Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

ЛИПЕЦКАЯ газета 8 февраля 2006 г., № 24 (22652) ^Краеиелческий этюд Аромат ладана CnetfebinycK J Iim e tfK o to областного краеведческого лгузея гг редакции «ЛГ » ^ С т о дет тому... Ванны, воды ибалы в личной библиотеке елецкого краеведа В.А. Заусайлова есть путеводитель под названием «Спутник пассажира по Юго-Восточным железным дорогам». Его выпустил в 1899 году коммерческий агент железных дорог А.И. Родзевич. Имеется в «Спутнике» раздел «Ист<юия Липецких вод», который содержит весьма любопытные сведения. Й)дм1| ОЬцстаа Юга-йосттиа^ >аЛи . доа &путникъ П а с с а ж и р а по Шго-ВойгочнмгвелЬзнымг№рога»'ь, Пдллуок'*» I 1I. 0рдб1ско-7ряккая и Трис-Царицмкски ш ш С«ЯкД«««1Ч ДМДТЬ *4ДМ1РА«М. niltk D t taM l ëлДВ1>: Ofb.1*, СДМй. Лямаил ■Циридм"»Мe*»rt « •O t iN k llk ж<*«>к А. и РоАзевич-ь. М О С К В А По словам состави­ теля, целебные мине­ ральные воды были открыты в 1700 году, «у которых для царско­ го цосещения был выстроен небольшой дворец, сгоревший в 1806 году». Родзевич пишет о популярности липецких вод в конце XIX века. Об этом сви­ детельствуют письма исцеленных людей. Среди авторов, напри­ мер, был некий П.Б. Бланк, отдавший за ле­ чение «нарочитую часть своего капитала», зато «из полумёртвого» ставший совершенно здоровым. Бланк пи­ шет также о хвалебных надписях в комнатах на развалинах Петровско­ го дворца. В их числе было такое двустишие; Жи лище царское! Ты будешь тлен и прах. Но Царь не умрет век, он будет жить в сердцах. В письме говорится, что «село Липецкое могло возрасти до города не иначе как вследствие обогащения своего от при­ езда лечащихся». Бланк называет имя бывшего городового врача Вандера, благодаря которому правительство обратило внимание на минеральные воды. В 1811 году было решено ассигновать 244.000 рублей на устройство ■курорта. Но' выделение этих денег было задержа­ но из-за Отечественной войны 1812 года, и Липецкие воды никогда не получили обещанной суммы. Более того, прави­ тельство отказалось от благоустройства вод, и в 1823 году они перешли в ведение города. С 1823 по 1891 г. минеральные воды находились в веде­ нии то города, то акционерного общества и поддерживались преимущественно только частными пожертвованиями. «Оче­ видно, — отмечал Родзевич, — воды, предоставленные сами себе, могли влачить только самое жалкое существование». К 1891 г. все пришло в такое запустение, что правительство решилось, наконец, учредить казенное их управление во главе с директором-врачом. Этим ведомством в течение девя­ ти лет было истрачено 145 тысяч рублей на улучшение ку­ рорта. В августе 1899 года с курортом подробно знакомился министр земледелия и государственных имуществ А.С. Ер­ молов. Какой же была курортная жизнь в Липецке? Кто приезжал впервые, тому предлагали остановиться в казенной гостинице «Минеральные воды». В квартирном бюро давали подробный план города, список свободных квартир и дач, цен на помещения... Обустроившись, человек отправ­ лялся в летнюю контору, получал сезонный билет. Отдыхающим предписывалось вставать рано — уже в семь часов можно было брать ванны. В Нижнем парке с де­ вяти часов звучала музыка (с 1893 года два раза в день играл военный оркестр). В ресторане при курзале был чайный бу­ фет. Гулянье в парке, лечение отнимали целое утро, поэтому только после двенадцати начинали кто завтракать, а кто и обедать. Раз в Педелю устраивались танцевальные вечера, длились они три часа. Дирекция ежегодно 22 июля давала роскош­ ные балы. За несколько дней плели из листьев гирлянды, устанавливали щиты, шпалеры, развешивали фонари, и саду и курзалу придавался праздничный вид. В Нижнем парке была сцена с декорациями и кулисами. С 1897 года здесь выступали труппы Императорского московского Малого те­ атра. Спектакли шли два-три раза в неделю. На этой же сцене проходили представления Липецкого музыкально-дра­ матического общества. Липецкого дамского благотворитель­ ного общества, гастролировали певцы, музыканты и артис­ ты. В заключение еще одна цитата из Родзевича: «Липецк — дешевый курорт, и прожить здесь, можно очень дешево. Ка­ кие бы басни ни рассказывали о дешевизне заграничной жизни, поездка туда для громадного большинства обходится очень дорого». Это написано сто с лишним лет назад. Ничего не изменилось... Александр ТРУБИЦИН, студент исторического факультета Липецкого государственного педагогического университета. Ни одна женщина не писала у нас так сильно, как Бунина. Н. КАРАМЗИН. Рак в груди довел свое разрушительное дело уже до того, что она не могла лежать и проводила большую часть времени в единственно возможной для нее позе — на коленях. И. БУНИН. Смерть, в сердце мне тогда вступая, Сто мук велела вдруг снести. А. БУНИНА. Она одна в пустой церкви села Грачевка стоит на коленях перед иконой Пресвятой Богородицы. Молится долго и упорно. Потом медленно, чувствуя боль в коленях, которая словно отзывается остро и страшно в груди, передвигается к иконе Спаса Нерукотворного. И снова молится. Превозмочь боли ей помо­ гает талисман — маленький мешочек с ладаном. Закончив молиться, она поднимается на ноги. Кружится голова, му­ чает тошнота. Она раскрыва­ ет ладанку, медленно вдыха­ ет аромат. Постепенно исче­ зает шум в голове. Но глав­ ное — утихают мучительные боли. Ее слух улавливает тихие шаги. Они не тревожат ее — это пришел и ждет ее братец Митя. Вообще-то он не брат, а дальний родственник, но для нее, особенно в такие минуты, он роднее всех род­ ных, заботливый, любящий. Стоит ночью ей чуть засто­ нать, как он со свечой появ­ ляется у ее постели, чтобы помочь, облегчить страдания. Бунина подает знак Дмит­ рию. Он легко и бережно под­ нимает ее на руки, выносит из церкви, усаживает в про­ летку. .. .Пролетка миновала брод через реку Байгору, подня­ лась на пригорок. Показалась колокольня•церкви Нижней Мосоловки. Уже скоро они будут в Верхней Мосоловке, что в Усманском уезде Там­ бовской губернии. Здесь Анна живет у родственников. А ез­ дила она с Дмитрием в дерев­ ню Пашкове. Он не хотел ос­ тавлять Анну без присмотра и повез ее сам, несмотря на жару. Она, как ребенок, ра­ довалась поездке, веря, что в пути развеются грустные мысли. Прожили они там не­ делю и теперь вернулись в родовое гнездо Дмитрия Бу­ нина —Верхнюю Мосоловку. Живется Анне у братца Дмитрия спокойно. Вот толь­ ко известия из столицы сюда доходят не скоро. А она их ждет. Каждое напоминает ей о светлой полосе жизни. Как она в возрасте двадцати вось­ ми лет впервые оказалась в большом городе, наняла квар­ тиру, принялась за самообра­ зование, истратив на это все деньги. Но о них Анна Бунина не жалела, хотя и сильно бед­ ствовала. Она изучила физи­ ку и математику, английс­ кий, французский и немец­ кий, но прежде всего русскую литературу. Бунина увлеклась поэзи­ ей. Ее первое стихотворение «С приморского берега» было напечатано в 1804 году. За ним последовали другие. За­ тем выпустила сборник «Не­ опытная муза». Ее имя стало хорошо известно в литератур­ ных кругах, среди читателей. Успеху сопутствовало и то обстоятельство, что появле­ ние женщины в литературе было делом довольно редким. Она пытается вырваться из нужды, упорно работает и в 1811 году выпускает сбор­ ник «Сельские вечера», кото­ рый принес ей признание как первой поэтессе России. Но средств по-прежнему нет. Зато завязывается дружба с Крыловым, Державиным, Ка­ рамзиным, Капнистом, Жу­ ковским и В.Л. Пушкиным. Ей покровительствует извес­ тный литератор А.С. Шиш­ ков. Стараются помогать дру­ зья и родные. Однако особен­ но трудно становится ей, ког­ да обрушивается страшная бо­ лезнь —рак груди. Врачи бес­ сильны. Не помогает и поезд­ ка на лечение в Англию. В 1821 году Бунина вы­ пускает полное собрание сво­ их сочинений. Пытается вновь писать. Работа на до­ вольно короткое время при­ носит удовлетворение. Толь­ ко недуг не отступает. Буни­ на навсегда покидает Петер­ бург. Покидает, чтобы жить в Верхней Мосоловке. ...Вскоре после возвраще­ ния из Пашкова приходит известие: скоропостижно умирает братец Митя. Боль душевная для Буниной силь­ нее телесной. Сыновья покой­ ного, Николай и Владимир, приехавшие из Воронежа, стараются заменить ей отца, заботятся о ней. Но продол­ жается это два месяца. Моло­ дые Бунины уезжают обрат­ но в Воронеж. Она остается в окружении дворовых людей. Болезнь прогрессирует. Она пытается спасаться сво­ им талисманом — ладанкой. Как любому тяжелобольному, ей нужно на что-то надеять­ ся. Эта вера помогает ей не сдаваться и жить. Вокруг Верхней Мосолов­ ки —степь. Деревянный бар­ ский дом врос в землю. Кры­ ша почернела от времени. Старый сад, как и дом, в за­ пустении. Тихо, спокойно. Но как она тосковала по своим друзьям в Петербурге, как хотелось побыть, хотя бы не­ много, среди знакомых и род­ ных людей! Тогда она проси­ ла управляющего подгото­ вить ей карету. Обычно Анна Петровна выбирала день, когда нет ду­ хоты и небо слегка затянуто облаками. Самой трудной была для нее дорога до Ус- мани. Безлесная равнина бы- ' О. : . * 'WMROPm - стро утомляла ее. В Усмани Бунина отдыха­ ла. Местный врач давал бо­ леутоляющие лекарства. По­ том она отправлялась даль­ ше, в Липецк. В Кривке сно­ ва делала остановку, здесь жила ее родственница Глафи­ ра Чапкина — сестра Влади­ мира и Николая Буниных, выданная замуж за поручи­ ка Ивана Яковлевича Чапки­ на. Она угощала Анну Пет­ ровну малиновым вареньем — оно снимает жар. Потом Бунина ложилась отдыхать. Она читала Глафире свои стихи, снова и снова расска­ зывала ей о своей жизни в столице, о встречах со зна­ менитыми писателями. А на следующий день — снова в путь. Липецк встре­ чал ее дремотностью зелено­ го городка. Над собором, взметнувшимся на горе, кру­ жили птицы . Поэтессой вновь овладевало желание писать. Она, превозмогая боль, работала до исступле­ ния, переводя духовные бе­ седы английского проповед­ ника Блэра. И на кавказских водах, куда ездила лечиться, Анна Петровна не прекращала за­ ниматься переводом. Теперь дело близилось к заверше­ нию. Анна Петровна хотела здесь, в .Липецке, набраться сил. Ей хорошо помогала ле­ чебная грязь, на какое-то вре­ мя снимавшая боли. Местное общество хорошо знало и почитало Бунину, члена Российской Академии наук, чей портрет висит в сте­ нах Академии наук. ...На этот раз лечебная грязь плохо помогала. По­ этесса перестала ходить на процедуры, больше сидела дома, завершая перевод Блэ­ ра. А вскоре уехала. Ночью уже была у Глафи­ ры. Та ни о чем не расспра­ шивала, уложила спать. Но уснуть было невозможно — так мучила ,б))Дь,, nf^anj^^L лась с постели, зажгла све­ чу, достала книгу Блэра и чистую бумагу. Утром Глафира вышла во флигель и увидела поэтессу, стоящую за столом на коле­ нях — так ей было удобней переносить боль. Перевод она завершила в Усмани. Отправила рукопись в Петербург к Шишкову с просьбой напечатать. Мучительно тяжелы были ее дни. Иногда подшучивала над собой, что ей жить да жить, но сама уже прекрас­ но понимала, что дни ее со­ чтены. Из Верхней Мосоловки ее никто не торопил, наоборот, просили пожить подольше. Но она отказалась, перееха­ ла в Трухачевку, родовое бу­ нинское гнездо на берегу реки Воронеж. Здесь жил старший из братьев Буниных — Алексей Дмитриевич. И снова —борьба с болью. Ее мысли о последней работе — переводе Блэра. Но уви­ дит ли она ее напечатанной? — Увижу! Обязательно увижу, — вслух произносит она. Медленно угасая, она ра­ дуется каждому дню', каждо­ му часу, каждому мигу, да­ рованному ей Богом. Книгу проповедей Блэра «Нравственные и философ­ ские беседы» Анна Петровна все-таки увидела. И даже по­ дарила, написав на ней дро­ жащей рукой и со слезами: «Дорогому крестнику Пе­ теньке Семенову в чаянии его достославной возмужалос­ ти» . Шел июль 1829 года. Анне Петровне Буниной ос­ тавалось жить совсем немно­ го. Алексей БОРОВИК. Возоасту воппеки Старейшина в минувшем году осенью ей исполнилось 95 лет. Но до сих пор Ираида Николаевна, как магнит, притягивает к себе друзей, многочисленных родственников —притягивает мудростью и оптимизмом. Ее душевной энергии и молодым впору позавидовать. А ведь сколько пережито!.. В августе 1943-го потеряла мужа —он был убит под Волоколамском. Правда, похоронка на него не пришла. Долго ждала его возвращения, все надеялась. А точно о том, где и когда погиб, узнала только в 1995 году. В первый послевоенный год трагически ушел из жизни одиннадцатилетний сын Володя. Но она умела сжать сердце в кулак и не позволить себе уйти на самое дно отчаяния... Всю жизнь Ираида Нико­ лаевна Васильева, урожден­ ная Котельникова, работала. Как закончила в 1927 году липецкую школу-девятилет­ ку, дававшую право препо­ давать в младших классах, так и трудилась. Скромно, упорно, изо дня в день. Спер­ ва учительствовала в сельс­ кой школе, на берегу Краси­ вой Мечи, потом была учет­ чиком райуполнарком.эага по Липецкому району Воронеж­ ской области, а уже после войны — заместителем упол­ номоченного, наконец, секре­ тарем Липецкого райсовета депутатов трудящихся. Для нас, историков, ее свидетельства, воспомина­ ния, естественно, очень ин­ тересны. Их, кстати, терпе­ ливо записала племянница Ираиды Николаевны Людми­ ла Серговская. В этих бесхит­ ростных рассказах — дух ушедших лет, довоенных, военных, послевоенных. Вот рассказы о том, как жилось юной сельской учи- тельг 1 ице в начале тридцатых годов прошлого века. Паек госслужащего — чай, сахар, масло, мука, крупа. Школа в бревенчатой избушке с од­ ним «классным кабинетом». Всего девять учеников. А ве­ черами в том же «кабинете» учились взрослые — это на­ зывалось ликбезом. Естественно, Ираиде Ко­ тельниковой доводилось за­ ниматься комсомольской ра­ ботой. Она орг'анизовала в со­ седней деревне ячейку. Од­ нажды по дороге домой ее подстерегла компания под­ выпивших для храбрости, как тогда говорили, «кулац­ ких» сыновей. Хотели «по­ учить» активистку уму-разу­ му. Да Fie знали, что она не пешком идет, а па лошади едет. И оставалось им тол 1 > ко поорать вслед лихо уска­ кавшей от них девушке. Пос­ ле этого случая Ираиде вы­ делили специально лошадь для поездок по деревне. А когда Котельникова вернулась в Липецк, ей при­ шлось осваивать новое дело — заниматься заготовками. Это было ее работой и во вре­ мя войны — снабжение про­ довольствием воинов, сра­ жавшихся Tia фронте. Дава­ лось это пеной невероятных усилий. Bpai' подошел к го­ роду. Бон велись под Воро­ нежем и Ельцом. Поездки в колхоз 1>1 и сонхоз 1>1 станови­ лись все опаснее. Надо было бы эвакуироваться вместе с РОД 1 П. 1 МИ. Надо, по нельзя: б|> 1 л приказ не уезжап., не прекращать поставки продо­ вольствия фронту. Ираида Николаевна не смогла даже проводить своих... О многом вспоминает эта женщина. О войне, о после­ военных годах, о мужестве и терпении своих земляков, друзей, близких, о Всесоюз­ ной переписи населения 1959 года, в которой активно уча­ ствовала как уполпомочен- HF>n"i статуправлен И Я . . . Жи­ вая, цепкая ее память про­ тивостоит возрасту, храня то, что пережито, стало ее судь­ бой. Елена ВАГИНА, сотрудник Липецкого областного краеведческого музея. ^С удь ба художника «Издетства навсесмотрю...» Приехал однажды в Липецк известный московский живописец. Естественно, по долгу службы начал смотреть работы местных коллег. Вежливо хвалил, что-то одобрял, иногда взор его скучал, скользя по добросовестно покрытым красками холстам. И вдруг вздрогнул: что это? Кто автор? Василий Шевченко? Послушайте, у вас же живет Л фантастический художник! ч А фантастическому худож­ нику так и не довелось серьез­ но учиться живописи. Хотя он и пытался. Даже сдал экзаме­ ны в училище. И его собира­ лись взять сразу на второй курс, оценив самобытный дар. Да не суждено было. Опять подвело здоровье... Опять, потому что он болел с девятнадцати лет, после тя­ желого ранения в самом конце войны — в 1945-м... Солдат, кавалер двух орденов Отече­ ственной войны и других на­ град, он стал инвалидом. Что он натерпелся в больницах, где одна операция следовала за другой, об этом Василий Ива­ нович Шевченко вспоминать не любил. Многие месяцы на госпитальной койке... А что дальше? Как жить, как на хлеб зарабатывать? Впрочем, он уже знал ответ. В минуты, казалось, непере­ носимого отчаяния и боли его спасала любовь к живописи^ Даже маляром в трамвайное депо Шевченко устроился пД одной причине: как он сам говорил, — «потому что там кра­ сок много». Да, он мечтал, но не смог учиться. Все, что он знал и умел, Шевченко постиг сам. У него, однако, были завидные наставники: редкий талант, чутье, вдохновение и способность писать картины, которые были не похожи ни на какие дру­ гие. Когда в 1950 году Василий Иванович попал в Липецк, он работал упорно и неутомимо. Оказавшись уже в семидеся­ тые в художественно-производственных мастерских местно­ го отделения худфонда РСФСР, он мастерил подрамники для чужих холстов, писал лозунги и транспаранты. Но главного, ради чего появился на свет, не бросал. Его не смущало, если кто-то из профессионалов, посмотрев его произведения, со­ ветовал: «А ты пиши как мы! А мы примем тебя в Союз художников». Он отвечал людям, чувствовавшим силу его работ, но не принимавшим эту странную, дерзкую, наивную живопись «не по правилам»: «Нет, как вы я не умею. Я только как я могу». Вспоминая о детстве на Дону, Шевченко как-то признал­ ся: «Детство свое люблю. Из детства на все смотрю». Может быть, это и было сутью, секретом творчества Василия Ивано­ вича — соединение детского взгляда на мир с трудным, зре­ лым духовным опытом. Ему присущи огромная внутренняя свобода, выразительная раскрепощенность, подлинность чувств и фантастические, метафорические, сказочные ходы. В его наивном искусстве столько обаяния, мудрости, фило­ софичности и вместе с тем детского простодушия, что это могло не поставить его в ряд самых необычных и глубоких российских мастеров. Его вещи постепенно завоевывали публику. Знатоки вос­ хищались, на международных выставках Шевченко сравни­ вали с крупнейшими художниками. А он продолжал скром­ но жить в провинциальном Липецке и делать то, что мог и умел делать только он. Каждая картина рождалась как от­ крытие. Новое видение, новое качество цвета, менялись даже мазок, движение кисти. «Так ведь и в природе нет одинако­ вого — все одно от другого отличается. Все живет по-свое­ му...», — объяснял Василий Иванович. Можно ли назвать то, что происходило с его живописью, с ним самим, славой? Не знаю. Вряд ли. Хотя известности его, наверное, кто-то и завидовал. Шутка ли: пятнадцать персональных выставок, тысяча с лишним картин, в их чис­ ле такие, которые ценители готовы называть шедеврами: «Натюрморт с петухом», «Женщина-птица», «Лесные домиш­ ки», «Утро Нового года», «Закат»... О нем снимали доку­ ментальные фильмы, например «В дремучий лес с таинствен­ ной луной». В 1990 году Шевченко становится членом Меж­ дународной федерации художников ЮНЕСКО, в 1991-м — членом Союза художников... Созданное им хранится в исто­ рико-архитектурном художественном и природном музее «Царицыно», в финской галерее «Репола», в Воронежском художественном музее имени Крамского, в нашем област­ ном краеведческом музее и картинной галерее... Мечта молодого солдата-инвалида осуществилась. Он стал не просто художником, он стал настоящим мастером. Жизнь Шевченко оборвалась восемь лет назад. Ему был семьдесят один год. В нашем Центре есть его личный фонд — документы, творческие работы. Они дают представление о нелегком пути Василия Ивановича, о верности себе, своему дару. Евгения СЕЛЕЗНЕВА, главный специалист ОГУ «Центр документации новейшей истории Липецкой области». P.S. Как уже сообщалось в «ЛГ», сейчас в областном выставочном зале проходит экспозиция работ Василия Шевченко.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz