Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)
25 марта 2006 г., № 56 (22684) ЛИПЕЦКАЯ газета ^ 2 7 марта — Международный день театра Черный занавес, белый занавес... I «Девочки — мальчики. Комплекс любви» — так называется спектакль липецкого театра «Паяц» ...Они выступали с этим спектаклем в Киеве, на IV Международном интеграционном театральном фестивале “ Солнечная волна” . Там “ Паяц” получил сразу три диплома — “ За лучшую актерскую работу” , “ За нетрадиционную режиссуру” и “ За пластическую выразительность и философское осмысление актуальных проблем молодежи” . Им была предоставлена сцена в Москве — театр “ ГИТИС” Российской академии театрального искусства. Их пригласили на Мех(дународный театральный фестиваль в польский город Люблин. В августе они будут участниками Всероссийской летней театральной лаборатории “Диалог культур” (“Дети играют для детей” ). А в мае, по доброй традиции, выступят на теперь уже Международном фестивале “ Театральная провинция” памяти В. П. Трескина в Липецке. И последняя информация: юные ^ актеры получили Гран-при областного фестиваля Р любительских театров “ Театральная весна” . в театральное братство ребята из Л и п е ц к о й областной спе ц и альной к о р р е к ц и о н н о й общеобразовательной ш к о л ы -и н т е р ната n i - I V вида для сл е пы х и слабо вид ящ и х детей в с т у п и л и , ко гд а здесь было це лы х два театра с тарш е кл а ссни ко в — “ С и н я я п т и ц а ” и “ Золотая ры б к а ” . Оба не раз становились победи те л ям и гор о д с ки х и обла с тны х ко н к у р с о в , вы с т уп а л и в М о с к ве и бы л и внесены в реестр особых театров России — протеат- м в . П о том и х создатели — воспитатели Га л и н а Ш а та л о ва и Л и д и я Ф е дю ки н а — передали свое дело Е ка терине П а с т у х о вой , профессиональной а к трисе театра и к и н о , став ее деятель н ы м и ассистентами . “ Д е во чки — м а л ь ч и к и . Ком пле кс лю б в и ” — тр е т и й сп е к та кл ь , поста вленны й новым режиссером . — П редс тав ь те себе, ч т о м ы не см о тр им на с ц е н у , а п о д см а триваем за тем , ч т о там п р о и с х о д и т , — обращ ается Е к а те р и н а П а с т у х о в а к з р и т е л ям . А до т о го она сказала м не , ч то м о н о л о ги Ромео и Д ж у л ь е т т ы ее и с ц о л н и т е л и п р о и з н о с я т т о л ь к о ш е п о том . П о ч ем у? Да ведь есть на свете в ещ и , о к о т о р ы х не о р у т . Н а п р им е р , о лю б в и . Е й и Е м у не н у ж н о , ч то бы гр о м к о . А м ы т а к о т в ы к л и о т т и х и х гол о со в . Д ж у л ь е т т у и г рает О ля М а н а н с к а я . Ромео — Эдуард Н е ха е в , в то р о й и с п о л н и те л ь — А л е ш а М ам аев , оба — п о л н о с т ью н е зряч ие . И т а к и е о д у х о тв о р е н ны е , н е ж н ы е , х о т я и со верш енно ра зны е . Н о в самом начале зр и т е л и с л ы ш а т злы е , с тр аш ны е к р и к и с в е р с т н и к о в г л а в н ы х героев . Эта к о м п а н и я вы зы ва е т не ч у в с т в о п ро те с та , а сос традание . О чем о н и к р и ч а т ? — Я не лю б л ю зло! — Я не лю б л ю к р и к ! И с т о л ь к о в этом а гр е с с и и , я р о с ти . . . Да , и х ж а л ь . Н о им не тр е б ую тся м и к р оф о ны . А те двое — Он и Она — о с т о р ож н о т р о га ю т л а д о н и д р у г д р у га . К а к а я п л а с т и к а ! Ромео (н а п о м н и м , он ж е не в и д и т ) , п р и с л уш и в а я с ь к т о л ь к о о д н ом у ем у с л ы ш н ы м ш о р о х ам , н а х о д и т Д ж у л ь е т т у . Н а этом к р о х о т н ом островке , о к р уж е н н о м т о й самой от- в я зн о й к ом п а ни е й -с т ае й , не н у ж е н я р к и й свет! А слепой че ловек м ож е т п о ч ув с тво ва ть то , ч то д р у г и м , п о ж а л у й , п р ид е т ся о бъ я сн я ть д ол го и “ в лоб ” — п о -д р у гом у ведь не п о йм у т ! К а к и х не п о ж а л е т ь — т е х , к т о не способен с л ы ш а т ь т и ш и н у , не м ож е т ви д е ть тем н о т у ! . . А к с п и н е Д ж у л ь е т т ы к т о - т о цз к о м п а н и и п р и к р е п и л л и с т б ум а ги с н а д п й с ью “ Я — "'Дура” . О на э то го не в и д и т . И Ромео не в и д и т . , -* - ! В с е х а к теро в не на зо веш ь , н о о дно го — “ предводителя с т а и ” — не м о г у не о тм е ти ть . Это А л е ш а К а сы м о в . Т у т не т о л ь к о ф а к т у р а “ свое го в д о с к у ” . П о зж е в нем в д р у г о б н а р у ж и в а е т с я совсем и н о е : с традание и п о н им а н и е ! Н о это по з ж е . А п о н а ч а л у он д и р и ж и р у е т о гл у ш а ю щ и м хо р ом , распе в аю щ им к а к о й - т о д и к и й п о п с о вы й т е к с т про ... б у л к и . Н о стая и еще с тр аш н е е п р о д е к л ам и р у е т : “ Н е т п о ве с ти печальнее на свете , чем повесть о Д ж у л ь е т т е в т уал е те ” . В о т и весь Ш е к с п и р д л я н и х ! В о т и вся т р а ге д и я . В т к а н ь ш е к с п и р о в с к и х ф ра гм ентов в п л е таю т с я с т р о к и п и с а т е л ь н и ц ы Ф р а н с у а зы С а ган и . . . с о ч и н е н и й у ч е н и к о в ш к о л ы : “ П е р во го се н тя б р я я , к а к о бы ч н о , п р и ш л а н а л и н е й к у . . . И там уви д е л а М а к с и м а ! П о д р у г и мне го в о р и л и , ч т о я совсем с ум а с ош л а . Н о тепер ь я сч а с тл и в а , ч то я е го забы ла !” — го в о р и т одна и з и с п о л н и т е л ь н и ц . Д р у га я : “ Я в л ю б и лась , расска зала своей п о д р у ге , она рассказала ем у , после че го он р а с см е я л с я . . . ” “ А я не с п л ю по но чам , д ум аю т о л ь к о о н е й . . . ” , — п р о и з н о с и т к т о - т о еще. “ П р едв оди тел ь с т а и ” п о д х о д и т к л е ж ащ е й на п о л у Д ж у лье тте , на м гно в ен и е зад ум ы вае тся и п ерес т упае т через нее. “ Н е к о т о р ы е л ю д и обяза тельно см о т р я т тебе в глаза . А я п е р ем и н аю с ь с н о г и н а н о г у и убе гаю Г ’ — к р и ч и т он . Д а , о н и к р и ч а т , о р у т ! Н а пределе ч е л о в е ч е с к и х в о зм о ж н о с те й . Н о н а с т у п а е т -т а к и м ом ен т , к о гд а ребята , о д и н за д р у г и м , з а к р ы в а ю т л а д о н ям и л и ц а . К а ж е т с я , о н и п р и с л у ш и в а ю т с я к т ом у , ч т о т и х о - т и х о . Д е в ч о н к а вы бе гае т на а ва н сц е н у в слезах : “ М н е хо тело сь бы , ч то бы он все гда бы л т а к и м : м о л ч а л и вы м , л а с к о в ы м . . . ” А по том все п о д н и м а ю т р у к и , к а к к р ы л ь я . О н и о т к р ы т ы . О н и п о л е т я т . К а зал о сь бы , о н и т о л ь к о ч т о п е р еш а ги в а л и ч е рез Д ж у л ь е т т у . З а гл уш а л и н е ж н ы й голо с Ромео п о п с о й . И с поведовали сь — к р и ч а л и с т р о ч к и из ш к о л ь н ы х с о ч и н е н и й . . . И вот ч т о -т о в н и х и зм е н ил о с ь . И р а с к р ы в а ю т с я р у к и - к р ы л ь я . И з в у ч и т гол о с м о с к о в с к о го барда И р и н ы А с т а п к и н о й : Т а к ра з ве р н и ж е ты к р ы л ь я . Т а к р а з о ж м и ж е т ы д уш у ! А м а л е н ь ка я т и х а я д евочка в белы х р и з а х , с к р ы л ы ш к а м и ан гела , в ш е р с т я н ы х в я з а ны х н о с о ч к а х м а н и т пальцем то го , самого “ о тв я з н о го ” , ч ью роль т а к здорово и сп о л н я е т А л еш а К а сы м ов . О ни с я д у т рядом на с т у п е н ь к и , ч т о т я н у т с я по всей авансцене . Она обниме т е го за ш ею , он возьмет ее к себе на к о л е н и . М а л ы ш к а запоет п е се н к у , с н им е т свои к р ы л ы ш к и и о тдаст ем у . И позовет из -за к у л и с т у з л ую -н е с ч а с тн ую к о м п а н и ю , п о гл а д и т к а ж д о г о , до к а ж д о го дотроне тся р у ч к о й . . . .С ц е н о гр аф и я о ч ен ь п ро с та : на а вансцене — д в и ж у щ и й ся бе лы й занавес , в гл у б и н е — т а к о й ж е д в и ж у щ и й с я зан а вес, но ч е р н ы й . С кво зь белы й занавес пы т а л а с ь п р о рв а ться д е в ч о н к а , к о т о р у ю вся “ с т а я ” с в о п л я м и д е рж а л а за р у к и - з а н о ги . Н е п у с т и л и в белое. К све ту . Н о , н а к о н е ц , оба занавеса п е р е к р у ч и в аю т с я , т а к п о я в л я е т с я сим в ол — зебра. У п одро с т к о в ведь всегда т а к : то белое, то черное . К р а й н о с т и . Ольга КЛЕКОВКИНА. г. Липецк. P .S . С е год н я э т о т с п е к т а к л ь м о ж н о п о см о т р е т ь в с т у д е н ч е с к ом т е а т р е «З о н г» Л и п е ц к о г о г о с у д а р с т в е н н о го т е х н и ч е с к о г о у н и в е р с и т е т а . ^Сотрудничество Елецкий гид поедет в Лебедянь? По приглашению руководства 1 Консервного завода «Лебедянский» предприятие посетили с экскурсией студенты факультета социального сервиса и туризма Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина. Э кскур сан ты бы л и пораж ены современным , не у с туп ающ им европейским стандартам , ф ранцузским оборудованием , че ткос т ью работы всех те хн о л о ги ч е с ки х л и н и й и трехзвездочным оте лем для и н о с т р а н ны х специалистов . Ч е го с то и т х о тя бы н о вы й цех размером с два ф у тбол ьны х поля (здесь сейчас ведется м он т а ж оборудования ) — он считается самым больш им в мире. К с т а ти , средняя зарплата на «Лебедянском» ны н ч е вторая по размеру в области после Н Л М К — о коло десяти ты с я ч рублей . М е ж д у п р о ч и м , п р е д п р и я т и ю необходим проф е ссиональ н ы й г и д д л я п р о ведения э к с к у р с и й . Т а к о г о с п е ц и а л и с т а г о то в п о д го т о в и т ь Е л е ц к и й г о с у н и в е р с и т е т . Об этом со с тоял ся ра з го во р д ека н а ф а к ул ь те та с о ц и а л ь н о го сервиса и т у р и зм а Р а и сы И в а н о в о й с р у ко во д с твом Л е б е д я н с к о го завода. Мария ЗАВАЛИПИНА. Простота воровства? ^На чужих ошибках пособник Ритм нашей жизни: КОЛЛАЖ НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА 79-летняя Екатерина Ивановна — инвалид II группы. С постели не встает, только приподнимается на пристроенный поручень. Так и лежит в четырех стенах круглый год. Сын ее умер, внук давно не приходит. Пришлось нанять сиделку. Для этого она обратилась в частное агентство «ФОКиЯ», оказывающее социальные услуги. За тысячу рублей в месяц 53-летняя хожалка согласилась готовить, кормить, купать, стирать, наводить порядок... Т оль ко и п оряд о к у с тано вила сразу свой . С л учайно л и , но буквально через п ар у дней после ее прихода в квар тире б а б у ш к и сл ом а л ся д в е р н о й з а м о к . С и д е л к а В о р о н к о в а вставила но вы й . Теперь к л ю ч и от двери бы л и только у нее и у н е х о д ящ е й п о допе ч ной . Соседки , и но гда ппм о .. .зш и е 'а б у л е и л и просто п р и х о д и в ш ие к ней поболтать, остались за дверью , из-за ко торой слы - ■ ^ 1 В а л и : «Нечего им т у т делать!» Р^аботу с в о ю , п р и з н а е т Е к а т е р и н а Й в а н о в н а , сидел к а вы п о л н я л а х о р ош о . П о э том у , ко гд а з а к о н ч и л с я до го в о р , довер чивая к л и е н т к а не с тал а п р о д л я т ь е го оф и ц и а л ь н о : на те х ж е у с л о в и я х д о го в о р и л и с ь у с т н о . П равда , у с т н о с л ы ш а л а Е к а т е р и н а И в а н о в н а и д р у г и е с л о в а . В ор о н ко ва п о с то я нн о , по рас с к а з у с т а р у ш к и , на нее к р и ч а л а , о б зы в а л а с у м а с ш е д ш е й . И по в торяла фразу , ч то , мол , хо р о ни ть -то подопе чную п р и д е т ся ей . О на даж е е зди л а в Ф ащ е в к у . . . по см о тре ть м о ги л у сы н а Е к а т е р и ны И в а н о в н ы : есть л и место рядом ... Н а ш л и с ь д л я с и д е л к и и д р у ги е дела. Е ка те р и н а И в а но вна оказалась владелицей га р аж а и с тоящ ей в нем ма ш и н ы « В о л г и » , 1 9 6 7 го д а вы п у с к а . За теяли продать г а р а ж . А м аш и н у сообразитель ная сиделка р еш ил а сдать в . . . м е таллолом . И п о л у ч и л а за нее, к а к впоследствии вы я с нило сь , две ты с я ч и рублей . Д ал ьш е — больш е . До- кумен'уед н а . р а б уш к и н у соб с твенно с ть В о р о н к о в о й отдал в н у к . А Е к а т е р и н а И в а н о в на н а п и са л а доверенность на и м я у с л у ж л и в о й с и д е л к и , в з я вш е й с я прода ть га р а ж по хо р ош е й цене . Г о т о в и л и б у м а ги и за ве р ял и и х п р и х о д и в ш и е на дом н о т а р и у с ы . И л и л ю д и , н о т а р и у с а м и п р е д с та в и вш и е с я . П о к у п а т е л я В о р о н к о в а н аш л а сама , но к Е ка те р и н е И ва н о вн е е го не п р и в о д и л а , х о т я в д о в е р е н н о с т и б ы л о у к а з а н о ч е р н ы м по белом у : п о к у п а т е л ь д о л ж е н п р о и з ве с т и р а сче т л и ч н о с п р о д а в ц о м . П р о ш л о т р и м е с я ц а . С т а р у ш к а р е ш и л а н а к о н е ц в ы я с н и т ь , ч т о с г а р а ж о м . В о р о н к о в а о б иж е н н о ш в ы р н у л а на стол « до к ум е н т» о е го к у п л е -п р о д а ж е , к л ю ч от к в а р т и р ы и 50 ты с я ч р ублей . Б о л ьш е свою х о ж а л к у Е к а те р и н а И в а н о в н а не видела . Н и пе ча те й , н и п о д п и се й , п о д т в е рж д а ю щ и х а к т к у п л и - п р о д а ж и га р а ж а , на « д о к у менте» нет . В р яд л и б а б уш к а у с о м н и лась бы в и с т и н н о й цене г а р аж а и п р а в и л ьн о с ти сд ел ки , если о д н а ж д ы вечером ей не п о з во н ил бы сосед по г а р а ж н о м у к о о п е р а т и в у . О н п о здравил ее с уд а ч н о й прода ж е й га р а ж а , за к о т о р ы й , к а к он у т в е рж д а л , н о вы й х о з я и н в ы л о ж и л на сто ты с я ч р у б л е й б о л ьш е , чем д ос тал о с ь Е к а те р и н е И ва н о вн е . И т о г да она н а п и са л а в р е д а к ц ию «ЛГ» п и с ьм о , . . И з а ге н т с т в а «Ф О К и Я » , к у д а м ы о б р а тил и с ь , нам со о бщ и л и , ч т о сид е л ка В о р о н ко ва давно у н и х не работа ет. О д на ко о б ъ я с н и л и следу ющ ее : «П р о д а ж у га р а ж а Е к а т е р и н а И в а н о в н а за теяла по с л е о к о н ч а н и я д о г о в о р а с а ге н т с тв ом . Н и к т о из ее р од с т в е н н и к о в не захо тел э тим за н им а ть ся . Т о гд а В о р о н к о ва со гла сила сь сама прода ть га р а ж . За с к о л ь к о — в этом р а з б и р а ю т с я с о о т в е т с т в у ю щ и е и н с т а н ц и и . . . За к а к о е во зн а гр аж д е н и е В о р о н к о в а с о гл а с и л а с ь в ы п о л н я т ь рабо ту по у х о д у за своей п о д о п е ч н о й , с к о л ь к о в зяла за оформление га р аж а и е го п р о д а ж у , пред с та ви те л я м а ге н тс тв а неи звестно , и о н и н и в ко е й мере н е п р и ч а с т н ы к э том у» . Воронкову , вы званную на допрос в м илицию , отпустили ... У ч а с т к о в ы й , з а н и м а ю щ и й с я проблемой Е к а т е р и ны И в а н о в н ы , ра звод и т р у к а м и : одно дело — бы ть о бм а н у т ы м , и со в с ем д р у г о е — к о гд а л ю д и по просто те д у ш е в н о й сами у ч а с т в ую т в об мане се бя ... Теперь Е ка терине И ва н о в не о с тае тся , наверное , т о л ь к о радоваться ( к а к бы с а р к а с т и ч н о это н и звуч а л о ) , ч то она всего л и ш ь га р аж а л и ш и лась за см еш н ую ц е н у . Н у и у р о к п о л у ч и л а за п р и л и ч н у ю ц е н у . Н а э том ypottfe ' BnOpy п р у ц и т ь с я не хр л ь д ц ^ н рш е й ге р о и н е , но и всем о д и н о к и м и п р е с т а р е лы м гр а ж д а н а м : оф орм ля ть свои о т н ош е н и я с ч е ло в е ком , ж е л а ю щ и м о к а зы в а т ь вам у с л у г и и л и к а к у ю - т о п ом ощ ь , надо по за к о н у , оф ици а л ьн о , равно к а к и все с д е л к и , з а в ещ а н и я и дарственны е . Ч т о бы потом не бы ло м у ч и т е л ь н о больно за п о т е р ю и м у щ е с т в а , д е н е г , з д ор о в ь я и л и ещ е ч е го п о с тр аш н е е : в и н о в а т ы х - т о и с к а т ь будет у ж е п о з д н о . . . Евгения ЗИМИНА. В МИРЕ Яволнуюсь, заслышав французскую речь... На саммите ЕС в Брюсселе президент Франции Жак Ширак в знак протеста покинул зал заседания после того, как председатель европейской федерации предпринимателей UNICE Эрнест- Антуан Сейер обратился к присутствующим на английском языке, сообщает Reuters. Француз Сейер отметил, что его выступление будет вестись на «языке бизнеса». Вместе с Шираком зал заседаний покинули глава МИД Франции Филипп Дуст-Блази и министр финансов Тьерри Бре тон. По окончании выступления Жак Ширак вернулся в зал, чтобы послушать речь другого француза, президента Центробанка ЕС Жан- Клода Трише. Тот обратился к участникам саммита на французском. Следует заметить, что это уже не первый демарш в защиту фран цузского языка. В 2004 году французская делегация покинула сес сию ПАСЕ, когда тот же Жан-Клод Трише заговорил по-английски. Как напоминает агентство, ни один из 20 европейских языков не является официальным в ходе работы саммитов, министерских со вещаний и парламентских сессий ЕС, Обычно доминируют выступ ления на английском, французском и немецком языках. Бомбардировщики потопили судно наркоторговцев Два австралийских боевых самолета подвергли бомбардировке и потопили конфискованное северокорейское грузовое судно, которое использовалось для контрабанды наркотиков, сообщает itv.com. “Pong Su” , корабль водоизмещением 4 тыс. тонн, был арестован после длительного преследования австралийским военным флотом у юго-восточного побережья Австралии. До этого было замечено, как из судна на одном из «диких» пляжей выгружали крупную партию героина весом 150 кг. Уничтожение корабля превратилось во впечатляющее зрелище: два бомбардировщика F-111 выпустили по нему ракеты в рамках учебной стрельбы в секретном районе побережья Австралии, Ми нистр иностранных дел Австралии Александр Даунер заявил, что уничтожение корабля будет служить серьезным предостережением северокорейским властям по поводу контрабанды наркотиков. Четыре члена экипажа «Pong Su» признали свою вину в контра банде. Двое были приговорены к 23 и 22 годам тюрьмы, а двое других еще ожидают приговора. Однако капитан корабля и три офи цера в марте были отправлены в Северную Корею, поскольку были признаны невиновными в пособничестве операции. По словам Даунера, если бы партия героина стоимостью при мерно 110 млн. долларов США не была задержана, то на улицы австралийских городов попали бы четыре миллиона доз наркотика. Порнозвезда создала выдающуюся смесь В США порнозвезда выпустила собственную марку вина. При этом вино, созданное Саванной Сэмсон, оказалось выдающегося качества. Оно получило 90 из 100 возможных баллов по оценке известного знатока вин Роберта Паркера. Сэмсон съездила в итальянскую Тоскану, где провела дегуста цию нескольких десятков сортов вин. Затем она смещала 70 про центов вина Cesanese, 20 процентов — Sangiovese и 10 процентов — Montepulciano и заказала более 400 ящиков этой смеси. В результате получилось красное вино 2004 года под названием Sogno Uno, что в переводе с итальянского значит «Мечта один», с изображением Саванны в прозрачном платье на этикетке. В про шлом месяце напиток поступил в продажу. Сейчас Сэмсон работает над созданием вина Sogno Due («Меч та два»), которое должно появиться в скором времени, и планирует развивать свой алкогольный бизнес. - ‘ Г- <41110- и и И Л -Л 04^Т4ЯЫГ Флирт ВИнтернете - угроза браку В последнее время в Интернете появляется все больше сайтов, созданных ради того, чтобы еще раз свести вместе бывших подруг и друзей. Однако психологи предостерегают состоящих в браке людей от поиска в сети своей первой любви. Люди, которые находят свою первую пассию, влюбляются вновь. Интернет прямо-таки воссоздает зти пары, пишет Focus. Почти четыре пятых всех тех, кто нашел друг друга после разлу ки и не состоял на момент встречи в браке, был разведен или овдо вел, остаются после этого вместе на длительное время. Отношения оказываются столь стабильными благодаря тому, что именно в мо лодости, в пору первой любви формируется личность. По информации электронных СМИ. Как делать карьеру Женская история с мужскими комментариями ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА А в реакции выбрали все-таки самый неофициальный портрет Нины Григорьевны... Медаль Для официального юбилейного снимка в газету она надела свои награ ды. Но после импровизированной фо тосессии тут же все сняла. Оставила, правда, одну медаль. Самую скромную. Так сказать, муниципального достоин ства. С короткой надписью: «За заслу ги перед городом». Может быть, когда в прошлом году на большом городском празднике Ча- нышевой ее вручали, она наконец осоз нала: странное время ритуального по ношения всех советских руководителей без разбору выдохлось. Вы еще не за памятовали, как это было? Любой, кто публично не выбросил партбилет и не поклялся в приверженности демократии по-ельцински, объявлялся злостным сторонником тоталитаризма, партокра том, сталинистом... Из разговора с Ниной Григорьевной Чаныщевой: — Со мною часто здороваются на улице. А я не всегда припоминаю лица, имена. Но знаю: я имею право с чистой совестью смотреть этим людям в гла за. Я никого не обманула, не подвела. Многим помогла — с жильем, с рабо той, с лечением. Да мало ли с чем еще обращались в райком. А сколько мы всего в Липецке пона строили! Нынешнее руководство мечта ет превратить его из «среднесоветско го» города в образцовый европейский. Но вряд ли об этом можно было гово рить, если бы после нас остались раз валины, а не надежный фундамент. Он выдержал такие удары последних деся тилетий. На нем можно строить дальше. Вот только действовать бы теперь надо пусть с размахом, но не размаши сто. Не знаю, зачем, к примеру, потре бовалось сносить Манеж. Ведь там сот ни наших мальчишек учились быть муж чинами, крепкими, тренированными... И когда опять появится в Липецке подоб ное спортивное сооружение — неизве стно. О силе и слабости Мне почему-то трудно представить ее в строгом казенном кабинете. Нет в Нине Григорьевне ни намека на жест кость, на привычку распоряжаться, ко мандовать, требовать. В уютном домаш нем интерьере с цветами в вазах и не отразимой кошкой Симой в белой маниш ке она смотрится очень естественно. Между тем Чанышева пятнадцать с лишним лет была первым секретарем райкома. Да не где-нибудь, а на Левом берегу. Ей приходилось иметь дело с поистине крутыми мужиками, возглав лявшими мощные предприятия — Но волипецкий комбинат, тракторный за вод, силикатный... — Вы с ними конфликтовали? — до пытывался я. — Или брали женским оба янием? — Они были сильными и талантли выми людьми. Это неправда, будто тог да наверх пробивались сплошь чинуши, карьеристы, подхалимы. Масштабные задачи были по плечу только масштаб ным людям. Конфликты? Ну, не без это го. Но если к отношениям не примеши вается корысть, то находишь общий язык. Когда легендарный директор ЛТЗ Василий Яковлевич Клименков выслу шивал на бюро неприятные вещи, он не взрывался. Как-то я пригрозила ему: если он не поможет с квартирой одно му из своих работников, попавшему в отчаянную ситуацию, то его ждут боль шие осложнения. Стерпел. А после за седания вдруг обратился ко мне в со всем не свойственной ему манере, на звал Нинушкой Григорьевной. Думаю, потому что признал: мои слова, мой нажим обоснованны и справедливы. Я не хочу приукрашивать мое поко ление. Встречались и бюрократы, и бес честные шкурники. Как заметил великий философ, все это, увы, человеческое, слишком человеческое. Но мне везло: вокруг меня оказывались преимуществен но люди порядочные и одаренные. Не из тех, кто полагал в порядке вещей прини мать подношения, не стеснялся, когда ему к дому подвозили из окрестных сел ящи ки фруктов или мешки с мясом. Однажды приехали мы с первым секретарем Липецкого горкома партии, редкой мудрости и честности челове ком Александром Архиповичем Путрей в подшефный Лебедянский район, в совхоз «Агроном». Нам там буквально начали навязывать ящики яблок. Алек сандр Архипович махнул рукой: ладно, поставьте один, не больше, в багажник. А потом зашел в контору. И уже на об ратном пути показал мне квитанцию, что он за зти яблоки уплатил: «Пусть это будет мой тебе, Ниночка, подарок». Нет, мы не были карьеристами. Мы хотели — и умели — делать дело, а не карьеру. Дом Она стала деловой женщиной в те годы, когда еще само это русское вы ражение не было принято заменять эле гантным иностранным «бизнес-вумен». Я спросил Нину Григорьевну: а как бы могла сложиться ее судьба сегодня, начни она все сначала? Что бы она вы брала— предпринимательство, полити ку? Чанышева покачала головой: — Предпринимательство исключает ся. Не мое. Хорошо это или плохо, но те, кто был для меня примером, не счи тали торговлю таким уж привлекатель ным занятием. Мне нравилось работать с людьми. Сейчас я, наверное, участво вала бы в каких-то общественных, проф союзных движениях. А трудилась бы... да скорее всего по специальности. Она у меня неплохая: инженер-коксохимик. — А скажите: как вам удавалось на партийной должности с ее ненормиро ванным рабочим днем, без выходных все-таки не обделять вниманием дом, семью, двух ваших дочерей? — Да вряд ли удавалось-то. Но у меня был умный, любящий муж. Кста ти, великолепный инженер-механик. Мы поженились, когда я после вуза полу чила направление в Челябинск, на ме таллургический завод. Ну там я с голо вой окунулась в работу лаборатории коксохима и в общественные дела. Ак тивничала в комсомоле, депутатом из биралась, десять лет народным засе дателем была. Причем подолгу заме щала судью. И за весь этот срок отме нили лишь одно мое решение — по чи сто формальному поводу. Но я не о том. Так вот, Гумера Хай даровича перевели в Липецк, осваивать второй листопрокатный цех. И я ему обещала: переедем — и все. Я буду занята только на производстве. От звон ка до звонка. Остальное — дом, дети, сад возьмем, шить буду, вязать. Ста новлюсь образцовой женой и мамой. Сад-то мы взяли. Но вот прочие бла гие намерения пошли прахом. Выбрали меня в партком. Ну и все закрутилось по новой. Гумер видел, как меня это увле кает. И однахсды сказал: раз у тебя такое призвание, я буду механиком на заводе и за домохозяйку в семье. А ты делай то, что любишь, к чему душа лежит. И потом, когда я, случалось, прихо дила почти ночью, совсем вымотанная, он не донимал меня лишними расспро сами, давал восстановиться, умел от влечь от мыслей о каких-то неудачах. И дочери, по-моему, не обижались, что мама маловато времени бывает с ними. Тоже понимали... — Извините, вероятно, за неумест ный вопрос, Нина Григорьевна: почему старшую вы назвали Флюрой? Млад шая — Таня, Татьяна, обычное имя, а вот Флюра... — Тоже обычное. Но не русское, а татарское. Мой муж ведь был татарин. Такая вот получилась интернациональ ная и очень дружная семья. Флюрой девочку назвали, чтобы пс^адовать свекровь, замечательную, добрую жен щину. Ну а младшая стала Таней. Так сам Гумер предложил. Раз уж у нас рус- ско-татар)ское семейство, то все долж но быть на паритетных началах. Как надо уходить Делового человека Нину Григорьев ну Чанышеву не обходили ни радости, ни горести житейские. Наверное, самая большая из выпавших на ее долю бед — тяжелая и долгая болезнь мужа. Она устала. Полтора десятка лет в райко- мовском, отнюдь не слишком мягком и комфортном кресле — тоже не шутка. И вот, даже не дожидаясь очередной от четно-выборной конференции, она по дала в отставку. Заранее заготовила фразу, объясняющую причину: — Лучше работать я уже не сумею. Хуже — не хочу. А работать как работа ла, по инерции, мне неинтересно. Первый секретарь обкома Григорий Петрович Павлов удивился, попробовал уговорить остаться. Но Чанышева не поддалась. Тогда он почти с восхище нием сказал членам бюро: — Bot как надо красиво'уходить, мужики. Вот с каким достоинством. Нет, она не собиралась сидеть без дела. Немножко отдохнула и — ей пред ложили варианты: директором гостиницы «Турист» или директором выставочного зала. И снова недоумевали, услышав: — Ну, разумеется, выставочный зал! Ее всегда увлекала живопись. Она побывала чуть ли не во всех московских галереях. Да и, выезжая за рубеж, не упускала случая осмотреть знаменитые тамошние художественные коллекции. — Я не искусствовед, — торопится предотвратить она мой вопрос. — Но тогда зал нужно было приводить в по рядок, ремонт и все прочее. В общем, мои хозяйственные навыки и связи при годились. А через два с половиной года я с удовольствием передала бразды правления Тане Нечаевой. Сейчас она руководит Домом Мастера, а тогда толь ко что получила диплом искусствоведа. Я этому стращно радовалась. Но с художниками Чанышева дружит до сих пор. И нет такой выставки, на ко торой она не была бы, нет, не почетным, но желанным гостем, своим человеком. Эпилог А эпилога нет. Она так и не стала тихой домоседкой. Работает в городс ком совете ветеранов. К слову, восем надцать лет назад была одним из его организаторов. Ей по-прежнему нравит ся общаться — с друзьями, художника ми, молодежью. И с нею по-прежнему здороваются на улицах те, чьи лица и имена она не всегда может припомнить. Какая ж память вместит их все, если жизнь сводила ее с сотнями, если не тысячами земляков... И. НЕВЕРОВ. Г. Липецк.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz