниорадзе и Андрис Лиепа принимают поздравления после балета «Тамар». внутреннюю работу? Или вы вообще сов сем другой - по характеру, темперамен- смысле разорвалось на две части, не вы держав обычной жизни вне Большого те атра. Может, это была расплата за слиш ком большой талант, как и в случае с Шаляпиным? - Федор Шаляпин был глубоко веру ющим человеком. Даже когда он попа дал в запредельные сферы, как в роли Мефистофеля в опере «Фауст», то на следующий день шел в храм и испове довался. Просто нужно понимать, что ты вторгаешься в ту область, где, по словам Достоевского, Бог с Дьяволом борются, и просить за это прощение. Мне кажет ся, что люди, которые кидаются в искус ство как в омут с головой, забывая при этом о духовных ценностях, страшно се бя обедняют и на этом прокалываются. Я не могу сказать - верующим человеком был мой отец или нет, ибо в те годы ве ра была под запретом. Но отец собирал иконы, которые находятся в его кварти ре, где сейчас живет Илза. Мы смотрим на эти иконы и понимаем, что в них ос талась часть его души. Беседу вела Анна БЕЛОГОРОВА. ДЕЛОВОЙ ИОРШМ] Учредитель и издатель: Информационно-аналитическое агентство «Деловой вторник». Издание зарегестрировано Миниаеравом РФ по делам печати, телерадиовещания и средав массовых коммуникаций Per. ПИ№77-Л61. Распространяется в качестве приложения к газетам: Генеральный директор Ф.Сизый Шеф-редактор Л.Арих Адрес редакции: 127137, Москва, а/я № 34. Телефон/факс: (495) 257-37-83,257-59-17. Номер подписан в 15.00. По графику в 15.00. Общий тираж 1.950.630 экз. Цена - бесплатно. «Деловой вторник». Перепечатка без согласования с редакцией недопускается. Приобретение прав на перепечатку и использование материалов тел./факс (495) 257-59-17. Труд», «Евро-Экспресс» (Германия), «Архангельск» (Архангельск), - - ' ’ На смену!» (Екатеринбург), «Панорама» (Зеленогорск), правда» (Волгоград), « ; (Майкоп), «Гаароном» (Минск Белгородская правда» (Белгород), «Брянский рабочий» (Брянск), «Вечерний Бобруйск» (( :алининград), «Кубань сегодня» (^аснодар), ---------------------- ----------- ' " -----------------' |6лааь), «П| «КомсомолецКаспия» (Аарахань), ^ ' «Калининградская правда» (К , ____, - , к и ^ к - - ,wm. „vpw. . . u^,юpyccии» (Могилев), «Могилевскиеведомоаи» (Могилевскаяоб , ________ ______ _______ _____................................. ................... . . г—- ___________г - ________ ■_______ _ ____- ....... ...................... Новгород), «Новая газета» (^Новосибирск), «Советская Сибирь» (Новосибирск), «Поколение» (Орел), «Веаник-Наша Пенза» (Пенза), «Вечерняя Пермь» (Пермь), «Курьер Карелии» (Петрозаводск), «Наше время» (Роаов-на-Дону), «Волжская коммуна» (Самара), «Земское обозрение» (Саратов), «Северный рабочий» (Чита), «Пярнуский Экспресс» (Эоония), «Советский Сахалин» (Южно-Сахалина' ......' ------- ' «Курьер из Борисова» (Борисов), «Северная Осетия» (Влашкавказ), «Волгоградская «Курская правда» (Курск), «Красноярский рабочий» (Красноярск), «Кузбасс» (Кемерово), «)1ипецкав газета» (Липецк), «Новая Адыгея» ---------- ■ — --------- » (М о зы р ь ),« "-------- ' ------- -- ------------------------- ' ... ..... • "1ж^ ч.гчип м ом м ** \Г»У^^т*/» ** *\ИП^ЧГ\Г1Г* p u w w ^ r i r i '- \ родовольавенный рынок» (Минск), «Своими глазами ,аСевера» (Новый Уренгой), «Нижегородские новоаи» (Нижний
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz