Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

4 14 февраля 2 0 0 6 года ДОБРЫЕ ЛИЦА НЕ ЧУДО ЛИ: МЫ ОТКРЫВАЕМ ХУДОЖНИКА . ЧЬИ КАРТИНЫ ЗНАКОМЫ НАМ С ПЕЛЕНОК Вот уже третий месяц в Ин­ женерном корпусе Третьяков­ ки, где развернута выаовко Саврасова, не протолкнуться. Внизу, где торгуют альбомами и открьпгкоми, то и дело слы­ шится; «Саврасова разобра­ ли...» Сотни, тысячи людей приходят каждый день, чтобы увидеть, кок грачи прилетели в село Молвитино, как Волга разлилась под Ярославлем, как радуга встает над селом, как туча вот-вот уйдет и солн­ це преобразит пустынный про­ селок с тревожными ветлами... Некоторые приходят по не­ скольку роз, хотя билеты но выставку не назовешь дешевы­ ми. Рецензенты в газетах гада­ ют о причинах «саврасовского бума» в Москве. Версии вы­ сказываются самые экстрава­ гантные: от медицинских (зим­ няя депрессия) до экономиче­ ских (рост цен на работы рус­ ских мастеров XIX века на за­ рубежных аукционах). Напоми­ нают и о палитическом момен­ те - мол, если последняя боль- шоя выставка Саврасова была еще при Сталине, в 1947 году, то и сейчас такая экспозиция - верная примета того, что вот- вот начнут сажать космополи­ тов. Но если заглянуть в книгу от­ зывов, то откроется целое море ответов на вопрос, почему лю­ ди идут и идут к Саврасову. Тут у каждого - своя особенная причина, свой порыв любви или своя затаенная боль. О многом можно лишь догадываться па этим записям. Всего ведь в об­ щей тетради не выскажешь, да и есть в притяжении к Саврасо­ ву что-то такое, чего и выска­ зать невозможно. Тут и детская жалость к мок­ рым вербам, и память о пер­ вой любви, нахлынувшей вме­ сте с сырым мартовским вет­ ром, и воспоминание об оди­ ноких вечерах в районной гос­ тинице, где убогий быт скраши­ вала копия саврасовской кар­ тины на стене. Как в стихах у Алексея Решетова: Ты только что встал на постой, Прилег на казенной постели. Приходит Саврасов седой, Грачи, говорит, прилетели... Прекрасна эта книга - кни­ га атзывов на выставке Савра­ сова. На месте сотрудникав галереи я издал бы ее как ро­ ман. Роман о всех, кто был на выставке и кто не был, и о тех, кто может посетить эту выстав­ ку лишь в мечтах, листая послевоенный альбом с репро­ дукциями. Анна из Петербурга: «От­ крыла для себя нового Савра­ сова. Кок нужна нам красота в этой жестокой жизни...» Студенты МГУ: «В изумлении полном уходим, чтобы вернуть­ ся». Галина из Вологды: «Счаст­ лива, что живу в России, стра­ не бесконечного богатства культуры. Хочется жить, радо­ ваться, любить...» Таймураз из Южной Осе­ тии: «Подольше не закрывайте эту выставку, пока ее не посе­ тят все жители бывшего CCCPI Она необходима как воздух!» Андрей из Москвы: «...Что мы видим? Русь серую, убогую, тихую, печальную, застенчивую - ту, что презирали и стара­ лись уничтожить. Прошли годы и столетия. И что» Эта Русь удивительно жива; трогатель­ ная, она хватает за сердце и вызывает бурю чувств, воспо­ минаний и умиления...» Геологи из Красноярска: «Картины Саврасова перевер­ нули наши души, хочется часа­ ми любоваться на них и ду­ мать, думать...» С.А. Шевелев из Новаси- бирска: «Удивительно, что та­ кой художник, а о нем так ма­ ло известно...» Второклассница Илона из Звенигорода: «Дорогой Алек­ сей Кондратьевич! Мне очень понравились работы твои. Особенно «Грачи прилетели» и «Лес в инее». Огромное спа­ сибо. Я еще приду!» ...Возвращаясь с выставки Саврасова, мне пачему-то вспомнился один давний фильм, он до сих пор мне нра­ вится - «Сто дней после детст­ ва». Там вожатый в пионерла­ гере показывает вечером ре­ бятам слайд с леонардовской Джокондай. Воспитатель про­ сит подопечных подумать над загадкай этой кортины, а они говорят: ну какая тут загадка, сидит себе женщина до смот­ рит, да немного улыбается. Ни­ чего загадочного. А вожатый все убеждает подростков: ду­ майте, вглядывайтесь, ведь сот­ ни лет люди ломали головы над таинственной улыбкой Джоконды... Когда я в юности смотрел этот фильм, то благоразумно был на стороне вожатого. Ну, как не считаться с тем, что об­ щепринято. А теперь мне вдруг подумалось, что ребята правы. Они сидели на скамей­ ках, еще теплых от недавно по­ гасшего летнего дня. Над ними были звезды, цикады вокруг звенели, прохладой веяло с реки. Вокруг все было испол­ нено истинными, вселенскими тайнами, а их мучили Джокон­ дой! (Сегодня, наверное, их му­ чили бы «Черным квадратом» К. Малевича.) Как хорошо, что Саврасо­ вым никого никогда не мучили. Даже когда мы писали сочине­ ния в школе; учителя не гово­ рили о символах и подтекстах и не требовали от нас что-то разгодывать. Они просто при­ крепляли репродукцию с кар­ тины Саврасова повыше, что­ бы и с последней парты были видны грачи, и гаворили: «На­ пишите про весну...» И мы пи­ сали, грызли ручки, поглядывая то на картину, то на соседку по парте, то в окно, за кото­ рым росли такие же березы, как у Саврасова. Правда, не было за нашим школьным окном храма с коло- каленкой, и звенели не колако- ла, а звенели трамваи. И звон этот был вешним и свежим, совершенно саврасовским. Зи­ мой ведь трамваи почему-то не звенят. Они начинают зве­ неть в апреле, когда грачи прилетают. Вот вам и загадка, над ка- торой можно размышлять до самого звонка на перемену. А можно и всю жизнь вспоминать с радостью о том, что есть, не­ пременно есть, какая-то связь между грачами и трамваями. Та репродукция, которую доставола откуда-то из глуби­ ны шкафа наша учительница литературы Капитолина Ми­ хайловна Толмачева, была на­ клеена на картон. Он потем­ нел от времени и оттого сквозь саврасовскую весну проступа­ ла поздняя осень. Теперь мне даже непонятно, каким чудом эта бедная, пожухлая на углах, репродукция производила на нас такое же впечатление, как если бы мы перенеслись в Третьяковскую галерею. (Вот еще одна тайна!) Это сейчас я увидел, что ре­ продукции Саврасова, даже самые качественные, доносят лишь эхо оригинала. Особен­ но трудно им передать савра- совские дали. А эти дали про­ сторны, полны воды, неба и воздуха... Саврасов почти не писал закрытых пространств - дворов, улиц, тем более - ин­ терьеров. Его картины как вздох странника. Так и слы­ шишь голос Алексея Кондрать- евича, обращенный к учени­ кам: «Что вы тут сидите в духо­ те? Ступайте в природу. Уж распустился дуб... В Сокольни­ ках фиалки цветут, а вы...» Он был профессором в Училище живописи, ваяния и зодчества, но учил он странно - никого не наставлял, не ру­ гал, не поправлял. Один из его любимейших учеников, Кон­ стантин Коровин, вспоминал: «Алексей Кондратьевич был ог- ромнаго роста и богатырского сложения. Карие глаза выра­ жали беспредельную доброту и ум. Человек он был совер­ шенно особенной кротости. Никогда не сердился, говорил застенчиво и робко, как-то не сразу...» Если другие профессора за­ ставляли своих воспитанников целыми днями копировать ста­ рых мастеров, рисовать гипсо-- вые головы и посиневших от холода натурщиков, то Алек­ сей Кондратьевич, наоборот, гнал учеников из натурных классов и хлопотал лишь о том, чтобы у каждого были до­ бротные высокие сапоги для хождений по весенним переле­ скам. Разглядывая этюды, он говорил: «А вот тут замучено, старался очень - не надо ста­ раться...» Его спрашивали: «А как же писать, с чего начинать?» - Не знаю, - опустив глаза, говарил Алексей Коншэатье- вич. - Нужно любить... Знайте веру, надежду и любовь - ос­ тальное приложится... Из соврасовской мастер­ ской были видны сокольниче­ ский парк, церковь Фрола и Лавра, а далека на горизонте лежал синий лес. Отсюда, из этай скрамной мастерскай, выйдет весь ранний русский импрессионизм, великий Леви­ тан и блистательный Коровин. Но тогда ани оставались маль­ чишками и не в силах были за­ щитить сваего профессора. Алексея Кондратьевича за на­ рушение распорядка и методи­ ки преподавания лишили зва­ ния, должности, казенной квортиры. Это несчастье сов­ пало , с трогедиями в семье. Саврасов остался совсем один. Дельцы от искусства пользо­ вались безвыходным положе­ нием Алексея Кондратьевича и платили ему за картины граши, а иногда и вовсе расплачива­ лись бутылкой водки. Только вера и смирение удерживали художника от самоубийства. Встретив однажды на улице Коровина, он сказал: «Кос­ тенька, не сердись - болен я. Я приду к вам, когда направ­ люсь. Вот довели меня, дове­ ли... Пойми, я полюбил, полю­ бил горе... Пойми - полюбил нижение... Пойми. Я приду, рощай. Не провожай меня...» Саврасав умер в земской больнице под Москвой 26 ноя­ бря 1897 года. Из училища, где он преподавал столько лет, на похаронах был лишь от­ ставной солдат Плаксин, слу­ живший в училище сначала сторожем, а потом швейца­ ром. В те дни ударили морозы, и Плаксин вспоминал, как та­ ким же зимним утром в учили­ ще хлопали двери и на пороге появлялся Алексей Кондратье­ вич - в башлыке, с заиндевев­ шей борадой и усами. Плаксин ставил самовар, а Саврасов потирал свои большие озяб­ шие руки: «Да-да, зимо... Как сады покрылись инеем! У меня из окна виден забор и около - бузина, тоже в инее. И коло­ дец заледенел. Какие формы!.. Я и в Швейцарии был, и в Ита­ лии. В Италии, конечно, небо прекрасно. А у нас разве нет неба?.. Ты пойми его, полюби. Тут оно и откроется...» Дмитрий ШЕВАРОВ. К СЮЖЕТЫ ХОЧУ в ТЮРЬМУ! Суровые холода стали причиной явки с повинной преступника, объявленного в федеральный розыск. Два го­ да назад прокуратура Про­ летарского района возбуди­ ла против него уголовное дело по факту убийства дру- га-собутыльника. Пытаясь уй­ ти от ответственности за со­ деянное, Николай ударился в бега. И вот сам явился в прокуратуру. Побудительным мотивом своего поступка по­ дозреваемый назвал сильные морозы. Поскитавшись по сараям и подвалам, он ре­ шил променять холодную свободу на тюремную каме­ ру. Состоявшийся недавно суд пошел навстречу поже­ ланию Николая и пригово­ рил его к восьми годам за­ ключения в хорошо отапли­ ваемой колонии строгого ре­ жима. Светлана АВДЕЕВА. ТВЕРЬ. МАЛОСТЬ ПЕРЕГРЕЛИ Два маладых охранника автостоянки настолько про­ мерзли в своей будке, что решили пересидеть смену в «жигуленке» одного из них - в машине, мол, потеплее бу­ дет. Сначала грелись авто­ номной печкой - не помогло. Добавили небольшой элект­ рообогреватель - слабо. На­ конец, внедрили в салон са­ модельный «козел», а «прику­ рить» решили прямо с элект­ ролинии над голавой. Пока же салон обогревался, забе­ жали домой потеплее одеть­ ся. А вернувшись, схватились за головы: там, где стоял на­ пичканный «печками» авто­ мобиль, догорал оставшийся от него черный остов. Анатолий аАРУХИН. ВОРОНЕЖ. ЛЮДИ и ЗВЕРИ ЖИЛ-БЫЛ ОЛЕНЕНОК БЕМБИ... ВСЕГДА л и м ы В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛИ? В саманной хате крымского села Доброе околел старый алкоголик. Паленая водка в небывалые холода или что другое - причину никто не вы­ яснял. Фельдшерица, участко­ вый и секретарша поселково­ го совета быстро составили нужный документ и ушли прочь. ' Самохвалов Павел Сидоро- вич, 1941 год рождения, судим, одинок. Жил сезонной подра­ боткой, мелким браконьерст­ вом и воровством. Биография, как покосившаяся хата, где да­ же 20-градусный мороз не ис­ требил запаха нечистот. Нико­ му не интересная, если бы не один факт - именно он. Самох­ валов, съел олененка Бемби. Того самого, из знаменитого кино... Художественный фильм «Детство Бемби» видели и пом­ нят миллионы взрослых и малы­ шей. А какая великолепная ко­ манда снимала эту ленту! Ни­ колай Бурляев, Марис и Илза Лиепа, Лев Дуров, режиссер и киноактриса Наталья Бондар­ чук. 1985 год, работали на на­ туре в необыкновенно краси­ вых видах крымских предгорий. Для съемок Ялтинская киносту­ дия купила полугодовалых оле­ нят - Бемби и Фалину. Очаро­ вательные существа на изящ­ ных копытцах быстро |ривыкли к людям, стали любимцами тварческой группы. Совсем ручные, они доверчиво тянули мордочки за угощением. Осо­ бенно подружились с юными артистами Катей Лычевой и Ваней Бурляевым, своими партнерами, исполнителями ролей оленят. На площадке считалось - как бы само собой разумеет­ ся, проявлять «сердечную за­ боту» о маленьких оленях. Все дамы киногруппы обязательно фотографировались на память в «этой ауре природной неж­ ности, с нашими милыми Бем­ би и Фалиной». У трассы Симферополь - Алушта, на месте последних съемок в районе лесного мас­ сива сел Доброе - Пионер­ ское, для двух оленят построи­ ли походный вольер. Метровая сетка не преграда для людей, зато зверятам через нее не перепрыгнуть. У вольера по­ стоянно толпился любопытству­ ющий народ, в перерывах сю­ да . тянулся актерский и техни­ ческий персонал. Несли вкус­ ности, говорили добрые слова, гладили пятнистую шерстку... Однако наступила асень - и киногруппа разом снялась с насиженнаго места. В одноча­ сье погасли сафиты, смотан кабель, запакована аппарату­ ра. Люди расселись по студий­ ным автобусам и исчезли. Лес­ ной массив села Доброе сра­ зу стал пустым и тихим, только ветер и мусор. А еще... посре­ ди поляны в вольере остались брошенные Бемби и Фалина. Как трепетные лоскутики разо­ рванного, никому уже не нуж­ ного сценария. Никто не при­ ходил к оленятам, не играл, не нес еды и питья. Наверное, ди­ ректор Ялтинской киностудии, однофамилец будущего генсе­ ка Горбачев попросту забыл об этих существах. Московские звезды по пути домой тоже ни разу не вспомнили о своих жи­ вых игрушках. Хотя не надо быть Экзюпери, чтобы чувство­ вать ответственными за тех, кого приручили. ...Вряд ли кто-нибудь из жи­ телей Доброго мог сказать хоть одно доброе слово о суп­ ругах Свистуновых и их «друге семьи» Поше Самохвалове. Зобулдыги, воровавшие по огородам. Летом собирали грибы-ягоды в окрестных лесах и бутылки по обочинам трассы. Пашка имел незарегистриро­ ванное ружье и считал себя «крутым». Развеселая троица так и жила в одном доме. Октябрьский вечер, урожай в садах и огородах собран, а Наталья потому воровать нечего. Лес­ ная растительность скукожи­ лась от первых заморозков. В общем, «на бутыляку» взять не­ где. И тут мадам Свистунава вспоминает, что съемки кончи­ лись, киношники уехали. Мо­ жет, на паляне чего осталось? Пошли прямо в темноту, с фонарем и кухонными ножами. Какова же была радость си­ вушных душ, когда увидели сет­ ку вольера. Едва живые от го­ лода и холода, оленята все-та­ ки встали и снова потянулись к людям. Резал малышей Самохва­ лов. Чета Свистуновых помога­ ла свежевать и несла тушки в дом. Фалину они обменяли на самогон. Бемби потушили в ка­ зане. Бухали до утра, орали на все село. Когда киностудия наконец спохватилась и нача­ ла искать оленят, милиция бы- Бондарчук и Бемби. 20 лет назад... стро вычислила убийц. Учиты­ вая общественную зночимость преступления, суд определил общий срок заключения в 12 лет. Отсидев, Свистуновы до­ мой так и не вернулись. Их ха­ ту занял пропойный Паша, чтобы застыть нынешней зимой с открытыми глазами, устав­ ленными в прогнивший пото­ лок. На этих зимних каникулах снова показывали «Детство Бемби», сказку про доверчивых и нежных. Впрочем, сейчас эта история не пользуется прежней популярностью. Уголовное де­ ло о «незаконном забое» дав­ но сдоно в архив Симферо­ польского районного суда. Один из листов дела - баль- шае фото. Заботливая Ната­ лья Бондарчук кормит молоком крошку-олененка. Александр РУДЬ. РАЗГОВОР НАЧИСТОТУ САМЫЕ ГЛАВНЫЕ ЛЮДИ - ВРАЧИ НА СЕРЬЕЗНЫЕ ВОПРОСЫ «ДВ» ОТВЕЧАЕТ ДЕТСКИЙ ПИСАТЕЛЬ АНАТОЛИЙ АЛЕКСИН На его книгах воспитыва­ лось не одно поколение совет­ ских людей, в том числе детей. Действительно, кто из нас в школьные годы не зачитывался «Необычными похождениями Севы Котлова» или «...страной вечных каникул», которую пи­ сатель посвятил автору знаме­ нитого «Старика Хоттабыча». Поэтому и не удивляет но­ вость, пришедшая на прошлой неделе из Израила: Анатолий Георгиевич удостоен Золотой медали имени Януша Корчека. Эту награду писатель оцени­ вает не ниже, чем междуна­ родный диплом имени Ганса Христиана Андерсена, обла­ дателем которого он также яв­ ляется. - Поздравляем вас, Анато­ лий Георгиевич. Но начну я с вопроса, который задают вам скорее всего не впервые. По­ чему вы решили обосноваться в Израиле? Ведь из Москвы, если не ошибаюсь, вас никто не гнал. Да и своим положени­ ем в обществе выобижены ни­ когда не были - по вашим про­ изведениям снимались кино- и телефильмы, ставились пьесы. Долгие годы вы возглавляли Союз писателей России. Каза­ лось бы, о чем еще мечтать? - Дело вовсе не в этом. С годами я понял, что самые главные люди в мире - это не президенты и не миллионеры, а врачи. Мой отъезд в Изра­ иль был вызван серьезным он­ кологическим заболеванием, а вскоре, как назло, появились Может, еще и поэтому я ре­ шил положиться именно на ме­ дицину Израиля. Другим побу­ дительным мотивом стало са­ моубийство Юлии Друниной, моей соседки. Будучи ярой па­ триоткой, она не смогло пере­ жить начавшуюся в стране пе­ рестройку. А ведь именно у кЭлечки, хрупкой и нежной женщины, я учился мужеству и стойкости. Но даже она, неве­ роятно сильный человек, не выдержало... зацией и мракобесием. Аме­ риканская трагедия не могла оставить меня равнодушным, и я написал книгу «Террор на пороге», куда вошли рассказы, в которых поднимается тема хрупкости человеческой жизни. - Вы полагаете, что между­ народный террор можно по­ бедить в том числе с помощью хорошей книги? - В самый разгар «халодной вайны» между СССР и НАТО в США вышли в свет девять моих бе испытал, как все происха- дило в действительности? Мо­ его отца, стараго большевика, репрессировали в 1937 году, и я сполна узнал, что значит быть сыном «врага народа». - А как высейчас относитесь к настойчивым попыткам оп­ равдать Сталина? Писатель Эд­ гар Радзинский, например, ут­ верждает, что коль скоро Ио­ сифу Виссарионовичу удалось очаровать такие сильные и не­ доверчивые личности, как \ > проЭРОлЛемы со здоровьем и у моей супруги. Теперь я беско­ нечно благодарен израиль­ ским докторам за то, что уже столько лет они продлевают мою жизнь (в августе Анато­ лию Георгиевичу стукнет 82. - А.Б.) и поддерживают Татьяну. Мае тело действительно нахо­ дится в Израиле, а вот душа осталась в России. Ведь писа­ тель принадлежит той стране, на языке которой творит. И хотя мои книги переведены на все языки мира, я пишу, а зна­ чит, и мыслю - на русскам. Но я был бы не до конца честным, если бы не сказал, что на мое решение эмигрировать павлия- ли и другие причины. В начале Великой Отечественной войны моя мама тяжело заболела в поезде, в котором вместе со мной и группой рабочих ехала на край света строить алюми­ ниевый завод. И ее чудом спасла жена инженера - Сар­ ра Абрамовна, сделавшая ма­ ме операцию самыми прими­ тивными, оказавшимися под рукой инструментами. В моем детском сознании этот эпизод отложился особенно четко. Анатолий Алексин (слева) и Лев Разгон всегда находили общий язык. - А поговаривали, что от­ правиться 30 рубеж вас «со­ блазнила» дочь - Елена Сатун- ская. Именно она якобы раз­ лучила вас с родиной, а сво­ его ребенка - с отцом, извест­ ным кинорежиссером Каре­ ном Шахназоровым, о чем он позже расскажет в фильме «Американская дочь». - Пусть говорят... Алена - мая любимая до_чь. Сейчас она живет в Нью-Йорке, и мы с женой ежегодно ее навеща­ ем. Мы были там, кстати, и 11 сентября, когда произошел чу­ довищный теракт. По стече­ нию обстоятельств именно в этот день Джордж Буш беседо­ вал с детьми в одной из школ Флориды о значении литера­ туры. И это очень символично. Террор хочет оборвать наши мнаговековые связи с искусст­ вом, с цивилизацией. Поэтому я считаю, чта началось сраже­ ние не со странами и парада­ ми, а между истинной цивили- повестей, которые сразу же нашли своего читателя. Я тогда задался вопросом: «Почему мои юные герои, равно как и их родители - сугубо советские граждане, - интересны для аме­ риканцев?» А ответ на него по­ лучил, оказавшись на чужбине: человечество состоит из семей, а в центре моих повестей все­ гда аказывалась семья. - Причем нередко неполно­ ценная или находящаяся на грани развода, как, напри­ мер, в вашей знаменитой по­ вести «Про нашу семью». Но ведь это было «неправильно» для советского образа жизни? - Эту «неправильность» мне нередко ставили в вину пар­ тийные начальники. В своих произведениях я изображал конфликт поколений, в кото­ ром дети нередко оказывались честнее и справедливее своих родителей, а так в здоровом социалистическом обществе быть не должно. Но я-то на се­ Бернард Шоу и Лион Фейхтвангер, это говорит о вы­ дающихся качествах Сталина. - Гитлер и Геббельс сделали грандиозное открытие, кото­ рое легло в основу современ­ ного «пиара»: «Чтобы в ложь поверили - она должна быть чудовищной». Так вот своей чу­ довищной ложью Сталин «оча­ ровал», а на самом деле подло обманул Фейхтвангера. Прав­ да, потом великий писатель стыдился своей книги «Москва 1937 года», в которой фактиче­ ски реабилитировал Сталина. Но это уже было потом. - Мне рассказывали, что вы были хорошо знакомы с ле­ гендарным маршалом Георги­ ем Жуковым и даже дружили с ним. Это правда? - С Георгием Константино­ вичем меня познакомил муж актрисы Юлии Борисовой - Исай Спектор. Маршал тогда уже был в опале, но он не только не унывал, а сыпал ост­ ротами и весьма смелыми анекдотами. Это хорошо, что в Москве наконец-то устано­ вили памятник Жукову, хотя я помню его совсем не таким, каким он вылит в бронзе. Моршал был невысоким и да­ же внешне незаметным чело­ веком, но с огромным обаяни­ ем. Он не был похож на ре­ бенка, как, скажем, Марк Ша­ гал или Пабло Пикассо, с ко­ торыми я тоже немало встре­ чался, на при этом он умел шутить и даже забываться с помощью юмора. - Выхотите сказать, что два гения - Шагал и Пикассо - на ваших глазах вели себя, как нераэтмные дети? - ГТросто они были лишены снобизма, самообмана, «звездной болезни» и других болячек, которые человек при­ обретает с возрастом. Будучи в гостях у Пикассо, я крайне удивился, что его рисунки валя­ лись на полу и по ним расха­ живали многочисленные дру­ зья. Когда я поинтересовался у художника, почему так проис­ ходит, Пабло ответил: «Эти ри­ сунки ничего не стоят, ибо они не подписаны». Никогда не за­ буду, как на одном из Москов­ ских кинофестивалей Федери­ ко Феллинй совершенно серь­ езно всем доказывал, что его фильм «Интервью» - так себе и не заслуживает награды. - Не секрет, что сегодня без восторгов относятся к совет­ ской литературе, считая ее па­ фосной и далекой от истины, о что об этом думаете вы? - Мне очень не нравится это словосочетание - «савко- вая литература». Кто же, ска­ жите, осмелится назвать поэ­ зию Твардовского, прозу Ис­ кандера или сказки Чуковско­ го «совковыми»? Или, напри­ мер, народного поэта Даге­ стана Расула Гамзатова - пев­ цом «совковой литературы»? Кстати, мой друг Расул в пря­ мом смысле спас меня от вер­ ной гибели. Дело было так: в 1959 году я должен был выле­ теть из Минеральных Вод в Москву. И вдруг в аэропорту встречаю Гамзатова с женой Патемат, которая в тот мо­ мент ждала ребенка. Они вез­ ли с собой море вещей, вплоть до ковров, и я вызвал­ ся на роль провожатого. И что вы думаете? Сомолет, на эазбился в небе. С того дня котмыи я в итоге опоздал, г Г'асул при встрече непремен­ но спрашивал: «Толя, ты жи­ вой? Ну, в таком случае, да­ вай выпьем». Беседовала Анна БЕЛОГОРОВА. n i l Учредитель и Иэдотель €Ииформационио-онолитиче(кое агентство «Деловой вторник» Иэдаиие юрегмарироеоио Миииаерспом РФ по делом печоти, телеродиоевщания и ср е д т М 0 СС 01 ЫХ коммуникаций Per. ПИ №77-7161. Распространяется в качеаве приложения к газетам: Генеральный директор Главный редоктор Адрес редакции: 127137, Москва, о /я N° 34. Ф.Сизый. Телефон для справок: (095) 257-37-92. В.Симонов. Телефон/фокс отдела рекламы: (095) 257-37-94, E-mail: vtornik@dvtornik,ru <|Дел 010 й ятарник». Перепечатка без согласования с редакцией не допускается. Приобретение прав но перепечатку и использоеоние материалов тел./фокс (095) 257-37-83. «Труд». «Европа-Экспресс, (Гермония), «Архангельск» (Архангельск). «Комсомг Волгогрод). «Но смену!» (Екатеринбург), «Панорама» (Зелвногорс1<), «Колинингро, МинскГ «Минский курьер» (Минск), «коммерсант Белоруссии» (Могилев), «Моп Номер подписан в 15.00. По графику в 15.00. Отпечатана в типаграфии «Липецкое издательство» 398055, г.Липецк, ул.Московская, 83. Общий тираж 1.950.630 экз. Цена - бесплатно. 1 раЬочии» Северодвинск), Ставропольская провдо» (Стоврополь), кОткрытоя. Для всех и каждого! (Ставрополь), кИнформ-курьер» «Пярнуский Экспресс» (Эаония), кСоветский Соколин» (Южно*Сахолинск), «Вторник» (Якутск). олец Коспия» (Аг^охонь), «Белгородская правдо» (Белгород), «Брянский рабочий» (Брянск), «Вечерний Бо^уйск» 1, «Курской провдо» (Курск), «Красноярский обе тоенный рынок» (Минск), «Своим 1^мь> (11ермь), «Курьер Карелии» (Петрозаводск), (слуцк), «Тамбовская жизнь» (Тамбов), «Тюменская правда» (Тюмень), «Республико Башкортостон» |дская провдо» (Калининград), «К^ань сегодня» (Кроснодор), 1^о ме гилевские ведомости* (Могилевскоя область), «Продовольс в и глоэоми» (Mosioi Новосибирск), «Советская Сибирь» (Новосибирск), «По|Юленив» (Орел), «Вестник-Ношо Пенза» (Пензо), «Вечерняя П ^ » П «Ноше время» (Ро Бобруйск), «Курьер из Борисово» (Борисов), «Северная Осетия» (Вподиковкоэ), «Волгогродскоя провдо» Кросноярск), «Кузбасс» (1чемврово), «Липецкоя гозето» (Липецк), «Новоя Адыгея» (Мойкоп), «Гостином» , «Провдо Севера» (Новый Уренгой), «Нижегородские новости» (Нижний Новгород), «Новоя гозето» ‘ стов-но-Дону), «Волжская коммуна» (Соморо), «Земсков обозрение» (Саратов), «Северн^ый робочий» Ьо1 ю о {LoMQpo о е во о ] н о и (Уфа), «Челябинский робочий» (Челябинск), «Зобойкольский робочий* (Чито),

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz