Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

23 НОЯБРЯ 2006 ЧЕТВЕРГ № 45 (289) С о Ю 3 —Россия____ Ш ХОРОШАЯ новость М о с к в а г о т о в и т с я к Н о в о м у г о д у х о т я до Нового года еще боль­ ше месяца, российская столица уже завалена елочными украше­ ниями и игрушками-символами грядущего года. Во всех районах Москвы с 20 декабря начнут ра­ ботать елочные базары. В бли­ жайшие дни городские власти уточнят число таких базаров, но скорее всего они будут открыты в каждом из 125 районов. Уже ут­ верждены требования к органи­ зации елочного базара — они должны иметь ограждение, осве­ щение и красочно оформлены. Кроме того, на каждом базаре должна быть табличка с назва­ нием фирмы, торгующей елками и лапником,ее юридическим ад­ ресом. В т о р а я ж и з н ь н а р о д н ы х р е м е с е л в МЫШКИНСКОМ районе Яро- / славской области весной буду- щего года откроется центр обу­ чения народным ремеслам «Го­ род мастеров». Город-крепость на площади 5 тысяч квадратных метров построят в деревне По- водневе в четырех километрах от Мышкина. Обучать народным ремеслам и промыслам будут всех желающих. В «Городе мас­ теров» оборудуют кузнечные, гончарные, ткацкие, стекольные и кожевенные мастерские. Б е з д о м н ы х п р о к а т я т н а « Н о ч н о м а в т о б у с е » в о ВЛАДИМИРЕ начинает рабо­ тать проект «Ночной автобус — мобильный пункт срочной соци­ альной помощи», организован­ ный общественными организаци­ ями. Задачами проекта являются обеспечение бездомных горячим ужином, организация в отдален­ ных от центра районах города ин­ формирования бездомных об ор­ ганизациях, в которых оказывают помощь бездомным. В автобусе будет и медсестра, которая ока­ жет первую медицинскую по­ мощь, сделает перевязки. Вся по­ мощь оказывается бесплатно. Н а о т д ы х — с к о м ф о р т о м СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ желез­ ная дорога получила 40 пасса­ жирских вагонов нового поко­ ления общей стоимостью 640 миллионов рублей. Их пла­ нируется ввести в эксплуата­ цию к началу летних пассажир­ ских перевозок 2007 года. Но­ вые вагоны будут курсировать в составе фирменного поезда «Сочи» сообщением «Адлер — Москва». Н а з в а н л у ч ш и й р о с с и й с к и й с п а с а т е л ь ПОБЕДИТЕЛЕМ конкурса на звание «Лучший спасатель МЧС России» по итогам 2006 го­ да стал заместитель начальни­ ка Дагестанского поисково-спа­ сательного отряда МЧС России Шанаваз Шанавазов. В соот­ ветствии с приказом, который подписал глава МЧС России Сергей Шойгу, победителю кон­ курса будут вручены специаль­ ный памятный приз и денежная премия в размере 20 тысяч руб­ лей. Н а э к р а н е — Г о ф м а н Художник Михаил Шемякин во время презентации полнометражного анимационного кукольного фильма «Гофманиада», которая состоялась в Санкт-Петербургском Доме кино. М о х И с о л о м а — м о д н ы е т е н д е н ц и и В МИНСКЕ состоялся финал конкурса театров экологиче­ ской моды. Мох, солома, строи­ тельная сетка, старые жалюзи и клеенчатые мячи в руках юных дизайнеров обрели не то что вторую жизнь, а превратились в настоящие произведения порт­ няжного и дизайнерского искус- ства. Поскольку выбрать победителя из такого разнообразия краси­ вых и интересных костюмов про­ фессиональному жюри было сложно, здесь учитывали и спек­ такль, во время которого ребята демонстрировали модели. В ито­ ге лучшими признаны моделье­ ры Партизанского района бело­ русской столицы. Б и л е т — м е ч т а к о л л е к ц и о н е р а ВИТЕБСКИМ краевед и коллек­ ционер Аркадий Подлипский за сорок лет собрал более трех ты­ сяч лотерейных билетов. Журна­ лист, краевед, коллекционер, сейчас он заканчивает работу над книгой по истории лотерей. Аркадий Подлипский собрал ло­ терейные билеты из всех быв­ ших советских республик, но ви­ тебские лотереи вызывают у кол­ лекционера особый интерес. Ра­ ботая в архивах, он узнал, что са­ мая старая из известных бело­ русских лотерей была проведена именно в Витебске в 1840 году. Ее розыгрыш организовала же­ на тогдашнего генерал-губерна­ тора, чтобы открыть в городе приют для детей-сирот. 7 0 л е т в с т р о ю СЕМЬДЕСЯТ лет исполнилось одному из памятников советской архитектуры — зданию Цент­ рального Дома офицеров в Мин­ ске. Возведенное по проекту ар­ хитектора Иосифа Лангбарда, оно пережило и Великую Отече­ ственную войну, и послевоенную реконструкцию Минска. Для до­ военного города Дом Красной Армии был сооружением уни­ кальным: четыре этажа вверх и столько же вниз, около 100 ком­ нат и залов, равных по площади трем футбольным полям. Здесь многое было самым лучшим — от первого в столице крытого плавательного бассейна до шах­ матной гостиной, отделанной ценными породами дерева. Подготовили Виктория АВЕРБУХ (Москва) и Федор АЛЕКСЕЕВ (Минск) П а р ад прем ьер Международный кинофестиваль «Шстапад» обещ ает немало открытий творчество Елена Михайлова МИНСК НАСКОЛЬКО условны границы между Россией и Беларусью, ста­ ло понятно уже на церемонии от­ крытия XIII Минского междуна­ родного кинофестиваля «Л1ста- пад». В многочисленной делега­ ции российских гостей минская публика заметила белорусских актеров — в последние годы Ана­ толий Кот и Олег Акулич снима­ ются преимущественно в россий­ ском кино, на родине бывают не- ,часто, но их земляки, судя по эмо­ циональной встрече на открытии кинофорума, на них за это не в обиде. Встречаться со своими любимыми актерами в кинозале белорусский зритель может все так же часто — российское кино здесь по-прежнему доступно и востребовано. Традиционно и фильмов от России в конкурсной программе «Лютапада» заявлено больше других. При том, что со­ перничать за главный, зритель­ ский приз «Золото «Лютапада» в нынешнем фестивале будут кар­ тины из 19 стран. Открылся минский кинофорум премьерой нашумевшего детек­ тива Натальи Бондарчук «Пуш­ кин. Последняядуэль». Чего толь­ ко ни говорили об этой картине, снимать которую дочь Сергея Бондарчука начала еще 7 лет на­ зад. Судачили даже о неких мис­ тических силах, мешающих за­ вершить съемки, выпустить фильм в прокат. Так или иначе, но премьера выстраданной ленты состоялась не в России, а в Мин­ ске. Российская публика увидит ее впервые 30 ноября — в питер­ ском кинотеатре «Аврора». В России новую картину Ната­ льи Бондарчук первыми увидят ее добровольные актеры — жите­ ли Петербурга, где проходили съемки. — На массовку у меня не было денег, а потому через телевиде­ ние я обратилась к петербурж­ цам: «Дорогие мои, любимые, придите, пожалуйста, ко мне на съемки», — вспоминает Наталья Сергеевна. — Было тогда минус 25 градусов... Но люди пришли — в сцене прощания Петербурга с Пушкиным у нас занято около ты­ сячи человек. В первые дни фестиваля со­ стоялась и презентация телера­ диовещательной организации Союзного государства — старто­ вые выпуски тележурнала «Со­ юз» белорусские зрители увидят уже 2 декабря на телеканале ОНТ. Вскоре, как надеется пред­ седатель ТРО Союзного государ­ ства Игорь Угольников, «Союз» начнет выходить и на одном из российских телеканалов. — Хотя с Беларусью моя жизнь никак не была связана, значи­ тельная ее часть прошла в Совет­ ском Союзе, где я родился и вы­ рос. В той общей стране, которой мы с вами лишились и которую до сих пор очень хочется вернуть, — так прокомментировал свое ны­ нешнее занятие И. Угольников. В планах ТРО Союзного госу­ дарства — возрождение ток-шоу «Москва — Минск», съемки ав­ торских проектов, неигровых и художественных фильмов. В бли­ жайшее время на российские и белорусские телеэкраны выйдет документальный сериал «Фор­ пост» о буднях границы Союзного государства, телефильм об исто­ ках национальной кухни «Сла­ вянская трапеза», многосерий­ ный проект «Оборонная мощь» о белорусско-российских военных учениях и развитии военно-техни­ ческой отрасли. А также художе- с т в е н н о -п у б л и ц и с т и ч е с к и й фильм об убийстве в Минске фа­ шистского гауляйтера Кубэ. ■ Мэтр белорусской сцены Рости­ слав Янковский приветствует участников фестиваля. — Этим проектом уже заинте­ ресовалось несколько междуна­ родных фестивалей еще на ста­ дии производства, — говорит И. Угольников. — И этот, и следу­ ющий, уже художественный фильм о защитниках Брестской крепости мы будем снимать в са­ мом тесном сотрудничестве с бе­ лорусской стороной. Кстати, специально для «Шстапада» ТРО Союзного го­ сударства учредило свой приз под девизом: «Киноискусство — за мир и дружбу между народа­ ми». В этом году приз Президента Беларуси «За сохранение и раз­ витие традиций духовности в ки­ ноискусстве» вручили народно­ му артисту Беларуси Владимиру Гостюхину. Зато итоги нынеш­ него «Шстапада» для многих могут стать сюрпризом впер­ вые профессиональное жюри фестиваля возглавила дама — актриса, сценарист и режиссер Светлана Дружинина, намекаю­ щая на возможность любого, да­ же неожиданного исхода судей­ ства. Код переклю чения Им в полной мере обладал и талантливо пользовался советский разведчик Иосиф Григулевич книжная полка Александр Батыгин МОСКВА НЕВЕРОЯТНЫЙ случай: убеж­ денный атеист, руководитель КГБ признал советского разведчика божьим избранником. Но таковы факты. «Иосиф Ромуальдович Григулевич — это вершина совет­ ской разведки, достичь которой способны лишь те, кто отмечен и избран Богом», — так отозвался о великом разведчике, профессио­ нале высшей пробы, незауряд­ ном человеке Юрий Андропов. Иосиф Григулевич несомнен­ но обладал и постоянно пользо­ вался своеобразным «кодом пе­ реключения», свободно входя в новую роль и выдавая себя за ар­ гентинца и уругвайца, чилийца и бразильца,итальянца и костари­ канца. Особая внешность— смуг­ лая кожа, иссиня-черные волосы, темные глаза (караимские гены по матери помогли), энергич­ ность, умение расположить к се­ бе, знание десяти (I) языков, из­ вестная доля везения — за сем­ надцать лет работы нелегалом Григулевич ни разу не «засветил­ ся»... Все давалось ему легко и просто, вплоть до фантастиче­ ской карьеры: советский развед­ чик стал Чрезвычайным и Полно­ мочным послом Коста-Рики в Италии! • О нескольких прожитых сот­ рудником «невидимого фронта» жизнях, уникальном человеке рассказывает книга Владимира Чикова «Суперагент Сталина». Перу Чикова принадлежит не­ сколько книг о советских развед­ чиках. Полковник в отставке, он несколько лет жил и работал в Минске. И, наверное, не случайно новое издание, посвященное Ио­ сифу Григулевичу, содержит не­ сколько подробностей, напоми­ нающих о связях выдающегося разведчика с Беларусью. Он при­ надлежал к тому поколению лю­ дей, кто искренне верил в созда­ ние справедливого общества, противостоящего капиталу и фа­ шизму, в установление социаль­ ной справедливости. Его юность связана с революционными по­ рывами в родном Тракае, устано­ влением связей с Компартией За­ падной Беларуси, подготовкой статей для нелегального белорус­ ского журнала. Именно тогда в резидентуре советской внешней разведки появилось досье под шифром «Рузга» — в качестве кандидата на возможную вербов­ ку там назывался юный Юзик... Участие в советской разведке началось для Григулевича в Испа­ нии рядом с такими асами, как Берзин, Орлов, Сыроежкин, Эй- тингон. В годы Великой Отечест­ венной войны он переехал в Ла­ тинскую Америку, помогая СССР вести борьбу против фашистской Германии. Везде его принимали за сво­ его соотечественника. Он был вхож в самые высокие политиче- ■ Прием президентом Италии Луиджи Эйнауди дуайена дипломатического корпуса стран Центральной Америки, посла Коста-Рики в Риме Теодоро Кастро (он же Иосиф Григулевич). Май 1952 года. ские круги. Григулевич успешно занимался бизнесом, организо­ вал несколько крупных поставок кофе в Европу. По сути, он зани­ мался разведкой на доходы от собственной коммерции. Его обо­ ротистость, деловитость, природ­ ный ум оценили настолько, что Григулевич стал послом Коста- Рики в Италии, а затем в Ватика­ не и Югославии. Такого в истории разведки не случалось нигде и ни­ когда в мире! — Он мог пригласить на ча­ шечку кофе, презентовать мешок с отборными зернами в знак дру­ жеского расположения, — рас­ сказывает автор книги Владимир Чиков, хорошо знавший Григуле­ вича. — Но это лишь зацепка. Главное — он притягивал людей как личность, что помогло ему войти в политическую элиту Ев­ ропы. Нужные сведения Иосиф Гри­ гулевич получал из первых уст — от чиновников самого высшего разряда, лидеров политических партий, религиозных деятелей. Он первым из советских нелега­ лов попал в Ватикан. За свою карьеру завербовал более 200 агентов по всему миру! И не был отмечен высшей наградой — званием Героя Советского Союза. После смерти Сталина Григу­ левича отозвали и уволили из разведки. В 40 лет пришлось на­ чинать жизнь заново. И он бле­ стяще распорядился новыми об­ стоятельствами, стал крупней­ шим в стране специалистом по Латинской Америке, членом-кор- респондентом АН СССР, автором многих книг. Среди них — попу­ лярные издания в серии «ЖЗЛ»: «Сикейрос», «Эрнесто Че Гева­ ра», «Боливар», «Ссшьвадор Аль­ енде» и др. Именно тогда, в 1980- м, в издательстве «Молодая гвар­ дия» и познакомился Владимир Чиков с выдающимся разведчи­ ком, ученым и писателем. Позже последовешо предложение напи­ сать книгу о нем самом. — Он согласился лишь после того, как узнал, что я работаю в КГБ, — говорит Владимир Чиков. — Но поставил условие: книга выйдет только после его смер­ ти... «Код переключения» Григуле­ вича помогал ему приспосабли­ ваться и вживаться в любой но­ вой для него национальной среде без «приклеенных бород», пере­ одевания, пластических опера­ ций, погонь. Он был везде естест­ венным, неброским, расчетли­ вым. Увы, такой безмерно талант­ ливый человек не стал нацио­ нальным героем. Пока он — лишь главный персонаж новой чрезвы­ чайно любопытной книги «про разведчиков». Очень умелые руки у Андрея Бахметьева, ведущего изобретательский мастер -класс в телеэфире имена наслужу Наталья Заруцкая МОСКВА_______________________ СКОЛЬКО мужчин за время су­ ществования телепередачи «Пока все дома» пострадали от указующего перста жены: «Вот смотри, какой мужик, а ты!» А во всем виноват народный «04.умелец» (сокращение от «очень умелые ручки) Андрей Бахметьев. До своей бурной де­ ятельности на ТВ Андрей Алек­ сандрович окончил Московский энергетический институт, аспи­ рантуру, преподавал, издавал книги, писал сценарии. И всегда изобретал. Сегодня он недоуме­ вает: «Почему наши любимые телегерои детской передачи «Спокойной ночи, малыши!» должны увлекаться «покемона- ми» и прочими «МИККИ Мауса­ ми»? И куклы Хрюша, Степаш­ ка, Филя и Каркуша, на которых выросло не одно поколение рос­ сиян, стали производиться на базе телерадиокомпании «Класс!», в которую входят пе­ редачи «Пока все дома», «Спо­ койной ночи, малыши!» и дру­ гие. — Андрей, вы, истинно «народный» умелец и рукодельник, вдруг заня­ лись детской передачей. Там тоже можно что-то изобрести? — Не знаю как изобрести, но скорее поддержать сам бренд «Спокойной ночи, малыши!» и героев передачи. Они должны стать национальными героями — любая нация имеет своего ку ­ кольного героя. А персонажи этой детской передачи, на мой взгляд, наиболее подходят на та­ кую роль. Поэтому была создана фирма, которая выпускает иг­ рушки. У нас уже есть 35 видов игрушек, среди которых — Хрю­ ша, Степашка и Каркуша. Ядаже летал в Краснодар, чтобы дого­ вориться о выпуске детской оде­ жды с брендом «Спокойной но­ чи, малыши!» Меня назначили арт-директором журнала «Спо­ койной ночи, малыши!» — изда­ ния для детей дошкольного воз­ раста от трех до шести, связан­ ного с дошкольным образовани­ ем. — Но есть журнал «Веселые кар ­ тинки» . .. .«Веселые картинки» рас­ считаны на более старший воз­ раст. — А игрушки кто выпускает? Наши производители? — Нет, мы попытались найти производителей в России,но все оказалось слишком сложно, а китайцы за две недели предоста­ вили образцы. — К производителям из стран СНГ не пытались обращаться? — Хотели попросить белору­ сов. У них хорошие, добротные игрушки, вполне конкурентоспо­ собные. — И что ж е вам помешало обратить­ ся к белорусским производителям? — То, что китайцы более обо­ ротистые по сравнению с нами, славянами. А с белорусскими коллегами, думаю, разговор еще продолжим. Кстати, наш журнал сотрудничает с Беларусью по об­ мену информацией. Они разме­ щают у нас белорусские народ­ ные и авторские сказки, а в пере­ даче «Покд все дома» мы пока­ зывали «Песняров». — В передаче «Пока все дома» вы с экрана показываете различные приспособления и устройства. При­ сылают ли вам письма, где расска­ зывалось, ка к кто-то пытался сам что-то сделать оригинальное, а у них ничего не получалось? — Было такое, когда мы пока­ зывали, как наносить на футбол­ ки с помощью полистирольных карандашей рисунки. Родители жаловались на перепачканную одежду своих детей. — Говорят, вы были замечены в ка ­ честве производителя галстуков, когда учились в аспирантуре МЭИ? — Не совсем так. Мы вышли на Рижский рынок с партией галсту­ ков и бабочек, сшитых собствен­ норучно. Тогда мода была такая. — С бизнесом все ясно. Сейчас пре­ подаете? — После аспирантуры я 16 лет преподавал в Московском энергетическом институте. Сей­ час не преподаю. — А ка к ваши коллеги отнеслись к тому, что вы стали появляться на экране телевизора? Завидовали? — Нет, люди интеллигентные, они отнеслись к моему перево­ площению спокойно. — Как ученый и изобретатель па­ тентуете свои изобретения? — Нет, никогда этим не зани­ маюсь. Не хочется тратить свою энергию на то, чтобы собирать дипломы и доказывать, что ты лучший. — С чего все-таки все начиналось? — В 1992 году, когда передача «Пока все дома» только задумы­ валась, меня пригласили в нее как автора и ведущего рубрики «Оч.умелых ручек». С ведущим передачи Тимуром Кизяковым мы были знакомы давно, он знал о .моих «способностях» еще по зна­ менитому студенческому лагерю под Алуштой. Там я смастерил фонтан, который должен был поя­ виться на сцене Зеленого театра. Но дело в том, что узнал я об этом за несколько часов до концерта. Все, чем я располагал для созда­ ния фонтана, был ржавый серп. Им я отчекрыжил кусок садового шланга метров тридцати длиной, нашел на свалке трубу диаметром полметра и большой эмалирован­ ный таз. Пробил в нем дырку и вставил трубу. Таз служил чашей фонтана, а в роли статуй рабочих и колхозниц при нем выступила половина населения лагеря. — Тогда вас и заприметил Тимур Ки­ зяков? 1 :— ^Да,-онуже работал на теле­ видении. Но на предложение стать ведущим я сначала отве­ тил отказом. Все-таки я препода­ вал в высшем учебном заведе­ нии, а тут какие-то сомнитель­ ные «ручки». Но Тимур настоял, и теперь я могу похвастаться: в последнее время мои изобрете­ ния удостоились похвалы даже собственной жены. — Не секрет, многие телезритель­ ницы считают вас чуть ли не иде­ альным мужчиной. А жена ка к ду­ мает? — Когда я еще только начал сниматься в передаче, ко мне на улице время от времени подхо­ дили незнакомые мужчины и брали за пуговицу: «Ты знаешь, что у меня из-за тебя чуть семья не распалась? Каждое воскресе­ нье жена тычет меня в экран». Приходилось отвечать: «Как я . тебя понимаю! Ведь мне жена то­ же говорит: «Почему ты на экра­ не такой хороший, а в жизни...» — А дома мастерито? — Мастерю. У меня есть фо­ нарь из пластиковой бутылки, доставалка, которой можно ла­ зить в кипяток, вешалка из буты­ лок, на которой можно сушить вязаные вещи. Из ведра и пыле­ соса я смастерил стиральную пу­ зырьковую машину, из стираль­ ной машины — нагреватель для душа. Многое черпаю из предло­ жений телезрителей. Огромное им спасибо за письма с идеями. ■ А н д р е й Б а х м е т ь е в — у м е л е ц н о м е р о д и н н а р о с с и й с к о м т е ­ л е в и д е н и и .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz