Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)
13 января 2006 г., № 5 (22633) ЛИПЕЦКАЯ г а з е т а Ведущая рубрики — Галина КАЙДАШКО. Экслибрис «ЛГ» , Десять бесед о вере и неверии — Если бы весь мир стал Церковью, культура была бы не » ^ н а ? — спросил неверующий. — Она была бы совершенно другой, — ответил священник. — Я поставлю вопрос конкретно: Бетховен нужен? — Бетховен нужен, поскольку он отражает в своем творчестве Божественное начало вне Церкви. ... Он не нужен для тех, кто живет в полноте жизни церковной. Представляю, как может шокировать такое утверхсдение даже искренне верующего интеллигента. А уж атеиста и подавно: Бетховен — и не нужен? Что за мракобесие! • Между тем книга, откуда я взял приведенный отрывок, вышла в серии «Духовное наследие» издательства «Даръ» и, по-моему, вполне обоснованно заняла свое место в ряду сочинений Гоголя, Лескова, философа Ивана Ильина, также дарованных читателю «Даром». Книга называется «Диалоги». Ее написал семьдесят семь лет назад в сибирской ссылке протоиерей Валентин Свенцицкий. Написал и — спустя три года умер. Пожалуй, его труд принадлежит к са мым мужественным и бескомпромиссным проповедническим посланиям, адресо ванным мирскому со знанию, которое абсо лютно не готово вос- принять непрелож- ные для Церкви исти ны. Никакой игры в поддавки с собеседни- ком-атеистом. Ни ма лейшей уступки или упрощения, дабы об легчить себе победу в споре. Диалоги ведут ся автором во всеору жии его мистическо го и богословского опыта. Да к тому же с опорой на глубокие знания , освоенные бывшим выпускни ком сразу трех фа культетов Московского университета — филологического, юридического и историко-философского. Но еще существен нее, что будущий протоиерей сам когда-то преодолевал со мнения, увлекался надеждами на революционное преобразо- вгшие России, оттачивал аргументы в дискуссиях с самыми разными людьми. Он как бы изнутри постиг логику и психо логию тех, кто отчужден от Бога и Церкви. Не оттого ли в его книге все строго, сурово договаривается до конца и вме сте с тем ощущается сострадательное внимание к упорно со противляющемуся неверующему оппоненту? Один близкий мне человек много лет не без неловкости вспоминает разговор с весьма образованным священником. Тот, полушутливо ужасаясь, сознавался, что питает интерес к «еретику» Бердяеву, и цитировал дерзкие, бунтарские стро ки Марины Цветаевой. Но вдруг осекся на полуслове: к ним приблизилась юная прихожанка, кажется, студентка. «Тебе тут нечего слушать, — сказал он ей. — Читай лучше жития святых». Ему не хотелось смущать бесхитростную, не задаю щую лишних вопросов девушку. Он вообще был рад, когда в храме появлялись, как он выразился, простые парни с про стыми лицами. Им уж точно нет дела до Бердяева и Соловь ева. У них вера, не замутненная всякими интеллигентскими мудрствованиями. Составитель «Диалогов» как будто бы стоит на тех же позициях, что и «продвинутый» батюшка, оберегающий па ству от соблазнов и оставляющий право на размышление лишь себе самому. Истинно живущему церковной жизнью прихо жанину не требуются подозрительные философы, тревожа щие душу поэты или мятежный Людвиг ван Бетховен. Не посредственная, неотягченная интеллектуальным грузом вера предпочтительнее. Однако тут, по-моему, обнаруживается тонкая, но важная грань между двумя священнослужителя ми. Протоиерей скорее все-таки полагал, что полнота веры перестает нуждаться в светской культуре лишь после того, как человек к этой культуре приобщится, пройдет через ее школу или искус — назовите это как угодно. Пройдет и, возможно, добровольно откажется от нее, постигнув нечто неизмеримо более ценное и глубокое. А вот так ли уж ценна «незамутненность» сама по себе, если она произросла на скуд ной почве обыкновенного невежества, нерассуждающего ав томатизма? Неужто этот автоматизм у православного симпа тичнее, чем, допустим, у среднего американца, который, по свидетельству хорошо осведомленного журналиста, чувству ет себя христианином раз в неделю на воскресной службе? А все остальное время занят бизнесом и не задумывается ни о Боге, ни о вечности, ни о нравственности. Протоиерей Валентин напрямую эту тему не обсуждает. Впрочем, говоря о сосуществовании науки и религии, он вряд ли случайно ссылается на запись в дневнике выдающегося русского хирурга Пирогова: «Мой ум может уживаться с ис кренней верой...» Однако гораздо весомее сам факт появле ния «Диалогов». Работая над ними, отец Валентин, по-види- мому, не опасался, что они могут попасть в руки той же «незамутненной» первокурснице и она вдруг задумается о ве щах, раньше ей в голову не приходивших. Допустим, о свобо де воли, о том, почему всемогущий Господь не пресекает зла, об Искуплении или истинном и ложном прогрессе... Понимание себя, особенностей собственного религиозно го начала, мистической глубины, страстное, осмысленное отношение к религии, а не ритуальная, дежурная дань тра диции испокон веков были свойственны русской душе. А «святая простота» — идеал все-таки, мягко говоря, спор ный. Уж больно легко и послушно эта «простота» подтаски вает хворост к костру, на котором сжигают людей. Десять бесед отца Валентина, неуклончивого, проповеду ющего опять же страстно, вдохновенно, — чтение, полезное и для верующих, и для неверующих. Они хорошее лекарство от былого поверхностного, легковесного официального ате изма. Чтобы противостоять идеям и доводам их автора, мало владеть стандартным набором «опровержений» записного лектора-антирелигиозника. Такие книги стоит читать и перечитывать уже потому, что реальность, в которую мы погружены, злонамеренно рассредоточивает личность, уничтожает ее ядро, разменива ет ее на медяки пустых развлечений, суетных забот о мел ком, недостойном, сиюминутном. «Диалоги» заставляют хоть на какое-то время вспомнить о смысле и цели бытия, о душе и духе. Насколько я заметил, таких понятий не чура ются и самые упорные атеисты. Пусть им и кажется, что слова эти — всего-навсего метафоры... И. НЕВЕРОВ. гТа давняя ночь.. Любушкины Святки ^Сам себе доктор Мысли мучили ее до рассвета. Их неслышный крик все более ранил сердце, которое когда-то выбрало в суженые-ряженые именно этого человека. Она искала выход, хотя бы пока повод для тихой улыбки, а потом и для смеха, радости. После Рождества — Святки до самого Крещения, унывать нельзя, хотя и немец вокруг. Со слезами время проводить или показываться людям на глаза такой — грех. Заприметят, пойдут расспросы... П роснувшись, Серге- ич, так она уважи тельно звала мужа, увидел празднич ную рубашку, тонкую, с кру жевами, и в низком вырезе грудь жены... Волосы еще не были зачесаны назад. И он залюбовался. — Красивая ты. Любуш ка, как заря передо мной встала... — Да будет уж, это свет от печки играет, — засму щавшись, тихо сказала она, —да и вставать пора. Запом ни такой, вот и вся просьба. Одевалась она медленно, с выбором, словно понимая, что кофточка, юбка с поясом сохраняют ее от чужих глаз, ненужных ей. Хотела было сказать : «Люблю, как жить буду без тебя...» Но однако, прикрыв рот ладошкой, притворно зевнула и потянулась всем те лом. Сдержалась, слава Богу... — Сергеич, вставай. Иди завтракай. Щи всю ночь в печке томились. С барани ной. Блинчики подогрею. Да и молочко топленое еще теп лое, — переведя разговор в другое русло, выставляла она на стол одно за другим: чу гунок, сковородку, махотку, целый большой хлеб, испе ченный накануне. — Подойди! — попросил муж. — Рано ведь еще. —Позже поздно будет, — ответила Люба. — Тебе, род ной, идти нужно. Йехотя он слез с печи. Все такой же видный, крупный. Хотя исхудал, глаза стали другими, без искорки, пе чальными, что ли. В лесу, в землянке, и командиру не мед. Молча сел за стол. Молча выпил. И пока хлебал щи, все в полусне и все с той же жад ностью, что и вчера. Любуш ка собрала ему хлеб в котом- . К У , достала чистое белье, а другое надежно спрятала — немепг он и в Святки прове дать может. — Ну, кажется, все. Иди, пока Сенька не встал. Детс кий ум редко хитрить умеет. Вдруг похвастается, что пап ка в гостях был, — тогда все!.. П о спине у Сергеича просквозил холо док. Нутром чуял, что не вернется сюда, потому и рисковал так, шел домой после Рождества, словно волк через флажки. Он достал из-под полы пла ща свистульки и дудочки — в подарок сыну. Жене еще с вечера положил скалку, ве селки, две деревянные лож-. ки под занавеску у печи. Все сделал сам. Что мог, называ ется. Он встал, оглядел дом. — В дорогу, — сказала она. — Тебе же идти нужно. — Выйдешь, пока люди пе чей не затопили. И поземка кстати. Глядя в спину мужа, по думала: «Сейчас мало кто топит — скотины почти нет и заботы нет. Только немец может зайти всякий час». — Да что ж ты медлишь, вон уже Сенька по кровати ерзает, выходи. — И ткнула мужа его же пистолетом в спину. — Да ты куда родного мужа? Не к немцам? —Не балуй у меня, паль ну. Любиться недосуг боле. Пригнись, верста коломенс кая. К лесу тебя доведу... Так они и шли. Он ругал ее, и ругань его была боль ная —упречная. Перечислял все, что сделал для нее хоро шего и как любил горячо. —Дошли! — смахнув пот и слезы одновременно, тихо сказала Любаня. — А далее нам нельзя. Тебе в отряд. Три села под немцем. Пока не озверели совсем. Зимуют. А дале что? Сбирайтесь с сила ми и громите. Сигнал будет такой: свой дом подпалю и бабки Поли, на другом краю. Часов в пять, за день перед Крещением. Чтоб наготове были. На бумажке написала, в каких домах немцы квар тируют. Мы им к празднику и самогона, и сала, и яиц приготовим, и овечек даже приведем, чтоб помнили Святки... А уж попразднуем после, поверь... И вее было так, как задумала Любаня. Отряд вышел по сигналу. Горел ее дом и ее крестной матери — бабки Поли. Сеньку она схо ронила в погребе с куском хлеба, от которого отрезал отец. А хозяйка другого дома, навалив на себя дров, спряталась в старой баньке у кумы. И пришло завтра. Раннее после ночной метели утро сражения. Стоял мороз, и светило солнце. Все, кто уце лел, бежали к спаленным домам. И Сергеич тоже. Ру кав намок от крови, но ни чего, терпимо. Он спраши вал: «Любушку мою не виде и?» И не получал ответа. Тогда начал звать ее... Она лежала на снегу. Ру сые волосы разметались по этому белому, свежему сне гу- — Любонька, праздник. КОЛЛАЖ НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА вставай. Все сделал, как ты хотела... — И я , — только и смог- Ж 1 ести она. JOTOM соседи расска- али, как потчевала на немцев, как рас- казывала им, что у них, русских, означают Свят ки. Когда те решили поте шиться над молодухой, вы рвалась и выстрелила в себя. А потом они в нее, й не раз. Эта история случилась недалеко от брянских лесов много лет назад. Но пример но в это же, рождественское, время. Иван Сергеевич Кораб- лин, тот самый Сергеич, уже много лет живет в Липецке, вместе с семьей сына, куда тот попал по распределению после окончания института. Других деток Любушка пос ле войны родить ему не смог ла. Но до последних дней ее жизни в доме (построили после войны) торжественно отмечали Рождество, старый Новый год. Святки, Креще ние. В гости к Кораблиным шли один за другим жители сел и несли кто что, чтобы, вспомнив о печали, отметить радостные дни. На голубой рождественской скатерти не стояло ни икры, ни семги, ни золотого напитка, а про сто свойская колбаса, сало, хлеб, селедка с луком, киль ки и кулебяки с капустой, грибами и яйцами, Коцечно, и пузатые графины рябинов ки, водки местного произ водства. А еще любимый чугунок с томлеными щами и сковорода с блинчиками, которые только один Бог ведает, как сумела напечь молодая женщина тогда за ночь. Чугунок Сергеич хранит и сейчас, и совсем не модную сковородку — тоже. А уж Любушка жила и живет в его сердце до сих пор. Ее Свят ки и ее святое имя невозмож но забыть. Она и сегодня для него заря. Да разве только для Сергеича. Три села спас ла... Галина КОЖУХАРЬ. Калина и рябина... не только от холестерина Сейчас зима, и время ягод, казалось бы, прошло. Но нет, висят в садах еще кисти калины и рябины. А знаете ли вы, уважаемые читатели, о пользе этих горьких ягод? Я тоже до недавнего времени не знал. Теперь, когда прочитал об этих красивых ягодах, я хочу поделиться с вами. При регулярном, продолжительном приеме калины по нижается содержание холестерина в крови, улучшается по чечное кровообращение. А чтобы нормализовать обмен ве ществ и получить суточную норму витамина С, достаточно съедать всего лишь 1 ст. ложку ягод в день. При бронхитах и воспалении легких. 3 ст. ложки ягод калины, 3 ст. ложки меда перемешайте и залейте литром воды. Кипятите 10 минут, процедите. Принимайте по пол стакана в виде теплого чая три раза в день. Наливка придаст сил. Хорошее общеукрепляющее и очи стительное средство. 150 г сахара растворите в 1,5 стакана теплой воды, добавьте 1 стакан сока из плодов калины и 1 л водки. Настаивайте двое суток в темном месте. Принимайте по 2 ст. ложки до еды 2-3 раза в день. Чай от гриппа. Возьмите в равных пропорциях плоды калины обыкновенной, рябины, шиповника и боярышника, положите в термос и на каждую ложку смеси добавьте ста кан кипятка. Закройте термос пробкой и настаивайте в тече ние 4 часов. Пейте чай по 1/2 стакана 3 раза в день. Витами ны, содержащиеся в чае, помогут избежать многих заболева ний, особенно простуды и гриппа. Лечебный морс. Хотите избежать простуды? Хотя бы раз в день выпивайте по 1 стакану морса из ягод калины. Для морса возьмите половину стакана свежеотжатого сока кали ны, смешайте с 1 л горячей воды, добавьте сахар по вкусу и настаивайте 5-6 часов. В день можно выпивать до 3-4 стака нов морса. Снадобье от гипертонии. 1 кг ягод калины промойте, по ложите в дуршлаг и опустите на 5 минут в кипящую воду, после чего тщательно протрите через сито. Полученное пюре смешайте с равным количеством меда или сахарного сиропа. Перед употреблением пюре разведите водой в соотношении 1:2. Принимайте по 1/2-1 стакану 3-4 раза в день. Кстати, это же снадобье полезно при лечении онкологических забо леваний, при болезнях печени и желчного пузыря, а также при лечении бронхиальной астмы и заболеваниях верхних дыхательных путей. Ягодная панацея. Настой ягод калины рекомендуют при гастритах (с пониженной кислотностью желудка), при поли- нозе желудка и кишечника, чтобы предотвратить злокаче ственное перерождение. Кроме того, он оказывает успокаи вающее действие на нервную систему при истерии, эпилеп сии, неврозах и нейроциркулярной дистонии. Для приготов ления настоя 1 ст. ложку ягод залейте стаканом кипятка и настаивайте полтора часа в теплом месте. Принимайте по 2 ст. ложки 4-5 раз в день до еды. Кора остановит кровь. Отвар коры калины применяют для остановки различных внутренних кровотечений, при геморрое и воспалениях желудочно-кишечного тракта. Для приготовления 10 г сухой измельченной коры залейте 1 ста каном холодной воды и кипятите на медленном огне 15 ми нут, затем настаивайте 2 часа, плотно укутав. Процедите и принимайте по 1 ст. ложке 3 раза в день до еды. Советы собрал Алексей МАЛИКОВ. ШТЕ Одепутате Кремневеикремлевскойелке Прошли новогодние праздники, но у многих детей до сих пор остались в памяти эти незабываемые дни. В последние годы в области многое делается, чтобы зимние каникулы проходили как можно интереснее. 45 детишек побывали на родине Деда Мороза в Великом Устюге — эту поездку им организовал депутат Госдумы Николай Борцов. По инициативе главы областной администрации Олега Королева почти столько же юных жителей из разных районов посетили Кремлевскую елку. Кроме того, депутат облсовета, директор Лебедянского гормолзавода Александр Николаевич Кремнев с большой группой школьников и взрослых тоже отправился на главную елку страны. Такие поездки для зем ляков он организует на про тяжении более десятка лет, причем непременно является экскурсоводом по главным достопримечательностям сто лицы. Вот и в этот раз дети по смотрели нарядную Москву — Кремлевские святыни, храм Христа Спасителя, зда ние Госдумы... А по дороге домой еще и участвовали в замечательной экскурсии в селе Становое, где в после дние годы очень многое де лается для культурного и патриотического воспитания молодежи , а новогодние праздники — самые увлека тельные. — Я твердо убежден, что подобные поездки не просто делают жизнь наших детей ярче и веселее. Они развива ют активное отношение к происходящему вокруг, вос питывают патриотизм, — считает Кремнев. — У нас «по блату» никого не берут. Поездка лебедянских школь ников на главную елку стра ны — это награда за учебу, спортивные достижения, а для некоторых еще — и мо ральная поддержка. Вот по чему предварительно в шко лах идет очень тщательный отбор. Кстати, большое коли чество сопровождающих взрослых — тоже не случай но. В их числе уважаемые в районе люди, а значит, дети в ходе общения могут полу чить еще и большой нрав ственный заряд. Как, впро чем, и мы все, взрослые... Сам Александр Николае вич Кремнев очень любит эти поездки. Финансовые воз можности у небольшого го родского предприятия доста точно ограничены, тем не менее тщательно продумыва ется все, начиная от класса заказываемого автобуса, «су хого пайка» в дорогу и закан чивая подарками, которые директор и депутат вручает «своим» детям после оконча ния кремлевского представ ления. Сам он родом из небога той семьи. Участие в подоб ных мероприятиях тогда, в детстве, было недостижимой мечтой. Помнит, как подро стком впервые заработал деньги на уборке урожая и на них купил себе «Яву». Тогда это была самая боль шая радость. С детства очень любил спорт, хорошо учил ся, играл на баяне, был и остается душой любой ком пании — при этом, заметим, за всю свою жизнь не выку рил ни одной сигареты, не выпил рюмки водки. Актив ную спортивную и' обще ственную жизнь ведет до сих пор. Частый гость в лебедян ских школах, организатор многих спортивных поездок, а порой — непосредственный участник соревнований. Вот и в этот раз, едва успев вер нуться из Москвы, взял клюшку и на лед: как про пустить матч между ветера нами Липецка и Лебедяни! Жизненная активность выру чает во всех делах — будь то внедрение новой технологи ческой линии на заводе или работа по депутатским запро сам, воспитание собственных детей или работа с молоко- сдатчиками... Накануне мос ковской поездки он уже по сложившейся традиции с подарками объезжал лебе дянские села, навещал лю дей, поставляющих предпри ятию сырье. А чуть раньше — организовал завоз кормов на подворья ветеранов... — Многое в нашей жиз ни можно изменить к лучше му, если избавиться от глав ного —равнодушия и пассив ности, — говорит депутат. — Возьмите то же Становое. Я не случайно повез ребят туда. Несколько лет назад, когда не хватало денег даже на зарп латы, глава здешней админи страции Владимир Алексее вич Герасимов вдруг загово рил... о культуре. Тогда его речь показалась странной: какая уж там культура в ма- ломопцюм районе? А посмот рите, как тут все изменилось! Сейчас сюда ездят за опытом. Потому что подобного пока нигде нет. Пиво запретили пить на улицах — но одно временно построили два бара, чтобы молодежь привыкала к цивилизованному общению. Бассейн возвели, и любой может сюда ходить за услов ную плату. Студентов из Во ронежа возят на выходные домой — чтобы не забывали о своей малой родине. Цер ковь два года назад новую возвели. А посмотрите ново годний наряд: на пять тысяч жителей села около 900 на ряженных елок! Это уже не просто культура, а подлин ная забота о нравственности подрастающего поколения... Вернувшиеся из поездки школьники живут сейчас воспоминаниями о праздни ке, подаренном депутатом Кремневым. И взахлеб рас сказывают об огромном кос мическом корабле на сцене Кремлевского дворца, об ар тистах, которых видели не по телевизору, а «вживую», обо всем интересном, что видели и слышали, уже хорошо осо знавая, как это важно — стремиться помогать ближ ним... Ольга ЧЕРНОВА. г. Лебедянь. ^Ваша записная книжка Умеете ли вы варить овощи? • Овощи зеленой окраски (спаржу, стручки фасоли и горо ха, шпинат) варят недолго, на пару или в кипящей воде — так аскор биновая кислота меньще подвер гается разрушению. • Овощи желтой и оранжевой окраски — морковь, сладкий крас ный перец — отличаются высоким содержанием каротина. Если их переварить, то каротин перейдет в воду, придав ей яркую желтую окраску, а овощи побледнеют. По этому овощи быстро варят на пару или в кипящей воде в плотно за крытой посуде. Так же варят свек лу, добавляя в воду небольшую дозу уксуса, лимонного сока или кислых яблок, чтобы сохранить ее естественную окраску. • Белые овощи — картофель, цветную капусту, лук, кольраби — варят быстро, опуская в кипящую воду, при этом посуду оставляют открытой. Воду сливают раньще, чем сварятся овощи (примерно после 15 минут кипения). При сла бом нагреве доводят картофель до готовности паром, образующимся в плотно закрытой кастрюле. • Сколько нужно воды для вар ки овощей? В открытой посуде на 1 кг овощей — 3-4 л воды, в за крытой — овощи покрывают водой не более чем на 1— 1,5 см. Чем меньще воды, тем меньше теря ется питательных веществ. • Варку овощей на маленьком огне в небольшом количестве воды или в собственном соку в закры той посуде называют припускани- ем. Припускание в соусе с добав лением специй и приправ — туше ние. При тушении и припускании по сравнению с обычной варкой поте(зи питательных веществ зна чительно уменьшаются, вкус ово щей улучшается, но увеличивают ся потюи витамина С. • Овощи нужно варить в под соленной воде (10 г соли на 1 л воды) — это сохраняет полезные для человеческого организма соли калия. Исключение составляют свекла и стручки гороха, они при варке в соленой воде приобрета ют неприятный вкус. • При длительном хранении отваренного картофеля и других овощей вкус их ухудшается, а ви тамин С сильно разрушается. Ста райтесь использовать их не по зднее чем через полтора-два часа после варки.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz