Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)
21 ФЕВРАЛЯ 2006 ГОДА ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР НАЧИСТОТУ= НАКАНУНЕ ДНЯ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА НА ВОПРОСЫ «ДВ» ОТВЕЧАЕТ МИХАИЛ НОЖКИН Н е верится, что ровно через год Н ож к ин у исполнится 7 0 лет. О н п о -п р еж н ем у в отличной ф о р м е , подтянутый, м уж е а в е н ны й , стро гий . И в то ж е время с потря сающим чувством юмора . К а к и положено актеру, поэту, ком по зитору и мастеру эстрады в одном л ице , М и х аил Иванович м но го работает: пиш ет кни ги и песни, выступает с сольными про гр ам м ам и ; гастролирует с концер та м и , на подходе - пятый и шестой CD . Единственный «мин ус» : крайн е редко соглашается на и н тервью . Н о для ж урналистки «ДВ» сделал исключение. - Михаил Иванович, как са ми относитесь к грядущему со лидному юбилею? - С по койн о . Круглы е даты - с е р ь е зн о е п о д в е д е н и е и то го в . Или ты нич е го хо рош е го в ж и з н и не соверш ил , или н аоб оро т , и потом у м ож еш ь честно смотреть лю дям в глаза . Т а к вот м н е в этом смысле не стыдно жи ть . - А на детский вопрос «Вы счастливы?» что бы вы ответи ли? - Я счастливый человек . П о том у что не вхож у в те 9 0 п р о центов лю дей , которы е , по ста ти стик е , н енавидят то , что выну жд ены делать , зарабатывая себе на ж и з н ь . М н е повезло - з а н и маюсь лю бимым делом . - Почему вас не видно в но вых киноработах? Хотя, знаю, существует целый список гром ких названий свежеиспеченных кино и сериалов, в которых вас уговаривали сниматься. Но вних вытак и не появились? - Роли п р е д л а г аю т н и к у ды ш ны е , а то и совсем глупые . И з с е р и ал а в сери ал б е з ш танов бе гать? Вот у й д е т вся эта ш у ш е р а , появятся н о рм ал ь ны е , с е р ь е зны е п р е д л о ж е н и я , и зри тел и увид я т м ен я на э кр а н а х . - Многих м)^ает вопрос - ку да в последней серии «Возвра щение резидента» делся персо наж Ножкина? Многие зрители до сих пор не могут смириться с этим, требуя «Верните Бекаса!». - И с то р и я « О ш и б к и р е з и д е н т а » о д и н к о д н о м у им ел а м ес то в ж и з н и . Н и ч е го н е п р и д у м а н о , все было на с ам ом д е л е в с е р е д и н е 1 9 5 0 - х в России . Я знал лю д е й , которы х мы и г р а л и , и э то бы л о и н т е р е с н о . «С уд ьб а р е зи д ен та » - у ж е с о б и р а т ел ь ны й о б р а з и з , разны х ф а к тов и со бы тий . А в «В о зв р а щ е н и и р е зи д ен та » я о тказал ся и гр а ть . Бекас т ам про с то б о л т а ется , о с о б о е м у н е ч е го делать . И я п р ед л о ж и л : д а в а й т е п ом о гу со с ц е н а р и е м , ведь я л и т е р а т о р . Б е с к о ры с т н о п о м о г у . Н е для с е б я , н о раз у ж ге р о й з а я в л е н , он д о л ж е н ч т о -т о д ела ть . И л и , го во рю , н е н а д о в о о бщ е Б е каса , н е о б и ж у с ь . Со м н о й с о гл а ш а л и с ь , д а , с е й ч а с - с е й час . Н о с ц е н а р и й д о н ач ал а съ е м о к т а к и н е д а л и . Ф и л ь м з а п у с ти л и , и зв о н я т м н е : куд а ж мы теп е р ь б е з Б е каса , р а з съ ем ки н ачались? Я го во рю - нет , не п о й д е т , р е б я т а , слово д о р о ж е . И о т рабо ты о тказался . Н о я х о ч у п о р а д о в а ть п о к л о н н и к о в э п о п е и о р а зв е д ч и ках : в ер н у Бекаса в б у кв ал ь н ом смы с л е . П о п р о с ь б е бы вш и х к о л л е г п о ф и л ьм у и м о и х т о в а р и щ е й , с о т р у д н и к о в с п е ц с л у ж б , з а к о н ч и л че ты р е своих сц е н ар и я . К р у то й б о е в и к , гд е я вновь сы гр аю Бе каса . Н о это не п р о д о л ж е н и е ф и л ьм а « О ш и б к а . . .» и «С уд ьб а р е зи д е н та » , а п р о д о л ж е н и е судьбы м о е го г е роя . Ф а б у л а в то м , что п р ош л и т я ж е л ы е го ды . Н ас тал с е г о д н яш н и й д е н ь . М е н я е тс я п р а в и тельство , п р е зи д е н ты . А Бекас к а к п ахал , т а к и п аш е т н а О т е ч е ство , к а к сл уж и л России , т а к и с л уж и т , н е ж а л е я сил . Р абочее н а зв а н и е ф и л ьм а «Б е кас в о з в р ащ а е тся » . Д е л о за д е н ь г а м и . Я м о г бы п опр о си ть ср едства у м н о ги х власть и м ущ и х и б о г а тых. Н о н е п о п р ош у н и к о гд а . П р о д ю с е р ф и л ь м а В л а д и м и р А р с ен ь е в , ч е л о в е к известны й и н а д е ж ны й , по сво ей и н и ц и а т и ве взялся п о м о ч ь . И д о л г о ж д а л , п о к а я з а к о н ч у сц е н ар и й . С ним а ть ф и л ьм б у д ем на к и н о с т у д и и « П р е з и д е н т -ф и л ь м » , и з в е с т н о м с в о и м и п р о е к т а м и «Б ая зе т» , «С а р м а т » , « Д а л ь н о б о й щ и к и » и д р у ги м и . - Наднях режиссеродной на шумевшей кинопремьеры рас крывал «секреты» блокбастер- ской кухни: «Современный экшн требует более 3 тысяч «склеек», советское кино обходилось тре мястами»... Не боитесь жесткой конкуренции, с «дозорами», другими так называемыми су перхитами? - Н исколь ко , в б о ев и к е , к о то рый мы го товим , все б удет н а стоящее . Н ар од , увы, отвык от настоящ его . Создатели все бо ль ш е пич каю т картины ком пью тер ной гр аф и ко й , скрывая за тр ес ком , сиянием и сомнительными спецэффектами куцый сюжет и скудные характеры п ерсонаж ей . Зрители устали от этого . С ц ен а р и и п иш утся по п ривы чн ом у стандарту - н ем н о го войны , н е мно го секса , потом герои ф иль мов обязательно слоняются по кус там , по постелям . В н аш ем ф ильме шелухи нет. Все серьез но и достойно . - С недавних пор на телека нале «Звезда» вы ведете про грамму «Никто не забыт». Чем привлек вас этот проект? - Во -первы х , на к ан ал е сразу со гласились с м о им условием н е вм еш и в а ть с я в а в т о р с к и й стиль. Я сам вы бир аю героев п е р ед а чи , п иш у сц е н ар и й , состав ляю вопросы . В о -вто ры х , м н е со звучна ко н ц еп ц и я про е к та - ф и л о соф и я в е л и к о й П о б е ды , о д ь б а вел и кой России. М о и с о б е с е д н и ки не тол ь ко ветераны и военны е , это вы дающиеся лю д и , которы е трудятся в разных областях - м е д и к и , с в ящ е н н и ки , писатели , космонавты . - Одна из ваших песен - «Последний бой» - принесла вам неисчерпаемую любовь публики. Всем известна и ваша песня «Последняя электричка». Создатель незабываемых обра зов в кино, в 1982 году вы полу чили Госпремию за сценарий к документальномуфильму«Ради жизни на земле». Автор патрио тических гимнов, популярных шлягеров, на эстраде вы более 47 лет яркий обличитель соци альных пороков. С гитарой в ру ках то лиричный самобытный певец, то последний романтик нашего времени. Вкого вытакой талантливый? - А Бо г е го знае т! С малы х л ет ар ти с том себя чувствовал . В н аш е й м о с ко в с ко й к о м м у н а л ь н о й к в а р ти р е К о т е л ь н и ч е с к о й высотки на п р а з д н и к а х ж ил ьцы со б и р а л и сь вм ес те , п ели в три голо са . П р е к р а с н о пели ! К а к в лю б о й д е р е в н е . Я к о р е н н о й м о с кви ч . Родился и вырос , гд е Я у за в п ад а е т в М о с к в а -р е к у . Но все мы р о д о м из д е р е в н и . М о скву д а лю б о й кр упны й го р о д в с е гд а с н а ч а л а д ^ е в е н с к и е лю д и о б ж и в а л и . Лю б лю д е р е в ню , н аш и и с то р и ч е с ки е ко р н и . Т о л ь ко п р ед ал и мы зем лю , т е перь р а схл ебы ва ем . - Основа вашего творчества - тема Великой Отечественной войны. Выхорошо помните и не понаслышке знаете, что с людь ми делает война? - М н е бы ло почти 5 л е т , к о гда началась во й н а . О т е ц уш ел на ф р о н т , был у з н и к о м Д а х а у и Бухенвальда - семья о б этом у зн ала ч е р е з м н о го лет , - уч ас т вовал в бою п о д о Р ж ев ом (о тц у я посвятил свою п есню «Р ж е в » ) , вернулся в 1 9 4 5 -м . В э в а к у а ц и и мы н е бы ли . Всю в ой н у - в М о скве . М а м а вкалы вала на ф а б р и к е в д в е см ены . С тарш и й бр а т р або тал с 12 лет. М о я н е п о н я т ная тяга д уш и к ху д о ж е с тв ен н о й с ам о д е я т е л ь н о с ти о к р е п л а со вр ем ен вы ступлений в Яу зс кой б о л ь н и ц е , в п ала тах го спи тал я , п ер е д р а н е ны м и . Для м ен я , 7 - , 8 - , 9 -л е т н е го , это была с е р ь е з ная р або та . - Когда пришло время выбо ра профессии, семья одобрила ваше стремление выступать на сцене? - После войны при госпита ле выстроили клуб, в котором я занимался. Потом выступал в театре Промкооперации, в ДК ЗиЛ. Я пел, плясал, читал моно логи. Худрук театральной сту дии ЗиЛа Сергей Львович Штейн из эстрады меня перема нивал безрезультатно. У Штей на занимался Вася Лановой, мой друг с тех лет. До Ланового еще Вера Васильева - знамени тые зиловцы. В 1957-м на меж дународном фестивале я высту пал фактически профессио нальным артистом. Молодой был, но уже популярный. Одна ко после школы отец мне ска зал: «Настоящий мужик должен иметь нормальную профессию. Получи специальность, чтоб мог на кусок хлеба заработать, потом иди куда хочешь». Я окончил строительный техни кум. И даже поступил в вуз на инженера, но бросил институт сразу на 1-м курсе. Понял - впу стую трачу время, техникум уже дал знания. Несколько лет я ра ботал прорабом. Днем строил жилой комплекс в Черемушках, вечером выходил на сцену. Все гда очень уважаю профессию строителя. - Почему в 1967 году вам за претили выходить на сцену? - Меня выгнали с эстрады за моноспектакль «Шут с тобой». Никто не отважился в те време на говорить острую критику. Я выступал с «Шутом» более двух лет. И в ЦК партии меня хоро шо принимали. Опробовав на ЦК новые номера, выносил их на широкую публику. Без цен зуры читаете! - возмущались в Минкульте. «На Лубянке слу шали, замечаний не сделали, какая еще нужна цензура?!» - отвечал я. Стучали на меня все время. А ЦК партии - парадокс!- спа сал. Завотделом ЦК партии по культуре был Апостолов, свой человек. Вызовет к себе: «Миш, опять на тебя телега. Не пере живай, придумаем что-ни будь». Когда в стране стали «закручивать гайки», пришел Яковлев. Вопрос был поставлен ребром - делай то, что тебе го ворят, или проваливай. И в 1967-м Апостолов сказал: «Ми ша, они тебя или посадят, или уничтожат. Лучше уйди, сохра нись. Ты можешь что-то доброе для России сделать». По сча стью, я занял нишу, в которой никто не работал в 60-х годах, - эстраду. Когда вынудили уйти со сцены временно. Божиим подарком стало кино. Сразу пригласили сниматься. Мой статус общественный вырос. А чтобы не придирались, что с 1967 года я работаю только по договорам, я стал членом ко митета московских драматур гов. - Муки, когда сочиняете, ис пытываете? - Муки иногда возникают технические. А чтобы темы ис кать, о чем бы написать, такого никогда не было. Нередко коллеги надменно мне говорили: «Миша, надо те бе с нами поехать в Дом твор чества. Сосредоточиться, поду мать, темы для выступлений выбрать». Меня это всегда и с м е ш и л о , и в о зм ущ а л о . Д а вы йди ты на у л и ц у , у м е тр о п о ш а тай ся . Вот т еб е 10 0 тем сразу! А если ска за ть н е о ч ем , ни од ин Д о м творчества н и к о гд а н е п о м ож е т . - У вас множество рискован ных боевых сцен вфильмах, на верняка попадали вопасностьна съемках? - Ч у д ом спасался н е о д и н раз . О т о м , что п риш л о сь п е р е ж и т ь н а с ъ ем к а х , м о ж н о о т д ел ьн ую к н и гу писать . Все д е лал б е з д уб л ер о в . Владею все м и в и д а м и с т р е л к о в о го о р у ж и я , р а зб и р аю , со б и р аю п уле м е ты , в е р х о м е з ж у и т .д . На съ ем к а х б о евы е д ей с тв и я н а с тоящ и е . О д н аж ды на « Х о ж д е н и и по м у к ам » в сц е н е а т а ки п и р о т е х н и к и п е р е п у т а л и к о м анды д а л ь н о с ти взры вов . А р е ж и с с е р у ж е п ро кр и ч ал « М о тор !» . М о й п е р с о н а ж Рощ ин в а т а к у вед ет ночью свой полк . Бе гу с д в у м я н а г а н а м и , ямы взрываются тут и там . Вдруг в м е тр е о т м о е го л и ц а в зды м а е т ся зем л я . . . Спасло то , что я о к а зался в «м е р тв о й » зо н е , сила у д а р а уш л а в в ер х . Н о взрыв стр аш ны й был . М е н я сил ьно о г л уш и л о , о т к и н у л о в о л н о й . В ф и л ьм е этот э п и зо д - красивы й эф ф е к тны й к а д р . В м а с с о в к е бы ли задействованы солдаты - с р о ч н и к и . Т а к о н и на в торой д ен ь съ ем о к взвыли! О б р а тн о в часть запр о сил и сь : «У вас , к а к на н ас тоящ ей в ой н е» . Режиссер В а си л и й О р д ы н с к и й , п о м ню , п о б е л е л п о сл е т о го в зры ва . М н о г и х ж е н а зем ь пов ал ило , он д а ж е боялся п о д о й ти к а р т и с т ам - ж и в ы , нет? Р еж и с с е р О зеро в т о ж е тол ь ко н ас тоящ и х м у ж и к о в бр ал на съ ем ки . - По поводу настоящих му жиков... Введи в обиход в 60-е годы термин секс-символ, к вам это звание от многочисленных поклонников наверняка бы при клеилось. - В п рош лом году подход и т т о в а р ищ на о д н ом м е р о п р и я т и и , п р о т я ги в а е т м н е « П л е й бо й » . Я удивился - зачем? О к а зывается , в д е к а б р ь с ко м а н гл о язычном н ом ер е ( 2 0 0 5 г . ) мой п ер с о н а ж из ф ильм а «О д и н о ч но е п лав ани е» , м а й о р Ш а то хи н , «П л е й б о ем » поставлен в десят ку гл авны х ге р о е в , « ко то ры е спасли м и р » - т а ко й у статьи з а голово к . Впереди Д ж е й м с Бонд , д р у ги е известны е ф ам и л и и , а на 4 - м месте - Ш а то хи н . Ф и л ьм с успехом был п о к а з ан за р у б е ж о м , и п о м н я т е г о б о л е е 2 0 . лет ... М е н я о кр естил и «Русским Р ем бо » . И звес тны й п уб л и ц и с т , из «Ш п и г е л я » , встретившись со м н о й , б р о си л с я со сл ов ам и : «Зачем вы не со хр ани л и Ш а т о - хина? С только с е р и й ещ е м о ж н о бы ло сделать !» Ф и л ь м « О д и ночное плав ани е» очень д о р о г мн е . В ф ил ьм е впервы е п о к а з а ны не б у таф о р с ки е , н астоящ ие ракетны е п од зем ны е шахты . Мы со здавали ф ильм во славу н а ш ей А р м и и , м о р с ко й пехоты . - А самая важная роль для вас, которая принесла наиболь шую популярность? . - К а к ни с тр а н н о , это н е в о енны е ге р о и , а роль в м е л о д р а м е « К а ж д ы й вечер в о д и н н а д цать» . Л и р и ч е с к а я н овелла , к о торая д о л го д е р ж а л а п ерв ен с т во в р е й ти н ге зри тел ь с ки х п р и с тр а с ти й (« С о в е т с к и й э к р а н » п убл и ков ал эти д а н н ы е ) . После выхода э то го ф ил ьм а на э кр а н я п о т ч а л м е ш к и п и с ем . Т а к о й лю бви п у б л и ки н е бы ло ни в о д н о й д р у го й ки н о р а б о т е . Бе ш ен ая популярно сть была. - Вы отметили, что продюсе ру фильма о судьбе Бекаса при шлось ждать окончания работы над сценарием.Почему? - В м о ей сем ь е бы ли т р а г и ч е с ки е собы тия . Н ад о было о т ходи ть о т уд ар а . Еще в 1 9 5 7 -м , к о гд а я п риш ел в Те а тр эстрады , п р о и з ош л и и зм е н е н и я в м о ей л и ч н о й ж и з н и . Э то бы ла л ю бовь с п ер в о го взгляда . Л ар и с а появилась в э том т еа тр е чер е з го д после м ен я , рабо тал а зав - л и т о м . В ы с о к о о б р а з о в а н ны й , т о н к и й , цельны й ч ело в е к . Мы п ож ен и л и с ь и п р о ж и л и с н ей д уш а в д у ш у 4 2 го д а . Ж е н а ум ерл а в 2 0 0 4 -м . Все ещ е тр у д но о той ти о т по тери . - Одиночество?.. - О т о д ино ч е с тва спасает р або та . Р о д с тв енн и ки , б р а т со сво ей с ем ь ей , ж и в у т в М о с к в е . Есть м о и д рузья . П рос то н и к то не п о н им ал м ен я , н е верил в меня т а к , к а к Л а р и с а . У нас бы ло п о р а зи тел ь н о е ед ин с тво м и р о в о з з р е н и й . О д н у и з п есен , ко торы е я посвятил ей п ри ж и з н и , назвал «Б ер е гиня» . Л а р и с а и теперь м еня о б е р е га е т . Ц а р с т во ей Н еб е сн о е и з ем н о е . У м е ня о н а , Л а р и с а , м о й а н г е л -х р а нител ь , я это чувствую . Беседовала Татьяна НАУМОВА. ЛЮДИ и ЗВЕРИ В ГОСТИ с ПРИПЛОДОМ Провожая на выставку в Тверь большую группу экзоти ческих животных, сотрудники Белгородского зоопарка и ду мать не могли, что одна из по допечных - яванская макака - на сносях. Роды пришлось при нимать прямо в крытом кузове грузовика. Несмотря на лютый мороз, малыш появился на свет абсолютно здоровым, а потому сразу стал любимцем местной публики. Яванская ма маша, войдя в положение осо бой персоны, каждый день уст раивает показательные уроки кормления и воспитания сво его чада, чем вызывает умили тельные улыбки посетителей. Евгений СОСТИН. БЕЛГОРОД. МЕДВЕДЬ- НЕ ФОТОМОДЕЛЬ 14-летний Олег Ермолаев в городе Мене Черниговской об ласти, поспорив с ровесника ми, пообещал сфотографиро вать в местном зоопарке 700- килограммового бурого мед ведя Тимку. Улучив момент, когда зверь спокойно ел мор ковь, школьник перемахнул через забор и просунул руки с фотоаппаратом вн^рь клетки, чтобы сделать кадр крупным планом. Мгновенно среагиро вав на вспышку, Тимка цапнул парнишку и стал затаскивать его в свое убежище. Работники зоопарка с трудом отбили жер тву у животного, однако Олег полностью лишился обеих рук, причем правой - с частью ло патки. Юрий КИРИЛЛОВ. ЧЕРНИГОВ. НЕВЫДУМАННЫЕ ИСТОРИИ^ НЕ НУЖЕН НАМ БЕРЕГФИНЛЯНДСКИЙ! БРОДЯЧАЯ СОБАКА ПРЕДПОЧЛА РОДНОЙ КРОНШТАДТ СЫТОМУ ХЕЛЬСИНКИ Кронштадтцы запримети- ^ .... ; ■■ J 77 " ли Великана больше года на- , зад, когда у колбасного мага зина на улице Ленина появи лась собачья стая. Огромная сибирская лайка благородных кровей была ее вожаком. Впрочем, собачий покой длился недолго. Летом минув шего года в Кронштадте старто вала программа по стерилиза ции псов. Заметив фальшиво приветливых людей в очках. Ве ликан сразу смекнул - мокрое дело! И со всех лап бросился прочь. Что происходило дальше, каков был маршрут пса, поже лавшего сохранить свое мужское достоинство, - об этом история умалчивает. Ясности нет и в том, кто помог Великану приобрести «обратный билет». Но факт оста ется фактом - на днях он, живой и невредимый объявился в Кронштадте с новым кожаным ошейником. Давние покровители пса на время сняли этот модный аксес суар. Каково же было их удивле ние, когда на внутренней сторо не оказалась бирка, где на фин ском языке написано новое имя Великана - Бобби и адрес его хозяев, проживающих в пре стижном районе Хельсинки. Дозвониться до них через спра вочный стол было делом техни ки. Эрка и Юкка - бездетная се мейная пара - подтвердили, что пес действительно жил у них. Они взяли его из приюта, под давшись могучему обаянию и умному взгляду. Лайке выдели ли 12-метровую комнату, корми ли наубои, задаривали игрушка ми. Однажды, потакая его при родным инстинктам, запрягли в сани и поехали кататься на за лив. Но тот неожиданно попер на полынью. Юкка едва спрыгнул, а Бобби, стряхнув собачью упряж ку, рванул вперед. С тех пор но вые хозяева его не видели. А на острове без конца гадают - как это произошло? Вообще 300 км - таково расстояние меж ду Кронштадтом и Хельсинки - для ездовой собаки не пробле ма. Допустим, летом Великан мог пробежать по дамбе, свер нуть на дорогу «Скандинавия» и нелегально пересечь границу, за которой и был пойман. Но как он вернулся? Повторил прежний Лайка - песверный. путь или гнал по льду Финского залива? А может, правы те, кто утверждает: ушлая псина неза метно пробралась на один из ле доколов, который по чистой слу чайности пришвартовался в Кронштадтском порту? Словом, m есть над чем за думаться. И б^иологам, и киноло гам, и даже кронштадтским на ционал-патриотам. Псу, который отверг финское гражданство ра ди нищенской жизни на родине, надо ставить памятник. Рита ЖУКОВА. КРОНШТАДТ. ВСПОМНИМ = люди БРАТАЛИСЬУ коаров В ЭТОМ ГОДУ ИСПОЛНИТСЯ 40 ЛЕТ СО ВРЕМЕНИ ТАШКЕНТСКОГО ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ Рано утром 26 апреля 1966 года страшный удар стихии разрушил большую часть древнего и прекрасного го рода. Сотни тысяч людей ос тались без крова. В эти дни к привычным по тому времени словам «братская республи ка», «братский народ» верну лась их сердечная искренняя суть. В Ташкент без всякой разна рядки бросились сотни добро вольцев со всей страны. С пер вых часов катастрофы прави тельство Алексея Косыгина от правляло на помощь пострадав шему городу лучших специали стов и перебрасывало армей ские подразделения для разбо ра завалов. Тысячи ташкентцев приютила Москва и другие крупные города Советского Со юза. Восстанавливали Ташкент строители со всей страны, и че рез несколько лет столица Узбе кистана стала самым современ ным и благоустроенным горо дом Востока. Мне выпало счастье прожить два месяца в Ташкенте в сере дине 80-х, и я до сих пор как прекрасный сон вспоминаю его улицы, его приветливых жите лей, готовых распахнуть дверь для любого путника, не спраши вая даже имени. Это особенное гостеприимство ташкентцев ста ло легендой еще во время Вели кой Отечественной, когда «хлебный» город принял десят ки тысяч эвакуированных. Пос ле событий 1966 года теплое братство ташкентцев пополни лось сибиряками и уральцами, рижанами и киевлянами, мин чанами и одесситами... И те, кто поднимал Ташкент из руин, ко пал метро и возводил уникаль ные сейсмостойкие здания, и те, кто приютил пострадавших, - все вправе были считать себя ташкентцами. Прошли годы, распалась ве ликая страна, пролегли границы и для новых поколений. Чужим стало некогда родное для всех советских людей слово «Таш кент». Но над братством таш кентцев границы не властны, и поэтому в канун сороковой го довщины ташкентского земле трясения мы просим вас: от кликнитесь! Напишите о пере житом в те дни, вспомните с благодарностью о друзьях, о том, чем стал Ташкент в вашей судьбе. Давайте расскажем де тям и внукам о событиях 1966 года. «Деловой вторник» ждет ваших писем по адресу: 127137, а/я № 34. А пока мы публикуем отрывок из воспоминаний пе тербургского писателя и драма турга Владимира Арро, оказав шегося в Ташкенте на другой день после землетрясения. Дмитрий ШЕВАРОВ. В самолете, выполнявшем ночной рейс Москва-Ташкент шли какие-то загадочные воз бужденные разговоры между пассажирами. Особенно волно вались узбеки. Стюардессы ску по отвечали на их вопросы, и понемногу становилось ясно, что в Ташкенте в прошлую ночь произошло сильное землетря сение, что город разрушен... Самолет приземлился точно по расписанию, в 4.20 утра 27 апреля 1966 года. На «экспрес се» мы с моим товарищем по ехали в город. В автобусе шел шумный разговор по-узбекски с участием водителя. Ничто не го ворило о катастрофе. И только въехав в город, мы увидели гру ды глинобитных обломков, грал оркестр. Это началась ре петиция первомайского парада. Мы ушли на соседнюю улицу. Здесь от густой листвы навис ших деревьев было еще темно. Во всю длину улицы на раскла душках, на тюках спали люди. Брошенные дома, частью уже непригодные для жи лья, частью затаившие ______ смертельную угрозу для своих хозяев, мрачно тянулись поза ди деревьев. Кое-где горели костры, рабо тали транзисторные приемники на волне «Маяка». Мы присели к одному из костров, нас угостили чаем. Сходиться с людь- Понемногу картина события, происшедшего в этом городе, стала проясняться в подробно стях и с разных сторон... От пер вого же толчка рухнули глино- > битные, осточертевшие всем кварталы. Люди, маявшиеся еще со времен войны, получили 25 апреля 1966 года часыжителей Ташкента остановились в5.23. бывшие недавно домами, кост ры посреди улиц, палатки, спя щих на расклад/шках горожан. Центр являл собой подобие ог ромного походного лагеря в минуты, когда людей свалила усталость и им уже ни до чего - ни до прошлого, ни до будуще го. Все уличные часы показыва ли одно время - 5.23. Ровно су тки назад их остановил семи балльный толчок, прокатив шийся по земным недрам. Возле гостиницы «Узбеки стан» на вынесенных из вести бюля креслах спали в неудоб ных, изломанных позах ино странцы, любители восточной экзотики. Понемногу светало. Многоэтажные дома, окружав шие площадь, стояли на месте, и, лишь приглядевшись, можно было увидеть, что на одном не хватает балкона, на другом - штукатурки, а третий прорезан от крыши до основания зигзаго образной трещиной. Площадь, к нашему удивлению, вдруг ста ла заполняться войсками. Зай ми в эти дни было легко, и я уже не помню, где мы познакоми лись с Дилей Танеевой. Хрупкая девушка, с восточным разрезом глаз и каштановой челкой, тас кала огромный портфель, наби тый всем, что нужно для жизни: от зубной щетки до томика Цве таевой. Чувствовала она себя, как и мы, неприкаянно. У нее был высокого тембра голос и вдохновенная манера речи, почти как у Ахмадулиной. Мы стали ходить с нею вместе и в первый же день обрели уйму знакомых. Заходили в какие-то треснувшие дома возле арыков, пили зеленый чай, с газетчика ми ели шашлык на улице, сиде ли в кафе «Уголок», где нам чи тали стихи... Всаду из дупла ста рого дерева она вдруг достала адресованное ей письмо от че ловека, с которым мы тоже по том познакомились. Ночевали мы у ее друзей, в одноэтажном доме. Ночью был сильный тол чок. Все вскочили, встали в дверных проемах... надежду на переселение. А главное - пошатнулся рутин ный, опостылевший всем уклад жизни. Было тревожно, ждали новых толчков, но какое-то дру гое чувство было сильнее тре воги. Вбивачной сутолоке и не разберихе повеяло вдруг сво бодой, братанием. Враждовав шие прежде соседи вдруг поми рились, полузнакомые люди сблизились. Над застойными советско-мещанскими будня ми, полными запретов, ограни чений, условностей, взвились мятежные стяги вольности. Осо бенно остро это чувствовала молодежь, оиого так много бы ло в городе возбужденно-счаст ливых лиц, опого песни, кото рые прежде звучали под гитару только на кухнях, выплеснулись на улицы. Можно было поду мать, что на пороге не только житейские, но и какие-то дру гие перемены... Владимир АРРО, писатель. ДЕЛОВОЙ ^ПШШ! Учредитель и издатель: Информационно-аналитическое агентство «Деловой вторник». Издание зарегестрироваио Министеравом РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых ком 1 иуникаций Per. ПИ N! 77-7161. Распространяется вкачестве приложения к газетам: Генеральный директор Ф.Сизый Шеф-редактор Л.Арих Адрес редакции: 127137, Москва, а /я №34. Телефон для экстренной связи: 764-99-65 (моб. Ф.Сизого). Номер подписан в 15.00. По графику в 15.00. Номер сверстан в РИЦ «Российская газета». Общий тираж 1.950.630 экз. Цена - бесплатно. «Деловой вторник». Перепечатка без согласования средакцией недопускается. *Труд», «Евро-Экспресс» (Германий). «Архангельск» (Архангельск), «Комсомолец Каспия» (Аарахань), «Белгородская npae/ia» (Волгоград), «На смену!» (Екатеринбург), «Панорама» (Зеленогорск), «Калининградская правда» (Калининград) (Майкоп),«Гастроном»(Минск),«Минскийкурьер»(Минск).«КоммерсантБелоруссии»(М( ■— ' ’ — Новгород). «Новая газета» (^Новосибирск) «СоветскаяСибирь» С «Северный рабочий» (Чита), «Пярнуский Экспресс» (Эаония) огилев),«Могилевскиеведомбаи». . . ____ ______ _ г —- . , , «Поколение» (Орел). «Веаник-Наша Пенза» (Пенза), «Вечерняя Пермь» (Пермь), Сахалин» (Южно-Сахалинск). «Вторник» (Якутск). чпраада» (Белгород), «Брянский _________ , «Кубань сегодня» (1фаснодар), «Курская правда» (Курск), «Красноярский pal эаи» (Могилевская область), «Продовольавенный рынок» (Минск), «Сг ■ , «Курьер из Борисова» (Борисов), «СевернаяОсетия» (Владикавказ). «Волгоградская ■ зярск). «Кузбасс» (Кемерово^, «)1ипе4кая газета» (Липецк), «Новая Адыгея» ______ ________ ____ ........................ .......... ......... ipb), «ПравдаСевера»(НовыйУренгой), «Нижегородскиеновости» (Нижний Курьер Карелии» (Петрозаводск). «Наше время» (Роаов-на-Дону), «Волжская коммуна» (Самара). «Земскоеобозрение» (Саратов), Вечерний Бобруйск» ' ■ ■ ' ' ' 1ЧИЙ» двоими глазами»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz