Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)
12 ЯНВАРЯ 2006 ЧЕТВЕРГ № 1 (245) С о Ю 3 Беларусь— Россия____ Ш Х О Р О Ш А Я Н О В О С Т Ь Флаг автономии появился в Антарктиде в КАНУН нового года на россий ской полярной станции «Про г ресс» в Антарктиде был поднят ф ла г Ханты-Мансийского авто номного округа (ХМАО). Водрузил ф ла г один из уча стников экспедиции, некогда житель Ханты-Мансийска, а ны не — студент Санкт-Петербург ского государственного уни верситета Ростислав Соломин. Таким нетривиальным спосо бом он поздравил своих земля ков с 75-летием автономного округа. Юбилей ХМАО отме чался в декабре 2005 года. Реагент экологии не враг ПРИМЕНЕНИЕ антигололедных реагентов на улицах Москвы в со ответствии с технологией не при несет вреда окружающей среде и здоровью людей. Об этом в терри ториальном управлении Роспот- |ребнадзора заявили информа гентствам. По данным Роспотребнадзора, препарат ХКМ (хлористый каль ций модифицированный) в кон центрациях, предусмотренных техническими условиями, не ока жет отрицательного влияния на объекты окружающей среды и здоровье населения. К такому вы воду пришла экспертная комис сия государственной экологиче ской экспертизы по технологии и регламенту применения противо гололедных материалов. Данные выводы указаны также в заключе нии НИИ экологии человека и ги гиены окружающей среды им. А.Н. Сысина. Сейчас Территориальное уп равление Роспотребнадзора по Москве и территориальные отде лы в административных округах проводят лабораторный конт роль противогололедных мате риалов, используемых на город ских территориях. Проводятся лабораторные исследования ат мосферного воздуха, поверхно стных водоемов в контрольных створах, почвы (в первую оче редь дворовых детских площа док и территорий школ и детских дошкольных учреждений), с за мерами уровней шума и степени загрязнения атмосферного воз духа при работе снегоСплавных пунктов, находящихся в непо средственной близости от жилой застройки. Радости ледового дома о т ТРЕХ до пяти тонн ледяных блоков, заготовленных на озерах Ленобласти, будут доставлены в ^ближайшие дни на Дворцовую площадь Петербурга. 15 января ''там начнется строительство Ледя ного дворца, участие в нем дове рено лучшим российским масте рам ледовых скульптур. Ледяная скульптура станет точной копией Ледяного дворца, который был сооружен на Дворцо вой площади в 1740 году по проек ту архитектора Георга Крафта. По словам устроителей, тогда строи тельство дворца было посвящено 10-летию восхождения на престол императрицы Анны Иоанновны и победе над Турцией. Именно в этом Ледяном дворце в 1740 году состоялась знаменитая свадьба шутов князя Голицына и вдовы Бу жениновой, описанная Иваном Лажечниковым. Открытие Ледяного дворца, сооруженного современными ма стерами, состоится 6февраля — в этот день 346 ле т назад состоя лась шутовская «свадьба». В на ши дни рядом с Ледяным двор цом, так же, как и более трех сто летий назад, расположится ряд других построек, среди которых— баня, причем тоже изо льда. Звездный день «Сябров» ЗВЕЗДА в честь ансамбля «Сяб - ры» и его руководителя Анато лия Ярмоленко будет заложена 19 января на «Площади звезд» у Государственного центрального концертного зала «Россия» в Мо скве. Вместе с многочисленны ми поклонниками творчества ан самбля поздравить артистов придут их белорусские и россий ские коллеги. Но главными геро ями зтого вечера будут, безус ловно, сами «Сябры ». Их песни «А ле с я » , «Глухариная заря», «Печки-лавочки» и другие по праву стали народными. Мастерицы с «Труженицы» Не перевелись мастера машинной вышивки на фабрике ЗАО «Труженица» в городе Михайлов Рязанской области. Время снимать! БОЛЕЕ десяти художественных киновидеофильмов планирует выпустить в этом году Националь ная киностудия «Беларусь- фильм». Сейчас здесь идет рабо та над художественными кинопро ектами «Ой , летели гуси», «Со б лазн », «Связной», «Новогодние приключения в июле». Эти карти ны будут готовы уже к середине года. Ведутся переговоры с не сколькими российскими заказчи ками по реализации двух крупных совместных проектов, а также об суждаются сценарии совместных картин с индийскими, иранскими и сербскими кинематографиста ми. Снимет «Беларусьфильм » в 2006 году и несколько новых теле сериалов для взрослых и детей. Барышня на выданье в м и н с к и й зоопарк приехала Барышня, Так зовут невесту для зубра Сан Саныча, которую ис кали почти два года. Через пару дней ее познакомят с женихом. И хотя диеты Барышня не придер живается — за раз съедает пяти килограммовое угощение из морковки, капусты, сена, зерна и быстро набирает вес, — находит ся она в прекрасной физический форме, может бегать со скоро стью до пятидесяти километров в час. Сотрудники зоопарка уве рены: к такой красавице Сан Са- ныч не останется равнодушным. В Минске возведут «московский» квартал КРУПНЫЙ жилой квартал, над возведением которого будут тру диться московские строительные организации, скоро появится в бе лорусской столице. Соответству ющая договоренность достигнута между мэрами Минска и Москвы Михаилом Павловым и Юрием Лужковым. Символично, что ново стройки расположатся в Москов ском районе Минска. Это будет комплексный квартал со всеми не обходимыми объектами инфра структуры. В конце января плани руется обсудить окончательные детали совместного проекта. Все краски праздника БО ЛЕЕ 250 воспитанников воскресных школ Брестской епархии претендовали на уча стие в Международном конкурсе детского рисунка «Христос рож дается — славите !», который проводится Московской патри архией. В российскую столицу — на финал творческого состяза ния — по решению регионально го жюри, в которое вошли иконо писцы, художники, педагоги и священнослужители, отправле ны 12 лучших работ. Победители конкурса станут известны 16 ян варя, а их рисунки будут предста влены на вернисаже в Кремлев ском дворце. Подготовили Виктория АВЕРБУХ (Москва) и Алексей КЛЕВИТСКИЙ , Валентина КОЗЛОВИЧ (Минск) Инна Чурикова: В Минске люблю жить в номере с видом на Свислочь лерсонз Александр Щуплов М О С К В А — МИНСК ИННА ЧУРИКОВА магнетически притягивает зрительские симпа тии вот уже не одно десятилетие. «В огне брода нет», «Начало», «М ать», «Старшая сестра»... Да же ее зпизодическая роль дости гает высокого художественного масштаба, а фраза «Доброе сло во и кошке приятно» прочно во шла в наш речевой обиход. Мы встретились с Инной Михайлов ной в Минске на театральном фес тивале «Золотой Витязь». — Какие ваши мечты, вы рассчиты ваете, что они могли бы осущест виться в наступившем году? — Я хочу, чтобы у нас было много театральных фестивалей, чтобы зрители ходили в театр. Те атр — фантастическое дело: ты пришел домой после работы, за мученный, не всегда успеваешь переодеться, поужинать. Прихо дишь в театр — весь в своих забо тах, может быть, с плохим настро ением. И вдруг люди забывают обо всем, что с ними происходило до зтого, и уходят через сцену в другую жизнь, в другое время, к другим людям — и обо всем забы вают. Что зто такое? Я встречала людей, которые не любят театр. Говорят мне: «Я в театр не хо ж у . ..» И мне хочется, чтобы чело веку, который впервые приходит в театр, повезло: он должен встре титься с настоящим спектаклем, с настоящими актерами. Чтобы его не напугала первая встреча и ро дилось любовное чувство, сродни наркотическому, — человеку за хотелось идти в театр... Поэтому я приветствую все театральные фе стивали. То, что Беларусь поддер живает «Золотой Витязь», заме чательно! — Осенью прошедшего года вы уча- ствовапи в Третьем международном театрапьном форуме в Минске, на ко тором работапа научно-практическая конференция «Театр христианского мира в эпоху гпобапизации». Гпав- ным вопросом на конференции бып: явпяется пи театр богоугодным де - пом? Как бы вы ответипи на этот воп рос? — Не хочу думать, что я — грешница в своей профессии. На верное, я не все понимаю, ошиба юсь. .. Но профессия наша — сер дечная. После каждого спектакля сердце болит. Конечно, все зави сит от того, куда ты направляешь ся, по какому пути. Когда после спектакля ты видишь со сцены людей, которые поднялись со сво их мест и у них влажные глаза, преображенные лица, начинаешь думать, что театр — богоугодное дело. Люди должны уходить из зрительного зала с прекрасным состоянием души, какой бы сюжет им ни показывали. Если ты ухо дишь из зрительного зала и тебе не хочется ни жить, ни работать, зачем нужен такой театр? Я одна жды посмотрела не очень удач ную постановку пьесы Чехова — и мне показалось, что и Чехов — плохой драматург, и вообще— за чем работать в театре, может быть, поискать другую профес сию?.. Хороший вывод? Мне ка жется: не очень! Театр зависит от всех нас, создающих эту высокую интонацию! Хотя мы можем иг рать в пьесе и говорить о низком. Конечно, нельзя думать о себе слишком хорошо, но театр должен быть божьим делом. Если то, чем мы занимаемся, замешано на аг рессии и превращает человека в животное, разрушает божествен ность человека, такой театр не ну жен. Я люблю исследовать харак тер человека, он бывает порой очень непривлекательным, проти воречивым. Правда, это главное и для актера, и для драматурга, и для театра. Вывод и извлечения тем не менее должны быть имен но такими. Несмотря на противо- ’ J речивость отбора спектаклей и пьес, театр остается творчеством. А процесс творческого созидания — это всегда замечательно! — И все-таки, вспомним: «Честь бе зумцу, который навеет человечеству сон золотой.. . » Театр должен наве вать «золотой сон» человечеству в лице отдельных зрителей? Ведь от правды на сцене, отображающей правду жизни, нынешний зритель может прийти в ужас. Может, стоит вернуться к сказкам советского вре мени, которые делали жизнь свет лой ... — ...и при этом чудовищной. Вспомните все эти шарашки, тюрьмы... — А сейчас его сначала напугают в театре, потом выйдет на улицу— там по голове шарахнет какой-ни будь бандит или наркоман... — У нас люди закаленные. Так просто их не напугаешь. Человека надо уважать. Его нельзя обманы вать. Может быть, и сказка нужна человеку, какой-то удивительный романтический сон — когда чело веку трудно, он может его подбод рить: мол, не все потеряно. Но ведь и правда бодрит. Правда, не такая вульгарная, которую нам иногда показывают по телевизо ру: смотреть нельзя... какие-то за нозы! Пушкин писал: «Над вы мыслом слезами обольюсь.. . » Те атр, конечно же, вымысел. Но это вымысел художника, который растет из земли. — Инна Михайловна, почему ваших театральных дурочек так любят. Из той же Мамаевой в «М удреце »— вы сделали такую балбеску, а в нее влюбляешься! — А что делать? Не все женщи ны умны, они еще и обворожи тельны. Конечно, женщина долж на быть умна и не должна быть со всем дурочкой. Тем не менее жен щина — это тайна! — Семейные династии в искусстве — хорошо зто или плохо? Сын киноре жиссера у нас может стать киноре жиссером, дочь певицы— певицей. А попытался сын авиаконструктора делать самолеты — не летают! — Это другая история. Арти стом можно быть плохим, а конст руктором и летчиком — нельзя! Династии в искусстве существу ют, и фраза о природе, отдыхаю щей на детях талантливых роди телей, это не всегда верно. — Вы не жалеете, что ваш сын не пошел по стопам мамы и папы? — Жалею. Мне кажется, у Ва нюши есть предрасположенность к нашей профессии. Не захотел. — А внуков отдали бы в искусство? — Ох, я мечтаю о внуке. Ско рее бы. И в искусство отдали бы, и куда угодно... Там мы уж решим! — Как вы относитесь к современной молодежи? — Она у нас очень разная. Мне вообще-то ее очень жалко. Время сложное, много разных искуше ний. Молодым хочется все попро бовать. Есть очень талантливые, устремленные, серьезные моло дые люди, которые ищут свою до рогу и идут по ней. А есть не очень устремленные, пробуют наркоти ки, не знают, где найти работу... В нашем времени очень много про блем — и молодым надо выдер жать все зто. — Какие спектакли вы посоветовали бы посмотреть нынешней молодежи? > Инна Чурикова считает; Женщина — это тайна! — Те, что поставили молодые люди, и спектакли Петра Фомен ко, причем последние полезно по смотреть по нескольку раз. С ле дует посмотреть постановки в Ма лом театре, «Современнике», на шем «Лейкоме»... — Кто из молодых актеров вам нра вится на современной сцене и экране? — Чулпан Хаматова, Дина Кор- зун. Замечательные молодые лю ди снялись в фильме Федора Бон дарчука. У Петра Фоменко в теат ре актеры — все на подбор инте ресные. — Вас устраивает эстетика совре менного молодого театра? — Мне кажется, есть болезнь возраста, когда хочется больше говорить о себе, поражать, сра жать, эпатировать зрителя... С возрастом это проходит. Говорить просто и глубоко могут немногие. — Вы часто ходите в театр? — Мне бы хотелось чаще. Но получается трудно. Я похожа на сапожника, который сидит без сапог: люблю смотреть, но у ме ня по веч'ерам спектакли. Чем старше, тем больше я почему-то играю... — Когда вы приезжаете на гастроли, какие номера в гостинице вам наибо лее удобны? — С видом на Неву — в Пите ре. В Минске — с видом на Свис лочь ... А вообще я скромный че ловек и не ставлю особых условий для себя. Я не звезда, я — скром ный труженик сцены. Общая сцена Представители творческих профессий стран СНГ и Балтии связей не теряют соотечественники Наталья Васильева М О С К В А — МИН С К ЧЕМ СЕГОДНЯ занимается Центр поддержки русского театра за ру бежом, прежде всего театры, на ходящиеся на территории бывших союзных республик? Ситуация, в которой многие из них оказались, поистине катастрофическая. Как помогает соотечественникам Центр поддержки русского театра за рубежом? Об этом рассказала координатор Центра Наталья Ста росельская: — За последнее время сде лано много. Я расскажу о нашей работе на примере русских теа тров в Беларуси. Осенью про шлого года наши эксперты по бывали в Минске, Бресте, Моги леве, Гомеле и дали свои реко мендации. И вот результат: Рус ский театр имени А.М. Горького из Минска приехал к нам в дека бре на гастроли в Нижний Нов город, Казань и Самару (об этих гастролях «С ОЮ З » уже расска зывал). В прошлом году Брестский те атр со спектаклем «Дядя Ваня» в постановке литовского режиссе ра А. Латенаса выезжал в Санкт- Петербург на ежегодный фести валь «Встречи в России». Рус ский театр из Беларуси привез спектакль по русской классике, поставленный литовским режис сером. Мы это сочли замеча тельным знаком дружбы наро дов. А театр из Гомеля для участия в фестивале-марафоне «Парад Победы» попросил главного ре жиссера Московского областно го театра им А.Н. Островского Валентина Варецкого поставить у них спектакль «Пойти и не вер нуться» по Василю Быкову. По лучилось замечательно:русский режиссер приехал ставить бело русскую классику. С огромным успехом этот спектакль прошел в Беларуси накануне Дня Победы, а в конце октября он был сыгран в Москве. Кроме того, режиссеры и кри тики из Беларуси принимают участие в работе режиссерских лабораторий, которые ведут Анатолий Васильев, Леонид Хей фиц в семинарах по театральной критике. Таким образом, мы со единяем представителей твор ческих профессий из стран СНГ и Балтии. Нищета закона фронтира Белорусско-российское пограничье ■ зона дружбь! общество Аркадий Медведев М О С К В А — У НАС говорят свадьба, не вя- селле. — А у нас вяселле. — Да, у вас говорят вяселле, пото му что вы полешуки. Вы больше Беларусь, а мы больше Россия. — А вы турки сборные! — Да, да, мыбольше Россия. — Мама говорила хаутуры. — А здесь, в Милейково, похоро ны, потому что ту т Россия ближе, тут связано с Россией. Эта беседа записана научны ми сотрудниками Института этно логии и антропологии имени Н.Н. Миклухо-Маклая Российской ака демии наук в белорусском селе Милейково Мстиславского рай она, рядом с российско-белорус ской границей. С 2000 года рос сийские этнологи совместно со своими белорусскими коллегами из Института искусствоведения, зтнографии и фольклора имени К. Крапивы Национальной акаде мии наук Беларуси изучали осо бенности жизнедеятельности на селения по обе стороны белорус ско-российской границы. В ре зультате на свет появилась науч ная монография (под редакцией известных ученых Регины Гри горьевой и Марины Мартыновой), впервые специально посвящен ная региону, в котором на протя жении многих веков происходило взаимодействие и взаимовлия ние культур двух близкородствен ных народов. К каким выводам пришли ученые? Во-первых, по мнению этноло гов, по обе стороны границы су ществует особая этнокультурная зона, охватывающая смежную территорию как Республики Бела русь, так и Российской Федерации независимо от современных ад министративных и государствен ных делений. В материальной и духовной культуре жителей бело русско-российского пограничья наблюдается большое сходство, своеобразный бикультурализм, как специфическая черта кон тактной зоны. Это особенно выра жено, в частности, в питании насе ления, которое, включая как бело русские, так и русские блюда, но сит региональный характер, В ландшафтном отношении территория пограничья может быть разделена на три зоны: По озёрье (порубежье Витебщины и Псковщины), Поднепровье (пору бежье Могилевщины и Смолен щины) и Полесье (пограничье Го- мельщины и Брянщины). Как показывают материалы исследования, в настоящее время в прилегающих к границе районах Беларуси и России живут пред ставители более двадцати наро дов, но преобладающее большин ство населения на белорусском пограничье составляют белору сы, а на российском — русские. Во-вторых, соседние россий ские области многими жителями белорусского пограничья, также как и белорусские россиянами практически не воспринимаются как чужое государство. «Для меня Россия — дом, Беларусь — тоже дом», — таков типичный ответ оп рашиваемых. « У нас все смеша но. Выходили замуж, женились, переезжали. Такого понятия наш житель — не наш нет. Это когда ближе к Москве подъезжаешь, за Москву, там ощущаешь, что дру гое государство, а Смоленская об ласть как наша». В-третьих, подавляющее боль шинство местного населения под держивает объединительные про цессы между Российской Федера цией и Республикой Беларусь. «Двумя руками «за » . «А мы по большому счету и не разъединя- ,,БЕЛОРУССКО-РУССКОЕ f ПОГРАНИЧЬЕ Э т н о л о г и ч е с к о е и с с л е д о в а н и е лись, зто нас пытаются разъеди нить». Вместе с тем, как отмечают ученые, молодые люди, становле ние мировоззрения которых про ходило в 1990-е годы, значитель но чаще уже видят свое будущее в двух разных государствах. В-четвертых, национальная принадлежность на пограничных территориях не имеет большого значения. При определении своей национальности для жителей по граничья важным психологиче ским мотивом стала территория их проживания. На территории Бе ларуси исторически большинство жителей стали белорусами, а в России — русскими. Однако эта идентичность не всегда основана на реальной этнокультурной отли чительности. Очень часто иссле- дова т^и слышали: «Невозможно разделить местных русских и бе лорусов на разные народы», или «Белорусы и русские — одна на циональность». «Все у нас одина ково, абсолютно ничем не отлича емся, только цены разные, а язы ки уже перепутались». На погра ничных территориях разговорный язык не является признаком раз деления. Многие белорусы и рус ские, особенно в сельской местно сти, разговаривают на смешан ном языке. Можно утверждать, констати руют этнологи, что близкая куль турная дистанция и длительные контакты и взаимодействие наро дов снижает дифференцирую щую роль зтнического фактора. «Д ля меня нет никакой разницы, кто по национальности человек. Это ничего не значит». Спокой ное, а нередко и безразличное от ношение во многих семьях к такой категории как «этническая при надлежность» в большинстве слу чаев передается молодому поко лению. Примерно каждый деся тый старшеклассник ответил, что о своей национальной принад лежности он серьезно задумался только во время ответов на наши вопросы. В то же время все моло дые люди четко и определенно на звали свою национальность, кото рая большинством подростков оп ределялась в зависимости от страны проживания — в Беларуси преобладающее большинство считают себя белорусами, в Рос сии— русскими. И общий вывод ученых: бело- русско-российское пограничье от личается многомерностью куль турных связей, наличием смешан ных форм в культуре и традициях его жителей, что влияет на про цесс их этнического самоопреде ления. Высокая степень толерант ности, терпимости к разным нра вам и обычаям способствуют ук реплению отношений не только между пограничными территория ми, но и между странами. Кстати, совместное исследование бело русских и российских этнологов опрокидывает модные теории «фронтира» (от английского «fron tier» — рубеж, граница между ос военными и неосвоенными земля ми) как места встречи культур с подтекстом непременного военно политического противостояния. Небеснь!й образ Побь!вавшая в космосе икона передана в дар православной церкви белорусского городка Ивье судьбы Катерина Чаровская Г Р О Д Н Е Н С К А Я О Б Л А С Т Ь ____________ БОЛЬШЕ года назад, в декабре 2004 года, Русская православ ная церковь получила в дар ико ну Казанской Божьей Матери, побывавшую на Международной космической станции. Переда вая ее Алексию II, руководитель Роскосмоса Анатолий Перминов сообщил, что две святые для Русской православной церкви иконы — Казанской Божьей Ма тери и Архистратига Божьего Михаила прибыли на МКС 16 ок тября на борту «Союза ТМА -5 » вместе с экипажем 10-й постоян ной экспедиции — россиянином Салижаном Шариповым и астро навтом НАСА Лероем Чиао. А вернулась на Землю с россияна ми Геннадием Падалкой, Юрием Шаргиным и американцем Майк лом Финком. В то время все участники встречи были уверены, что пере данный образ будет положен в драгоценный оклад и займет до стойное место среди московских святынь. Но судьба распоряди лась иначе... — Несколько месяцев назад, на праздник Успения Пресвятой Богородицы, после службы ко мне подошел очень приятный и сми ренный на вид незнакомец. Он со общил, что хотел бы преподнести в дар храму икону, — рассказал корреспонденту «СОЮ За » насто ятель ивьевского храма Святого мученика младенца Гавриила Бе- лостоцкого священник Вячеслав Пашкевич. — Я взял икону, но кро ме нее незнакомец вручил и сер тификат, свидетельствующий о том, что образ сделал 112 витков вокруг Земли. К сожалению, пого ворить нам не удалось — человек очень спешил, я успел только спросить, как его зовут. Он отве тил: «Шутов». И ушел. Позже я уз нал, что полковник Виктор ШУ ТОВ — начальник управления обеспечения реализации про грамм и бухгалтерского учета рос сийского Федерального космиче ского агентства, без его подписи ни один космический корабль не покинет землю. Икона была пода рена ему по пичному благослове нию Алексия II. Оказалось, Шутов родом из Ивья. Его отец в свое время ра ботал редактором районной га зеты. Через оставшихся в Ивье знакомых отец Вячеслав пере дал земляку с Байконура прось бу о встрече. Священник уверен, что она обязательно состоится.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz