Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)
4 14 февраля 2 0 0 6 года ДОБРЫЕ ЛИЦА НЕ ЧУДО ЛИ: МЫ ОТКРЫВАЕМ ХУДОЖНИКА . ЧЬИ КАРТИНЫ ЗНАКОМЫ НАМ С ПЕЛЕНОК Вот уже третий месяц в Ин женерном корпусе Третьяков ки, где развернута выаовко Саврасова, не протолкнуться. Внизу, где торгуют альбомами и открьпгкоми, то и дело слы шится; «Саврасова разобра ли...» Сотни, тысячи людей приходят каждый день, чтобы увидеть, кок грачи прилетели в село Молвитино, как Волга разлилась под Ярославлем, как радуга встает над селом, как туча вот-вот уйдет и солн це преобразит пустынный про селок с тревожными ветлами... Некоторые приходят по не скольку роз, хотя билеты но выставку не назовешь дешевы ми. Рецензенты в газетах гада ют о причинах «саврасовского бума» в Москве. Версии вы сказываются самые экстрава гантные: от медицинских (зим няя депрессия) до экономиче ских (рост цен на работы рус ских мастеров XIX века на за рубежных аукционах). Напоми нают и о палитическом момен те - мол, если последняя боль- шоя выставка Саврасова была еще при Сталине, в 1947 году, то и сейчас такая экспозиция - верная примета того, что вот- вот начнут сажать космополи тов. Но если заглянуть в книгу от зывов, то откроется целое море ответов на вопрос, почему лю ди идут и идут к Саврасову. Тут у каждого - своя особенная причина, свой порыв любви или своя затаенная боль. О многом можно лишь догадываться па этим записям. Всего ведь в об щей тетради не выскажешь, да и есть в притяжении к Саврасо ву что-то такое, чего и выска зать невозможно. Тут и детская жалость к мок рым вербам, и память о пер вой любви, нахлынувшей вме сте с сырым мартовским вет ром, и воспоминание об оди ноких вечерах в районной гос тинице, где убогий быт скраши вала копия саврасовской кар тины на стене. Как в стихах у Алексея Решетова: Ты только что встал на постой, Прилег на казенной постели. Приходит Саврасов седой, Грачи, говорит, прилетели... Прекрасна эта книга - кни га атзывов на выставке Савра сова. На месте сотрудникав галереи я издал бы ее как ро ман. Роман о всех, кто был на выставке и кто не был, и о тех, кто может посетить эту выстав ку лишь в мечтах, листая послевоенный альбом с репро дукциями. Анна из Петербурга: «От крыла для себя нового Савра сова. Кок нужна нам красота в этой жестокой жизни...» Студенты МГУ: «В изумлении полном уходим, чтобы вернуть ся». Галина из Вологды: «Счаст лива, что живу в России, стра не бесконечного богатства культуры. Хочется жить, радо ваться, любить...» Таймураз из Южной Осе тии: «Подольше не закрывайте эту выставку, пока ее не посе тят все жители бывшего CCCPI Она необходима как воздух!» Андрей из Москвы: «...Что мы видим? Русь серую, убогую, тихую, печальную, застенчивую - ту, что презирали и стара лись уничтожить. Прошли годы и столетия. И что» Эта Русь удивительно жива; трогатель ная, она хватает за сердце и вызывает бурю чувств, воспо минаний и умиления...» Геологи из Красноярска: «Картины Саврасова перевер нули наши души, хочется часа ми любоваться на них и ду мать, думать...» С.А. Шевелев из Новаси- бирска: «Удивительно, что та кой художник, а о нем так ма ло известно...» Второклассница Илона из Звенигорода: «Дорогой Алек сей Кондратьевич! Мне очень понравились работы твои. Особенно «Грачи прилетели» и «Лес в инее». Огромное спа сибо. Я еще приду!» ...Возвращаясь с выставки Саврасова, мне пачему-то вспомнился один давний фильм, он до сих пор мне нра вится - «Сто дней после детст ва». Там вожатый в пионерла гере показывает вечером ре бятам слайд с леонардовской Джокондай. Воспитатель про сит подопечных подумать над загадкай этой кортины, а они говорят: ну какая тут загадка, сидит себе женщина до смот рит, да немного улыбается. Ни чего загадочного. А вожатый все убеждает подростков: ду майте, вглядывайтесь, ведь сот ни лет люди ломали головы над таинственной улыбкой Джоконды... Когда я в юности смотрел этот фильм, то благоразумно был на стороне вожатого. Ну, как не считаться с тем, что об щепринято. А теперь мне вдруг подумалось, что ребята правы. Они сидели на скамей ках, еще теплых от недавно по гасшего летнего дня. Над ними были звезды, цикады вокруг звенели, прохладой веяло с реки. Вокруг все было испол нено истинными, вселенскими тайнами, а их мучили Джокон дой! (Сегодня, наверное, их му чили бы «Черным квадратом» К. Малевича.) Как хорошо, что Саврасо вым никого никогда не мучили. Даже когда мы писали сочине ния в школе; учителя не гово рили о символах и подтекстах и не требовали от нас что-то разгодывать. Они просто при крепляли репродукцию с кар тины Саврасова повыше, что бы и с последней парты были видны грачи, и гаворили: «На пишите про весну...» И мы пи сали, грызли ручки, поглядывая то на картину, то на соседку по парте, то в окно, за кото рым росли такие же березы, как у Саврасова. Правда, не было за нашим школьным окном храма с коло- каленкой, и звенели не колако- ла, а звенели трамваи. И звон этот был вешним и свежим, совершенно саврасовским. Зи мой ведь трамваи почему-то не звенят. Они начинают зве неть в апреле, когда грачи прилетают. Вот вам и загадка, над ка- торой можно размышлять до самого звонка на перемену. А можно и всю жизнь вспоминать с радостью о том, что есть, не пременно есть, какая-то связь между грачами и трамваями. Та репродукция, которую доставола откуда-то из глуби ны шкафа наша учительница литературы Капитолина Ми хайловна Толмачева, была на клеена на картон. Он потем нел от времени и оттого сквозь саврасовскую весну проступа ла поздняя осень. Теперь мне даже непонятно, каким чудом эта бедная, пожухлая на углах, репродукция производила на нас такое же впечатление, как если бы мы перенеслись в Третьяковскую галерею. (Вот еще одна тайна!) Это сейчас я увидел, что ре продукции Саврасова, даже самые качественные, доносят лишь эхо оригинала. Особен но трудно им передать савра- совские дали. А эти дали про сторны, полны воды, неба и воздуха... Саврасов почти не писал закрытых пространств - дворов, улиц, тем более - ин терьеров. Его картины как вздох странника. Так и слы шишь голос Алексея Кондрать- евича, обращенный к учени кам: «Что вы тут сидите в духо те? Ступайте в природу. Уж распустился дуб... В Сокольни ках фиалки цветут, а вы...» Он был профессором в Училище живописи, ваяния и зодчества, но учил он странно - никого не наставлял, не ру гал, не поправлял. Один из его любимейших учеников, Кон стантин Коровин, вспоминал: «Алексей Кондратьевич был ог- ромнаго роста и богатырского сложения. Карие глаза выра жали беспредельную доброту и ум. Человек он был совер шенно особенной кротости. Никогда не сердился, говорил застенчиво и робко, как-то не сразу...» Если другие профессора за ставляли своих воспитанников целыми днями копировать ста рых мастеров, рисовать гипсо-- вые головы и посиневших от холода натурщиков, то Алек сей Кондратьевич, наоборот, гнал учеников из натурных классов и хлопотал лишь о том, чтобы у каждого были до бротные высокие сапоги для хождений по весенним переле скам. Разглядывая этюды, он говорил: «А вот тут замучено, старался очень - не надо ста раться...» Его спрашивали: «А как же писать, с чего начинать?» - Не знаю, - опустив глаза, говарил Алексей Коншэатье- вич. - Нужно любить... Знайте веру, надежду и любовь - ос тальное приложится... Из соврасовской мастер ской были видны сокольниче ский парк, церковь Фрола и Лавра, а далека на горизонте лежал синий лес. Отсюда, из этай скрамной мастерскай, выйдет весь ранний русский импрессионизм, великий Леви тан и блистательный Коровин. Но тогда ани оставались маль чишками и не в силах были за щитить сваего профессора. Алексея Кондратьевича за на рушение распорядка и методи ки преподавания лишили зва ния, должности, казенной квортиры. Это несчастье сов пало , с трогедиями в семье. Саврасов остался совсем один. Дельцы от искусства пользо вались безвыходным положе нием Алексея Кондратьевича и платили ему за картины граши, а иногда и вовсе расплачива лись бутылкой водки. Только вера и смирение удерживали художника от самоубийства. Встретив однажды на улице Коровина, он сказал: «Кос тенька, не сердись - болен я. Я приду к вам, когда направ люсь. Вот довели меня, дове ли... Пойми, я полюбил, полю бил горе... Пойми - полюбил нижение... Пойми. Я приду, рощай. Не провожай меня...» Саврасав умер в земской больнице под Москвой 26 ноя бря 1897 года. Из училища, где он преподавал столько лет, на похаронах был лишь от ставной солдат Плаксин, слу живший в училище сначала сторожем, а потом швейца ром. В те дни ударили морозы, и Плаксин вспоминал, как та ким же зимним утром в учили ще хлопали двери и на пороге появлялся Алексей Кондратье вич - в башлыке, с заиндевев шей борадой и усами. Плаксин ставил самовар, а Саврасов потирал свои большие озяб шие руки: «Да-да, зимо... Как сады покрылись инеем! У меня из окна виден забор и около - бузина, тоже в инее. И коло дец заледенел. Какие формы!.. Я и в Швейцарии был, и в Ита лии. В Италии, конечно, небо прекрасно. А у нас разве нет неба?.. Ты пойми его, полюби. Тут оно и откроется...» Дмитрий ШЕВАРОВ. К СЮЖЕТЫ ХОЧУ в ТЮРЬМУ! Суровые холода стали причиной явки с повинной преступника, объявленного в федеральный розыск. Два го да назад прокуратура Про летарского района возбуди ла против него уголовное дело по факту убийства дру- га-собутыльника. Пытаясь уй ти от ответственности за со деянное, Николай ударился в бега. И вот сам явился в прокуратуру. Побудительным мотивом своего поступка по дозреваемый назвал сильные морозы. Поскитавшись по сараям и подвалам, он ре шил променять холодную свободу на тюремную каме ру. Состоявшийся недавно суд пошел навстречу поже ланию Николая и пригово рил его к восьми годам за ключения в хорошо отапли ваемой колонии строгого ре жима. Светлана АВДЕЕВА. ТВЕРЬ. МАЛОСТЬ ПЕРЕГРЕЛИ Два маладых охранника автостоянки настолько про мерзли в своей будке, что решили пересидеть смену в «жигуленке» одного из них - в машине, мол, потеплее бу дет. Сначала грелись авто номной печкой - не помогло. Добавили небольшой элект рообогреватель - слабо. На конец, внедрили в салон са модельный «козел», а «прику рить» решили прямо с элект ролинии над голавой. Пока же салон обогревался, забе жали домой потеплее одеть ся. А вернувшись, схватились за головы: там, где стоял на пичканный «печками» авто мобиль, догорал оставшийся от него черный остов. Анатолий аАРУХИН. ВОРОНЕЖ. ЛЮДИ и ЗВЕРИ ЖИЛ-БЫЛ ОЛЕНЕНОК БЕМБИ... ВСЕГДА л и м ы В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛИ? В саманной хате крымского села Доброе околел старый алкоголик. Паленая водка в небывалые холода или что другое - причину никто не вы яснял. Фельдшерица, участко вый и секретарша поселково го совета быстро составили нужный документ и ушли прочь. ' Самохвалов Павел Сидоро- вич, 1941 год рождения, судим, одинок. Жил сезонной подра боткой, мелким браконьерст вом и воровством. Биография, как покосившаяся хата, где да же 20-градусный мороз не ис требил запаха нечистот. Нико му не интересная, если бы не один факт - именно он. Самох валов, съел олененка Бемби. Того самого, из знаменитого кино... Художественный фильм «Детство Бемби» видели и пом нят миллионы взрослых и малы шей. А какая великолепная ко манда снимала эту ленту! Ни колай Бурляев, Марис и Илза Лиепа, Лев Дуров, режиссер и киноактриса Наталья Бондар чук. 1985 год, работали на на туре в необыкновенно краси вых видах крымских предгорий. Для съемок Ялтинская киносту дия купила полугодовалых оле нят - Бемби и Фалину. Очаро вательные существа на изящ ных копытцах быстро |ривыкли к людям, стали любимцами тварческой группы. Совсем ручные, они доверчиво тянули мордочки за угощением. Осо бенно подружились с юными артистами Катей Лычевой и Ваней Бурляевым, своими партнерами, исполнителями ролей оленят. На площадке считалось - как бы само собой разумеет ся, проявлять «сердечную за боту» о маленьких оленях. Все дамы киногруппы обязательно фотографировались на память в «этой ауре природной неж ности, с нашими милыми Бем би и Фалиной». У трассы Симферополь - Алушта, на месте последних съемок в районе лесного мас сива сел Доброе - Пионер ское, для двух оленят построи ли походный вольер. Метровая сетка не преграда для людей, зато зверятам через нее не перепрыгнуть. У вольера по стоянно толпился любопытству ющий народ, в перерывах сю да . тянулся актерский и техни ческий персонал. Несли вкус ности, говорили добрые слова, гладили пятнистую шерстку... Однако наступила асень - и киногруппа разом снялась с насиженнаго места. В одноча сье погасли сафиты, смотан кабель, запакована аппарату ра. Люди расселись по студий ным автобусам и исчезли. Лес ной массив села Доброе сра зу стал пустым и тихим, только ветер и мусор. А еще... посре ди поляны в вольере остались брошенные Бемби и Фалина. Как трепетные лоскутики разо рванного, никому уже не нуж ного сценария. Никто не при ходил к оленятам, не играл, не нес еды и питья. Наверное, ди ректор Ялтинской киностудии, однофамилец будущего генсе ка Горбачев попросту забыл об этих существах. Московские звезды по пути домой тоже ни разу не вспомнили о своих жи вых игрушках. Хотя не надо быть Экзюпери, чтобы чувство вать ответственными за тех, кого приручили. ...Вряд ли кто-нибудь из жи телей Доброго мог сказать хоть одно доброе слово о суп ругах Свистуновых и их «друге семьи» Поше Самохвалове. Зобулдыги, воровавшие по огородам. Летом собирали грибы-ягоды в окрестных лесах и бутылки по обочинам трассы. Пашка имел незарегистриро ванное ружье и считал себя «крутым». Развеселая троица так и жила в одном доме. Октябрьский вечер, урожай в садах и огородах собран, а Наталья потому воровать нечего. Лес ная растительность скукожи лась от первых заморозков. В общем, «на бутыляку» взять не где. И тут мадам Свистунава вспоминает, что съемки кончи лись, киношники уехали. Мо жет, на паляне чего осталось? Пошли прямо в темноту, с фонарем и кухонными ножами. Какова же была радость си вушных душ, когда увидели сет ку вольера. Едва живые от го лода и холода, оленята все-та ки встали и снова потянулись к людям. Резал малышей Самохва лов. Чета Свистуновых помога ла свежевать и несла тушки в дом. Фалину они обменяли на самогон. Бемби потушили в ка зане. Бухали до утра, орали на все село. Когда киностудия наконец спохватилась и нача ла искать оленят, милиция бы- Бондарчук и Бемби. 20 лет назад... стро вычислила убийц. Учиты вая общественную зночимость преступления, суд определил общий срок заключения в 12 лет. Отсидев, Свистуновы до мой так и не вернулись. Их ха ту занял пропойный Паша, чтобы застыть нынешней зимой с открытыми глазами, устав ленными в прогнивший пото лок. На этих зимних каникулах снова показывали «Детство Бемби», сказку про доверчивых и нежных. Впрочем, сейчас эта история не пользуется прежней популярностью. Уголовное де ло о «незаконном забое» дав но сдоно в архив Симферо польского районного суда. Один из листов дела - баль- шае фото. Заботливая Ната лья Бондарчук кормит молоком крошку-олененка. Александр РУДЬ. РАЗГОВОР НАЧИСТОТУ САМЫЕ ГЛАВНЫЕ ЛЮДИ - ВРАЧИ НА СЕРЬЕЗНЫЕ ВОПРОСЫ «ДВ» ОТВЕЧАЕТ ДЕТСКИЙ ПИСАТЕЛЬ АНАТОЛИЙ АЛЕКСИН На его книгах воспитыва лось не одно поколение совет ских людей, в том числе детей. Действительно, кто из нас в школьные годы не зачитывался «Необычными похождениями Севы Котлова» или «...страной вечных каникул», которую пи сатель посвятил автору знаме нитого «Старика Хоттабыча». Поэтому и не удивляет но вость, пришедшая на прошлой неделе из Израила: Анатолий Георгиевич удостоен Золотой медали имени Януша Корчека. Эту награду писатель оцени вает не ниже, чем междуна родный диплом имени Ганса Христиана Андерсена, обла дателем которого он также яв ляется. - Поздравляем вас, Анато лий Георгиевич. Но начну я с вопроса, который задают вам скорее всего не впервые. По чему вы решили обосноваться в Израиле? Ведь из Москвы, если не ошибаюсь, вас никто не гнал. Да и своим положени ем в обществе выобижены ни когда не были - по вашим про изведениям снимались кино- и телефильмы, ставились пьесы. Долгие годы вы возглавляли Союз писателей России. Каза лось бы, о чем еще мечтать? - Дело вовсе не в этом. С годами я понял, что самые главные люди в мире - это не президенты и не миллионеры, а врачи. Мой отъезд в Изра иль был вызван серьезным он кологическим заболеванием, а вскоре, как назло, появились Может, еще и поэтому я ре шил положиться именно на ме дицину Израиля. Другим побу дительным мотивом стало са моубийство Юлии Друниной, моей соседки. Будучи ярой па триоткой, она не смогло пере жить начавшуюся в стране пе рестройку. А ведь именно у кЭлечки, хрупкой и нежной женщины, я учился мужеству и стойкости. Но даже она, неве роятно сильный человек, не выдержало... зацией и мракобесием. Аме риканская трагедия не могла оставить меня равнодушным, и я написал книгу «Террор на пороге», куда вошли рассказы, в которых поднимается тема хрупкости человеческой жизни. - Вы полагаете, что между народный террор можно по бедить в том числе с помощью хорошей книги? - В самый разгар «халодной вайны» между СССР и НАТО в США вышли в свет девять моих бе испытал, как все происха- дило в действительности? Мо его отца, стараго большевика, репрессировали в 1937 году, и я сполна узнал, что значит быть сыном «врага народа». - А как высейчас относитесь к настойчивым попыткам оп равдать Сталина? Писатель Эд гар Радзинский, например, ут верждает, что коль скоро Ио сифу Виссарионовичу удалось очаровать такие сильные и не доверчивые личности, как \ > проЭРОлЛемы со здоровьем и у моей супруги. Теперь я беско нечно благодарен израиль ским докторам за то, что уже столько лет они продлевают мою жизнь (в августе Анато лию Георгиевичу стукнет 82. - А.Б.) и поддерживают Татьяну. Мае тело действительно нахо дится в Израиле, а вот душа осталась в России. Ведь писа тель принадлежит той стране, на языке которой творит. И хотя мои книги переведены на все языки мира, я пишу, а зна чит, и мыслю - на русскам. Но я был бы не до конца честным, если бы не сказал, что на мое решение эмигрировать павлия- ли и другие причины. В начале Великой Отечественной войны моя мама тяжело заболела в поезде, в котором вместе со мной и группой рабочих ехала на край света строить алюми ниевый завод. И ее чудом спасла жена инженера - Сар ра Абрамовна, сделавшая ма ме операцию самыми прими тивными, оказавшимися под рукой инструментами. В моем детском сознании этот эпизод отложился особенно четко. Анатолий Алексин (слева) и Лев Разгон всегда находили общий язык. - А поговаривали, что от правиться 30 рубеж вас «со блазнила» дочь - Елена Сатун- ская. Именно она якобы раз лучила вас с родиной, а сво его ребенка - с отцом, извест ным кинорежиссером Каре ном Шахназоровым, о чем он позже расскажет в фильме «Американская дочь». - Пусть говорят... Алена - мая любимая до_чь. Сейчас она живет в Нью-Йорке, и мы с женой ежегодно ее навеща ем. Мы были там, кстати, и 11 сентября, когда произошел чу довищный теракт. По стече нию обстоятельств именно в этот день Джордж Буш беседо вал с детьми в одной из школ Флориды о значении литера туры. И это очень символично. Террор хочет оборвать наши мнаговековые связи с искусст вом, с цивилизацией. Поэтому я считаю, чта началось сраже ние не со странами и парада ми, а между истинной цивили- повестей, которые сразу же нашли своего читателя. Я тогда задался вопросом: «Почему мои юные герои, равно как и их родители - сугубо советские граждане, - интересны для аме риканцев?» А ответ на него по лучил, оказавшись на чужбине: человечество состоит из семей, а в центре моих повестей все гда аказывалась семья. - Причем нередко неполно ценная или находящаяся на грани развода, как, напри мер, в вашей знаменитой по вести «Про нашу семью». Но ведь это было «неправильно» для советского образа жизни? - Эту «неправильность» мне нередко ставили в вину пар тийные начальники. В своих произведениях я изображал конфликт поколений, в кото ром дети нередко оказывались честнее и справедливее своих родителей, а так в здоровом социалистическом обществе быть не должно. Но я-то на се Бернард Шоу и Лион Фейхтвангер, это говорит о вы дающихся качествах Сталина. - Гитлер и Геббельс сделали грандиозное открытие, кото рое легло в основу современ ного «пиара»: «Чтобы в ложь поверили - она должна быть чудовищной». Так вот своей чу довищной ложью Сталин «оча ровал», а на самом деле подло обманул Фейхтвангера. Прав да, потом великий писатель стыдился своей книги «Москва 1937 года», в которой фактиче ски реабилитировал Сталина. Но это уже было потом. - Мне рассказывали, что вы были хорошо знакомы с ле гендарным маршалом Георги ем Жуковым и даже дружили с ним. Это правда? - С Георгием Константино вичем меня познакомил муж актрисы Юлии Борисовой - Исай Спектор. Маршал тогда уже был в опале, но он не только не унывал, а сыпал ост ротами и весьма смелыми анекдотами. Это хорошо, что в Москве наконец-то устано вили памятник Жукову, хотя я помню его совсем не таким, каким он вылит в бронзе. Моршал был невысоким и да же внешне незаметным чело веком, но с огромным обаяни ем. Он не был похож на ре бенка, как, скажем, Марк Ша гал или Пабло Пикассо, с ко торыми я тоже немало встре чался, на при этом он умел шутить и даже забываться с помощью юмора. - Выхотите сказать, что два гения - Шагал и Пикассо - на ваших глазах вели себя, как нераэтмные дети? - ГТросто они были лишены снобизма, самообмана, «звездной болезни» и других болячек, которые человек при обретает с возрастом. Будучи в гостях у Пикассо, я крайне удивился, что его рисунки валя лись на полу и по ним расха живали многочисленные дру зья. Когда я поинтересовался у художника, почему так проис ходит, Пабло ответил: «Эти ри сунки ничего не стоят, ибо они не подписаны». Никогда не за буду, как на одном из Москов ских кинофестивалей Федери ко Феллинй совершенно серь езно всем доказывал, что его фильм «Интервью» - так себе и не заслуживает награды. - Не секрет, что сегодня без восторгов относятся к совет ской литературе, считая ее па фосной и далекой от истины, о что об этом думаете вы? - Мне очень не нравится это словосочетание - «савко- вая литература». Кто же, ска жите, осмелится назвать поэ зию Твардовского, прозу Ис кандера или сказки Чуковско го «совковыми»? Или, напри мер, народного поэта Даге стана Расула Гамзатова - пев цом «совковой литературы»? Кстати, мой друг Расул в пря мом смысле спас меня от вер ной гибели. Дело было так: в 1959 году я должен был выле теть из Минеральных Вод в Москву. И вдруг в аэропорту встречаю Гамзатова с женой Патемат, которая в тот мо мент ждала ребенка. Они вез ли с собой море вещей, вплоть до ковров, и я вызвал ся на роль провожатого. И что вы думаете? Сомолет, на эазбился в небе. С того дня котмыи я в итоге опоздал, г Г'асул при встрече непремен но спрашивал: «Толя, ты жи вой? Ну, в таком случае, да вай выпьем». Беседовала Анна БЕЛОГОРОВА. n i l Учредитель и Иэдотель €Ииформационио-онолитиче(кое агентство «Деловой вторник» Иэдаиие юрегмарироеоио Миииаерспом РФ по делом печоти, телеродиоевщания и ср е д т М 0 СС 01 ЫХ коммуникаций Per. ПИ №77-7161. Распространяется в качеаве приложения к газетам: Генеральный директор Главный редоктор Адрес редакции: 127137, Москва, о /я N° 34. Ф.Сизый. Телефон для справок: (095) 257-37-92. В.Симонов. Телефон/фокс отдела рекламы: (095) 257-37-94, E-mail: vtornik@dvtornik,ru <|Дел 010 й ятарник». Перепечатка без согласования с редакцией не допускается. Приобретение прав но перепечатку и использоеоние материалов тел./фокс (095) 257-37-83. «Труд». «Европа-Экспресс, (Гермония), «Архангельск» (Архангельск). «Комсомг Волгогрод). «Но смену!» (Екатеринбург), «Панорама» (Зелвногорс1<), «Колинингро, МинскГ «Минский курьер» (Минск), «коммерсант Белоруссии» (Могилев), «Моп Номер подписан в 15.00. По графику в 15.00. Отпечатана в типаграфии «Липецкое издательство» 398055, г.Липецк, ул.Московская, 83. Общий тираж 1.950.630 экз. Цена - бесплатно. 1 раЬочии» Северодвинск), Ставропольская провдо» (Стоврополь), кОткрытоя. Для всех и каждого! (Ставрополь), кИнформ-курьер» «Пярнуский Экспресс» (Эаония), кСоветский Соколин» (Южно*Сахолинск), «Вторник» (Якутск). олец Коспия» (Аг^охонь), «Белгородская правдо» (Белгород), «Брянский рабочий» (Брянск), «Вечерний Бо^уйск» 1, «Курской провдо» (Курск), «Красноярский обе тоенный рынок» (Минск), «Своим 1^мь> (11ермь), «Курьер Карелии» (Петрозаводск), (слуцк), «Тамбовская жизнь» (Тамбов), «Тюменская правда» (Тюмень), «Республико Башкортостон» |дская провдо» (Калининград), «К^ань сегодня» (Кроснодор), 1^о ме гилевские ведомости* (Могилевскоя область), «Продовольс в и глоэоми» (Mosioi Новосибирск), «Советская Сибирь» (Новосибирск), «По|Юленив» (Орел), «Вестник-Ношо Пенза» (Пензо), «Вечерняя П ^ » П «Ноше время» (Ро Бобруйск), «Курьер из Борисово» (Борисов), «Северная Осетия» (Вподиковкоэ), «Волгогродскоя провдо» Кросноярск), «Кузбасс» (1чемврово), «Липецкоя гозето» (Липецк), «Новоя Адыгея» (Мойкоп), «Гостином» , «Провдо Севера» (Новый Уренгой), «Нижегородские новости» (Нижний Новгород), «Новоя гозето» ‘ стов-но-Дону), «Волжская коммуна» (Соморо), «Земсков обозрение» (Саратов), «Северн^ый робочий» Ьо1 ю о {LoMQpo о е во о ] н о и (Уфа), «Челябинский робочий» (Челябинск), «Зобойкольский робочий* (Чито),
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz