Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ газета 8 февраля 2006 г., № 24 (22652) ^Краеиелческий этюд Аромат ладана CnetfebinycK J Iim e tfK o to областного краеведческого лгузея гг редакции «ЛГ » ^ С т о дет тому... Ванны, воды ибалы в личной библиотеке елецкого краеведа В.А. Заусайлова есть путеводитель под названием «Спутник пассажира по Юго-Восточным железным дорогам». Его выпустил в 1899 году коммерческий агент железных дорог А.И. Родзевич. Имеется в «Спутнике» раздел «Ист<юия Липецких вод», который содержит весьма любопытные сведения. Й)дм1| ОЬцстаа Юга-йосттиа^ >аЛи . доа &путникъ П а с с а ж и р а по Шго-ВойгочнмгвелЬзнымг№рога»'ь, Пдллуок'*» I 1I. 0рдб1ско-7ряккая и Трис-Царицмкски ш ш С«ЯкД«««1Ч ДМДТЬ *4ДМ1РА«М. niltk D t taM l ëлДВ1>: Ofb.1*, СДМй. Лямаил ■Циридм"»Мe*»rt « •O t iN k llk ж<*«>к А. и РоАзевич-ь. М О С К В А По словам состави теля, целебные мине ральные воды были открыты в 1700 году, «у которых для царско го цосещения был выстроен небольшой дворец, сгоревший в 1806 году». Родзевич пишет о популярности липецких вод в конце XIX века. Об этом сви детельствуют письма исцеленных людей. Среди авторов, напри мер, был некий П.Б. Бланк, отдавший за ле чение «нарочитую часть своего капитала», зато «из полумёртвого» ставший совершенно здоровым. Бланк пи шет также о хвалебных надписях в комнатах на развалинах Петровско го дворца. В их числе было такое двустишие; Жи лище царское! Ты будешь тлен и прах. Но Царь не умрет век, он будет жить в сердцах. В письме говорится, что «село Липецкое могло возрасти до города не иначе как вследствие обогащения своего от при езда лечащихся». Бланк называет имя бывшего городового врача Вандера, благодаря которому правительство обратило внимание на минеральные воды. В 1811 году было решено ассигновать 244.000 рублей на устройство ■курорта. Но' выделение этих денег было задержа но из-за Отечественной войны 1812 года, и Липецкие воды никогда не получили обещанной суммы. Более того, прави тельство отказалось от благоустройства вод, и в 1823 году они перешли в ведение города. С 1823 по 1891 г. минеральные воды находились в веде нии то города, то акционерного общества и поддерживались преимущественно только частными пожертвованиями. «Оче видно, — отмечал Родзевич, — воды, предоставленные сами себе, могли влачить только самое жалкое существование». К 1891 г. все пришло в такое запустение, что правительство решилось, наконец, учредить казенное их управление во главе с директором-врачом. Этим ведомством в течение девя ти лет было истрачено 145 тысяч рублей на улучшение ку рорта. В августе 1899 года с курортом подробно знакомился министр земледелия и государственных имуществ А.С. Ер молов. Какой же была курортная жизнь в Липецке? Кто приезжал впервые, тому предлагали остановиться в казенной гостинице «Минеральные воды». В квартирном бюро давали подробный план города, список свободных квартир и дач, цен на помещения... Обустроившись, человек отправ лялся в летнюю контору, получал сезонный билет. Отдыхающим предписывалось вставать рано — уже в семь часов можно было брать ванны. В Нижнем парке с де вяти часов звучала музыка (с 1893 года два раза в день играл военный оркестр). В ресторане при курзале был чайный бу фет. Гулянье в парке, лечение отнимали целое утро, поэтому только после двенадцати начинали кто завтракать, а кто и обедать. Раз в Педелю устраивались танцевальные вечера, длились они три часа. Дирекция ежегодно 22 июля давала роскош ные балы. За несколько дней плели из листьев гирлянды, устанавливали щиты, шпалеры, развешивали фонари, и саду и курзалу придавался праздничный вид. В Нижнем парке была сцена с декорациями и кулисами. С 1897 года здесь выступали труппы Императорского московского Малого те атра. Спектакли шли два-три раза в неделю. На этой же сцене проходили представления Липецкого музыкально-дра матического общества. Липецкого дамского благотворитель ного общества, гастролировали певцы, музыканты и артис ты. В заключение еще одна цитата из Родзевича: «Липецк — дешевый курорт, и прожить здесь, можно очень дешево. Ка кие бы басни ни рассказывали о дешевизне заграничной жизни, поездка туда для громадного большинства обходится очень дорого». Это написано сто с лишним лет назад. Ничего не изменилось... Александр ТРУБИЦИН, студент исторического факультета Липецкого государственного педагогического университета. Ни одна женщина не писала у нас так сильно, как Бунина. Н. КАРАМЗИН. Рак в груди довел свое разрушительное дело уже до того, что она не могла лежать и проводила большую часть времени в единственно возможной для нее позе — на коленях. И. БУНИН. Смерть, в сердце мне тогда вступая, Сто мук велела вдруг снести. А. БУНИНА. Она одна в пустой церкви села Грачевка стоит на коленях перед иконой Пресвятой Богородицы. Молится долго и упорно. Потом медленно, чувствуя боль в коленях, которая словно отзывается остро и страшно в груди, передвигается к иконе Спаса Нерукотворного. И снова молится. Превозмочь боли ей помо гает талисман — маленький мешочек с ладаном. Закончив молиться, она поднимается на ноги. Кружится голова, му чает тошнота. Она раскрыва ет ладанку, медленно вдыха ет аромат. Постепенно исче зает шум в голове. Но глав ное — утихают мучительные боли. Ее слух улавливает тихие шаги. Они не тревожат ее — это пришел и ждет ее братец Митя. Вообще-то он не брат, а дальний родственник, но для нее, особенно в такие минуты, он роднее всех род ных, заботливый, любящий. Стоит ночью ей чуть засто нать, как он со свечой появ ляется у ее постели, чтобы помочь, облегчить страдания. Бунина подает знак Дмит рию. Он легко и бережно под нимает ее на руки, выносит из церкви, усаживает в про летку. .. .Пролетка миновала брод через реку Байгору, подня лась на пригорок. Показалась колокольня•церкви Нижней Мосоловки. Уже скоро они будут в Верхней Мосоловке, что в Усманском уезде Там бовской губернии. Здесь Анна живет у родственников. А ез дила она с Дмитрием в дерев ню Пашкове. Он не хотел ос тавлять Анну без присмотра и повез ее сам, несмотря на жару. Она, как ребенок, ра довалась поездке, веря, что в пути развеются грустные мысли. Прожили они там не делю и теперь вернулись в родовое гнездо Дмитрия Бу нина —Верхнюю Мосоловку. Живется Анне у братца Дмитрия спокойно. Вот толь ко известия из столицы сюда доходят не скоро. А она их ждет. Каждое напоминает ей о светлой полосе жизни. Как она в возрасте двадцати вось ми лет впервые оказалась в большом городе, наняла квар тиру, принялась за самообра зование, истратив на это все деньги. Но о них Анна Бунина не жалела, хотя и сильно бед ствовала. Она изучила физи ку и математику, английс кий, французский и немец кий, но прежде всего русскую литературу. Бунина увлеклась поэзи ей. Ее первое стихотворение «С приморского берега» было напечатано в 1804 году. За ним последовали другие. За тем выпустила сборник «Не опытная муза». Ее имя стало хорошо известно в литератур ных кругах, среди читателей. Успеху сопутствовало и то обстоятельство, что появле ние женщины в литературе было делом довольно редким. Она пытается вырваться из нужды, упорно работает и в 1811 году выпускает сбор ник «Сельские вечера», кото рый принес ей признание как первой поэтессе России. Но средств по-прежнему нет. Зато завязывается дружба с Крыловым, Державиным, Ка рамзиным, Капнистом, Жу ковским и В.Л. Пушкиным. Ей покровительствует извес тный литератор А.С. Шиш ков. Стараются помогать дру зья и родные. Однако особен но трудно становится ей, ког да обрушивается страшная бо лезнь —рак груди. Врачи бес сильны. Не помогает и поезд ка на лечение в Англию. В 1821 году Бунина вы пускает полное собрание сво их сочинений. Пытается вновь писать. Работа на до вольно короткое время при носит удовлетворение. Толь ко недуг не отступает. Буни на навсегда покидает Петер бург. Покидает, чтобы жить в Верхней Мосоловке. ...Вскоре после возвраще ния из Пашкова приходит известие: скоропостижно умирает братец Митя. Боль душевная для Буниной силь нее телесной. Сыновья покой ного, Николай и Владимир, приехавшие из Воронежа, стараются заменить ей отца, заботятся о ней. Но продол жается это два месяца. Моло дые Бунины уезжают обрат но в Воронеж. Она остается в окружении дворовых людей. Болезнь прогрессирует. Она пытается спасаться сво им талисманом — ладанкой. Как любому тяжелобольному, ей нужно на что-то надеять ся. Эта вера помогает ей не сдаваться и жить. Вокруг Верхней Мосолов ки —степь. Деревянный бар ский дом врос в землю. Кры ша почернела от времени. Старый сад, как и дом, в за пустении. Тихо, спокойно. Но как она тосковала по своим друзьям в Петербурге, как хотелось побыть, хотя бы не много, среди знакомых и род ных людей! Тогда она проси ла управляющего подгото вить ей карету. Обычно Анна Петровна выбирала день, когда нет ду хоты и небо слегка затянуто облаками. Самой трудной была для нее дорога до Ус- мани. Безлесная равнина бы- ' О. : . * 'WMROPm - стро утомляла ее. В Усмани Бунина отдыха ла. Местный врач давал бо леутоляющие лекарства. По том она отправлялась даль ше, в Липецк. В Кривке сно ва делала остановку, здесь жила ее родственница Глафи ра Чапкина — сестра Влади мира и Николая Буниных, выданная замуж за поручи ка Ивана Яковлевича Чапки на. Она угощала Анну Пет ровну малиновым вареньем — оно снимает жар. Потом Бунина ложилась отдыхать. Она читала Глафире свои стихи, снова и снова расска зывала ей о своей жизни в столице, о встречах со зна менитыми писателями. А на следующий день — снова в путь. Липецк встре чал ее дремотностью зелено го городка. Над собором, взметнувшимся на горе, кру жили птицы . Поэтессой вновь овладевало желание писать. Она, превозмогая боль, работала до исступле ния, переводя духовные бе седы английского проповед ника Блэра. И на кавказских водах, куда ездила лечиться, Анна Петровна не прекращала за ниматься переводом. Теперь дело близилось к заверше нию. Анна Петровна хотела здесь, в .Липецке, набраться сил. Ей хорошо помогала ле чебная грязь, на какое-то вре мя снимавшая боли. Местное общество хорошо знало и почитало Бунину, члена Российской Академии наук, чей портрет висит в сте нах Академии наук. ...На этот раз лечебная грязь плохо помогала. По этесса перестала ходить на процедуры, больше сидела дома, завершая перевод Блэ ра. А вскоре уехала. Ночью уже была у Глафи ры. Та ни о чем не расспра шивала, уложила спать. Но уснуть было невозможно — так мучила ,б))Дь,, nf^anj^^L лась с постели, зажгла све чу, достала книгу Блэра и чистую бумагу. Утром Глафира вышла во флигель и увидела поэтессу, стоящую за столом на коле нях — так ей было удобней переносить боль. Перевод она завершила в Усмани. Отправила рукопись в Петербург к Шишкову с просьбой напечатать. Мучительно тяжелы были ее дни. Иногда подшучивала над собой, что ей жить да жить, но сама уже прекрас но понимала, что дни ее со чтены. Из Верхней Мосоловки ее никто не торопил, наоборот, просили пожить подольше. Но она отказалась, перееха ла в Трухачевку, родовое бу нинское гнездо на берегу реки Воронеж. Здесь жил старший из братьев Буниных — Алексей Дмитриевич. И снова —борьба с болью. Ее мысли о последней работе — переводе Блэра. Но уви дит ли она ее напечатанной? — Увижу! Обязательно увижу, — вслух произносит она. Медленно угасая, она ра дуется каждому дню', каждо му часу, каждому мигу, да рованному ей Богом. Книгу проповедей Блэра «Нравственные и философ ские беседы» Анна Петровна все-таки увидела. И даже по дарила, написав на ней дро жащей рукой и со слезами: «Дорогому крестнику Пе теньке Семенову в чаянии его достославной возмужалос ти» . Шел июль 1829 года. Анне Петровне Буниной ос тавалось жить совсем немно го. Алексей БОРОВИК. Возоасту воппеки Старейшина в минувшем году осенью ей исполнилось 95 лет. Но до сих пор Ираида Николаевна, как магнит, притягивает к себе друзей, многочисленных родственников —притягивает мудростью и оптимизмом. Ее душевной энергии и молодым впору позавидовать. А ведь сколько пережито!.. В августе 1943-го потеряла мужа —он был убит под Волоколамском. Правда, похоронка на него не пришла. Долго ждала его возвращения, все надеялась. А точно о том, где и когда погиб, узнала только в 1995 году. В первый послевоенный год трагически ушел из жизни одиннадцатилетний сын Володя. Но она умела сжать сердце в кулак и не позволить себе уйти на самое дно отчаяния... Всю жизнь Ираида Нико лаевна Васильева, урожден ная Котельникова, работала. Как закончила в 1927 году липецкую школу-девятилет ку, дававшую право препо давать в младших классах, так и трудилась. Скромно, упорно, изо дня в день. Спер ва учительствовала в сельс кой школе, на берегу Краси вой Мечи, потом была учет чиком райуполнарком.эага по Липецкому району Воронеж ской области, а уже после войны — заместителем упол номоченного, наконец, секре тарем Липецкого райсовета депутатов трудящихся. Для нас, историков, ее свидетельства, воспомина ния, естественно, очень ин тересны. Их, кстати, терпе ливо записала племянница Ираиды Николаевны Людми ла Серговская. В этих бесхит ростных рассказах — дух ушедших лет, довоенных, военных, послевоенных. Вот рассказы о том, как жилось юной сельской учи- тельг 1 ице в начале тридцатых годов прошлого века. Паек госслужащего — чай, сахар, масло, мука, крупа. Школа в бревенчатой избушке с од ним «классным кабинетом». Всего девять учеников. А ве черами в том же «кабинете» учились взрослые — это на зывалось ликбезом. Естественно, Ираиде Ко тельниковой доводилось за ниматься комсомольской ра ботой. Она орг'анизовала в со седней деревне ячейку. Од нажды по дороге домой ее подстерегла компания под выпивших для храбрости, как тогда говорили, «кулац ких» сыновей. Хотели «по учить» активистку уму-разу му. Да Fie знали, что она не пешком идет, а па лошади едет. И оставалось им тол 1 > ко поорать вслед лихо уска кавшей от них девушке. Пос ле этого случая Ираиде вы делили специально лошадь для поездок по деревне. А когда Котельникова вернулась в Липецк, ей при шлось осваивать новое дело — заниматься заготовками. Это было ее работой и во вре мя войны — снабжение про довольствием воинов, сра жавшихся Tia фронте. Дава лось это пеной невероятных усилий. Bpai' подошел к го роду. Бон велись под Воро нежем и Ельцом. Поездки в колхоз 1>1 и сонхоз 1>1 станови лись все опаснее. Надо было бы эвакуироваться вместе с РОД 1 П. 1 МИ. Надо, по нельзя: б|> 1 л приказ не уезжап., не прекращать поставки продо вольствия фронту. Ираида Николаевна не смогла даже проводить своих... О многом вспоминает эта женщина. О войне, о после военных годах, о мужестве и терпении своих земляков, друзей, близких, о Всесоюз ной переписи населения 1959 года, в которой активно уча ствовала как уполпомочен- HF>n"i статуправлен И Я . . . Жи вая, цепкая ее память про тивостоит возрасту, храня то, что пережито, стало ее судь бой. Елена ВАГИНА, сотрудник Липецкого областного краеведческого музея. ^С удь ба художника «Издетства навсесмотрю...» Приехал однажды в Липецк известный московский живописец. Естественно, по долгу службы начал смотреть работы местных коллег. Вежливо хвалил, что-то одобрял, иногда взор его скучал, скользя по добросовестно покрытым красками холстам. И вдруг вздрогнул: что это? Кто автор? Василий Шевченко? Послушайте, у вас же живет Л фантастический художник! ч А фантастическому худож нику так и не довелось серьез но учиться живописи. Хотя он и пытался. Даже сдал экзаме ны в училище. И его собира лись взять сразу на второй курс, оценив самобытный дар. Да не суждено было. Опять подвело здоровье... Опять, потому что он болел с девятнадцати лет, после тя желого ранения в самом конце войны — в 1945-м... Солдат, кавалер двух орденов Отече ственной войны и других на град, он стал инвалидом. Что он натерпелся в больницах, где одна операция следовала за другой, об этом Василий Ива нович Шевченко вспоминать не любил. Многие месяцы на госпитальной койке... А что дальше? Как жить, как на хлеб зарабатывать? Впрочем, он уже знал ответ. В минуты, казалось, непере носимого отчаяния и боли его спасала любовь к живописи^ Даже маляром в трамвайное депо Шевченко устроился пД одной причине: как он сам говорил, — «потому что там кра сок много». Да, он мечтал, но не смог учиться. Все, что он знал и умел, Шевченко постиг сам. У него, однако, были завидные наставники: редкий талант, чутье, вдохновение и способность писать картины, которые были не похожи ни на какие дру гие. Когда в 1950 году Василий Иванович попал в Липецк, он работал упорно и неутомимо. Оказавшись уже в семидеся тые в художественно-производственных мастерских местно го отделения худфонда РСФСР, он мастерил подрамники для чужих холстов, писал лозунги и транспаранты. Но главного, ради чего появился на свет, не бросал. Его не смущало, если кто-то из профессионалов, посмотрев его произведения, со ветовал: «А ты пиши как мы! А мы примем тебя в Союз художников». Он отвечал людям, чувствовавшим силу его работ, но не принимавшим эту странную, дерзкую, наивную живопись «не по правилам»: «Нет, как вы я не умею. Я только как я могу». Вспоминая о детстве на Дону, Шевченко как-то признал ся: «Детство свое люблю. Из детства на все смотрю». Может быть, это и было сутью, секретом творчества Василия Ивано вича — соединение детского взгляда на мир с трудным, зре лым духовным опытом. Ему присущи огромная внутренняя свобода, выразительная раскрепощенность, подлинность чувств и фантастические, метафорические, сказочные ходы. В его наивном искусстве столько обаяния, мудрости, фило софичности и вместе с тем детского простодушия, что это могло не поставить его в ряд самых необычных и глубоких российских мастеров. Его вещи постепенно завоевывали публику. Знатоки вос хищались, на международных выставках Шевченко сравни вали с крупнейшими художниками. А он продолжал скром но жить в провинциальном Липецке и делать то, что мог и умел делать только он. Каждая картина рождалась как от крытие. Новое видение, новое качество цвета, менялись даже мазок, движение кисти. «Так ведь и в природе нет одинако вого — все одно от другого отличается. Все живет по-свое му...», — объяснял Василий Иванович. Можно ли назвать то, что происходило с его живописью, с ним самим, славой? Не знаю. Вряд ли. Хотя известности его, наверное, кто-то и завидовал. Шутка ли: пятнадцать персональных выставок, тысяча с лишним картин, в их чис ле такие, которые ценители готовы называть шедеврами: «Натюрморт с петухом», «Женщина-птица», «Лесные домиш ки», «Утро Нового года», «Закат»... О нем снимали доку ментальные фильмы, например «В дремучий лес с таинствен ной луной». В 1990 году Шевченко становится членом Меж дународной федерации художников ЮНЕСКО, в 1991-м — членом Союза художников... Созданное им хранится в исто рико-архитектурном художественном и природном музее «Царицыно», в финской галерее «Репола», в Воронежском художественном музее имени Крамского, в нашем област ном краеведческом музее и картинной галерее... Мечта молодого солдата-инвалида осуществилась. Он стал не просто художником, он стал настоящим мастером. Жизнь Шевченко оборвалась восемь лет назад. Ему был семьдесят один год. В нашем Центре есть его личный фонд — документы, творческие работы. Они дают представление о нелегком пути Василия Ивановича, о верности себе, своему дару. Евгения СЕЛЕЗНЕВА, главный специалист ОГУ «Центр документации новейшей истории Липецкой области». P.S. Как уже сообщалось в «ЛГ», сейчас в областном выставочном зале проходит экспозиция работ Василия Шевченко.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz