Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ газета 24 ноября 2006 г., № 227 (22855). ^ П а м я т ь На месте плача и молитв... Одним из первых инициаторов возведения часовни С В . Петра и Павла в городе Липецке стал редактор газеты «Русь Святая» Игорь Сорокин. Сегодня это историческое сооружение стало ярким украшением областного центра. И вот Игорь Трофимович вновь выступает с инициативой: вместо утраченного Вознесенского храма построить памятную часовню во имя Вознесения Христова. Это тем более необходимо, что снесенная большевистскими богоборцами церковь связана с памятью о роде русского национального гения А.С. Пушкина, предки которого по материнской линии проживали в селе Кореневщино Добровского района. Судьба церкви Вознесения Господ ня (стояла чуть ниже здания обл- драмтеатра), завер шение постройки и освящение которой состоялось в 1751 году , трагична. Как, впрочем, и ряда других храмов города. Она была сметена с лица зем ли, а у алтарной части ее, как неред ко практиковалось тогда, был выстро ен общественный туалет. Это про изошло в 1972 году. При строитель стве театрального здания и благоустройстве территории по склону холма была обнаружена чугунная надгробная плита с могилы прадеда поэта А.Ф. Пушкина. Общественностью города вопрос восстановления Вознесен ской церкви ставился неоднократно: в 90-е годы писателем Сергеем Панюшкиным был открыт счет по накоплению по жертвований на это богоугодное дело. Однако решение о строительстве жилого дома в непосред ственной близости к территории бывшего храма перечеркну ло эти намерения. И, разумеется, было высказано немало негодующих слов о недопустимости и кощунственности нахождения обществен ного туалета на «месте плача и молитв*. Лишь совсем недав но власти города наконец-то отважились на этот шаг: туалет закрыли. Казалось бы, историческая память, историческая спра ведливость должны подтолкнуть к дальнейшему шагу: обла городить оскверненное место, исключив всякое строитель ство в пределах церковной территории, где до сих пор в зем ле — могилы липчан. Все, однако, сделано «по-рыночному»: на месте туалетов решено возвести торговую точку. Неужто погоня за мнимой выгодой совсем заслонила гла за тем, кто дал «добро* на этот проект? Сегодня Игорь Соро кин обращается в адрес городского Совета депутатов, адми нистрации Липецка с просьбой дать разрешение на строи тельство часовни в пределах фундамента бывшей Вознесенс кой церкви, то есть чуть выше возводимого сейчас торгового помещения. Подобные же обращения направлены им в адрес Патри арха Алексия, президенту РФ|В.В. Путину, епиокопунЛи-" пецкому и Елецкому Никону, главе областной администра ции О.П. Королеву и главе Липецка М.В. Гулевскому, пред седателю областного Совета депутатов П.И. Путилину и пред седателю городского Совета депутатов В.И. Синюцу. Им же открыт счет для аккумулирования средств на воз ведение часовни. Пожертвования можно направлять на р/сч. 407028100001200001'^ в ЛРФ «Связь-Банк* в г. Липецке, кор./сч. 30101810000000000721 , БИК 044206721 , ИНН 4826025172, УКПП 482601001, ООО «Редакция газеты «Русь Святая» — для строительства Вознесенской часовни. Председатель Общественного Фонда строительства Ли пецкой Вознесенской часовни — Сорокин Игорь Трофимо вич. Адрес: 398050, г. Липецк, п /о 50, а/я 467, газета «Русь Святая*. Имена жертвователей будут увековечены в памяти потом ков. Проект часовни разработан архитекторами ООО «Храм* города Липецка. Какой она может быть — смотрите чертеж южного фаса да. Владимир ПЕТРОВ. ^ Ю б и л е й Человек из звучащего дома Когда он идет по коридорам к своему кабинету, из-за каждой двери слышится музыка. Фортепиано, гитара, фагот, балалайка, скрипка... Для него это привычно и естественно. Раз музыка звучит, значит, в большом доме, за благополучие которого он отвечает, все в порядке. Дом этот называется област ным колледжем искусств име ни Константина Игумнова. А имя человека, который озабо ченно минует холл, поднима ется по этажам, всматривает ся, вслушивается во все, что здесь происходит, — Владимир Павлович Плотников. Педагоги часто оказывают ся в тени известности своих учеников. Порою даже завзя тые меломаны, восхищавшие ся, допустим, талантливым трио молодых баянистов в со ставе Антона Королева, Сергея Сухарева и Дмитрия Ермако ва, что собрало столько наград на престижных конкурсах, не в курсе, кто их наставник, бла годаря кому достигли они такого мастерства. А учил их он, Плотников. Как, впрочем, и еще десятки одаренных ребят. Ведь в колледже (по старой памяти его все еще называют училищем) он работает тридцать лет. Ровно половину своей жизни. И уже двенадцать лет является директором. Непростое это дело — совмещать административные за боты с педагогическими. Особенно когда твои подопечные — народ творческий, интересный, но самолюбивый, легко ра нимый, темпераментный, взрывной. Владимир Павлович справляется, хотя это и нелегко. Мало того. Именно в пору его директорства музыкальное училище было преобразовано в училище искусств, расши рился перечень отделений и специальностей, диапазон под готовки студентов. Все это Владимир Плотников осуществ лял параллельно с преподаванием на отделении инструмен тов народного оркестра. У заслуженного работника культуры РФ Владимира Пав ловича Плотникова юбилей. Он встречает его во всеоружии опыта — директорского, наставнического, творческого. Жизнь продолжается, надо решать новые задачи, чтобы в большом доме за каждой из дверей никогда не умолкала музыка. Елена БРЕДИС. ^Испытано на себе За окошком месяц, сквозь окошко ветер Таким образом могут перефразировать знаменитые стихи многие ельчане пластиковых окон ... решившиеся на установку “Так жить нельзя!” — сказала я себе, критически оглядев полусгнивший балкон с покосившейся дверью, доставшиеся >от родителей в комплекте с двухкомнатной квартирой. Они, вкупе с худыми окнами, как нельзя лучше являли собой символ давно ушедшего “хрущевского” прошлого. Решение проблемы высыпалось из почтового ящика ворохом рекламных бу|(летов, и уже скоро был составлен внушительный список из десятка елецких фирм и фирмочек, предлагающих одинаково быстро и качественно создать пластиковый рай на территории заказчика. В крупных городах, гово рят, уже хлебнули от озна ченных благ, до нас же, про винциалов, оконный бум только докатился. Реклама светопрозрачных конструк ций сделала свое — и я, не представляя всех возможных последствий и не подозревая, насколько многообразен и многолик мир бракоделов в моем маленьком Ельце, то мимая желаниями комфорт ной Н5ИЗНИ в тепле и без сквозняков, отправилась на поиски своей мечты. В каждой фирме меня встречали юные создания с лучезарными улыбками. Они меня любили уже только за то, что я появилась на свет, став при этом их потенциаль ным клиентом. Они заучен но говорили о преимуще ствах того или иного вида профиля, без запинки выда вая техническую информа цию с той же легкостью, с какой в их возрасте тарато рят о новинках моды или пе редают тусовочные сплетни. Одновременно мне на мони торе компьютера демонстри ровались варианты окон или балконов. Как тут откажешь ся, когда пусть и виртуаль ное, но вот оно, пластиковое чудо призывно раскрывает створки: “Купи меня!*’. Все меняется после того, как на договоре об оказании услуг появляется подпись по купателя, и деньги перетека ют в карман продавцов. Мо жет быть, где-то все иначе, но в Елеце именно так — с этого момента заказчику ни чего иного не остается, как набраться терпения и ждать результата. Каким он будет и, главное, когда — вопрос со многими неизвестными. Зачастую между реальными сроками установки и теми. Л и ц о ф и р м ы г о в о р и т с а м о з а с е б я . ФОТО АВТОРА ЧТО прописаны на бумаге, разница огромная. Спросить, в чем причина, не у кого — красноречие девочек из офи сов при этом неожиданно ис сякает, ргшно как и интерес к вам. А уж исполнители в фирменных спецовках тем более немногословны. В Ельце, как и во всей стране, настоящего строите- ля-профессионала найти не просто, потому как профессия эта давно считается дефицит ной. Но у “продавцов окон”, похоже, таких проблем нет. Месяц обучения — и стажер выходит на дело самостоя тельно. Как он там справля ется, проверить невозможно: у каждой фирмы своя техно логия, а единые ГОСТы боль ше не существуют. Ребята из фирм держат марку, спешат закончить ра боту за пару часов, выполняя в день по несколько заказов на разных объектах. Зима-то на носу, народ мерзнуть не желает. Только вот спешка еще никому пользы не при носила — скоро все огрехи вылезают наружу. Так у меня и случилось — балкон ная дверь наотрез отказалась закрываться, из окна, как прежде, тянуло холодом. Ошибки одной бригады ис правляли другие монтажни ки, чьи недоработки устраня ли уже третьи. Каждый раз демонтировался пластико вый блок, выставлялись уровни, запенивались пусто ты... За окном дождливый октябрь сменился морозным ноябрем, а мои “Оконные си стемы” никак не могли за кончить свою работу. “Не повезло с фирмой”, — пришла я к неутешительно му выводу и балконную от делку заказала уже в др^ом фирменном салоне — “Окна КВЕ”. Однако проблем воз никло еще больше. В разгар работ обнаружилось, что один мастер чего-то там не учел или недосчитал, другой неправильно оформил... Пе рекошенная обшивка криво полезла вверх, обнажая ме таллические конструкции. Пришлось все переделывать, что мастерам очень не нра вилось. Взаимные претензии, упреки и суммы росли как снежный ком. — Ваш случай далеко не единственный, — утешили меня в Комитете по торгов ле, общественному питанию и защите прав потребителей администрации Ельца, куда я обратилась за консультаци ей. В руках вед 1 рцего специ алиста Аллы Зибровой — пухлая пачка документов: “Все претензии — к продав цам окон. Раньше больше всего жаловались на обвесы и некачественные продукты. Сегодня они сошли с первых позиций, но не потому, что ситуация кардинально изме нилась, просто потребителям приходится сталкиваться с куда более крупными в де нежном отношении пробле мами”. Правозащитница уверена: причина в банальном непро фессионализме тех, кто бе рется за новВ 1 Й в й Д ус'лу^.'За няться этим бизнесом не сложно: достаточно заклю чить договор с заводом-изго- товителем светопрозрачных конструкций, а то и вовсе за купить оборудование само стоятельно (газеты бесплат ных объявлений пестрят по добными предложениями), и запустить рекламу. Поверив ее обещаниям, мы ожидаем от новых технологий XXI века качественную защиту от мороза и стужи. А на повер ку оказывается, что защи щать надо нас самих. Листая в комитете кипу жалоб, ловила себя на мыс ли, что мне еще повезло. По тому как многим заказчикам приходится долгие месяцы дожидаться установки конст рукций, а буквально на сле дующий день с ужасом на блюдать, как по новому стек лопакету с треском распол заются трещины. Из недели в неделю доказывают эти бе долаги бракоделам обосно ванность своих претензий, но только после обращения в комитет, где бесплатно помо гают грамотно отстоять свои права, горе-мастера принима ются за устранение многочис ленных недостатков. ев (' Предприниматель Соловь- “Немецкие окна”) после постоянных жалоб клиентов был вынужден свернуть свое производство. Но, как изве стно, свято место пусто не бы вает, на прежнем адресе воз- Вйк Новый “салон”, с тем же отношением к работе. А сво еобразный рекорд поставила фирма “Империя окон” неко его Шмыгля. Возмущенный заказчик подсчитал, что ее представители семь раз пере делывали работу, но так ни чего не исправили. Брак был устранен только после вме шательства комитета по за щите прав потребителей. Сил бороться за свои права хва тает не у всех пострадавших: дабы избежать конфликтных ситуаций и зря не портить собственные нервы и здоро вье, многие ельчане покупа ют монтажную пену и само стоятельно проводят работу над чужими ошибками. Заглядывая в будущее, представители комитета по за щите прав потребителей дают неутешительный прогноз: год от года конфликтов при уста новке светопрозрачных конст рукций будет больше. А ггред- приниматели это уже просчи тали и уже сейчас, дабы лич но не общаться с разгневанны ми оппонентами, ведут все пе реговоры через своих предста- вителей-юристов. Время дело вых людей стоит дорого, а ре путация для них не прибыль, терять ее не жалко. Милада ФЕДЮКИНА. ^Мини-(|)утбол Силы «Липецка» и «Мытищ» оказались равны Взять шесть очков. Именно такая задача стояла перед мини- футбольным клубом «Липецк» во встречах с подмосковными «Мытищами». Справились с ней липчане ровно наполовину —уступив в первом матче, они f l добились победы во ^ втором. О б е к о м а н д ы в н ы н е ш н е м с е з о н е в ы с т у п а ю т н е у д а ч н о , ч т о , в о б щ е м - т о , н е у д и в и т е л ь н о — е щ ё г о д н а з а д о н и и г р а л и в в ы с ш е й л и г е и п о к а е щ ё т о л ь к о о с в а и в а ю т с я в с у п е р л и г е . П о с л е ч е т ы р н а д ц а т и т у р о в в а к т и в е л и п ч а н б ы л а в с е г о о д н а п о б е д а , н у а « М ы т и щ и » н е м о г л и п о х в а с т а т ь и э т и м . В т у р н и р н о й т а б л и ц е с о п е р н и к и р а с п о л а г а л и с ь п о с о с е д с т в у ; л и п ч а н е з а н и м а л и д е с я т о е м е с т о , а п о д м о с к о в н ы е м и н и - ф у т б о л и с т ы — о д и н н а д ц а т о е . Э т о и п р е д о п р е д е л и л о н а п р я ж ё н н ы й , а м е с т а м и и н е р в н ы й х а р а к т е р м а т ч е й — п р о и г р ы в а т ь н е х о т е л н и к т о . В п е р в о й в с т р е ч е т е р р и т о р и а л ь н ы м п р е и м у щ е с т в о м в л а д е л и л и п ч а н е . О н и п е р в ы м и о т к р ы л и с ч ё т п о с л е т о ч н о г о у д а р а Б о г а т ы х . О д н а к о ч е р е д а о ш и б о к в о б о р о н е п р и в е л а к п е ч а л ь н ы м п о с л е д с т в и я м — к 2 6 - й м и н у т е х о з я е в а у ж е у с т у п а л и в с ч ё т е — 1 :3 . Ц е н о й н е и м о в е р н ы х у с и л и й М Ф К « Л и п е ц к » с у м е л в ы р о в н я т ь п о л о ж е н и е ( о т л и ч и л и с ь К о т и к о в и с д е л а в ш и й д у б л ь Б о г а т ы х ) , н о о ч е р е д н о й п р о в а л в о б о р о н е с в ё л н а н е т в с е у с и л и я к о м а н д ы — 3 : 4 . П о с л е м а т ч а н а с т а в н и к л и п ч а н И г о р ь Л ы с е н к о н е с к р ы в а л р а з о ч а р о в а н и я : — И г р а в ц е л о м б ы л а р а в н о й , и я с ч и т а ю , ч т о м ы б ы л и д о с т о й н ы н и ч ь е й . П р о с т о у « М ы т и щ » с е г о д н я л у ч ш е о б с т о я л и д е л а с р е а л и з а ц и е й м о м е н т о в . Н а м х в а т и л о д у х а и с и л с р а в н я т ь с ч ё т , п е р е л о м и т ь х о д и г р ы . Н о н е в ы п о л н е н и е у с т а н о в к и о т д е л ь н ы м и и г р о к а м и с к а з а л о с ь н а р е з у л ь т а т е . К з а в т р а ш н е м у м а т ч у в н е с у к о р р е к т и в ы и п о ф у т б о л и с т а м , и п о с а м о й и г р е . ' К а к в ы я с н и л о с ь , с л о в н а в е т е р Л ы с е н к о н е б р о с а е т . Н а с л е д у ю щ и й д е н ь г л а в н ы й т р е н е р л и п ч а н д о в е р и л м е с т о в в о р о т а х Ф р о л о в у , п р и к о т о р о м к о м а н д а о д е р ж а л а с в о ю п е р в у ю п о б е д у в с у п е р л и г е н а д « Д и н о й » . К р о м е т о г о , в е р н у л с я в с т р о й о т б ы в ш и й д и с к в а л и ф и к а ц и ю Л о г у н о в . Д а и в с я к о м а н д а д е й с т в о в а л а б о л е е с о б р а н н о и о р г а н и з о в а н н о , ч е м н а к а н у н е . П р а в д а , с ч ё т о т к р ы л и г о с т и . Н о , к а к в ы я с н и л о с ь , э т о б ы л п е р в ы й 1И п о с л е д н и й у с п е х « М ы т и щ » в э т о м м а т ч е . П о с т е п е н н о и г р а п р и о б р е л а о д н о с т о р о н н и й х а р а к т е р . Л и п ч а н е б е с п р е р ы в н о а т а к о в а л и , а и х с о п е р н и к и т о л ь к о о т б и в а л и с ь . О с а д а в о р о т г о с т е й у в е н ч а л а с ь у с п е х о м з а п я т ь м и н у т д о к о н ц а м а т ч а , к о г д а В е р е т е н н и к о в с р а в н я л с ч ё т . В о о д у ш е в л е н н ы е у с п е х о м , х о з я е в а с у д в о е н н о й э н е р г и е й у с т р е м и л и с ь в п е р ё д , и с н а ч а л а К о т и к о в , а н а п о с л е д н и х с е к у н д а х С и в е ц д о в е р ш и л и н а ч а т о е . 3 :1 — в о л е в а я п о б е д а М Ф К « Л и п е ц к » . Н а с т а в н и к х о з я е в п р и з н а л р е з у л ь т а т м а т ч а з а к о н о м е р н ы м . — М а т ч м н е п о н р а в и л с я . П р е ж д е в с е г о в т о м п л а н е , ч т о п о с л е п р о в а л ь н о г о п е р в о г о т а й м а н а ш а к о м а н д а с у м е л а п е р е л о м и т ь с и т у а ц и ю , к о л и ч е с т в о п р е в р а т и т ь в к а ч е с т в о . В ч е р а с о о т н о ш е н и е у д а р о в п о в о р о т а м б ы л о 5 0 - 2 4 в н а ш у п о л ь з у , с е г о д н я м ы и м е л и е щ ё б о л ь ш е е п р е и м у щ е с т в о п о э т о м у п о к а з а т е л ю . Е с л и в ч е р а з а п а с н ы е н е в п и с а л и с ь в и г р у , т о с е г о д н я и м е н н о з а м е н ы п о в л и я л и н а х о д м а т ч а и н а с ч ё т . « С в е ж а я к р о в ь » с д е л а л а с в о ё д е л о . М Ф К « Л и п е ц к » п о - п р е ж н е м у з а н и м а е т д е с я т у ю с т р о ч к у в т у р н и р н о й т а б л и ц е , и м е я в с в о ё м а к т и в е с е м ь о ч к о в . О ч е р е д н ы е м а т ч и н а ш а к о м а н д а п р о в е д ё т 8 и 9 д е к а б р я в М о с к в е п р о т и в « С п а р т а к а » . Михаил АБРАМОВ. '^ К 150-летик) со дня рождения Георгия Плеханова С откры тым забралом Т ы с я ч и с т р а н и ц п у б л и ц и с т и к и , н а п и с а н н ы х р у к о ю П л е х а н о в а , с о х р а н я ю т д л я н а с п р и т я г а т е л ь н ы й о б л и к с о в е с т л и в о г о , м у д р о г о , п р и н ц и п и а л ь н о г о м ы с л и т е л я и п а т р и о т а Справедливо говорят: талантливый человек талантлив во всем. Творческий дар Георгия Плеханова проявлялся и в его революционной работе, и в философском осмыслении социалистических идей, и, казалось бы, в самой непритязательной газетной заметке на злобу дня. Кстати, первая его журналистская публикация в легальной печати была чисто репортерской —она сообщала о забастовке рабочих на Новой бумагопрядильной фабрике в Петербурге в 1878 году. Ж у р н а л и с т о м о н б ы л б л и с т а т е л ь н ы м . Г а з е т н а я э с с е и с т и к а Г е о р г и я В а л е н т и н о в и ч а п о м а с т е р с т в у , с т р а с т н о с т и , а н а л и т и ч н о с т и н е у с т у п а е т в ы с т у п л е н и я м Г о р ь к о г о , К о р о л е н к о , С е р а ф и м о в и ч а , А л е к с е я Т о л с т о г о . О н в л а д е л в с е м и ж а н р а м и — о т к о р о т к о г о о т к л и к а н а с о б ы т и е д о р е ц е н з и и , о б з о р а , п о л е м и ч е с к о й и л и п р о с в е т и т е л ь с к о й с т а т ь и , о ч е р к а . У ж е в т о м ж е 1 8 7 8 г о д у в г а з е т е « Н е д е л я » о н н а п е ч а т а л к р и т и ч е с к и е р а з м ы ш л е н и я « О б ч е м с п о р » , г д е р е ч ь ш л а о д у х о в н о н р а в с т в е н н ы х и с к а н и я х н а р о д н и к о в Г л е б а У с п е н с к о г о и Н и к о л а я З л а т о в р а т с к о г о . Э т о т д е б ю т п о л о ж и л н а ч а л о в е л и к о л е п н о й с е р и и р а з б о р о в п р о и з в е д е н и й М и х а й л о в с к о г о и С к а б и ч е в с к о г о , Г о р ь к о г о и Л е о н и д а А н д р е е в а , п р о л е т а р с к и х п о э т о в и п р о з а и к о в . И з - з а н е о б х о д и м о с т и к о н с п и р и р о в а т ь П л е х а н о в ч а с т о п о л ь з о в а л с я п с е в д о н и м а м и . И м а л о к т о п о н а ч а л у з н а л , ч т о о с т р ы й п о л е м и с т А л е к с е е в , р а с с у д и т е л ь н ы й К а м е н с к и й , н а х о д ч и в ы й К и р с а н о в , о п е р а т и в н ы й К у з н е ц о в н а с а м о м д е л е н о с и л и о д н о и т о ж е и м я — П л е х а н о в . Н о в с е , ч т о о н д е л а л в п е р и о д и к е , о т м е ч е н о у м о м , п р я м о т о й , о н н е о п у с к а л з а б р а л а . . . Р а н н и е г а з е т н ы е в ы с т у п л е н и я Г е о р г и я В а л е н т и н о в и ч а п о я в л я л и с ь в « С а р а т о в с к о й н е д е л е » , в р о с т о в с к и х и в о р о н е ж с к и х и з д а н и я х . О к а з а в ш и с ь в д о л г о й 3 7 - л е т н е й э м и г р а ц и и , о н а к т и в н о п р и с у т с т в о в а л н а с т р а н и ц а х р о с с и й с к о й п р е с с ы б л а г о д а р я с о л и д н ы м т р у д а м в « О т е ч е с т в е н н ы х з а п и с к а х » , « Н о в о м С л о в е » , « Н а у ч н о м о б о з р е н и и » . С о ч у в с т в е н н ы й р е з о н а н с в ы з в а л и е г о « Д в а с л о в а ч и т а т е л я м - р а б о ч и м » . Б о л е е т о г о : Г е о р г и й В а л е н т и н о в и ч б ы л з а м е ч а т е л ь н ы м р е д а к т о р о м а л ь м а н а х о в , п о с в я щ е н н ы х н а с л е д и ю П у ш к и н а , д е к а б р и с т о в , Г е р ц е н а , Ч е р н ы ш е в с к о г о , Н е к р а с о в а , б е л л е т р и с т о в - н а р о д н и к о в . Е г о э н ц и к л о п е д и ч е с к а я о б р а з о в а н н о с т ь , у м е н и е с п р е с с о в ы в а т ь в н е с к о л ь к о с т р о к у н и к а л ь н у ю и н ф о р м а ц и ю и с о б с т в е н н ы е г л у б о к и е и д е и , о б о б щ а т ь ч а с т н ы е ф а к т ы д е л а ю т ч т е н и е п л е х а н о в с к о й п у б л и ц и с т и к и и с е г о д н я з а н я т и е м у в л е к а т е л ь н ы м д л я л ю б о г о д у м а ю щ е г о ч е л о в е к а . Э т о т д а р П л е х а н о в а о т м е ч а л и м н о г и е . П р е в о с х о д н ы м и н а з в а л е г о с т а т ь и Э н г е л ь с в п и с ь м е К а у т с к о м у . К г о л о с у П л е х а н о - в а - ж у р н а л и с т а ж а д н о п р и с л у ш и в а л а с ь м о л о д е ж ь . Ж и в е й ш е е в н и м а н и е п р и в л е к л и е г о э с с е о Т о л с т о м . О п о з и ц и и Г е о р г и я В а л е н т и н о в и ч а д и с к у т и р о в а л и Н и к о л а й Б е р д я е в и М а р т о в , М . К о в а л е в с к и й и В . Ч е р н о в , К о р о л е н к о и Г о р ь к и й , Л е н и н и П е т р С т р у в е . И н т е р е с н о , ч т о п р и в с е й с к л о н н о с т и к д и с к у с с и я м , о н о с т а в а л с я о б ъ е к т и в е н и т р е з в , д а ж е к о г д а о б р а щ а л с я к с а м ы м л ю б и м ы м с в о и м п е р с о н а ж а м п р о ш л о г о и н а с т о я щ е г о . Д о п у с т и м , к П и с а р е в у , у к о т о р о г о п о д м е ч а л , ч т о т о т н е к о т о р ы е у т в е р ж д е н и я « д о в е л д о а б с у р д а » . Е м у д а н о б ы л о у л а в л и в а т ь н а и б о л е е в а ж н о е в и д е я х п р е д ш е с т в е н н и к о в и с о в р е м е н н и к о в . Т а к , в ч и т ы в а я с ь в т р у д ы Г е р ц е н а , о н д а л ь н о в и д н о а к ц е н т и р о в а л м ы с л ь и з д а т е л я « К о л о к о л а » « о т о м , ч т о н а ш и р у с с к и е в о п р о с ы м о г у т б ы т ь р е ш е н ы б е з п о т р я с е н и й » . П л е х а н о в н е о д н о к р а т н о с с ы л а л с я и м е н н о н а Г е р ц е н а , с ч и т а в ш е г о , ч т о Р о с с и и н у ж н е е м е т л а , а н е в с е с о к р у ш а ю щ и й а н а р х и ч е с к и й и т е р р о р и с т и ч е с к и й т о п о р . В з н а ч и т е л ь н о й м е р е у с и л и я м и Г е о р г и я В а л е н т и н о в и ч а в р а з л и ч н ы х и з д а н и я х с о ц и а л и с т и ч е с к о й н а п р а в л е н н о с т и ( « И с к р а » , « П р а в д а » , « З в е з д а » , « С о ц и а л - д е м о к р а т » , « М ы с л ь » , « П р о с в е щ е н и е » , « Н о в а я ж и з н ь » ) в о с с т а н а в л и в а л с я д и а л о г с Б е л и н с к и м , Ч е р н ы ш е в с к и м , С а л т ы к о в ы м - Щ е ш и н ы м . . . О с о б о г о в н и м а н и я з а с л у ж и в а ю т ж у р н а л и с т с к и е п у б л и к а ц и и в р е м е н П е р в о й м и р о в о й в о й н ы , п е р в ы х п о с л е о к т я б р ь с к и х м е с я ц е в . О н и я в н о п о т е к л и к а л и с ь с в ы с к а з ы в а н и я м и Г е р б е р т а У э л л с а , А н а т о л и я Ф р а н с а , В е р х а р н а . В н и х о т р а ж а л и с ь п а т р и о т и ч е с к и е в з г л я д ы , г о с у д а р с т в е н н о - д е р ж а в - н и ч е с к и й п а ф о с . П о э т о м у н е с л у ч а й н о в 1 9 4 1 г о д у и м я и х а в т о р а б ы л о н а з в а н о С т а л и н ы м п е р в ы м в ч и с л е и м е н в е л и к и х с о о т е ч е с т в е н н и к о в , ч ь и д е я н и я в д о х н о в л я ю т с т р а н у н а б о р ь б у с ф а ш и з м о м . А в б л о к а д н о м Л е н и н г р а д е в ы х о д и л и с т а т ь и о н е м к а к о « в е л и ч а й ш е м п р е д с т а в и т е л е р у с с к о г о н а р о д а » . Е г о н а з ы в а л и р я д о м с Г е р ц е н о м , Г л и н к о й , Ч а й к о в с к и м , К у т у з о в ы м , Г о р ь к и м , Ч е х о в ы м . О б щ е п р и з н а н а р о л ь П л е х а н о в а - п е р в о о т к р ы в а т е л я с о ц и а л и с т и ч е с к о г о у ч е н и я в Р о с с и и . Э т о о п я т ь ж е и л л ю с т р и р у е т с я и е г о п у б л и ц и с т и к о й . О н и м е л п р а в о з а я в и т ь : « . . . В н а ч а л е н а с , с о ц и а л - д е м о к р а т о в , б ы л а н е б о л ь ш а я к у ч к а , н а д н а м и с м е я л и с ь , н а с н а з ы в а л и у т о п и с т а м и . Н о я с к а ж у с л о в а м и Л а с с а л я : « Н а с б ы л о м а л о , н о м ы т а к х о р о ш о р ы ч а л и , ч т о в с е д у м а л и , ч т о н а с о ч е н ь м н о г о » . И н а с д е й с т в и т е л ь н о с т а л о м н о г о . . . » О с т а в а я с ь с о ц и а л и с т о м , о н , о д н а к о , н е п р и н и м а л а н а р х и з м а , р а д и к а л и з м а , е м у д о с и х п о р н е п р о щ а ю т н и о с у ж д е н и я « б е з у м н о й и к р а й н е в р е д н о й п о п ы т к и п о с е я т ь а н а р х и ч е с к у ю с м у т у н а Р у с с к о й З е м л е » , н и о т р и ц а н и я с а м о й в о з м о ж н о с т и « п е р е с к о ч и т ь э т а п и с т о р и ч е с к о г о р а з в и т и я » , н и п р е д о с т е р е ж е н и я , ч т о « э г о и с т и ч е с к о е с а м о о п р е д е л е н и е — у г р о з а р е в о л ю ц и о н н о м у с а м о о п р е д е л е н и ю н а р о д о в Р о с с и и » . М е ж д у т е м э т и е г о с у ж д е н и я п о д т в е р д и л и с ь и , п о ж а л у й , п р о д о л ж а ю т п о д т в е р ж д а т ь с я . И н т е р е с к П л е х а н о в у б ы л в е с ь м а в е л и к в п е р в ы е п о с л е о к т я б р ь с к и е г о д ы . Т о л ь к о в 1 9 2 3 г о д у , с в и д е т е л ь с т в у ю т и с т о р и к и , и з д а т е л ь с т в а в ы п у с т и л и т р и м и л л и о н а п е ч а т н ы х л и с т о в п л е х а н о в с к и х с о ч и н е н и й ! И з у ч а л а с ь к а к б у д т о б ы и т о г д а , и п о з д н е е и ж у р н а л и с т с к а я е г о р а б о т а . Н о п р е и м у щ е с т в е н н о в « И с к р е » . . . Д о с е г о д н я е щ е н е т х о т я б ы п р и б л и з и т е л ь н о й б и б л и о г р а ф и и и з д а н и й п л е х а н о в с к и х т р у д о в в м и р е , т а к ж е , к а к н е с о с т а в л е н а б и б л и о г р а ф и я л и т е р а т у р ы о н е м . Б ы т ь м о ж е т , ю б и л е й в ы д а ю щ е г о с я о б щ е с т в е н н о г о д е я т е л я , ф и л о с о ф а , п у б л и ц и с т а , ч ь и к о р н и в н а ш е й л и п е ц к о й з е м л е , с т а н е т с т и м у л о м д л я с о с т а в л е н и я т а к и х у к а з а т е л е й . Н о э т о ч т о к а с а е т с я у ч е н ы х , с п е ц и а л и с т о в . Т е м ж е , к т о х о ч е т п о н я т ь п р о ш л о е н а ш е й с т р а н ы , а г л а в н о е — п с ю а з м ы ш л я т ь о п у т я х , в е д у щ и х в б о л е е ч е л о в е ч н о е и с п р а в е д л и в о е б у д у щ е е , с т о и т п р о с т о п о с о в е т о в а т ь п е р е л и с т а т ь к н и г и П л е х а н о в а , в т о м ч и с л е с е г о п у б л и ц и с т и ч е с к и м н а с л е д и е м . О н и н е у с т а р е л и и м н о г о е м о г у т о б ъ я с н и т ь , н а м н о г о е о т к р о ю т г л а з а . Василий ШАХОВ, профессор кафедры |^льтуры Липецкого государственного технического университета, руководитель Гуманитарного центра Г.В. Плеханова и научно- методического центра «Липецкая энциклoпeдия»J член Союза писателен России.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz