Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ газета 10 февраля 2006 г., № 26 (22654) ^Муниципальная реформа: взгляд изнутри Главное - не рассуждать, а действовать с первого января нынешнего года вступил в силу 131-й федеральный закон, и с этого момента началась широкомасштабная реформа местного самоуправления. Но ее реализация не везде проходит без сучка и задоринки. И тому есть объяснение: различные муниципальные образования находятся далеко не в одинаковых условиях, поэтому имеют разные возможности. Многое зависит и от исполнительной власти на местах. А она, к сожалению, далеко не всегда и не везде на высоте. Тем не менее есть примеры того, что уже первые шаги в деле реформирования местного самоуправления подтверждают актуальность, большую значимость и перспективность 131-го закона. Так, глава Требунской сельской администрации Данковского района Наталья Андреечева считает, что он способен решить те задачи, ради которых принят. — Наталья Николаевна, не секрет, что некоторые ваши коллеги не в восторге от федерального закона о местном самоуправлении и полагают, что его реализация вряд ли улучшит жизнь сельского населения. Как вы воспринимае те подобный скептицизм? — Я не хочу пускаться в рассуждения по этому поводу. Да и не имею права, потому что являюсь представителем власти и главным для себя считаю не обсуждать законы, а строго их исполнять независимо от того, нравятся они мне или нет. Главное достоинство закона об основных принци пах организации местного самоуправления состоит в том, что он значительно расширяет полномочия и, стало быть, возможности муниципальных органов власти. А это одно из главных условий эффективности их работы. Но самое важ ное заключается в том, что федеральное законодательство наделяет местное самоуправление постоянными источника ми доходов, чего раньше никогда не было. Приходилось до вольствоваться тем, что поступало из областной и районной казны. Теперь ситуация кардинально меняется. Муниципгшь- ные образования имеют возможность и обязаны сами добы вать средства для решения стоящих перед ними задач. И чем больше будет получено доходов, тем лучше будет ситуация на подведомственной территории. — Все это очень хорошо и правильно, однако с трудом верится, что те же сельские поселения способны выжить самостоятельно. Лично вы, Наталья Николаевна, в это ве рите? И если да, то каким образом будете поступать? — Вся надежда на собственный бюджет. На нынешний год он принят в сумме три миллиона 344 тысячи рублей. Можно, конечно, порассуждать о том, много это или мало и хватит ли для безбедной жизни. Но вряд ли в этом есть смысл. Скажу лишь, что в прежние годы такой суммы у нас никог да не было. Замечу кстати, что в бюджете на нынешний год не заложено ни копейки субвенций и дотаций из районной и областной казны. Вот и ответ на ваш вопрос о том, смогут ли сельские поселения выжить самостоятельно. — В таком случае интересно узнать, насколько реален и выполним бюджет Требунского поселения и из каких ста тей дохода он складывается? — Не буду скрывать: налогооблагаемая база у нас непло хая. На территории поселения расположено акционерное общество"*Дблбми'т». Если райьше мы от neirO практически ничего не получали, то в соответствии со 131-м законом пред приятие будет теперь платить в бюджет поселения арендную плату за землю, земельный налог и десять процентов подо ходного налога с физических лиц. Кроме того, на нашей тер ритории функционирует свиноводческое хозяйство «Данков- ское». Оно также платит земельный и подоходный налоги в бюджет поселения. Есть еще один источник собственных доходов: земельный налог с физических лиц и такой же налог на имущество. — Вы уверены в том, что перечисленные вами юриди ческие и физические лица будут исправно платить налоги? —Серьезных оснований сомневаться в этом пока нет. «До ломит» является одним из самых стабильных предприятий района, банкротство ему не грозит. Значит, у него есть все возможности исправно платить налоги. То же самое можно сказать и об обществе с ограниченной ответственностью «Дан- ковское», которое с приходом инвестора значительно укре пило свои позиции и сейчас находится на подъеме. Проблемным до некоторого времени оставался сбор нало га с владельцев земельных долей. Из-за бедности некоторым из них его просто нечем платить. Но и из этой ситуации нашелся выход. Земельный налог за них будут платить сель хозпредприятия, арендующие у крестьян их доли. Это спе циально оговаривается в договоре аренды, заключаемом арен датором с каждым собственником земли. В настоящее время эта работа практически завершена. — Если исходить из всего сказанного вами, то можно предположить, что у возглавляемой вами Требунской сель ской администрации серьезных проблем с финансами нет, и вы имеете возможность нормально решать задачи, возла гаемые на местную власть 131-м законом? — Я бы остереглась от шапкозакидательского подхода к оценке сегодняшней ситуации. Прежде всего надо учитывать, что по новому закону мы живем чуть больше месяца. Это слишком короткий срок для того, чтобы закон заработал в полную силу. Необходим и практический опыт, которого пока м£ 1 ловато. Он, как известно, приобретается ценой проб и ошибок, к тому же требует определенного времени. Следует добавить, что в силу некоторых обстоятельств основные налоговые поступления в бюджет поселения при ходятся на третий и четвертый кварталы. А это значит, что в первом полугодии придется обходиться довольно скромны ми средствами. — Хватит ли их для нормального жизнеобеспечения по селения, для решения насущных задач, обеспечивающих комфортное проживание людей на подведомственной ад министрации территории? — Кроме нынешних налоговых поступлений, у нас еще остались средства от прошлого года. Так что пока мы не ис пытываем проблем с содержанием поселенческого центра культуры и досуга, здания сельской администрации, с улич ным освещением, содержанием межпоселенческих дорог и т.д. При небогатом бюджете очень важно уметь жить по сред ствам, экономно расходовать каждую копейку. Благодаря этому и обеспечиваем нормальную жизнь поселения. — А как это выглядит на практике? — Возьмем для примера межпоселенческие дороги, забо та о которых по 131-му федеральному закону возложена на сельские администрации. Для нормального их содержания можно заключить договор со специализированной дорожной организацией. Однако подобное сотрудничество обходится слишком дорого. Поэтому в некоторых случаях выгодней нанять частника или прибегнуть к услугам какой-нибудь другой, не очень жадной организации. Такой подход к делу мы практикуем давно. Воспользовались им и нынешней зи мой для очистки межпоселенческих дорог и немало на том сэкономили. Или взять уличное освещение. Чтобы не переплачивать за него лишнее, вместе с электроснабжающей организацией провели основательную ревизию электролиний и осветитель ных приборов. Было выявлено немало бездействующих све тильников. Они все взяты на учет, и плата за них не взима ется. Хотя и маленькая, но все-таки экономия. Без всякой похвальбы скажу: Требунки — один из самых красивых и ухоженных населенных пунктов района. И это при том, что сельская администрация никогда не располага ла солидными средствами на благоустройство. Чистота и порядок на улицах и во дворах — дело рук самих жителей. А для этого никаких денег не требуется. Хотя, конечно, было бы очень неплохо, если бы в бюджете сельского поселения они никогда не переводились. И очень хочется верить, что благодаря реформе местного самоуправления так оно и бу дет. Интервью вел Анатолий МЕРЛЕВ, соб. корр. «Липецкой газеты». Данковский район. Национальные проекты: «Доступное жилье» «Ценынаквартиры сдержит «монолит» Так считает генеральный директор ЗАО «Строительная компания «Липецкметаллургстрой» Сергей КУЗЮКОВ Новый дом, сданный «Липецкметаллургстроем» в январе 2006 года. ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА «Липецкметаллургстрой» —одно из старейших в области предприятий в своей отрасли. Оно было организовано в 1973 году с основным направлением работы —строительство Новолипецкого металлургического комбината. Коллектив участвовал в возведении и многих других крупных промышленных и социальных объектов как в Липецкой области, так и за ее пределами. Ему доверили, например, строить поселок для чернобыльцев в Брянской области. В 1998 году предприятие превратилось в крупный строительный холдинг. А в 2005-м ЗАО «Строительная компания «Липецкметаллургстрой» сдала 271 квартиру общей площадью 16,4 тысячи кв. метров. В конце января 2006 года «Липецкметаллургстрой» от метил еще одно праздничное событие: заселение сразу трех жилых домов в 27, 21 и 24-м микрорайонах Липецка. На кануне нам удалось побывать в этих домах и позавидовать будущим его жильцам — квартиры уютные, с хорошей планировкой. А главное — вполне доступные по цене. Для тех, кто участвовал в об ластной программе по ипо течному кредитованию, они обошлись в 13 тысяч рублей за квадратный метр — это ниже среднмыночных пока зателей по Липецку. Следует отметить: в этих домах из монолитного желе зобетона разумно соотнесены цена и качество, что делает их привлекательными на ме стном рынке жилья. Поэто му генеральный директор компании Сергей Кузюков считает, что строить нынче доступное жилье — дело вполне реальное и перспек тивное. Будущее именно за доступным жильем, а не за так называемым элитным. За счет чего «Липецкме- таллургстрою» удается созда вать для покупателей такие квартиры? Главным образом за счет нового направления в отрасли —монолитного до мостроения. Его нельзя отне сти к разряду «ноу-хау» — метод не первый год приме няется в практике отече ственных строителей. В час тности, в Москве так возво дили гостиницу «Космос». Но в Липецкой области мо нолитное домостроение толь ко начинает активно осваи ваться, и первым здесь ока зался именно «Липецкметал лургстрой». Обычно при строитель стве многоэтажного дома ис пользуют сборный железобе тон, изготовленный на заво де. «Липецкметаллургстрой» сам производит бетон, при чем не за несколь^сО километ ров от строительной площад ки, а рядом с ней. Для этого в Украине был закуплен бе тонно-растворный комплекс, способный выдавать «на- гора» до 100 кубических мет ров продукции в смену. Дру гого такого агрегата в Липец кой области нет. Чем выгодна подобная схема? Не надо тратить вре мя и деньги на перевозку бе тонных плит, перегородок и других строительных изде лий. Все изготавливается буквально в пяти метрах от будущего дома. Установку включают по мере необходи мости, она безотказно рабо тает даже зимой, с помощью бетононасосов по трубам по давая бетонную массу в кон струкции строящегося дома. Получается быстро и без лишних затрат. Комплекс стоит два миллиона рублей, но он, по словам Кузюкова, уже окупает себя. Еще один несомненный плюс в работе этого холдин га; наличие своей производ ственной базы. Многие стро ительные организации, в осо бенности недавно образовав шиеся, ее не имеют и вынуж дены покупать те или иные материалы на стороне. «Липецкметаллургстрой» на своей базе площадью 5 тысяч кв. метров может делать бе тонные плиты, перегородки, лестничные марши... Кстати, лестничные марши «Липецк- металлургстроя» шириной 1,6 метра уникальны. Имен но поэтому многие жильцы, получившие квартиры от этого предприятия, отмечают необычный простор лестнич ных клеток. Мы в этом тоже убедились, когда побывали в новом монолитном доме на улице Стаханова. Надо отдать должное ге неральному директору хол динга. Он, как рачительный хозяин, не хочет зависеть от подрядчиков и по возможно сти старается обойтись свои ми ресурсами. Потребовался башенный кран — и он не стал, как это принято, арен довать его у специализиро ванной организации, а приг обрел в Воронежской облас ти по сходной цене и теперь извлекает из этого немалую выгоду. В большом хозяйстве «Липецкметаллургстроя», помимо башенного крана, двух бетонно-растворных уз лов, двух бетононасосов, есть экскаватор, бульдозер, 15 машин, что позволяет фир ме обходиться на стройке сво ими силами. Предприятие покупает только цемент, пе сок и щебень, все остальное для монолитного домострое ния свое. В планах Кузюко ва запустить производство пластиковых окон для нужд холдинга. И тут он видит определенную пользу для коллектива, а значит, и для тех, кто будет справлять но воселье в построенных им домах. Постоянный ЦОИС 1 С хол дингом решений, оптимизи рующих затраты и уменьша ющих в итоге себестоимость одного квадратного метра жилья, надо только привет ствовать. Компания активно идет по пути применения но вых- строительных техноло гий: вместе с проектным ин ститутом была разработана конструкция бетонных стен, которые тоньше обычных на 20 сантиметров, но нисколь ко не уступают им по тепло проводности. Причем на ус тановку таких стен тратится времени в четыре раза мень ше! Получается, таким обра зом, двойная выгода: строи тели сокращают время сдачи объекта, а квартиры у жиль цов становятся чуть шире — примерно на квадратный метр в каждой комнате. В целом же монолитное домостроение позволяет уменьшить стоимость жилья примерно на 20 процентов. В последние пять лет «Липецк- металлургстрою» удается дер жать ценовую планку ниже, чем в целом по городу. Ло гично было бы всячески под держивать деловую инициа тиву этого коллектива, в ко тором трудится 300 человек. Но почему-то не всегда это происходит. В 2006 году, на пример, холдинг столкнулся вдруг с дефицитом строитель ных площадок в Липецке. «Наши производственные мощности загружены пока что наполовину, —говорит С. Кузюков. — Если их исполь зовать максимально, мы смо жем внести более весомый вклад в выполнение област ной жилищной программы и в реализацию национально- , го проекта по строительству доступного жилья». Виктор МАНАЕНКОВ. акты Липецким животноводам за термометрами следить недосуг Вот уже какую неделю с экранов телевизоров, страниц газет и журналов не сходят сообщения о сильных морозах и их последствиях. Что и говорить: щедра нынешняя зима и на стужу, и на снегопады. С опаской поглядывают на термометры энергетики, прибавилось работы в службах жилищно-коммунального хозяйства... А как обстоят дела в животноводческих хозяйствах области? Согласно оперативным данным главного управления сельского хозяйства админи страции области среднесуточ ные надои молока, вопреки аномальным явлениям в при роде, в эти дни достигли 7,5 килограмма, что па кило грамм больше прошлогоднего показателя. Особенно высоких результатов добиваются чап- лыгинцы и краспинцы. Суще ственный рост продуктивнос ти отмечается на фермах сель хозпредприятий Долгоруков ского, Лебедянского, Усманс- кого, Измалковского районов. К примеру, в чаплыгинс- ких ООО “Агрохим” и “Люб лино” среднесуточные надои от коров достигают 13,5 и 13 килограммов молока соответ ственно, вдвое превышая про шлогодний рубеж. В Краснии- ском районе наилучших ре зультатов достигают в СХПК “Рассвет”, а в Лебедянском районе в передовиках — тру женики сельхозпредприятий “Мокрое”, “Русь”, агрофирмы “15 лет Октября”. С увеличением продуктив ности дойного стада возросли и объемы производства моло ка. Так, в тербунском СХПК “Борковский’ , где сейчас со держится более 500 коров, при среднесуточных надоях 12-13 килограммов получают по 6- 7 тонн молока. Аналогичная ситуация в другом эдешнем хозяйстве — КФХ “Рассвет” например. Особенно хотелось бы отме тить тот факт, что разительных успехов добиваются животно воды тех хозяйств, где привык ли работать по-современпому. заботятся об улучшении гене тического потенциала дойного стада, используют сбалансиро ванные корма... В последнее время таких примеров стано вится все больше. И это —один из итогов эффективной ^али- зации областной целевой про граммы “Молоко”. Во многом благодаря под держке областной админист рации удалось существенно из менить положение дел в жи вотноводстве. Многие инвесто ры поняли, что заниматься производством молока выгод но. Не случайно уже в бли жайшее время в области нач нется осуществление более 30 инвестиционных проектов в молочном животноводстве и скотоводстве. Иван ЛЕСНИКОВ. ^ И т о г и И п е р с п е к т и в ы Дороги, которые МЫ улучшаем в Хлевном дорожники трех областей обсудили приоритеты , развития отрасли Минувший год стал для дорожного хозяйства во многом переломным и в законодательном плане, по части смены приоритетов. Стало очевидно, что для его эффективного развития уже недостаточно наращивания темпов ввода новых километров и ремонта существующих. В ближайшее время необходимо сместить акцент на содержание дорожной сети, повышение качества работ и внедрение новых технологий строительства. Этому и было посвящено производственное совещание в Хлевном, в котором приняли участие заместитель главы областной администрации Юрий Божко, начальник Федерального управления автодорог “Черноземье” Василий Говоров, представители ГИБДД и руководители дорожных управлений и предприятий Воронежской, Липецкой и Тульской областей. — Итоги работы липецких дорожников в прошедшем году заслуживают внимания, поэтому мероприятие такого масш таба было решено провести именно в Хлевенском районе, — отметил Василий Говоров. — Нам предстоит выработать стра тегию развития дорожного хозяйства трех областей. И уже очевидно, что опыт липецких коллег будет внимательно h 3 j ^ ^ чаться. Особенно в плане содержания и развития сети. Be.i(^B это — ежедневная работа десятков, сотен людей, в конечнол^^ счете влияющая на безопасность движения. Сюда входят и очистка барьерных ограждений, и нанесение разметки на до рогах, и их освещение. Весь этот комплекс мер выполняется дорожниками области как нельзя лучше... Сейчас на дорожное хозяйство расходуется около 20 про центов инвестиционной программы России. Для бюджета стра ны это очень много, но недостаточно для отрасли. В развитых странах, например, на содержание и строительство автодорог тратится 3-5 процентов внутреннего валового продукта, у нас' же — максимум полтора. Но даже при таком скромном финансировании предприя тиям удается строить десятки километров современных до рог. Особенно это касается трассы М-4 “Дон”, которая прохо дит и по нашей области. За последнее время она здорово пре образилась и стала одной из лучших в стране. И все же работы по ее совершенствованию продолжаются. Так, в октябре прошлого года недалеко от Хлевного было от крыто движение автотранспорта по новому 11-километрово му участку важнейшей магистрали (обход села Даньшино). Теперь сформировался 52-километровый перегон четырехпо лосной трассы от Задонска до границы с Воронежской облас тью. Строили этот участок липецкие и воронежские дорожни ки по технологиям завтрашнего дня, на что из федерального бюджета было затрачено около миллиарда рублей. В итоге магистраль здесь стала скоростной, безопасной и более ком фортабельной. За удобства не грех и заплатить. Впрочем, это уже практи куется. Восемнадцатикилометровый платный участок “Дона^ у села Хлевное был сдан в эксплуатацию еще в 1998 году. СТ тех пор здесь — образцовый порядок. Четыре полосы движе ния, асфальтобетонное покрытие, разметка из пластиковых светоотражающих материалов... Проектная скорость для ав томобилей — 120 километров в час. Но самое важное: за по следние семь лет здесь не случилось ни одного ДТП, связанно го с неудовлетворительными дорожными условиями. И хотя альтернативный бесплатный участок дороги про ходит параллельно и находится в хорошем состоянии, абсо лютное большинство водителей предпочитает ехать по плат ной трассе. Тариф для легковушек — “червонец”, грузовой машины до 8 тонн — 20, а свыше 8 тонн — 40 рублей. За год эксплуатация участка приносит в федеральную казну более 30 миллионов рублей! — Это лучшее подтверждение того, что в перспективе есть смысл создать новые платные участки на автомагистрали М-4 “Дон” при интенсивности 45 тысяч и более автомобилей в сут ки, — сделал вывод Василий Говоров. — В этом случае по явится возможность быстро верить вложенные инвестором средства в строительство трассы. Причем дороги останутся в государственной собственности и со временем (после оконча ния срока договора с инвестором) станут бесплатными. Бюд жет и наши граждане от этого только выиграют. И чем быст рее найдутся люди, желающие вложить деньги в строитель ство современных дорог, тем скорее мы избавимся от давней российской беды. Уже сейчас специализированные частные компании с охотой занимаются содержанием мостов, освеще нием и разметкой дорог. Частники становятся все более кон курентоспособными, обеспечивают высокое качество услуг. Глядя на них, и отечественные организации подтягиваются... Что же касается функций заказчика, то Федеральное до- южное агентство приняло решение сосредоточить их в руках (ирекции строящихся дорог “Центр”. Объемы работ этой орга низации в Воронежской, Липецкой и Тульской областях по стоянно увеличиваются. Только в минувшем году реконстру ировано почти 14 километров “Дона”. На первый взгляд это немного. Но следует учесть, что трасса п^егружена, а обновление ведется без остановки дви жения. Цель — реконструировать ежегодно не менее 50 кило метров магистрали, только такие темпы можно будет считать оптимальными. Кстати, этому поспособствует и то, что финансирование обслуживания “Дона” стабилизировалось. На содержание и ремонт магистрали в нынешнем году Черноземуправтодору отпущено средств вдвое больше прошлогоднего, а финансиро вание капремонта планируется довести до миллиарда трехсот миллионов рублей. — За^ прошедший год сделано немало в плане развития дорожной системы, но эффективнЕш работа в этом направле нии не заканчивается, — подчеркнул в беседе с нашим кор респондентом заместитель главы областной администрации Юрий Божко. — Однако это касается не только федеральных магистралей. В наступившем году продолжится осуществле ние еще одного серьезного нашего проекта —широкого благо устройства городов и населенных пунктов области. Ведь и развивать экономику, и бороться за повышение качества жиз ни в грязи бессмысленно. Поэтому стартовавшая в минувшем году акция “Чистый четверг” переносится и на год нынеш ний. А в рамках реализации областной целевой программы “Ока зание государственной поддержки городам и районам Липец кой области на благоустройство территорий” в 2005 году уда лось капитально отремонтировать 3 миллиона квадратных метров дорожных покрытий в населенных пунктах, заменить , тысячи штук уличных светильников. На благоустройство тер риторий в 2005 году из всех источников финансирования было направлено 1,8 миллиарда рублей, в том числе средств бюд жета области — свыше 1,5 миллиарда рублей. Реализация проекта по созданию особой экономической зоны в области — еще одна важная задача. Выход на новый уровень качества жизни потребует дополнительных вложений в дорож ную отрасль. Уже в ближайшее время мы намерены решить сложные вопросы создания транспортной инфраструктуры, что потребует больших капиталовложений. Так, в ближайшее вре мя вокруг Липецка появится новая объездная дорога. В целом прошедший год для дорожной отрасли области выдался успешным. Были установлены новые приоритеты, определены пути развития, продолжено внедрение новых тех нологий строительства дорог и производства материалов. —Иметь много хороших дорог — наша главная задача. А хорошие дороги — в первую очередь безопасные дороги, — Юр “ Д] заключил ий Божко. Владимир ЗОЛОТАРЕВ. ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz