Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)
2 14 МАРТА 2006 ГОДА \ш .ЦЕНА ВОПРОСА= ГЛАЗА БОЯТСЯ, А РУКИ ДЕЛАЮТ ПРИДЕТЛИВМЕСТЕСВЕСНОЙОТТЕПЕЛЬВСЕЛО?ОБЭТОМРАЗМЫШЛЯЕТИЗВЕСТНЫЙЭКОНОМИСТ Каждую весну человек варечает с добрыми надеж дами. Нынешнюю - особенно. Ибо она пришла наконец на смену поднадоевшим жесто ким морозам. А морозы на се ле во много раз крепче, чем в городе, поскольку там и эконо мически погода гораздо хо лоднее. Поэтому селяне с не терпением ждали оттепели, надеясь, что на этот раз она совпадет с потеплением эко номической ситуации. Ну, и чего дождались? Село живет сейчас примерно так, как во времена коллективи зации. Нет, здесь никого не рас кулачивают, так как раскулачи вать некого. В селе оаались за редким исключением (в зависи- мости от региона) бедняки после- пенсионного возрааа или моло дые люди, для которых мещан ский уют не имеет ценноаи. Об этом свидетельавуют социологи ческие данные. Если четыре года назад на селе распроаранение бедноаи было на 30 процентов больше, чем в городе, то сейчас - больше на 80 процентов. Доля бедного населения в сельской России доаигает 73 процентов, т.е. это, по сущеаву, тотальная бедноаь. Может ли человек, ос таваясь человеком, терпеть такое унижение? Конечно, нет. Поэтому люди бегут из села, хотя и бе- жать-то теперь некуда; Беломор канал вырыт. Целина освоена, БАМ поароен... Тем не менее за последние годы с карты араны исчезло 11тысяч сел. Итак же, как во время коллективизации, резко падает производаво. Под нож идет скот. Только за период с 1998 года (по сравнению с хилым 1990 годом) поголовье крупного рогатого скота уменьшилось на 20 процентов, свиней - на 22 процента, а за 15 лет более чем наполовину. Из оборота выбыло почти 33 млн. га земли, т.е. почти столько, сколько было освоено во время Целины. Многие только удивятся, что последавия такой сельской раз рухи не ощущают пока наши го рода. Здесь нет очередей в мага зинах, нет и карточек, талонов на обеды в аоловых. На прилавках изобилие. Но это благополучие кажущееся. Почти 40 процентов продовольавия поступает к нам из «загнившего» Запада, за что приходится ежегодно платить 13 млрд, долларов, аимулируя та мошних, а не своих фермеров. Такой альтруизм многим кажется безумием, но влааи с этим сми рились, хотя такой объем закупок подрывает продовольавенную безопасноаь араны. А она не менее важна, чем безопасноаь военная. И еще неизвеано, какая из них гарантирует большую аа- бильность ситуации в стране. Ведь опасноаь может возникнуть нетолько извне, но и внутри ара ны, если коренным об^разом не изменить аграрную политику. Но менять ее влааи не торопятся, о чем свидетельавует нааойчивое аремление быарее войти в ВТО. Если это произойдет, то наше сельское хозяйаво будет оконча тельно загублено. По подсчетам ученых, потери аграрного комп лекса России в первый же год мо гутдоаичь 4 млрд, долларов. Эти расчеты основываются на оценке экспертов Всемирного банка, ко торый оценил эти последавия для наиболее чувавительных от раслей нашей экономики; объе мы производава в сельском хо- зяйаве снизятся на 3 процента, экспорта сельхозпродукции - на 6 процентов, импорт возраает на 11 процентов. Тревожные оценки и по пищевой промышленноаи; по объему производава - минус 14 процентов, экспорт - минус 8, численноаь рабочей силы - ми нус 15 процентов. Таким образом, аграрный сектор ожидает резкое увеличение импорта, подавление собственного производства и роа безработицы. Что же надо делать, чтобы не произошло самое худшее? Об этом шел серьезный разговор на втором Всероссийском конгрессе экономиаов-аграрников, прохо дившем недавно в Москве. Его учааники возлагают большие на дежды на решение влааей отне сти развитие сельского хозяйава к числу приоритетных отраслей. Ведь за счет села велись все вели кие аройки социализма и ком мунизма, а сельскому хозяйаву доаавались крохи по так называ емому «оааточному принципу». Теперь сельское хозяйаво впра ве требовать от правительава не меньшего внимания, чем самые авторитетные отрасли экономи ки. Но реализовать приоритет ность - дело непростое. Речь должна идти не о механическом увеличении расходов на нужды села. Пресловутая «черная дыра» в сельской экономике, как из- веано, способна поглотить лю бые капиталовложения без за метных результатов. Поэтому но вая аграрная политика должна сделать аавку не на механиза цию, не на химизацию, не на ме лиорацию и всякие другие от дельные элементы производава, а на внедрение новейших техно- КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ: ЗОЛОТАЯ МАКУЛАТУРА НАГРЕТЬРУКИМОЖНОДАЖЕНАНЕНУЖНОЙРЕКЛАМЕ Вам в последнее время не кажется, что, сортируя почту, вы копаетесь в мусорном ведре? Ощущения вас не обманули; по расчетам Ассоциации реклам ных агентав Москвы, каждый горожанин ежедневно выбра сывает 7 уникальных экземпля ров разного рода печатной рек ламы; в среднем на одно пись мо, скажем, от тети из Вороне жа приходится до 1,2 тысячи ли- аовок. Объем тоТгЬко (иоскобского ■бумажного цунами огромен; природоохранная организация «Гринпис - Россия» утверждает, что ежегодно в аолице достав ляется на свалки более 200 тысяч тонн разнообразной рекламной макулатуры, т.н. спама. Как же все эти подметные ли- аки попадают в наши почтовые ящики и кто на этом наживается? Вообще в России пока нет ни од ного законодательного акта, ко торый запрещал бы кому бы то ни было положить в ваш ящик рекламную листовку. Одних только почтовых компаний, име ющих соответствующую лицен зию, сущеавует около сотни, а подавляющее большинство структур обходится без всяких разрешений. Этой ситуацией и решило воспользоваться ФГУП «Почта России», сделавшее, так сказать, ход конем; направило прави- тельаву РФ предложение о мо нополизации почтовой доаавки рекламных материалов. Мол, в некоторых аранах Евросоюза и в Америке давно уже так - и дохо ды идут на развитие и модерни зацию национальной почты; да вайте и мы займемся большим государавенным бизнесом, а то у нас в кармане только вошь на аркане... Аналитики агентава Росбиз несконсалтинг (РБК), изучая ры нок бумажного спама в Москве, обнаружили, что сформирова лась определенная тенденция; если раньше газеты и буклеты совали кому ни попадя, то сейчас профильные фирмы упирают на то, что могут доаавить рекламу не только в определенный рай он, но и представителям кон кретной целевой группы. Ска жем, исключительно владель цам иномарок или банковским заемщикам. Более того; чааные компании берутся за то, чтобы сеаь рядом с заказчиком и раз работать детальный план по району, улицам и даже домам интересующего окцуга. ^ Причем аоимосгь услуги не высока. Задоаавку одного пись" ма при общем заказе в 30 тысяч экземпляров компании берут 27 - 29 копеек, то еаь примерно 8 - 9 тысяч рублей за весь тираж (печать лиаа формата А4 будет стоить дополнительные 50 копе ек). Но ведь люди чаао выбра сывают листовки и газеты в по мойку даже не читая, а это дела ет бессмысленным весь процесс. Поэтому огромную популярность сейчас приобрели адресные рас сылки спама; его маскируют под заказные nijcbMa с государавен- ной символикой, под квитанции за коммунальные платежи, а так же личные письма. Что же касается адресной рассылки, то тут свои цены; если к вам пришло рекламное пись мо, начинающееся с вашего име- ни-отчеава-фамилии, да еще в конверте с прозрачным окош ком, да с печатью почтамта, то знайте; за каждое такое именное письмо заказчик заплатил 60 ко пеек плюс 9 рублей за конверт плюс 9,5 рубля за доаавку. Это уже высший пилотаж. Тот самый, которым сейчас занимается. ФГУП «Почта России» и еще по рядка 5 лицензированных фирм (а иначе откуда бы взялись кон кретным адреса, ФИО и печать?) и которым оно хочет окончатель но подмять под себя. Совершенно неожиданно вы яснилось, что к незваной рекла ме имеет претензии милиция; к исследованию РБК прилагается комментарий руководава ГУВД Москвы, в котором, в чааноаи. логий. То еаь на всем комплексе условий, обеспечивающих гаран тированный конечный результат. Выработать такой комплекс мо жет только наука, а выработав - помочь внедрить на практике. Предаоит, следовательно, кро потливая работа по возрождению прикладных исследований по зерну, по животноводству, по овощеводаву... Дом надо начи нать ароить не скрыши, а с проч ного фундамента, с заготовки до- ааточного стройматериала. За толкав даже племенной скот в дырявые фермы и не обеспечив сбалансированную кормовую ба зу, ожидать хороших результатов не приходится. Аграрная политика нухедается в изменениях не только в сферах непосредственного производа ва, но и в сиаеме реализации продукции. Положение в этой об- лааи ничуть не лучше, чем в про- изводавенной. Перекупщик аал не менее разрушительной фигу рой, чем комиссар-заготовитель в колхозную эпоху. Производите лю доааются копейки от аоимо- а и его продукции, а весь «навар» доаается чужому дяде. Положе ние в этой облааи можно было бы исправить, если возродить традиционную кооперацию на се ле, но и она, как и все оаальное, оказалась разрушенной. А без ко операции, т.е. без самодеятель- ноаи креаьян, ни о каком успехе приоритетного развития сельско го хозяйава речи быть не может. Проблем на селе множеаво, и все они усугубляются тем, что их решение до крайноаи запущено. Но глаза боятся, а руки делают. Геннадий ЛИСИЧКИН, доктор экономических наук. КОНКУРС: ЭКО-НОВОСТИ ВОДА НА КУХНЕ, КАК НА КУРОРТЕ Неожиданный, хотя и вы нужденный подарок многим тысячам жителей сделали ра ботники предприятия «Водо канал» в городе Лиски. Ведь это благодаря им полтора года сограждане пили лечебную минеральную воду... из кухон ных кранов. Очередную артезианскую скважину у озера Богатое для городского водопровода про бурили на 80 метров, когда из нее ударил фонтан. Воду тща тельно исследовали и в Воро неже, и в Москве. Она оказа лась лечебно-аоловой мине ралкой. А «вынужденным» по дарком для горожан эта цен ная водица оказалась потому, что скважину глушить было нельзя, а цех для розлива ми нералки сразу не поароишь, вот и лилось «лекараво» из обычных кранов. Анатолий СТАРУХИН. Воронежская облааь. МИКРОЧИПЫ из КОНАКОВА в Конаковском районе Тверской облааи открылся за вод «Микроприбор», на базе которого развернулось произ водаво по выпуску радиочас тотных приборов, в том числе микрочипов. Сфера их приме нения самая обширная, но большинаво жителей регио на, да и других областей Рос сии предметно познакомятся с действием микрочипов при получении новых паспортов. Светлана АВДЕЕВА. ТВЕРЬ. ■SOS!. ли у добр. ПЕРЛЫшкиН----- 1 сказано; «...Пассивное накопле ние бумажной рекламной про дукции в почтовых ящиках слу жит сигналом (наводкой) для квартирных воров, что жильцы не появляются дома более 2 дней, что приводит к ухудшению криминогенной обстановки и увеличению количества квартир ных краж в городе». Отдельно рассмотрен вопрос, кто конкретно сует в ящики спам. Оказалось, что это либо специ ально нанятые агентавами рас- проаранители, у которых непо нятно откуда берутся универ сальные ключи от домофонов, либо... государственные поч-. тальоны. С первыми все ясно, а вот вторые, получая официаль ную зарплату в 5 тысяч рублей, через одного заключают парал лельные «серые» контракты и пользуются своим служебным положением вовсю, так что ни какие домофоны и даже консь ержки не помогают. Оно конечно; реклама - дви гатель торговли, однако спам - это какой-то уж совсем чахлый двигатель. Эффективноаь бес платных газет, лиаовок и букле тов, которые суют в почтовые ящики, по расчетам аналитиков РБК, не превышает 3 процентов. При таком диком объеме отсева, да еще если учесть еаеавенное раздражение людей и кримино генный фактор, не совсем понят но, для чего «Почте России» мо нополия в таком сомнительном бизнесе, как рассылка печатной рекламы. Тем более что перед глазами пример Московской городской телефонной сети (МГТС), кото рая в начале 2005 года реши тельно отказалась от разработки и реализации телефонного спа ма в аолице. МГТС занималась им более года, но убедилась, что это сродни арижке собак; визгу много, а шераи мало - и завяза ла с этим мутным делом. Впро чем, еаь также опыт столичного метрополитена; звуковая рекла ма (а это тот же спам, потому что его никто не заказывал, а укло ниться невозможно) с нааойчи- воаью дятла стучится в уши пас сажиров. Уж и ругались все чер ными словами, и в суд обраща лись только за 2005 год более 50 раз, и прибыли ничтожные - а все равно каждые 5 минут жиз- нерадоаный голос по громкой связи призывает что-нибудь где- нибудь купить... Олег ЗУБОВ. ШИЛИ, ШЬЕМ И БУДЕМ ШИТЬ Адвокат Михаила Ходорковского Юрий Шмидт доааточно высоко оценил свою работу на ниве юриспруденции; «Труд по подготовке жалоб в суд надзорной инаанции... не менее значим, чем труд в швейном цеху». P.S. Тем болев если учесть, что нередко приходится перешивать материал, шитыи белыми нитками. МЕСТЬ «ЛЕОНИДАДЕМИНА» СНАСТУПЛЕНИЕМЛЕДОХОДАВФИНСКОМЗАЛИВЕМОЖЕТПРОИЗОЙТИ ТЕХНОГЕННАЯКАТАСТРОФА Один из самых эффектных эпизодов нашумевшего фильма «Титаник», который недавно по вторило телевидение, - подвод ные съемки, когда водолазы опускаются в глубины Атлантики и проникают BiVpb самого зна менитого корабля XXI века. Но мало кто знает, что для погруже ния режиссер зафрахтовал рос сийское научно-исследователь ское судно «Академик Маислав Келдыш», которое по праву счи тается уникальным. Такого обо рудования нет ни на одном ко рабле мира. Хотя еще недавно у «Келдыща» был брат-близнец «Леонид Демин». «Демин» по ароен на той же верфи и обла дал теми же техническими воз- можноаями. На его счету десят ки экспедиций, бесценный науч ный материал, добытый в Миро вом океане. Около 10 лет назад оба корабля с одинаковым успе хом работали на меае гибели АПЛ «Комсомолец». Но если «Келдыш» по-прежнему бороз дит океанские просторы, то судьба его «брата» сложилась трагически. Кому пришло в голову поса дить «Демина» на прикол - не извеано. Только последние не сколько лет он подпирал аенку в кронштадтском порту. А в 2003 году «Росвооружение» и вовсе решило продать судно Латвии. Причем продать на металлолом или, как говорят моряки, «на иголки»! Ученые, члены экипажа - все были в недоумении. Но дельце уже обаряпали. Латыши не за хотели резать «Леонида Деми на» в Кронштадте и на буксире потащили его в Финский залив. На пути лежал российский Гот ланд. У этого оарова - дурная слава. Оарые камни и сильные шторма погубили не один ко рабль. Пушкинские строки; «Ми мо оарова Буяна в цараво слав ного Салтана» - посвящены именно Готланду. Некоторые ко раблекрушения вошли в иао- рию. Так, в ноябре 1899 года броненосец береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин» сбился с курса и наскочил на подводные камни у южной око- нечноаи оарова, получив не сколько пробоин. И быть бы ему раздавленным весенним ледо ходом, если б не счааливый слу чай, - в финской Котке заработа ла первая в мире радиоаанция. Александр Попов лично связал «Апраксина» со спасательным судном. «Леонид Демин» также попал в шторм. Но если буксиру уда лось оторваться, то огромное, выброшенное на берег океани ческое судно прочно зааряло в прибрежном песке. Попытки снять его с мели закончились неудачей. И тогда латыши про- а о плюнули на «товар» - спасе ние корабля аоит на несколько порядков выше, чем груда ме талла. Но с каждым годом «Демин» аановился все опаснее. Корпус ржавеет, трюмы заполнены не сколькими десятками тонн ди зельного топлива, в агрегатах плещется машинное масло, тех ническая вода. Пару лет назад на судне вспыхнул пожар, который задымил весь оаров и погубил чааь леса. Сообразив, что быв шая гордоаь нашего флота уг рожает экологической безопас- ноаи Финского залива, россий ская аорона подала в суд, тре буя с латышей компенсацию за ущерб -13 миллиардов рублей. Латвия отмолчалась. А Россия повыступала и... забыла. Мало Бедный «Демин». нас бездарно загубленного а, свалок, ржавых, пере полненных горючим кораблей? Например, напротив Приморска уже много лет торчит траулер- рефрижератор «Восход», пере полненный соляркой, мусором, аммиаком. В Выборгском зали ве, рядом с берегом, лежит пас сажирский теплоход «Вацлав Ва- ровский». Сотрудники Ленин градской межрайонной приро доохранной прокуратуры готовы сколько угодно продолжать этот список... Нормы международного пра ва гласят, что поднимать зато нувший объект должен его соб- авенник. Но похоже, что госу- дарава дейавуют по негласно му соглашению - мы не трогаем вас, а вы - нас. Поэтому Балтий ское море переполнено погиб шими кораблями, некоторые из которых могут отравить террито риальные воды сразу несколь ких аран (а ведь на дне еще ле жат ящики с боевыми отравляю щими веществами времен 2-й мировой войны!). Вмеае с тем «Леонид Демин» накренился под устрашающим углом. Специалиаы считают, что уже в этом году ледоход завалит его на бок, и содержимое трю мов и баков хлынет в воду. Рита ЖУКОВА. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. =ИЗ ПЕРВЫХ РУК= RRJ ПРОСИТСЯ В НЕБО Оновом РЕГИОНАЛЬНОМСАМОЛЕТЕРАССКАЗЫВАЕТГЛАВАКОМПАНИИ- ОСНОВНОГОРАЗРАБОТЧИКАПРОЕКТА А КАК У НИХ?— — - Дейавительно, в некоторых аранах Евросоюза (например, в Бельгии и Швеции), а также в США и Канаде эксклюзивное право на рассылку бумажного спама имеет национальная поч товая служба. Однако любой гражданин этих государств имеет право и возможность официально обратиться к вла- аям и потребовать занесения своего почтового адреса или но мера телефона в специальный «нулевой» список - и тогда во обще любая прямая реклама перестанет его донимать. А коммерческая аруктура, кото рая рискнет ему сунуть в почто вый ящик свою листовку, запла тит штраф от 3 до 20 тысяч дол ларов. Одним из главных проектов созда ваемой Объединенной авиастрои тельной корпорации (ОАК) должен стать российский региональный са молет (RRJ), разработанный компа нией «Гражданские самолеты Сухо го» (ГСС). С ее генеральным директо ром Виктором Субботиным побесе довала корреспондент «ДВ». - Почему двигатели у нашего самоле та висят на 45 сантиметров от взлетно- посадочной полосы? - словно предвку шая мой вопрос, начал Виктор Владими рович. - У самолетов любой схемы суще авует проблема попадания в двигатель поаоронних предметов. Это беда всех гражданских лайнеров. Мы провели совмеано с ЦАГИ комп лекс исследований, выпуаили серьез ный отчет, разрабатываем новую модель с имитацией реверса тяги. Будем ее про дувать, смотреть, какие чааицы засасы вает двигатель, на каких режимах экс плуатации этого дефекта можно избе жать. - Вы собираетесь продвигать RRJ на мировой рынок, в то ж е время критики проекта указывают, что его двигатель со ответствует требованиям по шумам лишь четвертой главы ИКАО. А когда вы вве дете самолет в эксплуатацию, будет при нята следующая - пятая глава, с новыми требованиями по шумам, которым RRJ не будет соответавовать. Кому на мировом рынке понадобится такой самолет? - Двигатель самолета RRJ по принци пу 50 на 50 делают российская фирма «Сатурн» и французская «Снекма». Се годня он превосходит требования 4-й главы ИКАО, потому что в его проект за ложен запас в 10 децибелл. Из этих усло вий проектируется весь самолет. Так что даже если будет введена 5-я глава ИКАО с более высокими требованиями, наш RRJ будет ей соответавовать. Готов открыть коммерческую тайну; мы продали RRJ «Аэрофлоту» по цене ни же 20 миллионов долларов. Мы опреде лили предел, который обеспечивает оку- паемоаь проекта, и опубликовали ката ложные цены. Они на 10-15 процентов ниже, чем у бразильского авиапроизво дителя «Эмбрайер». Таким образом, на ша фирма обозначила начальный этап выхода на авиакомпании мира. Они те перь знают, с какой цены можно начать торговаться. Процесс ^д е т сложным, но торг умеаен. На цену будут влиять мно гие факторы. Например, запускающий ли это заказчик, еаь ли у него политические преференции и так далее. Сегодня в мире нет ни одной авиа компании, готовой покупать самолет прямым перечислением денег. Все поль зуются институтом финансирования про даж или лизингом. На Западе этот инст румент более развит, накатан и опроби- рован. У нас в России процесс только- только пошел, но все условия уже созда ны. ГСС подписала контракт с «ФЛК» - крупнейшей лизинговой компанией Рос сии - на 10 машин. - Ведется много разговоров о том, что RRJ будет собираться без стапеля, по принципу конаруктора НЕГО. Насколько эта технология реальна в условиях ро с сийского авиап130ма? - Наш самолет разрабатывался по цифровым технологиям, что позволяет проводить бесаапельную сборку. Снача ла мы попробовали собирать по-новому отдельные детали и узлы самолета. По том наши специалиаы вошли во вкус; «Хотим работать только по цифровым технологиям, возврата к прошлому нет и не будет!» Но это был только первый этап. Предстояло договориться с серий ным заводом, чтобы он принимал у нас цифровые модели и на основе этой ин формации создал базу данных для аан- шая возникающие проблемы и противо речия. Такая технология сэкономит много времени, поскольку нет бумажной воло киты, рассылки, трудных командировок и согласований. Некоторые элементы та кой организации труда уже реализованы на «Эйрбасе» и «Боинге», но у нас в Рос сии это сделано впервые. - ГСС является частью холдинга «Су хой», известного производителя военных самолетов. Не имея опыта работы в гра жданской авиации, ваша компания вы ходит на мировой ры нок да еще смело Американский рынок региональных самолетов определяют компании «Бом бардье» и «Эмбраер». Попасть туда очень сложно. Для европейских потреби телей важно качество продукции. Нас привлекают возможности регионов Юго- Воаочной Азии и Индии. Китай сегодня самостоятельно разра батывает собственный региональный са молет и активно сотрудничает с западны ми производителями. Китайцы исполь зуют модель с задним расположением двигателей, а это делает самолет тяже- В прошлом году RRJ блеснул на IX Международной аэрокосмической выставке в Дубае. ков с ЧПУ. Весь процесс должен пойти на новейшем оборудовании, купленном ГССсовмеано с авиационным заводом в Комсомольске-на-Амуре. - В рамках программы RRJ вы сотруд ничаете с американскими, французски ми фирмами. Целое вавилонское стол потворение вокруг российского ре ги о нального самолета. Как удается находить общ ий язык, направлять усилия в русло совместного проекта? - Мы работаем по технологии совме стного определения продукта. Когда предаавители различных компаний си дят вместе и разрабатывают системы, а потом соединяют их в общий виртуаль ный цифровой проект самолета. С карка сом, с крепежом, со всеми очень мелки ми элементами. Получается очень слож ная игрушка. Смысл этой новой для нас технологии в том, что предаавители раз ных стран вместе работают над одной проблемой, не занимаясь трудоемким обменом информацией, а на месте ре- заявляет свое детище «прорывным про дуктом». Очень похоже на блеф... - Чтобы снизить риски, мы начали продавать самолет до первого вылета. Се годня мы имеем 30 твердых заказов от «Аэрофлота», 10 заказов от финансовой лизинговой компании. Да, ГСС будет тру дно на мировом рынке гражданской авиа ции, на нас смотрят, как на нового игрока. Высоко оценивают риски. «Фишкой» RRJ будет надежноаь и качеаво. ГССсегодня гарантирует своему продукту уровень на- дежноаи «Боинга» и «Эирбаса». Для ре гиональных самолетов это смелый шаг. Гарантированная надежноаь вылета в на чальный период эксплуатации самолета - 98, в «зрелый» период эксплуатации - вы ше 99. Мы специально уаановили высо кие требования к сиаемам в контрактах. Надежноаь вылета позволит авиакомпа ниям эксплуатировать самолет на поао- янной основе, получать прибыль. Плюс RRJ имеет неплохие характериаики по экономике и потреблению топлива. лым, создает трудноаи при разработке семейава. - Концерн «Сухой» сегодня решает за дачу государственной важности - разра ботку истребителя 5 -го поколения. В этом вопросе Россия отстает от США и Европы. Может, ваш проект оттягивает на себя ф инансовые и человеческие ресурсы холдинга? - По территории нашего предприятия проходит забор, который разделяет ин тересы ГСС и КБ. Наша компания абсо лютно прозрачна и не посягает на финан сы и людей, которые заняты военной те матикой. Да, мы заказываем им проекти рование чааи крыла, мы размещаем за казы на серийном заводе в Комсомоль ске. Но наработанный ГСС новый техно логический опыт бесценен и может быть с успехом перенесен и на разработку 5-го поколения истребителей. Беседовала Ирина ТИМОФЕЕВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz