Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

^'ЛИПЕЦКАЯ газе та 1 января 2006 г., № 1-2 ( 22629 - 22630 ) кого идут дела I Не нужен им симвой^ восточный!.. Русская буренка для этого коллектива и в старом, и в новом году была и останется талисманом удачи. Хотите — верьте, хотите — нет, но как только эта игрушечная коровка стала символом, на Краснинском молокозаводе дела резко пошли в гору. А поселилось это почитаемое не только индусами, но и краснинскими переработчиками животное не где-нибудь, а в святая святых производства — лаборатории. Вот и фотографироваться специалисты завода и его директор Валентина Гамеева (на снимке — вторая слева) пожелали непременно со своей коровкой. И ничего, что расцветкой она не похожа на «товарок» со здешних ферм — черно-белая, а не красно-пестрая. Русский крестьянский символ в ушедшем году ни разу их не под­ вел. По закупкам и переработкам молока предприятие из глубинки — в четверке лучших в области. Здесь самые высокие темпы роста произ­ водства. За два года они выросли в три раза! И ассортимент — самый разнообразный! Сметана, масло, творог, йогурты не нуждаются в рек­ ламе и за пределами района. И на областных, и на столичных ярмар­ ках краснрнскую продукцию потребители давно оценили по достоин­ ству. Не знаю, как относится директор к заморской символике — соба­ кам, тигр£ 1 м, зайцам... Зато о качестве импортируемого в Россию про­ довольствия она высказывается прямо: особым патриотом не нужно быть, чтобы, отведав заграничного, сделать выбор в пользу отечествен­ ного. Валентина Васильевна ратует за экологически чистые, без вся­ ких добавок, натуральные продукты питания. Причем ищет техноло­ гические рекомендации по качеству молочной продукции не на родине Санта-Клауса, а в Угличе с его ведущим в России НИИ маслоделия и сыроделия. И вот — результат. На осеннем Всероссийском смотре-конкурсе молочных продуктов, который проходил в этом году под эгидой Министерства сельского хо­ зяйства и Российской Академии сельхознаук, краснинская сметана «Сла­ вянская» удостоена золотой медали, масло «Крестьянское» — серебря­ ной. А сама Гамеева награждена дипломом за вклад в развитие молоч­ ного производства, которому она посвятила 20 лет жизни. Впрочем, за всеми этимй успехами стоит вовсе не «магическая» сила коровки, а люди, которые вернули молочную переработку прак­ тически из небытия. Сегодня молокозавод — одно из лучших предпри­ ятий района, надежный налогоплательщик в казну всех уровней. Его коллектив — на районной Доске почета. С нового года здесь намерены приступить к птоизводству плавле­ ных сырков. Между прочим, по ним Валентина Васильевна — при­ знанный ас. Когда-то прославилась их изготовлением ца Е^дрцком рор- молзаводе. Об этих знаменитыз^ сырках до сих пор вспоминают ельча- Валентина Гамеева убеждена: учить, лечить й кормить людей — самые богоугодные дела. И в этом направлении, считает она, краснин- ский коллектив переработчиков не подведет. И коровки-кормилицы — тоже... А в восточной символике здесь не нуждаются. Все-таки в России живем... Александр ДЕМЕНТЬЕВ, соб. корр. «Липецкой газеты». Краснинский район. ^Традиции Любоваласьулица, атеперь- весьЕлец! с тех пор, как Петр Первый приказал россиянам на Новый год «елки рядить и веселиться», тысячи зеленых красавиц приходят в дома ельчан, чтобы зажечься разноцветными огоньками. Главную елку Ельца, как и положено, ставят в центре города. Возле нее всегда многолюдно: народ собирается, чтобы весело проводить старый год и под звон елецких курантов и брызги шампанского еще веселее встретить наступающий. Однако, кружась в хороводе, не все гости знают, что уже шестой год главную елку привозят не из леса — эту радость землякам дарят местные жители. В канун Нового года в МУП по благоустройству звонят или приходят горожане с просьбами передать в дар землякам выращенную ими ель. Вот и в конце нынешнего декабря с таким предложением обратились семь человек. Специалисты комбината посмотрели каждое дерево, а выбор еди­ нодушно остановили на двенадцатиметровой красавице, принадлежав­ шей семье Шеметовых с улицы Парижской 1Соммуны. — Все эти годы она росла у нас под окном, — рассказывает Тать­ яна Ивановна. — Когда-то мы посадили ее вместе с братом, ухажива­ ли за нею. Елка выросла стройная, красивая, на каждый Новый год мы ее обязательно украшали. Ею любовалась вся улица. А почему бы не весь Елец? И на семейном совете мы решили сделать новогодний подарок городу. ГГосле того как коммунальщики аккуратно спилили дерево, хо­ зяйка, не так давно ставшая пенсионеркой, поинтересовалась, сколь­ ко же колец на срезе ствола — оказалось тридцать! Так что знайте, ельчане: у вашей главной елки юбилей! Дерево аккуратно уложили на специальную платформу и достави­ ли на центральную площадь Ельца. Сегодня ее пушистые ветки укра­ шают разноцветные гирлянды, яркие игрушки, в том числе и небью- щиеся, которых закуплено на десять тысяч рублей. Когда зеленую ^асавицу нарядили, свое почетное место под ней, естественно, занял Дед Мороз. Тамара ФЕДЮКИНА, соб. корр. «Липецкой газеты». ...От Рождества Христова (Окончание. Начало на 1-й стр.) И все же... Хоть и исчезла на время, растворилась в снежной пыли та, крещеная, Русь, уступив новым временам и нравам, а ничего не изменилось, не могло измениться в вечном. Богом установленном по­ рядке вещей. Ведь и снег, который падает сегодня с неба, он точно такой же, каким был при Иване Сергеевиче Шмелеве, и скрип под ногами, а главное — по-прежнему светит в темной ночи та Звезда — и в№ующим, и неверующим. Конечно, все думают и ощущают себя в этом мире по-разному. И эта разность в самом деле безмерна: грешники считают себя праведни­ ками, а праведники знают, что они грешники. Но! В том-то и заключа­ ется великий смысл рождения в Вифлееме Иисуса, что своим появле­ нием на свет Он дал каждому надежду. Не спасение, но надежду на спасение. Абсолютно каждому! Даже тому, кто сегодня грешит и не кается! Ведь путь к Богу открыт всегда. Впрочем, не так. Он открыт, пока мы дышим, думаем, чувствуем, живем и еще можем сделать нуж­ ный шаг. У Бога все живы... В день Рождества Христова Православная Цер­ ковь славит и волхвов, которые первыми преподнесли Ему свои дары, показав, что родившийся младенец есть и Царь, и Бог, и Человек. Волхвов звали Мельхиор, Гаспар и Валтасар. Они могли бы поклонить­ ся другому — ц№ю Ироду, пославшему их предать Христа, но они свой выбор сделали. Он всегда есть, этот выбор. У каждого человека. И это тоже дар свыше, который ведет свой отсчет от Рождества Христова... Александр КОСЯКИН. ^Ностальгический репортаж Село живет надеждой' А питает ее любовь к родной земле ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА Помните ли вы, как пахнет только что выпавший снег? Или деревенский воздух — свежий, пропитанный ароматом остывших ивовых и тополиных веток, сосновой хвоей? Вольный ветер, кажется, пробирает до костей, а ты не можешь налюбоваться отражением синевы неба в сугробах... “ Пора!” — гаркнула с ивовой верхушки ворона. И вправду — пора. Тем более что до Кочетовки еще минут десять езды. А там уже и на небесную синеву смотри сколько хочешь, и свежим, как родниковая вода, воздухом дыши... Что накукарекал Петух? в ящике моего письменного стола, помимо прочих бумаг, с прошлого года прижился черно­ белый снимок. Точнее, вырезка из нашей же газеты. На снимке — пожилая женщина на фоне засне­ женного окна. Она.сидит в тело­ грейке, сложа рукйГ'йа коленях. Голова укутана шерстяным плат­ ком. Лицо приветливое, глаза яс­ ные, добрые... С Зоей Евдокимовной Тепля­ ковой — одной из старейших жи­ тельниц Кочетовки — мы повстре­ чались в конце прошлого года. Она и стала героиней тогдашнего новогоднего репортажа “Петуши­ ная деревня”. «...Откуда беру силы жить? — слушаю я запись на диктофоне. — Так мы ж все закаленные: и войну, и голод на себе испытали. На трудности, как сейчас, не роп­ тали. Трудились с темна до тем­ на, чтобы на жизнь заработать, а то и достаток иметь. И ведь ка­ кое село отстроили! Я когда за­ муж вышла, у нас около сотни дворов насчитывалось. Крепкий колхоз имени Ленина был. Всю жизнь, считай, я в нем дояркой да телятницей цроработала. А уж сколько гектаров свеклы цроцо- лола! Да ведь и свое хозяйство имели. Мы двух коров держали, и поросят, и птицу разную... Тру­ дились много, но и жили безбед­ но. Сейчас ведь отношение к ра­ боте другое, оттого и жизнь ина­ че пошла. Сказать смешно: в де­ ревне нашей теперь петухов боль­ ше, чем людей... ...Последнюю свадьбу в Коче- товке сыграли лет тридцать назад. Поразъехалась молодежь, кто ж землю пахать будет? Так и сиро­ тело подворье за подворьем. И в прошлом году в Кочетовке дожи­ вали свой век только три старуш­ ки — берегини деревни. ...Неохотца мне никуда уез­ жать, — печально, но твердо за­ являла она. — Здесь мой дом, здесь жизнь прошла. Куда я от ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА ________ И АНАСТАСИИ МЕНЬШИКОВОЙ своего причала поеду? Вы-то ведь еще “цветки”, дети наши, жизнь еще не знаете. А мы уже все... Теперь больше о прошлом вспо­ минаем, чем о настоящем дума­ ем. А вы молодые. Не грустите, живите в труде да в радости...» Диктофонная запись оборва­ лась, как перетянутая струна. А звук еще плывет... Так уж полу­ чилось, что эта прошлогодняя за­ пись да еще воспоминания — все, что осталось от Кочетовки. Соби­ раясь в очередную командировку проведать троих берегинь малой деревни, мы и не ожидали, что нас ждет... Год Деревянного Петуха по восточному календарю стал для Кочетовки роковым. Опустела де­ ревня. Зоя Евдокимовна ушла в мир иной, а другие берегини — Клавдия Федоровна уехала жить к детям, Ольга Дмитриевна — к своей племяннице. ...Мы ходили от дома к дому, пытаясь разыскать хоть бы кого- нибудь. Но напрасно. На дверях — замки. Замолкли в Кочетовке пос­ ледние петухи. И, кажется, на­ всегда... Грустит село по городу и все-таки удивительна судь­ ба петушиной деревни. Отсюда до села Шовское — всего несколько километров. Но оно пока живет и развивается... Места здесь живописные. А летом и вовсе благодать! Трава на лугах — по пояс, в воздухе вита- fOT ароматы душицы и земляни­ ки. А по весне соловьи спать не дают... Ну как тут не жить?! — А молодежь все равно из села уезжает, — сетует исполня­ ющая обязанности главы админи­ страции Шовского сельсовета На­ талья Полякова. —Уезжают в го­ род учиться и остаются там. Хотя раньше так не было, как сейчас, — продолжает она. —А что было счастья пытать? Хорошо жили. В селе когда-то и мельница, и пе­ карня работали. Совхоз богатый был. На местном молзаводе народ трудился. Все при деле были. Да еще и хозяйство держали. А се­ годня по нашему сельсовету чис­ лятся 903 постоянных жителя. В Шовском сейчас проживает 256 человек, в основном — пенсионе­ ры. В прошлом году родилось чет­ веро малышей, а умерло двадцать жителей. Видно, .и нашу деревню судьба Кочетовки ожидает. Хотя дачников у нас немало. На лето приезжают отдыхать. И вместе с ними надежда появляется, что останется село... Тем более в последние годы Шовское, как и многие села об­ ласти, подверглось грандиозной по сельским меркам “культурной революции” —здесь развернулась масштабная акция по благоуст­ ройству территории... — А я все равно из деревни уеду! — говорит семиклассник Шовской средней школы Сергей Колтаков. — Нет здесь будущего у молодежи. Вот поступлю в тех­ никум, обрету специальность, и в городе жить останусь. — Н о родном селе забудешь? — Нет, конечно. Это ж моя родина. И родители здесь живут, и бабушка с дедушкой. Приез­ жать буду. Летом здесь лучше, чем в городе. Дачу себе здесь по­ строю, огородик заведу... И так думает большинство нынешних учеников! А когда мы задали вопрос, что надо сделать для спасения села, ребята затруд­ нились ответить... Пусть в новом году все исполнится... Известие о том, что в перечне национальных проектов, озвучен­ ных недавно Президентом России Владимиром Путиным, одним из приоритетных является развитие села, вселило во многих россиян чувство надежды. И в первую оче­ редь на то, что наши города опять станут “прирастать” деревней. Причем крепкой, развитой, совре­ менной. Наталья Полякова уверена, что за годы реформ желания ра­ ботать у наших крестьян не отби­ ли. И будущее у села должно быть, надо только нормальные условия для людей создать, не унижать их непростой труд. Нельзя позволить русской дерев­ не умереть, потому что тогда наши корни оторвутся от земли. Останется ли молодежь в селе? Хотя нет, вопрос должен звучать иначе: что необходимо сделать, чтобы молодежь осталась в селе? Разрабатываются всевоз­ можные программы по “закреп­ лению” ее в деревне, организации ее досуга, обеспечению работой и жильем... Казалось бы, что еще нужно? Но время идет, а село как вырождалось, так и вырождает­ ся... Безусловно, отставание села от города по уровню и условиям жизни велико. И бытовая неуст­ роенность, в первую очередь, под­ талкивает молодежь к переезду. Однако все это лишь следствие. Представим себе на минутку, что в отдельно взятом селе по­ строили “оазис благополучия”. И что? Туда сразу побежит моло­ дежь? Возможно, но если он бу­ дет расположен недалеко от го­ рода. Да и то только потому, что там природа, тишина... Словом, дача. Сельским хозяйством они там все равно заниматься не бу­ дут! Потому что крестьянский труд сегодня тяжелый и все еще малооплачиваемый. Значит, необходимо целенап­ равленно готовить специалистов, которые смогут развивать сельс­ кое хозяйство по-современному — пока деревня жива. Ибо село крайне нуждается в людях, ко­ торые не просто знают техноло­ гию производства сельхозпродук­ ции, а всей душой и сердцем лю­ бят деревенский уклад жизни и землю. Жители села — это люди особого склада, судьбы и мира! Годы реформ в стране приве­ ли к тому, что сегодня в селе ра­ ботают очень опытные люди, име­ ющие большой деловой и жизнен­ ный стаж. Они, привыкшие к тя­ желой и грязной работе, ненор­ мированному рабочему дню, не хотят такой доли своим детям. Поэтому правдой и неправдой отпргшляют их на учебу в горо­ да, чтобы те там и оставались... — Будет государство ценить труд крестьянина, позволит ему получать достойное вознагражде­ ние, будет в селе и молодежь ос­ таваться, —считает Полякова. — А социальную сферу в деревне МОЖНО- сделать не хуже городс­ кой. Было бы только кому и для -кого- делать... "-------- - Лишь бы не по1^сала да не облаяла! А вот в Добровском селе Вол­ чье, буквально в нескольких ки­ лометрах от канувшей в небытие Кочетовки, в канун Нового года о деревенских проблемах не ду­ мают. Согласно восточному ка­ лендарю править балом в 2006-м будет Огненная Собака. А она, как известно, волку сродни. Зна­ чит, и дела должны ладиться... — Вы не всем верьте, кто бу­ дет слишком жаловаться на нуж­ ду, — говорит коренная житель­ ница Волчьего Мария Кузнецова. — Жизнь налаживается поти­ хоньку. Разве можно сравнивать нынешнее время со стариной-то... За трудодни тогда работали. А сейчас зарплату платят. В мага­ зине — чего хошь покупай. Ма­ шины легковые — чуть ли не в каждом дворе. От этого ль пла­ каться? Сама Мария Петровна никог­ да не унывала. Такой характер. Работать ей пришлось сызмаль­ ства. И зерновые косила, и сно­ пы вязала... Никогда на усталость не жаловалась. По словам волчен- ской жительницы, в трудностях песня всегда выручала. А уж с чем-чем, а с песнями волченцам повезло. Здешние “Птахи” известны на всю окру­ гу. Этот фольклорный ансамбль был создан много лет назад ди­ ректором сельского клуба Анной Селезневой и радует народ поны­ не. А Мария Петровна была глав­ ной запевалой “Птах”, без кото­ рых в деревне не обходилась ни одна свадьба. Вот только в пос­ леднее время приболела... — Волчье — это, если можно так выразиться, наша маленькая Россия, — уверяет глава сельс­ кой администрации Николай Се­ лезнев. —У нас свои певуньи, на­ ряды, традиции. Даже свой ку­ кольный дом есть! И год Огнен­ ной Собаки, будем надеяться, нашим будет. Лишь бы она не покусала да не облаяла! А уж мы, со своей стороны, постараемся: в культуре, в благоустройстве... А что касается кукольного дома — это не шутка. Если вы ненароком заглянете в Волчье и спросите о нем, вас обязательно направят к той самой Марии Пет­ ровне Кузнецовой. Откуда пошла традиция делать лохонские кук­ лы без лица, правда, она не зна­ ет. Возможно, предание это при­ шло от наших предков. Есть в этом что-то языческое... — А, может, так и должно быть, — рассуждает Мария Пет­ ровна. — Милый милую сам на­ рисует. Сердце подскажет... И в жизни нашей все наладится со временем, — заключает она. — Придет время, и назад из горо­ дов в села поедут. В деревне на­ шей —вся Россия. А значит, всем за деревню стоять надо! Владимир ЗОЛОТАРЕВ. ч

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz