Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)
^'ЛИПЕЦКАЯ газе та 1 января 2006 г., № 1-2 ( 22629 - 22630 ) кого идут дела I Не нужен им симвой^ восточный!.. Русская буренка для этого коллектива и в старом, и в новом году была и останется талисманом удачи. Хотите — верьте, хотите — нет, но как только эта игрушечная коровка стала символом, на Краснинском молокозаводе дела резко пошли в гору. А поселилось это почитаемое не только индусами, но и краснинскими переработчиками животное не где-нибудь, а в святая святых производства — лаборатории. Вот и фотографироваться специалисты завода и его директор Валентина Гамеева (на снимке — вторая слева) пожелали непременно со своей коровкой. И ничего, что расцветкой она не похожа на «товарок» со здешних ферм — черно-белая, а не красно-пестрая. Русский крестьянский символ в ушедшем году ни разу их не под вел. По закупкам и переработкам молока предприятие из глубинки — в четверке лучших в области. Здесь самые высокие темпы роста произ водства. За два года они выросли в три раза! И ассортимент — самый разнообразный! Сметана, масло, творог, йогурты не нуждаются в рек ламе и за пределами района. И на областных, и на столичных ярмар ках краснрнскую продукцию потребители давно оценили по достоин ству. Не знаю, как относится директор к заморской символике — соба кам, тигр£ 1 м, зайцам... Зато о качестве импортируемого в Россию про довольствия она высказывается прямо: особым патриотом не нужно быть, чтобы, отведав заграничного, сделать выбор в пользу отечествен ного. Валентина Васильевна ратует за экологически чистые, без вся ких добавок, натуральные продукты питания. Причем ищет техноло гические рекомендации по качеству молочной продукции не на родине Санта-Клауса, а в Угличе с его ведущим в России НИИ маслоделия и сыроделия. И вот — результат. На осеннем Всероссийском смотре-конкурсе молочных продуктов, который проходил в этом году под эгидой Министерства сельского хо зяйства и Российской Академии сельхознаук, краснинская сметана «Сла вянская» удостоена золотой медали, масло «Крестьянское» — серебря ной. А сама Гамеева награждена дипломом за вклад в развитие молоч ного производства, которому она посвятила 20 лет жизни. Впрочем, за всеми этимй успехами стоит вовсе не «магическая» сила коровки, а люди, которые вернули молочную переработку прак тически из небытия. Сегодня молокозавод — одно из лучших предпри ятий района, надежный налогоплательщик в казну всех уровней. Его коллектив — на районной Доске почета. С нового года здесь намерены приступить к птоизводству плавле ных сырков. Между прочим, по ним Валентина Васильевна — при знанный ас. Когда-то прославилась их изготовлением ца Е^дрцком рор- молзаводе. Об этих знаменитыз^ сырках до сих пор вспоминают ельча- Валентина Гамеева убеждена: учить, лечить й кормить людей — самые богоугодные дела. И в этом направлении, считает она, краснин- ский коллектив переработчиков не подведет. И коровки-кормилицы — тоже... А в восточной символике здесь не нуждаются. Все-таки в России живем... Александр ДЕМЕНТЬЕВ, соб. корр. «Липецкой газеты». Краснинский район. ^Традиции Любоваласьулица, атеперь- весьЕлец! с тех пор, как Петр Первый приказал россиянам на Новый год «елки рядить и веселиться», тысячи зеленых красавиц приходят в дома ельчан, чтобы зажечься разноцветными огоньками. Главную елку Ельца, как и положено, ставят в центре города. Возле нее всегда многолюдно: народ собирается, чтобы весело проводить старый год и под звон елецких курантов и брызги шампанского еще веселее встретить наступающий. Однако, кружась в хороводе, не все гости знают, что уже шестой год главную елку привозят не из леса — эту радость землякам дарят местные жители. В канун Нового года в МУП по благоустройству звонят или приходят горожане с просьбами передать в дар землякам выращенную ими ель. Вот и в конце нынешнего декабря с таким предложением обратились семь человек. Специалисты комбината посмотрели каждое дерево, а выбор еди нодушно остановили на двенадцатиметровой красавице, принадлежав шей семье Шеметовых с улицы Парижской 1Соммуны. — Все эти годы она росла у нас под окном, — рассказывает Тать яна Ивановна. — Когда-то мы посадили ее вместе с братом, ухажива ли за нею. Елка выросла стройная, красивая, на каждый Новый год мы ее обязательно украшали. Ею любовалась вся улица. А почему бы не весь Елец? И на семейном совете мы решили сделать новогодний подарок городу. ГГосле того как коммунальщики аккуратно спилили дерево, хо зяйка, не так давно ставшая пенсионеркой, поинтересовалась, сколь ко же колец на срезе ствола — оказалось тридцать! Так что знайте, ельчане: у вашей главной елки юбилей! Дерево аккуратно уложили на специальную платформу и достави ли на центральную площадь Ельца. Сегодня ее пушистые ветки укра шают разноцветные гирлянды, яркие игрушки, в том числе и небью- щиеся, которых закуплено на десять тысяч рублей. Когда зеленую ^асавицу нарядили, свое почетное место под ней, естественно, занял Дед Мороз. Тамара ФЕДЮКИНА, соб. корр. «Липецкой газеты». ...От Рождества Христова (Окончание. Начало на 1-й стр.) И все же... Хоть и исчезла на время, растворилась в снежной пыли та, крещеная, Русь, уступив новым временам и нравам, а ничего не изменилось, не могло измениться в вечном. Богом установленном по рядке вещей. Ведь и снег, который падает сегодня с неба, он точно такой же, каким был при Иване Сергеевиче Шмелеве, и скрип под ногами, а главное — по-прежнему светит в темной ночи та Звезда — и в№ующим, и неверующим. Конечно, все думают и ощущают себя в этом мире по-разному. И эта разность в самом деле безмерна: грешники считают себя праведни ками, а праведники знают, что они грешники. Но! В том-то и заключа ется великий смысл рождения в Вифлееме Иисуса, что своим появле нием на свет Он дал каждому надежду. Не спасение, но надежду на спасение. Абсолютно каждому! Даже тому, кто сегодня грешит и не кается! Ведь путь к Богу открыт всегда. Впрочем, не так. Он открыт, пока мы дышим, думаем, чувствуем, живем и еще можем сделать нуж ный шаг. У Бога все живы... В день Рождества Христова Православная Цер ковь славит и волхвов, которые первыми преподнесли Ему свои дары, показав, что родившийся младенец есть и Царь, и Бог, и Человек. Волхвов звали Мельхиор, Гаспар и Валтасар. Они могли бы поклонить ся другому — ц№ю Ироду, пославшему их предать Христа, но они свой выбор сделали. Он всегда есть, этот выбор. У каждого человека. И это тоже дар свыше, который ведет свой отсчет от Рождества Христова... Александр КОСЯКИН. ^Ностальгический репортаж Село живет надеждой' А питает ее любовь к родной земле ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА Помните ли вы, как пахнет только что выпавший снег? Или деревенский воздух — свежий, пропитанный ароматом остывших ивовых и тополиных веток, сосновой хвоей? Вольный ветер, кажется, пробирает до костей, а ты не можешь налюбоваться отражением синевы неба в сугробах... “ Пора!” — гаркнула с ивовой верхушки ворона. И вправду — пора. Тем более что до Кочетовки еще минут десять езды. А там уже и на небесную синеву смотри сколько хочешь, и свежим, как родниковая вода, воздухом дыши... Что накукарекал Петух? в ящике моего письменного стола, помимо прочих бумаг, с прошлого года прижился черно белый снимок. Точнее, вырезка из нашей же газеты. На снимке — пожилая женщина на фоне засне женного окна. Она.сидит в тело грейке, сложа рукйГ'йа коленях. Голова укутана шерстяным плат ком. Лицо приветливое, глаза яс ные, добрые... С Зоей Евдокимовной Тепля ковой — одной из старейших жи тельниц Кочетовки — мы повстре чались в конце прошлого года. Она и стала героиней тогдашнего новогоднего репортажа “Петуши ная деревня”. «...Откуда беру силы жить? — слушаю я запись на диктофоне. — Так мы ж все закаленные: и войну, и голод на себе испытали. На трудности, как сейчас, не роп тали. Трудились с темна до тем на, чтобы на жизнь заработать, а то и достаток иметь. И ведь ка кое село отстроили! Я когда за муж вышла, у нас около сотни дворов насчитывалось. Крепкий колхоз имени Ленина был. Всю жизнь, считай, я в нем дояркой да телятницей цроработала. А уж сколько гектаров свеклы цроцо- лола! Да ведь и свое хозяйство имели. Мы двух коров держали, и поросят, и птицу разную... Тру дились много, но и жили безбед но. Сейчас ведь отношение к ра боте другое, оттого и жизнь ина че пошла. Сказать смешно: в де ревне нашей теперь петухов боль ше, чем людей... ...Последнюю свадьбу в Коче- товке сыграли лет тридцать назад. Поразъехалась молодежь, кто ж землю пахать будет? Так и сиро тело подворье за подворьем. И в прошлом году в Кочетовке дожи вали свой век только три старуш ки — берегини деревни. ...Неохотца мне никуда уез жать, — печально, но твердо за являла она. — Здесь мой дом, здесь жизнь прошла. Куда я от ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА ________ И АНАСТАСИИ МЕНЬШИКОВОЙ своего причала поеду? Вы-то ведь еще “цветки”, дети наши, жизнь еще не знаете. А мы уже все... Теперь больше о прошлом вспо минаем, чем о настоящем дума ем. А вы молодые. Не грустите, живите в труде да в радости...» Диктофонная запись оборва лась, как перетянутая струна. А звук еще плывет... Так уж полу чилось, что эта прошлогодняя за пись да еще воспоминания — все, что осталось от Кочетовки. Соби раясь в очередную командировку проведать троих берегинь малой деревни, мы и не ожидали, что нас ждет... Год Деревянного Петуха по восточному календарю стал для Кочетовки роковым. Опустела де ревня. Зоя Евдокимовна ушла в мир иной, а другие берегини — Клавдия Федоровна уехала жить к детям, Ольга Дмитриевна — к своей племяннице. ...Мы ходили от дома к дому, пытаясь разыскать хоть бы кого- нибудь. Но напрасно. На дверях — замки. Замолкли в Кочетовке пос ледние петухи. И, кажется, на всегда... Грустит село по городу и все-таки удивительна судь ба петушиной деревни. Отсюда до села Шовское — всего несколько километров. Но оно пока живет и развивается... Места здесь живописные. А летом и вовсе благодать! Трава на лугах — по пояс, в воздухе вита- fOT ароматы душицы и земляни ки. А по весне соловьи спать не дают... Ну как тут не жить?! — А молодежь все равно из села уезжает, — сетует исполня ющая обязанности главы админи страции Шовского сельсовета На талья Полякова. —Уезжают в го род учиться и остаются там. Хотя раньше так не было, как сейчас, — продолжает она. —А что было счастья пытать? Хорошо жили. В селе когда-то и мельница, и пе карня работали. Совхоз богатый был. На местном молзаводе народ трудился. Все при деле были. Да еще и хозяйство держали. А се годня по нашему сельсовету чис лятся 903 постоянных жителя. В Шовском сейчас проживает 256 человек, в основном — пенсионе ры. В прошлом году родилось чет веро малышей, а умерло двадцать жителей. Видно, .и нашу деревню судьба Кочетовки ожидает. Хотя дачников у нас немало. На лето приезжают отдыхать. И вместе с ними надежда появляется, что останется село... Тем более в последние годы Шовское, как и многие села об ласти, подверглось грандиозной по сельским меркам “культурной революции” —здесь развернулась масштабная акция по благоуст ройству территории... — А я все равно из деревни уеду! — говорит семиклассник Шовской средней школы Сергей Колтаков. — Нет здесь будущего у молодежи. Вот поступлю в тех никум, обрету специальность, и в городе жить останусь. — Н о родном селе забудешь? — Нет, конечно. Это ж моя родина. И родители здесь живут, и бабушка с дедушкой. Приез жать буду. Летом здесь лучше, чем в городе. Дачу себе здесь по строю, огородик заведу... И так думает большинство нынешних учеников! А когда мы задали вопрос, что надо сделать для спасения села, ребята затруд нились ответить... Пусть в новом году все исполнится... Известие о том, что в перечне национальных проектов, озвучен ных недавно Президентом России Владимиром Путиным, одним из приоритетных является развитие села, вселило во многих россиян чувство надежды. И в первую оче редь на то, что наши города опять станут “прирастать” деревней. Причем крепкой, развитой, совре менной. Наталья Полякова уверена, что за годы реформ желания ра ботать у наших крестьян не отби ли. И будущее у села должно быть, надо только нормальные условия для людей создать, не унижать их непростой труд. Нельзя позволить русской дерев не умереть, потому что тогда наши корни оторвутся от земли. Останется ли молодежь в селе? Хотя нет, вопрос должен звучать иначе: что необходимо сделать, чтобы молодежь осталась в селе? Разрабатываются всевоз можные программы по “закреп лению” ее в деревне, организации ее досуга, обеспечению работой и жильем... Казалось бы, что еще нужно? Но время идет, а село как вырождалось, так и вырождает ся... Безусловно, отставание села от города по уровню и условиям жизни велико. И бытовая неуст роенность, в первую очередь, под талкивает молодежь к переезду. Однако все это лишь следствие. Представим себе на минутку, что в отдельно взятом селе по строили “оазис благополучия”. И что? Туда сразу побежит моло дежь? Возможно, но если он бу дет расположен недалеко от го рода. Да и то только потому, что там природа, тишина... Словом, дача. Сельским хозяйством они там все равно заниматься не бу дут! Потому что крестьянский труд сегодня тяжелый и все еще малооплачиваемый. Значит, необходимо целенап равленно готовить специалистов, которые смогут развивать сельс кое хозяйство по-современному — пока деревня жива. Ибо село крайне нуждается в людях, ко торые не просто знают техноло гию производства сельхозпродук ции, а всей душой и сердцем лю бят деревенский уклад жизни и землю. Жители села — это люди особого склада, судьбы и мира! Годы реформ в стране приве ли к тому, что сегодня в селе ра ботают очень опытные люди, име ющие большой деловой и жизнен ный стаж. Они, привыкшие к тя желой и грязной работе, ненор мированному рабочему дню, не хотят такой доли своим детям. Поэтому правдой и неправдой отпргшляют их на учебу в горо да, чтобы те там и оставались... — Будет государство ценить труд крестьянина, позволит ему получать достойное вознагражде ние, будет в селе и молодежь ос таваться, —считает Полякова. — А социальную сферу в деревне МОЖНО- сделать не хуже городс кой. Было бы только кому и для -кого- делать... "-------- - Лишь бы не по1^сала да не облаяла! А вот в Добровском селе Вол чье, буквально в нескольких ки лометрах от канувшей в небытие Кочетовки, в канун Нового года о деревенских проблемах не ду мают. Согласно восточному ка лендарю править балом в 2006-м будет Огненная Собака. А она, как известно, волку сродни. Зна чит, и дела должны ладиться... — Вы не всем верьте, кто бу дет слишком жаловаться на нуж ду, — говорит коренная житель ница Волчьего Мария Кузнецова. — Жизнь налаживается поти хоньку. Разве можно сравнивать нынешнее время со стариной-то... За трудодни тогда работали. А сейчас зарплату платят. В мага зине — чего хошь покупай. Ма шины легковые — чуть ли не в каждом дворе. От этого ль пла каться? Сама Мария Петровна никог да не унывала. Такой характер. Работать ей пришлось сызмаль ства. И зерновые косила, и сно пы вязала... Никогда на усталость не жаловалась. По словам волчен- ской жительницы, в трудностях песня всегда выручала. А уж с чем-чем, а с песнями волченцам повезло. Здешние “Птахи” известны на всю окру гу. Этот фольклорный ансамбль был создан много лет назад ди ректором сельского клуба Анной Селезневой и радует народ поны не. А Мария Петровна была глав ной запевалой “Птах”, без кото рых в деревне не обходилась ни одна свадьба. Вот только в пос леднее время приболела... — Волчье — это, если можно так выразиться, наша маленькая Россия, — уверяет глава сельс кой администрации Николай Се лезнев. —У нас свои певуньи, на ряды, традиции. Даже свой ку кольный дом есть! И год Огнен ной Собаки, будем надеяться, нашим будет. Лишь бы она не покусала да не облаяла! А уж мы, со своей стороны, постараемся: в культуре, в благоустройстве... А что касается кукольного дома — это не шутка. Если вы ненароком заглянете в Волчье и спросите о нем, вас обязательно направят к той самой Марии Пет ровне Кузнецовой. Откуда пошла традиция делать лохонские кук лы без лица, правда, она не зна ет. Возможно, предание это при шло от наших предков. Есть в этом что-то языческое... — А, может, так и должно быть, — рассуждает Мария Пет ровна. — Милый милую сам на рисует. Сердце подскажет... И в жизни нашей все наладится со временем, — заключает она. — Придет время, и назад из горо дов в села поедут. В деревне на шей —вся Россия. А значит, всем за деревню стоять надо! Владимир ЗОЛОТАРЕВ. ч
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz