Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)
31 марта 2006 г., № 60-61 (22688 -22689 ) ЛИПЕЦКАЯ газета Г « Сердце мое расширилось для вас... )) (Окончание. Начало на 1-й стр.) — А как подвигается дело с открытием официальной резиденции правящего архиерея? — Строительство здания епархиального управления близко к завер шению. Под него Церкви отдан бывший кинотеатр «Заря». И теперь у Липецка появилась уникальная возможность создать по примеру глав ных православных городов России — Москвы, Великого Новгорода, Пскова, Нижнего Новгорода — целостный архитектурно-церковный комплекс,^ в который бы вошли здания архиерейского дома, Свято- Успенский монастырь. А к нашим зданиям примыкает прекрасная зона отдыха^ вплоть до кафедрального Христорождественского собора на главной площади. Соседство же с административным центром города подчеркнет тесную связь и выстроенные отношения между светской властью и духовной. Администрации области и города Липецка эту перспективу понимают — ведь созидание епархиального центра — со бытие не нескольких лет и даже не десятилетий. — Владыко, как содействуют строительству самой молодой епар хии в Патриархии? — Я благодарен Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II за то внимание, которое он постоянно лично оказывает и мне, и окормляемой мною епархии. Любые наши просьбы находят под держку и разрешение. Недавно Святейший наградил по моему проше нию большую группу липецких священников знаками отличия иереев — крестами, набедренниками, поясами. Многое дают мне личные и довольно продолжительные беседы со Святейшим. По его просьбе я показал фотографии наших разрушенных церквей, так что он имеет представление о масштабах предстоящих восстановительных работ. Как безусловную поддержку епархии я рассматриваю и оказанное мне высокое доверие — избрание осенью прошлого года членом Свя щенного Синода. — Кроме приходских храмов, на липецкой земле один за другим стали появляться монастыри. Только за два года к трем задонским прибавилось еще шесть. Такого, кажется, нет ни в одной епархии. Чем можно объяснить это явление? — Исторически русские монастыри всегда были центрами образова ния, ^культуры, они владели землей и служили образцом успешного хозяйствования. А до 1917 года они еще вели широкую социальную деятельность, имели бесплатные больницы, столовые, приюты и так далее. Но главное^ — они были центрами духовности, молитвенного делания, копилкой, если так можно выразиться, русской святости. О том же говорит и история наших монастырей — Богородицкого, Свя то-Тихоновского, Богородице-Тихоновского в Задонске, Троекуровско- го и Троицкого в Лебедяни, Знаменского в Ельце, Раненбургского Пет ропавловского в Чаплыгине, Благовещенского в Боловском районе, Древне-Успенского в Липецке. Есть замечательные слова преподобного Исаака Сирина: “Свет для иноков — ангелы, свет для мирян — ино ки” . Это свет Духа Святого, и если человек верит, что Иисус Христос Бог, Спаситель нащ, то сегодня, как и две тысячи лет назад, можно увидеть тот свет, который идет от людей, ставших самыми верными Его учениками. Конечно, монашество — путь избранных. Для мирян же напомню слова Серафима Саровского: “И в миру можно спастись, и в монастыре — погибнуть” . То есть Господь всем указует путь ко спасе нию души, а уж кто как этим воспользуется — его дело, его выбор. Я надеюсь, что наши монастыри защитят епархию, край липецкий от всяческих бед, подвигнут людей к жизни нравственной, чистой, бо гоугодной. Что же касается женских обителей, то им на Руси всегда помогали прежде всего купцы, помещики, дворяне. Это у людей верующих, совест ливых считалось самым богоугодным делом, ведь нелегкие труды свои во сл£шу Божию несут слабые женщины. Кстати, и сегодня в нашем крае инокиням помогают предприниматели, люди власти да и просто миряне. — Минувшие десять лет — хоть и немалый срок, но он продолже ние предыдущей жизни. Скажите, Владыко, можно считать, что именно тогда шла подготовка к хиротонии во сан епископа и к дальнейшему архипастырскому служению. Что можно в этой связи вспомнить? — Ни о какой хиротонии, конечно, я не помышлял, но в известном смысле — да, шел все время в одном направлении. Господь готовил меня к дальнейшему. И посылал мне сначала моих боголюбивых роди телей, потом родителей духовных: старицу, схимонахиню Антонию (Овечкину), игумена Власия (Болотова), схиархимандрита Виталия (Си доренко), владыку Зиновия (Мажугу), владыку Ювеналия и вот теперь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Мне было легко идти по жизни с этими пастырями. Слава Богу за все! — А к а к и е б ы л и сам ы е я р к и е в п е ч а тл е н и я в т о й , п р о ш л о й , ж и з е ш ? — Постриг. Монашеский постриг...21 марта, 1978 год, Христорож- дественский собор Липецка. Тишина в храме, потом трио поет “Объя тия Отча” , люди кругом со свечками... Меня накрывают мантией, а она кажется такой длинной, как архиерейская... Ощущения неземные, та инственные... Или еще из детства — когда я с родителями из нашей Давыдовки на Пасху в церковь причащаться ходил в соседнее село за пятнадцать верст... Берегом Кузьминки, речки нашей, идем, солныш ко светит, птички поют, а самое-то главное — впереди, там, в храме... С такими минутами человек живет, с ними и умирает... Все было. Четырнадцать лет служил в Покровской церкви в Павлов ке Добринского района. Счастливое время было! Хоть по теперешним-то меркам и трудное. Помню, как из колдобин с псаломщиками машину вытаскивали, едешь потом на требы и с подрясника грязь счищаешь... Но на сердце все равно светло — тебя ждут, ты кому-то нужен... — Годы приходского служения, Владыко, пришлись на непростые времена богоборчества. Говорят, работники КГБ пытались вербовать священников, заставляли разглашать тайну исповеди, делиться “ин формацией” , докладывать о “неблагонадежных” . Вас это как-нибудь коснулось? — От так называемого “сотрудничества с органами” я отказался наотрез сразу. Тогда мне устроили “психическую атаку” — одиннад цать дней под окнами машина дежурила. Всех прихожан на карандаш брали. Старались всячески подавить мою активность. Бывало, ночами приходили ко мне с угрозами. Власть раздражало, что ко мне даже партийные обращаются. Но я все равно причащал и венчал, правда, тайком, и коммунистов, и членов их семей. Храм закроем, в дверях матушку поставим и начинаем таинство... В соседней Паршиновке до трехсот человек причащал. Так и говорили, что Паршиновкой управ ляет не парторг, а поп из Павловки. Тогда власть требовала от архи ерея, чтобы каждые три года он священника переводил на новое место. Чтобы создать нервозность на приходе. Я же “продержался” четырнад цать лет. Люди заступались. Старцы за меня молились. Господь укреп лял, Богородица не оставляла... А все равно хорошие были годы. Молод был, сил хватало, мало спал, много служил, постничал. Бывало, в день пять покойников хоронили, и нужно было так рассчитать день, чтобы успеть на отпевание всюду. Сам по себе Добринский район был самым крупным в области, так еще мне приходилось выезжать в соседние — Воронежскую и Тамбовскую. Вот и назначал на перекрестке дорог встречу — откуда меня забирали. И, пред ставьте, ни разу не было срывов. Четырнадцать лет на приходе... — Осенью в Тележенке после освящения нового храма вы, Влады ко, обращаясь к мирянам, сказали такую фразу: “Желаю, чтобы эти свежие стены побыстрее закоптились от ваших свечек».” — Потому что свеча — это малая жертва Господу. Потому что намо ленный храм для верующего — дом родной, где всегда тепло, уютно и душе покойно. Нет печальнее зрелища, чем добротная церковь, но ... пустая. — Вы сказали: “намоленный храм” ». Это понятно — в нем ста ринные, еще бабушкины, иконы, в нем живут молитвы предков, кото рые помнят стены». А можно ли говорить “намоленный” , имея в виду целый край? — Наша Липецкая область — родина многих святых, подвижни ков, мучеников, за веру претерпевших. Благодаря христианской свя тыне — мощам угодника Божиего чудотворца Тихона — Задонский Богородицкий монастырь почитается как один из семи главных цент ров православия России. И раньше, прежде чем ехать в Иерусалим ко Гробу Господню, верующие считали своим долгом прийти к Святителю Тихону, чтобы попросить у него благословения, а затем отправлялись в Киев, а оттуда уже — на землю обетованную. Святые Феофан Затвор ник, Илларион Троекуровский, святитель Иннокентий Херсонский, святой праведный Силуан Афонский — великие предшественники ду ховные. Елец — родина последнего оптинского старца Нектария. В Липецке преподавал в гимназии и принял решение постричься в монахи Амвро сий Оптинский. А еще были священномученик Сергий (Зверев), затворник Георгий, блаженный Антоний, старица Евфмиия, игуменья Мелитина, схиархимандрит Виталий... Силу их молитв хорошо знают верующие люди, не случайно многие священнослужители в разных уголках Рос сии теперь просят направить их к нам на приходы. Я сам получил бла гословение на пастырское служение от схимитрополита владыки Зино вия, моим духовным отцом был схиархимандрит Виталий, и я постоян но чувствую духовную поддержку этих старцев. Это счастье, что мы многому можем научиться у них. Ведь как мы живем? Стараемся, чтобы нас никто не тревожил, чтобы диавол обходил бы нас и болезни минова ли... А они, наши духовные предтечи, не боялись ни гонений, ни голода, ни тюрем — ничего. Потому что знали, что идут за Господом. Небесные заступники и сегодня помогают нам. Вот этот незримый свет открывается теперь многим и многим. Все чаще мы задаемся воп росами: зачем живем на земле, в чем причина преуспевания или, на против, неудач? Я благодарен Олегу Петровичу Королеву за то, что он, понимая неразрывную связь между экономическим расцветом края и возрожде нием духовности, все делает для того, чтобы эта истина стала актуаль ной для всех. И это понимание живо передается областным и коммер ческим структурам, а также руководителям города Липецка и района, и нет сегодня такого, где бы не строились храмы, не укреплялись при ходы, не работали бы воскресные школы... Из многих фотографий нашего редакционного архива мы выбрали эти снимки, сделанные на протяжении десяти лет. Почему именно эти? Потому что на них запечатлен не просто наместник обители, не просто строгий мудрый пастырь, а усталый, несущий многотрудную ношу человек. Батюшка. Именно так, по- старинному, по-русски, не оглядываясь на чины и звания, его именуют люди. Штрихи Кпортрету пастыря Самое главное ... в 1991 году архимандрит Никон приехал в Задон ский Рождество-Богородицкий монастырь. От былой сла вы обители оставалось только имя — она была знаменита два века кряду, входила в десятку лучших монастырей в России и даже, по пророчеству старцев, готовилась стать лаврой. Но уже в девятнадцатом, шальном и насквозь промокшем от крови, году она была разграблена. После этого погромы шли чередой до самого закрытия монас тыря в 1929. Эта история отражалась в каждой черточке измученного временем Владимирского собора, превращен ного в заурядный заводской склад. Вот этот склад и отда ли Церкви — полуразрушенный, с дырявой крышей, и теперь уже стоял он посреди заводского двора как чу жой, совсем чужой в этом увядающем царстве социализ ма. Отец Никон сам работал на станках в монастырском подвале, плотничал, слесарничал, сам писал первую над- вратную икону (а знаменитую храмовую «Владимирскую» давно похитило безбожное время), сидел на планерках у директора, решая тысячи вопросов бытовых, хозяйствен ных, административных, — словом, был един во множе стве лиц. Но все это время оставался и был прежде всего священником, для которого главным была молитва, об ращение ко Господу. Важно именно сегодня заглянуть в тот 1991 год, что бы понять, как много успел, сумел с Божьей помощью сделать Владыка в Задонске. кая постройка в области сможет сравниться по изяще ству и масштабу воплощения с восьмидесятидвухметро вой (самой высокой на Дону!) монастырской звонницей, возведенной по старым чертежам. А ведь это только часть монастырского комплекса. Кроме этого, многие храмы в нашем крае восстанавливаются попечением Владыки и по его перед Господом молитвам. Причем в каждый про ект и во всякую архитектурную “мелочь” он вникает до тошно, делая профессиональные замечания, удивляя спе циалистов. Божья птица Однажды... ... Однажды, где-то в начале девяностых, пришлось мне сопровождать архимандрита Никона в поездке в го род Усмань. Заехали на местную табачную фабрику, и я видел, как в цехах к батюшке подбегали за благослове нием женщины. Директор с гордостью показывал новое оборудование, чешские станки, выдававшие на конвейер ежесекундно сотни сигарет, а у гостя реакция была та кая: “Надо же, столько мощи, столько денег вложено, чтобы вводить в грех людей...” Между прочим, в той поездке отец Никон искал седло для монастырской лошадки, а вместо него раздобыл зер новую сеялку в колхозе “Россия” . Про седло я упомянул к тому, чтобы подчеркнуть: вот с чего начинал Владыка в Задонске, и вот что стало с обителью за эти годы... Ред ...Звонарь молча протянул кусочек ваты: «Вложите в уши...» — и взялся за веревки. Уже с первым ударом вечевого стало понятно: предосторожность была не на прасной. Но тут же, над веревками, в нише, спокойно сидела голубка на яйцах, и этот звон не пугал ее! Спускаясь по каменной лестнице колокольни (164 сту пеньки), я уступил дорогу бородатому послушнику, и тот на ходу бросил странную, как показалось, фразу: «Голу бей сажать...» Уже на земле спустя минут десять я уви дел его с картонной коробкой. Приоткрыв крышку, он показал своих сизарей. «Тут их двенадцать, было боль ше, да ястреб выбил». Инок имеет в монастыре разные послушания, а голуби — это, это просто любовь. Их по дарил один добрый человек, и теперь он придумал в кон це каждой службы, после литургии, выпускать птиц в небо. Для этого ему приходится отбегать на два кварта ла, и тогда сизокрылые, поднявшись, под радостный звон возвращаются домой, садятся на колокольню. Очень кра сиво и по-библейски символично! Есть у инока мечта: просить Владыку из своих рук выпустить голубей на Благовещенье, праздник, напоми нающий нам о благой, спасительной вести Деве Марии о зачатии Ею Иисуса Христа. Я спросил о той голубке, что сидит на яйцах, не обра щая внимания на громкий звон. — Так это же Божья птица, — улыбнулся инок и, подобрав рясу, побежал выпускать птиц. молодой монах, притормозил возле краснощекой лоточ ницы и вернулся с огромным тульским пряником. «Для Владыки...» — пояснил он мне и заранее счастливо улыб нулся. По-моему, эти маленькие картинки как нельзя лучше говорят о любви братии к своему духовному отцу. А таковым он стал за эти годы для многих и многих. Из Поздравления братии Задонского Рождество-Бого- родицкого мужского монастыря: ” ... Мы искренне благо дарны Вам, дорогой Владыко, что не оставляете нас — сердца наши искренне и не ложно тянутся к Вам — архи пастырю с большим любвеобильным сердцем, в коем со четаются отеческое милосердие, доброта и разумная твер дость. Воистину в Вашей заботе о монастыре Богородиц ком видим мы воплощение слов апостола Павла: “Сердце мое расширилось для вас” . И мы молимся, чтобы быть достойными столь великой заботы и попечения” . Всего один день Несмотря на епископский омофор. Владыка остается батюшкой (так на Руси всегда называли священников), простым, доступным и по-христиански светлым, к кото рому хочется прийти со своим душевным — поплакать, попросить благословения, чтобы укрепиться в чем-то са мом важном. Вот только один вполне обычный день архипастыря. Задонск, Богородицкий монастырь, приемная наместни ка. С утра Владыка решает хозяйственные вопросы по реставрации обители, попутно — епархиальные (сотовый телефон напоминает о себе почти ежесекундно). Затем принимает группу паломников с Украины (все чаще ве рующие этой республики приезжают к нему в Задонск, а в Елецком Знаменском монастыре по его благословению обосновалась даже целая женская община). После них — делегацию китайцев. Следом — священников дальних приходов. Потом — христарадничающих странников... И для всех он находит нужные слова. В дни архиерейского приема в Липецке, на Арктичес кой, лестница, ведущая в крохотный кабинет управляю щего епархией, сплошь занята народом. Это необычная очередь — смиренная, плачущая, у каждого в руках мо литвослов. Посмотрите на лица этих людей после приема — они светятся необычайным светом добра и надежды. Не все, однако, знают, что во время приема, который длится весь день. Владыка не вкушает пищу... Увлечения Конечно, та высота, высота духовная, на которую воз двигнут Владыка, делает его прежде всего архипастырем, отвечающим перед Господом за тысячи христианских душ. И все же у него, как и у всякого простого человека, есть обьлные увлечения. Он любит, например, столярничать, мастерить что-нибудь своими руками. В церкви на своем первом приходе сам резал иконостас, собственноручно сделал престол, киоты для икон, комоды резные, шифо ньер, ремонтировал полы, двери, рамы. А еще расписал храм. И все же есть у Преосвященнейшего одно увлече ние, которое никак не связано со службой, —грибы. Когда выдается редкий свободный часок, едет в лес. Сопровож дающие его монахи говорят: ну, там, где прошел Влады ка, делать нечего... Причем он умеет собирать грибы прак тически в любое время года. Не поверите — прошлым январем (!) во время оттепели кошелку вешенок набрал на речке Снова... А когда вернулся из паломнической по ездки по Италии, первым делом пошел в храм, а оттуда — в лес. Признавался потом: “По нашей природе соску чился, по русскому воздуху...” Хоть на иномарке, хоть на санях... Многое объясняет вот это откровение благочинного Богородицкого мужского монастыря духовного сына Вла дыки игумена Трифона: “Владыка никогда не пользовал ся своей властью, хоть архимандрита, хоть уже еписко па. Здесь спит за ширмой, здесь и принимает. Казалось бы, по его-то власти...” Сегодня он ездит на хорошей со сверкающими боками иномарке, но пусть не обманет вас этот лоск. Для пасты ря это все мишура, а авто положено по статусу... Но я помню еще желтенький “Москвичек” , на котором ездил архимандрит Никон, а те, кто постарше меня, вспомнят, как он и на грузовичках по приходу ездил, и на трактор взбирался, и на мужицкой телеге приходилось...Позовут сегодня соборовать в дальнюю заваленную снегом дерев ню, найдет сани, валенки наденет и, помолясь, поедет... Такой он, наш Владыка. “Наш Владыка” ... Так называют дети отца, к которому хорошо в трудную минуту при жаться. Прижаться и просто помолчать... Дружба ... Вот живет семья при монастыре. Мама с дочкой. Жизнью, совсем не похожей на нашу. Но своей. И этого достаточно, зачем здесь подробности — на все воля Бо жия... Вечером на высоком крылечке келейного корпуса появляется девчонка лет шести, в веселеньком платочке и длинной юбке. Она ждет Владыку, у нее с ним свои отношения, своя игра, его вообще — давно заметил — обожает детвора. Владыка сразу начинает подшучивать над девчушкой, над ее худобой (дело шло к вечерней тра пезе), а она так же шутливо отбивается: «Что ж мне, толстячкой быть?» — А ты не видела, как по лесенке (он указывает на башенный кран) кошка котят таскала? Нет? Ну... Я сам удивился — нашла же место... И они, понимая друг друга, смеются счастливым сме хом, радуясь и за кошку, и за ее котят, и за весь белый свет, дарованный людям милостию Божией... Вообще у Владыки особые отношения с детьми. Он их любит, и они отвечают ему взаимностью. А еще встречи с ними возвращают его к своему детству. Он часто вспоми нает, как мальчишкой ходил на «святой колодец», как молились у его вод люди. И будущий Владыка чувство вал тогда, что они знают какую-то великую тайну. Те перь и ему известна эта тайна — пришествие в мир Хри ста. Вместо эпилога ... Вздрогнул от звона утренний мартовский воздух, монастырские голуби поднялись с колокольни, приобод рились у ворот нищие, выстроились на ступенях к храму прихожане — шапки долой! — подтянулась, крестясь и кланяясь, паперть, и затихла на руках матери девочка — все вобрала в себя торжественная эта минута. Так теперь обитель встречает первого епископа Липецкой и Елецкой епархии Никона, наместника монастыря, апостольского преемника. И в этой минуте нечаянной радости не толь ко канон, не только. Монастырь встречает своего пасты ря. Хозяина. Отца родного. Так будет и впредь. Наша епархия самая молодая в России, но велик ее духовный потенциал, он собран для нас, завещан и пере дан нам предками, как зацелованная бабушками иконка. Впереди непростое дело — устроение духовной жизни края. Красота и скорбь, величие и упадок, наша слава и наш позор — все это отражается сегодня в каждой нашей святыне. Россия еще скорбит по утраченному, но она уже с надеждой смотрит в будущее. И — на своих новых пас тырей, которые всегда знали верную дорогу. Молитесь о нас, Владыко! Беседовал Александр КОСЯКИН. Подарок ... Однажды мне довелось поехать в Тулу по издатель ским для монастыря делам. На обратном пути водитель. НАША СПРАВКА: Преосвященный епископ Липец кий и Елецкий Никон (в миру Васин Николай Ивано вич) родился 19 декабря 1942 года в Липецке в про стой православной семье. Епископ Липецкий и Елецкий Никон имеет как светские, т ак и церковные награды. Указом Прези дента России он награжден орденом Дружбы, а Рус ской Православной Церковью — орденом Преподобно го Сергия Радонежского II степени. Но главной своей наградой считает любовь людей, прибегающих к нему как к своему духовному родителю.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz