Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)
21 МАРТА 2006 ГОДА ДЕЛОВОЙ ДОБРЫЕ ЛИЦА КНИГА НА СЧАСТЬЕ во т УЖЕ ПОЛТОРА СТОЛЕТИЯ НА ОГОНЕК К АКСАКОВУ СПЕШАТ ЛЮДИ, ИСТОСКОВАВШИЕСЯ ПО СЕРДЕЧНОМУ ТЕПЛУ И ЛАСКОВОМУ СЛОВУ В 1856 году, ровно 150 лет назад, вышла в свет «Семей ная хроника» Сергея Тимофе евича Аксакова. Странная судьба у этой книги - о ней почти всякий слышал, но не многие читали. Чуть больше повезло продолжению хро ники, вышедшему под назва нием «Детские годы Багрова- внука». Настоящую же славу Аксакову принесла сказка «Аленький цветочек», ока завшаяся по воле автора в самом конце пятисотстранич ной книги, в приложении к «Детским годам Багрова- внука». «Семейная хроника», «Дет ские годы...»и «Аленький цвето чек» образуют вместе что-то вроде матрешек, спрятанных друг вдруга. И вот по нашей не- брежноаи большая и средняя матрешки закатились куда-то в дальний угол, а навиду красует сялишь самая маленькая. Вернуться сегодня к «Семей ной )фонике» зовет нас не толь ко юбилей великой книги. Об стоятельства, в которых она ко гда-то создавалась, переклика ютсяс тем, что мы сами пережи ли и переживаем. 1856 год до сих пор отмечен в учебниках как год невиданного доселе униже ния России - после поражения в Крымской войне она вынуждена была оставить Севастополь и за топить Черноморский флот. Страна пребывала в шоке, в умах происходило столь знако мое нам смешение всех понятий о добре и зле. И вот в этот пла чевный для русского народа мо мент появляется книга, похожая скорее на длинное ободряющее письмо, чем на литературное произведение. Вней нет никако го прямого отклика на события современности, но «Семейную хронику» расхватывают, жадно читают, передают из рук в руки. Люди слишком устали от пло хих новостей и от давящего официоза. Они устали и от соб ственно литературы, им захоте лось тех слов, которыми багров- ские крестьяне в «Семейной хронике» встречают только что обвенчавшихся молодых - «простых слов усердия и люб ви». Позднее в «Семейной хрони ке» найдут психологический и семейный роман с тончайшей оркестровкой чувств героев, но на переломе эпох читателю нет дела до жанра. Душа хватается за соломинку утешения, не раз бирая нюансов стиля и компози ции. Надо просто как-то продер жаться, сохранить веру в образ Божий в человеке. Вот почему его книги вдруг спускаются к нам с верхних по лок в минуты крайних народных испытании. В них люди находят то, что кажется уже истреблен ным вокруг, - тепло дома, горя чую веру, простоту и искрен ность обращения. Марина Цве таева до конца жизни с благо дарностью вспоминала о спаси тельном блаженстве, которое она испытала, читая «Семейную хронику» в холодной и голодной Москве 1921 года. Она говорила, что это было спасение «внутрь себя, под веки, в глубь собст венной груди, в свой единствен ный дом - Душу...». Она увиде ла, что аксаковская хроника - «не витрина музея..., это живая, живучая и певучая русская молвь такая, как она поет еще в далеких деревнях...». Цветаева первая, еще в Праге в 1923 году, предугадала, как сильно иживотворяще повлияет Аксаков на литературу русской эмиграции. Из абрамцевского халата Аксакова выщел и Иван Шмелев с «Летом Господним», и Алексей Толстой с «Детством Никиты», многие страницы И. Бунина и В. Набокова. Нетак уж много славы собра ла аксаковская ветвь русской литературы, но когда хочется что-то перечитать, окунуться в детство, мы берем чеховскую «Степь», бунинскую «Жизнь Ар сеньева», астафьевский «Пос ледний поклон»... Всеэто драго ценная библиотека русской ду ши, тот круг семейного домаш него чтения, начало которому положил Аксаков. Аксаков вводит нас в свой домашний круг, не заботясь о том, какое он сам произведет впечатление. Себя он именует не писателем и не летописцем, а всего лишь «передавателем изу стных преданий». У него и в мыслях нет блеснуть художест вом. Повествование течет само собой. Автор ничуть не смуща ясь то перескакивает содного на другое, то топчется наодном ме сте, то лихо пропускает целые эпохи из жизни своих героев. Его «Семейную хронику» стоило бы вручать молодым после венчания. Ктоеще из классиков мог бы по зволить себе с такой легкостью обронить: «Много совершилось событий: был голод, повальные болезни, была пугачевщина... Но все прошло, все успокоилось, всезабылось». Аксаков совершает перево рот в оценке масштаба событий. Он задолго до Марселя Пруста и Ролана Барта утверждает, что история - это то время, когда мама была маленькая. И это на фоне такого великого события, какдетство, Екатерина II или Пу гачев - всего лишь эпизодиче ские герои. Царей, вождей и полководцев не видно из окна детской, и поэтому они достой ны лишь беглого упоминания. Зато “ как огромен разлившийся под окна пруд, как глубок Ан тошкин овраг, как быстр много водный весенний Бугуруслан, как велика Кудринская гора, как необъятна грачовая роща! Сергей Тимофеевич ведет нас по тропинкам своего детства, со всеми знакомит, всему зовет удивиться, всех полюбить, и как не откликнуться на этот зов, как не вспомнить свое, заветное, что, может, годами лежало вду ше, не ворохнувшись, а тут вдруг ожило! Многое в обаянии аксаков- ских книг объясняет то, что они были рассказаны автором вслух, а не написаны. Не было мучи тельной работы над черновика ми, вариантами. Воздух ласко вости и почтения, которым был окружен вдоме почти ослепший Сергей Тимофеевич, и сегодня легко угадывается за страница ми аксаковской хроники. Вэтом теплом и нравственно обустро енном доме всегда можно было окликнуть кого-то родного: «Вот послушай, что я вспомнил...» И немыслимо было, чтобы кто-то отмахнулся: «Да мне некогда... Дакому это интересно...» Господь дал Сергею Тимофе евичу и его жене Ольге Семе новнедесять детей! Шесть доче рей - Веру, Ольгу, Марию, Со фью, Надежду, Любовь. Ичеты рех сыновей. Старший, Константин, - неж нейший сын, натура романтиче ская и ранимая - остался в исто рии нашей культуры как поэт, историк, лингвист и прежде все го - как мыслитель особого склада. Многие его работы ка жутся написанными сегодня. Он призывал русских не искать вра гов, не бахвалиться, а работать над своим внутренним устрое нием. «Причина всех неудач на ших - в нас самих, - писал он в дни Крымской войны, - мы са ми, конечно, самый страшный наш противник. Настоящая опасность - внутри нас, от духа маловерия...» Михаил подавал надежды как талантливый композитор, но умер на 17-м году от воспаления легких. Иван в молодости служил по ведомству министерства внут ренних дел, а вошел в историю как яркий публицист, талантли вый редактор, создатель Сла вянского благотворительного общества, почитаемый и поны не в Болгарии как герой борьбы за освобождение от турецкого ига. Когда он умер в 1886 году, проститься с ним вышли более статысяч москвичей... Григорий в 1867 году сталса марским губернатором, и в Са маре его до сих пор поминают добром. Ему было далеко до всенародной известности Ивана и Константина, но так получи лось, что лишь по линии Григо рия продолжился род Аксако вых. Десятилетней дочке Григо рия, своей внучке Оле Сергей Тимофеевич посвяТИл «Алень кий цветочек». Ольге Григорь евне остался архив дедушки, ко торый она сумела сберечь от войн, революций и пожаров. Не один раз ей буквально из огня приходилось выносить бумаги деда. Одни дети Сергея Тимофее вича прославились, другие оста лись в тени, но всеони выросли достойнейшими людьми, ничем и никогда не запятнавшими ро довой фамилии. Каждый из них играл в семье свою неповтори мую мелодию, прислушиваясь, как в хорошем оркестре, к тем, кто рядом. «Тяжел подвиг жиз ни, но общими силами подымем его и понесем...» - говорила сво им братьям и сестрам ВераАк сакова. Именно она записывала за ослепшим отцом рассказы, сложившиеся в прекрасные кни ги. Кажется, нам еще предстоит открыть, какое это сокровище для России - семейная симфо ния Аксаковых. То, что Аксаковы большую часть года жили в Абрамцеве, под Москвой, в тринадцати вер стах от Троице-Сергиевой Лав ры, - очень важная подробность для понимания истоков великой книги Сергея Тимофеевича Ак сакова. Ведь Сережа Аксаков появился на свет в 1791 году по родительским молитвам препо добному Сергию Радонежскому. Абрамцево же было приобрете но Аксаковым в декабре 1843 года - как раз в канун начала ра боты над «Семейной хроникой». Читая Аксакова, не устаешь признаваться себе в том, что время Интернета не прибавило нам мудрости и, строя семейную жизнь, мы наступаем на те же грабли, что и молодые Багровы два века назад. Кажется, вчитай ся мы вовремя в старика-Акса- кова, и многих смешных, а то и ужасных ошибок мы могли бы легко избежать. «Обуздать вспыльчивый нрав - половина счастья...» «Страх - самое опасное чув ство для любви, даже к отцу и к матери...» «Жена должна обходиться с мужем с уважением, тогда и другие станут его уважать...» «В убранстве дома вкус и за бота заменяют деньги...» «Семейную хронику» стоило бы вручать молодым после вен чания в напутствие их счастья, ведь аксаковская книга - нена вязчивое пособие по психоло гии семейной жизни. Сколько падений, страданий и драмати ческих столкновений ждет Але ксеяи Софью Багровых, как они не подходят друг другу! «Неве ста - чудо красоты и ума.., же них - простенький, педаль ный.., невеста - бойка, жива, жених робок и вял.., невеста на читанная - жених совершенный невежда.., невеста с твердым, надменным, неуступчивым ха рактером - жених слабый, смирный...» Но мы видим, как шаг за шагом Сонечка и Алеша превозмогают любовью и терпе нием эту крайнюю разность ха рактеров и на наших глазах с Божьей помощью рождается аб солютно гармоничная семья, ос тавшаяся для потомков высо чайшим примером верности и счастья. Как вольно было дышать этим людям, как надежно их держала русская земля, как го рячо, по-детски, они молились Богу! Они мало видели, немно гое знали, но многое любили. Они смотрели друг другу в глаза и не жалели времени на то, чтобы приласкать, поговорить, выслушать... И почему нам так трудно бывает найти для самых близких людей ласковые весен ние слова? К последним страницам хро ники молодые герои становятся нам так дороги, так благодарны мы им заих счастье, что вслед за автором, не боясь показаться сентиментальными, мы повто ряем: «Прощайте!.. Вы не вели кие герои, не громкие личности; втишине и безвестности прошли высвое земное поприще и дав но, очень давно его оставили: но вы были люди, и ваша внешняя и внутренняя жизнь так же ис полнена поэзии, так же любо пытна и поучительна для нас, как мы и наша жизнь, в свою очередь, будем любопытны и поучительны для потомков...» Сергей Тимофеевич Аксаков умер в апреле 1859 года. Пос ледними его словами были: «Зажгите свечи!..» Дмитрий ШЕВАРОВ. СЮЖЕТЫ КАК В АПТЕКЕ Сотрудники Управления ФСКН по Тверской области за держали «сладкую парочку», которая на собственной кухне изготавливала метамфетамин. В ходе обыска наркополицей ские обнаружили 130 таблеток «Теофедрина-Н» и емкости с «Солутаном», из которых изго тавливался этот наркотик, а также приспособления и меха низмы для измельчения табле ток, аптекарские весы и ис пользованные шприцы для инъекций. Но более всего опе ративников поразила другая находка - нормативно-право вые акты по вопросам незакон ного оборота наркотиков, ко торые, судя по всему, были предметом тщательного изуче ния наркодельцов. Отметили они и своеобразное чувство юмора хозяев квартиры, стены которой были обклеены фото обоями с изображением цве тов мака. И даже пепел они стряхивали в пепельницу, вы полненную в форме листа ко нопли. Светлана АВДЕЕВА. ТВЕРЬ. ПОЛУЧИЛИ НЕБО «В КЛЕТОЧКУ» Небо «в клеточку» вместо неба в алмазах увидят теперь два добытчика драгоценных металлов с Украины и Тулы. Житель «жовтоблокитной» привез в Россию на поезде «Луганск - Москва» не горилку и сало, а бриллианты. Агента самостийной Украины встре тил на станции Узловая пред ставитель самоварной столи цы. Компетентные органы, за державшие обоих контрабан дистов, конфисковали у них 269 бриллиантов и 60 тысяч долларов США. Подельникам светит от трех до 10 лет лише ния-свободы. Владислав АНИКЕЕВ. ТУЛА. ■ХОТИТЕ - ВЕРЬТЕ- НЕССИ ИЗ КАВГОЛОВО ВМЕСТЕ С ВЕСНОЙ В ГОРНОЛЫЖНЫЙ КУРОРТ ВЕРНУЛСЯ ЗВЕРОЯЩЕР Существо, похожее на ог ромную волосатую ящерицу с длинными когтями и острыми зубами, впервые было иден тифицировано года полтора назад. В то время стали бес следно исчезать лыжники, охотники и рыбаки. А вскоре на льду Кавголовского озера нашли следы непонятного зверя и полосу от длинного хвоста. - Мы пошли купаться, - рас сказывают местные «моржи». - Наш товарищ разделся, всталу воды, и вдруг из проруби пока залась жуткая пасть с гигантски ми, как у крокодила, зубами. Нет, даже вдвое, если не втрое больше, чем у крокодила! Па рень едва успел отскочить... Таких историй вам порасска жут с десяток. На курорте живyJ люди, которые едва не каждый день находят на снегу эти стран ные следЫ'. А 57-летний Николай Афанасьев лично охотился на звероящера. - Меня, среди полусотни дру гих загонщиков, наняли «новые русские». Они прослышали о ме стном чудище и решили его пой мать. Каждому из нас заплатили по сотне долларов, весь день от пуза кормили. Мы выстроились в цепочку и шли по лесу, стуча кастрюлями. В засаде сидели вооруженные до зубов стрелки (у них былдаже пулемет!). Ивот, когда до «блокпоста» оставалось всего ничего, он вырос, словно из-под земли. Едва вспомню - поджилки трясутся! Ядаже пред ставить себе не мог, какое это страшилище! Он зарычал, рази нул пасть, и вся наша бригада бросилась врассыпную. Стрелки тоже растерялись. Потом осед лали снегоходы и бросились за убегавшим звероящером. Но не настигли. Он рванул в сторону города... Мужику нельзя не поверить. Егодаже сейчас от страха трясет. Но если опросить местных жите лей, получится, что едва не каж дый второй, включая школьни ков, принимал участие в том са мом загоне. И лично видел, как звероящер съел одного из охот ников. Да что там, у них и фотогра фии есть! Правда, на одной за печатлен лохматый крокодил (шерстинки наспине - явно руч ная работа). На другом снимке существо похоже на тиранозав ра, на третьем выглядит, каклох- несское чудовище. А какой-то изрядно перебравший кавголо- вец пытался продать мне фотку... зубастой щуки и божился, что это и есть настоящий ящер. Впрочем, попытки заработать назверюге начались сразу после появления легендарных следов. ВКавголово потянулись любите ли фантастики, и местные жите ли охотно взялись за разработку экскурсионного маршрута. Они водят туристов по местам «бое вой славы» звероящера и пока зывают отпечатки лап. Если их нет,кавголовцы на голубом гла зу уверяют, что 5 минут назад. как были, только снегом припо рошило. А то поднимут ватник с рубахой, тельником и проде монстрируют на пузе отпечатки зубов. Отметины действительно есть. Хотя и похожи на рубцы от операции по удалению аппенди кса. Только о своих смутных по дозрениях лучше молчать. Му жики обидятся, причем смер-| тельно. Потому что звероящер как данность уже увековечен в рифмах и не только в них. Ху дожник Михаил Едомский сде лал и отправил на выставку де ревянную скульптуру, названную «Поэт уезжает в рай на зеленом змие». Прототипом «змия» по служил кавголовский монстр. В Интернете уже появился специ альный сайт. Ученые всерьез об суждают происхождение этого феномена. Так, один из них за метил, что ящер обладает боль шим пальцем, что свойственно тольколюдям и обезьянам. А это значит, речь идет о разумном су ществе с психологией серийного убийцы. Рита ЖУКОВА. Ленинградская область. ВСТРЕЧИ. Вероника Аркадьевна любит петь в домашнем стиле. «Я НАКРЫВАЛА ОКУДЖАВУ ПЛЕДОМ...» «стихи под ГИТАРУ - это РУЧНАЯ РАБОТА», - СЧИТАЕТ БАРД И ПОЭТЕССА ВЕРОНИКА ДОЛИНА Ее концерты собирают пол ные залы, как это было во вре мена Юрия Визбора и Булата Окуджавы. Но не только высту плениями на сцене известна Ве роника Долина. На днях в свет вышла книга ее стихов под названием <гПёсИи». - Вероника Аркадьевна, почему так прозаично вы на звали свой сборник? - Все свои 50 лет я жила ожиданием его выхода в свет. До сих пор не могу прийти в се- .бя и поверить - неужели я стала такой взрослой, что смогла не только решиться на книгу, а му жественно назвать ее просто «Песни». Мои наставники по ремеслу настоятельно советова ли: «Никому не признавайся, что сочиняешь песни. Говори, что пишешь стихи». Но я отва жилась саморазоблачиться и заявить о том, что я сочиняю песни, которые пою в дома шнем стиле, и тем самым много лет кормлю свою семью. - А кого вы считаете свои ми наставниками - Высоцко го, Галича или Окуджаву? - Александра Галича я не знала, как, впрочем, и Высоцко го, хотя были смешные колли зии, при которых мы могли с Владимиром Семеновичем встретиться. Однажды на мой стол лег сценарий одного филь ма, в котором, по легенде, дол жен был сниматься Высоцкий. Зато много лет я состояла в тес ном контакте с Булатом Шалво вичем, от которого мне доста лось очень богатое наследство. Это - и школа Натана Надель- мана, и дружба с Фазилем Ис кандером, и доброе общение с Наумом Коржавиным. К сча стью, все это богатство доста лось мне еще при жизни Булата Шалвовича. Кстати, сегодня но чью я увидела удивительный сон. А приснилась мне Фран ция, что-то вроде частной гости ницы на Лазурном берегу, и в одной из комнат полулежит в кресле рулат Шалвович. И я та ким курортным жестом распа хиваю окно и протягиваю Булату Шалвовичу плед, которым он укрылся, и с улыбкой на лице заснул. - Коль вас так близко под пустил к себе сам Окуджава, значит, вы обладаете редким для женщины качеством - умением дружить верно и че стно. - Я не признаю слова «друж ба», а вот товарищество - это по мне. Кстати, носителем этого слова был мой отец - инженер космического КБ, для которого оно было таким же сильным, как для французских коммуна ров слово «гражданин». Приз наюсь, что близких подруг у ме ня очень мало. В моих глазах мужчина выше, тоньше, про странственнее и, конечно же, намного честнее, чем мы, жен щины. - Тем не менее ваши стихи и песни - именно женские: о любви, о нежности, о тихом семейном счастье. Вспомним хотя бы ваши легендарные строки: «Никто не знает, что мой дом летает, в нем по ющие дети и плачущий кот». - Извините занескромность, но яочень генеральный человек и при этом - большой ценитель вменяемости. Поэтому мне чуж да масса опенков, полутонов, я сама - как черно-белый сни мок. Дляменя очень важны лич ность, тофессия, отношения с моими близкими, атакие вещи, как фитнес, кокетство, зависи мость от мужа, меня как-то не трогают. Мило и симпатично, когда удается намагнитить пер сонаж или пространство до та кой степени, что в результате получаются стихи или на худой конецдети... - ...Которых у вас самой аж трое! Вот вам и зависимость от мужчины. А как расцени вать ваше давнее признание, что вам очень хочется нау читься шить и вышивать - для любимого? Кстати, удалось овладеть рукоделием? - Когда я сочинила эту пе сенку: «А хочешь я научусь шить, а может, и вышивать, а хочешь янаучусь жить, аможет, и выживать?» - моему старше му сыну исполнился годик, а мне было всего 20 лет. Итогда я умела делать по дому гораздо меньше, чем сейчас. Но со вре менем я научилась очень даже прилично шить, а по желанию и вышивать. Я вообще очень це нюручную работу, к каковой от ношу стихи под гитару. А хоро шие стихи - это крепкая ручная работа, за которую полагается должным образом платить. За авторскую песню пока еще пла тят,нотак, что мы, барды, скоро вымрем, как мамонты. Осме люсь причислить бардов к представителям древнейших профессий. Датолько в отличие от первых двух нас практически не осталось. Как сказал Алек сандр Сергеевич: «Иных уж нет, атедалече». - Вероника Аркадьевна, а Пушкин вас вдохновляет? - Яне могу сказать, что хотя бы раз в квартал открываю ро ман «Евгений Онегин», тогда как старых французских и анг лийских поэтов читаю каждый день. Хорошие стихи всегда ле жат у изголовья. Как, например, стихи Марины Цветаевой и Осипа Мандельштама. Они нужны мне наутро и на вечер. - Вы можете назвать лю дей, за которыми вы наблю даете с большим интересом и мнением которых дорожите? - Еще в молодости я прочи тала Умберто Эко и не повери ла, что это настоящее имя писа теля. И тогда я сказала своему старшему сыну: «Быстро расти, учись, авосьдоведется, пригла сить этого Умберто Эко в Моск ву». Исейчас у меня в доме ви сит фотография, накоторой Эко читает на кафедре МГУ лекцию, а рядом стоит мой сын (в то вре мя корреспондент радиостан ции «Эхо Москвы») в ожидании интервью. Еще у меня есть обо жаемый актер, француз Дани эль Опой, которого явосприни маю как создание, посланное мне изкосмоса в качестве худо жественного спутника. Янаблю даю за ним много лет и всякий раз удивляюсь: как удалось та кому, казалось бы, несовершен ному внешне мужчине достичь недосягаемых степеней совер шенства. - Известно, что Марина Цветаева ставила в упрек Ан не Ахматовой, которую очень ценила, это самое совершен ство. А вы? - Яне могу передать вам со стояние того волшебства, кото рое происходит с артистом, ко гда залзамолкает - это ощуще ние ужаса, страха. Но если вспомнить, что я спела много тысяч концертов в своей жизни, то вряд ли меня это уже способ но испугать. Стихи под музыку живут внутри меня, не желая мириться ни с какими прикры тиями, живут совершенно бес совестным образом - так какое же это совершенство? Беседу вела Алина КЛИМОВА. ДЕЛОВОЙ т п т Учредительи издатель: Информационно-аналитическое агентство«Деловой вторник». Издание зарегестрировано Миниаерством РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Per. ПИ№77-Л61. Распространяетсявкачестве прилжоенияк газетам: Генеральный директор Ф.Сизый Шеф-редактор Л.Арих Адрес редакции: 127137, Москва, а/я N 2 34. Телефон/факс: (495) 257-37-83,257-59-17. Номер подписан в 15.00. По графику в 15.00. Общий тираж 1.950.630 экз. Цена - бесплатно. «Деловойвторник». Перепечаткабез согласованиясредакцией недопускается. Приобретение правнаперепечатку ииспользованиематериалов тел./факс(495) 257-59-17. «Труд», «Евро-Экспресс» (Германия), «Архангельск» (Архангельск), «Комсомолец Каспия» (Аарахань), «Белгородская правда» ' ' 1» (Екатеринбург), «Панорама» (Зеленогорск), «Калининградская правда: ' ' пр вда» (Волгоград), «На смен'. (Майкоп) «Гаароном» (Минск Новгород), «Новая газета» ( ' ' «Северньм рабочий» (Чита > (Белгород), «Брянский рабочий» (Брянск), «Вечерний Бобруйск» (Бобруйск), «Курьер из Борисова» (Борисов), «Северная Осетия» (Владикавказ), «Волгоградская ., » (Калининград), «)<убань сегодня» (|фаснодар), «Курская правда» (Курск), «Красноярский рабочий» (Красноярск), «Кузбасс» (Кемерово), «Г1ипецкая газета» (Липецк), «Новая Адыгея» «Могилевские ведомоаи» (Могилевская область), «Продовольственный рынок» (Минск), «Своими глазами» (Мозырь), «Правда (Севера» (Новый У р е н г о й ) , ' ______________„ ____ _____ __________________ _____________ ,......... .............. . ........................ ...........________________ ___________ _____ .. «Нижегородскиеновости»(Нижний Вестник-Наша Пенза» (Пенза), «Вечерняя Пермь» (Пермь), «Курьер Карелии» (Петрозаводск), «Наше время» (Ростов-на-Дону). «Волжская коммуна» (Самара), «Земское обозрение» ((.аратов), ' «Вторник» (Якутск).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz