Липецкая газета. 2006 г. (г. Липецк)
2 3 н о я б р я 2 0 0 6 г . , № 2 2 6 ( 2 2 8 5 4 ) ЛИПЕЦКАЯ г а з е т а ^Сотрудничество Путь в Поднебесную лежит через Елец ЕГУ имени И. А. Бунина вот уже несколько лет активно устанавливает и расширяет международные связи. У классического университета из Ельца партнеры в Болгарии, Германии, Франции. Теперь в этом далеко не ^ полном списке —представители Китая. ^ Первый проректор по учебной части Андрей Зайцев и проректор по научной работе Евгения Герасимова, побывав шие в Поднебесной в составе делегации Липецкой области на мероприятиях, связанных с закрытием года России в КНР, вернулись оттуда не с пустыми руками. Ими заключен дого вор о сотрудничестве с институтом русского языка “Дружба” в городе Харбине, являющемся ведущим в подготовке ки тайских специалистов, владеющих русским языком. При чем обучать иностранному языку будут не только студентов младших курсов, но также аспирантов и докторантов. От крыт путь в Китай и елецким студентам, желающим овла деть китайской лексикой и грамматикой. Появление представителей ЕГУ в составе российской де легации не случайно: китайская сторона заочно познакоми лась с различными аспектами научной деятельности вуза и заинтересовалась рядом исследований, например в области физики конденсированного состояния. Ельчане предполага ют, что и поиск партнеров по магнитооптическим исследова ниям завершится результативно, а их научные разработки получат поддержку российских и китайских фондов фунда ментальных исследований. Не меньший интерес вызвала у китайской стороны работа сельскохозяйственного факульте та ЕГУ в области современных технологий сельского хозяй ства, в частности производстве экологически чистой продук ции. Удалось заключить предварительное соглашение и с мос ковской фирмой “Дергачев”, которая занимается внедрени ем изобретений в области автомобильного и железнодорож ного транспорта. Москвичей заинтересовали разработки сту денческого конструкторского бюро, созданного три года на зад профессором, кандидатом технических наук Евгением Сливинским. И руководитель бюро, и его молодые Кулиби ны получили приглашение войти в творческую группу по созданию нового железнодорожного вагона, аналогов кото рому нет сегодня в мире. Такое внимание к СКВ неудивительно: около сотни раз работок студентов-изобретателей применяются на Елецком отделении Юго-Восточной железной дороги филиала ОАО “РЖД” и промышленных предприятиях Ельца, заводе “Гид ропривод”, электромеханическим заводе “РЖД”. За несколько лет существования СКВ воспитанники Сливинского предло жили различные варианты модернизации колёсно-моторных блоков локомотивов, разработали устройства, исключающие возможность самодвижения вагонов в отцепленном состоя нии, а также создали тормозные устройства для высокоско ростных поездов. Помимо этого студенты разработали при способления для скашивания растительности на железнодо рожных путях и механизмы, пакетирующие мусор в пасса жирских вагонах, что заметно улучшает экологию террито рии поблизости железнодорожного полотна. Милада ФЕДЮКИНА. преддверии Международного Дня инвалидов Ц| rJ. 1 li Поможем всем миром Уважаемые руководители предприятий и организаций! Приближается Международный День инвалидов. Он от мечается во всех странах мира 3 декабря. Нет на Земле человека, способного застраховать себя от жестокой воли судьбы, не позволяющей ощущать полную радость жизни. Болезнь бесповоротно вершит свой суд, при ковывает к постели, инвалидной коляске. По данным ООН, каждый десятый на планете — инва лид. Чуть ли не в каждой семье есть человек с ограниченны ми возможностями. Среди инвалидов-липчан, в той или иной степени утративших способность к самостоятельной жизне- 'деятельности, много потерявших зрение: около 3-х тысяч человек лишены дара видеть мир. Искреннее сочувствие вы зывают наши маленькие горожане — дети-инвалиды, кото рых в Липецке более 1600 человек. Потеряв здоровье, осознавая сйою беспомощность, непо хожесть, они замыкаются в себе. Их круг общения — род ные и близкие, их стороны света — четыре стены. Инвалиды и дети-инвалиды — самые уязвимые наши со граждане. Они в первую очередь ощущают все последствия непродуманных реформ законодательства и сложности пре образования экономики нашего государства. Однако, несмот ря на это, сегодня люди с ограниченными возможностями стремятся жить активно, с пользой для общества. Они де монстрируют всем, что при равных условиях в получении образования, профессиональной подготовке, при наличии технических средств и специальных услуг — инвалиды мно гое могут дать своим семьям и окружающим. Задача общества — откликнуться на это стремление, сде лать доступными для инвалидов объекты социальной инф раструктуры. Наша обязанность — создать такие условия, при которых люди с ограниченными возможностями будут участвовать в общественных мероприятиях, принимать зна чимые для всего общества решения. Департамент социальной защиты населения администра ции г. Липецка просит оказать посильную благотворитель ную помощь этим людям, привнести в их дом тепло, заботу и внимание. Вспомните и о тех, кто много лет трудился на ваших предприятиях и в организациях, кто лишился воз можности самостоятельно содержать семью, счастья видеть краски мира, прогуливаться по милым сердцу уголкам лю бимого города... Своим участием вы сотворите вокруг себя искреннюю ат мосферу взаимопонимания, заслужите доброе отношение, укрепите веру людей с ограниченными возможностями в идеалы добра и милосердия. Департамент социальной защиты населения администрации г. Липецка. ^Выставки Космос в интерьере Он хорошо помнит своего прадеда, который видел Наталью Николаевну Пушкину. Рассказывая об этом на встрече с липецкими журналистами, Илларион Голицын словно бы приглашал собеседников удивиться вместе с ним. Ведь вот, в сущности, как все близко, прямо рукой подать: Пушкин, судьба древнего рода Голицыных, чьими взлетами, падениями, трагедиями, славой, опалой отмечены поворотные точки в истории страны, и мы, живущие вдвадцать п первом веке. То, что у народного ху дожника России, академика, лауреата Государственной премии прозвучало попутно, мимоходом, пожалуй, в дей ствительности дает универ сальное объяснение духовной доминанты, главных мотивов его творчества. Среди девяно ста живописных, графичес ких, скульптурных произве дений, привезенных им для выставки в нашей картинной галерее, нет собственно исто рических работ. Многие вещи и названы-то нейтрально: «Сад с лестницей», «Светлое окно», «Красный интерьер». Словно изощренного мастера занимали cy i^ o формальные, экспериментальные возмож ности и задачи его искусства. Только это не так. Холсты Голицына рождались на пе ресечении исповеди о себе, о глубоко сокровенном, интим ном и памяти о прожитом и пережитом несколькими по колениями русских людей. Непосредственных, демон стративных обращений к ис торическим событиям крайне м£ 1 ло. Хотя, надо признать, такие картины у художника есть, они захватывают и тре вожат честностью, мудрос тью, состраданием и муже ством. В первую очередь, на верное, это необычный семей ный портрет «Трубецкие». Женщины, мужчины, дети на каком-то лугу или в поле, вд£ 1 леке за их спинами храм, все сквозит светом, голубиз- Илларион Голицын в окружении своих работ. ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ НОЙ неба, перекликается с колоритом церковных роспи сей, простотой и чистотой жи тийных повествований. А на каждом из персонажей — надпись. На одном — «Воин», на другом — «Зэк». И даты смерти. Изображение про зрачное, миражное. Такое ощущение, что эти красивые, соединенные друг с другом генами и эпохой люди вот-вот исчезнут, истают в ясной и тихой воздушной синеве... Гораздо чаще, однако, Илларион Голицын пишет всего лишь интерьеры. Сте на комнаты, увешанная ста ринными портретами, икона ми, повторяется у него осо бенно настойчиво. Иногда он населяет помещение детьми. То мальчик пытается достать с буфета допотопную безде лушку. То несколько маль чиков и девочек сидят или стоят у стола, а их обступает все та же память о прошлом дома, семьи, предков, запе чатленная давно умершими художниками. Голицын признается, что еще ребенком был влюблен в комнаты, в пространство, где обитает человек. «Я как бы коллекционирую помеще ния, в которых живут люди», — говорит он. и эти помещения у него становят ся микрокосмосом, откуда открываются выходы в боль шой космос — времени, близ кой и далекой истории, в мир природы и духа. В свои семьдесят восемь лет художник, собравший, кажется, все возможные на грады и звания, чужд само успокоенности и величия мэт ра. Так же, как в шестидеся тые годы, когда он с едино мышленниками дерзко отвер гал каноны заглаженного, парадного, показушного соц реализма, обновлял язык тог дашнего искусства, Голицын с молодой, даже детской лег костью пробует себя в новом материале, непривычной тех нике. Творчество для него нередко сродни игре. Вот он берет известняк, кусок дере ва, металлический стержень и с ребяческим азартом, лю бопытством — а что у меня выйдет? — делает прелестные скульптуры, мальчишеские головы, животных. Или рас писывает собственноручно распиленные известняковые плиты акварельными краска ми. Получается нечто вольно или невольно стилизованное, напоминающее музейные эк спонаты, извлеченные архео логами из земли, из-под об ломков разрушенных тысяче летия назад городов. Но вме сте с тем это очень живое, се годняшнее, согретое сердцем и умными, добрыми руками нашего современника. Нынешняя выставка осо бая. Она не уместилась в кар тинной галерее. Проект из начально был задуман для двух выставочных залов. В галерее демонстрируются ра боты Голицына, а через до рогу наискосок, в Доме Мас тера — живопись его жены, тонкой художницы Валенти ны Куцевич. На пресс-конфе ренции она сказала о своем неизменном пристрастии к городским мотивам. Улицы, толпы людей, фары машин, автобусные ос тановки, мгновения повсед невности, обретающие под кистью Валентины Владими ровны неожиданную значи мость и весомость. То, что именуется непритязательным словом «жанр», приподнима ется ею над бытом, выводит ся за рамки, так сказать, живописного репортажа или зарисовки, включается в кон текст вечной культуры, тра диции, меняет смысл благо даря благородству колорита, композиции, наконец, скры той метафоричности мышле ния Валентины Куцевич. В разговоре с московски ми художниками мои колле ги, естественно, интересова лись, каким образом два мас тера, чьи работы готовы по казывать (и показывают) лю бые прославленные галереи в России и за рубежом, согла сились приехать в провинци альный Липецк, да к тому же представили столько лучших своих произведений. И тут выяснилось, что гостей свя зывает с нашим городом, его художниками, музейщиками долгая, проверенная десяти летиями дружба. Илларион Голицын говорил, как его трогает и подкупает чуткость липецких коллег и друзей к настоящему искусству. А еще ему очень нравится отрестав рированное здание картинной галереи. По словам академи ка, созданные им работы орга нично, родственно вписались в атмосферу старого особня ка, чьи стены обогащают и усиливают восприятие хол стов, скульптур, акварелей. И. НЕВЕРОВ. ДЕЛОВОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ОАО «ГАЗ» и Торговый Дом «Русские машины» приглашают к сотрудничеству в сф ере продвижения, реализации и технического обслуживания продукции марки «ГАЗ» в городах: Липецк, Белгород, Ульяновск, Самара, Казань, Курск ГРТППА I Г 7 4 О О О « Т Д « Р У С С К И Е М А Ш И Н Ы » тел.: (8312) 77-90-2в, 90-82-43 факс: (8312) 95-91-80, 95-02-10 e-mail: daa.aoutherusma.ru www.gaz.ru З а р а б а т ы в а й т е с н а м и б о л ь ш е ! ^Театральные премьеры Дон Жуан комнатного розлива Это называется —свободная форма, открытый прием. Новая постановка Липецкого академического театра имени Л.Н. Толстого — водевиль «Заколдованная яичница, или Глаз видит, да зуб неймет» Ф. Довера и А. Буайе — притягивает, увлекает раскованностью, импровизационностью. Наблюдать за молодыми исполнителями, занятыми в спектакле, доставляет немалое удовольствие. Водевиль — старинный, датировав 1842 годом. И бесхит ростность сюжета дает повод постановщику Елене Олениной как бы сочинять свою «историю», которая бы компенсирова ла незатейливость комедии. В зале звучит голос помощника режиссера (он выполняет сугубо закулисные функции), при глашающего актеров приготовиться к выходу на публику. Таким образом нам дают понять, чтобы никакого «правдопо добия», «реализма» мы не ждали. Зрителям предлагается розыгрыш, нечто поверх и сверх всевозможных недоразуме ний, случившихся в доме Дурандас. Простенький водевиль в итоге оборачивается и оперет той, и балетом, и пьесой, и вообще — свободным балаганом. Понятно, с обязательным и вскользь, ненароком, подчерки ванием театральности зрелища. «Переживательные» момен ты утрируются; отстранение, отсебятина, реплики привет ствуются. Подобная «синтетичность», понятно, подразуме вает недюжинные усилия артистов. Сложно было на репети циях. Сейчас все должно получаться словно само собой. Нужный тон сразу же задает Маргарита Романова — слу жанка Роза. Образ вызывающе иллюстративен. И далее: по чему госпожа Дурандас (Мария Колычева) по возвращении с гулянья предстает в черном наряде — по существу, остается загадкой, которая лишь частично объясняется в последую щих диалогах. Куда важнее, однако, что Колычева воплоща ет роль через балетную пластику, при каждой возможности демонстрирует причудливо-комичные телодвижения. Зато с господином Дурандас все более-менее ясно, Николай Билько весело преображается в старика-сластолюбца. Но и остальные персонажи водевиля — еще «цветочки* по сравнению с «ягодкой», главным его украшением, при казчиком без места Котильяром (Роман Тасенко). Как по нятливо-шустрому щенку позволяют резвиться без поводка, так и Роману будто дано разреЩение играть, невзирая на рамки режиссерского задания. Молодой артист раскрепощен, а куража и, опять же в позитивном смысле, артистической наглости ему хватает. То, что делает Роман, относится к об ласти театральной клоунады. А объект дуракаваляния — жен щины. Котильяр-Тасенко не обходит вниманием ни одну из них на сцене, а в паузах не раз спускается в партер, где дарит благосклонность симпатичным зрительницам. ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА Маргарита Романова и Роман Тасенко в спектакле «Заколдованная яичница». В лице Котильяра показан очередной вариант главного любовника всех времен и народов — Дон Жуана. Причем Котильяр поставлен в труднейшие условия. На предельно суженном комнатном простргшстве он крутит амуры аж с тремя прелестницами! Поэтому, сколь бы приказчик ни был легок в отношениях с прекрасным полом, ему приходится нелегко. Он едва успевает «разруливать ситуацию». Водевильный жанр не располагает к философствованию и самопознанию героев. Так что Котильяр — Дон Жуан лишь номинально, комнатного розлива, начисто лишенный реф лексии. Елена Оленина — режиссер остро, нестандартно мысля щий. Но жаль, что она не исхитрилась и не внедрила в текст водевиля какой-нибудь фрагмент из многочисленных пьес о Дон Жуане. Ведь совмещение различных и в чем-то схожих произведений практикуется в современном театральном ис- кусртве. Но это, понятно, к слову. Режиссер — сам себе и своему сценическому детищу хозяин и в рецензентских сове тах не нуждается. Лучше сказать об умении и сохранить «чи стоту жанра», и посмотреть на старинную комедию сегод няшним взглядом. Чего, к примеру, стоит фраза Котильяра: «Любите ли вы яичницу так, как люблю ее я?» — незлоби во-пародийная ссылка на известное высказывание Белинс кого о театре... Первый показ водевиля его создатели посвятили 20-ле тию творческого союза Липецкого академического театра с известными московскими художниками Ольгой Твардовской и Владимиром Макушенко. Эти мастера начали сотрудни чать с труппой, руководимой Владимиром Пахомовым, с 1985 года. Столичным художникам принадлежит оформление «За колдованной яичницы». Оно выполнено в стиле «модерн» рубежа XIX-XX веков. Вроде бы — несовпадение со време нем создания пьесы. Ну и что? Зато «картинка» спектакля красива и являет собой очередной характерный для него «сво бодный прием». Константин КЛЮТКИН. победой! Лавры лауреата «Перекресток» не испортили с двумя дипломами — победителя и призера — вернулся в Елецкий район из Дагомыса, где проходил Международ ный фестиваль детского творчества «В мире танца», коллек тив «Перекресток» Дома культуры поселка Ключ Жизни. Юные эстрадные танцоры стали лучшими в номинации «Со временная хореография» и вторыми — в исполнении приве зенного номера. На сцене их соперниками были сильные и уже сложившиеся эстрадные танцевальные группы из мно гих регионов России, ближнего и дальнего зарубежья. Между тем творческий коллектив из шести сельских школьниц совсем молод — ему нет и двух лет, но под руко водством своего хореографа Андрея Кислых девчата сумели добиться высокого профессионализма и зрительских симпа тий. Всемерную поддержку юным талантам оказывает сель ский муниципалитет. Его глава Герман Савченко изыскал средства в поселковом бюджете для поездки на престижный конкурс. А по возвращении из Дагомыса школьницы заяви ли хореографу: репетировали три раза в неделю, желаем те перь — четыре!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz