Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

2 14 МАРТА 2006 ГОДА \ш .ЦЕНА ВОПРОСА= ГЛАЗА БОЯТСЯ, А РУКИ ДЕЛАЮТ ПРИДЕТЛИВМЕСТЕСВЕСНОЙОТТЕПЕЛЬВСЕЛО?ОБЭТОМРАЗМЫШЛЯЕТИЗВЕСТНЫЙЭКОНОМИСТ Каждую весну человек варечает с добрыми надеж­ дами. Нынешнюю - особенно. Ибо она пришла наконец на смену поднадоевшим жесто­ ким морозам. А морозы на се­ ле во много раз крепче, чем в городе, поскольку там и эконо­ мически погода гораздо хо­ лоднее. Поэтому селяне с не­ терпением ждали оттепели, надеясь, что на этот раз она совпадет с потеплением эко­ номической ситуации. Ну, и чего дождались? Село живет сейчас примерно так, как во времена коллективи­ зации. Нет, здесь никого не рас­ кулачивают, так как раскулачи­ вать некого. В селе оаались за редким исключением (в зависи- мости от региона) бедняки после- пенсионного возрааа или моло­ дые люди, для которых мещан­ ский уют не имеет ценноаи. Об этом свидетельавуют социологи­ ческие данные. Если четыре года назад на селе распроаранение бедноаи было на 30 процентов больше, чем в городе, то сейчас - больше на 80 процентов. Доля бедного населения в сельской России доаигает 73 процентов, т.е. это, по сущеаву, тотальная бедноаь. Может ли человек, ос­ таваясь человеком, терпеть такое унижение? Конечно, нет. Поэтому люди бегут из села, хотя и бе- жать-то теперь некуда; Беломор­ канал вырыт. Целина освоена, БАМ поароен... Тем не менее за последние годы с карты араны исчезло 11тысяч сел. Итак же, как во время коллективизации, резко падает производаво. Под нож идет скот. Только за период с 1998 года (по сравнению с хилым 1990 годом) поголовье крупного рогатого скота уменьшилось на 20 процентов, свиней - на 22 процента, а за 15 лет более чем наполовину. Из оборота выбыло почти 33 млн. га земли, т.е. почти столько, сколько было освоено во время Целины. Многие только удивятся, что последавия такой сельской раз­ рухи не ощущают пока наши го­ рода. Здесь нет очередей в мага­ зинах, нет и карточек, талонов на обеды в аоловых. На прилавках изобилие. Но это благополучие кажущееся. Почти 40 процентов продовольавия поступает к нам из «загнившего» Запада, за что приходится ежегодно платить 13 млрд, долларов, аимулируя та­ мошних, а не своих фермеров. Такой альтруизм многим кажется безумием, но влааи с этим сми­ рились, хотя такой объем закупок подрывает продовольавенную безопасноаь араны. А она не менее важна, чем безопасноаь военная. И еще неизвеано, какая из них гарантирует большую аа- бильность ситуации в стране. Ведь опасноаь может возникнуть нетолько извне, но и внутри ара­ ны, если коренным об^разом не изменить аграрную политику. Но менять ее влааи не торопятся, о чем свидетельавует нааойчивое аремление быарее войти в ВТО. Если это произойдет, то наше сельское хозяйаво будет оконча­ тельно загублено. По подсчетам ученых, потери аграрного комп­ лекса России в первый же год мо­ гутдоаичь 4 млрд, долларов. Эти расчеты основываются на оценке экспертов Всемирного банка, ко­ торый оценил эти последавия для наиболее чувавительных от­ раслей нашей экономики; объе­ мы производава в сельском хо- зяйаве снизятся на 3 процента, экспорта сельхозпродукции - на 6 процентов, импорт возраает на 11 процентов. Тревожные оценки и по пищевой промышленноаи; по объему производава - минус 14 процентов, экспорт - минус 8, численноаь рабочей силы - ми­ нус 15 процентов. Таким образом, аграрный сектор ожидает резкое увеличение импорта, подавление собственного производства и роа безработицы. Что же надо делать, чтобы не произошло самое худшее? Об этом шел серьезный разговор на втором Всероссийском конгрессе экономиаов-аграрников, прохо­ дившем недавно в Москве. Его учааники возлагают большие на­ дежды на решение влааей отне­ сти развитие сельского хозяйава к числу приоритетных отраслей. Ведь за счет села велись все вели­ кие аройки социализма и ком­ мунизма, а сельскому хозяйаву доаавались крохи по так называ­ емому «оааточному принципу». Теперь сельское хозяйаво впра­ ве требовать от правительава не меньшего внимания, чем самые авторитетные отрасли экономи­ ки. Но реализовать приоритет­ ность - дело непростое. Речь должна идти не о механическом увеличении расходов на нужды села. Пресловутая «черная дыра» в сельской экономике, как из- веано, способна поглотить лю­ бые капиталовложения без за­ метных результатов. Поэтому но­ вая аграрная политика должна сделать аавку не на механиза­ цию, не на химизацию, не на ме­ лиорацию и всякие другие от­ дельные элементы производава, а на внедрение новейших техно- КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ: ЗОЛОТАЯ МАКУЛАТУРА НАГРЕТЬРУКИМОЖНОДАЖЕНАНЕНУЖНОЙРЕКЛАМЕ Вам в последнее время не кажется, что, сортируя почту, вы копаетесь в мусорном ведре? Ощущения вас не обманули; по расчетам Ассоциации реклам­ ных агентав Москвы, каждый горожанин ежедневно выбра­ сывает 7 уникальных экземпля­ ров разного рода печатной рек­ ламы; в среднем на одно пись­ мо, скажем, от тети из Вороне­ жа приходится до 1,2 тысячи ли- аовок. Объем тоТгЬко (иоскобского ■бумажного цунами огромен; природоохранная организация «Гринпис - Россия» утверждает, что ежегодно в аолице достав­ ляется на свалки более 200 тысяч тонн разнообразной рекламной макулатуры, т.н. спама. Как же все эти подметные ли- аки попадают в наши почтовые ящики и кто на этом наживается? Вообще в России пока нет ни од­ ного законодательного акта, ко­ торый запрещал бы кому бы то ни было положить в ваш ящик рекламную листовку. Одних только почтовых компаний, име­ ющих соответствующую лицен­ зию, сущеавует около сотни, а подавляющее большинство структур обходится без всяких разрешений. Этой ситуацией и решило воспользоваться ФГУП «Почта России», сделавшее, так сказать, ход конем; направило прави- тельаву РФ предложение о мо­ нополизации почтовой доаавки рекламных материалов. Мол, в некоторых аранах Евросоюза и в Америке давно уже так - и дохо­ ды идут на развитие и модерни­ зацию национальной почты; да­ вайте и мы займемся большим государавенным бизнесом, а то у нас в кармане только вошь на аркане... Аналитики агентава Росбиз­ несконсалтинг (РБК), изучая ры­ нок бумажного спама в Москве, обнаружили, что сформирова­ лась определенная тенденция; если раньше газеты и буклеты совали кому ни попадя, то сейчас профильные фирмы упирают на то, что могут доаавить рекламу не только в определенный рай­ он, но и представителям кон­ кретной целевой группы. Ска­ жем, исключительно владель­ цам иномарок или банковским заемщикам. Более того; чааные компании берутся за то, чтобы сеаь рядом с заказчиком и раз­ работать детальный план по району, улицам и даже домам интересующего окцуга. ^ Причем аоимосгь услуги не­ высока. Задоаавку одного пись" ма при общем заказе в 30 тысяч экземпляров компании берут 27 - 29 копеек, то еаь примерно 8 - 9 тысяч рублей за весь тираж (печать лиаа формата А4 будет стоить дополнительные 50 копе­ ек). Но ведь люди чаао выбра­ сывают листовки и газеты в по­ мойку даже не читая, а это дела­ ет бессмысленным весь процесс. Поэтому огромную популярность сейчас приобрели адресные рас­ сылки спама; его маскируют под заказные nijcbMa с государавен- ной символикой, под квитанции за коммунальные платежи, а так­ же личные письма. Что же касается адресной рассылки, то тут свои цены; если к вам пришло рекламное пись­ мо, начинающееся с вашего име- ни-отчеава-фамилии, да еще в конверте с прозрачным окош­ ком, да с печатью почтамта, то знайте; за каждое такое именное письмо заказчик заплатил 60 ко­ пеек плюс 9 рублей за конверт плюс 9,5 рубля за доаавку. Это уже высший пилотаж. Тот самый, которым сейчас занимается. ФГУП «Почта России» и еще по­ рядка 5 лицензированных фирм (а иначе откуда бы взялись кон­ кретным адреса, ФИО и печать?) и которым оно хочет окончатель­ но подмять под себя. Совершенно неожиданно вы­ яснилось, что к незваной рекла­ ме имеет претензии милиция; к исследованию РБК прилагается комментарий руководава ГУВД Москвы, в котором, в чааноаи. логий. То еаь на всем комплексе условий, обеспечивающих гаран­ тированный конечный результат. Выработать такой комплекс мо­ жет только наука, а выработав - помочь внедрить на практике. Предаоит, следовательно, кро­ потливая работа по возрождению прикладных исследований по зерну, по животноводству, по овощеводаву... Дом надо начи­ нать ароить не скрыши, а с проч­ ного фундамента, с заготовки до- ааточного стройматериала. За­ толкав даже племенной скот в дырявые фермы и не обеспечив сбалансированную кормовую ба­ зу, ожидать хороших результатов не приходится. Аграрная политика нухедается в изменениях не только в сферах непосредственного производа­ ва, но и в сиаеме реализации продукции. Положение в этой об- лааи ничуть не лучше, чем в про- изводавенной. Перекупщик аал не менее разрушительной фигу­ рой, чем комиссар-заготовитель в колхозную эпоху. Производите­ лю доааются копейки от аоимо- а и его продукции, а весь «навар» доаается чужому дяде. Положе­ ние в этой облааи можно было бы исправить, если возродить традиционную кооперацию на се­ ле, но и она, как и все оаальное, оказалась разрушенной. А без ко­ операции, т.е. без самодеятель- ноаи креаьян, ни о каком успехе приоритетного развития сельско­ го хозяйава речи быть не может. Проблем на селе множеаво, и все они усугубляются тем, что их решение до крайноаи запущено. Но глаза боятся, а руки делают. Геннадий ЛИСИЧКИН, доктор экономических наук. КОНКУРС: ЭКО-НОВОСТИ ВОДА НА КУХНЕ, КАК НА КУРОРТЕ Неожиданный, хотя и вы­ нужденный подарок многим тысячам жителей сделали ра­ ботники предприятия «Водо­ канал» в городе Лиски. Ведь это благодаря им полтора года сограждане пили лечебную минеральную воду... из кухон­ ных кранов. Очередную артезианскую скважину у озера Богатое для городского водопровода про­ бурили на 80 метров, когда из нее ударил фонтан. Воду тща­ тельно исследовали и в Воро­ неже, и в Москве. Она оказа­ лась лечебно-аоловой мине­ ралкой. А «вынужденным» по­ дарком для горожан эта цен­ ная водица оказалась потому, что скважину глушить было нельзя, а цех для розлива ми­ нералки сразу не поароишь, вот и лилось «лекараво» из обычных кранов. Анатолий СТАРУХИН. Воронежская облааь. МИКРОЧИПЫ из КОНАКОВА в Конаковском районе Тверской облааи открылся за­ вод «Микроприбор», на базе которого развернулось произ­ водаво по выпуску радиочас­ тотных приборов, в том числе микрочипов. Сфера их приме­ нения самая обширная, но большинаво жителей регио­ на, да и других областей Рос­ сии предметно познакомятся с действием микрочипов при получении новых паспортов. Светлана АВДЕЕВА. ТВЕРЬ. ■SOS!. ли у добр. ПЕРЛЫшкиН----- 1 сказано; «...Пассивное накопле­ ние бумажной рекламной про­ дукции в почтовых ящиках слу­ жит сигналом (наводкой) для квартирных воров, что жильцы не появляются дома более 2 дней, что приводит к ухудшению криминогенной обстановки и увеличению количества квартир­ ных краж в городе». Отдельно рассмотрен вопрос, кто конкретно сует в ящики спам. Оказалось, что это либо специ­ ально нанятые агентавами рас- проаранители, у которых непо­ нятно откуда берутся универ­ сальные ключи от домофонов, либо... государственные поч-. тальоны. С первыми все ясно, а вот вторые, получая официаль­ ную зарплату в 5 тысяч рублей, через одного заключают парал­ лельные «серые» контракты и пользуются своим служебным положением вовсю, так что ни­ какие домофоны и даже консь­ ержки не помогают. Оно конечно; реклама - дви­ гатель торговли, однако спам - это какой-то уж совсем чахлый двигатель. Эффективноаь бес­ платных газет, лиаовок и букле­ тов, которые суют в почтовые ящики, по расчетам аналитиков РБК, не превышает 3 процентов. При таком диком объеме отсева, да еще если учесть еаеавенное раздражение людей и кримино­ генный фактор, не совсем понят­ но, для чего «Почте России» мо­ нополия в таком сомнительном бизнесе, как рассылка печатной рекламы. Тем более что перед глазами пример Московской городской телефонной сети (МГТС), кото­ рая в начале 2005 года реши­ тельно отказалась от разработки и реализации телефонного спа­ ма в аолице. МГТС занималась им более года, но убедилась, что это сродни арижке собак; визгу много, а шераи мало - и завяза­ ла с этим мутным делом. Впро­ чем, еаь также опыт столичного метрополитена; звуковая рекла­ ма (а это тот же спам, потому что его никто не заказывал, а укло­ ниться невозможно) с нааойчи- воаью дятла стучится в уши пас­ сажиров. Уж и ругались все чер­ ными словами, и в суд обраща­ лись только за 2005 год более 50 раз, и прибыли ничтожные - а все равно каждые 5 минут жиз- нерадоаный голос по громкой связи призывает что-нибудь где- нибудь купить... Олег ЗУБОВ. ШИЛИ, ШЬЕМ И БУДЕМ ШИТЬ Адвокат Михаила Ходорковского Юрий Шмидт доааточно высоко оценил свою работу на ниве юриспруденции; «Труд по подготовке жалоб в суд надзорной инаанции... не менее значим, чем труд в швейном цеху». P.S. Тем болев если учесть, что нередко приходится перешивать материал, шитыи белыми нитками. МЕСТЬ «ЛЕОНИДАДЕМИНА» СНАСТУПЛЕНИЕМЛЕДОХОДАВФИНСКОМЗАЛИВЕМОЖЕТПРОИЗОЙТИ ТЕХНОГЕННАЯКАТАСТРОФА Один из самых эффектных эпизодов нашумевшего фильма «Титаник», который недавно по­ вторило телевидение, - подвод­ ные съемки, когда водолазы опускаются в глубины Атлантики и проникают BiVpb самого зна­ менитого корабля XXI века. Но мало кто знает, что для погруже­ ния режиссер зафрахтовал рос­ сийское научно-исследователь­ ское судно «Академик Маислав Келдыш», которое по праву счи­ тается уникальным. Такого обо­ рудования нет ни на одном ко­ рабле мира. Хотя еще недавно у «Келдыща» был брат-близнец «Леонид Демин». «Демин» по­ ароен на той же верфи и обла­ дал теми же техническими воз- можноаями. На его счету десят­ ки экспедиций, бесценный науч­ ный материал, добытый в Миро­ вом океане. Около 10 лет назад оба корабля с одинаковым успе­ хом работали на меае гибели АПЛ «Комсомолец». Но если «Келдыш» по-прежнему бороз­ дит океанские просторы, то судьба его «брата» сложилась трагически. Кому пришло в голову поса­ дить «Демина» на прикол - не­ извеано. Только последние не­ сколько лет он подпирал аенку в кронштадтском порту. А в 2003 году «Росвооружение» и вовсе решило продать судно Латвии. Причем продать на металлолом или, как говорят моряки, «на иголки»! Ученые, члены экипажа - все были в недоумении. Но дельце уже обаряпали. Латыши не за­ хотели резать «Леонида Деми­ на» в Кронштадте и на буксире потащили его в Финский залив. На пути лежал российский Гот­ ланд. У этого оарова - дурная слава. Оарые камни и сильные шторма погубили не один ко­ рабль. Пушкинские строки; «Ми­ мо оарова Буяна в цараво слав­ ного Салтана» - посвящены именно Готланду. Некоторые ко­ раблекрушения вошли в иао- рию. Так, в ноябре 1899 года броненосец береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин» сбился с курса и наскочил на подводные камни у южной око- нечноаи оарова, получив не­ сколько пробоин. И быть бы ему раздавленным весенним ледо­ ходом, если б не счааливый слу­ чай, - в финской Котке заработа­ ла первая в мире радиоаанция. Александр Попов лично связал «Апраксина» со спасательным судном. «Леонид Демин» также попал в шторм. Но если буксиру уда­ лось оторваться, то огромное, выброшенное на берег океани­ ческое судно прочно зааряло в прибрежном песке. Попытки снять его с мели закончились неудачей. И тогда латыши про- а о плюнули на «товар» - спасе­ ние корабля аоит на несколько порядков выше, чем груда ме­ талла. Но с каждым годом «Демин» аановился все опаснее. Корпус ржавеет, трюмы заполнены не­ сколькими десятками тонн ди­ зельного топлива, в агрегатах плещется машинное масло, тех­ ническая вода. Пару лет назад на судне вспыхнул пожар, который задымил весь оаров и погубил чааь леса. Сообразив, что быв­ шая гордоаь нашего флота уг­ рожает экологической безопас- ноаи Финского залива, россий­ ская аорона подала в суд, тре­ буя с латышей компенсацию за ущерб -13 миллиардов рублей. Латвия отмолчалась. А Россия повыступала и... забыла. Мало Бедный «Демин». нас бездарно загубленного а, свалок, ржавых, пере­ полненных горючим кораблей? Например, напротив Приморска уже много лет торчит траулер- рефрижератор «Восход», пере­ полненный соляркой, мусором, аммиаком. В Выборгском зали­ ве, рядом с берегом, лежит пас­ сажирский теплоход «Вацлав Ва- ровский». Сотрудники Ленин­ градской межрайонной приро­ доохранной прокуратуры готовы сколько угодно продолжать этот список... Нормы международного пра­ ва гласят, что поднимать зато­ нувший объект должен его соб- авенник. Но похоже, что госу- дарава дейавуют по негласно­ му соглашению - мы не трогаем вас, а вы - нас. Поэтому Балтий­ ское море переполнено погиб­ шими кораблями, некоторые из которых могут отравить террито­ риальные воды сразу несколь­ ких аран (а ведь на дне еще ле­ жат ящики с боевыми отравляю­ щими веществами времен 2-й мировой войны!). Вмеае с тем «Леонид Демин» накренился под устрашающим углом. Специалиаы считают, что уже в этом году ледоход завалит его на бок, и содержимое трю­ мов и баков хлынет в воду. Рита ЖУКОВА. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. =ИЗ ПЕРВЫХ РУК= RRJ ПРОСИТСЯ В НЕБО Оновом РЕГИОНАЛЬНОМСАМОЛЕТЕРАССКАЗЫВАЕТГЛАВАКОМПАНИИ- ОСНОВНОГОРАЗРАБОТЧИКАПРОЕКТА А КАК У НИХ?— — - Дейавительно, в некоторых аранах Евросоюза (например, в Бельгии и Швеции), а также в США и Канаде эксклюзивное право на рассылку бумажного спама имеет национальная поч­ товая служба. Однако любой гражданин этих государств имеет право и возможность официально обратиться к вла- аям и потребовать занесения своего почтового адреса или но­ мера телефона в специальный «нулевой» список - и тогда во­ обще любая прямая реклама перестанет его донимать. А коммерческая аруктура, кото­ рая рискнет ему сунуть в почто­ вый ящик свою листовку, запла­ тит штраф от 3 до 20 тысяч дол­ ларов. Одним из главных проектов созда­ ваемой Объединенной авиастрои­ тельной корпорации (ОАК) должен стать российский региональный са­ молет (RRJ), разработанный компа­ нией «Гражданские самолеты Сухо­ го» (ГСС). С ее генеральным директо­ ром Виктором Субботиным побесе­ довала корреспондент «ДВ». - Почему двигатели у нашего самоле­ та висят на 45 сантиметров от взлетно- посадочной полосы? - словно предвку­ шая мой вопрос, начал Виктор Владими­ рович. - У самолетов любой схемы суще­ авует проблема попадания в двигатель поаоронних предметов. Это беда всех гражданских лайнеров. Мы провели совмеано с ЦАГИ комп­ лекс исследований, выпуаили серьез­ ный отчет, разрабатываем новую модель с имитацией реверса тяги. Будем ее про­ дувать, смотреть, какие чааицы засасы­ вает двигатель, на каких режимах экс­ плуатации этого дефекта можно избе­ жать. - Вы собираетесь продвигать RRJ на мировой рынок, в то ж е время критики проекта указывают, что его двигатель со ­ ответствует требованиям по шумам лишь четвертой главы ИКАО. А когда вы вве­ дете самолет в эксплуатацию, будет при ­ нята следующая - пятая глава, с новыми требованиями по шумам, которым RRJ не будет соответавовать. Кому на мировом рынке понадобится такой самолет? - Двигатель самолета RRJ по принци­ пу 50 на 50 делают российская фирма «Сатурн» и французская «Снекма». Се­ годня он превосходит требования 4-й главы ИКАО, потому что в его проект за­ ложен запас в 10 децибелл. Из этих усло­ вий проектируется весь самолет. Так что даже если будет введена 5-я глава ИКАО с более высокими требованиями, наш RRJ будет ей соответавовать. Готов открыть коммерческую тайну; мы продали RRJ «Аэрофлоту» по цене ни­ же 20 миллионов долларов. Мы опреде­ лили предел, который обеспечивает оку- паемоаь проекта, и опубликовали ката­ ложные цены. Они на 10-15 процентов ниже, чем у бразильского авиапроизво­ дителя «Эмбрайер». Таким образом, на­ ша фирма обозначила начальный этап выхода на авиакомпании мира. Они те­ перь знают, с какой цены можно начать торговаться. Процесс ^д е т сложным, но торг умеаен. На цену будут влиять мно­ гие факторы. Например, запускающий ли это заказчик, еаь ли у него политические преференции и так далее. Сегодня в мире нет ни одной авиа­ компании, готовой покупать самолет прямым перечислением денег. Все поль­ зуются институтом финансирования про­ даж или лизингом. На Западе этот инст­ румент более развит, накатан и опроби- рован. У нас в России процесс только- только пошел, но все условия уже созда­ ны. ГСС подписала контракт с «ФЛК» - крупнейшей лизинговой компанией Рос­ сии - на 10 машин. - Ведется много разговоров о том, что RRJ будет собираться без стапеля, по принципу конаруктора НЕГО. Насколько эта технология реальна в условиях ро с ­ сийского авиап130ма? - Наш самолет разрабатывался по цифровым технологиям, что позволяет проводить бесаапельную сборку. Снача­ ла мы попробовали собирать по-новому отдельные детали и узлы самолета. По­ том наши специалиаы вошли во вкус; «Хотим работать только по цифровым технологиям, возврата к прошлому нет и не будет!» Но это был только первый этап. Предстояло договориться с серий­ ным заводом, чтобы он принимал у нас цифровые модели и на основе этой ин­ формации создал базу данных для аан- шая возникающие проблемы и противо­ речия. Такая технология сэкономит много времени, поскольку нет бумажной воло­ киты, рассылки, трудных командировок и согласований. Некоторые элементы та­ кой организации труда уже реализованы на «Эйрбасе» и «Боинге», но у нас в Рос­ сии это сделано впервые. - ГСС является частью холдинга «Су­ хой», известного производителя военных самолетов. Не имея опыта работы в гра ­ жданской авиации, ваша компания вы ­ ходит на мировой ры нок да еще смело Американский рынок региональных самолетов определяют компании «Бом­ бардье» и «Эмбраер». Попасть туда очень сложно. Для европейских потреби­ телей важно качество продукции. Нас привлекают возможности регионов Юго- Воаочной Азии и Индии. Китай сегодня самостоятельно разра­ батывает собственный региональный са­ молет и активно сотрудничает с западны­ ми производителями. Китайцы исполь­ зуют модель с задним расположением двигателей, а это делает самолет тяже- В прошлом году RRJ блеснул на IX Международной аэрокосмической выставке в Дубае. ков с ЧПУ. Весь процесс должен пойти на новейшем оборудовании, купленном ГССсовмеано с авиационным заводом в Комсомольске-на-Амуре. - В рамках программы RRJ вы сотруд­ ничаете с американскими, французски­ ми фирмами. Целое вавилонское стол­ потворение вокруг российского ре ги о ­ нального самолета. Как удается находить общ ий язык, направлять усилия в русло совместного проекта? - Мы работаем по технологии совме­ стного определения продукта. Когда предаавители различных компаний си­ дят вместе и разрабатывают системы, а потом соединяют их в общий виртуаль­ ный цифровой проект самолета. С карка­ сом, с крепежом, со всеми очень мелки­ ми элементами. Получается очень слож­ ная игрушка. Смысл этой новой для нас технологии в том, что предаавители раз­ ных стран вместе работают над одной проблемой, не занимаясь трудоемким обменом информацией, а на месте ре- заявляет свое детище «прорывным про ­ дуктом». Очень похоже на блеф... - Чтобы снизить риски, мы начали продавать самолет до первого вылета. Се­ годня мы имеем 30 твердых заказов от «Аэрофлота», 10 заказов от финансовой лизинговой компании. Да, ГСС будет тру­ дно на мировом рынке гражданской авиа­ ции, на нас смотрят, как на нового игрока. Высоко оценивают риски. «Фишкой» RRJ будет надежноаь и качеаво. ГССсегодня гарантирует своему продукту уровень на- дежноаи «Боинга» и «Эирбаса». Для ре­ гиональных самолетов это смелый шаг. Гарантированная надежноаь вылета в на­ чальный период эксплуатации самолета - 98, в «зрелый» период эксплуатации - вы­ ше 99. Мы специально уаановили высо­ кие требования к сиаемам в контрактах. Надежноаь вылета позволит авиакомпа­ ниям эксплуатировать самолет на поао- янной основе, получать прибыль. Плюс RRJ имеет неплохие характериаики по экономике и потреблению топлива. лым, создает трудноаи при разработке семейава. - Концерн «Сухой» сегодня решает за­ дачу государственной важности - разра­ ботку истребителя 5 -го поколения. В этом вопросе Россия отстает от США и Европы. Может, ваш проект оттягивает на себя ф инансовые и человеческие ресурсы холдинга? - По территории нашего предприятия проходит забор, который разделяет ин­ тересы ГСС и КБ. Наша компания абсо­ лютно прозрачна и не посягает на финан­ сы и людей, которые заняты военной те­ матикой. Да, мы заказываем им проекти­ рование чааи крыла, мы размещаем за­ казы на серийном заводе в Комсомоль­ ске. Но наработанный ГСС новый техно­ логический опыт бесценен и может быть с успехом перенесен и на разработку 5-го поколения истребителей. Беседовала Ирина ТИМОФЕЕВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz