Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

9 ФЕВРАЛЯ 2006 ЧЕТВЕРГ № 5 (249) С о Ю 3 Беларусь—Россия____ Ш Х ОР ОША Я НОВОС Т Ь Томичи поспорили с Чеховым в ТОМСКЕ появился комитет по спасению памятника «А.П. Чехо­ ву глазами пьяного мужика, ле­ жащего в канаве и не читавшего «Каштанку». Такую неожиданную и доволь­ но курьезную новость сообщили местные информагентства. Па­ мятник установил на народные средства местный скульптор Ле­ онтий Усов. Таким образом томи­ чи рассчитались за нелестную оценку, которую в свое время пи­ сатель дал Томску в дневнике по дороге на Сахалин: «Томск — скучнейший город... и люди здесь прескучнейшие... Город нетрез­ вый, красивых женщин совсем нет, бесправие азиатское... Томск гроша медного не стоит». Еще во время возведения памятника в 2004 году томские общественные деятели отнеслись к этой идее весьма негативно. Общественность стала обсу­ ждать все «за» и «против» суще­ ствования памятника. Сторонни­ ков памятника в городе не мень­ ше, чем противников. Едино­ мышленникам Л. Усова пришла в голову идея создать ирониче­ ский комитет в защиту монумен­ та. Его возглавил руководитель клуба авторской песни «Наход­ ка» и директор «чеховских пят­ ниц» А. Мезенцев. Просьба рас­ судить спор уже направлена мэ­ ру Томска. Сироты узнают о своих правах и обязанностях в ДЕРБЫШКИНСКОМ (Татар­ стан) детском доме прошло пер­ вое занятие о правах и обязанно­ стях несовершеннолетних. Ини­ циаторами подобного проекта выступил Республиканский центр социально-правовой и психолого-педагогической помо­ щи детям и подросткам мини­ стерства по делам молодежи, спорту и туризму Республики Та­ тарстан. Цель занятий ^ социальная адаптация воспитанников дет­ ских домов и интернатов. Обу­ чение будет проводиться один раз в неделю по субботам в те­ чение года с детьми начиная с четырехлетнего возраста. Заня­ тия, организованные в форме лекций, игр, бесед, будут посвя­ щены различным темам: права и обязанности, мораль и нравст­ венность. Второе рождение Шуховской башни в МОСКВЕ реконструируют ле­ гендарную Шуховскую телебаш­ ню — в феврале в Москве состо­ ится конкурс по подбору инве­ стора на реконструкцию Шухов­ ской башни на Шаболовке. От­ ныне она не будет использовать­ ся как объект телерадиовеща­ ния, поскольку с этой функцией эффективнее справляется более высокая Останкинская телебаш- Световое оформление башни будет устроено по ангшогии с Эй­ фелевой башней в Париже: в буд­ ние и праздничные дни оно будет разным. Проект предполагает ка­ питальный ремонт конструкций башни, организацию смотровых площадок, а также создание на прилегающей территории развле­ кательной зоны. Рассматривает­ ся возможность строительства панорамного ресторана. Я не люблю, когда мне лезут в душу... Бронзовая скульптурная композиция фигур Владимира Высоцкого и Марины Влади открылась в центре Екатеринбурга. Авторы проекта два екатеринбургских скульптора — Евгений Белан и Александр Сильницкий. «Золотое КОЛЬЦО» ДО Витебска доведет СОТРУДНИЧЕСТВО в туристиче­ ской сфере между Беларусью и Россией будет расширяться. В ча­ стности, в Постоянный Комитет Союзного государства поданы за­ явки по активизации рекламной кампании в 2007 году на автомо­ бильной трассе Брест — Москва. Для туристов планируется подго­ товить красочные рекламные проспекты и буклеты. Предлага- В университете 35 тысяч студентов БЕЛОРУССКИЙ национальный технический университет при­ знан ведущим техническим ву­ зом СНГ. Такое решение принял Совет по сотрудничеству в обла­ сти образования стран Содруже­ ства. За 85 лет работы вуза здесь подготовлено более 145 Время строить дворцы в КАЖДОМ белорусском городе, число жителей которого превы­ шает 100 тысяч человек, будут построены современные ледо­ вые дворцы спорта. На сегод­ няшний день эти спортивные со­ оружения есть во всех областных центрах страны. Строительство таких объектов полностью оп- ется организовать и так называе­ мые комбинированные туры. Ес­ ли, к примеру, путешествие по «Золотому кольцу России» закан­ чивалось в Смоленске, то в бли­ жайшем будущем этот маршрут может финишировать в белорус­ ском Витебске. В целом количест­ во российских туристов, желаю­ щих посетить Беларусь, увеличи­ лось за минувший год вдвое. тысяч специалистов. Нет в стра­ не такого предприятия, НИИ или КБ, где бы ни трудились выпуск­ ники политеха. Сегодня в уни­ верситете, где успешно внедря­ ют многоуровневую систему под­ готовки кадров, учатся около 35 тысяч студентов. равдало себя, так как ледовая арена востребована и ежеднев­ но обслуживает до 3 тысяч чело­ век. Здесь не только тренируют­ ся спортсмены, но и значитель­ ное время отводится сеансам массового катания и работе физ- культурно-оздоровительных групп. Подготовили Виктория АВЕРБУХ (Москва) и Алексей КЛЕВИТСКИЙ (Минск) Владислав Пьявко: На всех а(^ишах — русские (фамилии персона Александр Щуплов МОСКВА «Я ОЩУЩАЮ себя на 35 лет...» — признался народный артист СССР Владислав Пьявко, празд­ нующий в эти дни свой 40-летний творческий юбилей. Его голосом восторгались зрители многоты­ сячных престижных залов мира. Дебют Владислава Пьявко на сцене Большого театра в партии Пинкертона в опере Пуччини «Чио-Чио-сан» в 1966 году сде­ лал народного артиста СССР од­ ним из самых ярких представи­ телей российского оперного ис­ кусства. Успех был неоднократ­ но закреплен и утвержден испол­ нением ведущих партий теноро­ вого репертуара, среди которых — Герман в «Пиковой даме» Чайковского, Самозванец в опе­ ре Мусоргского «Борис Году­ нов», Ноздрев в опере «Мертвые души» Родиона Щедрина (эта партия получила высокую оцен­ ку мировой музыкальной крити­ ки и была удостоена приза Critic Choice (Англия)... Выступления на зарубежных сценах, где в числе партнерш Владислава Пьявко выступали звезды мировой оперной сцены, в немалой степени способство­ вали утверждению международ­ ного престижа отечественной вокальной школы и оперного ис­ полнительства. Мировой сенса­ цией стало исполнение Влади­ славом Пьявко заглавной партии в опере Масканьи «Гульелъмо Ратклифф» в оперном театре Ливорно. А партия эта считается практически недоступной для ис­ полнения — за сто лет с момента написания оперы российский те­ нор стал лишь четвертым испол­ нителем этой партии, за что был удостоен именной золотой меда­ ли. С участием Пьявко были за­ писаны оперы, составляющие основной пласт русского оперно­ го репертуара, а запись «Хован- шины» была удостоена приза Французской академии грамза­ писи. Концертный репертуар арти­ ста включает более 500 произ­ ведений камерного вокального жанра, а также партии в во­ кально-симфонических произ­ ведениях крупных форм. Ар­ тист является одним из лучших интерпретаторов вокальной музыки Георгия Свиридова, первым исполнителем слож­ нейшего произведения компо­ зитора — вокальной поэмы на стихи Сергея Есенина «Отча­ лившая Русь». Активную концертную дея­ тельность совмещает с участи­ ем в музыкально-просветитель­ ской и общественной работе, направленной прежде всего на содействие профессионально­ му становлению молодых рос­ сийских исполнителей. Широ­ кую известность получили про­ екты артиста «Владислав Пьяв­ ко и компания. Парад теноров». «Русская камерная вокальная лирика — от Глинки до Свири­ дова». Свое сорокалетие творческой деятельности артист отмечает в российской столице и регионах. Его концерты и творческие вече­ ра проходят в городах России — на музыкальном фестивале в Ивановке — музее-усадьбе Сер­ гея Рахманинова в Тамбовской области, в Ярославской филар­ монии, в Большом зале Москов­ ской государственной консерва­ тории состоятся сольные концер­ ты певца. Программу составят арии и сцены из итальянских опер, ранее не исполняемых Владиславом Пьявко. Творче­ ские вечера охватят Красноярск, Норильск, прозвучит в рамках Шестого Международного опер­ ного фестиваля «Ирина Архипо­ ва представляет...» в Челябин­ ске... Что думает маэстро о будущ­ ности российского вокального искусства? На одном из юбилей­ ных концертов в Кремле коррес­ пондент «СОЮ^За» задал ему этот вопрос. — Российская оперная шко­ ла утвердилась во всем мире, — сказал Владислав Пьявко. — И яркое доказательство тому — афиши всех крупнейших евро­ пейских и американских теат­ ров, где во всех спектаклях обя­ зательно можно увидеть рус­ ские фамилии. Это выпускники российских консерваторий. Не­ которые из их успешно делают карьеру на Западе, некоторые живут здесь, а на Запад выез­ жают с выступлениями. Свои надежды я связываю с тем, что у нас в России уже более сорока лет существует конкурс вокали­ стов имени Глинки, который яв­ ляется не просто конкурсом в Владислав Пьявко знает, где и как искать таланты. соревновательном смысле это­ го слова, — за все эти годы он сложился в целенаправленную систему выявления талантов по всей стране и содействует их последующему профессио­ нальному становлению. Пред­ седателем жюри этого конкурса является более 20 лет Ирина Архипова. Международный Со­ юз и Фонд Ирины Архиповой очень много делают для после­ дующего профессионального становления наших молодых артистов. Через этот Фонд про­ шли такие маститые артисты, как Елена Образцова, Юрий Мазурок, Владимир Атлантов. А сегодня у всех на слуху имена Анны Нетребко и Дмитрия Хво­ ростовского... Пушкин на все времена 1о февраля ^ День памяти великого поэта Александр Беляев МОСКВА ИМЯ Николая Петракова, акаде­ мика РАН, экономиста, ученого с мировым именем, директора Ин­ ститута проблем рынка Россий­ ской академии наук со дня его основания в сентябре 1990 года, хорошо известно в Отечестве. Его перу принадлежат свыше 200 публикаций, включая моно­ графии. Давние дружеские отно­ шения сложились у ученого с Бе­ ларусью. В последние годы уче­ ный выпустил несколько книг, посвященных судьбе Пушкина, которые вызвали волнение в на­ шей пушкинистике. Накануне Дня памяти Пушкина мы не обошли эту тему. — С Беларусью и белоруса­ ми, — говорит Н. Петраков, — у меня давние дружеские отноше­ ния. Среди моих учеников нема­ ло белорусов. И мне очень прият­ но, что они востребованы и рабо­ тают на благо белорусской эко­ номики. — Николай Яковлевич, впоследнее времяовас заговорили как описа- телв, автореоченьинтересного ис­ следования, посвященногожизни и смертиА.С. Пушкина... — Да, в 2003 году вышла моя книга «Последняя игра Алексан­ дра Пушкина», а в 2005— ее про­ должение «Александр Пушкин: загадка ухода». — Какова ваша концепция истин­ ныхпричин гибели поэта? — Пушкина и о Пушкине я чи­ таю всю жизнь. И всегда ждал, что появится наконец исследова­ ние, в котором будет внятно объ­ яснено, как так могло случиться, что гений, величайший из рус­ ских умов XIX века, не только по­ эт, но и мыслитель, разбирав­ шийся в политике, обществен­ ных отношениях, в последний год своей жизни мог, словно ов­ ца на заклание, быть ведом ни­ чтожными людьми, интриганами, сплетниками? Александр Сергеевич оста­ вил две главные загадки своей гибели: дрался ли Пушкин на ду- Вся беда в том, что «желез- ность» логики такой конструкции рассыпается уже в момент ее со­ здания. Почему ревнивому и лю­ бящему свою жену поэту требу­ ется дождаться анонимного па­ сквиля, чтобы возмутиться пове­ дением Дантеса? Что за слепота непревзойденного знатока взаи­ моотношений между мужчиной и женщиной? Да и ровня ли Дантес Пушкину? Зачем Геккернам (старшему и младшему) писать анонимные пасквили? Они оба делают свою карьеру в России, им противопоказан скандал. От­ куда такая мгновенная уверен- Александр Сергеевич оставил две главные загадки своей гибели. эли с истинным виновником сво­ его унижения и кто был автором и распространителем аноним­ ного пасквиля, явившегося ка­ тализатором бунта поэта? Офи­ циальная версия пушкинистики общеизвестна: Дантес откро­ венно и демонстративно ухажи­ вает за супругой поэта. Поэт по­ лучает анонимное письмо с на­ меком на то, что он рогоносец, и мгновенно прозревает, причем сразу в двух направлениях — замечает оскорбительный для него и его жены характер пове­ дения Дантеса и одновременно вычисляет автора анонимки (приемного отца Дантеса). Да­ лее следует вызов на дуэль «без объяснения причин», дабы за- щититъ честь то ли самого поэ­ та, то ли его супруги, то ли того и другой вместе. ность Пушкина в авторстве ано­ нимного послания (получено 4 ноября, вызов на дуэль послан Дантесу 5 ноября)? Анонимщик прозрачно намекает совсем на другого «ваятеля рогов» поэта, но последний этого якобы не за­ мечает. Почему? Никакого Дан­ теса как предмета ревности для Пушкина просто не существова­ ло, Дантес был подставной фигу­ рой, ширмой в великосветской интриге. Обе столицы сплетни­ чали об «особых отношениях» государя с женой поэта. Трагизм ситуации состоял в том, что оскорбителем стал сам император. Сначала Пушкину приходит мысль спровоцировать любую дуэль (без кровавого ис­ хода) и в качестве неминуемого наказания за сам факт дуэли по­ лучить столь желанную высылку из столицы. Но этот план оказы­ вается неудачным. Тогда поэт ре­ шается на тщательную мистифи­ кацию с анонимным письмом — ведь ему важно было не драться с Дантесом, а вызвать замеша­ тельство в стане Романовых — Нессельроде и выйти в конце концов на прямое объяснение с императором. Но весь его план игры с коронованной особой ру­ шился. В борьбе за честь семьи Пушкин изначально оказался в одиночестве. — Вторая ваша книга затрагивает и такойщекотливыйдля пушкинистов вопрос, как отношениеПушкина к домуРомановых, к идее самодер­ жавия. — Конечно, Пушкин был сто­ ронником просвещенного абсо­ лютизма. Он формулирует свои требования к власти: власть обя­ зана уважать своих подданных, а подданные должны поддержи­ вать власть, сохраняя свое граж­ данское достоинство, не впадая в холопство. Династия Романо­ вых в глазах Пушкина выглядела весьма удручающе. Но при этом Пушкин был противником рево­ люционных преобразований. Не думаю, что у него были иллюзии насчет просвещенности россий­ ского абсолютизма. И он плохо относился к фаворитизму как яв­ лению русской жизни. —Увидитли нашчитатель продол­ жение вашего труда? — Яочень на это надеюсь. По- прежнему продолжаю работать над этой волнующей меня темой. Открытие памятника Янке Купале, фестиваль молодежи и автопробег Программа сотрудничества в сфере культуры, образования и спорта на 2006 год изобилует интересными мероприятиями партнеры ОлегДубов МОСКВА — МИНСК РЯД крупных совместных акций в сфере культуры, образования и спорта проведут Беларусь и Россия в течение нынешнего го­ да, сообщает посольство Бела­ руси в России. Так, одним из значимых и давно ожидаемых событий станет открытие па­ мятника Янке Купале в Москве, которое намечено на апрель ны­ нешнего года. Церемония при­ урочена к 10-летию начала со­ юзнических отношений между Беларусью и Россией. Этой да­ те будут посвящены и другие праздничные мероприятия, ко­ торые пройдут в начале апреля в двух наших странах. Приятным сюрпризом для бе­ лорусских почитателей искусст­ ва станет выставка народного художника России, президента Российской академии худо­ жеств Зураба Церетели, кото­ рая откроется 20 апреля в Наци­ ональном художественном му­ зее Беларуси. Здесь же пройдет и выставка из собраний музея города Великий Новгород, на­ меченная на ноябрь. Еще одной значимой акцией в сфере изо­ бразительного искусства ста­ нет выставка «Современная жи­ вопись белорусских и россий­ ских художников». Причем эту совместную экспозицию в тече­ ние года планируется показать не только в Москве и Минске, но и в ряде других городов Белару­ си и России. Российское театральное ис­ кусство будет представлено в рамках Международного «Фес­ тиваля фестивалей», который пройдет в Минске в октябре. Еще один совместный белорус­ ско-российский театральный проект, который будет реализо­ вываться в течение всего ны­ нешнего года, получил назва­ ние «Берега». Встреча с многонациональ­ ной культурой соседней страны ожидает также жителей Белару­ си в рамках Ассамблеи народов России, проведение которой за- Ьлёнировано в июне. Kpok/ie т6- го, в Минске состоятся презен­ тации культур Краснодарского края и Республики Карелия. День города Москвы включен в программу Международного фестиваля искусств «Славян­ ский базар в Витебске». К сло­ ву, российская сторона,как все­ гда, будет принимать самое ак­ тивное участие в подготовке и проведении витебского фору- В свою очередь. Дни Респуб­ лики Беларусь пройдут в сентя­ бре в Московской области и в июне в Санкт-Петербурге в рам­ ках X Международного Петер­ бургского экономического фо­ рума. Кроме того. Дни белорус­ ской культуры намечено прове­ сти в июле в Новосибирске. В планах культурного сотруд­ ничества на нынешний год зна­ чатся «Поезд дружбы», посвя­ щенный 15-летию образования СНГ, научно-практическая кон­ ференция «Сохранение куль­ турного наследия — приоритет­ ная задача Союзного государст­ ва» и ряд других мероприятий. В феврале—марте заплани­ ровано проведение Дней бело­ русского образования в Москве. В их рамках состоятся выставка «Образование в Беларуси: ка­ чество и доступность», ряд кон­ ференций, «круглых столов», презентаций и встреч. В конце июня в Витебской области прой­ дет слет юных экологов Белару­ си и России под названием «Экология без границ». На ны­ нешний год запланировано так­ же проведение слета юных ту­ ристов городов-героев двух стран. В августе в Анапе состоится фестиваль «Молодежь — за Со­ юзное государство». А на озере Селигер планируется организо­ вать выездной лагерь труда и отдыха для молодежи и студен­ тов Беларуси и Москвы. Белорусские педагоги при­ мут участие в августовских пе­ дагогических чтениях, которые пройдут в Москве. В течение го­ да в столицах двух стран состо­ ятся мастер-классы для уча­ щихся специализированных учебных заведений. Кроме того, в Гомеле с 1 по 5 ноября плани­ руется провести олимпиаду школьников на тему «Беларусь и Россия: историческая и духов­ ная общность». IV Международный студенче­ ский пробег по марщруту Минск—Киев—Нижний Новго­ род—Казань—Ижевск состоит­ ся в начале мая. В рамках рас­ ширения сотрудничества Бела­ руси и России в сф ^ е физкуль- Yy^iiii ‘’Й”сА'оF^Ta 3апланировано проведение спартакиад для де­ тей и юношества. В нынешнем году намечено провести также автопробег по территории двух стран на автомобилях, изготов­ ленных благодаря кооперации российских и белорусских про­ изводителей. Помимо этого за­ планирован ряд совместных культурно-спортивных праздни­ ков и матчевых встреч по раз­ личным видам спорта. Языком танца ^— о живописи Балет, посвященный Марку Шагалу, российский театр показал на родине художника творчество Сергей Голесник САНКТ-ПЕТЕРБУРГ — ВИТЕБСК ЯРКИЙ хореограф-импровиза­ тор Леонид Якобсон, чье имя се­ годня носит Санкт-Петербург­ ский Государственный акаде­ мический театр балета, был не только выдающимся мастером миниатюры, но и человеком весьма своенравным. Когда худсовет не хотел принимать его балет «Клоп», Леонид Вени­ аминович отправился в гости к Шостаковичу. Он сам танцевал для него, знакомил с музыкой, рассказал, как все будет проис­ ходить... И вот, когда члены ко­ миссии в очередной раз ругали балетмейстера, он скромно по­ ложил перед ними письмо Шос­ таковича. «Я горд и счастлив, — писал композитор, — что рабо­ тал с таким хореографом, что произведение будет жить на сцене...» Вслед спешно ретиро­ вавшейся комиссии Якобсон выкрикивал оскорбления и бро­ сал стулья. Он считал себя ге­ нием. И время показало, что не­ безосновательно. Леонид Якобсон руководил труппой более 25 лет. Нынеш­ ний директор и худрук театра Юрий Петухов говорит, что его коллектив по большому счету можно назвать гастролирую­ щим. Только в прошлом году ак­ терам аплодировали в России, Италии, Греции, ЮАР, Турции, США. В 2006-м их ждут в Гол­ ландии, Мексике, Испании, Япо­ нии, Германии. Однако первую остановку после Нового года они сделали в Витебске. — Я был в 2002-м на «Сла­ вянском базаре» вместе с арти­ стами «Мариинки», — расска­ зывает Ю. Петухов. — И город, и фестиваль мне очень понра­ вились. С тех пор я мечтал при­ везти сюда «Свадебный кор­ теж». Этот балет, в 2003 году получивший высшую нацио­ нальную театральную премию «Золотая маска», входит в на­ следие Якобсона и посвящен Марку Шагалу. На ассоциации с работами мастера настраивают и интереснейшие декорации Валерия Левенталя. Насколько сегодня совреме­ нен Якобсон со своей «скульп­ турной» хореографией? На этот вопрос каждый из нас может от­ ветить по-своему. Что же каса­ ется театра из Санкт-Петербур­ га, то к наследию Леонида Ве­ ниаминовича здесь хоть и отно­ сятся трепетно, но воспринима­ ют его в преломлении к совре­ менности. Доказательством служат такие шедевры, как «Ро­ ден», «Спартак». А вот некото­ рые «установки» мэтра живы и по сей день. Якобсон требовал, чтобы в коллективе не было яр­ ко выраженных лидеров, чтобы все танцевали всё. Сейчас в труппе, конечно же, есть веду­ щие солисты (Наталья Тореа- швили, Юрий Андреев, Анаста­ сия Любомудрова), но «выстре­ лить» может каждый, как, на­ пример, молодая Анастасия Исаева в роли Одетты-Одил- лии. Одновременно с классикой — «Лебединое озеро», «Жи- зель» — витебчане увидели оригинальные трактовки хоро­ шо известных тем — «Ромео и Джульетта», «Don Hose — стра­ сти по Кармен». Еще один любопытный факт: в нынешнем году питерцы отме­ тят 40-летие, а Театр имени Якуба Коласа, под крышей ко­ торого они выступали в Витеб­ ске, отпразднует 80-летний юбилей. Не исключено, что вскоре состоится ответный ви­ зит в город на Неве. «Я вхожу в городской худсовет, — сказал Юрий Петухов, — и уверен, что Театр им. Комиссаржевской или Театр на Литейном с боль­ шим удовольствием примут гос­ тей из Беларуси». Недаром, на­ верное, раньше ходила пого­ ворка: «Питерский — тот же ви­ тебский».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz