Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ газета 31 марта 2006 г., № 60-61 (22688 -22689 ) Островокспасения ^Наставничество в последнее время стал замечать, что меня все больше раздражают какие-то мелочи из повседневной жизни. Услышу «звонит» с ударением на первом слоге или «понял» — на втором — противно. Дыхнут в автобусе перегаром в лицо, увижу на улице в голос матерящуюся «пеструшку» лет четырнадцати да еще с сигаретой в размалеванном рту — тошно. Не говорю уж про «ящик»: кроме программы «Культура» смотреть что бы то ни было практически не возможно без ущерба для нервной системы. Старею, что ли... А тут вдруг как глоток свежего воздуха получил в предельно задымленном по мещении. — Что-то давненько ты у нас в гимназии не был, — с улыбкой посетов£ 1 л при встре че мой давний знакомый, бла гочинный Елецкого церковно го округа отец Василий. — Заглянул бы как-нибудь. Юбилей у нас нынче —десять лет как-никак. Я и заглянул. И хотя бывал я здесь прежде, признаться, не сразу понял, что «не так» — не как в обычных наших школах. Ну что чистенько да уютно, этак по-домашнему - это само собой. Ковры, аквариум немалых размеров — такое тоже не везде всттетишь. Что же еще «не так»? А вот оно. Здороваются со мной все дети. И не просто тебе дежурное «здрассьте» на бегу, на скаку. Пожелают здравствовать, но при этом еще в глаза пытливо загля нут: «А что ты за человечище такой, с чем пожаловал к нам?» И глаза эти такие чис тые да ясные.— словно неж данный лесной родничок в пути встретил, когда жажда одолевает. Вот ведь бежит время. Вроде бы совсем недавно про тоиерей Василий Романов принимал поздравления по поводу открытия в Ельце его детища —детища долгождан ного, многими трудами и мо литвами рожденного — Пра вославной гимназии в честь святителя Тихона Задонско го. А вот, поди ж ты, уже, и десять лет позади... Историю гимназии нетруд но проследить по сочинениям самих гимназистов. «В эту школу я хожу с первого клас са. Раньше это было неболь шое одноэтажное здание. Для нас — тринадцати человек — помещение казалось огром ным. Еще помню иконочку с лампадкой и черную доску с надписью «Добро пожало вать!» А сейчас мы учимся в новом двухэтажном здании, рядом с которым строится по мещение под столовую. Шко ла очень изменилась внешне, но атмосфера доброты и люб ви к каждому ученику оста лась прежней» (М. Денисова, 10 класс). Многие полагают, что учатся здесь дети только тех семей, что уже воцерковлены, то есть живут строго по Зако ну Божьему, неуклонно испол няют все заповеди, знают все молитвы, постятся, когда при ходит срок. Но вот строки из другого сочинения: «Я учусь в гимназии с первого класса и очень доволен, что попал сюда. А ведь должен был учиться в другой школе. Мои родители знали о существова нии Православной гимназии, но считали, что там учатся дети из верующих семей, а мы тогда только начинали узна вать о Боге.' Поэтому и не по мышляли попасть в гимна зию. Но получилось так, что Господь сам распорядился моей судьбой, и вот я пересту пил порог этой школы. Я очень доволен, что попал сюда» (В. Грушко, 7 класс). Помимо английского, изу чают здесь и церковно-славян ский, и греческий, и латынь. Разумеется, не забывают и об ин^рматике, физике, химии и прочих предметах, без ко торых нынче не обходится ни одна школа. Кстати, некото рые из дисциплин ведут пре подаватели Елецкого госуни- верситета имени И.А. Буни на. Эти два учебных заведе ния, что называется, дружат, как хорошие соседи в комму налке. Но на первом месте у гимназистов, понятно — За кон Божий. «Мне нравится, что в гимназии особое распи сание. Каждый понедельник перед началом занятий ба тюшка проводит утренний молебен, во время которого благословляет нас на хоро шую учебу и на примерное поведение. Необычно у нас организуются и занятия: в начале урока дежурный чита ет молитву об успешном уче нии, а в конце — благодар ственную за то, что мы полу чили новые знания» (А. Яку нин, 8 класс). Только не подумайте, чи татель, что все поголовно гимназисты —этакие смирен ные овечки или какие-то зом бированные истуканчики, ко торые только и делают, что молятся да зубрят Закон Бо жий. Детвора как детвора. Посмотришь на них, когда они в спортзале занимаются или на перемене носятся с визгом друг за дружкой — вихрастые, разгоряченные, глаза блестят, — как есть со- рви-головы! Важно другое (и — не главное ли?): и молит вы, и изучение жития святых, и паломнические поездки — все это гимназистам Елецкой Православной гимназии не только нравится, им это не обходимо. В остальном же — дети как дети. Разве что эти глаза-род нички... Те, кто постарше, помнят и не самые радостные време на. «Десять лет пролетели не заметно. За это время мы пе режили многое: радость об ретений, горечь потерь и обид — гимназия всегда была с нами, поддерживала и помо гала, хотя ей самой было не легко. Когда объявили, что финансирование негосудар ственных учреждений пре кращается, был поднят воп рос о закрытии школы. Но вера в благополучный исход, надежда и постоянные мо литвы помогли выстоять до сегодняшнего дня» (О. Рога чева, 11 класс). Хоть бы эти молитвы ус лышал не только Всевыш ний, но и чиновники, ведаю щие образованием в стране: нет ведь никаких гарантий, что не всплывет опять в ка ких-нибудь министерских кабинетах вопрос о прекра щении финансирования по добных школ. Гимназические классы не велики — чуть более десят ка человек в каждом. Пото му попасть сюда учиться не просто. — Когда мы несколько лет назад переехали жить в Е!лец, гимназия еще не откры лась, — вспоминает Татьяна Рудометкина, нынешний за вуч Православной. — Моей дочери Марине пришлось идти в обычную школу. Зато потом я — профессиональ ный педагог —приложила все усилия, чтобы перевести дочь именно сюда. В тот год кани кул у нас практически не было: занимались и церков но-славянским, и Закон Бо жий учили, и латынь. И вот, слава Богу, моя Марина те перь выпускница. А «на под ходе», в восьмом классе, еще и Иришка, моя двоюродная сестренка, — я ее опекун. Татьяна Васильевна на зывает гимназию «наш Ост ров». Там, в миру, «за бор том», дескать, штормит из рядно, всяких разных иску- ' шений на каждом шагу не мерено, а здесь — покой и благочестие, взаимопонима ние и главное — любовь. К слову. Буквально через дорогу от гимназии филиал одного из елецких ПТУ. Словно кто-то нахючно, для контраста, устроил так. По одну сторону чистые, скром ные, воспитанные умницы и умники, по другую, за Ост ровом, — и сигареты, и мат- перемат, и... словом, полный набор повседневной, серой, унылой, до жути привычной и никому не нужной жизни. — А случалось, что ухо дили дети из гимназии? — Увы, несколько таких случаев было, — строжает ликом Василий Яковлевич. — Например, девочка одна в курении замечена была и, как мы ни увещевали ее, по нашим правилам жить отка залась. Но там, скорее все го, из семьи все идет. Нечто похожее было и с другими ушедшими от вас детьми. Наша вина: наверное, плохо мы молились за них, не убе регли... Первое время Православ ная гимназия работала как начальная школа, было только три класса. Но дети взрослели, а родители никак не хотели забирать их отсю да. В общем, что называет ся, всем миром упросили отца Василия открыть и дру гие классы, вплоть до выпус кного. Так что, несмотря на то, что в этом году гимназия отмечает свой десятилетний юбилей, два выпуска здесь уже состоялось: аттестаты получили 12 выпускников, переведенных сюда из дру гих елецких школ. Причем все они, без исключения, по ступили в различные вузы Ельца, Москвы, Воронежа и Курска. — Не страшно отпускать детей в большой мир с ваше го Острова? — спрашиваю и завуча, и оказавшихся ря дом родителей гимназистов- выпускников (о. Василий со брал их, чтобы поговорить о том, кто и куда намерен по ступать). — А что поделаешь-то... Остается только верить, что все полученное ими здесь, в гимназии, поможет преодо леть все трудности. Надеем ся, Господь управит... С Василием Яковлевичем — он же и благочинный Елецкого округа, и настоя тель Вознесенского собора, и директор Православной гим назии — я знаком давнень ко. Знаю, например, даже та кую подробность из его лич ной жизни. Во время сроч ной службы рядовой Романов бегал в самоволку по ночам. И его командир знал об этом, но глаза закрывал. Потому как с понятием человек был: бегал-то солдат не куда-ни будь — в ближайшую цер ковь, за семь километров, чтобы помолиться. . — Знаешь что, ты про нашу Ольгу Ильиничну на пиши, про ее семерную ис торию, — советует батюшка. — Если она, конечно, позво лит — очень уж это личное. Ольга Ильинична — бой кая жизнерадостная старуш ка — работает здесь же, в гимназии (отец Василий взял ее вахтером — все к крохот ной пенсии прибавка). Исто рия ее и впрямь непроста. Много лет назад ее сын же нился, Ильиничну обрадова ли внуком. Однако потом жизнь у сына, как говорит ся, дала трещину: никого еще пьянка до добра не до водила. В общем, *раз6ежа- pHciV'bPH с женой. А невес тка Ильиничны возьми да и роди от двух разных «дядь» еще двух пацанов. И уже вы полнив таким образом свой «долг» перед свекровью... оказалась лишенной роди тельских прав. О сыне же Ольга Ильинична давно ни каких сведений не имеет. Так и стала она «бабушкой- героиней» с тремя внуками на руках. — Я давно уж и не делю их на своих и не своих: все они мои, родные, — на удив ление светло и чисто улыба- ет'ся она. Все трое — гимназисты. Алексей в этом году выпус кается, Андрей заканчивает десятый класс, а младшень кий, Егорка («Пиши как по ложено — Георгий», — по правляет настоятель), пока во втором. Уж как Ильинична рада, что отец Василий принял их всех под свое крыло, как бла годарна ему. И впрямь, что б она одна-то делала с этой оравой — поди, справься с ними, неслухами. А так — есть уверенность, что вырас тут достойные люди. ... Если вы, читатель, жде те от меня какого-то анали за, сравнений Православной гимназии с другими школа ми, умных, многозначитель ных выводов не надо, не жди те. Да и нужны ли они? Я вот наткнулся на строки оче редного сочинения про юби лей любимой гимназии — это девятиклассница Кристина Горохова пишет — и поду мал: чего же боле? «Когда вошла в эту священную оби тель, где пройдет много лет интересной жизни, поняла, что поступила правильно. Я узнала, что мир земной в сво ей красоте чудесен и все в нем наполнено жизнью... Он со здан для жизни и пользы людей, для каждого из нас. Если мы будем жить по За кону Божьему, то многое не понятное станет ясно, мы будем жить со всеми в друж бе, любви и радости. Тогда эту радость у нас никто не от нимет, и Бог будет с нами». Какие уж тут выводы... Красота спасет мир? % Пусть так. Только небольшая ^ ремарка. Если речь о красоте души человеческой — тогда все правильно. Вот ее-то, эту красоту, и взращивают здесь, на Острове. Лелеют, как са мую великую драгоценность, оберегают от грязи да пошло сти мирской, по мере возмож ности наделяют Богом данной силой и — направляют в мир же. Спасать его. Игорь ЧИЧИНОВ. Инженерия Курбанова В двадцатом веке в «стан» физиков и математиков стремились попасть способные ребята, что было, в общем-то, неудивительно, потому что в своем стремительном движении эти науки опережали другие в стране, тем и вызывали интерес у молодежи. Правда, получавшая образование в крупных городах (с богатыми библиотеками, спецшколами, репетиторами и т.д.), она все же имела преимущество перед сверстниками из провинции, где возможности для школьной подготовки куда скромнее. Вот и у нашего героя из небольшого дагестанского села Гюхраг все могло закончиться восьмилеткой, но ему хотелось учиться дальше. А тут подвернулась книжка про знаменитого конструктора королева, кумира многих мальчишек той поры. Так что в среднюю школу Залумхану Курбанову пришлось отправляться за пятнадцать километров от дома и жить в интернате, в горах. В ыпускник шел на золотую медаль, но четверка по сочине нию в случае с нашим геро ем стала еще одним доказа тельством, что физики не все гда бывают лириками. «Се ребро» тогда не давали, по тому поступал он в вуз на общих основаниях. Когда в селе узнали, что старший сын из многодетной крестьянской семьи Курбано вых, где росли шестеро детей, поехал в Москву, удивились. Правда, люди не представля ли, на КАКОЙ вуз замахнул ся земляк, а тот выбрал не только престижное, но и одно из самых сложных по набо ру дисциплин —Высшее тех ническое училище имени Ба умана. Шел по принципу: раз трудно, то ему сюда. С юношеским максимализмом ему хотелось решать задачи века. Его единственная меч та была — чистая инжене рия. К счастью, никто не на ломал дров в судьбе п^ня из горной глубинки. Он блестя ще выдержал вступительные экзамены и стал студентом машиностроительного фа культета по специальности «Производство корпусов ». — На первом курсе нас привели в учебные мастерс кие, — вспоминает Курбанов. — И вот меня, деревенского малого, который, кроме овец и баранов у себя в горах, ни чего не видел, преподаватель спрашивает: «Это какой ста нок?» А я понятия не имею... Пошел в библиотеку, засел за книги, чтобы само стоятельно компенсировать то, чего не знал. Я и сегодня не боюсь учиться. Ему всегда было интерес но думать, на все иметь соб ственное суждение и постоян но поднимать перед собой планку. Он учился не ради получения «корочки» о выс шем образовании, а чтобы самостоятельно делать слож ные технические расчеты, проектировать и разрабаты вать новые системы, оборудо вание и механизмы. И когда пришло время защищать дип ломный проект, доказал мас титым профессорам эффек тивность предложенной им линии по изготовлению стек лопластиковой трубы. Новоиспеченного инжене ра направили на одно из обо ронных 1 ^дприятий Новоси бирска. Начинал с мастера сборочного цеха, где выпус кались детали для хвостовой части реактивного снаряда системы «Град» и автомати ческие контрольно-измери тельные станции для армии. На заводе молодой специа лист прошел хорошую шко лу. Людей часто не хватало, но процесс не остановишь. Приходили либо с других уча стков, либо неопытные прак тиканты, которых надо было научить. Курбанову пришлось осваивать станки, вытачивать детали, затачивать резцы и сверла, чтобы наставлять но вичков. Через некоторое время грамотному инженеру пору чили возглавить технологи ческое бюро цеха автоматиза ции и механизации по выпус- *ку укороченных конвейеров для оборонной промышленно сти и оптико-шлифовальных станков. На новом месте он также не ограничивал себя рамками отведенных обязан ностей и графиком работы «от и до», не считаясь со време нем, вникал в сложные про изводственные проблемы и искал всем понятное решение. В Новосибирск Залумхан приехал с семьей. В конце учебы влюбился в ельчанку, студентку московского педин ститута, так что в отпуске тоиходилось метаться между Дагестаном и Ельцом. Моло доженам все чаще приходи ли мысли о переезде, и в кон це 1987 года они все же ста ли жителями старинного рус ского города. Н а Елецком заводе тракторных гид роагрегатов Курба нову предложили работать в механосборочном корпусе с уникальным производством гидроузлов для бронетанко вой техники. Случайных лю дей в МСК не брали: если инженер — то высокой ква лификации, если рабочий — то золотые руки. Курбанов оказался высококлассным специалистом по разным на правлениям. Человек комму никабельный, он быстро впи сался в коллектив и вклю чился в работу. Поскольку к военным заказам приемка всегда предъявляла высокие требования, взялся за про блемные участки. Нашел, в частности, причину дефекта и добился ее устранения в пластинах ротора топливно- подкачивающих насосов, применяемых в современных танках. Ритм в МСК захватывал таких людей, как Курбанов. Здесь каждому давался шанс заявить о себе. Но в стране забурлили рыночные рефор мы, военно-промышленный комплекс оказался неплате жеспособным, госзаказы на вооружение практически прекратились, и корпус оста новился. Лучшие заводские кадры оказались не у дел, начались массовые сокраще ния. Надо было как-то выжи вать. Курбанов нашел рабо ту на соседнем заводе по вы пуску строительных матери алов — был и механиком, и энергетиком. По сути, опять пришлось вникать, изучать новое производство, чтобы сказать свое слово — инже нера. С его появлением стал более грамотным подход к ре монту оборудования, а раз работанные им проекты до сих пор помогают коллекти ву эффективнее производить замену вышедших из строя запчастей. В 2001 году на завод тракторных гидро агрегатов пришла команда Виктора Ситникова из московского ЗАО «Строй- машсервис». Энергичная, с новыми взглядами, идеями и современной инженерной по литикой, в основе которой лежит модернизация произ водства, внедрение прогрес сивных технологий и выпуск конкурентоспособной про дукции. Для осуществления этой крупномасштабной за дачи потребовались грамот ные инженеры, поэтому впол не логично было возвраще ние Залумхана Курбанова, ко торому предложили долж ность заместителя главного технолога ОАО «Елецгидро- агрегат». Совместная работа ельчан и москвичей получилась: за вод быстро пошел в гору. Сегодня здесь на глазах свер шается настоящая техничес кая революция. Технологи ческий поток совершенству ется, идет постоянное обнов ление участков и цехов. Собственно, раньше на агрегатном не задумывались над их планировкой. Безус ловно, на бумаге она была, но не соответствовала реаль ной расстановке техники, что затрудняло вести документо оборот. В производстве же, убежден Курбанов, все дол жно быть четко. Председа тель совета директоров Вик тор Ситников тоже за такой порядок. Поэтому получило поддержку предложение За лумхана Алмазовича переве сти все планировки завод ских цехов в компьютерную базу в графической системе «Kompas V7», что не только позволяет более оперативно осуществлять перемещение и установку оборудования, но и облегчает работу техноло гов. Созданная им в Microsoft Excel программа учета и нор мирования прогрессивного режущего инструмента (ис ходя из стойкости пластин, плана деталей и т.д. ) позво ляет рационально планиро вать заказы и распределять его по цехам. Курбанов зна чительно облегчил и работу конструкторов, разработав на Delphi программу расчета долбяков для обработки ше стерен. Под руководством и при непосредственном участии заместителя главного техно лога осваивалось новейшее оборудование и инструмент в созданном цехе станов с программным управлением. с пуском которого на треть увеличилась производитель ность труда, значительно улучшилось качество гидро цилиндров, а также снизи лась трудоемкость их изго товления. В рыночных условиях требования к качеству пор шней, крышек и других де талей неизмеримо выросли, и прежде такие знакомые аг регатчикам дефекты, как тор цевые биения, недопустимы. На старом станочном парке и устаревшим инструментом невозможно добиться нуж ной чистоты поверхности. При прежнем массовом производстве с установив шимся оборудованием и от работанной технологией про дукция уходила с колес. Те перь и заказов на сотни наи менований, ежемесячно в производство запускается несколько новых гидроци линдров, так что работы у технологов выше головы, а у руководителей службы тем паче. Курбанову больше по душе такой ритм. Он счита ет, что легче было тогда, зато интереснее жить сейчас, в постоянном напряжении, когда времени порой и на обед-то не хватает: бегом пе рекусил и опять то в цех, то к бумагам. Р абота и дома не от пускает. Берет с со бой диски, допоздна засиживается за компьюте ром. Главное, никто не отвле кает. Жена всегда понимала его. Правда, когда пришло время думать о будущем сына, разногласий в семье избежать не удалось. «А что ты имеешь с дипломом инже нера, — кипятился Михаил. —Неденежная и непрестиж ная эта профессия!» Однако спор «отцов и детей» завер шился тем, что сын так же блестяще сдал вступитель ные экзамены в Высшее тех ническое училище имени Ба умана. Он уже почти спе циалист по информатике и системам управления. Учит ся и одновременно работает в одном из военных произ водств. Одно из нынешних на правлений в работе Курбано- ва-старшего — подбор высо копроизводительного обору дования и прогрессивного импортного инструмента к нему. Его задача ответствен ная, а потому, считает он, нельзя ошибиться. Это ведь и заводские деньги тоже. На столе разложены пухлые ка- талоги из разных стран. Тек сты на английском. Можно попросить их перевести, но Залумхан Алмазович читает их сам. Хотя английский язык не изучал ни в школе, ни в вузе. Как и компьютер, который тоже освоил само стоятельно. То было в пору реформ. Когда многие из нас ныли, он, как уже случалось не раз, привычно засел за учебники, словари и справоч ники. Особенно вгрызался в персональный компьютер, сожалея, что в годы его уче бы таких умных машин еще не было. Его радуют перемены на заводе, что техника ближе подходит к современному уровню, что люди сели за компьютеры, что есть воз можность расширять свой кругозор, выезжать на выс тавки, встречаться с колле гами по отрасли, сравнивать. По натуре Кух>банов из той породы людей, кто не заста ивается в одной колее, не боится расставаться со ста рым и наполнять мозги све жими знаниями. «Если не узнал что-то новое для себя, не сделал, значит, день про жит зря». Таков он во всем. Наш >■ герой сам сделал из себя то, чем стал — Инженером вы сочайшей квалификации. И это звание своим решением недавно подтвердило жюри Всероссийского конкурса «Инженер года-2005». 1цф- банов стал его лауреатом. Диплом, соответствующий сертификат и памятную ме даль ему торжественно вру чили в Москве — городе, дав шем путевку в жизнь моло дому инженеру. Сейчас Курбанову 45. Есть солидный багаж зна ний, опыта, а главное —есть желание с той же одержимо стью и вдохновением слу жить любимому делу — Ин женерии. г. Елец. Тамара ФЕДЮКИНА, соб.корр. «Липецкой газеты».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz