Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ газета 2 марта 2006 г., № 39 (22667) ^Макроэкономика: свой взгляд Владимир ПЕТРОВ, редактор отдела экономики «Липецкой газеты» Умные, но бедные? Или богатые, но глупые? «А правильно ли мы живем?» — это чеховский вопрос столетней давности. Сегодня перед русским человеком он стоит в иной интерпретации: а так ли нас заставляют жить? Вот ^верждается на все голоса — мол, наконец- то нам дали «свободу», величайшую ценность! Не станем вступать в дискуссию по этому поводу, укажем лишь на главный, фундаментальный, фактор подлинной свободы в общегражданском понимании: на ее экономическую составляющую. Деньги есть — человек свободен. Много денег — весь мир у его ног... А что имеем мы? К начешу XXI века в России было 38 миллионов пенсионеров, 17 миллионов детей в семьях с до ходом ниже прожиточного минимума, 6 миллионов безра ботных, около 10 миллионов инвалидов, 15 миллионов с до ходом ниже прожиточного минимума. Треть населения! 30 миллионов бедняков... А работников, которые должны содержать это количе ство социально зависимых граждан, сколько? Да ведь они еще должны где-то работать, производить продукцию. И же лательно с высокой добавленной стоимостью и интеллекту альной составляющей. Число таких работников сокращается, интеллектуальный потенциал, главное богатство любой постиндустриальной стра ны, катастрофически снижается. А Россия все глубже втя гивается в мировое разделение труда, где ей отведена по боль шей части сырьевая ниша. По классификации российского ученого Вячеслава Ино земцева, в современном мире существуют три типа экономи ки: сырьевая (это и Россия), промышленная (Япония, Юж ная Корея) и информационная (Запад). В последней «наи большее значение имеют интеллектуальные возможности людей, изобретения, технологии, инновации». Качественное отличие ее в том, что «когда создается информационный продукт и происходит его продажа, тот, кто произвел про дукт, не теряет его, получая деньги». То есть отдается нечто, пишет ученый, что не теряется... Понятно теперь, почему наши либералы так торопливо рушили отечественную промышленность, громили ВПК, где сосредоточен огромный интеллектуальный капитал. Как по нятно и то, почему столь активно «реформируют» сегодня систему образования: сырьевому типу экономики эта обуза не нужна... Итак, декларируемая свобода, данная нам «свыше» либе рал-реформаторами, есть миф. Не свободна страна, ибо си дит на нефтегазовой трубе, не свободно большинство нищего населения, ибо не может применить на деле свои таланты. Но даже те, кто, по их меркам, преуспевают, лишь обольща ются мнимой свободой: все может рухнуть в одночасье. И вот тут-то следует прислушаться к тем западным дея телям, кто трезво оценивает ситуацию в нашей стрйне. Вот мнение Алана Гринспэна, бывшего председателя Совета уп равляющих Федеральным резервным банком США: «Многое из того, что мы принимали как данность в нашей системе свободного рынка и приписывали человеческой природе, оказалось вовсе не природой, а культурой. Демонтирование функций централизованного планирования в экономике не устанавливает автоматически свободно-рыночную предпри нимательскую систему. Рыночную экономику подпирает ог ромная масса капиталистической культуры и инфраструк туры, которая эволюциоиизировала в течение целых поко лений...» Похоже, нашим «либеральным Моисеям» еще долго во дить русский народ за нос, чтобы он «эволюционизировал» так, как им выгодно. А поскольку тип экономики, как уже сказано, нам предписан сырьевой, то и численности боль шой не потребуется. Хватит и 50 миллионов работников. Чтобы этого не произошло, нужны огромные инвестиции в человека: в науку, в бесплатное образование и здравоохране ние, в льготное жилищное обеспечение молодых... Поэтому неслучайны активно реализуемые ныне в стране национальные проекты. Да и Россия не окончательно еще разграблена. Пока сельхозугодий у нас — 13 процентов об щей площади на планете, леса — 775 млн. га, питьевой воды в достатке — 31 тыс. куб. метров на душу, 32 процента ми ровых запасов нефти и так далее. Надо только умело распо рядиться всем этим богатством на общее благо. Не может быть, чтобы наши несчастья, как писал в своей книге «Пи- ратизация России» американский экономист Маршалл Гольдман, в том, что мы очень богаты... продолжение темы Середнячоквпросят небеспокоиться Национальные проекты стали наконец привлекательными и для российских банков Финансовые структуры охотно подключаются к кредитованию предприятий и граждан, занятых в реализации президентских программ. Уже год в жилищной ипотеке, напримеЬ, участвует Липецкий филиал Внешторгбанка. Как отметил на встрече с журналистами управляющий филиалом Валерий Бородин, за это ^ е м я 45 липецких семей благодаря целевым банковским кредитам приобрели квартиры. По его информации, Внешторгбанк выдает кредиты от 10 до 500 тысяч долларов (или их рублевый эквивалент) на срок до 25 лет под 13-17 процентов годовых в российской валюте и 10,5-13,5 — в американской. Валерий Бородин при этом уточнил, что банк может выдать деньги в объеме до 75 про центов стоимости жилья, а клиенту остается внести лишь 25. И, наконец, кредитор допускает досрочное погашение долга, причем без каких-то штрафных санкций. У журналистов тут же возник вопрос: насколько доступ ны данные банковские кредиты? По словам управляющего, клиент должен иметь солид ный месячный доход, не менее 30 тысяч рублей на каждого члена семьи. Только тогда банк рассмотрит его заявку. С менее состоятельными гражданами здесь связываться не рис куют, дабы потом не выбивать долги черед суд. Но ведь богатому человеку при покупке жилья, как пра вило, кредит не нужен. Тем более, если берешь, скажем, пятьсот тысяч, а отдаешь шестьсот. Так что гражданам даже со средними доходами во Внешторгбанке ипотечный кредит не получить, не говоря уже о менее состоятельных. Понят но, что банк — не благотворительная организация, его глав ной задачей является извлечение прибыли. Не" теряет ли он при этом больше, существенно ограничи вая круг своих клиентов, ответа на этот вопрос журналисты так и не получили. Николай РОЩУПКИН. ^Проекты XXI века «Строймаш»; второе рождение Куда бы ни дул ветер, паруса должны быть полными, считают в коллективе одного из старейших предприятий региона Что нужно для того, чтобы отрасли промышленности России успешно развивались и конкурировали на мировых рынках? Да все то, что делается в цивилизованных странах для поддержки своего товаропроизводителя! Но вот опыт этот, о котором прекрасно осведомлены все заинтересованные стороны, почему-то у нас не перенимается. Внятной государственной политики по созданию благоприятных условий для промышленного развития как не было, так и нет. И лишь на местах, как, например, в Липецкой области, думают о поддержке предприятий. Т ем временем страна поте ряла колоссальный потен циал в развитии. Новые технологии, новейшее обо рудование — уже прерогатива Ев ропы. И чтобы преодолеть по следствия разрухи, есть лишь один путь — использовать имен но эти преимущества Запада, со единяя их с умом, предприим чивостью и талантом своих кад ров и управленцев. Пока они еще есть, пока не растеряны опыт, традиции, преемственность... То, что у нас все может по лучиться не хуже, чем у запад ных товаропроизводителей — со мнений нет. Примеров тому мно жество. В Липецкой области в этом отношении передовые по зиции по праву занимает лебе дянский завод «Строймаш», ко торый в нынешнем году отмеча ет свое шестидесятилетие. Но не в связи с «уходом на пенсию», а фактически с новым рождением, Уже сегодня «Строймаш» тгтт предприятие XXI века, уверенно устремленное в будущее. На не давнем совещании промышлен ников области по подведению итогов работы 2005 года его ге неральный директор Александр Ролдугин выступил с рядом предложений по сохранению и развитию имеющегося в регио не потенциала. В том числе — по сбережению и подготовке специалистов различного про филя. А опыт работы с людьми на «Строймаше» достоин само го серьезного внимания. В нашей беседе с Александ ром Ивановичем он вновь под черкнул: главный капитал любо го акционерного общества — специалист, творец и созидатель материальных ценностей. Это та печка, от которой и должна танцеваться стратегия развития предприятия и его успешная ра бота в рынке. Сами по себе ры ночные категории оценки эффек тивности не имеют смысла, если за ними не стоит человек. Как решаются многие вопро сы на «Строймаше», почему кол лективу и его руководителю со путствует, вот уже многие годы, успех — наш рассказ. «Визитная карточка» сегод няшнего «Строймаша» — вели колепный выставочный зал, где размещены образцы продукции, выпускаемой на заводе, и совер шенно гармонично — многочис ленные награды как свидетель ство высочайшей оценки труда работников акционерного обще ства. Впечатление от увиденно го очень сильное, хотя изделия, составляющие экспозицию, — не космические корабли: обыкно венные бетоносмесители, ра- створосмесители, штукатурные агрегаты, машины для малярных работ и так далее. Тем не менее осмотр их доставляет своего рода эстетическое удовольствие. Не менее сильное впечатле ние оставляет и само производ ство. О том, на каких принципах оно строится, что гЮложено в основу капитальной (именно так) реконструкции и модернизации цехов и участков, нам рассказал первый заместитель генерально го директора, он же — исполни тельный директор Геннадий Маслов. ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА В момент подписания i А.Ролдугин); в цехах соглашения с представителем Чеченской Республики (в центре : и бытовках «Строймаша» С егодня блок производ ственных цехов, где рож дается целая гамма из делий, представляет единое целое: своеобразный за вод в заводе. Инженерные служ бы, инструментальный и экспе риментальные участки размеще ны в специальном корпусе. А вот некогда отдельно расположен ные производства — штамповки, сварки, механообработки, окрас ки и сборки — теперь объедине ны под одной крышей. Но не про сто объединены, а еще и ради кально обновлены: все оборудо вание и технологии — новейшие. Такая концентрация — при мер эффективного уменьшения непроизводительных расходов, сокращения энергозатрат и, сле довательно, снижения себесто имости товарной продукции. В эти дни в блоке цехов — огромном помещении — идут ра- боты по насыщению оборудова нием всех участков при одновре менном поэтапном запуске про изводства. Только что заработал участок сборки изделий, органи зованный по конвейерному типу. Уже с первого дня пуска стало очевидным преимущество рабо ты по-новому: готовые изделия, упакованные в тару, сходят с кон вейера непрерывным потоком и поступают в накопительный склад. Так называемая «работа на склад» — задача особой важно сти. Поскольку сезонная. Она дает возможность не только не останавливать производство в зимние месяцы, но и позволяет сполна обеспечивать потребите ля в пиковые периоды спроса. Оборудование, что смонти ровано на производственных площадях, — импортное: из Ита лии, Германии, Дании, Швеции, США. Как и технологии, что дает высочайшее качество и привле кательный эстетический вид про дукции. Все процессы автомати зированы и компьютеризирова ны. Надо отметить — изготовле ние любой детали на заводе со провождается программным обеспечением, а диагностирова ние работы оборудования ведет ся с помощью модемов, связы вающих «Строймаш» с предпри- ятием-изготовителем. — Сегодня, в соответствии с национальной программой по обеспечению населения страны доступным жильем, у нас появ ляется уникальная возможность расширить номенклатуру выпус каемых изделий, — считает Алек сандр Ролдугин. — Внедряются новые технологии в строитель стве, что требует качественных машин. Наше предприятие обес печено новейшим оборудовани ем, и мы принципиально меняем всю схему производства. Поэто му есть все возможности для масштабного развития, чтобы обеспечивать строительную от расль отечественными, а не им портными строительными маши нами. Я убежден, все планы, ко торые мы наметили, обязатель но будут реализованы. Рынок машин растет, потребности воз растают, и у наших изделий — неплохие перспективы. Но, подчеркну вновь, все это возможно, если наш работник будет чувствовать себя комфор тно на любом участке. Ради это го мы вкладываем немалые сред ства в организацию производ ственного процесса и обустрой ство рабочих мест, создаем, опять же по европейским стан дартам, удобные бытовые поме щения. Все — за счет прибыли. В этом и огромный воспитательный эффект: человек видит, что ре зультаты его трудовых усилий отражаются не только на зарпла те, но и на условиях работы. Что касается развития пред приятия, то уникальность приня той модели в том, что производ ство становится гибким, не при вязано к какой-то группе или но менклатуре продукции, позволя ет быстро перестраивать произ водство на освоение и выпуск новых изделий... Н о производство даже очень качественного оборудования — далеко не гарантия успеха на рынке. Важно, насколько глубо ко осмыслена и реализуется мар кетинговая политика. Что дела ется в этом направлении на «Строймаше»? Вот что рассказала директор по маркетингу Светлана Кузьми на: — Стержень политики наше го предприятия — маркетинго вый подход. Мы прекрасно зна ем, какими потребительскими свойствами должна обладать наша продукция, чтобы удовлет ворить рыночный спрос. Марке тинговый подход — это и серьез ное внимание к обслуживанию наших клиентов. Думаю, не мно го предприятий может предло жить сегодня то, что имеем мы — выставочный зал с образцами производимой продукции. Не секрет, что многие товаропроиз водители обретают своего конеч ного потребителя благодаря тор говым посредникам. ОАО «Строй маш» тут не исключение: на се годня его дилерская сеть (регио нальные представительства) рас пространена на тридцать россий ских городов и ряд стран ближ него зарубежья. В конце 5\нваря в Лебедяни состоялась деловая встреча «ОАО «Строймаш — перспективы со трудничества», на которую собра лись торговые представители из Москвы, С.-Петербурга, Екате ринбурга, Омска, Воронежа и Республики Казахстан. Были под ведены итоги работы за 2005 год и намечены новые перспективы устойчивого позиционирования предприятия на рынке. На той встрече был сделан вывод: наста ло время вводить собственный торговый брэнд. Пока продукция поставляется под маркой произ водителя. Брэнд будет способ ствовать успешному продвиже нию ее на рынок. Программа модернизации производств, что осуществляет ся на заводе, стала лучшим ар гументом для укрепления дело вых контактов с торговыми пред ставительствами. Надо подчер кнуть, над маркетинговыми про блемами на предприятии нача ли серьезно задумываться уже в 80-е годы прошлого века. И все это время шла упорная уче ба, что и дало впечатляющие ре зультаты. В текущем году «Строймаш» планирует увеличить объемы производства в 2,5 раза. Поэто му с прошлого года ведется ра бота по достаточному обеспече нию кадрами рабочих профессий. Динамика тут такова: в 2005 году на заводе трудились 520 человек, а уже сейчас численность достиг ла 600 человек. Все это делает- юмся с ясным пониманием жесткой связки: качество работника — качество товарной продукции. Плюс четко выстроенная систе ма управления качеством. — Три года назад было при нято решение, во-первых, со здать систему управления каче ством на основе международных стандартов,— добавил начальник службы качества Виктор Овчин ников. — И эту задачу мы реши ли: год назад был получен соот ветствующий сертификат. Отде лить качество управления от ка чества продукции невозможно. Поэтому внутри системы управ ления качеством нами также оп ределена соответствующая поли тика. Главная цель — удовлетво рение потребителей в качествен ной продукции и занятие лиди рующих позиций на рынке. О дин из стратегических ориентиров — постепен ное обновление номен клатуры продукции и внедрение новых технологий. Другая задача — укомплектова ние предприятия обученными кадрами. Их подготовка ведется по специальной программе: и на самом предприятии, и в образо вательных центрах ряда городов России. Серьезное внимание уделя ется участию в различных конкур сах и выставках — областных и всероссийских. Например, «100 лучших товаров России» — в этом конкурсе завод участвует со дня его образования. Получены дип лом и серебряный знак для мар кировки продукции — на два года. В прошлом году лебедянцы вновь подтвердили такое право, а генеральный директор стал об ладателем диплома и медали «Лидер качества». Ежегодно «Строймаш» уча ствует и в конкурсе на соискание премии главы администрации об ласти по качеству: уже трижды он являлся его победителем. Еще один момент: на пред приятии сильная профсоюзная организация, в которой 157 чле нов. И ряды ее возрастают. Как строятся взаимоотношения с ра ботодателем? Как правило — пу- В завершение нашего рас сказа о лучшем машино строительном предприя тии области приведем некоторые финансово-экономи ческие показатели его деятель ности. Инвестиционный проект увеличения выпуска изделий ре ализуется здесь с 2004 года и рассчитан на три года со сро ком окупаемости в три года и 11 месяцев. Что показал 2005 год в сравнении с 2004 годом? Вы пуск товаров и услуг составил 148 процентов, количество вы пущенных машин — 175,4 про цента, выручка с НДС — 144,7 процента. Средняя заработная плата возросла на 115,5 про цента. Еще один существенный по казатель — отгрузка по экспор ту. Он составил 279,3 процента (в денежном соотношении — 457 процентов!) Чистая прибыль — 215,4 процента. Цифры, как ни утомительны они в статье, го ворят сами за себя. На текущий год многие по казатели экономических, техни ческих и организационных на правлений запланированы еще более серьезные: 2006 год — пи ковый в реализации инвестици онного проекта, а поэтому зада ча ставится конкретная — удво ение всех достигнутых показате лей минувшего года. Будет ли она решена? Дума ется, обязательно. То, что мы ,уридели, нэ. «Строймаше», гово-„ рит о главном — дух созидания и творчества на предприятии очень силен. И это, пожалуй, важнее всего в преодолении тех трудностей, что могут возникнуть на пути лебедянских машино строителей. Они — в пути, а до рогу осилит лишь идущий! Владимир МИХАЙЛОВ. Лебедянь — Липецк. ^ Т е м временем Дружбу скрепляет экономика Как известно, в ноябре прошлого года ОАО «Строймаш» посетила делегация Чеченской Республики во главе с президентом Алу Алхановым. Осмотрев завод и продукцию, которую он выпускает, гости выразили заинтересованность в поставках ее в республику. А на днях на лебедянском предприятии побывал руководитель представительства Чеченской Республики в Липецкой области А. Хакимов. Цель его визита — заключение соглашения о сотрудниче стве со «Строймашем», которое станет частью аналогичного доку мента, подписанного в прошлом году администрацией области и Чеченской Республикой о торгово-экономическом, научно-техничес ком и культурном сотрудничестве, оказании помощи в восстановле нии экономики Чечни и создании на ее территории рабочих мест. Масштабы строительно-восстановительных работ, развернувших ся сегодня в южной республике, требуют большого количества ка чественного, недорогого специализированного оборудования, кото рое в широком ассортименте изготовляется на лебедянском «Строй маше», поэтому стороны определили ряд договорных условий. Строй- машевцы обязуются содействовать созданию торгового представи тельства в Грозном, а также обеспечить рекламную поддержку про дукции и помочь в организации производства некоторых ее видов в Чечне, сформировав сервисный центр по гарантийному обслужива нию и ремонту своих изделий. В свою очередь представительство намерено предложить руко водству республики рассмотреть вопрос о формировании заказа на продукцию лебедянских машиностроителей. При зтом оговаривает ся, что изделия будут поступать заказчику, минуя посреднические структуры, что оптимизирует уровень цен на них. Налаживание взаимовыгодного экономического партнерства меж ду регионами России — лучший путь интеграции и основа прочности страны. И, наверное, очень важно процессы сотрудничества выст раивать именно в таком формате, который бы позволил больше ду мать о деле, а не только о рыночной выгоде. Именно так и поступа ют лебедянские машиностроители. тем переговоров. Эта демокра тическая форма позволяет ре шать все проблемы и идти к об щей цели — благополучию всего трудового коллектива. Наверное, все это в совокуп ности и определяет достаточно прочный кадровый состав «Строймаша». Например, со ста жем работы более 20 лет здесь трудятся 20 процентов специали стов, 10— 20 лет — 16 процентов, 3— 10 лет— 33 процента, до 3 лет — 32 процента. Возрастной состав также ин тересен: 32 процента работников до 30 лет, 19 процентов — 30— 40 лет, ,28 лроцентов -i-,40h-r50 , лет, свыше 50 лет — 23 процен- I- та. Для современного машино строительного предприятия это неплохие показатели. Тем не менее на «Стройма ше» разрабатывается новая про грамма подготовки квалифициро ванных кадров, что объективно необходимо: растущее предпри ятие требует притока молодых сил. 'Сотр}'дн 11 чество Объединяться, чтобы развиваться В городе Коврове Владимирской области прошла встреча руководителей машиностроительных предприятий из семнадцати регионов России. Липецкую область представляли делегации ОАО «Елецгидроагрегат», ОАО «Гидропривод», ОАО «Гидравлик» и ОАО «Чаплыгинский завод агрегатов». Обсудив ключевые вопро сы организации и ведения бизнеса, промышленники пришли к выводу, что про блемы отрасли носят всеобъ емлющий, системный и ре сурсоемкий характер. Ре шать их в условиях рынка и грядущего вступления нашей страны в ВТО сложно пооди ночке — необходимо консо лидировать усилия. В ходе обмена мнениями было вы работано решение о целесо образности создания Ассоци ации производителей гидрав лического оборудования. Напомним, эту идею дав: но вынашивал и предлагал осуществить председатель со вета директоров ОАО «Елец гидроагрегат» Виктор Ситни ков, о чем не раз писала «Ли пецкая газета». По словам Виктора Алек сандровича, объединившись, машиностроителям удастся лучше взаимодействовать в общем информационном про странстве, на отраслевых вы ставках, совершать другие совместные шаги. Ассоциа ция будет способствовать развитию производственной кооперации, интеграции, со хранению и развитию науч но-технического и производ ственного потенциала пред приятий, участию совместно с государственными ведом ствами и организациями в разработке прогнозов разви тия производства гидравли ческого оборудования. В та ком сообществе будет легче продвигать предложения по совершенствованию законо дательной и правовой базы, направленной на защиту оте чественных товаропроизво дителей, включая и меры по ограничению импорта гид равлической продукции. Кстати, более тесное вза имодействие будет осуществ ляться не только между предприятиями, но и между администрациями тех реги онов, где они расположены. Причем, обретая новые фор мы сотрудничества, заводы полностью сохраняют свою самостоятельность. Сразу же после встречи в Коврове началась практичес кая работа по подготовке уч редительных документов, подписать которые намечено на учредительной конферен ции в июне 2006 года. Одно временно начались контакты и между специалистами. В настоящее время на Ковров- ском электромеханическом заводе, где проходило исто рическое для машинострои телей совещание, уже нахо дится делегация из Липецкой области. Тамара ФЕДЮКИНА, соб.корр. «Липецкой газеты».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz