Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

21 ФЕВРАЛЯ 2006 ГОДА ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР НАЧИСТОТУ= НАКАНУНЕ ДНЯ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА НА ВОПРОСЫ «ДВ» ОТВЕЧАЕТ МИХАИЛ НОЖКИН Н е верится, что ровно через год Н ож к ин у исполнится 7 0 лет. О н п о -п р еж н ем у в отличной ф о р ­ м е , подтянутый, м уж е а в е н ны й , стро гий . И в то ж е время с потря­ сающим чувством юмора . К а к и положено актеру, поэту, ком по ­ зитору и мастеру эстрады в одном л ице , М и х аил Иванович м но го работает: пиш ет кни ги и песни, выступает с сольными про гр ам ­ м ам и ; гастролирует с концер та ­ м и , на подходе - пятый и шестой CD . Единственный «мин ус» : крайн е редко соглашается на и н ­ тервью . Н о для ж урналистки «ДВ» сделал исключение. - Михаил Иванович, как са­ ми относитесь к грядущему со­ лидному юбилею? - С по койн о . Круглы е даты - с е р ь е зн о е п о д в е д е н и е и то го в . Или ты нич е го хо рош е го в ж и з н и не соверш ил , или н аоб оро т , и потом у м ож еш ь честно смотреть лю дям в глаза . Т а к вот м н е в этом смысле не стыдно жи ть . - А на детский вопрос «Вы счастливы?» что бы вы ответи­ ли? - Я счастливый человек . П о ­ том у что не вхож у в те 9 0 п р о ­ центов лю дей , которы е , по ста ­ ти стик е , н енавидят то , что выну­ жд ены делать , зарабатывая себе на ж и з н ь . М н е повезло - з а н и ­ маюсь лю бимым делом . - Почему вас не видно в но­ вых киноработах? Хотя, знаю, существует целый список гром­ ких названий свежеиспеченных кино и сериалов, в которых вас уговаривали сниматься. Но вних вытак и не появились? - Роли п р е д л а г аю т н и к у ­ ды ш ны е , а то и совсем глупые . И з с е р и ал а в сери ал б е з ш танов бе гать? Вот у й д е т вся эта ш у ш е ­ р а , появятся н о рм ал ь ны е , с е р ь ­ е зны е п р е д л о ж е н и я , и зри тел и увид я т м ен я на э кр а н а х . - Многих м)^ает вопрос - ку­ да в последней серии «Возвра­ щение резидента» делся персо­ наж Ножкина? Многие зрители до сих пор не могут смириться с этим, требуя «Верните Бекаса!». - И с то р и я « О ш и б к и р е з и ­ д е н т а » о д и н к о д н о м у им ел а м ес то в ж и з н и . Н и ч е го н е п р и ­ д у м а н о , все было на с ам ом д е ­ л е в с е р е д и н е 1 9 5 0 - х в России . Я знал лю д е й , которы х мы и г р а ­ л и , и э то бы л о и н т е р е с н о . «С уд ьб а р е зи д ен та » - у ж е с о ­ б и р а т ел ь ны й о б р а з и з , разны х ф а к тов и со бы тий . А в «В о зв р а ­ щ е н и и р е зи д ен та » я о тказал ся и гр а ть . Бекас т ам про с то б о л т а ­ ется , о с о б о е м у н е ч е го делать . И я п р ед л о ж и л : д а в а й т е п ом о гу со с ц е н а р и е м , ведь я л и т е р а ­ т о р . Б е с к о ры с т н о п о м о г у . Н е для с е б я , н о раз у ж ге р о й з а я в ­ л е н , он д о л ж е н ч т о -т о д ела ть . И л и , го во рю , н е н а д о в о о бщ е Б е каса , н е о б и ж у с ь . Со м н о й с о гл а ш а л и с ь , д а , с е й ч а с - с е й ­ час . Н о с ц е н а р и й д о н ач ал а съ е ­ м о к т а к и н е д а л и . Ф и л ь м з а п у ­ с ти л и , и зв о н я т м н е : куд а ж мы теп е р ь б е з Б е каса , р а з съ ем ки н ачались? Я го во рю - нет , не п о й д е т , р е б я т а , слово д о р о ж е . И о т рабо ты о тказался . Н о я х о ч у п о р а д о в а ть п о ­ к л о н н и к о в э п о п е и о р а зв е д ч и ­ ках : в ер н у Бекаса в б у кв ал ь н ом смы с л е . П о п р о с ь б е бы вш и х к о л л е г п о ф и л ьм у и м о и х т о в а ­ р и щ е й , с о т р у д н и к о в с п е ц ­ с л у ж б , з а к о н ч и л че ты р е своих сц е н ар и я . К р у то й б о е в и к , гд е я вновь сы гр аю Бе каса . Н о это не п р о д о л ж е н и е ф и л ьм а « О ш и б ­ к а . . .» и «С уд ьб а р е зи д е н та » , а п р о д о л ж е н и е судьбы м о е го г е ­ роя . Ф а б у л а в то м , что п р ош л и т я ж е л ы е го ды . Н ас тал с е г о д ­ н яш н и й д е н ь . М е н я е тс я п р а в и ­ тельство , п р е зи д е н ты . А Бекас к а к п ахал , т а к и п аш е т н а О т е ч е ­ ство , к а к сл уж и л России , т а к и с л уж и т , н е ж а л е я сил . Р абочее н а зв а н и е ф и л ьм а «Б е кас в о з ­ в р ащ а е тся » . Д е л о за д е н ь г а м и . Я м о г бы п опр о си ть ср едства у м н о ги х власть и м ущ и х и б о г а ­ тых. Н о н е п о п р ош у н и к о гд а . П р о д ю с е р ф и л ь м а В л а д и м и р А р с ен ь е в , ч е л о в е к известны й и н а д е ж ны й , по сво ей и н и ц и а т и ­ ве взялся п о м о ч ь . И д о л г о ж д а л , п о к а я з а к о н ч у сц е н ар и й . С ним а ть ф и л ьм б у д ем на к и н о ­ с т у д и и « П р е з и д е н т -ф и л ь м » , и з в е с т н о м с в о и м и п р о е к т а м и «Б ая зе т» , «С а р м а т » , « Д а л ь н о ­ б о й щ и к и » и д р у ги м и . - Наднях режиссеродной на­ шумевшей кинопремьеры рас­ крывал «секреты» блокбастер- ской кухни: «Современный экшн требует более 3 тысяч «склеек», советское кино обходилось тре­ мястами»... Не боитесь жесткой конкуренции, с «дозорами», другими так называемыми су­ перхитами? - Н исколь ко , в б о ев и к е , к о то ­ рый мы го товим , все б удет н а ­ стоящее . Н ар од , увы, отвык от настоящ его . Создатели все бо ль ­ ш е пич каю т картины ком пью тер ­ ной гр аф и ко й , скрывая за тр ес ­ ком , сиянием и сомнительными спецэффектами куцый сюжет и скудные характеры п ерсонаж ей . Зрители устали от этого . С ц ен а ­ р и и п иш утся по п ривы чн ом у стандарту - н ем н о го войны , н е ­ мно го секса , потом герои ф иль ­ мов обязательно слоняются по кус там , по постелям . В н аш ем ф ильме шелухи нет. Все серьез ­ но и достойно . - С недавних пор на телека­ нале «Звезда» вы ведете про­ грамму «Никто не забыт». Чем привлек вас этот проект? - Во -первы х , на к ан ал е сразу со гласились с м о им условием н е вм еш и в а ть с я в а в т о р с к и й стиль. Я сам вы бир аю героев п е ­ р ед а чи , п иш у сц е н ар и й , состав ­ ляю вопросы . В о -вто ры х , м н е со звучна ко н ц еп ц и я про е к та - ф и л о соф и я в е л и к о й П о б е ды , о д ь б а вел и кой России. М о и с о ­ б е с е д н и ки не тол ь ко ветераны и военны е , это вы дающиеся лю ­ д и , которы е трудятся в разных областях - м е д и к и , с в ящ е н н и ­ ки , писатели , космонавты . - Одна из ваших песен - «Последний бой» - принесла вам неисчерпаемую любовь публики. Всем известна и ваша песня «Последняя электричка». Создатель незабываемых обра­ зов в кино, в 1982 году вы полу­ чили Госпремию за сценарий к документальномуфильму«Ради жизни на земле». Автор патрио­ тических гимнов, популярных шлягеров, на эстраде вы более 47 лет яркий обличитель соци­ альных пороков. С гитарой в ру­ ках то лиричный самобытный певец, то последний романтик нашего времени. Вкого вытакой талантливый? - А Бо г е го знае т! С малы х л ет ар ти с том себя чувствовал . В н аш е й м о с ко в с ко й к о м м у н а л ь ­ н о й к в а р ти р е К о т е л ь н и ч е с к о й высотки на п р а з д н и к а х ж ил ьцы со б и р а л и сь вм ес те , п ели в три голо са . П р е к р а с н о пели ! К а к в лю б о й д е р е в н е . Я к о р е н н о й м о ­ с кви ч . Родился и вырос , гд е Я у ­ за в п ад а е т в М о с к в а -р е к у . Но все мы р о д о м из д е р е в н и . М о ­ скву д а лю б о й кр упны й го р о д в с е гд а с н а ч а л а д ^ е в е н с к и е лю д и о б ж и в а л и . Лю б лю д е р е в ­ ню , н аш и и с то р и ч е с ки е ко р н и . Т о л ь ко п р ед ал и мы зем лю , т е ­ перь р а схл ебы ва ем . - Основа вашего творчества - тема Великой Отечественной войны. Выхорошо помните и не понаслышке знаете, что с людь­ ми делает война? - М н е бы ло почти 5 л е т , к о ­ гда началась во й н а . О т е ц уш ел на ф р о н т , был у з н и к о м Д а х а у и Бухенвальда - семья о б этом у зн ала ч е р е з м н о го лет , - уч ас т ­ вовал в бою п о д о Р ж ев ом (о тц у я посвятил свою п есню «Р ж е в » ) , вернулся в 1 9 4 5 -м . В э в а к у а ц и и мы н е бы ли . Всю в ой н у - в М о ­ скве . М а м а вкалы вала на ф а б ­ р и к е в д в е см ены . С тарш и й бр а т р або тал с 12 лет. М о я н е п о н я т ­ ная тяга д уш и к ху д о ж е с тв ен н о й с ам о д е я т е л ь н о с ти о к р е п л а со вр ем ен вы ступлений в Яу зс кой б о л ь н и ц е , в п ала тах го спи тал я , п ер е д р а н е ны м и . Для м ен я , 7 - , 8 - , 9 -л е т н е го , это была с е р ь е з ­ ная р або та . - Когда пришло время выбо­ ра профессии, семья одобрила ваше стремление выступать на сцене? - После войны при госпита­ ле выстроили клуб, в котором я занимался. Потом выступал в театре Промкооперации, в ДК ЗиЛ. Я пел, плясал, читал моно­ логи. Худрук театральной сту­ дии ЗиЛа Сергей Львович Штейн из эстрады меня перема­ нивал безрезультатно. У Штей­ на занимался Вася Лановой, мой друг с тех лет. До Ланового еще Вера Васильева - знамени­ тые зиловцы. В 1957-м на меж­ дународном фестивале я высту­ пал фактически профессио­ нальным артистом. Молодой был, но уже популярный. Одна­ ко после школы отец мне ска­ зал: «Настоящий мужик должен иметь нормальную профессию. Получи специальность, чтоб мог на кусок хлеба заработать, потом иди куда хочешь». Я окончил строительный техни­ кум. И даже поступил в вуз на инженера, но бросил институт сразу на 1-м курсе. Понял - впу­ стую трачу время, техникум уже дал знания. Несколько лет я ра­ ботал прорабом. Днем строил жилой комплекс в Черемушках, вечером выходил на сцену. Все­ гда очень уважаю профессию строителя. - Почему в 1967 году вам за­ претили выходить на сцену? - Меня выгнали с эстрады за моноспектакль «Шут с тобой». Никто не отважился в те време­ на говорить острую критику. Я выступал с «Шутом» более двух лет. И в ЦК партии меня хоро­ шо принимали. Опробовав на ЦК новые номера, выносил их на широкую публику. Без цен­ зуры читаете! - возмущались в Минкульте. «На Лубянке слу­ шали, замечаний не сделали, какая еще нужна цензура?!» - отвечал я. Стучали на меня все время. А ЦК партии - парадокс!- спа­ сал. Завотделом ЦК партии по культуре был Апостолов, свой человек. Вызовет к себе: «Миш, опять на тебя телега. Не пере­ живай, придумаем что-ни­ будь». Когда в стране стали «закручивать гайки», пришел Яковлев. Вопрос был поставлен ребром - делай то, что тебе го­ ворят, или проваливай. И в 1967-м Апостолов сказал: «Ми­ ша, они тебя или посадят, или уничтожат. Лучше уйди, сохра­ нись. Ты можешь что-то доброе для России сделать». По сча­ стью, я занял нишу, в которой никто не работал в 60-х годах, - эстраду. Когда вынудили уйти со сцены временно. Божиим подарком стало кино. Сразу пригласили сниматься. Мой статус общественный вырос. А чтобы не придирались, что с 1967 года я работаю только по договорам, я стал членом ко­ митета московских драматур­ гов. - Муки, когда сочиняете, ис­ пытываете? - Муки иногда возникают технические. А чтобы темы ис­ кать, о чем бы написать, такого никогда не было. Нередко коллеги надменно мне говорили: «Миша, надо те­ бе с нами поехать в Дом твор­ чества. Сосредоточиться, поду­ мать, темы для выступлений выбрать». Меня это всегда и с м е ш и л о , и в о зм ущ а л о . Д а вы йди ты на у л и ц у , у м е тр о п о ­ ш а тай ся . Вот т еб е 10 0 тем сразу! А если ска за ть н е о ч ем , ни од ин Д о м творчества н и к о гд а н е п о ­ м ож е т . - У вас множество рискован­ ных боевых сцен вфильмах, на­ верняка попадали вопасностьна съемках? - Ч у д ом спасался н е о д и н раз . О т о м , что п риш л о сь п е р е ­ ж и т ь н а с ъ ем к а х , м о ж н о о т ­ д ел ьн ую к н и гу писать . Все д е ­ лал б е з д уб л ер о в . Владею все ­ м и в и д а м и с т р е л к о в о го о р у ­ ж и я , р а зб и р аю , со б и р аю п уле ­ м е ты , в е р х о м е з ж у и т .д . На съ ем к а х б о евы е д ей с тв и я н а ­ с тоящ и е . О д н аж ды на « Х о ж д е ­ н и и по м у к ам » в сц е н е а т а ки п и р о т е х н и к и п е р е п у т а л и к о ­ м анды д а л ь н о с ти взры вов . А р е ж и с с е р у ж е п ро кр и ч ал « М о ­ тор !» . М о й п е р с о н а ж Рощ ин в а т а к у вед ет ночью свой полк . Бе гу с д в у м я н а г а н а м и , ямы взрываются тут и там . Вдруг в м е тр е о т м о е го л и ц а в зды м а е т ­ ся зем л я . . . Спасло то , что я о к а ­ зался в «м е р тв о й » зо н е , сила у д а р а уш л а в в ер х . Н о взрыв стр аш ны й был . М е н я сил ьно о г ­ л уш и л о , о т к и н у л о в о л н о й . В ф и л ьм е этот э п и зо д - красивы й эф ф е к тны й к а д р . В м а с с о в к е бы ли задействованы солдаты - с р о ч н и к и . Т а к о н и на в торой д ен ь съ ем о к взвыли! О б р а тн о в часть запр о сил и сь : «У вас , к а к на н ас тоящ ей в ой н е» . Режиссер В а си л и й О р д ы н с к и й , п о м ню , п о б е л е л п о сл е т о го в зры ва . М н о г и х ж е н а зем ь пов ал ило , он д а ж е боялся п о д о й ти к а р т и ­ с т ам - ж и в ы , нет? Р еж и с с е р О зеро в т о ж е тол ь ко н ас тоящ и х м у ж и к о в бр ал на съ ем ки . - По поводу настоящих му­ жиков... Введи в обиход в 60-е годы термин секс-символ, к вам это звание от многочисленных поклонников наверняка бы при­ клеилось. - В п рош лом году подход и т т о в а р ищ на о д н ом м е р о п р и я ­ т и и , п р о т я ги в а е т м н е « П л е й ­ бо й » . Я удивился - зачем? О к а ­ зывается , в д е к а б р ь с ко м а н гл о ­ язычном н ом ер е ( 2 0 0 5 г . ) мой п ер с о н а ж из ф ильм а «О д и н о ч ­ но е п лав ани е» , м а й о р Ш а то хи н , «П л е й б о ем » поставлен в десят ­ ку гл авны х ге р о е в , « ко то ры е спасли м и р » - т а ко й у статьи з а ­ голово к . Впереди Д ж е й м с Бонд , д р у ги е известны е ф ам и л и и , а на 4 - м месте - Ш а то хи н . Ф и л ьм с успехом был п о к а з ан за р у б е ­ ж о м , и п о м н я т е г о б о л е е 2 0 . лет ... М е н я о кр естил и «Русским Р ем бо » . И звес тны й п уб л и ц и с т , из «Ш п и г е л я » , встретившись со м н о й , б р о си л с я со сл ов ам и : «Зачем вы не со хр ани л и Ш а т о - хина? С только с е р и й ещ е м о ж н о бы ло сделать !» Ф и л ь м « О д и ­ ночное плав ани е» очень д о р о г мн е . В ф ил ьм е впервы е п о к а з а ­ ны не б у таф о р с ки е , н астоящ ие ракетны е п од зем ны е шахты . Мы со здавали ф ильм во славу н а ­ ш ей А р м и и , м о р с ко й пехоты . - А самая важная роль для вас, которая принесла наиболь­ шую популярность? . - К а к ни с тр а н н о , это н е в о ­ енны е ге р о и , а роль в м е л о д р а ­ м е « К а ж д ы й вечер в о д и н н а д ­ цать» . Л и р и ч е с к а я н овелла , к о ­ торая д о л го д е р ж а л а п ерв ен с т ­ во в р е й ти н ге зри тел ь с ки х п р и ­ с тр а с ти й (« С о в е т с к и й э к р а н » п убл и ков ал эти д а н н ы е ) . После выхода э то го ф ил ьм а на э кр а н я п о т ч а л м е ш к и п и с ем . Т а к о й лю бви п у б л и ки н е бы ло ни в о д н о й д р у го й ки н о р а б о т е . Бе­ ш ен ая популярно сть была. - Вы отметили, что продюсе­ ру фильма о судьбе Бекаса при­ шлось ждать окончания работы над сценарием.Почему? - В м о ей сем ь е бы ли т р а г и ­ ч е с ки е собы тия . Н ад о было о т ­ ходи ть о т уд ар а . Еще в 1 9 5 7 -м , к о гд а я п риш ел в Те а тр эстрады , п р о и з ош л и и зм е н е н и я в м о ей л и ч н о й ж и з н и . Э то бы ла л ю ­ бовь с п ер в о го взгляда . Л ар и с а появилась в э том т еа тр е чер е з го д после м ен я , рабо тал а зав - л и т о м . В ы с о к о о б р а з о в а н ны й , т о н к и й , цельны й ч ело в е к . Мы п ож ен и л и с ь и п р о ж и л и с н ей д уш а в д у ш у 4 2 го д а . Ж е н а ум ерл а в 2 0 0 4 -м . Все ещ е тр у д ­ но о той ти о т по тери . - Одиночество?.. - О т о д ино ч е с тва спасает р або та . Р о д с тв енн и ки , б р а т со сво ей с ем ь ей , ж и в у т в М о с к в е . Есть м о и д рузья . П рос то н и к то не п о н им ал м ен я , н е верил в меня т а к , к а к Л а р и с а . У нас бы ­ ло п о р а зи тел ь н о е ед ин с тво м и ­ р о в о з з р е н и й . О д н у и з п есен , ко торы е я посвятил ей п ри ж и з ­ н и , назвал «Б ер е гиня» . Л а р и с а и теперь м еня о б е р е га е т . Ц а р с т ­ во ей Н еб е сн о е и з ем н о е . У м е ­ ня о н а , Л а р и с а , м о й а н г е л -х р а ­ нител ь , я это чувствую . Беседовала Татьяна НАУМОВА. ЛЮДИ и ЗВЕРИ В ГОСТИ с ПРИПЛОДОМ Провожая на выставку в Тверь большую группу экзоти­ ческих животных, сотрудники Белгородского зоопарка и ду­ мать не могли, что одна из по­ допечных - яванская макака - на сносях. Роды пришлось при­ нимать прямо в крытом кузове грузовика. Несмотря на лютый мороз, малыш появился на свет абсолютно здоровым, а потому сразу стал любимцем местной публики. Яванская ма­ маша, войдя в положение осо­ бой персоны, каждый день уст­ раивает показательные уроки кормления и воспитания сво­ его чада, чем вызывает умили­ тельные улыбки посетителей. Евгений СОСТИН. БЕЛГОРОД. МЕДВЕДЬ- НЕ ФОТОМОДЕЛЬ 14-летний Олег Ермолаев в городе Мене Черниговской об­ ласти, поспорив с ровесника­ ми, пообещал сфотографиро­ вать в местном зоопарке 700- килограммового бурого мед­ ведя Тимку. Улучив момент, когда зверь спокойно ел мор­ ковь, школьник перемахнул через забор и просунул руки с фотоаппаратом вн^рь клетки, чтобы сделать кадр крупным планом. Мгновенно среагиро­ вав на вспышку, Тимка цапнул парнишку и стал затаскивать его в свое убежище. Работники зоопарка с трудом отбили жер­ тву у животного, однако Олег полностью лишился обеих рук, причем правой - с частью ло­ патки. Юрий КИРИЛЛОВ. ЧЕРНИГОВ. НЕВЫДУМАННЫЕ ИСТОРИИ^ НЕ НУЖЕН НАМ БЕРЕГФИНЛЯНДСКИЙ! БРОДЯЧАЯ СОБАКА ПРЕДПОЧЛА РОДНОЙ КРОНШТАДТ СЫТОМУ ХЕЛЬСИНКИ Кронштадтцы запримети- ^ .... ; ■■ J 77 " ли Великана больше года на- , зад, когда у колбасного мага­ зина на улице Ленина появи­ лась собачья стая. Огромная сибирская лайка благородных кровей была ее вожаком. Впрочем, собачий покой длился недолго. Летом минув­ шего года в Кронштадте старто­ вала программа по стерилиза­ ции псов. Заметив фальшиво­ приветливых людей в очках. Ве­ ликан сразу смекнул - мокрое дело! И со всех лап бросился прочь. Что происходило дальше, каков был маршрут пса, поже­ лавшего сохранить свое мужское достоинство, - об этом история умалчивает. Ясности нет и в том, кто помог Великану приобрести «обратный билет». Но факт оста­ ется фактом - на днях он, живой и невредимый объявился в Кронштадте с новым кожаным ошейником. Давние покровители пса на время сняли этот модный аксес­ суар. Каково же было их удивле­ ние, когда на внутренней сторо­ не оказалась бирка, где на фин­ ском языке написано новое имя Великана - Бобби и адрес его хозяев, проживающих в пре­ стижном районе Хельсинки. Дозвониться до них через спра­ вочный стол было делом техни­ ки. Эрка и Юкка - бездетная се­ мейная пара - подтвердили, что пес действительно жил у них. Они взяли его из приюта, под­ давшись могучему обаянию и умному взгляду. Лайке выдели­ ли 12-метровую комнату, корми­ ли наубои, задаривали игрушка­ ми. Однажды, потакая его при­ родным инстинктам, запрягли в сани и поехали кататься на за­ лив. Но тот неожиданно попер на полынью. Юкка едва спрыгнул, а Бобби, стряхнув собачью упряж­ ку, рванул вперед. С тех пор но­ вые хозяева его не видели. А на острове без конца гадают - как это произошло? Вообще 300 км - таково расстояние меж­ ду Кронштадтом и Хельсинки - для ездовой собаки не пробле­ ма. Допустим, летом Великан мог пробежать по дамбе, свер­ нуть на дорогу «Скандинавия» и нелегально пересечь границу, за которой и был пойман. Но как он вернулся? Повторил прежний Лайка - песверный. путь или гнал по льду Финского залива? А может, правы те, кто утверждает: ушлая псина неза­ метно пробралась на один из ле­ доколов, который по чистой слу­ чайности пришвартовался в Кронштадтском порту? Словом, m есть над чем за­ думаться. И б^иологам, и киноло­ гам, и даже кронштадтским на­ ционал-патриотам. Псу, который отверг финское гражданство ра­ ди нищенской жизни на родине, надо ставить памятник. Рита ЖУКОВА. КРОНШТАДТ. ВСПОМНИМ = люди БРАТАЛИСЬУ коаров В ЭТОМ ГОДУ ИСПОЛНИТСЯ 40 ЛЕТ СО ВРЕМЕНИ ТАШКЕНТСКОГО ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ Рано утром 26 апреля 1966 года страшный удар стихии разрушил большую часть древнего и прекрасного го­ рода. Сотни тысяч людей ос­ тались без крова. В эти дни к привычным по тому времени словам «братская республи­ ка», «братский народ» верну­ лась их сердечная искренняя суть. В Ташкент без всякой разна­ рядки бросились сотни добро­ вольцев со всей страны. С пер­ вых часов катастрофы прави­ тельство Алексея Косыгина от­ правляло на помощь пострадав­ шему городу лучших специали­ стов и перебрасывало армей­ ские подразделения для разбо­ ра завалов. Тысячи ташкентцев приютила Москва и другие крупные города Советского Со­ юза. Восстанавливали Ташкент строители со всей страны, и че­ рез несколько лет столица Узбе­ кистана стала самым современ­ ным и благоустроенным горо­ дом Востока. Мне выпало счастье прожить два месяца в Ташкенте в сере­ дине 80-х, и я до сих пор как прекрасный сон вспоминаю его улицы, его приветливых жите­ лей, готовых распахнуть дверь для любого путника, не спраши­ вая даже имени. Это особенное гостеприимство ташкентцев ста­ ло легендой еще во время Вели­ кой Отечественной, когда «хлебный» город принял десят­ ки тысяч эвакуированных. Пос­ ле событий 1966 года теплое братство ташкентцев пополни­ лось сибиряками и уральцами, рижанами и киевлянами, мин­ чанами и одесситами... И те, кто поднимал Ташкент из руин, ко­ пал метро и возводил уникаль­ ные сейсмостойкие здания, и те, кто приютил пострадавших, - все вправе были считать себя ташкентцами. Прошли годы, распалась ве­ ликая страна, пролегли границы и для новых поколений. Чужим стало некогда родное для всех советских людей слово «Таш­ кент». Но над братством таш­ кентцев границы не властны, и поэтому в канун сороковой го­ довщины ташкентского земле­ трясения мы просим вас: от­ кликнитесь! Напишите о пере­ житом в те дни, вспомните с благодарностью о друзьях, о том, чем стал Ташкент в вашей судьбе. Давайте расскажем де­ тям и внукам о событиях 1966 года. «Деловой вторник» ждет ваших писем по адресу: 127137, а/я № 34. А пока мы публикуем отрывок из воспоминаний пе­ тербургского писателя и драма­ турга Владимира Арро, оказав­ шегося в Ташкенте на другой день после землетрясения. Дмитрий ШЕВАРОВ. В самолете, выполнявшем ночной рейс Москва-Ташкент шли какие-то загадочные воз­ бужденные разговоры между пассажирами. Особенно волно­ вались узбеки. Стюардессы ску­ по отвечали на их вопросы, и понемногу становилось ясно, что в Ташкенте в прошлую ночь произошло сильное землетря­ сение, что город разрушен... Самолет приземлился точно по расписанию, в 4.20 утра 27 апреля 1966 года. На «экспрес­ се» мы с моим товарищем по­ ехали в город. В автобусе шел шумный разговор по-узбекски с участием водителя. Ничто не го­ ворило о катастрофе. И только въехав в город, мы увидели гру­ ды глинобитных обломков, грал оркестр. Это началась ре­ петиция первомайского парада. Мы ушли на соседнюю улицу. Здесь от густой листвы навис­ ших деревьев было еще темно. Во всю длину улицы на раскла­ душках, на тюках спали люди. Брошенные дома, частью уже непригодные для жи­ лья, частью затаившие ______ смертельную угрозу для своих хозяев, мрачно тянулись поза­ ди деревьев. Кое-где горели костры, рабо­ тали транзисторные приемники на волне «Маяка». Мы присели к одному из костров, нас угостили чаем. Сходиться с людь- Понемногу картина события, происшедшего в этом городе, стала проясняться в подробно­ стях и с разных сторон... От пер­ вого же толчка рухнули глино- > битные, осточертевшие всем кварталы. Люди, маявшиеся еще со времен войны, получили 25 апреля 1966 года часыжителей Ташкента остановились в5.23. бывшие недавно домами, кост­ ры посреди улиц, палатки, спя­ щих на расклад/шках горожан. Центр являл собой подобие ог­ ромного походного лагеря в минуты, когда людей свалила усталость и им уже ни до чего - ни до прошлого, ни до будуще­ го. Все уличные часы показыва­ ли одно время - 5.23. Ровно су­ тки назад их остановил семи­ балльный толчок, прокатив­ шийся по земным недрам. Возле гостиницы «Узбеки­ стан» на вынесенных из вести­ бюля креслах спали в неудоб­ ных, изломанных позах ино­ странцы, любители восточной экзотики. Понемногу светало. Многоэтажные дома, окружав­ шие площадь, стояли на месте, и, лишь приглядевшись, можно было увидеть, что на одном не хватает балкона, на другом - штукатурки, а третий прорезан от крыши до основания зигзаго­ образной трещиной. Площадь, к нашему удивлению, вдруг ста­ ла заполняться войсками. Зай­ ми в эти дни было легко, и я уже не помню, где мы познакоми­ лись с Дилей Танеевой. Хрупкая девушка, с восточным разрезом глаз и каштановой челкой, тас­ кала огромный портфель, наби­ тый всем, что нужно для жизни: от зубной щетки до томика Цве­ таевой. Чувствовала она себя, как и мы, неприкаянно. У нее был высокого тембра голос и вдохновенная манера речи, почти как у Ахмадулиной. Мы стали ходить с нею вместе и в первый же день обрели уйму знакомых. Заходили в какие-то треснувшие дома возле арыков, пили зеленый чай, с газетчика­ ми ели шашлык на улице, сиде­ ли в кафе «Уголок», где нам чи­ тали стихи... Всаду из дупла ста­ рого дерева она вдруг достала адресованное ей письмо от че­ ловека, с которым мы тоже по­ том познакомились. Ночевали мы у ее друзей, в одноэтажном доме. Ночью был сильный тол­ чок. Все вскочили, встали в дверных проемах... надежду на переселение. А главное - пошатнулся рутин­ ный, опостылевший всем уклад жизни. Было тревожно, ждали новых толчков, но какое-то дру­ гое чувство было сильнее тре­ воги. Вбивачной сутолоке и не­ разберихе повеяло вдруг сво­ бодой, братанием. Враждовав­ шие прежде соседи вдруг поми­ рились, полузнакомые люди сблизились. Над застойными советско-мещанскими будня­ ми, полными запретов, ограни­ чений, условностей, взвились мятежные стяги вольности. Осо­ бенно остро это чувствовала молодежь, оиого так много бы­ ло в городе возбужденно-счаст­ ливых лиц, опого песни, кото­ рые прежде звучали под гитару только на кухнях, выплеснулись на улицы. Можно было поду­ мать, что на пороге не только житейские, но и какие-то дру­ гие перемены... Владимир АРРО, писатель. ДЕЛОВОЙ ^ПШШ! Учредитель и издатель: Информационно-аналитическое агентство «Деловой вторник». Издание зарегестрироваио Министеравом РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых ком 1 иуникаций Per. ПИ N! 77-7161. Распространяется вкачестве приложения к газетам: Генеральный директор Ф.Сизый Шеф-редактор Л.Арих Адрес редакции: 127137, Москва, а /я №34. Телефон для экстренной связи: 764-99-65 (моб. Ф.Сизого). Номер подписан в 15.00. По графику в 15.00. Номер сверстан в РИЦ «Российская газета». Общий тираж 1.950.630 экз. Цена - бесплатно. «Деловой вторник». Перепечатка без согласования средакцией недопускается. *Труд», «Евро-Экспресс» (Германий). «Архангельск» (Архангельск), «Комсомолец Каспия» (Аарахань), «Белгородская npae/ia» (Волгоград), «На смену!» (Екатеринбург), «Панорама» (Зеленогорск), «Калининградская правда» (Калининград) (Майкоп),«Гастроном»(Минск),«Минскийкурьер»(Минск).«КоммерсантБелоруссии»(М( ■— ' ’ — Новгород). «Новая газета» (^Новосибирск) «СоветскаяСибирь» С «Северный рабочий» (Чита), «Пярнуский Экспресс» (Эаония) огилев),«Могилевскиеведомбаи». . . ____ ______ _ г —- . , , «Поколение» (Орел). «Веаник-Наша Пенза» (Пенза), «Вечерняя Пермь» (Пермь), Сахалин» (Южно-Сахалинск). «Вторник» (Якутск). чпраада» (Белгород), «Брянский _________ , «Кубань сегодня» (1фаснодар), «Курская правда» (Курск), «Красноярский pal эаи» (Могилевская область), «Продовольавенный рынок» (Минск), «Сг ■ , «Курьер из Борисова» (Борисов), «СевернаяОсетия» (Владикавказ). «Волгоградская ■ зярск). «Кузбасс» (Кемерово^, «)1ипе4кая газета» (Липецк), «Новая Адыгея» ______ ________ ____ ........................ .......... ......... ipb), «ПравдаСевера»(НовыйУренгой), «Нижегородскиеновости» (Нижний Курьер Карелии» (Петрозаводск). «Наше время» (Роаов-на-Дону), «Волжская коммуна» (Самара). «Земскоеобозрение» (Саратов), Вечерний Бобруйск» ' ■ ■ ' ' ' 1ЧИЙ» двоими глазами»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz