Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

18 февраля 2006 г., № 32 (22660) ЛИПЕЦКАЯ газета ^Зам етки горожанки Елена БРЕДИС, обозреватель «Липецкой газеты» ' Сколько Ро ссии нужно россиян? Итак, один месяц вновом году мыпрожили. Или пережили —кому как больше нравится. Не знаю, как вас, а меня все это время преследовали чувства весьма противоречивые. С одной стороны, есть надежда на какие-то заметные перемены к лучшему —ну, например, на успешную реализацию национальных проектов, которые в корне изменят всюсоциально- экономическую политику, а проще говоря — ^ облегчат жизнь миллионам россиян. А с другой, Р буквально вто же самое время, оторопев, изучаешь цифрывянварской квитанции квартплаты или с тоской обнаруживаешь, что после праздничного повышения цены на продуктовом рынке не особенно понизились, в поликлиниках очереди не стали меньше, а врачи —внимательнее. И вот как прикажете жить в состоянии такого внутреннего раздрая? Тут попадается мне в одной из московских газет цитата из высказывания одного ученого, который при Борисе Нико­ лаевиче Ельцине был министром охраны окружающей сре­ ды и природных ресурсов: «Сырьевая экономика предпола­ гает концентрацию трудовых ресурсов только там, где рас­ положены эксплуатируемые природные объекты... А осталь­ ное население сырьевой экономике не нужно. И чем меньше его будет, тем сырьевой экономике лучше, тем меньше с нее будут драть налогов, потому что меньше будут социальные затраты государства. С этой точки зрения можно сказать, что сырьевая экономика заинтересована в депопуляции». Когда цитата из контекста вырвана, трудно сказать, с каким настроением человек все это говорил: то ли констатировал факт, то ли возмущался. Но задуматься-то все равно есть над чем. Тем более что мы постоянно слышим про нефтедол­ лары и экспортные цены "на газ, как будто только это для нас вопрос жизни и смерти. Признаюсь, прочла я это недавнее высказывание и при­ уныла: а нужны ли мы стране? В смысле — в таком количе­ стве и качестве? Ну взять тех же учителей. Они что, нефть добывают или золото моют на приисках? Чем они вообще .приумножают богатство государства и увеличивают Стаби- 'члизационный фонд? Да толку от них, как... короче, вы поня­ ли. Стало быть, совершенно закономерно, что в начале этого года им начнут платить ровно на разряд выше, то есть на сто рублей больше. Ну если ты классный руководитель, то полу­ чишь дополнительно по сороковнику за каждого ученика. Но ни в коем случае не больше тысячи в месяц. Как говорит­ ся, живи, учи и ни в чем себе не отказывай! В пределах разумного. Возможно, вы мне возразите: «А погляди, как о здоровье нации стали заботиться, участковым врачам и медсестрам так зарплату повысили!» Так ведь до того эту службу прак­ тически совсем развалили, куда ж деваться-то было? Хоро­ шие будут зарплаты, не спорю. Недаром «узкие» специалис­ ты уже кинулись на четырехмесячные курсы переквалифи­ кации — тоже в участковые хотят! Но если так пойдет, то, боюсь, у нас ни окулистов не останется, ни невропатологов. А с педиатрами и теперь худо: их днем с огнем не найдешь. В этом году в Липецкую область только два новых педиатра приехали. Да вот останутся ли? Мне опять же непонятно: как будут проводить всеобщую диспансеризацию? Для нее ведь не только участковые врачи нужны, но и другие специ­ алисты. А они захотят за свои гроши такую нагрузку та­ щить? Что-то сомневаюсь. Впрочем, когда их совсем не оста­ нется, тогда, может, государство зарплату и им резко увели­ чит? Так что ждите, родимые! Или вот еще: если нация особо крепким здоровьем не от­ личается, то она волей-неволей вынуждена тратиться на ле­ карства. А как эти затраты учитывать в потребительской корзинке? И кто вообще станет их учитывать? Коли вду­ маться, что же именно и в каком количестве лежит в нашей потребительской корзинке, то воображение нарисует моло­ жавую старую деву (когда предусмотрено два бюстгальтера на три года и две блузки на пять лет, о каком замужестве мечтать?!), занимающуюся ежедневным закаливанием и вся­ кими оздоровительными процедурами, чтобы обойтись без услуг не только гинеколога, но и прочих медиков. Однако не все еще россияне могут похвастаться такой нравственной и физической сохранностью: большинство все-таки вынужде­ ны посещать аптеки. А только за последний год цены на некоторые препараты выросли в два раза. Кто учтет и ком­ пенсирует людям эту «инфляцию»? Что, безусловно, вдохновляет, так это планы по строи­ тельству доступного жилья. Ипотека, субсидии — слова все иностранные, но остронуждающийся разберется. Понятно, что все это предусмотрено для, мягко говоря, не очень бога­ тых людей, которые не в состоянии сразу купить себе квар­ тиру с необходимым количеством спален и ванных комнат. Но если ты вступишь в ипотеку, то на много лет (а то и десятилетий) станешь намного беднее. Взносы-то платить надо! У меня подруга в результате жуткой пахоты без отпус­ ков и выходных, набрав колоссальные долги, купила себе однокомнатную квартиру и выбралась из общежития. Но долги-то приходится возвращать. А потому она питается и в будни, и в праздники исключительно картошкой. В промто­ варные магазины вообще не заходит. По заработкам ее ник­ то в разряд бедных не зачислит, так что на субсидии она права не имеет. Но по реальной сумме, на которую прихо­ дится жить, по факту она уже за чертой бедности. А сколько у нас вообще людей, формально не имеющих права на субсидии, но отброшенных повышением квартпла­ ты все к той же роковой черте? Конечно, как законопослуш- ' ные граждане, они будут оплачивать квитанции. Но перей­ дут при этом на картошку с макаронами. Что в перспективе приведет к возникновению диабета, который возьмется ле­ чить врач общей практики, который раньше был проктоло­ гом... А может, и в самом деле от большинства из нас мало толку? То ли дело шахтеры, нефтяники, газовики, старатели на золо­ тых приисках... Да только профессию менять поздно. Как и образ мыслей. Так что дай Бог нам всем здоровья и терпения! w A h o h c ! Как взойти на Олимп? Пять лет в России присуждается премия обще­ ственного признания достижений женщин «Олимпия». 3 марта уже в седьмой раз в зале Церковных Соборов храма Христа Спасителя в Москве будут чествовать заслуженных россиянок. Оргкомитет премии готов рассмотреть и ваши за­ явки! Тел./факс: (495) 411-5508; 411- 8608 . E-mail: awrd 2006@ex.ru Адрес: 117105 , Москва, Новодани­ ловская наб., 4а. Вы также можете зарегистрироваться на сайте РАБ и П www.ex.ru Удачи! Алое сердце втрусах, или Что подарить любимым на праздник ^ О т всей души! Вот она, та самая Лолита. ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА Во времена моего детства алый был цветом трех праздников: 1 Мая, 9 Мая и 7 ноября. Сегодня на смену их неизменным атрибутам —огромным бумажным гвоздикам, флажкам и открыткам с крейсером “Аврора” —пришел универсальный символ всех праздников души —красное сердце. НедавноДень влюбленных открыл череду замечательных дат календаря, которые внаш век —с одной стороны, экстремистского феминизма, с другой —унисекса —напоминают: существуют на свете мужчины, сильные и надежные, и женщины—нежные итрепетные. По крайней мере, мы ста­ раемся в эти дни быть тако­ выми, осыпая своих возлюб­ ленных более или менее щед­ рыми дарами. Жаль только, зачастую все сводится к вру­ чению очередного набора для бритья или бадейки с туалет­ ной водой якобы “маде ин Франсе” . Скучно, скучно, господа и товарищи! Такие подарки способны украсить лишь суровые будни, а вовсе не всенародные торжества. Дерзайте, призывайте на по­ мощь фантазию, смелее рас­ крывайте кошелек, вывора­ чивайте карманы и —вперед, на штурм сувенирных лавок! А их нынче хоть отбав­ ляй. И некоторые действи­ тельно хочется отбавить, по­ скольку их витрины — кон­ центрат безобразной, деше­ вой убогости. Даже разгля­ дывать их небезопасно для душевного здоровья. Слаща­ вые феи и ангелочки ядови­ то-розовой окраски парят рядом с чудовищными груда­ стыми тетками, украшающи­ ми, если это слово уместно в данном случае, пепельницы и подставки для телефонов. Переливающиеся золотом и перламутром часы-светиль­ ники из “высококачествен­ ной” китайской пластмассы соседствуют с шедеврами ме­ стных умельцев. Самым умо­ помрачительным из них сле­ дует признать копилку “Ло­ ли т а” . Представьте себе: пышная блондинка с томны­ ми глазами и манящей улыб­ кой стоит на четвереньках. Попа ее при этом обнажена: именно туда и полагается опускать монетки. Ах, затей­ ники! Сколько шутливого изящества, сколько вкуса! И все удовольствие за 130 руб­ лей. Школьнику иному и то по карману. А если к Лоли­ те добавить пятидесятирубле­ вое детище китайских масте­ ров — милого песика с серд­ цем, выпирающим почему-то из трусов, — то композиция заиграет смысловой много­ гранностью. Подобные сувенирные от­ делы способны не только ог­ реть вас по голове утонченной дубиной якобы юмора, но и развить познания в области достижения жизненного успе­ ха. Благодаря им вы узнаете, что богатство в дом приносит трехногая жаба с монетой во рту или денежное дерево. Но под него обязательно нужно посадить толстячка Хотэя — иначе, по словам продавщиц, дерево может и не сработать. А Хотэя неплохо бы гладить раз триста в день по животу —и тогда любое желание сбу­ дется. А если сами пожелае­ те обрести магическую силу — купите пирамиду, призму или шар из горного хруста­ ля. И если вы после этого все­ го не сойдете с ума, заведите еще и азовушку — это уже наша древнеславянская полу- крыса-полукурица, принося­ щая счастье и лад в семью. И если ваша семья не выгонит вас из дома с Лолитой под мышкой и китайской собач­ кой в кармане, значит, обе­ рег сработал. Устав дивиться на замор­ ские и местные чудеса в ре­ шете, я отправилась отдох­ нуть душой туда, где, по обе­ щаниям рекламы, можно приобрести подарки VIP- класса, то есть самые пре­ стижные, самые изящные и все такое. Сувениры в самом деле оказались vip: и по те­ матике, и по цене. Лицезрея гербы Липецка в разных ис­ полнениях, виды местных до­ стопримечательностей на ла­ ковых миниатюрах, настоль­ ные приборы с российской символикой и ручки фирмы “Mont Blanc” по 16 тысяч рублей, я почувствовала себя как на дипломатическом приеме: “Обед прошел в дру­ жественной обстановке, уча­ стники встречи обменялись памятными подарками”. Да, для предстоящих ду­ шевных праздников такое не подходит. А вот небольшие статуэтки из мраморной крошки с берегов Греции — то, что надо. Купидон на звез­ де, например за 340 рублей, выглядит намного изыскан­ ней, чем какая-нибудь движу­ щаяся картина с водопадом за тысячу с хвостиком или жут­ кий светильник из фаянса за 600 рублей из Китая. Прав­ да, ремесленники из Подне­ бесной проникли и в эту чо­ порную подборку: пестрые собачки всех мастей на фоне сувенирного официоза —фан­ тастическая картина, достой­ ная кисти Сальвадора Дали. Но китайские товары не всегда синоним низкого ка­ чества. Особый, пряный аро­ мат высокой культуры Ки­ тая, да и Востока в целом, можно вдохнуть в одном из липецких магазинов. Стелла­ жи с книгами по философии, эзотеризму, негромкая музы­ ка, перезвон колокольчиков, благовония — здесь все нео­ бычно, даже разговоры про­ давщицы по телефону: “Да. Да. Нет. Он еще не умер?” — бесстрастным голосом обра­ щалась девушка за прилав­ ком к невидимому собеседни­ ку, пока я приглядывалась, что бы такое подобрать в по­ дарок близким ЛН}ДЯМ. Можно, „например, пода­ рить музыкальные шары (115 рублей) — катаешь их в руке и на медитацию настра­ иваешься. Или кальян (цена от 220 до 12 тысяч рублей) — лежишь себе, покурива­ ешь, тоже на медитацию на­ страиваешься. А можно и иероглиф в рамке за стеклом (486 рублей) — смотришь на переплетения штрихов, рас­ суждаешь о высоком, и опять же на медитацию... Впрочем, если вы не хо­ тите, чтобы ваш любимый (или любимая) окончательно впал в транс, подарите им что попроще: веер (около 200 руб­ лей), набор для церемонии чаепития (около 1000 рублей) или, наконец, ароматические масла (от 55 до 576 рублей за флакон). Мало денег? Можно приобрести деревянную флей­ ту за 48 рублей и в ожидании лета вдвоем развивать свои музыкальные таланты. И все же экзотические су­ вениры из Китая, Индоне­ зии, Египта — это на изощ­ ренного любителя. А вот ди­ зайнерские штучки из Ни­ дерландов и Великобритании найдут, пожалуй, гораздо больше поклонников. Тем более фирма, торгующая ими, предлагает большой выбор, в том числе и в цене. Можно приобрести неболь­ шие подсвечники, забавные фигурки (до 100 рублей), стильные фоторамки, пред­ меты для кухни (от 200 руб­ лей) и такие модные нынче вещицы, как деревянные го­ ловоломки (от 137 рублей) или шахматы с фигурками, изображающими средневеко­ вых воинов (от двух с поло­ виной тысяч рублей). Глав­ ное, эти сувениры такого вы­ сокого качества, что рука не­ вольно тянется к кошельку, и не только у меня: “Ты не куришь? Надо начинать: смотри, какие нам пепельни­ цы красивые прислали”, — обратилась продавщица к своей коллеге, и ее чувства можно было понять. Вообще гораздо проще по­ добрать подарок для того, кто имеет какие-то пороки. Тог­ да ему можно купить краси­ вую зажигалку (от 100 до 450 рублей), сигару за 500-600 рублей или трубку (от 100 рублей). Если он не прочь употребить спиртное, пожа­ луйста — подарочные фляги (от 170 рублей), футляры для бутылок (580 рублей) и спе­ циальные наборы для муж­ чин (фляга, стаканчики и прочее) от 250 до 3500 руб­ лей. Несложно одарить роман­ тически настроенного или просто не доигравшего в дет­ стве возлюбленного: к вашим услугам миниатюрные рыца­ ри от 40 до 1350 рублей, пробковый шлем, совсем как у английских колонизаторов, за 1050 рублей, охотничьи ножи — от 170 рублей. Есть и совсем уникальные изделия вроде ножа из дамасской ста­ ли (12 тысяч рублей) или дос­ пехов за 52 тысячи рублей. Господам респектабель­ ным и деловым подойдут на­ стольные приборы из кожи, дерева, малахита (225—3370 рублей), кожаные портмоне рублей по 600 и более. Мож­ но удивить всех, подарив на­ стоящему франту трость за 950 рублей. Говорят, этот ак­ сессуар сейчас снова входит в моду. Ну а дамам, кроме разных безделушек, можно препод­ нести прекрасные шкатулоч­ ки для хранения драгоценно­ стей (450-1050 рублей). Хотя, стоп: потом такую шкатулку придется заполнять! Лучше уж тогда приобретите сунду­ чок для рукоделия. За ту же цену. Или еще лучше — кос­ метику для душа и ванны. Но только не обычные шампунь и гель, а подарочный набор в какой-нибудь корзиночке с прилагающимися свечами, ароматическими маслами и прочими излишествами, ко­ торые в обычный день она ку­ пить себе не позволит. Стоит такой набор от 250 рублей и выше, но сколько удоволь­ ствия потом получите вы оба! И, конечно, никто из пре­ красной половины человече­ ства не откажется от хороше­ го парфюма. Правда, поку­ пать его в одиночку — дело рискованное: он может ей и не понравиться. Да никто и не поручится за то, что фран­ цузские духи действительно были сделаны во Франции. И уж точно нужно знать, что дешевыми (до 100 — 200 руб­ лей) могут быть духи только отечественных производите­ лей (легендарная “Красная Москва”, между прочим, лю­ бимые духи Ренаты Литви­ новой). Если вас это не пуга­ ет, готовьте несколько тысяч (ну хотя бы две-три), и все ароматы мира помогут вам покорить сердце любимой. А напоследок хочется по­ делиться вот чем (обращаюсь только к читательницам!). Представьте, вы пришли в го­ сти к молодому человеку и увидели у него на полке “Ло­ литу” . А рядом какую-ни­ будь кружку с надписью типа “Пейте пиво пенное — будет морда здоровенная”. Если на ваш вопрос, зачем он держит дома такую гадость, возлюб­ ленный, ухмыляясь, ответ­ ствует: “А чё, прикольно” , знайте, дальше с этим чело­ веком вам не по пути. И вот тогда вы дарите ему... пла­ ток, мыло и носки. По мне­ нию знающих людей, мыло — к тяжелой жизни, платок, понятно, к слезам, а носки, непонятно почему, но, вроде как, к расставанию. Вот и пусть себе идет в носках, го­ рючими слезами обливаясь, платком утираясь. Шутка. По-моему, от чи­ стого сердца не то что носки —белые тапочки подарить не страшно (ну нравится ей или ему белый цвет!) Ведь боль­ шую любовь никаким подар­ ком не испортишь. Софья ВОБЛИКОВА. ^Выставки А потом портреты наблюдают за художником Что можно изобразить с помощью обычного простого карандаша, графита иластика? Оказывается, многое. Например, сделать выразительный портрет. Именно этот жанр представлен на персональной экспозиции члена Союза художников Валерия Полухина, преподавателя ДХШ № 1 им. В.С. Сорокина, в областном выставочном зале. Когда его сотрудники предложили Полухину опублико­ вать его биографию в каталоге, он вежливо отказался: — Зачем? Пусть люди смотрят мои работы. Мое творче­ ство — это и есть моя биография. Среди графических героев Полухина есть и известные ис­ торические персонажи, и наши современники. — Для меня человек интересен как личность, его долж­ ность и вес в обществе ни при чем. Однажды меня поразил нищий. Его звали Алексеем. Слепой полубомж. Каждый че­ ловек — это человек. Не больше, но и не меньше — таково кредо художника. Главное в портрете — взгляд. Вот прячет глаза, смотрит куда-то вниз и вбок Николай Второй. Художнику удалось передать скрытность и то ли неуверенность в себе, то ли не­ искренность героя. А рядом прямая противоположность са­ модержцу —Григорий Распутин. Широко распахнутыми гла­ зами смотрит он прямо в душу зрителя. Есть в нем что-то и от гипнотизера, и от пророка, и от безумца. А напротив Полухин разместил серию «Сумасшедшие». Болезненные трансформации человеческой натуры ему при­ ходилось наблюдать еще в детстве: его родители были врача­ ми психиатрической больницы. Однако на этих портретах изображены, скорее, не конкретные люди, а обобщенные об­ разы аномальных, кризисных состояний духа. Главное для Полухина — процесс созревания замысла. Он может продолжаться несколько месяцев. А вот само воп­ лощение на бумаге происходит чрезвычайно быстро. Для ма­ териализации задуманного Валерию требуется день или два. — Нужно предельно собраться, затем происходит вып­ леск того, что накопил. После окончания портрета просто падаешь, чувствуешь, что тебя выжали, как лимон, — при­ знается он. А затем, по словам Валерия, работы начинают жить сво­ ей собственной жизнью, независимо от создателя. И как тут не вспомнить Гоголя? — Я в мастерской заметил: мои герои наблюдают за тем, что я делаю. Графическими портретами творческие возможности ху­ дожника не исчерпываются. Есть у него и абстрактные рабо­ ты, и натюрморты, выполненные маслом. И все же именно черно-белый портрет — любимый жанр Валерия. Эти вещи он рисует для себя — не на продажу. Ведь это, прежде всего, возможность самовыражения. Федор КУЧУМОВ. ^Гастроли Открывая двери к.на На своем концерте врамках джазового абонемента Липецкой государственной филармонии пианист Даниил Крамер и мультиинструменталист Давид Голощекин отказались от услуг ведущего. Они сами объявляли очередной номер. ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА Кром е то го , каждый из музыкантов имел право на монолог . Так заслуженный ар тис т России Кр ам е р эски зно обрисовал последнее выступление патриарха л а тиноам ер ик анс ко го дж а за Антонио Карл о ­ са Д ж о п им а в нью -йоркском «Карнеги -холле» — п ер е д тем , как мы услышали печально -нежную ком по зицию Д ж о п им а . А народный а р ­ тист РФ Голощ екин рассказал об удивительном событии 3 5 -л е тн ей давности — музицировании им вместе с Дю ком Эллингтоном . То гда е го ор кестр , в порядке исключения миновав «железный занавес» , п р и ­ ехал на гастроли в СССР . И ленин гр адс кие власти именно ансамблю Голощ екина , срочно собранном у ради та ко го случая, доверили п ро ­ д ем он стрировать п ер е д м аэ с тр о и е го б и г -б э нд ом класс местных джазм енов : мол , мы тож е не лыком шиты и тож е ко е -ч то можем . С тех пор , впрочем , уж е н иком у не надо ниче го о собо д о к а зы ­ вать и специально дем он с трир ов а ть . Н аш и гости свободно , н е п р и ­ н ужденно , м ас тер с ки импрови зировали на самы е разны е темы , о т кл ассики д о эстрады , были и вдохновенно академ ичными , и ш у тл и ­ во раскованными . С Д авид ом С ем е но ви ч ем , н еод но кратным у ч а с т ­ ником ф естиваля «Джазовая провинция» , я общ ался не р а з и мно го о нем писал , поэ том у после ко н ц ер та д уэ та в об ла стном училищ е искусств взял интервью у Д ан и и л а К р ам е р а , в Л и п е ц к е п р еж д е не выступавш е го , — Выйдя на сцену, вы сказали, что с вашим партнером за­ ранее точно не определились, что будете исполнять на протя­ жении вечера. Значит, вы импровизируете в пределах не только отдельно взятого номера, но и репертуара программы? — Конечно . Д ж а з , к счастью , т а ко е искусство , ко торое д а е т во з ­ можность музы кан там не дела ть та к , как им не нравится . Н ам с Д а ­ видом С ем ено ви ч ем н е нравится и гра ть в этом туре почти по д в а д ­ цати город ам России двадцать р а з одно и то ж е . Мы не повторяем один к од ном у на сл ед ующ ем ко н ц ер те наш музыкальный д и а л о г из преды дущ е го , мы с тар а ем с я е го , д и а л о г , продолжать , варьировать , развивать , включать иные , чем п р еж д е , мотивы . — Вы держитесь за роялем очень раскованно — напевае­ те, пританцовываете. Не мешает ли подобная манера сосре­ доточиться на главном — на музыке? — Я не д ум аю об ин с тр ум ен те . Ко гд а музы кан т д о с т и га е т о п р е ­ д ел е н н о го уровня , он ведь не д е рж и т в голове , каким пальцем какую ноту ем у се й ч ас взять. Он давным -давно освоил все техн о л о ги ч ес ­ кие тон ко с ти , чтобы потом они не довлели над ним , чтобы он ощ у ­ щал полную гарм онию с инс тр ум ен том и с сам им собой . — Со студенческой скамьи в Гнесинском институте вас повело в сторону джаза. В названиях ваших программ он по­ стоянно перекликается с классикой. Можно ли здесь вести речь о двойственности ситуации? — Н ет . С ко р е е — о ж ел ании откры ть ещ е одну дверь . С начала я открыл для себя классику , потом — д ж а з , после че го вновь вернулся к кл асси к е , вослед увлекся фольклорной и ро к -м у зы ко й . Условно говоря , мне неую тно ощ ущ ать себя в изолированной , с наглухо з а к ­ рытыми д верям и , ком н а те . По тому что музы ка — э то живая си с тем а со общ ающ и хс я сосудов . —Вы гастролировали во многих странах, играли с различ­ ными музыкантами. Какой из гастрольных проектов считаете самым экзотичным? — В Австралии играл на там ош н ем н ародном ин с тр ум ен те хид - жериду ; на ф естивале во ф ран ц у зс ком Тулоне — ф л ам ен ко -дж а з . Т еп ерь хочу поучиться чем у -ниб уд ь у индийских и сп ол ни тел ей , а там , во всеоружии интернациональны х музыкальных приемов , с д е ­ лать п р о гр амм у на о снове р у сс ко го фольклора. Константин КЛЮТКИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz