Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)
9 ФЕВРАЛЯ 2006 ЧЕТВЕРГ № 5 (249) С о Ю 3 Беларусь—Россия____ Ш Х ОР ОША Я НОВОС Т Ь Томичи поспорили с Чеховым в ТОМСКЕ появился комитет по спасению памятника «А.П. Чехо ву глазами пьяного мужика, ле жащего в канаве и не читавшего «Каштанку». Такую неожиданную и доволь но курьезную новость сообщили местные информагентства. Па мятник установил на народные средства местный скульптор Ле онтий Усов. Таким образом томи чи рассчитались за нелестную оценку, которую в свое время пи сатель дал Томску в дневнике по дороге на Сахалин: «Томск — скучнейший город... и люди здесь прескучнейшие... Город нетрез вый, красивых женщин совсем нет, бесправие азиатское... Томск гроша медного не стоит». Еще во время возведения памятника в 2004 году томские общественные деятели отнеслись к этой идее весьма негативно. Общественность стала обсу ждать все «за» и «против» суще ствования памятника. Сторонни ков памятника в городе не мень ше, чем противников. Едино мышленникам Л. Усова пришла в голову идея создать ирониче ский комитет в защиту монумен та. Его возглавил руководитель клуба авторской песни «Наход ка» и директор «чеховских пят ниц» А. Мезенцев. Просьба рас судить спор уже направлена мэ ру Томска. Сироты узнают о своих правах и обязанностях в ДЕРБЫШКИНСКОМ (Татар стан) детском доме прошло пер вое занятие о правах и обязанно стях несовершеннолетних. Ини циаторами подобного проекта выступил Республиканский центр социально-правовой и психолого-педагогической помо щи детям и подросткам мини стерства по делам молодежи, спорту и туризму Республики Та тарстан. Цель занятий ^ социальная адаптация воспитанников дет ских домов и интернатов. Обу чение будет проводиться один раз в неделю по субботам в те чение года с детьми начиная с четырехлетнего возраста. Заня тия, организованные в форме лекций, игр, бесед, будут посвя щены различным темам: права и обязанности, мораль и нравст венность. Второе рождение Шуховской башни в МОСКВЕ реконструируют ле гендарную Шуховскую телебаш ню — в феврале в Москве состо ится конкурс по подбору инве стора на реконструкцию Шухов ской башни на Шаболовке. От ныне она не будет использовать ся как объект телерадиовеща ния, поскольку с этой функцией эффективнее справляется более высокая Останкинская телебаш- Световое оформление башни будет устроено по ангшогии с Эй фелевой башней в Париже: в буд ние и праздничные дни оно будет разным. Проект предполагает ка питальный ремонт конструкций башни, организацию смотровых площадок, а также создание на прилегающей территории развле кательной зоны. Рассматривает ся возможность строительства панорамного ресторана. Я не люблю, когда мне лезут в душу... Бронзовая скульптурная композиция фигур Владимира Высоцкого и Марины Влади открылась в центре Екатеринбурга. Авторы проекта два екатеринбургских скульптора — Евгений Белан и Александр Сильницкий. «Золотое КОЛЬЦО» ДО Витебска доведет СОТРУДНИЧЕСТВО в туристиче ской сфере между Беларусью и Россией будет расширяться. В ча стности, в Постоянный Комитет Союзного государства поданы за явки по активизации рекламной кампании в 2007 году на автомо бильной трассе Брест — Москва. Для туристов планируется подго товить красочные рекламные проспекты и буклеты. Предлага- В университете 35 тысяч студентов БЕЛОРУССКИЙ национальный технический университет при знан ведущим техническим ву зом СНГ. Такое решение принял Совет по сотрудничеству в обла сти образования стран Содруже ства. За 85 лет работы вуза здесь подготовлено более 145 Время строить дворцы в КАЖДОМ белорусском городе, число жителей которого превы шает 100 тысяч человек, будут построены современные ледо вые дворцы спорта. На сегод няшний день эти спортивные со оружения есть во всех областных центрах страны. Строительство таких объектов полностью оп- ется организовать и так называе мые комбинированные туры. Ес ли, к примеру, путешествие по «Золотому кольцу России» закан чивалось в Смоленске, то в бли жайшем будущем этот маршрут может финишировать в белорус ском Витебске. В целом количест во российских туристов, желаю щих посетить Беларусь, увеличи лось за минувший год вдвое. тысяч специалистов. Нет в стра не такого предприятия, НИИ или КБ, где бы ни трудились выпуск ники политеха. Сегодня в уни верситете, где успешно внедря ют многоуровневую систему под готовки кадров, учатся около 35 тысяч студентов. равдало себя, так как ледовая арена востребована и ежеднев но обслуживает до 3 тысяч чело век. Здесь не только тренируют ся спортсмены, но и значитель ное время отводится сеансам массового катания и работе физ- культурно-оздоровительных групп. Подготовили Виктория АВЕРБУХ (Москва) и Алексей КЛЕВИТСКИЙ (Минск) Владислав Пьявко: На всех а(^ишах — русские (фамилии персона Александр Щуплов МОСКВА «Я ОЩУЩАЮ себя на 35 лет...» — признался народный артист СССР Владислав Пьявко, празд нующий в эти дни свой 40-летний творческий юбилей. Его голосом восторгались зрители многоты сячных престижных залов мира. Дебют Владислава Пьявко на сцене Большого театра в партии Пинкертона в опере Пуччини «Чио-Чио-сан» в 1966 году сде лал народного артиста СССР од ним из самых ярких представи телей российского оперного ис кусства. Успех был неоднократ но закреплен и утвержден испол нением ведущих партий теноро вого репертуара, среди которых — Герман в «Пиковой даме» Чайковского, Самозванец в опе ре Мусоргского «Борис Году нов», Ноздрев в опере «Мертвые души» Родиона Щедрина (эта партия получила высокую оцен ку мировой музыкальной крити ки и была удостоена приза Critic Choice (Англия)... Выступления на зарубежных сценах, где в числе партнерш Владислава Пьявко выступали звезды мировой оперной сцены, в немалой степени способство вали утверждению международ ного престижа отечественной вокальной школы и оперного ис полнительства. Мировой сенса цией стало исполнение Влади славом Пьявко заглавной партии в опере Масканьи «Гульелъмо Ратклифф» в оперном театре Ливорно. А партия эта считается практически недоступной для ис полнения — за сто лет с момента написания оперы российский те нор стал лишь четвертым испол нителем этой партии, за что был удостоен именной золотой меда ли. С участием Пьявко были за писаны оперы, составляющие основной пласт русского оперно го репертуара, а запись «Хован- шины» была удостоена приза Французской академии грамза писи. Концертный репертуар арти ста включает более 500 произ ведений камерного вокального жанра, а также партии в во кально-симфонических произ ведениях крупных форм. Ар тист является одним из лучших интерпретаторов вокальной музыки Георгия Свиридова, первым исполнителем слож нейшего произведения компо зитора — вокальной поэмы на стихи Сергея Есенина «Отча лившая Русь». Активную концертную дея тельность совмещает с участи ем в музыкально-просветитель ской и общественной работе, направленной прежде всего на содействие профессионально му становлению молодых рос сийских исполнителей. Широ кую известность получили про екты артиста «Владислав Пьяв ко и компания. Парад теноров». «Русская камерная вокальная лирика — от Глинки до Свири дова». Свое сорокалетие творческой деятельности артист отмечает в российской столице и регионах. Его концерты и творческие вече ра проходят в городах России — на музыкальном фестивале в Ивановке — музее-усадьбе Сер гея Рахманинова в Тамбовской области, в Ярославской филар монии, в Большом зале Москов ской государственной консерва тории состоятся сольные концер ты певца. Программу составят арии и сцены из итальянских опер, ранее не исполняемых Владиславом Пьявко. Творче ские вечера охватят Красноярск, Норильск, прозвучит в рамках Шестого Международного опер ного фестиваля «Ирина Архипо ва представляет...» в Челябин ске... Что думает маэстро о будущ ности российского вокального искусства? На одном из юбилей ных концертов в Кремле коррес пондент «СОЮ^За» задал ему этот вопрос. — Российская оперная шко ла утвердилась во всем мире, — сказал Владислав Пьявко. — И яркое доказательство тому — афиши всех крупнейших евро пейских и американских теат ров, где во всех спектаклях обя зательно можно увидеть рус ские фамилии. Это выпускники российских консерваторий. Не которые из их успешно делают карьеру на Западе, некоторые живут здесь, а на Запад выез жают с выступлениями. Свои надежды я связываю с тем, что у нас в России уже более сорока лет существует конкурс вокали стов имени Глинки, который яв ляется не просто конкурсом в Владислав Пьявко знает, где и как искать таланты. соревновательном смысле это го слова, — за все эти годы он сложился в целенаправленную систему выявления талантов по всей стране и содействует их последующему профессио нальному становлению. Пред седателем жюри этого конкурса является более 20 лет Ирина Архипова. Международный Со юз и Фонд Ирины Архиповой очень много делают для после дующего профессионального становления наших молодых артистов. Через этот Фонд про шли такие маститые артисты, как Елена Образцова, Юрий Мазурок, Владимир Атлантов. А сегодня у всех на слуху имена Анны Нетребко и Дмитрия Хво ростовского... Пушкин на все времена 1о февраля ^ День памяти великого поэта Александр Беляев МОСКВА ИМЯ Николая Петракова, акаде мика РАН, экономиста, ученого с мировым именем, директора Ин ститута проблем рынка Россий ской академии наук со дня его основания в сентябре 1990 года, хорошо известно в Отечестве. Его перу принадлежат свыше 200 публикаций, включая моно графии. Давние дружеские отно шения сложились у ученого с Бе ларусью. В последние годы уче ный выпустил несколько книг, посвященных судьбе Пушкина, которые вызвали волнение в на шей пушкинистике. Накануне Дня памяти Пушкина мы не обошли эту тему. — С Беларусью и белоруса ми, — говорит Н. Петраков, — у меня давние дружеские отноше ния. Среди моих учеников нема ло белорусов. И мне очень прият но, что они востребованы и рабо тают на благо белорусской эко номики. — Николай Яковлевич, впоследнее времяовас заговорили как описа- телв, автореоченьинтересного ис следования, посвященногожизни и смертиА.С. Пушкина... — Да, в 2003 году вышла моя книга «Последняя игра Алексан дра Пушкина», а в 2005— ее про должение «Александр Пушкин: загадка ухода». — Какова ваша концепция истин ныхпричин гибели поэта? — Пушкина и о Пушкине я чи таю всю жизнь. И всегда ждал, что появится наконец исследова ние, в котором будет внятно объ яснено, как так могло случиться, что гений, величайший из рус ских умов XIX века, не только по эт, но и мыслитель, разбирав шийся в политике, обществен ных отношениях, в последний год своей жизни мог, словно ов ца на заклание, быть ведом ни чтожными людьми, интриганами, сплетниками? Александр Сергеевич оста вил две главные загадки своей гибели: дрался ли Пушкин на ду- Вся беда в том, что «желез- ность» логики такой конструкции рассыпается уже в момент ее со здания. Почему ревнивому и лю бящему свою жену поэту требу ется дождаться анонимного па сквиля, чтобы возмутиться пове дением Дантеса? Что за слепота непревзойденного знатока взаи моотношений между мужчиной и женщиной? Да и ровня ли Дантес Пушкину? Зачем Геккернам (старшему и младшему) писать анонимные пасквили? Они оба делают свою карьеру в России, им противопоказан скандал. От куда такая мгновенная уверен- Александр Сергеевич оставил две главные загадки своей гибели. эли с истинным виновником сво его унижения и кто был автором и распространителем аноним ного пасквиля, явившегося ка тализатором бунта поэта? Офи циальная версия пушкинистики общеизвестна: Дантес откро венно и демонстративно ухажи вает за супругой поэта. Поэт по лучает анонимное письмо с на меком на то, что он рогоносец, и мгновенно прозревает, причем сразу в двух направлениях — замечает оскорбительный для него и его жены характер пове дения Дантеса и одновременно вычисляет автора анонимки (приемного отца Дантеса). Да лее следует вызов на дуэль «без объяснения причин», дабы за- щититъ честь то ли самого поэ та, то ли его супруги, то ли того и другой вместе. ность Пушкина в авторстве ано нимного послания (получено 4 ноября, вызов на дуэль послан Дантесу 5 ноября)? Анонимщик прозрачно намекает совсем на другого «ваятеля рогов» поэта, но последний этого якобы не за мечает. Почему? Никакого Дан теса как предмета ревности для Пушкина просто не существова ло, Дантес был подставной фигу рой, ширмой в великосветской интриге. Обе столицы сплетни чали об «особых отношениях» государя с женой поэта. Трагизм ситуации состоял в том, что оскорбителем стал сам император. Сначала Пушкину приходит мысль спровоцировать любую дуэль (без кровавого ис хода) и в качестве неминуемого наказания за сам факт дуэли по лучить столь желанную высылку из столицы. Но этот план оказы вается неудачным. Тогда поэт ре шается на тщательную мистифи кацию с анонимным письмом — ведь ему важно было не драться с Дантесом, а вызвать замеша тельство в стане Романовых — Нессельроде и выйти в конце концов на прямое объяснение с императором. Но весь его план игры с коронованной особой ру шился. В борьбе за честь семьи Пушкин изначально оказался в одиночестве. — Вторая ваша книга затрагивает и такойщекотливыйдля пушкинистов вопрос, как отношениеПушкина к домуРомановых, к идее самодер жавия. — Конечно, Пушкин был сто ронником просвещенного абсо лютизма. Он формулирует свои требования к власти: власть обя зана уважать своих подданных, а подданные должны поддержи вать власть, сохраняя свое граж данское достоинство, не впадая в холопство. Династия Романо вых в глазах Пушкина выглядела весьма удручающе. Но при этом Пушкин был противником рево люционных преобразований. Не думаю, что у него были иллюзии насчет просвещенности россий ского абсолютизма. И он плохо относился к фаворитизму как яв лению русской жизни. —Увидитли нашчитатель продол жение вашего труда? — Яочень на это надеюсь. По- прежнему продолжаю работать над этой волнующей меня темой. Открытие памятника Янке Купале, фестиваль молодежи и автопробег Программа сотрудничества в сфере культуры, образования и спорта на 2006 год изобилует интересными мероприятиями партнеры ОлегДубов МОСКВА — МИНСК РЯД крупных совместных акций в сфере культуры, образования и спорта проведут Беларусь и Россия в течение нынешнего го да, сообщает посольство Бела руси в России. Так, одним из значимых и давно ожидаемых событий станет открытие па мятника Янке Купале в Москве, которое намечено на апрель ны нешнего года. Церемония при урочена к 10-летию начала со юзнических отношений между Беларусью и Россией. Этой да те будут посвящены и другие праздничные мероприятия, ко торые пройдут в начале апреля в двух наших странах. Приятным сюрпризом для бе лорусских почитателей искусст ва станет выставка народного художника России, президента Российской академии худо жеств Зураба Церетели, кото рая откроется 20 апреля в Наци ональном художественном му зее Беларуси. Здесь же пройдет и выставка из собраний музея города Великий Новгород, на меченная на ноябрь. Еще одной значимой акцией в сфере изо бразительного искусства ста нет выставка «Современная жи вопись белорусских и россий ских художников». Причем эту совместную экспозицию в тече ние года планируется показать не только в Москве и Минске, но и в ряде других городов Белару си и России. Российское театральное ис кусство будет представлено в рамках Международного «Фес тиваля фестивалей», который пройдет в Минске в октябре. Еще один совместный белорус ско-российский театральный проект, который будет реализо вываться в течение всего ны нешнего года, получил назва ние «Берега». Встреча с многонациональ ной культурой соседней страны ожидает также жителей Белару си в рамках Ассамблеи народов России, проведение которой за- Ьлёнировано в июне. Kpok/ie т6- го, в Минске состоятся презен тации культур Краснодарского края и Республики Карелия. День города Москвы включен в программу Международного фестиваля искусств «Славян ский базар в Витебске». К сло ву, российская сторона,как все гда, будет принимать самое ак тивное участие в подготовке и проведении витебского фору- В свою очередь. Дни Респуб лики Беларусь пройдут в сентя бре в Московской области и в июне в Санкт-Петербурге в рам ках X Международного Петер бургского экономического фо рума. Кроме того. Дни белорус ской культуры намечено прове сти в июле в Новосибирске. В планах культурного сотруд ничества на нынешний год зна чатся «Поезд дружбы», посвя щенный 15-летию образования СНГ, научно-практическая кон ференция «Сохранение куль турного наследия — приоритет ная задача Союзного государст ва» и ряд других мероприятий. В феврале—марте заплани ровано проведение Дней бело русского образования в Москве. В их рамках состоятся выставка «Образование в Беларуси: ка чество и доступность», ряд кон ференций, «круглых столов», презентаций и встреч. В конце июня в Витебской области прой дет слет юных экологов Белару си и России под названием «Экология без границ». На ны нешний год запланировано так же проведение слета юных ту ристов городов-героев двух стран. В августе в Анапе состоится фестиваль «Молодежь — за Со юзное государство». А на озере Селигер планируется организо вать выездной лагерь труда и отдыха для молодежи и студен тов Беларуси и Москвы. Белорусские педагоги при мут участие в августовских пе дагогических чтениях, которые пройдут в Москве. В течение го да в столицах двух стран состо ятся мастер-классы для уча щихся специализированных учебных заведений. Кроме того, в Гомеле с 1 по 5 ноября плани руется провести олимпиаду школьников на тему «Беларусь и Россия: историческая и духов ная общность». IV Международный студенче ский пробег по марщруту Минск—Киев—Нижний Новго род—Казань—Ижевск состоит ся в начале мая. В рамках рас ширения сотрудничества Бела руси и России в сф ^ е физкуль- Yy^iiii ‘’Й”сА'оF^Ta 3апланировано проведение спартакиад для де тей и юношества. В нынешнем году намечено провести также автопробег по территории двух стран на автомобилях, изготов ленных благодаря кооперации российских и белорусских про изводителей. Помимо этого за планирован ряд совместных культурно-спортивных праздни ков и матчевых встреч по раз личным видам спорта. Языком танца ^— о живописи Балет, посвященный Марку Шагалу, российский театр показал на родине художника творчество Сергей Голесник САНКТ-ПЕТЕРБУРГ — ВИТЕБСК ЯРКИЙ хореограф-импровиза тор Леонид Якобсон, чье имя се годня носит Санкт-Петербург ский Государственный акаде мический театр балета, был не только выдающимся мастером миниатюры, но и человеком весьма своенравным. Когда худсовет не хотел принимать его балет «Клоп», Леонид Вени аминович отправился в гости к Шостаковичу. Он сам танцевал для него, знакомил с музыкой, рассказал, как все будет проис ходить... И вот, когда члены ко миссии в очередной раз ругали балетмейстера, он скромно по ложил перед ними письмо Шос таковича. «Я горд и счастлив, — писал композитор, — что рабо тал с таким хореографом, что произведение будет жить на сцене...» Вслед спешно ретиро вавшейся комиссии Якобсон выкрикивал оскорбления и бро сал стулья. Он считал себя ге нием. И время показало, что не безосновательно. Леонид Якобсон руководил труппой более 25 лет. Нынеш ний директор и худрук театра Юрий Петухов говорит, что его коллектив по большому счету можно назвать гастролирую щим. Только в прошлом году ак терам аплодировали в России, Италии, Греции, ЮАР, Турции, США. В 2006-м их ждут в Гол ландии, Мексике, Испании, Япо нии, Германии. Однако первую остановку после Нового года они сделали в Витебске. — Я был в 2002-м на «Сла вянском базаре» вместе с арти стами «Мариинки», — расска зывает Ю. Петухов. — И город, и фестиваль мне очень понра вились. С тех пор я мечтал при везти сюда «Свадебный кор теж». Этот балет, в 2003 году получивший высшую нацио нальную театральную премию «Золотая маска», входит в на следие Якобсона и посвящен Марку Шагалу. На ассоциации с работами мастера настраивают и интереснейшие декорации Валерия Левенталя. Насколько сегодня совреме нен Якобсон со своей «скульп турной» хореографией? На этот вопрос каждый из нас может от ветить по-своему. Что же каса ется театра из Санкт-Петербур га, то к наследию Леонида Ве ниаминовича здесь хоть и отно сятся трепетно, но воспринима ют его в преломлении к совре менности. Доказательством служат такие шедевры, как «Ро ден», «Спартак». А вот некото рые «установки» мэтра живы и по сей день. Якобсон требовал, чтобы в коллективе не было яр ко выраженных лидеров, чтобы все танцевали всё. Сейчас в труппе, конечно же, есть веду щие солисты (Наталья Тореа- швили, Юрий Андреев, Анаста сия Любомудрова), но «выстре лить» может каждый, как, на пример, молодая Анастасия Исаева в роли Одетты-Одил- лии. Одновременно с классикой — «Лебединое озеро», «Жи- зель» — витебчане увидели оригинальные трактовки хоро шо известных тем — «Ромео и Джульетта», «Don Hose — стра сти по Кармен». Еще один любопытный факт: в нынешнем году питерцы отме тят 40-летие, а Театр имени Якуба Коласа, под крышей ко торого они выступали в Витеб ске, отпразднует 80-летний юбилей. Не исключено, что вскоре состоится ответный ви зит в город на Неве. «Я вхожу в городской худсовет, — сказал Юрий Петухов, — и уверен, что Театр им. Комиссаржевской или Театр на Литейном с боль шим удовольствием примут гос тей из Беларуси». Недаром, на верное, раньше ходила пого ворка: «Питерский — тот же ви тебский».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz