Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)
23 НОЯБРЯ 2006 ЧЕТВЕРГ № 45 (289) С о Ю 3 —Россия____ Ш ХОРОШАЯ новость М о с к в а г о т о в и т с я к Н о в о м у г о д у х о т я до Нового года еще боль ше месяца, российская столица уже завалена елочными украше ниями и игрушками-символами грядущего года. Во всех районах Москвы с 20 декабря начнут ра ботать елочные базары. В бли жайшие дни городские власти уточнят число таких базаров, но скорее всего они будут открыты в каждом из 125 районов. Уже ут верждены требования к органи зации елочного базара — они должны иметь ограждение, осве щение и красочно оформлены. Кроме того, на каждом базаре должна быть табличка с назва нием фирмы, торгующей елками и лапником,ее юридическим ад ресом. В т о р а я ж и з н ь н а р о д н ы х р е м е с е л в МЫШКИНСКОМ районе Яро- / славской области весной буду- щего года откроется центр обу чения народным ремеслам «Го род мастеров». Город-крепость на площади 5 тысяч квадратных метров построят в деревне По- водневе в четырех километрах от Мышкина. Обучать народным ремеслам и промыслам будут всех желающих. В «Городе мас теров» оборудуют кузнечные, гончарные, ткацкие, стекольные и кожевенные мастерские. Б е з д о м н ы х п р о к а т я т н а « Н о ч н о м а в т о б у с е » в о ВЛАДИМИРЕ начинает рабо тать проект «Ночной автобус — мобильный пункт срочной соци альной помощи», организован ный общественными организаци ями. Задачами проекта являются обеспечение бездомных горячим ужином, организация в отдален ных от центра районах города ин формирования бездомных об ор ганизациях, в которых оказывают помощь бездомным. В автобусе будет и медсестра, которая ока жет первую медицинскую по мощь, сделает перевязки. Вся по мощь оказывается бесплатно. Н а о т д ы х — с к о м ф о р т о м СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ желез ная дорога получила 40 пасса жирских вагонов нового поко ления общей стоимостью 640 миллионов рублей. Их пла нируется ввести в эксплуата цию к началу летних пассажир ских перевозок 2007 года. Но вые вагоны будут курсировать в составе фирменного поезда «Сочи» сообщением «Адлер — Москва». Н а з в а н л у ч ш и й р о с с и й с к и й с п а с а т е л ь ПОБЕДИТЕЛЕМ конкурса на звание «Лучший спасатель МЧС России» по итогам 2006 го да стал заместитель начальни ка Дагестанского поисково-спа сательного отряда МЧС России Шанаваз Шанавазов. В соот ветствии с приказом, который подписал глава МЧС России Сергей Шойгу, победителю кон курса будут вручены специаль ный памятный приз и денежная премия в размере 20 тысяч руб лей. Н а э к р а н е — Г о ф м а н Художник Михаил Шемякин во время презентации полнометражного анимационного кукольного фильма «Гофманиада», которая состоялась в Санкт-Петербургском Доме кино. М о х И с о л о м а — м о д н ы е т е н д е н ц и и В МИНСКЕ состоялся финал конкурса театров экологиче ской моды. Мох, солома, строи тельная сетка, старые жалюзи и клеенчатые мячи в руках юных дизайнеров обрели не то что вторую жизнь, а превратились в настоящие произведения порт няжного и дизайнерского искус- ства. Поскольку выбрать победителя из такого разнообразия краси вых и интересных костюмов про фессиональному жюри было сложно, здесь учитывали и спек такль, во время которого ребята демонстрировали модели. В ито ге лучшими признаны моделье ры Партизанского района бело русской столицы. Б и л е т — м е ч т а к о л л е к ц и о н е р а ВИТЕБСКИМ краевед и коллек ционер Аркадий Подлипский за сорок лет собрал более трех ты сяч лотерейных билетов. Журна лист, краевед, коллекционер, сейчас он заканчивает работу над книгой по истории лотерей. Аркадий Подлипский собрал ло терейные билеты из всех быв ших советских республик, но ви тебские лотереи вызывают у кол лекционера особый интерес. Ра ботая в архивах, он узнал, что са мая старая из известных бело русских лотерей была проведена именно в Витебске в 1840 году. Ее розыгрыш организовала же на тогдашнего генерал-губерна тора, чтобы открыть в городе приют для детей-сирот. 7 0 л е т в с т р о ю СЕМЬДЕСЯТ лет исполнилось одному из памятников советской архитектуры — зданию Цент рального Дома офицеров в Мин ске. Возведенное по проекту ар хитектора Иосифа Лангбарда, оно пережило и Великую Отече ственную войну, и послевоенную реконструкцию Минска. Для до военного города Дом Красной Армии был сооружением уни кальным: четыре этажа вверх и столько же вниз, около 100 ком нат и залов, равных по площади трем футбольным полям. Здесь многое было самым лучшим — от первого в столице крытого плавательного бассейна до шах матной гостиной, отделанной ценными породами дерева. Подготовили Виктория АВЕРБУХ (Москва) и Федор АЛЕКСЕЕВ (Минск) П а р ад прем ьер Международный кинофестиваль «Шстапад» обещ ает немало открытий творчество Елена Михайлова МИНСК НАСКОЛЬКО условны границы между Россией и Беларусью, ста ло понятно уже на церемонии от крытия XIII Минского междуна родного кинофестиваля «Л1ста- пад». В многочисленной делега ции российских гостей минская публика заметила белорусских актеров — в последние годы Ана толий Кот и Олег Акулич снима ются преимущественно в россий ском кино, на родине бывают не- ,часто, но их земляки, судя по эмо циональной встрече на открытии кинофорума, на них за это не в обиде. Встречаться со своими любимыми актерами в кинозале белорусский зритель может все так же часто — российское кино здесь по-прежнему доступно и востребовано. Традиционно и фильмов от России в конкурсной программе «Лютапада» заявлено больше других. При том, что со перничать за главный, зритель ский приз «Золото «Лютапада» в нынешнем фестивале будут кар тины из 19 стран. Открылся минский кинофорум премьерой нашумевшего детек тива Натальи Бондарчук «Пуш кин. Последняядуэль». Чего толь ко ни говорили об этой картине, снимать которую дочь Сергея Бондарчука начала еще 7 лет на зад. Судачили даже о неких мис тических силах, мешающих за вершить съемки, выпустить фильм в прокат. Так или иначе, но премьера выстраданной ленты состоялась не в России, а в Мин ске. Российская публика увидит ее впервые 30 ноября — в питер ском кинотеатре «Аврора». В России новую картину Ната льи Бондарчук первыми увидят ее добровольные актеры — жите ли Петербурга, где проходили съемки. — На массовку у меня не было денег, а потому через телевиде ние я обратилась к петербурж цам: «Дорогие мои, любимые, придите, пожалуйста, ко мне на съемки», — вспоминает Наталья Сергеевна. — Было тогда минус 25 градусов... Но люди пришли — в сцене прощания Петербурга с Пушкиным у нас занято около ты сячи человек. В первые дни фестиваля со стоялась и презентация телера диовещательной организации Союзного государства — старто вые выпуски тележурнала «Со юз» белорусские зрители увидят уже 2 декабря на телеканале ОНТ. Вскоре, как надеется пред седатель ТРО Союзного государ ства Игорь Угольников, «Союз» начнет выходить и на одном из российских телеканалов. — Хотя с Беларусью моя жизнь никак не была связана, значи тельная ее часть прошла в Совет ском Союзе, где я родился и вы рос. В той общей стране, которой мы с вами лишились и которую до сих пор очень хочется вернуть, — так прокомментировал свое ны нешнее занятие И. Угольников. В планах ТРО Союзного госу дарства — возрождение ток-шоу «Москва — Минск», съемки ав торских проектов, неигровых и художественных фильмов. В бли жайшее время на российские и белорусские телеэкраны выйдет документальный сериал «Фор пост» о буднях границы Союзного государства, телефильм об исто ках национальной кухни «Сла вянская трапеза», многосерий ный проект «Оборонная мощь» о белорусско-российских военных учениях и развитии военно-техни ческой отрасли. А также художе- с т в е н н о -п у б л и ц и с т и ч е с к и й фильм об убийстве в Минске фа шистского гауляйтера Кубэ. ■ Мэтр белорусской сцены Рости слав Янковский приветствует участников фестиваля. — Этим проектом уже заинте ресовалось несколько междуна родных фестивалей еще на ста дии производства, — говорит И. Угольников. — И этот, и следу ющий, уже художественный фильм о защитниках Брестской крепости мы будем снимать в са мом тесном сотрудничестве с бе лорусской стороной. Кстати, специально для «Шстапада» ТРО Союзного го сударства учредило свой приз под девизом: «Киноискусство — за мир и дружбу между народа ми». В этом году приз Президента Беларуси «За сохранение и раз витие традиций духовности в ки ноискусстве» вручили народно му артисту Беларуси Владимиру Гостюхину. Зато итоги нынеш него «Шстапада» для многих могут стать сюрпризом впер вые профессиональное жюри фестиваля возглавила дама — актриса, сценарист и режиссер Светлана Дружинина, намекаю щая на возможность любого, да же неожиданного исхода судей ства. Код переклю чения Им в полной мере обладал и талантливо пользовался советский разведчик Иосиф Григулевич книжная полка Александр Батыгин МОСКВА НЕВЕРОЯТНЫЙ случай: убеж денный атеист, руководитель КГБ признал советского разведчика божьим избранником. Но таковы факты. «Иосиф Ромуальдович Григулевич — это вершина совет ской разведки, достичь которой способны лишь те, кто отмечен и избран Богом», — так отозвался о великом разведчике, профессио нале высшей пробы, незауряд ном человеке Юрий Андропов. Иосиф Григулевич несомнен но обладал и постоянно пользо вался своеобразным «кодом пе реключения», свободно входя в новую роль и выдавая себя за ар гентинца и уругвайца, чилийца и бразильца,итальянца и костари канца. Особая внешность— смуг лая кожа, иссиня-черные волосы, темные глаза (караимские гены по матери помогли), энергич ность, умение расположить к се бе, знание десяти (I) языков, из вестная доля везения — за сем надцать лет работы нелегалом Григулевич ни разу не «засветил ся»... Все давалось ему легко и просто, вплоть до фантастиче ской карьеры: советский развед чик стал Чрезвычайным и Полно мочным послом Коста-Рики в Италии! • О нескольких прожитых сот рудником «невидимого фронта» жизнях, уникальном человеке рассказывает книга Владимира Чикова «Суперагент Сталина». Перу Чикова принадлежит не сколько книг о советских развед чиках. Полковник в отставке, он несколько лет жил и работал в Минске. И, наверное, не случайно новое издание, посвященное Ио сифу Григулевичу, содержит не сколько подробностей, напоми нающих о связях выдающегося разведчика с Беларусью. Он при надлежал к тому поколению лю дей, кто искренне верил в созда ние справедливого общества, противостоящего капиталу и фа шизму, в установление социаль ной справедливости. Его юность связана с революционными по рывами в родном Тракае, устано влением связей с Компартией За падной Беларуси, подготовкой статей для нелегального белорус ского журнала. Именно тогда в резидентуре советской внешней разведки появилось досье под шифром «Рузга» — в качестве кандидата на возможную вербов ку там назывался юный Юзик... Участие в советской разведке началось для Григулевича в Испа нии рядом с такими асами, как Берзин, Орлов, Сыроежкин, Эй- тингон. В годы Великой Отечест венной войны он переехал в Ла тинскую Америку, помогая СССР вести борьбу против фашистской Германии. Везде его принимали за сво его соотечественника. Он был вхож в самые высокие политиче- ■ Прием президентом Италии Луиджи Эйнауди дуайена дипломатического корпуса стран Центральной Америки, посла Коста-Рики в Риме Теодоро Кастро (он же Иосиф Григулевич). Май 1952 года. ские круги. Григулевич успешно занимался бизнесом, организо вал несколько крупных поставок кофе в Европу. По сути, он зани мался разведкой на доходы от собственной коммерции. Его обо ротистость, деловитость, природ ный ум оценили настолько, что Григулевич стал послом Коста- Рики в Италии, а затем в Ватика не и Югославии. Такого в истории разведки не случалось нигде и ни когда в мире! — Он мог пригласить на ча шечку кофе, презентовать мешок с отборными зернами в знак дру жеского расположения, — рас сказывает автор книги Владимир Чиков, хорошо знавший Григуле вича. — Но это лишь зацепка. Главное — он притягивал людей как личность, что помогло ему войти в политическую элиту Ев ропы. Нужные сведения Иосиф Гри гулевич получал из первых уст — от чиновников самого высшего разряда, лидеров политических партий, религиозных деятелей. Он первым из советских нелега лов попал в Ватикан. За свою карьеру завербовал более 200 агентов по всему миру! И не был отмечен высшей наградой — званием Героя Советского Союза. После смерти Сталина Григу левича отозвали и уволили из разведки. В 40 лет пришлось на чинать жизнь заново. И он бле стяще распорядился новыми об стоятельствами, стал крупней шим в стране специалистом по Латинской Америке, членом-кор- респондентом АН СССР, автором многих книг. Среди них — попу лярные издания в серии «ЖЗЛ»: «Сикейрос», «Эрнесто Че Гева ра», «Боливар», «Ссшьвадор Аль енде» и др. Именно тогда, в 1980- м, в издательстве «Молодая гвар дия» и познакомился Владимир Чиков с выдающимся разведчи ком, ученым и писателем. Позже последовешо предложение напи сать книгу о нем самом. — Он согласился лишь после того, как узнал, что я работаю в КГБ, — говорит Владимир Чиков. — Но поставил условие: книга выйдет только после его смер ти... «Код переключения» Григуле вича помогал ему приспосабли ваться и вживаться в любой но вой для него национальной среде без «приклеенных бород», пере одевания, пластических опера ций, погонь. Он был везде естест венным, неброским, расчетли вым. Увы, такой безмерно талант ливый человек не стал нацио нальным героем. Пока он — лишь главный персонаж новой чрезвы чайно любопытной книги «про разведчиков». Очень умелые руки у Андрея Бахметьева, ведущего изобретательский мастер -класс в телеэфире имена наслужу Наталья Заруцкая МОСКВА_______________________ СКОЛЬКО мужчин за время су ществования телепередачи «Пока все дома» пострадали от указующего перста жены: «Вот смотри, какой мужик, а ты!» А во всем виноват народный «04.умелец» (сокращение от «очень умелые ручки) Андрей Бахметьев. До своей бурной де ятельности на ТВ Андрей Алек сандрович окончил Московский энергетический институт, аспи рантуру, преподавал, издавал книги, писал сценарии. И всегда изобретал. Сегодня он недоуме вает: «Почему наши любимые телегерои детской передачи «Спокойной ночи, малыши!» должны увлекаться «покемона- ми» и прочими «МИККИ Мауса ми»? И куклы Хрюша, Степаш ка, Филя и Каркуша, на которых выросло не одно поколение рос сиян, стали производиться на базе телерадиокомпании «Класс!», в которую входят пе редачи «Пока все дома», «Спо койной ночи, малыши!» и дру гие. — Андрей, вы, истинно «народный» умелец и рукодельник, вдруг заня лись детской передачей. Там тоже можно что-то изобрести? — Не знаю как изобрести, но скорее поддержать сам бренд «Спокойной ночи, малыши!» и героев передачи. Они должны стать национальными героями — любая нация имеет своего ку кольного героя. А персонажи этой детской передачи, на мой взгляд, наиболее подходят на та кую роль. Поэтому была создана фирма, которая выпускает иг рушки. У нас уже есть 35 видов игрушек, среди которых — Хрю ша, Степашка и Каркуша. Ядаже летал в Краснодар, чтобы дого вориться о выпуске детской оде жды с брендом «Спокойной но чи, малыши!» Меня назначили арт-директором журнала «Спо койной ночи, малыши!» — изда ния для детей дошкольного воз раста от трех до шести, связан ного с дошкольным образовани ем. — Но есть журнал «Веселые кар тинки» . .. .«Веселые картинки» рас считаны на более старший воз раст. — А игрушки кто выпускает? Наши производители? — Нет, мы попытались найти производителей в России,но все оказалось слишком сложно, а китайцы за две недели предоста вили образцы. — К производителям из стран СНГ не пытались обращаться? — Хотели попросить белору сов. У них хорошие, добротные игрушки, вполне конкурентоспо собные. — И что ж е вам помешало обратить ся к белорусским производителям? — То, что китайцы более обо ротистые по сравнению с нами, славянами. А с белорусскими коллегами, думаю, разговор еще продолжим. Кстати, наш журнал сотрудничает с Беларусью по об мену информацией. Они разме щают у нас белорусские народ ные и авторские сказки, а в пере даче «Покд все дома» мы пока зывали «Песняров». — В передаче «Пока все дома» вы с экрана показываете различные приспособления и устройства. При сылают ли вам письма, где расска зывалось, ка к кто-то пытался сам что-то сделать оригинальное, а у них ничего не получалось? — Было такое, когда мы пока зывали, как наносить на футбол ки с помощью полистирольных карандашей рисунки. Родители жаловались на перепачканную одежду своих детей. — Говорят, вы были замечены в ка честве производителя галстуков, когда учились в аспирантуре МЭИ? — Не совсем так. Мы вышли на Рижский рынок с партией галсту ков и бабочек, сшитых собствен норучно. Тогда мода была такая. — С бизнесом все ясно. Сейчас пре подаете? — После аспирантуры я 16 лет преподавал в Московском энергетическом институте. Сей час не преподаю. — А ка к ваши коллеги отнеслись к тому, что вы стали появляться на экране телевизора? Завидовали? — Нет, люди интеллигентные, они отнеслись к моему перево площению спокойно. — Как ученый и изобретатель па тентуете свои изобретения? — Нет, никогда этим не зани маюсь. Не хочется тратить свою энергию на то, чтобы собирать дипломы и доказывать, что ты лучший. — С чего все-таки все начиналось? — В 1992 году, когда передача «Пока все дома» только задумы валась, меня пригласили в нее как автора и ведущего рубрики «Оч.умелых ручек». С ведущим передачи Тимуром Кизяковым мы были знакомы давно, он знал о .моих «способностях» еще по зна менитому студенческому лагерю под Алуштой. Там я смастерил фонтан, который должен был поя виться на сцене Зеленого театра. Но дело в том, что узнал я об этом за несколько часов до концерта. Все, чем я располагал для созда ния фонтана, был ржавый серп. Им я отчекрыжил кусок садового шланга метров тридцати длиной, нашел на свалке трубу диаметром полметра и большой эмалирован ный таз. Пробил в нем дырку и вставил трубу. Таз служил чашей фонтана, а в роли статуй рабочих и колхозниц при нем выступила половина населения лагеря. — Тогда вас и заприметил Тимур Ки зяков? 1 :— ^Да,-онуже работал на теле видении. Но на предложение стать ведущим я сначала отве тил отказом. Все-таки я препода вал в высшем учебном заведе нии, а тут какие-то сомнитель ные «ручки». Но Тимур настоял, и теперь я могу похвастаться: в последнее время мои изобрете ния удостоились похвалы даже собственной жены. — Не секрет, многие телезритель ницы считают вас чуть ли не иде альным мужчиной. А жена ка к ду мает? — Когда я еще только начал сниматься в передаче, ко мне на улице время от времени подхо дили незнакомые мужчины и брали за пуговицу: «Ты знаешь, что у меня из-за тебя чуть семья не распалась? Каждое воскресе нье жена тычет меня в экран». Приходилось отвечать: «Как я . тебя понимаю! Ведь мне жена то же говорит: «Почему ты на экра не такой хороший, а в жизни...» — А дома мастерито? — Мастерю. У меня есть фо нарь из пластиковой бутылки, доставалка, которой можно ла зить в кипяток, вешалка из буты лок, на которой можно сушить вязаные вещи. Из ведра и пыле соса я смастерил стиральную пу зырьковую машину, из стираль ной машины — нагреватель для душа. Многое черпаю из предло жений телезрителей. Огромное им спасибо за письма с идеями. ■ А н д р е й Б а х м е т ь е в — у м е л е ц н о м е р о д и н н а р о с с и й с к о м т е л е в и д е н и и .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz