Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

ЛИПЕЦКАЯ газета 10 февраля 2006 г., № 26 (22654) ^Муниципальная реформа: взгляд изнутри Главное - не рассуждать, а действовать с первого января нынешнего года вступил в силу 131-й федеральный закон, и с этого момента началась широкомасштабная реформа местного самоуправления. Но ее реализация не везде проходит без сучка и задоринки. И тому есть объяснение: различные муниципальные образования находятся далеко не в одинаковых условиях, поэтому имеют разные возможности. Многое зависит и от исполнительной власти на местах. А она, к сожалению, далеко не всегда и не везде на высоте. Тем не менее есть примеры того, что уже первые шаги в деле реформирования местного самоуправления подтверждают актуальность, большую значимость и перспективность 131-го закона. Так, глава Требунской сельской администрации Данковского района Наталья Андреечева считает, что он способен решить те задачи, ради которых принят. — Наталья Николаевна, не секрет, что некоторые ваши коллеги не в восторге от федерального закона о местном самоуправлении и полагают, что его реализация вряд ли улучшит жизнь сельского населения. Как вы воспринимае­ те подобный скептицизм? — Я не хочу пускаться в рассуждения по этому поводу. Да и не имею права, потому что являюсь представителем власти и главным для себя считаю не обсуждать законы, а строго их исполнять независимо от того, нравятся они мне или нет. Главное достоинство закона об основных принци­ пах организации местного самоуправления состоит в том, что он значительно расширяет полномочия и, стало быть, возможности муниципальных органов власти. А это одно из главных условий эффективности их работы. Но самое важ­ ное заключается в том, что федеральное законодательство наделяет местное самоуправление постоянными источника­ ми доходов, чего раньше никогда не было. Приходилось до­ вольствоваться тем, что поступало из областной и районной казны. Теперь ситуация кардинально меняется. Муниципгшь- ные образования имеют возможность и обязаны сами добы­ вать средства для решения стоящих перед ними задач. И чем больше будет получено доходов, тем лучше будет ситуация на подведомственной территории. — Все это очень хорошо и правильно, однако с трудом верится, что те же сельские поселения способны выжить самостоятельно. Лично вы, Наталья Николаевна, в это ве­ рите? И если да, то каким образом будете поступать? — Вся надежда на собственный бюджет. На нынешний год он принят в сумме три миллиона 344 тысячи рублей. Можно, конечно, порассуждать о том, много это или мало и хватит ли для безбедной жизни. Но вряд ли в этом есть смысл. Скажу лишь, что в прежние годы такой суммы у нас никог­ да не было. Замечу кстати, что в бюджете на нынешний год не заложено ни копейки субвенций и дотаций из районной и областной казны. Вот и ответ на ваш вопрос о том, смогут ли сельские поселения выжить самостоятельно. — В таком случае интересно узнать, насколько реален и выполним бюджет Требунского поселения и из каких ста­ тей дохода он складывается? — Не буду скрывать: налогооблагаемая база у нас непло­ хая. На территории поселения расположено акционерное общество"*Дблбми'т». Если райьше мы от neirO практически ничего не получали, то в соответствии со 131-м законом пред­ приятие будет теперь платить в бюджет поселения арендную плату за землю, земельный налог и десять процентов подо­ ходного налога с физических лиц. Кроме того, на нашей тер­ ритории функционирует свиноводческое хозяйство «Данков- ское». Оно также платит земельный и подоходный налоги в бюджет поселения. Есть еще один источник собственных доходов: земельный налог с физических лиц и такой же налог на имущество. — Вы уверены в том, что перечисленные вами юриди­ ческие и физические лица будут исправно платить налоги? —Серьезных оснований сомневаться в этом пока нет. «До­ ломит» является одним из самых стабильных предприятий района, банкротство ему не грозит. Значит, у него есть все возможности исправно платить налоги. То же самое можно сказать и об обществе с ограниченной ответственностью «Дан- ковское», которое с приходом инвестора значительно укре­ пило свои позиции и сейчас находится на подъеме. Проблемным до некоторого времени оставался сбор нало­ га с владельцев земельных долей. Из-за бедности некоторым из них его просто нечем платить. Но и из этой ситуации нашелся выход. Земельный налог за них будут платить сель­ хозпредприятия, арендующие у крестьян их доли. Это спе­ циально оговаривается в договоре аренды, заключаемом арен­ датором с каждым собственником земли. В настоящее время эта работа практически завершена. — Если исходить из всего сказанного вами, то можно предположить, что у возглавляемой вами Требунской сель­ ской администрации серьезных проблем с финансами нет, и вы имеете возможность нормально решать задачи, возла­ гаемые на местную власть 131-м законом? — Я бы остереглась от шапкозакидательского подхода к оценке сегодняшней ситуации. Прежде всего надо учитывать, что по новому закону мы живем чуть больше месяца. Это слишком короткий срок для того, чтобы закон заработал в полную силу. Необходим и практический опыт, которого пока м£ 1 ловато. Он, как известно, приобретается ценой проб и ошибок, к тому же требует определенного времени. Следует добавить, что в силу некоторых обстоятельств основные налоговые поступления в бюджет поселения при­ ходятся на третий и четвертый кварталы. А это значит, что в первом полугодии придется обходиться довольно скромны­ ми средствами. — Хватит ли их для нормального жизнеобеспечения по­ селения, для решения насущных задач, обеспечивающих комфортное проживание людей на подведомственной ад­ министрации территории? — Кроме нынешних налоговых поступлений, у нас еще остались средства от прошлого года. Так что пока мы не ис­ пытываем проблем с содержанием поселенческого центра культуры и досуга, здания сельской администрации, с улич­ ным освещением, содержанием межпоселенческих дорог и т.д. При небогатом бюджете очень важно уметь жить по сред­ ствам, экономно расходовать каждую копейку. Благодаря этому и обеспечиваем нормальную жизнь поселения. — А как это выглядит на практике? — Возьмем для примера межпоселенческие дороги, забо­ та о которых по 131-му федеральному закону возложена на сельские администрации. Для нормального их содержания можно заключить договор со специализированной дорожной организацией. Однако подобное сотрудничество обходится слишком дорого. Поэтому в некоторых случаях выгодней нанять частника или прибегнуть к услугам какой-нибудь другой, не очень жадной организации. Такой подход к делу мы практикуем давно. Воспользовались им и нынешней зи­ мой для очистки межпоселенческих дорог и немало на том сэкономили. Или взять уличное освещение. Чтобы не переплачивать за него лишнее, вместе с электроснабжающей организацией провели основательную ревизию электролиний и осветитель­ ных приборов. Было выявлено немало бездействующих све­ тильников. Они все взяты на учет, и плата за них не взима­ ется. Хотя и маленькая, но все-таки экономия. Без всякой похвальбы скажу: Требунки — один из самых красивых и ухоженных населенных пунктов района. И это при том, что сельская администрация никогда не располага­ ла солидными средствами на благоустройство. Чистота и порядок на улицах и во дворах — дело рук самих жителей. А для этого никаких денег не требуется. Хотя, конечно, было бы очень неплохо, если бы в бюджете сельского поселения они никогда не переводились. И очень хочется верить, что благодаря реформе местного самоуправления так оно и бу­ дет. Интервью вел Анатолий МЕРЛЕВ, соб. корр. «Липецкой газеты». Данковский район. Национальные проекты: «Доступное жилье» «Ценынаквартиры сдержит «монолит» Так считает генеральный директор ЗАО «Строительная компания «Липецкметаллургстрой» Сергей КУЗЮКОВ Новый дом, сданный «Липецкметаллургстроем» в январе 2006 года. ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА «Липецкметаллургстрой» —одно из старейших в области предприятий в своей отрасли. Оно было организовано в 1973 году с основным направлением работы —строительство Новолипецкого металлургического комбината. Коллектив участвовал в возведении и многих других крупных промышленных и социальных объектов как в Липецкой области, так и за ее пределами. Ему доверили, например, строить поселок для чернобыльцев в Брянской области. В 1998 году предприятие превратилось в крупный строительный холдинг. А в 2005-м ЗАО «Строительная компания «Липецкметаллургстрой» сдала 271 квартиру общей площадью 16,4 тысячи кв. метров. В конце января 2006 года «Липецкметаллургстрой» от­ метил еще одно праздничное событие: заселение сразу трех жилых домов в 27, 21 и 24-м микрорайонах Липецка. На­ кануне нам удалось побывать в этих домах и позавидовать будущим его жильцам — квартиры уютные, с хорошей планировкой. А главное — вполне доступные по цене. Для тех, кто участвовал в об­ ластной программе по ипо­ течному кредитованию, они обошлись в 13 тысяч рублей за квадратный метр — это ниже среднмыночных пока­ зателей по Липецку. Следует отметить: в этих домах из монолитного желе­ зобетона разумно соотнесены цена и качество, что делает их привлекательными на ме­ стном рынке жилья. Поэто­ му генеральный директор компании Сергей Кузюков считает, что строить нынче доступное жилье — дело вполне реальное и перспек­ тивное. Будущее именно за доступным жильем, а не за так называемым элитным. За счет чего «Липецкме- таллургстрою» удается созда­ вать для покупателей такие квартиры? Главным образом за счет нового направления в отрасли —монолитного до­ мостроения. Его нельзя отне­ сти к разряду «ноу-хау» — метод не первый год приме­ няется в практике отече­ ственных строителей. В час­ тности, в Москве так возво­ дили гостиницу «Космос». Но в Липецкой области мо­ нолитное домостроение толь­ ко начинает активно осваи­ ваться, и первым здесь ока­ зался именно «Липецкметал­ лургстрой». Обычно при строитель­ стве многоэтажного дома ис­ пользуют сборный железобе­ тон, изготовленный на заво­ де. «Липецкметаллургстрой» сам производит бетон, при­ чем не за несколь^сО километ­ ров от строительной площад­ ки, а рядом с ней. Для этого в Украине был закуплен бе­ тонно-растворный комплекс, способный выдавать «на- гора» до 100 кубических мет­ ров продукции в смену. Дру­ гого такого агрегата в Липец­ кой области нет. Чем выгодна подобная схема? Не надо тратить вре­ мя и деньги на перевозку бе­ тонных плит, перегородок и других строительных изде­ лий. Все изготавливается буквально в пяти метрах от будущего дома. Установку включают по мере необходи­ мости, она безотказно рабо­ тает даже зимой, с помощью бетононасосов по трубам по­ давая бетонную массу в кон­ струкции строящегося дома. Получается быстро и без лишних затрат. Комплекс стоит два миллиона рублей, но он, по словам Кузюкова, уже окупает себя. Еще один несомненный плюс в работе этого холдин­ га; наличие своей производ­ ственной базы. Многие стро­ ительные организации, в осо­ бенности недавно образовав­ шиеся, ее не имеют и вынуж­ дены покупать те или иные материалы на стороне. «Липецкметаллургстрой» на своей базе площадью 5 тысяч кв. метров может делать бе­ тонные плиты, перегородки, лестничные марши... Кстати, лестничные марши «Липецк- металлургстроя» шириной 1,6 метра уникальны. Имен­ но поэтому многие жильцы, получившие квартиры от этого предприятия, отмечают необычный простор лестнич­ ных клеток. Мы в этом тоже убедились, когда побывали в новом монолитном доме на улице Стаханова. Надо отдать должное ге­ неральному директору хол­ динга. Он, как рачительный хозяин, не хочет зависеть от подрядчиков и по возможно­ сти старается обойтись свои­ ми ресурсами. Потребовался башенный кран — и он не стал, как это принято, арен­ довать его у специализиро­ ванной организации, а приг обрел в Воронежской облас­ ти по сходной цене и теперь извлекает из этого немалую выгоду. В большом хозяйстве «Липецкметаллургстроя», помимо башенного крана, двух бетонно-растворных уз­ лов, двух бетононасосов, есть экскаватор, бульдозер, 15 машин, что позволяет фир­ ме обходиться на стройке сво­ ими силами. Предприятие покупает только цемент, пе­ сок и щебень, все остальное для монолитного домострое­ ния свое. В планах Кузюко­ ва запустить производство пластиковых окон для нужд холдинга. И тут он видит определенную пользу для коллектива, а значит, и для тех, кто будет справлять но­ воселье в построенных им домах. Постоянный ЦОИС 1 С хол­ дингом решений, оптимизи­ рующих затраты и уменьша­ ющих в итоге себестоимость одного квадратного метра жилья, надо только привет­ ствовать. Компания активно идет по пути применения но­ вых- строительных техноло­ гий: вместе с проектным ин­ ститутом была разработана конструкция бетонных стен, которые тоньше обычных на 20 сантиметров, но нисколь­ ко не уступают им по тепло­ проводности. Причем на ус­ тановку таких стен тратится времени в четыре раза мень­ ше! Получается, таким обра­ зом, двойная выгода: строи­ тели сокращают время сдачи объекта, а квартиры у жиль­ цов становятся чуть шире — примерно на квадратный метр в каждой комнате. В целом же монолитное домостроение позволяет уменьшить стоимость жилья примерно на 20 процентов. В последние пять лет «Липецк- металлургстрою» удается дер­ жать ценовую планку ниже, чем в целом по городу. Ло­ гично было бы всячески под­ держивать деловую инициа­ тиву этого коллектива, в ко­ тором трудится 300 человек. Но почему-то не всегда это происходит. В 2006 году, на­ пример, холдинг столкнулся вдруг с дефицитом строитель­ ных площадок в Липецке. «Наши производственные мощности загружены пока что наполовину, —говорит С. Кузюков. — Если их исполь­ зовать максимально, мы смо­ жем внести более весомый вклад в выполнение област­ ной жилищной программы и в реализацию национально- , го проекта по строительству доступного жилья». Виктор МАНАЕНКОВ. акты Липецким животноводам за термометрами следить недосуг Вот уже какую неделю с экранов телевизоров, страниц газет и журналов не сходят сообщения о сильных морозах и их последствиях. Что и говорить: щедра нынешняя зима и на стужу, и на снегопады. С опаской поглядывают на термометры энергетики, прибавилось работы в службах жилищно-коммунального хозяйства... А как обстоят дела в животноводческих хозяйствах области? Согласно оперативным данным главного управления сельского хозяйства админи­ страции области среднесуточ­ ные надои молока, вопреки аномальным явлениям в при­ роде, в эти дни достигли 7,5 килограмма, что па кило­ грамм больше прошлогоднего показателя. Особенно высоких результатов добиваются чап- лыгинцы и краспинцы. Суще­ ственный рост продуктивнос­ ти отмечается на фермах сель­ хозпредприятий Долгоруков­ ского, Лебедянского, Усманс- кого, Измалковского районов. К примеру, в чаплыгинс- ких ООО “Агрохим” и “Люб­ лино” среднесуточные надои от коров достигают 13,5 и 13 килограммов молока соответ­ ственно, вдвое превышая про­ шлогодний рубеж. В Краснии- ском районе наилучших ре­ зультатов достигают в СХПК “Рассвет”, а в Лебедянском районе в передовиках — тру­ женики сельхозпредприятий “Мокрое”, “Русь”, агрофирмы “15 лет Октября”. С увеличением продуктив­ ности дойного стада возросли и объемы производства моло­ ка. Так, в тербунском СХПК “Борковский’ , где сейчас со­ держится более 500 коров, при среднесуточных надоях 12-13 килограммов получают по 6- 7 тонн молока. Аналогичная ситуация в другом эдешнем хозяйстве — КФХ “Рассвет” например. Особенно хотелось бы отме­ тить тот факт, что разительных успехов добиваются животно­ воды тех хозяйств, где привык­ ли работать по-современпому. заботятся об улучшении гене­ тического потенциала дойного стада, используют сбалансиро­ ванные корма... В последнее время таких примеров стано­ вится все больше. И это —один из итогов эффективной ^али- зации областной целевой про­ граммы “Молоко”. Во многом благодаря под­ держке областной админист­ рации удалось существенно из­ менить положение дел в жи­ вотноводстве. Многие инвесто­ ры поняли, что заниматься производством молока выгод­ но. Не случайно уже в бли­ жайшее время в области нач­ нется осуществление более 30 инвестиционных проектов в молочном животноводстве и скотоводстве. Иван ЛЕСНИКОВ. ^ И т о г и И п е р с п е к т и в ы Дороги, которые МЫ улучшаем в Хлевном дорожники трех областей обсудили приоритеты , развития отрасли Минувший год стал для дорожного хозяйства во многом переломным и в законодательном плане, по части смены приоритетов. Стало очевидно, что для его эффективного развития уже недостаточно наращивания темпов ввода новых километров и ремонта существующих. В ближайшее время необходимо сместить акцент на содержание дорожной сети, повышение качества работ и внедрение новых технологий строительства. Этому и было посвящено производственное совещание в Хлевном, в котором приняли участие заместитель главы областной администрации Юрий Божко, начальник Федерального управления автодорог “Черноземье” Василий Говоров, представители ГИБДД и руководители дорожных управлений и предприятий Воронежской, Липецкой и Тульской областей. — Итоги работы липецких дорожников в прошедшем году заслуживают внимания, поэтому мероприятие такого масш­ таба было решено провести именно в Хлевенском районе, — отметил Василий Говоров. — Нам предстоит выработать стра­ тегию развития дорожного хозяйства трех областей. И уже очевидно, что опыт липецких коллег будет внимательно h 3 j ^ ^ чаться. Особенно в плане содержания и развития сети. Be.i(^B это — ежедневная работа десятков, сотен людей, в конечнол^^ счете влияющая на безопасность движения. Сюда входят и очистка барьерных ограждений, и нанесение разметки на до­ рогах, и их освещение. Весь этот комплекс мер выполняется дорожниками области как нельзя лучше... Сейчас на дорожное хозяйство расходуется около 20 про­ центов инвестиционной программы России. Для бюджета стра­ ны это очень много, но недостаточно для отрасли. В развитых странах, например, на содержание и строительство автодорог тратится 3-5 процентов внутреннего валового продукта, у нас' же — максимум полтора. Но даже при таком скромном финансировании предприя­ тиям удается строить десятки километров современных до­ рог. Особенно это касается трассы М-4 “Дон”, которая прохо­ дит и по нашей области. За последнее время она здорово пре­ образилась и стала одной из лучших в стране. И все же работы по ее совершенствованию продолжаются. Так, в октябре прошлого года недалеко от Хлевного было от­ крыто движение автотранспорта по новому 11-километрово­ му участку важнейшей магистрали (обход села Даньшино). Теперь сформировался 52-километровый перегон четырехпо­ лосной трассы от Задонска до границы с Воронежской облас­ тью. Строили этот участок липецкие и воронежские дорожни­ ки по технологиям завтрашнего дня, на что из федерального бюджета было затрачено около миллиарда рублей. В итоге магистраль здесь стала скоростной, безопасной и более ком­ фортабельной. За удобства не грех и заплатить. Впрочем, это уже практи­ куется. Восемнадцатикилометровый платный участок “Дона^ у села Хлевное был сдан в эксплуатацию еще в 1998 году. СТ тех пор здесь — образцовый порядок. Четыре полосы движе­ ния, асфальтобетонное покрытие, разметка из пластиковых светоотражающих материалов... Проектная скорость для ав­ томобилей — 120 километров в час. Но самое важное: за по­ следние семь лет здесь не случилось ни одного ДТП, связанно­ го с неудовлетворительными дорожными условиями. И хотя альтернативный бесплатный участок дороги про­ ходит параллельно и находится в хорошем состоянии, абсо­ лютное большинство водителей предпочитает ехать по плат­ ной трассе. Тариф для легковушек — “червонец”, грузовой машины до 8 тонн — 20, а свыше 8 тонн — 40 рублей. За год эксплуатация участка приносит в федеральную казну более 30 миллионов рублей! — Это лучшее подтверждение того, что в перспективе есть смысл создать новые платные участки на автомагистрали М-4 “Дон” при интенсивности 45 тысяч и более автомобилей в сут­ ки, — сделал вывод Василий Говоров. — В этом случае по­ явится возможность быстро верить вложенные инвестором средства в строительство трассы. Причем дороги останутся в государственной собственности и со временем (после оконча­ ния срока договора с инвестором) станут бесплатными. Бюд­ жет и наши граждане от этого только выиграют. И чем быст­ рее найдутся люди, желающие вложить деньги в строитель­ ство современных дорог, тем скорее мы избавимся от давней российской беды. Уже сейчас специализированные частные компании с охотой занимаются содержанием мостов, освеще­ нием и разметкой дорог. Частники становятся все более кон­ курентоспособными, обеспечивают высокое качество услуг. Глядя на них, и отечественные организации подтягиваются... Что же касается функций заказчика, то Федеральное до- южное агентство приняло решение сосредоточить их в руках (ирекции строящихся дорог “Центр”. Объемы работ этой орга­ низации в Воронежской, Липецкой и Тульской областях по­ стоянно увеличиваются. Только в минувшем году реконстру­ ировано почти 14 километров “Дона”. На первый взгляд это немного. Но следует учесть, что трасса п^егружена, а обновление ведется без остановки дви­ жения. Цель — реконструировать ежегодно не менее 50 кило­ метров магистрали, только такие темпы можно будет считать оптимальными. Кстати, этому поспособствует и то, что финансирование обслуживания “Дона” стабилизировалось. На содержание и ремонт магистрали в нынешнем году Черноземуправтодору отпущено средств вдвое больше прошлогоднего, а финансиро­ вание капремонта планируется довести до миллиарда трехсот миллионов рублей. — За^ прошедший год сделано немало в плане развития дорожной системы, но эффективнЕш работа в этом направле­ нии не заканчивается, — подчеркнул в беседе с нашим кор­ респондентом заместитель главы областной администрации Юрий Божко. — Однако это касается не только федеральных магистралей. В наступившем году продолжится осуществле­ ние еще одного серьезного нашего проекта —широкого благо­ устройства городов и населенных пунктов области. Ведь и развивать экономику, и бороться за повышение качества жиз­ ни в грязи бессмысленно. Поэтому стартовавшая в минувшем году акция “Чистый четверг” переносится и на год нынеш­ ний. А в рамках реализации областной целевой программы “Ока­ зание государственной поддержки городам и районам Липец­ кой области на благоустройство территорий” в 2005 году уда­ лось капитально отремонтировать 3 миллиона квадратных метров дорожных покрытий в населенных пунктах, заменить , тысячи штук уличных светильников. На благоустройство тер­ риторий в 2005 году из всех источников финансирования было направлено 1,8 миллиарда рублей, в том числе средств бюд­ жета области — свыше 1,5 миллиарда рублей. Реализация проекта по созданию особой экономической зоны в области — еще одна важная задача. Выход на новый уровень качества жизни потребует дополнительных вложений в дорож­ ную отрасль. Уже в ближайшее время мы намерены решить сложные вопросы создания транспортной инфраструктуры, что потребует больших капиталовложений. Так, в ближайшее вре­ мя вокруг Липецка появится новая объездная дорога. В целом прошедший год для дорожной отрасли области выдался успешным. Были установлены новые приоритеты, определены пути развития, продолжено внедрение новых тех­ нологий строительства дорог и производства материалов. —Иметь много хороших дорог — наша главная задача. А хорошие дороги — в первую очередь безопасные дороги, — Юр “ Д] заключил ий Божко. Владимир ЗОЛОТАРЕВ. ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz