Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)
28 ФЕВРАЛЯ 2006 ГОДА 3 ■ПАРАЛЛЕЛИ ЧУТЬ ПОМЕДЛЕННЕЕ, КОНИ... ЕВРОСОЮЗ СЕРЬЕЗНООЗАБОТИЛСЯ НЕНОРМИРОВАННЫМ ГРАФИКОМ РАБОТЫВОДИТЕЛЕЙ-ДАЛЬНОБОЙЩИКОВ Более 5 тысяч погибших и около 18 тысяч поарадавших за 2005 год в ДТП с участием ^тяжелых грузовиков - эти Р цифры по ЕС зааавили евро- ^ комиссара по вопросам транс порта Жака Барро резко уже сточить правила работы авто- компаний-грузоперевозчи- ков. Отныне водители-даль нобойщики будут больше от дыхать, чаще есть и медлен нее ездить. А если работода тель шофера изъявит недо- вольаво - фирму разорят ас трономическими штрафами. Каждый, кто хоть раз вел ма шину по междугородной или ме ждународной трассе, знает, что самое опасное - это пыльное многотонное чудовище тяжелого грузовика, несущегося как Бог на душу положит. Воздушная волна от него как от средней авиабом бы, причем доподлинно извеа- но: дальнобойщик голоден, зол и хронически недосыпает, так что ожидать от него можно чего ^ у го д н о . ■ Месье Барро очень расаро- ^ и л с я , получив печальную аати- стику из секретариата ЕС, и тут же издал распоряжение, соглас но которому отныне каждый тя желый грузовик должен нахо диться в пути не 74 часа в неде лю, как раньше, а всего 56 часов. Параллельно указывается, что в течение суток шофер должен от дыхать не менее 9 часов. Вопрос с питанием решен не менее же стко: водителям запрещается что-либо жевать на ходу (разре шены только напитки), а пред писывается подкрепляться в придорожных бистро и кафе, благо этих заведений в Европе хоть отбавляй. Комментируя нововведение перед комиссией европарламен та и журналиаами, Жак Барро заявил: - Мы намерены в корне пре сечь опасную тенденцию увели чения аварий с учааием и по ви не тяжелых грузовиков. Особен но это касается компаний, заре- гиарированных в Воаочной Ев- .I'J.ne и набирающих водителей у тЕ 1 5я на родине. Зачастую эти во- '■ \| дители понятия не имеют о ка- кой-либо дисциплине, ездят, как у себя дома, и работают под прессингом работодателя на из нос. Это практически красногла зые убийцы, но я обещаю, что мы превратим их в нормальных учааников движения или запре тим им появляться на европей ских дорогах. Однако вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд. С ограничением времени в пути для водителей в Европе все бо лее или менее понятно: там, так же как в Америке или, скажем, Канаде, существует понятие «ко личество рабочих часов в неде лю». И внятные контракты най ма, где оговаривается это самое количество часов. Так что навес ти порядок будет довольно про сто. А вот ситуация с зарубежны ми частными автокомпаниями совершенно иная. На каких гру зовиках ездят поляки, чехи или, например, румыны? Да ясно, на каких - на тех, от которых изба вились крупные перевозчики из Западной Европы, то есть, в сущ ности, на металлоломе с колеси ками. Про Россию вообще гово рить не приходится: наши фуры едва-едва с большим скрипом проходят таможни с их контро лем технического состояния ав тотранспорта. Двадцать четыре процента лицензий на работу за рубежом у российских фирм, по статисти ке, липовые. Еще 31 процент - настоящие, но получены неза конно, за взятки. Но в любом случае старые грузовики, какой бы марки они ни были, просто не предназначены для установки датчиков - их там просто некуда вмонтировать. Теперь об ограничении коли чества часов в пути. Мало того, что это вещь совершенно неиз вестная в России - у нас, как пра вило, платят водителю фуры да же не помесячно (твердая зар плата, как правило, мизерная), а за рейс. И тем самым вынуждают шофера крутить баранку круглы ми сутками, экономя на каждой мелочи, отдыхе и еде. ЗА ПО ЛШ А ГА ДО МЕЧТЫ ПЛОХ тот ПРЕМЬЕР-МИНИСТР, КОТОРЫЙ, УХОДЯ в ОТСТАВКУ, НЕПОБЕСПОКОИТСЯ ОДОХОДНОМ МЕСТЕЧКЕ V Тийт Вяхи, дважды возгла влявший правительство Эсто нии за годы независимости республики, нашел такое мес то недалеко от Нарвы, в го родке Силламяэ - некогда за крытом «почтовом ящике». Находящийся в Силламяэ комбинат «Сильмет» - крупней ший в Европе производитель редких металлов. Его приватиза ция началась еще в январе 1997 года, когда Тийт Вяхи занимал пост премьер-министра. Уже в то время в эстонской прессе появи лись материалы о том, что глава правительства, используя слу жебное положение, приватизи рует «Сильмет» через подстав ных лиц с целью своего последу ющего обогащения. Раскопать удалось только махинации с до рогостоящими квартирами в центре Таллина, которые каки ми-то непостижимыми путями оказывались в собственности ближайшей родни премьера. В марте 1997 года Вяхи со сканда лом ушел из правительства, а осенью того же года вошел в со став совета «Сильмета». Но толь ко через год Вяхи наконец-то «раскололся», признавшись, что является основным совладель цем предприятия. Но у Вяхи что-то не залади лось в Силламяэ. С 2001 года «Сильмет» работал с убытками, которые в 2003 году достигли максимума - почти 900 тысяч долларов. Поиски партнеров в Европе не дали желаемых ре зультатов. Австрийский метал лургический завод «Treibacher Industrie AG», собиравшийся бы ло купить половину акций «Сильмета», в конечном итоге ограничился лишь 10% акций. А тут Вяхи еще затеял строи тельство порта в Силламяэ, кото рый расположен на побережье Финского залива. Расчет пра вильный. Принадлежащий госу дарству Таллинский порт рабо тает на пределе своих возмож ностей, а расширение его мощ ностей потребует огромных ка питаловложений, поскольку рельеф местности под Таллином не благоприятствует масштаб ным строительным работам. А Силламяэ, находящийся всего в 25 километрах от российской границы, словно специально со здан для того, чтобы быть порто вым городом. Но проект оказал ся явно не по зубам, поэтому в апреле 2004 года Вяхи продал половину акций Силламяэского порта (самого крупного частного порта в Европейском союзе) двум предпринимателям из Санкт-Петербурга - Андрею Кат кову и Евгению Малову. Оба давно связаны с нефтью, точнее, с экспортом за рубеж продукции нефтеперерабатывающего заво да в Киришах Ленинградской области. А в конце прошлого года Тий- ту Вяхи пришлось распрощаться и с контрольным пакетом акций «Сильмета», который перешел к зарегистрированной в Швейца рии фирме «Zimal SA», совла дельцы которой - российские бизнесмены Михаил Николаев и Евгений Красяков - торгуют в Лозанне минеральными удобре ниями. После чего появилась на дежда, что «Сильмет» наконец- то перестанет лихорадить. На примере Тийта Вяхи очень четко видны основные парамет ры «эстонской мечты»: пролезть куда-нибудь повыше в госструк туры, что-нибудь себе привати зировать, а затем эту собствен ность выгодно продать, жела тельно богатым русским. После этого, сохранив у себя процентов сорок акций, можно всю остав шуюся жизнь купоны стричь. Олег САМОРОДНИЙ. ТАЛЛИН. СОСЕДИ СЕРИАЛЬНЫЙ БУМ в Черновицкой области не ожиданный бум: родители под влиянием популярных сериа лов дают новорожденным имена героев телеэкрана. Осо бым вниманием пользуется «Моя прекрасная няня». В ито ге - среди мальчиков с боль шим отрывом лидируют Мак симы, а среди девочек - Викто рии и Анастасии. Юрий КИРИЛЛОВ. ЧЕРНОВЦЫ. АКЦИЯ В УНИВЕРСИТЕТЕ Преподаватели Тбилисско го государственного универси тета объявили голодовку в знак протеста против проводи мых в вузе реформ. Они требу ют восстановления статуса ав тономии ТГУ. Михаил АЙДИНОВ. ТБИЛИСИ. ЛЮДИ и ЗВЕРИ ГЕРМАНИЯ ПРОИГРАЛА ПРОЦЕСС ПРОТИВ ПУДЕЛЯ Однако дорожным полициям стран Евросоюза эти тонкости, извините, до лампочки. Если в машине не обнаружится спец- датчика (аналога «черного ящи ка», которым, по новым прави лам, должен быть оборудован каждый тяжелый грузовик. - Ред.), а на сменных носителях датчика не будет информации о соблюдении новых правил, фура с грузом отправится на штраф ную стоянку, а водитель - до мой, на родину. Фирма же, пре небрегшая распоряжением ев рокомиссара по транспорту, за платит грандиозный штраф, ко торый универсален для всех, без учета богатства или бедности фирмы - от 2,5 тысячи евро за нарушения 56-часового недель ного лимита до 5 тысяч евро за отсутствующий датчик. Филипп НЕВЕРОВ. КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ — Неплохо устроились, господин Вяхи. НУ и НУ! МОБИЛЬНАЯ с в я з ь - ПОРОЧНАЯ СВЯЗЬ Швейцарское общество уже ощущает пагубные пос ледствия технического про гресса. Все чаще орудием противоправных действий становится мобильный те лефон. Началось все с мест заклю чения. Из Женевской тюрьмы Шан-Доллон сбежал серийный насильник. Правда, через су тки его поймали. В ходе разби рательства выяснилось, что по бег удался лишь потому, что преступнику удалось связаться с сообщником на воле при по мощи мобильного телефона. Пользоваться ими здесь запре тили еще в 2001 году, но аппа раты все же проникают в каме ры. Их приносят родственники, приходящие на свидания, и пе редают во время объятий, обыски малоэффективны, по скольку средство связи разби рают на части и прячут в по дошвах обуви или складках одежды. Да и металлодетекто- ры срабатывают далеко не все гда. Сейчас по инициативе руко водителей ряда пенитенциар ных учреждений проводятся эксперименты по глушению ча стот, на которых работают мо бильники. Единственное, что смущает власти, - высокая стоимость оборудования. Та кая установка может стоить до одного миллиона швейцарских франков (около 700 тыс. дол ларов). А причина дороговиз ны в том, что такая «глушилка» должна функционировать из бирательно и не нарушать ра боту средств связи той же ох раны или телевизионных пуль тов в соседних жилых домах. Но эта проблема - узкая, если можно так выразиться. Куда серьезнее игры подрост ков с мобильниками. Совсем недавно полиция Винтертура задержала группу подростков. 14-15-летние отроки развлека лись тем, что пересылали друг другу порноклипы. Швейцар ский фонд защиты прав потре бителей уже обратил внима ние на такой способ обогаще ния операторов мобильной связи. По данным специали стов, новая волна порнухи придет с появлением на рынке аппаратов 3-го поколения. Впрочем, уже в прошлом году связисты во всем мире поста вили «продукции для взрос лых» примерно на 700 млн. долларов. Что делать? Общественные организации предлагают для начала родителям поинтересо ваться, как используют их чада мобильные телефоны. Другое пожелание производителям: необходимо снабдить трубки специальными фильтрами, ко торые отсекали бы все изобра жения секса и насилия. Николай ЕГУПОВ. АКАКУНАС?^ Согласно отчетам МВД РФ, каждый год в России в ДТП с учааием тяжелых грузовиков погибаютболее 8 тысяч человек и порядка 20 ты сяч получают серьезные травмы. Ничего похожего на меры, принятые в Евросоюзе, у нас нети не предвидится, хотя русские дальнобойщи ки, бесспорно, одни из самых наглых, недисциплинированных и аг рессивных водителей в мире. Чтокасается официальной реакции на инициативу еврокомиссара Жака Барро, томы связались с членом комитета по энергетике, транс порту и связи госдумы РФ Борисом Виноградовым. Вотчто он сооб щил редакции: - Предложенный Евросоюзом двухмесячный срок для оборудова ния всех тяжелых грузовиков спецдатчиками, контролирующими ре жим движения фур, попросту нереален. Никто из российских пере возчиков не успеет выполнить эти требования. Учитывая, что раньше эти требования носили рекомендательный характер, причем только для европейских компаний, а о нас не было ни слова, полагаю, что дело тутне только в заботе о безопасноаи на дорогах, н о й в искус- авенном регулировании рынка. Иноаранные компании, в первую очередь российские, пытаются насильно выдворить с европейского проаранства. Смоей точки зрения, дело в относительно низких тари фах, которые предлагают наши фирмы-перевозчики. Короче говоря, это нечеаная конкурентная борьба. р е й т и н г СЛЕГКА МОБИЛИЗОВАЛИСЬ Если брать респ ублики бывшего СССР, то выходит, что самый высокий уровень охвата населения м обил ь н о й связью - в России, и приятно, что в этом рей тин ге наша а р а н а - на первом месте. Но обольщаться не стоит. Ведь в США первый м о би л ьны й телеф он п о я вился ещ е в начале п р о шлого века, а нынче там в х о д у уж е гибриды - аппа раты , которые сочетают в себе м о бил ьны й , с та ц и о нарный и даж е спутнико вый телефон. |ТУРКМЕНИЯ 1 I ТАДЖИКИСТАН 3 I УЗБЕКИСТАН 4,2 ^Н К И Р Г И З И Я 10 1АЗЕРБАЙДЖАН 18 IАРМЕНИЯ 20 33 35 |40 |40 МОЛДАВИЯ КАЗАХСТАН Семидесятисемилетний ук раинский иммигрант Григо рий Сушко предстал перед франкийской фемидой, чтобы держать ответ за своего пуде ля Ники. Вина пожилого соба- ковладельца заключалась в том, что он не зарегистриро вал своего хвостатого друга в финансовом управлении и го дами не платил нюрнбергский «собачий сбор». Григорий Николаевич с Ники попались в руки закона во время прогулки по аллеям старого пар ка. Гражданин, вернее, герр Сушко загляделся на деревья, Ники метил ближайший куст жа смина, а полицейский наряд за смотрелся на герра Сушко, чей пудель не имел положенной на логовой бляшки на своем ошей нике. Старик и собака не оказали сопротивления и чистосердечно признались в содеянном. Район ная полицейская дирекция на правила документы в прокурату ру, а та приговорила Григория Николаевича к штрафу в триста евро. Но старик наотрез отказал ся платить эту безумную сумму, поскольку она лишь на 25 евро ниже его месячного дохода. Та ким образом, дело криминаль ного пуделя попало на стол го родского суда первой инстан ции. Как показал ответчик, собака Ники была навязана ему шесть лет назад старой знакомой. «Она отдавала ее со слезами, - вспоминает пенсионер, - по скольку не могла взять с собой в дом престарелых, а отправить пса в приют для животных тоже не пожелала». Приютив осиро тевшего Ники, благодетель ухи трился все шесть лет кряду не за платить ни одного цента город ского налога, который сегодня составляет 132 евро в год. Несча стный Григорий Николаевич бо ролся как умел, мобилизовав весь свой совковый еще арсенал юридической грамотности - злостное уклонение от своих гражданских обязанностей он объяснил незнанием соответст вующего закона, а также тем, что «у нас в Украине такого правила не существует». Естественно, что судья Вольфганг Шафер, слегка опе шив от такой наивности ответчи ка, отклонил оба аргумента, на помнив ему, что тут - не Украи на, а знакомство с законами - личное дело каждого жителя или гостя страны. Однако после этих стровых слов он неожиданно и без паузы вдруг объявил дело закрытым, а пенсионера - сво бодным от финансовых претен зий правительства. Вставив этот «фитиль» алчному немецкому Минфину, судья указал: «И, по жалуйста, не воспринимайте мое решение как акт помилования нарушителя». Но так или иначе, а нарушитель помилован, и штраф с него снят. Мало того, старик ос вобожден и от внесения в город скую казну 792 евро налога, на бежавших за эти годы. Свое ми лосердное решение судья объяс нил тем, что речь идет о нуждаю щейся семье. Интересно, что неожиданное решение суда поддержал даже шеф городского налогового ве домства Герт Майер. Свои моти вы он объяснил в вечерней газе те: «Цель этого налога не в том, чтобы неимущие были вынужде ны расстаться со своими собака ми. Если у человека нет денег, мы можем освободить его от не посильного налогового бреме ни». Впрочем, отметил Майер, сдвинув кустистые брови, «соба чий» налог значительно меньше тех сумм, которые люди тратят на кормление и лечение своих жи вотных. А уклонение от «собачь его сбора» приняло в Нюрнберге совершенно нетерпимые разме ры - потому-то город и объявил войну злостным неплательщи кам, одной из первых жертв ко торой едва не стал украинский иммигрант. «По нашим данным, - указал главный городской мытарь, - в городе проживает 13 тысяч со бак, а в нашем ведомстве заре гистрировано только 10 тысяч». Ежегодный доход Нюрнберга от «собачьего сбора» составляет 1,4 миллиона евро, так что отлов не плательщиков с лихвой оправ дывает все полицейские затраты. Вот и в этом году он обещает принести казне дополнительных 250 тысяч евро. Но - теперь уже за вычетом вклада от пуделя Ни ки. Гузель АГИШЕВА. НЮРНБЕРГ. ВОПРОС РЕБРОМ = ЗОНА «С» - ПОСЛЕДНИМ АРГУМЕНТ? ЗАЧЕМ «ОРАНЖЕВЫМ РЕВОЛЮЦИОНЕРАМ» ПОНАДОБИЛОСЬ ВСКРЫВАТЬУРАНОВЫЕОТВАЛЫБЫВШЕГОХИМКОМБИНАТА Тараканы исчезли. Их не брала суперхимия, они чхать хотели на дорогие аэрозоли. Атут как по ко манде - ушли все. На правобере жье Днепропетровска, в кварта лах вокруг ракетостроительного завода «Южмаш» тараканов больше нет. Они слишком умны, чтобыоставаться здесь. В двадцати километрах от го рода - огромная запретная зона, хранилище «С». Урановые отва лы бывшего Приднепровского химкомбината, 50 миллионов тонн отходов ядерного произ водства. В послевоенные деся тилетия на берегах Днепра ко вался атомный щит СССР. Сырье шло из урановых рудников со седних Желтых Вод. Первым ку ратором производства был Лав рентий Берия. Союза больше нет, а зона ос талась. За ржавчиной колючей проволоки курганы плохо пере работанной «фонящей» руды, мертвая земля, больше похожая на лунный пейзаж. Между кур ганами растет совершенно непо нятный, тоже какой-то колюче образный кустарник. Говорят, в протекающей мимо речушке Ко ноплянке водятся змеи-мутанты. Три года назад сюда прибыла большая группа депутатов Вер ховной Рады. Хотели ознако миться с экологическими проб лемами региона. Когда шикар ный киевский автобус въехал в территорию хранилища, увиде ли странного вида лисиц и зайца величиной со свинью. Никто из парламентариев так и не решил ся выйти из салона. Прошлым летом «оранже вый» министр МЧС Давид Жва ния выдал идею - под Днепро петровском будет основной центр утилизации и хранения ядерных отходов для Украины и западных стран. Но уже к осени ситуация изменилась. Хранить отходы современной ядерной энергетики они решили в Черно быле. Гигантские залежи Прид непровского комбината будут использованы для другого, бо лее важного дела. В старых со ветских курганах осталось слиш ком много обогащенного урана. К ноябрю зона «С» была вскрыта. Началась выемка зара женного грунта. Режим секрет ности не сработал - люди « н а - ли. В округе у многих есть быто вые дозиметры. Как только рас копали первые отвалы, радиа ционный фон превысил преж ние показатели во много раз. После массовых митингов протеста власть успокаивала: мол, ничего опасного не проис ходит. Наоборот, хорошо - Вос точный горно-обогатительный комбинат в Желтых Водах решил вывезти ураносодержащие от- Впоследнее время президента Украины Виктора Ющенко (справа) и его министра обороныАнатолия Гриценко стал волноватьфактор сдерживания. ХОДЫ для повторного извлече ния сырья. Масштабы впечатля ли - за месяц до тысячи вагонов грунта. Построена специальная железнодорожная ветка. Храни лище обещают дезактивиро вать, когда вывезут все 50 мил лионов тонн. Зачем Украине вдруг понадо билось столько урана? Будут де лать топливо для своих АЭС? Специалисты отвергают такое объяснение - хотя бы потому, что для мирного атома это слиш ком много. За время перестройки и «не- залежности» старые урановые рудники Желтых Вод основа тельно разрушились, затоплены. Восстанавливать их дорого, а главное, долго. Похоже, коман да В.Ющенко не может ждать. Кроме днешопетровского хра нилища, добывать урановую ру ду начинают в Запорожской об ласти. Речь идет о разработке Гу- ляйпольского месторождения кварцитов. Лицензию и необхо димый пакет документов Киев предоставил необыкновенно быстро, всего за три дня. Под рудники отданы 8000 гектаров плодородного чернозема, на которых расположены пять сел и проживают три тысячи чело век. Местных обещают отселить и сулят новую высокооплачивае мую pa6oiV. Осенью горно-руд ные фирмачи сообщали о тыся че свободных вакансий, теперь цифра выросла до 10 тысяч ра бочих мест. Официальная вер сия разработки месторождения - добыча железа. Никто не мо жет понять, в чем экономиче ская привлекательность этого бизнеса, если процентное со держание железа в здешней ру де крайне низкое. Зато фон ра диоактивности у села Староу- краинка, где только начинают разработки, уже в 2 раза превы сил предельно допустимую нор му. Январь-2006, самый пик оголтелой «маячни» вокруг Чер номорского флота. Министр обороны Украины Анатолии Гриценко делает сенсационное заявление: «Мы восстанавлива ем ракетные войска. Украина владеет возможностями для производства тактических ракет такого радиуса, который преду смотрен международными сог лашениями. Это оружие обеспе чит фактор сдерживания...» (За метим в скобках для непосвя щенных: ракетные войска толь ко в одном случае могут являть ся фактором стратегического сдерживания - если ракеты ос нащены ядерными боеголовка ми.) Президент Ющенко практи чески одновременно с минист ром Гриценко заявляет, что для обеспечения энергетической не зависимости от России украин ская сторона открывает собст венное производство ядерного топлива. А где топливо, там и оружейный уран. Сегодня миро вая демократия озабочена ядер ной программой Ирана. Тот же самый процесс на Украине ни кого из этих господ почему-то не интересует. Неделю назад Виктор Ющен ко посетил Днепропетровск. Обычно президентские визиты сопровождает шумная толпа на ционально-сознательных гро- мадян. Сейчас все было тихо. Сразу из аэропорта поехали на «Южмаш». Совещание секрет ное, полностью закрытое. Не то что прессу - начальников цехов не пустили. В советские времена днепропетровцы выпускали до ста сверхракет РС-20 по амери канской классификации СС-18 «Сатана». Равных им по мощи нет до сих пор. «Сатана» стоит на боевом дежурстве в России, и украинские спецы помогали ее эксплуатировать. Однако нашему сотрудниче ству в военно-космической от расли скорее всего пришел ко нец. После совещания с прези дентом руководители «Южма- ша» мрачны и подавлены. Похо же, завод переходит на произ водство тех самых «тактических ракет, предусмотренных между народными соглашениями». Еще вчера такое казалось бредом. А сегодня рассматрива ется как вполне реальный вари ант. Иначе нет нужды вскрывать приднепровское хранилище «С» и искать уран в запорожских черноземах. Сергей ДАНИЛОВ. ЗАПОРОЖЬЕ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz