Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)

2 3 н о я б р я 2 0 0 6 г . , № 2 2 6 ( 2 2 8 5 4 ) ЛИПЕЦКАЯ г а з е т а ^Сотрудничество Путь в Поднебесную лежит через Елец ЕГУ имени И. А. Бунина вот уже несколько лет активно устанавливает и расширяет международные связи. У классического университета из Ельца партнеры в Болгарии, Германии, Франции. Теперь в этом далеко не ^ полном списке —представители Китая. ^ Первый проректор по учебной части Андрей Зайцев и проректор по научной работе Евгения Герасимова, побывав­ шие в Поднебесной в составе делегации Липецкой области на мероприятиях, связанных с закрытием года России в КНР, вернулись оттуда не с пустыми руками. Ими заключен дого­ вор о сотрудничестве с институтом русского языка “Дружба” в городе Харбине, являющемся ведущим в подготовке ки­ тайских специалистов, владеющих русским языком. При­ чем обучать иностранному языку будут не только студентов младших курсов, но также аспирантов и докторантов. От­ крыт путь в Китай и елецким студентам, желающим овла­ деть китайской лексикой и грамматикой. Появление представителей ЕГУ в составе российской де­ легации не случайно: китайская сторона заочно познакоми­ лась с различными аспектами научной деятельности вуза и заинтересовалась рядом исследований, например в области физики конденсированного состояния. Ельчане предполага­ ют, что и поиск партнеров по магнитооптическим исследова­ ниям завершится результативно, а их научные разработки получат поддержку российских и китайских фондов фунда­ ментальных исследований. Не меньший интерес вызвала у китайской стороны работа сельскохозяйственного факульте­ та ЕГУ в области современных технологий сельского хозяй­ ства, в частности производстве экологически чистой продук­ ции. Удалось заключить предварительное соглашение и с мос­ ковской фирмой “Дергачев”, которая занимается внедрени­ ем изобретений в области автомобильного и железнодорож­ ного транспорта. Москвичей заинтересовали разработки сту­ денческого конструкторского бюро, созданного три года на­ зад профессором, кандидатом технических наук Евгением Сливинским. И руководитель бюро, и его молодые Кулиби­ ны получили приглашение войти в творческую группу по созданию нового железнодорожного вагона, аналогов кото­ рому нет сегодня в мире. Такое внимание к СКВ неудивительно: около сотни раз­ работок студентов-изобретателей применяются на Елецком отделении Юго-Восточной железной дороги филиала ОАО “РЖД” и промышленных предприятиях Ельца, заводе “Гид­ ропривод”, электромеханическим заводе “РЖД”. За несколько лет существования СКВ воспитанники Сливинского предло­ жили различные варианты модернизации колёсно-моторных блоков локомотивов, разработали устройства, исключающие возможность самодвижения вагонов в отцепленном состоя­ нии, а также создали тормозные устройства для высокоско­ ростных поездов. Помимо этого студенты разработали при­ способления для скашивания растительности на железнодо­ рожных путях и механизмы, пакетирующие мусор в пасса­ жирских вагонах, что заметно улучшает экологию террито­ рии поблизости железнодорожного полотна. Милада ФЕДЮКИНА. преддверии Международного Дня инвалидов Ц| rJ. 1 li Поможем всем миром Уважаемые руководители предприятий и организаций! Приближается Международный День инвалидов. Он от­ мечается во всех странах мира 3 декабря. Нет на Земле человека, способного застраховать себя от жестокой воли судьбы, не позволяющей ощущать полную радость жизни. Болезнь бесповоротно вершит свой суд, при­ ковывает к постели, инвалидной коляске. По данным ООН, каждый десятый на планете — инва­ лид. Чуть ли не в каждой семье есть человек с ограниченны­ ми возможностями. Среди инвалидов-липчан, в той или иной степени утративших способность к самостоятельной жизне- 'деятельности, много потерявших зрение: около 3-х тысяч человек лишены дара видеть мир. Искреннее сочувствие вы­ зывают наши маленькие горожане — дети-инвалиды, кото­ рых в Липецке более 1600 человек. Потеряв здоровье, осознавая сйою беспомощность, непо­ хожесть, они замыкаются в себе. Их круг общения — род­ ные и близкие, их стороны света — четыре стены. Инвалиды и дети-инвалиды — самые уязвимые наши со­ граждане. Они в первую очередь ощущают все последствия непродуманных реформ законодательства и сложности пре­ образования экономики нашего государства. Однако, несмот­ ря на это, сегодня люди с ограниченными возможностями стремятся жить активно, с пользой для общества. Они де­ монстрируют всем, что при равных условиях в получении образования, профессиональной подготовке, при наличии технических средств и специальных услуг — инвалиды мно­ гое могут дать своим семьям и окружающим. Задача общества — откликнуться на это стремление, сде­ лать доступными для инвалидов объекты социальной инф­ раструктуры. Наша обязанность — создать такие условия, при которых люди с ограниченными возможностями будут участвовать в общественных мероприятиях, принимать зна­ чимые для всего общества решения. Департамент социальной защиты населения администра­ ции г. Липецка просит оказать посильную благотворитель­ ную помощь этим людям, привнести в их дом тепло, заботу и внимание. Вспомните и о тех, кто много лет трудился на ваших предприятиях и в организациях, кто лишился воз­ можности самостоятельно содержать семью, счастья видеть краски мира, прогуливаться по милым сердцу уголкам лю­ бимого города... Своим участием вы сотворите вокруг себя искреннюю ат­ мосферу взаимопонимания, заслужите доброе отношение, укрепите веру людей с ограниченными возможностями в идеалы добра и милосердия. Департамент социальной защиты населения администрации г. Липецка. ^Выставки Космос в интерьере Он хорошо помнит своего прадеда, который видел Наталью Николаевну Пушкину. Рассказывая об этом на встрече с липецкими журналистами, Илларион Голицын словно бы приглашал собеседников удивиться вместе с ним. Ведь вот, в сущности, как все близко, прямо рукой подать: Пушкин, судьба древнего рода Голицыных, чьими взлетами, падениями, трагедиями, славой, опалой отмечены поворотные точки в истории страны, и мы, живущие вдвадцать п первом веке. То, что у народного ху­ дожника России, академика, лауреата Государственной премии прозвучало попутно, мимоходом, пожалуй, в дей­ ствительности дает универ­ сальное объяснение духовной доминанты, главных мотивов его творчества. Среди девяно­ ста живописных, графичес­ ких, скульптурных произве­ дений, привезенных им для выставки в нашей картинной галерее, нет собственно исто­ рических работ. Многие вещи и названы-то нейтрально: «Сад с лестницей», «Светлое окно», «Красный интерьер». Словно изощренного мастера занимали cy i^ o формальные, экспериментальные возмож­ ности и задачи его искусства. Только это не так. Холсты Голицына рождались на пе­ ресечении исповеди о себе, о глубоко сокровенном, интим­ ном и памяти о прожитом и пережитом несколькими по­ колениями русских людей. Непосредственных, демон­ стративных обращений к ис­ торическим событиям крайне м£ 1 ло. Хотя, надо признать, такие картины у художника есть, они захватывают и тре­ вожат честностью, мудрос­ тью, состраданием и муже­ ством. В первую очередь, на­ верное, это необычный семей­ ный портрет «Трубецкие». Женщины, мужчины, дети на каком-то лугу или в поле, вд£ 1 леке за их спинами храм, все сквозит светом, голубиз- Илларион Голицын в окружении своих работ. ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ НОЙ неба, перекликается с колоритом церковных роспи­ сей, простотой и чистотой жи­ тийных повествований. А на каждом из персонажей — надпись. На одном — «Воин», на другом — «Зэк». И даты смерти. Изображение про­ зрачное, миражное. Такое ощущение, что эти красивые, соединенные друг с другом генами и эпохой люди вот-вот исчезнут, истают в ясной и тихой воздушной синеве... Гораздо чаще, однако, Илларион Голицын пишет всего лишь интерьеры. Сте­ на комнаты, увешанная ста­ ринными портретами, икона­ ми, повторяется у него осо­ бенно настойчиво. Иногда он населяет помещение детьми. То мальчик пытается достать с буфета допотопную безде­ лушку. То несколько маль­ чиков и девочек сидят или стоят у стола, а их обступает все та же память о прошлом дома, семьи, предков, запе­ чатленная давно умершими художниками. Голицын признается, что еще ребенком был влюблен в комнаты, в пространство, где обитает человек. «Я как бы коллекционирую помеще­ ния, в которых живут люди», — говорит он. и эти помещения у него становят­ ся микрокосмосом, откуда открываются выходы в боль­ шой космос — времени, близ­ кой и далекой истории, в мир природы и духа. В свои семьдесят восемь лет художник, собравший, кажется, все возможные на­ грады и звания, чужд само­ успокоенности и величия мэт­ ра. Так же, как в шестидеся­ тые годы, когда он с едино­ мышленниками дерзко отвер­ гал каноны заглаженного, парадного, показушного соц­ реализма, обновлял язык тог­ дашнего искусства, Голицын с молодой, даже детской лег­ костью пробует себя в новом материале, непривычной тех­ нике. Творчество для него нередко сродни игре. Вот он берет известняк, кусок дере­ ва, металлический стержень и с ребяческим азартом, лю­ бопытством — а что у меня выйдет? — делает прелестные скульптуры, мальчишеские головы, животных. Или рас­ писывает собственноручно распиленные известняковые плиты акварельными краска­ ми. Получается нечто вольно или невольно стилизованное, напоминающее музейные эк­ спонаты, извлеченные архео­ логами из земли, из-под об­ ломков разрушенных тысяче­ летия назад городов. Но вме­ сте с тем это очень живое, се­ годняшнее, согретое сердцем и умными, добрыми руками нашего современника. Нынешняя выставка осо­ бая. Она не уместилась в кар­ тинной галерее. Проект из­ начально был задуман для двух выставочных залов. В галерее демонстрируются ра­ боты Голицына, а через до­ рогу наискосок, в Доме Мас­ тера — живопись его жены, тонкой художницы Валенти­ ны Куцевич. На пресс-конфе­ ренции она сказала о своем неизменном пристрастии к городским мотивам. Улицы, толпы людей, фары машин, автобусные ос­ тановки, мгновения повсед­ невности, обретающие под кистью Валентины Владими­ ровны неожиданную значи­ мость и весомость. То, что именуется непритязательным словом «жанр», приподнима­ ется ею над бытом, выводит­ ся за рамки, так сказать, живописного репортажа или зарисовки, включается в кон­ текст вечной культуры, тра­ диции, меняет смысл благо­ даря благородству колорита, композиции, наконец, скры­ той метафоричности мышле­ ния Валентины Куцевич. В разговоре с московски­ ми художниками мои колле­ ги, естественно, интересова­ лись, каким образом два мас­ тера, чьи работы готовы по­ казывать (и показывают) лю­ бые прославленные галереи в России и за рубежом, согла­ сились приехать в провинци­ альный Липецк, да к тому же представили столько лучших своих произведений. И тут выяснилось, что гостей свя­ зывает с нашим городом, его художниками, музейщиками долгая, проверенная десяти­ летиями дружба. Илларион Голицын говорил, как его трогает и подкупает чуткость липецких коллег и друзей к настоящему искусству. А еще ему очень нравится отрестав­ рированное здание картинной галереи. По словам академи­ ка, созданные им работы орга­ нично, родственно вписались в атмосферу старого особня­ ка, чьи стены обогащают и усиливают восприятие хол­ стов, скульптур, акварелей. И. НЕВЕРОВ. ДЕЛОВОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ОАО «ГАЗ» и Торговый Дом «Русские машины» приглашают к сотрудничеству в сф ере продвижения, реализации и технического обслуживания продукции марки «ГАЗ» в городах: Липецк, Белгород, Ульяновск, Самара, Казань, Курск ГРТППА I Г 7 4 О О О « Т Д « Р У С С К И Е М А Ш И Н Ы » тел.: (8312) 77-90-2в, 90-82-43 факс: (8312) 95-91-80, 95-02-10 e-mail: daa.aoutherusma.ru www.gaz.ru З а р а б а т ы в а й т е с н а м и б о л ь ш е ! ^Театральные премьеры Дон Жуан комнатного розлива Это называется —свободная форма, открытый прием. Новая постановка Липецкого академического театра имени Л.Н. Толстого — водевиль «Заколдованная яичница, или Глаз видит, да зуб неймет» Ф. Довера и А. Буайе — притягивает, увлекает раскованностью, импровизационностью. Наблюдать за молодыми исполнителями, занятыми в спектакле, доставляет немалое удовольствие. Водевиль — старинный, датировав 1842 годом. И бесхит­ ростность сюжета дает повод постановщику Елене Олениной как бы сочинять свою «историю», которая бы компенсирова­ ла незатейливость комедии. В зале звучит голос помощника режиссера (он выполняет сугубо закулисные функции), при­ глашающего актеров приготовиться к выходу на публику. Таким образом нам дают понять, чтобы никакого «правдопо­ добия», «реализма» мы не ждали. Зрителям предлагается розыгрыш, нечто поверх и сверх всевозможных недоразуме­ ний, случившихся в доме Дурандас. Простенький водевиль в итоге оборачивается и оперет­ той, и балетом, и пьесой, и вообще — свободным балаганом. Понятно, с обязательным и вскользь, ненароком, подчерки­ ванием театральности зрелища. «Переживательные» момен­ ты утрируются; отстранение, отсебятина, реплики привет­ ствуются. Подобная «синтетичность», понятно, подразуме­ вает недюжинные усилия артистов. Сложно было на репети­ циях. Сейчас все должно получаться словно само собой. Нужный тон сразу же задает Маргарита Романова — слу­ жанка Роза. Образ вызывающе иллюстративен. И далее: по­ чему госпожа Дурандас (Мария Колычева) по возвращении с гулянья предстает в черном наряде — по существу, остается загадкой, которая лишь частично объясняется в последую­ щих диалогах. Куда важнее, однако, что Колычева воплоща­ ет роль через балетную пластику, при каждой возможности демонстрирует причудливо-комичные телодвижения. Зато с господином Дурандас все более-менее ясно, Николай Билько весело преображается в старика-сластолюбца. Но и остальные персонажи водевиля — еще «цветочки* по сравнению с «ягодкой», главным его украшением, при­ казчиком без места Котильяром (Роман Тасенко). Как по­ нятливо-шустрому щенку позволяют резвиться без поводка, так и Роману будто дано разреЩение играть, невзирая на рамки режиссерского задания. Молодой артист раскрепощен, а куража и, опять же в позитивном смысле, артистической наглости ему хватает. То, что делает Роман, относится к об­ ласти театральной клоунады. А объект дуракаваляния — жен­ щины. Котильяр-Тасенко не обходит вниманием ни одну из них на сцене, а в паузах не раз спускается в партер, где дарит благосклонность симпатичным зрительницам. ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА Маргарита Романова и Роман Тасенко в спектакле «Заколдованная яичница». В лице Котильяра показан очередной вариант главного любовника всех времен и народов — Дон Жуана. Причем Котильяр поставлен в труднейшие условия. На предельно суженном комнатном простргшстве он крутит амуры аж с тремя прелестницами! Поэтому, сколь бы приказчик ни был легок в отношениях с прекрасным полом, ему приходится нелегко. Он едва успевает «разруливать ситуацию». Водевильный жанр не располагает к философствованию и самопознанию героев. Так что Котильяр — Дон Жуан лишь номинально, комнатного розлива, начисто лишенный реф­ лексии. Елена Оленина — режиссер остро, нестандартно мысля­ щий. Но жаль, что она не исхитрилась и не внедрила в текст водевиля какой-нибудь фрагмент из многочисленных пьес о Дон Жуане. Ведь совмещение различных и в чем-то схожих произведений практикуется в современном театральном ис- кусртве. Но это, понятно, к слову. Режиссер — сам себе и своему сценическому детищу хозяин и в рецензентских сове­ тах не нуждается. Лучше сказать об умении и сохранить «чи­ стоту жанра», и посмотреть на старинную комедию сегод­ няшним взглядом. Чего, к примеру, стоит фраза Котильяра: «Любите ли вы яичницу так, как люблю ее я?» — незлоби­ во-пародийная ссылка на известное высказывание Белинс­ кого о театре... Первый показ водевиля его создатели посвятили 20-ле­ тию творческого союза Липецкого академического театра с известными московскими художниками Ольгой Твардовской и Владимиром Макушенко. Эти мастера начали сотрудни­ чать с труппой, руководимой Владимиром Пахомовым, с 1985 года. Столичным художникам принадлежит оформление «За­ колдованной яичницы». Оно выполнено в стиле «модерн» рубежа XIX-XX веков. Вроде бы — несовпадение со време­ нем создания пьесы. Ну и что? Зато «картинка» спектакля красива и являет собой очередной характерный для него «сво­ бодный прием». Константин КЛЮТКИН. победой! Лавры лауреата «Перекресток» не испортили с двумя дипломами — победителя и призера — вернулся в Елецкий район из Дагомыса, где проходил Международ­ ный фестиваль детского творчества «В мире танца», коллек­ тив «Перекресток» Дома культуры поселка Ключ Жизни. Юные эстрадные танцоры стали лучшими в номинации «Со­ временная хореография» и вторыми — в исполнении приве­ зенного номера. На сцене их соперниками были сильные и уже сложившиеся эстрадные танцевальные группы из мно­ гих регионов России, ближнего и дальнего зарубежья. Между тем творческий коллектив из шести сельских школьниц совсем молод — ему нет и двух лет, но под руко­ водством своего хореографа Андрея Кислых девчата сумели добиться высокого профессионализма и зрительских симпа­ тий. Всемерную поддержку юным талантам оказывает сель­ ский муниципалитет. Его глава Герман Савченко изыскал средства в поселковом бюджете для поездки на престижный конкурс. А по возвращении из Дагомыса школьницы заяви­ ли хореографу: репетировали три раза в неделю, желаем те­ перь — четыре!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz