Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

IV___с О Ю 3 Беларусь— Россия, 2МАРТА 2006 ЧЕТВЕРГ № 8 (252) Аллея Сикорских Директор московской Ленинки родился и вырос в белорусской деревне наш адрес Александр Карлюкевич МИНСК — МОСКВА______________ СЕМЬЯ Сикорских — гордость Червенского района. Да, пожалуй, и всей Беларуси. Трое мальчишек Сикорских окончили Хуторскую семилетку, расположенную в де­ ревне Ведрица. А теперь ученики и учителя выступили с инициати­ вой присвоить нынешней школе имя Сикорских. Оснований более чем достаточно. Эта славная ди­ настия оставила свой заметный след в науке, культуре, образова­ нии и Беларуси, и России. Старший из братьев, Николай, долгое время директорствовал в московской Ленинке. Вжволод ра­ ботал ректором Белорусского го­ сударственного университета. Са­ мыймладшийиз братьев, Евгений, партизанил во время ВеликойОте­ чественной и погиб в одном из бо­ ев, похоронен вдеревне Ведрица. — Нескольколет назадмысоз­ дали в школе краеведческий му­ зей, — рассказывает учитель бе­ лорусского языка и литературы Прокофий Саков. — Экспозиция состоит из трех разделов. Один из них посвящен Сикорским. Еще в начале 1930-х в Ведрицу приеха­ ли молодые учителя Михаил Ива­ нович и Евгения Константиновна Сикорские. С первых дней работы проявили себя величайшими эн­ тузиастами. Школа, история кото­ рой начинаетсас 1863 года, рань­ ше ютилась в неприспособленных помещениях. Михаил Иванович, которого назначили директором, пользуясь авторитетом у родите­ лей своих учеников, организовал сбор денег. И сумма собралась настолько приличная, что район­ ные власти приняли решение строить новую школу безотлага­ тельно. Построили здание в счи­ танные месяцы. В 1936 году на­ родный комиссариат просвеще­ ния признал Хуторскую школу од­ ной из лучших в республике и при­ судил ей вторую премию, а пер­ вую получила минская школа. Ди­ ректора наградили бесплатной путевкой в санаторий. А в 1937 году Михаила Сикор­ ского арестовали... Еще до созда­ ния музея школьники получили письмо из Москвы — от сына сво­ его довоенного директора. Вот что рассказсШ Николай Михайло­ вич своим землякам: «Причиной ареста отца был клеветнический донос, в котором говорилось, что он ведет антисоветскую пропа­ ганду. Это была явная ложь. Отец всегда был патриотом и великим тружеником. Помню, например, как много он работал, когда стро­ илось новое здание для школы с просторными классами, библио­ текой, клубом, столовой. К сожа­ лению, оно сгорело в годы войны. Ученики школы ежедневно за не­ большую плату получали горячие обеды. Были организованы обеды и для учителей. При школе име­ лись хорошее подсобное хозяйст­ во, большой сад. Овощи и фрукты шли в столовую бесплатно. Отец считался образцовым работни­ ком. И именно таких людей под­ вергали репрессиям». Покаотецскитался по тюрьмам и лагерям, сыновья взрослели. И когда началась Великая Отечест­ венная, все они взяли в руки ору­ жие. Николай ушел на фронт доб­ ровольцем после окончания Мос­ ковского полиграфического инсти­ тута. Сначалапопгт в военноеучи­ лище в Краснодаре. Но вскоре кур­ санту присвоили сержантское зва­ ние и отправили на фронт коман­ диром орудия. Воевал подСталин­ градом, был тяжело ранен... После войны Николай Михайлович рабо­ тает преподавателем Московского полиграфического института, за­ ведующим кафедрой книговеде­ ния. Сикорский становится одним из ведущих специалистов по воп- pocciM редактирования. Защищает кандидатскую, а затем и доктор­ скую диссертации. Одна за другой выходят его книги, подготовлен­ ные им справочники. Он возглав­ ляетбиблиотеку имениЛенина. Вместе с директором музея смотрим музейную экспозицию. На стендах— оригинальные доку­ менты, рассказывающие об учебе директора Ленинки в Хуторской школе. Среди экспонатов и том «Теория и практика редактирова­ ния» Сикорского с дарственной надписью автора. Ещ&в 1962 году прислал ученый свою книгу в по­ дарок школьной библиотеке. Кстати, по этой книге училось не одно поколение журналистов. Червенские школьники собрали воспоминания учителей, одно­ кашников, составили родослов­ ное древо семьи Сикорских. Есть среди его «листочков» и наслед­ ники с московскими адресами. Журналистом работает сын Нико­ лая Михайловича — Игорь. Он прислал в Ведрицу свою книгу «Сто одна профессия пилота». Дочь Игоря Николаевича Анна — московский художник-дизайнер. ...Теперь, когда московские и минские Сикорские приезжают в Ведрицу, прежде чем заглянуть в школьный музей, они идут к ма­ ленькой аллее, где растут четыре дубка. Их хуторские школьники посадили в честь Михаила Ивано­ вича и трех его замечательных сыновей. Игорь Корнелюк: Я, как и Бах, мастеровитый человек персона Елена Каледина САНКТ-ПЕТЕРБУРГ НАПИСАВ более 200 популярных песен, сочинив музыку к нашумев­ шим сериалам «Бандитский Пе­ тербург», «Идиот», «Мастер и Маргарита», Игорь Корнелюк за­ думывается о создании музыкаль­ ного спектакля. У моей попутчицы в скором по­ езде Москва — Санкт-Петербург зазвонил мобильный телефон. Пропел мелодию из фильма про «бандитский» город, в который мы направлялись. Я вздрогнула от совпадения: ведь ехала на встречу именнос ее автором. — Поначалу ятоже вздрагивал, когда слышал «Город» в мобиль­ никах, — признался Игорь в ответ на моюисторию.— Айда молодец! Но очень скоро перестал, потому что даже самые свои легкомыс­ ленные песни никогда не писал для того, чтобы быть замеченным, — Игорь, незамечентынивкаких шоу-бизнвс-тусовках, безкоторых, наверное, внашевремятруднообой­ тисьартисту, чтобыонемпомнили. Этотвояпринципиальнаяпозиция? — Да. Если играть в шоу-биз­ нес, то надо играть всерьез. А мне не хочется. Потому что по профес­ сии я— композитор, и всерьез мне хочется не играть, а быть. Увы, шоу-бизнес семимильными шага­ ми идет по всей нашей жизни. — Счемзтосвязано? — С великим изобретением Генри Форда — конвейером. Но Форд придумал его для производ­ ства материальных ценностей — автомобилей. А мы внедрили кон­ вейер во все сферы жизни. Мы пе- рестгши думать, внутренне рабо­ тать, сопереживать. Когда я начи­ нал на зстраде, какие-то отдель­ ные произведения можно было на­ звать произведениями искусства. Сейчас же все усредненное, при­ равненное к расхожему словечку «формат». Музыка делается на noTpiB6y: то, что «хавается». —Акактабв-тоудаетсясытно«ха­ вать», например, иметьпрекрасную квартирусультрасовременнойстуди­ ей, презревправилашоу-бизнесмен- ства? — Ну вот смотри на исключе­ ние из правил, я просто занима­ юсь своим делом. Вот сейчас пос­ ле «Мастера» хочу очухаться и за­ писать совершенно новые песни. — Какие?Ещенепредставляешь? — Представляю. Но не скажу. Главное — мне очень хочется их записать. И я очень рад, что, не­ смотря на мою усталость, у меня ещеосталось это чувство— хочет­ ся. На самом деле в жизни самое главное — чтобы хотелось. Самое главное— не иметь что-то, небьпъ кем-то. А чтобы хотелось. — Ивсеже, безлукавства, кольвмо­ бильникахзвучишь, известнымсебя ощущаешь? — Я себя ощущаю мастерови­ тым. Каждое утро я прихожу в сту­ дию и начинаю работать. Я, не дай бог, не хочу себя сравнивать с Ба­ хом. Но он всегда для меня был примером мастеровитости. В Ле­ нинградской консерватории меня учил замечательный профессор— старенький, еще помнил, как Рим­ ский-Корсаков преподавал. Он хо­ дил в накрахмаленной белой руба­ шечке, курил сигареты «Арктика» с черным фильтром. Как сейчас помню его первую лекцию. Он за­ курил «Арктику» и произнес хрип­ лым голосом: «Бах был простым мастеровитым человеком. Каж­ дый день он знал три дела: выпить кружку пива, написатьфугу и зака­ зать наследника». Ив этотмомент, когда яотносился к Баху, как к кос­ мосу, я понял, что этобылдействи­ тельно мастеровитый человек. Он — хошь не хошь — каждый день должен был написатьфугу. И в этом, наверное, суть. Только так можночего-тодобиться. —Акакжемузы? — Чайковский по этому поводу очень хорошо говорил: вдохнове­ нье— та гостья, которая не любит посещать ленивых. Для того что­ бы испытать чувство восторга от творчества, мне приходится си­ деть по многу часов и искать ка­ кие-то три ноты. А потом понять: ох, пробило! Если не пробьет, твоя музыка никого нетронет. — Насамомделевсегдаобидноза композиторов, чьипеснираспевают все, нодалеконокаждыйскажет, ктожеихавтор. Ну, кпримеру, кто знает, что«Ой, цвететкалина»перу Дунаевскогопринадлежит. Этожена­ роднаяпесня!Атысебятакимвот «народным»композиторомощуща­ ешь?Знаетнарод, ктототже«Город» написал? — Думаю, знает. Поскольку в отличие от «Калины»— это недав­ но написано. Мне, клянусь, такая популярность «Города» приятна. Но так же клянусь, она не была са­ моцелью. Япросто старался напи­ сать песню, близкую режиссер­ скому замыслу. Когда я прочел сценарий, был потрясен количест­ вом крови. А Бортко хотел сделать из этого мелодраму. И такую странную задачу поручил мне. Я два месяца искал мелодию. И ни­ когда недумал, что она станет по­ пулярной. К первым восторгам от­ носился настороженно. Но потом повалили письма— со всегомира, от наших соотечественников. — Итуттыпочувствовалсебявсена- роднолюбимым. — Я почувствовал, что точно выполнил свою задачу. Вот заклю­ чительный этап звуковой записи фильма. За пультом — женщина, многоопытный звукорежиссер «Ленфильма», которой по идее должен быть присущ профессио­ нальный цинизм. Я сижу сзади. Вдруг Бортко подходит ко мне, толкает: «Иди, посмотри». Ясмот­ рю: звукорежиссер плачет. — Кинодлятебя— спасение?Уходот необходимостижитьпоправилам шоу-бизнвсавпрофессионализм? — Яблагодарен кино за то, что в период безвременья мне было куда уйти. Но мне очень хочется поработать в каких-нибудь собст­ венных музыкальных жанрах. Ко­ нечно, я имеюв видумузыкгтьный театр. — Ещебы! Ведьутебяужеестьтеат­ ральныйопыт— руководствотеат­ ром«Буфф».Дактомужесейчаспо­ явилосьновоемузтеатральноеполе — мюзикл. Кактыотносишьсякиз- еержениюмюзиклананашихсце­ нах? — Все мыслят в правильном направлении, только не с той сто­ роны. Потому что когда самолеты падают на сцену, это здорово. Де­ корации с бассейнами, которые стоят миллионы,— это прекрасно. Но далеко не главное. Главное — музыка, из которой и исходитспек­ такль. Вообще я ненавижу слово «мюзикл». Оно — не нашенское, чисто американское. Я мечтаю о своем музыкальном спектакле без определения жанра. Хотя ско­ рее это будетближе к опере. Пото­ му что опера для меня — это вер­ шина любого творчества. — Естьконкретныепредложения? — У меня черновой работы на четыре оперы — честно! Но я по жизни фаталист. И знаю, что если что-то суждено, то суждено. Вот как к Моцарту пришел «черный» человек и заказал реквием. Ижиз­ нелюбивый, лучезарный Моцарт написал потрясающее по накалу трагизма сочинение. Так и ко мне какой-то «человек» должен прий­ ти. Если непридет— да пусть у ме­ ня хоть 25 договоров со всеми теа­ трами будет— ничего не случится. — Нвпоявиласьлижеланияпосле сериального«Мастера»создатьсво­ его, чистомузыкального? — Есть идея, может быть дгоке балетного спектакля. Но, честно говоря, мне заниматься «Масте­ ром» сейчас неохото — я им про­ сто выжат. Это был марафон дли­ ною в год. Ябежал, как спринтер, но марафон. Если я не был в сту­ дии, то либо спал, либо ел, либо пел концерты, которые для меня былиформой отдыха. — Игорь, каквообщевыборБортко палнатебя?Ведьнавернякапретен­ дентовбылонемало.Аотодногоиз мастить»композиторовяивовсеус­ лышаланескрываемуюзлобувтвой адрес:мол, унего, мзтра, ужевсе бьшоготово, нотутнашелся«какой- то»Корнелюк. Сознайся, идяк«Мас­ теру», пришлосьпоработатьлоктя­ ми? — Склока началась еще с «Бандитского Петербурга». Когда Володя пригласил меня, все про­ дюсеры встсши надыбы: «Ты с ума сошел?! Корнелюк — так это же «Билет на балет»?!» Бортко при­ шлось стукнуть кулаком по столу. После выхода фильма мне звони­ ли и извинялись. То же повтори- вещь: молодым парнем, перево­ дчиком Андрею довелось пройти войну в Йемене, Ливане. Так что приходится сейчас суровую му­ зыку писать. — Акактыотносишьсяксериально­ мунашествиюнанашиэкраны?Ведь опятьже«ненашенское». Иеслимю­ зиклыгрянулиизАмерики, тосериал — этолатиноамериканский«варяг». — Я тоже не люблю это слово и не люблю этот жанр. Предпочи­ таю многосерийный фильм; Я люблю медленное, вдумчивое кино, где мне не застилает глаза мишура спецзффектов. Настоя­ щее кино — это когда очень большое сказано очень просто. «Попсовое» — когда мысли с гулькин хрен, но наворочено та- а-к! Вот поэтому я так хочу музы­ кальный театр: здесь музыка — главное, и все от тебя зависит. — Притакойбешенойзагрузкенепо­ явилосьлижеланиязаброситькон­ церты? Этотакая радость— видеть, когдаулюдей глаза светятся! Когдатебеподпевают, апосле концертаподходят иблагодарят затогоже «Мастера» лось и с «Идиотом», и снова были извинения. После двух этих работ Бортко признсшся, что работать будет только со мной. Но «Масте­ ра», честно говоря, я боялся — по­ тому что для меня это, наверное, лучший роман, созданный челове­ чеством. В работу бросился, как в омут. Жутковато было порой, осо­ бенно, когда писал Голгофу и бал сатаны. И я приходил в церковь, просил благословения. Технологически все решалось очень сложно. Ведь вфильме зву­ чит целый оркестр, а в студии си­ дел только я один. Каждую пар­ тию сам сыграл. Хор на Страст­ ную пятницу исполняли всего три человека. Они пели... в моей спальне. Всю эту сумасшедшую технологию я сам освоил, мне по­ могали только два специалиста. Вот сейчас строим загородный дом с новой, более совершенной студией. Кстати, разместится он в Разливе. А по иронии судьбы здесь, над нами — мемориальная квартира Ленина. Так что неволь­ но приходится следовать заветам Ильича: учиться, учиться и еще раз учиться. — Вопрос, бытьможет, дурацкий. За­ думывалсянадтом, удалосьлитебе в«Мастере»достичьбулгаковских высот? — Работая, я никогда не ду­ маю о результате. Просто рабо­ таю самозабвенно. И когда на­ ступил финал «Мастера», мне было страшно от того, что все за­ кончилось, поскольку я сроднил­ ся с этой работой. У меня был та- а-кой депрессняк! А сверху мне говорили: старик, ты не прав. И действительно, права расслаб­ ляться я не имел — поскольку уже подписал контракт на новый сериал по роману Андрея Кон­ стантинова «Журналист». Во многом это автобиографическая — Не дай бог! Это такая ра­ дость — видеть, когдау людей гла­ за светятся! Когда тебе подпева­ ют, а после концерта подходят и благодарят за того же «Мастера». А я благодарен судьбе зато, что на сцене у меня все, как в первый раз. — Давайтогдаксудьбаипарайдом. Каконавывалатебякмузыкальным музам? — Это было в Бресте, где я ро­ дился. С детства здорово пел. А однажды на свадьбе нашего со­ седа меня услышали его друзья — профессора Минской консер­ ватории — и посоветовали роди­ телям отдать меня в музыкаль­ ную школу. Меня отдали. Но учил­ ся я отвратительно, по сольфед­ жио у меня стоял «кол». Зато от­ рывался, играя в ансамбле на танцах. Ябыл юным пионером, но уже руководителем, хотя все ос­ тальные были старше меня на 10 лет. Приходил из школы, снимал пионерский галстук и шел руко­ водить. А потом влюбился. Я учился в шестом классе, Люба — в седьмом. Втюрился по полной схеме. А Люба меня бросила — потому что ее «просватали» за курсанта военного училища. Не поверишь, но у меня только не­ давно появилось ощущение, что военные — это великая профес­ сия. Трагедия была настолько чу­ довищна, что ядействительно за­ болел: неделю метался в бреду. А когда очнулся, попросил у мамы персик. Это-то в брестском захо­ лустье, в каком-толохматом 70-м, зимой! Но мама откуда-то персик достала. Он показался мне горь­ ким... И вдруг я бешено засочи- нял — появилась животная по­ требность излить в звуках то, что меня переполняло. Так чтоЛюбе я благодарен по гроб жизни, пото­ му что именно она сделала меня композитором. — Ну, наверное, иЛенинградская консерваториявнесласвоюлепту. Каквнойоказался? — Поступив в Брестское музы­ кальное училище, не переставал играть на танцах. Такой был ку­ раж! Представляешь, нам, музы- кантам-лабухам девчонки цветы приносили. Дома на меня вообще рукой махнули. И в одно прекрас­ ноеутро, когда явернулся станцев и посмотрел на маму, мне еестало так жалко! Иясказал: *<Мама, я по­ еду учиться в Ленинград». Она от­ ветила: «Езжай куда хочешь». — ПочемуименновПитер? — До меня дошли слухи, что там самая лучшая композитор­ ская школа. Но просебя думал: ка­ кая нафиг школа? Знаний— ноль, умений— тоже. Тем не менее сел и поехал. Бездокументов. Пришел в музыкальное училище и сказал: «Хочу у вас учиться». Мне повери­ ли на слово и разрешили сдавать экзамены. За три дня я насочинял такую бездну! Такой лабуды! Но меня приняли. Послесуровойшко­ лы училища консерватория для меня была ужедетсадом. — В«детсаду»появилсяужеитеатр, иозорная, ноотнюдьнодотекаяэст­ рада. — Эстрада была психологией нормального 20-летнего челове­ ка. И это нормально, что меня сей­ час тянет к симфонии, а тогда к песне. «Милый», «Дожди, дохщи», «Билет на балет» — все это было написано в консерватории. За что получал звездюлей та-а-ких! И за то, что работал в «Поющих гита­ рах», и за то, что приметили на ТВ, и за то, что Анне Вески в Сопоте спела мои песни, и за театр «Буфф»... — Вконсерваториитыещеина свадьбахуспевалподрабатывать... — Когда на первом курсе у ме­ ня появилась семья— жена Мари­ на и сынишка Антошка — 40 рэ стипендии стало маловато. И я на­ чал ездить в Беларусь играть свадьбы. Приезжали с барабан­ щиком, брали варенду инструмен­ ты — и вперед! Эти гастроли про­ должалисьДотех пор, покаоднаж­ ды комненеподошел клиент: «Па­ рень, а ты знаешь такую песню «Ми-илый, ятак тебя л-ю-у-била»? Ну с-ы-ыграй э!» А когда в тот же вечер меня спросили: «А ты зна­ ешь такую песню— про «Билет на бешет»? — я понял, что это уже кризис жанра. И это была послед­ няя свадьба. А первую свадьбу во­ обще с сестрой играл. Причем На­ ташка играла... на барабанах. Приехали в нужную деревню. А там— аж четыре свадьбы! Играли профессиональные коллективы из Минска, Гродно, Пружан. Атут мы с Наташкой! И я понимаю, что нам — все, кранты! Кончилось тем, что народ со всех четырех свадеб к нам привалил. И почему? Играли отвратительно. Но от нас перла такая энергия! Так во всех окрестных деревнях я стал нацио­ нальным героем. И когда уже по­ том приезжал туда с супераппара­ турой и супербарабанщиками, все говорили:«Супер! Но с Наташкой ты играл лучше». ■ И. Корнелюк, работая, никогда не думает о результате. Просто самозабвенно трудится. —-Сейчастычастогастролируешьна родине, вБеларуси. Твояпопуляр­ ностьтамнауровне«Пвсняров»? — В Отечестве же не бывает пророка. —Автвоейсемьевролисвоеобраз­ ного«пророка»выступаетМарина. Она— твойдиректор.Лепталижитьс директором? — Легко. Поскольку все вопро­ сы решает Марина. Яни чем не за­ биваю себе голову: утром встаю, а она мне говорит, во сколько у нас сегодня концерт, во сколько за­ пись. Но главное, Марина — мой первый директор, который не во- рует. — Вашемузнакомству, кажется, то­ жепоспособствовалатвоябелорус­ скаяродина. — Да. В училище я ездил в фольклорные экспедиции — в глубинке собирал старинные об­ рядовые песни. Мне настолько это понравилось, что я, обрабо­ тав подлинники, написал некую кантату для хора и оркестра — масштабную такую, с колокола­ ми — у-у-х! Марина пела в моем хоре. А однажды после концерта подошла ко мне и сказала, что ей надо со мной поговорить. О чем мы говорили? Не помню. Но вот уже почти четверть века вместе. Наша свадьба запомнилась тем, что ее сыграли сразу после пре­ мьеры моей первой заказной ра­ боты — спектакля «Трубач на площади» в Пушкинском театре. В главной роли дебютировгт Ко­ ля Фоменко. Я записал фоно­ грамму, под которую он рот от­ крывал. А через четыре дня мы с Маришкой поженились. —Сейчасстольрасплодилисьпввчв- скиодинастии.Достаточновспом­ нитьоднуизних, чьямать— Эдита СтаниславовнаПьоха,длякоторойты написалнемалопесен. ПочемуАнтон непоет, азанимаетсякомпьютерами идаженопомогаетпапевобустрой­ ствестудии? — Он н 6 хотел — я не насило­ вал. Потому что после моей прось­ бы пропеть до-ре-ми-фа-соль у меня все вопросы отпали. — Чтовпороди— большоекиноите- атр? — Не знаю! Мне мама когда- то объяснила, почему развалил­ ся Советский Союз. Потому что в нем строили великие планы на будущее. Ну не надо строить ни­ каких планов! Мама мне говори­ ла: «Игорь, никогда не думай о завтрашнем дне. Живи сегодня. Ставь планы на сегодня и вы­ полняй их — шаг за шагом. И то­ гда осилится самая неподъем­ ная работа». Я часто вспоминаю мамины слова, принимаясь за такие работы, как «Мастер и Маргарита». Поэтому у меня ни­ когда не было, нет и не будет ни­ каких планов. Я никогда не ду­ маю о будущем. Я просто живу в своем мире. И честно делаю свое дело. Читай-город Правительство России передало могилевчанам 8 тысяч книг Ирина Менделева МОСКВА — МОГИЛЕВ____________ СЛОВАРИ и энциклопедии, учеб­ ники и художественная литера­ тура — такие подарки из России библиотеки, учебные заведения Могилевщины получают четвер­ тый год подряд. В первый раз но- ^ вые издания жителям белорус- Щ ского города на Днепре вручали ^ сотрудники посольства России в Беларуси, затем установилась традиция передавать их через региональные отделения Рес­ публиканского общественного объединения «Русское общест­ во». На прошлой неделе большин­ ство из подаренных Могилеву 8 тысяч российских книг посту­ пило в Центральную городскую библиотеку имени Карла Мар­ кса. Часть томов отправилась в Институт усовершенствования учителей, школьные библиотеки, учреждения образования и куль­ туры Кировского района Моги­ левщины. — Приятно видеть, что инте­ рес белорусов к литературе,из­ данной в России, не ослабева­ ет, — сказал председатель М о г и ^ левского городского отделен к^^ «Русское общество» Юрий Волов» буев, вручая книги работникам библиотеки. — Очень важно, чтобы наши народы знали куль­ туру друг друга и не забывали единых корней. Эти дни в прежние годы календарь 2 марта 95 лет назад в Москве, в Ма­ лом зале Благородного собра­ ния, состоялось первое выступ­ ление крестьянского хора, соз­ данного Митрофаном Пятниц­ ким. Ныне это всемирно извест­ ный Государственный академи­ ческий русский народный хор имени М. Е. Пятницкого. 3 марта 290 лет назад Петр! учредил в войсках военно-полевую почту. 85 лет назад сформирована морская авиация Черноморского флота. В этот день 1067 года на реке Немиге произошла битва между войсками коалиции Киевской Ру; си (Ярославичи) и войсками по­ лоцкого князя Всеслава Брячи- славича, описанная в «Слове о полку Игореве». 4 марта День милиции в Беларуси. 280 лет назад в Петербурге при Академии наук открыта пер­ вая в России академическая гим­ назия — среднее общеобразова­ тельное учебное заведение, го­ товящее учащихся к поступле­ нию в Академический универси­ тет. 5 марта 295 лет назад (22 февраля ст. ст.) указом Петра I был учрежден Правительствующий сенат — высший государственный орган в России поделам законодатель­ ства и государственного управ­ ления. 11о лет назад родился Конд­ рат Крапива (К. Атрахович), на­ родный поэт Беларуси, государ­ ственный и общественный дея­ тель. 6 марта в этот день могло бы испол­ ниться 93 года А. Покрышкину. Прославленный ас советской ис­ требительной авиации времен Великой Отечественной войны, первый трижды Герой Советско­ го Союза, он совершил свыше 600 боевых вылетов и в 156 воз­ душных боях лично сбил 59 са­ молетов противника. 155 лет назад умер А. Алябь­ ев, русский композитор, автор опер, балетов, он одним из пер­ вых воплотил в музыку лирику А. Пушкина. 7 марта в 1917 году по приказу Вре­ менного правительства все им­ ператорские театры стали име­ новаться государственными. Все портреты отрекшегося государя были убраны. Все геральдиче­ ские знаки орлы и короны были сбиты. 8 марта Международный женский день. Любимый всеми артист теат­ ра, кино и эстрады, народный ар­ тист РСФСР, «Остап Бендер с душой Д’Артаньяна, играющий Фигаро», — как его называли по­ клонники, Андрей Миронов мог бы в этот день отпраздновать 65- летие. В 1917 году в этот день Вре­ менное правительство арестова­ ло Николая II. Сначала его содер­ жали в Царском Селе, а потом отправили в Сибирь. Рубрику ведет Владимир ПОТАПЕНКО. «СОЮЗ. Б е л а р у с ь -Р о с с и я » Периодическое издание Совета М и н и а р о в Сою зного государства Газета зар е ги ар иро ван а в М и н и с т е р а в е по делам печати, телерадиовещания и средств мас совы х коммуникаций Рос сийской Федерации 10 марта 2000 года. Регистрационный № 77-1880. Тираж по РФ : 281381 Тираж по РБ: 502 300 Тираж «СОЮ З а . Беларусь — Россия* в Р Ф и РБ: 783 681 Ш еф -р едак тор А .И . Батыгин (М о сква ) П ервый заме ститель ш еф -редак тора А .М . Таранда (М и н с к ) Адрес редакции «СОЮЗа. Беларусь— Россия»: Москеа, А-40, ГСП -3 125993, улица Правды, 24. Телефон: 257-5787 Факс: 257-5787 Е - mail: б т а к о у а в гд . ги А д ре с редакции газеты «Советская Белоруссия»: Ре спублика Беларусь, 220013 , М ин ск , улица Б. Хм ельницкого , 10а. Тел. и ф акс: 292 -1432 Издател ьство : ЗАО «Инф орм ационно -изда тел ьский концерн «Ро ссий ская газета» Адрес: М о сква , А -40 , Г С П - 3 125993 , ул. Правды , 24. Тел. 257 -53-62 . И зд а тел ь с тво «Советской Белоруссии» : Белор ус ский Д ом лечати, КИПУП «Сож». ОТПЕЧАТАНО в 0 0 0 «Объединенный и здательский д ом «Медиа -Пресса» . Адрес: 125865 , ГСП, М осква -137 , ул. Правды , 24. Ра спро страняется по всем подп исны м индексам: «Р о с сий ск ой газеты»: 5 0 2 0 2 ,3 2 1 8 4 ,4 0 9 4 2 ,4 0 9 1 3 ,4 0 9 2 4 , 4 09 4 5 ,3 8 2 8 6 ,4 1 5 9 1 . «Советская Белоруссия»: 6 3Ш 9 . По графику : 16.00 Номер подписан: 16.00. 4 0 Ю З Беларусь - Россия» печатается в Архангельске, Владиеоаоке, Волгограде. Воронеже, Екатеринбурге. Иркутске, Казани, Калининграде, Кемерове, Краснодаре, Красноярске, Минеральных Водах, Москве, Мурманске. Нижнем Ноегороде, Новосибирске, Омске, Оренбурге, Пензе, Перми, Ростоее-на-Дону, Санкт-Петербурге, Самаре, Саратове, Тюмени. Ульяновске, Уфе, Чебоксарах, Челябинске. «Советская Белоруссия» печатается в г. Минске, Гомеле.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz