Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

ЛИПЕЦКАЯ газета 24 ноября 2006 г., № 227 (22855). ^ П а м я т ь На месте плача и молитв... Одним из первых инициаторов возведения часовни С В . Петра и Павла в городе Липецке стал редактор газеты «Русь Святая» Игорь Сорокин. Сегодня это историческое сооружение стало ярким украшением областного центра. И вот Игорь Трофимович вновь выступает с инициативой: вместо утраченного Вознесенского храма построить памятную часовню во имя Вознесения Христова. Это тем более необходимо, что снесенная большевистскими богоборцами церковь связана с памятью о роде русского национального гения А.С. Пушкина, предки которого по материнской линии проживали в селе Кореневщино Добровского района. Судьба церкви Вознесения Господ­ ня (стояла чуть ниже здания обл- драмтеатра), завер­ шение постройки и освящение которой состоялось в 1751 году , трагична. Как, впрочем, и ряда других храмов города. Она была сметена с лица зем­ ли, а у алтарной части ее, как неред­ ко практиковалось тогда, был выстро­ ен общественный туалет. Это про­ изошло в 1972 году. При строитель­ стве театрального здания и благоустройстве территории по склону холма была обнаружена чугунная надгробная плита с могилы прадеда поэта А.Ф. Пушкина. Общественностью города вопрос восстановления Вознесен­ ской церкви ставился неоднократно: в 90-е годы писателем Сергеем Панюшкиным был открыт счет по накоплению по­ жертвований на это богоугодное дело. Однако решение о строительстве жилого дома в непосред­ ственной близости к территории бывшего храма перечеркну­ ло эти намерения. И, разумеется, было высказано немало негодующих слов о недопустимости и кощунственности нахождения обществен­ ного туалета на «месте плача и молитв*. Лишь совсем недав­ но власти города наконец-то отважились на этот шаг: туалет закрыли. Казалось бы, историческая память, историческая спра­ ведливость должны подтолкнуть к дальнейшему шагу: обла­ городить оскверненное место, исключив всякое строитель­ ство в пределах церковной территории, где до сих пор в зем­ ле — могилы липчан. Все, однако, сделано «по-рыночному»: на месте туалетов решено возвести торговую точку. Неужто погоня за мнимой выгодой совсем заслонила гла­ за тем, кто дал «добро* на этот проект? Сегодня Игорь Соро­ кин обращается в адрес городского Совета депутатов, адми­ нистрации Липецка с просьбой дать разрешение на строи­ тельство часовни в пределах фундамента бывшей Вознесенс­ кой церкви, то есть чуть выше возводимого сейчас торгового помещения. Подобные же обращения направлены им в адрес Патри­ арха Алексия, президенту РФ|В.В. Путину, епиокопунЛи-" пецкому и Елецкому Никону, главе областной администра­ ции О.П. Королеву и главе Липецка М.В. Гулевскому, пред­ седателю областного Совета депутатов П.И. Путилину и пред­ седателю городского Совета депутатов В.И. Синюцу. Им же открыт счет для аккумулирования средств на воз­ ведение часовни. Пожертвования можно направлять на р/сч. 407028100001200001'^ в ЛРФ «Связь-Банк* в г. Липецке, кор./сч. 30101810000000000721 , БИК 044206721 , ИНН 4826025172, УКПП 482601001, ООО «Редакция газеты «Русь Святая» — для строительства Вознесенской часовни. Председатель Общественного Фонда строительства Ли­ пецкой Вознесенской часовни — Сорокин Игорь Трофимо­ вич. Адрес: 398050, г. Липецк, п /о 50, а/я 467, газета «Русь Святая*. Имена жертвователей будут увековечены в памяти потом­ ков. Проект часовни разработан архитекторами ООО «Храм* города Липецка. Какой она может быть — смотрите чертеж южного фаса­ да. Владимир ПЕТРОВ. ^ Ю б и л е й Человек из звучащего дома Когда он идет по коридорам к своему кабинету, из-за каждой двери слышится музыка. Фортепиано, гитара, фагот, балалайка, скрипка... Для него это привычно и естественно. Раз музыка звучит, значит, в большом доме, за благополучие которого он отвечает, все в порядке. Дом этот называется област­ ным колледжем искусств име­ ни Константина Игумнова. А имя человека, который озабо­ ченно минует холл, поднима­ ется по этажам, всматривает­ ся, вслушивается во все, что здесь происходит, — Владимир Павлович Плотников. Педагоги часто оказывают­ ся в тени известности своих учеников. Порою даже завзя­ тые меломаны, восхищавшие­ ся, допустим, талантливым трио молодых баянистов в со­ ставе Антона Королева, Сергея Сухарева и Дмитрия Ермако­ ва, что собрало столько наград на престижных конкурсах, не в курсе, кто их наставник, бла­ годаря кому достигли они такого мастерства. А учил их он, Плотников. Как, впрочем, и еще десятки одаренных ребят. Ведь в колледже (по старой памяти его все еще называют училищем) он работает тридцать лет. Ровно половину своей жизни. И уже двенадцать лет является директором. Непростое это дело — совмещать административные за­ боты с педагогическими. Особенно когда твои подопечные — народ творческий, интересный, но самолюбивый, легко ра­ нимый, темпераментный, взрывной. Владимир Павлович справляется, хотя это и нелегко. Мало того. Именно в пору его директорства музыкальное училище было преобразовано в училище искусств, расши­ рился перечень отделений и специальностей, диапазон под­ готовки студентов. Все это Владимир Плотников осуществ­ лял параллельно с преподаванием на отделении инструмен­ тов народного оркестра. У заслуженного работника культуры РФ Владимира Пав­ ловича Плотникова юбилей. Он встречает его во всеоружии опыта — директорского, наставнического, творческого. Жизнь продолжается, надо решать новые задачи, чтобы в большом доме за каждой из дверей никогда не умолкала музыка. Елена БРЕДИС. ^Испытано на себе За окошком месяц, сквозь окошко ветер Таким образом могут перефразировать знаменитые стихи многие ельчане пластиковых окон ... решившиеся на установку “Так жить нельзя!” — сказала я себе, критически оглядев полусгнивший балкон с покосившейся дверью, доставшиеся >от родителей в комплекте с двухкомнатной квартирой. Они, вкупе с худыми окнами, как нельзя лучше являли собой символ давно ушедшего “хрущевского” прошлого. Решение проблемы высыпалось из почтового ящика ворохом рекламных бу|(летов, и уже скоро был составлен внушительный список из десятка елецких фирм и фирмочек, предлагающих одинаково быстро и качественно создать пластиковый рай на территории заказчика. В крупных городах, гово­ рят, уже хлебнули от озна­ ченных благ, до нас же, про­ винциалов, оконный бум только докатился. Реклама светопрозрачных конструк­ ций сделала свое — и я, не представляя всех возможных последствий и не подозревая, насколько многообразен и многолик мир бракоделов в моем маленьком Ельце, то­ мимая желаниями комфорт­ ной Н5ИЗНИ в тепле и без сквозняков, отправилась на поиски своей мечты. В каждой фирме меня встречали юные создания с лучезарными улыбками. Они меня любили уже только за то, что я появилась на свет, став при этом их потенциаль­ ным клиентом. Они заучен­ но говорили о преимуще­ ствах того или иного вида профиля, без запинки выда­ вая техническую информа­ цию с той же легкостью, с какой в их возрасте тарато­ рят о новинках моды или пе­ редают тусовочные сплетни. Одновременно мне на мони­ торе компьютера демонстри­ ровались варианты окон или балконов. Как тут откажешь­ ся, когда пусть и виртуаль­ ное, но вот оно, пластиковое чудо призывно раскрывает створки: “Купи меня!*’. Все меняется после того, как на договоре об оказании услуг появляется подпись по­ купателя, и деньги перетека­ ют в карман продавцов. Мо­ жет быть, где-то все иначе, но в Елеце именно так — с этого момента заказчику ни­ чего иного не остается, как набраться терпения и ждать результата. Каким он будет и, главное, когда — вопрос со многими неизвестными. Зачастую между реальными сроками установки и теми. Л и ц о ф и р м ы г о в о р и т с а м о з а с е б я . ФОТО АВТОРА ЧТО прописаны на бумаге, разница огромная. Спросить, в чем причина, не у кого — красноречие девочек из офи­ сов при этом неожиданно ис­ сякает, ргшно как и интерес к вам. А уж исполнители в фирменных спецовках тем более немногословны. В Ельце, как и во всей стране, настоящего строите- ля-профессионала найти не­ просто, потому как профессия эта давно считается дефицит­ ной. Но у “продавцов окон”, похоже, таких проблем нет. Месяц обучения — и стажер выходит на дело самостоя­ тельно. Как он там справля­ ется, проверить невозможно: у каждой фирмы своя техно­ логия, а единые ГОСТы боль­ ше не существуют. Ребята из фирм держат марку, спешат закончить ра­ боту за пару часов, выполняя в день по несколько заказов на разных объектах. Зима-то на носу, народ мерзнуть не желает. Только вот спешка еще никому пользы не при­ носила — скоро все огрехи вылезают наружу. Так у меня и случилось — балкон­ ная дверь наотрез отказалась закрываться, из окна, как прежде, тянуло холодом. Ошибки одной бригады ис­ правляли другие монтажни­ ки, чьи недоработки устраня­ ли уже третьи. Каждый раз демонтировался пластико­ вый блок, выставлялись уровни, запенивались пусто­ ты... За окном дождливый октябрь сменился морозным ноябрем, а мои “Оконные си­ стемы” никак не могли за­ кончить свою работу. “Не повезло с фирмой”, — пришла я к неутешительно­ му выводу и балконную от­ делку заказала уже в др^ом фирменном салоне — “Окна КВЕ”. Однако проблем воз­ никло еще больше. В разгар работ обнаружилось, что один мастер чего-то там не учел или недосчитал, другой неправильно оформил... Пе­ рекошенная обшивка криво полезла вверх, обнажая ме­ таллические конструкции. Пришлось все переделывать, что мастерам очень не нра­ вилось. Взаимные претензии, упреки и суммы росли как снежный ком. — Ваш случай далеко не единственный, — утешили меня в Комитете по торгов­ ле, общественному питанию и защите прав потребителей администрации Ельца, куда я обратилась за консультаци­ ей. В руках вед 1 рцего специ­ алиста Аллы Зибровой — пухлая пачка документов: “Все претензии — к продав­ цам окон. Раньше больше всего жаловались на обвесы и некачественные продукты. Сегодня они сошли с первых позиций, но не потому, что ситуация кардинально изме­ нилась, просто потребителям приходится сталкиваться с куда более крупными в де­ нежном отношении пробле­ мами”. Правозащитница уверена: причина в банальном непро­ фессионализме тех, кто бе­ рется за новВ 1 Й в й Д ус'лу^.'За­ няться этим бизнесом не­ сложно: достаточно заклю­ чить договор с заводом-изго- товителем светопрозрачных конструкций, а то и вовсе за­ купить оборудование само­ стоятельно (газеты бесплат­ ных объявлений пестрят по­ добными предложениями), и запустить рекламу. Поверив ее обещаниям, мы ожидаем от новых технологий XXI века качественную защиту от мороза и стужи. А на повер­ ку оказывается, что защи­ щать надо нас самих. Листая в комитете кипу жалоб, ловила себя на мыс­ ли, что мне еще повезло. По­ тому как многим заказчикам приходится долгие месяцы дожидаться установки конст­ рукций, а буквально на сле­ дующий день с ужасом на­ блюдать, как по новому стек­ лопакету с треском распол­ заются трещины. Из недели в неделю доказывают эти бе­ долаги бракоделам обосно­ ванность своих претензий, но только после обращения в комитет, где бесплатно помо­ гают грамотно отстоять свои права, горе-мастера принима­ ются за устранение многочис­ ленных недостатков. ев (' Предприниматель Соловь- “Немецкие окна”) после постоянных жалоб клиентов был вынужден свернуть свое производство. Но, как изве­ стно, свято место пусто не бы­ вает, на прежнем адресе воз- Вйк Новый “салон”, с тем же отношением к работе. А сво­ еобразный рекорд поставила фирма “Империя окон” неко­ его Шмыгля. Возмущенный заказчик подсчитал, что ее представители семь раз пере­ делывали работу, но так ни­ чего не исправили. Брак был устранен только после вме­ шательства комитета по за­ щите прав потребителей. Сил бороться за свои права хва­ тает не у всех пострадавших: дабы избежать конфликтных ситуаций и зря не портить собственные нервы и здоро­ вье, многие ельчане покупа­ ют монтажную пену и само­ стоятельно проводят работу над чужими ошибками. Заглядывая в будущее, представители комитета по за­ щите прав потребителей дают неутешительный прогноз: год от года конфликтов при уста­ новке светопрозрачных конст­ рукций будет больше. А ггред- приниматели это уже просчи­ тали и уже сейчас, дабы лич­ но не общаться с разгневанны­ ми оппонентами, ведут все пе­ реговоры через своих предста- вителей-юристов. Время дело­ вых людей стоит дорого, а ре­ путация для них не прибыль, терять ее не жалко. Милада ФЕДЮКИНА. ^Мини-(|)утбол Силы «Липецка» и «Мытищ» оказались равны Взять шесть очков. Именно такая задача стояла перед мини- футбольным клубом «Липецк» во встречах с подмосковными «Мытищами». Справились с ней липчане ровно наполовину —уступив в первом матче, они f l добились победы во ^ втором. О б е к о м а н д ы в н ы н е ш н е м с е з о н е в ы с т у п а ю т н е у д а ч н о , ч т о , в о б щ е м - т о , н е у д и в и т е л ь н о — е щ ё г о д н а з а д о н и и г р а л и в в ы с ­ ш е й л и г е и п о к а е щ ё т о л ь к о о с ­ в а и в а ю т с я в с у п е р л и г е . П о с л е ч е т ы р н а д ц а т и т у р о в в а к т и в е л и п ч а н б ы л а в с е г о о д н а п о б е д а , н у а « М ы т и щ и » н е м о г л и п о х в а с ­ т а т ь и э т и м . В т у р н и р н о й т а б л и ­ ц е с о п е р н и к и р а с п о л а г а л и с ь п о с о с е д с т в у ; л и п ч а н е з а н и м а л и д е ­ с я т о е м е с т о , а п о д м о с к о в н ы е м и н и - ф у т б о л и с т ы — о д и н н а д ц а ­ т о е . Э т о и п р е д о п р е д е л и л о н а ­ п р я ж ё н н ы й , а м е с т а м и и н е р в н ы й х а р а к т е р м а т ч е й — п р о и г р ы в а т ь н е х о т е л н и к т о . В п е р в о й в с т р е ч е т е р р и т о р и ­ а л ь н ы м п р е и м у щ е с т в о м в л а д е л и л и п ч а н е . О н и п е р в ы м и о т к р ы л и с ч ё т п о с л е т о ч н о г о у д а р а Б о г а ­ т ы х . О д н а к о ч е р е д а о ш и б о к в о б о р о н е п р и в е л а к п е ч а л ь н ы м п о ­ с л е д с т в и я м — к 2 6 - й м и н у т е х о ­ з я е в а у ж е у с т у п а л и в с ч ё т е — 1 :3 . Ц е н о й н е и м о в е р н ы х у с и л и й М Ф К « Л и п е ц к » с у м е л в ы р о в н я т ь п о л о ­ ж е н и е ( о т л и ч и л и с ь К о т и к о в и с д е ­ л а в ш и й д у б л ь Б о г а т ы х ) , н о о ч е ­ р е д н о й п р о в а л в о б о р о н е с в ё л н а н е т в с е у с и л и я к о м а н д ы — 3 : 4 . П о с л е м а т ч а н а с т а в н и к л и п ­ ч а н И г о р ь Л ы с е н к о н е с к р ы в а л р а з о ч а р о в а н и я : — И г р а в ц е л о м б ы л а р а в н о й , и я с ч и т а ю , ч т о м ы б ы л и д о с т о й ­ н ы н и ч ь е й . П р о с т о у « М ы т и щ » с е г о д н я л у ч ш е о б с т о я л и д е л а с р е а л и з а ц и е й м о м е н т о в . Н а м х в а ­ т и л о д у х а и с и л с р а в н я т ь с ч ё т , п е р е л о м и т ь х о д и г р ы . Н о н е в ы ­ п о л н е н и е у с т а н о в к и о т д е л ь н ы м и и г р о к а м и с к а з а л о с ь н а р е з у л ь ­ т а т е . К з а в т р а ш н е м у м а т ч у в н е ­ с у к о р р е к т и в ы и п о ф у т б о л и с т а м , и п о с а м о й и г р е . ' К а к в ы я с н и л о с ь , с л о в н а в е ­ т е р Л ы с е н к о н е б р о с а е т . Н а с л е ­ д у ю щ и й д е н ь г л а в н ы й т р е н е р л и п ч а н д о в е р и л м е с т о в в о р о т а х Ф р о л о в у , п р и к о т о р о м к о м а н д а о д е р ж а л а с в о ю п е р в у ю п о б е д у в с у п е р л и г е н а д « Д и н о й » . К р о м е т о г о , в е р н у л с я в с т р о й о т б ы в ш и й д и с к в а л и ф и к а ц и ю Л о г у н о в . Д а и в с я к о м а н д а д е й с т в о в а л а б о л е е с о б р а н н о и о р г а н и з о в а н н о , ч е м н а к а н у н е . П р а в д а , с ч ё т о т к р ы л и г о с т и . Н о , к а к в ы я с н и л о с ь , э т о б ы л п е р в ы й 1И п о с л е д н и й у с п е х « М ы т и щ » в э т о м м а т ч е . П о с т е п е н ­ н о и г р а п р и о б р е л а о д н о с т о р о н ­ н и й х а р а к т е р . Л и п ч а н е б е с п р е ­ р ы в н о а т а к о в а л и , а и х с о п е р н и к и т о л ь к о о т б и в а л и с ь . О с а д а в о р о т г о с т е й у в е н ч а л а с ь у с п е х о м з а п я т ь м и н у т д о к о н ц а м а т ч а , к о г д а В е р е т е н н и к о в с р а в н я л с ч ё т . В о ­ о д у ш е в л е н н ы е у с п е х о м , х о з я е в а с у д в о е н н о й э н е р г и е й у с т р е м и ­ л и с ь в п е р ё д , и с н а ч а л а К о т и к о в , а н а п о с л е д н и х с е к у н д а х С и в е ц д о в е р ш и л и н а ч а т о е . 3 :1 — в о л е ­ в а я п о б е д а М Ф К « Л и п е ц к » . Н а с т а в н и к х о з я е в п р и з н а л р е з у л ь т а т м а т ч а з а к о н о м е р н ы м . — М а т ч м н е п о н р а в и л с я . П р е ж д е в с е г о в т о м п л а н е , ч т о п о с л е п р о в а л ь н о г о п е р в о г о т а й ­ м а н а ш а к о м а н д а с у м е л а п е р е ­ л о м и т ь с и т у а ц и ю , к о л и ч е с т в о п р е в р а т и т ь в к а ч е с т в о . В ч е р а с о ­ о т н о ш е н и е у д а р о в п о в о р о т а м б ы л о 5 0 - 2 4 в н а ш у п о л ь з у , с е г о д ­ н я м ы и м е л и е щ ё б о л ь ш е е п р е ­ и м у щ е с т в о п о э т о м у п о к а з а т е л ю . Е с л и в ч е р а з а п а с н ы е н е в п и ­ с а л и с ь в и г р у , т о с е г о д н я и м е н ­ н о з а м е н ы п о в л и я л и н а х о д м а т ­ ч а и н а с ч ё т . « С в е ж а я к р о в ь » с д е ­ л а л а с в о ё д е л о . М Ф К « Л и п е ц к » п о - п р е ж н е м у з а н и м а е т д е с я т у ю с т р о ч к у в т у р ­ н и р н о й т а б л и ц е , и м е я в с в о ё м а к т и в е с е м ь о ч к о в . О ч е р е д н ы е м а т ч и н а ш а к о м а н д а п р о в е д ё т 8 и 9 д е к а б р я в М о с к в е п р о т и в « С п а р т а к а » . Михаил АБРАМОВ. '^ К 150-летик) со дня рождения Георгия Плеханова С откры тым забралом Т ы с я ч и с т р а н и ц п у б л и ц и с т и к и , н а п и с а н н ы х р у к о ю П л е х а н о в а , с о х р а н я ю т д л я н а с п р и т я г а т е л ь н ы й о б л и к с о в е с т л и в о г о , м у д р о г о , п р и н ц и п и а л ь н о г о м ы с л и т е л я и п а т р и о т а Справедливо говорят: талантливый человек талантлив во всем. Творческий дар Георгия Плеханова проявлялся и в его революционной работе, и в философском осмыслении социалистических идей, и, казалось бы, в самой непритязательной газетной заметке на злобу дня. Кстати, первая его журналистская публикация в легальной печати была чисто репортерской —она сообщала о забастовке рабочих на Новой бумагопрядильной фабрике в Петербурге в 1878 году. Ж у р н а л и с т о м о н б ы л б л и с т а ­ т е л ь н ы м . Г а з е т н а я э с с е и с т и к а Г е о р г и я В а л е н т и н о в и ч а п о м а с ­ т е р с т в у , с т р а с т н о с т и , а н а л и т и ч н о ­ с т и н е у с т у п а е т в ы с т у п л е н и я м Г о р ь к о г о , К о р о л е н к о , С е р а ф и м о ­ в и ч а , А л е к с е я Т о л с т о г о . О н в л а ­ д е л в с е м и ж а н р а м и — о т к о р о т ­ к о г о о т к л и к а н а с о б ы т и е д о р е ­ ц е н з и и , о б з о р а , п о л е м и ч е с к о й и л и п р о с в е т и т е л ь с к о й с т а т ь и , о ч е р к а . У ж е в т о м ж е 1 8 7 8 г о д у в г а з е т е « Н е д е л я » о н н а п е ч а т а л к р и ­ т и ч е с к и е р а з м ы ш л е н и я « О б ч е м с п о р » , г д е р е ч ь ш л а о д у х о в н о ­ н р а в с т в е н н ы х и с к а н и я х н а р о д н и ­ к о в Г л е б а У с п е н с к о г о и Н и к о л а я З л а т о в р а т с к о г о . Э т о т д е б ю т п о ­ л о ж и л н а ч а л о в е л и к о л е п н о й с е р и и р а з б о р о в п р о и з в е д е н и й М и х а й ­ л о в с к о г о и С к а б и ч е в с к о г о , Г о р ь ­ к о г о и Л е о н и д а А н д р е е в а , п р о л е ­ т а р с к и х п о э т о в и п р о з а и к о в . И з - з а н е о б х о д и м о с т и к о н с ­ п и р и р о в а т ь П л е х а н о в ч а с т о п о л ь з о в а л с я п с е в д о н и м а м и . И м а л о к т о п о н а ч а л у з н а л , ч т о о с т ­ р ы й п о л е м и с т А л е к с е е в , р а с с у ­ д и т е л ь н ы й К а м е н с к и й , н а х о д ч и ­ в ы й К и р с а н о в , о п е р а т и в н ы й К у з ­ н е ц о в н а с а м о м д е л е н о с и л и о д н о и т о ж е и м я — П л е х а н о в . Н о в с е , ч т о о н д е л а л в п е р и о д и ­ к е , о т м е ч е н о у м о м , п р я м о т о й , о н н е о п у с к а л з а б р а л а . . . Р а н н и е г а з е т н ы е в ы с т у п л е ­ н и я Г е о р г и я В а л е н т и н о в и ч а п о ­ я в л я л и с ь в « С а р а т о в с к о й н е д е ­ л е » , в р о с т о в с к и х и в о р о н е ж с к и х и з д а н и я х . О к а з а в ш и с ь в д о л г о й 3 7 - л е т н е й э м и г р а ц и и , о н а к т и в ­ н о п р и с у т с т в о в а л н а с т р а н и ц а х р о с с и й с к о й п р е с с ы б л а г о д а р я с о л и д н ы м т р у д а м в « О т е ч е с т в е н ­ н ы х з а п и с к а х » , « Н о в о м С л о в е » , « Н а у ч н о м о б о з р е н и и » . С о ч у в ­ с т в е н н ы й р е з о н а н с в ы з в а л и е г о « Д в а с л о в а ч и т а т е л я м - р а б о ч и м » . Б о л е е т о г о : Г е о р г и й В а л е н т и ­ н о в и ч б ы л з а м е ч а т е л ь н ы м р е д а к ­ т о р о м а л ь м а н а х о в , п о с в я щ е н н ы х н а с л е д и ю П у ш к и н а , д е к а б р и с т о в , Г е р ц е н а , Ч е р н ы ш е в с к о г о , Н е к р а ­ с о в а , б е л л е т р и с т о в - н а р о д н и к о в . Е г о э н ц и к л о п е д и ч е с к а я о б р а з о ­ в а н н о с т ь , у м е н и е с п р е с с о в ы в а т ь в н е с к о л ь к о с т р о к у н и к а л ь н у ю и н ­ ф о р м а ц и ю и с о б с т в е н н ы е г л у б о ­ к и е и д е и , о б о б щ а т ь ч а с т н ы е ф а к ­ т ы д е л а ю т ч т е н и е п л е х а н о в с к о й п у б л и ц и с т и к и и с е г о д н я з а н я т и ­ е м у в л е к а т е л ь н ы м д л я л ю б о г о д у м а ю щ е г о ч е л о в е к а . Э т о т д а р П л е х а н о в а о т м е ч а ­ л и м н о г и е . П р е в о с х о д н ы м и н а ­ з в а л е г о с т а т ь и Э н г е л ь с в п и с ь ­ м е К а у т с к о м у . К г о л о с у П л е х а н о - в а - ж у р н а л и с т а ж а д н о п р и с л у ш и ­ в а л а с ь м о л о д е ж ь . Ж и в е й ш е е в н и ­ м а н и е п р и в л е к л и е г о э с с е о Т о л ­ с т о м . О п о з и ц и и Г е о р г и я В а л е н ­ т и н о в и ч а д и с к у т и р о в а л и Н и к о л а й Б е р д я е в и М а р т о в , М . К о в а л е в с ­ к и й и В . Ч е р н о в , К о р о л е н к о и Г о р ь к и й , Л е н и н и П е т р С т р у в е . И н т е р е с н о , ч т о п р и в с е й с к л о н н о с т и к д и с к у с с и я м , о н о с ­ т а в а л с я о б ъ е к т и в е н и т р е з в , д а ж е к о г д а о б р а щ а л с я к с а м ы м л ю б и м ы м с в о и м п е р с о н а ж а м п р о ш л о г о и н а с т о я щ е г о . Д о п у с ­ т и м , к П и с а р е в у , у к о т о р о г о п о д ­ м е ч а л , ч т о т о т н е к о т о р ы е у т в е р ­ ж д е н и я « д о в е л д о а б с у р д а » . Е м у д а н о б ы л о у л а в л и в а т ь н а и б о л е е в а ж н о е в и д е я х п р е д ­ ш е с т в е н н и к о в и с о в р е м е н н и к о в . Т а к , в ч и т ы в а я с ь в т р у д ы Г е р ц е ­ н а , о н д а л ь н о в и д н о а к ц е н т и р о ­ в а л м ы с л ь и з д а т е л я « К о л о к о л а » « о т о м , ч т о н а ш и р у с с к и е в о п р о ­ с ы м о г у т б ы т ь р е ш е н ы б е з п о ­ т р я с е н и й » . П л е х а н о в н е о д н о к ­ р а т н о с с ы л а л с я и м е н н о н а Г е р ­ ц е н а , с ч и т а в ш е г о , ч т о Р о с с и и н у ж н е е м е т л а , а н е в с е с о к р у ш а ­ ю щ и й а н а р х и ч е с к и й и т е р р о р и ­ с т и ч е с к и й т о п о р . В з н а ч и т е л ь н о й м е р е у с и л и ­ я м и Г е о р г и я В а л е н т и н о в и ч а в р а з л и ч н ы х и з д а н и я х с о ц и а л и с т и ­ ч е с к о й н а п р а в л е н н о с т и ( « И с к р а » , « П р а в д а » , « З в е з д а » , « С о ц и а л - д е ­ м о к р а т » , « М ы с л ь » , « П р о с в е щ е ­ н и е » , « Н о в а я ж и з н ь » ) в о с с т а н а в ­ л и в а л с я д и а л о г с Б е л и н с к и м , Ч е р н ы ш е в с к и м , С а л т ы к о в ы м - Щ е ш и н ы м . . . О с о б о г о в н и м а н и я з а с л у ж и в а ­ ю т ж у р н а л и с т с к и е п у б л и к а ц и и в р е м е н П е р в о й м и р о в о й в о й н ы , п е р в ы х п о с л е о к т я б р ь с к и х м е с я ­ ц е в . О н и я в н о п о т е к л и к а л и с ь с в ы с к а з ы в а н и я м и Г е р б е р т а У э л л ­ с а , А н а т о л и я Ф р а н с а , В е р х а р н а . В н и х о т р а ж а л и с ь п а т р и о т и ч е с к и е в з г л я д ы , г о с у д а р с т в е н н о - д е р ж а в - н и ч е с к и й п а ф о с . П о э т о м у н е с л у ­ ч а й н о в 1 9 4 1 г о д у и м я и х а в т о р а б ы л о н а з в а н о С т а л и н ы м п е р в ы м в ч и с л е и м е н в е л и к и х с о о т е ч е ­ с т в е н н и к о в , ч ь и д е я н и я в д о х н о в ­ л я ю т с т р а н у н а б о р ь б у с ф а ш и з ­ м о м . А в б л о к а д н о м Л е н и н г р а д е в ы х о д и л и с т а т ь и о н е м к а к о « в е ­ л и ч а й ш е м п р е д с т а в и т е л е р у с с к о ­ г о н а р о д а » . Е г о н а з ы в а л и р я д о м с Г е р ц е н о м , Г л и н к о й , Ч а й к о в с к и м , К у т у з о в ы м , Г о р ь к и м , Ч е х о в ы м . О б щ е п р и з н а н а р о л ь П л е х а н о ­ в а - п е р в о о т к р ы в а т е л я с о ц и а л и с т и ­ ч е с к о г о у ч е н и я в Р о с с и и . Э т о о п я т ь ж е и л л ю с т р и р у е т с я и е г о п у б л и ц и с т и к о й . О н и м е л п р а в о з а я в и т ь : « . . . В н а ч а л е н а с , с о ц и а л - д е м о к р а т о в , б ы л а н е б о л ь ш а я к у ч ­ к а , н а д н а м и с м е я л и с ь , н а с н а з ы ­ в а л и у т о п и с т а м и . Н о я с к а ж у с л о ­ в а м и Л а с с а л я : « Н а с б ы л о м а л о , н о м ы т а к х о р о ш о р ы ч а л и , ч т о в с е д у м а л и , ч т о н а с о ч е н ь м н о г о » . И н а с д е й с т в и т е л ь н о с т а л о м н о г о . . . » О с т а в а я с ь с о ц и а л и с т о м , о н , о д н а к о , н е п р и н и м а л а н а р х и з м а , р а д и к а л и з м а , е м у д о с и х п о р н е п р о щ а ю т н и о с у ж д е н и я « б е з у м ­ н о й и к р а й н е в р е д н о й п о п ы т к и п о с е я т ь а н а р х и ч е с к у ю с м у т у н а Р у с с к о й З е м л е » , н и о т р и ц а н и я с а м о й в о з м о ж н о с т и « п е р е с к о ­ ч и т ь э т а п и с т о р и ч е с к о г о р а з в и ­ т и я » , н и п р е д о с т е р е ж е н и я , ч т о « э г о и с т и ч е с к о е с а м о о п р е д е л е ­ н и е — у г р о з а р е в о л ю ц и о н н о м у с а м о о п р е д е л е н и ю н а р о д о в Р о с ­ с и и » . М е ж д у т е м э т и е г о с у ж д е ­ н и я п о д т в е р д и л и с ь и , п о ж а л у й , п р о д о л ж а ю т п о д т в е р ж д а т ь с я . И н т е р е с к П л е х а н о в у б ы л в е с ь м а в е л и к в п е р в ы е п о с л е о к ­ т я б р ь с к и е г о д ы . Т о л ь к о в 1 9 2 3 г о д у , с в и д е т е л ь с т в у ю т и с т о р и к и , и з д а т е л ь с т в а в ы п у с т и л и т р и м и л л и о н а п е ч а т н ы х л и с т о в п л е ­ х а н о в с к и х с о ч и н е н и й ! И з у ч а л а с ь к а к б у д т о б ы и т о г д а , и п о з д н е е и ж у р н а л и с т с к а я е г о р а б о т а . Н о п р е и м у щ е с т в е н н о в « И с к р е » . . . Д о с е г о д н я е щ е н е т х о т я б ы п р и ­ б л и з и т е л ь н о й б и б л и о г р а ф и и и з ­ д а н и й п л е х а н о в с к и х т р у д о в в м и р е , т а к ж е , к а к н е с о с т а в л е н а б и б л и о г р а ф и я л и т е р а т у р ы о н е м . Б ы т ь м о ж е т , ю б и л е й в ы д а ю щ е ­ г о с я о б щ е с т в е н н о г о д е я т е л я , ф и ­ л о с о ф а , п у б л и ц и с т а , ч ь и к о р н и в н а ш е й л и п е ц к о й з е м л е , с т а н е т с т и м у л о м д л я с о с т а в л е н и я т а к и х у к а з а т е л е й . Н о э т о ч т о к а с а е т с я у ч е н ы х , с п е ц и а л и с т о в . Т е м ж е , к т о х о ч е т п о н я т ь п р о ­ ш л о е н а ш е й с т р а н ы , а г л а в н о е — п с ю а з м ы ш л я т ь о п у т я х , в е д у щ и х в б о л е е ч е л о в е ч н о е и с п р а в е д л и ­ в о е б у д у щ е е , с т о и т п р о с т о п о с о ­ в е т о в а т ь п е р е л и с т а т ь к н и г и П л е ­ х а н о в а , в т о м ч и с л е с е г о п у б л и ­ ц и с т и ч е с к и м н а с л е д и е м . О н и н е у с т а р е л и и м н о г о е м о г у т о б ъ я с ­ н и т ь , н а м н о г о е о т к р о ю т г л а з а . Василий ШАХОВ, профессор кафедры |^льтуры Липецкого государственного технического университета, руководитель Гуманитарного центра Г.В. Плеханова и научно- методического центра «Липецкая энциклoпeдия»J член Союза писателен России.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz