Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)
31 марта 2006 г., № 60-61 (22688-22689) ЛИПЕЦКАЯ газета ^^Национальные проекты: ^ «Образование» Школы-победители определят родители Липецкие педагоги готовы сдать свой главный экзамен в январе нынешнего года стартовал приоритетный национальный проект «Образование», рассчитанный на 2006-07 годы. Его реализация станет важным шагом на пути коренного совершенствования этой ключевой сферы человеческого бытия. О том, как решают намеченные проектом задачи педагоги Липецка, корреспонденту «ЛГ» рассказала председатель департамента образования городской администрации Анна Шамаева. — Одно.из основных направлений проекта, — отметила Анна Митрофановна, — стимулирование общеобразователь ных учреждений, активно ведущих инновационную деятель ность. Не менее важное значение придается поощрению лучших учителей и классных руководителей, поддержке та лантливой молодежи, информатизации образования. Первым шагом к осуществлению приоритетного нацио нального проекта в школьной системе города стала выдача дополнительного вознаграждения учителям за классное ру ководство. В марте его получили 2725 классных наставни ков. Положено начало стимулированию лучших общеобра зовательных учреждений. В 2006 году, по результатам об щественной экспертизы, государственную поддержку полу чат 28 школ нашей области, в том числе не менее десяти Я >антов придется на долю общеобразовательных учреждений 1 шецка. Размер финансовой поддержки каждой «гранто вой» школы составит миллион рублей. Эти деньги могут быть направлены на обновление материально-технической базы и учебно-лабораторного оборудования, проведение ремонтных работ, повышение квалификации педагогов. Одним из критериев участия школ в реализации проекта является обязательное освоение коллективом учителей педа гогических новшеств, инновационная деятельность, осуще ствляемая на муниципальном и региональном уровнях. Заявки на прохождение конкурсного отбеща подали 14 общеобразовательных учреждений Липецка. Это — гимна зии № 1, 12, 19, 64; лицеи № 44 и 66; школы с углубленным изучением отдельных предметов № 47, 68, 69; МОУ СОШ № 14, 17, 31, ЗЗ и 55. Все они выдвинуты органами государ ственно-общественного управления — советами общеобразо вательных учреждений или попечительскими советами и об ладают солидным инновационным потенциалом. Так, четы ре общеобразовательных учреждения являются городскими экспериментальными педагогическими площадками. В их числе — СОШ № 55 и № 17, лицей № 66 и СОШ № 69 с углубленным изучением отдельных предметов. Здесь апро бируются модели школы полного рабочего дня и школы мо дульного обучения, отрабатываются способы экологизации и информатизации образования. Кроме того, лицей № 44 и школа с углубленным изучени ем отдельных предметов № 69 являются базовыми площад ками Департамента о№азования и науки администрации об ласти и лаборатории Липецкого областного института разви тия образования по реализации программ инновационной де ятельности (в том числе и экспериментальной) регионально го уровня, а гимназия № 12 — пилотной площадкой научно- исследовательского центра «Еврошкола» межрегиональной ассоциации «Философия — детям», а также участником про екта ассоциированных школ ЮНЕСКО. Научное руководство экспериментальной деятельностью муниципального уровня в лицее N ° 66 ведут ученые институ та общего среднего образования Российской академии обра зования, а научное консультирование других учреждений — преподаватели высших профессиональных учебных заведе ний Липецка. Все заявившие о еврем участии.в конкурсном отборе шко лы являются центрами инновационной работы мурицрпдль- ного уровня и учебно-методической базой городского инфор мационно-методического центра по самым актуальным про блемам обучения и воспитания учащихся. Для обобщения и распространения передового опыта ис пользуются семинары, творческие и педагогические мастер ские для различных категорий школьных работников, пуб ликации научно-методических сборников. Учебно-методичес кая база и педагогические кадры школ-участников приори тетного национального проекта «Образование» широко ис пользуются также для проведения учебных занятий в систе ме повышения квалификации учителей, организуемых Ли пецким областным институтом развития образования и фа культетом повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ЛГПУ. Таким образом, интеллектуальный и материально-тех нический потенциал для активного участия в осуществле нии национального проекта в школах города достаточно ве сом. Остается только с наибольшей пользой им распорядить ся, чем и занимается сейчас наш педагогический актив. По плану первая половина марта отведена школам-участ- никам конкурсного отбора на подготовку документов, важ нейшим из которых является программа развития общеоб разовательного учреждения. Затем будет проведена их тща тельная экспертиза. Основные критерии отбора — высокое качество результатов обучения и воспитания, эффективное использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникативных. Среди других требований — демократичность школьного уклада, прошж- тивность реализации программы развития учреждения, обес печение условий безопасности и другие. Но, пожалуй, самое важное, что нужно школе для побе ды в конкурсе, — это положительная оценка ее деятельнос ти не только выпускниками и местным сообществом, но и родителями. В апреле в рамках национального проекта стартует про грамма поощрения лучших учителей. Ее главная цель — укрепление статуса педагогических работников. Для каждо го из 10 тысяч учителей России, внесших значительный вклад в образование, установлено поощрение в размере 100 тысяч рублей. Всего по Липецкой области будет премировано 85 человек. И еще одна важная особенность реализации националь ного проекта. В процедурах конкурсного отб(ща лучших школ и учителей самое непосредственное участие будут принимать гражданские институты. Это — попечительские советы, ро дительские комитеты, ассоциации выпускников, журналис ты, советы ректоров вузов и директоров учреждений началь ного и среднего профессионального образования, профсоюз ные организации работников отрасли. Все они обязательно получат возможность обсуждать результаты деятельности пре тендентов и осуществлять экспертную оценку. Активно уча ствуя таким образом в формировании ориентиров образова тельной политики, гражданские институты разделят ответ ственность как за распределение государственных средств, так и за результативность проекта в целом. Подготовил Александр ТИМОФЕЕВ. Л ипецкий филиал Ф едерального государственного УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ «РОСТЕХИНВЕНТАРИЗАЦИЯ» и ЕГО отаиЕния в РАЙОНАХ Л ипецкой области при глош ою т к со тр уд н и че а в у юридических и Физических лиц. Готовы бы стро , качественно и н едоро го выполнить рабо ты по: - ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ и у че т у объ ек тов недвиж им о с ти ; - ГЕОДЕЗИЧЕСКОЙ СЪЕМКЕ и к о о р д и н и р о в а н и ю гр а н и ц зем ельно го уча с тка с из готовлением зем л е устрои тел ьно го д ел о ; - ОКАЗАНИЮ кон суль та тивной п ом ощ и . Заявки но лю б о й вид р о б о т , включая г, Л ипецк и ра й о ны Л и п е ц ко й об л а с ти , м ож н о пода ть в го л о в н о е предприя тие по а д р е с у : г. Л ипецк , ул. Тельмана , 3 (рядом с ДС «Спартак»), Остановка транспорта — «Площадь Героев». Тел.: (4742) 72^59-00, 27-35-89. ^Д о м милосердия Не рай в шалаше ФОТО АНАСТАСИИ МЕНЬШИКОВОЙ. — Какой месяц? — Восьмой... — Кто родится, знаешь? Проходила УЗИ? — Я даже на учете не стою. У меня обуви нет, — Наталья показывает на стоптанные тапки с огромными дырками...— Из дома не выйти, — смиренно говорит 23-летняя мама двух сыновей, держа р ^ на животе, в котором живет еще один малыш, пока счастливый?.. Хотя, если дети уже в уютном мамином животике все чувствуют, если улавливают мамино настроение, то... Значит, он догадывается, что на обед опять ё^дут пустые макароны или бульон, принесенный соседкой, что люди крутят у виска пальцем, глядя на его родителей, что чаще других слов звучат в их разговорах «нет» и «нищета». Но он все равно счастлив. Крошка уверен, что этот мир для него, что его ждут, что ему будут рады. Ему будут рады мама и папа, но только не остальной мир — еще одному человечку, маленькому, ни в чем не повинному, но уже с легко предсказуемой жизнью... Наташа — инвалид дет ства: ДЦП, диагвоз — лево сторонний гемипарез. А те перь еще атрофия зрительно го нерва. Здоровые детки — Данила, которому два с по ловиной годика (он так и показывает: выпрямляет два пальчика, а третий полусог нут), и десятимесячный Эду ард, сосущий единственную (и та — давно прогрызанная) пустышку, — уже привык ли, что мама не сразу подхо дит на их призывы. Они и не тревожат маму по пустякам. Наталье дали третью группу инвалидности. То есть грузчиком она работать может. Смотрю на ее непо слушную руку и прихрамы вающую ногу. — Как, — спрашиваю, кивая на крох, — справля ешься? —Муж... Он стирает, уби рает. Он зарабатывает день ги. Александру — 43. Я не стану скрывать, как и не скрывает он сам: да, был су дим. И не раз. А теперь он — папа. Теперь он таскает воду из колонки, что за пол километра от дома, стирает детские пеленки, встает по ночам к своим мальчикам, которым снятся страшные сны, чтобы прижать их к себе, поцеловать... И называ ет себя оборзевшим, потому что в церкви не был уже ме сяца полтора. Все некогда было. Деньги он зарабатывает тем, что зимой чистит снег, летом копает огороды и круг лый год ловит рыбу, сейчас — стоя по пояс в ледяной воде. Какие там специальные сапоги, если у жены обычной обуви нет, а у малыша Эди ка — нормальных (не дыря вых хотя бы) ползунков. До ходы семьи — пенсия мамы 1288 рублей да приработок папы: от случая к случаю рублей 50 за расчищенную орогу к богатым домам... 'ети положенных им посо бий не получают, потому что, как объясняют взрослые, у их папы паспорт СССР. А новый ему не дают — пропис- Д' ки нет. Потому нет и рабо ты. Круг замыкается. Пороч ный круг, где без бумажки человек... сами знаете кто. Собака скребется в окно. Александр пускает ее в дом. Александра любят собаки. Едва завидев его, виляют хвостом, он гладит их — им этого достаточно. Они, так кажется, понимают друг дру га. Собаки, они преданные (щенят не бросят никогда) и прощают даже тех, кто их бьет, потому что только от них и получают свой хлеб... Я задаю слишком личные вопросы и сама предлагаю не отвечать на них. Но Алек сандр отвечает. И отвечает честно, как бы извиняясь, что он такой, что так ему прихо дилось жить. Стыдливо опус кая голову, рассказывает про их свадьбу: поставили невес та и жених в загсе подписи, вышли и только за углом Дворца бракосочетания обме нялись кольцами — чтобы люди, которым неприятно смотреть на их скудную и не красивую жизнь, не видели. А ведь они готовились, так ждали, так хотели свадьбы, даже золотые кольца купили — £ 1 ж по •500 рублей. Ната лья, та никогда кольца не снимает, а вот Александр свое заложил: детей нечем было кормить. «Выкуплю, обяза тельно выкуплю», — говорит он мечтательно, но с ноткой обреченности в голосе... Невеселый разговор о проблемах взрослых быстро навеял на детишек дремоту. Эдик, шевеля во сне пальчи ком, выглядывающим из ползунков, лежал в кроват ке, на которую папа заботли во наклеил иконки. Эту при обретенную по объявлению кроватку мама считает «по купкой века» (целых 4 ты сячи! А самая большая сум ма, которую она вообще дер жала в руках, — шесть ты сяч рублей...) Другим гран диозным событием был для семьи купленный в магази не два года назад новый (!) комбинезон для Данилки. За 200 рублей. У Данилы — присталь ный взгляд, осознанный, очень взрослый, не как у двухлетнего малыша. Дани ла смотрит и молчит. А ви дит он многое и о многом молчит. У Данилки нет дру зей, он не ходит в детский сад. Семья снимает жилье в частном секторе. За 600 руб лей в месяц — без удобств, без водопровода, с низкой крышей, с тусклой лампоч кой и дыркой в стене, застав ленной кособоким шкафом. А по соседству — шикарный дом с двухметровым глухим '’йабЬром. ■м' ' I' 1 Когда они въехали сюда, здесь только сломанный топ чан и был, а все, что есть сей час (по сути, старый телеви зор и потрепанный диван, но муж и жена рассказывают о них вдохновенно), нажили сами. Олигархи, я уверена, с такими же интонациями хва лятся друг перед другом ин крустированной золотом ме белью и суперплоским экра ном очередного домашнего кинотеа'^а. Хозяйка хижины предуп редила квартирантов; в апре ле (как раз, когда Наташе ро жать) жильцы должны уйти. — В садах будем жить, — говорит Александр. — Там у нас огород есть, домишко. Купим буржуйку... Не пропа дем! — со сдержанным опти мизмом рассуждает он, с опаской поглядывая в сторо ну держащейся за живот жены. ...Они будут рады любым вещам, любой помощи. Они будут рады... И эту радость обязательно почувствует в животике малыш, котадый хочет, как и мы с вами, быть счастливым. Евгения ЗИМИНА. Иного не дано т Ритм нашей жизни: в МИРЕ Джордж Буш увлекся неформальными встречами Белый дом приглашает журналистов из ведущих средств массовой информации на «неформальные» встречи с президентом США Джорджем Бушем. Условием участия в них является полный запрет на описание происходящего, сообщает ИТАР-ТАСС. По соображениям профессиональной этики не все на это соглашаются, но пока только газета New York Times офици ально заявила об отказе общаться с главой государства на таких условиях. Участников необычных «посиделок с пре зидентом» в жилых покоях Белого дома отбирал и пригла шал лично пресс-секретарь Буша Скотт Макклеллан. Полуофициально заявленная цель мероприятий — лич ное знакомство президента с репортерами, начинающими ра ботать при Белом доме. Реальную цель главы государства большинство изданий видит в том, чтобы завоевать симпа тии журналистов и таким образом косвенно повлиять на ос вещение ими политики администрации. Сознавая это, репор теры в большинстве своем, тем не менее, приветствуют ини циативу. Макклеллан уклонился от прямого ответа на вопрос о том, распространяется ли новая практика на иностранных журналистов. Он лишь пошутил, что двери его кабинета от крыты для «желающих записаться». Эстонское правительство отказалось признать эсэсовцев борцами за свободу Правительство Эстонии в четв^г не поддержало законопроект «О вооруженной борьбе грахщан Эстонии против военной оккупации со стороны Советского Союза» в представленном ему виде и приняло решение разработать собственный законопроект по этому вопросу, сообщает РИА «Новости». Министерство юстиции Эстонии считает, что представлен ный в данном виде законопроект может вызвать вражду в эстонском обществе между людьми, воевавшими во Второй мировой войне по разные стороны фронта. Ранее правительство Эстонии уже отклоняло подобный законопроект, предложив парламенту страны продолжить работу над ним с целью «определить основания для призна ния борцами за свободу страны лиц, проводивших правомер ные действия по восстановлению Эстонской Республики, в том числе противодействовавших оккупации Эстонии Совет ским Союзом и Германией». Правительство тогда подчеркнуло, что не следует при знавать борцами за свободу Эстонии тех, кто совершал дей ствия против человечности или другие наказуемые закона ми Эстонской Республики преступления. Юным американцам устроили «учебный Холокост» В общеобразовательной школе города Апопка, Флорида, провели «игру в Холокост». По правилам игры, ученики 8-го класса были разделены на две группы: те, чьи фамилии начинались на буквы второй части алфавита от L до Z, должны были носить желтые пятиконечные звезды и были «поражены в правах», их одноклассники с фамилиями, начинающимися на буквы от А до К, имели перед ними значительные привилегии. Как сообщает NEWSru Israel со ссылкой на телеканал Local6, некоторые родители были возмущены фактом прове дения в школе такой игры. Так, например, Джон Тиннелли рассказал, что его сыну не разрешали сидеть в классе, пото му что на нем была желтая звезда, в то время как другие ученики сидели за партами. Придя домой, ребенок впал в истерику, он кричал: «Пана, сегодня я был евреем!» Мальчик рассказал, что «евреям» не разрешали пользоваться питьевыми фонтанчиками, а в оче реди в столовой ему пришлось четырежды становиться в конец по приказанию администрации. Один из авторов идеи проведения «игры» Дуглас Гатри считает, что никакой душевной травмы ученикам нанесено не было и, если бы ученикам заранее сообщили правила игры, то они морально подготовились бы к этому и игра не дала бы должного эффекта. Дуглас Гатри говорит: «Дети должны знать: мы не хотим, чтобы история повторилась». Центр памяти жертв Холокоста во Флориде отреагировал на известие об «учебном Холокосте» так: «Конечно, мы при ветствуем стремление школы в Апопке участвовать в про цессе изучения Холокоста, ради внесения в процесс образо вания элемента толерантности... Однако мы не поощряем и не обучаем преподавателей проводить подобные практичес кие упражнения». По информации электронных СМИ. '^Е л е ц И лицах Свой первый рисунок художник-фронтовик из Ельца Владимир Даймидзенко запомнил на всю жизнь. Это было очень давно — шел второй год войны. Из родного города его и сотни таких же, как и он, подростков эвакуировали в глубокий тыл страны. Володю судьба забросила в край Уральских гор, на станцию Кувандых. Здесь, среди первозданной вечно мудрой природы, у него впервые зародилось желание рисовать. Может, дали о себ^е знать гены отца, прекрасного ювелира, рано ушедшего из жизни? Однажды взобрался он на самый верх горы, и дух перехватило. Удивительная картина открылась перед ним: все дышало таким забытым покоем. Звенящую тишину разрывали не залпы минометных орудий, а трели не видимых глазу птиц... И рука потянулась за карандашом. Где тот первый опыт. Бог весть... — Головы пропадали, куда уж там было рисунок беречь, — за думчиво произносит Владимир Дмитриевич. 25 марта Даймидзенко в 81-й аз принимал поздравления, "ногие лета ему желали супруга, с которой он прожил четверть века, дети, внуки и даже правнук- кроха. А мы встретились с худож ником буквально накануне его дня рождения в небольшой кварти ре, где солнечные пейзажи род ного края ведут тебя из комнаты в комнату. И, следуя за ними, по падаешь в святую святых — мас терскую живописца. Златокудрая осень и весенние разливы, лет ние полдни и сиреневые закаты... Сколько их? Десятки, сотни? Точ но не скажет и сам автор: вон на шкафу в три ряда прикрыты ска тертью (от пыли) еще не считан ное множество картин. А этюдник и пустые подрамники сулят новые работы... Они обязательно будут: именно теперь, когда его жизнь вошла в свой серебряный пери од, есть неудержимое желание творить. И работается, как никог да. Спрашивать у художника, что значат для него эти холсты, на верное, то же самое, как выяснять ради чего он дышит. Владимир Дмитриевич каждый новый день начинает в маленькой мастерской. Привычным движением натягива ет на этюдник холст, перебирает кисти. Сегодня он воссоздает на холсте излучину Быстрой Сосны, выбрав точку, с которой открыва ется вся ширь среднерусских по лей, даль неохватная, российс кая... Работа длится полгода. Кар тина предназначена для выстав ки, которая откроется в канун праздника Великой Победы в х у - дожественном отделе краеведчес кого г^зея. ...Он ушел на фронт в сем надцать лет. Выпускник горно стрелкового училища становится командиром взвода автоматчиков на Брянском фронте в 1-й Мос ковской гвардейской дивизии. Первое ранение. Несколько ме сяцев в госпитале — и снова пе редовая. Через полгода еще одно ранение, очень тяжелое. После него Даймидзенко возвращается в Елец инвалидом второй груп пы. Среди четырнадцати прави тельственных наград у ветерана орден Отечественной войны I сте пени, медали «За отвагу», «За по беду над Германией»... После Победы Владимир Дмитриевич поступает в Орлов ское художественное училище, затем на худграф Московского пединститута. А получив диплом, Даймидзенко преподает в Ельце в школе-интернате, работает ди ректором школы № 95. Он созда ет изостудию, выезжает с увле ченными ребятами на пленэры, доверяет им оформлять пионер ский лагерь «Солнечный». Рабо ты его воспитанников постоянно демонстрируются на междуна родных выставках детского твор чества. Изостудия Даймидзенко признается л^шей среди школ Юго-Восточной железной доро ги. Многие его ученики пошли по стопам своего наставника. Например, Анатолий Селезнев преподает изобразительное ис кусство. О талантливом педагоге и его питомцах был снят кино фильм Ростовской студией доку менталистики. Владимир Дмит риевич получил знак «Отличник народного просвещения». Довелось опытному педагогу преподавать и в училище ис кусств имени Тихона Хреннико ва. Он приобщал студентов к ос новам живописи, которой сам занялся в семидесятые годы. К семидесятилетию худож ника организовали юбилейный вернисаж. Не маленький — было представлено более семидесяти работ. Но это все равно малая толика того, что сделано им за десятилетия. Здесь и крымские пейзажи, и зарисовки, сделанные на Кавказе (живописец много пу тешествовал), и окрестности Ель ца. Он смелый колорист, говорят о нем коллеги, любит цветовые контрасты, яркие, звенящие крас ки. Оттого даже «осеннее приро ды увяданье» не становится под кистью живописца печальным и угнетающим. Его холсты дышат любовью и жаждой жизни. — Люблю березы, — призна ется художник, — вхожу в лес и обнимаю их, надышаться не могу тонким ароматом... И вот однаж ды случай со мной произошел. Есть под Ельцом деревня Двори ки, там рощица, прудик неболь шой — я его не раз писал. И вот выехали мы с супругой моей про сто отдохнуть, я еще удочки при хватил. Только у меня клевать ста ло, а жена зовет меня: иди сюда скорее. Бросил все, спешу на зов. А как ступил под сень берез, об мер: колокольным звоном гудит роща, невидимым органом поет. Вот какую картину бы написать... Но этюдника при себе тогда не было. А по памяти не передать величия летнего вечера... Отдельная глава в творчестве живописца — натюрморты с цве тами. Букеты флоксов, нежные ромашки, трепетные васильки и буйство сирени, которая запечат лена в сотнях его произведений, и всегда по-разному. Работы Даймидзенко хранят ся не только в музейных фондах, но и в частных коллекциях жите лей Ельца и Воронежа, Санкт-Пе тербурга и даже Италии — заез жие туристы через художествен ный отдел приобрели. Прощаясь, попросила хозяи на поделиться секретом его мо лодости. — Просто я себя стариком и не считаю, — ответил. — И дру гим не советую. А второе дыха ние мне дарит природа. Обещаю, вы еще увидите ее на новых кар тинах. Вот только больно за мо лодых, начинающих. Я скажу, быть может, обидные для наше го государства слова. Я ведь ра ботал в училище искусств, а по тому знаю: студентам не по кар ману творчество. Один тюбик краски стоит более сотни рублей. А набор — уже за тысячу перева ливает. Да еще цену натуральных кистей добавьте... Почитайте ис торию — кто при жизни сколотил себе состояние? Таланты, гении? Нет. У нас талант и был, и оста ется бедным. Но, знаете, призва ние не выбирают. Оно само тебя выбрало. И ничего иного не дано, кроме как служить ему, пока хва тит сил... Милада ФЕДЮКИНА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz