Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

ЛИПЕЦКАЯ га з е т а 28 февраля 2006 г., № 37 (22665) Сломать психологию «лоточника» (Окончание. Начало на 1-й стр.) Лишь в декабре 1990 года тогдашним председателем Вер­ ховного Совета РСФСР Борисом Ельциным было подписано постановление о прекращении с 1 января 1991 года действия на территории страны законов «О кооперации в СССР» и «Об индивидуальной трудовой деятельности» как противореча­ щих закону РСФСР «О предприятиях и предпринимательс­ кой деятельности» и закону «О собственности в РСФСР». Кооперативное движение, изначально выродившееся в по­ средническую деятельность, прекратило существование. По­ явились новые структуры: индивидуально-частные предпри­ ятия, товарищества с ограниченной ответственностью. Все кооперативные «дочки», процветавшие вокруг фирмы- «мамы», стали закрываться. Со своими единомышленниками я создал именно товаро­ производящий кооператив «НИКА», где трудились в основ­ ном инвалиды. Мы шили постельное белье, полотенца и так далее, то есть то, что в одночасье стало дефицитом. 1994- 1999 годы были наиболее драматичными для малого бизне­ са: шло активное «крышевание» со стороны криминальных структур, в их пользу приходилось «отстегивать» 10-12 про­ центов прибыли. Тех, кто не желал принимать эти правила игры, наказывали. У нас, например, однажды «исчез» ки­ оск, где продавалась печатная продукция... Только к концу 90-х дело стало налаживаться — малый бизнес был провоз­ глашен необходимой и важной составной частью экономи­ ки. А главное, в обществе произошел психологический пере­ лом —малое предпринимательство перестало восприниматься как «спекулятивная» деятельность. Хотя бюрократических преград оставалось еще немало. Но процесс развития важ­ нейшей сферы деятельности уже стал предметом серьезного внимания власти, общественных объединений бизнес-струк­ тур. В администрации области был создан комитет по разви­ тию малого бизнеса, сформирован пакет необходимых доку­ ментов, регламентирующий деятельность малых предприя­ тий как хозяйствующих объектов, появилась программа го­ сударственной поддержки малого предпринимательства. Сегодня наше развитие очерчено в главных параметрах: легализация и декриминализация малого бизнеса, оптими­ зация его структур, производство качественных товаров и услуг, расширение их рынка, повышение конкурентоспособ­ ности, создание новых рабочих мест, рост престижности труда в этой сфере. Итог усилий говорит сам за себя: теперь в регионе дей- , ствуют 5,3 тысячи малых предприятий, свыше 26 тысяч ин­ дивидуальных предпринимателей, более 1200 крестьянско- фермерских хозяйств. На тысячу жителей приходится 28,5 субъекта малого предпринимательства, 6,4 — малых пред­ приятия. В бюджет области в прошлом году от деятельности малого бизнеса поступило 1,3 миллиарда рублей. Наш бывший кооператив — ныне ООО «Ника» — по-пре­ жнему действует, оказывает услуги предприятиям, органи­ зациям, коллегам по созданию грамотной системы охраны труда работников, занятых в малом бизнесе. В врошлом году помощью наших специалистов воспользовалось более четы­ рехсот структур. Записал Владимир ПЕТРОВ. «Президентская программа «Здоровье»... (Окончание. Начало на 1-й стр.) О произошедших переменах можно наглядно судить на примере Липецкого регионального отделения. Мы в 2005 году не только выполнили, но и превзошли все контрольные параметры. Скажем, по оздоровлению детей. В санаториях, на курортах, в летних лагерях пролечились и отдохнули 74,4 тысячи детей. Больше, чем в 2004 году, на 10,2 тысячи. На эти цели была направлена огромная сумма — 111,5 милли­ она рублей. Санаторно-курортные путёвки получили свыше 10 тысяч льготников. Четыре раза за год федеральный центр увеличивал нам объёмы финансирования на приобретение технических и протезно-ортопедических изделий для инва­ лидов. Вначале нам планировали расходы в 24,2 миллиона рублей, а в конечном счёте израсходовано 33,7 миллиона рублей. Осилить такой объем работы было чрезвычайно трудно. Но мы выстояли, одолели. — И вновь заботы? Вновь дополнительные хлопоты? — Процесс выдачи родовых сертификатов у нас уже от­ лажен. Помогла огромная подготовительная работа. В чём она заключалась? Губернатор Олег Королёв своим распоря­ жением создал в Липецкой области координационный совет по реализации национального проекта в сфере здравоохране­ ния. Кроме того, образованы рабочие группы по конкрет­ ным направлениям. Этот фундаментальный подход к реали­ зации проекта стал объединяющим фактором для самых раз­ нонаправленных структур. Как федеральных, региональных, так и муниципальных. В дело включены специалисты меди­ цинских учреждений, руководители, эксперты, депутаты. Чётко определены порядок и этапность всей многоплановой работы. Если говорить о родовых сертификатах, то к программе их реализации привлечены 27 родильных домов, женских консультаций и больниц, имеющих соответствующую лицен­ зию. На консультирование и родовспоможение женщин на­ правляется более 77 миллионов рублей. Особо подчеркну, что это — деньги, которые дополнительно придут в нашу область по линии фонда. Они предназначены для подъёма здравоохранения. Схема их распределения следующая: 2 ты­ сячи рублей на каждую роженицу, начиная с 30 недель бере­ менности, мы оплачиваем женским консультациям, а 5 ты­ сяч — родильным домам. При этом от 40 до 60 процентов средств идёт на зарплату акушерско-медицинскому персона­ лу, на лекарства, на модернизацию и укрепление санитарно­ технической и лечебной базы медучреждений. А это, в свою очередь, складывается в улучшение всей системы родовспо­ можения, в повышение её качественных параметров. Зна­ чит, новорождённые дети будут здоровее. Не с неба упали и деньги, которые выделяются на также новое для нас направление — диспансеризацию работающих и дополнительные медосмотры людей, имеющих дело с вред­ ными и опасными производственными факторами. В рамках президентской программы “Здоровье” на эти цели региональ­ ному отделению фонда выделено 77,1 миллиона рублей. Диспансеризацией раньше занимался лишь Фонд обяза­ тельного медицинского страхования. Теперь — и мы. Это — ровно четверть прибавки финансирования. И опять — до­ полнительно. На эти средства нам предстоит в нынешнем году обслужить свыше 30 тысяч человек. Дополнительной медицинской помощью будут охвачены те, кто работает на 600 предприятиях металлургии, машиностроения, связи, хи­ мического производства. Большие цифры! При том, что мы уже работали и работаем с людьми, пострадавшими на про­ изводстве, — их свыше 8 тысяч. По этой категории граждан фонд ещё в декабре, заранее, досрочно, профинансировал весь январь. Это дополнительно обошлось в 25 миллионов руб­ лей. По всем этим направлениям определён порядок работы, графики, перечень предприятий и учреждений, составлены списки людей. Работают две «горячие» телефонные линии. Звонков много, особенно по родовым сертификатам. За пол­ тора месяца к нам дозвонились около 350 человек. Подчеркну: суммарно на новые для фонда направления работы в нашу область в 2006 году дополнительно направля­ ется почти 155 миллионов рублей. А если брать всю страну? Президентская программа “Здоровье” вызывает оптимизм и надежду на стабильное, уверенное будущее России. Здоро­ вой страны, которая решит демографические проблемы. Агентство «Липецк-Инфоцентр» - специально для «Липецкой газеты». 'Реформа ЖКХ: вопросы, мнения, опыт Ох идурят нашего брата... Повышение квартплаты можно компенеировать енижением раечетного раехода тепла на отопление, уверен наш читатель Не так давно в одной из телепередач о проблемах ЖКХ телезритель задал вопрос: «Почему нормы расхода потребления горячей, холодной воды и газа в несколько раз больше, чем расходы, показываемые приборами учета?». Участники диалога долго рассказывали, почему так происходит, пока один из специалистов не заявил: «Нормы завышены теплоснабжающими организациями и ЖКУ. Они нас дурят!». тепловой энергией допускается только на основании Договора, заключенного между энерго­ снабжающей организацией и по­ требителем, установки которого присоединены к сетям энерго­ снабжающей организации. Гра­ ницы ответственности за состо­ яние и обслуживание тепловых сетей определяются актом ба­ лансовой принадлежности теп­ лосетей. Здесь надо сказать, что но­ вые правила исключают обязан­ ность абонента самостоятельно составлять договор и приносить его на согласование с тепло­ снабжающей организацией;зап­ рещается подключение к тепло­ вым сетям энергоснабжающей организации, а также к сетям абонента, оптового потребителя- перепродавца систем тепло­ снабжения без приборов учета: учет отпуска тепловой энергии должен производиться на грани­ це раздела тепловых сетей знер- госнабжающей организации и потребителя, а потери опреде­ ляться совместно; при отсут­ ствии приборов учета количество отпускаемой тепловой энергии абоненту рассчитывается энер­ госнабжающей организацией по среднесуточному температурно­ му перепаду и максимальному расходу сетевой воды. А что в действительности? Договоров абоненты не оформ­ ляют и не согласовывают с энер­ госнабжающими организациями, поскольку в щтате нет теплотех­ ников. А потому их составляют сами теплоснабжающие органи­ зации и приносят на подпись абоненту. Приборы учета на гра­ ницах раздела, согласно акту, практически нигде не установ­ лены. Отсутствуют они и в теп­ ловых узлах домов. Расчет теп­ ловых потерь не осуществляет­ ся. Теперь о тарифах. Согласно действующим «Правилам», тари­ фы на тепловую энергию состав­ ляют энергоснабжающие органи­ зации. Но кто может проверить правильность этих расчетов? В свое время, будучи руководите­ лем ИЧП «Конос», в период с 1995 по 1998 годы я занимался определением фактического по­ требления тепловой энергии и горячей воды для потребителей, не имеющих приборов учета. Расчеты производились квали­ фицированными теплотехника­ ми, имевшими опыт расчетов тепловых нагрузок. Бы/ю проана­ лизировано около сорока объек­ тов. Экономия тепловой энергии составила 30-50 процентов. То есть Теплоснабжающие организа­ ции вполовину завышали расход потребленной энергии. Получен­ ные данные мы направили в от­ делы реализации предприятий тепловых сетей, что, естествен- Сегодня в ЖКХ России, счи­ тают многие эксперты, надо тща­ тельно просчитать стоимость ус­ луг и сделать расчеты прозрач­ ными, чтобы потребитель видел, куда идут его деньги. По оценкам Департамента потребительского рынка админи­ страции области, практика завы­ шения тарифов на жилищно-ком­ мунальные услуги существует. Выявляются такие злоупотребле­ ния, как взимание платы за ус­ луги или частично оказанные, или не оказанные вовсе. Более того, размер оплаты за предос­ тавленные услуги определяется, как правило, условно, завыша­ ются также нормативы потреб­ ления горячей и холодной воды и водоотведения, размер платы за газ. Когда усилиями контро­ лирующих организаций эти зло­ употребления выявляются, то объемы перерасчета оказывают­ ся немалыми. «Липецкая газета» опублико­ вала цикл материалов, посвя­ щенных осмыслению процессов, идущих в ЖКХ. Проблем множество, и все они взаимосвязаны и взаимо­ обусловлены. В частности, зам. председателя РЭК Липецкой об­ ласти Сергей Цибулин пишет: «В настоящее время коммунальные услуги, в состав которых входит и поставка энергоресурсов, оп­ лачиваются исходя из установ­ ленных органами местного само­ управления нормативов их по­ требления и стоимости по конк­ ретному населенному пункту. Однако фактическое потребле­ ние энергоресурсов на вводах жилья никто не измеряет, но ус­ тановление этих нормативов осу­ ществляется в большинстве слу­ чаев не по сложившимся, факти­ ческим данным, а расчетным пу­ тем. При этом потери в подводя­ щих сетях не учитываются. Воз­ никает так называемый небаланс объемов поставляемой энерго­ снабжающей организацией энер­ гии в жилищно-коммунальный комплекс и предъявляемых к оп­ лате. Обеспечение приборного уче­ та энергоресурсов жилья являет­ ся не только экономической, но и социальной задачей. Нужно ак­ тивнее создавать условия для снижения уровня оплаты—имен­ но мерами по экономии энерго­ ресурсов и воды». И он прав, как говорится, на все 100 процентов. Давайте по­ смотрим на существующее по­ ложение дел с количеством теп­ ловой энергии (отопления), от­ пускаемой жильцам, и которое составляет более 50 процентов квартплаты. Прежде всего отмечу, что коммунальное хозяйство облас­ ти в целом, да и многие, если не все, промышленные предприятия региона совершенно не владеют вопросами пользования тепловой энергией, которые определены «Правилами пользования тепло­ вой энергией». А они должны быть на каждом предприятии, в каждом жилищно-коммунальном управлении, хозяйстве хорошо изучены и обязательно выпол­ няться. Главные требования «Правил» таковы: пользование КОЛЛАЖ НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА Привести эксплуатацию тепло­ технических коммуникаций ЖЭ- Ков в соответствие с действую­ щими «Правилами технической эксплуатации и техники безопас­ ности». Ввести в штаты админи­ страций ЖЭКов инженеров-теп- лоэнергетиков. Привлечь специ- сшизированные организации для точного определения объемов потребляемой тепловой энергии, обеспечив их административной поддержкой, а общественность— для контроля и проверки пра­ вильности расчета тарифов, что, кстати, предусмотрено Жилищ­ ным кодексом. Выполнение всех перечис­ ленных мер позволит резко сни­ зить размер оплаты за ЖКУ (при их 100-процентном уровне), А главное, потребитель перестанет находиться в заложниках у теп­ лоснабжающих организаций. Владимир НОСОВ, кандидат технических наук. г. Липецк. ^ Т е м временем Теплоснабжение может быть дешевле Т ак считаю т лип ецки е и зо бр ет а т ел и но, вызывало у них сопротивле­ ние. И в 1998 году нам было зап­ рещено заниматься подобными расчетами. Что нужно делать, чтобы сни­ зить неоправданно высокую це­ новую нагрузку на потребителя? В первую очередь, изыскать средства для установки приборов учета тепловой энергии в тепло­ вых пунктах коммунальных домов. По данным многолетних климатических наблюдений, нынешняя зима была самой холодной за последние 60 лет. Она вызвала многочисленные споры и дискуссии в средствах массовой информации о совершенствовании городских систем теплоснабжения. в Липецке подобная система от котельных и ТЭЦ регулирует отпуск тепла по среднесуточной температуре наружного воздуха и поддерживает давление в сетях отопления специальными насосами. На котельных и ТЭЦ ведется температурный график, позволяющий обеспечить санитарную норму температуры воды на нужды горячего водоснабжения 55' — 60’ С. Расчеты тепловых режимов зданий, с учетом их теплоаккумули­ рующей способности, показывают, что подача тепла в помещения по усредненной наружной температуре является вполне обоснованной. Выбор рационального режима регулирования, тем не менее, зат­ руднен вследствие целого комплекса причин: суточных колебаний на­ ружных температур, прогноза погоды, транспортного запаздывания (из-за большой протяженности магистральных и распределительных теплосетей до потребителя), различной теплоаккумулирующей спо­ собности зданий и т.п. Кроме того, ненормативный расход горячей воды у ближних к котельной потребителей приводит к нарушению теплового режима у конечных потребителей. Широкое применение в последнее время автоматизированных систем регулирования тепла вполне успешно решает проблему энер­ госбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве города Липецка. Однако массовое их внедрение выявило и целый ряд недостатков, приведших к обоснованным жалобам потребителей. В чем они зак­ лючаются? Прежде всего — в техническом решении схем регулирования. Это замена водо-водяного элеватора на электроприводные клапаны и ре­ гуляторы, что увеличивает затратность и срок окупаемости систем; некачественный подход к установке датчиков температуры наружного воздуха и воздуха в отапливаемых помещениях; отсутствие автома­ тического ограничителя максимального расхода в зимний максимум нагрузок ведет к значительному ухудшению теплового режима у близлежащих «неавтоматизированных» потребителей; надежность си­ стемы теплоснабжения при отказе любого электронного или механи­ ческого элемента снижается (а также при прекращении подачи элек­ троэнергии), так как все органы регулирования расположены на по­ дающем и обратном трубопроводах теплового пункта. В целях улучшения регулирования тепловой нагрузки в открытых системах теплоснабжения специалистами был разработан способ автоматического регулирования, приспособленный к действующей в городе схеме присоединения потребителя к теплосети, который не требует значительных затрат на его внедрение. Окупаемость — в те­ чение одного отопительного сезона. Эта система применима как в сфере промышленного, так и жилищно-бытового теплоснабжения. Может она использоваться и для присоединения как группового потребителя к магистральным тепловым водяным сетям, так и для индивидуального потребителя к распределительной теплосети. Помимо прямого эффекта — значительной экономии энергоре­ сурсов — разработанная схема повышает надежность систем тепло­ снабжения, так как при отказе или прекращении электроснабжения возвращает местную систему в исходное состояние. И самое суще­ ственное — значительно удешевляет обслуживание, потому что она не подвержена недостаткам, выявленным у большинства установлен­ ных систем авторегулирования. Кроме того, она наиболее приспо­ соблена к существующим схемам неавтоматизированных тепловых узлов (тепловых подстанций) и может быть успешно применена в про­ цессе реформирования жилищно-коммунального хозяйства города. Система регулирования привязывается к тепловому вводу потре­ бителя или к коммерческому узлу учета тепловой энергии практичес­ ки без дополнительных затрат на новое строительство. Выбор обору­ дования и программирование осуществляют квалифицированные спе­ циалисты. Выполнение же монтажных, в том числе и электромонтаж­ ных работ может быть осуществлено самим потребителем. г. Липецк. Владимир ПОЛЬКИН. ^Т очк а зрения Нам предлагают очередной «колхоз»? При обсуждении в средствах массовой информации правительственного постановления о переходе на федеральные стандарты оплаты жилищно-коммунальных услуг, содержания и ремонта жилья рассматривается почему-то только один вариант —объединение владельцев квартир в ТСЖ, переход в частные коммерческие фирмы и так далее на добровольной основе. Если вникнуть в с^ь вопроса, становится очевидным, что декларируемая самоорганизация не что иное, как колхозная принудиловка. 'уКомментарий по поводу Трубы текут, а реформа идет... Г о р ож а н е и коммунальщики п о -р а зн ом у оц ениваю т п ервы е шаги р еф ормы ж илищ н о -к омм ун ал ьн о го хо зяй ства я предлагаю оставить в покое владель­ цев жилья. Но без реформы не обойтись. Суть объясняю кратко, без технических расчетов и схем. Реформа предприятий-поставщиков электрической и тепловой энергии позво­ лит упорядочить потребление энергоресур­ сов и снизить тарифы. При проведении ре­ формы необходимо заключение прямых двухсторонних договоров на поставку и по­ требление электрической и тепловой энер­ гии между владельцем жилья и поставщи­ ком. Это позволит сократить до минимума случаи неуплаты за потреблённые энерго­ ресурсы и окончательно избавиться от ве­ ерных отключений, заменив их точечными. Очень важный тезис постановления пра­ вительства — экономически обоснованные тарифы. Они якобы должны покрывать все затраты производителя. Это неверно. Имен­ но отсюда идут многолетние, запредельно раздуваемые тарифы. Экономически обо­ снованные тарифы должны покрывать ис­ ключительно технически обоснованные по­ тери и затраты, но никак не абстрактно ми­ нимальные. Технически обоснованные по­ тери и другие затраты должны включать ко­ эффициент полезного действия (КПД) ис­ пользуемого оборудования — не менее 95 процентов; потери при транспортировке топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) — не более 5 процентов; ремонт магистраль­ ных трубопроводов с частичной заменой труб должен производиться не чаще чем через 25 лет; количество работающих в от­ расли следует сократить и оставить на уровне 10 процентов от имеющегося. Ска­ жем, работа котельной в автоматическом режиме — это реальность сегодняшнего дня. Не справится поставщик с такими тре­ бованиями — все сверхзатраты — за его счет... Очень важно в ближайшей перспек­ тиве оборудовать приборами учета все квартиры. Каждый отопительный прибор в квартире многоквартирного дома должен иметь прибор учета энергии и запорную арматуру для отключения. Далее необходимо определить круг предприятий, которые будут по прямым двухсторонним договорам производить ра­ боты по ремонту строительной части дома, уборке подъездов, прилегающей террито­ рии, площадок сбора мусора, вывозу му­ сора и так далее. Важно, чтобы все они были оснащены современным оборудова­ нием, техникой, укомплектованы квалифи­ цированным персоналом. Потребность в других структурах отпадет. Часть специалистов указанных органи­ заций могут быть назначены инспекторами в управление коммунального хозяйства, в обязанности которых будут вменены пери­ одические обследования состояния каждого многоквартирного дома от трубы до поро­ га и мусорной площадки. Решится и насущ­ ная проблема сокращения количества по­ средников, а соответственно — использо­ вание средств не по назначению. Я за такую реформу! Николай ФЕДЮНИН. г. Елец. Год назад в Липецке создали единую аварийно­ диспетчерскую службу с прицелом на то, что она упорядочит систему приема, учета и анализа поступающих от горожан заявок, поможет усилить контроль за их выполнением. Оправдались ли эти Р асчеты? очка зрения большинства липчан, высказываемая в письмах и звонках в редакцию «ЛГ», такова: существенных перемен здесь пока не видно. По- прежнему слесарей для устранения даже аварийных неполадок не дождешься, а любой ремонт коммунальщиков потом надо самим доводить до ума. В городском департаменте ЖКХ работу аварийной службы оценивают иначе. —с ее помощью мы, прежде все­ го, составили ясную картину характе­ ра жалоб и обращений, — считает председатель департамента Николай Корвяков. — Это позволяет нам эф­ фективнее планировать затраты, на­ правлять средства и специалистов в самые «горячие точки». И главное, мы стали реально определять тарифы на услуги и нормативы потребления. — Сколько заявок поступает в службу, например, за сутки? Куда они затем передаются? — За смену приходит до тысячи заявок. К сожалению, их число посто­ янно растет. Поэтому мы расширили объем каналов телефонной связи с диспетчером. Теперь потребители ус­ луг ЖКХ могут позвонить в службу не только по телефону 073, но и по 075. Все звонки граждан записываются на магнитный диск, что позволяет вести их строгий учет. Принятые заявки диспетчеры пе­ редают соответствующим исполните­ лям. Чаще всего они достаются круп­ ным муниципальным предприятиям. Частник, к сожалению, пока неохотно идет работать в систему ЖКХ—и тому есть несколько причин. Прежде всего отпугивает отсутствие четкой законо­ дательной базы взаимоотношений му­ ниципальной власти, поставщиков и потребителей коммунальных услуг. Во- вторых, есть серьезные проблемы с оплатой этих услуг. Сегодня тысячи горожан вообще не платят за них или имеют большие долги: общая задол­ женность по квартплате превышает по Липецку 150 миллионов рублей. И, в третьих, большинству частных пред­ приятий не хватает технической базы, чтобы начать серьезно работать в на­ шей системе. — В чем, по-вашему, причина задолженностей за квартплату? — У многих сегодня просто нет средств. Но среди должников немало и состоятельных людей, предпринима­ телей, чиновников. К этой категории неплательщиков мы применяем раз­ личные меры воздействия, вплоть до отключения газа, света, тепла. А наи­ более злостных придется выселять, как того требует Жилищный кодекс. Анализ неплатежей и изучение на­ грузки на жилой фонд Липецка вскры­ ли неожиданную картину. Оказалось, что в городе пустуют... 12 тысяч квар­ тир. А точнее, у них есть собствен­ ник, но он в них не проживает. Не­ редко такое жилье нелегально сдает­ ся внаем. В частности двухкомнатная квартира в областном центре стоит в среднем 5 тысяч рублей в месяц. В 53-х тысячах квартир проживает по од­ ному человеку. А в товариществах соб­ ственников жилья, которые по городу владеют 320 тысячами квадратных метров, на каждого проживающего приходится по 64 квадратных метра жилой площади, то есть, трехкомнат­ ная квартира. Но при этом более 36 тысяч человек ютятся в молодожен- ках и общежитиях. Понятно, что сложившийся рынок жилья предоставляет людям широкий выбор. Но только состоятельным. Они-то и скупают сегодня квартиры, владея двумя, тремя и более. Только полная, а не частичная, как раньше, оплата их содержания может хоть в какой-то мере сдержать подобный квартирный бум. — Большинство претензий го­ рожан по-прежнему касается ка­ чества предоставляемых услуг. Что скажете по этому поводу? —Все познается в сравнении. Ус­ луги ЖКХ липчане получают стабиль­ но, хотя и не с оценкой «отлично». А между тем в соседних областных цен­ трах картина совсем иная. Например, в Тамбове и Воронеже горячая вода подается по графику—два часа в сут­ ки, лифты в жилых домах работают по часу — только утром и вечером, улицы и дворы не убираются. Вмес­ те с тем, не буду скрывать, проблем в нашей сфере сверх головы. Имен­ но для того, чтобы их уменьшить, и реформируется система ЖКХ. А та­ кую махину в один день на новые рель­ сы не поставишь. Николай РОЩУПКИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz