Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ га з е т а 28 февраля 2006 г., № 37 (22665) Сломать психологию «лоточника» (Окончание. Начало на 1-й стр.) Лишь в декабре 1990 года тогдашним председателем Вер ховного Совета РСФСР Борисом Ельциным было подписано постановление о прекращении с 1 января 1991 года действия на территории страны законов «О кооперации в СССР» и «Об индивидуальной трудовой деятельности» как противореча щих закону РСФСР «О предприятиях и предпринимательс кой деятельности» и закону «О собственности в РСФСР». Кооперативное движение, изначально выродившееся в по средническую деятельность, прекратило существование. По явились новые структуры: индивидуально-частные предпри ятия, товарищества с ограниченной ответственностью. Все кооперативные «дочки», процветавшие вокруг фирмы- «мамы», стали закрываться. Со своими единомышленниками я создал именно товаро производящий кооператив «НИКА», где трудились в основ ном инвалиды. Мы шили постельное белье, полотенца и так далее, то есть то, что в одночасье стало дефицитом. 1994- 1999 годы были наиболее драматичными для малого бизне са: шло активное «крышевание» со стороны криминальных структур, в их пользу приходилось «отстегивать» 10-12 про центов прибыли. Тех, кто не желал принимать эти правила игры, наказывали. У нас, например, однажды «исчез» ки оск, где продавалась печатная продукция... Только к концу 90-х дело стало налаживаться — малый бизнес был провоз глашен необходимой и важной составной частью экономи ки. А главное, в обществе произошел психологический пере лом —малое предпринимательство перестало восприниматься как «спекулятивная» деятельность. Хотя бюрократических преград оставалось еще немало. Но процесс развития важ нейшей сферы деятельности уже стал предметом серьезного внимания власти, общественных объединений бизнес-струк тур. В администрации области был создан комитет по разви тию малого бизнеса, сформирован пакет необходимых доку ментов, регламентирующий деятельность малых предприя тий как хозяйствующих объектов, появилась программа го сударственной поддержки малого предпринимательства. Сегодня наше развитие очерчено в главных параметрах: легализация и декриминализация малого бизнеса, оптими зация его структур, производство качественных товаров и услуг, расширение их рынка, повышение конкурентоспособ ности, создание новых рабочих мест, рост престижности труда в этой сфере. Итог усилий говорит сам за себя: теперь в регионе дей- , ствуют 5,3 тысячи малых предприятий, свыше 26 тысяч ин дивидуальных предпринимателей, более 1200 крестьянско- фермерских хозяйств. На тысячу жителей приходится 28,5 субъекта малого предпринимательства, 6,4 — малых пред приятия. В бюджет области в прошлом году от деятельности малого бизнеса поступило 1,3 миллиарда рублей. Наш бывший кооператив — ныне ООО «Ника» — по-пре жнему действует, оказывает услуги предприятиям, органи зациям, коллегам по созданию грамотной системы охраны труда работников, занятых в малом бизнесе. В врошлом году помощью наших специалистов воспользовалось более четы рехсот структур. Записал Владимир ПЕТРОВ. «Президентская программа «Здоровье»... (Окончание. Начало на 1-й стр.) О произошедших переменах можно наглядно судить на примере Липецкого регионального отделения. Мы в 2005 году не только выполнили, но и превзошли все контрольные параметры. Скажем, по оздоровлению детей. В санаториях, на курортах, в летних лагерях пролечились и отдохнули 74,4 тысячи детей. Больше, чем в 2004 году, на 10,2 тысячи. На эти цели была направлена огромная сумма — 111,5 милли она рублей. Санаторно-курортные путёвки получили свыше 10 тысяч льготников. Четыре раза за год федеральный центр увеличивал нам объёмы финансирования на приобретение технических и протезно-ортопедических изделий для инва лидов. Вначале нам планировали расходы в 24,2 миллиона рублей, а в конечном счёте израсходовано 33,7 миллиона рублей. Осилить такой объем работы было чрезвычайно трудно. Но мы выстояли, одолели. — И вновь заботы? Вновь дополнительные хлопоты? — Процесс выдачи родовых сертификатов у нас уже от лажен. Помогла огромная подготовительная работа. В чём она заключалась? Губернатор Олег Королёв своим распоря жением создал в Липецкой области координационный совет по реализации национального проекта в сфере здравоохране ния. Кроме того, образованы рабочие группы по конкрет ным направлениям. Этот фундаментальный подход к реали зации проекта стал объединяющим фактором для самых раз нонаправленных структур. Как федеральных, региональных, так и муниципальных. В дело включены специалисты меди цинских учреждений, руководители, эксперты, депутаты. Чётко определены порядок и этапность всей многоплановой работы. Если говорить о родовых сертификатах, то к программе их реализации привлечены 27 родильных домов, женских консультаций и больниц, имеющих соответствующую лицен зию. На консультирование и родовспоможение женщин на правляется более 77 миллионов рублей. Особо подчеркну, что это — деньги, которые дополнительно придут в нашу область по линии фонда. Они предназначены для подъёма здравоохранения. Схема их распределения следующая: 2 ты сячи рублей на каждую роженицу, начиная с 30 недель бере менности, мы оплачиваем женским консультациям, а 5 ты сяч — родильным домам. При этом от 40 до 60 процентов средств идёт на зарплату акушерско-медицинскому персона лу, на лекарства, на модернизацию и укрепление санитарно технической и лечебной базы медучреждений. А это, в свою очередь, складывается в улучшение всей системы родовспо можения, в повышение её качественных параметров. Зна чит, новорождённые дети будут здоровее. Не с неба упали и деньги, которые выделяются на также новое для нас направление — диспансеризацию работающих и дополнительные медосмотры людей, имеющих дело с вред ными и опасными производственными факторами. В рамках президентской программы “Здоровье” на эти цели региональ ному отделению фонда выделено 77,1 миллиона рублей. Диспансеризацией раньше занимался лишь Фонд обяза тельного медицинского страхования. Теперь — и мы. Это — ровно четверть прибавки финансирования. И опять — до полнительно. На эти средства нам предстоит в нынешнем году обслужить свыше 30 тысяч человек. Дополнительной медицинской помощью будут охвачены те, кто работает на 600 предприятиях металлургии, машиностроения, связи, хи мического производства. Большие цифры! При том, что мы уже работали и работаем с людьми, пострадавшими на про изводстве, — их свыше 8 тысяч. По этой категории граждан фонд ещё в декабре, заранее, досрочно, профинансировал весь январь. Это дополнительно обошлось в 25 миллионов руб лей. По всем этим направлениям определён порядок работы, графики, перечень предприятий и учреждений, составлены списки людей. Работают две «горячие» телефонные линии. Звонков много, особенно по родовым сертификатам. За пол тора месяца к нам дозвонились около 350 человек. Подчеркну: суммарно на новые для фонда направления работы в нашу область в 2006 году дополнительно направля ется почти 155 миллионов рублей. А если брать всю страну? Президентская программа “Здоровье” вызывает оптимизм и надежду на стабильное, уверенное будущее России. Здоро вой страны, которая решит демографические проблемы. Агентство «Липецк-Инфоцентр» - специально для «Липецкой газеты». 'Реформа ЖКХ: вопросы, мнения, опыт Ох идурят нашего брата... Повышение квартплаты можно компенеировать енижением раечетного раехода тепла на отопление, уверен наш читатель Не так давно в одной из телепередач о проблемах ЖКХ телезритель задал вопрос: «Почему нормы расхода потребления горячей, холодной воды и газа в несколько раз больше, чем расходы, показываемые приборами учета?». Участники диалога долго рассказывали, почему так происходит, пока один из специалистов не заявил: «Нормы завышены теплоснабжающими организациями и ЖКУ. Они нас дурят!». тепловой энергией допускается только на основании Договора, заключенного между энерго снабжающей организацией и по требителем, установки которого присоединены к сетям энерго снабжающей организации. Гра ницы ответственности за состо яние и обслуживание тепловых сетей определяются актом ба лансовой принадлежности теп лосетей. Здесь надо сказать, что но вые правила исключают обязан ность абонента самостоятельно составлять договор и приносить его на согласование с тепло снабжающей организацией;зап рещается подключение к тепло вым сетям энергоснабжающей организации, а также к сетям абонента, оптового потребителя- перепродавца систем тепло снабжения без приборов учета: учет отпуска тепловой энергии должен производиться на грани це раздела тепловых сетей знер- госнабжающей организации и потребителя, а потери опреде ляться совместно; при отсут ствии приборов учета количество отпускаемой тепловой энергии абоненту рассчитывается энер госнабжающей организацией по среднесуточному температурно му перепаду и максимальному расходу сетевой воды. А что в действительности? Договоров абоненты не оформ ляют и не согласовывают с энер госнабжающими организациями, поскольку в щтате нет теплотех ников. А потому их составляют сами теплоснабжающие органи зации и приносят на подпись абоненту. Приборы учета на гра ницах раздела, согласно акту, практически нигде не установ лены. Отсутствуют они и в теп ловых узлах домов. Расчет теп ловых потерь не осуществляет ся. Теперь о тарифах. Согласно действующим «Правилам», тари фы на тепловую энергию состав ляют энергоснабжающие органи зации. Но кто может проверить правильность этих расчетов? В свое время, будучи руководите лем ИЧП «Конос», в период с 1995 по 1998 годы я занимался определением фактического по требления тепловой энергии и горячей воды для потребителей, не имеющих приборов учета. Расчеты производились квали фицированными теплотехника ми, имевшими опыт расчетов тепловых нагрузок. Бы/ю проана лизировано около сорока объек тов. Экономия тепловой энергии составила 30-50 процентов. То есть Теплоснабжающие организа ции вполовину завышали расход потребленной энергии. Получен ные данные мы направили в от делы реализации предприятий тепловых сетей, что, естествен- Сегодня в ЖКХ России, счи тают многие эксперты, надо тща тельно просчитать стоимость ус луг и сделать расчеты прозрач ными, чтобы потребитель видел, куда идут его деньги. По оценкам Департамента потребительского рынка админи страции области, практика завы шения тарифов на жилищно-ком мунальные услуги существует. Выявляются такие злоупотребле ния, как взимание платы за ус луги или частично оказанные, или не оказанные вовсе. Более того, размер оплаты за предос тавленные услуги определяется, как правило, условно, завыша ются также нормативы потреб ления горячей и холодной воды и водоотведения, размер платы за газ. Когда усилиями контро лирующих организаций эти зло употребления выявляются, то объемы перерасчета оказывают ся немалыми. «Липецкая газета» опублико вала цикл материалов, посвя щенных осмыслению процессов, идущих в ЖКХ. Проблем множество, и все они взаимосвязаны и взаимо обусловлены. В частности, зам. председателя РЭК Липецкой об ласти Сергей Цибулин пишет: «В настоящее время коммунальные услуги, в состав которых входит и поставка энергоресурсов, оп лачиваются исходя из установ ленных органами местного само управления нормативов их по требления и стоимости по конк ретному населенному пункту. Однако фактическое потребле ние энергоресурсов на вводах жилья никто не измеряет, но ус тановление этих нормативов осу ществляется в большинстве слу чаев не по сложившимся, факти ческим данным, а расчетным пу тем. При этом потери в подводя щих сетях не учитываются. Воз никает так называемый небаланс объемов поставляемой энерго снабжающей организацией энер гии в жилищно-коммунальный комплекс и предъявляемых к оп лате. Обеспечение приборного уче та энергоресурсов жилья являет ся не только экономической, но и социальной задачей. Нужно ак тивнее создавать условия для снижения уровня оплаты—имен но мерами по экономии энерго ресурсов и воды». И он прав, как говорится, на все 100 процентов. Давайте по смотрим на существующее по ложение дел с количеством теп ловой энергии (отопления), от пускаемой жильцам, и которое составляет более 50 процентов квартплаты. Прежде всего отмечу, что коммунальное хозяйство облас ти в целом, да и многие, если не все, промышленные предприятия региона совершенно не владеют вопросами пользования тепловой энергией, которые определены «Правилами пользования тепло вой энергией». А они должны быть на каждом предприятии, в каждом жилищно-коммунальном управлении, хозяйстве хорошо изучены и обязательно выпол няться. Главные требования «Правил» таковы: пользование КОЛЛАЖ НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА Привести эксплуатацию тепло технических коммуникаций ЖЭ- Ков в соответствие с действую щими «Правилами технической эксплуатации и техники безопас ности». Ввести в штаты админи страций ЖЭКов инженеров-теп- лоэнергетиков. Привлечь специ- сшизированные организации для точного определения объемов потребляемой тепловой энергии, обеспечив их административной поддержкой, а общественность— для контроля и проверки пра вильности расчета тарифов, что, кстати, предусмотрено Жилищ ным кодексом. Выполнение всех перечис ленных мер позволит резко сни зить размер оплаты за ЖКУ (при их 100-процентном уровне), А главное, потребитель перестанет находиться в заложниках у теп лоснабжающих организаций. Владимир НОСОВ, кандидат технических наук. г. Липецк. ^ Т е м временем Теплоснабжение может быть дешевле Т ак считаю т лип ецки е и зо бр ет а т ел и но, вызывало у них сопротивле ние. И в 1998 году нам было зап рещено заниматься подобными расчетами. Что нужно делать, чтобы сни зить неоправданно высокую це новую нагрузку на потребителя? В первую очередь, изыскать средства для установки приборов учета тепловой энергии в тепло вых пунктах коммунальных домов. По данным многолетних климатических наблюдений, нынешняя зима была самой холодной за последние 60 лет. Она вызвала многочисленные споры и дискуссии в средствах массовой информации о совершенствовании городских систем теплоснабжения. в Липецке подобная система от котельных и ТЭЦ регулирует отпуск тепла по среднесуточной температуре наружного воздуха и поддерживает давление в сетях отопления специальными насосами. На котельных и ТЭЦ ведется температурный график, позволяющий обеспечить санитарную норму температуры воды на нужды горячего водоснабжения 55' — 60’ С. Расчеты тепловых режимов зданий, с учетом их теплоаккумули рующей способности, показывают, что подача тепла в помещения по усредненной наружной температуре является вполне обоснованной. Выбор рационального режима регулирования, тем не менее, зат руднен вследствие целого комплекса причин: суточных колебаний на ружных температур, прогноза погоды, транспортного запаздывания (из-за большой протяженности магистральных и распределительных теплосетей до потребителя), различной теплоаккумулирующей спо собности зданий и т.п. Кроме того, ненормативный расход горячей воды у ближних к котельной потребителей приводит к нарушению теплового режима у конечных потребителей. Широкое применение в последнее время автоматизированных систем регулирования тепла вполне успешно решает проблему энер госбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве города Липецка. Однако массовое их внедрение выявило и целый ряд недостатков, приведших к обоснованным жалобам потребителей. В чем они зак лючаются? Прежде всего — в техническом решении схем регулирования. Это замена водо-водяного элеватора на электроприводные клапаны и ре гуляторы, что увеличивает затратность и срок окупаемости систем; некачественный подход к установке датчиков температуры наружного воздуха и воздуха в отапливаемых помещениях; отсутствие автома тического ограничителя максимального расхода в зимний максимум нагрузок ведет к значительному ухудшению теплового режима у близлежащих «неавтоматизированных» потребителей; надежность си стемы теплоснабжения при отказе любого электронного или механи ческого элемента снижается (а также при прекращении подачи элек троэнергии), так как все органы регулирования расположены на по дающем и обратном трубопроводах теплового пункта. В целях улучшения регулирования тепловой нагрузки в открытых системах теплоснабжения специалистами был разработан способ автоматического регулирования, приспособленный к действующей в городе схеме присоединения потребителя к теплосети, который не требует значительных затрат на его внедрение. Окупаемость — в те чение одного отопительного сезона. Эта система применима как в сфере промышленного, так и жилищно-бытового теплоснабжения. Может она использоваться и для присоединения как группового потребителя к магистральным тепловым водяным сетям, так и для индивидуального потребителя к распределительной теплосети. Помимо прямого эффекта — значительной экономии энергоре сурсов — разработанная схема повышает надежность систем тепло снабжения, так как при отказе или прекращении электроснабжения возвращает местную систему в исходное состояние. И самое суще ственное — значительно удешевляет обслуживание, потому что она не подвержена недостаткам, выявленным у большинства установлен ных систем авторегулирования. Кроме того, она наиболее приспо соблена к существующим схемам неавтоматизированных тепловых узлов (тепловых подстанций) и может быть успешно применена в про цессе реформирования жилищно-коммунального хозяйства города. Система регулирования привязывается к тепловому вводу потре бителя или к коммерческому узлу учета тепловой энергии практичес ки без дополнительных затрат на новое строительство. Выбор обору дования и программирование осуществляют квалифицированные спе циалисты. Выполнение же монтажных, в том числе и электромонтаж ных работ может быть осуществлено самим потребителем. г. Липецк. Владимир ПОЛЬКИН. ^Т очк а зрения Нам предлагают очередной «колхоз»? При обсуждении в средствах массовой информации правительственного постановления о переходе на федеральные стандарты оплаты жилищно-коммунальных услуг, содержания и ремонта жилья рассматривается почему-то только один вариант —объединение владельцев квартир в ТСЖ, переход в частные коммерческие фирмы и так далее на добровольной основе. Если вникнуть в с^ь вопроса, становится очевидным, что декларируемая самоорганизация не что иное, как колхозная принудиловка. 'уКомментарий по поводу Трубы текут, а реформа идет... Г о р ож а н е и коммунальщики п о -р а зн ом у оц ениваю т п ервы е шаги р еф ормы ж илищ н о -к омм ун ал ьн о го хо зяй ства я предлагаю оставить в покое владель цев жилья. Но без реформы не обойтись. Суть объясняю кратко, без технических расчетов и схем. Реформа предприятий-поставщиков электрической и тепловой энергии позво лит упорядочить потребление энергоресур сов и снизить тарифы. При проведении ре формы необходимо заключение прямых двухсторонних договоров на поставку и по требление электрической и тепловой энер гии между владельцем жилья и поставщи ком. Это позволит сократить до минимума случаи неуплаты за потреблённые энерго ресурсы и окончательно избавиться от ве ерных отключений, заменив их точечными. Очень важный тезис постановления пра вительства — экономически обоснованные тарифы. Они якобы должны покрывать все затраты производителя. Это неверно. Имен но отсюда идут многолетние, запредельно раздуваемые тарифы. Экономически обо снованные тарифы должны покрывать ис ключительно технически обоснованные по тери и затраты, но никак не абстрактно ми нимальные. Технически обоснованные по тери и другие затраты должны включать ко эффициент полезного действия (КПД) ис пользуемого оборудования — не менее 95 процентов; потери при транспортировке топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) — не более 5 процентов; ремонт магистраль ных трубопроводов с частичной заменой труб должен производиться не чаще чем через 25 лет; количество работающих в от расли следует сократить и оставить на уровне 10 процентов от имеющегося. Ска жем, работа котельной в автоматическом режиме — это реальность сегодняшнего дня. Не справится поставщик с такими тре бованиями — все сверхзатраты — за его счет... Очень важно в ближайшей перспек тиве оборудовать приборами учета все квартиры. Каждый отопительный прибор в квартире многоквартирного дома должен иметь прибор учета энергии и запорную арматуру для отключения. Далее необходимо определить круг предприятий, которые будут по прямым двухсторонним договорам производить ра боты по ремонту строительной части дома, уборке подъездов, прилегающей террито рии, площадок сбора мусора, вывозу му сора и так далее. Важно, чтобы все они были оснащены современным оборудова нием, техникой, укомплектованы квалифи цированным персоналом. Потребность в других структурах отпадет. Часть специалистов указанных органи заций могут быть назначены инспекторами в управление коммунального хозяйства, в обязанности которых будут вменены пери одические обследования состояния каждого многоквартирного дома от трубы до поро га и мусорной площадки. Решится и насущ ная проблема сокращения количества по средников, а соответственно — использо вание средств не по назначению. Я за такую реформу! Николай ФЕДЮНИН. г. Елец. Год назад в Липецке создали единую аварийно диспетчерскую службу с прицелом на то, что она упорядочит систему приема, учета и анализа поступающих от горожан заявок, поможет усилить контроль за их выполнением. Оправдались ли эти Р асчеты? очка зрения большинства липчан, высказываемая в письмах и звонках в редакцию «ЛГ», такова: существенных перемен здесь пока не видно. По- прежнему слесарей для устранения даже аварийных неполадок не дождешься, а любой ремонт коммунальщиков потом надо самим доводить до ума. В городском департаменте ЖКХ работу аварийной службы оценивают иначе. —с ее помощью мы, прежде все го, составили ясную картину характе ра жалоб и обращений, — считает председатель департамента Николай Корвяков. — Это позволяет нам эф фективнее планировать затраты, на правлять средства и специалистов в самые «горячие точки». И главное, мы стали реально определять тарифы на услуги и нормативы потребления. — Сколько заявок поступает в службу, например, за сутки? Куда они затем передаются? — За смену приходит до тысячи заявок. К сожалению, их число посто янно растет. Поэтому мы расширили объем каналов телефонной связи с диспетчером. Теперь потребители ус луг ЖКХ могут позвонить в службу не только по телефону 073, но и по 075. Все звонки граждан записываются на магнитный диск, что позволяет вести их строгий учет. Принятые заявки диспетчеры пе редают соответствующим исполните лям. Чаще всего они достаются круп ным муниципальным предприятиям. Частник, к сожалению, пока неохотно идет работать в систему ЖКХ—и тому есть несколько причин. Прежде всего отпугивает отсутствие четкой законо дательной базы взаимоотношений му ниципальной власти, поставщиков и потребителей коммунальных услуг. Во- вторых, есть серьезные проблемы с оплатой этих услуг. Сегодня тысячи горожан вообще не платят за них или имеют большие долги: общая задол женность по квартплате превышает по Липецку 150 миллионов рублей. И, в третьих, большинству частных пред приятий не хватает технической базы, чтобы начать серьезно работать в на шей системе. — В чем, по-вашему, причина задолженностей за квартплату? — У многих сегодня просто нет средств. Но среди должников немало и состоятельных людей, предпринима телей, чиновников. К этой категории неплательщиков мы применяем раз личные меры воздействия, вплоть до отключения газа, света, тепла. А наи более злостных придется выселять, как того требует Жилищный кодекс. Анализ неплатежей и изучение на грузки на жилой фонд Липецка вскры ли неожиданную картину. Оказалось, что в городе пустуют... 12 тысяч квар тир. А точнее, у них есть собствен ник, но он в них не проживает. Не редко такое жилье нелегально сдает ся внаем. В частности двухкомнатная квартира в областном центре стоит в среднем 5 тысяч рублей в месяц. В 53-х тысячах квартир проживает по од ному человеку. А в товариществах соб ственников жилья, которые по городу владеют 320 тысячами квадратных метров, на каждого проживающего приходится по 64 квадратных метра жилой площади, то есть, трехкомнат ная квартира. Но при этом более 36 тысяч человек ютятся в молодожен- ках и общежитиях. Понятно, что сложившийся рынок жилья предоставляет людям широкий выбор. Но только состоятельным. Они-то и скупают сегодня квартиры, владея двумя, тремя и более. Только полная, а не частичная, как раньше, оплата их содержания может хоть в какой-то мере сдержать подобный квартирный бум. — Большинство претензий го рожан по-прежнему касается ка чества предоставляемых услуг. Что скажете по этому поводу? —Все познается в сравнении. Ус луги ЖКХ липчане получают стабиль но, хотя и не с оценкой «отлично». А между тем в соседних областных цен трах картина совсем иная. Например, в Тамбове и Воронеже горячая вода подается по графику—два часа в сут ки, лифты в жилых домах работают по часу — только утром и вечером, улицы и дворы не убираются. Вмес те с тем, не буду скрывать, проблем в нашей сфере сверх головы. Имен но для того, чтобы их уменьшить, и реформируется система ЖКХ. А та кую махину в один день на новые рель сы не поставишь. Николай РОЩУПКИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz